10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: С. И. Черник (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5747

4. Итоги похода, замечания к отчету;
Справочные сведения о путешествии
Нитка маршрута, сроки

Район путешествия: Северный и Западный Тянь-Шань.

Нитка маршрута: г. Москва - г. Бишкек (самолет) - верховья р. Чон-Кемин - сплав до устья - г. Бишкек - г. Джамбул - с. Янги-Базар - сплав по р. Чаткал до Чарвакского вдхр. - верховья р. Ойгаинг - сплав по рр. Ойгаинг и Пскем до Чарвакского вдхр. - г. Ташкент - г. Москва (самолет).

Сроки путешествия: 7 - 30 августа 1995 года.

Основу группы составили хорошо знакомые друг другу люди, некоторые совместно ходят в походы более 10 лет. Основная задача, которую мы перед собой ставили при организации похода (помимо отдыха, разумеется) - попытаться пройти часть никем не пройденных участков реки Ойгаинг. Половина из нас (4 человека) в 1990 году уже были на этой реке, и ее сложнейшие и красивейшие пороги запали глубоко в душу. Для акклиматизации и разминки мы выбрали две реки попроще - Чон-Кемин и Чаткал.

№ п/п Фамилия И. О. Туристский опыт Спорт. разряд Обязанности в группе
1 Черник Сергей Иванович Чаткал,Чон-Кемин,Кекемерен, Язгулем,Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман,Башкаус-6Р, Ойгаинг-Пскем-6зам.рук. МС СССР руководитель
2 Новак Сергей Вячеславович Язгулем,Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман,Башкаус-6У, Ойгаинг-Пскем-6Р МС СССР заместитель руководителя
3 Торговкин Михаил Юрьевич Чон-Кемин,Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман,Башкаус-6У, Ойгаинг-Пскем-6зам.рук. МС СССР капитан кат-2
4 Глухов Михаил Михайлович Язгулем,Чулышман,Башкаус, Ойгаинг-Пскем-6У КМС снаряжение
5 Науменко Глеб Львович Карагем,Кара-Алаха-Аргут-6У 1 разряд видеосъёмка
6 Таубинский Илья Михайлович Кара-Алаха-Аргут-6У 1 разряд фотосъёмка
7 Крынкин Сергей Владимирович Катунь-Сумульта, Урик-Онот-5У 1 разряд завхоз
8 Глагозин Сергей Евгеньевич Чаткал-5У, Чилик-6У 1 разряд медаптечка

Особенности организации похода, подъезды и отъезды

При организации путешествия следует помнить, что республики Средней Азии - самостоятельные государства, со своей валютой, своими правилами пребывания в столицах. В Бишкеке и в Ташкенте в вечернее время местная милиция требовала у нас наличия отметки о регистрации временного пребывания в соответствующих городах (аналогично московским порядкам). В обоих случаях мы обошлись штрафом и долгой беседой. Проблема валюты решается проще - в городах доллары и рубли охотно меняют на местные тенге, сомы или сумы.

Также следует помнить, что почти весь сплавной участок р.Чаткал (от начала 1 каньона до моста через Чаткал в 5 каньоне) пролегает по территории Беш-Аральского заповедника республики Киргизстан. Получить разрешение на посещение заповедника и уплатить регистрационный сбор, если не сделать это заранее, можно на месте в пос. Янги-Базар в дирекции заповедника. Весь сплавной участок р. Ойгаинг (от самых верховий до устья) объявлен Национальным парком республики Узбекистан. Сбор за посещение Национального Парка нам пришлось уплатить прямо на реке инспектору Национального парка.

Хотя в процессе путешествия нам пришлось достаточно много пользоваться автотранспортом, проблемой это нигде не стало. Чтобы добраться из Бишкека в верховья р. Чон-Кемин мы зафрахтовали автобус на железнодорожном вокзале в Бишкеке, от места окончания сплава обратно в Бишкек добирались на рейсовых автобусах. Из Бишкека в Джамбул также много рейсовых автобусов, в том числе ночных. До Кировки доехали рейсовым автобусом от Зеленого базара, дальше до Янги- Базара искали в Кировке. Цены везде договорные, но достаточно разумные. Из Бричмулы до начала Прорыва р. Ойгаинг последние 20 километров дорога тяжелая, лучше воспользоваться грузовиком повышенной проходимости типа "Урал", "ГАЗ- 66". Из кишлака Нанай до Кызылкента и дальше в Ташкент можно добраться рейсовыми автобусами.

Средства сплава

Катамаран-1: длина баллонов - 5.6 м, диаметр 75 см, высота до растянутой деки - 55 см, ширина деки - 65 см, высота с центральным наплывом - около 1 м, объем одного баллона с центральным наплывом - около 1.7 куб.м. Верхняя образующая баллона горизонтальна, нос и корма острые, для гребцов "вырезаны" сегменты по 80 см. Чехлы из КАМАЗа, дека и наплывы из технического капрона, баллоны из БЦК - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 60 кг.

Катамаран-2: длина баллонов - 5.2 м, высота до растянутой деки - 65 см, ширина деки - 80 см, высота с центральным наплывом - 1 м, объем одного баллона с центральным наплывом - около 2 куб.м. Сигарообразной формы с приподнятыми закругленными концами и "вырезанными" сегментами для гребцов. Чехлы из КАМАЗа, дека из авизента, наплывы из технического капрона, баллоны из БЦЦ - по два в каждом чехле (расположены последовательно). Вес баллонов с чехлами и наплывами - около 65 кг.

График движения

Дни п/п Дата Участок маршрута Способ передвижения Расстояние км
1 07 августа Москва - Бишкек самолет -
2 08 августа Бишкек -ЛБ р.Чон-кемин в 600 метрах выше устья р.Джиндысу у начала п."Габарит". Стапель автобус -
3 09 августа Тренировочный сплав на уч. пп.11-12 - прохождение п.13 "Габарит" - сплав до конца 4 каньона - стоянка на ЛБ между 4 и 5 каньонами катамараны 9 км
4 10 августа сплав до начала 6 канона - обнос вещей до стоянки на ПБ в конце 6 каньона за пор. 21 "Баня" - прохождение пп. 19-21 катамараны 28 км
5 11 августа сплав до начала 7 каньона (прохождение п.23 "Повицкого") - прохождение пп.24, 25 ("Седьмой каньон") - прохождение п.26 "Восьмой каньон" - обнос вещей от начала 7 каньона до места стоянки на ПБ за 8 каньоном катамараны 19 км
6 12 августа сплав до устья Чон-Кемина - сплав по р.Чу до конца Боамского ущелья - разборка судов - переезд в Бишкек катамараны автобус 45 км
7 13 августа Джамбул - Кировка - ПБ р.Чаткал в 300 метрах выше устья р. Сандалаш автобус -
8 14 августа стапель - -
9 15 августа сплав до п. 26 "Ароб" (прохождение Порога-.Водопада в 1-ом каньоне) стоянка на ЛБ перед п.26 катамараны 65 км
10 16 августа сплав до конца п. 41 "Пигак" (прохождение п. 31 "Харкуш") стоянка на ПБ у ручья за п. 41 катамараны 20 км
11 17 августа сплав до моста через р.Чаткал выше п. Бричмула. Окончание сплава у моста на ПБ Чарвакского вдхр. Разборка судов. Переезд к началу Прорыва р. Ойгаинг катамараны машина 15 км
12 18 августа окончание переезда. Стапель. 1 базовый лагерь (БЛ -1) у п.19 - -
13 19 августа прохождение участка от п.19 до п. 29. Перенос вещей в БЛ-2 на ПБ за п.28 катамараны 10 км
14 20 августа БЛ-2. Разведка и прохождение обоими катамаранами п.31 "Первый завал" катамараны 2 км
15 21 августа Организация БЛ-3 в конце п.34. Детальная разведка п.33-1 - п.33-3 - -
16 22 августа БЛ-3 Прохождение обоими катамаранами участка от п.32 до конца п.34 катамараны 3 км
17 23 августа прохождение участка от п.35 до конца п.37-7. Перенос вещей в БЛ-4 на ПБ на пасеке перед п.38 катамараны 6 км
18 24 августа Перенос вещей в БЛ-5 на ПБ за п.41 "Пятый завал". Прохождение участка от п.38 до начала п.41. Детальная разведка п.41 катамараны 5 км
19 25 августа БЛ-5. Детальная разведка п.41. Обнос судов за п. 41 - 1 км
20 26 августа Прохождение участка от конца п.41 р. Ойгаинг до начала п.5 "Штольня" на р. Пскем. Обнос вещей к месту стоянки на ПБ за п.5. Детальная разведка п.5 катамараны 30 км
21 27 августа Прохождение п.5. Сплав до стоянки на ЛБ за п.9 "Западня" катамараны 20 км
22 28 августа Прохождение участка до п.18 "Тепарский завал" Обнос первой ступени п.18. Стоянка на высоком ПБ у начала п.18 катамараны 20 км
23 29 августа Прохождение выходного участка п.18. Сплав до Чарвакского вдхр. Разборка судов на ЛБ в 2 км выше моста у п. Нанай. Выезд в Ташкент катамараны автобус 30 км
24 30 августа Ташкент-Москва самолет -

Техническое описание маршрута и проведение похода

р.Чон-Кемин

В верховья р.Чон-Кемин можно попасть двумя способами:

- зайти пешком от Большого Алмаатинского озера через перевал Озерный (н/к, высота 3520). На перевал идет тракторная дорога. Спуск с перевала по тропе вдоль реки Коль-Алматы. Длина пешего перехода около 20 км.

- заехать вдоль р.Чон-Кемин на машине несколько выше устья р. Джиндысу (выше 4 каньона).

Препятствия 1. и 2. - несложные пороги. Находятся выше устья р.Коль-Алматы в местах, которые условно можно назвать "1 и 2 каньонами".

Ниже устья р.Коль-Алматы р.Чон-Кемин течет в разбоях до устья р.Алагир, скорость течения довольно высока. Затем протоки постепенно сливаются в одно русло, и после левого безымянного притока река входит в 3 каньон (называть участок каньоном можно весьма условно из-за отсутствия высоких каньонообразных берегов). Длина его около 10 км.

Препятствия 3. и 4. - простые пороги. Расположены на участке длиной в 2 км от начала 3 каньона до пешеходного моста. Проплыть под мостом нельзя. Чалка для обноса длиной 20- 30 м перед мостом к правому берегу.

Препятствие 5. Порог "Слон" (4С). Длина 300 м. Начинается входной шиверой сразу за пешеходным мостом, заканчивается через 50 м после впадения справа р.Алматы. В пороге кроме шиверообразных участков есть 2 гряды камней.

Препятствие 6. Порог"Алмаатинец"(5А). Длина 80 м. Находится через 100 м после преп.5. В середине русла большой камень, на который идет сильный навал. Можно идти как справа, так и слева.

До конца 3 каньона идет несложная шивера, внутри которой выделяют препятствие 7 (порог "Обман"), препятствие 8 (порог "Бой"), препятствие 9 (порог "Сель"), препятствие 10 . Все их можно идти с ходу.

После впадения р.Орто-Койсу начинаются разбои, продолжающиеся 18- 20 км до моста. Обнос моста по правому берегу. Через 1 км начинается 4 каньон. Длина около 10 км. Сплошных каньонообразных берегов нет.

Препятствие 11. Порог "Конек". Несложный порог длиной 120 м, расположен за последним рукавом р.Майбулак.

Препятствие 12. Порог "Саянский" (4С). Длина 900 м. Начинается через 100 м после преп.11. В пороге маневр несложен, сливы и бочки локальные.

Автобус из Бишкека довез нас до моста через Джиндысу, а дальше ехать отказался, сославшись на плохое состояние моста. Пройдя около 600 метров вперед по дороге по левому берегу Чон-Кемина, чуть выше порога "Габарит" нашли удобное место для лагеря и сбора судов. На следующий день, собрав суда, решили занести пустые катамараны на 1.5 - 2 километра вверх к началу 4 каньона, чтобы потренироваться перед порогом "Габарит". Пороги 11. и 12. сложности не вызвали.

Препятствие 13. Порог "Габарит" (5С). Длина около 500 метров. Просмотр по левому берегу. Уcловно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30- 40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.

Просмотрев порог по берегу, катамараны поочередно прошли порог.

Участок до 6 каньона решили идти с ходу. Второй участок 4 каньона длиной 8 км мало насыщен препятствиями. Шиверный участок между преп.13 и 14 можно проходить с ходу.

Препятствие 14. Порог"Дрозд". Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен. Можно идти с ходу.

Препятствие 15. Порог "Вяхирь". Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300- 400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп.15 можно идти с ходу.

До моста через р.Чон-Кемин еще несколько шивер. Между старым и новым мостами расположен несложный порог длиной 200 м. От нового моста до 5 каньона около 8 км. На первых 500м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном лесном повороте реки после острова в русле открывается долина р. Дюресу и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.

Препятствие 16. Порог "Дюресу" или "5 каньон" (5В). Длина около 1,6 км от впадения последнего рукава р.Дюресу. Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1- 1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Проходить здесь лучше под левым берегом, переваливаясь через полузатопленные камни. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.

При прохождении порога катамаран-2 наехал на острый зуб и пробил один баллон. Дыра в чехле чуть меньше метра. На ремонт ушло около 2-х часов.

После преп.16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река еще 6 км петляет среди островов.

Препятствие 17.Шиверно-порожистый участок у пос. Бузулгансай (4С). Перед поселком видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, кончающаяся за правым поворотом реки сливом. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера-порог, кончающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева. Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3- 4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.

6 каньон.

Длина около 4,5 км от реки Чон-Баши до подвесного моста перед ГМС. В каньоне 4 серьезных порога 18-21. Зачалившись перед порогом "Каменоломня", обнесли вещи по дороге в конец каньона за порог "Баня".

Препятствие 18. Порог"Каменоломня" (5В). Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега. Метров через 20 после прижима начинается шивера длиной 250- 300 м. В конце этой шиверы после отвесной скалы правого берега нужно зачалиться в устье безымянного правого притока правого берега и просмотреть преп.19.

Просмотрев порог, прошли его тандемом на разгруженных судах. Чалились на правый берег сразу за ручьем.

Препятствие 19. Порог"Ералаш" (6В). Длина около 300м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300м.

После просмотра катамаран-1 прошел порог, уходя во второй ступени за плоским камнем резко налево от навала на гряду полуобливных камней, на которой корнями вверх по течению застряла большая ель. В третьей ступени подводную плиту обходили слева. Катамаран-2 четко повторил маневр первого судна.

Шиверно-порожистый участок от "Придорожного камня" - большого обработанного водой валуна - до порога "Мельница" заканчивается после незначительного правого поворота шиверой-порогом, незначительным левым поворотом и большим обломком скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра преп.20.

Препятствие 20.Порог"Мельница" (5С). Длина порога 350-400м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50 м. На очередном правом повороте начинается преп.21.

Препятствие 21. Порог "Баня" (5С). Разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.

После прохождения порога "Ералаш" обоими судами, тандемом продолжили сплав до конца 6 каньона за порог "Баня".

Препятствие 22. Порог"Ворота". Очень короткий порог, образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет.

Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.

Препятствие 23.Порог"Повицкого" (5В). Длина 500 м. Просмотр с правого берега. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается. На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Сплав до начала 7 каньона сложности не представляет. Участок от конца 6 каньона до чалки перед 7 каньоном шли тандемом с ходу. У места, где дорога начинает подъем на боковой хребтик, оставили вещи на берегу, спрятав их в кустах, а на разгруженных катамаранах начали прохождение 7 каньона.

7 каньон.

Длина 2.5- 3 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной первой трети каньона по левому берегу.

Препятствие 24. собственно 7 каньон или Порог"Зеленый" (6В).

Длина с заходной частью 400- 500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп. 24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20- 30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалам в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом.

Препятствие 25. (5С). Длина около 2 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу, которая эмоционально воспринимается скорее как доплыв до спокойного места после преп.24.

Просмотрев п.24 и начало п.25 по левому берегу, провели суда вдоль левого берега за заходную гряду. Сплав начали из улова у левого берега. Первым порог проходил катамаран-2. Войдя в первый 2.5-метровый слив слева, по бочке за сливом катамаран сильно отбросило направо. В результате судну не удалось избежать контакта со скальным обломком в русле в начале правого поворота. Оставшуюся часть порога катамаран миновал благополучно и зачалился на левый берег через 150- 200 метров после начала п.25.

Катамаран-1, сделав выводы, успешно прошел порог 24. Оставшийся участок до конца 7 каньона прошли тандемом с ходу.

Препятствие 26. "8 каньон" (5С). Длина порога 1,5 км, с входной шиверой препятствие имеет длину 2 км. Ярко выраженного каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

После беглого просмотра по правому берегу, прошли участок до конца 8 каньона тандемом на разгруженных судах. После преп.26 шивера средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу. За 3- 4 км перед пос.Тегерменты река успокаивается, в русле появляются острова, протоки. Уклон менее 7-9 м/км. От 8 до 9 каньона около 50 км.

9 каньон (Нижне-Кеминское ущелье). Длина около 8 км, уклон 8-10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р.Чон-Кемин в р.Чу.

Длина реки Чу от устья р.Чон-Кемин до плотины перед Быстровкой около 35 км, уклон около 6м/км. Расход воды приблизительно в 2 раза больше, чем в устье р. Чон-Кемин. Много резких поворотов реки. Река Чу течет в Боамском ущелье ещё около 4 км. В 1км ниже устья р.Чон-Кемин через Чу перекинут мост ("Семеновский"), а еще через 150 м короткий порог.

Препятствие 27.Порог"Семеновский". Длина 80 м, перепад 3 м. Расположен на небольшом правом повороте реки. Просмотр вдоль левого берега. В пороге бочки и валы. Проходить лучше вдоль левого берега. Порог можно идти с ходу.

Участок от 8 каньона р.Чон-Кемин до конца Боамского ущелья р.Чу прошли тандемом с ходу. Препятствия несложные, проходы угадываются с наплыва. Сплав закончили в конце Боамского ущелья. Разобрали суда на высокой террасе левого берега и уехали в Бишкек на попутном автобусе. Далее до плотины перед Быстровкой препятствия несложные. Сплав после плотины не интересен и поэтому не рекомендуется.

р.Чаткал

Маршрут по реке Чаткал условно можно разделить на пять характерных участков.

1 участок. р.Кара-Кисмак - начало 1-го сужения после р.Чакач.

Длина дороги вдоль участка около 50 км, по реке 60- 70 км. Падение 400 м, уклон около 6-7 м/км. Почти на всем участке река разделена на протоки. По берегам все время деревья и кустарники. Очень много подмытых деревьев, иногда встречаются частичные завалы. Требуется постоянное внимание во время сплава. Горы далеко отступают, с реки их не видно. У пос.Орто-Терек надежный ориентир - автомобильный мост. Долина самой реки расширяется так, что видны горы, река упрощается. Сужение после пос.Чакач видно издалека. Река собирается в одно русло, течение замедляется, река уходит к правому борту долины, где находится железный мост через Чаткал. До входа в первое сужение около 4 км.

2 участок. Сужение после Чакача - начало 1-го каньона.

Длина 45 км, падение 275 м, уклон 6 м/км. На участке имеются два сужения, где находятся несложные препятствия шиверного типа. Первое - за правым поворотом долины через 4 км после металлического моста у Чакача. В этом месте заметно изменяется характер берегов: они резко поднимаются на высоту 10- 15 м над рекой, склоны покрыты кустарником. В сужении 6 несложных шивер (NN 1-6), которые проходятся с ходу вдоль внутреннего берега. После сужения - пешеходный мост. Ниже характер берегов остается почти тем же: на берегах реки деревья, кустарник на низкой террасе, за которой следует взлет на 5- 15 м на следующую ступень. На реке еще несколько простых шивер (NN 7-9). Постепенно нижняя терраса исчезает, берега становятся обрывистыми. Сразу после моста перед Айтырджалом начинаются валы, у берегов небольшие сливы. Основной участок препятствий второго сужения начинается у следующего моста (NN 10-13). Валы около 1 м, кое-где мощные, но простые прижимы. Каскад немного сложнее 1-го сужения, но можно идти с ходу. Препятствия заканчиваются в районе устья р. Сандалаш.

Из Бишкека на рейсовом автобусе переехали в Джамбул, дальше также на рейсовом автобусе в Кировку, а там достаточно быстро зафрахтовали автобус до Янги-Базара. От удобной для сбора судов поляны на правом берегу Чаткала, примерно в 300 метрах выше устья Сандалаша, мы начали сплав по Чаткалу.

Далее в реке отдельные камни. На высоком левом берегу на 1.5-2 км протянулся пос.Янги-Базар (Джаны-Базар), от которого до 1 каньона 2-3 часа сплава (в зависимости от направления ветра). 2-й участок заканчивается у 1 каньона.

Еще за 5 км до каньона хорошо виден высокий хребет впереди справа. Кажется, что река уйдет влево, однако Чаткал прорвался вправо через горы. За 2-3 км до каньона слева пос.Коркуш, есть канатная переправа. Вскоре по обоим берегам появляются осыпающиеся породы, которые тянутся на 1.5- 2 км. Впереди на левом берегу хорошо видно, как дорога разделяется на две, одна из которых уходит вверх по склону. Для просмотра каньона можно причалить в районе подъёма дороги.

3 участок. Начало 1 каньона - конец 4 каньона.

Длина около 50 км. На этом участке Чаткал проходит через 4 каньона. Наиболее серьезные препятствия в 1 каньоне. Его длина 3 км. В середине - порог-водопад. Вдоль каньона по левому берегу проходит автодорога, по правому берегу плохая тропа. Берега в каньоне скальные. В начале высота скал небольшая, в конце - скальный коридор высотой 10-12 м.

За 200 м до остатков мостика в начале каньона на правом повороте начинается слабая шивера, после нее левый поворот. Сразу за ним подводный зуб, через 30- 40 м под остатками пешеходного моста простой слив. Далее прямой участок 700-800 м. Сначала струя разгоняется в первый мощный слив. Через 50 м находится еще один слив, через 70- 80 м двойной слив с отбойными валами. Перед устьем р.Терс еще один несложный слив, за ним слева улово. У устья Терса река поворачивает вправо. На протяжении 300 м несколько сливов, далее перед порогом-водопадом 250 м быстрой спокойной воды. Река поворачивает влево.

Участок от места стапеля до чалки перед Порогом-Водопадом шли без разведки. Из-за сильного встречного ветра на этот участок у на ушло около 3-3.5 часов.

"Порог-Водопад" (6В) - до недавнего времени (приблизительно до 1989г.) включал в себя водопадный слив около 4 м в первой своей половине. Сейчас картина видоизменилась за счет попадания в русло новых скальных осколков и сдвига старых. В начале порога сужение в скальных обломках и мощный слив, после которого часть воды взбирается на большой скальный обломок, образуя мощную подушку, а часть воды сваливается вправо, частично наваливаясь на скалы правого берега. Сразу после этого струя проходит через 2-3 мощных слива через всю реку и образует горку с валами и сливами в конце порога-водопада.

После обноса вещей по правому берегу (длина обноса около 100 метров) и просмотра порога оба катамарана успешно прошли порог, заходя из-под левого берега и простреливая на сливе вправо. Участок до конца 4 каньона шли с ходу. Далее в каньоне несколько сливов и прижимов. После прямого участка река поворачивает направо и уходит в красивый скальный коридор шириной 7- 9 м и высотой 10- 12 м. В коридоре река поворачивает налево, следует простой слив, автомобильный мост, у которого 1 каньон заканчивается.

Между 1 и 2 каньонами около 10 км. Сначала река течет между крутыми осыпающимися склонами, за которыми тянется равнина. В русле отдельные сливы у берегов, камни. Это цепь простых шивер N 14 (при этом 1 каньон в нумерацию не включен). При приближении к 2 каньону терраса понижается. Вход во 2 каньон виден издалека. Во входной части несложная шивера N 15 с простыми сливами. За ней простой участок с редкими камнями. Берега обрывистые, поросшие травой, кое-где осыпи, высота которых несколько сот метров. Русло широкое. Вторая половина каньона имеет другой характер: на берегах высокие скалы, кое-где курумник. На реке несколько несложных препятствий (NN 17-19): отдельные камни и прижимы к скалам. Внутри 2 каньона несколько хороших мест для ночевки.

После 2 каньона долина реки расширяется, протоки, острова. Между 2 и 3 каньонами 5- 6 км. Слева на берегу за 1- 1.5 км до 3 каньона дома, натянут на тросах пешеходный мостик. Далее следует 3 каньон. Он очень красив: высокие отвесные скалы образуют местами довольно узкий скальный коридор почти без разрывов. Река течет спокойно, кое-где прижимы. Длина каньона 3- 4 км. За ним следует расширение долины, где расположена цепь несложных шивер N 20.

После 3 каньона характер долины сохраняется до 5 каньона: крутые осыпающиеся берега, террасы то справа, то слева. От конца 3 каньона до начала 4 каньона около 5 км. 4 каньон выражен настолько неярко, что его нельзя рекомендовать даже в качестве ориентира. Имеет высокие осыпающиеся и травянистые склоны. Длина такого "каньона" 4-5 км, препятствий нет.

После 4 каньона начинается небольшой поворот долины вправо. Долина расширяется, скорость течения возрастает, имеются перекаты, галечные острова. Длина этого расширения 1.5 км. Здесь заканчивается 3 участок.

4 участок. Конец 4 каньона - начало 5 каньона.

Длина 28 км, падение 300 м, уклон 11 м/км. Участок начинается из расширения после 4 каньона. С воды хорошо видно, что впереди долину перегораживает хребет непосредственно перед пор.Найза, и Чаткал поворачивает направо, на повороте и находится расширение долины. Слева лесистая терраса. Здесь находятся перекаты, после них река подходит к скалам правого берега. Здесь расположено преп.21

Препятствие 21. - короткая горка, в левой части подводный камень, двойной прижим к скалам справа. Порог несложный, но после него 30 м быстротока с валами и преп.22. Просмотр связки преп.21-22 возможен с левого берега.

Участок от п.21 до чалки перед п. 31 "Харкуш" шли тандемом с ходу.

Препятствие 22. - первый мощный порог участка. Сначала вода разгоняется на горке длиной 100 м. В центре несколько бочек со сливами в 1 м. В конце с двух сторон река сжимается подводными и полуподводными камнями. Здесь довольно мощный слив в центре реки. Далее правый поворот. Основная струя с метровыми валами наваливается на валуны слева, образуя сливы более 1 м. Справа и в центре отдельные валы и камни.

От преп.22 до устья р.Найза более 1.5 км реки с валами. Река сначала еще раз поворачивает направо, а потом резко уходит влево. Для просмотра можно причалить сразу за левым поворотом, откуда до устья Найзы более 300 м, или ниже сразу за устьем.

Препятствие 23. (каскад "Найза") (4С) - длина около 1.5 км. Первая ступень начинается через 80- 100 м после устья Найзы. Река перегорожена 3-4 большими подводными валунами, образующими сливы. Простой проход вдоль самого л.б. Отсюда до 2 ступени около 150 м быстротока без валов на прямом участке. Берега от левого поворота до второй ступени обрывистые. Слева терраса на высоте 6- 7 м. Наверху яблони, много вишни. Во второй ступени основная часть струи поворачивает еще раз влево на 60-70 градусов, прямо уходит непроходимая протока. В левой основной протоке через всю реку мощный слив более 1 м. Далее хаотично разбросаны подводные валуны. Река начинает плавный поворот направо. Примерно через 100 м после основного слива начинается 3 ступень, наиболее серьезная в каскаде. 3 ступень: после правого поворота река сжимается камнями слева. У левого берега острые подводные зубья, сливы, бочки. В центре здесь подводные валуны с мощными бочками, немного выше несколько сливов у правого берега, но в начале здесь спокойнее. Ниже слева проще. Длина ступени более 300 м. После 3 ступени река сбегает налево несколькими крутыми протоками. В конце 800-метровой шиверы (ступени 4-7) низкие террасы. Через несколько сот метров после преп.23 канатная переправа, немного ниже справа сад и пасека. От каскада "Найза" до преп.24 - 5 км спокойной воды.

Препятствие 24. - длина 300- 400 м. Река делает плавный правый поворот. Слева скалы, справа высокая лесистая терраса. Сначала сливы, в конце слева выдается гряда камней, в сужении мощный пологий слив. Просмотр только справа.

Препятствие 25. - начинается через 100 м быстротока после преп.24. Сначала простая шивера. Река широко разливается и поворачивает влево. За поворотом сужение, где лежат подводные камни и плиты. Длина около 250 м. Порог несложный. Далее 1.5 км спокойной воды до преп.26. За 300 м до преп.26 переправа и остатки пешеходного моста. Слева заброшенные дома (пос.Ароб) и сад.

Препятствие 26. Порог"Ароб" (4С) - довольно мощный, хотя и не требующий сложного маневрирования порог. Длина около 300 м. В начале порога в правой части русла несколько больших подводных камней в основной струе, за ними большие пенные котлы. Чуть выше левая часть реки перекрыта острыми "зубами". Во второй части - шивера. После преп.26 река круто поворачивает направо, начинается

Препятствие 27. - несложная шивера с камнями среднего размера длиной 400 м. От преп.27 до преп.28 около 1 км спокойной воды. После преп.27 река делает левый поворот. Потом малая протока уходит влево вокруг острова. Около слияния проток первый резкий поворот вправо. Сразу за ним начинается

Препятствие 28. (каскад "Решето") (5А). Длина 1.5 км. Просмотр с правого берега. На этом участке река делает два правых поворота, а потом левый. Наиболее сложный участок - 500 м реки после второго правого поворота. Ширина реки здесь около 40 м. В начале порога несколько сливов в разных частях реки, довольно высокие валы (1 ступень порога). Здесь спокойнее у правого берега. Перед вторым правым поворотом 50 м быстрой спокойной реки. Здесь нужно пересечь струю и уйти под левый берег. После этого следует второй из правых поворотов. В этом месте реку перегораживает полукруг из больших валунов (2 ступень порога). Далее 100 м участок с большим уклоном, который заканчивается еще одной грядой больших валунов, тоже затопленных (3 ступень). Левая часть реки перекрыта подводными камнями, в правой части слив высотой около 2 м с большим пенным котлом. Идти нужно через центральные сливы. После 3 ступени около 50 м быстротока, а потом еще одна серия довольно мощных сливов по всей ширине реки (4 ступень). Лучше придерживаться правых проходов. После 4 ступени шивера, которая заканчивается после левого поворота реки.

После преп.28 слева выходит третий хребтик (1 - у Найзы, 2 - у преп.24-25). Перед ним река поворачивает направо, у берегов сливы, а потом река начинает плавный левый поворот вокруг хребтика. На последнем повороте начинается

Препятствие 29. - простое, идти с ходу. После преп.29 более 1.5 км довольно спокойной воды. Виден 4 хребтик, выходящий слева: он сжимает реку у каскада "Харкуш". Перед ним река делает резкий правый поворот (здесь слабый прижим и слив слева), а потом начинается длинный левый поворот. Правый и начало левого поворота образуют

Препятствие 30 - достаточно простой порог. Длина 150 м. Заходить справа, затем пересечь струю влево. Через 300-400 м преп.31, до которого река течет между высокими берегами. За крутым левым поворотом начинается

Препятствие 31.(каскад "Харкуш")(6В) - один из самых сложных порогов Чаткала. Длина 1.5 км. Просмотр и возможный обнос по правому берегу. В середине тропы пасека и фруктовый сад. Первые 500- 600 м - прямой участок реки, где разбросаны крупные валуны. Сразу после него следует слабый поворот направо, и река падает каскадом 1.5-2 метровых водопадных сливов между огромными полузакрытыми камнями, расположенными в шахматном порядке. Ключевое место - ворота из двух больших камней посреди реки. Через 50- 60 м после правого поворота река поворачивает налево. Далее следует ещё один прямой участок около 300 м. В центре несколько обливных камней, в конце бой в скалу слева и слив.

Обнеся вещи за порог по тропе правого берега, которая идет через заброшенный сад, оба катамарана поочередно прошли порог. Первый катамаран на заходе в сложную часть порога обошел скальные обломки на левом повороте слева, далее основную часть прошел по центру и на выходе ушел направо от навала на надводные камни в середине русла. Второй катамаран заходной участок прошел вдоль правого берега, а дальше повторил маневр первого судна.

Препятствие 32. - практически сразу за преп.31 начинается быстрая шивера преп.32, которую иногда называют 3 ступенью "Харкуша". Река поворачивает немного вправо, а потом начинается длинный левый поворот. На этом участке

Препятствия 33.-36. для которых характерно обилие сливов и большая скорость струи.

От конца "Харкуша" до преп.37 около 3 км. У преп.36 начинается правый поворот. Видно, что через 300-400 м левый берег повышается, превращаясь в довольно ровную террасу на высоте 6-8 м над рекой. В начале этой террасы слева впадает ручей Кишлаксай.

Препятствие 37. - несложный порог через 100-150 м после преп.36. Длина около 200 м. Сначала слив через плиту почти по всей ширине реки, далее локальные сливы. В большую воду за преп.37 практически без разрыва начинается быстроток с валами - это уже

Препятствие 38. (каскад "Кишлаксай") (5В). Длина его вместе с преп.37 около 1.5 км. Просмотр по любому берегу. После быстротока и локальных сливов у берегов реку перегораживает гряда больших валунов. Центральный камень торчит из воды на 2- 2.5 м. Высота сливов до 1.5 м (1 ступень). Здесь заканчивается правый поворот, начинается левый, где расположена 2 ступень. У правого берега выступают валуны. Река после слива 1 ступени разгоняется на крутой горке длиной 150 м, делая плавный левый поворот. Вся вода с размаху обрушивается на эти валуны, торчат два обливных зуба, в левой части чистые валы. После 2 ступени 300 м прямой участок, мощные валы, отдельные сливы, пенные котлы (3 ступень). В конце ступени в левой части реки возвышается на 3 м камень, правее него зуб на уровне воды. Высота слива около 1.5 м, справа меньше. После 3 ступени небольшой левый поворот. Река подпирается справа камнями, скорость воды и высота валов опять растут. В конце 4 ступени слив через всю реку, слева водоскат с полутораметровыми валами, остальная часть реки перекрыта бочкой. Потом следует слабый правый и левый повороты, на последнем навал справа (5 ступень). После этого несколько сот метров валов, затем река успокаивается.

Препятствия 39.- 40. - несколько несложных препятствий на трехкилометровом участке реки до каскада "Пигак". В конце этого участка впереди видна темная высокая скала левого берега, преградившая путь реке. Река уходит вправо, а потом начинает левый поворот вокруг скалы. В русле отдельные камни. В конце левого поворота видно, что начинается горка с прижимом к скалам слева, а потом правый поворот. Просмотр от начала горки с правого берега.

Участок от п.31 "Харкуш" до первой ступени п.41 "Пигак" шли тандемом с ходу. Проходы везде угадываются довольно легко.

Препятствие 41. (каскад "Пигак") (5С) - самый сложный порог на Чаткале после порога-водопада в 1 каньоне и "Харкуша". Длина каскада около 1.5 км, не считая 500 м до порога и шиверы между преп.41 и 42. В пороге выделяются две части: "Пьедестал" (1 ступень) и "Слаломный- 1" (3-4 ступени). Просмотр только с правого берега. В конце порога фруктовый сад. На участке в 500 м до преп.41 река проходит горку со слабым прижимом, потом 100 м быстрой струи с локальными сливами у берегов. В начале преп.41 у правого берега из воды торчит на 5 м камень. Напротив него первый из мощных сливов через всю реку. Через 30- 40 м в основной струе второй концентрированный слив, за которым короткая крутая горка, заканчивающаяся мощным сливом с несильным навалом на скалу слева. На этом "Пьедестал" заканчивается. За ним следует 40 м быстрой струи, а потом начало 2 ступени длиной 150 м. Река постепенно поворачивает направо. Слева высокие скалы. К их выступам слабые прижимы, за ними улово, у берегов локальные сливы до 1.5 м. В центре валы и бочки. Заканчивается 2 ступень резким поворотом вправо, в центре мощный слив. Сразу за 2 ступенью уклон возрастает, начинается 3 ступень. Река, продолжая правый поворот, сбегает по крутой горке длиной 80 м. В конце слева далеко выдается россыпь камней большого и среднего размера. Вся вода после 3 ступени оказывается в центральной струе. 4 ступень длиной около 100 м. В центре большие валы, каскад сливов. В конце ступени прямо в центре лежит "Камень преткновения" - валун шириной 4-5 м, на который идет мощный навал. После камня еще несколько сот метров идут мощные сливы, пенные котлы, валы. Река постепенно поворачивает налево. За поворотом заканчивается мощная, но несложная шивера.

Просмотрев порог, увидели, что серьезных проблем при прохождении не возникает, поскольку при нашем уровне воды все сливы стали проносными, хотя и довольно мощными. Оставшийся участок до щели в пятом каньоне (п.48) шли с ходу.

Препятствие 42. - после 600 м прямого участка с шиверой два острова с кустарником. Перед первым вода сбегает под левый берег, образуя высокие валы. Через 30 м еще одна горка с мощными валами и прижимами к скале справа. Длина без шиверы 300 м.

Препятствие 43. - следует сразу за преп.42. Береговые террасы начинают подниматься, высота их к концу преп.43 более 20 м. Просмотр возможен с любого берега. Длина около 1 км. Участки быстротока чередуются с локальными сливами, есть несколько небольших пенных ям, которые можно обойти. В конце преп.43 двойной слив через плиты. Впереди короткий спокойный участок, за которым преп.44. Слева высокий обрыв, справа низкий лесистый берег.

Препятствие 44. (порог"Слаломный-2") (5А) Длина более 1 км. Начинается с двух сливов через всю реку через расческу валунов, а потом вода катится по горке. Характерен большой и равномерный уклон. Возможных линий движения много. Просматривать порог лучше по низкому лесистому правому берегу.

К середине преп.44 на правом берегу у воды появляются скалы. Река прижимается к правому борту долины. Тропа уходит вверх до 100 м. Это конец 4 участка и начало 5 каньона.

5 участок: 5 каньон.

Длина 12 км, падение около 100 м, уклон 8 м/км.

Препятствие 45 - преп.44 фактически без разрыва переходит в преп.45. Сначала два каскада сливов напротив выступов скал справа, слабые прижимы. Река здесь поворачивает налево. Справа высокие скалы, слева над низкой скальной стенкой осыпающийся берег, наверху терраса. Желательно посмотреть начало преп.45: почти сразу за левым поворотом три больших пенных котла. Далее можно плыть без просмотра, придерживаясь на поворотах внутреннего берега. Вскоре река подходит к высокой скальной стене слева и делает правый поворот. Именно с этого места берега реки превращаются в настоящий каньон. Через 400-500 м пешеходный мост через Чаткал, чуть ниже автомобильный мост. Слева впадает р.Ак-Булак. Здесь Чаткал начинает уходить вправо. Через 2.5-3 км после Ак-Булака начинаются слабые прижимы. Над рекой натянуты тросы. Здесь находится метеопост. Отсюда около 300 м до преп.46.

Препятствие 46. (порог "Худайтот") (5А) - общая длина около 1 км. Просмотр только справа, можно снизу. В начале 300-400 м мощной шиверы, потом короткий быстроток, река поворачивает вправо, слева водопадом впадает ручей, справа тоже ручей. За поворотом начинается основная часть преп.46. В малую воду остров делит реку на две протоки. В несколько большей правой протоке большие валуны, возвышающиеся на 1-2 м, прижимы к правым скалам, сливы, валы. В левой протоке сначала камни, затем два мощных слива подряд.

После преп.46 примерно 200 м шиверы на прямом участке, слева и справа невысокий скальный берег. Потом река поворачивает налево.

Препятствие 47. ("3 узости") (5В) - начиная с левого поворота Чаткал течет в скальном коридоре в основном с отвесными стенками. Над скалами правого берега идет автодорога, откуда удобно просмотреть преп.47. Первый мощный слив перекрывает правую часть реки у левого поворота, немного ниже пенный котел в левой части. Потом река сужается до 10-12 м. Несколько сливов у боковых скал. Через 150-200 метров в узком скальном коридоре подряд три сужения. Ширина первого около 4 м. В нем мощные беспорядочные валы, обратные струи. Во втором, наиболее опасном - прижим сначала вправо, потом влево. Здесь на длине 3- 4 м ширина реки около 2.5 м. Далее через 10-15 м тихое третье сужение очень большой глубины.

Зачалились на правый берег перед подвесным мостом и поднялись на дорогу для просмотра узостей. Оба катамарана прошли порог удачно, хотя оба и не миновали ударов о скалы. Дальше до начала Чарвакского водохранилища 20-30 минут сплава, препятствий на реке нет.

Препятствие 48 (порог "Аурахмат")(5А) - расположен через 4 км после "узостей" за правым поворотом. Справа берег обрывистый, слева отмель. Порог короткий (150 м), но мощный. Струя после правого поворота разгоняется на 80 м горке, прижимается к правому берегу, и проходит через мощный 1.5- 2 м слив, немного косой. У левого берега в районе слива проход спокойный. Далее 50 м валы, отдельные бочки.

При нашем уровне воды порог был ниже уровня водохранилища, сплав до моста по стоячей воде у нас занял около 40 минут.

Реки Ойгаинг и Пскем

Стандартный маршрут по рекам Ойгаинг и Пскем включает в себя небольшую пешую часть и сплав по рекам Ойгаинг и Пскем. Пешая часть маршрута начинается от окончания дороги, ведущей от с.Грозное на верхние пастбища под перевалом Тюзашу (н/к, 3500м). Отсюда остается около 2 км (300 м набора высоты) до перевальной седловины. Спуск к началу сплава идёт вдоль реки Тюзашу. До слияния с двумя другими истоками Ойгаинга - реками Шавурсай и Тастарсай по тропе около 8 км. От устья р. Тюзашу до места стапеля - подвесного моста через Ойгаинг ниже пор.2 ещё 2 км хода. Следует учесть, что на всем протяжении пешки до слияния истоков Ойгаинга дров нет.

Маршрут по рр.Ойгаинг-Пскем условно можно разбить на 4 участка.

1. Исток реки Ойгаинг - река Аккапчигай. Длина участка 7 км. Средний уклон порядка 15 м/км. Фоновый сплав 4 категории сложности. Можно выделить препятствия 5 к.с. - пороги 4 "Ворота" (4С), 7,8 "Кара-Кыр 1,2" (5А). Расход воды у истока в середине августа 15 куб.м/сек. Температура воды в реке в это время года 8-9 градусов.

2. Река Аккапчигай - до Прорыва. Средний уклон участка 8-10 м/км. Протяженность участка около 25 км. Расход воды перед устьем реки Коксу - 30 куб.м/сек., ниже устья - 40 куб.м/сек. Температура воды в реке 12 градусов. Наиболее сложный порог участка - порог 16 "Длинный"(5В), требует обязательной разведки при прохождении. Пороги 15 "Коварный", 16 "Штопор" и 17 "Сюрприз" (все-4С) также желательно просмотреть. Остальные препятствия довольно просты и могут проходиться без разведки. Фоновый сплав на участке 3 к.с.

3. Прорыв Ойгаинга. Сложнейшее препятствие маршрута. Протяженность участка 20 км. Средний уклон более 25 м/км. Пороги следуют один за другим практически без перерывов. Имеются непроходимые участки и участки, находящиеся на грани проходимости. Левый берег крутой, скалистый. Разведка препятствий наиболее удобна по правому берегу, поросшему лесом и кустарником. Местами встречаются крупноглыбовые осыпи. Дорога в основном идет в стороне от реки, изредка подходя к берегу. Группа совершала прохождение Прорыва, используя тактику стационарных лагерей. Всего было организовано пять таких лагеря: первый - у порога 18 в начале прорыва, второй - перед первым завалом (п.31), третий - за третьей ступенью второго завала у п.34, четвертый - на пасеке напротив устья р.Кызылтор (перед п.38), пятый- после пятого завала (п.41). Движение с вещами в Прорыве предпринималось лишь после пятого завала. Фоновый сплав в Прорыве 4С к.с. Выделяются пороги 6 к.с.: пор. 20-21 "Миша"-"Горка"(6В), пор. 23-25(5С), первый завал п.31 (6С), второй завал п.33-1(6С), п.33-2(6С), п.33-3 (6С), третий завал п.35 (5С), пороги четвертого завала - 37-1 "Судьба"(6А), пор. 37-2(6А), 37-3(6А), 37-5(6В), 37-6 "Москва-80" (6В), вторая часть пятого завала п.41-2(6С). Большие сомнения относительно возможности успешного прохождения вызывает начальный участок 5 завала п.41-1(6С). После пятого завала сложность препятствий существенно снижается.

4. Река Пскем. Протяженность реки от слияния рек Ойгаинг и Майдантал до впадения в Чарвакское водохранилище около 90 км. Средний уклон около 10 м/км. Расход воды в августе месяце в истоке 65 куб.м/сек., из них 45 куб.м/сек. приносит Ойгаинг, а 20 куб.м/сек. - р. Майдантал, в устье около 80 куб.м/сек.

При описании препятствий р. Пскем пользуемся нумерацией, предложенной пермскими туристами. Основной фоновый сплав 4В к.с. допускает движение на катамаранах с грузом после просмотра препятствия с берега или с воды. К препятствиям 6 к.с. следует отнести п.5 "Штольня"(6С), пп. 6(5С), 15-16(6А) и 18 "Тепарский завал"(6С). Несмотря на сравнительно небольшое количество сложных препятствий прохождение р. Пскем доставляет немало хлопот. Во-первых, скачком увеличивается водность реки. Во-вторых, почти любое препятствие расположено в крутых берегах каньонного характера, на крутых поворотах. В русле - крупные обломки скал с узкими проходами между ними. Линия движения с воды не просматривается. Поэтому приходится предпринимать береговые разведки для просмотра даже простых препятствий. Весь участок реки Пскем мы прошли с вещами, совершив обнос вещей на пороге 5 "Штольня" и короткий обнос основного слива Тепарского завала.

Закончив сплав по р.Чаткал у моста через Чарвакское водохранилище перед пос. Бричмула, разобрав суда и пообедав, мы достаточно быстро нашли "Урал", согласившийся довезти нас до базового лагеря Ташкентских альпинистов, расположенного на Ойгаинге на 1 км выше п.19 - первого порога Прорыва. Проведя в кузове остаток дня, вечер, ночь, и утро следующего дня, потратив немало времени, сил и спирта на уговоры шофера ехать дальше от очередного стойбища пастухов или пасечников, в 9 часов 18 августа мы добрались до места и разбили лагерь у первого порога Прорыва Ойгаинга п.19. Остаток дня ушел у нас на сборку и профилактический ремонт катамаранов.

Препятствие 19 (5С). Протяженность порога 400 м. Ориентиры: река уходит в коридор, слева скальная стенка, справа - терраса на высоте 10 метров, спускающаяся к реке каменной осыпью. В пороге пять ключевых мест. Первое - после нескольких сливов большой плоский камень посередине реки, слева между скалой и камнем 3-х метровый проход, справа каменный мешок. После поворота налево струя перегорожена грядой из четырех крупных камней. Левый крупный обломок скалы разбивает основную струю на две части. Левая перекрыта камнями, правая после навала на скальный обломок образует крутой косой слив с пенной бочкой. Далее в центре русла стоит большой камень, справа от которого узкий слив, требующий точного захода. За сливом несильный навал на камень справа и затем четвертое ключевое место - широкий слив с подводной плиты. За ним следует участок быстротока, на котором можно организовать страховку с берега, и за устьем ручья, падающего с левого берега, пятый ключевой участок. В косых воротах, образованных крупными скальными обломками, ряд мощных сливов. За правым поворотом следует пристать к галечной отмели правого берега. Впереди один из наиболее сложных порогов реки Ойгаинг - порог "Миша" (пор.20)

После детального просмотра прошли порог поочередно, придерживаясь выбранной линии движения. Сразу почувствовали сильное увеличение скорости потока и разности струй по сравнению с Чаткалом.

Препятствие 20-21 (связка порогов "Миша" и "Горка") (6В) Общая протяженность около 400 м. Порог "Миша" начинается на левом повороте. Можно выделить три ключевых участка. Первый - гряда камней разбивает реку на две протоки. Левая маловодная, проходы не превышают 1.5- 2 метров. В правой струя, разогнавшись на серии сливов прыгает через две подводных плиты, образуя пенные ямы. Через 20 метров второй участок - 2.5-метровый слив водопадного типа между округлой глыбой правого берега и камнем в центре реки. За этим сливом река делает поворот направо и еще раз падает сливом около 2 м с подводной плиты, перегородившей все русло. Далее струя вспарывается полуобливными зубьями, образуя мощные сливы между ними. Проход по нашей воде возможен только слева. Порог "Горка" следует непосредственно за "Мишей". Не теряя уклона река поворачивает налево, справа впадает ручей. Правая часть русла забита скальными обломками, в левой струя прыгает по обливным камням, образуя крутую горку. Жесткий вал 1- 1.5 метра. Чалка за порогом на крупноглыбовую осыпь правого берега. За порогом быстроток 100 м, за ним на правом повороте начинается преп.22.

После детальной разведки и организации страховки у места чалки ниже порога 21 поочередно прошли порог. Первый катамаран немного не учел скорость струи и на заходе сел на обливной камень в левой части струи, а затем точно выполнил задуманный маневр, мощно угребаясь налево перед порогом "Горка". Второй катамаран, учтя ошибки первого, избежал посадки на камни на заходе и четко повторил линию движения.

Препятствие 22 (порог "Сливы")(4С). Длина 150 м. Первый слив высотой 1 м расположен еще до правого поворота, за поворотом еще три метровых слива. В правой части русла имеются чистые проходы шириной не менее 3 метров. Далее 30 метров быстротока.

Препятствие 23 (5С). Длина порога 200 м. Слалом между надводных и обливных камней. Начинается за пологим левым поворотом большой каменной глыбой в центре реки, за ней россыпь валунов, из которых выделяется один типичный "камень преткновения", принимающий на себя основную струю. За камнем правый поворот с прижимом к левому скальному берегу и сброс с плиты в центре русла.

Препятствие 24 (порог "Гребенка")(5С). Длина 200м. За левым поворотом русло наискось слева направо перегорожено грядой камней. Чистый проход только слева под берегом, но заход в него осложнен обливняками. За гребенкой на правом повороте навал на скальные обломки слева. Сразу за поворотом следует препятствие 25.

Препятствие 25 (5С). Порог начинается крутым полутораметровым сливом у левого берега, после серии валов еще один полутораметровый слив и за левым поворотом в русле обливные плиты. Чалка за следующим правым поворотом на галечную отмель правого берега.

Участок от порога 22 до порога 25 прошли тандемом после детальной разведки по правому берегу. В районе порогов 25-26 по правому берегу идет глубокая промытая рекой траншея, шириной около 30 метров, образовавшаяся, видимо, после прорыва рекой завала от сошедших лавин. Березы, растущие в долине, также во многих местах поломаны или вывернуты с корнем.

Препятствие 26 (4С). Длина порога 300 м. Начинается крутым правым поворотом. Левый берег - отвесная стена. В пороге сливы с подводных плит, валы.

Препятствие 27 (порог "Водопадный") (5В). Локальный порог, длина 30 м. Расположен на прямом участке за резким правым поворотом. Ориентир: слева с хребта спускается снежная долина ручья, у правого берега стоит 5-метровая глыба. Чалиться, по-видимому, удобнее за этой глыбой. Порог образован грядой камней, перегородившей русло. Основной слив высотой 2 м и шириной 5 м расположен у правого берега. Под сливом в струе торчит зуб. За 15 метров перед сливом надводный камень. За левым поворотом начинается мощный порог 28.

Препятствие 28 (5В). Длина порога 300 м. В пороге два поворота - левый и за ним правый. За правым поворотом русло перегорожено грядой камней с узким проходом и обливным камнем, расположенным сразу за сливом.

Весь участок от п.25 до чалки после п.28 проходили тандемом после беглой разведки по правому берегу. Здесь поставили 2-ой базовый лагерь.

Препятствие 29 - 30 (3 - 4 к.с.) - каскад относительно несложных порогов. Длина около 600 м. Разбои. В конце участка река уходит в осыпной каньон, за правым крутым поворотом, на котором река как бы упирается в левобережную скалу начинается

Препятствие 31 - Первый завал (6С). По структуре в завале можно выделить разгонную шиверу, два ключевых участка и выходную шиверу. Общая длина - 800- 900 метров. Чалки между участками нецелесообразны. Разгонная шивера (около 300 метров) начинается после крутого правого поворота русла серией сливов и бочек, проходы везде по основной струе. В конце разгонной шиверы - гряда полуобливных и обливных камней и косой полутораметровый слив. Чистый проход - в правой части струи. Через 50- 70 метров после резкого правого поворота заметно увеличивается уклон реки и начинается первая ступень основной части порога (около 100- 150 метров). В этом месте река делает плавный левый поворот. После первого мощного слива (около 1.5 метров) через 15- 20 метров нужно попасть в ворота между обливной плитой справа и большим плоским камнем слева, на который наваливает левая часть струи. Далее следует серия косых бочек и сливов с несильным навалом на большой береговой камень правого берега. Перед правым поворотом, разделяющим две ступени основной части, стихия немного успокаивается. Вторая ступень (около 200 метров) начинается двумя мощными сливами (1.5- 2 метра) через гряды больших обливных камней в русле. Проход - по основной струе. Далее после местного левого поворота еще один слив с большим обливным камнем в центре, участок мощной струи с валами и кульминация - очень мощный 2.5-метровый слив с жестким крученым валом за ним. Далее следует сильный навал на надводные камни в центре русла, крутой трек на местном левом повороте и выходная шивера (около 200 метров).

Первый завал оба судна проходили 20 августа. Накануне ночью прошел небольшой дождь, вода в реке в районе завала поднялась на 40- 50 см. При этом, хотя и увеличилась мощь потока, линия движения несколько упростилась, так как многие полуобливные камни оказались закрыты. Первый катамаран удачно выполнили задуманный маневр, уйдя от навала на плиту в первой ступени порога. Далее, придерживаясь основной струи и входя четко носом во все ключевые сливы и бочки, успешно преодолели обе ступени порога. Перед выходной шиверой несильный навал на надводные камни оказался очень кстати. Команда использовала вынужденную остановку для передышки и восстановления сил. Без труда снявшись с камней, четко прошли остаток порога. Огромное эмоциональное впечатление получили от уклона и мощи потока в двух основных ступенях: подплыв после заходной шиверы к началу 1-ой ступени, мы увидели круто спускающуюся "водяную лестницу" с высотой ступенек 1.5 - 2, а местами 2.5 метров на всей длине основных ступеней. Воодушевленный успехом первого судна, второй катамаран четко выдержал линию движения в пороге.

Препятствие 32 (4 к.с.) - несложная шивера Длина 400- 500 м, небольшие валы.

Препятствие 33 - Второй завал. Длина участка 2 км. На всем протяжении река сжата крутыми осыпными или скальными берегами. В русле множество скальных обломков разной величины, проходы между которыми можно наметить лишь после длительной разведки. Уклон на всем участке по нашим оценкам 40-50 м/км. Уверенная чалка возможна в двух местах - на левом берегу в районе крутого левого поворота долины (примерно через 500 м после начала порога) и на правом берегу в конце длинного прямого участка перед отвесными скалами левого берега (еще примерно через 500 метров). Таким образом, весь порог мы разбили на четыре части (три основные ступени и выходной участок) и приняли решение о попытке прохождения порога по частям.

Детально просмотрев весь завал (этому мы посвятили целый день), приняли решение о попытке прохождении поочередно всех ступеней сначала одним катамараном. Страховку организовывали в конце каждой ступени с правого берега. В то время, пока экипаж непосредственно перед прохождением просматривал очередную ступень, страховка, фото и видеосъемка переходили на новые места.

Препятствие 33-1 (6С). Длина около 500 метров. В пороге можно выделить четыре ключевых места. Первое, наиболее сложное, требует очень точного и аккуратного захода. Начинается на прямом участке реки пологим косым сливом через всю реку, который достаточно сильно отбрасывает направо. Через примерно 50 метров все русло на участке 40 метров перегорожено большими глыбами. Большая надводная плита делит весь поток на две части. Левая часть струи, в которую идет 2/3 водного потока, на выходе этого участка заканчиваются трехметровым косым сливом между большой береговой глыбой левого берега и надводным камнем в середине русла. Ширина прохода менее двух метров оставляет крайне мало шансов на возможность безаварийного прохождения. Правая часть маловодна и скатывается серией сливов от метра до полутора через обливные и полуобливные камни.

Далее участок сильно вспененной воды 15- 20 метров с несильным течением и второе ключевое место - мощный косой слив через всю реку с полуобливным камнем в правой части. Оптимальный проход - чуть левее центра струи.

Третье ключевое место - три слива один за другим на участке 70- 80 метров. В первом большой надводный камень делит реку на две части, проход возможен справа и слева. Левая часть менее мощная и перепад в ней распределен равномернее. Второй и третий сливы образованы выступающими с берегов грядами надводных камней, проход - по центру. Во втором, более мощном сливе несильный навал на большую плиту у правого берега.

Далее 70- 80 метров быстротока с валами на местном левом повороте и на следующем правом повороте четвертое ключевое место - сброс через гряду надводных и полуобливных камней с небольшим каменным островком в центре. Проход возможен как справа, так и слева от островка. Далее на участке 150 метров на глобальном левом повороте реки уклон уменьшается и возможна чалка на левый берег.

Первый катамаран в пологом первом сливе на заходе отбросило направо сильнее ожидаемого, и команде пришлось прилагать значительные усилия, чтобы четко уйти от непрохода в первом ключевом месте. К большому облегчению и команды, и зрителей это удалось. Во втором ключевом месте катамаран вышел из слива носом налево, корма осталась в струе, поэтому третье ключевое место, полностью выдержав намеченную линию движения, прошли слева кормой вперед. Развернувшись на участке быстротока, трек на правом повороте (четвертое ключевое место) прошли левой частью струи, маневрируя между надводными камнями. Чалка на левый берег относительно несложная.

Препятствие 33-2 (6С). Длина около 300 метров. Порог расположен на прямом участке русла, в нем мы выделили пять ключевых мест. Первое - гряда скальных обломков, перегораживающих все русло. Самый большой из них у левого берега выступает из воды на 12- 15 метров и является хорошим ориентиром начала порога 33-2. Проход в гряде возможен только в правой части, чистый проход осложнен полуобливным зубом, высота слива более 2-х метров.

Далее вся вода на участке 30- 40 метров наваливает на большой плоский камень в центре русла, перегораживающий примерно треть ширины реки (второе ключевое место). Вдоль камня почти вся вода устремляется направо практически без отбойного вала. Заранее уйти направо невозможно, поскольку проход ограничен береговыми камнями. Поэтому наиболее реальный вариант прохождения на наш взгляд - пытаться после слива в правой части первого ключевого места перегрести струю и успеть уйти влево от навала на центральный камень.

Дальше в правой и левой частях струи серии сливов до полутора метров и третье ключевое место - не очень мощный слив через всю реку со скальной ступеньки, осложненный в правой части сильным навалом на большую скалу в русле у правого берега. Левая часть слива чистая, но крутая (третье ключевое место).

Четвертое ключевое место - 30-ти метровый участок с равномерным падением и серией хаотических валов и бочек. На выходе левая треть струи упирается в большой береговой камень.

Далее косой слив через всю реку, 15 метров быстротока и последнее пятое ключевое место - 2.5 - метровый довольно пологий слив в правой части русла между надводными камнями правого берега и скальными выходами в центре. Левая часть струи в этом месте сливается через большие камни и наваливает на скальный обломок у левого берега. В центре слив упирается прямо в камни, находящиеся в русле. Чистый проход возможен только в правой части струи. Через 20- 30 метров после пятого ключевого места возможна чалка на правый берег.

После детального просмотра порога с левого берега, окончательно приняли решение о проводке катамарана за первое ключевое место до центрального камня в струе во втором ключевом месте. Навал на центральный камень чреват серьезной аварией, крайне нежелательной в данном месте.

После старта первый катамаран удачно преодолел серию сливов высотой до полутора метров по центру русла во втором ключевом месте. В практически отвесный сброс с плиты (третье ключевое место) вошли ближе к левому берегу и сразу начали угребаться направо от навала на левую береговую скалу (четвертое ключевое место). Желание пройти подальше от неприятной скалы было настолько велико, что экипаж несколько переусердствовал, носовая часть судна попала в менее сильную струю справа, и экипаж был вынужден довернуть судно кормой вперед, так что выходное пятое ключевое место, размазанный слив, катамаран прошел в намеченном месте по правой части струи кормой вперед. Чалка на правый берег очень сложная (практически на струе), и экипаж четко с ней справился.

До начала порога 33-3 остается около 100 метров. На этом участке левый берег - отвесная скала, струя достаточно мощная, но сложного маневра не требуется.

Препятствие 33-3 (6С). Длина порога около 400 метров. Начинается на резком правом повороте крутым треком с равномерным падением (перепад около 5 метров). Это первое из трех ключевых мест в этой ступени. Заход осложнен грядой надводных зубьев, уходящих от правого берега. Наилучший вариант захода на наш взгляд - самый левый, между скалой и последним камнем в гряде.

Второе ключевое место - зигзагообразный участок с двумя поворотами на 90 градусов. На первом, левом, несильный навал на надводный камень в центре русла, на втором - правом - мощный косой слив с протяженной бочкой за ним.

Дальше 30 метров быстротока, еще один левый поворот и кульминационный участок порога - каскад из 7 явно выраженных сливов высотой от метра до двух с половиной (третье ключевое место). Основную сложность представляет выходная серия из четырех сливов, последний около 2.5 метров, разделен каменным островом в центре на две части. Проход возможен только справа, так как левая часть струи упирается в завал из больших надводных камней. Основная часть струи идет слева, поэтому правый слив, хотя и крутой, но не очень мощный. При этом с самого начала участка практически в каждом сливе струя отбрасывает налево, так что при прохождении основная задача - удержаться у правого берега.

В первое ключевое место - трек на правом повороте - первый катамаран зашел самым левым вариантом, между скалой и последним камнем гряды. Удачно скатившись по треку, обойдя слева полуобливной камень на левом повороте (начало второго ключевого участка) и сместившись вправо перед следующим правым поворотом, судно практически остановилось в мощном косом сливе на правом повороте. Кульминационный третий участок, на котором в каждом сливе сбивает налево, удалось успешно преодолеть, удержавшись у правого берега. Самый большой 2.5-метровый последний слив четко прошли по правой части. Ниже последнего слива относительно спокойный участок длиной около 30 метров, после которого начинается выходная часть второго завала.

Препятствие 33-4 (5С). Порог длиной около 300 м. По всей длине хаотически расположены сливы до 1.5 м. Большое количество подводных, полуобливных и надводных камней. После удачного прохождения второго завала прохождение возможно с ходу без тщательной предварительной проработки линии движения. Практически без перерыва за порогом начинается

Препятствие 34 (5В). Порог длиной около 400 метров. Каскад сливов, навалов на камни, проходы часто узкие (до 3- 4 м). По-прежнему требуется значительное напряжение при прохождении, однако в целом сплав упрощается. В конце участка дорога близко спускается к воде, на правом берегу удобное место для базового лагеря.

Зачалившись непосредственно после 2.5-метрового слива в конце третьей ступени на правый берег, отдышавшись, не вылезая из упоров, уверенно прошли препятствия 33-4 и 34 до чалки у лагеря. На прохождение всего второго завала у первого катамарана ушло около 4.5 часов.

В преп. 33-1 экипаж катамарана-2, учтя все нюансы при прохождении порога катамараном-1, очень точно и грамотно выдержал намеченную линию движения. Уверенно выполнив заходной маневр и удержав судно от разворота перед третьим ключевым местом, катамаран прошел четвертое ключевое место (трек на правом повороте) правым, более мощным вариантом. Проведя тот же участок на заходе в преп.33-2, экипаж очень чисто повторил линию движения первого судна в преп. 33-2. При прохождении преп. 33-3, удачно пройдя два первых ключевых места, экипаж не смог удержать судно у правого берега в последних сливах и в самом большом сливе катамаран засел на центральных камнях. Приложив значительные усилия, команда сняла судно с камней и успешно закончила прохождение.

Съев за ужином половину барана, купленного накануне у пастухов, шумно отметили удачное прохождение группой двух первых, ранее никем по нашим данным не пройденных, завалов Прорыва реки Ойгаинг.

Через 300 метров несложного сплава

Препятствие 35 (Третий завал) (5С). Длина 250 м. В русле нагромождение крупных глыб с узкими проходами, большой перепад. Ключевое место - струя бьет в огромную скалу в середине русла, сразу за ним гребенка из четырех камней, образующих узкие сливы. Ширина правого не превышает 1.5 метра, ширина левого около 2.2-2.5 метра. Для захода в нужный слив необходимо обогнуть центральную скалу справа и в ее тени резко сместиться влево. Маневр не очень сложный, скорости потока относительно невелики.

Оба судна поочередно выполнили маневр, уходя в тень скалы и перемещались в левый слив.

Препятствие 36 (4С). Шивера длиной 250 м.

Препятствие 37 - Четвертый завал. Сложный каскад порогов. Между порогами короткие участки для чалки и страховки. Выделяется шесть характерных участков: 37-1 "Судьба" (6А), 37-2 (6А), 37-3 (6А), 37-4 (5А), 37-5 (6В), 37-6 "Москва-80" (6В) и выходной участок 5А-4С к.с.

Препятствие 37-1(порог "Судьба")(6А). Длина участка 300 м. Большой уклон. Русло сильно зажато большими обломками скал левого берега. На входе несколько метровых сливов, затем косой 1.5-метровый слив с подводной плиты в воротах между правым берегом и надводным камнем в левой трети русла. Через 10 м на коротком 15-метровом участке 3-метровый свал, состоящий из серии мощных сливов. В правой части свала мощные пенные котлы, слева обломок скалы.

Оба судна поочередно прошли шиверу 36 и порог 37-1 после разведки по правому берегу.

Препятствие 37-2 (6А). Длина порога 300 м. Начинается за правым поворотом после п.37-1. Ключевой участок расположен на следующем левом повороте. Здесь на 30-метровом участке река падает на 4 метра. Правая часть русла забита полуобливными камнями. Левая вспарывается надводным камнем, образующим два трехметровых прохода: под левым скальным берегом и в воротах между надводных камней. Заход осложнен грядой обливняков.

Препятствие 37-3 (6А). Длина порога 300 м. Начинается за правым поворотом после п.37-2. В начале порога в правой части русла расположены один за другим два мощных полутораметровых слива с мощными пенными бочками. Далее в сужении реки двухметровый слив, прохождение которого осложнено подводным камнем, после левого поворота мощные валы.

Препятствие 37-4 (5А). Длина порога 400 м. Уклон реки уменьшается. В начале порога в центре русла стоят два скальных обломка, за ними каменный остров. В правой основной протоке большой камень.

Участок от чалки после порога 37-1 до чалки перед порогом 37-5 прошли тандемом после просмотра по правому берегу.

Препятствие 37-5 (6В). Длина порога 350 м. Большой уклон, берега - крутые осыпи и конгломератные склоны. Порог начинается на правом повороте. Можно выделить три ключевых участка. Сразу за поворотом русло загромождено большими обломками скал. Траектория движения сложная: заход справа, затем налево в узкие ворота и снова направо. Следующий участок - 2.5-метровый водопад с мощнейшей пенной бочкой и противотоком за ней. Струя выходит на поверхность только через 5-7 м после слива. Имеется два языка слива, разделенных полуобливной глыбой, - слева прямой и справа косой с поворотом струи налево. Заход в левый язык осложнен надводными камнями. За водопадом некрутой прямой метровый слив в узости и через 30 м еще один слив. Затем 50 м быстротока перед заходной шиверой следующего препятствия, на которых удобно организовать страховку.

Порог проходили поочередно, уходя перед водопадным сливом к левому берегу между небольших полуобливных камней в левой части русла. В водопадный слив заходили по прямой левой части. За правым поворотом - чалка на правый берег.

Препятствие 37-6(порог "Москва-80")(6В). Длина 300 м. Начинается за правым поворотом. Берега - крутая сцементированная осыпь. В пороге 4 ключевых участка. Первый - в русле одна за другой лежат две глыбы, в левых проходах полутораметровые сливы, правые спокойнее, но на выходе навал на обливняки. В конце первого участка навал на зуб в центре реки, слева сброс с плиты высотой 1 м. Далее на левом повороте мощный 1.5-метровый слив с пенной бочкой и через 20 м трехметровая горка, на которой струя мечется между надводными камнями правого берега и подводными зубьями левого.

Порог проходили поочередно, весь заходной участок до небольшого левого поворота в скальном сужении - по левой части струи, затем, смещаясь правее, ныряли в основной слив ближе к правому берегу. До места чалки у подвесного моста в конце п.37-7 сложных мест на реке нет.

Препятствие 37-7 (4С). Длина порога 300 м. Ряд метровых сливов, валы. У разрушенного подвесного моста препятствия четвертого завала кончаются.

Препятствие 38 (4 к.с.). Порог расположен на выходе из левой основной протоки. Метровый слив в воротах с навалом на камни.

Препятствие 39 (4 к.с.). Порог следует сразу за преп.38. Представляет собой крутую горку, заканчивающуюся метровым сливом в котел. На выходе навал на большой камень у левого берега.

Препятствие 40 (4 к.с.). Локальный порог, расположен перед остатками моста. За мостом 400 м спокойной воды до пятого завала.

Пороги 38-40 проходили тандемом без береговой разведки. Чалились на галечную отмель правого берега перед крутым правым поворотом. Слева нагромождение глыб, перегораживающее всю долину. Ходовое время от конца четвертого завала около 25 минут.

Препятствие 41 (Пятый завал) (6С). Длина завала 500 м. Образован обвалившейся горой левого берега. Правый берег - крутая сцементированная осыпь, переходящая в отвесные бомы. Левый берег - осыпь из громадных камней, местами поросшая лесом. Дорога идет по террасе правого берега на высоте 50- 60 м, огибая прорезавший террасу правый приток.

Весь завал можно разделить на две части. Первая, от начала завала до устья правого притока длиной около 250 метров, практически непроходима. Русло сильно завалено крупными камнями, падение очень велико. Выходной слив высотой более 3-х метров по ширине разделен на две части, причем и справа, и слева поток упирается в затычки, уйти от которых невозможно. После этого река собирается одним руслом у пологим водоскатом наваливает на большой камень в центре реки. Далее более спокойный участок около 100 метров и начало второй ступени завала.

Вторая часть длиной около 300 метров на наш взгляд проходима. По сложности линии движения и величине уклона она сравнима с порогами второго завала. Струя разбиваясь на части и собираясь в одно русло преодолевает серию сливов от полутора до двух с половиной метров, мощно наваливает на береговые глыбы и камни в русле, скатывается по обливным плитам, образуя пенные котлы. После основного крутопадающего участка - мощная выходная шивера, в которой река разбивается на протоки, местами мелководные. До места, где возможен спуск с дороги и стоянка, около 400- 500 метров.

Наметив теоретически путь в первой части завала, первый катамаран перечалился на левый берег для детальной разведки. Просмотрев первую часть понизу, иллюзий о возможности прохождения не осталось. Уклон очень велик, проходы между каменными глыбами узки, навалы на затычки в выходной части крайне нежелательны.

Вторая ступень представляется проходимой, однако раздосадованные невозможностью пройти весь завал полностью, мы отказались от крайне тяжелого обноса катамаранов через крупноглыбовую осыпь, поросшую лесом. Перечалившись обратно на правый берег, вытащили суда на дорогу по крутому травянистому склону. Спуск к воде также по крутому травянистому желобу. Лагерь разбили на небольшой террасе у реки. Длина обноса более 1 км. Со склона впереди уже виден правый борт долины Пскема, до которого остается не более 4-5 км. Оставшиеся препятствия сложности не представляют.

Препятствие 42 (4 к.с.). Длина порога 600 м. Камни в русле, сливы 1 м, валы.

Препятствие 43 (4 к.с.). Шивера сразу за правым поворотом после пор.42.

Препятствие 44 (4 к.с.). Расположен перед правым поворотом. Левый берег - скала. В узком русле ряд ворот, за поворотом у правого берега песчаный плес.

Препятствие 45 (4 к.с.). В русле большие камни, сливы 1 м. Проход в правой трети через ворота. На выходе сброс с плиты.

Препятствие 46 (3 к.с.). Шивера за пор.45 в скальном коридоре.

Препятствие 47 (4 к.с.). Шивера-порог с крутыми поворотами и прижимами. В русле крупные камни.

Далее до слияния с правым притоком р.Майдантал и началом р.Пскем существенных препятствий нет. Перед слиянием на правом берегу видны дома ГМС "Майдантал", через реку перекинута навесная переправа.

Препятствия 42-47 прошли без разведки. Ходовое время от пятого завала до устья Ойгаинга 55 минут.

После впадения в р.Пскем характер реки изменился: существенно возрос расход воды, берега в основном стали каньонного типа, в русле навалены крупные обломки скал. Первые три порога Пскема сложности не представляют. Это одиночные камни или группы камней, лежащие в русле и оставляющие достаточно широкие проходы.

Препятствие 4 (4 к.с.). Порог начинается ниже левого притока в 200 м под каменной осыпью левого берега. Состоит из трех ступеней. Первая ступень - русло перегорожено грядой камней, в центре большой камень, проход справа от него. Через 100 м вторая ступень - сливы через обливняки, проход по центру, далее в ворота между крупными глыбами и затем слева от скального обломка. Третья ступень находится на правом повороте. Левый берег - отвесная стена. В русле обливняки, валы.

От устья Майдантала двигались без разведки. Перед одинокой характерной горой на правом берегу (ориентир порога "Штольня") чалились на правый берег на изгибе реки влево. Через кустарник вытащили вещи на дорогу для обноса за пор.5 "Штольня". Ходовое время от устья Ойгаинга до пор.5 более 1 часа.

Препятствие 5(порог"Штольня")(6С). Сложнейший порог р.Пскем. Протяженность около 2 км. Начало за левым поворотом. Долина сужается, поворачивает налево. Река сжата крутыми осыпями, слева вплотную к реке подходит горный массив. Дорога проходит по террасе правого берега на высоте 100 м над водой. Порог начинается разгонной шиверой, мощь которой постепенно нарастает. Ключевой участок расположен на изгибе реки вправо сразу за устьем ручья, впадающего справа. Перепад участка 6- 7 м. В центре русла каменный остров. Основная часть струи, идущая в левую протоку падает каскадом сливов между скальными обломками, наваливая поочередно на правый и затем на левый. Правая протока забита надводными камнями. Далее мощь реки несколько уменьшается, до места чалки на правый берег в районе отвесной левобережной скалы мощная шивера длиной около 900 метров. У скалы слив около 1.5 м и прижим к ней.

Двигаясь тандемом, прошли начальный участок порога и зачалились перед ключевым местом на правый берег сразу за устьем ручья. При прохождении ключевого места первый катамаран неудачно зашел в небольшую, но протяженную по ширине бочку, которая остановила и развернуло судно лагом. Экипаж затратил немало усилий, чтобы в основной слив довернуть судно носом. Выходную часть порога прошли без проблем. Второй катамаран, сделав выводы, четко выдержал намеченную линию движения.

До пор.6 около 30 минут сплава по несложным шиверам.

Препятствие 6 (5С). Длина порога 300 м. Река огибает конус древнего выноса правого притока. Перед устьем притока на правом повороте в русле два пятиметровых скальных обломка. Здесь следует пристать на левый берег для осмотра порога. Порог состоит из мощной шиверы и 50-метрового скального лабиринта.

Оба катамарана заходили по центру, огибали огромную скалу слева и попадали в узкие 1.5-2 метровые ворота между надводными глыбами. Дружными усилиями экипажам удалось пропихнуть суда в эту щель.

На участке от пор.6 до пор.7 несколько мощных шивер, которые преодолевали с ходу, затратив на этот участок около 15 минут.

Препятствие 7 (4С). Длина порога 300 м. После левого изгиба в русле две группы глыб: меньшего размера у правого берега, за ними большего размера в левой части русла, на которые наваливает струя. Между группами глыб река перегорожена грядой обливняков и большим камнем в центре. Разведка возможна с левого берега.

Препятствие 8. Несложный порог длиной 100 м.

Участок от пр.6 до пр.9 шли без разведки, затратив на сплав около 40 минут.

Препятствие 9 (порог "Западня") (5А). Длина 300 м. Расположен после левого поворота. Ключевой участок на правом изгибе. За воротами из двух береговых глыб струя упирается в две глыбы поменьше, вздымается бугром и разбивается на два рукава. Правый перекрыт обливняками, в левом, основном, струя описывая дугу, выносит на стоящий в центре большой продолговатый камень. Четырехметровый проход справа от него.

Оба судна обошли глыбы по левому рукаву, затем ушли направо в ворота между правым берегом и камнем.

Препятствие 10 (4 к.с.). Длина порога 250 м. Начинается перед плавным левым поворотом. Справа на высоте 20 м идет дорога, пробитая в крутых склонах. Состоит из трех рядов ворот, образованных большими камнями. В первом ряду два камня у левого берега и один в центре. Через 30 м еще пара ворот между глыбами правого и левого берегов.

Проходили по центру без разведки. Участок от пор.9 до пор.11 прошли за 15 минут.

Препятствие 11 (порог "Пскемский прорыв") (5А). Длина участка около 3 км. Начинается за автомобильным мостом у кишлака Пскем. Река проходит в глубоком каньоне. Берега - сцементированная осыпь или скальные бомы. У воды встречаются небольшие террасы. В русле обломки скал.

Осмотр начального участка с моста, затем по мере прохождения с обоих берегов. Прорыв кончается с впадением правого притока - речки Чикак у одноименного кишлака. Далее до пор.12 несложные шиверы чередуются с короткими участками быстротока.

Препятствие 12 (4 к.с.). Образован шестиметровыми скальными обломками. Порог проходили в левой трети русла.

Препятствие 13 (4 к.с.). Основная струя в пороге, проходя между грядами камней с обоих берегов, наваливает на надводную плиту, стоящую в русле левее середины. Свал воды налево по треку вокруг плиты. Приставали для осмотра на левый берег.

До правого притока Янги-Янгак несколько несложных шивер.

Препятствие 14 (4 к.с.). Длина порога 1 км. Река течет в конгломератном каньоне. В русле большие скальные обломки, траектория движения с воды не просматривается. Осмотр начального участка с правого берега. Первый участок проходили в левой трети, затем справа. Проходы чистые.

Участок от Пскемского прорыва до пор.15 шли с ходу, затратив около 1.5 часов. Перед пор.15 на прямом участке к левому обрывистому берегу прислонена столбообразная скала, за ней поворот налево. Слева за поворотом большие камни. Чалились за камнями на галечную косу левого берега для осмотра пор.15.

Препятствие 15 (5С). Длина порога 200 м. Расположен за левым поворотом. Правый берег светлый скальный обрыв. Река сжата справа и слева большими глыбами. На заходе ворота из двух полуобливных камней. Затем широкий метровый слив, выносящий на камни правого берега. Проход слева. Далее на правом повороте еще ряд сливов через гряды обливняков.

Препятствие 16 (5С). Локальный порог. Расположен на прямом участке в 150 м ниже пор.15. Представляет собой двухметровый водосброс с пенной бочкой. Справа есть возможность обойти водопадный слив по более пологой горке, заход осложнен надводными камнями.

Пороги 15-16 проходили без промежуточной чалки тандемом после беглого просмотра. Слив п.16 оба судна проходили, ныряя в водопадный слив.

Препятствие 17. Несложный порог длиной 150 м. Расположен через 1 км после пор.16. Камни в русле.

Проходили без разведки по центру реки. Чалились на правый берег перед пор.18. Ходовое время от пор. 16 до пор.18 около 15 минут.

Препятствие 18 ("Тепарский завал") (6С). Длина 500 м. На левом берегу лесистый склон кончается и переходит в скальную стенку. Река уходит в узкую щель под левым берегом. Справа русло сжимают огромные глыбы, перед которыми улов, удобный для зачаливания. Ключевой участок - трехметровая щель на заходе, где река падает через скальные обломки водопадом высотой около 3 метров с сильным боем в левый обломок скалы под сливом и навалом на береговой камень правого берега. Далее 400-метровый участок каньона с метровыми сливами и каменными глыбами в русле. Сложность выходного участка 5С.

Вещи обнесли по верхней тропе в конец каньона. Суда зачалили к началу ключевого участка и обнесли по конгломератным глыбам за водопадный слив. Протяженность обноса вещей - 600 м, судов - 30 м. Оставшуюся часть завала прошли на разгруженных судах.

За завалом препятствия значительно упрощаются. Как правило это отдельные глыбы в русле, несильные прижимы, шиверы. В результате размывания глинистых берегов, вода в реке из голубой и прозрачной стала белесая и мутная.

Через 2.5 часа сплава от пор.18 впали в Чарвакское водохранилище, еще через 30 минут подплыли к достаточно ровной площадке на левом берегу, где и закончили сплав. До поселка Нанай и автомобильного моста через Пскем по дороге не более 1.5 км.

Справочные сведения о путешествии

1. Основная цель похода: наиболее полное прохождение маршрута по рекам Ойгаинг и Пскем.

2. Основные средства достижения цели:

- формирование сильной группы, состоящей из опытных, тактически и технически грамотных туристов, имеющих хорошую спортивную форму;

- тщательная организационная подготовка похода, в том числе адекватный выбор средств сплава, капитальный ремонт катамарана-1 и изготовление катамарана-2;

- серьезная психологическая подготовка команды для совершения первопрохождений;

- жесткий тренировочный сплав по рекам Чон-Кемин и Чаткал, имеющим препятствия, характерные для наиболее сложных мест рр.Ойгаинг и Пскем.

3. Основные выводы:

- Группа готовилась к достижению этого результата все 5 лет после первого посещения р. Ойгаинг, когда и зародилась идея уменьшить количество непройденных препятствий на реке. За спиной остались пороги таких сложных рек, как Язгулем, Кара-Алаха, Аргут, Башкаус, Чулышман.

- Группа проявила свои лучшие качества: единство, сплоченность, целеустремленность в достижении цели, способность тактически и технически грамотно преодолевать сложнейшие препятствия.

- Группа достигла основной цели похода - прошла довольно полно маршрут по рр.Ойгаинг-Пскем, совершив первопрохождение "Первого завала" и "Второго завала" - сложнейших каскадов порогов на реке Ойгаинг. Это событие - третья серьезная веха в покорении р. Ойгаинг (первая - собственно открытие и первопрохождение рр.Ойгаинг-Пскем группой В.Говора (г.Новосибирск) в середине 70-х годов; вторая - довольно полное прохождение рр.Ойгаинг-Пскем группой А.Полянского (г.Москва) в 1980 г. с первопрохождением преп.20-21 и преп.37 ("4 завала")).

4. Замечания к настоящему отчету:

- При описании препятствий на пройденных реках мы использовали классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.с. - 4С, 5А, 5В. Препятствия проще 4С мы не классифицировали, а их сложность в отчете не указана. К подкатегории 6С мы отнесли лишь непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги". Так что часть препятствий, таких как преп.20-21 "Миша"+"Горка", преп.37-5, преп.37-6 "Москва-80", относимых в более ранних отчетах к подкатегории 6С, мы переместили в подкатегорию 6В, хотя они по-прежнему могут украсить любую сложную "шестерку".

- График движения в походе необычайно жесткий. Его ни в коем случае нельзя рекомендовать для группы менее опытной и подготовленной, чем наша. Пройденный нами участок р.Чон-Кемин группе, не ставящей очень серьезных задач для себя, разумно идти 6-8 дней; участок р.Чаткал - 6-8 дней; рр.Ойгаинг-Пскем - 14-16 дней.

- В отчете не описываются способы страховки при прохождении каждого сложного препятствия. Как правило, первый катамаран страховался с берега ниже порога четырьмя спасконцами, а второй катамаран страховался первым с воды. Мы организовывали страховку только на порогах подкатегорий 6В и 6С: р.Чон-Кемин - преп.18 (порог "Ералаш") (6В), преп.24 ("7 каньон") (6В); р.Чаткал - Порог-Водопад в 1 каньоне (6В), преп.31 (порог "Харкуш") (6В); р.Ойгаинг - преп.20-21 (пороги "Миша"+"Горка") (6В), преп.31 ("Первый завал") (6С), преп.33-1 (6С), преп.33-2 (6С), преп.33-3 (6С) (три ступени "Второго завала"), 37-5 (6В), 37-6 (порог "Москва-80") (6В); р.Пскем - преп.5 (порог "Штольня") (6С).

- Схемы в отчете подшиты далеко не самые хорошие, потому что при подготовке отчета это не казалось самым необходимым для него. Скорее всего, мы не правы.

- Надеемся, что наш отчет и имеющийся у группы видеофильм будут полезны всем, жаждущим посетить эти замечательные реки.