Виды туризма

30 июня 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I
0 1600 0

Федерация спортивного туризма Республики Татарстан 

ОТЧЁТ 

o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута 

 I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау, совершенном самостоятельной группой туристов из г. Казань и Кемерово 

в период с 9 по 23 августа 2020 года. 

Маршрутная книжка № 4 – ФСТ/20 

Руководитель группы: 

Ермолаев Кирилл Алексеевич 

650060, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Ленинградский, д. 21, кв. 154 

Моб. тел.: +79991576372 

E-mail: kiril-ermolaev@yandex.ru 

Маршрутно-квалификационная комиссия     ФСТ РТ      рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю категорией сложности. 

Отчёт использовать в библиотеке       ФСТ РТ          

Судья маршрутной квалификации (подпись) (Фамилия, И.О.) 

 

Штамп МКК 

 

Казань, 2020 г. 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ 

Проводящая организация 

Нет 

 

Место проведения похода 

Маршрут проходил по хребтам Тигир-Тиш и Кузнецкий Алатау в регионе 

Кузнецкий Алатау, по территории Кемеровской области и Республики Хакасия. 

 

Общие сведения о маршруте 

 

Вид туризма 

Категория сложности 

Протяжённость активной части, км 

Продолжительность, дней 

Сроки проведения 

общая 

активная 

часть 

пешеходный 

первая 

101,2 

15 

10 

9.08- 

23.08.2020 

 

Подробная нитка маршрута Заявленная 

Казань – Новокузнецк – ст. Лужба – п. Амзас – р. Амзас – пер. Крутой (1550, н/к) 

– р. Мал. Казыр – пер. Междуказырский (1320, н/к) – 3-й прав. пр. р. Бол. Казыр – пер. Маланкой (1706, 1А) – оз. Хунухузух – р. Бол. Хунухузух – р. Мал. Хунухузух – оз. Харатас – г. Старая Крепость (2217, н/к, рад) – траверс г. Верхний Зуб (2178, 1А) – р. Верх. Тайжасу – р. Ниж. Тайжасу – р. Озёрная – пер. Лавинный (1690, 1А) – руч. Высокогорный – р. Мал. Казыр – р. Амгуй – р. Амзас – п. Амзас – ст. Лужба – Новокузнецк – Казань 

Фактическая 

Казань – Новокузнецк – ст. Лужба – п. Амзас – р. Амзас – пер. Крутой (1550, н/к) – руч. Крутой – р. Мал. Казыр – лев. исток р. Мал. Казыр – пер. НГПИ (1708, 1А) – оз. Харлыгколь – р. Мал. Хунухузух – р. Бол. Хунухузух – оз. Хунухузух – пер. Караташский (1570, н/к) – р. Мал. Казыр – руч. Куприяновский – пер. Шорский (Алгуйский) (778, н/к) – р. Алгуй – р. Амзас – п. Амзас – ст. Лужба – Новокузнецк – Казань 

 

Определяющие участки маршрута 

Вид препятствия 

Категория трудности 

Характеристика препятствия 

Путь или способ прохождения 

 

переправа 

 

1А 

р. Амзас, ширина 10 м, глубина 0,6 м, течение 1,5 м/с, дно 

каменистое 

 

стенкой по трое 

 

переправа 

 

1А 

р. Амзас, ширина 8 м, глубина до 0,8 м, течение до 2 м/с, дно каменистое 

по одному с самостраховкой, 

девушки с подстраховкой 

 

 

 

 

 

переправа 

 

 

 

 

н/к 

ручьи Крутой, Высокогорный, Куприяновский, Верх. и Ниж. Длинные (все – левые притоки Мал. Казыра) 

прав. исток р. Мал. Казыр, р. 

Мал. Хунухузух и Бол. 

Хунухузух 

Для всех: дно каменистое, ширина от 4 до 8 м, глубина 0,4- 

0,5 м, течение до 1,5 м/с 

 

 

вброд с самостраховкой (Высокогорный, Крутой) или по камням и брёвнам 

 

перевал Крутой 

 

н/к 

1550 м, осыпной, средний курум до 30° на подъём, мелкий и средний на спуск, первые 30-40 м 

спуска – мелкая сыпуха до 40° 

СЗ-ЮВ, с 

самостраховкой палками и ледорубами 

перевал Караташский 

н/к 

1570 м, травянистый с участками курума, идёт набитая тропа 

по тропе с подстраховкой палками 

перевал 

Шорский 

н/к 

778 м, лесной, идёт набитая 

тропа 

по тропе 

 

 

 

перевал НГПИ 

 

 

 

1А 

1708 м, скально-осыпной, определяющий склон северный, 

мелкая и средняя осыпь с пологими полочками, внизу взлёта участок легких скал, далее крупный и средний курум на моренном валу до спуска к гребню между оз. Харлыгхоль и 

безымянным 

подъём на пер. 

Караташский, далее траверс на седловину пер. НГПИ и спуск с самостраховкой палками и ледорубами по определяющей стороне на С 

 

 

Состав группы 

 

 

ФИО 

Год рождения 

 

Адрес 

Место 

работы/учёб ы 

 

Опыт 

Обязанность в группе 

 

Ермолаев Кирилл Алексеевич 

 

 

1998 

 

г. Кемерово, пр. 

Ленинградский 21, кв. 154 

 

КФУ, студент- бакалавр (окончил в 2020) 

Киргизский хр. – 3ГУ, 2018 г. 

Алтай, СЧХ – 2ПУ, 2017 

г. 

Южный Урал – 1ПР, 2019 г. 

 

 

руководитель 

 

Чечубалин Антон Петрович 

 

 

1999 

 

г. Казань, ул. Бутлерова 6, 

кв. 701 

 

КФУ, студент- бакалавр 

Марий Эл – 1ПР, 2019 г. Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. 

Кировская обл. – 1ПУ, 2018 г. 

 

 

фотограф 

Федорова Валентина Валерьевна 

 

1998 

г. Казань, ул. Пушкина 32, 

кв. 396 

КФУ, студент- бакалавр (окончила в 2020) 

Кировская обл. – 1ПУ, 2018 г. 

Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. 

 

завхоз 

 

Синичкин Андрей Александрович 

 

 

1995 

 

г. Казань, ул. Айдарова 6, кв. 

41 

Компания GDC (ICL 

Services), инженер- 

программист 

Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. 

Марий Эл – 1ПУ, 2016 г. 

 

 

ремонтник 

 

Чухнова Елизавета Яковлевна 

 

 

1997 

 

г. Казань, ул. Айдарова 6, кв. 

41 

Компания GDC (ICL 

Services), системный 

аналитик 

 

Киргизский хр. – 3ГУ, 2018 г. 

 

 

хронометрист 

 

Загидуллин Артур Александрович 

 

 

1993 

 

г. Казань, ул. Пржевальского 2, кв. 208 

 

 

КФУ, аспирант 

Приэльбрусье – 1 с эл. 3У (горный, пер. 1Б, вер.2А), 2018 г. 

Западный Кавказ – 2У(горный, 1Б), 2019 г. 

 

 

медик 

 

Место хранения отчёта и всех материалов к нему 

Отчёт хранится в библиотеке ФСТ РТ. Фото и видеоматериалы находятся у руководителя. 

 

Выпускающая МКК 

Поход рассмотрен МКК федерации спортивного туризма Республики Татарстан, код 116-00-535550000. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

 

Общая идея похода 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

От сезона 2020 года надо было взять по максимуму, поэтому, как только открылись регионы, и ФСТ дала разрешение на выпуск групп, мы решили пройти поход по доступному и классическому району. 

Основной целью похода являлась подготовка команды для походов более высоких категорий. Поэтому маршрут был выбран насыщенный, с возможностью передвижения по разному типу протяжённых препятствий. Так как в команде собрались, в основном, студенты, подъезды в район надо было удешевить, при этом сохранив в нитке маршрута различные по проходимости участки и интересные перевалы и вершины. Так и остановились на Кузнецком Алатау, как доступном, интересном и красивом районе. 

 

Краткое описание района проведения маршрута 

Географические особенности 

Кузнецкий Алатау представляет собой горную страну субмеридиональной ориентировки, являющуюся одним из звеньев пояса гор Южной Сибири. Общая протяжённость её составляет 350 км. Кузнецкий Алатау не образует единой, вытянутой в одном направлении системы горных хребтов, а составлен группой разноориентированных отдельных гряд и массивов. Наиболее значительные отметки высот сосредоточены в южной части Кузнецкого Алатау - хребтах Тигир-Тиш и Кара-Тас, где они превышают 2000м. (г. Бол.Зуб - 2045 м, г. Молния - 2137 м, г. Верхний Зуб - 2178 м и др.). В хребте Кара-Тас находится высшая точка всего Кузнецкого Алатау – г. Старая Крепость высотой 2217 м. 

Характерной чертой рельефа Кузнецкого Алатау является сочетание типично гольцовых и плоских вершин с фоном обширных выровненных водоразделов - следов бывшего пенеплена. Альпийский рельеф в целом имеет ограниченное распространение и наиболее ярко выражен в хребте Тигир-Тиш. Отличительной особенностью Кузнецкого Алатау является широкое развитие каменных россыпей. Курумы почти сплошь покрывают вершины и значительную часть склонов хребтов Тигир-Тиш, Кара-Тас, Терень-Казырский до высоты 1100-1200 м, а отдельные курумные поля опускаются ещё ниже. Многие вершины, массивы и хребты Кузнецкого Алатау выходят за пределы верхней границы леса, высота которой в его южной части составляет 1400-1450 м. Склоны гор и перевалов северной и северо-западной ориентировки более крутые и отвесные. 

Гидрографическая сеть Кузнецкого Алатау хорошо развита. Почти все реки относятся к бассейну р. Оби. На характере речных долин сказывается асимметричность строения Кузнецкого Алатау. Долины западного склона имеют V-образные поперечные профили и отличаются крутым падением, нередко текут по коренным породам, образуя пороги и водопады. Реки восточного склона имеют широкие, хорошо разработанные долины, иногда с совершенно плоским дном, заполненным аллювиальными отложениями (характерный пример – верховья р. Кара-Тас). 

Широкое распространение, особенно в южной и центральной частях Кузнецкого Алатау имеют горно-ледниковые озёра. Только в верховьях бассейна р. Кара-Тас их более 50, образование большинства из них связанно с деятельностью древних ледников. 

Современное оледенение Кузнецкого Алатау представлено малыми формами. Известен 91 ледник общей площадью 6,79 кв. км, из них только 19 имеют размеры 0,1 кв. км и более. 

Район хорошо освоен в туристском отношении, очень популярен для проведения походов 1-3 кс. Сюда также приезжает огромное количество «диких» туристов и любителей отдыха на природе. 

 

Растительный и животный мир 

Фауна млекопитающих Кузнецкого Алатау включает в себя 65 видов. Ядро фауны Кузнецкого Алатау составляют таёжные формы. Это бурозубка крошечная, крупнозубая, бурая, крот алтайский, бурундук, красно-серая полёвка и обыкновенная полёвка, барсук, выдра, бурый медведь, лисица обыкновенная, волк и лось, косуля. Из птиц распространены: глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень, буроголовая и черноголовая гаички, длиннохвостая синица, дятлы. На горных реках самым обычным видом является большой крохаль, а по старицам и тихим протокам гнездятся чирки-свистунки, чирки-трескунки, реже кряквы, шилохвости, чёрный коршун. Особенно выделяются своим орнитологическим комплексом субальпийский пояс и горные тундры, которые представлены частично тибетскими и арктическими видами: тундряной куропаткой, горным коньком, альпийской и гималайской завирушками, гималайским вьюрком. В горных тундрах и субальпийских лугах гнездятся горный дупель, коростель, перепел, тетерев, бекас и хрустан. Для кедровых и пихтовых редколесий характерны дрозды: рябинник, сибирский, бледный, краснозобый, певчий, а также варакушка, бурая пеночка, полевой лунь. Фауна рыб состоит из 13 видов. Это многочисленный в горных реках сибирский хариус, а также некогда обычные ленок и таймень, ставшие теперь достаточно редкими. Численность рыб – обитателей медленно текущих вод – невысока. Широко распространены елец, гольян, пескарь, голец и подкаменьщик. 

Преобладает горнотаёжная растительность (темнохвойная тайга из пихты сибирской и сибирского кедра, местами с примесью ели сибирской, реже светлохвойная тайга из сосны лесной и лиственницы сибирской). В примеси к хвойным породам распространены осина и берёза бородавчатая, образующие также самостоятельные насаждения. Выше 1800—2000 м 

— субальпийские луга, кустарниковые, мохово-лишайниковые и каменистые горные тундры. В лесном и частично степном поясах низкогорий по восточному макросклону Кузнецкого Алатау находятся типчаково-дриадовые тундростепи — травостой, в составе которого содержится ряд ледниковых реликтов. Широко распространена черника. 

Климат 

Климат континентальный. Конкретные цифры назвать трудно, так как они очень сильно меняются в зависимости от высоты, экспозиции склона и т.д. По данным метеостанции Центральный Рудник (495 м над уровнем моря) средняя январская температура равна здесь - 15,5 °С, средняя июльская температура + 16,5° С. Близкая к названной температура воздуха характерна для метеостанции Лужба (357 м над уровнем моря). Отличительной особенностью района является большое количество осадков - 800- 1500 мм в год (а в верхнем поясе гор более 2000 мм). Восточные склоны, лежащие в дождевой тени, увлажнены гораздо меньше (400-600 мм в год). На три летних месяца приходится до 30% годового количества осадков, наименьшее их количество обычно выпадает в январе - марте. 

Снежный покров образуется в конце октября и разрушается в середине мая, глубина его в среднем поясе гор достигается 3,5 м. На высоте снег лежит дольше. Основная масса снега к концу июня обычно сходит, после этого остаются лишь отдельные пятна, снежные поля. 

Наибольшие средние месячные скорости ветра наблюдаются в холодный период года и, особенно в переходные сезоны. Весной и осенью заметно возрастает повторяемость ветров со скоростью более 10-15 м/с. Наиболее велики скорости на вершинах гор. Здесь весьма часты ветры со скоростью более 25- 30 м/с. В летнее время нередки ураганные ветры со скоростью, превышающей 30-34 м/с. 

 

Расположение ООПТ, дислокация ПСО 

ООПТ на месте проведения маршрута нет. 

КСП «Амзас» находится на горе в пос. Амзас, регистрацию групп проводят на месте. Телефоны дежурных можно найти в интернете или они будут просто висеть на двери КСП, если будет закрыто. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 1 – Расположение КСП в п. Амзас 

 

Варианты подъезда и отъезда 

Мы добирались и отъезжали так (время всюду местное): 

Поезд 118 Москва-Новокузнецк из Казани отправляется 9.08 в 08:18, прибывает в Новокузнецк 11.08 в 07:37. В расписании и времени отправления внесены большие изменения, связанные с коронавирусом. Обычно поезд уходит из Казани в 2 часа ночи. На электричке 6886 в 08:14 до Междуреченска и через день 12.08 на электричке 6602 до ст. Лужба, со временем отправления 07:40, прибытия 09:22. 

Задержка в день обусловлена тем, что мы не попадали никак не утреннюю электричку до Лужбы, а дневная в тот день не ходила. М-да, причём попасть идеально было невозможно, так как поезд из Казани ходит через день и как раз никогда на нужную электричку не попадает. 

Обратно из Лужбы на электричке 6669 с отправлением 09:16, прибытием в Междуреченск в 11:07. Рейсовым автобусом (ходят каждые полчаса) до Новокузнецка, откуда поезд 117 Новокузнецк-Москва отправляется 21.08 в 22:05, прибывает в Казань 23.08 

в 16:22. 

В целом, все электрички каждый год могут менять расписание, и лучше сверяться с данными на стадии планирования подъезда. На лето 2020 года электрички района сведены в таблице ниже. 

Между Новокузнецком и Междуреченском ходит много междугородних автобусов, примерно каждый час отправляются от автовокзалов в этих городах. Время в пути около 2 часов. 

Наибольшие средние месячные скорости ветра наблюдаются в холодный период года и, особенно в переходные сезоны. Весной и осенью заметно возрастает повторяемость ветров со скоростью более 10-15 м/с. Наиболее велики скорости на вершинах гор. Здесь весьма часты ветры со скоростью более 25- 30 м/с. В летнее время нередки ураганные ветры со скоростью, превышающей 30-34 м/с. 

 

Расположение ООПТ, дислокация ПСО 

ООПТ на месте проведения маршрута нет. 

КСП «Амзас» находится на горе в пос. Амзас, регистрацию групп проводят на месте. Телефоны дежурных можно найти в интернете или они будут просто висеть на двери КСП, если будет закрыто. 

 

Рис. 1 – Расположение КСП в п. Амзас 

 

Варианты подъезда и отъезда 

Мы добирались и отъезжали так (время всюду местное): 

Поезд 118 Москва-Новокузнецк из Казани отправляется 9.08 в 08:18, прибывает в Новокузнецк 11.08 в 07:37. В расписании и времени отправления внесены большие изменения, связанные с коронавирусом. Обычно поезд уходит из Казани в 2 часа ночи. На электричке 6886 в 08:14 до Междуреченска и через день 12.08 на электричке 6602 до ст. Лужба, со временем отправления 07:40, прибытия 09:22. 

Задержка в день обусловлена тем, что мы не попадали никак не утреннюю электричку до Лужбы, а дневная в тот день не ходила. М-да, причём попасть идеально было невозможно, так как поезд из Казани ходит через день и как раз никогда на нужную электричку не попадает. 

Обратно из Лужбы на электричке 6669 с отправлением 09:16, прибытием в Междуреченск в 11:07. Рейсовым автобусом (ходят каждые полчаса) до Новокузнецка, откуда поезд 117 Новокузнецк-Москва отправляется 21.08 в 22:05, прибывает в Казань 23.08 

в 16:22. 

В целом, все электрички каждый год могут менять расписание, и лучше сверяться с данными на стадии планирования подъезда. На лето 2020 года электрички района сведены в таблице ниже. 

Между Новокузнецком и Междуреченском ходит много междугородних автобусов, примерно каждый час отправляются от автовокзалов в этих городах. Время в пути около 2 часов. 

Электричка 

Дни 

Отправление 

Прибытие 

Новокузнецк-Междуреченск 

6882 

ежедневно 

05:31 

06:55 

6886 

ежедневно 

08:14 

09:40 

6890 

ежедневно 

14:25 

16:06 

6894 

ежедневно 

18:13 

19:39 

Междуреченск-Новокузнецк 

6895 

ежедневно 

05:22 

06:46 

6881 

ежедневно 

08:36 

10:14 

6885 

ежедневно 

10:40 

12:04 

6891 

ежедневно 

17:47 

19:11 

6893 

ежедневно 

20:36 

22:16 

Междуреченск-Лужба 

6602 

ежедневно 

07:40 

09:22 

6670 

пн, ср, сб 

14:45 

16:30 

Лужба-Междуреченск 

6669 

пн, ср, сб(пт) 

09:16 

11:07 

6601 

ежедневно 

15:32 

17:20 

 

Аварийные выходы 

Аварийные выходы возможны только в п. Амзас. До талькового карьера ходит автобус. Однако в районе проведения расположена густая сеть туристских приютов, во многих из которых есть связь. Почти везде есть тропы, по которым можно перемещаться довольно быстро. 

 

День пути 

Маршрут 

1-4, 7-9 

по тропам в п. Амзас или ближайший приют 

5-7 

к приютам на р. Бельсу 

 

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ 

Даты 

Дни 

пути 

Участки маршрута 

км 

Способы 

передвижения 

14.08 

проход к оз. Хунухузух напрямую через пер. Караташский (1570, н/к) 

3 км 

пешком 

14- 

15.08 

3-4 

проход через пер. НГПИ (1708, 1А) к оз. Харлыгхоль – оз. Харатас 

10 км 

пешком 

16- 

17.08 

5-6 

оз. Харатас – пер. Козьи Ворота (1806, н/к) – р. Туралыг – пер. Кузбасс (1540, н/к) или траверс г. Тайжасу (1678, н/к) – р. Верх. 

Тайжасу 

15 км 

пешком 

18- 

7-8 

р. Ниж. Тайжасу – пер. Озёрный 

10 км 

пешком 

 

19.08 

 

(1550, н/к) – руч. Высокогорный 

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ 

  1. Из-за разлива р. Амзас после сильного ливня пришлось делать 2 незапланированных брода, чтобы обойти прижимы. 
  2. В ходе прохождения пер. Крутой выяснилось, что у одной из участниц паническое неприятие курумов Кузнецкого Алатау. Скорость движения резко замедлилась, было принято решение в дальнейшем обойти «курумные» перевалы по запасным вариантам, чтобы уменьшить количество курумов на пути следования. 
  3. Из-за длительной непогоды (1,5 дня) сидели под пер. Караташский, простой расчёт показал, что сделать круг через Козьи Ворота-Тайжасу - пер. Озёрный мы пройти не успеваем, было принято решение зайти в Золотую Долину по запасному варианту через пер. НГПИ и попробовать успеть сходить радиальный выход на в. Старая Крепость. На вершину мы не успели, движение по крупным осыпям всё также было очень медленным, поэтому просто решено было вернуться через пер. Караташский и по аварийному выходу вдоль Казыра на пер. Шорский и в Амзас. В дальнейшем, 2 дождливых дня и отсутствие тропы по р. Мал. Казыр показали, что решение было верным, и только так мы успели к поезду. 

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ 

Средняя продолжительность светлого времени суток (август) – 14 ч 30 мин. Восход солнца - 6:00, закат - 20:40 (по местному времени, примерно). 

 

Дата 

День 

пути 

Участки маршрута 

Протяженн 

ость, км 

ЧХВ 

Определяющие 

препятствия 

 

12.08 

 

ст. Лужба – п. Амзас 

1,3 

16 мин 

 

п. Амзас – долина р. Амзас 

14,1 

5 ч 6 мин 

Два брода р. Амзас (1А) 

 

 

 

13.08 

 

 

 

долина р. Амзас – левый приток р. 

Амзас 

3 ч 

 

подъём на пер. Крутой 

2 ч 45 

мин 

 

пер. Крутой (1550, н/к) 

спуск с пер. Крутой 

1,8 

1 ч 35 

мин 

 

 

14.08 

 

 

долина руч. Крутой 

4,7 

2 ч 22 

мин 

 

 

долина р. Мал. Казыр 

 

3,8 

1 ч 32 

мин 

Броды н/к руч. 

Крутой и Высокогорный 

 

15.08 

 

долина р. Мал. Казыр – лев. исток р. 

Мал. Казыр 

 

9,3 

2 ч 51 

мин 

Броды н/к левых притоков р. 

Мал. Казыр 

16.08 

ДНЁВКА из-за погодных условий 

 

17.08 

лев. исток р. Мал. Казыр – подъем на 

2,3 

57 мин 

 

 

 

 

пер. Караташский 

 

 

 

переход на пер. НГПИ 

2,1 

24 мин 

 

спуск с пер. НГПИ к оз. Харлыгхоль 

3,5 

2 ч 37 

мин 

пер. НГПИ (1708, 1А) 

долина р. Мал. Хунухузух 

2,7 

1 ч 

брод н/к р. Мал. 

Хунухузух 

 

 

 

 

18.08 

 

 

 

 

р. Мал. Хунухузух – р. Бол. Хунухузух 

4,2 

1 ч 52 

мин 

брод н/к р. Бол. 

Хунухузух 

вдоль р. Бол. Хунухузух к оз. 

Хунухузух 

32 мин 

 

 

подъём на пер. Караташский 

 

2,2 

1 ч 43 

мин 

пер. 

Караташский (1570, н/к) 

спуск с пер. Караташский 

2,8 

42 мин 

 

долина р. Мал. Казыр 

1,8 

30 мин 

 

 

19.08 

 

 

долина р. Мал. Казыр 

 

16,8 

 

5 ч 12 

мин 

броды н/к левых притоков р. 

Мал. Казыр 

(повторные) 

20.08 

долина р. Мал. Казыр 

1,6 

30 мин 

 

 

 

долина руч. Куприяновский 

1,9 

59 мин 

брод н/к руч. Куприяновский 

 

 

подъём на пер. Шорский 

1,7 

23 мин 

пер. Шорский (778, н/к) 

 

 

спуск с пер. Шорский 

1,3 

10 мин 

 

 

дол. р. Алгуй 

1 ч 32 

мин 

 

 

 

дол. р. Амзас – п. Амзас 

33 мин 

 

21.08 

10 

п. Амзас – ст. Лужба 

1,3 

15 мин 

 

Всего: 

101,2 км 

39 ч 18 

мин 

 

 

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 2 – Высотный график маршрута. Треугольники с цифрами – ночёвки и их номера. 

Общий перепад высот ΔH = 6,24 км. 

 

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА 

Примечание: время всюду указано местное (МСК +4); все указания сторон, если это не оговорено отдельно, орографические; интервалы времени – ЧХВ; используются географические координаты WGS 84. 

Красная сплошная линия на рисунках – пройденный путь. 

 

 

Дата: 12.08.2020 г. 

День пути: 1 

Погода за день 

солнечно 

пасмурно, прошла гроза 

переменная облачность 

Маршрут за день: ст. Лужба – п. Амзас – р. Амзас 

Пройденное расстояние, 

км: 15,4 

Общий перепад высот, м: 

+370 -50 

ЧХВ: 5 часов 22 минуты 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 3 – Дневной маршрут 

 

Ехали долго. К сожалению, поезд Москва-Новокузнецк и электричка на Междуреченск из-за вируса не согласовывались, как раньше, и следующая электричка в Междуреченск прибывала уже после отправления электропоезда на Лужбу. Поэтому пришлось ночевать в Междуреченске и утром уже садится на 6602. Был рабочий день, поэтому народу, как нам объяснили, ещё немного, нам даже удалось сесть и сложить рюкзаки на верхние полки. По словам местных, в выходные многим приходится ехать стоя. 

Электричка прибыла в Лужбу в 9.22. От станции надо немного (15 минут) пройти вверх по течению к лодочной переправе в Амзас. Переправляли 2 лодки, цена демократична 

– 50 руб/чел (Фото 1). Большинство сразу за переправой на берегу забирал «Урал», он возит людей до Талькового карьера, 300 руб/чел туда, 200 руб/чел обратно (так как вниз). Но нам 

было с ним не по пути: надо было заглянуть в КСП и отметиться, да и вообще идти по Амзасу, то есть по другой долине. КСП находится на горе на краю посёлка; пока отмечались, 

«Урал» уже ушёл (Фото 2). 

В Амзасе ловят Билайн и Мегафон, больше ничего. Но у Мегафона даже есть интернет. 

Выдвинулись в 10:42 по хорошей грунтовой дороге вверх по долине Амзаса (Фото 3). Через 50 минут и 2 хороших деревянных моста через Амзас дорога уходит по долине р. Алгуй, а мы переходим по маленькому мостику, обходим справа по ходу небольшую церквушку и встаём на тропу, ведущую вверх по левому берегу Амзаса. Через 5 минут тропа уводит нас на правый берег, тут через Амзас перекинут мостик. Далее тропа идёт по высокотравью, но легко читается (Фото 4), проходим 10 минут от мостика и в 11:47 встаём на обед на правом берегу р. Амзас, все-таки завтракали мы всухомятку в Междуреченске. Дрова есть. Погода отличная, не очень жарко, гнуса в это время уже нет. Координаты обеда: N 53°41′18.02″ E 88°55′13.82″. 

С обеда вышли в 13:18, через 48 минут дошли по тропе до приюта «Глухариный». По пути прошли ещё 2 мостика через Амзас (Фото 5), а небо затянуло тучами. У приюта перешли снова на левый берег. Ещё через 40 минут дошли до родника «Радоновая чаша», как раз тут приходит тропа с Талькового карьера. На привале нас накрыла сильная гроза, поднимающаяся по долине вверх, как и мы. Решили сильно не мокнуть под ней, подождали под полиэтиленом (Фото 6), через час она ушла выше, и мы спокойно выдвинулись вдогонку. 

Следующие 60 минут шли по тропе вдоль Амзаса, по пути пройдя несколько несерьёзных прижимов (Фото 7). Но упёрлись в серьёзный прижим. Тропа уходила дальше вверх по очень сырой скале с небольшими скользкими наклонными полочками под ноги, подниматься по ней с рюкзаками выглядело очень опасно. При нас навстречу по ней шли 2 человека без рюкзаков, причём один из них последний участок к тропе проехал кубарем вниз, заработав несколько синяков. Мы решили не испытывать судьбу на мокрой скале над прижимом и перейти вброд, тем более, на левом берегу виднелась тропа и место для стоянки. Место для брода выбрали на 5 метров ниже по течению от тропы, чтобы не попасть в глубокую часть у прижима. Бродили стенками по 3 человека, чтобы страховать девочек. Скорость течения была >1,5 м/с, глубина брода 0,6 м, ширина 10 м. Сложность переправы – 

1А (Фото 8). На выбор места и сам брод ушло 30 минут. 

После того, как первая тройка оказалась на целевом берегу, по тропе сзади подошла ещё одна группа, которая рассказала, что где-то в километре, если идти назад, с тропы есть небольшой поворот, который позволяет обойти этот прижим. К сожалению, нам это передали уже на целевом берегу, поэтому мы решили продолжать движение к приюту 

«Соболиный» по правому берегу, тем более, туда уходила слабо заметная тропка. 

В течение следующих 68 минут мы шли по правому берегу р. Амзас к приюту 

«Соболиный» по тропке, которая стала просто примятой травой, а затем и полностью пропала. В конце шли просто сквозь заросли, начали обходить прижим, поднялись на 50 м (Фото 9). Проведённая разведка показала, что прижим обойти за адекватное время невозможно и намного проще перейти на другой берег и снова встать на тропу. Долго искали место для переправы, глубина реки и скорость течения почти нигде не позволяли этого сделать безопасно без применения перил. В конце концов, за приемлемое время, нашли место для брода в точке N 53°44′06.54″ E 88°58′20.86″. 

Ширина реки в месте брода – 10 м, глубина на ключевом участке до 0,8 м, течение до 

2 м/с. Ключевой участок длиной 3 метра был у исходного берега, у него была максимальная глубина, при хорошем течении. Пришлось парням переправится по одному с самостраховкой, перенести рюкзаки отдельно и потом лично на ключевом участке страховать переходящих девушек. На саму переправу ушло около 20 минут. Сложность переправы – 1А (Фото 10, у руководителя есть видео). 

На противоположном берегу (левом) сразу у воды шла тропа, по которой мы прошли 25 минут вверх по реке до ближайшего удобного места под палатки. Встали на ночь в 20:35. Дрова есть. Координаты ночёвки: N 53°44′37.18″ E 88°58′29.69″. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 1. Лодочная переправа через Томь. На другом берегу виден местный автобус. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 2. Группа после переправы в пос. Амзас 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 3. Дорога от п. Амзас 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 4. Идём по тропе вдоль левого берега р. Амзас 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 5. Один из мостиков через р. Амзас 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 6. Пережидаем дождь у «Радоновой чаши» 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 7. Проходим небольшой прижим на р. Амзас. 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 8. Переправа через р. Амзас, вторая стенка 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 9. Пробираемся по зарослям правого берега 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 10. Вторая переправа через р. Амзас 

 

Дата: 13.08.2020 г. 

День пути: 2 

Погода за день 

солнечно 

солнечно 

переменная облачность 

Маршрут за день: р. Амзас – левый приток р. Амзас – пер. Крутой (1550, н/к) 

Пройденное расстояние, 

км: 9,8 

Общий перепад высот, м: 

+880 -330 

ЧХВ: 7 часов 20 минут 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 4 – Дневной маршрут 

 

 

8:20. 

Подъём дежурных в 6:00, общий в 7:00. Погода отличная, собрались быстро, вышли в 

 

Наш путь идёт по тропе, ведущей на Большой Зуб и пер. АЛКИС. Она хорошо 

читается, довольно глинистая и скользкая после вчерашнего дождя, с несколькими небольшими резкими подъёмами и спусками (Фото 11). За 2 часа доходим до устья небольшого левого притока р. Амзас, текущего с нашего перевала. Тропа уходит дальше по Амзасу, а мы сворачиваем на левый борт долины этого притока. 

Около часа идём траверсом склона левого борта долины, высокотравье и лес с участками скрытого в траве курума (Фото 12). Когда начинаются участки открытого курума на правом берегу ручья, переходим на него, просто перепрыгнув поток по камням. Отсюда примерно виден путь дальнейшего подъёма, сам перевал скрыт за перегибом долины (Фото 13). 

Подъем на пер. Крутой. 

Проходим немного вдоль ручья и начинаем подниматься по куруму напрямую на перевал. Тут выясняется, что у участницы Федоровой категорическое паническое неприятие местных курумов. Темп движения резко замедляется, проводя инструктажи, удаётся понемногу двигаться вперёд (Фото 14, 15). Нещадно палит солнце. За 2 часа 20 минут к 16:00 поднялись на небольшую полочку с текущем под камнями и кое-где открытым ручейком. Средняя осыпь – камни как небольшие кресла или столы, угол до 25-30˚. Участки курума кое-где покрыты травой. 

На этой полочке решили обедать, координаты: N 53°45′14.77″ E 89°02′08.18″. Готовили на примусе и горелке. Пока обедали, внизу по долине прошёл дождь, нас задело лишь краем. 

После обеда за 27 минут проходим последние 500 м до перевала и в 17:45 выходим на седловину (Фото 16). На участке от обеда крутизна склона уменьшилась до 15-25˚. Появилась черника. Нам ещё предстоит ей объесться. 

Пер. Крутой (1550, н/к). 

Расположен в хребте Тигир-Тиш между пиками Запсиб и А.У.Вареса. Связывает долину первого левого притока р. Амзас и ручей Крутой, впадающий в р. Мал. Казыр. Ориентация склонов ЮВ-СЗ. Характер склонов – скально-осыпной с СЗ – осыпной с ЮВ (курум). Нами пройден с северо-запада на юго-восток. Координаты седловины: N 53°45′05.89″ E 89°02′25.12″. Тур на седловине в самой низкой части (Фото 17, 18, 19). 

На седловине просидели 20 минут, любовались прекрасными видами на долины Казыров и Междуказырский хребет. Сняли записку туристов из Белово от 25 июля 2020 года, совершавших траверс хребта и идущих на юг в сторону пер. Шорский (см. Приложения). 

Спуск с пер. Крутой. 

Начали спуск в 18:05. Ключевой участок – первые 40-50 м спуска от седловины по крутому скально-осыпному склону крутизной до 35-40˚ – необходима самостраховка. Далее мелкий курум и травянистый склон с постепенным выполаживанием. До первой травы группа спустилась за 28 минут (Фото 20). Следующие 1 час 7 минут спускались по долине по пологому куруму и зарослям карликовой берёзки забирая левее до начала ригеля (Фото 21). На бровке перед началом ригеля нашли единственное подходящее место под палатки. Встали на ночь в 20:00. Воды рядом нет – искали долго и далеко правее, дрова нашли в небольшом кедраче рядом. Координаты ночёвки: N 53°44′49.12″ E 89°03′29.45″. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 11. Тропа по левому берегу р. Амзас 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 12. На траверсе склона левого борта притока р. Амзас 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 13. Долина первого левого притока р. Амзас 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 14. Поднимаемся по куруму 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 15. Путь подъёма на пер. Крутой 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 16. Перевальный взлёт пер. Крутой 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 17. Вид на СЗ с седловины 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 18. Вид на ЮВ с седловины 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 19. Группа на седловине пер. Крутой рядом с туром 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 20. Путь спуска с пер. Крутой 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 21. Спускаемся по долине к началу ригеля 

 

 

Дата: 14.08.2020 г. 

День пути: 3 

Погода за день 

пасмурно 

переменная облачность 

солнечно 

Маршрут за день: руч. Крутой – р. Мал. Казыр 

Пройденное расстояние, 

км: 8,5 

Общий перепад высот, м: 

+100 -610 

ЧХВ: 3 часа 54 минуты 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 5 – Дневной маршрут 

 

Подъём общий в 6:00. Решили спуститься вниз к ручью, который заметили вчера те, кто искал воду, и там уже позавтракать. За 15 минут спустились вдоль линии кедров слева от места ночёвки на 60 м до первой воды. Там было место стоянки со сложенным кострищем и небольшим шалашом. Рядом оказались несколько луж, собирающихся в небольшой ручей, координаты: N 53°44′43.60″ E 89°03′43.78″. 

Позавтракали и в 9:30 выдвинулись вниз по слабо пробитой и редко маркированной завязками тропе. Она уходила траверсом склона на правый борт долины. 26 минут спускались по тропе (Фото 22), затем её потеряли. Далее 1 час 40 минут спускались по 

правому борту долины руч. Крутой по средне-легко проходимому лесу (Фото 23), иногда по звериным тропам, до тропы, идущей по правому берегу ручья. Затем, по этой тропе спустились к очень хорошо нахоженной тропе, идущей вдоль правого берега р. Мал. Казыр. Перебродили руч. Крутой (небольшая глубина до 0,3-0,4 м, ширина 6 м, основной поток перешагивается по камням, переправа н/к, фото 24) и немного прошли вверх по тропе вдоль Малого Казыра и встали на обед на первом хорошем месте. День был очень жаркий, дров на месте не было из-за слишком частой его посещаемости. Координаты обеда: N 53°44′06.70″ E 89°06′31.69″. Время начала обеда: 12:50. 

Помозговав, как дальше быть и как строить маршрут с имеющимися силами, было принято решение двигаться по запасному варианту через Караташский перевал на Козьи Ворота и выходить через пер. Озёрный, чтобы максимально уменьшить количество курумов на маршруте. Отправлять участников в пос. Амзас мы не решились, все-таки состав группы бы уменьшился до 4 человек, что критично, да и не по-командному как-то. 

В результате в 16:30 продолжили движение по тропе вверх по правому берегу р. Мал. Казыр. Примерно через 40 минут прошли приют «Дьяконова» перед этим перебродив руч. Высокогорный прямо у приюта. Ширина его в этом месте 8 м, глубина до 0,4 м, переправа н/к (Фото 25). 

В приюте нам сказали, что в 200 м выше по течению есть небольшой мост, им мы воспользовались уже на обратном пути. 

За 20 минут прошли ещё 1,5 км от приюта и встали на удобном месте с дровами на правом берегу р. Мал. Казыр. Вообще, места под палатки вдоль Малого Казыра попадаются довольно часто, главное, найти такое, чтобы там рядом были дрова. Координаты ночёвки: N 53°44′56.89″ E 89°08′43.00″. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 22. Спускаемся по тропе на правом борту долины 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 23. Потеряли тропу, спускаемся по водоразделу 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 24. Переходим руч. Крутой 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 25. Брод руч. Высокогорный 

 

 

Дата: 15.08.2020 г. 

День пути: 4 

Погода за день 

переменная облачность 

пасмурно, к обеду дождь 

дождь 

Маршрут за день: р. Мал. Казыр – лев. исток р. Мал. Казыр 

Пройденное расстояние, 

км: 9,3 

Общий перепад высот, м: 

+380 

ЧХВ: 2 часа 51 минута 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 6 – Дневной маршрут 

 

Подъем дежурных в 6:00, общий в 6:30. Хорошая погода утром не предвещает ничего плохого. Выходим в 7:34. В течение 2 часов 26 минут идём по тропе (Фото 26) вверх вдоль правого берега р. Мал. Казыр до брода через Мал. Казыр. По пути перебродили пару мелких ручьёв – правых притоков Малого Казыра, ширина бродов 4-5 метров, глубина 0,3-0,4 метра, течение среднее – легко проходятся с самостраховкой – переправы н/к (Фото 27). Через ручей Рамазин у приюта «Мазаевский стан» перекинут небольшой мостик, прошли по нему (Фото 28). 

В 10:45 перебродили Мал. Казыр, переправа аналогичная предыдущим. Сгустились облака, хорошей солнечной погоды как не бывало. Дальше тропа идёт на пер. Караташский, успели пройти по ней 47 минут и дойти до высоты 1250 м, как начался дождь. Камни стали мокрыми, решили просидеть под полиэтиленом, подождать погоды, однако через 1,5 часа стало понятно, что наверх нам дорога сегодня закрыта. Облако спустилось прямо на нас, дождь не прекращался (Фото 29). Встречная группа, спускающаяся с перевала, сказала, что камни стали очень скользкими и идти по ним уже очень сложно, было видно, как они счастливы выйти на нормальную тропу. Решили не лезть вверх, спустится вниз, так как 20 минут назад мы прошли последнюю хорошую стоянку перед перевалом. 

Спустились к стоянке, пообедали. Там же и поужинали, так как дождь и не думал прекращаться. Дров рядом мало, готовили на горелках, вода есть. Координаты обеда и ночёвки: N 53°46′19.57″ E 89°14′38.20″. 

К ночи видимость упала до 20-30 метров, очень густой туман и дождь. Все наши планы по кольцу через Озёрный потихоньку начали разваливаться. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 26. Идём по тропе вдоль правого берега р. Мал. Казыр 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 27. Один из ручьёв по пути 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 28. Мостик через руч. Рамазин 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 29. Гора 40 лет ВЛКСМ перед дождём 

 

 

Дата: 16.08.2020 г. 

День пути: 5 

Погода за день 

дождь 

дождь 

Дождь, к ночи пасмурно 

Маршрут за день: ДНЁВКА 

Пройденное расстояние, 

км: - 

Общий перепад высот, м: 

ЧХВ: - 

 

Вставали утром в 4:00, 5:00, 6:00, потом поняли, что погода в ближайшие часы не улучшиться. 

Весь день до заката шёл дождь, после заката он прекратился, появилась надежда на то, что завтра нам дадут погоду. Решили поменять планы – зайти через пер. НГПИ в Золотую долину, сбегать в радиалку куда успеем, выходить обратно через пер. Караташский. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 30. Лагерь 

Дата: 17.08.2020 г. 

День пути: 6 

Погода за день 

солнечно 

солнечно 

солнечно 

Маршрут за день: лев. исток р. Мал. Казыр – пер. НГПИ (1708, 1А) – оз. Харлыгколь – 

р. Мал. Хунухузух 

Пройденное расстояние, км: 10,6 

Общий перепад высот, м: 

+620 -480 

ЧХВ: 4 часа 58 минут 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 7 – Дневной маршрут 

 

Подъем дежурных в 5:00, общий в 5:30. Погоду нам дали. Выходим в 6:30. 

Подъем на пер. Караташский. 

В течение 57 минут поднимаемся по каменистой тропе на перевал. Она ведёт, в основном по куруму и каменному руслу старого ручья, иногда переходя участки травы, уклон на этом участке до 25˚. Последний участок подъёма уклон снижается, тропа становится травянистой (Фото 31). В 7:47 выходим на седловину (Фото 32). 

Пер. Караташский (1579, н/к). 

Расположен в хребте Кузнецкий Алатау между пиками 40 лет ВЛКСМ и 1836,8. Соединяет первый левый приток р. Мал. Казыр и оз. Хунухузух. Ориентация склонов З-В. Характер склонов: осыпной, травянистый с запада; осыпной с востока. Координаты седловины: N 53°46′14.54″ E 89°16′13.91″. Множество туров, поди выбери правильный. Очень популярен среди туристов. В этот раз нами пройден только с западной стороны, в дальнейшем пройдём его полностью с востока на запад. 

Сняли записку группы туристов из Кемерово от 16.08.2020 (см. Приложения). 

Переход на пер. НГПИ. 

За 24 минуты пробежали на север по плоскому, местами заболоченному, водоразделу до седловины пер. НГПИ (Фото 33, 34, 35). Примерно туда идёт тропа от туров, но она слабо читается. 

Пер. НГПИ (1710, 1А). 

Расположен в северо-восточном отроге хребта Кузнецкий Алатау. Соединяет оз. Харлыгколь и истоки р. Мал. Казыр. Экспозиция склонов: СЗ-ЮЗ. Характер склонов: скально-осыпной с СЗ, осыпной (курум) с ЮЗ. Определяющая сторона СЗ, нами пройден на спуск. Координаты седловины: N 53°47′14.76″ E 89°16′26.02″. Тур в самой низкой точке 

седловины. 

В 8:25 выходим на седловину. В туре снимаем записку группы туристов из ЦДЮТ 

«Космос» г. Челябинск от 19.08.2019 г (см. Приложения). 

Спуск с пер. НГПИ. 

Первые 30 метров спуска – просто аккуратно вниз с самостраховкой по левому краю осыпи, далее уходим по полочкам левее (Фото 36), крупных полочек две, на нижней последний участок – стенка высотой метра 4, необходима гимнастическая страховка, в основном склон проходится с самостраховкой. Далее по небольшому снежнику на крупную осыпь (Фото 37). Весь участок от седловины до начала осыпи прошли за 34 минуты. Далее по участкам травы, забирая левее и по очень крупной осыпи до следующий травы. Из-за замедленного движения участника по куруму продвигались медленно, проходили очень крупную осыпь 1,5 часа. Кое-где попадались турики. Однако, если бы мы держались ещё левее, то смогли бы сократить путь на существенное время. Вышли на траву на нижнем ригеле и за полчаса спустились по тропе к отличному месту для обеда (Фото 38). 

Встаём на обед в 12:50 на перемычке между озером Харлыгколь и истоком реки Мал. 

Хунухузух. Координаты обеда: N 53°48′19.43″ E 89°16′26.67″. 

Проанализировав и поняв, что сбегать в радиалку на Старую Крепость мы за адекватное время отсюда не успеваем, решили двигаться дальше вниз по р. Мал. Хунухузух и встать на ночёвку, когда найдём нормальную тропу на выход из Золотой Долины. 

Вышли в 14:33. Так как хорошая тропа уходила на пер. Козьи Ворота, а нам было не в ту сторону, мы перебродили р. Мал. Хунухузух в её истоке из оз. Харлыгколь, вышли на правый берег. На OpenStreetMaps там была обозначена тропинка, но, как оказалось, её не существует. 25 минут двигались вниз по течению по зарослям карликовой берёзки по колено, прошли небольшой участок курума и вышли к водопаду. Обошли водопад чуть правее, спустившись по крупным камням (Фото 39). После водопада начались заросли ольхи, частично росшей в болоте, прошли их за 20 минут держась направления течения реки (Фото 40), вышли на начало нормальной тропы, по которой за 10 минут через поля черники дошли до хорошей стоянки за небольшим озерцом. 

Встаём на ночёвку в 15:47. Дрова есть, координаты: N 53°48′21.33″ E 89°18′12.27″. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 31. Поднимаемся на пер. Караташский 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 32. Группа на пер. Караташский 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 33. По плоскому водоразделу к пер. НГПИ 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 34. Панорама Золотой Долины с пер. НГПИ 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 35. Группа на пер. НГПИ 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 36. Спускаемся на полочку на пер. НГПИ 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 37. Перевальный взлёт пер. НГПИ 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 38. Вид на пер. НГПИ 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 39. Обходим водопад 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 40. Пробираемся через ольху 

 

Дата: 18.08.2020 г. 

День пути: 7 

Погода за день 

солнечно 

переменная облачность 

дождь 

Маршрут за день: р. Мал. Хунухузух – р. Бол. Хунухузух – оз. Хунухузух – пер. 

Караташский (1570, н/к) – р. Мал. Казыр 

Пройденное расстояние, км: 13 

Общий перепад высот, м: 

+500 -760 

ЧХВ: 5 часов 19 минут 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 8 – Дневной маршрут 

 

Подъём дежурных в 6:00, общий в 6:30. Выход в 7:40. 

За 1 час 52 минуты доходим по хорошей тропе до брода через р. Бол. Хунухузух, по пути пересекли небольшой отрог (Фото 41), пару небольших ручейков. Брод через Бол. Хунухузух проходится в месте пересечения тропой, ширина брода около 15 метров, глубина не больше 0,4 м, течение несильное – переправа н/к (Фото 42). 

От места брода идёт тропа на пер. Караташский, за 32 минуты доходим до оз. Хунухузух, затем тропа идёт вдоль правого берега озера до начала открытого курума, где пропадает. 

Подъем на пер. Караташский. 

Подниматься решили непосредственно по краю курума от его начала вверх до травянистой полки (Фото 43, 44, 45). Потом траверсом прошли полку через заросли ольхи по старой тропе, пересекли ручей, бегущий из долины пер. Маланкой, и через небольшой участок курума вышли на тропу, которая поднимается вверх по заросшему тропой осыпному склону. Участок от начала подъёма до тропы прошли за 45 минут. Затем по тропе вышли на гребень и дошли по плоскому водоразделу до седловины и тура – ещё 40 минут (Фото 46, 47). В туре осталась наша записка, забирать её не стали. На седловине были в 13:15. 

Спуск с пер. Караташский. 

Спуск проходит по пути вчерашнего подъёма (Фото 48). За 40 минут спустились к месту ночёвок 4 и 5, там и пообедали. Встали на обед в 14:20. 

В 16:00 вышли с обеда. Пока стояли, на почти безоблачном до этого небе начали сгущаться тучи неприятного тёмно-синего цвета. Успели за 30 минут спуститься до р. Мал. Казыр и немного вниз по ней, и нас накрыло сильным дождём. Встали на ночёвку на правом берегу р. Мал. Казыр рядом с небольшим ручейком. Дрова рядом были, координаты ночёвки: N 53°46′01.81″ E 89°13′34.61″. 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 41. Идём по тропе на отроге 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 42. Брод через р. Бол. Хунухузух 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 43. Путь подъёма на пер. Караташский 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 44. Подошли к началу осыпи 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 45. Вид с полки на озеро Хунухузух и пройденный путь 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 46. Вышли на плато 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 47. Группа на пер. Караташский 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 48. Спускаемся вниз с перевала 

Дата: 19.08.2020 г. 

День пути: 8 

Погода за день 

дождь 

переменная облачность 

гроза, затем дождь 

Маршрут за день: вниз по р. Мал. Казыр 

Пройденное расстояние, 

км: 16,8 

Общий перепад высот, м: 

-450 

ЧХВ: 5 часов 12 минут 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 9 – Дневной маршрут 

 

Подъем дежурных в 5:30, общий в 6:30. Идёт дождь. Это неплохо ускорило общие сборы, в 7:16 уже вышли, ведь спускаться-то вниз по Малому Казыру надо. 

За 3 часа 12 минут дошли до приюта «Дьяконова» (Фото 49). Как раз к нему дождь закончился и резко выглянуло солнце. Решили не бродить руч. Высокогорный, а подняться до мостика в 200 метрах выше по течению у приюта «Высокогорный». 

Ещё через 38 минут дошли до места обеда после спуска с пер. Крутой, там и пообедали в этот раз. Встали на обед в 12:03. Просушились. Вышли с обеда в 13:32 (Фото 50). Постепенно тучи начали снова сгущаться, прошли вниз по течению 1 час 22 минуты и нас накрыло сильной грозой. Встали заранее в 15:14, успели найти дрова до того, как пошёл ливень. Гроза была долгой, но к 19 часам дождь прекратился, решили ночевать тут. Координаты ночёвки: N 53°42′06.48″ E 89°03′32.63″. 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 49. Идём по тропе вниз по р. Мал. Казыр 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 50. Небольшой ручеёк на тропе 

 

Дата: 20.08.2020 г. 

День пути: 9 

Погода за день 

дождь, затем пасмурно 

переменная облачность 

солнечно 

Маршрут за день: р. Мал. Казыр – руч. Куприяновский – пер. Шорский (Алгуйский) 

(778, н/к) – р. Алгуй – р. Амзас 

Пройденное расстояние, км: 16,5 

Общий перепад высот, м: 

+270 -440 

ЧХВ: 4 часа 7 минут 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Рис. 10 – Маршрут за 9 и 10 дни. 

 

Подъём дежурных в 5:30, общий снова в 6:30. И снова утром идёт дождь. Вышли в 7:20. За 30 минут дошли до приюта «Куприяновская поляна» (Фото 51). Начали подъём по очень набитой тропе вверх по руч. Куприяновский (Фото 52). Примерно к 9 часам дождь закончился. За 59 минут от поворота на ручей проходим до начала курумника, по левому краю которого тропа поднимается на пер. Шорский. 

Подъём на пер. Шорский. 

За 30 минут иногда довольно крутого (до 25˚) подъёма по краю курума и леса в 9:50 поднимаемся на заболоченную седловину перевала (Фото 53). 

Пер. Шорский (Алгуйский) (778, н/к). 

Расположен в южном отроге хребта Тигир-Тиш. Соединяет р. Алгуй и руч. Куприяновский – правый приток р. Мал. Казыр. Ориентация В-З, нами пройден с В на З. Характер склонов – травяной. Ни туров, ни указателей нет, просто много троп вокруг. Честно говоря, перевал с такой тропой на него уже явно проходит по самому нижнему краю н/к, после Крутого так вообще незаметен. 

Спуск с пер. Шорский. 

За 10 минут спускаемся по тропе до р. Алгуй. В этом месте расположена часовня в память погибших альпинистов и приют «Снежный Барс» (Фото 54). 

Далее идёт уже лесная дорога, по которой за 30 минут мимо приюта «Алгуйский» доходим до Талькового карьера. Там в 11:00 встаём на обед на правом берегу р. Алгуй ближе к карьеру, рядом с небольшим озером. Координаты: N 53°41′58.54″ E 88°58′23.30″. Дров нет. 

От карьера вниз по р. Алгуй ведёт гравийная дорога, по которой возит людей автобус 

– «Урал». За 1 час 35 минут доходим по ней до пос. Амзас. Заходим в КСП, закупаемся в местном кафе – коронавирус, есть только выпечка. Встаём на ночь в лесу на левом берегу р. Амзас чуть выше посёлка. Дров нет, координаты ночёвки: N 53°39′52.85″ E 88°53′49.32″. 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 51. Малый Казыр на «Куприяновской поляне» 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 52. Вверх по руч. Куприяновский 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

 

Фото 53. На пер. Шорский 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 54. У приюта «Снежный Барс» 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 55. Дорога вниз по р. Алгуй 

 

 

Дата: 21.08.2020 г. 

День пути: 10 

Погода за день 

солнечно 

 

 

Маршрут за день: п. Амзас – ст. Лужба 

Пройденное расстояние, 

км: 1,3 

Общий перепад высот, м: 

ЧХВ: 15 минут 

 

Проснулись в 6:00. Электричка отходила в 9:16, а мы заранее вчера вечером договорились с лодочником на 8:30, что он нас перевезёт на другой берег Томи. Дотопали до переправы, он нас перекинул, прошли по дороге до станции Лужба и отправились по расписанию (Фото 56). 

Поход завершён! 

 

Отчет o прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута I (с эл. II) категории сложности по Кузнецкому Алатау

Фото 56. Группа на станции Лужба 

 

ИТОГО 

Пройденное расстояние: 101, 2 км. Перепад высот: 6,24 км. 

ЧХВ: 39 ч 18 мин 

 

РАССЧЕТ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ 

Исходя из параметров длины, продолжительности и ЛП выбирается ориентировочно необходимо выбрать I к.с. для категорирования маршрута (пункт 1 «Методики категорирования пешеходных маршрутов от 30.11.16». 

 

Зачётная протяжённость Lмар = 101,2 км (100 км для походов I к.с) Продолжительность активной части T = 10 дней (6 дней для походов I к.с.) 

 

Расчёт баллов за локальные препятствия: 

Вид 

препятствия 

Название 

Категория 

трудности 

Количество 

Количество 

баллов (в зачёт) 

перевал 

Крутой 

н/к 

2(2) 

перевал 

НГПИ 

1А 

4(2) 

перевал 

Караташский 

н/к 

2(0) 

перевал 

Шорский 

н/к 

2(0) 

переправа 

Амзас 

1А 

2(0) 

 

 

 

 

переправа 

ручьи Крутой, Высокогорный, Куприяновский, Верх. и Ниж. Длинные (все – левые притоки Мал. 

Казыра) прав. исток р. Мал. 

Казыр, р. Мал. Хунухузух и Бол. 

Хунухузух 

 

 

 

 

н/к 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(4) 

Итого в зачёт: 

Итого баллов за локальные препятствия ЛПб = 8 (менее 10 для походов I к.с.). 

 

Оценка по протяжённым препятствиям: 

ППб = Кт× ППор×( Lмар/L) 

Коэффициент труднопроходимости Кт = 0,55 для Кузнецкого Алатау по таблице 3 

«Методики категорирования пешеходных маршрутов от 30.11.16». 

ППор = 12 – по таблице 1 «Методики…» L = 100 км 

Lмар = 101,2 км 

ППб = 0,55*12*(101,2/100) = 6,68 балла (менее 12 для походов I к.с.) 

 

Определения коэффициента перепада высот: 

К = 1 + ΔH/12 

К = 1 + 6,24/12 = 1,52 

 

Определение интегральной оценки категорируемого маршрута: 

Рб = Г×К×А, где К – коэффициент перепада высот, К = 1,52; 

Г – географический показатель, Г = 6 по таблице 3 «Методики…»; А – показатель автономности, А = 1 для маршрутов I и II к.с. 

Рб = 6×1,52×1 = 9,12 балла. 

 

Определение общего количества баллов, набранных маршрутом: 

КСб = ЛПб + ППб + Рб 

КСб = 8 + 6,68 + 9,12 = 23,8 балла. 

 

Для маршрутов I к.с. общее количество баллов 7-20, следовательно, маршрут имеет сложность выше, чем I к.с. Однако, маршрут явно не соответствует по протяжённости маршруту II к.с., следовательно, маршрут соответствует I (с элементами II) к.с. 

 

Вывод: маршруту может быть присвоена I (с эл. II) к.с . 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ 

Потенциально опасные участки: 

Переправы через реки Амзас, Мал. и Бол. Хунухузух, особенно после дождей. 

  1. Курумники на склонах пер. Крутой и НГПИ и на подходах к пер. НГПИ у оз. Харлыгколь. 

  1. Скальный участок на спуске с пер. НГПИ в начале взлёта. 

 

Потенциально опасные живые существа: 

Клещи – в августе отсутствуют, медведи – район чрезвычайно хорошо освоен, много людей, вероятность встречи с ними стремится к нулю. 

 

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА МАРШРУТЕ 

Красивейшие горные каровые озера Золотой Долины, чистые реки и ручьи с множеством водопадов, а также сложные и интересные перевалы и вершины Кузнецкого Алатау. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Специальное и групповое снаряжение 

Для успешного прохождения маршрута необходим альпеншток или ледоруб и каска. 

Из специального группового снаряжение брали верёвку D 9мм, L 40 м – не пригодилась, но может. 

Очень пригодился групповой полиэтилен – дожди были довольно часто. Для приготовления еды выше ГЗЛ и на часто посещаемых кемпингах мы брали один примус 

«Шмель-1» и одну газовую горелку. На примусе варили, на горелке кипятили воду на чай. 

 

Питание 

Питание было организовано 4-х разовое, с горячим обедом и небольшим перекусом. Использовали сухое мясо и сухие овощи для облегчения раскладки, вышло 500 г/чел в день, при этом еды всегда было много. 

 

Финансовый отчёт 

Расходы группы даны в рублях. 

Статья расходов 

На группу 

На 1 человека 

(среднее) 

Дорога Казань (Кемерово) - Новокузнецк 

21 483 

3580,5 

Дорога Новокузнецк – Казань (Кемерово) 

21 483 

3580,5 

Продукты 

11 613 

1935,5 

Аптечка 

600 

100 

Ремнабор 

300 

50 

Топливо (бензин, газ) 

960 

160 

Другие расходы 

763 

127 

Лодочная переправа 

600 

100 

Дорога Новокузнецк – Лужба (электричка) 

810 

135 

Дорога Лужба-Новокузнецк (автобус+электричка) 

1 536 

256 

Итого: 

60 148 

10 025 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итоги и выводы по прохождению маршрута 

Был пройден усложнённый маршрут I к. с. в новом для руководителя и участником (кроме одного) районе. С погодой не повезло, 1,5 дня пришлось дневать под пер. Караташский. Уровень воды в реках был высокий, переправы усложнились, особенно через р. Амзас. Можно сказать, что, при тех условиях, было пройдено почти всё, возможное с имеющимися силами без создания лишних аварийных ситуаций. 

Район оставил приятные впечатления, тропы хорошо угадываются или вообще отлично видны, горы красивые, препятствия разнообразные и интересные. От троп можно уйти в некоторые долины и двигаться уже по реальным и серьёзным ПП. Проблема популярности района в большом количестве мусора, особенно вдоль р. Алгуй, Мал. Казыр и в Золотой Долине. 

Хотя маршрут не был пройден полностью, но нитка маршрута выглядит вполне реалистичной для опытной команды при должном количестве запасных дней на дожди. Для руководителя стало неприятным сюрпризом возможность проявления «индивидуальной непереносимости» курума у участника, который казался достаточно опытным для этого. Ну тут уж лучше это узнать в двойке, чем где-то в другом более сложном месте. 

Вывод для руководителя: необходимо досконально изучать пройденные участниками протяжённые препятствия, чтобы правильно представлять, где могут возникнуть психологические проблемы. Очень жаль, что вид ПП как таковых убрали из методики категорирования пешеходных маршрутов, оставив только интегрально-балловую оценку, она явно не показывает реалий похода и приобретённого опыта в этом плане. 

В общем, район изобилует разными формами рельефа и протяжёнными препятствиями, интересными перевалами и вершинами и прекрасно подходит для тренировок передвижения по различным участкам. Желание вернуться туда есть, как и у руководителя, так и у многих участников. 

 

Рекомендации 

 

  • Брать горелку или примус – не роскошь, есть места, настолько облюбованные туристами, что около них в радиусе до 200-300 м, а то и более, дров просто невозможно найти. 

  • При августовских походах по кузнецкому Алатау закладывайте по 1 запасному дню минимум на каждые 5 дней основного маршрута на вынужденные днёвки из-за дождей. 

  • Огромное количество кемпингов в часто посещаемых местах позволяет заранее точно продумать места ночёвок, правда они могут быть заняты. Но помните, что не все кемпинги указаны на картах. 

  • Лучше заезжать в район летом в рабочие дни, так как в выходные туристов на электричку просто огромные толпы, придётся ехать стоя, скорее всего. 

  • В основном, переправы через средние реки (Мал. Казыр в верховьях, Амзас, Мал. и Бол. Хунухузух в местах троп) имеют категорию н/к и чаще всего спокойно проходятся, однако после сильного дождя в долине уровень воды может подняться очень быстро на 10-15 см, вода помутнеть и переправы станут на полукатегорию сложнее. Надо быть готовым к такому развитию событий. 

  • Отличные, более-менее совпадающие с реальностью карты троп есть на ресурсе OpenStreetMap и в приложении Maps.Me. 

 

  • На некоторые перевалы сложно найти описание, поэтому при разработке маршрута обращайтесь к любым возможным средствам, не только к отчётам, но и к ресурсу "http://egiki.ru" rel="nofollow", где также есть много всего полезного, а также к различным сервисам с отдельными фотографиями. 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

В ходе подготовки и планирования маршрута использовалась следующая литература: 

Рогозин А. Отчёт о пешеходном спортивном походе третьей категории сложности по Кузнецкому Алатау, совершенном с 14 по 28 июля 2018 года. Казань, турклуб КАИ. 

Александрова Л.А. ОТЧЁТ № 3302 о прохождении горного туристского спортивного маршрута второй категории сложности по хр. Кузнецкий Алатау, хр. Тигир-Тыш совершённом с 15.07.2012 по 29.07.2012. Екатеринбург. "http://tlib.ru/doc.aspx?id=39094" rel="nofollow"&page=1 

Левшина Е.Н. ОТЧЁТ №3268 о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута III (третьей) категории сложности по Кузнецкому Алатау, совершенном группой туристов туристско-спортивного клуба «МЕРИДИАН-56» (г. Оренбург) в период с 6 августа по 18 августа 2011 г. "http://tlib.ru/doc.aspx?id=39085" rel="nofollow"&page=1 

А также материалы с сайта "http://egiki.ru" rel="nofollow" – форума туристов Сибири и Google Photo. 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст