Виды туризма

24 февраля 2022
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Португалия
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: II
0 708 0

ОТЧЕТ

о спортивном велосипедном походе второй категории сложности

по побережью Атлантического океана

(Европейский Союз, Португальская Республика)

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

общая

активная часть

велосипедный

вторая

591,92

12

9

20.04-01.05.2017 г.


Маршрут похода:

 г. Минск – г. Варшава - г. Лиссабон – мыс Рока – Грот – крепость Пенише – эвкалиптовый лес – Paredes de Vitoria – Leirosa – Gafanha de Nazare -- г.Порту - г.Варшава - г. Минск

Спортивный велосипедный поход второй категории сложности по побережью Атлантического океана (Европейский Союз, Республика Португалия) был организован клубом спортивного ориентирования «Турлан».

Поход проходил в период с 20 апреля 2017 г. по 01 мая 2017 г.

Активная часть похода началась 21 апреля 2017 г. и закончилась 30 апреля 2017 г.

Протяжённость активной части маршрута составляет 591,92 км.

Cуммарный набор высоты за время похода составляет 6 125 метров

Cуммарный сброс высоты за время похода составляет 6 115 метров

Средняя скорость на маршруте 9,84 км/час

Нитка маршрута: аэропорт г Лиссабон – avenida de Berlim – башня Белем  – пляж Visto de Parco de Arcos – форт в Barro da Torre – форт в Sao Joao do Estoril – Marinna – форт Sao Jorge de Oitavos – пляж в Sintra – экологическая тропа - форт Пинчо  – селение Arneiro – родник в Biscaia – селение Azoia – мыс Рока — селение Ulgueira — пляж Грота — селение Azenhas do Mar — селение Fontanelas — селение Lugar de Baixo — селение Catribana — селение Assafora — город Ericeira — город Santa Cruz — Maceira - Ribamar - Atalaia — пляж Vale de Frades -- пляж Vale de Frades — полуостров Peniche — эвкалиптовый лес — Salir do Porto -- пляж Praia do Salgado --  город Nazare — Sao Pedro de Moel — Esrtada Atlantica — Mata Nacional do Urso — Praia do Osso do Baleia — Costa de Lavos — Figueira da Foz — Buarcos — обзорная площадка — Quiaios — Praia de Mira — Gafanha do Carmo — Porto de Aveiro — паром — Furadouro — Rua Florestal — Praia de Sao Pedro de Maceda — Esmoriz — Espinho — Avenida de Infante de Sagres — южные пригороды г.Порту — северные пригороды г.Порту — велоэкскурсия по г. Порту – аэропорт г.Порту

Состав группы:

п/п

Фамилия,  имя,

отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

1.

Мацукевич Леонид Владимирович

1959

 2Р Крым,

КМС по спортивному туризму

руководитель,

фотограф

2.

Мицкевич Дмитрий

1986

 2У Испания

штурман, ремонтник

3.

Сергеева
Александра Геннадьевна

1986

1У Беларусь

фотограф,

культорг

4.

Сенько Павел

1989

2Р Карелия

 

штурман,

ремонтник

5.

Парфёнова Ольга

1989

1У Беларусь

завхоз,медик

Краткая характеристика района похода

Португальская Республика, государство на западе Пиренейского п-ова. Столица – город Лиссабон. Площадь страны 88 500 кв. км.  Население 10 266 000 человек.  Язык – португальский. Из великой супердержавы XVI в., богатой и имеющей множество колоний, страна превратилась в государство на самых задворках Европы. Но Португалия сохранила оптимизм и сегодня переживает очередной переходный период.


На востоке и севере Португалия граничит с Испанией, а с востока и юга омывается водами Атлантического океана. Португалия — небольшая страна, она занимает шестую часть Пиренейского полуострова, всю его западную часть. В Португалии, испытывающей влияние Атлантического океана, климат умеренный средиземноморский. Южная и центральная части заняты Португальской низменностью, холмами и низкогорьями. На самом юге страны поверхность вновь повышается. Горы здесь имеют вулканическое происхождение, самая высокая вершина — гора Фоя (902 м.). Португалия расположена в активной сейсмической зоне. Землетрясения силой восемь баллов и более отмечаются в среднем раз в два года. В растительном покрове страны преобладают средиземноморские вечнозеленые леса и кустарники. На севере к ним примешиваются листопадные широколиственные леса. Сейчас леса сильно истреблены, чему в немалой степени способствовали пожары. Они являются печальной особенностью летнего сезона в Португалии. Среди государств южной Европы страна удерживает первое место по потере лесов на единицу занимаемой площади.


Климат Португалии целиком зависит от влияния Атлантики. Близость океана удерживает температуру ниже, чем на тех же широтах в Средиземноморье. Здесь погода более капризна, выпадает больше осадков. Климат меняется с изменением рельефа — от севера к югу и от востока к западу. Охлаждающее влияние оказывает холодное Канарское течение, проходящее с севера на юг вдоль западного побережья страны. Температура океанических вод в течение года меняется в небольших пределах: от 13–15 °C зимой до 17–18 °C летом. Побережье Атлантического океана низменное и слабо расчлененное, пляжи - песчаные. Длина береговой линии в Португалии составляет 563 км. В Португалии находится самая западная точка континентальной Европы – мыс Рока.


Маршрут похода проложен вдоль Атлантического побережья Португалии с юга на север с минимальным удалением от береговой линии. Первая половина маршрута проходит по гористой местности с перепадом высот до 300 метров. Вторая половина маршрута находится на Португальской низменности, с небольшим перепадом высот.  На этой территории существует сеть велодорожек и экологических троп, с которых открываются живописные виды на океан и прибрежные ландшафты.


Наибольший интерес с точки зрения велотуризма имеют экологические тропы, поскольку именно на них можно в полной мере насладиться ездой по пересеченной местности, почувствовать, насколько ты владеешь велосипедом, усовершенствовать свои навыки. На экологических тропах вас ожидают неожиданные препятствия, заросли экзотических растений и плечо товарища по команде, утраивающее твои силы и дающее ни с чем не сравнимое чувство команды, без которого поход воспринимался бы совсем по-другому. Конечно же, по экологическим тропам лучше катить налегке, но наш опыт показывает, что с рюкзаком килограммов 15-20 на багажнике это тоже вполне приемлемо.


Велодорожки можно рекомендовать менее подготовленным командам.


На протяжении всего маршрута в пределах дневного перехода всегда можно найти кемпинг. Разбивать лагерь на пляжах запрещено, как запрещено останавливаться  на частных территориях и вблизи них. Найти место для стоянки в гористой местности сложно, но возможно. На равнинной местности, по которой проходила заключительная часть маршрута, найти место для стоянки оказалось невозможно. Поэтому три последние ночи мы провели в кемпингах.


Португальцы очень демократичны. Три четверти из них в той или иной мере владеют английским языком, поэтому во время похода проблем в общении с местным населением не было.

Участники похода

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана          Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана          Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

           Парфёнова Ольга (Яло)                    Сергеева Александра (Санёк)                        Сенько Павел

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана          Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

         Мицкевич Дмитрий                      Мацукевич Леонид (Лявон)

Подъезд к началу активной части маршрута

1.     Автобус Минск-Варшава

2.     Самолёт Варшава – Лиссабон

Отъезд из конечной точки маршрута г.Порту:

1.     Самолёт Порту-Варшава

2.     Автобус Варшава-Минск

Точки аварийного схода с маршрута:

На протяжении всего маршрута выход к ближайшему населённому пункту с последующей эвакуацией автотранспортом, во второй части маршрута возможна эвакуация железнодорожным транспортом.

 

Обзорная карта региона, в котором проходил поход

Толстой линией указан маршрут активной части похода

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот за поход:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Суммарный набор высоты на маршруте — 6125 метров.

Суммарный сброс высоты на маршруте — 6115 метров.

Диапазон перепада высот — 287 метров

Прохождение маршрута

22.04.2017.

день 1

Ясно

Ясно

Ясно

аэропорт г Лиссабон – avenida de Berlim – океанариум – Santa Maria de Belem – башня Белем - Monumen-to Descobridores – пляж в Visto de Parco de Arcos – пляж Santo Amaro – форт Барра – пляж в Barro da Torre – форт в районе Sao Joao do Estoril – пригород Лиссабона Marinna

58,35 км

+ 610 м
- 702 м

12 часов 10 минут

Перепад высот 165 м

Карта с треком маршрута, пройденного за день:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана              

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Поход начался с наступлением 22 апреля 2017 года, когда около 1.00 в зале ожидания лиссабонского аэропорта Леонид, прилетевший сутками ранее, встретил прибывших рейсом из Варшавы Александру, Дмитрия, Ольгу и Павла. Дима и Паша катили перед собой тележки с двумя огромными картонными коробками каждый. В коробках были привезённые с собой велосипеды. По полученной из интернет-источников информации прокат велосипедов в Португалии стоил 20 евро в сутки. Качество техники, выдаваемой напрокат, давно всем известно. Поэтому, несмотря на то, что везти велосипеды с собой было хлопотно, это было оправдано со всех точек зрения.


Расположились за киосками в свободном от пассажиров углу аэропорта. Обставились коробками, начали собирать велосипеды, укладывать рюкзаки. Через два с половиной часа в углу стояли составленные в пирамиду велосипеды, а на полу за киосками расстелены коврики и спальные мешки. За всё это время к нам никто из служащих аэропорта не подошёл.


Спокойный сон группы также никто не потревожил, за исключением того, что, когда забрезжил рассвет, кто-то легонько потрогал спальник Леонида. Лявон приоткрыл заспанные глаза и увидел склонившегося над ним афроевропейца лет двадцати пяти.

-  Sir? Would you like tea, coffee, sandwiches? – спросил он у Лявона.

Лявон ещё находился в объятиях Морфея и не въехал в происходящее. 

-  Sir, Would you like tea, coffee, sandwiches? – повторил чёрный парень.

-  No, nothing! – ответил Лявон.

-  Thank you, Sir! – сказал навязчивый сервисмен и протянул для пожатия чёрную руку.

Поутру Лявон подумал, не было ли это первым лиссабонским сном, но Санёк бдила и подтвердила, что все было наяву.

А приятно, чёрт побери, когда к тебе обращаются «Sir»! Пусть даже при этом ты валяешься на коврике на полу аэропорта (поход-то бюджетный).

Проснулись около 7.30 по местному времени. Быстро собрались и покинули гостеприимный аэропорт. Началась активная часть похода.

План похода предусматривал посещение в Лиссабоне магазина Decathlon с целью приобретения газовых баллончиков для наших двух горелок, велопрогулку по исторической части Лиссабона и посещение нескольких разрекламированных точек общепита (без этого, по мнению некоторой части группы, говорить о том, что ты был в Лиссабоне, неуместно). Внеплановым был сбор урожая мандаринов у стен кафедрального собора.

Во всё время нахождения в Лиссабоне мы с огромным удовлетворением отмечали, насколько дружественно относится этот город к человеку на велосипеде. Весь город пронизан сетью велодорожек великолепного качества. Владельцы автомобилей при появлении велосипедиста с почтением уступают дорогу. Там, где нет возможности проложить велодорожку, на проезжей части выделена для велосипедов специальная полоса.

22 апреля 2017 года погода в Лиссабоне была солнечной, со стороны Атлантического океана дул прохладный ветерок. Город был заполнен туристами и готовился к празднованию очередной годовщины Апрельской революции 1972 года. Приближение этого знаменательного события ощущалось по многим приметам: на площади перед мэрией экспонировалась выставка плакатов с фотографиями апрельских событий 1972 года, всюду вывешены государственные флаги, растяжки.

В магазине Decathlon приобрели газ, посетили наиболее значимые достопримечательности города, в магазине торговой сети LIDL закупили продукты на ужин и завтрак, и во второй половине дня по велодорожке, идущей рядом с железной дорогой вдоль берега залива, покинули границы южной столицы Португалии. Цели детального изучения города мы перед собой не ставили, однако получили достаточно хорошее представление о нём.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 1. Цели детального изучения города мы перед собой не ставили, однако получили достаточно хорошее представление о нём.

Поскольку путь лежал вдоль берега залива, совершенно естественно, что вскоре мы оказались рядом с пляжем. Лазурные волны и золотисто-красный песок манили к себе с такой силой, что устоять было просто невозможно. Под благовидным предлогом принятия пищи мы свернули на пляж, и тут впервые почувствовали, что такое тащить по песку груженые велосипеды. До начала купального сезона, похоже, было ещё далеко. Немногочисленные посетители пляжа грелись на солнышке. В воду отважились залезть только три негритянки и Лявон с Пашкой. Вода бодрила в степени очень, но к этому времени уже ярко-бордовые руки и шеи с благодарностью воспринимали прохладу.


Стоял вопрос выбора места ночёвки: кемпинг либо лагерь в удобном для нас месте. Ставить палатки и ночевать на пляжах, равно как и на территории частных владений, в Португалии запрещено. Из разговора с португальцами мы поняли, что вообще стоянка вне специально отведенных мест властями не приветствуется. Но тогда наш поход вырождался бы в обычную покатушку, чего нам очень не хотелось. Поэтому, найдя на карте небольшой зелёный массив, мы устремились к нему. По дороге нам предстояло посетить ещё одну местную достопримечательность – грот «Око Дьявола». Грот находится уже на побережье океана. Говорят, что на закате через вход грота лучи солнца проникают внутрь. Дожидаться этого момента мы не стали, поскольку времени на отыскание места для лагеря оставалось уже немного.


Первый зелёный массив оказался практически весь в частных владениях. По карте присмотрели неподалёку ещё один, но и там вне частных владений оказался лишь небольшой участок, который не располагал к тому, чтобы становиться на ночлег. Решили вернуться к побережью, где и нашли подходящее место. Палатки установили на тропе, по которой к океану ходят рыбаки. Это место оказалось на выезде из пригорода Лиссабона Marinna, фактически, на самом краю мегаполиса.

           

23.04.2017.

день 2

Ясно

Ясно

Ясно

Пригород Лиссабона Marinna – форт Sao Jorge de Oitavos – пляж в Sintra – экологическая тропа - форт Пинчо  – селение Arneiro – родник в Biscaia – селение Azoia – мыс Рока — селение Ulgueira — пляж Грота — селение Azenhas do Mar — селение Fontanelas — селение Lugar de Baixo — ночёвка

42,59 км

+ 844 м
-808 м

10 часов 12 минут

Перепад высот 268 м


Ночь прошла спокойно. Поднялись около 6.30 по местному времени. В сотне метров волновался Атлантический океан. В полуметре от палаток начинался глубокий каньон длиной метров двести, уходивший в океан. Собрали палатки. Пока готовился завтрак, мюсли с йогуртом, можно было искупаться, пофотографировать ещё не привычные нашему глазу пейзажи, морских звёзд, экзотические растения. Выступили около 9.30. Поздновато, но для начала похода допустимо. Стояло субботнее утро, и на велодорожке было весьма оживлённо. Пока завтракали и собирали вещи, мимо нас по дороге в сторону Лиссабона проехало несколько групп велосипедистов. Их сопровождали полицейские на машинах и мотоциклах. По всей вероятности, проходил какой-то велопробег.

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана                 

Проехали форт, со времён средневековья охранявший морские рубежи Португалии, и через полчаса оказались рядом с необычайным по красоте пляжем. Конечно, мы двигались только полчаса, и сбивать темп очень не хотелось. Но это же был наш первый пляж на берегу Атлантического океана! Да, с океана дул весьма свежий ветер, и вода не обещала быть парным молоком. Да, в воде вошкались только начинающие сёрфингисты в гидрокостюмах. Но пропустить такой пляж?!.. Мы не могли себе это позволить! Не так часто посещаем атлантическое побережье!


Санечка осталась с велосипедами, а остальные, несмотря на студеность воды, бросились кувыркаться в волнах.


- Давай больше! Давай круче! –кричали мы океану. И океан присылал нам все более высокие и всё более крутые волны. Одна из них дотянулась и накрыла оставленный на берегу легендарный фотоаппарат Canon A-610, который верой и правдой лет пятнадцать снимал в лыжных походах за полярным кругом, на пяти-семитысячниках, в водных и вело походах… Так в самом начале похода мы остались с одним фотоаппаратом.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 2.  Мыс Рока у нас за спиной

С описанного пляжа была видна одна из знаковых точек нашего похода – мыс Рока, самая западная точка континентальной Европы, край земли.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 3.  Мы не искали лёгких путей, и проложили свой маршрут по экологической тропе.

По прямой до мыса Рока было всего 14 км, разве это расстояние для велосипеда? Конечно, можно было быстро достичь его, поехав по гладкому асфальту. Но мы не искали лёгких путей, и проложили свой маршрут по дикой экологической тропе, по которой комфортно идти с лёгким рюкзачком или легкоходом на велосипеде.  Пиренеи – горы небольшой высоты, но таскать вверх-вниз по каменистым и глинистым тропам тяжело груженые велосипеды – занятие не для слабых. Солнце жарило не по-белорусски, но перегреву организмов препятствовал свежий ветер с океана. Бирюза прибрежных вод c высоты обрывистого берега завораживала. Мы вошли в заросли рододендронов, сплошным ковром покрывающих окрестные склоны. В горных походах не раз приходилось продираться сквозь заросли рододендронов, не раз приходилось слышать об их красоте в пору цветения, но попали мы в эту пору впервые. Зелёный ковёр, сплошь покрытый цветами сказочной красоты, не оставил равнодушным даже самого далёкого от эстетики в группе. Пришлось остановиться на фотосессию, заодно и передохнули. Продолжив подъём, попали в заросли кактусов выше человеческого роста. Такие любят показывать в ковбойских фильмах и сюжетах о Мексике. Для среднестатистического белоруса – тоже экзотика.


Далее выехали на трассу, где группы велосипедистов сменились лихими байкерами, норовившими то и дело проехать прямо перед тобой на одном колесе. Подъем по асфальтированному серпантину был незначительный, но очень затяжной. Может быть, мы прибыли в такой день, может быть, это обычное явление, но на этом участке дороги мимо нас с бешеным рёвом, не сбрасывая скорости на поворотах, в обоих направлениях беспрерывно проносились мотоциклы. Потом с рёвом сирен проехала карета скорой помощи, и байкеры куда-то пропали.


В группе заканчивалась вода, а на карте километрах в полутора от нашего трека был обозначен источник. Девчонок оставили отдыхать, а сами в пешем строю, прихватив пустую тару, отправились к источнику. Источник представляет из себя три ванны, защищенные двумя стенами со стороны склона.  Дата 1917 на стене внушала уважение. По замыслу основателей этого источника вода вначале заполняла первую ванну. После заполнения первой вода переливалась во вторую ванну, а после заполнения второй – в третью. Увы, по прошествии ровно века вода в источнике иссякла и лилась настолько тонкой струйкой, что, набрав за десять минут всего полтора литра, решили больше не ждать.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 4. Такое любят показывать в ковбойских фильмах и сюжетах о Мексике

 Перед полуднем мы прибыли на мыс РокаПомимо красоты открывающейся панорамы это место обладает какой-то своей мощной энергетикой. Реально чувствуешь, что находишься на краю земли. Одновременно ощущаешь, что и Америка тоже рядом, чуть дальше того места, где сливаются небо и океан. Очень хотелось приветственно помахать Америке рукой. За нами не заржавело:

 -  Hello, America!

Конечно же, была проведена обширная фотосессия (когда ещё в следующий раз будем на краю земли!). У подножия креста, венчающего мыс, акапелла спели:

Опять скрипит потёртое седло,

И ветер холодит былую рану.

Куда Вас, сударь, к чёрту занесло?

Неужто Вам покой не по карману?

…………………………………………

Мы приехали в очень красивое время - весной. Весь мыс был покрыт ковром из цветов. Возможно, это местный жуткий сорняк, каким у нас является одуванчик. Мы не стали этого выяснять, мы наслаждались красотами, и даже пообедали, расположившись на этом дивном ковре.

Но время не давало расслабиться. Продвижение по горным тропам было не очень быстрым. Такими темпами мы могли не успеть в Порту к отлёту самолёта.

              

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 5. CABO DA ROCA – Мыс Рока           

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 6. Мы прикатили на Мыс Рока в очень красивое время!

Оказалось, что поход вдоль побережья океана – это переезды с одного пляжа на другой. И расстояние между пляжами кто-то выверил таким образом, что оно всегда равно одному переходу группы велосипедистов. Как раз к этому моменту возникает необходимость смыть пот, сделать передышку, бросить что-нибудь в топку. Тащить по песку пляжа велосипед с рюкзаком на багажнике – то ещё занятие! Даже сотня метров – непростое испытание! Это значит, что ломаная трека снова привела нас на пляж, пляж, на котором есть красивый грот и который называется «пляж Грота». Купалась не вся группа, но сильный ветер нёс столько брызг, что переодеваться пришлось всем, кто близко подошёл к полосе прибоя.


Отсчёт высоты принято вести от уровня Балтийского моря. Но поскольку оно было далековато, мы вели отсчёт от высоты Атлантического океана. И если мы спускались к пляжу, значит неизбежно тут же должны были набирать метров 150-200 высоты, чтобы продолжить маршрут. То, что мы не ехали по гладким асфальтированным велодорожкам, а тащили велосипеды или ехали по каменистым или глинистым тропам по самому краю обрывистого берега Атлантики многократно усиливало ощущения и впечатления, не позволяло расслабиться, не превращало поход в монотонное тупое кручение педалей.  И если Лиссабон - не самый чистый и ухоженный из известных нам городов (во всяком случае, в этом отношении до Минска ему ещё далеко), то прибрежные курортные и сельскохозяйственные посёлки – эталон чистоты, ухоженности и шарма. Их сверкающие безукоризненной белизной заборы и стены зданий, красные черепичные крыши, мелкая тщательно подметенная брусчатка лабиринтов улочек, неспешность крайне редко встречающихся обитателей вызывают умиление и восторг. Каждый дом, каждый забор, каждый квартал имеют свою душу, свой характер, который творили не одно поколение португальцев. Ощущение этой рукотворности и неповторимости завораживает. Можно было бы часами любоваться этими селениями! К сожалению, мы не располагали необходимым для этого временем, поэтому, проезжая очередной из многочисленных посёлков, восторженно вращали головами, стараясь запечатлеть всё увиденное в памяти.

 

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 7. На пляже Грота купались не все, но все прочувствовали, чего стоит протащить груженый велосипед 150 метров по песку

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 8. В очередной раз пришлось продемонстрировать слаженные командные действия.

На подходе к городу Praia das Macas для спуска на уровень впадающей в океан реки Ribeira de Colares пришлось в очередной раз продемонстрировать слаженные командные действия, поскольку тропа имела приличную крутизну, в нескольких местах размыта мощным ливневым потоком и не предполагала прохождения велосипедистов-дальнобоев. Наградой была возможность в достаточно тёплой пресной воде вымыть из волос песок, набившийся туда, когда крутые океанские волны кувыркали белорусского велотуриста в прибрежной полосе предыдущего пляжа, почистить зубы.


При подготовке маршрута похода была проведена большая работа. В том числе учитывался опыт наших предшественников, выложивших в интернет свои треки. Предполагалось, что если кто-то перед нами проехал на велосипеде по данной местности, то нам-то уж точно преград там не будет. Однако, жизнь время от времени заставляла нас усомниться, не были ли эти герои, выложившие треки, мифическими. И уж если они существовали на самом деле, то вряд ли они ходили по этим трекам груженые такими как у нас рюкзаками.  Подтверждением тому оказался наш следующий участок пути. Поначалу всё шло гладко. Мы немного проехали вглубь континента (если так можно сказать об отклонении от побережья на 5 км). В скором времени асфальтированная дорога перешла в гравийную, какими изобилует наша Витебская область. Мы оказались рядом с аэродромом сельскохозяйственной авиации, свернули на просёлочную дорогу, которая быстро превратилась в тропу, прекратившую своё существование перед зарослями крапивы и ещё какой-то травы высотой почти до пояса. Дима, исполнявший обязанности штурмана в эту непростую минуту, в шортах уверенно ступил в эти заросли и, как Данко, повёл группу вперёд. Разумеется, о том, чтобы ехать не было и речи! Даже тащить груженые велосипеды через эти кущи было непросто. Но Дима в шортах уверенно вёл через тернии (почему-то вся трава в Португалии жутко колючая), и метров через пятьсот-семьсот вывел на тропинку, по крутому склону сбегавшую к заросшему кустарником ручью. Время обязывало искать место для ночлега, и ничего лучшего в обозримом будущем не намечалось. Возле ручья выполаживалось, и на этой площадке комфортно расположились две палатки. Пока готовили ужин, закупленный по дороге в очередном магазине сети LIDL, девчонки сбегали к ручью искупаться. Вернулись возбужденные и рассказали, что рядом с бродом через ручей к дереву цепью, какой у нас в деревнях навязывают собак, прикручено что-то вроде видеокамеры. Местность выглядела очень малообитаемой, поэтому наличие видеокамеры было более чем странным. Мы посмеялись, что купание девчонок online транслировалось по одному из местных телеканалов. Ужинали уже в темноте. Наше внимание привлекло непонятное явление. Вначале в не столь удалённых от нас кустах появились светящиеся точки, которые можно было бы принять за глаза животных. Но глаза животных только отражают падающий на них свет, а мы в ту сторону фонариками не светили. Потом светящиеся точки начали выписывать в воздухе крутые пируэты с резкими поворотами и начали приближаться. Оказалось, это летающие светлячки. Были это мотыльки или жуки установить не удалось, потому что ловить их никто не стал. Но с удовольствием полюбовались необычным для нас зрелищем, и спокойно легли спать.

24.04.2017.

день 3

Облачно

Ясно

Облачно

место ночёвки — селение Catribana — селение Assafora — город Ericeira — город Santa Cruz — Maceira - Ribamar - Atalaia — Пляж Vale de Frades

65,26 км

+ 898 м
-963 м

11 часов 05 минут

Перепад высот 125 м 


Ночь была тёплой. Поднялись около 7.00. Позавтракав традиционными уже мюсли с йогуртом, быстро собрались, форсировали ручей и начали отсчёт километров нового дня. Переходя ручей, Санечек с Пашей заметили, что камеры на дереве уже нет. Видимо, наше соседство хозяину камеры показалось не совсем комфортным. Мы, конечно же, вечером затронули вопрос демонтажа камеры собственными силами, но это всё было в шутку. Более того, обсуждение шло на русском языке, которым хозяин камеры вряд ли владеет.


Небо закрывала достаточно густая низкая облачность, которую не пробивали солнечные лучи. Очень не хотелось, чтобы погода портилась. Нет ничего гнуснее езды на велосипеде под дождём по раскисшей красной глине! Видимо, в небесной канцелярии прочувствовали, что из промозглого Минска через столь же промозглую Варшаву мы четыре с половиной часа летели не для этого, и около 8.30 начали потихоньку раздвигать облачность. Примерно по такому же сценарию погода вела себя в течение всего времени нашего пребывания в Португалии.


Начальный этап – выход из поймы ручья - получился довольно крутым и потребовал немалых усилий. Лявон и Оля тащили велосипеды с полной нагрузкой, остальные решили подъём осуществлять в два этапа: сначала рюкзаки, а второй ходкой – велосипеды. Всё это заняло минут сорок. Зато, когда поднялись на господствующую над местностью высоту, открылась панорама, потребовавшая ещё пятнадцати минут на фотосессию.


Увы, за взлётами неизбежны падения! Сразу же после подъёма дорога резко спускалась к деревне. В португальской деревне запахи такие же, как в белорусской, и точно так же по полю взад-вперед ездит трактор, разбрасывающий удобрения, и у португальских крестьян такие же дублёные солнцем и ветром руки и лица, только более бронзовые. Разница в размере полей. Наши калгасныя палеткі другой раз трудно окинуть взором, а португальцы трудятся на лоскутках. И поливать им приходится всё и везде. В каждой картофельной борозде у них лежит шланг для капельного полива.


Но это всё попутные наблюдения. Наша главная задача – прохождение маршрута. Мы опять выкатили на побережье. Каждый раз при встрече океан поражал бирюзой своих вод, манил золотистым песком пляжей. Мы двигались с юга на север. В течение всего похода со стороны океана дул довольно сильный северо-западный ветер. Для нас этот ветер был боковым встречным. Поскольку океан ещё не прогрелся, то и ветер был весьма прохладным. Во всяком случае, до полудня особого желания снять теплую одежду не было. Когда начинали раздеваться, солнце было слева-сзади и к вечеру заходило с левой относительно хода нашего движения стороны. По этой причине румяниться и покрываться аппетитной корочкой кожа начинала на левой стороне наших организмов. Девчонки и Дима наносили на кожу какие-то кремы от загара с фактором 30, Паша прятался в одежды. Лявон верил в совершенство своего организма и его способность противостоять португальскому солнцу без посторонней помоши.

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 9.  Выход из поймы ручья оказался довольно крутым

Мы не любим ездить по асфальту, поэтому трек опять пролегал по тропам, по раздолбанным грунтовым дорогам вдоль самого берега океана, который постоянно занимал левую половину (или почти половину) поля зрения.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 11.  Мы не любим ездить по асфальту.

Не будем врать: это не значит, что мы всё время любовались океаном. При езде по таким дорогам не часто поднимаешь взгляд. Постоянно приходится лавировать, объезжать препятствия, периодически слезать и тащить велосипед в руках. Но это вносит в движение разнообразие, избавляет от монотонности. В районе полудня подъехали к очередному форту. Теперь эти форты не имеют военного значения и выступают в качестве исторических памятников. Подробное ознакомление с достопримечательностями не входило в программу нашего похода. Форт был удостоен лишь осмотра с господствующей высоты.


В южной части Португалии высокие обрывистые берега океана образованы скальными породами. Дальше на север идут глинистые берега, испещренные трещинами, по которым откалываются огромные глыбы, падающие в океан. По самому краю берега в таких местах перемещаться небезопасно. К обеду мы оказались именно на таком берегу.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 12.  Дальше на север идут глинистые берега, испещренные трещинами.


Расположившись на самом солнцепёке, разложили свою нехитрую снедь. Наш обед традиционно состоял из сладчайших апельсинов, варено-запеченной грудинки в вакуумной упаковке, помидоров, сыра, хлеба и вкусненького печенья. В первый раз на обед мы купили колбаски, но они оказались настолько солёными, невкусными и не содержащими мяса, что повторять этот опыт мы не хотели и отдавали предпочтение проверенным продуктам. Крупные магазины на всём протяжении нашего маршрута попадались довольно редко. Даже в Лиссабоне и Порту их очень мало по нашим меркам. В мелких кафе и магазинчиках всё стоит гораздо дороже. По этой причине закупку производили раз в сутки. Для того, чтобы возить минимальное количество продуктов, старались подгадать так, чтобы закупаться перед ужином.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 10. Каждый раз при встрече океан поражал бирюзой своих вод, манил пляжами.

Практически во всех населённых пунктах в южной части Португалии на улицах установлены источники питьевой воды. Вода бесплатная и отличного качества.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 13. Источник питьевой воды.

Причём все источники сделаны с любовью и имеют очень эстетичный вид. Чувствуется, что люди знают цену воде. Это очень здорово выручало. Питьевую воду мы покупали несколько раз во второй половине маршрута.


На подступах к курортному городку Санта Круз кривая трека вновь вывела нас на пляж и хотела вести дальше километра 2-3 по песку пляжа.  Потом, на других пляжах мы увидели, что на песок укладывают дощатые трапы, по которым ходят и ездят на велосипедах. Осенью и зимой здесь бывают волны высотой до 30 метров, которые смывают с пляжа всё, поэтому трапы убрали. К курортному сезону их уложат опять. Но когда это будет! А нам надо ехать сейчас. Тащить груженые велосипеды 2-3 километра по песку нас не прельщало. Надо было искать обходные пути. Мы обсуждали план дальнейших действий, когда к нам подъехал велосипедист-легкоход и по-английски спросил, какие у нас проблемы. Мы объяснили. Он сказал, что объезд здесь не очень простой, но он знает здесь все дороги в радиусе 50 километров и может сопроводить нас. Мы с благодарностью приняли предложение. Разворачиваясь, чтобы вести нас, он спросил:

    - Where are you from?

    - Belarus.

    - Беларус? А я тут с вами по-английски разговариваю!

Оказалось, что Алексей – россиянин. Он приобрёл дом в прибрежной деревушке, и периодически прилетает сюда отдохнуть. Когда мы проезжали эту деревушку, он шёл за хлебом. Наша кавалькада заинтересовала его, и он поехал следом (судя по всему, жизнь в португальской провинции не балует разнообразием событий, если проезд группы дальнобоев может вызвать интерес). Алексей сопровождал нас на протяжении последующих 25 км. Он провёл нас по полевым дорогам, закатанным в новенький асфальт. По словам Алексея, Евросоюз выделил Португалии деньги на модернизацию сети дорог, и они теперь катают в асфальт всё подряд, даже просёлки. Мы проехали по сельскохозяйственным угодьям, по очень красивому ущелью, в котором большой отрезок бывшей автомобильной магистрали превратили в велодорожку. Алексей с удовольствием отвечал на накопившиеся у нас вопросы. Расстались мы возле санатория, в котором врачуют грязями и местной минеральной водой. По данным Диминого навигатора здесь же в свободном доступе находился источник минеральной воды. Источник нашли, но вот в степени минерализации его возникли большие сомнения: на вкус она была неуловима.


День клонился к закату, нужно было подыскать подходящее место для лагеря.  В горах это не очень простое дело. Выехали на побережье. С океана дул сильный прохладный ветер, и было не очень уютно. Но нам повезло. На высоком берегу нашли ровную площадку, защищенную зарослями кустарника от ветра со стороны океана и от посторонних глаз со стороны дороги.


Решили поставить кулинарный эксперимент: сварить макароны в чистой океанской воде. А что? Когда ещё попадём на океан? Сварили, сполоснули пресной водой. Добавили две большие банки рыбных консервов из тунца по 3,5 евро за банку, и получился шикарный ужин. 


В очередной раз мечтали увидеть, как солнце уходит за океан, в Америку. Уселись на причудливо вылизанном океанскими ветрами песчанике и стали ждать. Всё напрасно -  помешала облачность, как всегда под вечер затянувшая горизонт.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 14. В очередной раз мечтали увидеть, как солнце уходит за океан, в Америку.

25.04.2017.

день 4

Облачно

Ясно

Облачно

пляж Vale de Frades — полуостров Peniche — эвкалиптовый лес — Salir do Porto пляж Praia do Salgado

73,16 км

+ 917 м
-938 м

11 часов 45 минут

Перепад высот 166 м

Утро выдалось не из приветливых. Сильный ветер традиционно встречного направления гнал по небу достаточно низкую облачность. Куртки, одетые с самого утра, снимать не хотелось. Выехали на асфальтированную дорогу, петлявшую рядом с изрезанным обрывистым океанским берегом и устремились к полуострову Пенише, на котором находится одноименная крепостьГородок встретил нас маяком на береговой линии и густым запахом несвежей рыбы, из чего мы сделали заключение, что рядом находится либо рыбный порт, либо предприятие по переработке рыбы.  Крепость хорошо сохранилась и внушает своими размерами. Мы объехали сухопутную часть периметра. Морская (океанская) часть периметра выглядит совершенно неприступной. Александра Геннадьевна и Дима сняли на фото и видео как все возможные общие планы, так и отдельные детали архитектуры крепости. Но мощь неприступных стен меркла на фоне сгрудившихся в невообразимом беспорядке на соседнем склоне красных черепичных крыш, слепящих белизной стен домов и двориков. В такие моменты я жалею, что не наделён даром художника или поэта. Но даже в отсутствие этого дара в душе рождаются возвышенные чувства, заставившие наших далёких предков сделать первый наскальный рисунок и издать первый восторженный клич. Этот клич прозвучал, но означал он ещё и то, что как-то подзадержались мы на крепости. Пора давить на педаль.

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Любуясь вымощенными мелкой брусчаткой узкими улочками, цветниками на балкончиках, клумбами, панно из глазурованной плитки на стенах домов, проехали город насквозь. Дорога запетляла вдоль обрывистого берега. Вскоре обнаружили, что с нами нет Димы и Санечки. Остановились подождать. Ожидание затягивалось. Если бы отсутствовала только Санечка, можно было бы предположить, что этот «паровозик из Ромашково» опять нюхает какой-нибудь цветочек, чтобы не опоздать на всю весну. Отсутствие Димы наводило на мысль о поломке или травме. Разворачиваемся, едем навстречу. А вот и они, просто сияющие от счастья:


- Как вы могли проехать мимо такой красоты?! Там в океане камни!!! Таки-и-е камни!


Что им скажешь? Они увидели красоту там, где мы не смогли. Человек имеет право на положительную эмоцию. Ради этого мы сюда и приехали. А спортивную часть мы наверстаем. Эмоция прибавляет сил!

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 15. Сгрудившиеся в невообразимом беспорядке красные черепичные крыши, слепящие белизной стены домов и двориков, оказывают гораздо большее эмоциональное воздействие, чем мощь неприступных крепостных стен.

Мы никогда не бывали в эвкалиптовом лесу. Нет, эвкалиптов мы уже насмотрелись. В Португалии они растут на каждом шагу. Аромат эвкалипта – это запах Португалии. (На презентации похода друзьям мы специально раздавили плодовую коробочку эвкалипта, чтобы в комнате воссоздать ароматический дух похода). Однако целый лес эвкалиптов – это совсем другое дело.


Чтобы попасть в эвкалиптовый лес, нужно было слегка отклониться от побережья океана. Из курортных посёлков мы сразу же попали в сельскую местность. Пыльная с песочком средней глубины грунтовая дорога, небольшие распаханные поля, ограждённые, как и у нас, столбиками с натянутой проволокой, какая была под рукой. На полях никого. Вероятно, наступил час сиесты. Во всяком случае, полуденное солнце жгло без пощады. В наших планах было доехать до эвкалиптового леса и устроить там обеденный привал. Жизнь скорректировала планы, сказав «дзынь!» спицей заднего колеса диминого велика. Пришлось под замечательной португальской сосной совмещать обед с ремонтными работами. Ремнабор был укомплектован со знанием дела, мастерства и опыта тоже хватало. Пока девчонки делили (поровну!) стандартный обеденный набор, Дима с Лявоном поменяли спицу. Можно было бы тоже устроить сиесту под этой же сосной, но труба звала в эвкалиптовый лес, который, как оказалось, находился в получасе езды.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 16.  Какой велопоход без ремонта?

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 17.  Португальский эвкалиптовый лес. Очень пожароопасно!

Оказалось, что эвкалиптовый лес – это не лесной массив, выросший в естественных условиях сам по себе, а эвкалиптовая плантация, высаженная рядами в пыльную сухую глинистую почву. Это вызвало некоторое разочарование, поскольку следы плуга, регулярная структура посадок и вездесущая пыль диссонировали с теми картинами, которые априори рисовало воображение. Однако пришлось мириться с суровой действительностью и воспринимать жизнь такой, какая она есть. Было большое желание найти семена эвкалипта, но все коробочки, которые попадались до сих пор, были пусты. В лесу же мы практически сразу на молодом деревце, которое можно было согнуть, нашли запечатанные коробочки с семенами. Более того, нам попалось дерево, которое цвело. Это был уникальный случай. Больше до конца похода мы не видели ни одного цветущего эвкалипта. Конечно же, было сорвано некоторое количество листьев для того, чтобы приготовить ароматическое средство для бани по прибытии на родину.


Эвкалипт не является аборигеном. В Европу он был привезен из Австралии, но очень хорошо прижился в Португалии и потихоньку теснит местные виды деревьев. К тому же он даёт очень быстрый прирост древесины, поэтому его выгодно культивировать как сырьё для целлюлозно-бумажной промышленности.  Мы неоднократно наблюдали, как из пня спиленного эвкалипта растут 4-5 новых полноценных стволов.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 18.  Дорога в эвкалиптовом лесу

Дороги и тропы, по которым мы продвигались в эвкалиптовом лесу, ни с чем из белорусской действительности сравнить нельзя. Они безобразнейшим образом разбиты колёсами техники. Колеи от лесовозов «Урал», которые можно увидеть в наших лесах – детский лепет. Трудно представить, что за механизм их роет. Вдобавок на склонах (а весь лес расположен на очень холмистой местности) не раз пришлось преодолевать последствия водной эрозии почвы – глубокие извилистые русла ливневых ручьёв (благо, перед нашим появлением дождей не было, и мы передвигались по окаменевшей глинистой почве). Здесь опять очень пригодилась слаженная командная работа.  И всё это тонуло в аромате источаемых лесом эфирных масел!


На одном из спусков Санечка влетела в песок и не смогла удержать груженый велосипед.  Отделалась ссадиной на колене. Пока Паша оказывал ей медицинскую помощь, Яло с Лявоном фоткались в придорожных зарослях мака. После того, как пострадавшая также изъявила желание запечатлеться в маках, мы поняли – будет жить!

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 19.  Яла и Санёк в придорожных маках

Оказалось, что придорожные маки – это прелюдия. Минут через 15 мы подъехали к райскому саду. Только в раю могут расти такие апельсины! Португальским апельсинам я готов посвятить оду! Таких апельсинов я не ел нигде! Они настолько свежи и нежны, что к моменту окончания чистки с локтей капает сок. Мы приноровились делать апельсинные перекусы, и они в течение всего похода очень помогали нам дожить до обеда и до ужина. Стоят португальские апельсины 0,75 евро, и их можно приобрести в любом магазине. А тут – неограждённый целый апельсиновый сад, деревья в котором, как новогодняя ёлка игрушками, увешаны яркими оранжевыми шариками. Из подсознания на поверхность мгновенно явился стереотип поведения рядом с заброшенным колхозным садом – быстренько напихать за пазуху и рвать когти. Чуть что – это не мы!  Но мы представляли свой народ в цивилизованной стране! Поэтому решено было сделать памятное фото, после   чего подъехать к виднеющейся в полукилометре ферме и совершенно легально купить апельсинов у хозяев. Пока проходила фотосессия, неосторожным движением с ветки были сбиты два апельсина. Не пропадать же им, решила Яло, и из сострадания положила в рюкзак.


Подъехав к ферме, остановились. В окошке дома появилась пожилая сеньора. На переговоры отправили Лявона. Предыдущий опыт показал, что португальцы хорошо говорят по-английски. Как минимум три из четырёх без проблем понимали нас. Сеньора оказалась четвёртой. Когда Лявон понял, что английский здесь неуместен, он применил весь имевшийся на вооружении арсенал: от языка жестов, изображающих апельсиновое дерево и висящие на нём плоды, до «шьёрт побьеры». Всё было тщетно! Бабуля смотрела немигающим взглядом голубых глаз и ничего не понимала. Команда со смеху угорала и ложилась в дорожную пыль! Это был первый в жизни позорный случай, когда Лявон не смог договориться. Извинившись за беспокойство, он присоединился к хохочущим друзьям, вместе с которыми, отъехав с километр, продегустировали прихваченные Олей фрукты. Апельсины оказались выше всех похвал. Жаль, что не удалось договориться!


Эвкалиптовый лес продолжался. Он защищал от ветра, который, разогнавшись на океанских просторах, господствует на побережье. А португальское солнце 25 апреля даст 100 очков форы белорусскому 22 июня. Пришлось попотеть, втаскивая в очередной раз велосипеды на горку. Тем приятнее была встреча с источником питьевой воды. Рядом с таким источником испытываешь чувство глубокой благодарности и уважения к живущим здесь людям. Кто, как не они, знают истинную цену воде. И нигде за всё путешествие мы не видели следов вандализма…

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 20. Как по живой карте выбирали место, которое приютит нас сегодня.

А время подсказывало, что надо своевременно заботиться о ночлеге. Направили свои колёса в сторону побережья, и через два с половиной часа, стоя на господствующей высоте и созерцая побережье лежащего перед нами океана, как по живой карте выбирали, какое место приютит нас сегодня. Найти ровную площадку под палатки в горах не так просто. Пришлось сбросить высоту почти до уровня Атлантического океана. После получаса поисков нашли шикарное место. Пока разбивали лагерь, отпустили девчонок посмотреть-таки, как солнце уходит в Америку. Увы, океан был неспокоен, а на горизонте уже традиционно облака сливались с водой. Закат в океан опять не состоялся!  

26.04.2017.

день 5

Облачно

Ясно

Облачно

пляж Praia do Salgado — город Nazare — Sao Pedro de Moel — Esrtada Atlantica — Mata Nacional do Urso — Praia do Osso do Baleia — Costa de Lavos — Figueira da Foz — Buarcos — ночёвка у маяка.

105,78 км

+ 980 м
-883 м

12 часов 10 минут

Перепад высот 144 м

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

В соответствии с устоявшимся режимом проснулись в 7.00. Позавтракали и оседлали своих коней. В 8.30 ходовой день начался с завоевания оставленных вчера высот: от уровня океана предстояло по тропам подняться к идущей вверху дороге. Это, как правило, не самые лёгкие, но самые интересные участки маршрута. Тропы очень живописны, изобилуют массой препятствий самого разного толка: колючие растения, каменные осыпи,  резкие повороты, крутые сбросы. То и дело приходится спешиваться, тащить велосипед в руках, помогать друзьям.  На таком участке просыпаешься уже через две минуты.


Есть, конечно, разные мнения на этот счёт. Некоторые считают, что велосипед предназначен для езды, и нечего таскать его в руках, сбивая педалями ноги. Велосипедист должен ездить верхом на велосипеде, а не наоборот! Есть и другая крайность - любители  экстрима, для которых чем хуже, тем лучше. И надо же, чтобы в нашей группе собралось почти фифти-фифти и тех, и других! В одну повозку впрячь не можно  коня и трепетную лань, сказал классик. А что делать, если и кони, и лани уже в впряжены в эту повозку? – Приходится искать компромиссы! Первые дня три компромиссы достигались непросто, и даже чуть не сломалось пару копий. В итоге коням пришлось стать трепетнее, ланям – конистее. Что делать?! Вся наша жизнь – череда жертв и компромиссов!


Поднялись наверх и мимо ветряных генераторов электроэнергии выехали на велодорожку, идущую рядом с шоссе. Это были первые с начала нашего похода ветряные генераторы электроэнергии. Странно, что при наличии таких ветров всё побережье не покрыто частоколом из них.


Велодорожка вместе с шоссе то взмывала вверх, заставляя включать пониженную и напрягать ноги, то давала возможность восхититься скоростным спуском. По шоссе изредка проезжали отдельные автомобили, выхлопы которых сдувались океанским ветром в противоположную от велодорожки сторону. Можно было наслаждаться просоленным океанским воздухом, шуршанием собственных шин, бормотать под нос «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер» и предаваться размышлениям над тем, почему он почти всё время дует навстречу. Ребята начали озвучивать мысль о том, что на велосипедах в этом районе гораздо выгоднее путешествовать в противоположном направлении, с севера на юг.


До полудня не возникало никакого желания снимать тёплые вещи даже при наличии солнца. По мере нашего продвижения на север всё больше становилось белых гребешков на волнах португальских пляжей. Теперь уже не на каждом пляже останавливались искупаться, и всё меньше желающих совершить этот героический поступок оставалось в наших рядах.


По мере продвижения на север в городках всё реже стали попадаться в свободном доступе источники питьевой воды, и не в каждом селении можно было купить её. В курортный городок Marinha Grande въехали около 11.00 с пустыми бутылками. А во рту уже начинало подсыхать. Проезжая мимо не то местного рыночка, не то прачечной, увидели, как две дамы обильно поливают из шлангов мраморные столы и половую плитку под навесом. Пить захотелось ещё больше. Мы уже проскочили, но Жажда развернула нас. По-английски дамы не разговаривали. Нужно было выяснить два вопроса: питьевая ли вода, и можно ли наполнить ею наши бутылки. Благодаря языку жестов и хорошей практике игры в крокодила на оба вопроса были получены положительные ответы. Бутылки были наполнены, жажда утолена. Единственным нюансом был лёгкий привкус у воды. Мнения разошлись. Одним показалось, что это привкус йода, другим – хлора.


В 12.00 мы подъехали к гигантскому цветущему кусту мимозы. Будь у нас этот куст в Минске 8 марта, мы могли бы всю оставшуюся часть жизни не работать! Увы, мы были в Португалии, где не знают, что 8 марта нужно поломать и продать всю мимозу, поэтому куст, цел и невредим, благоухал и радовал путников своим великолепием. Мы не смогли проехать мимо! Оказалось, что мы тоже очень ничего смотримся, когда выглядываем из него.


После полудня потеплело, и появилось желание искупаться. Благо, недостатка в пляжах на побережье нет. Обед приурочили к купанию. Бодрящая вода благотворно влияет на аппетит участников похода несмотря на небольшое разнообразие обеденных меню, включавших уже только набор проверенных продуктов.


Сложнее было с ужинами. Молодость хотела попробовать уж если не местную кухню, то, как минимум, продукты местного производства, в частности, морепродукты. На этой почве периодически случались казусы. Например, замороженная треска для приготовления традиционного португальского блюда кот-фиш оказалась не замороженной, а солёной. То, что при покупке было воспринято как кристаллики льда, оказалось крупными кристаллами соли, которые вместе с рыбой ушли в котелок. Причём это выяснилось лишь после того, как, подсолив блюдо, Санёк решила продегустировать его на предмет достаточности соли. Все приколы подобного рода перечислять нет смысла, но стоит отметить, что в магазинах, которые встречались нам на пути, продавали только рис и макароны. Никаких других круп в помине не было. Не было даже овсянки, не говоря уж о гречке и пшенке. Впрочем, макароны и рис с консервированным тунцом из большой банки по 3.50 за ужином уходили влёт. Вот только петь у костра не получалось! Во-первых, пожарная опасность везде настолько очевидна, что разводить костёр просто преступно! Пищу готовили на газовой горелке. Поскольку ветер был вездесущ, очень кстати оказалась стеклоткань, хотя ранее стеклоткань брали только в лыжные походы в Заполярье и высотные горные походы. Во-вторых, петь шепотом «Вихри враждебные веют над нами» - не наш стиль, а привлекать внимание к месту наших ночёвок было не в наших интересах.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 21.  Мы неплохо смотримся в кусте мимозы.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 22. На рисовые поля это не было похоже.

В 17.30 заехали на монументальный мост, пересекающий устье реки Rio Mondego у самого впадения её в океан. Нельзя было не обратить внимание на то, что дельта реки разбита на множество залитых водой участков наподобие грядок. Мы долго не могли понять назначение этих грядок. На рисовые поля не похоже.  В итоге решили, что это фермы для разведения моллюсков.


Проехали мост и расположенный на берегу за ним город Figuera da Foz. Солнце клонилось к закату. Нужно было искать место для лагеря. Дорога петляла в горах, уводя нас всё дальше и дальше, но места, где можно было бы поставить палатки, всё не попадалось. Обследовали все отходящие от шоссе дорожки и тропинки – тщетно: либо непролазные заросли, либо большая крутизна склона.  В конце концов около 20.45 на склоне, соседствующем с действующим маяком, нашли место, далёкое от идеала, но вполне пригодное для постановки палаток. Отсюда же во время поисков места для ночёвки впервые за поход увидели, как солнце садится в океан.


Приготовили ужин, легли спать, и всю ночь луч маяка, вращающийся по кругу, как фронтовой прожектор, раз в минуту (а может и чаще) пробегал по нашим палаткам.  Спать он не мешал – усталому человеку достаточно занять горизонтальное положение, чтобы отключиться.

27.04.2017.

день 6

Облачно

Ясно

Облачно

ночёвка у маяка — обзорная площадка — Quiaios — Praia de Mira — Gafanha do Carmo — Porto de Aveiro — паром — кепинг

70,05 км

+ 438 м
-540 м

11 часов 15 минут

Перепад высот 262 м

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Утро началось с идиллической картинки: залитое солнечным светом белое под красной черепичной крышей здание маяка на фоне синевы вод океана в обрамлении экзотических растений. Однако долго предаваться созерцанию некогда. Завтрак закончен, лагерь свёрнут, и в 8.30 команда выступила на маршрут. 

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 23. Утро началось с идиллической картинки

Двигались по горной каменистой дороге, которая вскоре превратилась в тропу. С высоты тропы увидели карьер, амфитеатром обращенный в сторону океана. Разработки полезных ископаемых велись открытым способом. Что конкретно добывают там, мы так и не поняли. Зато вскоре на нашей тропе одна за другой начали попадаться окаменелые остатки древних моллюсков. Эти окаменелости произвели большое впечатление на Диму. Стоя на высоте метров триста над уровнем океана трудно представить, что когда-то здесь было океанское дно. Окаменелостей было на удивление много. Их великолепные оттиски были просто под ногами на дороге. Cоздавалось впечатление некоторой сопричастности к разгадке тайны эволюции жизни на планете. Санёчек нашла камень с окаменевшим моллюском и, конечно же, прихватила его на

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 24. На тропе попадались окаменелые остатки древних моллюсков.

память. К сожалению, этот камень за время похода где-то потерялся. Впрочем, может это и к лучшему. А то пришлось бы ей мотать срок в португальской тюрьме за контрабанду исторических ценностей.


По характеру ландшафта Португалия разделена на две части: южную, гористую, и северную, равнинную. В 9.48 мы подъехали к границе, разделяющей горы и равнину. Граница ярко выражена. Мы стояли на краю гор. Левую часть картины занимал океан, отделённый от суши жёлтой полосой пляжа. Всё остальное пространство до самого горизонта занимала покрытая лесом равнина. Наш путь лежал туда. С высоты нашей позиции очень удобно было стратегировать.


Значительная часть сегодняшнего маршрута просматривалась почти с высоты птичьего полета. К тому же на оборудованной здесь смотровой площадке располагалась выполненная в традиционном стиле карта из глазурованной плитки. Место очень красивое и примечательное.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 25. С высоты нашей позиции очень удобно было стратегировать.

Здесь можно было бы задержаться чуть подольше, но сменивший направление и задувший с северо-востока ветер был очень уж неласков. Поэтому, сделав памятный снимок под пальмой (хоть впору было фотографироваться под ёлкой), мы вышли на тропу, по которой, наверное, на равнину по ночам спускаются горные козлы.


Спуск занял минут сорок. Мы попали в селение Quiaios, в котором начинается велодорожка, идущая в попутном направлении. Похоже, когда-то эта дорожка, прямой линией прорезающая сосновый лес, была автомобильной дорогой. Но теперь на протяжении километров двадцати мы не встретили на ней ни одного автомобиля. Сосновый лес атлантического побережья ничем не отличается от белорусского, разве что сосновые шишки в пять раз крупнее и красивее наших. Другая отличительная черта – уже упоминавшиеся ветряные генераторы электроэнергии. Здесь ветряки были исполинских размеров, что мы смогли ощутить, остановившись у подножия одного из них на апельсиновый перекус.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 26. Мы вышли на тропу, по которой впору спускаться горным козлам.

Лес защищал от ветра, а полуденное солнце не жалело лучей своих. Возникло желание сбросить с плеч лишние одежды. Вот тут-то и стали видны во всей красе плоды трудов португальского солнца. Вся спина Лявона оказалась покрыта волдырями солнечных ожогов. А ещё через день на всём, от одежды до палатки, висели лохмотья кожи Лявона. Более благоразумная и предусмотрительная молодёжь пользовалась солнцезащитным кремом и более строго дозировала солнечные ванны, поэтому почти не пострадала.


Вырвавшись с гор на равнину, группа резко нарастила скорость продвижения. Периодически озвучивавшиеся километры пройденного расстояния радовали и приятно удивляли. Но был один нюанс. В горах то и дело приходилось спешиваться, вести или тащить велосипед в руках, а это давало хороший отдых пятой точке. Теперь же пятая точка начинала страдать, и приходилось делать периодические остановки с променадами. Во время одной из остановок Дима сказал, что рама его велосипеда начала сильно скрипеть. В результате обследования оказалось, что в месте крепления к каретке наполовину отломалась по сварке труба, в которую вставляется седло. А ведь при покупке велосипеда на раму давали пожизненную гарантию.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 27. А ведь при покупке на раму давали пожизненную гарантию!

- Ерунда! До конца похода хватит! – сказал Дима.

Лявон с ним не согласился:

- Через 20 км здесь отломается совсем, а ещё через десять от рамы останутся отдельные трубки!

- Так что делать? Как ремонтировать?

- Есть средство! - хитро улыбнулся Лявон.

- Шмурочка! – сразу догадалась Санёк.

Дело в том, что велосипед Лявона по мере взросления, как тотемное дерево буддистов, всё более и более обрастал шмурочками. Ни сварка, ни винты не фиксируют так надёжно, как это делает шмурочка. Поэтому во всех походах: водных, пеших, лыжных, горных для шмурочки в рюкзаке всегда есть место. Немного поразмыслив, как правильнее применить универсальное ремонтное средство, сделали из шмурочки закрутку.


- Вот теперь я даю на твою раму пожизненную гарантию! - сказал Лявон.


До конца похода рама ни разу не скрипнула. А по возвращении в Минск Дима уже принял участие в нескольких приключенческих гонках. Шмурочка держит!


Тем временем мы приближались к лежащей на нашем пути водной преграде – реке у впадения её в океан в городе Фигейра да Фош. У нас был выбор: либо делать крюк километров пятьдесят по напряженной автомагистрали с фурами и пересечь реку по мосту, либо сесть на курсирующий у побережья океана паром. Мы выбрали оптимальный вариант. Не стоит лететь в Португалию, чтобы на автомагистрали шарахаться от фур и нюхать выхлопы двигателей внутреннего сгорания.


Классная штука всё-таки этот GPS-навигатор! Среди каких-то прибрежных промышленных складов, кранов и бог весть чего ещё он безошибочно вывел нас на пристань, где паром, казалось, только и ждал нашего прибытия. Стоило нам въехать на палубу (или что там есть у парома), как по-португальски прозвучала команда: «Отдать швартовы!». Мы успели только заплатить по 2 евро с носа за проезд и сделать несколько памятных снимков, как очутились на противоположном берегу, на улице Фигейра да Фош.  Было уже 18.40.


Сойдя на берег, в очередной раз залюбовались португальской архитектурой, отметив про себя, что по мере продвижения на север она претерпевает существенные изменения. Южные города и городки – исключительно белые стены и красные крыши, компактное расположение, уникальность каждого строения, наследие прошлого. На севере всё более унифицировано, осовременено и обезличено.


Выехали из города и начали стрелять глазами по окрестностям в надежде найти укромное местечко для палаток. Увы, по мере того, как время утекало, становилось всё более очевидно, что найти место для автономного ночлега нереально. Нужно искать пристанище в кемпинге.


К кемпингу подъехали после 20.00. Поскольку туристический сезон ещё не наступил, кемпинг был практически пуст. Менеджер покинул свой пост и ушел домой. На посту был лишь охранник, который не знал ни слова по-английски. Тем не менее, с ним удалось договориться и обрести приют за 4 евро с человека. Вот тут-то и пригодились тринадцать уроков португальского, которые Санечек с Пашкой усвоили перед походом. Удобства кемпинга включали тёплый душ, туалет и розетку для подзарядки телефонов. Спали, естественно, в своих палатках, установленных под здоровенными эвкалиптами. Эвкалипты источали такой аромат, что можно было обалдеть.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 27. На улице г. Фигейра да Фош

 

28.04.2017.

день 7

Облачно

Ясно

Облачно

Furadouro — Rua Florestal — Praia de Sao Pedro de Maceda — Esmoriz — Espinho — Avenida de Infante de Sagres — кемпинг

60,97 км

+ 316 м
-305 м

11 часов 10 минут

Перепад высот 34 м

То ли благодаря аромату эвкалиптов и ровной площадке под палаткой, то ли вследствие того, что понемногу накапливалась усталость, спалось в кемпинге исключительно замечательно. Но задерживаться нам было не с руки - впереди было слишком много интересного. Стартовали около

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

9.00. Немного проехали по автомобильной дороге, затем съехали на береговую линию и двигались по велодорожкам. Велодорожки пробегали по живописным курортным городкам, по береговой линии, через сосновый лес. Пейзажи не приедались.


В одном курортном городке (мы уже давно не пытались запоминать названия вследствие их многочисленности) на наших глазах рыбак вытащил из океана солидную рыбёху. Свежепойманная рыба не имеет ничего общего с той, что мы видим на прилавках и в холодильниках магазинов! Поэтому очень естественным было желание купить эту рыбу на ужин. В результате переговоров выяснилось, что рыбак готов продать её нам по цене 15 евро за килограмм. По такой цене он продаёт её в рестораны, расположенные в первом ряду береговой линии. Это было дороговато для нашего бюджетного похода. Но лучше бы мы всё-таки купили рыбу. Потому что альтернативой оказались купленные Ялой креветки. Они стоили 16 евро за килограмм. Аргументом для их покупки было то, что мы находимся в стране, которая расположена на океане, добывает и кормится морепродуктами. А мы должны прочувствовать местный колорит! Пока в процессе варки креветки втрое уменьшались в размере, Санёк (она не только умеет, но и любит читать) взяла упаковку креветок и прочла, что они даже не пахнут Португалией, а являются продуктом сельскохозяйственного производства Вьетнама.


Но это было вечером, а пока на остановках для отдыха мы наслаждались пятью килограммами апельсинов, купленных по смешной цене у торговавшего при дороге фермера. В океан, правда, кроме Лявона никто лезть не рискнул – холодновато, север всё-таки.

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

По мере приближения к Порту велодорожка всё чаще приобретала вид дощатых трапов, уложенных на песок или даже возвышающихся над поверхностью земли, а ветер набирал всё большую силу. Вся земля оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность, поэтому рассчитывать на стоянку вне кемпинга не приходилось. Ненастойчивые предложения Лявона поставить лагерь в кустах возле железной дороги или между огородами в группе вызывали дружное отторжение, сопровождаемое аргументами о том, что, находясь в чужой стране, мы должны уважать законы этой страны.


Около 19.00 на окраине Порту мы устроились в кемпинг со стандартным набором удобств по 4 евро с человека. Кемпинг располагался неподалёку от береговой черты, поэтому, быстро установив палатки, мы побежали на берег провожать уходившее за океан солнце. Нам повезло: небо было чистым. Диск солнца полностью ушел за океан за 5 минут. Попрощавшись с ним, побежали обратно готовить ужин.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 28. Велодорожки всё чаще приобретали вид трапов.

29.04.2017.

день 8

Облачно, ветер

Облачно, ветер

Облачно, ветер

Parque de campismo Marisol – Vila Nova de Gaia – Porto - Motosinhos - Vila Cha - Perafita – Porto – Vila Cha

94,99 км

+ 986 м
-969 м

11 часов 15 минут

Перепад высот 105 м

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Поскольку с вечера решили, что сегодня смотрим город, встали позже обычного, не спеша позавтракали. Но около 10.00 родилась идея переехать в другой кемпинг, поближе к аэропорту. В 10.30 уехали из кемпинга и, навьюченные рюкзаками, по прибрежным велодорожкам направились к центру города. В 11.30 по мосту переехали на правый берег реки Douro. Ненадолго останавливаясь в заинтересовавших нас местах, ехали сначала по набережной, предназначенной для туристов, затем по району порта.


И вот мы проезжаем порт. Мангалы уличных продавцов испускают такие ароматы, что только мёртвый может остаться равнодушным к ним. Осознавая, что времени в обрез, Дима высказал робкое предложение отведать сардин. Но слабая надежда, звучавшая в его голосе, была раздавлена железом голоса Яло:

- Поешь, когда устроимся в кемпинг!

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

По прибытии в ближайший к аэропорту кемпинг выяснилось, что он выбивается из общей ценовой канвы: 10 евро с человека в сутки. Не то, чтобы у нас не было по 10 евро! Но переплачивать в 2,5 раза!? - Быстренько отыскали в интернете ближайший кемпинг. Там стоимость была стандартной – 4 евро. Правда, до этого кемпинга по побережью и пригородам надо было ехать ещё больше 10 км. Поехали, устроились, и налегке устремились к центру города, до которого было уже километров 25. Центра города достигли только в 18.00. О том, чтобы объехать все забитые в навигатор достопримечательности не было и речи, как не было речи и о том, чтобы покормить Диму жареными на мангале сардинами. Тем не менее, посетили железнодорожный вокзал Сан-Бенту, где были сражены выложенными из глазурованной плитки монументальными панно, отображающими эпизоды из истории Португалии, бытовые и батальные сцены, пейзажи.


Ничего подобного мы никогда не видели! Поколесили по улицам и площадям, подъехали к символу Порту башне Клеригош, самой высокой церковной башне Португалии, полюбовались видами города и реки с двухъярусного моста, по нижнему ярусу которого осуществляется движение автомобилей и пешеходов, а по верхнему – пешеходов и метро. Гуляя по мосту, мы вначале приняли вагоны метро за трамвай. Этот мост через реку Дору между Порту и Вила-Нова-ди-Гая построен по проекту ученика Эйфеля, на чём Санёк неоднократно акцентировала наше внимание.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 29. Мост в Порту, сделанный по проекту ученика Эйфеля.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 30. Смыкаем ряды на набережной г. Порту.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 30. На память о Порту

Мы катались бы ещё, но стемнело, да и отдохнуть тоже не мешало. Тем более, что до места ночёвки надо было крутить педали километров 25. Сардины, жареные на мангале, уже не продавали.
 

В эту ночь наши палатки успешно прошли испытание тропическим ливнем и штормовым ветром. Нас не унесло и не смыло.

 

30.04.2017.

день 9

Облачно, дождь, ветер

Облачно, дождь, ветер

Облачно, дождь, ветер

Vila Cha – Labruge – Lavra – Perafita – SantaCruz do Bispo – аэропорт г. Порту

20,77 км

+ 176 м
-133 м

5 часов 15 минут

Перепад высот 77 м

Трек дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Перепад высот дневного перехода:

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

В процессе подготовки похода Яло (почему-то от имени Димы) провела серию переговоров посредством интернета, и договорилась с менеджером велосипедной секции ближайшего к аэропорту г. Порту магазина Decathlon Мигелем о том, чтобы ко дню нашего отлёта он припас пять упаковочных картонных коробок от велосипедов. В этих коробках предполагалось транспортировать велосипеды на родину.


К утру ливень закончился, однако небо было закрыто низкой облачностью, и периодически проливалось на землю дождём. Наши планы на сегодня включали общение с Мигелем, доставку коробок в аэропорт, разборку и упаковку велосипедов и другого багажа. Около полуночи мы улетали из Порту в Варшаву.


В 11.45 мы покинули кемпинг, немного попетляли по улицам пригородов и выехали на побережье океана. Океан был примерно в таком же состоянии, как море в третий визит старика к золотой рыбке. К берегу гнало крутые волны с белой пеной на гребнях, ветер срывал с волн брызги и доносил их до прибрежной велодорожки, взбадривая нас. Иногда начинался дождик. Хорошо, что погода испортилась только в конце похода!


Каноны социалистического реализма требуют отображать действительность без прикрас, поэтому Санёчек то и дело останавливалась запечатлеть панораму штормящего океана. Сделали прощальные фото. Кое-кто бросил в океан монетки, чтобы когда-нибудь вернуться сюда опять. Те, кто не бросал монеты, исходили из того, что на земле ещё много мест, где мы не были. Дай бог побывать там! Чего уж топтать свои следы? Но чувство лёгкой грусти было у всех. Завершение похода – это ещё одна перевёрнутая страничка истории нашей жизни.


Но долго ностальгировать не получалось. До магазина Decathlon было ещё далеко, а по прибрежным дощатым трапам на груженом велосипеде сильно не разгонишься. Двери Decathlon гостеприимно автоматически распахнулись перед нами только в 15.30. Мигель оказался таким же приятным улыбчивым молодым человеком, как и наш Мигель Суховей (наверное, все Мигели такие). Он припас для нас коробки. Был лишь один нюанс: коробки были не от велосипедов, а от каких-то тренажёров, и их размеры значительно превышали требуемые. Но, поскольку выбирать было не из чего, мы поблагодарили Мигеля и угостили коробочкой белорусской клюквы в сахаре. Коробочка была слегка помята, впрочем, как и мы. Ведь она проехала в рюкзаке вместе с нами без малого шестьсот километров.


Дима сохранил чек лиссабонского Decathlon, и по этому чеку у нас без разговоров приняли по номинальной стоимости несколько потёртый за дорогу, но непочатый баллон газа. Европа!


Оставалась самая малость – доставить пять здоровенных коробок в аэропорт. Впору было заказывать грузовое такси. Но на то мы и туристы, чтобы находить выход из сложных ситуаций. Три коробки сложили и поместили внутрь двух оставшихся. Эти коробки связали и закрепили на велопоезде, паровозом которого был Дима, а вагончиком – Лявон. Стоило поезду выехать на улицу, как начался дождь, грозивший если не размочить коробки, уж точно пропитать их водой. А у нас каждый грамм багажа на счету! Быстро укрыли коробки велочехлом Ялы, и в пешем строю двинули в аэропорт, где, собственно, и закончилась активная часть похода. Благо, до аэропорта оставалось полтора километра.

Отчет о спортивном велосипедном походе второй категории сложности  по побережью Атлантического океана

Фото 31. Транспортировка коробок из магазина в аэропорт г. Порту

 

Эпилог

Идея этого похода не является оригинальной, хотя в среде отечественных велосипедистов пока ещё не очень распространена. Достаточно непростой и напряженной была логистика с учётом провоза своих велосипедов. На белорусско-польской границе необходимо декларировать велосипеды, чтобы на обратном пути не платить за них таможенный сбор (если пересекаешь границу чаще одного раза в три месяца). Билеты покупали на акциях, что несколько удешевило бюджет похода, который в итоге оказался равным 375 евро.


Поход преследовал в основном спортивные цели и предполагал знакомство с природой побережья Атлантического океана, а не с достопримечательностями, историей и культурой Португалии.

 

Источник: "http://turlan.by/otchet-o-velopohode-po-portugalii.-den-7-9.html" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст