Виды туризма

14 января 2013
Милевский Е. В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 476 0
Руководители: Милевский Е. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5800

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Определяющие препятствия маршрута;
  3. Состав группы;
  4. Общая идея похода;
  5. Варианты подъезда и отъезда;
  6. График движения;
  7. Техническое описание маршрута;
  8. Итоги, выводы и рекомендации
1. Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Район путешествия: Западный Саян.
Протяженность сплава: 198 км.
Общая продолжительность похода: 21 день.
Продолжительность активной части маршрута: 13 дней.
Количество участников: 8 человекa.
Средства сплава: два четырехместных катамарана.
Время путешествия: июль-август 2001 года.
Уровень воды: средний.

2. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Сложность Длина Характеристика Путь прохождения
"Каратошский порог" Средняя 500м Нагромождение камней в русле с четко выраженной быстрой струей в средней части Лавировка между камней по основной струе. Линия движения видна с воды, шли без осмотра
Порог "Калибр" Средняя 200м Русло разделяется на две протоки, левая основная, на выходе слив Проходили по основной струе без осмотра, слив прошли у левого берега
Порог "Максим" Сложный 200м Ориентир – гряда валунов, которая перегораживает всю реку и образует плес, основная струя уходит под правый берег. В начале порога двухступенчатый слив около двух метров. Затем метров тридцать быстротока, за которым начинается нагромождение полуобливных валунов с сильной основной струей примерно по центру. На выходе из порога основная струя уходит к правому берегу Тропа обноса и осмотра по левому берегу. Первый катамаран страховали после слива с левого берега спасконцом и вторым катамараном с воды. Заход на слив почти под правым берегом, сам слив проходили по центру. После участка быстротока шли по основной струе, страховка в конце сложного участка такая же, как и после слива.
"Арыхская шивера" Средняя 100м Стандартная шивера с множеством камней в русле Шли по основной струе с лавировкой между камней без осмотра
Порог "Трон" Сложный 100м Название порог скорее всего получил из-за нескольких огромных подводных валунов по центру реки. Чтобы уйти от них нужно работать в полную силу и если вы на них сядете, то слезать будете долго, сидя как на «троне». По левому берегу перед порогом есть улово. В русле реки много мелких надводных и подводных камней. Скорость течения здесь разгоняется очень быстро и влететь в порог элементарно. Мы остановились в улове чисто случайно для кратковременного отдыха, заодно осмотрев порог. Без осмотра мы думаем, идти будет гораздо сложнее физически, но залезть на «трон» при нашем уровне воды можно только по невнимательности. Линия движения имеет много поворотов и порог требует работать в полную силу. Шли по основной струе по центру. После валунов уходили под левый берег с резким уходом от прижима к валунам левого берега.
Порог "Банный" Средняя 100м Продолжение порога Трон. Много полуобливных камней со сливами до метра с довольно сильными бочками Проходили без осмотра по основной струе с лавировкой между камней
Порог "Косые ворота" Сложный 150м Порог начинается за крутым левым поворотом с двумя почти напротив впадающими ручьями по обоим берегам. Сначала метров тридцать идет стандартная шивера с множеством полуобливных камней, затем идет нагрoмождение валунов по всей ширине реки с узким косым проходом, в котором образуется метровый слив с бочкой и прижимом к левому валуну. Далее участок быстротока. Перед порогом на левом мысу поворота реки и после порога на правом берегу хорошие места для стоянки. Осмотр слева, проходили по основной струе. Страховка с берега и с воды в улове после слива.
Порог "Бык" Средняя 700м Длинная шивера на нескольких плавных поворотах реки с приличным слаломом. На протяжении порога лучше по необходимости передохнуть в уловах. Проходили без осмотра с одним заходом в улово для отдыха. Шли по основной струе с лавировкой между камней.
Порог "Бобслей" (Трехступенчатый) Сложный 800м Порог состоит из трех частей, первая длиной около 70 м начинается разгонной шиверой на левом повороте реки, которая переходит в косой слив с сильной бочкой и навалом на валун правее слива. Уходя от него, попадаешь на прижим к валуну на левом берегу. Потом, после участка пенного быстротока, идет шивера с несколькими валунами в русле, которые образуют прижимы и несколько сливов до метра высотой. Затем, после пологого правого поворота, русло реки сужается среди больших валунов и падает косым пологим двухметровым сливом с мягкой бочкой. Осмотр всех ступеней с обоих берегов. Первую ступень страховали в улове с правого берега после участка быстротока. Вторую ступень после первого слива на правом берегу. Третью на выходе из порога на левом берегу. Шли по основной линии движения с заходом в улова для обеспечения страховки.
Порог №1 р.Карасума Сложный 100м Через 20м от места стоянки река раздваивается. Заход в левую протоку и выход из нее забит грядой камней. По правой чистый проход. Слабый S–образный поворот с двухметровым сливом в конце. Требует работы в полную силу и осмотра захода на слив. Первый катамаран прошел до слива и остановился для страховки и фотографирования на правом берегу. Второй катамаран прошел порог до конца. На сливе он очень сильно прочертил по камням, и первый катамаран решили по сливу провести.
Порог №2 р.Карасума Средняя 400м Шивера с множеством камней в русле в конце полуметровый косой слив. Проходили по основной струе.
Порог №3 р.Карасума Средняя 150м За левым поворотом начинается участок быстротока, переходящий в мелководную шиверу, которая сужается и на выходе под скалой правого берега образует пологий слив с воротами между обливными камнями. Проходили по основной струе с лавировкой между камней.
Порог №4 р.Карасума Средняя 500м Стандартная длинная шивера с сильным слаломом. Проходили по основной струе с лавировкой между камней
Порог №5 р.Карасума Средняя 150м Река раздваивается на две протоки, основная правая, при слиянии проток струя наваливается на обливные камни и уходит вправо косым пологим полуметровым сливом. Шли по основной струе с уходом от навала на камни в центр слива.
Порог №6 р.Карасума Средняя 150м Река разделяется на две протоки лесным островом, правая основная при слиянии этих проток гряда камней по правому берегу после прижима к левому берегу идет косой пологий метровый слив с остроконечным камнем по ходу движения. Проходили без осмотра по основной струе с уходом от прижима ближе к центру, справа от зуба.
Порог №7 р.Карасума Средняя 100м Река раздваивается лесным островом на две протоки правая основная, мелкая шивера с узким проходом по правому берегу наваливается на скальный мыс правого берега, после него участок быстротока. Проходили без осмотра по основной струе.
Порог 8- 13 р.Карасума Средняя До 400м Стандартные шиверы с множеством камней в русле вместе раздвоения реки на протоки или понижения русла на поворотах. Линия движения легко читается с воды. Проходили по основной струе без осмотра.
Порог "Джаргинская яма" Сложный 200м Ориентир порога – на крутом правом повороте единственный от поселка Малый Анзас треугольный участок голой скалы (горелого леса) на покрытом лесом склоне правого берега. Тропа обноса и осмотра начинается от улова за поворотом на левом берегу. После разгонной шиверы длинной метров тридцать идет серия мощных валов до одного метра которая плавно сужается и переходит в валы до двух метров с мощными двумя бочками. После них идет метров сто быстротока с еще одной довольно сильной бочкой. Главную опасность по нашему мнению на данном пороге представляет налет на подводный камень после главного вала и вторая бочка после него. Первый катамаран страховали в конце порога только на левом берегу ниже последней бочки. На правом берегу страховка конечно тоже не помешает, но основная струя уходит от центра к левому берегу и использовать спасконец здесь проблематично. Второй катамаран страховали с того же берега с воды. Порог проходили по основной струе ближе к центру с заходом на валы и бочки с уходом в конце порога к левому берегу.
Порог Второй Большой Онский Сложный 200м Расположен через примерно 500 м за левым поворотом реки после предыдущего порога. Под правым берегом сито из камней и осмотр затруднен. Для осмотра пристали непосредственно перед началом порога на левом берегу. Здесь же начинается тропа обноса и осмотра. Порог начинается разгонной шиверой, которая оканчивается двумя полутораметровыми валами с сильной бочкой после каждого, затем метров тридцать быстротока и река перегораживается крутым метровым сливом по всей ширине реки. Чистый проход по нашему мнению возможен только под правым берегом. Осмотр справа. Страховали спасконцом оба катамарана после валов и второй катамаран после слива с воды с левого берега. Экипажи шли по основной струе с уходом после валов на слив под правый берег.
Выходной порог Средняя 200м Шивера с большим нагромождением полуобливных валунов в русле, которые образуют полуметровые сливы. Проходили без осмотра. Линия движения легко читается с воды, но требует слаженной работы.

3. Состав группы


п/п
Фамилия И.O. Год рожд Туристский опыт Обязанности, судно
1. Милевский Евгений Вадимович 1975 р. Иоканга- Поной 4у, р.Б.Зеленчук-3(4)р Руководитель, катамаран – 1, капитан
2. Милевский Леонид Вадимович 1972 р. Иоканга - р. Поной 4р Завхоз, Катамаран–1
3. Александров Андрей Витальевич 1976 р.Б.Зеленчук-3(4)у Участник, Катамаран-1
4. Черноусов Евгений Валентинович 1977 р. Кутсайоки-3(4) у Участник, Катамаран-1
5. Абрамов Евгений Олегович 1979 р.Ниж.Кураган - 4р Капитан, Катамаран-2
6. Черепанов Сергей Анатольевич 1982 р.Чирка-Кемь -3у Фотограф, катамаран-2
7. Юданов Василий Владимирович 1982 р. Кутсайоки-3(4) у Реммастер, катамаран-2
8. Фетисов Станислав Викторович 1981 р.Чирка-Кемь -3у Врач, катамаран-2

4. Общая идея похода

При выборе маршрута похода мы ставили главной задачей пройти четверку для повышения квалификации большей части группы, а так же не менее важным для нас было посетить новый географический район путешествий. Предыдущие наши походы в основном проходили по Кавказу, Карелии, Кольскому полуострову и только два человека посещали Алтай. Поэтому Западный Саян устроил всех членов группы. Из нескольких вариантов четверок данный маршрут показался нам наиболее интересным по насыщенности разнообразными локальными препятствиями и с самой простой заброской до начала активной части. Прохождение маршрута подразумевалось чисто спортивным при жестком графике, которое должно было постоянно держать нас в напряжении (хотя при фактическом запасе времени это условно) и потребовать от нас применения серьезных тактических решений, навыков ориентирования и прохождения локальных препятствий.

Маршрут по реке Она с волоком на реку Карасума включает в себя все наиболее сложные пороги этих рек. При этом протяженный спокойный участок реки Она подменяется на такой же по длине участок реки Карасума с ее порогами и добавляется волок с перепадом высот около километра с непростым ориентированием. Эти условия показались нам подходящими, а то, что по отчетам в библиотеке этот маршрут первый и последний раз проходился в 1993 году, явилось для нас дополнительным стимулом.

5. Варианты подъезда и отъезда

Территориально по административному признаку маршрут находится на территории Республики Хакассия. Непосредственно начало активной части маршрута на 105 км шоссе Ак-Довурак – Абакан, до которого можно доехать от города Абакан или Абаза только на попутке. Поэтому, чтобы не терять время понапрасну мы заказали машину из Москвы по телефону взятому из Интернета (Фирма «Родник» тел. 39047-23281(23582)). Но считаем, что это было лишним. Когда мы только вышли на перрон из вагона в городе Абакан, то сразу получили несколько предложений от водителей машин (тел.39022-41189 Тихонович Александр), которые стоят на привокзальной площади, по более низкой цене (для нашего количества человек в группе) до самого места начала активной части. Причем не надо долго объяснять куда ехать, только мы упомянули Курукульскую тропу, как им стало все ясно. Тариф шесть рублей за километр, как и везде (имеем в виду Карелию, Кавказ, среднюю полосу). Разница с заказанной машиной составлял тип машины и налоги с фирмы. Данную фирму нам посоветовали в МКК и с ее помощью забрасывались московские группы большего состава на более далекие расстояния (машины с площади вряд ли туда довезут), поэтому чтобы не портить впечатление о москвичах мы решили заплатить больше и поехали на заказанной машине. При этом все водители не отказывают завезти Вас на почту и пообедать в г. Абазе.

До города Абакан мы доехали на единственном прямом скором поезде № 68 Москва-Абакан "Хакассия". Время в пути 75 часов 9 минут. Отправление из Москвы в 23-11 прибытие в Абакан по московскому в 2 –20 (6-20 по местному). Отправление из Абакана в 12-30 по московскому(16-30 по местному) прибытие в 15-39.

Сплав мы закончили вечером в полукилометре до автомобильного моста через реку Абакан в городе Абаза на правом берегу. Здесь сухой лес с дровами, а хорошая лесная дорога и тропинка кратчайшим путем идет до самого моста. Когда мы вышли на перекресток около моста, то сразу машину поймать не смогли. Как нам и советовал водитель на заброске, пришлось ехать на попутке в Абазу. Можно в город доехать на автобусе, но мы решили машину использовать для поиска. Водитель остановленной машины сам вызвался нас довести до Абакана, при условии, что он найдет напарника. Когда мы поняли, что его в данный момент не найти, то нашли Форд "Транзит", который работает на внутреннем городском маршруте. Он почти сразу (закончив рейс по маршруту), довез нас за два часа до вокзала. Так же из Абазы ходят несколько раз в день автобусы Абаза - Абакан. Стоимость проезда на них в два раза дешевле, чем у частников. Отходят они от железнодорожного вокзала. Еще одним вариантом можно считать возможность позвонить в Абакан по телефону, который нам дал один из водителей на вокзале, когда мы только приехали, и договориться о времени и месте встречи, где вас заберут.

Билет на поезд мы заранее не покупали, потому что точно не знали, когда вернемся. Когда приехали на вокзал, то на сегодня билеты купить не удалось, наверное, из-за того, что был понедельник. На следующий день билеты были свободно. Поэтому пришлось думать, как и где провести оставшиеся сутки. Обойдя три гостиницы, выбор у нас пал на самую дешевую "Абакан". Пока до нее добирались с вещами от вокзала в автобусе нам предложили однокомнатную квартиру еще дешевле и сказали, что чтобы снять квартиру даже на день, надо просто взять местную газету и проблема будет очень легко решена.

6. График движения

День Дата Участок маршрута Км Определяющие препятствия Способ передвиж.
1 - 4 13.07 - 17.07 г.Москва-г.Абакан- 105 км шоссе - - ж/д N68, машина
5 18.07 105 км шоссе - ручей Курукуль 10 - пеший
6 19.07 ручей Курукуль - р. Она 10 - пеший
7 20.07 Дневка - - -
8 21.07 р. Она – порог Косые ворота 18 Пороги Каратошский, Калибр, Максим, Арыхская шивера, Трон, Банный водный
9 22.07 п. Косые ворота – начало волока на Карасуму 16 Пороги Косые ворота, Бык, Бобслей (Трехступенчатый) водный
10 23.07 Дневка - - -
11 24.07 р. Она - перевал 6 Постоянный подъем вверх Пеший
12 25.07 Перевал – р. Карасума 6 Заросли смородины Пеший
13 26.07 Дневка - - -
14 27.07 р.Карасума – р. Она 42 Пороги № 1- 13 р. Карасума водный
15 28.07 р. Она – п. Кубайка 45 - водный
16 29.07 п. Кубайка –г.Абаза 45 Пороги Джаргинская яма, Второй Большой Онский порог водный
17 30.07 г. Абаза- г. Абакан - - машина
18 - 21 31.07 - 03.08 г. Абакан-г. Москва - Приезд Ким Чен Ира в Москву ж/д

7. Техническое описание маршрута

4 день. В город Абакан мы приехали по московскому времени в 2-20 ночи, по местному в 6-20. Из Москвы поезд отправлялся вечером в пятницу тринадцатого числа. Нашли заранее заказанную машину, погрузились и через три часа были уже в городе Абаза. По графику нам сегодня надо было добраться только до начала маршрута, а впереди был еще целый день, так как на местное время мы почти перешли уже в поезде. Машину нам предоставили большую, и места свободного в ней было много, поэтому мы не были против того, чтобы подождать и захватить человека фирмы, которого надо было забросить на базу по пути нашего следования. Пока его ждали, пообедали в пельменной, которая находится в центре города рядом с рынком, купили свежего хлеба. Перед тем как продолжить поездку зашли на почту дали телеграмму в МКК. На почте есть интернет.

От Абазы до Курукульской тропы на нашем грузовике мы доехали за четыре часа. Эту тропу знают все местные и нас довезли прямо до ее начала от дороги.Тропа идет по направлению к ближайшей опоры ЛЭП и затем перед подъемом уходит к краю кедрового мыска, в глубине которого мы остановились на стоянку. Место не очень, но останавливаться на дороге мы рекомендуем только по необходимости, так как до места стоянки приходится пройти два брода, на которых есть большая вероятность промочить ноги в начале ходового дня. Весь день стояло солнце и только к вечеру появились облака, которые вечером одарили нас пятиминутным дождем. Еще приятной неожиданностью для нас стало почти полное отсутствие комаров и мошек. Наши запасы репелента даже не вскрылись. Легли спать в восемь вечера.

5 день. Встали в восемь, за три часа позавтракали, собрались и вышли в одиннадцать. На небе небольшие облака, солнце светит почти постоянно, легкий прохладный ветерок, погода для волока идеальная. Тропа, несмотря на легкий вчерашний дождик, сухая и постоянно хорошо видна. На подъеме мешают только тяжелые рюкзаки. Сначала склон идет ступеньками, но ближе к перевалу становится постоянно увеличивающейся крутизны. От места стоянки до тура дошли за полтора часа. Пока поднимались заметили, что указатель на дороге, где мы выгружались из машины почти до самой вершины указывает строго по направлению тропы. На перевале мы не смогли себе отказать поковыряться в летнем снегу, полюбоваться красивым видом на долину ручья Курукуль и задобрить духов этой долины по местному обычаю.

За перевалом тропа траверсирует склон вправо. Через минут пятьдесят прямо у тропы и ручья хорошая стоянка, которая годится для ночевки. Сразу за ней начинается крутой спуск в долину по полусухому кедровому лесу. Минут через пятнадцать тропа спускается к ручью Курукуль и далее идет вдоль него по пологому правому берегу. Через час после спуска остановились на обед. Пока спускались к ручью, небо потихоньку заволокло облаками и пришлось натянуть тент, который спас нас от приличного десятиминутного дождя. После обеда тропа однообразна и в течение полутора часов пересекла два достаточно крупных правых притока. В восемь вечера на большой поляне правого берега остановились на оборудованной стоянке на ночлег. Комаров и мошек сегодня опять замечено не было. Когда спустились в долину ручья, то встретили три группы местных рыбаков, а на обеде еще одну. Тропа обитаема не только туристами.

6 день. Встали в девять, вышли в двенадцать. Солнечно. В конце поляны тропа переходит на левый берег, немного петляет и снова уходит на правый берег. Ориентироваться легко, там, где тропа теряется, по направлению тропы местные устанавливают маленькие туры. В течении двух часов тропа несколько раз пересекла ручей и перед его правым большим притоком на правом берегу после очередного брода подошла к крутому пятиметровому подъему с деревянными перилами к красивой избушке. Через час после избушки на берегу ручья остановились на обед. После обеда тропа проходила через крутой осыпной склон и в течение часа несколько раз пересекла ручей и его мелкие притоки. После последнего брода тропа заболачивается, становится скользкой и со множеством торчащих обнаженных корней от деревьев почти до самого конца. Метров за триста до реки Оны тропа стала сухой, и впереди мы увидели дым от костра туристов уже закончивших волок. В течение всего дня видели две группы местных рыбаков идущих навстречу. К реке вышли в девять вечера. Уровень воды в реке средний. Мест для стоянок очень много. Поужинали, познакомились и поговорили с рядом стоящими туристами, легли спать поздно.

7 день. Дневка. Встали поздно, пасмурно, за дровами ходили не далеко. Наверное, из-за того, что мы в этом сезоне идем по Оне одни из первых, за материалом для рамы ходили так же не более тридцати метров от лагеря. Но если перебраться на противоположный берег Оны, то там то же с рамой проблемы не будет. Вокруг лагеря насобирали за час три литра красной смородины. Весь день ушел на строительство судов, приготовление вкусного ужина. С часов пяти до семи вечера шел сильный дождь, который очень мешал работать. Двое ребят до дождя успели полазить по близлежащим сопкам. Вечером посидели у костра. Легли спать поздно.

8 день. Встали в девять, вышли в двенадцать. Солнечно, тепло и сухо. Уже прошла неделя, как мы уехали из дому, и не верится, что начинается сплав. Первые пятнадцать минут до впадения левого притока реки Каратош уровень воды в реке просто убивает. Периодический звук скрежета камней об оболочку, проводка и самокат в итоге приводят к проколу одной из гондол катамарана. Поняли мы это не стразу, так как дырка в оболочке и во внутреннем баллоне была не больше десятикопеечной монеты, но после неудачной подкачки все равно пришлось через десять минут после начала сплава остановиться на обед. Благо за весь поход это была наша единственная техническая авария, приведшая к незапланированной остановке.

Через полтора часа мы уже были на стрелке рек Она и Каратош. Перед устьем Каратоша на слабом левом повороте остров с лесом, шли левой протокой. Расход воды и глубина реки здесь увеличились вдвое. Каратошский порог поднял настроение, идти можно. Тогда нам показалось, а потом и подтвердилось, что больше обносов на Оне не предвидится.

Тактика движения у нас была стандартная. Идем тандемом, перед невидимым участком реки или сложным порогом останавливаемся в ближайшем к нему улове для просмотра двумя из нас. Порог идем просматривать все, захватив с собой сразу спасконцы и фотоаппараты, потом расставляем страховку с берега, и первый катамаран проходит порог. Затем второй катамаран страхует с воды в полном составе или при необходимости фотографирования или дополнительной страховки вдвоем. После прохождения порога опять идем тандемом. Участок верхней Оны при нашем уровне воды требовал почти постоянного слалома по шивере второй категории сложности, который заставлял нас периодически останавливаться в уловах просто для отдыха.

После порога Каратошский минут через пятнадцать на правом берегу увидели обитаемую избу с тремя рыбаками на берегу. Вскоре прошли порог Калибр и подошли к порогу "Максим". Влететь в порог практически невозможно, потому что перед ним образуется большое улово под левым берегом. На нем встретили две маленькие группы из трех человек туристов и местных рыбаков на резиновой лодке и катамаране двойке. Порог проходили в два этапа, сначала основной слив со страховкой, потом оставшуюся часть порога со страховкой спасконцом и остановкой первого катамарана в улове за одним из валунов. Ниже порога есть стоянка.

Через некоторое время впадает крупный левый приток Арыз. За ним начинается протяженный участок шиверы двойки с плюсом с встречающимися сложными участками, которые мы определили как пороги "Арыхская шивера", порог "Трон" и порог "Банный". Через некоторое время после этой шиверы в семь часов вечера на мысу левого поворота реки, на красивой стоянке остановились на ночлег. Небольшая разведка дала понять, что мы остановились за сто метров до начала порога "Косые ворота". На противоположном и рядом с нами на левом берегу реки падают красивые ручьи с очень чистой водой, с дровами проблем здесь тоже нет. Вечером наконец-то пошел очень живой разговор о прошедшем дне туристов-водников. Легли спать в одиннадцать.

9 день. Встали в десять, вышли в час дня. Постоянно идет моросящий дождь и не прекращается, ветер. На воде холодновато даже в неопрене. Через пятьдесят метров переправились на противоположный берег для страховки при прохождении порога "Косые ворота". После порога "Косые ворота" так же продолжается почти постоянно шивера, но заметнее проще, чем в предыдущий день. Через некоторое время прошли без осмотра примерно километровый порог "Бык" и через полтора часа подошли к порогу "Бобслей" (Трехступенчатый). Первую ступень осматривали с левого берега, вторую с правого, третью опять с левого. Страховка в конце каждой ступени. Через несколько поворотов реки после порога "Бобслей" на правом берегу в три часа дня остановились на обед.

Вышли в пять, река постепенно расширяется, появляются острова завалы из упавших деревьев в узких протоках, несложные прижимы. Через тридцать минут на левом берегу стоит маленькая избушка. За ней мы начали ориентироваться по описанию отчета, и искали начало волока на реку Карасума.

После избы прошли один левый и два правых притока в явном расширении долины реки, затем долина опять сужается. Потом встречается раздвоение реки с островом, после которого река сужается почти вдвое, здесь через несколько минут и появляется в конце прямого участка характерный двугорбый камень с каменной грядой на правом берегу напротив камня. Так же напротив камня на левом берегу на высоком пне висят остатки старых волокуш, кем-то здесь оставленных или намытых рекой. Ниже камня в ста метрах впадает левый приток шириной метра два-три в зависимости от уровня воды. После произведенной разведки мы выяснили, что до него по левому берегу действительно стоянок нет, а вот в метрах ста после него и в двадцати выше берега есть очень хорошее место даже для больших палаток. Здесь в семь вечера мы остановились на ночлег. После избы камень-ориентир по нашим наблюдениям является единственным большим канем на этом участке, лежащим строго по центру русла. От избы до него мы дошли за сорок пять минут. Весь день шел противный моросящий дождь и прекратился только часов в шесть. Вечером мы разобрали и просушили катамараны, и в принципе уже были готовы завтра начать волок. Правда, на верхней Оне, главным образом из-за хорошей физической подготовки, слаженной работы и чистого прохождения порогов, мы и так выиграли день от заявленного графика, поэтому решили не торопиться и завтра устроить дневку.

10 день. Дневка. Встали в десять, солнечно, тепло, сухо, о вчерашнем холоде ничего не напоминает. Утренняя рыбалка результатов не дала, по берегам ручья воспользовались зарослями смородины для обеденного и вечернего компота. Баню решили не делать по нецелесообразности перед волоком и перенести ее на Карасуму. После обеда четверо сделали разведку волока ограниченную по расстоянию светлым временем. Они дошли до лесовозной дороги по звериным тропам вдоль ручья, а затем вернулись для интереса по прямой, траверсируя и спускаясь по левому склону ручья. Дорога назад отняла у них много сил и выбрать линию движения на завтра было не трудно. Во время прогулки видели двух оленей. Вечером собрали основные вещи, вкусно поужинали и пораньше легли спать. Разведка показала, что этот волок по физическим нагрузкам станет изюминкой всего похода.

11 день. Встали в девять вышли половина двенадцатого дня. Ни облачка на небе, ветра нет, жара не менее +30?С. Погода для волока просто ужас. Утром сделали запас воды, который к обеду кончился. Первые пять минут до переправы через ручей идем по мягкой траве, затем вышли на поляну с массой крупных валунов идти по которой очень тяжело, но не тяжелее чем по густым зарослям вдоль ручья (обойти этот участок невозможно). Половина группы у нас шла по зарослям, а другая по валунам. В конец этой поляны мы пришли одновременно. Затем продолжили путь вдоль ручья по звериным тропам, иногда переправляясь по большим бревнам на противоположный берег. С момента конца поляны валунов до самого конца волока на пути нашего следования много клещей. Мы пытались закрывать тело, но в такую жару для многих из нас это было не выносимо. Поэтому приходилось прямо на каждой остановке для отдыха проводить почти для всех полную проверку и через раз снимать клещей по несколько штук, репелент не помогал. При сильных физических нагрузках это создавало дополнительные психологические трудности.

Через три часа постоянного подъема вверх вдоль ручья вышли на заросшую старую лесовозную дорогу. На ней еще во время разведки нашли поляну с разбросанными напиленными сухими дровами и остановились на обед. Здесь разведанная вчера часть волока закончилась, и пока готовился обед, мы ее провели. По описанию отчета группа продолжила путь по правой дороге, которая вскоре заканчивается и начинается практически сухой ручей. Но у нас дорога была полностью залита и по ее кромке растет густой кустарник, что очень осложняет движение, по крайней мере, первые пятьсот метров, да и русло практически сухого ручья, скорее всего тоже залито. Поэтому решили разведать дорогу к вершине 2039. Судя по рельефу, она поднималась не круче, чем правая и, поднявшись на примерную высоту перевала при помощи разведки, мы просто стравесируем склон вершины 2039 и выйдем на перевал с другой стороны.

После обеда в половине пятого продолжили подъем по разведанному пути. После развилки левая дорога метров через сто также раздваивается, влево дорога уходит в долину ручья и вскоре теряется, а правая идет по прямой вверх. Метров через семьсот она входит в лес и превращается в прямую прорубленную лесную просеку с буреломами, ее крутизна резко увеличивается. Теперь мы держали ее как ориентир, а шли по правой кромке леса по мягкому мху. И тут неизвестно, сколько осталось до вершины, как эта просека резко обрывается. Ситуацию осложнило полное отсутствие воды. Мы проводим разведку на ее наличие и в метрах ста пятидесяти справа по ходу находим маленький ручей, где останавливаемся на ночлег в половине девятого вечера. Дальше нам необходима разведка, а до темноты осталось два часа.

Когда мы ее провели, то полностью подтвердили правильность наших предыдущих действий. Мы находились в метрах ста пятидесяти ниже и примерно в километре от перевала. А так как мы остановились на одной высоте с концом лесовозной дороги, то он может служить ориентиром для контроля высоты и расстояния до перевала. Теперь нам остался небольшой подъем, а дальше будет только спуск. Усталые, но с хорошим настроением мы легли спать в одиннадцать вечера.

12 день. Встали в десять, вышли в двенадцать. Сначала мы шли, сильно не набирая высоты. Потом, когда увидели явный просвет вырубки, выше в метрах сорока, начали подъем. С середины вырубки открылся вид на долину реки Она и просматривался наш путь движения. По границе вырубки идет свежая с большой колеей дорога, которая через пять минут вывела нас на перевал. До перевала от места стоянки шли один час десять минут. На перевале есть остатки избушки и вполне рабочая конструкция для отделения кедровых орехов из шишек. После перевала дорога уходит вниз и вскоре теряется. Мы не стали сразу спускаться в долину ручья, а пошли по его правому склону покрытому мягким мхом, так же перпендикулярно притоку Карасумы, на котором то появлялась, то пропадала звериная тропа. Идти после подъема легко, как по ковру, подлеска нет. Через некоторое время склон кончается и идет довольно крутой спуск, после которого тропа постепенно поворачивает и теперь идет вдоль притока. Около трех часов дня подошли к еще одному ручью впадающего в приток Карасумы в распадке и остановились на обед. На краю при входе в распадок мы заметили приличное понижение рельефа за ним и на обеде провели разведку. Она показала, что на другой стороне за распадком начинается очень крутой склон, и нам необходимо начинать спускаться по этому распадку к притоку Карасумы. Ручей покрыт густым кустарником, и спуска по склону нам не избежать, к тому же на обеде прошел пятиминутный дождик, который только и успел, что намочить траву и мох.

После обеда почти сразу начали спуск к притоку, который был не столько тяжелый, сколько медленный из-за скользкой травы. За два часа мы спустились по распадку ручья метров на триста по приличным склонам, доходящих до шестидесяти градусов, а по карте продвинулись не более, чем на полкилометра. Впереди, совсем рядом, уже постоянно видна долина Карасумы. После спуска шли вдоль притока по правому берегу по хорошо натоптанной звериной тропе, которая то поднимается, то опускается до шести метров по крутым склонам. Идти уже тяжеловато, отдыхаем гораздо чаще, но настроение поднимают постоянные заросли по берегам притока и ручьев черной смородины, которые в итоге становятся одним из определяющих препятствий. Часа через полтора после конца основного спуска приток поворачивает вправо, а тропа пересекает его, и по прямой через полчаса выводит к Карасуме. По рекомендациям отчета сегодня нас еще ждала переправа через Карасуму, но, пройдя метров шестьдесят вверх по берегу реки, место прямо напротив предполагаемой переправы мы посчитали пригодным для стоянки. Оно не годится для большой группы, но для нас и наших палаток оно подходит. Материала для рамы и дров много, выход к реке отличный, поэтому из-за нецелесообразности, от переправы мы отказались и в девять часов остановились на стоянку.

Сегодня у одного из членов нашей группы день рождения, который после большей части дня, принесенных подарков из Москвы и праздничного ужина, он запомнит на всю жизнь. Имея запас по времени, мы позволили себе его отпраздновать и лечь спать поздно.

13 день. Дневка. Встали поздно. Весь день прошел в бытовых проблемах. Баня, стирка, сборка катамаранов, проверка и пересчет продуктов. На катамаране с алюминиевой рамой к бокам привязываем деревянные палки для сохранности и так уже протертых матерчатых проушин. Так же провели разведку первых двух порогов. Дальше идти довольно далеко, по описанию ничего сложного нет, и поэтому решили, что остальные пороги осматривать будем непосредственно при прохождении. Пройдя метров пятьсот вверх, увидели стрелку Карасумы и ручья Кызыл-Кузук-Су, здесь река для наших судов в некоторых местах непроходима.

Еще вечером нам казалось, что мы посещаем необитаемые места. Но наши радужные мысли улетучились, когда утром на противоположный берег вышли местные рыбаки и показали нам, как надо ловить рыбу. Зрелище глаз не оторвать. За десять минут они, перехлестывая леску друг у друга и играя удилищами, вытащили пятерку больших хариусов и так же неожиданно исчезли, как и появились. После них нам уже что-то поймать было не реально.

К вечеру, совершенно не торопясь, и имея день в запасе, мы собрали катамараны, и полностью были готовы к сплаву. Посидели у костра и легли спать.

14 день. Встали в десять, вышли в половине первого. Весь день солнечно и жарко, на обеде позволили себе даже позагорать. Сплав начали от каменной гряды на берегу напротив стоянки. Пороги реки Карасума имеют локальный характер и разделены между собою плесами или несложными шиверами. Сложность основных порогов, кроме первого, примерно одинакова. Первый порог шли со страховкой первого катамарана после слива, но второй после душераздирающего звука оболочки у первого катамарана решили слив провести. Дальше шли пороги тандемом без осмотра с заходом в улова. Линия движения почти везде видна с воды. Осматривали только несколько заходов в протоки реки на предмет завалов. Второй, третий и четвертый пороги находится в основном русле реки и разделены между собой короткими плесами. После четвертого же расстояние между порогами увеличивается. Пороги №5, №6, №7 образуются при разделении реки на две протоки, но выбор основной протоки у нас трудностей не вызывал.

Дальше при нашей привязке порогов к нумерации порогов по отчету мы считаем, что уровень воды в реке Карасума у нас был выше сантиметров на двадцать, и это позволило пороги №9-12 определить одинаково как стандартные шиверы с участками быстротока и открытыми камнями в русле. Только порог №13 заставил усилить внимание. Здесь пороги заканчиваются и дальше до устья препятствия имеют более локальный характер оцененные нами не более слабой двойки. Через полчаса после последнего порога на правом берегу, мы остановились на обед в четыре часа дня.

После обеда через полтора часа неторопливого сплава дошли до Оны. Непосредственно перед устьем Карасума сужается втрое и метров двести течет как будто по не основной заросшей протоке, напоминающей метро, и вливается в основную на перекате. Здесь по левому берегу высокий серый обрыв. Еще через полтора часа монотонного сплава по реке Она дошли до поселка и одноименного правого притока Большой Он. Вскоре после стрелки в девять часов вечера на левом берегу остановились на ночлег на приличной стоянке. Почти ни что еще не напоминает о близости цивилизации, корме идущей по противоположному берегу автодороги, по которой периодически проезжают машины.

Прохождение без происшествий порогов реки Карасума позволило нам выиграть у графика еще один день, что на самом деле оптимизма у нас не вызвало. Сплав по порогам Карасумы кончился так же неожиданно, как и начинался. И теперь до следующих порогов нужно было пройти по ровной воде еще почти полтора дня.

15 день. Вышли в полдень. Солнечно. С утра видели группу загорающих туристов на рафте. Весь день прошел в монотонном сплаве, подсчете пройденных мостов и любовании близлежащими склонами. Пристали на обед к маленькому острову напротив Онинской заставы. Из-за сильного дождя он продолжался три с половиной часа. Когда дождь кончился, еще через два с половиной часа дошли до поселка Кубайка и в километрах трех после него на правом берегу остановились на ночлег.

16 день. Встали в девять, вышли в одиннадцать. Пасмурно и ветрено. До Больших Онских порогов характер реки не меняется. Длинные прямые до нескольких километров с красивыми высокими берегами соединяются между собой поворотами с небольшими перекатами и мелями. Примерно через минут двадцать встречается пастбище на левом берегу, а напротив него на противоположном берегу маленький памятник. Еще минут через двадцать поселок и одноименный левый приток Малый Анзас. Через час после поселка на очередном повороте появилась первая шивера, которая представляет собой высокие валы до полутора метров с большими валунами в русле. Проходится без осмотра, но при невнимательности может представлять опасность для судов. Дальше еще несколько, примерно таких же, шивер в течение двадцати минут до первого Большого Онского порога.

Порог находится после шиверы на очередной длинной прямой и за левым поворотом с ориентиром в виде четкого участка горелого леса на правом берегу, единственного на всем берегу после поселка Малый Анзас. Влететь в порог практически невозможно, так как виден он издалека, и перед ним есть довольно спокойный участок для траверса на любой берег. Страховку первого катамарана выставляли ниже последней бочки метров на тридцать на левом берегу. Ближе она нам показалась бесполезной, потому что выносить что-то из порога будет примерно по центру, куда добросить спасконец проблематично, а в данном месте струя успокаивается и уходит под левый берег. Порог по технике прохождения не сложен. Из-за приличной скорости движения с самого начала валы и бочки простреливаются почти автоматически, главное определить траекторию прохождения при осмотре, чтобы не попасть на центральный камень. После порога идет слалом между крупных валунов до следующего левого поворота, за которым идет длинный плес. В конце него находится второй Большой Онский порог. Тропа обноса и осмотра по левому берегу.

Порог начинается стремниной в конце плавного левого поворота реки. Чтобы пристать к левому берегу нужно работать в полную силу, иначе прохождение порога начнется гораздо раньше, чем предполагалось. Так же как и предыдущий порог для катамаранов четверок он технически не сложен. Только на осмотре надо определить ориентиры линии движения, чтобы не попасть на левую часть основного слива, которая засорена крупными полуобливными камнями и представляет опасность для судов, с вытекающими из этого последствиями. Страховку выставляли после основных валов и после слива. За порогом в течении двадцати минут прошли серию стандартных для этого участка реки шивер и Выходной порог, который при нашем уровне воды отличается от них только длиной и заметно большем количеством валунов в русле. После нескольких поворотов реки от него на маленьком песочном пляже левого берега остановились в три часа дня на обед.

После обеда минут за двадцать дошли до устья реки Она. Река Абакан шире и быстрее раза в два. За три часа сплава по спокойной воде дошли до города Абаза. На реке постоянно встречаются моторные лодки. За полчаса до конца сплава на левом берегу почти у воды стоит памятник. На антистапель остановились в прямой видимости от моста, не доходя до него метров пятьсот, на широком галечном пляже правого берега. Стоянку оборудовали в глубине леса в метрах тридцати от берега. На следующий день собрали вещи и за час дошли до моста, где на въезде в город Абаза закончили маршрут и уехали в город Абакан.

8. Итоги, выводы и рекомендации

Прохождение маршрута позволило выполнить все поставленные перед ним цели. Почти вся группа у нас уже имела опыт прохождения препятствий четверок, и поэтому легкость прохождения вселила в нас уверенность, что теперь можно идти дальше в усложнении маршрутов. Правда, второй волок для большинства группы стал серьезным психологическим испытанием, но теперь он вспоминается гораздо чаще, даже чем прохождение порогов. На него лучше заложить два дня, даже имея подробное описание, по минимуму его можно пройти за полтора дня. Для более быстрого прохождения потребуется хорошая техническая и физическая подготовка. Схема отчета довольно точно отображает притоки и расположение вершин. Иногда мы доверяли только ей и компасу, и она нас ни разу не подвела.

График мы заложили с запасом по времени на непредвиденные ситуации, и двухдневное опережение не стало для нас неожиданностью. Постоянные переходы от воды к пешке заставляли не расслабляться, особенно на дневках, когда надо было собрать суда или разобрать их и сложить вещи по рюкзакам. За весь поход мы совершенно не успели насладиться сплавом по порогам, потому что он занял меньше половины всей активной части маршрута. Четыре дня волока, три дневки, один день сплава по ровной воде. На него остается только четыре дня, правда, в течение всего времени по полной программе.

Сплав по реке Карасума при нашем уровне воды мы оцениваем тройкой. По нашему мнению технически он легче, чем сплав по участку реки верхней Оны, который прошли до этого. Но если бы мы не пошли на Карасуму, то наш поход продолжался бы всего девять дней, а тратить половину похода на дорогу до активной части мы считаем непозволительной роскошью.

Данный маршрут годится для любых судов кроме, наверное, каркасных байдарок. Так же лучше не использовать очень большие катамараны и рафты.

Переправа после волока через реку Карасума потребуется только для группы с большой палаткой. Для групп с четырехместными палатками она нецелесообразна.

В целом маршрут можно оценить хорошей четверкой, который своим разнообразием препятствий можно порекомендовать, в первую очередь, для школ средней туристской подготовки и при подготовке к более сложным походам.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст