Виды туризма

25 сентября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 110 0

Томская федерация спортивного туризма 

Туристско – спортивный клуб НИ ТПУ «Амазонки». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ОТЧЕТ 

 

 

о прохождении туристского спортивного водного маршрута  

1 (первой) категории сложности по реке Томь, совершенном группой тск «Амазонки» НИ ТПУ в период с  

23 апреля по 28 апреля 2014 года 

 

 

 

Маршрутная книжка: O-18-14 

 

Руководитель: Кошкаров А.В. 

e-mail: ksenka24@yandex.ru 

 

 

МКК ТФСТ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю второй  категории сложности. 

Отчет использовать в библиотеке ТКТ. 

Судья маршрутной квалификации_____________________________________(Ф.И.О.) 

Штамп МКК    

                                                Томск 2014 

Разрыв страницы

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Разрыв страницы

1. Справочные сведения 

1.1 Проводящая организация: 

Туристско-спортивный клуб «Амазонки» Томского Политехнического Университета,  

г. Томск, ул. Вершинина 46, "http://amazonki.tpu.ru" rel="nofollow" 

1.2 Район путешествия: 

Россия, Кемеровская область, Кузнецкий Алатау, р. Томь 

1.3 Общие сведения 

Вид туризма: водный. 

Категория сложности: I (первая). 

Протяженность активной части маршрута: 83 км. 

Продолжительность путешествия: общая - 6 дней, ходовых дней - 4. 

Сроки проведения: 23 апреля – 28 апреля 2014 г. 

1.4 Подробная нитка маршрута: 

г. Томск – г.Междуреченск – пос.Балыкса – р.Томь (сборка судов, начало сплава) –устье р.Большой Казыр -р.Томь –  ст.Чульжан(окончание сплава) – ст.Чульжан – г.Томск. 

1.5 Определяющие препятствия маршрута: 

Вид препятствия 

Название 

Категория трудности 

Характер препятствия 

Шиверы р.Томь 

 

Вторая 

Валы 1,2 м., сильный быстроток, навалы на кусты. 

Порог р. Казыр 

Трек 

Третья 

Слив, камни, вал более 1,5 м 

Порог р. Казыр 

Слив 

Вторая 

Слив, косой вал 1,2 м 

 

Разрыв страницы

1.6 Состав группы 

 

Ф.И.О. 

год 

рождения 

Место работы, 

учёбы 

Обязанность в группе 

Туристский опыт 

1. 

Кошкаров Антон Владимирович(К-2) 

1988 

ООО «ФОРМАТ СИТИ» 

Ул.Сибирская 102-330 

4У р.Она-Абакан,3У р.Теба,3Р р.Бельсу,2Р р.Алчедат  

2. 

Шагапова Эльвира Юлаевна(К-1) 

1992 

НИ ТПУ, студент 

ул. Пугачева 1-40 

3У р.Теба,2У р.Кия-Кундат 

3. 

Хуторной Андрей Николаевич (К-2) 

1976 

ТГАСУ 

,доцент 

Ул.Мичурина 8/1-34 

ПВД 

4. 

Буряков Cтанислав Андреевич(К-1) 

1991 

НИ ТПУ, студент 

Советская 99-185 

1У р.Золотой китат 

5. 

Нечеухин Александр Викторович (К-2) 

1992 

НИ ТПУ, студент 

ул. Котовского д.6-507 

ПВД 

6. 

Шкорлупа Константин Юрьевич (К-2) 

1981 

ИП Шкорлупа 

ул.Карташова 60- 17 

1У – р.Томь 

Разрыв страницы

1.7 Адрес хранения отчета 

Заявочные материалы были рассмотрены МКК федерации туризма Томской области, и 

была выдана маршрутная книжка № 0-18-14. Отчет сдан в МКК Томской федерации 

туризма. 

2 Содержание отчета 

2.1 Общая смысловая идея путешествия 

Кузнецкий Алатау представляет собой горную страну субмеридиональной ориентировки, являющуюся одним из звеньев пояса гор Южной Сибири. Общая протяженность ее составляет 350 км. Кузнецкий Алатау не образует единой, вытянутой в одном направлении системы горных хребтов, а составлен группой разноориентированных отдельных гряд и массивов.  

Наиболее характерным для описываемой территории является лесорастительный пояс среднегорной черневой тайги, в котором преобладает пихта  сибирская с примесью осины. Здесь почти нет лесной подстилки и мохового покрова, зато густой травостой достигает 2-3 м высоты, серьезно затрудняя движение. На высотах 800-1300 м черневая тайга сменяется высокогорной кедрово-пихтовой тайгой с развитым мохово-лишайниковым покровом. 

На восточном, менее увлажненном, Кузнецком Алатау, пихта вытесняется лиственницей (для описываемой территории наиболее характерна в этом отношении долина р-Кара-Тас). Выше 1300 м древостой приобретает характер редколесий, перемежающихся зарослями ольхи и ивы с участками субальпийских лугов, для которых характерен густой травостой при высоком росте растений. Еще выше на склонах хребтов и водораздельных пространствах господствуют мохово-лишайниковые и кустарниковые тундры, а в виде отдельных пятен встречаются альпийские луга. 

Климат Кузнецкого Алатау, расположенного почти в центре Азии, в большом отдалении от океана - континентальный. Конкретные цифры назвать трудно, так как они очень сильно меняются в зависимости от высоты, экспозиции склона и т.д. По данным метеостанции Центральный Рудник (495 м над уровнем моря) средняя январская температура равна здесь - 15,5° С, средняя июльская температура + 16,5° С. Отличительной особенностью района является большое количество осадков - 800-1500 мм в год ( в верхнем поясе гор более 2000 мм). Восточные склоны, лежащие в дождевой тени, увлажнены гораздо меньше (400-600 мм в год). На три летних месяца приходится до 30% годового количества осадков, наименьшее их количество обычно выпадает в январе - марте. Снежный покров образуется в конце октября и разрушается в середине мая, глубина его в среднем поясе гор достигается 3,5 м. 

Водные походы постепенно становятся традиционными для нашего клуба, за год до этого мы посетили реку «Золтой Китат» и собирались продолжить полюбившееся нам дело. 

Данный поход начал планировался примерно за три месяца до начала, мы долго не могли определиться с рекой. Мы искали вариант не сильно дорогой, а также, чтобы река была наиболее интересная в спортивном плане. Выбор определило то, что была возможность заброски  на р.Казыр, где каждый участник похода мог получить максимальный опыт, к тому же район удобен для нас тем, что расположен не далеко от Томска, и время подъезда и расходы на  поход поэтому остаются на приемлемом уровне. Именно этот маршрут был выбран благодаря еще тому фактору, что некоторые участники уже были в водном походе именно по этому маршруту, что способствовало увеличению скорости движения за счет заранее известных трудностей и разведанных способов подъезда. Кроме того, район очень живописен и красив, мы не раз посещали его зимой. 

 

2.2 Варианты подъезда и отъезда 

Заброска на реку Томь может осуществляться несколькими способами. Опорными пунктами являются: г. Новокузнецк, г. Междуреченск, ст. Балыкса. 

Участок маршрута: г. Томск - г. Междуреченск может быть преодолен как по железной дороге, так и с использованием автотранспорта. 

По железной дороге можно добраться до Новокузнецка поездом Томск-Новокузнецк который ходит по нечётным дням, отправление в 22.12(время Томское), Поезд прибывает в Новокузнецк в 6.30, а в 6.05 отходит электричка до г. Междуреченск(в Междуреченск электричка приходит в 8.10. ), так что придется искать вариант ночёвки в Междуреченске или Новокузнецке.  Так же можно добраться автобусом Томск-Новокузнецк, но есть вероятность, что автобус опоздает и вы не успеете на электричку, тогда опять же придется ночевать. 

Также можно добраться до Междуреченска частном автобусе  или машине (платная стоянка для машины находиться недалеко от вокзал), вариант очень удобен, просто надо рассчитать время отъезда чтобы успеть на электричку до Бискамжи. 

Далее из Междуреченска в 7.15 отходит электричка Междуреченск-Бискамжа, на которой можно добраться до ст. Балыкса (электричка ходит один раз в день). 

Выезд с маршрута: наиболее удобно заканчивать маршрут возле станции Чульжан, от туда ходит рейсовый автобус который идёт прямо до железнодорожного вокзала, а также мимо автостанции города Междуреченска. 

из Междуреченска до Новокузнецка на электричке (ходят через 1,5 - 2 часа), далее поездом до Томска который ходит по чётным дням отправление 17.25 (время Томское). Либо машиной или автобусом из Междуреченска. 

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 

Вдоль всего маршрута проходит красноярская, затем кемеровская железная дорога, по которой в случае чего можно отправить пострадавшего или эвакуироваться. Активность поездов очень высокая, пассажирские поезда составляют примерно 5% от общего числа проходящих поездов. 

2.4 Изменения маршрута и их причины 

Весь маршрут был пройден в соответствии с заявленным в маршрутной книжке планом. 

2.5 График движения на маршруте 

День пути 

Дата 

Участок маршрута 

КМ 

Ходовое время (Ч) 

Определяющие препятствия 

Способ передвижения 

23.04 

Отправление из г. Томск 

700 

 

 

 

Микроавтобус 

24.04 

Междуреченск- отправление до ст. Балыкса 

 

 

Электропоезд 

24.04 

ст.Балыкса – р.Томь – устье р.Казыр 

25 

 

пор. Балыксинский 

сплав 

25.05 

устье.рКазыр – р.Казыр – пор.Трек – пор.Яма – р.Томь  

 

заброска вверх по р. Большой Казыр,пор.Трек,пор.Яма 

Сплав, пешком 

26.04 

р.Томь – устье р.Теба 

40 

 

 

сплав 

27.04 

р.Теба – ст.Чульжан 

12 

 

 

сплав 

28.04 

ст.Чульжан – г.Междуреченск – г.Томск 

520 

 

 

микроавтобус 

Разрыв страницы

2.6 Техническое описание прохождения маршрута 

23 апреля 

Отправление из г. Томск 

Сбор в клубе был назначен на 20-00. Когда все участники подошли, зав.снар оперативно раздал снаряжение и тяжелые продукты питания согласно составленной схеме. Благодаря этому в целом нагрузка была распределена равномерно и не превышала 30 кг на одного человека. Легкие продукты питания (печенье, хлеб и прочее) были упакованы в отдельный гермо-мешок. Сыпучие продукты питания были упакованы в пластиковые бутылки. По окончании сбора была проведена окончательная проверка наличия всего необходимого личного и командного снаряжения и продуктов питания. Всем участникам были выданы комплекты выживания (герметично упакованные спички и сухое горючее). 

В 21-50 мы вышли из клуба. погрузились в микроавтобус, и в 22-10 выехали. 

24 апреля. 

Междуреченск-пос. Балыкса-р.Томь- р. Большой Казыр 

В г.Междуреченск приехали в 05-00.До 07-15 ждали электричку. В 10-00 приехали в пос.Балыксу. 

Дежурные приступили к приготовлению завтрака, а все остальные к сборке судов. В 12-00 состоялось торжественное построение команд и выход на воду. Скорость течения была хорошая.Мы стараемся идти по центру реки время от времени выгребая на появляющиеся пороги, затем уже от скуки выгребали и на маленькие порожки.В 16-00 мы прибыли на р. Большой Казыр,встали на ночевку. 

25 апреля. 

р. Большой Казыр (дневка) 

Подьем в 9-00 дежурные, 10-00 все. Погода была хорошая.Отдыхали,загорали. 

Сходили в баню на турбазу,которая находиться на правом берегу реки Большой Казыр.Поужинали легли спать.  

26 апреля. 

р. Большой Казыр – ст. Лужба – ст. Теба 

Подьем в 7-00 дежурные, 8-00 все. Выход в 10-00. Погода хорошая. Пейзажи горной Шории продолжают радовать глаз.  Часа через 4 пути ,от интенсивной гребли участники проголодались и мы встали на обед. Пройдя ст. Теба, примерно в 19-00 выбрали неплохой берег для ночевки и зачалились. Маршрут в этот день не представлял особых технических сложностей, зато пришлось интенсивно поработать веслами. 

27 апреля. 

ст. Теба – устье р. Бельсу – ст.Чульжан 

Подьем в 7-30 дежурные, 8-00 все. Выход в 10-30. Еще один день интенсивной гребли. Прошли станцию Бель-Су, затем само слияние с р. Бель-Су. В месте слияния встали на обед. Дошли до ст. Чульжан, Немного просушили сплавсредства, погрузились в микроавтобус. Выехали в г.Томск 

28 апреля. 

прибытие в г. Томск 

02-00 мы в Томске. Выгрузились у нашего клуба. Разобрались со снаряжением, и поехали по домам. 

 

2.7 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте 

В верховьях р.Томь особенно по малой воде могут встречаться завалы, которые в сочетании с довольно большой скоростью течения могут быть опасными. 

Падение в воду без гидрокостюма тоже очень опасно, т.к. р. Томь не успевает прогреться даже летом. 

Клещей на маршруте не встретили. 

Разрыв страницы

2.8 Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте 

Во время дороги до начала маршрута можно погулять по таким интересным городам как Новокузнецк и Междуреченск. Новокузнецк насыщен красивыми зданиями, фонтанами, парками. При желании можно съездить на Кузнецкую крепость, которая находится на правом берегу Томи. Междуреченск молодой красивый город. Там также много различных красивых мест. 

Сама р. Томь протекает по красивейшему району Кузнецкого Алатау и части Хакасии. По берегам можно наблюдать красивые скальные гряды и высокие горы со снежными шапками. Имеется также информация что в отдельных местах маршрута встречаются пещеры. 

2.9 Дополнительные сведения о походе 

Характеристика средств передвижения 

В качестве средств передвижения были выбраны спортивный двуместный катамаран и один четырехместных катамаран. Таким образом, участники получили опыт управления сразу двумя видами плавсредств. Прохождение маршрута наиболее безопасно на четырехместном катамаране. 

 

Разрыв страницы

Лагерное и специальное групповое снаряжение 

  1. Катамараны в комплекте - 2 шт. 
  1. Запасные весла - 3 шт. 
  1. Насос-лягушка - 2 шт. 
  1. Палатки - 2 шт. 
  1. Бобы - 2 шт. 
  1. Костровой троссик 
  1. Топор 
  1. Пила цепная 
  1. Фотоаппарат цифровой 
  1. Веревка d=8mm, 20м – 2 шт. 
  1. Веревки для вязки рюкзаков d=6mm, 5м – 6 шт. 
  1. Ремонтный набор 
  1. Аптечка 

 

Личное специальное снаряжение 

  1. Спасательный жилет (24-30л) 
  1. Каска 

Разрыв страницы

Состав Аптечки 

  1. бинт марлевый 5шт 
  1. вата хлопковая 50г 
  1. бинт трубчатый 2шт 
  1. йод 10мл 
  1. мазь стрептоцидовая 20г 
  1. детский крем 20г 
  1. финалгон, мазь 20г 
  1. индометацин, мазь 40г 
  1. бальзам-звездочка 1шт 
  1. лейкопластырь, рул. 1шт 
  1. лейкопластырь бактерицидный - 10шт 
  1. калия перманганат 3г 
  1. космопор Е, повязка 1шт 
  1. спички 1уп 
  1. кислота аскорбиновая 2,5г - 10шт 
  1. парацетамол 20шт 
  1. ампицилина тригидрат 20шт 
  1. цитрамон 10шт 
  1. пенталгин 4шт 
  1. анальгин 10шт 
  1. бенальгин 10шт 
  1. валидол 6шт 
  1. но-шпа 20шт 
  1. нитроглицерин 10шт 
  1. стрептоцид 16шт 
  1. мумие алтайское 10шт 
  1. левомицетин 6шт 
  1. бесалол 6шт 
  1. фталазол 10шт 
  1. уголь активированный 10шт 

Метеорологические особенности 

В основном на всем протяжении маршрута была достаточно теплая, облачная погода иногда сменявшаяся солнечной.  

Уровень воды в реке обычно к вечеру немного повышается. После дождя он также может значительно повысится (особенно на р. Большой Казыр). 

2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения 

Изначально стоимость похода была установлена 3000 руб. на человека. Итоговая стоимость вышла 3300 руб. на человека. Т.е. лишние 300 руб. были собраны для бани и покупки нового весла. 

Наименование 

Стоимость (руб.) 

Прокат снаряжения в ДЮК «Кедр» (рама для катамарана 4ки) 

250 

Питание (на 1 человека в день) 

150 

Транспорт (на 1 человека в обе стороны) 

2000 

Ремнабор 

550 

Аптечка 

600 

 

2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута 

Весь маршрут пройден согласно запланированному без изменений. Участники прошли сначала теоретический курс по безопасности на воде, а затем смогли применить полученные знания на практике. 

Рекомендуется быть застрахованным от клеща всем участникам. 

Разрыв страницы

Приложение 

Фотоматериалы: 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 1 Группа слева на право Нечеухин,Хуторной,Буряков,Шагапова,Кошкаров. 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 2. Спатель 

 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 3. Экипаж катамарана 4ки 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 4. Экипаж катамарана 2ки 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 5. Бурлаки на р.Большой Казыр 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 6. Загораем 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 7. Порог «Трек» 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 8. Порог «Трек» 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

 

Фото 9. Порог «Трек» 

 

Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 1 (первой) категории сложности по реке Томь

Фото 10. Порог «Трек» 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию