18 января 2013
0 2087 0
Дата: 06-22 июля 1988 г.

Маршрутная книжка № 57-88

Руководитель: Лучинин А.Г. (Горький)

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет III (сл.) категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке Горьковской областной МКК.

Сканирование и обработка: Стас Дмитриев (Нижний Новгород)

Р. Тыя

Длина реки 125 км. Истоки на высоте 2578 м в отрогах г. Иняптук, впадает в Байкал на высоте 455 м. Средний уклон от поселка Перевал 5,5 м/км , площадь водосбора 2980 кв. км. Расход воды летом в устье:

Июнь Июль Август
Макс, расход 638 226 168
Средн. расход 386 89,4 68,6
Мин. расход 172 45,2 39,2

Сплавной участок начинается от пос. Перевал. Долина р. Тыя здесь -широкое заболоченное плоскогорье. На севере снежный гребень г. Довырен (2113 м). Поселок расположен на высоте 1040 м в зоне тундры на границе с лесом. Уклон реки у поселка 2 м/км, но через 3 км до 9 м/км.

Наибольшие притоки: Уокит, Гоуджекит и Нюрундокан. Питание снежно-дождевое. В 7 км от устья, Тыя выходит на холмистую моренную равнину и впадает в Байкал несколькими рукавами. Длина сплавного участка 110 км.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

В 1987 г. иркутские туристы-водники Л.Измайлов и А. Калихман на основе опыта иркутского туризма сделали попытку классификации водных маршрутов северо-восточного Прибайкалья. В 1988 г. этот обзор появился в альманахе "Ветер странствий". Этот район давно привлекал и наше внимание своей сравнительной доступностью при относительной нетронутости природы. Наш поход 1987 г. по рр. Томпуда и Улюн убедил нас в привлекательности этих мест и кроме этого продемонстрировал, что здесь можно найти реку на любой вкус в спортивном отношении.

В 1988 г. мы не располагали временем для четырехнедельного похода и попытались подобрать доступный и компактный маршрут с хорошими подходами. Нас привлек маршрут по р. Тыя, указанный в обзоре. А. Андреев нашел в библиотеке Московского турклуба отчет Рогова по этому маршруту, и его анализ показал, что подъезды к маршруту достаточно надежны, а сама река сравнительно сложна в спортивном отношении, но в то же время ее классификация как самостоятельного маршрута III к.с вызывала сомнения. С одной стороны, как об этом можно судить по отчету Рогова, на реке имеется ряд препятствий превышающих уровень III к.cл., с другой стороны длины сплавного участка в 110 км явно мало, чтобы считать ее "тройкой". Единственным отличием от кавказских двоек с элементами четвертой и пятой к.сл. является отсутствие населенных пунктов на всем маршруте. Поэтому возникло желание подобрать в добавление к Тые вторую реку, чтобы их можно было рассматривать вместе как маршрут - связку. Мы остановились на р. Окунайке - притоке Киренги. Переход на нее сравнительно короток - 15-20 км и должен начинаться на Тые ниже ее последних порогов.

К нашему удивлению оказалось, что материалов по Окунайке в доступных для нас местах нет. В то время как остальные реки этого района: Улькан, Б. Миня давно и неоднократно проходились и оцениваются III к.сл., по р. Окунайке у туристов - водников материалов не было вообще. Единственным источником информации стал отчет туристов-пешеходников за 1971 г. из библиотеки Московской областной МКК. По нему можно было судить, что сплав по Окунайке должен быть достаточно сложным и интересным, а сама связка рек Тыя - Окунайка может стать новым удобным (по подъездам) водным маршрутам III, а может быть и IV категории сложности.

При подготовке похода мы руководствовались, в основном, собственным туристским опытом, накопленным в походах по Забайкалью (в таких походах участвовало большинство членов группы), а также рекомендациями, данными в отчете Рогова.

В июне месяце на реках Прибайкалья наиболее благоприятная для сплава гидрологическая обстановка, а это нам казалось очень важным, т.к. предполагалось прохождение сравнительно маловодных верховий рек. Часть группы (Тургенев, Куфтин, А. Сердцев) совершили тренировочный поход в мае месяце 1988 г. по р. Храми на Кавказе, остальные тренировались на реках области. Двое участников похода Куфтин и Тургенев имели опыт горных походов, что было важным, т.к. он мог понадобиться на перевале с р. Тыя на р. Окунайку.

Для похода были выбраны в качестве средств сплава надувные лодки (ЛАС) и двухместный катамаран с металлическим каркасом (вес комплекта 18 кг). Такие суда соответствовали опыту группы - обеспечивали ее мобильность(сплав начинать предстояло дважды), и надежное прохождение мелких верховьев рек. Следует заметить, что с самого начала мы допускали возможность неудачи с переходом на р. Окунайку, и считали, что в этом случае мы выйдем в Байкал и проведем несколько дней на его побережье в районе г. Северобайкальск и с. Байкальское, где имеются радоновые источники.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

I. Подъезды к пос. Перевал (началу сплава по р. Тыя)

Когда мы приехали в г. Северобайкальск, оказалось, что ситуация с транспортом по сравнению с 1987 г. существенно изменилась. Это связано с тем, что была закончена реконструкция аэродрома в Нижнеангарске и аэропорт в Ангаракане перестал принимать дальние рейсы Аэрофлота. В результате автобусный маршрут № 3 из Северобайкальска сократили до Нижнеангарска, оставив до Ангаракана только два рейса -дин рано утром и один вечером. Прибыв в Северобайкальск в 9 ч.50 мин, на утренний рейс опоздали, так же как и на электричку на ст. Ангоя. Выручил водитель попутной машины, согласившийся довезти до пересечения дороги с р. Холодной.

Он же нам посоветовал искать транспорт в пос. Перевал у геологов, которые базируются недалеко от аэропорта. (В дальнейшем выяснилось, что с базы геологов на перевал ходят по понедельникам, средам и пятницам в 9 ч. вахтовки до Перевала). Попав на р.Холодную мы довольно быстро подъехали к заброшенному карьеру в 5 км вверх по р.Холодной и пообедав собрались там ночевать, но около 16 ч. на дороге появилась машина (ГАЗ-66) зафрахтованная туристами из Ульяновска. Водитель за вполне приемлемую мзду согласился подвезти и нас. Дорога в целом вполне приличная, только на одном участке в несколько километров по колее течет мощный ручей. Транспорта по ней идет видимо много и почти каждый день, т.к. поселок Перевал большой и требуется много горючего, продуктов и т.п. Наиболее тяжелый (для транспорта) участок дороги после ухода от р.Холодной на плато - очень круто и дорога идет серпантином. На самом плато масса вездеходных дорог. Буровые вышки, вертолетная площадка. Пос. Перевал оказался неожиданно большим: несколько десятков жилых домов, административные здания, дизельная, пилорама. Дорогу до поселка мы оценили в 50-60 км (водитель сказал 70), хотя по карте выходило не более 45 км. Подъезд туда сейчас достаточно надежен.

II. р. Тыя

Тыя протекает прямо по поселку, что ей явно не на пользу, т.к. прямо на берегу стоит дизельная и все утечки нефтепродуктов идут прямо в воду. В поселке это небольшая спокойная речка с заболоченными берегами. Массивы гольцов Иоко и Довырен составляют правый борт долины реки. Первые 1,5-2 км Тыя напоминает равнинную реку небольших размеров, однако довольно быстро появляются небольшие шиверы которые к устью р. Ондоко (правый) усложняются до III к.сл. На этом участке довольно много проток и островов, по берегам стоит лиственничная тайга (у поселка леса нет). Очень важно не пропустить устье р. Ондоко, т.к. через 1,5 км после него первый и самый красивый порог р. Тыя.

Препятствие № 5 - пор. Неожиданный открывает собою первый каскад порогов реки. Порог этот водопадного типа, высота его 1,5-1,7 м. Река делится скалой в русле на две протоки правая в "нашу" воду была непроходима, и левая представляла собой слив, прыгая с которого вода ударялась в скалу левого берега и, отражаясь от нее, образовывала глубокую пенную бочку (см. схему). Вход в порог осложнялся шиверой средней сложности. Участок быстротока в 100-150 м за порогом позволял осуществить надежную страховку с берега. Порог проходили по очереди со страховкой и фотосъемкой. Успех в прохождении порога обусловливался качеством захода в водопад, т.к. в самом пороге сделать уже ничего было нельзя. Оба ЛАСа прошли его успешно, а прохождение катамарана закончилось переворотом назад через головы экипажа. (Помощь экипажу не понадобилась). Отличная погода дала возможность экипажу высохнуть и отогреться за время обеда. На обоих берегах ниже порога отличные места для лагеря. Следующие пороги первого каскада "Двойной" (№ 7) и "Гребешок" (№ 9) достаточно просты (не выше П к,сл.). Порог "Марафон" (№ 10) - длинная, очень мощная шивера с массой камней и сливов - очень трудоемкая в прохождении. В конце его необходимо пристать к берегу, так как под высокой скалой правого берега расположен порог "Хан"(№ 11). Сразу за ним слева впадает крупный безымянный приток. Оба этих порога мы оценили III - IV к. сложности в зависимости от уровня воды. В Хан-пороге были пробиты два судна и мы их около часа ремонтировали. Ниже следует участок мощных шивер, и к устью р. Уокит Тыя теряет (на участке сплава) около 200 м высоты. По лоции Рогова ниже устья Уокита до второго каскада препятствий нет, однако оказалось, что далее идет участок мощных шивер почти до начала второго каскада.

После островов и проток берега реки постепенно сходятся, на дне реки появляются белые камни из мрамора, и река входит в сужение, в котором находится второй каскад порогов. Сначала следуют мощные шиверы, и после правого протока река входит в каньон с отвесными берегами (см. схему). Весь каньонный участок необходимо разведать, т.к. при малом или наоборот большом уровне воды он будет очень сложен. В "нашу" воду препятствия не превышали IV к.cл. Все 7 препятствий этого участка представляют собой достаточно мощные сливы через гряды крупных камней со сложными заходами и выходами. Ситуацию усложняет отсутствие участков спокойной воды и неудобные для страховки берега.

Ниже второго каскада длительное время (25-30 км) препятствий практически нет. Шиверы в протоках не превышают П к.сл. Для нас прохождение этого участка усложнил высокий уровень воды, установившийся после того, как мы миновали второй каскад. Скорость течения существенно увеличилась, берега были залиты водой, очень трудно было причаливать к берегу.

Третий каскад порогов начинается внезапно, характерные признаки его приближения появляются уже тогда, когда первый порог находится в опасной близости: справа впадает ручей, слева высокий скальный берег на правом повороте. Мы остановились несколько ранее (метров за 100), услышав рев воды в пороге. Весь каскад длиной 3,5 - 4 км. Наиболее сложное препятствие п. № 21 - "Олимпийский". Почти сразу за ним идет п. № 22 - "Хмурый" и после участка быстротока п. № 23.

Порог № 21 представляет из себя цепочку сливов с очень крупных камней с мощным пенными бочками и валами до 1,5 - 2 метров высотой по центру реки. Однако, несмотря на высокую мощную воду, нам, благодаря высокой маневренности судов удавалось находить проходы в камнях и уходить от валов и бочек. В принципе можно было идти порог частями, т.к. имелись 2-3 места для зачаливания. Нам, к сожалению, пришлось идти его целиком, выполняя при этом спасательные работы, т.к. катамаран перевернулся в первой половине порога. Капитана взял на борт ЛАС-3, второго члена экипажа вместе с судном прибило к берегу чуть выше п. №22 .

Порог № 22 - последнее серьезное препятствие на Тые. В "нашу" высокую воду под левым берегом образовался сравнительно простой проход. Однако по средней и малой воде прохождение существенно осложнится и поэтому его нельзя оценивать ниже IV кат. сложности.

С нашей точки зрения каждое отдельное препятствие этого каскада, по всей видимости, надо оценивать четвертой категорией сложности, но суммирование их в единый каскад качественно усложняет прохождение, делает его опаснее, затрудняет страховку.

В километре ниже п. № 23 на правом берегу законсервированная база геологов: несколько жилых домов, навес для техники, баня. Вокруг базы в радиусе 5-10 км следы деятельности людей: вездеходные дороги, вырубки, на горе шурфы и ямы от взрывных работ. К сожалению, за водораздельный хребет геологи не ходили.

Ниже базы Тыя течет по-прежнему быстро, но порогов нет, и шиверы не превышают П категорию сложности, много островов, проток, завалов. Этот участок до моста на БАМе мы прошли за 7 ходовых часов. Около моста долина реки расширяется и справа впадает большой приток Гоуджекит. Ниже моста Тыя течет вдоль железной дороги, постепенно приближаясь к Северобайкальску. Последние несколько километров она течет прямо по городу и в Байкал впадает чуть западнее его несколькими протоками. Пойма реки в этом месте сильно заболочена.

оз. Байкал

Пройденный нами маршрут захватывает только небольшой участок озера между г. С-Байкальском и с. Байкальским. В этом районе вдоль озера (расстояние от нескольких километров до 100 м) идет шоссе в с. Байкальское и фактически он весь является зоной отдыха горожан. Много палаток появляется на берегах в выходные дни, где отдыхающие рыбачат, загорают и даже купаются. В принципе, этот участок маршрута можно рассматривать как приятную добавку к Тые, позволяющую в то же время добрать необходимый для категории километраж. При хорошей погоде он позволит восстановиться после напряженного сплава по Тые перед отъездом домой. В районе с. Байкальское имеются радоновые источники. Достаточно близко от Северобайкальска (на восточном берегу Байкала) расположены Фролихинское озеро и бух. Хакусы с источниками горячих сульфатных вод, но их посещение затруднено тем, что они расположены на территории заказника, на посещение которого необходимо разрешение районного охотоведа.

Итоги, выводы, рекомендации

Сразу следует сказать, что программу - максимум на маршрут мы не выполнили. На это были свои объективные и субъективные причины.

Нами не был найден перевал на р. Окунайку и как следствие этого не была пройдена и сама река. Не удалось ознакомиться с картами района в пос. Перевал, т.к. там они хранятся не у геологов, а в спецчасти. Мы обследовали участок прилегающего к реке хребта между притоком Аиультак и базой геологов (30-35 км) визуально несколькими разведгруппами. За 3 дня поисков мы не нашли ни одной тропы, идущей на водораздельный хребет. Подходы к гольцам идут по очень захламленному лесу и чрезвычайно трудоемки Визуальное обследование хребта с близлежащих к реке высот положительных результатов также не принесло - мы не увидели ни одного места, которое хотя бы отдаленно напоминало перевал. Штурмовать же хребет в лоб без тропы мы не были готовы ни морально, ни физически. В дальнейшем, в конце маршрута, удалось выяснить у местных жителей, что подход к р. Окунайке есть со стороны Гоуджекита и его притоков в обход главного водораздельного хребта.

В настоящее время мы считаем, что идея создать маршрут-связку по рр. Тыя и Окунайка не безнадежна и может быть проведена в жизнь. Естественно, что это требует дополнительной работы. Потерпев неудачу с перевалом, мы решили спуститься по аварийному варианту выхода до Байкала и там отдохнуть и добрать несколько десятков километров необходимых для категорийности маршрута. К тому же это являлось логичным завершением маршрута по Тые. Это нам удалось сделать, но тоже не полностью, т.к. начавшаяся непогода заставила уехать с Байкала несколько ранее запланированного срока. По всей видимости, на район озера Байкал обрушилась непогода, пришедшая из Читинского и Бурятского Забайкалья, где она привела к катастрофическим паводкам. Когда под проливным дождем мы пересекали в поезде Байкальский хребет и видели мутные вздувшиеся реки, в которые буквально со всех сторон вливались потоки воды, наше сожаление о непройденной второй половине маршрута существенно уменьшилось.

В настоящее время мы считаем, что пройденный нами маршрут (с плаваньем по Байкалу) может быть оценен третьей категорией сложности с элементами четвертой для надувных судов (порог "Неожиданный" не в счет) и III кат. сложности в элементами V для байдарок.

Первоначальный же вариант маршрута требует дополнительной работы. В целом маршрут по р.Тые достаточно интересен и спортивен. Места красивые, населенных пунктов на реке нет. Но идти его, видимо, надо несколько позднее, чем шли мы, т.к. в середине июля в тайге еще пусто (нет ягод, грибов и орехов) и погода не очень устойчива. Туристов на реке не видели вообще.

О погоде

В целом погода на маршруте была удовлетворительная. Дождь шел обычно ближе к вечеру и ночью. Было тепло, временами даже жарко. Резко испортилась погода только в самом конце похода. В 1988 году лето в этом районе Забайкалья сильно запоздало. Когда мы приехали, на гольцах везде лежал снег (он так и не стаял до конца похода), в лесу только еще начинала цвести брусника. И вообще, было ощущение, что еще не лето.

В августе в этом районе в тайге намного приятнее и меньше гнуса, но можно попасть на очень малый уровень воды. Надо сказать, что, несмотря на очень позднее лето, клещей в тайге не было.

О снаряжении

Мы шли на одном большом ЛАСе - экипаж 3 человека, одном маленьком - экипаж 2 человека и на двухместном катамаране.

На надувных лодках типа ЛАС туристы нашего института ходят очень давно, и эти суда не нуждаются в рекомендациях: они очень удобны, прочны и мобильны. Двухместный катамаран для нас был сравнительно новым средством сплава хотя и опробованным весной на Кавказе на р. Храми.

Приложение - схемы порогов и района маршрута

Порог № 5 "Неожиданный"
Порог № 11 "Хан-порог"
Пороги №№ 13-20
Порог № 17 "Крокодил"
Порог № 19 "Капитан"
Порог № 21 "Олимпийский (нижний участок)
Порог № 22 "Хмурый"

Примечание С. Дмитриева

Поскольку отчет был составлен в далеком 1988 г. (в те времена, когда карты и схемы туристы рисовали от руки, не было Интернета, а материалы "срисовывали" по библиотекам), естественно, данные по транспорту, состоянию поселка Перевал и многие другие - устарели. При использовании делать поправки на современное состояние дел. В то же время пороги, где были, там и остались. Поэтому я ничего в отчете не исправлял, кроме опечаток.