23 декабря 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: IV

Турклуб «Романтик» г. Одесса_________                                           (полное название организации, проводящей поход)

Отчет

о спортивном

горном походе четвертой категории сложности

по Центральному Кавказу

совершенном с 06 июля  по 27 июля 2019 г

Маршрутная книжка № 07/19

Руководитель группы Охлопкова О.В.

Адрес руководителя: Одесса, ул Бочарова 44а кв 104, тел +380630390955(вайбер), snumshumrik1983@gmail.com

Отчет использовать в библиотеке МКК

1.1.  Параметры похода

• Район путешествия – Центральный Кавказ

• Вид туризма - горный

• Организация, проводившая путешествие - Турклуб «РОМАНТИК»

• Категория сложности – 4 (четвертая)

• Количество участников – 10 (десять)

• Руководитель – Охлопкова Ольга Валерьевна

• Средняя высота ночевки – 3061м

• Забросок – 2 шт

1.2 Сведения о районе проведения похода

Приэльбрусьем называют район, расположенный в верховьях реки Баксан (173 км) и её притоков. Здесь расположена высшая точка Кавказа Эльбрус.

Эльбрус - это двувершинный конус потухшего вулкана. Высота Западной вершины 5642 м, Восточной 5621 м. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 км2 наиболее известные Большой и Малый Азау, Терскол. Ущелья Адылсу, Шхельды, Адырсу, массивы Донгузоруна и Ушбы очень популярны среди альпинистов и горных туристов. Приэльбрусье - великолепный горнолыжный курорт России.

На Кавказе 8 «пятитысячников». Кроме двух - Эльбруса и Казбека - все они находятся в районе Безенги. В районе выделяются два массива: Северный и Безенгийская стена. Безенгийская стена - это наиболее высокий участок Главного хребта Большого Кавказа, с вершинами (слева направо, если стоять лицом к стене) Шхара Главная (5068м), Западная Шхара (5057м), пик Шота Руставели (4960м), Джанги-тау Восточная и Главная (5085м), Катын (4974м), Гестола (4860м), Ляльвер (4350м), пик "4310". Длина Безенгийской стены 12 км. С северных склонов начинается ледник Безенги (9 км). Северный массив - это гигантская 15-километровая подкова из девяти основных вершин, пять из которых превышают пятитысячную отметку. С востока на запад протянулись: Коштантау (5151м), пик Тихонова (4670м), Крумкол (4676м), Восточная Мижирги (4927м), Западная Мижирги (5025м), пик Боровикова (4888м), пик Пушкина (5100м), Восточная Дых-тау (5180м), Главная Дых-тау (5204м). В административном плане западная часть Центрального Кавказа относится к Кабардино-Балкарской республике. Маршрут данного путешествия проходил по западной части Центрального Кавказа (по Приэльбрусью). ГКХ, Эльбрус и близлежащие к ним хребты несут мощное оледенение. Например, со склонов Эльбруса стекает 30 ледников общей площадью 144 кв. км.

Высота гор свыше 5000 м обуславливает наличие высотных растительных поясов. В предгорьях, на высотах до 400 метров, зона степей. Она постепенно сменяется лиственными лесами, которые на высоте около 1500 м сменяются хвойными лесами (в основном, сосновыми). Граница лесной растительности проходит на высоте 2200-2300 метров. Выше расположена зона альпийских лугов, которая на высотах около 3000 метров подходит к зоне «вечных» снегов. Выше расположено царство снега, льда и скал.

Климат формируется под воздействием сезонной циркуляции воздушных масс. При этом велико влияние горного рельефа. Горные хребты задерживают или отклоняют воздушные потоки. Летом на северных предгорных равнинах господствует влажный воздух Атлантики, часто приносящий с циклонами обильные осадки.

Для Кавказа характерна цикличность периодов плохой и хорошей погоды. Летом она равна 5-7 дням, при чём в первой половине лета погода обычно хуже, чем во второй.

Лето на высоте 2000 метров начинается в первых числах июня, а с увеличением высоты – ещё позже. Максимальная температура на высоте 2000 метров может достигать +35С, а на высоте 3000 метров - + 25С. В горах лето влажное и прохладное, с повышенной облачностью и ливневыми дождями. Характерно ежедневное ухудшение погоды во второй половине дня за счёт образования облачности и выпадения осадков местного происхождения.

Район похода - Приэльбрусье, позволяет совершать горные походы 1-6 категории сложности. Наиболее сложные перевалы находятся в ГКХ или на близлежащих отрогах и хребтах.

Район обеспечен сетью автомобильных дорог, по которым до всех населенных пунктов можно доехать от городов Нальчик и Минводы, имеющих железнодорожное сообщение.

1.3 Состав группы

Ремноборщик

2. Организация путешествия

2.1 Цель похода

Данный поход был организован как учебно-тренировочный, спортивный  поход для повышения, закрепления навыков участников разного уровня горной подготовки. Подготовки руководителей разного уровня сложности, для ознакомления района и , конечно, для  сплочения отличного костяка для высших категорий. Район похода был выбран группой для освоения нового района.

Руководитель в районе был в 2008 году. Выбор оптимальной нитки маршрута перед походом выполнялся с учетом сложности преодоления отдельных его участков, длительности этапов, возможностей организации ночевок, а также физических возможностей участников группы. Учитывалась возможность аварийных выходов с маршрута. Выбор пути на маршруте осуществлялся с учетом погодных условий и физического состояния группы.

Техника безопасности:

Полный курс теоретической предпоходной подготовки был выполнен в рамках лекций и практических занятий школы туристской подготовки. Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников и руководителя.

Благодаря относительной популярности данного района, аварийный выход и помощь были возможны по любой из долин в кратчайшие сроки. Постоянно обращалось внимание на выбор максимально безопасных и комфортных мест для привалов и ночлегов. При прохождении перевалов по возможности использовалось раннее время суток. В темноте и тумане движение не производилось. График движения планировался с учетом днёвок и запасных дней на случай непогоды. Во время движения осуществлялось наблюдение за камнеопасными склонами. В случае необходимости всегда была возможность обратиться за помощью к одной из множества групп, которые совершают походы в данном районе.

На заброску, продукты, добирания и общественные нужды (ремнабор, аптечка), т.е. на поход в целом каждым участником было затрачено по 500 у.е.

2.2 Подъезды и подходы к началу маршрута

Точки старта и финиша выбирались для удешевления проезда, с возможностью использования общественного транспорта.

Группа с Одессы выдвигалась двумя партиями: сначала выехала три участника для того, чтоб доставить заброску в Нальчик, откуда была договоренность по развозу ее по необходимым пунктам ( а/л Безенги и турбаза Башиль). Ребята добирались 48 часов до Нальчика, Далее расположились на базе (где есть кухня, душ) в Нальчике ( благодаря директору а/л Безенги их помощь очень кардинально нам помогла на маршруте).

С Одессы нашли достаточно дешевое добирание до Баксановского Кольца, микроавтобус Одесса- Ереван , что заняло 36 часов добирания у основного состава группы. Ребята забрали нас с заправки у Баксанского кольца на заказном микроавтобусе, и мы выдвинулись в сторону поселка Безенги. Перед ним стоит погранзастава, на которой нас тщательно проверили и пропустили для следования далее.

Добирания назад были не столько быстрыми.

С Терскола выехали до Баксанского кольца на ту же заправку ( так как была договоренность  с микроавтобусом в Одессу, который в итоге за нами не приехал). Поэтому подождав , заказали еще один микроавтобус в Невиномыск, далее от туда рейсовый автобус Невиномыск- Ростов, Ростов- Полтава, Полтава- Киев, Киев- Одесса. Добирание назад заняло 48 часов.

Стоимость добирания смотреть в финансовом отчете.

Обеспечение:

По маршруту запланировано посещение всех действующих альплагерей, до похода было организованно 2 заброски (см раздел 1.5) что позволило не обременять группу очень тяжелыми рюкзаками на линейном маршруте и в тоже время оставаться почти все время в автономном режиме.

2.3 Организация забросок

До похода было организовано 2 заброски.

Две заброски организованы через а/л Безенги, с которыми я вела переписку и нам был адресован телефон Тамбулата, который помогал нам во всех возникших вопросах и просьбах. Ребята привезли заброски в Нальчик в офис по адресу, упаковали их и отдали для развоза в нужные сроки.

ОДна заброска уехала в а/л Безенги , куда мы должны были спуститься.

Вторая в турбазу Башиль, куда в итоге за ней спустилось три участника.

Обе заброски были сохранены в идеальном состоянии и директора альплагеря Безенги и турбазы Башиль положительно и по доброму относятся к туристам и пытаются всячески помочь.

2.4  Пропуска и заповедные зоны

Пропуска оформляли сами, напрямую отсылали данные по этому адресу pu.kbr@fsb.ru

Пропуска начали оформлять в январе, пару раз нам возвращали документы в связи с какими-то мелкими ошибками, но в итоге в марте нам дали пропуска на все долины и ущелья с 1 по 131 зону. Пропуска сделали бесплатно. У нас был групповой пропуск, но также возможно сделать и личный.

При планировании  маршрута в районе АУСБ "Безенги" все основные организационные вопросы можно решить, воспользовавшись услугами администрации АУСБ. Директор - Анаев Алий Хусеевич, телефоны в Нальчике: (8662) 95-59-57, 95-82-96, телефон в альплагере - (86636) 66-291, адрес электронной почты - bez1959@gmail.com. , информация об альплагере "Безенги" представлена на страничке на сайте www.mountain.ru. Офис АУСБ в Нальчике находится по адресу: ул. Чайковского, д.8. Полезные действия, которые можно заказать в АУСБ, следующие: оформление пропусков в пограничную зону (полные паспортные данные следует заранее прислать по электронной почте, транспорт из Нальчика до альплагеря и/или обратно, хранение заброски.

Если у группы возникает необходимость остановиться в альплагере, здесь также можно за умеренную плату разместиться в домиках или в (своих) палатках на территории лагеря, получить приличное трехразовое питание, неограниченно пользоваться душем и горячей водой для стирки. В магазинчике можно приобрести некоторые продукты, однако их ассортимент скуден. В контрольно-спасательной службе лагеря можно получить дополнительные сведения и рекомендации по текущей обстановке в районе, здесь имеется библиотека качественных альпинистских отчетов с великолепными фотографиями.

Контролем туристских групп КСС альплагеря не занимается, на учет в ПСС надо становиться в Нальчике по адресу: ул.Пирогова, д. 4, встать на учет и сняться с него можно звонком.

Вся местность в верховьях Черека Безенгийского и Черека Балкарского, включая ледниковую зону, относится к Кабардино-Балкарскому заповеднику. Для обеспечения бесконфликтного пребывания на территории заповедника наиболее надежный метод - получить официальное разрешение в управлении заповедника в пос. Кашхатау (бывшее Советское), который находится по дороге из Нальчика в Безенги. Пребывание в заповеднике оплачивается из расчета 30 рублей с человека в сутки. Однако контора заповедника не имеет четкого расписания работы .

Наш совет подойти к пропускам в заповедные зоны с такой же щепительностью как и к погранпропускам.

При посещении долин, относящихся к "зоне влияния" АУСБ "Безенги", статус "клиента" АУСБ автоматически предполагает, что он имеет право находиться на территории заповедника без взимания дополнительной платы. Этот момент можно дополнительно оговорить на месте с администрацией альплагеря.

Пограничная застава в долине Черека Безенгийского расположена примерно в 5 км севернее альплагеря. Наряды патрулируют основную ветвь ледника Безенги вплоть до подъема на перевал Верхний Цаннер (2А) в ГКХ.При выходе с альплагеря сразу вышли на погранзаставу. При всех встречах с нарядами пограничников, прохождении застав группе следует иметь при себе оформленные пропуска, участникам - паспорта. Полезно также иметь с собой несколько экземпляров списка группы с полными паспортными данными и раздавать их каждому встреченному наряду (по требованию). Отношение со стороны пограничников к гражданам Украины спокойное, корректное и доброжелательное.

2.5 Нитка маршрута

Нитка маршрута запланированная:

пос.Безенги- д.р. Думала- р.Укю-су - лед.М.Укю - пер. Укю (2А, 3897) - лед.Укю - пер.Урал (2Б, 3906) - лед. С.Уллуауз - а/л Безенги  - лед. Безенги - пер.Спортивная дружба (2Б*, 4100) + п.МВТУ (2А, 4200) – лед.Шаурту - р. Гара-Аузусу - лед Ю Чат - пер.Бодорку С (2Б, 4100) +пер Бодорку Ц. (2Б, 3940) - лед.Башиль - р.Башиль-Аузусу - лед.Чегемский - пер.Чегемский (2Б, 4148) + ж.Снежный купол (2А, 3900) + пер.Донкина (2Б, 4073) - лед.Зап.Юном - дол.р.Адыр-су- а/л Уллу-Тау- лед.Гумачи- пер.Гумачи (2А, 3765) - лед.Джанкаут - р.Алыл-су - с.Эльбрус

Нитка маршрута пройденная:

пос.Безенги- д.р. Думала- р.Укю-су - лед.М.Укю - пер. Укю (2А, 3897) - лед.Укю - пер.Урал (2Б, 3906) - лед. С.Уллуауз - а/л Безенги  - лед. Безенги - пер.Спортивная дружба (2Б*, 4100)  – лед.Шаурту - р. Гара-Аузусу - лед Ю Чат - пер.Бодорку С (2Б, 4100) +пер Бодорку Ц. (2Б, 3940) - лед.Башиль - р.Башиль-Аузусу - лед.Чегемский - пер.Чегемский (2Б, 4148) + ж.Снежный купол (2А, 3900) + пер.Донкина (2Б, 4073) - лед.Зап.Юном - дол.р.Адыр-су- а/л Уллу-Тау- пос.В.Баксан

• Общая протяжённость маршрута: : 129 км * 1,2 = 154,8
  • Время путешествия: с 06 июля по 27 июля 2019  г
  • Количество дней активного маршрута: 21
  • Вид туризма: горный
  • Категория сложности: 4 (четвертая)
  • Набор локальных препятствий: 2А + 2Б+2Б*

Пер.Семеновского Южный 2Б*(3819)

Пер.Койовганауш 1А(3624)

2.6 Возможности аварийного выхода, запасные варианты и их причины

Отказ от прохождения пер.Гумачи, в связи с сильнейшей непогодой и отсидками перед 2Б, что привело к отставанию от графика маршрута.У одного из участников был билет на самолет,поэтому приняла решение об отказе от данного перевала.

Отказ от пика МВТУ в связи с тем, что непогода бушевала на перевале всю ночь.Решили быстрее уйти вниз, пока было окно.

Аварийные выходы на Кавказе достаточно логичны. Практически с любой точки уже на 2й день можно выйти либо на дорогу, либо к мобильной связи. Все выходы вниз и на Юг по любой долине. Во всех ущельях есть мосты через реки и селения в нижних частях. Во всех ущельях кроме Дых-Су в нескольких километрах от ледников есть посещаемые людьми пункты(альплагеря в Адыл-Су, Адыр-Су и Безенги, турбазы в Чегеме и Башиле). Кроме того во всех ущельях в верховьях стоят погранпосты и на ледниках часто можно встретить передовые отряды с наличием связи, что тоже добавляет безопасности.

Варианты аварийного выхода из района очевидны: из долин Адыл-су и Адыр-су – соответственно альплагеря Шхельда и Уллутау и далее Баксанское шоссе, из долин Башильаузсу– турбаза Башиль. Ущелье Безенги – а/л Безенги

Группа стояла на учете в Республиканском ПСС:

Г. Нальчик ул Чернышевского 19 8-86624-2-24-56

Ближайшие КСП в пос. Терскол (т/ф 8-86638-7-14-89), пос. Эльбрус, а/л Безенги, а/л Шхельда. Также над турбазой Чегем уже 2й год есть КСП с дежурными спасателями.

2.7 Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Все участники прошли маршрут полностью

3.   График движения и высотный профиль

Мпн- пер.Урал (2Б)- лед. С.Уллуауз

3,6

Подъем по снежно-ледовому склону 45-60°, перила 450 метров

Спуск осыпной, движение плотной группой

10 ч 20 мин

Мпн- а/л Безенги (полудневка)

7,2

3 ч 30 мин

Мпн-лед.Безенги

2 ч 50 мин

Мпн- лед.Шуарту Восточный

6 ч 50 мин

Мпн- пер.Спортивная Дружба (2Б*)

1,2

Мпн-пер.С.Бодорку(2Б)+пер.Ц.Бодорку (2Б)- лед.Башиль

2,4

Подъем снежно- ледовый, движение в связках,40-45° 450 метров

Траверс на Ц.Бодорку в связках склон снежный

Движение на спуск снежно- ледовый склон, движение в связках- выход на ледопад

7 ч 10 мин

Мпн- р.Аузусу

переменная облачность

Движение в связках в обход трещин

В конце ледника движение по перилам 40-45° 100 метров, склон ледовый

9ч 25 мин

Дневка

Мпн- под л.Чегемский

туман

7 ч 50 мин

ливень

Мпн-пер.Чегемский(2Б)+траверс Снежный купол(2А)+ пер.Донкина(2Б)

7,2

снег

Подъем снежный ,движение в связках  с промежуточными точками 45-50° 400 метров

Траверс снежно-ледовый движение в связках  с промежуточными точками

7 часов

Мпн- а/л Уллу-тау

10,8

солнечно

Склон снежно-ледовый пересеченный трещинами, движение в связках 45-50° 400 метров

6 ч 45 мин

Мпн- пос.В.Баксан

14,4

3 ч 20 мин

Итого: 129 км * 1,2 = 154,8

3.2  Высотный профиль похода

3.3 Техническое описание прохождения маршрута

ДЕНЬ 0 (04.07-06. 07.2019) Подъезды

Микровтобусом из Одессы приехали на кругу Баксанского кольца через 3 часов после отъезда.Выгрузили нас на заправке, где мы и ждали микроавтобус с нашими ребятами, которые делали заброску. Ребята завезли заброску, забрали пропуска и отметили нас в КСС,поэтому как только они к нам подъехали,мы загрузились и отправились в сторону начала нашего маршрута пос.Безенги.

ДЕНЬ 1 (06.07.2019) пос.Булунгу – р.Думала

Начало активной ходовой части- поселок Булунгу. Задумка была такова для того , чтоб получить в первый же день акклиматизацию и дойдя род перевал группа уже себя чувствовала отлично.Ориентировочно в 13:00 выгрузились , перепаковались и стартанули вверх. Перед поселком Безенги стоит погранзастава. Пройдя проверку, двинулись дальше. К 19:00 подошли к слиянию рек Черек-Безенгийский  и Думала, перешли по мосту на левую сторону и стали лагерем в красивом поле, который оказался заповедником. Когда готовили ужин, к нам подъехал лесник, проверил документы , предупредил как вести себя в заповедник и мы мирно остались наслаждаться горами.

ДЕНЬ 2 (07.07.2019) р.Думала- р.УКю

Выход из лагеря в 7:20, движемся по дороге к домику лесника,поздоровались и пройдя через калитку начали движение по тропе по правому берегу по ходу движения (фото 2.1). Через 1 час 20 минут выходим на верхние зеленые подушки из лесу, переходим по мосту на левую сторону по ходу движения (фото 2.2).Движемся по тропе вдоль реки 35 минут и доходим до небольшого моста, по которому переходим на левый берег реки (фото 2.3). Открывается вид на красивейший водопад  в каньоне реки Укю. Здесь  переходим в брод  и обедаем. Начинаем собираться, но нас останавливают три пограничника, которые переправляются и проверяют наши документы и пропуска.

В 14:00 выдвигаемся дальше, тропа идет по правой стороне по ходу движения, очень высокая трава. За 40 минут выходим наверх ступени по задернованному валу ,тропа уже более пологая. Идем еще 1 час 30 минут , находим на травяных склонах подходящие места, строим  площадки, ставим лагерь.

Фото 2.1 - Вид на долину реки Думала с долины реки Черек-Безенгийский

Фото 2.2 - Мост при подъёме по тропе вдоль реки Думала

Фото 2.3 - Поворот в сторону перевала Укю с долины реки Думала

ДЕНЬ 3 (08.07.2019) р.Укю- лед.М.Укю

Выход в 7:00 идем по правому берегу по ходу движения по травяным террасам до скальных прижимов,перегораживающих наш путь (1 час) (фото 3.1). Здесь переправляемся на левый берег р.Укю по ходу движения, и начинаем  движение по крупной осыпи резко вверх вдоль реки. Далее подъем осуществляем по средней и крупной осыпи с выходами на конгломерат, движемся плотной группой. Через 1 час 20 минут склон выполаживается, встаем на обед 12 дня так как начала чувствоваться горная болезнь( решили немного выдохнуть). Трое человек берут ледово-скальное снаряжение и уходят вверх на разведку, где завешивают две веревки на перевал, для того чтоб завтра движение вверх осуществлялось быстрее (фото 3.2, 3.3). После отдыха остальная часть группы поднимается по разнокалиберной осыпи по правому берегу по морене, слева остается разлив реки похожий на озеро от него 40 минут . Еще 40 минут движения по леднику, засыпанного камнями, ледник открыт, мы доходим до предполагаемого лагеря, делаем площадки, ставим лагерь. Те кто вешал веревки вернулись с  информацией о том, что до перевала ориентировочно час подхода от лагеря. Завтра подъем в 3 утра.

Фото 3.1 - подъём к перевалу Укю из д.р. Думала

Фото 3.2 - подъём к перевалу Укю из д.р. Думала

Фото 3.3 - подъём к перевалу Укю из д.р. Думала

ДЕНЬ 4 (09.07.2019) лед.М.Укю- пер.Укю- лед.Укю

Характер перевала: конгломератно-осыпной с востока, ледовый с запада. Ориентация склонов : восток-запад. Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, веревки,петли. Опасности на подъеме- есть вероятность обрушения льда на подъемной части кулуара в самом нижней части. Перевальный взлет 200 метров 35-45 градусов. Тур на скалах справа по ходу движения.

Выходим в 5:00, идем по леднику забирая на правый берег , обходим трещины и скаты бараньих лбов (фото 4.1). Ледник открытый, движемся в кошках по леднику, далее выходим на морену -средняя сыпуха и траверсом вдоль склона идем  до кулуара с ручьем- к обеду н превращается в водопадик (заняло  3 перехода по 40 минут).

Мест для крепления веревки мало, склон конгламерат с камнями, нужно искать большие камни для станций ( но веревки были провешены заранее, поэтому первый прошел проверил станции и веревки после ночи). По ручью периодически летают камни 1 й и  2 й участок проходим по одному, так как на втором вылетают камни из конгламерата при хождению по склону, склон около 50 градусов (подошедшие участники укрываются правее по склону за огромным камнем) (фото 4.2). Далее можно двигаться плотной группой по 2-3 человека мимо скалы пирамиды выходим на снежник, и по кулуару на вверх, склон 40-55 градусов в основном мелкая осыпь и конгламерат. Была провешена еще одна веревка 50 метров , выводящая на перевал ( для подстраховки). Для выхода на перевал держимся левого кулуара , который и выводит на  перевал Укю 2А) , в 14:00 все вышли на перевал (фото 4.3, 4.4, 4.5).

На перевале при желание можно разместить палатку, чуть ниже есть вода в озере

Спуск по закрытому леднику в связках и кошках, погода ухудшается.Выходим на центр ледника и  идем вниз ориентируясь на следующий наш перевал Урал, который хорошо просматривается. Выходим на морену  с левой стороны от языка, делаем площадки, ставим лагерь (фото 4.6). Спуск  занял 1 час.

Вывод: Перевал Укю соответсвует категории сложности 2А. Перевал односторонний, скалы с определяющей стороны очень сыпучие. Требуется постоянная внимательность при прохождение. Рекомендация проходить при хорошей не дождливой погоде. На спуске двигаться в связках.

Фото 4.1 - Вид на перевал Укю с ледника М. Укю

Фото 4.2 - Первая верёвка на пер. Укю со стороны ледника М.Укю

Фото 4.3 - Выход на перевал Укю со стороны ледника М. Укю

Фото 4.4 - Озеро и часть группы на перевале Укю

Фото 4.5 - Вторая часть группы на перевале Укю и вид на спуск в сторону ледника Укю

Фото 4.6 - Вид на спуск с перевала Укю в сторону ледника Укю с места ночёвок на морене

ДЕНЬ 5 (10.07.2019) лед. Укю- пер.Урал (2Б)- лед.С.Уллуауз

Характер перевала: ледово-осыпной. Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы,ледобуры, веревки,петли. Опасности на подъеме- с правой стороны начинают лететь камни, прорезая весь склон. Перевальный взлет 450 метров 45-60 градусов. Тур на скалах справа по ходу движения. Спуск с перевала- протяженность 800 метров, перепад высот 450 метров.

Выход первой связки в 5:00 для провешивания веревок. С вечера решили не вешать так как периодически летали камни и погода ухудшалась. Утром же было все идеально. Остальная часть группы вышла через 30 минут и начала движение по провешенным перилам. Держимся по середине ледника, к правой и левой части не прижимаясь так как  оттуда прилетают периодически камни, особенно будьте внимательны на первых двух веревках, но далее тоже не стоит расслабляться (фото 5.1, 5.2).  Склон от 45 градусов места до 60 , хороший лед. Первые 6 станций  на ледобурах. Далее 2,5 веревки на ледорубах и снежном якоре, Глубокий снег, который пересекают два бергшрунда. Первый участник нашел проход по мостам, поэтому легко преодолели и эти участки.

Вся группа на перевале в 14:55. Седловина огромная снежная , можно поставить минимум 5 палаток.По описаниям пишут , что где то есть озеро на седловине- мы не нашли воды (фото 5.3).

Спуск кулуар, разделились на 2 группы по 5 человек идем плотными двумя группами с хорошим отрывом , чтоб не сыпать на ниже  идущую группу  по кулуару, далее на "полочке" уходим вправо, слева бараньи лбы, тут есть подобие троп, но все живое идем по ним ,затем выходим правее под скалы и движемся вдоль них, ничего не сыпет. В конце выходим на крупную осыпь левее -  снова бараньи лбы, движемся вниз по осыпи. Выходим на пологие места , слева ледник , справа просматривается дальнейший спуск. Ищем места для палаток, делаем площадки , ставим лагерь так как на часах уже 17:45 и вода близко, По описанию через минут 15-20 есть  площадки готовые, но далековато до воды. Спуск занял ориентировочно 2 часа. У некоторых участников ботинки начали расползаться (фото 5.4,5.5,5.6).

Наслаждаемся красивейшими видами, не спешим ложиться, завтра нас ждем только спуск в альплагерь Безенги и разбор заброски.

Выводы: Перевал Урал соответствует категории 2Б, техничный интересный перевал на подъем, требует постоянную внимательность и наблюдения за камнями со стороны вершины Архимед. Рекомендуется провешивать перила, в верхней части перевала два берга. Рекомендация начинать подъем рано утром для прохождения первых трех веревок пока солнце не осветило склон.

Фото 5.1 - пер. Урал с ледника Укю

Фото 5.2 - Подъём на перевал Урал со стороны ледника Укю

Фото 5.3 - Седловина перевал Урал

Фото 5.4 - Спуск с перевала Урал в сторону ледника.С.Уллуауз

Фото 5.5 - Спуск с перевала Урал в сторону ледника.С.Уллуауз

Фото 5.6 - Спуск с перевала Урал в сторону ледника.С.Уллуауз

ДЕНЬ 6 (11.07.2019) лед. С.Уллуаз - а/л Безенги

Вышли в 9:00 ,спуск по левой морене движемся по крупной и средней осыпи (фото 6.1). Затем вышли на тропу маркерованную на морене, когда она потерялась  спустились по травянистому склону на хорошую хоженную тропу, которую видно сверху (фото 6.2).Далее по тропе вдоль ледника Мижирги спускаемся в альплагерь Безенги (фото 6.3). Узнаем где можно встать и каковы условия размещаемся лагерем. На месте мы были в 14:00 где пообедали. Спуск занял  всего 6 переходов, забираем заброску, наслаждаемся цивилизацией. ПРоживание с  человека стоило 250 рублей . Живем в палатках, пользуемся душем, можно постирать и посушить вещи. Также есть кафе , в котором относительно недорого можно поесть (от 200 руб с человека). К вечеру набегают тучи, что заставляет нас поволноваться. На завтра намечен подход под Спортивную Дружбу.

Фото 6.1 - Спуск с ледника С.Уллуауз в сторону альплагеря Безенги

Фото 6.2 - Спуск с ледника С.Уллуауз в сторону альплагеря Безенги

Фото 6.3 - Спуск с ледника С.Уллуауз в сторону альплагеря Безенги

ДЕНЬ 7 (12.07.2019) а/л Безенги- лед.Безенги

Встали в 6:00, льет дождь , все затянуто, легли дальше спать. Так прождали долгожданного окна до 15:30 и выдвинулись с альплагеря.

По указателям и тропе выходим  на погранзаставу. Прошли проверку, которая заняла больше часа и двинулись дальше вверх по маркированной тропе.Важно!!! На другой берег выходить не стоит- там смотровая площадка.

Идем по левому берегу относительно ледника по тропе очень хорошей, мощеной,почти вся покрыта маркером.После ее окончания переходим ручей и движемся по турам Находим песчанные вымоины , делаем площадки и встаем лагерем в 19:30 (фото 7.1). Погода опять ухудшается.

Фото 7.1 - Тропа с а/л Безенги в сторону ледника Безенги

ДЕНЬ 8 (13.07.2019) лед. Безенги отсидка

Встали в 4:00, все затянуто, льет дождь, как и всю ночь. До 12 еще пытаемся выйти , но в итоге понимаем, что сегодня нас ждет дневка,так как подходы на перевал Спортивной дружбы по травяным склонам до 50 градусов и места где можно встать достаточно высоко. ПРинимаю решение стоять здесь день. Когда немного распогодилось, вышли в разведку вдвоем в сторону поворота на наш следующий перевал, просмотрели проход по леднику и вернулись в лагерь.  К вечеру погода наладилась, с отличным настроением ложимся спать с предвкушением завтрашнего дня, завтра подъем в 1:45 дежурных.

ДЕНЬ 9 (14.07.2019) лед.Безенги-  лед.В.Шаурту

Выходим в 3:50, движемся по тропе, маркерованную туриками ,явным признаком поворота направо - огромный камень, меченный туриками. До него двигались 45 минут.В этом месте выходим на уже ровный ледник (открытый, без трещин), пересекаем его наискосок в направлении большой промоины-кулуара в теле левобережной морены Это - ручей,  стекающий из-под перевала Спортивная Дружба, с ледника Восточный Шаурту. От серединной морены ледника Безенги хорошо видно, что промоина-кулуар находится как раз напротив Миссескоша и узкого длинного ледника из-под перевала Миссес. Отсюда также видна скальная ступень, перегораживающая узкое круто падающее ущелье Восточный Шаурту в бинокль видна тропа, ведущая в обход скал по травянистым склонам правого борта (фото 9.1, 9.2). За 40 минут пересекаем ледник Безенги и подходим к осыпному кулуару. Чтобы войти в кулуар, надо подняться 150м по конгломератному 40° склону левобережной морены (камнеопасно, каски) орографически ниже (правее п/х) кулуара, с выходом на небольшой травянистый уступ (1/3 по высоте морены), а затем траверсировать влево в кулуар (1 час от ледника). Склоны морены и кулуара камнепадоопасны в дождь. Поднявшись по кулуару (неустойчивая средняя конгломератная осыпь) до его окончания, под самым водопадом переходим ручей и уходом влево на травянистый 35° склон по нему - до скал вверх (фото 9.3, 9.4). Под скальной ступенью (приблизительно 2 часа от начала подъема) начинается тропа, найти ее необходимо, т.к. выше крутизна травяных склонов достигает 50°. В дождливую погоду этот участок проходить не рекомендуется из-за большой вероятности срывов, страховку организовать невозможно, по-видимому следует пользоваться кошками. Выше скальной ступени, тропа теряется (крутизна 35°-40°). Здесь длинным косым траверсом травянистого склона выходим к ручью и поднимаемся вдоль него до выходов скал (в удобном месте - переправа на левый берег). Подъем по левому берегу (трава, осыпь) приводит на гребень старой морены, где мы и обедаем. В месте, где гребень немного выполаживается (у нечеткого языка ледника Восточный Шаурту - осыпи, снежники) -находятся нижние ночевки (3200м). Есть 3 небольших площадки для палаток, воды нет (снег далеко). От ледника Безенги 3,5-4 часа чистого времени подъема. Необходимо отметить, что на всем пути подъема со дна ущелья Безенги до этого места, - площадок, пригодных для ночевки нет подъем крут, а набор высоты значителен.

Двигаясь по подвижной среднеблочной и крупноблочной левобережной морене, за 1,5 часа достигаем нижнего плато ледника Восточный Шаурту (фото 9.5, 9.6). Таким образом обходится крутой взлет языка ледника, к тому же камнеоопасный. Здесь левобережная морена переходит в срединную. По ней подходим под ледопад, отделяющий нижнее плато от верхнего . Площадки для ночевки выкладываем плоскими камнями . Вода рядом - ручьи, текущие по открытой поверхности ледника (3500м), Виден перевальный гребень со снежными карнизами, сам перевал не виден - он скрыт скальным отрогом вершины Тютюргу. Это рекомендуемое исходное место для взятия перевала (от ледника Безенги 6 -6,5 часов).

Делаем площадки, ставим лагерь. Выходим связкой на разведку, посмотреть проход у бараньих лбов, Проход найден. Завтра планируем пройти перевал.

Фото 9.1 - путь подъёма на перевал Спортивная Дружба со стороны л. Безенги

Фото 9.2 - путь подъёма на перевал Спортивная Дружба со стороны л. Безенги

Фото 9.3 - путь подъёма на перевал Спортивная Дружба со стороны л. Безенги

Фото 9.4 - тупик на подъёме на перевал Спортивная Дружба со стороны л. Безенги

Фото 9.5 - выход к леднику в. Шаурту при подъёме на перевал Спортивная Дружба

Фото 9.6 - выход к леднику в. Шаурту при подъёме на перевал Спортивная Дружба

ДЕНЬ 10 (15.07.2019) лед.В.Шаурту- пер.Спортивная Дружба (2Б*)

Перевал расположен в Каргашильском хребте, являющимся северным отрогом ГКХ, непосредственно под вершиной пик МВТУ (Южная Тютюргу) и северней вершины Шаурту. Ведет из долины Безенги (ледник Восточный Шаурту) в долину Чегема (северо-восточный исток ледника Шаурту). Рекомендуется проходить в указанном направлении.

Характер перевала: ледово-снежный. Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы,ледобуры,снежный якорь, веревки,петли. Опасности на подъеме- могут лететь камни. Перевальный взлет 450 метров 45-60 градусов. Тур на скалах справа по ходу движения.Седловина большая. Спуск с перевала-  450 метров, внизу подрезанный огромным бергшрундом.

Выходим в 4:00, движемся по группам, для того чтоб первая связка провешивала веревки, а группа не стояла на леднике и не мерзла.

Поднимаемся слева п/'х от ледопада по бараньим лбам, прикрытым осыпью примерно на 1/2 взлета ледника (камнеопасно, каски). Далее выходим на лед. На льду провешеваем 2 веревки перил до выполаживания. Вытаивающие на крутом (40°-45°) льду камни иногда перерезают путь (склон камнепадоопасен, рекомендуется прохождение рано утром). Поэтому подъем проходит не по прямой, а с уклонением вправо п/х, с тем чтобы удалиться от скал (фото 10.1).

Впереди уже стал виден перевал (широкая седловина с карнизами (на СВ). Поднявшись за 2 часа на верхнее плато ледника (ледник закрытый с трещинами), в связках следуем в северо-северо-восточном направлении, к склонам пика МВТУ,  где виден небольшой снежно-ледовый кулуар, имеющий форму латинской буквы "Y"(фото 10.2, 10.3). Кулуар наверху раздваивается и переходит в скальный, подрезан снизу бергшрундом (2 часа 40 минут  от ночевки). В виду хорошего состояния снежного склона и оптимальной структуры ступеней (снег еще не раскис), перила не навешивали. Крутизна снега выше "берга" ~35°, но бегшрунд засыпан отлично, поэтому никакого препятствия не составил. Через 100м подъема уходим вправо на скалы по скально-осыпной наклонной полочке поднимаемся на большую осыпную полку-остров, где может собраться полгруппы группа (вешаем 1 веревку перил от снега). От ночевок 3,5-4 часа. Далее - подъем по скалам 45°-50° (2 веревки) до небольшого выполаживания (40°-45°), здесь скальный склон разрушен и расчленен множеством гребешков и кулуаров(фото 10.4). При дальнейшем подъеме склон становится снежно-осыпным (35°-40°) с островками разрушенных скал. Осыпь чрезвычайно подвижная, лежит на ледовом основании при подъеме следует двигаться от островка к островку скал. Общее направление движения - к перевалу, который уже виден на стыке длинного снежного гребня с карнизами (слева п/х) и контрфорса пика МВТУ (справа п/х). Для подъема рекомендуется использовать вышеупомянутый разрушенный скальный контрфорс. Поднимаемся имея снежный склон слева п/х крутизна ~45° 200 метров перил. Начинает портится погода. Связываемся и еще метров 200 вверх движемся в связках. Часть группы уже на верху строит стенку , так как по плану у нас ночевка на перевале. Перевал - широкая снежно-ледовая седловина с карнизами в сторону Безенги . Вся группа на перевале в 18:00. Погода совсем ухудшилась, началась метель и гроза. Строим стенку, относим железо в другую сторону от палаток, ставим лагерь (фото 10.5).

Тур в северной части седловины, на осыпном склоне пика МВТУ.  Всю ночь бушевала гроза со шквальным ветром и снегопадом, еще ночью пришло решение об отмене восхождения на пик МВТУ, а при условии хорошей погоды спуска вниз.

Фото 10.1 - обход по бараньим лбам при выходе на ледник В. Шаурту при подъёме на перевал Спортивная ДружбаОтчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу

Фото 10.2 - проход ледника В. Шаурту при подъёме на перевал Спортивная Дружба

Фото 10.3 - проход ледника В. Шаурту при подъёме на перевал Спортивная Дружба

Фото 10.4 - Вторая верёвка на скальной части подъёма на перевал Спортивная Дружба со стороны ледника В. Шаурту

Фото 10.5 - Ночёвка на перевале Спортивная Дружба

ДЕНЬ 11 (16.07.2019) пер.Спортивная дружба - лед.Шаурту

Выход в 10:00, ждали пока утихнет непогода и развиднеется, откопались , собрались и начали спуск в связках, так как пройдя разведкой поняли , что можно метров 100 пройти, не вешая веревки (фото 11.1). Далее когда склон стал более резким , сделали станцию и начали вешать перила. Держась левее по ходу движения от скал. Хотя за весь спуск не слетел ни один камень. Склон 55 градусов вверху - провесили 250 метров перил (фото 11.3). Далее выполаживается до 35 градусов, но зная что внизу берг вешаем еще 100 метров перил. Из- за того, что в этом  месяце много снега, бергшрунд также проходим легко. 5 Станций крепим на ледобурах, остальные две на снежном якоре и ледорубах. Далее по снежному плато движемся в связках (закрытые трещины) через заранее намеченные ориентиры - к Верхним Шауртинским ночевкам (фото 11.2), находящимся за перегибом ледника, на гребне левобережной морены северо-восточного истока ледника (3700м, 1 час 10 минут). Важно не уйти вправо, где начинаются ледопады многочисленных. Обедаем и начинаем движение вниз по 40 градусной  крутой морене на нижнее плато ледника. В нижней части морены - еще несколько более комфортабельных площадок (3400м). Морена далее переходит в срединную, выполаживается. Через 15 минут движения по ней - переходим открытый пологий ледник к правому борту, засыпанного камнями. Делаем площадки , ставим лагерь, на часах 19:00.

Выводы: Перевал Спортивная Дружба соответствует категории 2Б*, техничный интересный перевал как на подъем так и на спуск, присутствует работа и на льду, и скалах  и снегу. Рекомендуется перильная работа.Есть опасности схода камней-внимательность! Рекомендация начинать подъем рано утром для прохождения, первый ледовый лоб обходится с левой стороны по бараньим лбам , что значительно ускоряет движение группой.

Фото 11.1 - спуск с перевала Спортивная Дружба в сторону ледника Шаурту

Фото 11.2 - спуск с перевала Спортивная Дружба в сторону ледника Шаурту

Фото 11.3 - спуск с перевала Спортивная Дружба в сторону ледника Шаурту

ДЕНЬ 12 (17.07.2019) - лед.Шаурту- дол. р. Гара- Ауз

Выходим в 8:00.Через 20 минут хода основное течение ледника принимает справа боковой приток, а слева  начинается ледопад. Для дальнейшего спуска в долину необходимо траверсировать боковой приток ледника выше бараньих лбов с подъемом на правобережную морену, по гребню которой начинается тропа (1 час 10 минут от наших ночевок). На всем пути спуска от Верхних ночевок слева п/х отличный вид на ГКХ с висячими притоками ледника Шаурту и перевалами в их верховьях (с востока на запад: Салынан, Восточный и Западный Ортокара, Шаурту-Цаннер). Долгий (1,5 часа чистого времени) спуск по боковой морене (тропа затем входит в карман морены, по которому течет чистый ручей) приводит к реке Тютюргу, текущей справа от реки Шаурту и ее правобережной морены. Здесь, у границы криволесья, следует переправиться вброд через реку Тютюргу на правый берег к месту бывшего коша (2350м), хорошая тропа отсюда за 40 минут ', обходя поверху прижим , спускается в широкую долину реки Гара-Ауз с сосновым лесом, ниже места слияния рек Шаурту и Тютюргу (2180м) (фото 12.1). Примерно еще в 1,5 километрах ниже по течению, на правом берегу реки Гара-Ауз находится заброшенная  погранзастава.Решили сделать полудневку , 14:00 обедаем и ставим лагерь.

Фото 12.1 - Спуск с лед. Шаурту в дол. р. Гара-Ауз

ДЕНЬ 13 (18.07.2019) дол. р. Гара-Ауз - лед.Чат

Выход в 5:00. Машинная колея уходит вверх вдоль берега рек Шаурту и Тютюргу и через 35 минут выводит к переправе по двум мостам и далее - к минеральным источникам на правом берегу реки Кулак (еще 20 минут движения).

От нарзанных источников в устье реки Кулак (2280м) поднимаемся по тропе  правого берега, быстро набирая высоту, до верхней границы леса (1 час) (фото 13.1). Тропа пересекает каменные завалы (остатки маркировки на камнях). Затем - еще 40 минут движемся по плохо заметной тропе, набирая высоту, до Восточного ледника Кулак (смотреть маркировку на камнях). Упираемся в речку и переправляемся в брод. Далее траверсом с небольшим подъемом поднимаемся по морене правее Северного Приюта (еще 1 час)- ориентир север (фото 13.2). Отсюда  видны оба языка ледника Южный Чат нам предстоит подниматься по северному , тот что правее по ходу движения. Движение  по травянистому, в верхней части - по конгломератному (45°) склону выходим на гребень левобережной морены ледника Южный Чат. Влево, по гребню морены, движемся до ее поворота на север, затем - еще через 70 минут, траверсируем в карман морены, ориентируясь на шум водопадика ручья, впадающего в моренный карман из скального кулуара. Здесь есть вода (выше и ниже в моренном кармане воды нет), очень красивое озеро, которое образовалось под водопадом. Сильный ветер преследовал нас по пути следования по морене, спрятавшись в кармане обедаем.

Движение дальше вверх по  бараньим лбах средней (40°) крутизны, проходим на личной технике. Здесь и далее движемся в касках. Далее вторая ступень бараньих лбов, провешеваем веревку , закрепляя выше за кусок скалы.  Выше "лбов" движемся по средней осыпи. Подъем выводит к снежнику,движемся траверсом под снежнику (около 2 часов от обеда).С левой стороны ледопад и бараньи лбы, мы все обошли траверсом по сыпухе и снежнику.  Погода начинает ухудшаться, начинается мелкий дождь(фото 13.3, 13.4). Выходим на ледник, но держимся правой его части по ходу, стараемся двигаться по средней осыпи, так удобней и быстрее ( еще 1 час чистого х/в). Далее траверсируем ледник в левую сторону- ориентир огромный нунутак, связываемся, закрытый ледник и движемся к нунутаку , через 40 минут дошли до запланированного места ночевки (3600м), ставим лагерь 19:00 (фото 13.5). Погода ухудшилась, льет дождь.

Фото 13.1 - Подходы к перевалу С.Бодорку со стороны дол. р. Гара-Ауз

Фото 13.2 - Подходы к перевалу С.Бодорку со стороны дол. р. Гара-Ауз

Фото 13.3 - Подходы к перевалу С.Бодорку со стороны дол. р. Гара-Ауз

Фото 13.4 - Подходы к перевалу С.Бодорку со стороны дол. р. Гара-Ауз

Фото 13.5 - Место ночёвки на леднике Чат перед прохождением пер. С. Бодорку

ДЕНЬ 14 (19.07.2019) лед.Чат - пер.С.Бодорку (2Б) + перевал Ц.Бодорку (2Б)-  лед.Башиль

Характер перевала: ледово-снежный. Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы,ледобуры, веревки, петли. Опасности  - снежные мосты, запутанный лабиринт ледопада. Перевальный взлет 450 метров 40-45 градусов. Тур на скалах .

Дождались хорошую погоду, начали сушиться и собираться. Выход в 9:50.Поднимаемся справа от нунатака по снежно-ледовому  ребру 35-40 градусов, огибая мульду, и выходим на среднее снежное плато (1 час, 3750м). Проходим через небольшую скальную гряду. Много закрытых трещин, идем в связках. Видны седловина перевала Ц.Бодорку и крутой снежно-ледовый кулуар, подрезанный снизу бергшрундом, выводящий на этот перевал (2Б*, 3970м) (фото 14.1). Мы же поднимаемся вправо по широкому снежному склону 15°-20° и вскоре достигаем верхнего снежного плато (еще 1 час 20 минут, 3920м). На севере видна седловина перевала Чат (ЗА), на западе - длинный гребень, являющийся южным плечом вершины пик Баумана. Перевал находится в том месте, где скальный гребень переходит в снежно-ледовый (если смотреть справа налево). Снега по колено, тропим.Седловина перевала С. Бодорку снежная, при желание и надобности можно поставить 2 палатки, воды нет (фото 14.2). Тур наверху в скалах. Вся группа на перевале в 14:00. Делаем разведку на траверс к следующему перевалу и , отдохнув, движемся на седловину перевала Ц.Бодорку (фото 14.3). Траверс занял 40 минут. Погода начинает ухудшаться.Из-за снега тур не находим делаем свой  оставляем записку и начинаем спуск траверсом ,забирая  правее к скалам- хороший ориентир  (40 минут), движемся все время в связках. Забираем вниз , скалы остаются с правой стороны, ледопад по левую руку.Через 30 минут выходим к бергу, находим мост и движемся дальше вниз по закрытому леднику , изрезанного трещинами. Еще минут 15 движемся по ледовому плато и упираемся в ледопад, ближе к скалам все изорвано, забираем левее траверсом, обходя огромные трещины по мостам с попеременной страховкой (фото 14.4). Опускается туман, ориентироваться в верхней ступени ледопада становится  невозможным, выбираем место под лагерь, делаем площадки , ставим лагерь в 18:00. Когда развиднелось, увидели красивейшие виды вокруге.

Фото 14.1 - Вид на пер. С. Бодорку со стороны л. Чат

Фото 14.2 - Группа на пер. С. Бодорку

Фото 14.3 - Вид на карнизы с пер. Бодорку в сторону л. Чат

Фото 14.4 - Вид на пер. Бодорку со стороны л. Башиль

ДЕНЬ 15 (20.07.2019) лед.Башиль - р.Башиль-Аузуусу

Выходим в 6:00. Погода благоприятная, развиднелось. Идем траверсом левее , забирая вниз, там нашли проход по мостам, движемся в связках с попеременной страховкой. Далее выходим на огромное плато (фото 15.1), изрезанного трещинами, ледник открыт. Через 40 минут движения по плату , заходим во вторую ступень ледопада. Держимся центра ледопада, так как с правой стороны прижимы скал, и там огромные трещины, которые мы не можем преодолеть.Лавируем по ледовому лабиринту , находя проход все ниже. Через 1 час 20 минут выходим на снежно-ледовый склон 50 градусов. правее склона бараньи лбы, левее не нашли прохода. Вешаем перила  50 метров, закрепляя  станцию на ледобурах (фото 15.2). Перила выводят на полки с бараньими лбами, где можно спокойно ходить .Через 50 минут вся группа собралась на лбах, пока все спускались, сделали разведку и нашли проход дальше, где выяснили, что необходимо провесить ориетировочно 150 метров перил.

Движемся по бараньим лбам 20 минут, далее провешиваем 50 метров перил, которые идут  траверсом по бараньим лбам (фото 15.3). Далее 25 метров траверса перил по льду и 75 метров дюльфера по ледовому склону 50-55 градусов.  Перила закреплены на станциях на ледобурах, последний идет на самовыкруте(фото 15.4).

В 15:00 вся группа внизу на ледовом открытом  плато. Пообедали и через 40 минут двинулись дальше по леднику, по которому движемся 40 минут и упираемся в строю руки Башиль- Аузуусу, мы с левой сторону от нее по ходу движения., забираем  траверсом по леднику и выходим на ледовый склон 40-45 градусов(фото 15.5).

Провешеваем 50 метров перил траверса по ледовому склону и 50 метров дюльфера , станции крепим на ледобурах (фото 15.6). В 17:00 вся группа внизу , сбухтовываем веревки , находим тропу ,которая идет по левой стороны реки по х/д и начинаем движений вниз по тропе. Тропа маркерованная туриками, идется быстро и легко , и через 1 час движения доходим до поворота на наш следующий перевал. Отправляем ребят за заброской на турбазу Башиль, а сами ставим лагерь и начинаем готовить ужин. Мы в лесу, но так как в заповедной зоне костры нельзя разводить, готовим на горелках. Завтра дневка. Через 3 часа ребята вернулись с заброской, погода опять ухудшается , моросит.

Выводы: Перевалы С.Бодорку и Ц.Бодорку соответствует категории 2Б, в связке интересные красивые перевалы как на подъем так и на спуск, присутствует работа на льду  и снегу, а также лавирование среди многочисленны трещин и посика прохода в ледопаде. В нижней части ледника Башиль требуются перила. Рекомендация начинать подъем рано утром для прохождения обоих перевалов, движение в связках. Внимание при прохождение ледопада и бараньи лбов.

Фото 15.1 - путь спуска с ледника Башиль

Фото 15.2 - Первая верёвка на спуске с ледника Башиль

Фото 15.3 - обход бараньих лбов при спуске с ледника Башиль

Фото 15.4 - обход бараньих лбов при спуске с ледника Башиль

Фото 15.5 - путь спуска с ледника Башиль

Фото 15.6 - ледовая ступень на языке ледника Башиль

ДЕНЬ 16 ( 21.07.2019) Дневка

Сходили на разведку, нашли проход, отдыхаем, распаковывая заброску.

ДЕНЬ 17 (22.07.2019) р.Башиль- Аузуусу-  лед.Чегемский

Погода с утра дождливая, пережидаем. Улучшилась к 5:00 утра, собираемся, выход в 7:00.

Движемся вниз по тропе по лесу, тропа маркерована. Выходим через 30 минут к реке, четыре рукава, нас ждет переправа вброд, поэтому спешили выйти пораньше. Вчера мы нашли место перехода, поэтому прошли четко и быстро группой. Далее движемся по левой стороне реки по х/д, постепенно забирая траверсом на заросшую травяную полку (фото 17.1 - 17.4). После дневки идется тяжело, поэтому приваливаемся чаще. Через  2 часа 30 минут  от реки выходим на ровное плато, маленький оазис (фото 17.5). Решаем здесь пообедать, пока готовится обед сходили на разведку, нашли тропу.

В 13:00 выходим вверх по тропе по морене, по которой движемся 3 часа. Тропа вывела к среднеблочной сыпухе, по которой осуществляем движени еще 40 минут и выходим к нижним площадкам (фото 17.6). Делаю разведку, нахожу верхние ночевки, но принимаем решение оставаться на нижних ( 30 минут утром легко пройдем, а здесь приятные теплые ночевки не под ледником). В 18:30 становимся лагерем.Вечером погода ухудшается, гроза, сильный ливень.

Фото 17.1 - Путь подъёма с д.р. Башиль на лед. Чегемский

Фото 17.2 - Путь подъёма с д.р. Башиль на лед. Чегемский

Фото 17.3 - Путь подъёма с д.р. Башиль на лед. Чегемский

Фото 17.4 - Путь подъёма с д.р. Башиль на лед. Чегемский

Фото 17.5 - Путь подъёма с д.р. Башиль на лед. Чегемский

Фото 17.6 - место ночёвок на лед. Чегемский

ДЕНЬ 18 (23.07.2019) Отсидка

По плану подъем в 3:00, просыпаемся дождь хлещет как из ведра и так весь день, окна так и не дождались.

ДЕНЬ 19 (24.07.2019) Отсидка

По плану подъем так же в  3:00,но так и не затих, периодически сверкает молния и бьет град. К 18:00 погода улучшилась. Надеемся , что завтра погода нас не поведет.

ДЕНЬ 20 (25.07.2019) лед. Чегемский - пер. Чегемский (2Б)+ ж.Снежный купол+ пер. Донкина (2 Б)

Перевал Донкина (2Б, 3950) расположен в хребте Адырсу, в юго-восточном плече вершины Джайлык. Соединяет ледники Джайлык и Юном.

Перевал Чегемский (2Б, 4200) расположен в хребте Адырсу, в северо- западном плече вершины Кичкидар. Соединяет ледники Чегемский и Юном.

Характер перевала: ледово-снежный. Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы,снежный якорь,веревки,петли. Опасности на подъеме- много снега. Перевальный взлет 400 метров 45-50 градусов, движение в связках.с промежуточными точками. Спуск с перевала-  400 метров 45-50 градусов, движение в связках.

Вышли позже в 6:00, чем планировали так как в 3:00 шел еще дождь, поэтому пережидали. Перевал Чегемский расположен в хребте Адырсу между вершинами Кичкидар и Чегем. Соединяет ледники Чегем и Юном Северный. Движемся по средней сыпухе 30 минут в сторону перевала, который хорошо просматривается. Выходим на верхние ночевки  и оттуда еще минут 10 идем вверх, выходя на ледник.Ледник закрыт на всём протяжении нашего подъема, движение в связках и в кошках. Первая ступень ледопада начинается в 10 минутах от верхних ночевок. Она обходится справа (по ходу) по склону крутизной 30˚. За 1 переход выходим на плато ледника Чегем. Отсюда видна вторая ступень ледопада, которая обходится слева по ходу, ближе к центру ледника. Через 1 ч от лагеря выходим на верхнее плато ледника Чегем. Прямо по ходу виден перевальный взлёт. Это заснеженные кулуары крутизной 35-40˚ и протяженностью около 300м. Под перевальный взлёт через плато подходим за 35 минут. В верхней части перевального взлёта видна скала, которая делит склон его на 2 части. Выбираем для подъёма снежный кулуар слева от этой скалы. В нижней части склона - небольшой бергшрунд, забитый снегом, проходим его по мосту с попеременной страховкой. На перевал поднимаемся по снегу, бьем ступени. В верхней части под снегом на коротких участках встречается лёд. Последние метров 80 движемся в три такта, группа хорошо подготовлена, поэтому перила не провешиваем.Перевальная седловина представляет собой узкий снежный гребень с очень глубоким снегом и небольшими карнизами в сторону ледника Чегем.  Подъём на перевальный взлёт занял 1ч 45мин. На перевале записку не нашли, все заснеженно, и надвигаются тучи, поэтому спешим.С перевала по пологому снежному гребню выходим на снежный склон (30˚) вершины Снежный Купол.Переходим его со стороны ледника Юном, не выходя на самый верх из-за карнизов, нависших со Снежного Купола над ледником Чегем. Так как начинает ухудшаться погода, идем траверс с попеременной страховкой. За 1 час 10 минут с пер. Чегемский спускаемся на пер. Донкина , не доходя 5 минут до него- там уже стоит палатка, ставим лагерь( на часах 15:00). Делаем площадки, строим стенку, ставим лагерь. Начинается сильная метель.

Фото 20.1 - пер. Чегемский с лед. Чегемский

ДЕНЬ 21 (26.07.2019) пер. Донкина - а/л Уллу-Тау

Выход в 10:00, всю ночь бушевала непогода и утром, как распогодилось, начали собираться и спускаться. С перевала Донкина спускаемся на ледник Юном Северный по местами обледенелому склону крутизной до 40 градусов, много трещин - движемся в связках и кошках. Забираем к центру, выходим на более пологий закрытый ледник. Забираем правее ледника пока не обходим ледопад. Ледопад сверху просматривается плохо, и чтобы не тратить время на поиски пути в ледопаде целесообразно проходить дальше по правому борту ледника. Далее по закрытому леднику крутизной 25-30˚ спускаемся на открытую пологую часть ледника Сев. Юном ,где и развязываемся. Спуск от перевала Донкина до пологой части ледника занял 1 час 30 минут.По пологому открытому леднику спускаемся к крутому языку, держась правого борта. По языку ледника на морену спускаемся в кошках, по правой (самой пологой) стороне. При выходе со льда на морену живая осыпь, грязно, необходимо следить за камнями, которые время от времени сползают по языку.

Не спускаясь далеко вниз, уходим направо по морене. Здесь вскоре появляется тропа. Тропа выходит на гребень древней морены ледника Сев. Юном немного ниже того места, где морена подходит к скалам. По гребню идет тропа, маркированная турами. Спустившись по тропе, выходим к ночевкам на широкой поляне с большими камнями в кармане морены. Через 1 час 20 минут выходим на стоянки, есть вода (в небольшом количестве) - под камнями в нижней части поляны, где и обедаем. В ущелье Адырсу отсюда ведет тропа по правому берегу р. Куллумкол. Тропа спускается к а/л Уллу-Тау.Спуск от ночевок до альплагеря занял около 3 часов. К 18:00 спустились в альплагерь, есть душ, магазин, кафе, платные места под палатки,или можно снять комнату. Мы выбираем себе места под палатки и наслаждаемся цивилизацией. Связи нет. Узнаем , что непогода дала свое, здесь полностью размыты дороги до Верхнего Баксана и не большой напряг с продуктами и их доставкой в альплагерь.

Выводы: Перевалы в связке Чегемский+ Снежный Купол+ Донкина соответствует категории 2Б, в связке интересные красивые перевалы как на подъем так и на спуск, присутствует работа на льду  и снегу. Рекомендация начинать подъем рано утром для прохождения обоих перевалов, движение в связках при хорошей погоде, при плохих метеоусловиях к прохождению не рекомендуется, сложно сориентироваться при траверсе. При подъеме на Чегемский контролировать уровень снега и лавиноопасность. На перевале Донкина и на траверсе перед перевалом можно поставить лагерь, выстроив стеночку, порывы ветра сильные.

Фото 21.1 - пер. Чегемский с лед. Юнон

ДЕНЬ 22  (27.07.2019) а/л Уллу-Тау -В. Баксан

Выход в 7:00. Идем по набитой тропе, по которой ездят машины, но из-за размытой дороги, они курсируют по маленьким участкам.Через 3 часа 20 минут спускаемся в Верхний Баксан, проходя еще одну погранчасть.Далее наш путь в Терскол. Заезжаем на знакомую турбазу, располагаемся, заказываем баню и трансфер на завтра.

Карта -схема маршрута:

Использованные материалы

Карты Ляпина, карты Лебедева, обновленная карта Голубева.

Каталог фотографий перевалов, вершин и других объектов Кавказских гор, карты, отчеты и описания с сайтов:

"https://caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencaumap.html" rel="nofollow"

"https://caucatalog.ru/" rel="nofollow"

"http://westra.ru/passes/Passes/view_passes.php?place=3" rel="nofollow"

"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2203" rel="nofollow"

"https://www.risk.ru/blog/6433" rel="nofollow"

"https://pereval.online/" rel="nofollow"

"http://www.clamber.ru/prielbrusie/473-perevaly-priyelbrusya-iz-knigi-vysokogornye-perevaly.html" rel="nofollow"

"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5166" rel="nofollow"

Приложения:

Зажигалка

Клей 88 (банка)

Клей 88 (тюбик)

Суперклей (жидкий и гель)

Изолента

Скотч

Армированный скотч

Растворитель (спрей 50 мл)

Средний фастекс с леером

Большой фастекс

Набор пуговиц

Набор собачек

Запасные очки

Запасная ложка

Использование ремнабора в походе.

Ремнабор в походе использовался время от времени. В первый день у одного из участников отпала подошва и рассыпался слой пены между ботинком и подошвой – подошву приклеили и привинтили к ботинку саморезами.  Периодически проводился ремонт ботинок другого из участников, а именно: сшивались лопнувшие пластиковые части ботинок; с помощью расплавленного репшнура восстанавливались пластиковые вставки на ботинках. Часто проклеивались боковые резиновые части ботинок у других участников. Производился ремонт кошек: в передней части тросик был впаян в металлическое крепление, от которого в итоге он оторвался, был примотан к оставшейся заклепке. Так же ремонтировались трекинговые палки. Были отремонтированы змейки на чехлах от палаток. В последний день была порвана палатка, ремонтировалась не в походе.

Выводы

Рекомендую подумать о том, как облегчить ремнабор, т.к. он получился довольно увесистый: 1,7-2 кг. Рекомендую взять больше чем один тюбик жидкого секундного клея, гель не подошел для склеивания очков. Также советую взять сверло с ручкой для ремонта трекинговых палок пригодится. Во всем остальном считаю такой ремнабор пригодным для походов 4 к.с.

Список снаряжения и веса:

Фотоаппарат + батареи

Камера

Колонка + батарейки

Комнабор (карта, записки, описания)

Гитара

Флаг

Рации - 4шт

Тент

Серебрянки

Карты

Журнал

Общий вес общественного снаряжения составил 54 кг Продуктовая раскладка – 650 г в день. Бензин, стартовый, с учетом забросок – 5 л. Общая общественная нагрузка в начале самого длинного этапа составила около 17 кг .Вес средний рюкзака у девушки 27 кг.Вес средний рюкзака у парня 35 кг.

Выводы по снаряжению:

-  4 рации на 10 человек оптимально. Случалось не успевали зарядить все 4 рации и работало 3. При трёх чувствуется дискомфорт на такую группу.

-   Тенты брали полиэтиленовые и это очень помогало на бивуаке, так как 5 рюкзаков не помещаются в тамбуры одной палатки.

-  На данном маршруте практически не пригодилось скальное снаряжение.

-    Солнечных батарей и двух повербанков хватало полностью для зарядок раций

Название

Назначение

Количество

1.Гипоксия

Диакарб

Диакарб используется для устранения задержки в организме воды и натрия при отеках, возникших на фоне недостаточности кровообращения, цирроза печени, почечной недостаточности, сердечно-легочном синдроме.

Помимо этого, использование лекарственного средства показано в терапии бронхиальной астмы, эмфиземы легких, первичной и вторичной глаукомы, подагры, предменструального напряжения, тетании, эпилепсии, предэкламптических состояниях и болезни Меньера

Аскуратин

Аскорутин – комбинированное витаминное лекарство. Рутин в сочетании с аскорбиновой кислотой способствуют снижению проницаемости, ломкости мелких сосудов – капилляров (за счет угнетения активности фермента гиалуронидазы), уменьшает агрегацию (склеивание) тромбоцитов, укрепляет сосудистую стенку, обладает противовоспалительным эффектом, участвует в окислительно-восстановительных процессах (обладает антиоксидантными свойствами). Рутину свойственны такие лекарственные эффекты как уменьшение экссудации (просачивания) жидкой части плазмы, диапедеза (выхождения) клеток крови через стенку сосуда. Имеет желчегонный, легкий антигипертензивный (снижает артериальное давление) эффекты. При хронической венозной недостаточностью витамин Р (рутин) приводит к уменьшению болевого, отечного синдромов, трофических нарушений, исчезновению/уменьшению парестезий, судорог.

(50 таблеток)

Мефенамиловая кислота

Острых респираторных вирусных инфекциях и гриппе;

Боли средней и низкой интенсивности (суставная, мышечная, травматическая, головная боль различного происхождения, зубная, послеродовая и послеоперационная боль);

Первичной дисменорее;

Дисфункциональной меноррагии, включая вызванных наличием внутриматочных контрацептивов, без патологии тазовых органов;

Воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ревматизм, ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева)

(20 таблеток)

20  есть табл.

3.Сердечные

Нифедипин

Нифедипин используют в кaчестве антиангинального средства при лeчении ишемической болезни сердца, cопровождающейся приступами стенокардии. Кроме этого, его применяют для cнижения артериального давления пpи различных типах гипертензии. Некоторые сведенья yказывают на то, что применение Нифедипина пpи нефрогенной гипертензии замедляет прогреcсирование почечной недостаточноcти

ПРименение 1 капсула под язык

Уголь (белый)

абсорбент

Панкреатин

для улучшения пищеварения,тяжесть в желудке

20 (10 есть)табл.

Энторосгель в пак

абсорбент

Омепразол

• язвенная болезнь желудка и двенадцати-перстной кишки в фазе обострения (в т.ч. ассоциированная с Helicobacter pylori)
  • рефлюкс-эзофагит
  • синдром Золлингера-Эллисона
  • эрозивно-язвенные поражения желудка и двенадцатиперстной кишки, связанные с приемом НПВС.

10 есть табл.

5.Простудные

Терафлю

жаропонижающее, простуда

Фервекс

5 3 естьпакет.

Стрептоцид

горло (он же ранозаживляющий)

30 20 есть табл.

сосать горло

Фарингоцепт

АЦЦ

Применяется данный препарат при первых признаках простуды, которые свидетельствуют о том, что верхние дыхательные пути пациента имеют скопления мокроты, которые характеризуются вязкостью и густотой. В частности, при остром или хроническом бронхите (в том числе при обструктивном), бронхиолите, бронхиальной астме, трахеите, муковисцидозе, ларингите, синусите, среднем экссудативном отите.

20 10 аспирин с таблеток

Лоратадин

9.Антибиотитики

Норфлоксацин

Норфлоксацин используется в терапии oстрых и хронических осложнeнных и неосложненных инфекционно-вoспалительных заболеваний нижних и вeрхних отделов мочевыводящих путей, тaких как циститы, цистопиелиты, пиелиты, пиелонефриты. Также препарат используется для профилактики инфекций мочевыводящих путeй при проведении хирургического вмeшательства и урологических лечебно-диагностических процедурах.

Сульфацил натрия

глаза инфекция

Азитромицин 500

Азитромицин назначается в терапии следующих клинических случаев: Инфекционные заболевания органов ЛОР-системы. Поражение бактериями органов верхней дыхательной системы: синусит, ларингит, трахеит, фарингит, ринит. Нижняя дыхательная система: пневмония, острый и хронический бронхит. Инфекционные поражения кожного покрова: рожа, дерматиты, угревая сыпь, импетиго, эритема мигрирующего типа. Заражение органов мочеполовой системы, вызванные хламидами: цервицит, уретрит. Заболевание Лайма. Азитромицин может выступать самостоятельным лекарственным средством либо приниматься в рамках комплексной терапии

9 табл.((6 есть\)

Доксицилин

Назначается данное лекарство:

• при инфекции верхних/нижних oтделов дыхательных путей, a также ЛОР-органов (пневмонии, отите, синусите, обострении хрoнического бронхита y лиц до 65 лет);
  • при урогенитальной инфекции (пиeлонефрите, уретрите, простатитe, орхиэпидидимите, цeрвиците, эндометрите);
  • при микоплазменной, хламидийной инфекции, в т.ч. синдроме Рейтера;
  • при гонорее, первичном/вторичном сифилисе y пациентов c аллергией к бета-лактамным антибиотикам;
  • при инфекции желчевыводящих путей (холангите, холецистите);
  • при кишечной инфекции (диарее путешественников, гастроэнтероколите, иерсиниозе, шигеллезе);
  • при инфекции кoжи, мягких тканей (угревая сыпь, абсцесс, флегмона, фурункулез);
  • при инфицированных ожогах, ранах;
  • при легионеллезе ("болезни легионеров");
  • при риккетсиозе или других инфекцияx, вызванных риккетсиями, чувствительными к этoму антибиотику;
  • при особо опасных инфекциях: холера, чума, туляремия, сап, сибирская язва, бруцеллез;
  • при болезни Лайма (клещевом боррелиозе);
  • при актиномикозе;
  • при малярии (для лечения, профилактики);
  • при амебной дизентерии;
  • при лептоспирозе,
  • при гранулоцитарном эрлихиозе;
  • при остеомиелите;
  • для профилактики инфицирования при медицинском аборте.

10. Инъекции

Дексамитозол

- шоковое состояние, устойчивое к стандартному лечению, в т.ч. анафилактический (аллергический) шок;

- эндокринные нарушения (недостаточность коры надпочечников, врожденное недоразвитие коры надпочечников, подострое воспаление щитовидной железы);

- отек головного мозга (при лучевом поражении, энцефалите, черепно-мозговой травме, опухоли мозга, нейрохирургическом вмешательстве, кровоизлиянии в мозг, менингите);

- астматический статус (осложнение астмы), резкое сужение бронхов (обострение астмы, хронического бронхита);

- ревматические заболевания;

- тяжелые аллергические реакции;

- системные поражения соединительной ткани (коллагенозы);

- злокачественные заболевания (лейкоз, лимфома у взрослых, лейкемия у детей), гиперкальциемия (накопление кальция в организме) при злокачественных опухолях;

- острые тяжелые дерматозы;

- диагностическое исследование при подозрении на гиперфункцию надпочечников;

- заболевания крови (идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, гемолитическая анемия, агранулоцитоз);

- тяжелые инфекционные болезни;

- артриты различного происхождения, эпикондилит, тендовагинит, остеоартрит, острый/подострый бурсит, синовит (внутрисиновиальное и внутрисуставное введение препарата);

- красная волчанка, кольцевидная гранулема, келоиды.

20 ампул

Кетанов

сильное обезбаливающее

10 7 есть ампул

Андреналин

Парентерально: при анафилактическом шоке и др. аллергических реакциях, гипогликемии — п/к, реже — в/мили в/в медленно; взрослым — по 0,2–0,75 мл, детям — по 0,1–0,5 мл; высшие дозы для взрослых при п/квведении: разовая — 1 мл, суточная — 5 мл.

При приступе бронхиальной астмы у взрослых — п/к по 0,3–0,7 мл.

При остановке сердца — внутрисердечно 1 мл.

Местно: для остановки кровотечений — тампоны, смоченные раствором препарата; в раствор местных анестетиков добавляют несколько капель непосредственно перед введением.

при шоке 0,5 мл в плечо + дексаметозон 3мм вразын плечи , если нарастает смптом то через 15  минут еще 0,5 адреналина

2 ампулы

Димедрол

вместе с аналгином

5 ампул есть

Аналгин

температура хололдные конечности

3 ампулы

Цефриаксон

Назначается данное лекарство при инфекциях дыхательных путей (например, пневмонии), ЛОР-органов, почек, мочевыводящих путей, половых органов (в т.ч. гонорее), кожи, мягких тканей, органов брюшной полости (например, перитоните), желчевыводящих путей, суставов, костей, раневых инфекциях, сепсисе (общем заражении организма), инфекциях у больных со слабым иммунитетом, менингите (воспалении оболочек мозга), диссеминированном боррелиозе Лайма (на ранних или поздних стадиях болезни). Также его используют для предоперационной профилактики инфекционных осложнений при вмешательствах на желчевыводящих путях, органах пищеварительного тракта, мочевыводящих путях, гинекологических процедур (только в случае известной или возможной контамин

Хлорид натрия

для разведения цефриаксона

3 ампулы

Лазикс

Лазикс применяют:

- при отеках вследствие хронической застойной сердечной недостаточности;

- при отеках при нефротическом синдроме;

- при острой почечной недостаточности, в т.ч. у беременных или во время родов;

- при отеках при заболеваниях печени;

- при артериальной гипертензии.

2 ампулы

ожог роговицы, сетчатки глаз

есть

Солкосерил гель

Соркосерил незаменим при лечении и оказании скорой помощи при термических ожогах, механических повреждениях кожи.

Лекарственный препарат обладает регенирирующим, защитным, восстанавливающим свойствами:

- быстро заживляет раны разного рода, порезы, повреждения,

- синтезирует коллаген в кожном покрове,

- стимулирует размножение клеток,

- активизирует процессы, отвечающие за восстановление клеток.

Гепариновая мазь

Гепариновая мазь – противотромботическое лекарство. При нанесении на кожу мазь оказывает противовоспалительное действие, обладает местным анестезирующим воздействием, препятствует образованию тромбов (кровяных сгустков). Гепарин постепенно высвобождается из мази, оказывая антитромботическое действие, способствуя уменьшению воспалительного процесса. Анестезин оказывает обезболивающее воздействие. Бензилникотинат (эфир никотиновой кислоты бензиловый) расширяет поверхностные сосуды, способствуя более быстрому всасыванию гепарина.ОТ сильны ушибов

12.Почки

Монурал

Острый бактериальный цистит, острые приступы рецидивирующего бактериального цистита;

бактериальный неспецифический уретрит;

бессимптомная массивная бактериурия у беременных;

послеоперационные инфекции мочевых путей;

профилактика инфекции мочевыводящих путей при хирургическом вмешательстве и трансуретральных диагностических ислодований

6 пакетиков

8. бинт эластичный или наколенник
  9. и свои личные у кого какие проблемы

Отчет медика:

За период похода группа в своём большинстве оставалась здоровой. В случаях, когда кто-то потенциально мог заболеть в качестве превентивных мер использовались: витамины, терафлю, фервекс, ацц, декатилен.

Наиболее частой проблемой выступали горная болезнь , головная боль, боль в суставах натёртости. Для устранения горнячки использовали : аскуратин, миелиновую кислоту.

Против головной боли использовали : Цитрамон и ибупрофен.

Против мозолей использовали: присыпку, Левомеколь, стрептоцид , вату, пластырь рулонный, зелёнку.

Против боли в суставах использовали: реамоксикам, креогель, диклофенак.

Помимо перечисленных заболеваний были единичные случаи : нарыв ногтя (ледокаин, мазь Вишневского, зелёнка), опухание губ ( спасатель, помада), лёгкий ожог сетчатки глаза (сульфацил), аллергическая реакция(Лоратадин, супрастин).

Также были рвотные порывы, для них с собой брали Маалокс, но его больные отказывались , из-за отсутствия критичности.

В целом состояние группы оставалось здоровым.

Аптечка состояла из:

1.Верхняя у медика

Дексаметозон,кетанов,димедрол,аналгин,жгут,шприцы 2 по 5куб, бинты стерильные 2, пластырь рулронный 1,спиртовые салфетки,темпалгин,вадидол,ношпа,зеленка,перекись,солнцезащитный крем,фталазол,смекта.

2.Основная аптечка по списку выше

3.Личная аптечка

4.АПтечка для связок

5.Резервная аптечка ( аптечка в забросках)

Финансовый отчет

330 грн

Мясо сушеное

4400 грн

Мыльницы (для связочных аптечек, для ампул)

42 грн

1138 грн

Стеклоткань

45 грн

Пленка пищевая ( 7рулонов)

280 грн

202 грн

Каны и перчатки

678 грн

Процент за снятие денег с карты

365 грн

4700 р

Чай

85 р

Трансфер до Баксана (заправка)

5000 р

Еда Баксан

3640 р

Билеты Невиномыск- Ростов

5914 р

Билеты Ростов-Одесса (Рая,Аня)

7508 р

Билеты Ростов- Киев (Антон, Оля, Сережа, Саша)

13734 р

третье кольцо

680гр/чел на день

2 запасных дня

1. Все сушености (овощи, мясо) заказывали. Очень удобно и вкусно.

Заказ сухого мяса (курица, свинина, телятина) по телефону: 098-027-01-15 (Дмитрий). Тушенку, зажарку делали сами (ничего не испортилось).

2. Заказывали витаминки. (Полезно и вкусно разбавлять воду).

Заказ по телефону: 096 505 07 85 (Татьяна)

Рекомендации:

1. На штурмовые дни (когда нужно быстро позавтракать) удобно брать каши в пакетиках+ тушенка

2. Колбасы, сыры брать загерметизированные, чтобы выжили до конца похода.

3. Сахар: если человек ест много сахара, то удобно каждому участнику брать дополнительный сахар на себя лично.

4. Заброски паковали в сахарные мешки.

5. Привальные паковались для каждого отдельно и раздавались участникам каждое утро на целый день.

6. На сложные дни желательно брать дополнительные батончики для каждого участника.

Перевальные записки

Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу   Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу

Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу     Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу

Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу         Отчет о спортивном горном походе четвертой категории сложности  по Центральному Кавказу

Использованные материалы

Карты Ляпина, карты Лебедева, обновленная карта Голубева.

"https://caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencaumap.html" rel="nofollow"

"https://caucatalog.ru/" rel="nofollow"

"http://westra.ru/passes/Passes/view_passes.php?place=3" rel="nofollow"

"https://www.risk.ru/blog/6433" rel="nofollow"

"https://pereval.online/" rel="nofollow"

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ

Группа прошла интересный спортивный маршрут четвертой категории сложности по Центральному Кавказу.

В маршрут вошли как ледовые и снежные, так скальные и комбинированные препятствия, которые пройдены как  на подъем так и на спуск с определяющей стороны.

Погода в период похода в целом способствовала осуществлению наших планов, были отсидки из-за погоды, но в целом все задуманное пройдено.

На маршруте был отказ от прохождения пика МВТУ из-за погодных условий.

Успешное прохождение маршрута подтвердило качество предпоходной подготовки всех участников и снаряжения.

Проблем с пропусками ни пограничную зону, ни в заповедную нет, если заранее подать информацию о группе и получить все пропуска.

Нет никакой предвзятости местного населения , а также при прохождении таможни к гражданам Украины.

Вся информация по Центральному Кавказу доступна, ее много, поэтому ориентирование не доставило труда. GPS использовали в крайних случаях.

Маршрут рекомендуем к прохождению может менее комплектной группой, но и составом 10 человек все пройдено без проблем, ранние подъемы были главным нашим девизом.

Выводы и рекомендации  прохождению перевалов даны в описание технической работы группы.