Виды туризма

19 января 2013
Милевский Л. В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 1949 0
Руководитель: Милевский Л. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5703

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Определяющие препятствия маршрута;
  3. Состав группы;
  4. Общая идея похода;
  5. Варианты подъезда и отъезда;
  6. График движения;
  7. Техническое описание маршрута;
  8. Итоги, выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.

Категория сложности: третья.

Район путешествия: Северный Кавказ.

Нитка маршрута: п. Уруп - р. Уруп (начало сплава) - ст. Преградная - п. Кызыл-Уруп - п. Ильич - ст. Отрадная - п. Заветный.

Протяженность сплава: 195 км.

Общая продолжительность похода: 10 дней.

Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.

Количество участников: 4 человекa.

Средства сплава: два катамарана - двойки.

Время путешествия: март-апрель 2000 года.

Уровень воды: средний.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Сложность Длина Характеристика Путь прохождения
порог Хопер Простой 100 м Шивера на S-образных поворотах за 200м и под мостом около шахты Рудника. Прижимы к скальным берегам на поворотах, перед мостом узкий пологий слив. Линия движения видна с воды, осматривали только участок перед и за мостом. Проходили по основной струе с лавировкой между камней.
порог Карьерный Простой 300 м Шивера с сильным течением. На входе косой слив с узким проходом и прижимом на камни. Осмотр слива слева. Дальше шиверу прошли без осмотра по основной струе.
порог Бахмут Средняя 200 м Начинается за 500м до моста в п.Уруп несложной шиверой, самый сложный участок находится под мостом. Перед мостом котел, образованный метровыми сливами, отбрасывает струю на сваю, после моста шивера, образованная бетонными глыбами с торчащей арматурой, проход ближе к левому берегу. Шиверу в начале порога прошли без осмотра, перед мостом на левом берегу остановились для осмотра основного участка. Заход в котел по центру ближе к левому берегу. Затем за мостом уходили под левый берег в обход арматуры.
порог Урупский Простой 500 м Шивера с сильным течением. На выходе стремнина с множеством надводных и обливных камней. Осмотр с обоих берегов. Шиверу прошли без осмотра. Стремнину проходили по центру ближе к правому берегу с лавировкой между камней.
порог Шугалово Средняя 800 м На входе в порог слив с сильной бочкой, за ней обливные валуны перегораживающие русло. Проход только у правого берега. Дальше узкий косой полутораметровый слив между острыми камнями. После слива метров сто спокойной шиверы, затем участок с множеством камней в русле со сливами высотой до метра. В конце порога несложная шивера. Осмотр справа. После первого слива ушли в улово у правого берега перед основным сливом. Посленего выставили страховку с берега. Второй участок прошли по центру между двух больших валунов. Шиверу на выходе прошли без осмотра.
Порог Матросский Простой 200 м В начале порога шивера, много камней в русле со сливами до полметра высотой. На поворотах прижимы к скальным берегам с острыми кромками. В середине две последовательные бочки. Прошли без осмотра по основной струе с лавировкой между камней и прострелом бочек.
плотина перед станицей Преградная - 100 м Обнос по левому берегу. Плотина представляет собой два мелких слива пять и один метр. Зачалиться лучше метров за пятьдесят до, а не непосредственно перед плотиной. Так как рядом течет топкая протока, которая усложнит обнос.
порог Арматурный - - Обнос по правому берегу. Порог образован старой разрушенной плотиной. Много торчащей арматуры. Зачалились у правого берега непосредственно перед плотиной.
порог Сколка Простой 200 м Шивера с валами до одного метра высотой и большими обливниками с бочками Осмотр справа. Проходили по основной струе с лавировкой между камнями.
порог Позабытый Простой 100 м Шивера с сильным течением и множеством камней в русле Проходили по основной струе с лавировкой между камней.
Шивера у хутора Саньково Простой 300 м Шивера с хаотическим волнением, несколькими сливами до 1м и прижимом на повороте Проходили без осмотра по основной струе по центру.
дамба у поселка Радищево - 100 м Обнос по левому берегу С чалкой для обноса медлить нельзя. Течение быстрое. Берега рядом с плотиной глиняные, топкие и высокие, что затруднит обнос. Мы даже провели катамараны метров тридцать вверх по течению, чтобы забраться на берег.

Состав группы

N п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности, судно
1. Милевский Леонид Вадимович 1972 р.Иоканга -р.ПонойIV р руководитель, Катамаран N1, капитан
2. Милевский ЕвгенийВадимович 1975 р.Иоканга -р.ПонойIV у Завхоз, Катамаран N1
3. Юданов Василий Владимирович 1982 р.Чирка-Kемь III у фотограф, Катамаран N2, капитан
4. Иванов Александр Викторович 1975 р.Воньга-2у Участник, Катамаран N2

Общая идея похода

Для нас этот поход был открытием сезона двухтысячного года. Прошлый сезон мы закрыли в ноябре и с того похода прошло пять месяцев. Летом в отпуск выйти получается не всегда и еще прошлым летом мы решили попробовать расширить для себя за счет ранней весны и поздней осени походный сезон. Что в сложные водные походы можно ходить весной и осенью знали мы давно, но то, что слышишь, в памяти не остается и все время подвергается сомнению. А теперь, после проведения этого и предыдущего похода, мы сможем для себя утверждать, что в водные походы до III к.с.(с эл.V) можно не только ходить, но даже и отдыхать при этом, по рекам Краснодарского края и Карачаево-Черкессии по крайней мере семь месяцев, от начала апреля до конца октября. По стоимости поход по Северному Кавказу не сильно отличается от походов по Карелии, а по количеству и сложности препятствий здесь можно найти маршруты той же категории сложности гораздо сложнее. Конкретно этот поход позволил нам потренироваться перед более сложными летними походами (которые могут и не состояться) и продолжить изучать этот район для походов.

Варианты подъезда и отъезда

Сплав лучше начинать выше поселка Рудник. От поселка Рудник туда можно добраться только на машине или пройти несколько километров пешком. До поселка Рудник от станицы Преградная ходит рейсовый автобус. До станицы Преградная можно добраться несколькими способами. На автобусе от городов Черкесска, Невиномысска или Лабинска. До города Лабинск можно добраться на автобусе от города Армавир или от города Курганинск.

Мы выбрали вариант от города Армавира. Наш поезд N 61 Москва - Нальчик прибыл в 23-51. Сначала мы хотели взять машину сразу до поселка Рудник, но легковые машины наши рюкзаки брать отказывались и предлагали ехать на двух. Одна машина стоит минимум тысячу. Поэтому от этой идеи мы отказались и доехали до автовокзала, где сели на автобус Махачкала-Майкоп, отправляющийся из Армавира в 01-30. Через час были на автовокзале города Лабинск.

До города Лабинск можно добраться на автобусе от железнодорожной станции города Курганинск, который отходит от станции в 5-45. Автобус до станицы Преградной (Лабинск-Кисловодск) отходит в 7-45, а Лабинск - станица Зеленчукская в 13-00. Пришлось оставшуюся часть ночи провести на автовокзале, куда нас любезно пустил сторож.

До станицы Преградная мы доехали примерно за три с половиной часа. Там через десять минут сели на автобус до Рудника и в полдень были уже около него. Дальше нам повезло с машиной (лучше сказать с водителем), которая довезла нас вверх по реке, до того места, откуда было возможно начать нормально сплавляться. Последний километр дорога совсем разбитая и иногда легче проехать по руслу реки, чем по ней. Только мастерство водителя позволяло нам двигаться дальше. Выше места стапеля река была уже довольно мелкой.

Река Уруп впадает в Кубань в городе Армавир, поэтому сняться можно в самом городе. Там есть хорошая поляна да и людей не много. Мы снялись с маршрута около поселка Заветный, чтобы успеть хорошо просушить вещи и катамараны до вечера, да и спокойно приготовить ужин на костре. Поезда уходят из Армавира на Москву рано утром. От поселка до города можно добраться на автобусах, маршрутных такси или просто на машине. Здесь в пригороде Армавира их очень много. Мы уехали в десять часов вечера на маршрутке.

График движения

День Дата Участок маршрута Км Определяющие препятствия Способ передвиж.
1 - 2 29.03 - 30.03 г.Москва - г.Армавир - - ж/д поезд N112
3 31.03 г.Армавир - г.Лабинск - ст.Преградная - Рудник - р.Уруп - - автобус, машина
4 01.04 Верховье р.Уруп - ст.Преградная 19 пороги Хопер, Карьерный, Бахмут, Шугалово, Матросский водный
5 02.04 ст.Преградная - х.Ильич 33 плотина, порог Арматурный, Сколка, Позабытый водный
6 03.04 х.Ильич - ст. Отрадная 50 Шивера у хутора Саньково водный
7 04.04 ст.Отрадная - ст.Советская 48 - водный
8 05.04 ст.Советская - п.Заветный 29 дамба у хутора Радищево Водный
9 - 10 05.04 - 07.04 п.Заветный - г.Армавир - г.Москва - - маршрутное такси, поезд

Техническое описание маршрута

3 день. Как мы добрались до начала сплава подробно описано в разделе "Заброска". К этому можно только добавить, что пока мы ждали последнюю машину, поговорили с местными рабочими шахты. Они нам сказали, что сегодня была первая ночь, когда не было заморозков, а это значит, что началось таяние снега в горах, которого в этом году очень много и уровень в реке будет сильно повышаться. Их предсказания сбылись. Во время нашего сплава уровень реки поднимался до предпоследнего дня и только после последней ночи мы не заметили изменений.

После того как мы выгрузились первым делом пообедали, а потом вырубили раму для катамарана. К вечеру мы были полностью готовы к сплаву.

4 день. Встали в 9-00. Ночью были заморозки и утром вся трава в инее. Холодно. Тепло стало только около десяти, когда из-за гор вышло солнце. Вышли в одиннадцать. В начале сплава река мелкая, часто приходится идти на самокате, делать маленькие обносы или пропихивать катамараны через деревья. После впадения рек Бульварка и Змейка, река расширяется, на поворотах реки появляются скальные участки берега с прижимами и подводными камнями около них. Через полтора часа подошли к первому мосту.

Вскоре за ним прошли порог Хопер, затем порог Карьерный, за которым на правом берегу появляется поселок Уруп. Около магазина остановились поставить печать. Сегодня суббота, администрация не работает, а в магазине ставить печать нам испугались. Пришлось вернуться ни с чем.

Через некоторое время подошли к порогу Бахмут. Осмотр с обеих берегов, но лучше слева. Прошли без проблем. За поворотом на левом берегу опять появился поселок. Местные мальчишки, увидев нас, сразу схватились за камни и побежали к берегу. Двое даже осмелились их кинуть в нашу сторону. Надо быть внимательным, времени воспитывать детей у местного населения хватает не у всех.

Незаметно вошли в порог Урупский.Порог несложный, но выход решили лучше осмотреть, хотя там тоже ничего сложного. После порога Урупский река расширяется и на прямом участке течение зрительно уменьшается, значит скоро самый сложный порог реки Уруп - порог Шугалово. Осмотр обязателен. После прохождения порога, под ним на правом берегу, противоположном дорогe, остановились на обед.

После левого притока - реки Бахмутка, вода становится грязно коричневой. Даже слабые шиверы становятся опасными из-за невозможности разглядеть подводные камни, которые сливаются по цвету с водой. После порога Шугалово до станицы Преградная постоянно встречаются приличные шиверы, одну из них, самую сложную, мы определили как порог Матросский и остановились на нем на стоянку. Место мы выбрали так, чтобы не встречаться с местным населением и рядом был ручей. Воду из реки уже брать нельзя. После шести часов сильно холодает. Уровень воды в реке прибавляется на глазах. Отбой в девять.

5 день. Встали в девять, вышли в одиннадцать. Через час подошли к плотине. Мы зачалились в двадцати метрах от нее на левом берегу, но лучше зачалиться выше метров за пятьдесят, чтобы не переходить заболоченную протоку шириной метров пять. Температура воздуха не ниже +25°С.

После плотины, минут через сорок подошли к порогу Арматурный. Ориентир - баки винзавода на левом берегу. После короткого обноса, до станицы Преградная встречается еще несколько шивер с косыми валами и бочками. Прошли без проблем. В самой станице река разбивается на много рукавов и опасность представляют прижимы к бетонным берегам на их поворотах. Самый опасный прижим - под мостом трассы Лабинск-Кисловодск после нескольких последовательных метровых бочек.

За станицей река разливается, но течение не ослабляется. Мели, прижимы на поворотах, камни с бочками встречаются до станицы Передовой. Проходятся без осмотра, хотя надо быть очень внимательным. Самыми сложными участками таких шивер являются порог Сколка и Позабытый, которые лучше осмотреть. Порог Сколка расположен у подножия ближайшей горы после станицы Преградная, а порог Позабытый недалеко после поселка Кызыл-Уруп,где мы остановились на обед.

За поселком начинается участок завалов, требующий повышенного внимания. На одном из его узких и извилистых участков за поворотом лежало дерево, для обноса которого нужно было зачалиться непосредственно передним на очень большом течении. Сделать нам было это не просто, и по нашему мнению, неподготовленные экипажи могут иметь в таких местах большие проблемы. Участок завалов продолжается примерно до станицы Передовой, дальше все завалы залиты водой и проходятся без проблем.

После обеда вошли в красивый каньон. Река сужается и уходит многими узкими протоками по каньону. Основная протока всегда видна с воды, завалы тоже. Встречаются несколько коротких обносов. Пока шли по каньону было холодно, не выше +15°С на солнце, а когда вышли из него резко потеплело. На правом берегу встречается одиноко стоящий скальный зуб и несколько природных козырьков от дождя.

Несмотря наотсутствие дорог, встретили ГАЗ-66 и бульдозер, стоящие на левом берегу. Людей не видели. Сразу как вышли из каньона, начали искать стоянку и остановились только около хутора Ильич на левом берегу около ручья. Отбой в 21-00.

6 день. Встали в девять, вышли в одиннадцать, уровень в реке поднялся сантиметров на сорок. Течение усилилось. Скорость передвижения тоже возросла. Характер реки не изменился. Встречаются несколько обносов с чалкой на сильном течении. После станицы Передовой прошли старую разрушенную плотину, которая представляет собой метровый слив на 2/3 ширины реки. У левого берега совершенно чистый проход. Далее река становится шире, кончаются постоянные поваленные деревья в русле. Через три часа монотонного сплава, после станицы Удобная, остановились на обед.

По нашему графику мы около станицы Удобная должны были быть к вечеру. Значит уже идем с опережением графика и если так будет продолжаться дальше, то маршрут закончим раньше на три дня.Теперь мы можем идти спокойно и не рисковать.

Околохутора Саньково встречаются несколько шивер с валами и сливами до полуметра. Прошли без осмотра, при малом уровне возможно они усложнятся. На ночевку предполагали остановиться перед станицей Отрадная, но пока искали подходящее место вошли в нее. Прошли два моста и остановились перед третьим мостом на правом берегу. За сегодняшний день мы сделали двойную норму и теперь имеем день в запасе. Вечером уже совсем тепло и у костра даже жарко. Отбой в 21-30.

7 день. Встали в восемь вышли в десять. Очень тепло, ветра нет. Несколько раз останавливались понежиться на солнышке. На воде получается даже позагорать. Серьезных препятствий нет, только небольшие шиверы с полуметровыми сливами и валами. Река разливается и начинает то нырять в лес, то выходить на степные просторы, на которых открываются по берегамкрасивые виды.

Ориентируемся только по мостам через реку. Пройдя мост у села Гусаровское, остановились на обед. Все время обеда на противоположном берегу нас с интересом рассматривали местные жители, когда они работают не понятно. После обеда еще через три часа монотонного сплава, прошли мост у поселка Урупский и вскоре после него остановились на ночлег. Завтра решили пройти до обеда только до поселка Заветный, высушить вещи и доехать до Армавира, а ночью сесть в поезд. Идти до города не решились, потому что к нему мы подойдем только ближе к вечеру и у нас будет мало светлого времени на сборы. Отбой в десять.

8 день. Встали в семь, вышли в девять. После поселка Урупский, река снова ныряет в лес. Над рекой постоянно встречаются трубопроводы, телефонные кабеля и подвесные пешеходные мосты, постоянно напоминающие о близости цивилизации. Через два с половиной часа подошли к дамбе у поселка Радищево. Дамба открыта и под ней двухметровый слив с мощной бочкой. Вообще-то, если бы это было естественное препятствие, то оно проходимо, но здесь же из-за грязной воды не видно, что там есть. Если какая-нибудь арматура, то прохождение может кончиться очень плохо, поэтому мы решили ее обнести. Для этого нам пришлось провести катамараны немного вверх по течению, потому что там где мы зачалились, берега глиняные, топкие, скользкие и высокие. Обнос занял не более десяти минут, а вот размышления, проходить или не проходить, не менее получаса.

После дамбы через несколько километровпрошли двойной мост трассы Ростов-Баку и подошли к поселку Заветный. На антистапель остановились в конце поселка по ходу движения перед трубопроводом на левом берегу. До автодороги отсюда по прямой через окраину поселка не более двух километров. Этот путь мы разведали, когда ходили за водой. Также узнали, что до позднего вечера ходит транспорт до города.

После ужина, по сумеркам, чтобы не умереть от жары, мы дошли до автобусной остановки и около десяти вечера уехали на маршрутке на вокзал. На вокзале купили билеты на ночной поезд и рано утром уехали в Москву. Плацкартных билетов не было и нам пришлось переплатить за купе.

Итоги, выводы и рекомендации

После того как была проштампована маршрутка, у одного из нас возникли проблемы на работе. Поэтому вернуться из похода теперь нам надо было на два дня раньше. Имея дневку и, посмотрев почасовой график отчетов, не составило труда увидеть, что мы можем уложиться по общему времени и при таких обстоятельствах. Но когда график был опережен на два дня мы с интересом решили разобраться в чем дело. За эталон при подготовке похода мы брали график из отчета. Верховье реки мы по количеству часов прошли одинаково, а вот от хутора Ильич мы четко шли в два раза быстрее. Наверное это можно объяснить высоким уровнем воды у нас и проведенными работами местных властей по очистке русла. При малом уровне воды и завалах наверняка появятся обносы и мели, которые так сильно увеличат время прохождения, ведь наш один из немногих коротких обносов занял тридцать минут. Поэтому мы решили, что ошибки не было и можно сказать, что весь маршрут занимает от тридцати до сорока часов, а там уж как повезет.

При прохождении порогов особых трудностей мы не испытывали, только порог Бахмут мог принести неприятности из-за торчащей из бетонной глыбы арматуры. Плотину и порог Арматурный заметили заранее и обнесли без проблем. Дамба у хутора Радищево заставила нас провести катамараны выше по течению из-за его скорости и высоких топких глиняных берегов около нее.

Когда в походе мы сравнивали течение реки с течением реки осеннего похода нам казалось, что сейчас оно больше, но потом мы все-таки решили, что тогда ходовой день составлял не более четырех часов, а сейчас мы можем идти по семь, вот разница в километрах за день и получается.

Материал для постройки рамы катамарана искать долго не пришлось. С местами для стоянок, дровами на протяжении всего маршрута проблем нет, даже рядом с населенными пунктами.

Несмотря на легкость прохождения порогов и быстроту прохождения маршрута, он соответствует третьей категории сложности и неподготовленных туристов здесь может ждать много неприятностей на пустом месте, особенно в межсезонье.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст