17 января 2013
Год путешествия: 2001

Источник: "http://www.easyall.narod.ru/" rel="nofollow"

Хотя все изложено от первого лица, но голов у "Змея Горыныча" три, из них две уже умеют писать и читать, а третья только начинает учиться, но языката - за всех троих.

"Африка опасна,
Африка ужасна,
Не ходите, дети,
В Африку гулять"

К. Чуковский

День первый (точнее первые сутки)

Отчет о водном походе по Ладоге: Сортавала - СортавалаПервая стоянка на о. Хавус

О составе группы: Татьяна, Степан(5 лет), я, наш друг Леха, по прозвищу Кэп, его то - ли жена, то - ли просто его женщина Света и Светкина подружка Оля (обе филологи, к.ф.н.).

Маршрут (планируемый): Сортавала - Лахденпохья - Приозерск.

Все началось с того, что я заранее забросил в камеру хранения на Финляндском байду, с напиханными в нее консервами. Стандартный вес оболочки по паспорту - 28 кг. После добавления туда банок, спасжилетов и т.д. мешок стал неподъемным. Телега, как ни странно, выдержала. Стартовали мы с Финляндского в 18.45 и доехали к 22.00 до остановки 148 км, упали недалеко от платформы, за кустами. Ночь выдалась весьма беспокойная, т.к. любители туризма из молодежи с шумом и воплями поджидали своих товарищей до последней электрички из Питера. Шум и гам закончился около 2 часов ночи. Впрочем, кроме этого, нам ничем не докучали.

Хохма наших железных дорог: электричка, которая согласована с дизелем до Сортавалы, идет почему-то от Сосново, а никак не от Питера, что само по себе забавно. В шесть утра мы бодренько поднялись, собрались и выскочили на платформу к 7-00. Почти вовремя подошла электричка, и мы через 10 минут оказались в Кузнечном у дизеля. В вагон заскочили без проблем со всем барахлом.

За 3 часа поездки успели выспаться. В Сортавалу приехали в 10.30. Я остался с Татьяной и Степой на вокзале, он там маленький, но чистенький, а Кэпа с его барышнями отправили смотреть место для сборки байдарок. Где-то через час они появились с весьма отрадной новостью, что место найдено и оно недалеко. Взваливаем рюкзаки, поднимаем телеги и начинаем движение в сторону воды. Когда до площадки оставалось метров триста, раздался хруст, и я увидел, что одно из колес моей телеги, не выдержав превратностей судьбы, лопнуло. Хорошо, что на телеге установлено 4 колеса, по паре на сторону. Второе уцелело, что и позволило (хотя и зигзагами) добраться до места. Место для сборки и впрямь оказалось ничего (у спортивной школы под горкой, недалеко от лодочных причалов) Потихоньку раскидали барахло, собрали лодки, загрузили. Пока собирались Лехины барышни сходили в магазин и докупили то, что им полагалось купить по раскладке. С этого все и началось: надо было купить 7 буханок хлеба, а эти филолухи купили 4, решив, что зачерствеет и будет несъедобно. Выяснилось это тогда, когда было уже поздно (ну, как обычно!). О спирте или водке они вообще не побеспокоились, трах-тарарах!

Пока стояли и собирались, аборигены нас предупредили, что волна в Ладоге высокая. Но ветер был вроде бы нормальным, и мы решили не паниковать.

16.30 - ура, мы на воде! Опробовали новое дополнение - юбки. Это кусок непромокаемой тряпки, внизу по эллипсу - резинка, довольно тугая, сверху липучка. Это изобретение застегивается на себе липучкой, а резинка охватывает закраины очка в байдарке. Штука весьма удобная, если уметь пользоваться. Ну, в общем, к концу похода мы научились. Да, в юбке шибко не подергаешься из стороны в сторону. Ветер был в корму, волна не очень высокая. Мы начали выгребать в сторону Ладоги. Только вышли из шхеры на простор волны, как Степа заявил, что хочет писать. ЧУВСТВО МОМЕНТА НА ВЫСОТЕ! Мы с Татьяной ругнулись, и тут же порадовались, что у нас не девочка. В общем, картина Репина: лодку несет ветром, я ее удерживаю по волне, мамка, расстегнув на себе юбку, держит за шкирку ребенка, ребенок писает, попадая то в воду, то на корпус лодки. Кое-как управились, решив, что еще такой финт и надо будет брать памперсы. Греблось с отвычки тяжеловато (в тот год это был первый выход на воду). К счастью ребенка укачало, (все- таки проснулся в этот день в 6.00) и вскоре он заснул. Это было видно по откинувшейся и болтавшейся в такт качке голове.

Гребли в основном по ветру, позже оказалось, что это был единственный день, когда волна и ветер были попутными. Смотрю, вешки появились на воде какой -то хитрой формы, наверное отметки фарватера. Мы с женой, как самые ушлые, двинулись по краю фарватера. Позднее оказалось (дуракам везет!), что там до сих пор ходят "Ракеты" на Валаам. Ходят нерегулярно, при волне и ветре их вообще еле слышно (кто оказывался рядом с этим чудом техники, знает, чем это грозит). Кстати, от Валаама от Сортавалы 30 км, его даже видно в ясную погоду.

Ветер и волнение усиливались, направление сзади и справа, но лодка держалась хорошо. На открытых участках скачка с волны на волну или легкий слеминг. Немного страшновато, в такое волнение мы еще не попадали. Часам к семи решаем искать стоянку, ведь для первого дня вполне достаточно. Минуем скальную стену и решаем, что за мысом будем искать площадку. Остров называется Хавус. Зайдя за мыс - обнаружили небольшую бухточку, куда и приткнулись. Стоянок хороших не обнаружили, Лодки вытащить тоже негде. Решили, что перекусим и прогребем за следующий мыс этого же острова. Барышни искупались, пока готовился перекус пошли пастись в черничник. Степа носился по камням, аки горный козел - выспался. Дети легче переносят путешествия. Остров нас прикрывал от ветра, и волны почти совсем не было, но мы ощутили ее при выходе из бухты и огибании мыса. Сто метров огребали 20 минут! Но, как только вошли в следующую бухту, мы почувствовали себя счастливыми: бухта шикарная. Невысокие каменные обрывы образуют почти причальную стенку, в бухте есть островок, который, по сути, разделяет ее на две неравные части. Между островком и берегом Хавуса - протока метров 10 шириной, но очень мелкая. Обошли бухту по периметру и решили, что будем вытаскиваться на камни. Сначала подошел Кэп с барышнями. Высадил их и привязал лодку. Потом подошел я, он подержал нас, и мы тоже высадились. Обнаружились шикарные стоянки с кучей сухих дров. Решено - падаем здесь. По очереди перегнали лодки к сходящему в воду камню и вытаскиваем их на берег. Разгружаемся, ставим палатки. Кэп складывает очаг, к этому у него талант. Дальше ужин и спать.

День второй

Я проснулся часов в 7 утра. Ярко светило солнце и было очень тихо. Вода - зеркало. С места нашей стоянки был виден остров, который, судя по карте, назывался о. Воспоминания. Потом прошла пара моторок, но звук был не слишком громким. Решил пойти половить рыбки. Пока шел вдоль берега обнаружил маленький песчаный пляж, который вчера не заметили. Вода для Ладоги даже теплая. Дошел до маленькой бухты за островом. Посидел с удочкой, но так ничего и не поймал, хотя мелочь крутилась, как в кастрюле с супом. Раз не ловится - пошел обратно к палатке, сложил удочку, взял фотоаппарат и пошел поснимать камни и берег острова. Место оказалось потрясающим: гранитные берега и выше - лес. В граните какие-то невероятные рисунки, чем-то напоминающие "Космос" Ван Гога. В граните встречаются вкрапления мелких кристаллов аметиста и граната (или пирита, он тоже имеет выраженную красную окраску). Камень шершавый и теплый, под утренним солнцем успел нагреться. По нему приятно ходить босиком. Это не вылизанная животами скала на 148 км. Постепенно проснулись почти все наши, кроме Кэпа. Его барышни пошли купаться, я им сказал про пляжик, а потом и мы с Татьяной и Степой пошли сполоснуться. Степа шлепал по камням босыми пятками и норовил попрыгать по камням, а они местами лежат не совсем прочно. Мы со Степой залезли в воду, мамка у нас не любит холодную воду. На краю пляжика нашелся зеленовато-черный камень с почти абсолютно ровной поверхностью - стол столом, только небольшой и слегка треугольной формы.

Тем временем барышни переплыли небольшую протоку и оказались на маленьком островке, который разделяет бухту. Ну, Светка ("старая туристка" - 2 раза в походах была) побродила по нему и вернулась, а вот ее подружки нет. Сначала никто не обратил на это внимания, потом Светка заволновалась и "стала квакать золотую рыбку", "а в ответ - тишина". Начали орать все вместе: Светка, Татьяна и я, даже Степа развеселился и тоже стал подавать голос, только уж слишком звонко -больно уши резало. Результат все тот же. Островок небольшой и представляет из себя этакий каменный пупырь с небольшой каменной отмелью, обращенной внутрь бухты. Я пошел к стоянке - оттуда видна внешняя сторона островка и, наконец-то, увидел заблудшую овцу. Ей, овце, было сказано, чтоб шла в стадо и быстро. Позже выяснилось, что Оля в поход пошла то ли в первый, то ли во второй раз за всю жизнь (мда-а-а). Пришлось объяснять, что находиться надо, по возможности в пределах прямой видимости, а то камни скользкие и все может приключиться. Под наши крики состоялось пробуждение Кэпа. Вылезла из палатки сонная харя, поинтересовалась, чой-то мы голосим, и на этом - успокоилась. Пока готовился завтрак, тетеньки собирали чернику, которой в тот год уродилось видимо не видимо. Позавтракали и решили отдохнуть на острове до завтра. Понемногу поднялся ветер, но не сильный. Зато сдувало всех слепней и выживших в сухости комаров. После завтрака барышни двинулись мыть посуду, а Степа, в том месте, где они занимались мытьем, с громом и плеском ворочал и кидал в воду камни. Некоторые были весьма себе ничего для пятилетнего ребенка. Берите с собой детей, они всегда найдут, чем заняться на потеху себе и толпе. На барышень летели брызги, они пытались образумить детеныша, но помогало слабо. После рыка мамки: "Что ж ты делаешь!?", последовал логичный ответ: "Плотину строю". После чего был извлечен самый большой камень, из всех, брошенных ранее, и кинут в воду. Барышни, между прочим, по профессии педагоги, еле отделались от ребенка. Камни кончились, и мамка увела Степана смотреть на красоты природы и скакать по камням. Заодно и меня прихватили. Мамка показывала интересные кадры, а я их фотографировал. Ольга увязалась с нами, - Татьяна пообещала ей показать место, где с камней можно сразу нырять в воду и так же изводы вылезать. Там сразу у кромки воды камень обрывается в глубину - очень удобно, и брюшко при вылезании не оцарапаешь. Царил откровенно растительный образ жизни. Кэп ремонтировал байдарку, которую не смог подготовить в городе. Загорали и немного гуляли по лесу. Очень сухо, дожди если и были, то небольшие и нечасто - мох хрустит под ногами. В сосновом лесу выделяются можжевельники высотой аж метров 6. Сухой можжевельник приятно пахнет и горит жарким оранжевым пламенем, совсем без копоти. Решили завтра двигаться поближе к Ладоге, прикинули маршрут, вроде успеваем, но часам к 16 - 17 на воде стали появляться "барашки" - не самый бодрящий признак. Татьяна показала Ольге росянку, мне тоже было интересно, я и не думал, что она такая маленькая и плоская. Чуть больше спичечного коробка, если тот положить на широкую сторону. Ольга страшно обрадовалась, нашла у себя что-то вроде косметички цилиндрической формы из прозрачного пластика, и запихнула туда одну росянку на куске мха. Развлекались иногда тем, что ловили мух или слепней и кормили растение. Такого обжорства росянка не знала, видимо, со времен семечка, или как там они размножаются. Степа периодически норовил залезть в воду. Татьяна разрешает ему залезать в теплые лужи на камнях. Вода в них, как парное молоко. Постепенно наступает вечер, ужин, палатка. Если бы мы могли предположить, что это был лучший день нашего похода.

День третий

Встали. Умылись. Принялись готовить завтрак и будить спящих. Спящие встали, искупались и пошли пастись на черничный лужок. Кэп, ворча и пыхтя, собирал шмотки. Из-за расторопности наших спутников вышли только после обеда. Неспокойно было синее море! Пока гребли между островами было почти хорошо, но впереди слышен гул воды и видны пенистые гребни волн. У последнего мыса задержались - решали как выгребать и куда. Протока, в которую мы планировали занырнуть, расположена неудачно, - нам не выгрести бортом к волне. Пошли к о.Лоухисаари. Вот и проверили свою лодку. Степа назвал ее после этого перехода "Попрыгушкой". Брызги, ветер в морду и местами в борт, лодка летит над волнами, просто глиссер, а не байдарка, жалко, что мотор "ручного привода". Очень помогли юбки - сухо, понимаете ли. Детеныш вел себя тихо, видно прочувствовал момент. Переход был около 7 км, а гребли 2,5 часа. Филолухи присмирели слегка и подмокли. Встали на острове. С другой стороны слышен рев Ладоги. Кэп сходил проведать "родную и любимую" (Ладогу конечно) и решил, что сегодня дальше не пойдем, хотя и остров "противный", и стоянки "дурацкие". Сварили ужин, налили всем, даже Степе. Татьяна не хочет в ревущую Ладогу, Кэп уверяет, что завтра будет нормально. Решили встать пораньше, т.к. утром ветер тише.

День четвертый

Встали в 6-00. Быстро поели, собрались, Степу разбудили последним, и практически с миской посадили в лодку. Обошли Лоухисаари, вроде тихо. Вот и Ладога. Волна не менее 80 см. Набор скрипит, волны крутые и широкие, весло едва не выбивает ветром. Татьяна вначале всхлипывала, потом заревела в голос. Пришлось ругнуться, чтобы ребенка не пугала. В такие передряги мы еще не попадали. Случись что, на берег не вылезти, - волны не позволят. Спрятались за маленький островок. Мы идем назад. Кэп ворчит и ругается, но его тетки тоже не хотят тонуть. Обратно гребли как на чемпионате. Как хорошо между островов, тихо, тепло, часа через полтора нашли поляну с земляникой, цветущим лугом, огромным поваленным можжевельником. Все нашли себе дело по душе: кто собирал землянику, кто бродил в лугах, а кто отпиливал поленья от можжевелового ствола. Устроили перекус. Отдохнувшие и повеселевшие отправились искать стоянку. Для этого нужно было выйти из тихого заливчика, пересечь двухкилометровую протоку между островами (с прямым выходом в Ладогу) и под берегом пройти до узкого пролива между островами. Ветер за время нашего отдыха еще больше усилился, волна короткая и крутая. Таймень с тремя дорослыми гребцами еле выгребал, хотя при общих равных условиях даже один Леха делает нас с Татьяной запросто. Наша Вуокса вела себя очень прилично: нас почти не мотало, заливало нас меньше и шли мы явно быстрее. Зелень и камень сливались так, что только чудом, Татьяна углядела протоку (такие протоки мы называем "уховерточные" - узкие и извилистые). У Светки была истерика, она уже не гребла, а только отчерпывала воду. Хотя она сидела вторым номером, волна накрывала даже ее, а у нас только Степку два раза освежило. Протока оказалась мелкой и теплой, согласно карте она вывела нас к широкому месту между островами. Душевных и физических сил искать хорошую стоянку не было и мы остановились сразу на выходе из протоки справа на каменном мысу. Я проскочил немного дальше, но хороших мест не увидел и вернулся.

С дровами оказалось слишком уж не очень - лес лиственный и сушняка немного. Выручил "Шмель" - пожужжал и горячий обед был готов. Пока готовилась еда, успели высушить шмотки и перетаскать их в палатки. Чуть позже, часам к 19.00, прилетела тучка и не одна, а с компанией, поднялся "легкий ветерок", полетели ветки, палки и вода с неба. В лесу раздавался почти топор дровосека и не одного, а целой бригады, на следующий день мы видели результаты этой "порубки". От Ладоги нас прикрывал довольно большой каменный бугор, так что нас задело только краем, а вот на других стоянках с более лысым рельефом народ сушился еще и на следующий день. Вечером поставил сеточку, в надежде, что хоть что-нибудь за ночь попадется. За ночь что-то попалось: порвало сетку, оставило клочья слизи и свалило восвояси. Р-р-р-р.

День пятый

Светит солнце, ветер дует, комаров сдувает,- лафа. Прошли на байде прогуляться. За нашим мысочком оказался прекрасный заливчик (возможно с протокой) с живописными берегами. Прекрасные места для стоянок и ловли рыбы. Около каменной стенки срублена банька, летняя кухня и слип из хорошего финского бруса, двери приперты поленцем, все чисто, ухожено (отмечу, что до Сортавалы 18-20 км). Поели землянички, искупались, половили рыбку. Как день начнется - так и продолжится. День прошел в безмятежном безделии. Филологи читали Степе "Тома Сойера" и ругали перевод Чуковского. Плавали по близлежащим заливам и заливчикам, оказывается народу немало вокруг обитало. Весь день дул ветер, сильный ветер, плохо тем, кто оказался в Ладоге, шумела она как вздорная женщина. Мужская половина строила планы на будущее и пеняла на нехватку хлеба, а женская "отходила" от испытаний, стирала, мылась и поругивала мужиков, которые занесли их сюда.

День шестой

Решили вернуться на Хавус. Два часа против ветра и мы в родной бухте Хавуса. Встали ближе к мысу,- от ветра нас закрывает небольшой островок и собственно сам мыс, а если влезть на горку прекрасный вид на Ладогу и окрестности. Подход к берегу лучше, но у берега в воде много небольших камней и на них выходить непросто: легко можно поскользнуться и осесть в холодную воду. Во время шторма вода со дна поднялась наверх и стала очень холодной. После выгрузки лодки я ворочал камни по колено в воде и, часа через полтора этого увлекательного занятия, получился канал, в который можно поставить лодку и загрузить ее барахлом и людьми. Время от времени приходилось с громким шипением и воплями вылезать на берег - холодно все-таки. Филологи опять собирали чернику для компота. Пока варился обед, мы устроили променад вверх, Татьяна прыгала по камням со Степой. Места весьма живописные. Сосны растут на камнях, покрытых белым и зеленым мхом. К воде остров повернулся крутыми обрывами, вода внизу пенится и шипит. Внизу, сколько хватает зрения вода, острова, протоки, камни, леса и небо. Вечером видели ладожскую нерпу, которая охотилась за рыбой в бухте. Похоже, охота была удачной, т.к. зверь плескался минут 40. Близко к воде мы не подходили - боялись испугать зверюшку, а фотоаппарат в сумерках да с расстояния метров 25 - 30 м без телевика все равно не возьмет. Женщины опять "паслись" в чернике. Вечером того же дня кончились сухари. Тетеньки стали настойчиво намекать, что неплохо бы посетить Сортавалу и затариться хлебом. Где-то на заднем плане сознания стало понятно, что это будет окончанием маршрута.

День седьмой

Довольно долго собирались, и, наконец, вышли. Ветер опять в "морду", ну и черт с ним, потому как в "юбках" водой не заливает, хотя и противно. Только вышли из-за острова, как на встречном курсе углядели блеск весел целого каравана байдарок. Вскоре и встретились. У них было несколько лодок с очень маленькими детьми, да и сам народ не производил впечатления "тертых". Высказали первым лодкам свои впечатления по поводу погоды, они поблагодарили, но пошли сами посмотреть на это. И вот, в одной из последних лодок каравана, сидят две кругленькие тетеньки и интересуются погодой и ветром. Мы честно описываем погоду, на что нам срывающимся голосом заявляютт: "А вы ИМ ЭТО СКАЗАЛИ!". Что-то с ними потом сталось?!

Встречный ветер усиливается, хотя светит солнце. Как только вышли из-под прикрытия острова в широкий разлив увидели, чем пахнет дело: по всему простору ходят столбы дождей и увернуться нет никаких шансов. Шквал, дождь, ветер вырывает весла из рук. Т.к. идем по форватеру, постоянно приходится оглядываться назад, пытаясь углядеть "Ракету". При таком ветре ее неслышно. На два километра уходит часа три. Под конец, нашего ребенка это так достало, что он со слезами заявил: "Пора домой! Гребите к берегу!". Как можно быстрее догребаем и укрываемся за единственным островком от ветра. Передохнули и, в рывке, одолеваем еще метров 300 до берега. Там заросший травой заливчик с теплой водой и рыбачья стоянка. Развели большой костер и все наливаемся "Русским бальзамом". Отдохнув и согревшись, гребем дальше, к Сортавале. В городе высаживаемся на том же месте, где и собирались. Разбираем лодки, сушимся, женщины уходят в город, потом сами идем прогуляться. Запомнилось лицо продавщицы в местном магазине, у которой заросший, диковатого вида мужик (я) спрашивал молока. Лицо другой было проще, т.к. брали водку. Леха со Светкой ушли к станции посмотреть, когда поезд и где можно упасть на ночь. Вернулись ни с чем. Пошли мы с Татьяной, дошлепали до вокзала и за ним обнаружили на холме целое сонмище былых стоянок. Вернулись к шмоткам и потащили их к стоянкам. Поезд рано утром, в 5 с чем-то. Отметили окончание похода и завалились спать. ВНИМАНИЕ! ВОДУ В ЧЕРТЕ ГОРОДА ВЗЯТЬ НЕГДЕ. НА ВОКЗАЛЕ ИСТОЧНИКОВ ВОДЫ НЕТ. НУЖНО ИЛИ ЗАЛИВАТЬ ЕМКОСТИ В ЛАДОГЕ, ИЛИ ПОКУПАТЬ В ЛАРЬКАХ. Дальше, все как обычно: дизелем до Кузнечного, электричкой до Питера. Через 9 часов переступили порог дома. Вечером созвонились с друзьями и через день ушли на недельку под Приозерск, - отдыхать от отдыха.

Не ходите, люди, в Ладогу в августе!