24 февраля 2022
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: IV

ОТЧЕТ

о спортивном лыжном походе четвёртой категории сложности по Хибинским и Ловозерским тундрам (Российская Федерация, Мурманская область, полуостров Кольский)

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

общая

активная часть

лыжный

четвёртая

21.02-10.03.2015 г.

Маршрут похода:
г. Минск – г. Апатиты - г. Кировск – оз. М.Вудъявр - пер. Безымянный (925, 1Б!) – пер. Ворткеувайв (750, 1А!) – оз. М.Вудъявр – Щель Тахтарвумчорр - оз. М.Вудъявр – пер. Рамзая (743,1, н/к) – пер. Петрелиуса Западный (840, 1А!) – р. Петрелиуса – р. Кунийок - КСП “Куэльпорр” – оз. Гольцовое – р. Лявойок Северный – г. Лявочорр (1100,5) – пер. Лявочорр Центральный (925, 1Б!) – р. Кальйок – оз. Умбозеро - о. Морошкин – о. Большой – р. Тавойок – пер. Северный Тавойок (850, 1А) – р. Мурнуай – р. Эльмарайок - оз. Сейдозеро – кордон заказника “Сейдявврь” - оз. Ловозеро – с. Ловозеро – г. Оленегорск – г. С-Петербург - г. Минск

Руководитель группы: Мацукевич Л.В.

Поход проходил в период с 21 февраля по 10 марта 2015 г.
Активная часть похода началась 23 февраля и закончилась 7 марта 2015 г.
Протяжённость активной части маршрута составляет 165 км.

Нитка маршрута:

Хоменков Константин Алексеевич

1985

штурман, фотограф, летописец

Обзорная карта региона, в котором проходил поход.
Толстой линией указан маршрут активной части похода.

Отчет о спортивном лыжном походе четвёртой категории сложности по Хибинским и Ловозерским тундрам

Подъезд к началу активной части маршрута:
1. Поезд Минск-Мурманск до станции Апатиты
2. Автобус Апатиты-Кировск
3. Автобус Кировск – 25-километр до остановки «Ботанический сад»
Отъезд из конечной точки маршрута с. Ловозеро:
1. Автобус Ловозеро – Ревда
2. Автобус Ревда – Оленегорск (возможен переезд Ловозеро – Оленегорск на такси)
3. Поезд Мурманск – Минск либо поезда, следующие из Мурманска через С-Петербург и далее – поезда, следующие из С-Петербурга через Минск

Точки аварийного схода с маршрута:
1. С первого по четвёртый день активной части маршрута - г. Кировск
2. С пятого по седьмой день активной части маршрута – КСП «Куэльпорр»
3. С восьмого по десятый дни активной части маршрута – п. Ревда
4. Одиннадцатый день – пост егеря в закзнике «Сейдявврь»
5. Двенадцатый и тринадцатый дни – с. Ловозеро

Определяющие препятствия маршрута:

Вид препят-ствия

Категория

трудности

Длина препятствия (для протяжен-ных )

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

1Б!

Из долины реки Тавайок в долину реки Кунийок

ПРОХОЖДЕНИЕ МАРШРУТА

23.02.2015.

день 1

Ясно

г. Кировск (25-й километр) – озеро Малый Вудъявр – переревал Безымянный (925, 1Б) – верховья реки Тульйок

13.3 км

+600 м
-350 м

9 часов 40 минут

23 февраля - День Советской Армии и военно-морского Флота. Именно в этот день, приехав маршрутным автобусом с вокзала г. Апатиты в г. Кировск, в 8.00 пятеро белорусских парней ступили на крыльцо здания МЧС в городе Кировске. Внутрь здания пропустили только двоих. Встретили не очень приветливо и не очень торопились с регистрацией группы. В воздухе висело начало большого праздника, и возня с нами не очень вписывалась в эту атмосферу. В нашу маршрутную книжку поставили штемпель и предупредили, что лавинная опасность повсеместно чрезвычайно высока. В связи со сложившимися погодными условиями со склонов сходят доски, поэтому надо быть предельно внимательными и осторожными.

Зарегистрировались, но оставался нерешенным вопрос доставки заброски на КСС «Куэльпорр». В связи с уменьшением финансирования частота поездок на КСС сократилась до одного раза в две недели, и в необходимые нам сроки поездок туда не планировалось. В итоге после уговоров нашёлся парень, который согласился в выходной день на своём личном снегоходе дней через шесть доставить нашу заброску по назначению.

На ближайшей остановке общественного транспорта группа загрузилась в маршрутный автобус, следовавший на 25-й километр, Высадились на остановке «Ботанический сад». С этой минуты началась активная часть нашего похода.

Было 9.15 минут по местному времени. Наш путь лежал по дороге мимо Ботанического сада и санатория «Уют» к озеру Малый Вудъявр. Светало. Над головой в разрывах облачности проглядывало чистое небо. Это вселяло надежду на то, что плотное одеяло облаков, лежащее на виднеющемся впереди перевале Географов, тоже расползётся в течение двух часов. Столько времени нам требовалось на то, чтобы подойти в зелёную зону возле озера Малый Вудъявр, собрать всё необходимое для прохождения по маршруту первого дня и закопать в снег всё остальное.

Согласно первоначальному плану, в этот день мы должны были подняться на перевал Географов, пройти по хребту Тахтарвумчорр до перевала Щель Тахтарвумчорр, спуститься с перевала и вернуться к спрятанному в снегу снаряжению. В этом месте предполагалась первая ночёвка. Однако к моменту, когда было определено место хранения под снегом нашего снаряжения, стало очевидно, что низкая густая облачность над перевалом Географов и хребтом Тахтарвумчорр обосновалась прочно и надолго.

Было принято решение в ожидании улучшении погоды в районе планировавшегося маршрута первого дня похода пройти по кольцу озеро Малый Вудъявр – перевал Безымянный – долина реки Тульйок – перевал Ворткеувайв – озеро Малый Вудъявр.

Взяли необходимое снаряжение, запас еды на три дня. Остальное спрятали в снегу. В 11.30 выступили. Над нами и в направлении движения светило солнце, серебрился снег и были ясные перспективы. То, что оставалось за спиной, оптимизма не внушало.

Фото 1. То, что оставалось за спиной, оптимизма не внушало.

Фото 2. Начальный этап нашего пути проходил по дороге, ведущей через перевал Кукисвумчорр на Контрольно-спасательную станцию

Начальный этап нашего пути проходил по дороге, ведущей через перевал Кукисвумчорр на Контрольно-спасательную станцию. Именно на этом участке мимо нас, поднимая снежную пыль, с рёвом промчался снегоход с санями. В санях лежала наша заброска. Появилась уверенность, что заброска успеет к нашему приходу и не потеряется.

Вскоре дорога закончилась. Стали попадаться карьеры, и направление их обхода были не всегда очевидно. Пытались идти по следам снегоходов, «буранкам», оставленным любителями покататься по окрестным склонам, но они лишь на коротких отрезках бывали попутными. Пару раз они заводили на дно карьера, и оттуда, чтобы не возвращаться назад, приходилось карабкаться по крутым сильно заснеженным склонам. Примерно на полпути к перевалу пообедали.

К перевальному взлёту подошли около 16.45. Безымянный был первым перевалом в этом походе.

В 2006 году я ходил этот перевал в обратном направлении и помню, как под ногами шедшего впереди руководителя с глухим звуком «У-ух!!!» просела и отделилась толстой трещиной от вышерасположенного массива мощная снежная доска. К нашему счастью лавина не пошла. Но адреналина мы тогда хватанули! Это случилось как раз на стороне перевала, к которой мы подошли сейчас.

Мы помнили и предупреждение спасательной службы МЧС, поэтому к подъёму на перевал отнеслись со всей серьёзностью. Устроили привал, спланировали маршрут подъёма. Оптимальным было прохождение по участку склона с наибольшим скоплением камней, не занесённых снегом. Одели «кошки», снаружи рюкзаков закрепили две лавинные лопаты и два листа из дюралюминия, распустили лавинные ленты и с интервалом восемьдесят метров начали движение.

Фото 3. Начало подъёма на перевал Безымянный

Дважды делали кратковременные остановки для отдыха. Подъём на перевальное седло занял около пятидесяти минут. В 18.00 вся группа собралась на перевальном седле.

Фото 4. В 18.00 вся группа собралась на перевальном седле.

Мы с удовольствием делали снимки представших нашим взорам красот. Однако надвигались сумерки, а ещё предстоял спуск, и спуск не самый простой. Склон перевала Безымянный в сторону долины реки Тульйок имеет большую крутизну и традиционно сильно загружен снегом. Никаких признаков камней или других факторов, удерживающих снег, на склоне не просматривалось. Было принято решение идти по линии наискорейшего спуска, не подрезая склон, след в след с интервалом 150 метров. Спустившиеся члены группы располагались в месте, куда в случае схода не могла дойти лавина, и наблюдали за движением остававшихся на склоне. В 18.30 вся группа успешно преодолела спуск. Сняли «кошки», стали на лыжи, и в сумеречном свете взошедшей луны и фонариков по пологому спуску осторожно проследовали вниз. В 18.50 на удалении от крутых склонов отыскали две горизонтальные площадки под палатки и разбили лагерь.

По мере того, как дежурные топили снег и готовили ужин, на совершенно чистом небе разыгрывалось зрелище, вызвавшее в усталых голодных парнях детский восторг и восхищение. То слегка погасая, то разгораясь с новой силой, половину неба украшало редкое по красоте Северное Сияние. Коля установил штатив и начал фотографировать. Ужин был с видом на Северное Сияние! Под сполохи Сияния мы заползали в палатки и укутывались в спальники.

Кто-то (кажется, это был Артём) проронил, что, по версии Жени Дикуссара, Северное Сияние – плохая примета. Но верить в это не хотелось...

Под сполохи Сияния мы заползали в палатки и укутывались в спальники

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 23.02.2015. Время на графике относительное.

24.02.2015.

день 2

Сплошная облачность, сильный туман

Сплошная облачность, сильный туман, метель

Сплошная облачность, туман

исток р. Тульйок - перевал Ворткеувайв (754,1, 1А!) – рудник  Кирова –25-й км – стоянка в районе юго-восточного берега озера Малый Вудъявр

13 км

+350 м
-580 м

11 часов 30 минут

А зря мы не верили! Женя оказался прав.

Первое, что мы увидели утром – не увидели почти ничего. Нас окружала пелена из плотного тумана. Пройденный нами вчера перевал Безымянный находился совсем рядом, но не был виден вообще.

Фото 5. Перевал Безымянный находился совсем рядом, но не был виден вообще. Вид на перевал с места стоянки.

Дежурные поднялись в 7.00, растопили снег, на горелках приготовили завтрак. Позавтракали, свернули лагерь и в 10.20 выступили. Выступать в 10.20 – слишком поздно. Проанализировали причины, и пришли к выводу, что много времени уходит на то, чтобы растопить снег. Решили, что впредь дежурные просыпаются в 6.00, а лагерь по возможности разбивается там, где можно добыть воду в жидком агрегатном состоянии. Это правило выполнялось в течение всего похода неукоснительно.

Для того, чтобы от места стоянки подойти к перевалу Ворткеувайв, нужно было, теряя около 150 метров высоты, двигаться сначала около полукилометра на восток, а затем около километра на юг. Высота сбрасывается всегда неохотно, потому что сразу же после сброса её надо вновь набирать. Было сильное желание без потери высоты траверсировать правый по ходу склон с тем, чтобы подойти под перевал на как можно большей высоте. Однако в данном случае пологий вначале склон быстро переходит в достаточно крутой сброс, спуститься по которому на лыжах проблематично. Поэтому, притормаживая палками и контролируя волокуши, группа спустилась к руслу ручья, берущего начало под перевалом Ворткеувайв. Перешли русло и начали подъём. Вначале крутизна склона позволяла двигаться на лыжах серпантином. Затем стало ещё круче, и на фирнованной поверхности снега лыжи фиксировались с трудом. Пришлось спешиться и одеть «кошки». Без лыж фирн не выдерживал вес тела. Снег был глубоким, продвижение вверх замедлилось. По мере приближения к перевальному седлу всё более усиливался ветер. Вскоре он достиг такой скорости, что для противодействия ему приходилось наклоняться вперёд. По фирну гнало позёмку, которая больно секла лицо и глаза. Одели очки.

В 13.30 группа дружно подошла к перевальному турику.

Фото 6. В 13.30 группа подошла к перевальному турику.

Сделали пару снимков. Желания задержаться на перевале не было. Штормовой ветер пронизывал насквозь. Видимость не превышала 20-30 метров. Пора бы и пообедать, но на перевале укрыться от ветра негде, а превращаться в ледышки не хотелось. Решили обед отложить до места, где можно спрятаться от ветра.

Заснеженный большой провал на ложе перевала обошли, поднявшись слева по ходу на хребет. По мере сброса высоты сила ветра стала уменьшаться, и здоровые инстинкты молодых организмов стали требовать своё. В 14.30 у скальной стены с уступом, который должен был защитить от ветра, расположились на обед.

Фото 7. В 14.30 у скальной стены с уступом, который должен был защитить от ветра, расположились на обед

Защита от ветра была иллюзорной. Изрядно замёрзли, поэтому новый этап движения восприняли с энтузиазмом.

Выполаживалось. Дальнейший спуск можно было выполнять на лыжах. «Кошки» были уложены в рюкзаки. Парни, идя в ногу со временем, стали на пластиковые ски-туры, а я со своими «Бескидами» остался верен середине 20-го века. Спуск больших трудностей не представлял, однако постоянно нужно было контролировать скорость, оптимальным образом выбирать траекторию и быть предельно внимательными, потому что туманная мгла совершенно скрадывала рельеф.

Спуск с перевала Ворткеувайв сопряжен с выходом на дорогу и прохождением по территории рудника им. Кирова. Посторонним лицам на территорию рудника проход запрещён. Поэтому у некоторых членов группы возникли мысли о том, что нас могут не пропустить. Но не отправят же нас обратно на перевал! Тем более, что на пути нашего следования нигде не было предупреждающих или запрещающих надписей. Нам повезло – нас не обнаружили. Спокойно, без эксцессов, по «левой» тропинке, в обход всех проходных мы покинули рудник и попали в прилегающую к нему жилую зону.

Фото 8. По «левой» тропинке мы покинули рудник и попали в прилегающую к нему жилую зону.

К огромному восторгу Кости по проделанному в снегу коридору тротуара мы шли на лыжах. Костя никогда раньше по населённому пункту на лыжах не ходил, поэтому попросил сделать памятное фото.

Фото 9. Костя никогда раньше по населённому пункту на лыжах не ходил.

На подходе к озеру Малый Вудьявр открылся вид на обрамляющую его горную гряду. Перевал Географов и хребет Тахтарвумчорр были закрыты низкой плотной облач-ностью. Заявленный маршрут похода трещал по швам. Но ещё теплилась надежда на то, что утро вечера мудренее.

В 17.30 подошли к озеру Малый Вудьявр. Последний отрезок пути Костя сильно отставал. Оказалось, он сильно натёр ногу жестким пластиковым лыжным ботинком.

Спрятанные под снегом вещи в полной сохранности дождались нас. Мы принялись обустраивать лагерь и готовить ужин. В качестве камбуза использовали рыбацкую палатку без дна.

Фото 10. В качестве камбуза использовали рыбацкую палатку без дна.

Это удобно сразу по нескольким причинам. Во-первых, такая палатка очень быстро ставится. Во-вторых, она идеально защищает от ветра, и нет необходимости горелку и котелок укутывать стеклотканью. В-третьих, конденсат от кипящей жидкости не оседает на спальных мешках, одежде и стенках жилых палаток.

Пока на камбузе готовился ужин, в откопанных в полный профиль снежных окопах были установлены жилые палатки.

От палатки «Зима-2» на этапе подготовки к походу единодушно отказались. В качестве жилых были использованы модернизированные палатки «Юрта-3» фирмы «Турлан». Тенты палаток были удлинены снежными юбками, усилены узлы крепления. Отапливать палатки не предполагалось, поэтому печку с собой не брали.

За ужином обсудили план действий на завтра. Рассматривалось два варианта. В случае улучшения погоды действуем в соответствии с заявленным маршрутом. Если погода к утру не улучшится, было решено предпринять попытку радиального подъёма на перевал Щель Тахтарвумчорр (в надежде, что к обеду перевал откроется).

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 24.02.2015. Время на графике относительное.

25.02.2015.

день 3

Сплошная облачность, сильный туман

Сплошная облачность, сильный туман, ветер

Сплошная облачность, туман

юго-вовсточный берег озера Малый Вудъявр – подход под перевал Щель Тахтарвумчорр - стоянка в районе юго-восточного берега озера Малый Вудъявр.

10,5 км

+350 м
-350 м

4 часа 40 минут

Дежурные проснулись в 6.00. По соседству с лагерем журчал ручей. Завтрак приго-товили быстро. Всё было замечательно, за исключением погоды. Близлежащие хребты укрывала плотная низкая облачность, поэтому с планами пройти перевал Географов, хре-бет Тахтарвумчорр и перевал Щель Тахтарвумчорр пришлось расстаться окончательно. Оставалась надежда на то, что к обеду облачность рассеется, и появится возможность со-вершить радиальный подъём на перевал Щель Тахтарвумчорр.

В связи с тем, что травмированная нога сильно болела, Костя остался в лагере. В 8.35 экспедиция в составе четырёх человек стартовала. Прошли криволесье, отделявшее лагерь от озера Малый Вудъявр. По льду, избегая промоин, пересекли озеро. Вышли на ручей и, выбирая траекторию с наименьшим количеством препятствий, то по берегам, пробираясь между деревьями и кустарником, то по руслу начали набирать высоту. В русле ручья снег был более глубоким и рыхлым, идти по нему было сложнее. Лес перешёл в кустарники, а в 10.00 закончились и кусты. На открытом пространстве всё более усиливался ветер, видимость ухудшалась.

Фото 11. На открытом пространстве всё более усиливался ветер, видимость ухудшалась.

Со стороны прячущегося в густой облачности хребта Тахтарвумчорр с интервалом в 15 минут дважды донёсся приглушенный грохот сходящих лавин.

По мере приближения к перевалу крутизна подъёма нарастала. В 11.00, набрав по высоте 351 метр, подошли к основанию Щели.

Фото 12 . В 11.00, набрав по высоте 351 метр, подошли к основанию Щели.

Ветер свирепствовал. Видимость не превышала 50-100 метров. Что творится наверху, можно было только гадать. От ветра укрылись за большим камнем. Малейших признаков улучшения погоды не наблюдалось. На фоне двух сошедших лавин подъём в неизвестность при очень ограниченной видимости был бы слишком большой авантюрой. Но и просто так развернуться и уйти тоже что-то не давало. Напряжение обстановки разрядил Коля. Глядя в сторону желоба Щели, он пропел: «Поздний вечер в Сорренто нас погодой не балует…». – К сожалению, эта песня стала лейтмотивом нашего похода, и всё время крутилась в голове.

На этот раз обстоятельства оказались сильнее нас. Значит, временно надо отступить.

Перед возвращением в лагерь решили провести разведку дороги на перевал Рамзая, чтобы знать, на что рассчитывать завтра. Во время спуска стали очевидны преимущества современных технологий перед дедовскими «Бескидами», которые ну никак не хотели скользить. По льду, обходя промоины, подошли к месту впадения реки Поачиумйок в озеро, где и обнаружили укатанную снегоходами дорогу.

Фото 13 . У впадения реки Поачиумйок в озеро обнаружили укатанную снегоходами дорогу

Теперь можно было возвращаться в лагерь. По льду озера и далее по зарослям кустарника в 13.45 вышли к лагерю. Как будто насмехаясь над нами, в направлении Кировска в разрывы в облаках проглядывала голубизна неба.
    Пообедали. Оставшуюся часть дня решили посвятить заброске имущества под перевал Рамзая с целью облегчить и ускорить наше продвижение завтра. В 14.45 втроём ушли с заброской, оставив Колю и Костю на хозяйстве. Заброску успели оттранспортировать на 3 километра с подъёмом на 100 метров. Чем выше мы поднимались, тем менее заметной и укатанной становилась снегоходная дорога. Остановились, когда до темноты оставалось ровно столько времени, сколько требовалось на возвращение. Заброску закопали в снег рядом с приметным камнем на более-менее пологом склоне.

Фото 14 . Заброску закопали в снег рядом с приметным камнем.

Повернули назад. Вскоре начал падать снег, и началось то, что преследовало нас во все остальные дни похода – начался Его Высочество Подлип. Несмотря на то, что мы спускались без груза по своей же лыжне, поминутно приходилось искать способ избавить-ся от налипших на лыжи комьев снега. Это очень напрягало и сильно замедляло ход. К наступлению темноты мы едва успели достичь озера. По льду и кустарнику шли уже в темноте при свете фонариков. Перспектива подлипа не радовала. Оставалось надеяться на то, что ночью подморозит.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного груп-пой 25.02.2015. Время на графике относительное.

26.02.2015.

день 4

Сплошная облачность, сильный подлип

Сплошная облачность, сильный туман, ветер, сильный подлип

Сплошная облачность, сильный туман, сильный ветер, подлип

юго-восточный берег озера Малый Вудъявр – р. Поачиумйок – перевал Рамзая (743,1, н/к) – р. Малая Белая – перевал Петрелиуса Западный (846,4; 1А!) – верховья р. Петрелиуса

12,75 км

+655 м
-260 м

9 часов 40 минут

По уже установившейся традиции подъём в 6.00. Позавтракали, свернули лагерь.

В 9.00 команда с пристёгнутыми волокушами и рюкзаками на плечах двинулась по проложенной вчера лыжне. Ночью выпал небольшой снег, но температура держалась в районе нуля. «Бескидам» это не понравилось, и они начали тупить и лепить снег на себя. Ски-туры пока держались. Оставалась надежда, что по мере подъёма температура будет понижаться, и подлип исчезнет. Надеждам сбыться не было суждено. Ски-туры продержались тоже недолго. Когда со льда озера вышли на снегоходную дорогу, ходьба на лыжах превратилась в сущее мучение. Подлип не только выматывал физически. Постоянная потребность в очистке скользящей поверхности лыж от налипших бесформенных комьев снега сильно напрягает психику. И когда возмущённый разум уже готов был вскипеть, на свет божий была извлечена «серебрянка», сваренная давным-давно Владимиром Михайловичем Беспаловым и любезно подаренная нашей команде. «Серебрянка» представляет собой парафин с алюминиевой пудрой. Кроме того, в запасе был просто кусок парафина. Все, кроме Кости, нанесли смазку. Костя отказался из принципиальных соображений – не хотел поганить лыжи. На «серебрянке» идти стало веселее. Она не спасала в полной мере, но в значительной степени облегчала жизнь. Однако, поскольку мазь наносилась на влажную поверхность лыж, она очень быстро стиралась, подлип возвращался, и приходилось наносить её вновь и вновь. Всё это очень сильно замедляло скорость движения.

Вскоре пологая часть маршрута закончилась, и появилась другая проблема – пластиковые лыжи начали стрелять. Поскольку за каждым тянулась увесистая волокуша, прострелы лыж тоже стали серьёзной проблемой. Она усугубилась после того, как в 12.15 откопали заброску и груз распределили между участниками похода. Однако, делать было нечего, и, преодолевая кто подлип, кто прострелы, мы неуклонно продвигались к перевалу. В 14.30 поднялись на перевал Рамзая. Стены ущелья просматривались не более, чем на 50 метров вверх. Всё поглощала молочно-белая мгла. Надежда на то, что с набором высоты подлип уйдёт, не сбылась.

На перевале остановились на обед. Но все мысли были о другом. Что делать? Куда идти дальше? Прогноз погоды, взятый из Интернета перед отъездом из Минска, пока сбывался до мелочей. В дальнейшем, до конца похода, он также не сулил нам ничего хорошего. Окружающая действительность не позволяла усомниться в этом. Стало очевидно, что прохождение перевалов Ферсмана и Крестовый в таких условиях нереально. Более того, пройдя по реке Малая Белая и ручью Ферсмана под перевал Ферсмана, мы могли оказаться в западне, из которой был только один выход – назад. Решение нужно было принимать незамедлительно, поскольку группа стояла на перекрёстке, и на камне было написано: «Направо пойдёшь - ..., налево пойдёшь - ...».

Фото 15 . В 14.30 поднялись на перевал Рамзая.

Проанализировав все возможные в сложившейся ситуации варианты, приняли решение поменять концепцию и идти через перевал Петрелиуса Западный под перевал Крестовый. Если погода улучшится – подняться радиально на перевал Крестовый. В противном случае продолжить движение по ручью Петрелиуса в сторону КСС Куэльпорр.

Принятое решение – руководство к действию. Начали спускаться в долину реки Малая Белая. Стоя на перевале очень естественным кажется спуск траверсом направо, в сторону перевалов Петрелиуса. Это позволяет несколько сэкономить силы и время. Одна-жды, в 2008 году, мы с тёзкой Семененко Л.В. уже осуществлял спуск по этой траекто-рии. Однако тогда у нас были только рюкзаки. Волокуши же, особенно тяжёлые, суще-ственно затрудняют работу на склонах. Поэтому решили спускаться по более пологому кулуару перевала. Достигнув русла реки, повернули направо, и в сплошном молоке начали подниматься к истоку, под перевалы Петрелиуса. Ни рельефа, ни очертаний окружающих гор в этом молоке различить было невозможно, поэтому невозможно было определить и момент поворота налево на перевал Петрелиуса Западный.

Фотто 16 . Ни рельефа, ни очертаний окружающих гор в этом молоке различить было невозможно.

Невозможно было бы, если бы у нас не было штурмана Николая с GPS-навигатором. Точно в нужный момент Коля сказал: «Дядька, поворачиваем налево, на перевал!» - Дальнейшее движение происходило также в сплошном молоке, поэтому траектория периодически корректировалась по навигатору. Благо, подъём на перевал со стороны реки Малая Белая не имеет каких-либо выраженных проблемных участков. В 17.20 сфотографировались на перевале.

Видимость по-прежнему была не более 50 метров. Задерживаться на перевале не было оснований: световой день подходил к концу, ветер всё более усиливался, а спуск предстоял по крутому склону.

Подойдя к склону, приторочили к рюкзакам лыжи, одели «кошки» и, выбрав направление с наибольшим количеством камней, в наступающих сумерках благополучно спустились.

Ветер достиг силы штормового. Нужно было срочно искать место для ночлега. Подгоняемые ветром, мы пошли на лыжах вниз, прошли озеро и метрах в двухстах от него за большим камнем выбрали места для палаток. Установили камбуз, и дежурные принялись готовить ужин. Остальные члены команды взялись возводить защитные стенки из снежных кирпичей и ставить палатки. Здесь обнаружилось, что установить наши палатки в условиях ураганного ветра задача совсем не простая. Дуги каркаса не выдерживали напора ветра даже за защитной стеной высотой в палатку, палатки сильно парусили, их вырывало из рук, не позволяло зафиксировать. Возведение защитных стенок и установка палаток заняла около часа.

Фото 17. В 17.20 сфотографировались на перевале Петрелиуса Западном.

Фото 18. Выбрав направление с наибольшим количеством камней, в наступающих сумерках благополучно спустились.

Фото 19. Возведение защитных стенок и установка палаток заняла около часа.

К этому времени ужин был готов. Воду брали из уже упоминавшегося озера. Вначале была предпринята попытка сделать прорубь во льду. Однако после того, как подо льдом был обнаружен камень вместо воды, рубить лёд перестали.  В наиболее низкой части озера (из-за вымерзания воды лёд в озере местами сильно просел) под снегом оказалась незамёрзшая вода.

Ужинали под непрекращающиеся удары ветра и снежной бури. Ветер рассматривали как союзника, который разгонит сплошную облачность и откроет путь на перевал Крестовый. Всю ночь ветер с ожесточением рвал палатки и камбуз. Не верилось, что они достоят до утра.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 26.02.2015. Время на графике относительное.

27.02.2015.

день 5

Сплошная облачность, штормовой ветер, метель, туман

Сплошная облачность, сильный туман, штормовой ветер, метель

Исток ручья Петрелиуса

0 км

+0 м
- 0 м

0 часов 0 минут

Подъём дежурных в 6.00. К огромному удивлению, несмотря на ураганный ветер, наш лагерь не пострадал. В 7.00 завтрак был готов. В процессе завтрака все смотрели по сторонам в надежде увидеть признаки улучшения погоды. Их не было. Оставалось ждать. Никто из команды ещё не ходил перевал Крестовый (2А), и было велико желание пройти его. К девяти-полдесятому облачность как будто начала раздвигаться, и в стороне невидимого солнца даже порозовело. Мы были в положении низкого старта. Однако такое состояние атмосферы продлилось не более 15-20 минут. Потом всё опять погрузилось во мглу. Ветер не унимался.

Фото 20. Всё опять погрузилось во мглу. Ветер не унимался.

Вскоре со стороны цирка перевала Западный Петрелиуса послышался грохот лавины.

К полудню стало очевидно, что о радиальном подъёме на перевал Крестовый сегодня речи быть не может. Степень готовности понизили до нулевой. Можно было готовить горячий обед, отдыхать, строить иглу.

Была выслана разведка к перевалу Западному Петрелиуса, которая установила, что со склона цирка юго-западнее перевала сошла большая лавина. Часа через два после полудня донёсся грохот лавины со стороны перевала Крестовый. Это подтвердило правильность решения не идти на склоны в условиях плохой видимости.

Остаток дня отдыхали. Всё более очевидным становилось, что палатка-тройка является тройкой летом. В зимнем походе троим в ней слишком тесно. Двое крайних постоянно находятся в контакте с внутренней палаткой, и конденсат впитывается в спальные мешки. Поскольку печки не было, высушить их было невозможно. Конденсатосборники не помогали, т.к. они рассчитаны на отрицательные температуры, при которых конденсат превращается в иней, а нас преследовала температура, близкая к нулю, и конденсат был водой.

Вдвоём с Сашей начали строить иглу. Стройматериала хорошего качества было в достатке.

Фото 21 . Вдвоём с Сашей начали строить иглу.

Однако для двоих это была весьма трудоёмкая задача. Учитывая штормовой ветер с метелью и отсутствие необходимости в иглу, на середине строительства, запарившись, решили это дело прекратить и тоже отдохнуть. Тем более, что время подходило к ужину.

Неопределённость и ожидание не самым лучшим образом действуют на человека. Особенно если при этом у тебя мокрый спальный мешок, мокрая одежда, если твоя палатка подвергается постоянному натиску со стороны ветра и в любой момент может не выдержать этот натиск.

Похоже, счастье подняться на перевал Крестовый откладывалось на следующий поход.  А сейчас ждать больше было нечего. Если завтра к 6.00 откроется небо – идём на Крестовый, нет – вниз вдоль ручья Петрелиуса на реку Кунийок, далее на перевал Южный Чоргорр, по хребту Чоргорр - до перевала Северный Чоргорр, и по перевалу Северный Чоргорр спускаемся к КСС Куэльпорр.

28.02.2015.

день 6

Сплошная облачность, сильный ветер, пурга

Переменная облачность

Исток р. Петрелиуса – р. Кунийок – КСС “Кульпорр”

11,6 км

+50 м
- 450 м

6 часов 20 минут

Утро просвета не принесло. Позавтракали. Свернули лагерь, и в 9.50, гонимые штормовыми порывами ветра и зарядами снега в спину, выступили.

Фото 22. Гонимые штормовыми порывами ветра и зарядами снега в спину.

Мгла закрывала окрестные горы, не отбрасывая ни одной тени, скрывала неровности рельефа. Пройдя каменистую гряду, стали на лыжи. Спускались по возможности медленно, тормозя палками, напряженно вглядываясь в перспективу. То и дело приходилось падать, чтобы погасить скорость перед внезапно появившимся из мглы резким понижением или ямой. Параллельно устраняли поломки снаряжения: то оторвётся крепление застрявшей на скорости в кустах волокуши, то сломается кольцо или порвётся темляк на палке.

Фото 23. То оторвётся крепление волокуши, то сломается кольцо или порвётся темляк на палке.

По мере  спуска ветер ослабевал, видимость улучшалась.  Мы вылезали из облаков. В 11.15 появились первые кусты, затем спустились в полосу леса. При этом кардинальным образом изменилось всё. Ветер утих. Облака оказались над нами, появились разрывы, сквозь которые периодически выглядывало солнышко. Не хватало только пения райских птиц...

Нет, райскими птицами не пахло – как только вошли в зелёнку, вернулся и с новой силой взялся за свою чёрную работу подлип. Больше всего доставалось «Бескидам». Остальным тоже было не сладко.

В лесу пообедали. Исчезновение ветра, проблески солнца и обед создавали ощущение праздника. Вдали слева по курсу просматривался хребет Чоргорр. Хребет покрывала облачность, но она не выглядела фатальной.  Была надежда на то, что пока мы подойдём, облачность рассеется.

Фото 24. Слева по курсу просматривался хребет Чоргорр.

Появился попутный след снегохода. Это несколько увеличило скорость продвижения, хотя подлип по-прежнему докучал. В 13.05 вышли к реке Кунийок на дорогу, ведущую к КСС. К этому же времени закрылось окошко в небе, а вместе с ним и ощущение праздника. Хребет Чоргорр накрыло сплошной облачность, всё заволокло дымчатой пеленой. Перевалы и хребет Чоргорр из планов вычеркивались. Нужно было делать то, что оставалось возможным – идти на контрольно-спасательную станцию Куэльпорр.

Все, кто побывал на КСС, оставляют там память о себе в виде прибитой к столбу таблички-стрелки с названием населённого пункта, указывающей направление на этот населённый пункт. Если у тебя есть свой указатель, то, придя на КСС, ощущаешь, что ты здесь не чужой, что здесь хранят память о твоём посещении и ждут тебя. Поэтому первое, что делаешь по прибытии на КСС – ищешь свою табличку. Моя – самая широкая из всех.

Фото 25. Моя табличка – самая широкая из всех.

В 2007 году она была собственноручно вырублена из чурбака, заготовленного на дрова. Надпись вырезал ножом полвечера.

В 14.30 издалека на столбе перед оградой КСС я увидел свою табличку, и на душе потеплело. Однако вскоре выяснилось, что табличка Артёма, оставленная года три назад, исчезла...

Фото 27. Врата КСС «Куэльпорр»

Было слишком рано становиться на ночлег, но необходимо было просушить одежду, спальные мешки, забрать и распределить заброску, получить отметку в маршрутной книжке, узнать снеговую обстановку в направлении нашего дальнейшего движения. Единственный дежурный спасатель был не очень трезв, очень общителен и нужной информацией практически не обладал. Это влекло за собой совершенно непроизводительные потери времени, но такова российская действительность...

Спасатель сообщил, что по имеющееся у него информации лавинная опасность на перевале Центральный Лявочорр чрезвычайно высока, и что у него есть предписание руководства МЧС из Кировска лыжные группы на перевал не пропускать.

К предупреждению спасателей мы отнеслись с должной степенью внимания. Было решено идти на перевал Центральный Лявачорр и оценить обстановку на месте. По информации спасателя 28 февраля группа из Казани в составе 7 человек пошла на этот перевал. В случае, если они прошли, мы пойдём по их следам. В противном случае лавинную опасность и возможную траекторию подъёма будем оценивать самостоятельно. Если сочтём подъём слишком опасным, будем искать обходные пути.

Заканчивался последний день зимы. С наступлением темноты небо прояснилось, и можно было наблюдать Северное Сияние. Как тут было вновь не вспомнить добрым словом Дикуссара Женю!

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 28.02.2015. Время на графике относительное.

01.03.2015.

день 7

Сплошная облачность,

Переменная облачность,

КСС Кульпорр - р. Кунийок – озеро Гольцовое – исток р. Северный Лявойок

11 км

+210 м
- 70 м

5 часов 50 минут

Выступили в 10.00 по дороге к озеру Гольцовому. В 12.00 ступили на лёд озера. Лёд был покрыт слоем снега, следы снегоходов отсутствовали, следов лыжни на озере не было, из чего мы сделали вывод, что казанская группа на перевал Центральный Лявочорр не пошла, а свернула где-то раньше.

Фото 28. В 12.00 ступили на лёд озера Гольцовое.

Снег на озере был сфирнован, идти по нему было легко и быстро. Рыхлого снега почти не было, поэтому шли без подлипа. Вышли на берег озера. Дальше предстояло идти по снежной целине. Ни лыжни, ни следов снегохода. Снег глубокий, влажный. Двигались на подъём. Тропить с рюкзаком и волокушей было слишком медленно и требовало усилий. Пришлось оставлять рюкзак и волокушу, по очереди тропить, затем возвращаться за оставленным имуществом. Когда крутизна подъёма увеличилась, пластиковые лыжи начали проскальзывать. Камусы  одевать не получалось, потому что снег был влажным. Приходилось идти, надеясь только на руки. Это сильно напрягало. Периодически усилий рук не хватало, чтобы на склоне вытащить вес тела, рюкзака и волокуши, проскальзывали, падали... Шлось медленно. Вспомнилось, как со свистом этот участок преодолевался в морозную погоду по лыжне...

Ситуацию разрулили чемпионы страны по ТПМ. Саша и Артём оказались на удивление сильными и выносливыми, и не переставали удивлять уровнем своей подготовки на протяжении всего похода. Чемпионом страны кто попало не становится! Включив форсаж, парни проторили лыжню до места, где дорога вплотную подходит к реке Северный Лявайок. Там и расположились на обед.

После обеда настроились продолжить борьбу со снегом, как вдруг неожиданно наткнулись на попутную  лыжню. Кто-то, предположительно казанская группа, перед нами пошёл на перевал. Очевидно, они двигались вдоль реки Северный Лявайок от впадения в озеро. Судя по оставленной ими лыжне, шли на лыжах более узких, чем наши. Расстояние между лыжами было непонятным образом слишком маленьким. И, что очень странно для продолжительного лыжного похода, всё своё имущество они несли в рюкзаках. Отсутствие волокуш сильно нагружает спину и позвоночник, зато делает группу гораздо более мобильной. Последнее обстоятельство навело на мысль о том, что, возможно, стоит пересмотреть устоявшуюся практику организации лыжных походов. При более тщательном подборе снаряжения, одежды, продуктов, можно отказаться от санок, «жучек» и других видов волокуш, которые в лесу, в глубоком снегу, на склоне доставляют лыжнику массу проблем.

Поскольку лыжня предыдущей группы была слишком узкой, приходилось расширять её. Более того, наши волокуши были шире лыжни, которую оставляли  мы, поэтому они мощно врезались в снег, оставляя после себя проспект. Тоже есть о чем подумать, отправляясь в поход следующий раз.

При всех описанных нюансах лыжня, несомненно, была подарком небес. Пошли значительно быстрее, затрачивая меньше сил. Подойдя к месту слияния двух самых верхних ручьёв, образующих реку Северный Лявайок, обнаружили, что предыдущая группа свернула в долину правого ручья. Они не пошли на перевал в лоб. Это был более длинный и трудный, но более безопасный путь через вершину горы Лявочорр (1100,5 м).

К этому времени мы выдвинулись на край зелёной зоны. Глубина снега уменьшилась, и наличие лыжни уже не имело значения. Однако было предупреждение спасателей, и были лавины, которые мы видели и слышали в предыдущие дни. Решили идти через вершину горы Лявочорр. Значит, сегодня подниматься выше не имело смысла, надо было искать место для стоянки в пределах зелёной зоны. Выше трудно найти место для палаток, дальше идти до воды, да и защита от ветра была немаловажным фактором.

В 15.10 выбрали место для стоянки. Поскольку время было достаточно раннее, сформировали три волокуши заброски, в лагере оставили Костю и Колю, и втроём с Сашей и Артёмом потащили заброски вверх по пути завтрашнего следования. Поскольку мы вышли из зелёной зоны, температура несколько понизилась, и подлип исчез. Это позволило на лыжи одеть камусы. Шли комфортно. Достаточно скоро вышли на кулуар с крутым подъёмом, покрытый жёстким сфирнованным снегом. Лыжи приходилось врезать кантами в неподатливый фирн и подниматься «лесенкой», увесистые волокуши заброски ежесекундно угрожали увлечь вниз за собой. На фирн мы не рассчитывали, поэтому пошли без «кошек». Лыжи пришлось снять и оставить, а самим продвигаться вперёд, рубя жёсткими подошвами ботинок ступени в фирне. В итоге заброску закопали на склоне кулуара в фирн в семистах метрах от лагеря на высоте 200 метров над его уровнем. В лагерь вернулись с наступлением темноты. Горячий ужин уже был готов. Сразу после ужина легли спать. Завтра ожидался трудный день.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 01.03.2015. Время на графике относительное.

02.03.2015.

день 8

Переменная облачность

Переменная облачность, сильный порывистый ветер, снег

Сильная облачность

р. Северный Лявойок –   гора Лявочорр (1100,5) – перевал Лявочорр Центральный (925, 1Б!) – р. Кальйок

16,65 км

+1140 м
- 1150 м

12 часов 30 минут

Подъём в 5.00. Предстоял длинный ответственный день. Выступили в 8.00. Небо было закрыто высокой облачностью. Быстро преодолели пологую часть подъёма, сняли лыжи, пошли в «кошках». Памятуя, насколько сложно на крутом, покрытом фирном склоне тащить волокуши, решили сначала повыше отнести рюкзаки, а затем вернуться за заброской. Мы многократно поднимались по склону, возвращались за оставленными рюкзаками и волокушами, опять спускались и опять поднимались... Казалось, конца этому склону не будет. Всё это происходило на фоне постоянных перемен в погоде, которая в этот день менялась десятки раз. Были минуты прояснения, когда со склона можно было увидеть озеро Большая Имандра, были минуты, когда из-за снега и тумана не было ничего видно в трёх шагах. При прохождении по хребту, примыкающему к вершине Лявочорр с северо-запада, приходилось ложиться, чтобы порывами ветра не сдуло в цирк перевала Центральный Лявочорр. Подъём был долгим и выматывающим. Группа действовала слаженно, проявляя взаимовыручку и сохраняя бодрость духа. В 15.50 поднялись на вершину горы Лявочорр (1100,5 м).

Фото 29. В 15.50 поднялись на вершину горы Лявочорр (1100,5 м).

К сожалению, насладиться красотами, открывающимися с этой господствующей над Хибинскими тундрами высоты, мы не смогли, поскольку всё вокруг было накрыто белой пеленой облаков. Сделав памятный снимок с туриком на вершине горы, мы спустились на перевал Центральный Лявочорр (925, 1Б!), после чего начали спуск с перевала в долину реки Кальйок.

Фото 30. Перевал Центральный Лявочорр (925, 1Б!)

Спускались небольшим траверсом вправо по ходу, так как в этом направлении на склоне виднелись камни, удерживающие снег. Пуржило, приближались сумерки. Спуск с перевала завершили около 16.50. После небольшой передышки двинулись вниз по течению реки Кальйок. “Бескиды” вновь начал преследовать подлип, выматывая и без того уже изрядно растраченные силы. А идти ещё было далеко. Мы стремились спуститься до того уровня, когда в реке Кальйок можно будет набрать воды. Это место совпало с началом “зеленки”. Сразу же за первыми появившимися кустами была обнаружена промоина во льду. Это случилось в 21.30 и послужило сигналом к остановке. Ходовой день составил 12 часов 30 минут. В 22.45 стояли палатки и был готов ужин.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 02.03.2015. Время на графике относительное.

03.03.2015.

день 9

Сплошная облачность, сильный подлип

Сплошная облачность, сильный туман, подлип

Сплошная облачность, сильный туман

река Кальйок – озеро Умбозеро – остров Морошкин – остров Большой- река Сенгисйок

20,75 км

+50 м
- 250 м

12 часов 30 минут

Подъём в 6.00. Моральный дух группы на высоте – вчера хорошо поработали.

Выход на маршрут в 9.00. Двигались по правому орографически берегу реки Кальйок вниз по течению. Подлип мучил с самого начала. Даже спускаясь вниз по лыжне вслед за идущим впереди, вдруг спотыкаешься и падаешь из-за налипшего на лыжи снега. Первым не выдержал Артём. Учитывая, что сегодня весь день предполагалось идти только вниз и по ровной поверхности озера, он решился опять воспользоваться «серебрянкой», «Бескиды» тоже подверглись обработке «серебрянкой», Коля и Саша натёрли лыжи парафином, а Костя по-прежнему воздерживался от применения каких-либо средств.

Фото 31. Первым не выдержал Артём.

На непродолжительное время стало чуть легче, но вскоре под «Бескидами» вновь начали налипать снеговые комья, и метров через 30-40 приходилось искать, чем бы их хоть частично счистить. Чаще всего поочередно одой лыжей приходилось наезжать на другую, чтобы кантом соскрести налипавший снег. Снег удалялся лишь частично, но и это приносило большое, хоть и кратковременное, облегчение. И поскольку это приходилось делать постоянно, начало наступать привыкание, а в сознании начало складываться представление, что на лыжах только так и ходят. Всё это отнимало немало сил и времени. Тем не менее, мы продвигались вперёд, и в 13.15 по ледяной перемычке перебрались с правого берега реки на левый.

С этого места до самого озера Умбозеро шел не очень свежий, припорошенный снегом след снегохода. Теперь не нужно было вилять между деревьями, продираться с волокушами между кустов, да и подлип стал донимать чуть меньше.

В 15.10 вышли на лёд озера Умбозеро. Хорошо просматривался противоположный берег, был виден заброшенный рудник, вершины Ловозёрских гор прятались в облаках, но нижняя часть ближних к Умбозеру хребтов была видна.

Фото 32. В 15.10 вышли на лёд озера Умбозеро.

Когда прошли по озеру полкилометра, Саша произнёс роковые слова: «Дядька! Как хорошо, когда видно, куда идёшь!» - Лучше бы он промолчал! Через пять минут прямо по курсу по поверхности озера на нас начала надвигаться стена тумана. Через пятнадцать минут она полностью поглотила нас. Видимость составляла 100-150 метров. Дальше можно было идти, лишь поминутно сверяясь с компасом и навигатором.

Стояла цель до темноты дойти до впадения в озеро реки Тавайок. На поверхности озера участки фирнованного снега перемежались с наносами свежего. Подлип то прихватывал, то отступал. Поверхность снега чем-то напоминала небольшие волны, и волокуши постоянно прыгали  на этих волнах.

Прошли остров Морошкин, остров Большой. На озеро стала опускаться ночь. Стало очевидно, что до устья реки Тавайок сегодня дойти не удастся. Надо было поворачивать к берегу и устраивать лагерь. Сразу за островом Большой повернули к берегу. Берега достигли в 20.20 и, углубившись в прибрежный лес метров на 100, разбили лагерь. За сегодняшний день мы прошли 21 километр. С учётом подлипа и того, что полдня мы петляли между деревьев и кустов, это был замечательный результат. И хоть было положено много сил, день удался. К сожалению, Коля травмировал ботинком ногу, и эта травма давала себя знать до конца похода.

Несмотря на травмированную ногу, на усталость после длинного и долгого перехода, на наступившую темноту, Коля с огромным энтузиазмом топором рубил во льду ручья колодец. Я не верил, что ему удастся добыть воду. Тем большей была радость, когда из темноты донёсся победный клич Коли.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 03.03.2015. Время на графике относительное.

04.03.2015.

день 10

Сплошная облачность, сильный подлип

р. Сенгисйок – р.Северный Товайок – заброшенная железная дорога – р. Северный Тавайок – подножие горы Сенгисчорр

13,15 км

+530 м
- 280 м

12 часов 30 минут

Подъём в 6.00. Выход на маршрут в 9.00.

Вышли на лёд озера, и по прибрежной полосе направились в сторону реки Тавайок.  Сама река нам пока была не очень нужна. Мы надеялись, что на участке между местом нашей стоянки и устьем р. Тавайок будет снегоходная дорога, по которой рыбаки из Ревды ездят на Умбозеро. Ломиться через кусты по такому глубокому снегу с подлипом было самоубийством. Но неожиданно для себя мы обнаружили лыжню, уходящую с озера вглубь леса. Не нужно было долго гадать. По характерным признакам сразу определили, что лыжня принадлежит той же группе, которая шла перед нами на перевал Центральный Лявочорр. От добра добра не ищут.  Возможно, дальше есть снегоходная дорога, а может, её и нет. Решили пойти по лыжне.

Лыжня петляла между кустов, продиралась через заросли, обходила упавшие деревья. По всему было видно, что проложившие её совсем не думали о тех, кто будет идти за ними с волокушами. Волокуши на каждом шагу цеплялись за всё, оставляя в снегу глубокий ров.  Снег подлипал к лыжам... Это был полный набор удовольствий! Даже обладатели ски-туров не выдержали. Артём и Саша принялись наносить на лыжи «серебрянку» и парафин соответственно. Что уж говорить о «Бескидах»!..

Фото 33. Лыжня петляла между кустов, продиралась через заросли, обходила упавшие деревья.

Видимо, первопроходцам было тоже несладко, потому что по ходу движения они сменили курс и выбрали направление на скорейший выход к заброшенной железной дороге, идущей параллельно берегу озера. Положив изрядно сил и времени, пыхтя как паровозы, в 11.15 мы вышли на железную дорогу. Нашей радости не было предела. Это хорошо, когда есть повод порадоваться. Трудных участков и поводов порадоваться их преодолению впереди было ещё много...

Фото  34. В 11.15 мы вышли на заброшенную железную дорогу.

По заброшенной железной дороге недавно прошли снегоходы. Немного отдохнув и попив из протекавшего рядом ручья, развернулись лицом на север и пошли по снегоходному следу в сторону посёлка Ревда. В 12.00 подошли к мосту через реку Северный Тавайок. В районе моста было много лыжных следов. Мы предположили, что здесь могла проходить группа наших товарищей, идущая встречным маршрутом, и попытались найти какой-нибудь знак от них. Никаких знаков не нашли, зато пообедали.

Вверх вдоль реки Северный Тавайок шла хорошо укатанная лыжня. Наш путь лежал именно туда. Вскоре лыжня раздвоилась, потом ещё раз, и мы оказались на едва различимом лыжном следе, ведущем в нашем направлении. След этот плутал в каньоне русла реки между камнями, кустами, промоинами во льду. Волокуши на каждом шагу цеплялись за всё это, сползали с откосов, вынуждали поминутно останавливаться, отцепливать, вытаскивать их. «Бескиды» по-прежнему преследовал подлип, а обильно смазанные «серебрянкой» ски-туры стали «стрелять», поскольку начался подъём. Идти «лесенкой» или «ёлочкой» не позволяли местные условия. Камусы одевать не получалось - снег был влажным. На очередном привале Артём вслух высказал всё, что думал обо всём этом, и попросил у Коли растворитель. Коля - Ремонтник с большой буквы. Он представлял из себя небольшой заводик – у него было всё!

Под подначивания товарищей Артём с наслаждением отмывал лыжи от «серебрянки». До конца похода он больше ничем их не пачкал.

Фото 35 . Под подначивания товарищей Артём с наслаждением отмывал лыжи от «серебрянки».

Река сильно петляла, русло и берега были сильно завалены, и, положив немало сил на алтарь преодоления этих препятствий, решили из русла выбираться. Навигатор показывал, что неподалёку по левому берегу,  метров на тридцать выше русла, должна проходить попутная дорога. Разведка обнаружила эту дорогу. На дороге был виден едва различимый след снегохода. Но уже одно то, что отпадала необходимость петлять и постоянно ломиться сквозь череду препятствий, давало значительное облегчение.

Под перевалом Северный Тавайок на карте был обозначен балок, и заночевать в этом балке было пределом мечтаний всей группы. Однако дорога, по которой мы шли, незначительно отклонялась от нужного нам направления, и привела к подножию и далее вела на вершину горы Сенгисчорр. Вершина нас не интересовала, нужно было опять спускаться в лес к реке и двигаться на восток к перевалу.  Но день заканчивался. Вместе с ним умирала и надежда на ночлег в балке. Было принято решение выслать разведгруппу в составе двух человек для отыскания оптимальной дороги на перевал на завтра, остальные разбивали лагерь и готовили ужин.

Пробежка на лыжах налегке – неописуемое удовольствие. Здесь уже не имеют значения кусты, камни, овраги. Разведгруппа нашла приличный проход в перевальный цирк и добежала до места, где, согласно карте, должен был располагаться балок. На местности отсутствовали признаки того, что здесь когда-нибудь что-нибудь стояло. Значит не так обидно, что не дошли до этого места.

В лагерь возвращались в темноте по своей лыжне. Подлип продолжался.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 04.03.2015. Время на графике относительное.

05.03.2015.

день 11

Сплошная облачность, туман, подлип

Сплошная облачность, сильный туман и снегопад, очень плохая видимость, подлип

Сплошная облачность, туман, сильный подлип

подножие горы Сенгисчорр - река Тавайок - перевал Северный Тавайок (850, 1А) – река Мурнуай – река Эльморайок - озеро Сейдозеро

12,9 км

+460 м
- 680 м

10 часов 10 минут

Подъём в 6.00. Выход на маршрут в 9.00.

По проторённой накануне лыжне через зелёную зону двинулись к перевалу Северный Тавайок. Небо закрывала плотная низкая облачность, видимость была не более 300 метров, продолжался подлип.

Подход к перевалу достаточно пологий, и больших усилий не требовал. Поднялись выше зелёной зоны. Здесь снег был плотно сфирнован. Около 10.00 подошли к перевальному взлёту, одели «кошки», обсудили порядок подъёма на перевал, распустили лавинные ленты и начали подъём. На склоне скопилось большое количество снега. Он хорошо удерживался большим количеством торчащих камней.

Фото 36. Около 10.00 подошли к перевальному взлёту и начали подъём.

При ходьбе ноги глубоко проваливались, попадали в щели между камнями. Нужно было проявлять осторожность, чтобы не вывихнуть сустав, не растянуть связки, не сломать ногу. Ступени в рыхлом снегу не выдерживали веса тела с рюкзаком и волокушей, осыпались. Приходилось подолгу барахтаться в снегу, чтобы найти опору и сделать следующий шаг. Но поступательного движения вперёд ничто не могло остановить. Когда поднялись на перевальное ложе, начался сильный снегопад. Снег падал огромными хлопьями и в совокупности с густым туманом висевшего на перевале облака ограничивал видимость до 50 метров. В 12.50 группа достигла перевального перегиба. Турик отсутствовал. Сделали несколько фотоснимков. Кроме наших фигур и белой мглы не было видно ничего. Кто-то пошутил, что эти фото можно выдавать за фото на Северном Полюсе.

Фото 37. В 12.50 группа достигла перевального перегиба. Турик отсутствовал.

Не было видно ничего, но в этом было что-то завораживающее. Хотелось побыть в этой сказке подольше. Однако впереди нас ждал большой переход. По плану сегодня мы должны были достичь озера Сейдозеро. Наибольшим желанием увидеть Сейдозеро горел Коля. Перед походом он прочёл и успел рассказать нам массу интригующих легенд об этом сакральном месте. И, конечно  же, очень хотелось, чтобы ночёвка прошла именно на этих легендарных берегах.

Учитывая нашу стеснённость во времени, задерживаться на перевале не стали, и в 13.10 подошли к спуску в долину реки Мурнуай. Под прикрытием камней с интервалом 100 метров без лыж спустились в заснеженный кулуар. Стали на лыжи и начали спуск вдоль реки.

Конечно, долина реки Мурнуай – не горнолыжная трасса: постоянно встречались какие-нибудь  препятствия. Время было обеденное, но все пространство продувалось довольно сильным ветром, а укрыться было негде. Решили дойти до укрытия. Дошли. Пообедали. Снова стали на лыжи, и тут в очередной раз нас поймал Подлип. Лыжи упирались, как осёл. С горки вниз скатиться невозможно было ни сантиметра. Приходилось идти, высоко поднимая ноги с лыжами.  Когда снега налипало килограммов 5-6, приходилось его счищать с лыж и идти дальше.

В 15.40 подошли к слиянию рек Мурнуай и Эльморайок. 8 марта 2010 года на этом месте в лавине погибли четверо туристов-лыжников из Бреста. Так случилось, что группа, в составе которой были и мы с Артёмом,  через два-три дня после того, как ребят извлекли из-под снега, спускалась по реке Мурнуай к Сейдозеру. Мы наткнулась на шурфы в языке лавины. В шурфах лежали покореженные лыжи, палки, рядом – сломанный лавинный щуп… Тогда мы уже знали об их гибели, но после увиденного часа два никто не проронил ни слова…

И вот, спустя 5 лет мы опять здесь. На месте гибели ребят теперь стоит незатейливый деревянный крест, у подножия которого лежат те самые их лыжи, палки, щуп…

Сняли шапки, постояли у креста, почтили память ребят...

Фото 38. Сняли шапки, постояли у креста, почтили память ребят...

Григорьевич (тогда, в 2010-м, он был у нас руководителем), провожая нас, просил  поклониться от него. От Григорьевича положили камень к подножию креста...

В 2010 году от слияния рек Мурнуай и Эльморайок к Сейдозеру мы шли по хорошо укатанной снегоходной дороге. Предполагалось, что сейчас мы пойдём по ней же. Каково же было разочарование, когда никакой дороги не оказалось!  Иногда попадались коротенькие отрезки просветов между деревьями и кустами, которые радостно воспринимались, как дорога, но через 50 метров они упирались в непролазные заросли. Встретили одинокую попутную лыжню, которая от безысходности нырнула в русло впадающей в Сейдозеро реки Эльморайок.  Петляя по извилинам русла, перебираясь со льда реки на берег и обратно, перелезая через камни  и выворотни, вылезая на высокий каменистый берег реки в надежде найти хоть какой-нибудь проход в зарослях и возвращаясь обратно, отбиваясь от подлипа, мы вместе с одинокой лыжнёй к сумеркам пробились к Сейдозеру.

Вначале мучила мысль, что мы просто не нашли дорогу. Потом стало понятно, что в 2010 году дорогу через заросли снегоходами пробили спасатели из Ревды, которые искали погибших в лавине. За прошедшие 5 лет, естественно, все следы этой дороги поглотила растительность.

Лагерь разбили прямо на берегу. Изрядно устали, но тот факт, что мы стоим на Сейдозере, тонизировал. Коля с воодушевлением продолжил излагать легенды об этих местах, о саамах. Оказалось,  по дороге он рассказал нам далеко не всё, что знал. Иногда у Коли прорывались опасения, что  завтра можем не найти Куйву, мол, такие случаи бывали. Мы успокаивали его, но никто не мог гарантировать, что завтра не навалится туман, не начнётся снегопад.

Спалось на берегу  Сейдозера замечательно.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 05.03.2015. Время на графике относительное.

06.03.2015.

день 12

Переменная облачность,

сильный ветер, подлип

подлип

ветер, подлип

озеро Сейдозеро – кордон заказника «Сейдявврь» – озеро Ловозеро – полуостров Длинный Наволок

22,45 км

+80 м
-80 м

8 часов 45 минут

Учитывая, что спали на берегу Сейдозера, дежурные поднялись в 7.00.

Вышли в 9.30. Наткнулись на лыжню, которая привела к промоинам во льды в месте впадения в озеро реки Эльмарайок. Тут же на скале ко всеобщему ликованию обнаружили и Куйву. Сделали памятные снимки. Лёд в этой части озера не внушал доверия. Вернулись к южному берегу, где ледовая обстановка была более благоприятной. Обнаружили следы снегохода, ведущие в восточном направлении. Дул сильный холодный попутный ветер. Картины на небе менялись очень быстро: от проглядывающего солнца до зловещих низких темных снеговых туч на полнеба.

Фото 39 . На скале ко всеобщему ликованию обнаружили  Куйву.

Озеро Сейдозеро из конца в конец перешли за 2 часа 30 минут, и в 13.15 возле кордона заказника «Сейдявврь» встретили егеря. Егерь оказался человеком гостеприимным, пригласил нас в избу, напоил чаем. В сомнительного вида книге зарегистрировал прохождение нашей группы. Из этой же книги узнали, когда прошла группа туристов-лыжников из Минска под руководством Михайлова.

Фото 40. Егерь оказался человеком гостеприимным, пригласил нас в избу, напоил чаем.

Из тёплой избы уходить не хотелось, но до конца маршрута было ещё далеко. В 14.00 сфотографировались на память с гостеприимным хозяином на фоне кордона и по снегоходной дороге выступили в сторону озера Ловозеро. Дорога была хорошо накатана. Через 40 минут, в 14.40, группа вышла на лёд  озера Ловозеро. Это была финишная прямая.  Оставалось по льду и прибрежной зоне дойти до села Ловозеро, где и заканчивалась активная часть похода.

Саша и Артём выглядели безупречно и бежали, как северные олени. Казалось, слово «усталость» им вообще неведомо. Как только кому-то требовалась помощь, они её оказывали играя. Вот и по льду Ловозера они гарцевали с двумя волокушами сразу. Это надо было видеть! А на привале - шутки-прибаутки-анекдоты. По этой части Коля тоже большой мастак, только он не анекдоты, а больше истории из своей же жизни рассказывал – уморил!

В село Ловозеро нужно было прийти пораньше, чтобы успеть попасть в музей саамов. Посещение музея входило в обязательную культурную программу похода. По этой причине шли, не расслабляясь, до наступления темноты. Это было нелегко, потому что подлип никуда не уходил. В 21.00 разбили лагерь в кустарнике в прибрежной зоне полуострова Длинный Наволок. Когда поставили палатки, начал падать лёгкий снежок. Снежинки ложились на тент палаток и тут же превращались в капельки…

Решили испытать газовый обогреватель с рефлектором («газовое солнышко»), который Артём весь поход проносил в рюкзаке, на предмет его пригодности для сушки спальных мешков и вещей. Получилось весьма неплохо.

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 06.03.2015. Время на графике относительное.

07.03.2015.

день 13

Ясно, температура воздуха минус 10ºС

Ясно, температура воздуха минус 2ºС

Облачно, температура воздуха минус 2ºС

полуостров Длинный Наволок – озеро Ловозеро – село Ловозеро

15,75 км

+52 м
- 58 м

6 часов 25 минут

Чтобы пораньше прийти в село Ловозеро, поднялись в 5.00, и не  поверили своему счастью: небо было чистым, на востоке насыщенным багровым цветом подсвечивалось восходящим солнцем. И, чего не было в походе ни разу, мороз 10 градусов. В группе эйфория. Это было просто счастье!

В 8.00 вышли. Стали на накатанную снегоходную дорогу и включили высшую передачу.

Фото 41. Стали на накатанную снегоходную дорогу и включили высшую передачу.

По морозцу лыжи катили замечательно, и  совершенно неожиданно для себя в 11.45 группа вышла на берег. До села Ловозеро оставалось 4 км. В 13.10 вышли в центр села. Все члены команды были здоровы, бодры, настроены поскорее заселиться в гостиницу и начать выполнение культурной программы. Активная часть похода успешно закончилась. Как всегда, это было совершенно неожиданно!

Фото 42. В 11.45 группа вышла на берег. До села Ловозеро оставалось 4 км.

В конце похода всегда испытываешь смешанные чувства. С одной стороны, все уже изрядно вымотались физически, и пора отдохнуть. С другой стороны присутствует чувство лёгкой грусти, ведь это уже никогда не повторится. Будут другие походы, иные места, другие люди, а об этом останутся только воспоминания, множащиеся со временем истории и легенды и, конечно же, друзья, парни, которые уже никогда не будут тебе чужими.

Фото  43. В 13.10 вышли в центр села Ловозеро.

Фото 44. В музее саамов

Ниже приведены трек и некоторые характеристики маршрута, пройденного группой 07.03.2015. Время на графике относительное.

В администрации села Ловозеро круглые сутки дежурит оперативный дежурный, который имеет связь с МЧС в Кировске и Ревде. Отметились у него, сообщили о благополучном завершении похода в Кировск. Однако сделать отметку в маршрутной книжке он не смог – у него нет печати. Дежурный рекомендовал обратиться к пожарникам, однако у них тоже нет ни печати, ни штампа. Почта была закрыта. Выручила девчонка-продавщица из магазина «Тундра». Она же научила меня, что правильно говорить «Ловозерский», а не «Ловозёрский».

Пока мы устраивались в единственную в Ловозере тесную-претесную частную гостиницу, музей саамов закрылся – в выходные дни он работает до 15.00. Это было очень обидно. Мы долго ходили вокруг музея, и вдруг заметили, как кто-то вошел через служебную дверь, затем в окне мелькнула чья-то тень. Подошли к окну, постучались.

Стучитесь, и вам откроют! Узнав, сколько нам пришлось пройти, чтобы попасть в их музей, нас впустили внутрь, и экскурсовод, саамка по национальности, провела с нами сверхурочную экскурсию.

Ещё одна достопримечательность села Ловозеро – общественная баня. Мы не ожидали за очень умеренную плату попасть в заведение такого высокого уровня! Рекомендуем!

Единственным общественным транспортным средством в Ловозере является автобус. Из Ловозера на автобусе можно уехать только в Ревду, а уже оттуда – в Оленегорск, где проходит железная дорога. Можно договориться с такси, что мы и сделали, поскольку расписание автобусов было для нас очень неудобным. Из Оленегорска через Санкт-Петербург поездом мы вернулись домой.

Фото 45. Из Оленегорска через Санкт-Петербург поездом мы вернулись домой.

Статистические характеристики похода

Полная длина активной части маршрута в проекции на горизонтальную плоскость составляет 165 км

Суммарная набранная за поход высота составляет 5311 м

Суммарная величина спуска за поход составляет 5 476 м

Расстояние, пройденное с набором высоты, составляет 79,5 км

Расстояние, пройденное с потерей высоты, составляет 79,2 км

Расстояние, пройденное по горизонтальной поверхности, составляет 21,8 км

*** Участники похода награждены серебряными медалями Чемпионата Беларуси по спортивному туризму среди лыжных туристских походов 2014-2015 годов. Поздравляем !