Виды туризма

14 января 2013
Милевский Е. В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 427 0
Руководитель: Милевский Е. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5705

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Определяющие препятствия маршрута;
  3. Состав группы;
  4. Общая идея похода;
  5. Варианты подъезда и отъезда;
  6. График движения;
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута;
  8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.

Категория сложности: третья.

Район путешествия: Северный Кавказ.

Нитка маршрута: п.Архыз - р.Бол.Зеленчук ( начало сплава) - ст.Зеленчукская - ст.Исправная - п.Бесленей - с.Новая Деревня - г.Невиномысск - г.Москва

Протяженность сплава: 130 км.

Общая продолжительность похода: 11 дней.

Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.

Количество участников: 5 человек.

Средства сплава: каяк, два катамарана - двойки.

Время путешествия: апрель-май 2000 года.

Уровень воды: высокий.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Сложность Длина Характеристика Путь прохождения
Шивера "Архыз" Простая 500 м Сильное течение, косые валы,обливники Проходили без осмотра по основной струе
порог "первый Взрывной" Средняя 200 м Ориентир - ручей на правом берегу. Расположен на правом повороте реки. На входе шивера, перегороженная грядой камней с проходом справа.Затем шивера с бочками и острыми камнями по правому берегу. В конце на струе обливник с бочкой. Осмотр слева по дороге. Гряду проходили справа с резким уходом к центру и перед обливником обратно к правому берегу.Чалка перед и за порогом трудностей не представляет.
порог "второй Взрывной" Средняя 200 м Шивера в сужении реки, косые и прямые валы до 1.5 м, На входе и в центре сильные бочки. Находится за левым поворотом реки после первого Взрывного порога. Осмотр слева. Проходили по основной струе ближе к правому берегу. Сразу за порогом обязательна чалка.
порог "Пушка" Сложный 300 м Начинается сразу за вторым Взрывным порогом. Сначала шивера с хаотическими валами. Затем река сужается и уходит в каньон. В каньоне на основной струе несколько косых валов высотой до 2м, параллельно рядом с правым берегом спокойная шивера, наваливающаяся на большой скорости на полуобливной зуб, с двух сторон которого образуются бочки. Осмотр по левому берегу. Проходили по основной струе с прострелом бочек. За первой шиверой в каньоне возможна чалка на левом берегу. Каяк проходил каньон по уловам у левого берега. Последняя часть порога трудностей не вызывает, кроме последней бочки на повороте, в которую заходишь под углом. Потом метров сорок шивера, а за ней река раздваивается. Правая протока чистая, но из-за скорости течения войти туда трудно. В левой протоке участок с последовательными сливами с бочками на левом повороте. В конце у бетонной лестницы хорошая чалка.
порог "третий Взрывной" Простой 100 м Шивера с сильным течением на правом повороте, обливниками и бочками за ними. На выходе несколько острых обливников. Осмотр слева. Проходили по главной струе с прострелом бочек. На выходе лавировка между камней
Порог "четвертый Взрывной" Сложный 150 м Находится в конце левого поворота после третьего Взрывного. Порог находится на правом повороте. После разгонной шиверы струя падает между трех камней, образуя бочки. Затем основная струя уходит вправо между обливными камнями, хаотически разбросанными в русле. В конце порога за левым поворотом на левом берегу - хорошее место для чалки. Проходили с прострелом основной бочки и резким уходом к правому берегу с лавировкой между камней. Каяк проходил по правой косой бочке с остановкой в уловах.
порог "пятый Взрывной" (Косой) Средняя 300 м Ориентир - песчаный обрыв высотой 10м на левом берегу на правом повороте. S-образный, самая сложная часть порога находится за вторым левым поворотом, осмотр затруднен. Но возможна чалка на правом берегу непосредственно перед этим участоком. Участок представляет собой сильную струю с хаотически расположенными валами и обливниками с бочками. На выходе несложная шивера. Шиверу до сложного участка прошли без осмотра и зачалились на правом берегу. Осмотрели с воды и прошли по основной струе. Возможно при другом уровне воды этого осмотра будет не достаточно. Остальную шиверу прошли без осмотра.
Шивера "Зеленчукская" Простая Около 1км Длинная шивера с сильным течением, множеством обливных камней,бочками за ними и валами до 1м. Проходили без осмотра. Требуется лавировка между камней и несколько переходов с одного берега на другой.
порог "Исправной" Средняя 200 м Несколько пологих сливов с сильными бочками и валами до 2м. При нашем уровне воды по берегам под водой чуть-чуть скрываются наклонные плиты,которые представляют опасность для судов. Несмотря на мощь, на пороге скорость при прохождении невелика из-за валов и бочек. Осмотр с обоих берегов. Проход чистый, кроме указанных плит по берегам. Проходили по основной струе с прострелом бочек.

Состав группы

Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
Милевский Леонид Вадимович 1972 р.Иоканга - р.Поной IV р завхоз, Катамаран N1
Милевский Евгений Вадимович 1975 р.Иоканга - р.Поной IVу, р.Пшеха-р.Пшехашка IIIр руководитель, Катамаран N1 капитан
Черноусов Евгений Валентинович 1977 р.Пшеха-р.Пшехашка IIIу фотограф, Катамаран N2 капитан
Александров Андрей Витальевич 1976 р.Пшеха-р.Пшехашка III у реммастер, Катамаран N2
Бобриков Сергей Валерьевич 1977 р.Китой- Vу Участник, каяк

Общая идея похода

Данный поход продолжал нашу серию походов по Северному Кавказу в межсезонье. Осенью и в апреле большая часть группы совершила уже походы по рекам Пшехашка-Пшеха, Уруп и назвать началом сезона этот поход уже нельзя. И все же, главной наверное задачей похода была не подготовка к более серьезному летнему походу по рекам Алтая, а отдых на праздники. Несмотря на сложность порогов и длину маршрута, он не потребовал от нас сильного напряжения. Этому, в первую очередь, способствовало сильное течение и возможность аварийного схода в любой точке маршрута. Правда, интерес добавлял каяк, который требовал постоянной страховки, но из-за хорошей подготовки каякера, который всю зиму тренировался в бассейне, проблем с ним не возникло. Погода тоже не смогла испортить нам отдых по причине хорошего снаряжения.

Варианты подъезда и отъезда

Сплав по реке Большой Зеленчук начинается от поселка Архыз. До поселка от железной дороги можно добраться несколькими способами. Один из них - это автобусом или машиной от железнодорожного вокзала г.Невиномысска, второй из г. Армавира через город Лабинск также на машинах или автобусах, третий из города Черкесск. Имея в группе неразборный каяк, мы выбрали второй. Наш выбор мы обосновали тем, что река Большой Зеленчук очень посещаемая и особенно в майские праздники. Поэтому может возникнуть проблема с автобусом или машиной из-за каяка и большого спроса в г. Невиномысске. Третий вариант мы не рассматривали из-за общей плохой ситуации на Кавказе, так как большие города Карачаево-Черкессии старались избегать. Из г.Армавира с несколькими пересадками доехать нам будет легче, так как туристов, которые поедут этим маршрутом будет мало. Сразу можно сказать, что мы, по крайней мере ничего не проиграли, но и не выиграли. Вся поездка обошлась нам в такие же деньги, что и для других групп, приехавших из Невиномысска, единственно, что мы потеряли, так это время ночевки на вокзалах.

Автобус г. Лабинск - г. Кисловодск отправляется в 7-45. Наш поезд пришел в г. Армавир в 1-42, Автобус Махачкала-Майкоп отправляется из Армавира в 1-30 и на него мы не успели. Поэтому пришлось взять машину. От ст.Зеленчукской на автобусе тоже уехать не удалось. Автобус Невиномысск - Архыз из нее отходит в 9-30 и в 16-00. Ждать его четыре часа мы не стали. Тут же нам удалось взять машину всего за двести рублей. Плата за каяк увеличила весь проезд на 50 рублей с человека.

Из Невиномысска другие группы добирались на машинах, потому что в автобусы большие рюкзаки водители берут неохотно, хотя нам в это верится с трудом.

Закончили мы маршрут около села Новая Деревня. Нам приглянулась красивая поляна, а у рыбаков мы узнали, что отсюда ходит автобус до Невиномысска в 16-00 и в 18-00. Правда, нам надо было на железнодорожный вокзал попасть днем, чтобы успеть сдать в багаж каяк, поэтому на них мы особо не рассчитывали и оставили этот вариант, как запасной. Нашим твердым убеждением было то, что мы возьмем машину. До города не более 30 км и денег у нас хватает. Когда мы к полудню вошли в село, увидели много машин, казалось, что уехать не проблема, но ни одна машина не повезла нас в город. На нашу неудачу сегодня был праздник, все водители уже выпили и отказывались садиться за руль. Вариантов было так много, что пообедав, мы не заметили как опоздали на первый автобус и уехали только на втором. Машину мы пытались брать до самого появления автобуса, но безрезультатно.

Автобус до самого вокзала нас не довез. Вышли мы на городской остановке и уже ради интереса с каяком, веслами и рюкзаками сели в рейсовый автобус средней наполненности, который и довез нас до вокзала. На вокзале нам повезло сдать каяк в уже закрытое багажное отделение. Но на этом наши проблемы не кончились. Когда мы вошли и вышли в вокзал несколько раз, нашу маршрутку потребовал милиционер на входе и забрал руководителя в отделение для составления протокола по случаю нарушения нашей группой паспортного режима. Оказывается, мы должны были хотя бы один раз зарегистрироваться в Карачаево-Черкессии, так как находились мы там более трех дней. Когда работники милиции увидели, что взять с нас нечего, да и билеты у нас на руках, с миром отпустили, хотя поволноваться все же пришлось. Так, проболтавшись на вокзале еще несколько часов, мы уехали в Москву на поезде N 33 Владикавказ-Москва.

График движения

День Дата Участок маршрута Км ЧХВ (час) Препятствия Способ передвижения
1.-2. 29.04-01.05 г.Москва - г.Армавир - - - ж/д
3. 01.05 г.Армавир - г.Лабинск - ст.Зеленчукская - п.Архыз - - - автобус, машина
4. 02.05 п.Архыз - пор. Пушка 8 3 шивера Архыз, пор.1-ый, 2-ой Взрывной,Пушка сплав
5. 03.05 пор. Пушка - - - дневка
6. 04.05 пор. Пушка - стояка у пос.Даусуз 26 6 пор.3-ий,4-ый, 5-ый Взрывные, шивера Зеленчукская сплав
7. 05.05 стоянка у пос. Даусуз- п.Черкак 48 6 порог Исправной сплав
8. 06.05 пос.Черкак - с.Новая деревня 48 6 - сплав
9.-11. 07.05- 09.05 с.Новая деревня-г.Невиномысск- г.Москва - - - автобус, поезд

Техническое описание прохождения группой маршрута

3 день. В город Армавир мы приехали на поезде в 1-42 ночи. Узнав цену на машину до г.Лабинск, от вокзала решили выйти в город по направлению к автовокзалу. Когда попытались ловить машины в городе, у нас тоже ничего не получилось из-за отсутствия таковых. Когда мы месяц назад были здесь в то же время, то машины были. Сейчас их отсутствие можно было объяснить наверное только праздниками. Причем нам был нужен только РАФ или "батон", так как нас было пятеро и каяк. Около четырех утра мы остановили Газель, которая довезла нас до автовокзала.

На автовокзале машину мы поймать смогли только через полтора часа, и в 6-45 мы были на автовокзале г. Лабинск. Автобус Лабинск - Кисловодск задержался в отправлении на полчаса. Договориться закинуть каяк в салон не составило труда. Так, с комфортом и каяком мы к полудню были в станице Зеленчукской.

Автобус до поселка Архыз отправляется от станицы Зеленчукской в 9-30 и 16-00, поэтому мы не стали его ждать и наняли "батон" за двести рублей. Он нас довез до самой реки.

Когда мы разгрузились, то первым делом приготовили обед, а уж затем начали ставить бивак и собирать катамараны. Напротив нашей стоянки на другом берегу шумящей реки возвышались красивые снежные вершины. Рядом с нами находилось много местных отдыхающих. Места здесь красивые и, наверное поэтому, людные.

По пути водители остановились перекурить на первом Взрывном пороге. Он нас заинтересовал и настроил на серьезный лад. Дорога нас немного утомила и легли спать мы в сумерках около девяти, катамаран с деревянной рамой остался собранным не до конца. Рядом с нами встали трое москвичей на четырехместном катамаране. С ними мы пересекались весь поход кроме последнего дня.

4 день. Подьем в 8-00. Похолодало. До 12-00 доделали катамаран, позавтракали и собрали вещи. Первый день, как всегда, немного сумбурный. Начинаем сплав, через несколько поворотов реки останавливаемся поправить снаряжение. В это время из-за поворота появляются шесть катамаранов - четверок рафтмастер, шестиместный рафт и каяк. Нас удивило то, что снаряжение очень классное, но на судах совершенно не было вещей. Только на пороге Пушка мы узнали, что это коммерческий сплав. А вещи участников находятся в гостинице в поселке Архыз, до которого их довезут от порога Пушка на машине.

Прошли пороги первый и второй Взрывные с осмотром без проблем, зачалились осмотреть порог Пушка. Под порогом располагается хорошая поляна, где уже до нас остановилось несколько групп, в том числе и нижний лагерь коммерсантов. На этой поляне мы встретили знакомую группу из МФТИ, попросили их подстраховать первый катамаран, а после прохождения порога остановились на стоянку рядом с ними. Вечером мы устроили совместный костер с тихими песнями под гитару. Хороших дров на поляне нет и за ними нам пришлось подняться метров на тридцать вверх по склону. Зато там их много. Легли спать около одиннадцати.

5 день. Встали в 8-00. Очень холодно. Идет небольшой снег. Кажется, что скоро пройдет. Очень хочется на пороги и решаем все-таки плыть. Ребята совершили в спортивной форме пробежку по поляне, потом позавтракали и начали собирать вещи. Когда гермики уже были почти упакованы и оставалось собрать только палатки и тент, поднялся сильный ветер, а снег усилился. При такой погоде уже можно примерзнуть к катамарану и мы решаем отказаться от сплава, хотя бы до обеда. Около часа дня поняли, что снег прекратится не раньше, чем к вечеру, поэтому окончательно решаем сегодня сделать дневку.

Сразу последовало несколько предложений по проведению дневки: первый вариант это посетить ближайшую вершину, второй вариант - прогуляться к следующим порогам, чтобы их осмотреть и третий еще раз прокатиться по порогу, когда закончится снег. Снег закончился только ближе к вечеру и третий вариант отпал сам собой, на вершину оправились двое из нас. Они взяли аварийный носимый запас и ушли до ужина по склону вверх. А каякер оправился по дороге с ребятами, которые шли втроем на четверке, осматривать следующие пороги. Остальные остались в лагере готовить ужин и с интересом наблюдать, как одна группа на поляне все-таки решила выйти на воду. Собирались они долго и неохотно, но в пять вечера под взглядами всей поляны на заснеженных катамаранах они скрылись за поворотом. Когда вернулся каякер то уверил нас, что интересные пороги впереди еще есть, а эта легендарная группа остановилась за четвертым Взрывным порогом ( по дороге примерно 2км 700м).

Покорители вершин пришли точно к ужину все мокрые и немного недовольные тем что наверху глубокий снег и до вершины они дойти не смогли. Правда, когда они увидели эти вершины ниже по течению, поняли, что это более серьезное занятие, чем они думали. Поужинали и пораньше легли спать. Снег к вечеру закончился. Завтра уже было солнечно.

6 день. Встали в восемь, холодно, верхушки гор освещает солнце. Облаков почти нет и поэтому можно надеяться, что снега сегодня не будет. Вышли в 11-00. Прошли с осмотром третий и четвертый Взрывные пороги без проблем. Дальше некоторое время простая шивера. Пятый Взрывной порог заметили после того, как остановились посмотреть подозрительную шиверу, уходящую за поворот. Действительно взрывной порог, сначала приличная шивера, которая требует сильного внимания, а потом, за поворотом - еще более сложный участок порога. Предыдущие пороги все же более заметны с воды. Этот порог мы обозначили, как пятый Взрывной, правда еще в отчетах фигурирует название порога Косой. Мы их решили соединить, так как дальше мы порогов, сильно изменяющих характер реки не видели, хотя может быть, при другом уровне воды они и есть.

Трое из нас имели неопреновые костюмы, а двое сухие. Один из сухих случайно протерся и незаметно набрал воды так, что человек, находящийся в нем просто застучал зубами. Пришлось остановиться и согреть его. Пока искали для остановки место, произошла единственная аварийная ситуация с каякером. На одном из разливов реки на три протоки он выбрал протоку перпендикулярную берегу с поворотом на девяносто градусов с упавшим на нем деревом. Проходя этот поворот, каяк зацепился за ветку и поток воды притопил его под дерево, да так что потом пришлось вытаскивать его спасконцом с берега. Каякер, на нашу удачу, на берег выбрался без посторонней помощи. Так вот, на ровном месте получаются аварийные ситуации.

После того как мы вытащили каяк, здесь же развели небольшой костер, согрелись и заклеили порванную гидру. Затем пошли дальше и около двух часов дня остановились на обед. Снег по берегам уже кончился, немного потеплело. Сложных порогов нет, только постояно качает на валах и по берегам встречаются поваленые деревья, которые после аварии постоянно держали нас в напряжении. После поселка Буковый река расширяется, немного ослабляется течение. До поселка Ермоловка мы дошли без обносов. В пяти километрах ниже поселка остановились на правом берегу на стоянку на полчаса раньше графика. Скоро начнется населенка и возможно идти придется гораздо больше, чем надо. К вечеру потеплело, но на реке ветер очень холодный. Легли спать около девяти.

7 день. Встали в восемь. Режим поддерживать в весенне-осенний период очень легко, сон из-за ранней темноты и холода утром составляет не менее девяти часов, чего хватает даже при сильных нагрузках. Также нет отвлекающих грибов и ягод, а единственным тормозящим фактором может быть заядлый рыбак. У нас такого не было.

Вышли в десять, холодновато, через полчаса проходим поселок Даусуз и еще через полчаса дошли до станицы Зеленчукская. На протяжении всей станицы тянется шивера, несложная, но длинная и к ее концу чувствуется легкая усталость. После станицы река расширяется и пропадает постоянная качка на валах. Скорость при этом не уменьшилась. Этот участок реки не такой безопасный, как мы думали. На одном из поворотов река сильно сужается до шести метров, образует валы высотой до полутора метров и наваливает на поваленное дерево. Проход есть впритирку с берегом только для одного катамарана. Этот участок очень опасен по нашему мнению для байдарок, так как с катамарана его видно через галечный берег, а каяк наш его не видел и ему пришлось работать в полную силу против течения. Прижимы на коряги нам здесь встречались несколько раз, но для экипажей, прошедших верхние пороги, эти препятствия не составят опасности, только надо быть внимательным.

После притока Кяфар до каньона Курлюк препятствий почти нет, встречаются мели и небольшие простые порожки. Ориентиром каньона можно считать скальный лоб по правому берегу с дорогой под ним. Перед каньоном под этим лбом остановились на обед. Пообедав, прошли каньон и порог Исправной. После порога река выравнивается, становится глубокой, но течение не уменьшается. Через некоторое время после станицы Исправной входим в красивый каньон, образованный обрывами пластов известняка и невысокими скалами. В конце него на левом берегу останавливаемся на ночлег. На другом берегу рядом с обрывом над рекой проходит асфальтированная дорога. Вечером пошел дождь. Отбой в десять.

8 день. Встали в восемь. Первый раз утром солнце заглянуло в палатку. Тепло и нет ветра. Пока готовился завтрак, двое из нас сбегали на вершину холма. По карте за вчерашний день мы спустились вниз примерно метров на триста. Вышли в половине десятого, на полчаса раньше обычного, и при этом мы совершенно не торопились. Наверное, сказалось потепление, концом акклиматизации это вряд ли можно назвать. Весь день прошел на одном дыхании.

Через час после начала сплава прошли поселок Черкак, еще через час поселок Бесленей, перед поселком Эрсакон остановились на обед на острове реки между поселками. Через час после обеда кончилась карта и мы начали периодически спрашивать у рыбаков, далеко ли еще до села Ивановского. Река здесь уходит в лес и часты поваленные деревья в русле. Когда прошли старую разрушенную плотину, рыбаки нам сказали, что до села Ивановское километров пять, а за поворотом село Новая Деревня, от которого ходит до Невиномысска автобус. Поэтому, когда через минуту на правом берегу появилась красивая поляна, мы остановились на антистапель, до села от нее километра два. У нас оставалось в запасе еще половина дня и мы решили, что чем плыть до села Ивановское и упаковывать в рюкзаки мокрые вещи, лучше пройти эти два километра, но успеть все подсушить. Как обычно, сплав закончился неожиданно. Вечером мы просушили катамараны и вещи, испекли в углях оставшуюся у завхоза про запас картошку и, совершенно не уставшие, легли спать.

9 день. Встали в девять, собрали вещи и вышли около полудня. После подьема на высокий берег реки, мы на одном из перекрестков проселочных дорог остановили грузовик, чтобы он нас довез до поселка, но водитель, остановившись перед перекрестком, вышел на него, посмотрел вдаль и отказался. Оказывается, в конце прямого участка в поле стояла машина ДПС, а нас он мог вести только в кузове. Так пришлось всю дорогу идти пешком, да еще милиционеры этой машины ДПС остановили нас, попросили показать свои документы и проверяли их минут двадцать, даже каяк не внушал доверия, что мы туристы. Каких нарушителей они здесь ловили и что регулировали непонятно.

К половине первого были на окраине поселка. Первая группа из трех человек сразу пошла искать машину, но через два часа вернулась ни с чем. Сегодня праздник и большинство водителей уже не могли сесть за руль. После обеда консервами, вторая группа пошла искать машину и приехала почти через час на видавшем виды старом москвиче. В него поместились только наши вещи и один человек, чтобы довезти их до автобусной остановки. На первый четырехчасовой автобус в итоге мы все-таки опоздали. Продолжили искать машину, но все безрезультатно.

Из села Новая Деревня смогли уехать только на шестичасовом автобусе. Автобус село Новая Деревня - г.Невиномысск идет только до окраины города. Довезти нас дальше до вокзала уговорить водителя не удалось, правда он довез нас до остановки рейсового автобуса N 1, который идет до вокзала. Ради интереса, мы решили попробовать доехать с каяком и рюкзаками на рейсовом автобусе, а если не получится, то тогда взять машину. Когда втобус подходил к остановке, то по количеству пассажиров показалось, что задуманная поездка нереальна. Но, с постоянными извинениями к обитателям автобуса, каяк все же занесли в проход через заднюю дверь, а рюкзаки расположили на задней площадке, что труда не составило. Кондуктор в автобусе оказался веселый и, не ожидая такой наглости, только с улыбкой от удивления спросил, собираемся ли мы оплачивать проезд. На следующей остановке большинство пассажиров вышло и без проблем мы доехали до вокзала.

На вокзале нам повезло сдать каяк в закрытое багажное отделение. Обратные билеты мы купили еще в Москве и теперь оставалось только купить продукты в поезд и дождаться его. Через некоторое время после нашего приезда, вокзал и прилегающие заведения полностью заняли московские туристы. Ночью, когда мы возвращались на вокзал из шашлычной, у нас в очередной раз проверили документы и маршрутку на входе. После чего руководителя (одного) забрали в отделение составлять протокол об административном правонарушении. Оказывается мы нарушили правила регистрации. У нас не было регистрации в Карачаево-Черкессии, а по маршрутке мы там находились шесть дней вместо трех положенных. Спорить с ними он не стал, но и штраф платить не собирался, сделали вид, что денег у нас нет. Видно играл руководитель хорошо и ему поверили. В 3-42 сели в поезд N 33 Владикавказ - Москва и уехали в Москву.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1. Река Большой Зеленчук очень известна среди туристов-водников. Еще на стадии выбора маршрута, из уст людей побывавших на ней можно услышать много правдивой и достоверной информации, хотя последний отчет в библиотеке МГЦТК датируется 1989 годом. Река, прежде всего, привлекает к себе довольно сложными порогами, которые в сумме могут заменить набор порогов нескольких карельских маршрутов той же категории сложности.

2. Заброска и снятие с маршрута для нас трудностей не составили, кроме небольших трений с работниками милиции на вокзале города Невиномысск по поводу регистрации. Правда, еще надо не забывать про праздники, на которые многие водители не могут сесть за руль. В это время лучше рассчитывать на общественный транспорт.

3. При нашем уровне воды в реке, сплав от поселка Архыз до станицы Зеленчукской с тщательными просмотрами займет около 10 часов, а от станицы Зеленчукской до села Ивановское не более 12 часов. То есть, от станицы Зеленчукской до конца маршрута не более двух дней сплава по шесть часов. Хотя, при желании, на воде можно провести даже восемь часов. Мы запланировали одну дневку и четыре с половиной дня сплава, что позволило нам почти не следить за временем. Дневку мы планировали на сборку судов, но до обеда мы уже были готовы и поэтому начали сплав раньше. А когда на третий день пошел сильный снег, мы могли себе позволить провести незапланированную полноценную дневку. Если к этому еще добавить возможность сняться с маршрута в любом месте, то можно утверждать, что данный маршрут сложен технически по прохождению порогов, но не требует тратить много сил для контроля всего похода.

4. Основные пороги реки Большой Зеленчук идут практически один за одним и влететь в них без осмотра трудно, но возможно. Особенно при оверкилях и спасработах. Страховка с воды особых сложностей не представляет, а первое судно страховать можно попросить участников из других групп, здесь их много. В нашей группе был каяк, поэтому к его страховке мы относились очень серьезно. Один катамаран страховал его в конце сложного участка с воды, а на довольно спокойном участке реки еще один участник с берега страховал спасконцом. Последний фотографировал. Первый катамаран мы попросили подстраховать с воды только на пороге Пушка, в остальных случаях страховали двумя спасконцами с берега.

5. На всем протяжении маршрута до поселка Бесленей очень красивая природа, которая поднимает настроение даже, когда идет снег. Особенно красивы верховья реки, каньон Курлюк и каньон около поселка Черкак.

6. Все вышесказанное позволяет утверждать, что главную задачу отдыха на праздники и тренировки на порогах мы решили полностью.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст