13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI

Руководитель группы: Илистанов Р.Р.
Адрес руководителя: г.Уфа ул. Ст. Злобина д.34/1 кв.182

Туристско-спортивный Союз Республики Башкортостан
Туристский клуб "Энергетик" ОАО "Башкирэнерго"

Содержание
7. Итоги похода, замечания к отчету
8. Приложения
     8.1. Картографические материалы.
     8.2. Описание лоции реки Майдантал 1995 года.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: Водный.
Район путешествия: Северный и Западный Тянь-Шань.
Нитка маршрута: Г. Уфа - г. Челябинск (поезд) – г. Бишкек (поезд) - верховья р. Чон-Кемин – сплав по р. Чон-Кемин - до пос. Шабдан-Ата - г. Бишкек (марш. такси) – пос. Кожамкул – сплав по р. Кекемерен – до пор. Тура-Гоин 2 – г. Бишкек (марш. такси)– пос. Кок-Сай – перевал 2900 м. – пеший переход на р. Майдантал – сплав по р. Майдантал – р. Пскем – до пос. Пскем – г. Газалкент – г.Чимкент (марш. такси) -- г. Оренбург (поезд) – г. Уфа (автобус).
Протяжённость маршрута: 252,1 км.
Продолжительность путешествия: С 3 сентября по 8 октября 2003 года.
На активной части маршрута: С 7 сентября по 5 октября.
Средства сплава: Кат 2-х мест, кат 4-х мест, кат одиночка
Категория сложности: Шестая.

1.2 Определяющие препятствия
Потенциально опасными участками на маршруте являются данные пороги, плюс пеший переход через снежный перевал "Майдантал" (3560 метров).

Река Чон-Кемин Порядок прохождения
Порог №13 «Габарит» 3-я ступень К-2
Порог №18 «Каменоломня» К-2-1 – К-4 – К-2-2
Порог №19 «Ералаш» К-2-1 – К-4 – К-2-2 кроме Шилина
Порог №20 «Мельница» К-2 –1 – К-4 – К-2-2
Порог №21 «Баня» К-2-1 – К-4 – К-2-2
Порог №23 «им. Повицкого» К-4 – К-2-1 – К-2-2
Порог №24 «Зелёный» К-4 кроме Игнатьева, Слюнько, Шилина, Искандарова.
Порог №25 «7-й каньон» К-4 те же.
Порог №26 «8-й каньон» К-2 –1 – К-4 – К-2-2
Река Кекемерен
Порог №2 «Прорыв» К-4 – К-2
Порог №3 «Слив» К-4 – К-2
Порог №7 «Лестница» К-4 – К-2 кроме Глазачева.
Порог №9 «Моби-Дик» К-4 – К-2
Порог №14 «Кашкасу» К-4 – К-2
Пороги №15-19 К-4 – К-2
Порог №21 «Тура-Гоин»-2 К-4 кроме Илистанова, Слюнько, Шилина.
Река Майдантал
Порог-завал №1 «Карабулак» Обнос
Порог-прорыв №3 «Когуркентор» К-1, остальные обнос.
Порог №5 К-1, остальные обнос.
Порог №6 К-2, К-4, К-1.
Порог-прорыв №7 «Корумтор» К-1 весь порог, К-2, К-4 – 3-ю ступень.
Порог №11 «Лестница» К-1 весь порог, К-2, К-4 ниж. часть.
Порог-завал №12 К-1 начало порога, К-2, К-4 обнос.
Порог №13 К-2, К-4 – весь порог, К-1 – обнос.
Порог №15 Обнос
Порог №16 «Трёхводопадный» К-2, К-4, К-1.
Порог-завал №23 «Атжайляу» 1-я ступень Обнос
Порог-завал №24 «Атжайляу» 2-я ступень К-2, К-1 – обнос, К-4 прохождение ниж. части (6В), переворот, кроме Игнатьева, Пестова, Слюнько.
Порог №25 К-4 – весь порог. К-2, К-1 – обнос.
Порог-прорыв №27 Обнос.
Порог №28 Обнос.
Порог-завал №29 Обнос.
Порог №31 «Вальс» К-2, К-1 – весь порог, К-4 обнос 20 метр
Порог №32 «Зубастый» К-2, К-4, К-1 – верх.часть. Низ обнос.
Порог №33 Обнос.
Порог-прорыв №37 «Турпакбель» Обнос 1-й ст. К-1 – прошёл 2-ю ст. (6А), К-2, К-4 – ниж. часть.
Порог №41 «Четырёхводопадный» К-2, К-4, К-1.
Порог №43 «Коррида» К-2, К-4, К-1.
Порог-прорыв №44 «Карман» К-1 – весь порог, К-2, К-4 – обнос.
Порог-завал №47 Обнос.
Порог-завал №49 Обнос.
Река Пскем
Порог №5 «Штольня» Обнос
Порог №6 К-2 перенос 2м, К-4 и К-1 обнос 50м.

Итого: 43 порога из них: 5С - 19 шт.
6А - 8 шт.
6В - 7 шт.
6С - 9 шт.
Из них полностью обнесено 10 порогов.

2. СОСТАВ ГРУППЫ

№ п/п Ф.И.О. Максимальный туристский опыт Спорт. разряд Обязанности в группе
1 Илистанов Рафаэль Рашитович р. Жом-Балок – Ока 5к.с. рук. р. Чарын 6 к.с. рук. МС РФ Руководитель кап. кат-2-1
2 Пестов Николай Михайлович р. Снежная 4 к.с. уч. р.Чон-Кемин 5 к.с. уч. КМС Зам. рук.кап. кат-2-2
3 Игнатьев Николай Михайлович р.Чорох 5 к.с. рук. р.Башкаус – Сумульта 5 к.с. рук. МС РФ Кап. кат-4, кат-одиночка
4 Слюнько Вячеслав Алексеевич р.Китой 6 к.с. уч. р.Башкаус – Кадрин 6 к.с. уч. КМС Ремонтник, казначей, кат-4
5 Глазачев Евгений Васильевич Р Башкаус 5 к.с. уч. р. Чон-Кемин 5 к.с. уч. КМС Медик, кап. кат-4
6 Искандаров Руслан Айдарович р. Чон-Кемин 5 к.с. уч. 2 Фото, видео, оператор, кат-2-2, кат-4
7 Шилин Константин Юрьевич Р.Сыгыкта 5 к.с. уч. р. Томпуда 5 к.с. уч. 2 Завхоз, кат 2-1, кат-4
8 Окишев Александр Викторович Р. Жом-Балок – Ока 5 к.с. уч. р. Белая – Кавказ 5 к. с. уч. р. Чарын 6 к.с. уч. КМС Фото, видео,кат-4

3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Тянь-Шань (в переводе с китайского - Небесные горы) горная система в Средней и Центральной Азии, протяженность с запада на восток 2450 км.
Тянь-Шань состоит из горных цепей, вытянутых преимущественно в широтном или субширотном направлении. Весь Тянь-Шань делят на Западный Тянь-Шань, куда входят хребты: Каратау (2176м), Таласский Алатау (4488м), Учамский (4229м), Пекемский (4299м), Чаткальский (4503м) Кураминский (3768м); Северный Тянь-Шань: Чу-Илийские горы, Заилийский Алатау, хр. Киргизский (4875м), Кунгей - Алатау (4771м), Кетмень; Внутренний Тянь-Шань - высокое нагорье, окаймленное на севере хребтами Киргизским и Терскей-Алатау (5280м), на юго-западе Ферганским хребтом (4940м), на юго-востоке самым высоким хребтом Кокшаал-Тау (7439м) с вершинами - пик Победы (7439м) и Хан-Тенгри (6995м); Восточный Тянь-Шань лежит в пределах КНР.
Северный Тянь-Шань, по которому проходило наше путешествие, расположен на стыке двух республик и входит в состав территории Южного Казахстана и северо-восточной части Киргизии. Для высокогорий характерны ледниковые формы рельефа, на склонах ущелий многочисленные осыпи, по днищам долин - накопления мореных отложений. На высоте 3200-3400 м почти повсеместно распространены многолетне мерзлые горные породы. У подножия многих хребтов протягиваются полосы предгорий (местное название - "адыры"), что обуславливает хорошо выраженную ступенчатость поперечного профиля гор.
Климатические условия в районе путешествия весьма неоднородны (см. график движения). Режим и кол-во осадков, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра в большей части обусловлены высотой местности и формами рельефа. Климатические условия в высокогорных районах сходны с климатом, свойственным умеренному поясу. Средняя температура июля +20-25°С. Понижение температуры начинается уже в августе, переход от положительной температуры к отрицательной на высоте более 3000 м начинается в первых числах октября, на высоте 2500 м в конце октября, а ниже 2000 м в первой декаде ноября.
Наибольшие запасы снега концентрируются на северных и западных склонах гор. У подножий хребтов снег обычно лежит 2-3 месяца, в среднегорье - 6-7 месяцев. Наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах хребтов, благоприятно ориентированных и открытых к влагоносным воздушным потокам. Устойчивый снежный покров устанавливается в ноябре. Сходит снег в апреле, наибольший паводок в апреле-мае.
Сухость и континентальность климата обуславливают преобладание на Тянь-Шане горных степей и полупустынь. На Северном Тянь-Шане ярко выражена вертикальная поясность растительности. По берегам рек в основном кустарники шиповника, облепихи, жимолости, барбариса, ивняка, встречаются береза, осина. Выше начинается хвойный лес - тянь-шаньская ель и пихта. Еще выше располагаются субальпийские и альпийские луга богатые разнотравьем, где и располагаются в основном местные сенокосные угодья. Далее до высоты 3200м Тянь-Шань покрывают степи, основу растительности там составляют: полынь, типчак, ковыль, житняк, чия, карагана.
Животный мир также разнообразен, здесь встречаются: горный козел, кабан, барсук, зайцы, полевые мыши - пищухи, суслики. Из насекомых обращают на себя внимание большое количество пауков самых разнообразных мастей, четыре раза видели змей.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

4.1. Выбор маршрута
Как известно перед распадом СССР Тянь-Шань был очень популярен среди туристов-водников, совершавших походы высшей категории сложности. Это происходило по нескольким причинам:
1. В молодых горах Тянь-Шаня (по сравнению с Алтаем или Саянами) более бурные и своенравные реки.
2. Преобладание ледникового питания, способствует плавному сезонному изменению уровня воды.
3. Вдоль основных сплавных рек проходят автодороги.
4. Более тёплый климат, особенно это заметно в осеннее время.
Затем наступила эпоха "парада национальных суверенитетов" народов населявших великие просторы нашей многонациональной Родины. Это привело к тому, что эти замечательные с туристской точки зрения районы по большому счёту "выпали" из арсенала обитания российского туриста, из-за беспредела творимого некоторыми чиновниками и государственными служащими на территории вновь образовавшихся независимых государств. Но постепенно эта спесь проходит, ведь туризм выгоден - многие небольшие государства в мире, живут за счёт прибыли приносимой этим видом бизнеса. Тем более что простому народу издержки "парада суверенитетов" никогда и не были присущи.
В последние годы особенно популярны стали маршруты-связки, где за один срок похода ограниченный отпуском (обычно около одного календарного месяца), проходятся несколько рек и охватываются достаточно обширные районы. Учитывая итоги чемпионатов России последних лет, в частности 1995 года, где победила связка рек Чон-Кемин - Чаткал - Ойгаинг - Пскем, и 2000 года Чон-Кемин - Кекемерен - Нарын. Ознакомившись с отчётами по данным маршрутам, мы решили предложить свой вариант, который до нас ещё никто так не проходил: Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем. Тем более, что в прошлом году группу под руководством Илистанова не выпустили на Майдантал - Пскем, из-за нехватки опыта. Пришлось набираться этого опыта на реке Чон-Кемин в сентябре 2002 года, прошли по воде чуть ниже средней. Поэтому хотелось вернуться и сравнить препятствия по более высокой воде, а также отдать долги порогам "Габарит" и "Зелёный", которые обнесли. Не переставал притягивать к себе легендарный Майдантал - почему же люди ходят туда по три раза. Все участники группы первый раз увидели Кекемерен, Майдантал, Пскем, некоторые впервые побывали в Киргизии и Узбекистане.
При организации путешествия следует помнить, что республики Средней Азии - самостоятельные государства, со своей валютой, своими правилами пребывания в столицах. В Бишкеке в вечернее время местная милиция требовала у нас наличия отметки о регистрации временного пребывания в городе, все члены группы были подвергнуты тщательному досмотру. Проблема валюты решается проще - в городах доллары и рубли охотно меняют на местные тенге, сомы, сумы.
Также следует помнить, что почти весь сплавной участок р. Чон-Кемин находится на территории Национального заповедника республики Кыргызстан. Получить разрешение на посещение заповедника и уплатить регистрационный сбор, можно по дороге вдоль реки на кордоне у лесника (разрешение стоит 50 сом с одного человека), или в дирекции заповедника в пос. Шабдан-Ата (Новороссийка). Река Пскем тоже находится на территории Национального парка только республики Узбекистан, правда денег за посещение с нас не брали.
Для сплава были выбраны проверенные средства; катамаран четвёрка производства фирмы "Серебряный пик" и два катамарана двойка типа "Дельфин" той же фирмы и "Верблюд", который шили самостоятельно. С собой брали дюралевые и деревянные каркасы.

4.2. Заброска на маршрут
Заброску начинали с ж/д вокзала г. Уфы, вечером 3 сентября в 22 час. 46 мин. (по моск. врем.) уезжали на проходящем поезде №216 в г.Челябинск. Отсюда у нас были билеты на прицепной вагон Челябинск - Бишкек, погуляв несколько часов на вокзале города Челябинска, в 12 час. 55 мин. (моск. врем.) загрузились в вагон. В городе Курган, через 4 часа после прибытия, нас подцепили к поезду №206 Екатеринбург - Бишкек.
Поезд в пути 55 часов. 6 сентября прибыв около 10 часов вечера по местному времени в Бишкек, нас встретил хороший знакомый Воронин Сергей и на автомашине УАЗ (буханка), отвёз к себе домой. О цене на автоуслуги договорится не удалось, поэтому с утра отправились на автовокзал и на Ошский рынок искать транспорт. Через 4 часа поисков договорились с водителем микроавтобуса "Мерседес", за приемлемую цену доехать до ручья Джинды-Суу на реке Чон-Кемин. Поздно вечером были на реке.
Используя офис фирмы "Горизон травел", как базовый лагерь регулярно возвращались и уезжали оттуда, оставляя там лишнее снаряжение. На реки Кекемерен и Майдантал также забрасывались через Ошский рынок города Бишкек.

4.3 Выход с маршрута
В посёлке Пскем, около автомобильного моста, где мы остановились есть пост и шлагбаум с будкой в которой нас ждали два инспектора Угам-Чаткальского национального парка. Встретив нас, один из инспекторов с руководителем группы отправились в местное отделение милиции. Начальник отделения майор милиции, объяснил ситуацию достаточно просто, мы разбираем свои катамараны, всё несём к ним в здание, там ночуем, а утром на автобусе едем в город Газалкент. Через 35 км. в Карабулаке нас бы всё равно тормознули пограничники и на него (майора) написали бы "донос", что он де зря ест свой хлеб. Из всего этого делаем логичный вывод: из Пскема в Газалкент каждый день около 7 часов утра ходит рейсовый автобус. На обратном пути к реке встретили грузовой УАЗик с солдатами- пограничниками, возвращавшимися в часть из рейда. Молодой лейтенант оказался шустрым парнем, девять солдат быстренько помогли собрать наши суда и рюкзаки, загрузили всё это вместе с нами в кузов и повезли нас в часть в посёлок Чарвак. В 10 часов вечера мы уже были в части, до часу ночи оформляли всевозможные протоколы, проводили досмотр, конфисковали: фотоплёнки, видеокассеты, GPS, описание реки (лоцию), карты-схемы, тетрадку с записями данных о маршруте. Затем отвели в столовую, напоили чаем. Ночевали в санчасти в двухместных номерах.
Утром на том же УАЗике отвезли в город Газалкент, в Бостанский районный УВД милиции, передали с рук на руки начальнику отдела по борьбе с терроризмом (сейчас в каждом крупном УВД есть такой отдел). Он распорядился поселить нас в спортзале и отпустил гулять, так как выходной день и прокурора нет в городе. Достопримечательностей в городе Газалкенте мало, так что мы весь вечер под присмотром милиции бурно отмечали окончание маршрута. Утром подписав очередные протоколы, сумели договориться с начальником отдела терроризма и вернули почти все конфискованные вещи, кроме тетрадки с записями и пары карт-схем. Затем нас загрузили в комфортабельный микроавтобус "Мерседес" и повезли на пограничный переход Черняевка.
Граница - вещь серьёзная и про неё всё не расскажешь, тем более Узбекистан - Казахстан. В итоге через 5 часов, заплатив всего-то 250$ мы оказались в Казахстане. На маршрутном такси за 2 часа доехали до города Чимкент, прямо на ж/д вокзал. Билеты без проблем на поезд №17 Бишкек - Москва до Соль-Илецка, через пол-часа уже сидели в поезде.
Из Соль-Илецка до Оренбурга на рейсовом автобусе. Из Оренбурга до Уфы также на междугороднем автобусе.

4.4. Смета расходов
2003 год, сентябрь
1 руб. = 4,75 тенге.
1 руб = 1,38 сом.
1$ = 30 руб. 82 коп.

