Виды туризма
Туристско-спортивный союз России
Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России Новосибирский Государственный Педагогический Университет Туристский клуб «Ювента»
ОТЧЕТ
о прохождении велосипедного туристского спортивного маршрута четвѐртой (4) категории сложности (0840061411Я) по территории Восточного Казахстана (Джунгарский Алатау)
совершенном группой туристов г. Новосибирска, НГПУ т/к «Ювента»
в период с 26.04 по 06.05 2014 года.
Маршрутная книжка №.0-34-13 Руководитель группы Пономарев С.Ю. электронная почта: way-wind@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Сибирского Федерального округа рассмотрела представленный отчѐт и считает, что пройденный маршрут соответствует четвѐртой категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю.
Отчет использовать в библиотеке Новосибирского отделения Туристско-спортивного союза России
Судья маршрутной квалификации
Штамп МКК
Новосибирск 2014 год..
1. Справочные сведения
Проводящая организация
Россия, Новосибирская область, 630126 г. Новосибирск, ул. Вилюйская
Корп. 3. Новосибирский Государственный Педагогический Университет, туристский клуб "Ювента", www.uventa-club.ru.
Место проведения
Спортивный маршрут был пройден в Республике Казахстан по административной территории Алматинской области. С точки зрения физико-географического районирования маршрут проходил по отрогам Джунгарского Алатау относящегося к Северному Тянь-Шаню.
Общие справочные сведения о маршруте
Дисциплина маршрута (вид туризма) |
Категория сложности маршрута |
Протяженность активной части маршрута, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых |
||||
На средствах передвижения (велосипедный) |
IV (четвѐртая) |
630 |
11 |
10 |
26.04- 06.05.2014 |
Пройденое растояние 630 км из них:
Асфальтовые дороги – 477 км 75%
Грунтовые и щебѐночные дороги – 132 км 21,5% Тропы и бездорожье – 21 3,5%
Суммарный набор высоты –7305 м
Подробная нитка пройденного маршрута
ст. Сары-Озек – п. Алтынэмель – п. Кагулы – п. Рудничный – пер. Суыктобе – г. Текели – г. Талды-Курган – п. Целинное – п. Капал – п. Арасан – п. Ашыбулак– р. Теректы – пер. 2100 м. – г. Сарканд – п. Алмалы
– п. Койлы – п. Черкасское – п. Акжар – п. Теректы – п. Герасимовка – п. Дзержинск – п. Коктума – ст. Акши
Список группы |
|
|
Пономарев Сергей Юрьевич 26.01.1987 г. Новосибирск Разряд КМС 4 Р (вело) Центральный Алтай 4 У (горная) хр. Терскей Алатау Руководитель, реммастер Велосипед: Superior XC 810 |
|
Стругай Максим Васильевич 12.08.1987 г. Новосибирск 4 У (вело) Республика Тыва и Республика Хакасия Завхоз, фотограф Велосипед: Aothor versus (апгрейд) |
Фото на перевале 2100 м велопервопрохождение (03.05.2014 г.)
Адрес хранения отчета
Отчѐт о пройденном туристско-спортивном маршруте хранится в библиотеке МКК Сибирского Федерального округа. Электронная версия находится на сайте НО ТССР www.no-tssr.ru и www.uventa-club.ru.
Выпускающая МКК
Туристско-спортивный маршрут рассмотрен в МКК Сибирского Федерального округа № 154- 00 – 666656555 Новосибирского Отделения Туристско-спортивного Союза России.
Обзорная карта района проведения туристского маршрута
Высотный график пройденного маршрута
Общий набор высоты составил 7 305 м
Организация прохождения маршрута
Общая смысловая идея маршрута
Идея пойти в веломаршрут по Восточному Казахстану появилась зимой 2014 года, и была связана со знакомством с отчетом Игоря Томаса. В мае месяце Восточный Казахстан (Джунгарский Алатау) является замечательным районом для велосипедных маршрутов. Если в Сибири ещѐ довольно прохладно, а в горах часто ещѐ лежит снег, то в Семиречье уже довольно тепло и все цветет (хотя у нас было довольно прохладно). В плане велотуризма, регион исследован ещѐ достаточно слабо, небольшое повышение интереса произошло после увеличения продолжительности пребывания в Казахстане без регистрации до одного месяца. При разработке маршрута были учтены нитки предыдущих команд и добавлено несколько ещѐ нехоженых велотуристами участков.
Основными целями нашего путешествия было, знакомство с новым и самобытным районом, подготовка к летнему веломаршруту 5 к. с., и конечно же активный отдых от городской жизни.
Автор выражает благодарность Маслобоевой Ольге и Игорю Томасу за конструктивные советы и помощь при выпуске на маршрут и своему напарнику Максиму Стругаю, за то что составил мне компанию.
Варианты подъезда и отъезда
Подъезд к началу спортивного маршрута осуществлялся на поезде
«Новосибирск – Алматы» (2200 руб./ч) до ст. Сары-Озек. Отъезд осуществлялся на поезде сообщением «Дружба – Актогай» (300 руб./ч) со ст. Айни до ст. Актогай, далее следовала пересадка на поезд до г. Семипалатинска (250 руб./ч), откуда участники так же поездом уезжали в г. Новосибирск (1500 руб./ч).
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
В случае возникновения аварийной ситуации при прохождении маршрута группе необходимо заехать в один из населѐнных пунктов, через которые проходила нитка маршрута. Нитка маршрута по большей части проходила вблизи населенных пунктов.
Изменения маршрута и их причины
Изначально планировался более сложный маршрут после прохождения отрогов Джунгарского Алатау, мы планировали посетить отроги хребта Тарбагатай. Но после прохождения участка по отрогам Джунгарского Алатау и потере одного ходового дня под пер. Суыктобе (плохая погода) мы поняли, что не успеваем пройти весь изначально намеченный маршрут. Маршрут был сокращен, выход осуществлялся по запасному варианту.
Сведения о районе прохождения маршрута
у — горная цепь, расположенная на границе Казахстана и Китая, между рекой Или и озером Алаколь. Назван по имени близлежащей пустыни. Протяжѐнность — 450 км, ширина от 50 до 90 км, высота до 4562 м (пик Семѐнова-Тян-Шанского). В горную систему входят хребты Каратау, Токсанбай, Баскантау, Беджинтау и другие. В восточной части гор находятся Джунгарские ворота — проход, который в течение многих веков использовался для вторжения в Среднюю Азию. Ветры, дующие через Джунгарские ворота, входят в число самых мощных ветров на территории СНГ. Сайкан — в переводе с китайского «Властелин Лугов», или, согласно другому переводу, «Кровавый ветер», ветер-разрушитель, дует со стороны Казахстана в Китай, и Эби — дует со стороны озера Эби-Нур с территории Китая в Казахстан. Как любой другой горный район, Джунгарский Алатау изобилует широко разветвлѐнной речной сетью — Лепсы, Тентек, Аксу, Каратал, Кора и многочисленными озѐрами. В 15 км от села Лепсинск на высоте 1635 м над уровнем моря находится живописное озеро Жасылколь. Самый протяжѐнный ледник хребта — ледник Абая (около 10 км).
Алматинская область (каз. Алматы облысы) — область на юго- востоке современной республики Казахстан. Алматинская область была образована 20 февраля 1932 года с центром в г.Алма-Ате. В марте 1944 года из ее состава выделяется Талды-Курганская область. В конце 1957 года были объединены Алма-Атинская и Талды-Курганская области, затем в 1967 году вновь выделена Талды-Курганская область. Последнее объединение двух областей - Алматинской и Талдыкорганской - произошло в 1997 году. В состав области входят 16 сельских районов и 3 города областного подчинения (гг.Талдыкорган, Капшагай, Текели). В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №585 от 14 апреля 2001 года «О передислокации областного центра Алматинской области» областным центром стал город Талдыкорган. Территория области составляет 223,9 тыс. кв. км. Численность населения области по состоянию на 1 декабря 2009 г. составляет 1691,5 тыс. человек. Население представлено 103 национальностями и народностями. В средние века область после образования Казахского ханства (1465) стала родиной, так называемого Старшего жуза казахов, долгое время сохранявшего родо-племенной строй. В XVIII веке своѐ влияние на регион после разгрома Джунгарского ханства распространила китайская империя Цин, обложив данью население вплоть до южного берега Балхаша и Чу-Илийских гор. Однако, постепенное ослабление китайской империи, которая не смогла укрепиться в этом регионе, приводит к усилению здесь Российской империи, особенно к началу XIX века, когда в область начинают активно проникать русские поселенцы, в основном сибирские казаки. Национальный состав исторически носил довольно пѐстрый характер благодаря многочисленным миграциям различных племѐн и народов. Тюркское многоплеменное население степей Дешт-и-Кипчака после монгольского вторжения в 1219 году и образования в регионе
Чагатайского улуса растворило в себе завоевателей и после развала Золотой Орды (1391 год) дало начало казахскому этносу, возобладавшему в Семиречье к 15 веку — Казахское ханство. В ходе присоединения Казахстана к России в 18-19 веках в регионе появилось много русских переселенцев. Впоследствии национальный состав претерпел сильные изменения с приходом и распадом Советского Союза. В настоящее время она по- прежнему многонациональна, однако абсолютно преобладают казахи (68,2
%), доля русских сильно сократилась до 16 % жителей области. Значительно также количество уйгуров (6,2 %). Число других азиатских народов — турок, курдов, таджиков, киргизов, а также корейцев не превышает в сумме 4 %. Некогда многочисленные общины немцев, греков, поляков, украинцев и других переселенных в Казахстан в советское время европейских народов значительно уменьшились в связи с повальной реэмиграцией на историческую родину после 1991 года.
Природные условия Алматинской области включают 5 климатических зон - от пустынь до вечных снегов. Климат континентальный, средняя температура января в равнинной части -15 С, в предгорьях - 6-8 С; июля - +16 С и +24+25 С соответственно. Годовое количество осадков на равнинах - до
300 мм, в предгорьях и горах - от 500-700 до 1000 мм в год. Область расположена между хребтами Северного Тянь-Шаня на юге, озеро Балхаш — на северо-западе и река Или — на северо-востоке; на востоке граничит с КНР.
Всю северную половину занимает слабонаклонѐнная к северу равнина южного Семиречья, или Прибалхашья (высота 300—500 м), пересечѐнная сухими руслами — баканасами, с массивами грядовых и сыпучих песков (Сары-Ишикотрау, Таукум). Южная часть занята хребтами высотой до 5000 м: Кетмень, Заилийский Алатау и северными отрогами Кунгей-Алатау. С севера хребты окаймлены предгорьями и неширокими предгорными равнинами. Вся южная часть — район высокой сейсмичности.
Для северной, равнинной части характерна резкая континентальность климата, относительно холодная зима (января −9 °C, −10 °C), жаркое лето (июль около 24°C). Осадков выпадает всего 110 мм в год. В предгорной полосе климат мягче, осадков до 500−600 мм. В горах ярко выражена вертикальная поясность; количество осадков достигает 700−1000 мм в год. Вегетационный период в предгорьях и на равнине 205−225 дней.
График пройденного маршрута
День |
Дата |
Участок |
КМ |
Набор высоты |
Характер участка |
Способ передвижения |
Погода |
1 |
26.04 |
ст. Сары-Озек – р. Кескентерек |
102 |
668 |
Асфальт |
вело |
Д, ПО, Я |
2 |
27.04 |
р. Кескентерек – под пер. Суыктобе |
21 |
673 |
Асфальт, щебенка |
вело / пеше |
Я, ПО |
3 |
28.04 |
Дневка под пер. Суыктобе (вынужденная) |
-- |
-- |
-- |
-- |
Д, ПО |
4 |
29.04 |
под пер. Суыктобе – ущ. Солдатское |
20 |
931 |
Щебенка, снег, грунтовка |
пеше / вело |
ПО |
5 |
30.04 |
ущ. Солдатское – р. Акешки |
112 |
317 |
Щебенка, асфальт |
вело |
Я |
6 |
01.05 |
р. Акешки – п. Суыксай |
69 |
725 |
Асфальт, щебенка |
вело |
Я |
7 |
02.05 |
п. Суыксай – фер. 3-я свх. Аманбухтор |
51 |
1349 |
Щебенка, грунтовка |
вело / пеше |
ПО, Я |
8 |
03.05 |
фер. 3-я свх. Аманбухтор – пер. 2100 м – р. Баскан |
48 |
834 |
Грунтовка, бездорожье, снег, асфальт |
пеше / вело |
Я |
9 |
04.04 |
р. Баскан – п. Черкасское – п. Акжар |
74 |
588 |
Асфальт, грунтовка |
вело |
Я |
10 |
05.04 |
п. Акжар – п. Дзержинское – р.Жаманты |
78 |
973 |
Асфальт, щебенка |
вело |
Я |
11 |
06.04 |
р. Жаманты – ст. Акши |
54 |
247 |
Щебенка, асфальт |
вело |
Я |
|
|
ВСЕГО |
630 |
7305 |
|
|
|
Я – ясно; ПО – переменная облачность; П – пасмурно; Д – дождь
Рис. 2. Погода налаживается
Рис. 3. Дорога за п. Алтынэмель
День 2 (27.04)
р. Кескентерек – под пер. Суыктобе; пробег 21 км; набор высоты 673 м
Выходим в 9ч. 10 мин. Погода ясная (рис. 6). Сегодня главная задача как можно ближе подойти под пер. Суыктобе. Движемся по хорошей асфальтовой дороге по направлению к поселку Рудничный (рис. 7). Доезжаем до поселка в 11:00, закупаем в местном сельпо небольшой запас продуктов и движемся дальше. Раньше в поселке жили шахтеры, добытчики полиметаллических руд, но после развала союза добыча зачахла, в небольшом количестве добывают лишь чудодейственный камень Шунгит. Нужная нам гравийная дорога сразу забирает вверх (рис. 8). Доезжаем до будки со шлагбаумом, похоже, в ней ни кого нет, и мы тихо продвигаемся дальше. Начинаются первые витки серпантина (рис. 9), местами спешиваемся и толкаем велосипеды. Ближе к обеду погода портится, небо затягивают облака. Доезжаем до первых штолен останавливаемся и осматриваем их, да, добыча была масштабной. Едем дальше, еще несколько витков серпантина и мы выезжаем к группе разрушенных зданий, здесь на теневых участках дороги встречаем первые снежники (рис. 10). Продолжаем подъем, доходим до развилки дорог, нужная нам дорога уходит направо и вся засыпана снегом, левая дорога ведет к заброшенным домикам (рис. 11). Решаем дойти до этих домиков и встать там на ночь. Находим устраивающее нас строение и встаем табором в 16:30 (рис. 13). Радует, что здесь есть старые доски, которые можно пустить на дрова. Вечером осматриваем окрестности и ходим на разведку.
Рис. 6. Утро 2-го дня, у моста через р. Кескентерек
Рис. 7. Впереди пос. Рудничный
Рис. 8. Начало подъема
Рис. 9. Первые ветки серпантина пер. Суыктобе
Рис. 10. Заброшенный рудник
Рис. 11. Развилка, дорога на пер. Суыктобе направо
День 3 (28.04)
Дневка; пробег 0 км; набор высоты 0 м
Ночью было довольно прохладно. Максим проснувшийся в 6:00 обнаружил, что все затянуто и идет снег (рис. 12). Решаем подождать пару часов, но и через два часа все без изменений. Делать нечего придется ждать. Погода начинает налаживаться только после обеда, идти на перевал смысла нет (рис. 14). Решаем подробнее осмотреть окрестные места. Сегодня получается вынужденная дневка, но делать нечего, природу не обманешь. Весь оставшийся день гуляем, изучаем окрестности и отдыхаем. Нас беспокоит то, что, скорее всего перевал сильно засыпан снегом, завтра, если наладится погода, пойдем на штурм.
Рис. 12. Утро третьего дня, идет снег
Рис. 13. Наше убежище
Рис. 14. Вид на юг с подъема на перевал
День 4 (29.04)
под пер. Суыктобе – ущ. Солдатское; пробег 20 км; набор высоты 973 м
Встаем рано, облачно, но с рассветом облака поднимаются, и появляется солнце, выходим в 9:10 (рис. 15). Движемся по засыпанной снегом дороге, радует то, что снег довольно плотный и не проваливается (рис. 16). Доходим до щели в гребне, где стоит старый вагончик, экскаватор и видны следы свежих разработок, наверно здесь добывают Шунгит. Движемся дальше вверх, дорога идет преимущественно по гребню отрога (рис. 17). Продолжаем подъем, погода налаживается, но по-прежнему видны облака. Угол подъема становится довольно существенным, поэтому приходится толкать велосипеды. Доходим до участка, где дорога уходит на северный склон гребня, над этим участком нависает снежный карниз, во избежание схода лавины обходим этот участок по крутому, но бесснежному
южному склону, на этом участке
приходится таскать велосипед и рюкзак отдельно, челноком (рис. 18). Далее дорога и вовсе исчезает под глубоким снегом, единственным ориентиром остаются столбы ЛЭП (рис. 19- 20). Движемся по снежному склону, идти довольно тяжело, местами проваливаемся (рис. 21). Дойдя до перегиба, движемся вдоль высоковольтной
ЛЭП, и далее дорога уходит направо, по склону (рис. 22). Идем предельно осторожно, все склоны засыпаны снегом (рис. 23), невозможно поверить, что год назад в это же время здесь зеленела трава. Спускаемся к ручью, быстро обедаем, дует сильный холодный ветер (рис. 25). Торопимся, впереди ещѐ один подъем и траверс водораздела и все это по снегу. Стоит отметить, что снег после обеда подтаял и стал проваливаться сильнее.
После ручья дорога и вовсе теряется, решаем двигаться вдоль высоковольтной ЛЭП (рис. 26). Топтать снег довольно тяжело, поэтому идем периодически меняясь. Наконец-то начинается спуск и снега становится все меньше, выходим на траву (рис. 27). Встаем на ночлег в 21:15 на притоке р. Текели (рис. 28).
Рис. 15. Утро 4-го дня
Рис. 16. Подъем по заснеженной дороге
Рис. 17. Дорога идет по гребню
Рис. 18. Крутой участок
Рис. 19. Дорога пропала под снегом
Рис. 20. Идем вдоль ЛЭП
Рис. 21. Снег начал проваливаться
Рис. 22. Велосипеды на фоне дальнейшего пути
Рис. 23. Без комментариев
Рис. 24. Место, где видна граница между зимой и весной
Рис. 25. Место обеда
Рис. 26. Путь дальнейшего движения
Рис. 27. Наконец-то трава
Рис. 28. Место ночевки
День 5 (30.04)
ущ. Солдатское – р. Акешки; пробег 112 км; набор высоты 317 м
После вчерашнего непростого дня решили поспать по дольше. Встаем в 8:00, выходим в 9:00, погода ясная немного морозная (рис. 29). Продолжаем спускаться вдоль притока р. Текели, дорога гравийная (рис. 30), спускаемся быстро, выезжаем на асфальт и движемся по направлению к г. Текели (рис. 31). В г. Текели закупаем немного продуктов, перекусываем и продолжаем движение по направлению к г. Талды-Корган, дорога хороший асфальт идет накатом, держим довольно высокую скорость (рис. 32). В г. Талды-Корган меняем в местном банке деньги и закупаем продукты на следующие дни. Стоит отметить, что город произвел на нас хорошее впечатление, чистый, солнечный и дружелюбный (рис. 33). Обедаем за городом в каком-то придорожном ресторанчике, заранее не спросили, сколько это будет стоить, в итоге казахские друзья выставили довольно приличный счет, но да ладно. Продолжаем движение по хорошему асфальту по направлению свертка на поселок Капал (рис. 35). Добираемся до свертка около 20:00 (рис. 36), сворачиваем и движемся по направлению к п. Капал, дорога асфальтовая, хотя качество стало ниже (рис. 37). Встаем на ночлег в 21: 25 за п. Акешки на берегу одноименной реки, место хорошее есть и вода и дрова.
Рис. 29. Утро 5-го дня вид в сторону г. Текели
Рис. 30. Спуск по гравийной дороге вдоль притока р. Текели
Рис. 31. г. Текели
Рис. 32. На въезде в г. Талды-Корган
Рис. 33. г. Талды-Корган
Рис. 34. Окрестности г. Талды-Корган
Рис. 35. Дорога за г. Талды-Корган
Рис. 36. Место поворота на п. Капал
Рис. 37. Дорога по направлению к п. Капал
День 6 (01.05)
р. Акешки – п. Суыксай; пробег 69 км; набор высоты 725 м
Утро солнечное (рис. 38), встаем, завтракаем и в 9:20 начинаем движение. Дорога, асфальт довольно хорошего качества, дорога идет без особых перепадов высот (рис. 39). Сегодня по-настоящему весенний день, по обочинам дороги видны цветы. К 13:00 часам добираемся до п. Капал (рис. 40). В поселке царит праздничная атмосфера, ходят нарядные дети, сегодня первое мая. В местном сельпо закупаем продукты и движемся дальше. Обедаем за поселком в 14:10. После обеда немного отдыхаем и продолжаем движение по направлению п. Арасан, преодолеваем небольшой водораздел и едем далее по довольно хорошему асфальту. Ехать одно удовольствие, погода шикарная, справа по ходу движения, на фоне заснеженных гор видны древние захоронения, пасутся стада баранов (рис. 41-42). Едим довольно быстро. Не доезжая около 15 км до п. Арасан, неожиданно, происходит не очень приятная встреча с пограничниками. Выглядит это так, на обочине стоит чахлый столбик с надписью «приграничная зона» дальше через метров 100 стоит КПП с шлагбаумом, джипом и потирающими руки казахскими поганцами. В общем, нас остановили на КПП и предъявили нам обвинение в нарушении приграничного режима. Далее нас посадили в УАЗ-ик и отвезли в п. Суыксай (хорошо, что это все в нужном нам направлении). Дальше нас около двух часов обрабатывали с целью получения дополнительного денежного довольствия:), но не на тех напали. В итоге всѐ закончилось благополучно, нас отпустили под предлогом того, что сегодня 1 мая и день дружбы народов;). Было уже около 21:00 часов вечера, и мы поспешили выехать из поселка как можно быстрее. В итоге встали на ночевку за п. Суыксай на р. Мынжасар (рис. 43).
Рис. 38. Утро 6-го дня на р. Акешки
Рис. 39. Дорога по направлению к п. Капал
Рис. 40. На въезде в п. Капал
Рис. 41. На фоне северного хребта Джунгарского Алатау
Рис. 42. Отдых на привале
Рис. 43. Место ночевки на р. Мынжасар
День 7 (02.05)
п. Суыксай – фер. 3-я. Аманбухтор; пробег 51 км; набор высоты 1349 м
Выехали в 9:30. Погода переменная облачность (рис. 44). Движемся по грунтовой дороге по направлению к п. Ашибулак (рис. 45). В поселке закупаем недостающие продукты и продолжаем движение по направлению р. Аксу. Далее следует большой спуск и не менее большой подъем через долину р. Аксу (рис. 46). Дальнейший наш путь пролегает по левому берегу р. Теректы и характеризуется чередующимися спусками и подъемами по северным отрогам хребта Дельдыкарагай. Спуски и подъемы, как правило, крутые за день нами было пройдено около 7 больших спусков и подъемов (рис. 47). Броды через притоки р. Теректы сложности не представляют (рис. 48). День был очень тяжелым. Местами, особенно на водоразделах увалов дорога периодически теряется, так что следует быть внимательными при ориентировании. Встаем на ночлег возле фермы №3 свх. Аманбухтор в 21:30.
Рис. 44. Утро 7-го дня, вид на северный хребет Джунгарских гор
Рис. 45. На въезде в п. Ашибулак
Рис. 46. Спуск в долину р. Аксу
Рис. 47. Один из подъемов
Рис. 48. Брод через приток р. Теректы
День 8 (03.05)
фер. 3-я свх. Аманбухтор – пер. 2100 м – р. Баскан; пробег 48 км; набор высоты 834 м
Сегодня вышли в 8:10. Погода солнечная, на небе ни облачка. Начинаем подъем на перевал 2100 м (рис. 49). Стоит отметить, что это вело- перво-прохождение, этот перевал был запланирован как обзорный, ещѐ при подготовке маршрута дома, мы поняли, что с него должны открываться хорошие вида на Северный хребет Джунгарского Алатау с его четырехтысячниками, включая массив высшей точки района, пик Семенова Тянь-Шаньского (4610 м). Ещѐ накануне вечером мы расспросили хозяев фермы о тропе через перевал, они сказали, что есть конная тропа. От фермы
№ 3 в сторону перевала вначале идет довольно хорошая автомобильная колея, которая постепенно переходит в конную тропу после верхних пастбищ
(рис. 50). Далее мы двигались по этой конной тропе, которая, чем дальше мы продвигались, тем менее различимой она становилась. В итоге не без помощи интуиции мы вышли на перевал. Тропа не слишком крутая, но велики по большей части всѐ же приходится толкать (рис. 52). На подъеме мы пересекли пару небольших снежников (рис. 53). Подъем на перевал занял 3ч 30 мин (рис. 54). С перевала открываются восхитительные виды во все стороны. Как на ладони заснеженные вершины Северного хребта
Джунгарского Алатау. На север открывается головокружительные панорамы на Саркандскую равнину (рис. 55-56). Ходим на окрестные локальные вершины и всѐ фотографируем. Решаем пообедать на перевале, топим снег на горелке. Выходим с обеда в 14:30. Начинаем спуск по заснеженному склону (рис. 57). Идем по всѐ той же конной тропе. После снежников тропа идет по дну ущелья, местами заваленного буреломом (рис. 58), чем ниже мы спускаемся, тем лучше становится дорога (рис. 59). В итоге, мы довольно быстро спускаемся на равнину, преодолеваем в брод приток р. Сарканд (рис. 60) и выезжаем на асфальтовую дорогу. Движемся далее по направлению к г. Сарканд. В городе закупаем недостающие продукты. Едем дальше по направлению к п. Новопокровка (рис. 62). Встаем на ночлег в лесополосе за поселком в 20:30. Ночью в Саркандской долине намного теплее.
Рис. 49. Утро 8-го дня, начало подъема
Рис. 50. Путь подъема на пер. 2100 м
Рис. 51. И все-таки весна…
Рис. 52. Подъем по скальным выходам
Рис. 53. Небольшие снежники на подъеме
Рис. 54. Мы на перевале. Ура!
Рис. 55. Вид в сторону г. Сарканд
Рис. 56. Вид на четырехтысячники Дунгарского Алатау
Рис. 57. Начало спуска, идем по снежникам
Рис. 58. Местами тропа завалина
Рис. 59. Уже можно ехать
Рис. 60. Брод через приток р. Сарканд
Рис. 61. Перед выездом на шоссе
Рис. 62. Дорога за г. Сарканд
День 9 (04.05)
р. Баскан – п. Черкасское – п. Акжар; пробег 74 км; набор высоты 588 м
Выходим в 9:30, погода ясная (рис. 63), движемся по хорошей асфальтовой дороге по направлению п. Койлы (Антоновка), далее к поселку Черкасское (рис. 64). Высокие горы и основные препятствия остались позади. Проезжаем мост через р. Теректы, очередную реку Семиречья (рис. 65). За поселком Черкасское начинается грунтовый участок дороги, так же впредь не езженный велотуристами. Дорога идет по полям, имеет множество развилок, что затрудняет ориентирование. В итоге не без подсказок местных фермеров мы выбираем правильное направление (рис. 66) и выезжаем в п. Акжар (рис. 67). Встаем на ночлег перед поселком на берегу р. Шинжилы в 20:20.
Рис. 63. Утро 9-го дня путь
Рис. 64. На въезде в п. Черкасское
Рис. 65. На мосту через р. Теректы
Рис. 66. Местные объясняют нам дорогу
Рис. 67. Дорога до п. Акжар
День 10 (05.05)
п. Акжар – п. Дзержинское – р.Жаманты; пробег 78 км; набор
высоты 973 м
Выходим в 9ч. 15 мин. Погода ясная и довольно тепло (рис. 68). Едем по асфальтовой дороге по направлению к п. Теректы, в поселке с трудом меняем деньги и движемся дальше по направлению к п. Сапак и далее к п. Дзержинское (рис. 69). Обедаем за п. Дзержинскоев 14:00. За поселком дорога становится хуже, появляются гравийные участки. За п. Ушбулак идет гравийная дорога. Участок от п. Сапак (Герасимовка) до п. Глиновка характеризуется довольно существенным перепадом высот. Большинство подъемов преодолеваются в седле. Ближе к вечеру у меня ломается стойка багажника, быстро ремонтируем и едем дальше. Вокруг красивые выходы красных глин (рис. 70). Встаем на ночлег у притока р. Жаманты, место хорошее много дров, вода чистая (рис. 71-72).
Рис. 68. Утро 10-го дня
Рис. 69. На участке п. Сапак – п. Дзержинское
Рис. 70. Выходы красных глин
Рис. 71. Река Жаманты
Рис. 72. Место ночевки
День 11 (06.05)
р. Жаманты – ст. Акши; пробег 54 км; набор высоты 247 м
Сегодня последний день нашего маршрута. Погода ясная. Выезжаем по направлению ст. Коктума, преодолеваем небольшой водораздел и далее дорога преимущественно идет вниз (рис. 73). Впереди уже виднеется озеро Алаколь. Основная дорога уходит направо и делает петлю, мы же едем по грунтовой дороге напрямик к станции (рис. 74). В поселке Коктума мы узнаем, что поезд будет около 15:00. Что бы ни ждать слишком долго решаем поехать на следующую станцию Акши (рис. 75). Едем по трассе Дружба- Актогай, дорога, хорошая, становится довольно жарко, доезжаем до ст. Акши и узнаем у местного старожилы, что поезд будет через два с лишним часа, едем в местное сельпо, закупаем еды и едем на озеро Алаколь, купаться. Вода в озере ещѐ не прогрелась, но купаться можно (рис. 76). Хорошо пообедав и вдоволь отдохнув, едем на станцию, где благополучно садимся на поезд. Всѐ маршрут окончен!
Рис. 73. Утро 11-го дня пути
Рис. 74. Движемся по грунтовке, впереди оз. Алаколь
Рис. 75. У поворота к п. Акши
Рис. 76. Купаемся в озере
Рис. 77. Конечный пункт нашего маршрута!
Определяющие препятствия маршрута
Название препятствия |
Вид препятствия |
Категория сложности |
Характеристика |
Перевал Суыктобе 2470 м |
горное |
четвертая |
Каменистая горная дорога, мелкокаме- нистый грейдер. Снежный покров |
Участок п. Ашибулак – Фер. № 3 |
равнинное |
четвертая |
Каменистая горная дорога, мелкокаме- нистый грейдер, большие перепады высот |
Перевал 2100 м (велопервопрохождение) |
горное |
четвертая |
Бездорожье, заросли, тропа, Снежный покров |
Участок от Черкасск – п. Акжар |
горное |
вторая |
Грунтовая дорога, перепад высот |
Участок п. Дзержинск – р. Жаманты |
равнинное |
третяя |
Мелкокаменистый грейдер, перепады высот |
Перевал 1240 м |
горное |
вторая |
Мелкокаменистый грейдер |
МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!
Выводы и рекомендации
По результатам прохождения нашего маршрута, можно сделать следующие выводы. Район Восточного Казахстана и отроги гор Джунгарского Алатау, являются очень перспективными для развития велосипедного туризма. Как выяснилось при прохождении маршрутов мае можно столкнуться и с тем, что будет уже довольно тепло и с тем, что возможны существенные заморозки и холодная погода, в общем, год на год не приходится. Соответственно и перевалы выше двух тысяч метров могут быть в той или иной степени завалены снегом. В нашем случае год выдался прохладный, перевал Суыктобе был полностью завален снегом, что значительно повысило сложность этого препятствия. Но, были и плюсы прохладной погоды, клещей было мало. Проблем с водой и дровами внизу нет, но запас газа или бензина нужно иметь. Особое внимание следует уделить посещению участков потенциально входящих в приграничную зону. Для избегания недоразумений следует заранее оформить пропуска или в Учарале, или в Талдыкоргане. Ещѐ одним немаловажным аспектом, является проблема обмена валюты, в отдаленных селениях обменных пунктов либо вообще нет, либо работают они весьма странно, поэтому деньги нужно обменять заранее и иметь их с запасом. Отношение местного население преимущественно доброжелательное, особых проблем с языком нет. Особенно интересным было велопрохождение перевала 2100 м. В хорошую погоду с перевала открываются восхитительные панорамы на Джунгарский Алатау и долину Сарканда.
Литература
- Жигарев О.Л. Отчѐт о совершенном туристско-спортивном мероприятии. – Новосибирск: ОЦДОД, 2009. – 64 с.
- Отчет о велосипедном маршруте 4 к.с. по Казахстану, руководитель Томас. И. А. №0-11-13, 2013 г.
- Регламент по спортивному туризму. Москва 2008 год.
- www.veloway.ru
Комментарии