16 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1902 0
Автор: Денис Кравченко (Орел)

1. Общий раздел:
1.1. Общая характеристика маршрута

1.1 Общая характеристика маршрута
Район путешествия – Бурятия, Прибайкалье
Категория сложности - четвертая.
Вид туризма - водный.
Количество участников - семь.
Уровень воды - высокий
Типы судов :
Катамаран 2 местный "Тритон-2" - 1шт.
Катамаран 4 местный (самодельный) - 1шт.
Маршрут путешествия:
г.Орел – г. Москва – г. Улан-Удэ – п. Баянгол - р. Снежная – п. Выдрино – г. Москва - г.Орел.
Протяженность сплава - 120 км.
Продолжительность путешествия - 23 дня.

1.2. Выбор маршрута

При выборе маршрута была поставлена цель, удовлетворяющая всех участников группы – прохождение маршрута четвертой категории сложности, ознакомление группы с новых для всех участников районом, хорошая рыбалка и посещение озера Байкал.

Начало сплавной части маршрута от перевала Бархе-Даба имело как отрицательные (мели, завалы), так и положительные стороны (постепенное нарастание препятствий и возможность отработать взаимодействие членов экипажей катамаранов).

В качестве средств сплава использовался 2-х местный катамаран "Тритон-2" и 4-х местный самодельный катамаран. Большинству участников удалось совершить тренировочные выезды на Елецкий порог (р. Сосна).
Присутствие в составе группы двух женщин должно было прежде всего откорректировать стиль поведения и общения, присущие чисто мужским группам.

1.3. Состав группы

р. Вама – р. Водла – 4Р
Видеооператор,
Матрос (кат-2)

Катамаран 4-х местный: Гераськин Я.В., Михеева Н.В., Поздняк П.А., Платонова И.Н., Недосекин С.В.
Катамаран 2-х местный "Тритон-2":Ставцев П.Н., Кравченко Д.В.

1.4. Сведения о районе путешествия

Прибайкалье – это территория, прилегающая к озеру Байкал. Район характеризуется чередованием хребтов и межгорных котловин. Наиболее крупными хребтами являются Хамар-Дабан, Баргузинский, Байкальский. В Прибайкалье существует разветвленная речная сеть. Большинство рек – горные с дождевым питанием. Часто бывают паводки. Прибайкалье лежит в зоне умеренного климата. Зимы длятся здесь от 5 до 8 месяцев, случаются морозы до – 50 градусов. Но летом здесь достаточно тепло и даже жарко. Необходимо отметить резкие колебания температуры в течение суток.

Рассмотрим хребет Хамар-Дабан более подробно, так как с его склонов течет река Снежная. Хамар-Дабан является естественным продолжением Восточного Саяна. Его длина составляет около 500 км., ширина – от 80 до 150 км. Средняя высота хребта составляет 1650 м. Самые высокие вершины Хамар-Дабана: г. Хан-Ула (2374 м.), г. Сохор (2223 м.) и г. Маргасан (2253 м.).
Сам хребет располагается в таежной зоне, где преобладают кедр, лиственица, береза. Межгорные долины часто заболочены, иногда заняты лугами. Каменные россыпи покрыты стлаником, лишайником. В тайге растут грибы и ягоды.

Животный мир представлен такими животными как: медведь, северный олень, изюбр, лось, соболь, заяц, белка, бурундук. Из птиц можно встетить ястреба, куропатку, глухаря, сойку, дятла. В реках водится хариус и ленок.

Многие районы Прибайкалья отличается труднодоступностью и недостаточно развитой системой дорог. Средняя плотность населения составляет примерно 2 человека на 1 кв. км. Основная часть населения представлена русскими и бурятами и расселена вдоль Транссибирской магистрали. В тайге населенным пунктов мало,в основном встераются летники и охотничьи избы.

1.5. Общая характеристика маршрута

Р. Снежная – это самая крупная и полноводная из рек стекающих с северного склона Хамар-Дабана, берущая свое начало на высоте 1600 метров над уровнем моря. Длина реки 170 км. С падением 10м/км., причем основное падение приходится на среднее и нижнее течение после поворота реки на северо-восток. На реке встречаются пороги и мощные шиверы, водопад Хармын-Дулю (Прыжок белки), два порога 6 КС "Жаба" и "Снежинка". Средний расход воды в верховьях – около 15 куб.м/сек, в устье – 80куб.м/сек.

2. График движения и техническое описание маршрута
2.1. Подъезды и выезды

Для заброски на Снежную существует несколько вариантов:

Первый вариант Можно доехать поездом до Слюдянки. Затем двигаться по дороге, ведущей вдоль р. Слюдянка до развилки на склады. В зависимости от вида нанятого транспорта можно добраться:
а) до развилки на склады (около 5 км) – любым автомобилем;
б) автомобилем повышенной проходимости ( около 16 км) – до конца дороги, которая минует 12 бродов через р. Слюдянка и местами весьма тяжела для проезда;
в) можно сэкономить деньги и пройти от станции пешком.

Далее путь  лежит  через  по хорошей тропе сначала вдоль р. Слюдянка, подъём  на метеостанцию "Хамар-Дабан", затем перевал Чeртовы ворота (1800  м), спуск в долину р. Спусковая и вдоль неё до р. Утулик, брод через р. Утулик, вдоль р. Шибутуй (приток р. Утулик) на перевал  Патовые  озeра (1850 м) и затем спуск по ручьям – притокам р. Субутуй до начала сплава. Место начала сплава обычно в устье ручья Харнахойтуй при его слиянии с р. Субутуй, но может быть и раньше в зависимости от уровня воды. Пешая часть от ст. Слюдянка составляет около 100 км, водная часть около 140 км, чистого пешего ходового  времени в зависимости от веса груза и состава группы около 30 часов. При этом на воде приходится преодолевать  т.н.  "верхний участок"  с  его  несколькими   шиверами    и порогами-троечками.

Второй вариант Надо доехать поездом до Улан-Удэ. Затем от Улан-Удэ на машине можно добраться до п. Баянгол. От Улан-Удэ до п. Баянгол возит Забанов Сергей Матвеевич (его телефоны в Улан-Удэ: 43-61-45, 64-33-15). Фирма "Бурятинтертур" также организует заброску до Баянгола (телефоны фирмы в Улан-Удэ: 301-221-69-54, 301-221-94-19). При необходимости переночевать в Баянголе можно или в интернате для умственно неполноценных детей или в конторе баянгольского лесоперерабатывающего предприятия.
Далее пеший маршрут пролегает  через два перевала, включая Бархе-Даба (1820 м). Общая протяженность пешей части 60 км. До самого перевала Бархе-Даба идет вездеходная дорога, по которой добираются до перевала несколькими видами транспорта:

• гусеничный вездеход в лесничестве (доставка до перевала Бархе-Даба);
  • машины повышенной проходимости ГАЗ-66, Урал, трактор Беларусь (дешевле вездехода, но последние 7-8 км. придется идти пешком);
  • лошади (везут рюкзаки, а самим идти пешком).

С перевала Бархе-Даба тропа выходит к р. Снежная за 1,5 км до впадения притока Шибетуй. "Верхний участок" при этом уже пропускается, а протяженность маршрута сокращается примерно на 15 км.

Третий вариант самый распространенный. Предполагает высадку на ст. Мурино, на которой останавливаются далеко не все поезда, поэтому либо надо подбирать соответствующий поезд или ехать до Слюдянки, а оттуда до Мурино ехать электричкой. Пешая часть составляет почти 90 км и проходит вдоль р. Хара-Мурин, его притока р. Лангутай, последовательное преодоление перевалов Лангутайские ворота (1750 м), Нурхен –Дабан (1710 м), Байри (1600 м) и спуск к р. Снежная вдоль притока р. Зун-Байри. Водная часть подхода в этом случае составляет  от 95 до 100 км и большей частью плотно насыщено препятствиями.

Четвертый вариант самый дорогой, но при этом самый быстрый. Добравшись поездом до Иркутска, можно заброситься вертолетом сразу до летника Байри. Вертолет надо заказывать заранее в иркутском авиаотряде. Вертолет берет 10 человек с рюкзаками. Стоимость полетного часа в этом году составляло 47 тыс. рублей. Расчетное время подлета 1ч. 45мин. - 2ч. 15 мин. в зависимости от температуры воздуха и силы ветра. Этот вариант можно рекомендовать наиболее состоятельным группам. При этом необходимо учитывать, что в случае нелетной погоды вертолет не полетит и придется ждать, пока погода наладится. Телефоны "ИркутскАвиа" в г. Иркутске: 8(3952)266-186 летный отряд (зам. начальника Никонов Альберт Иванович), тел/факс 8(3952)544-446 секретарь.

Каждый из перечисленных вариантов обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому каждая группа может выбрать вариант наиболее удобный для себя. Необходимо помнить, что аварийные выходы с маршрута сильно затруднены из-за отсутствия населенных пунктов и дорог.
Нашей группой был выбран второй вариант заброски.

Теперь о выброске. Выброска с маршрута предельно проста, так как маршрут заканчивается в поселке Выдрино. Сплав можно закончить у железнодорожного моста, где есть место для антистапеля и недалеко до ж/д станции. При желании можно не останавливаться у моста, а выйти в Байкал и встать на мысе Снежный. Там удобное место для ночевки и антистапеля. В случае если группа ночует на мысе нужно выставить на ночь дежурных, чтобы избежать воровста. Мы стояли на мысе сутки, но никаких посягательств на наш лагерь со стороны местных жителей не было. С мыса Снежного до станции довольно далеко, но если нет желания идти с рюкзаками через весь поселок, то можно в поселке договориться с машиной и доехать вместе с вещами.

2.2. Техническое описание маршрута

02.08.06.
В Улан-Удэ наш поезд прибыл в 14-10 по московскому времени (здесь и далее будет указываться московское время). На вокзале нас встретил Сергей Забанов с сыном Максимом на корейском микроравтобусе. С ним мы созванивались заранее из Орла. Он должен был довести нас до п. Баянгол. От Улан-Удэ до Баянгола около 450 км. Но до поселка нам добраться не удалось, ночью мы подъехали к разрушенному деревянному мосту через небольшую речушку Даргентуй. От Даргентуя до Баянгола остается 10-12 км. Как нам потом рассказали местные жители, мост был разрушен наводнением около месяца назад, но до сих пор не восстановлен. Переночевали в микроавтобусе у Сергея.

03.08.06.
Утром мы расплатились с Сергеем и он уехал. Микроавтобус от Улан-Удэ до разрушенного моста обошелся нам в 9400 руб. с группы. Два человека из нашей группы ушли налегке в п. Баянгол за транспортом, так как переехать речку Даргентуй вброд можно или на УАЗе или на тракторе или на грузовом автомобиле. Ребят не было довольно долго, но затем один из них приехал за нами на двух УАЗах с водителями-бурятами, мы разместились в них со всеми рюкзаками и доехали до Баянгола. Сначала буряты просили за это 700 руб. с группы, но мы сторговались до 600 руб.
В Баянголе нам пришлось подождать несколько часов. Из Баянгола выехали на УАЗе-буханке, который отвез нас примерно на 20 км. от поселка. Водителя зовут Александр Базаров. Он из Закаменска. (У нас сложилось впечатление, что Александр патологический врун, так как говорит он одно, а на деле выходит другое. Из-за него мы потеряли время перед сломанным мостом через р. Даргентуй, поскольку он обещал забрать нас там и довезти до Баянгола, но не приехал по непонятным причинам. Дальнейшее общение в группой казанцев, идущих параллельно снами по Снежной подтвердили наши предположения. Их Александр Базаров тоже кинул.) Далее мы пересели на трактор Беларусь с прицепом. УАЗ обошелся нам в 4000 руб. с группы. Водитель трактора с напарником запросили 9000 руб., но в результате активного торга нам удалось сбить цену до 8000 руб. Тракториста зовут Валера Бочаров, его адрес: п. Баянгол ул. Рабочая, д.21 тел. 2-17 (звонить через Закаменск). Он обещал завезти нас настолько, насколько сможет проехать трактор. Сначала мы ехали в телеге, а когда начались заболоченные участки, трактористы ее отцепили. Мы перегрузили рюкзаки в специальную корзину, прикрепленную сзади трактора, а сами сели сверху на них. К ночи добрались на тракторе до стойбища бурят, где мы остановились на ночевку.

04.08.06.
Встали в 6-00. Двинулись на тракторе дальше. На пути к перевалу Бархе-Даба в долине реки Мазаиха находится ферма с огражденным загоном для скота. На ферме постоянно никто не живет, но, когда мы добрались туда, там находились несколько молодых бурят с лошадьми. На ферме договорились с бурятами о том, что они забросят наши рюкзаки на перевал, т.к. трактор добраться до перевала не может. За 3000 руб. с группы 4 бурята с пятью лошадьми завезли наши рюкзаки на перевал Бархе-Даба, мы шли пешком. С перевала спускались с рюкзаками сами по конной тропе. К вечеру прошли 2/3 пути до реки и встали на ночевку возле ручья. Всю ночь шел дождь с грозой.

05.08.06.
Встали рано. За два часа дошли до реки, разбили лагерь, мылись, стирались. Рядом стояла группа из Казани, после обеда казанцы закончили стапель и отчалили. Поймали первого хариуса, которого засалили и съели на ужин. Вечером начался дождь.

06.08.06.
Стапель, упаковка вещей. После обеда начали сплав. Первые 5 км р. Снежной, до впадения правого притока р. Зубкосун протекают в достаточно широкой долине от 300 до 1000 м шириной. Характер препятствий это перекаты и шиверы, часто достаточно мелкие, в некоторых местах требуется проводка, хотя уровень воды выше среднего. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Ни одной поклевки. За день прошли 10 км. На ночевку встали на ЛБ возле ручья. Ночью пошел сильный дождь, гроза.

07.08.06.
В первой половине дня шел дождь с небольшими перерывами. Из-за этого до обеда сделали полудневку. После обеда быстро собрались и отчалили. Много мелких шивер и перекатов, но все эти препятствия просты,  легко читаются с воды и проходятся сходу, учитывая невысокую мощность реки и достаточно широкий простор для маневра. Часто останавливались для того, чтобы половить рыбу. Удалось поймать несколько ленков и хариусов. На ночевку встали в 20-30 на ПБ.

08.08.06.
Ходовой день. Вышли в 12-00. Разбой, мелкие шиверы и перекаты встречаются в большом количестве. Встречаются завалы, так что два раза нам пришлось проводить катамараны. За ходовой день наловили рыбы. Соленый хариус и копченый ленок очень вкусные. Заночевали на ЛБ в 20-00.

09.08.06.
Ходовой день. Прошли летник Байри. Река стала полноводнее и мощнее. На берегу появились скальные выходы и песчаные пляжи. Хорошая рыбалка. Мы использовали карту, на которой нумерация препятствий начинается после летника Байри. Препятствия №№ 1-25 представляют собой шиверы, их точный отчет затруднен. Препятствие №26 (порог "Мраморный") является мощной (в нашу воду) шиверой. На ночевку остановились в 19-45 на ЛБ. Ночью пошел дождь с грозой.

10.08.06.
Ходовой день. Очень жарко. Прошли препятствия №№ 27-57, ориентирование по-прежнему затруднено. Хорошими ориентирами для привязки к карте являются только препятствия № 29 (порог "Слон") и препятствие № 43 (порог "Клык"). Все пороги были пройдены с ходу без осмотра, за исключением порога "Ворота", который был пройден с осмотром, фото-видео съемкой и страховкой с берега. При осмотре порога один из участников группы подвернул ногу. За день наловили рыбы и насобирали лисичек. На ночевку стали на ЛБ. Ночью моросил дождь.

11.08.06.
Дневка. Собирали и тушили лисички, ловили рыбу. Хороший клев. Снова шел дождь.

12.08.06.
Ходовой день. Прошли препятствия №№ 58-74. Препятствие № 58 (порог "Извилистый") был пройден после осмотра. Видео съемку осуществляли как с правого так и с левого берега. От порога "Извилистый" до препятствия № 59 (порог "Мунгул-Гольский") 350 метров быстротока. Для осмотра чалится необходимо на ПБ. После осмотра порога первую ступень было решено обнести по ПБ. Вторую ступень порога прошли со страховкой с берега. Следующие препятствия шли без осмотра. Осмотрели только препятствие № 65. В нашу воду это порог с высокими валами и мощными держащими бочками. На ночевку стали на ЛБ возле впадающего ручья. Предположительно это ручей Зун-Сайбахтый. На берегу много грибов. Вечером усилился ветер, стало холоднее.

13.08.06.
Всю ночь и в первой половине дня шел дождь. Вышли только после обеда. Весь день шел дождь с небольшими перерывами и закончился только вечером, но небо оставалось пасмурным. За день прошли препятствия №№ 75-86. Все препятствия хорошо читаются с воды и не требуют осмотра. Основным ориентиром на участке перед водопадом является ручей Кит-Кит. От ручья до препятствия № 87 водопада Хармын-Дулю (Прыжок белки) по реке 1 км. Наша группа зачалилась на песчаном пляже на ПБ перед водопадом. Обнос препятствий №№ 87-90 по правому берегу. Местами тропа обноса перегорожена упавшими деревьями. На тропе обноса две стоянки. Одна на 200 м ниже водопада левее тропы, а вторая в конце тропы. Обнеся водопад, а также пороги "Жаба" (пр. № 88), "Снежинка" (пр. №89) и "Слив" (пр. 390) наша группа заночевала на второй стоянке в конце тропы.

14.08.06.
Утром спустили катамараны к воде. Препятствия №№ 91-98 группа прошла без осмотра. Порог № 99 перед каньоном "Красный" проходился со страховкой с берега и фото-видео съемкой. Катамаран четверку прижало к камню и на нем срезало одну из резиновых вязок на раме. Экипаж прошел порог благополучно. Далее следуют мощные шиверы и красивый водопадны ручей впадающий в реку с права. Препятствия № 100-111 проходятся без осмотра. Каньон "Мрачный" очень красив, на выходе из него пытались ловить рыбу, но клев был слабый. К вечеру подошли к препятствию № 112 (порог "Серая ямка"). Осмотр с ПБ. Река делится на две протоки. Правая протока намного мощнее и сложнее для прохождения, левая выглядит проще. Так как было уже поздно, наша группа остановилась для ночлега на правом берегу перед порогом.

15.08.06.
День ясный. После повторного осмотра Кат-4 был обнесен по правому берегу. Кат-2 зашел в левую протоку. Кат-2 был частично обнесен по острову, разделяющему протоки, а частично прошел левую протоку. Обнос был обусловлен деревом, лежащим на ЛБ, выступая и перегораживая левую протоку порога практически во всю ширину. При попытке прохождения попадание в это бревно практически 100 %. Следующую шиверу (препятствие №113), также состоящую из 2 проток, прошли правой протокой. Препятствия №№ 114-116 проходятся без осмотра. Река постепенно выходит из гор, речная долина расширяется. К вечеру подошли к п. Выдрино и вышли в озеро Байкал. Ночевка на мысе Снежный.

16.08.06.
Антистапель на месте ночевки. Затем в поселке нашли небольшой японский грузовичек, водитель которого согласился за 300 руб. довезти нас с вещами до вокзала в п. Выдрино. В этот же день мы сели в поезд №221 Улан-Удэ – Москва.

2.3. Лоция реки Снежная

Наша группа пользовалась картографическими материалами из отчета Карабина Б.Н. (г. Балашиха) о водном походе 4 к.с. категории сложности на катамаранах по Прибайкалью (река Снежная), 2005 и отчета Музалевского А.Б. (г. Ярославль, г. Орел) о водном турсстском путешествии 4 к.с. по реке Снежная в южном Забайкалье, 2001.

От перевала Бархе-Даба до летника Байри река характеризуется большим количеством мелких перекатов, завалами и прижимами под нависающие деревья. Возможно, из-за низкого уровня води или из-за завалов потребуется проводка судов на некоторых участках. Нумерация препятствий начинается от летника Байри.

№ п/п Наименование препятствия Описание препятствия
1 Шивера Начинается после острова перед впадением слева р. Юнкуцук.
2 Шивера Начинается за устьем р. Юнкуцук.
3-4 Шиверы
5 Протяженный участок простых шивер
6-7 Шиверы
8 Длинная шивера Долина реки широкая, устье хорощо видно с воды.
9 Шивера Начинается после впадения справа реки Орто-Оголох.
10 Длинная шивера Начинается перед впадением справа ручья Большой Митрич.
11 Порог На левом повороте реки.На входе в порог два скальных обломка, проход возможет справа и в центре. В середине порога на ЛБ галечный пляж.
12 Протяженный участок простых шивер.
13 порог Начинается на левом повороте реки. Четких ориентиров нет. На ПБ крупные валуны, на ЛБ скала около 10 м. В русле плиты и бочки, навал на ЛБ , камни в воде отжимают от ПБ.
14-17 Шиверы
18 Шивера Начинается перед впадением р.Сойхахтой.
19-25 Шиверы
26 Порог "Мраморный" Выходы мрамора на ПБ. Условно в порог делится на 2 ступени. Первая-мощные валы и бочки у ЛБ, вторая-сливы с косыми валами. На ЛБ галечный пляж.
27-28 Шиверы
29 Порог "Слон" (Калибр) Расположен после крутого левого поворота. Осмотр возможен по ЛБ. ПБ крутой скальный, у порога крупные валуны. ЛБ-скальная стенка высотой 2-3м., видна с наплыва. Правая часть русла перекрыта камнями более чем на половину. Оставшаяся часть русла-пологий слив с боем в скалу ЛБ и мощной бочкой в центре. За порогом плес на ПБ есть стоянка.
30-38 Шиверы После порога "Слон" мощь препятствий возрастает. Валы в шиверах достигают 1,5-2 м. Технически шиверы простые.
39 Шивера-порог
40 Шивера-порог
41-42 Шиверы
43 Порог "Клык" В центре русла стоит характерная скала высотой 8-10 м. Проходится без осмотра справа или слева от скалы.
44-45 Шиверы
46 Порог "Пелота" Резкое сужение русла, видимое падение воды с уходом под ЛБ. В пороге сильный прижим под ЛБ, после прижима валы до 1,5 м. Проходится без осмотра.
47-49 Шиверы
50 Порог Небольшие сливы. Технически несложен.
51-56 Шиверы
57 Порог "Ворота" Характерные скальные бомы от правого и от левого берегов. Бомы хорошо видны с наплыва. Порог технически не сложный и проходится без осмотра.
58 Порог "Извилистый" Начинается на правом повороте. На ЛБ высокая скала, под которой лежат скальные обломки. Вход в порог – слив с навалом струи на зуб в центре слива. Чистый проход вдоль левого края слива. Далее "ворота" за которыми навал на зуб, проход справа. На выходе из порога камни в русле. Осмотр, страховка и съемка с ПБ.
59 Порог "Мунгул-Гольский" Назван по притоку р. Мунгул-Гол, впадающей справа в конце порога. Река делится на два рукава. Левый рукав основной, а правый несколькими ручьями сливается с левой. На ЛБ скальный массив, на ПБ крупные валуны и выходы коренных пород. Порог имеет 2 ступени. Первая - на левом повороте с сильным уклоном. Четыре слива. Первые два слива проходятся по центру, в третьем сливе зуб и еще один зуб левее первого. В четвертом сливе вода сильно бьет в обломок скалы в центре русла. Длина 1 ступени 200 м. Между 1 и 2 ступенями 20м быстротока. Вторая ступень проще первой. Ее длина 300-350 м. В ней 3 слива, много обливных и полуобливных камней. После порога чалится можно на ПБ.
Осмотр, страховка и съемка с ПБ.
60-64 Шиверы
65 Порог Начинается перед небольшим каньоном с 2-3 метровыми стенами. В пороге мощные бочки. Идется с ходу.
66 Порог Технически не сложен, идется с ходу.
67-73 Шиверы
74 Шивера В конце шиверы впадает руч. Зун-Сайбахтый.
75 Шивера Начинается после устья руч. Зун-Сайбахтый.
76 Шивера Начинается после впадения р. Цаган-Гол.
77 Порог Технически несложен, идется с ходу.
78-81 Шиверы
82 Шивера От нее до руч. Кит-Кит 1 км., до водопада – 2-3 км.
83 Шивера В конце шиверы впадает руч. Кит-Кит. Ручей отличается голубой водой.
84 Порог После устья руч. Кит-Кит. В центре русла камни, идется без осмотра.
85-86 Шиверы После шиверы №86 река течет в скальном каньоне с отвесными стенами. В конце каньона короткий плес и на ПБ песчаный пляж, куда необходимо зачалиться. На выходе из каньона шум водопада слышен хорошо.
87 Водопад "Хармын-Дулю" (Прыжок белки) Высота около 8 м. Осмотр и обнос по ПБ.
88 Порог "Жаба" Порог 6 к.с., при прохождении маршрута 4 к.с. обносится. Расположен на прямом участке реки после правого поворота. Длина порога около 60 м. Русло делится скалами на 3 прохода. Правая скала похожа на сидящую жабу, смотрящую вниз по течению. Прохождение по правому проходу осложнено центральной гребенкой от ПБ. Далее справа от "жабы" в основной струе 2 зуба и дальше вода бьет в скалу, отходящую перпендикулярно потоку. Навал на стену очень сильный. За этим прижимом выходной слив порога.
Центральный проход начинается сливом. Струя бьет под нависающий зад "жабы", отбоя нет. Затем струя выносит в выходной слив в скальном сужении за "жабой".
Чтобы попасть в левый проход надо сразу заходить под левый берег. Обогнув слева скалу, струя сливается вправо уже за "Жабой". После выходного слива русло расширяется. Осмотр и страховка по ПБ. Возможен обнос по ЛБ.
89 Порог "Снежинка" Порог 6 к.с., при прохождении маршрута 4 к.с. обносится. Расположен через 400 м. после пор. "Жаба". Длина порога 30 м., падение реки около 5м. Представляет собой два последовательных слива с мощными пенными котлами после каждого слива. Осмотр и страховка по ПБ. Возможен обнос по ЛБ.
90 Порог "Слив" Слив в скальном сужении. Тропа обноса спускается к реке за порогом. Поэтому при обносе водопада, "Жабы" и "Снежинки" обносят и его.
91-94 Шиверы
95 Шивера "Плачущие скалы" Называется из-за скал на ПБ, с которых стекают ручейки воды. Выглядит так, как будто скалы плачут.
96 Порог После впадения притока справа. Мощные 2-х метровые валы в скальном сужении на левом повороте реки.
97 Порог Мощный косой слив высотой 1,5 м., затем косой вал до 2 м. от ПБ. Порог короткий.
98 Шивера
99 Порог Расположен в каньоне "Красный". Валы до 2 м. В русле скальные обломки делят порог на 2 протоки. В левой – прижим, в правой – бочки. Четких границ каньона нет.
100 Порог Скальные обломки в русле, валы, проход по центру. Осмотр и страховка с ПБ.
101 Порог Крутой косой слив под правый берег, за ним мощный косой вал, проход по центру слива.
102-103 Шиверы
104 Порог Расположен на правом повороте реки на входе в каньон "Мрачный". Идется с ходу.
105 Шивера Расположена в каньоне "Мрачный", после нее приток справа и каньон кончается.
106 Шивера После впадения правого притока.
107 Порог В центре мощная бочка, проходы справа и слева.
108-111 Шиверы
112 Порог "Серая ямка" Расположен на плавном левом повороте. Река делится на 2 протоки большим островом. Правая протока выглядит мощнее левой. В левой протоке бревно свисает с ЛБ и загораживает почти всю протоку. На слиянии проток очень мощная бочка, которую нельзя обойти. Осмотр, страховка и возможный обнос по ПБ или острову.
113-114 Длинный участок шивер Участок тянется до впадения реки Селенгинка.
115-116 Длинный участок шивер После устья реки Селенгинки.

Маршрут можно закончить:

• у автомобильного моста (до станции Выдрино около 1,5 км.)
  • у железнодорожного моста (до станции Выдрино около 0,5 км.)
  • на мысе Снежной (до станции Выдрино 3,5-4 км.)
2.4. График движения

2-5 29.07-02.08. Москва - Улан-Удэ поезд  5500  4 сут нет
6 02.08. Улан-Удэ - р.Даргентуй машина 450 10 Ночевали в машине
7 03.08. р. Даргентуй – стойбище бурят машина, трактор 50 8 Ночевка в стойбище
8 04.08. Стойбище – пер.Бархе-Даба Трактор,лошади 10 8 ночевка на спуске с перевала
9 05.08. Пер.Бархе-Даба – р. Снежная пешком 4 2 полудневка на р. Снежная
10 06.08. Снежная Стапель, сплав 10 3 стоянка на ЛБ
11 07.08. Снежная сплав 12 4 стоянка на ПБ
12 08.08. Снежная сплав 13 4 завалы
13 09.08. Снежная, преп №1-26 сплав 15 5 прошли летник Байри
14 20.08. Снежная, преп. №27-57 сплав  20  5 хороший ориентир пор. Клык
15 11.08. Снежная дневка

нет
16 12.08. Снежная, преп. №58-руч.
 Зун-Сайбахтый
20-24 16.08.-20.08. Выдрино - Москва Антистапель,поезд 5000 4 сут. нет
25 21.08. Москва - Орел поезд 380 5-33 нет

3. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Поход пройден группой полностью и в установленные сроки. Участники закрепили знания и навыки, полученные в ранее проведенных путешествиях, повысили мастерство управления судами при прохождении сложных слаломных препятствий, отработали приемы взаимостраховки с воды и с берега в условиях бурной воды.
  2. При проработке маршрута следует реально оценить уровень участников потому, что для экипажей не имеющих опыт преодоления препятствий до 4 к. с. тяжело будет преодолевать  некоторые препятствия сходу. График движения группы был спланирован с учетом непредвиденных ситуаций, связанных с новизной маршрута.
  3. Пройденный маршрут оставил хорошее впечатление как результатом знакомства с новым для всех участников районом и новой для всех без исключения рекой, так и своей спортивной стороной. Имеющиеся на маршруте препятствия самой различной сложности устроили всех членов группы.
  4. Маршрут достаточно хорошо построен в методическом плане: постепенное нарастание сложности на нем при значительной протяженности дает время на раскатку после длительного перерыва
  5. На Снежной отличная рыбалка. Хорошо ловится хариус и ленок. Рекомендуется брать большой запас вращающихся блесен, так как рыба клюет только на них. При этом из-за каменистого дна довольно часто происходят потери блесен. Рекомендуется брать блесна №№ 2-3, так как "нулевки" и "единички" сильным течением выбрасывает на поверхность.
  6. Много грибов, особенно лисичек. Ягод мы не встречали.
  7. Почти полное отсутствие кровососущих насекомых.
  8. Необходимо заложить несколько дневок, чтобы полностью насладиться красотой сибирской природы.
  9. Недостатком маршрута является сложная заброска.
  10. В своем большинстве местные жители отличаются хитростью и необязательностью. Сначала при переговорах о заброске могут назвать одну цену, а по приходу на место совсем другую. В некоторых случаях обещают довезти до места, а на деле оказывается, что не довозят до места назначения несколько километров. Во время переговоров с местными жителями не только можно, но и нужно торговаться. В результате удается значительно сбить первоначальную названную цену. Деньги следует отдавать только по приезде на ранее оговоренное место, но ни в коем случае не раньше.
4. Приложения
  14. Носки шерстяные
4.2. Список группового снаряжения

А) Специальное

1. Катамаран 4-х местный (самодельный)- 1 шт.
  2. Катамаран 2-х местный "Тритон-2" - 1 шт.
  3. Чалки – 2 комплекта
  4. Спасательные концы по 25 м. – 2 шт.
  5. Гермомешки – 7 шт.

2. Видеокамера – 1 шт.
4.3. Список медицинской аптечки

I. Перевязочные средства:

1. Бинты стерильные (широкие и средние) - 10 шт.
  2. Бинт эластичный -1 шт.
  3. Вата медицинская - 1 упаковка
  4. Лейкопластырь бактерицидный - 10 шт.
  5. Лейкопластырь обыкновенный - 1 упаковка
  6. Иод - 1 шт.
  7. Марганцевокислый калий - 10 г.
  8. Перекись водорода в растворе - 200 г.
  9. Борная кислота (порошок) - 10 г.
  10. Стрептоцид в таблетках - 20 шт.

II. Болеутоляющие средства:

1. Мазь "Фастин - 1" - 20 г.
  2. Анальгин в таблетках - 20 шт.
  3. Пиркофен - 10 шт.

III. Жаропонижающие средства:

1. Амидопирин в таблетках - 12 шт.
  2. Аспирин в таблетках - 10 шт.

IV. Желудочно-кишечные средства:

1. Сода питьевая (порошок) - Юг.
  2. Фталазол в таблетках - 20 шт.
  3. Активированный уголь - 20 шт.

V. Антибиотики:

1. Тетрациклин в таблетках - 20 шт.
  2. Эритромицин в таблетках - 20 шт.

VI. Сердечно-сосудистые средства:

1. Валидол - 10 шт.
  2. Кордиамин - 20 г.
  3. Нитроглицерин в таблетках - 1 упаковка

VII. Общие средства:

1. Ножницы - 1 шт.
  2. Термометр медицинский - I шт.
  3. Нашатырный спирт в ампулах и чехольчиках - 5 шт.
  4. Детский крем в тюбике - 1 шт.
  5. Глазные капли (альбуцид) - 10 г.
4.4. Состав ремнабора
  1. Клей резиновый – 1 литр
  2. Клей "Синтекс" - 1 тюбик
  3. Бензин – 0,5 литра
  4. Теза для заплат – 1,5 м
  5. БЦК для заплат – 1 м
  6. шкурка наждачная – 4 шт.
  7. ножницы – 1 шт.
  8. Иглы, нитки
  9. пассатижи – 1 шт.
  10. брусок точильный – 1 шт.
  11. изолента – 4 шт.
  12. ножовка пометаллу – 1 шт.
  13. шурупы, болты, гайки – 1 наб.
4.5. Смета расходов

Дорожные расходы:

Орел - Москва (поезд) 376,20 руб. (с человека)
Москва – Улан-Удэ (поезд) 2348,60 руб. (с человека)
Улан-Удэ – р. Даргентуй (машина) 9400,00 руб. (с группы)
р. Даргентуй – п. Баянгол (машины) 600, 00 руб. (с группы)
п. Баянгол – пер. Бархе-Даба:
1) машина 4000,00 руб. (с группы)
2) трактор 8000 руб. (с группы)
3) лошади 3000 руб. (с группы)
м. Снежный – станция Выдрино (машина) 300,00 руб. (с группы)
Выдрино – Москва (поезд) 2593,70 руб. (с человека)
Москва - Орел (поезд) 346,60 руб. (с человека)

Прочие расходы:

продукты 1200,00 руб. (с человека)
фотопленка, аптечка, постельное белье в поезде 360,00руб. (с человека)
прививка против клещевого энцефалита 160,00 руб. (с человека)

Итого на 1 человека: 11000, 00 руб.

4.6. Список использованной литературы
  1. Бобров А.Л. (г. Новосибирск), Отчет о пеше-водном туристском походе 4 к.с. по реке Снежная, 2004.
  2. Карабин Б.Н. (г. Балашиха) Отчет о водном походе 4 к.с. категории сложности на катамаранах по Прибайкалью (река Снежная), 2005.
  3. Музалевский А.Б. (г. Ярославль-г. Орел) Отчет о водном туристском путешествии 4 к.с. по реке Снежная в южном Забайкалье, 2001.
Фотографии:

Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)