15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Куликов Н.Н. (Курчатов)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6096

8. Приложения

1. Паспорт маршрута

Активная часть маршрута
Сроки проведения 16 июля- 8 августа 2004 г.
Район Горный Алтай
Нитка маршрута Г. Курчатов- г. Москва- г. Барнаул- пос. Чибит- пер. Орой- р. Шавла (сплав)
Р. Аргут- р. Катунь- пос. Иня
Количество участников 9 человек
Средства сплава Три катамарана (один 4-х местный, два 2-х местных), каяк каркасно- надувной
Категория сложности пятая
Антистапель, отъезд до Барнаула 1 день
Активная часть маршрута 18 дней
Работа над отчетом
Текст, оформление, дневник Куликов Н.Н.
Фотографии Авласов А.И.

Примечание. Перед сплавом по р.Шавла трое суток шел с переменным успехом дождь. Паводок продолжался около 3-х дней после дождя. На пороге Уйгур были уже по средней воде.

Р.Аргут нами оценен по порогу Атланты. В выходной части порога плита справа возвышалась над водой около метра. Карниз был залит.

Вода Катуни была достаточно мутной, для питания брали воду из притоков.

2. Списочный состав группы

№ п/п ФИО Тур. опыт Средство сплава Обязанности в группе
1 Куликов Николай Николаевич Р.Чаткал, 6 кс, зам. Рук, катамаран, 1983г. Р. Китой, 5 к.с.руководство, каяк, катамаран, 1986г. Р. Снежная- р. Ара- Буректой, 5 к.с., руководство,байдарка, катамаран, 1987г. Р. Ара-Ошей- р.Китой, 5 к.с. руководство, катамаран,2003г. Катамаран 2-х местный, №1 Руководитель
2 Холодов Евгений Александрович Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4 к.с. Уч. Катамаран 2002г. Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к. с. участие, катамаран, 2003г. Катамаран 2-х местный, №1 Дневник
3 Холодов Андрей Александрович Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4 к.с. Участие. 2002г.Каяк Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Катамаран 2-х местный, №2 Капитан
4 Рышков Олег Алексеевич Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4 к.с. Участие Катамаран 2002г. Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Катамаран 2-х местный, №2 Врач
5 Поляков Вячеслав Иванович Р.Чаткал, 6 к.с. участие, Катамаран 1983 Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4 к.с. Уч.2002г.Катамаран Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Катамаран 4-х мест. Капитан
6 Авласов Александр Иванович Р.Чаткал, 6 к.с. участие, Катамаран 1983 Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4 к.с. Уч. Катамаран 2002г. Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Катамаран 4- х мест. Фото
7 Титов Анатолий Иванович Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки,4к.с. Участие Катамаран 2002г. Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Катамаран 4- х мест Кино
8 Авласов Сергей Александрович Р. Чирка-Кемь- р. Кемь, 4 к.с. Участие байдарка,2001г. Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки, 4 к.с. Участие катамаран 2002г. Катамаран 4- х мест Медицина
9 Ананьев Артем Александрович Р.Кутсайоки-р.Тумча-р.Кутсайоки, Уч. Катамаран 2002г. Р. Ара-Ошей- Р. Китой, 5 к.с.участие, катамаран, 2003г. Каяк Рем мастер

Примечание. Под № 8 участник (Авласов Сергей Александрович) был взят в группу в аварийном порядке вместо заявленного Алексеева Олега Александровича, у которого возникли сложности в последние дни перед отъездом. Опыт Авласова Сергея и уровень туристской подготовки соответствует заявленной сложности маршрута.

3. График движения

Дни Дата Участок маршрута Запланированный/ Реальный (См. примечание) Протяже ность, км. Способ передвиж
1 16.07.2004-21.07 Г.Курчатов- г.Барнаул поезд
2 21.07 21.07 г.Барнаул - п. Чибит- пер Орой/ г.Барнаул- п. Чибит - рЧуя. 685 650 Машина Машта/пеш
3 22.07 22.07 - Р Шавла, стапель/ - ЛБ р. Чуя перед подъемом на перевал 12

Итого активным способом 175км
17 5.08 - Барнаул Газель
8.08 - Москва, - Курчатов Поезд

Примечание. Запланированный и реальный графики сильно различаются из-за срыва автомобильной заброски на пер. Орой. В отчетах не совсем адекватно описываются трудности пешей заброски даже с перевала к реке. Оценивая их теперь более- менее реально можно посоветовать время общей пешей заброски от п. Чибит планировать в 4 дня.

Малый километраж прохождения водной части вызван сплошной разведкой, преодолением проток и густой зеленки при разведках по берегам средней Шавлы. В принципе можно смело увеличить пешую часть еще на 50 километров из- за челночного способа движения на 25 километрах начального сплава по Шавле.

Началом активной части следует считать 21.07 - вечером мы сгрузились и вынуждены были искать место для ночевки на правом берегу р. Чуй с полной постановкой лагеря.

4. Общие сведения в районе путешествия

Алтай - горная страна на территории юга Западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м. Самая высокая точка Горного Алтая - г.Белуха (4506м), с которой берет свое начало р.Катунь. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными коловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтая резкоконтинентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января -19С, июля +19С, годовое количество осадков 250-ЗООмм. Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12С до -31 С, июля +9 до +18С. В горах количество осадков составляет 1500-3000мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно­долинные ветры (фены).

Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса. Оптимальное время для сплава - с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер. Наиболее примечательны из них Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно­ подзолистые почвы.

Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха.

Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.

Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.

Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош- Агача, Кокорю.

5. Дневник похода

Подъезды и подходы к началу маршрута

До Москвы поездом Курск- Москва, где была назначена встреча с подмосковной частью группы на Казанском вокзале. Встреча прошла на высоком уровне за 15 минут до отхода нашего поезда в Барнаул- № 596 (отправление по нечетным дням в удобное время, прибытие в Барнаул в 6 часов утра по местному времени, которое сдвинуто на три часа относительно Московского в раннюю сторону). Другой, фирменный поезд (ходит по четным дням) нам меньше подходил как по стоимости проезда, так и по удобству прибытия. Кстати, билеты брали очень заранее и тем не менее, группа была рассеяна по разным вагонам сплошь на верхние боковые полки, что нам, не избалованным удобствами, все же доставило кучу неприятностей. И вообще, в сторону Барнаула едут пассажиры озабоченные и придавленные грузом земных забот, совершенно не понимающие нашу туристскую братию - договорится с ними ни о чем невозможно. Не успели колеса отстучать полчаса, как нас уже оповестили о том, что за негабарит нужно платить. Заплатили. Мы пытались как- то воссоединиться хотя бы за одним столиком, но все хитрые построения новоиспеченных аспирантов и умудренных профессоров - землепроходцев рушились под испепеляющими взглядами пенсионерок. С какой ностальгией нам вспоминались поезда в сторону Кольского и Байкала! Слава богу, мы еще не обладали провидческими способностями и не подозревали обо всех грядущих катаклизмах.

Сразу по прибытию поезда мы ринулись а) приобретать обратные билеты, напуганные почти всеми отчетами о полной невозможности купить обратные билеты, б) искать газель, обозначенную в предварительных телефонных переговорах с бийскими специалистами по колесной заброске на перевал Орой.

Билеты на 5 августа взять удалось (снова на боковые полки). Срок выбрали исходя из сроков по отчету Айбатулина. Да, тогда мы не подозревали, какие это крутые парни! А вот машины не было. Пробежали по площади раз, пробежали два... На третьем круге подошел здоровенный малый и указал газель, сказав, что тот, с кем договаривались не может подъехать. Смысл был примерно тот, что если мы вообще хотим уехать, то нужно грузиться. Мы и не подозревали, в какую историю влипаем с этой заброской!

Таким образом, через полчаса мы ехали в сторону Чибита. Поговорить о маршруте было не с кем, больше водников не было. Я здесь был в 1985 году (маршрут Чуя- Катунь с участием в ралли) и как- то очень смутно помнил местную обстановку. Запомнилась только качка на катуньских порогах и долгие перегоны между ними. Словом, разберемся по месту!

Мы записали номера телефонов нескольких водителей газелей. Такса у всех одинакова: до Чибита за 10 «штук». В отчете номера этих телефонов не сообщаем, поскольку желающим прогуляться на Шавлу ножками заранее не стоит беспокоиться о транспорте до Чибита. Но мы- то, мы с еще не зажившими ногами после прошлогоднего саянского похода ударились на Шавлу в связи с колесной заброской почти до реки, как сказали по телефону на предварительных переговорах. Там разберемся- так думают великие оптимисты, полагающие, что в Чибите в каждом дворе ждет прогретый ГАЗ-66. Словом, когда мы по темноте приехали в Чибит, там не нашли не только вариантов машинной заброски на перевал, там не было даже лошадей. Зато общение с местными ребятами настроили нас на бодрый лад и мы буквально сразу тронулись за пределы этого населенного пункта на ночевку, где-нибудь у реки, где я по далекому прошлому помнил- есть кустики. Там и переночевали. Утром нашли более- менее приличного местного жителя (аборигена), который черным по белому разъяснил, что из Чибита наверх дорогу завалило прошлогодним землетрясением, а лошади на летниках, в горах. Если идти пешком, то ближе через мостик в Мажойском каскаде против впадающего в Чую ручья Орой (Боже, я его помню еще по 85 году!). И мы пошли...Дорога вдоль правого берега р.Чуя (орографически) над Мажойским каньоном, где ломали весла и хребты достойные экипажи своего времени. Верховая долина над Мажоем имеет теперь какой-то неопрятный, затасканный вид: грязные ямы, пересекающиеся и режущие борта долины дороги до лесных полосок высоко вверху... Словом, совсем не то, что оставалось в памяти с далеких восьмидесятых. Переход по деревянному мостику через Чую оказался мероприятием довольно нервным. Огромные бревна из лиственниц, едва скрепленные досками, качались даже под порожними мужиками. Единственно устойчивым местом был бык посреди реки из огромных камней, обвязанных бревенчатым каркасом. Основной 25- метровой веревки едва хватало для страховки до быка. С учетом того, что мы не готовились к пешке и барахло не притерлось на спинах, первый день и переправа дались тяжко и мы встали после переправы и короткого крутого взлета на левом берегу Чуй (в 100 метрах от реки) на площадке летника, пустовавшего в это время. Там был довольно разнообразный архитектурный ансамбль: хорошая зимовка, баня, чего- то еще... Ряд ом весело журчит ручей Орой. Прошли в этот день около десятка километров. Надвигался дождь, но зимовка была теплой и ночь прошла без сновидений. Одно смущало: по графику в этот день мы должны быть на Шавле, но вот, стояли где- то в начале подъема в перевал, а в небе погуливали тучки и будущее плохо просматривалось с берегов Чуй. Ходовое время первого дня около 4-х часов.

Вышли из коша в 10-00. Тропа резко пошла от ручья по ходу движения влево и затем, петляя, вверх, в горы, все удаляясь от ручья. Выходя с коша, мы заметили вверху над деревьями дым - кто- то ночевал выше нас метров на сто. Там, очевидно, шла тропа от автомобильного моста через Чую перед Чибитом. Идем 2,5 часа с короткими остановками вверх, изредка переходя на «челнок», время движения примерно равно времени отдыха. Тропа порой сплошь заросшая кустами и после дождя все мокрые от ушей до пят. В конце этого промежутка вышли вновь к ручью, где встали на обед. Самые молодые и резвые понесли упаковки с веслами и рамами дальше, пока старички занимались обедом. Такая тактика будет применяться на всей пешке. А молодежь - надо отдать ей должное - у нас до безобразия спортивная и выносливая: не курит, мало ест, спит где придется и много таскает. Золотая молодежь!

Во время обеда нас обошла группа горников, которых мы угостили чаем. В дальнейшем с этой группой мы так и двигались на равных: они на лошадях, мы - под рюкзаками, до самого разветвления тропы на шавлинские озера. За что и были награждены фразой: гвозди бы делать из этих людей! Это они и ночевали над нами, пока мы обживали кош.

В 14-00 вышли с привала. После короткого крутого взлета тропа выполаживается, идет уже без сердцещипательных подъемов, но все равно вверх, вверх. Она уже явно разбита лошадьми и на некоторых болотистых участках грязи по... Через 2,5 часа хорошая стоянка. Лес уже начал редеть и опасение выйти к ночевке в безлесье заставило остановиться. Снова с упаковками вперед ушла часть группы. Договорились, что идут в течение часа вверх и если не находится хорошего места для стоянки, то бросают упаковки и возвращаются в лагерь. За этот час они вышли на границу леса перед перевалом Орой, где есть хорошее место для ночлега. Обратно полубегом было затрачено около 40 минут. Пришлось сниматься и всем идти вверх. Наверху, среди последних, но к удивлению, очень крупных и корявых сосен стояла большая группа горников взросло- детского состава. Там же проходила колея машинной дороги, по которой и осуществляется заброска на перевал, только теперь не от Чибита, а со стороны пос. Акташ (несколько дальше Чибита по Чуйскому тракту). Хорошие места среди деревьев были заняты где людьми, где лошадьми, поэтому пришлось уходить от перевала влево в поисках свободного и нормального места для лагеря. Пока ставили лагерь начался дождь, перешедший постепенно в ливень. Когда уже совсем стемнело послышалось урчание двигателя и появился ГАЗ-66, глубоко ныряющий в разбитой и залитой дождями колее. Машина напротив нашего костра остановилась, вышел шофер- мужик косой сажени в плечах. Спросил - откуда, мы сказали. Тогда он предъявил нам записку, в которой мы обвинялись в срыве договора от водителя газели, которой не было на вокзале. Выяснилось, что машина, которая должна была нас забросить в Акташ, задержалась в аэропорту, встречая еще одну группу. Мы себя, естественно, виноватыми не считали, поскольку причины отсутствия злополучной «газели» не знали. Да и вообще, нас погрузили и повезли гостеприимные алтайцы кавказской национальности. Короче, шофер нам передал, что на Катуни нас будут ждать с разборками... Ночью бушевала гроза, настроение было паршивое, вспоминался прошлогодний Китой, где из тринадцати походных дней двенадцать прошли в дождях. А тут еще претензии, которые по идее должны были исходить от нас!

Утром, слава богу, было ясно и даже солнечно. Сделали несколько снимков в ту сторону, откуда пришли- в сторону долины Чуй. Вид довольно симпатичный. К перевалу идти с небольшим подъемом вдоль колеи. Сама колея явно не проходима на данный момент, уж очень провалена и размыта, по дну бежит ручей навстречу нам. Перевальное плато сильно заболочено. Как мы не лелеяли надежду на сухую обувь, промокли все и довольно сильно. Сначала пытались петлять, выискивая сухие кочки, потом плюнули. Вообще, сам перевал неинтересен и похож на пастбище. Сделали несколько снимков. Впереди граница леса довольно далеко, позади - близко. Следы от машины провожали нас еще долго, видимо по сухой погоде кому- то повезло. Вообще-то говоря, нам тоже предложили лошадей уже перед перевалом - по 1000 р. за штуку. Однако глупо дотащиться вверх пешком, а вниз брать лошадей. Мы гордо отказались и пошли. Тропа идет ближе к левому борту долины Ештык- Коль, она после перевального болота хорошо набита. Постоянно с шавлинских озер навстречу идут пешики, а нагоняют туристы- лошадники. Мы в согнутом но упрямом состоянии продолжаем считать километры. Первый брод через ручей Ельтускан, пересекающий тропу справа налево. Дальше тропа идет по правому берегу ручья. Перед впадением ручья в р.Шабагу снова брод, но уже на левый берег ручья и далее тропа идет по левому берегу Шабаги. Дров за перевалом нет в течение трех часов хода. Первая стоянка с дровами уже за границей леса, после брода и еще около полукилометра вниз у самой реки, но сушняка очень мало- все подобрали. Однако место у реки отличное для некоторой расслабухи, можно поплескаться и позагорать, пока варится обед.

Лошадиная тропа местами переходит на правый берег реки. Мы не лошади, нам идти до самой Шавлы по левому берегу Шабаги. До привала от места ночевки перед перевалом шли около 3-х часов суммарного времени.

После привала тропа поднимается от реки вверх, входит в лесную зону. Подъем довольно крутой и выматывающий. Далее какое-то время ровно, потом начинается долгий спуск к устью левого притока-ручья. Иногда тропа выходит на крутой берег ручья и видно как он красиво и круто скачет в каньонообразном ложе. После долгого спуска переправа через ручей по мостику из двух бревен, здесь хорошее место для стоянки. До этой стоянки примерно 2 часа хода от предыдущей стоянки. Уже порядком устали, но решили добить пешку. Еще там, наверху, нам сказали, что до Шабаги 23 километра,- мы не поверили в эту идиотскую цифру. И напрасно. Видимо, через ноги информация более объективна. Далее тропа идет в целом под уклон, то отдаляясь, то выходя прямо к урезу воды Шабаги. Русло в завалах. Мимо уже прошел последний караван в сторону Шавлинских озер, а мы идем, выдавливая последние усилия на перестановку ног. Стал накрапывать дождь. Примерно к 20-00 вышли на стрелку Шабаги и Шавлы. Было 24 июля 2004 года. Там стоял лагерь нижненовгородцев, уж почитай третьи сутки. Они на Орой забирались колесным вариантом, а теперь вот спустились с Шавлинских озер.

Сплав по р. Шавла

25.07. С утра тяжко поднялись. Морось. Болит все тело от перенапряга на вчерашнем перегоне. С дровами не совсем изобилие, ходить далековато. С запчастями для рам еще хуже, в смысле, дальше. Нам для одного катамарана нужны только поперечины, остальное все с собой. Эти поперечины из березы искали на правом берегу Шабаги. Собираемся не торопясь, уже решили в этот день не выходить, несмотря на то, что запланированный график ушел на три дня вперед. Слишком устали от пешки. Вода в Шавле мутная и бешенная, не дай бог дождь продержится еще сутки. К обеду «сплыли» нижненовгородцы на двух приличных по объему двойках. Груз они понесли по правому берегу. По разговорам, опыт у них приличный - несколько «шестерок», в том числе и Аргут. У нас средний опыт тоже выше пятерки, но одно НО - в одной из шестерок оставили друга. С тех пор давит перестраховка. На первый взгляд Шавла довольно опасная река из-за ограниченных возможностей страховки (только наверняка! Потом не догонишь), отсутствия сколько-нибудь протяженных карманов для чалки, не просматриваемые сходу повороты и, самое опасное, возможность завалов за этими поворотами. Кроме того, особенность нашей группы была в совершенно различных судах, причем из четырех судов три на сплаве в первый раз: каяк дорабатывали уже здесь, а каты двойка и четверка - новые «кулики» высокого давления. Длинные и какие-то подозрительные насчет управляемости по шавлинской воде. За весь день, охая и стеная, собрали суда и провели небольшую разведку участка реки за порог Эшафот. Когда уходили нижненовгородцы, то Шабагу на правый берег они бродили с навеской перил. Мы ходили в связках, вода Шабаги довольно мощно сбивала с ног. Был определен небольшой тренировочный полигон, протяженностью около 70 метров (на рисунке обозначено пунктиром). Пороги, обозначенные по лоции как «Пунктир» и «Шлагбаум», не выделяются на сплошной разгонной струе. Пожалуй, только в районе Шлагбаума можно обозначить слив через всю реку.

пор.Эшафот

На плавном правом повороте после впадения Шабаги, рассекая торцом струю навстречу торчит на уровне воды бревно - пикантный момент в тренировочных заходах на пустых судах.

Весь вечер обсуждали ситуацию с водой и дождем. Днем не посмотрели, как проходили Эшафот нижненовгородцы, а зря. Ночью снова моросило и утром было пасмурно, прохладно и на душе скребло. Вода по нашим соображениям для Шавлы выше средней.

26.07. Лагерь не собирали. Решили этот день пока оставить палатки на месте (базовый лагерь), провести тренировки и сплавиться возможно дальше. По возможности провести предварительную разведку (сразу следует оговориться, что при разведке с собой необходимо иметь запас всякого хлама для обозначения мест чалок. Прогоны иногда довольно длинные и - сплошь в параллельных ситуациях. Если не обозначить место чалки - можно влететь). На тренировочном участке отработали чалку и страховку. Кат- четверку в первой попытке пробного сплава насадило на бревно в повороте, они долго болтались (ну и прочность у Кулика!) посреди струи баллонами ровно против течения, а то могло бы быть хуже. Минут через 15 им удалось сорваться и зачалиться несколько дальше запланированного, практически в шивере, по лоции - Пр.1 (приложение- лоция). После тренировок провели разведку до первой возможной чалки, а это перед самым пор. Эшафот на правый берег - около 10 метров быстротока. Начали сплав. Проходили: две двойки в тандеме, после зачаливания двоек - отмашка на сплав каяку, его страховка у места чалки. Готовность экипажа одной двойки идти на спасработы по воде, а экипажа второй двойки - помочь зачалиться. Такая тактика сплава будет применяться на всем протяжении сплава по Шавле. Двойки прошли без проблем, каяк перевернулся в «Шлагбауме», сделал эскимосский переворот и благополучно в полузатопленном состоянии зачалился с помощью страховщиков, поимев только одну дыру в днище и пробоину в поддуве. Четверку зачаливали «гуртом», слишком тяжела для такой воды. Дальше возникли проблемы. Нужен ремонт каяка, нужна разведка, нужно решать принципиальный вопрос: идем или нет Эшафот. Посмотрели и сознались себе, это что- то ужасное: страховать негде, после переворота забьет в завал на левом повороте, где вода ничуть не снижая скорости летит под деревья. Довольно трудно вдоль берега найти даже приличное место для съемок, все сопряжено с большими потерями времени. Да и настроение, сказать по правде, хуже некуда из- за каяка: скорость воды и вес каякера в глухом противоречии. Каждая чалка- дырка? На каркасных каяках с мягкой оболочкой по Шавле можно идти только по берегу! Возле Эшафота мы набрели на брошенные рюкзаки нижненовгородцев - они, очевидно, пошли до упора с возвращением за барахлом. Решили успокоиться, отремонтировать каяк, дождаться коллег из Нижнего, поговорить с ними и с надеждой на хорошую погоду дождаться утра на прежнем месте. Нижних новгородцев дождались - они встали в районе притока Кмурглу- Оюк (хорошее место для стоянки). Посоветовали обнести Эшафот всем маломеркам. С тем мы и закончили этот день.

27.07. С ночи и до утра переменной силы дождь. Вода не упала. Решили Эшафот обнести, так как еще совершенно не присиделись на эту воду. С утра быстро сняли лагерь и перетащили к Эшафоту. Встали на воду за прижимом к завалу после порога. Шивера Z (пр.5) это на самом деле весь участок до порога Мономах. Последовательно выглядит так: после пр.4 ( пор. Эшафот) три протоки, правая и средняя на входе забита завалом, левая проходимая. После слияния проток крутой перекат. Сразу после переката есть место для чалки к правому берегу, которое нами определено как место для страховки каяка. За перекатом- две протоки. Проходимая правая. Разведку ведем всеми капитанами и каякером от чалки до чалки. Такая разведка будет на всем протяжении опасного участка (первой половины Шавлы). После слияния двух проток мощная шивера с пирамидальными валами на плавном правом изгибе реки. В конце изгиба ощущается начало резкого уклона реки - вход в порог Мономах. Перед входом в порог около 10 метров спокойной воды, чалиться вправо. Здесь в этот день закончили сплав и перенесли лагерь к притоку Кмурглу- Оюк. В этот день на большом Кулике порвали стремена кормового (еще бы, там держалось 110 кг Титова А.И.!).От Кмурглу- Оюк до Мономаха по тропе примерно 40 минут хода пустыми, причем, тропа в некоторых местах уходит от реки и местами сильно заболочена. К вечеру погода нас порадовала исключительным теплом и заходящим в ложе Кмурглу- Оюк солнцем. Вода Шавлы начала голубеть. Народ от дикой пешки вдоль Шавлы устал. В сумме только пешком с разведками, перетаскиваниями барахла, возвращениями, страховками, съемками (а на камеру снимали исключительно все), получается в день до 18 км по непролазным зарослям, в то время как сплава всего 6! Ремонт катамарана перенесли на утро следующего дня. Я пытался было Титова оставить в лагере на следующий день (показалось, что он устал больше других) и без него сплавиться до лагеря (целее будут стремена), но получил неожиданный отпор. Ну значит, ремонт придется делать с соответствующим качеством. Стоянка здесь возможна для трех групп (примерно на 20 человек). Однако есть определенный риск быть смытым при ливневых дождях в верховьях- очень близко вода, чуть влево- вправо- заболочено.

28.07. Общее сплавное время 9-00 - 18-00. С утра солнце! Крутая, восходящая к небу узкая каменистая долина Кмурглу- Оюк вверху освещена розовым светом. К Мономаху возвращаемся уже вдоль реки, переходя вброд мелкие протоки и внимательно разглядывая поле брани, вывешивая чальную сигнализацию. Следует заметить, что любое упражнение в беллетристике по описанию реки, чалок, способов страховки и прочее на Шавле для последующих групп неприменимо (разве только как руководство по тактике, а не по самим препятствиям). В целом нужно быть уверенным в трассе, то есть, просмотреть. После ремонта ката- четверки прошли Мономах с чалкой и страховкой сразу после порога на П.Б. Четверка прошла, не зачалившись, а только раскрутившись у правого берега, после чего ее просто снесло. Она ждала нас за левым поворотом на правом берегу. Уход от самого камня «Мономаха» оказался несложным, с него просто сбрасывает вправо, если предварительно акцентируешься на правый берег. Шли в прежней последовательности: 2-2-каяк-4. Каяк опять получил две пробоины, на сей раз довольно протяженные вдоль кильсона. Стало понятно, что нужно решать вопрос кардинально. Каякер потащил каяк по тропе к лагерю на Кмурглу- Оюк, каты продолжили сплав. Пороги Трек, Суваки, Тройной прошли всей тройкой с промежуточной чалкой примерно в первой трети Суваки - здесь завал - обнос по П.Б. Хорошо, что при возвращении мы постоянно шли вдоль реки со сплошным просмотром трассы. Далее чалка уже после Тройного к левому берегу, где почти стоячая вода после водопадного слива и огромной бочки за ним. Каякер (Тема) что- то с берега снимал до порога. Нас это уже мало волновало в связи с цейтнотом в неравной игре. После Тройного сразу пр. 12- Калибр, не представляющий сложности. Шли опять вместе, за Калибром чалка на Л.Б. От Калибра шли всей тройкой до лагеря с чалкой прямо напротив притока (Кмурглу- Оюк) к П.Б, на котором стояли наши палатки. Подошел караван: каякер с каяком на горбу. Пока готовили обед, провели разведку по правому берегу. За небольшим лесным массивом, в котором стоял лагерь, виден невысокий «вторичный» хребет серого цвета - осыпь, постепенно выходящая к реке. Здесь начинается порог «Осыпь» протяженностью чуть более 150 метров. Валы, валы. Разведка необходима, так как за порогом в первом же сливе пр. 14 был глухой завал с возможностью обноса по Л.Б. Определились с чалкой. Далее намечена чалка после пр. 14 перед левым поворотом и еще возможным местом перечалки с П.Б на Л.Б. для дальнейшей разведки подсплава к пор. Уйгур. После чего пообедали, отремонтировали каяк и нормально сплавились до означенного места на правом берегу. Вернулись на ночевку в базовый лагерь. День закончился солнечно, а значит, хорошо.

29.07. Общее ходовое время 9-00 - 20-00. Еще раз о месте перечалки на ЛБ для разведки подсплава к Уйгуру. Здесь правый берег, до этого низкий и поросший зеленкой, постепенно становится крутым, ущельным. Перед урезом воды здоровые обломки, затрудняющие передвижение по берегу. Левый берег выполаживается, то есть, смысл прямой переправиться и дальше осуществлять генеральное движение по левому берегу. Тропа хорошая, кочкообразная. Попадается ягода -черника и голубика. Лагерь сняли и обнесли с переправой на ЛБ и далее до пор. Уйгур. Это заняло 4 часа (9-00 - 13-00). Порог «Уйгур» по характеру несколько похож на порог «Харкуш» на Чаткале, но более мелкий, более крутой в центральной части и проходная часть забита деревом. Отметили перед центральной частью место возможной чалки, сплавились и обнесли центральную часть по ЛБ. Тропа обноса набита и катамараны везде проходят в неразобранном виде. После обеда решили в этот день тактику не менять, рюкзаки забросить до удобного для стоянки места и продолжить сплав на пустых судах. Вообще говоря, такую тактику диктовало наличие хлипкого каяка, который того и гляди будем вынуждены грузить на четверку, да плюс лишний седок. В этот день рюкзаки забросили до пр. 22, а сплавились до пр. 20, оставили суда и пошли в лагерь (см. лоцию). Стоянка на ЛБ. Препятствия 16-19 пройдены с предварительной разведкой и чалкой перед Батутом и Тушкемом. Порог Батут немного похож на «Мономаха», но мягче. Со страховкой и принудительной чалкой за порогом проходили Тушкем. Косой слив во всю ширину протоки вокруг острова довольно мощный и может перевернуть. После него сразу идти на чалку к ЛБ на довольно крутом быстротоке. Зачалить четверку не удалось и она всю оставшуюся часть порога прошла кормой с чалкой после него к ЛБ. Закончили сплав в 20-00. В этот день наш отважный каякер поимел клеща. Впился он довольно сильно, пришлось долго замачивать его керосином, потом только выкрутили. Поили страдальца усиливающими иммунитет таблетками. Все оставшиеся дни похода подозрительно приглядывались к нему- а как насчет энцефалита... Мерзкое чувство, лучше клещей не ловить!

30.07. Общее ходовое время 9-00 - 19-00. Впервые пошли с грузом. Вышли на сплав в 9- 00. Сильно замедляет движение каяк: его нужно придержать, усадить, аккуратно спихнуть в струю... Это вам не полиэтилен! Кроме того, именно каяк вынуждает проводить сплошную разведку. На фото практически не остается времени. Кроме всего прочего, леи по дну наклеены со сдвигом от кильсона. Клеили сразу после сессии, что поделаешь! В этот день опять дважды пробивались. Хорошо, что клей - просто зверь, хватает «тезу» прямо зубами, но сушить все равно нужно. Прошли до пор. Кечу ( про себя мы его назвали Кетчуп. Вообще получается такой набор: Уйгур- Йогурт, Кечу- Кетчуп...). От пр. 22 до Кечу особых трудностей не было. Шивера перед порогом была обнесена: на камне, похожем на обелиск в центре русла лежали две лиственницы, полностью перегораживающие реку, стволы на высоте 15 см над водой. По левой стороне верхние сучки примерно по ширине катамарана аккуратно снесены до самого ствола - кто- то перед нами сходу преодолевал поворот. Первую ступень Кечу пришлось нести - правая протока не просматривается, а левая забита деревьями, но обнос хороший, а разведка правой протоки затруднительна. Осталось на сплав времени всего ничего, а мы еще тилипаемся в средней части Шавлы! Встали в 19-00 после прохождения 2- и ступени Кечу на ЛБ. Стоянка просторная и хорошая.

31.07. Общее ходовое время 9-30 - 18-00. Идем практически без съемок и без обеда. Порог Боливар с одним приличным сливом прошли нормально, хотя непопадание в слив грозит неприятностями. Каяк снова имел две пробоины в течении этого дня. К порогу Неустроева (для его разведки) подошли к 17-00. Ориентиры хорошо даны в лоции, после бома на ЛБ есть еще два места для надежной чалки к ЛБ, вторая чалка непосредственно перед ускорением реки на входе в порог. Пока ходили в разведку (причалили перед бомом к ЛБ, пришлось под бомом немного бродить, дошли до хорошего места для лагеря- за порогом 100 м.) пошел дождь и довольно холодный. Сыпуха непосредственно перед основным сливом в пороге, «живая» и посуху, стала совсем ползучей по дождю. Дождь усиливался и было принято решение разгружаться, тащить все на стоянку за порогом. Порог, конечно, выглядел грандиозно, но дождь, вся организация прохождения по этой погоде и общая усталость сделали свое дело- обнесли и начали таскать дрова, с которыми здесь определенные проблемы, нужно или ходить далеко, или лазить высоко. Короче, мы еще долго маялись, пока не стали лагерем и не согрелись у костра под общественным тентом.

1.08. Общее ходовое время 10-00 - 17-00. Осталось сплава на три дня и день в резерве, чтобы попасть на свой поезд в Барнауле. Да, ситуация! После Неустроева идем без разведки, ориентируясь сходу. Сразу после лагеря- две протоки. Левая непроходима, правая оканчивается заломом на правом берегу, оставляя трехметровый проход под ЛБ. Идем друг за другом, как прежде 2-2-каяк-4. Довольно мощный порог пр.41. Перед основным сливом крутая шивера и сам слив между обломками скал похож на желоб для сноуборда: сначала лихо вниз, потом - вверх на пологий вал. Река примерно соответствует лоции, только много завалов (четырежды обносили суда, причем один обнос очень сложен по крупным и острым скальным обломкам- 1,5 часа обносились). В один завал чуть не угодили, когда уже казалось все позади. Слева тянется бом правый берег похож на среднерусскую поляну с высокой травой, приподнятую над водой на 0,5 метра, и по кромке берега высокие березы. Река упирается в бом, поворачивает направо и, перегороженная глухим завалом, водопадно падает примерно на метр. Угодить туда плохо. Обносить по поляне хорошо. Каяк, подразбитый в бушующих километрах после НеуСтроева к этому времени ехал на четверке, каякер - на двойке- кулике. Первая двойка шла в обычном режиме и отвечала за поиск «бегущей чалки» и определяла возможность крейсерского безаварийного сплава. Вплоть до впадения в Аргут нервы щекочут резкие повороты и постоянное ожидание завалов за ними. Перед поворотами держимся все время внешней стороны (чуть дальше видно) летим к внутренней (там меньше скорость) и проходим поворот. Примерно за полчаса до Аргута встретили аборигенов, что- то собирающих на правом низком берегу. На вопрос « Есть - ли по реке дальше завалы?» они успокоили нас, сказав, что за два часа перед нами прошло две «лодки», такие же как у нас, значит, завалов нет. Да, логика железная! Впали в Аргут в 17-00 и сразу на правом берегу встали лагерем среди огромных тополей. Дальше как- то леса не просматривалось, а ночевать хотелось с комфортом. Аргут после Шавлы выглядел просто монстром по водности. Ночью несколько раз сильно ударило грозовыми разрядами и дунуло так, что мы выскочили из палаток укреплять тенты. Обошлось.

2.08. Общее ходовое время 10-00 - 18-00. Перед выходом обнаружили, что утерян листок с описанием Аргута. Вспомнили- давали лоцию нижненовгородцам, очевидно, тогда и потеряли. До пор. Атланты несколько раз выходили на берег перед поворотами реки, - привычка! При одном из выходов были атакованы черным жеребцом, да так, что пришлось спасаться бегством. Но пороги опять же принимали на грудь сходу, особенно качнуло в каскаде Тихоня, в выходном пороге с огромной скалой в русле. Пошли справа от скалы, в метре от нее, и ухнули в валы. В принципе, надо было идти слева от скалы, там меньше ям. Порог Атланты через минут пятнадцать хода после Тихони. Издали увидели «лодки» предшественников, о которых сообщили аборигены- два катамарана- двойки, но двойки не чета нашим- поздоровее. Москвичи. Очевидно, они сделали «прореху» в завале перед Кечу. Готовились брать Атланты. Ориентир Атлантов-выход скальных пород по обеим сторонам русла сразу после расширения на левом повороте. Каньон идет на плавном правом повороте - это уже порог. Правый берег горбатый к середине порога порос не то, чтобы лесом, а какими- то саксаулами. Где - то по описаниям здесь был кош, так вот - коша нет. Перед порогом к правому берегу хорошая чалка в лагуну. Просмотр по правому берегу. Москвичи уже два часа как готовятся, занимаются разведкой, частичной подготовкой катамаранов, укреплением рам и т.п. У нас нет времени и нам приходится сразу брать каты на плечи и идти по берегу. К концу нашего обноса пошли москвичи строго в метре от левого берега, стараясь уйти от бочек, со страховкой с выступающей скалы правого берега в конце порога. Мы так и не успели спросить у них лоции оставшейся части Аргута. В результате все, что осталось, прошли сходу и ввалились в Ворота - последний порог Аргута, где нас прилично потрясло. Каяк в пороге перевернулся и при подъеме на ровный киль обнаружилось, что он по кильсону разломан пополам. Видимо, в перевернутом состоянии разошелся привальный брус и уже потом в валах сломало кильсон. В этот день хотели дойти до Ини, но теперь планы скорректировали. Пришлось встать лагерем в кафе «Аргут». Разгрузились и походили порог для съемок на разгруженных катамаранах, обнося их за порог вверх по левому берегу. Здесь уже стояли москвичи и новосибирцы, проводящие сплав по Катуни. Порог Ворота попроще можно пройти под левым берегом, где слив представляет слаломную трассу между огромных камней и распределен на более длинном участке, т. е менее мощен.

3.08. Проснулись с мыслью, что до поезда осталось всего два дня. Риск пролететь очень велик, так как составляющих на благополучное прибытие к поезду все меньше. Кроме того, давит второй аргумент - алтайских извозчиков - встретить нас с претензиями. Приходит решение идти до Ини и искать транспорт. Поскольку решение окончательно сформировалось, то этот день посвящен отдыху в кафе Аргут, во время которого отремонтировали каяк, все перестирали, еще несколько раз прошли порог Ворота, в том числе и без средств сплава.

4.08. До Ини от стрелки с Аргутом шли около трех часов. Причалили в промежутке к кампании местных жителей у какого- то большого села на левом берегу Катуни, справились о возможности подъезда на машине. В ответ они предложили выпить. С трудом отчалили, так как приглашение было настойчивое, а в этой честной кампании несколько человек были настроены весьма агрессивно в своих приглашениях. Прошли Чую, впадающую справа, как показалось, совершенно беспомощным ручьем. Помнится, в 85-м при впадении Чуй в Катунь было довольно мощное улово и мы сильно напрягались, выходя из него. Теперь что- то не заметили... В Ине были около 13-30. Причалили на правый берег у круто падающего ручья в каменном ложе с тремя деревьями на небольшой площадке, сразу после второго моста через Катунь. Светило солнце, мобильники дружно отказывались выйти в молчаливый эфир и нам пришлось бежать в поселок в поисках связи. Есть такая связь, сказали нам! Это - почта «на дому». Точный адрес сказать затруднительно, но нужно перейти через тракт, выйти на вторую улицу, идущую параллельно тракту, там есть дом с собакой во дворе (скорее всего, дворняжка). В пристройке типа «сарай» телефон и тетя при нем, скажет код, возьмет денежку. За небольшую плату мы дозвонились менеджеру таксокомпании в Барнауле (тот, что организовал нам заброску в Чибит) и договорились на доставку нас в Барнаул. Ждали машину непосредственно у моста через Катунь, изредка посещая местные достопримечательности в виде ларьков и вспоминали вкус давно забытого пива. Путь к ларькам пролегал мимо разрушенных не столько временем, сколько бесхозяйственностью домов- бараков и грандиозного памятника В.И. Ленину. Что удивительно, сколько раз мы не повторяли попыток посещений ларьков, у подножия В.И. на каменном постаменте всегда были посетители - правда, шерстяные и четвероногие. Менялись только их количественные и высотные характеристики. Около 22 часов начался противный дождь и едва мы успели вытащить тент - подъехала газель.

5.08. Благополучно добрались до вокзала, пробрались в поезд, однако заранее поместили весь негабарит в «спецвагон». Освободившись от рюкзаков смело гуляли по площади до отхода поезда. Теперь оставалось одно - убедить МКК, что за наши страдания «пятерки» мы достойны.

6. Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут, на наш взгляд, представляет собой несколько усложненную "алтайскую пятерку". Это вызвано непривычно быстрой и с малыми возможностями для чалки водой. В этой части Шавла похожа на р. Паравани, где чалки также частенько заканчивались аварийной выброской на прибрежные деревья. Шавла отличается изобилием завалов, из-за чего прохождение некоторых порогов носит явно авантюрный характер, особенно по большой воде (например, «Эшафот»). Классические пятерки, такие как Китой, Снежная с Темником, Чаткал без «Водопада» и «Харкуша» позволяют несколько расслабляться в уловах и полуспокойных шиверах Здесь, на Шавле присутствует постоянное напряжение поиска чалки, необходимости сплошной разведки, продирания через кусты с опасением подхватить энцефалитного клеща. Мы пошли на Алтай только потому, что хотели отдохнуть от холодных Саян и не менее прохладного Кольского. Но все же этот маршрут:

• Красив и при желании осматривать окрестности из седла - возможна конная заброска, в том числе и от Чибита, нужно только терпение в поиске лошадей;
  • продуктами можно запасаться с расчетом их пополнения в п. Иня (то есть, минус 4 дня от общего количества);
  • предполагает большое разнообразие в смене впечатлений от самой воды в трех реках - Шавлы, Аргута, Катуни;
  • возможности варьировать пешеходной частью как хочется: от 15 км, если заехать на колесах за перевал и добрая сотня, если идти от Чибита и прибавить радиалку на Шавлинские озера;
  • тепло.
К минусам можно отнести:
  • Грибов не ели (и даже не собирали);
  • рыбалки нет (ловить пытались);
  • при заброске от Барнаула жесткая конкуренция водителей, доходящая до напряженного общения с ними;
  • плохо с поездами и билетами;
  • по р. Шавла площадки для лагерей как правило близко к урезу воды. Опасно.

Группа справилась с задачами, которые ставила перед собой на маршруте и несмотря на то, что в составе судов был каркасно- надувной каяк, все суда в полном составе влились в последнюю реку маршрута- Катунь. Однако, каяки с мягкой оболочкой брать не рекомендуем, к такому сплаву можно относится только как к водному мазохизму. Если группа берет в маршрут катамараны- двойки, то желательно, чтобы их объем был достаточно большой, а по конфигурации - с «пузатенькими» носами. Они как-то лучше управляются и должны быть достаточно надежны в преодолении таких порогов, как Эшафот - скоростная струя в резких сбросах то одним, то другим баллоном и Атланты-просто мощные бочки через все русло. Для прохождения порога Атланты на р.Аргут достаточно иметь схоженный экипаж и с нормальным запасом плавучести суда. Вдоль левого берега можно пройти, где- то даже постоять в середине порога. Из-под лева выходное горло проходится вместе с водой, до прижима правого берега достаточно далеко. Нам было жаль, что у нас не было времени ни на разведку, ни на организацию страховки, съемок и т.д. После порога Атланты на правом берегу хорошее место для стоянки, много дров. Будет время - нужно встать и нормально обрабатывать порог.

7. Лоция рек в марштуре

Лоция р. Шавла, выполненная по отчетам рук. Лебедева В. И (1999 год) и рук. Айбатулина (2001 год).

Разделения на препятствия довольно условно. Начало сплава от стрелки р. Шабаш и р. Шавла.

Условные обозначения: Ш- шивера, П- порог, ЛП- левый поворот реки, ПП- правый поворот реки. Ч- чалка, ЛБ- левый берег. ПБ- правый берег.

1. Ш 200 метров с прижимом к ПБ. Первый уч-к 100 м плавный ЛП, слева галечная отмель. Второй уч-к 50 м в правой протоке у лесистого острова. Завершает 50 м. крутой ЛП с прижимом к ПБ. После прижима 300 м быстротока на прямом уч-ке. Возможны завалы. Далее в левой части струи большой камень, после которого ПП. Через 200 м крутой ЛП с разбоем. У слияния проток на ПБ скала 3 м высотой «Артыбаш». Чалка за Артыбашем к ПБ. Впереди -

2. Порог «Пунктир». Протяженность 250 м . на слабом ЛП. Просмотр на возможность завалов по ПБ.

3. Порог «Шлагбаум» 150 м условно отделен от "Пунктира" Ш 50 м. Во входной части у ПБ небольшой островок. На плавном ПП слив с обливников. Разведка но ПБ. На ПБ хорошая стоянка. Ш 50 м. Затем 100 м быстротока.

4. Порог «Эшафот» 300 м длиной. Две ступени. На заходе ряд узких сливов па плавном ПП. Далее два слива более 1,5 м на уч-ке 50 м, разделенные рядом бочек и сливов через обливники. За вторым сливом первая ст. кончается. Вторая ступень - на ЛП с прижимом к завалу н а ПБ и выходная III. За порогом на ЛБ хорошая стоянка. Быстроток 150 м, шивера- перекат 200 м. На ПБ после переката хорошая стоянка. После переката простой участок быстротока 800 м.

5. Ш. «Зета» 700 м. Начинается грядой обливников, расположенных поперек русла, через 100 м разбой. Левая протока резко поворачивает влево и через 150 м имеет участок с резким ПП, а затем ЛП, который расположен у слияния проток. После слияния следует ПП и за ним быстроток с большим уклоном 350 м. На некрутом ЛП чалка к ПБ перед порогом "Мономах".

6. Порог «Мономах» 300 м. После заходной Ш ряд мощных сливов на плавном ПП. Прямой уч-к 30 м, раздвоение русла. На входе в Л - завал. На входе в П - прижим к островной отмели. В начале II протоки в центре большой обливняк с мощной подушкой и сбросом 1 м (шапка Мономаха). За ней - 100 м быстротока до ЛП. За ЛП выходная Ш 50 м с навалом на зубья у ЛБ. На ПБ хорошая стоянка. Перекат. За перекатом 100 м на ЛП.

7. Порог «Трек» 70 м. На ЛП остров с малозаметной правой протокой. ПБ на повороте - болото. Здесь прижим к завалу, затем прижим к камням. Основной грек на ПП, который начинается сразу после ПП. Разведка с ПБ.

8, 9, 10. Каскад порогов «Сувак» После П 7 на ПП участок 1,5 км - надводные камни, сливы, валы. Возможны завалы! Через 350 м ПП разбой. Основная протока Л. Через 600 м после разбоя на плавном ЛП начало входной Ш в… (разведка П-1 1 и П 12 сразу по Л Б отсюда).

11. Порог «Тройной» 200 м. Начинается заходной Ш за плавным ЛП. Ш заканчивается подковообразным сливом 1.5 м перед ПП на 90 град. За сливом через 10 м камень в центре русла, основная струя идет слева. Правая заперта небольшим надводным камнем. Кончается порог небольшим галечным островом на ПП. Сразу за П 11- П 12.

12. Порог «Калибр». Через 30 м за галечным островком первые ворога со сливом 1 м и пенным валом. Сразу за ним - Ч к ЛБ в улово. Место для стоянки. Еще через 30 м вторые ворота из больших камней: Л примыкает к берегу, а П в правой трети русла. Есть проход вдоль ПБ около 4 м. Воз можен завал! За вых. Ш следует некрутой ПП и через 100 м разбой. Протоки равнозначны. Проход по Л. За слиянием Ш 50 м. Ч на ПБ напротив Л притока Кмурглу-Оюк, перед длинным лесистым островом. Спокойный участок, место для стоянки.

13. Порог «Осыпь» 250 м. Начинается па плавном ЛП в 350 м за устьем Кмурглу- Оюк за длинным островом. ПБ - осыпь. Порог-струя с пологими сливами и косыми валами. За пор. 100 м быстротока с валами, переходящего в Ш-П. Разведка по ПБ.

14. Ш-П 150 м. Струя постепенно сжимается валунами и образует ряд узких сливов высотой 1 м. У ПБ каменный мешок с запалом. За сливами Ш упрощается, начинаются разбои. После слияния проток Ч в улове ПБ.

15. Порог «Уйгур». Вместе с заходной Ш длина 1,5 км. Ориентиры: небольшой правый приток после зигзагообразного уступа реки вправо, в русле большие надводные камни. Ч на ЛБ ниже притока и песчаного обрыва на ПБ. Начало порога за 3 разбоем после Ш-14. Порог начинается мощной Ш 600 м. Основной вывал камней длиной 150 м и начинается после островка у ПБ. Узкие извилистые проходы между глыбами. Очень большой уклон. По малой воде непроход. Конец порога перед осыпью ПБ. Здесь быстроток 100 м . Разведка и проводки по ЛБ, место стоянки но ЛБ ниже П.

16. П-Ш 150 м. Начинается за осыпью ПБ через 100м после П 15 створом из камней с проходом не более 5 м на плавном ЛП. За створом Ш 100 м. В конце Ш- разбой. П протока мелкая. Далее трек па ПП огибает остров. За островом Ч к ЛБ для просмотра П 17, 18.

17. П «Батут» 150 м. Начинается большими надводными камнями у ПБ. Осн. струя по центру, два узких слива. В конце П навал на обливник ("Батут"). Затем 30 м спокойно. Чалка на ЛБ. Сразу после ЛП два несложных слива. Впереди разбой. За слиянием проток после короткого быстротока порог "Тушкем" На быстротоке Ч на Л пли ПБ. Возможны завалы.

18. Порог «Тушкем» («Падающий») 400 м. Заходная Ш 100 м на прямом уч-ке после ЛП и слияния проток. Далее трек вокруг двух островов. Сначала на крутом ЛП мощный слив 1 м затем через 20 м прижим к валунам ЛБ на крутом ПП. Валы, бочки. За вторым островом, после 50 м спокойной воды мощная Ш-П. Через 150 м закрытый ПП с узким сливом у ЛБ и камнем- батутом в правой трети русла. За поворотом на уч-ке 200 м, ряд сливов через гряды камней. В конце уч-ка справа галечная отмель, еще через 50 м разбой. В П протоке 300 м спокойной воды до Ш 19. Река становится шире, вероятность завалов уменьшаемся, появляются спокойные уч-ки, но река становится мощнее.

19. Ш 400 м. перед впадением Л притока – р. Ак- Оюк. Начинаемся после ЛП. Крутые сливы поперек всего русла. На ЛБ у притока небольшое место для стоянки.

20. Порог "Лесная труба". 600 м. Начало на ПП через 50 м после притока. Русло сужается. Валы, сливы, прижимы к камням. Возможны завалы. Проход но основной струе.

21. Ш «АК-Оюкские кудри». Сравнительно несложный уч-к 1 км. Начинается после разбоя на ПП. За ПП в русле большие камни. Есть чистые проходы слева. Через 100 м. ЛП, затем ПП. За ним прямой уч-к до скальной стенки ПБ.

22. Прижим к бому ПБ. Около бома несложная Ш. Через 200 м крутой ПП с прижимом к камню ЛБ. Кще через 50 м. русло делится на две равнозн. протоки, где могут быть завалы. У слияния проток через 300 м на ПБ осыпь. Река делает ЛП и входит в своеобразный лесной туннель, где очень возможны завалы.

23. Ш-П 100 м. Начинается большими обливниками в струе. Ключевое место – узкий слив (4 м) между камнями.

24, 25, 26. Ш на уч-ке 2 км. До устья правого притока р. Баксары. Можно идти сходу, но есть опасность завалов. За 200 м до притока у ПБ галечные острова, удобные для Ч. Баксара впадает несколькими рукавами между островами. В этом месте Шавла делает плавный ЛП. В устье р. Баксары отличное место для лагеря. На ПБ избушка охотника.

27. Ш 250 м. Начинается через 100 м после устья Баксары на крутом ПП. Сливы, бочки. Затем русло расширяется и через 100 м по всему руслу разбросаны камни. От Баксары до Л притока р. Кара- Окж по ПБ проходи скотопрогонная тропа.

28. Каскад Ш перед устьем р. Кара – Окж 1 км. Начинается сразу за П 27. Практически, его продолжение. Валы, подводные камни 300 м. В конце этого уч-ка ПП с несильным прижимом к большому камню у ЛБ. Затем идет ЛП. Через 200 м крутой ЛП, за которым начинается Ш 200 м. Вдоль ПБ надводные камни. Ч для просмотра па ЛБ перед устьем Кара-Оюк. Скотопрогонная тропа на ПБ заканчивается у бома.

29. П 600 м. Начинается за устьем Кара-Оюк быстротоком с большим уклоном. Заканчивается сливом 1 м. Далее второй уч-к - разбой через 100 м от слива. В левой протоке узкие проходы, требующие маневра. Правая - и конце мелкий перекат. В обоих протока возможны завалы. За слиянием проток горка с узким сливом 1.5 м. Разведка по ЛБ. далее быстроток 800 м.

30. Ш-П 400 м перед П "Кечу". Начинается через 50 м. после ПП. ЛП. После ЛИ в русле лежат надводные треугольные камни, образуя широкие ворога. Ниже в правой части русла ряд пологих сливов до 1,5 м через обливники. Разведка по ЛБ.

31. П «Кечу». Мощный, с большим падением. 300 м. Ориентир: многолетние завалы на камнях у НБ и на галечном островке в середине русла. Обе протоки могут быть перегорожены бревнами. Л протока упирается в гряду камней с ЛБ. Правая- горка с мощными сливами. Это- первая ступень порога. Далее валы вдоль ПБ, который из осыпного переходит в скальный бом. Через 50 м после ПП вторая ступень, здесь поток идет между бомом справа и валунной отмелью слева. В струе обливники. а в конце навал наскальный выступ ПБ. Струя резко скачет влево через обливники. образуя валы 1 м. Разведка по ЛБ. Ч на ЛБ сразу за П. Есть стоянка.

32. Порог «Боливар». 400 м. Начинается сразу за П 31. Первый уч-к 200 м до крутого ЛП слалом-гигант между большими бочками. На ЛП русло сжато большими береговыми камнями. После ЛП 200 м выходная Ш. Кончается П у бома на ЛБ на ПП. Разведка П по ЛБ.

33. Каскад Ш. 800м. в районе устья левого притока р. Бельсу. За бомом в конце П 32 спокойный уч-к 150 м. Далее разбой. Возможны завалы. Основная протока левая. На ПБ бом. ЛБ крутой. Тропа разведки забирает вверх. Конец III на ЛП. Через 300 м. следует Ш-П в устье р. Бельсу 150 м. Она начинается крупными надводными камнями в правой трети русла. Через 100м. остров. Завалы. За слиянием 100 м быстротока и снова разбой. Правая протока основная. ПБ бом. Левая протока маловодна в туннеле из нависающих деревьев. Далее Ш 100 м. За первым островом место для стоянки на ЛБ.

34, 35. Прижимы к скальным бомам на Л повороте. Первый следует сразу за П 33 (после правого поворота разбой за слиянием проток, а через 50 м прижим). Второй прижим аналогичен первому через 300 м.

36. Порог с завалом 250 м. После второго прижима за плавным поворотом виден огромный бом ПК. У бома крутой ЛП со сливами и бочками. Далее П 100 м. Мощные бочки в правой части русла. В конце П обломок скалы у ПБ с многолетним завалом на нем (сплаву не мешает) В струю с завала свисают бревна. Проход чистый. Затем быстроток и прижим на ПП. Далее до некрутого ЛП идет Ш 100 м. За ней длинный уч-к спокойной воды: плавные ЛП. ПП. ЛП. На следующем ПП бом па ЛБ. За бомом чалка к ЛБ для разведки П 37 По ПБ идут сплошной цепью Сайлючемские бомы.

37. П «Лестница» 500 м. Ориентир: Бом па ЛБ на ПП. Две ступени. Ш перед крутым ЛП, сливы с каменных плит и прижим к ЛБ. Вторая ступень юрка на ПП с камнем посреди русла в конце П. Далее 200 м относительно простой воды. Разведка П по ЛБ. За П 37 уч-к с Ш на ЛП. Через 100 м остров, проход по Л протоке. Через 100м после слияния проток на ЛБ бом 100м. Около бома галечный остров. Ч к ЛБ возможна в конце бома. Внимание! Через 300 м П Неустроева, разведка обязательна. Последняя чалка в 150 м после бома в завальчике у Л Б.

38. П Неустроева 150 м. Начинается на плавном ЛП с заходной Ш 100 м. ПБ – скальная стенка высотой 25 м, ЛБ переходит в осыпь. Основная часть порога на плавном ПП - падение 5 м на 70 метрах сливами по 1,5- 2 м. После последней бочки навал на камень. За П мощная Ш с перекрещивающимися струями 100м. За III на ЛБ отличное место для стоянки.

39. Прижим к ПБ. Сразу за Ш. После нее место для Ч к ЛБ (стоянке).

40. П в 200 м ниже Ш 39 в правой основной протоке.

41. П 150 м за ЛП через 300м после 40. ЛБ высокий бом. ПБ пологий. В центре русла большие обливные камни. Слева от них мелко, а справа струя подкручивается обливниками. Конец П перед ПП.

42. Ш-П. Начинается сразу за ПП после 41. ЛБ лесистый, бом несколько отступает вглубь. ПБ осыпной, переходящий в 10м бом. Вход - 50 м струя с валами, затем разбой вокруг островов. Основная протока Л. В ней каскад мощных сливов. В П протоке крутой ЛП прижим к камням ПБ и на повороте слив около 1.5 м в узких ворогах.

За 42 после ЛП уклон уменьшается, справа незаметно впадает р. Ачик. Бомы еще продолжаются, в основном, с правого берега. Прижимы следуют один за другим. Затем река выходит из скальных берегов, русло расширяется, скорость течения падает Река заметно упрощается, но местами встречаются крутые валы и прижимы. Появляются разбои, в некоторых протоках завалы. На ПБ кошара, за ней деревянный мост. По берегам луга с высокой травой. Перед Аргутом с ПБ - красивые гроты. Рукава, много завалов. Горы отступают и скоро бирюза Шавлы растворяется в мутном Аргуте.

Лоция р. Аргут (от стрелки р. Шавла до устья р. Аргут)

Р. Аргут – правый приток р.Катунь. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м3/с, площадь бассейна 7000 км 2 (из них 300 км 2 ледников). На участке от впадения р.Шавлы до устья проходятся препятствия т.н. «Быстрого Аргута». Длина 30 км , средний уклон 3 м/км. Скорость течения около 12 км/ч . Большинство препятствий можно идти сходу. Наиболее сложный и опасный порог участка – «Атланты».

Уровень воды – ниже среднего.

43. Порог «Лесной остров». Расположен в 20 мин сплава от устья р. Шавлы. После правого поворота с левого лесистого берега впадает приток. В пороге правый берег – скальная стенка, левый – валунная осыпь. В пороге валы, проход вдоль левого берега.

44. Порог «Туганский». Находится в 20 мин сплава за пр. 43. Ориентиром является скала - призма у скальной полки левого берега. В пороге обливные камни и валы. Проход вдоль правого берега.

45. Слив «Лас». Расположен в 15 мин. Сплава за пр. 44 в устье р. Етугол. Группа омытых береговых камней напоминающих лодку Лас. В пороге высокие валы. Проход по центру по основной струе.

46. Шивера «Z». Расположена сразу за пр. 45. В русле перед левым поворотом – плоская столообразная скала, далее на поворотах – два мощных слива. В конце большие валы.

47. Шивера «Две отмели». Расположена в расширении русла на прямом участке за пр.46. Отсюда хорошо просматривается поворот долины Аргута направо (на север).

48. Каскад порогов «Тихоня». Длина препятствий более 2.5 км. Начинается на крутом правом повороте. Русло сужается. Левый берег - осыпной, правый - крупновалунный. В середине порога берега скальные. Заметно увеличивается уклон. В русле большие надводные и обливные камни. В сбойках струй - хаотичные валы до 1.5 м. Между отдельными препятствиями в каскаде - участки быстротока, возможные для чалок. Наиболее сложная и мощная часть порога находится в конце каскада. Ориентиром этой ступени может служить некрутой левый поворот русла. С правого берега длинная коса камней, оканчивающихся крупными валунами. В правой трети русла валунная подводная гряда. Ближе к левому берегу от нее огромный полузатопленный камень. В этом месте в пороге два мощных слива по 2 м, за ними идут валы 1.5 м. Река делает некрутой правый поворот. В этом месте по центру русла идут мощные прямые валы высотой около Зм. Чистый проход вдоль правого берега позволяет миновать сливы и валы.

За порогом 3 км спокойной воды. Затем становится видна скалистая долина правого притока р. Сато-Кулар. На правом берегу расположены строения кошары. С правого берега идет отмель со стоячей водой. Отсюда видны скальные ворота пор. Атланты. Чалка к правому берегу.

49. Порог Атланты получил свое название из-за причудливых прибрежных скал напоминающих фигуры мифологических героев. Этот порог наиболее серьезный в нижнем течении Аргута. Начинается он разгонной шиверой, перед скальным сужением. Далее эта шивера идет в скальном коридоре практически до впадения правого притока р. Сато-Кулар. Идут сплошные огромные косые валы. В левой трети русла находится большой обливной камень. Справа от него основной поток падает каскадом сливов смощными пенными бочками, а затем идет сильный навал воды на скальный выступ правого берега стискивающий поток. При низком уровне воды отбойного вала нет, основная струя уходит под "балкон". Здесь в скале промыты вертикальные колодцы, в которых крутится вода. На этом порог кончается. Тропа осмотра и обноса идет по правому берегу. В конце порога ( за скальным сужением ) на правом берегу отличная стоянка.

50. Шивера «Дикая». Начинается через 200м за пр. 49 на левом повороте. На входе большие обливные камни. На выходе валы более 1 м. Разведка по правому берегу.

51.Порог «Игольное ушко». Расположен сразу за пр. 50. В русле обломки скал, "поганки". Разведка по правому берегу.

52. Шивера «Ленивая» около 1 км. В русле камни, пологие валы. Течение не быстрое.
К ончается перед плавным левым поворотом.

53. Порог «Ворота». Находится на плавном правом повороте. Начинается с разгонной
шиверы. В конце скальное сужение - плотина. Русло сужается до 20м. За сливом серия
мощных косых и прямых валов высотой более 1.5 м . Разведка по левому берегу. Через 200 м после порога - устье Аргута. На левом берегу после пор. Ворота (на стрелке Аргута и Катуни) находится музей туристских поделок.

Лоция р. Катунь (от устья р. Аргут до поселка Немал).

Уровень воды ниже среднего.

Наличие и сложность препятствий сильно зависят от уровня воды. Указаны только основные препятствия, присутствующие на реке постоянно. Из-за большого километража и большого расстояния между отдельными препятствиями на р. Катунь, ориентироваться на реке приходится только по населенным пунктам и отдельным притокам. Рекомендуем ориентироваться не по описаниям препятствий, а по схеме реки с километровыми отметками (см. Приложение).

Скорость движения при минимальной гребле 10-12 км/ч.

До пос. Иня на р.Катунь серьезных препятствий нет. Однако приходится быть внимательным, чтобы не попасть в мощные бочки за отдельными надводными и обливными камнями.

В пос. Иня два автомобильных моста высоко над водой - старый и новый. Сам поселок с воды плохо виден.

Уезжать с р.Катунь можно из поселков Иня, Чемал, Сростки.

54. Пор. «Ининский». Расположен в районе пос.Иня. Порог образован в результате взрывных работ. Валы, отдельные бочки. При низком уровне воды сложности не представляет.

Перед пор. «Ильгуменский» тракт отходит от реки. На характерных зигзагообразных участках реки шиверы с валами до 1,8 м и бочками до 1,5 м.

55. Пор. «Ильгуменский». Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б. Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога. Порог - сужение русла, берега из крупных темных валунов. На входе слив: справа около 2, 5 м , слева около 2 м и более пологий. Далее струя с валами до 2,5 м, в конце порога у левого берега бочка 1,5 м. Просмотр по правому берегу. Порог очень фотогеничный.

56. Шивера за правым притоком р. Айлагуш. Валы.

До устья р. Кадрин простые шиверы. Степь постепенно кончается, начинается сосновый лес.

51-61. Пор. «Кадринская труба». На протяжении нескольких километров после устья р. Кадрин серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2 м. На плесах между сужениями мешанина из поганок. Во второй половине много хороших стоянок.

68. Пор. «Мешок». Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые "поганки".

После порога виден скальный остров. После него через 400 м впадает правый приток Кузюр. Затем после левого поворота сужение долины и видны светлые осыпи на левом берегу. Это ориентир пор. Шабаш.

69. Пор. «Шабаш». Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скалы на правом.

Первая ступень на правом повороте. На входе валы, бочки до 1,5м. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2м, слева косые бочки до 1,5м, справа чисто. На выходе валы до 1,5м.

Вторая ступень через 300м после первой. На входе слева бочки до 1,2м, сливы через плиты; справа слив 1,5 м с жесткой бочкой, под которой просматриваются камни; по центру чистая струя с валами до 2 м. В конце порога один вал периодически превращается в пульсирующую бочку. Проход по центру по основной струе. Просмотр по правому берегу. После первой ступени возможна чалка на правый берег. Единственное место для стоянки на пороге - между ступенями, за большим утесом на правом берегу.

70-73. Валы. В русле отдельные камни.

74. Пор. «Каянча». После левого притока р. Сумульты примерно через 3 км. Сужение в скальных стенках, валы до 1 м, аналогично предыдущим шиверам. За ним подвесной пешеходный мост. Прохождение с хода.

75-88. Далее после правого поворота с бомом слева - 2 шиверы с валами до 2-2,5 м. Аналогичная шивера в районе устья р. Байтызем. Пор. «Аяла». На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,2 м. Прохождение схода. До устья р. Карасу шиверы с валами и отдельными бочками до 1-1,2 м.

89. Пор. «Тельдекпень-1». В 1 км до порога справа впадает р. Эдиган. Начинается разгонной шиверой на правом повороте, с пирамидальными валами до 1,8 м. После нее плес 150 м с большим уловом и песчаным пляжем на правом берегу. За ним ближе к левому берегу скальные ворота - вход в порог. На входе слив в воротах, валы до 1,5 м. Далее в каньоне со стенками 5-8м "поганки" и водовороты. Через 300м еще один слив, за ним мост, опять "поганки". Просмотр по правому берегу. Прохождение со взаимной страховкой с воды. За порогом берега крутые, подойти к воде сложно.

90. Пор. «Тельдекпень-2». В конце прямого участка за пор. 89. Ориентиры: справа устье р.Чеба; за ним левый поворот с пологим каменистым левым берегом. Порог начинается от этого поворота. Аналогичен предыдущему, но мощнее него. Справа сухая протока. В основной протоке справа обломок скалы, слева горка с валами, поганками и воронками, далее мощные "поганки" в скальных стенках 6-10 м.

Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Прохождение со взаимной страховкой с воды.

91. Шивера. Валы.

92. Порог. Примерно через 5,5 км после впадения р.Бийка скальный коридор длиной 200м. Мощная струя наваливает на правый берег.

93. Пор. «Еландинский». Ориентиры: стенка справа, устье р.Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале правого берега вход в шахту и старые отвалы. В центре порога скальные выходы. Правая протока узкая, но пройти можно. Основная протока левая. Валы до 2,5м. За порогом едостроенная Катуньская ГЭС.

94. «Чемальская труба». Начинается за правым поворотом перед устьем р.Чемал. Сужение в скальных стенках высотой до 8-10м, на входе слив 0,8м с бочкой 0,8м, далее мощные "поганки". В устье р.Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить маршрут. Пос.Чемал является климатическим курортом. На р.Чемал расположена Чемальская ГЭС.

8. Приложения

Отчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  ИняОтчет о туристском путешествии (водном) пятой категории сложности по маршруту: г. Курчатов - г. Москва- г. Барнаул - пос. Чибит - пер. Орой - р. Шавла (сплав) - Р. Аргут- р. Катунь - пос.  Иня