Статьи расходов на 1 человека на 6 человек
1. Г. Уфа – г. Челябинск (поезд) 197 руб 30к. 1381 руб.10 к.
2. Г. Челябинск – г. Бишкек (поезд) 1327 руб. 30 к. 9291 руб. 10 к
3. Постель 40 руб. 280 руб.
4. Г.Бишкек – верховья р.Чон-Кемин (авто) 428 сом. 3000 сом.
5. Заповедник (пропуск) 60 сом. 420 сом.
6. Пос. Шабдан-Ата – пос.Чон-Кемин (авто) 35 сом. 245 сом.
7. Пос.Чон-Кемин – г.Бишкек (авто) 71,5 сом 500 сом
8. Г. Бишкек – пос.Кожамкул (авто) 400 сом 2800 сом
9. Порог «Тура-Гоин»-2 – г.Бишкек (авто) 300 сом 2100 сом
10. Г.Бишкек – пос.Кок-Сай – перевал 2900 м. (авто) 1100 сом 7700 сом
11. Г.Газалкент – пос.Черняевка (авто) 714,3 сум. 5000 сум.
12. Переход границы Узбекистан – Казахстан 35,8$ 250$
13. Пос.Черняевка – г.Чимкент (авто) 142 руб. 80к. 1000 руб.
14. Г.Чимкент – г.Соль-Илецк (поезд) 3073 тенге. 21511 тенге.
15. Постель 188 тенге. 1316 тенге.
16. Г.Соль-Илецк – г.Оренбург (автобус) 50 руб. 350 руб.
17. Г.Оренбург – г.Уфа (автобус) 278 руб. 70 к. 1950 руб.90 к.
18. Багаж 68 руб. 70 к. 480 руб. 90 к.
19. Продукты 900 руб. 5400 руб.
20. Аптечка 113,33 руб. 680 руб.
21. Фото, видео материалы, отчёт 366,66 руб. 2200 руб.
22. Покупка продуктов в пути 500 руб. 3000 руб.
23. Ремнабор 71 руб. 40 к 500 руб.
ИТОГО: 9124 руб. 63868 руб.

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

д н и Дата Участок пути Км Способ передви-жения Характер пути, препятствия Мет. усл. Приме-чания
1 03.09 Г. Уфа - г. Челябинск поезд
2-4 04-06.09 Г. Челябинск – г. Бишкек поезд
5 07.09 Г.Бишкек – руч.Джинды-Суу 210 авто-машина
6 08.09 Руч. Джинды-Суу – пор. «Дюресу» 14 сплав Пор. Габарит, Вяхирь, Дрозд Обл. стапель
7 09.09 Пор. «Дюресу» -- пор. «Ералаш» 12,6 3,5 сплав пешком Пор. Дюресу, Бузулгансай, Каменоломня Обл. Обнос вещей за пор. Баня. ремонт К-2-1
8 10.09 Пор. «Ералаш» -- пор. «Зелёный» 8,5 сплав Пор. Ералаш, Мельница, Баня, им. Повицкого Ясно
9 11.09 Обнос рюкзаков, К-2-1, К-2-2 Пор. «Зелёный» -- пос. Тегерменты 7 20 пешком сплав Пор. «Зелёный», 8-й каньон Обл. крат. дожд «Зелёный» прошёл только К-4
10 12.09 Пос. Тегерменты – пос. Шабдан-Ата Отъезд в г.Бишкек Г.Бишкек – пос. Кожамкул 10 сплав Шиверы, разбои, перекаты Обл.
11 13.09 Пос. Кожамкул – пор. «Прорыв» 2,4 Сплав Шиверы Обл., дождь Стапель, посещение музея Кожамкула
12 14.09 Пор. «Прорыв» -- руч. Кичи-Бообек 10 Сплав Пор. Прорыв,Слив, Мост, Ихтиозавр, Лестница Обл.
13 15.09 Руч. Кичи-Бообек – пор. №17 18 Сплав Пор. Моби-Дик, Кашкасу, №15,16 Обл. Дождь
14 16.09 Пор. №17 – пор. «Тура-Гоин»-2 Отъезд в г.Бишкек 5,6 сплав Пор. №17,18,19, Тура-Гоин 1, Тура-Гоин 2 Обл. дождь
15 17.09 Днёвка в г.Бишкек Ясно Закуп продуктов
16 18.09 Переезд на р. Майдантал 430 авто Ясно
17 19.09 Пеший переход под перевал 2900 м. 3 Пешком Тропа Ясно
18 20.09 Перевал 2900 м. – вверх по руч. Ара-Бийик 10 Пешком Тропа, автодорога Обл.
19 21.09 Переход под перевал «Майдантал» 10 Пешком Грунтовая автодорога Обл.
20 22.09 Перевал «Майдантал» -- озеро ниже перевала 7 пешком Грунтовая автодорога, тропа Обл.
21 23.09 Озеро – р. Майдантал ниже завала «Карабулак» 15 пешком Тропа, брод на лев. Берег Обл.
22 24.09 Днёвка Стапель
23 25.09 Завал «Карабулак» -- прорыв «Когуркентор» 10,5 сплав Перекаты, шиверы, Когуркентор Ясно Малая вода, частичная проводка К-2 и К-4
24 26.09 Прорыв «Когуркентор» -- р. Аютор 12 сплав   Ясно
25 27.09 Р. Аютор – пор. «Трёхводопадный» 7 сплав Ясно
26 28.09 Пор. «Трёх-водопадный» -- руч. Атжайляу 4 сплав Ясно
27 29.09 Руч. Атжайляу – руч. Турпакбель 2 сплав Ясно
28 30.09 Руч. Турпакбель – пор № 6 сплав Ясно
29 01.10 Пор. № 6 сплав Ясно
30 02.10 ГМС «Майдантал» -- пор. «Штольня» Обнос К-1 и К-2 16 4 Сплав пешком Ясно
31 03.10 Пор. «Штольня» -- руч. Анаульгенсай Обнос К-4 8 4 Сплав пешком Ясно
32 04.10 Руч. Анаульгенсай – пос. Пскем 16 сплав Обл. дождь

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

6.1 Река Чон-Кемин
Река Чон-Кемин (Большой Кемин) образуется от слияния рек Ак-суу и Челек, вытекающего из ледникового озера Челек-Коль (Джасыль-Куль 3427 м.) в пределах Кемин-Челекского горного узла. Основным источником питания являются ледники и вечные снега, которые находятся на водораздельной полосе хребтов Терскей, Кунгей и Заилийский Алатау.
Средний уклон реки 14 м/км.
Реку Чон-Кемин условно разбивают на 4 участка:
1. Р.Ак-Суу - каньон №2 (ущелье Джинды-Суу) длина 43 км., средний уклон 16 м/км. Основные препятствия разбои, несложные пороги.
2. Каньон №2 - каньон №5 длина 31 км., средний уклон 15 м/км. Основные препятствия порог "Габарит" (5С), и ещё несколько дискретных порогов с мощными шиверами между ними.
3. Каньоны №5, №6, №7, №8, длина 13 км., средний уклон 18 м/км. Самый сложный участок на нём расположены основные препятствия пороги "Каменоломня" (5С), "Ералаш" (6А), "Мельница" (5С), "Баня" (5С), "им. Повицкого" (5С), "Зелёный" (6В), 7-й каньон (5С), 8-й каньон (5С).
4. Каньон №8 - р. Чу - пос. Быстровка длина 60 км., средний уклон 8 м/км. Основные препятствия разбои, шиверы перекаты проходится сходу.
В верховья р.Чон-Кемин из г. Бишкек ехать по хорошей асфальтовой дороге около 130 км. до посёлка Шабдан-Ата (Новороссийка), родина нынешнего президента Кыргызстана - А. Акаева, далее около 80 км до притока Джинды-Суу по грунтовой дороге. На Ошском рынке по опыту прошлого года нашли транспорт. Желающих отвезти нас на реку было как всегда много, договорившись с одним из водителей на автомобиле "Мерседес" (микроавтобус), за 2500 сом на 210 км., в 14.00 выехали к месту назначения. По дороге заехали домой к водителю.
Проехав удачно все милицейские посты в заповеднике нас тормознули и собрали по 50 сом с человека за въезд. Проехав 210 км в 21.00 час. остановились на горе перед спуском к ручью Джинды-Суу. Расчитавшись с водителем спустились вниз, встали лагерем за притоком на поляне.

8 сентября

Подъем в 6.00 час. Облачно, но тепло. Позавтракав, начали сборку судов. К обеду закончили стапель. Обед в 13час. 30 мин. Разведали порог "Габарит".
Препятствие 13. Порог "Габарит" (5С).
Длина около 500 метров. Просмотр по левому берегу. Условно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30-40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джинды-Суу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.
По результатам разведки решаем проходить порог только на К-2-1 экипажем Илистанов - Пестов. Порог проходили раздельно, зачалившись после 1-й ступени на лев берег, просмотрели основную 2-ю ступень, затем траверсировали струю под правый берег и спрыгнули с неё (фото №4), 3-ю ступень прошли по центру (фото №5). Остальные суда и рюкзаки спустили к устью притока, после успешного прохождения К-2-1, третью ступень порога преодолели и оставшиеся экипажи.
Далее двигались в походном порядке К-2-1, К-4, К-2-2.
Шиверистый участок между порогами №13 и №14 шли сходу без просмотра.

Препятствие 14. Порог "Дрозд".
Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р. Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен. Можно идти с ходу.

Препятствие 15. Порог "Вяхирь".
Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300-400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп.15 можно идти с ходу.
Пороги "Дрозд" и "Вяхирь" прошли без разведки со взаимостраховкой с воды.
Между старым и новым мостами расположен несложный порог длиной 200 м. От нового моста до 5 каньона около 8 км. На первых 500 м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном левом повороте реки после острова в русле открывается долина р. Дюресу и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.
В 19.10 зачалились на правом берегу перед порогом "Дюресу".

9 сентября
Препятствие 16. Порог "Дюресу" или "5 каньон" (5В).
Длина около 1,6 км от впадения последнего рукава р. Дюресу. Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1-1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.
Позавтракав, прошли порог без разведки в походном порядке.
После порога №16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река ещё 6 км. петляет среди островов.
Через 40 мин. сплава зачалились перед порогом Бузулгансай. Пошли в гости к чабану Петру с которым познакомились в прошлом году, но к сожалению его в этом году здесь не было. Передав привезённые приветы, испив национальный напиток айран, вернулись к катамаранам. На К-2-1 обнаружили дыру, пришлось клеиться. В 12.45 пошли дальше.

Препятствие 17. Шиверисто-порожистый участок у пос. Бузулгансай (5А).
Перед поселком видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, кончающаяся за правым поворотом реки сливом. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера-порог, кончающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева.
Порог проходили без разведки в походном порядке, сначала К-2-1, затем К-4 и К-2-2 со взаимостраховкой с воды.
Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3-4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.
До 6 каньона ходовое время составило 20 мин.

Препятствие 18. Порог "Каменоломня" (5С).
Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега. Метров через 20 после прижима начинается шивера длиной 250-300 м. В конце этой шиверы после отвесной скалы правого берега нужно зачалиться в устье безымянного правого притока правого берега и просмотреть преп. 19.
Зачалившись под елями, разгрузили катамараны, пообедали, разведали основную часть порога. Поставили страховку и фотосъёмку в середине порога. Первым пошёл экипаж К-2-1, заходя под левым берегом, затем в центр, затем опять влево под скалу (фото №6), потом вправо и в центр, чалка на отмели правого берега в конце порога. К-4 и К-2-2 прошли аналогичным путём (фото №7, №8).
Через 5 мин. сплава, зачалились в устье ручья перед порогом № 19 "Ералаш". Катамараны и сплавные вещи спрятали в кустах. Вернулись к рюкзакам оставленным в начале порога. Вещи отнесли сразу в конец каньона, за препятствие 21, на прошлогоднее место стоянки, ходовое время пешки 1 час.

10 сентября. День рождения руководителя.

Утром после завтрака отправились на прохождение препятствий 6-го каньона. По пути наверх провели разведку порогов.

Препятствие 19. Порог "Ералаш" (6А)
Длина около 300 м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река не сразу успокаивается до следующего левого поворота через 300м.
Выставив страховку, фото, видеосъёмку, первым прохождение начал экипаж К-2-1, вместо Шилина - Пестов. Страховка и съёмка в середине порога и ближе к концу после обливной плиты. К-2-1 начал на входе ближе к левому берегу, далее удачно уйдя от прижима к правой скале, во второй ступени чётко сманеврировал к левому берегу, пройдя вдоль него, ушёл на правом повороте к правому берегу. Подводную плиту обходили с левой стороны, далее ближе к левому берегу до конца порога (фото №9). Чалка на правом берегу.
К-4 прошёл порог аналогично (фото №10, №11). Чалка рядом с К-2-1.
К-2-2 в 3-й ступени перед обливной плитой немного застрял в небольшой бочке, выйдя из неё, чуть-чуть отдохнул в суводи на левом берегу и удачно закончил прохождение порога (фото №12).

Препятствие 20. Порог "Мельница" (5С).
Длина порога 350-400м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50 м. На очередном правом повороте начинается преп.21.
Порог после утреннего просмотра проходили в походном порядке со взаимостраховкой, интервал 40 м, шли вдоль правого берега, после основного слива на правом вираже в центр.

Препятствие 21. Порог "Баня" (5С).
В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.
Порог проходили без разведки по струе.
Чалка на правом берегу, обед в лагере.

Препятствие 22. Порог "Ворота".
Очень короткий порог, образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет.
Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.

Препятствие 23. Порог "им. Повицкого" (5С).
Длина 500 м. Просмотр с правого берега. Порог начинается шиверой, а примерно через 300 метров кульминационный слив через всё русло, между камнями. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается.
На правом берегу над порогом находится памятник В. Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979 г.
От лагеря до порога "Повицкого" ч.х.в. составило 10 мин. Разведка и обнос вещей в район памятника по правому берегу. Страховка на берегу внизу от памятника, фото, видео съёмка сверху над кульминационной частью порога. Первым пошёл К-4, на входной шивере пройдя по центру, в кульминацию зашли ближе к правому берегу (фото № 13), далее по струе до конца порога (фото № 14). Экипажи К-2-1 и К-2-2 проходили порог тандемом в кульминационной части заходили под левым берегом, далее по струе до конца порога. Чалка на правом берегу под памятником.
Привязав вещи продолжили сплав, до каньона №7 "Зелёный", препятствий нет, ч.х.в. 30 мин.
7-й каньон.
Длина 2.5-3 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной первой трети каньона по нижней полке правого берега.

Препятствие 24. Порог "Зеленый" (6В), (фото № 15, №16).
Длина с заходной частью 400-500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп. 24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегородившую всё русло. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается сильным навалом на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с прижимом на скалы левого берега и мощным 2-х метровым водопадом. Чер width=td valign=/tdbr /ез 20-30 метров ещё один скальный обломок делит русло на два потока, как в правом так и в левом хватает сливов, бочек и камней. Порог заканчивается выходом скальных бомов по обоим берегам к реке.

Препятствие 25. 7-й каньон (5С).
Длина около 2 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу, которая эмоционально воспринимается скорее как доплыв до спокойного места после преп.24.
Вечером обсуждаем варианты прохождения порога "Зелёный".
Отмечаем день рождения руководителя.

11 сентября

Утром обнесли катамараны К-2-1 и К-2-2 за каньон №7.
Обнос вещей за каньон занял 1 час 10 мин.
Тяжелый тягучий подъём до автодороги, затем по дороге до озера с правой стороны, в конце озера от дороги, влево уходит широкая скотогонная тропа, вдоль сухого русла ручья, она спускается к большой кошаре. Далее пересекая поляну прямо по курсу, выходим на широкую дорогу, спускающуюся к реке. Внизу есть родник.
Экипаж К-4 в составе Илистанов, Пестов, Окишев, Глазачев и группа страховки отправились на покорение "Зелёного". Страховка спасконцами ниже первой гряды, под водопадом и в конце порога перед скальным бомом. Страховка с К-2-1 в конце каньона. В 13 час. 15 мин. К-4 стартовал, легко пройдя первую гряду порога (фото №17, №18), на следующей продолжительной горке в одной из бочек катамаран резко бросило вправо, все усилия экипажа уйти влево были напрасны. В итоге К-4 носом воткнулся в скальный обломок в правой части русла, корму сильно притопило, но левый борт на зацепе сумел вытащить судно из критической ситуации. На следующем крутом правом вираже катамаран практически прижало к берегу, пришлось зачалиться (фото №19). Обнос водопада составил около 50 метров. Далее без проблем закончили прохождение порога и без промежуточной чалки вошли в каньон.
7-й каньон проходили без разведки, в результате на первом же препятствии, где реку перегородили два огромных скальных обломка (побоялись идти между правым скальным берегом и одним из камней), пытаясь проскочить между ними, катамаран расклинило. Экипажу пришлось немало потрудится, чтобы выбраться из этой ситуации. Далее особых проблем не было. Закончили прохождение в 15.00 час.
После обеда продолжили сплав.

Препятствие 26. 8-й каньон" (5С).
Длина порога 1,5 км, с входной шиверой препятствие имеет длину 2 км. Ярко выраженного каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.
Через 10 мин. сплава вошли в каньон №8, так как в прошлом году этот порог прошли без разведки, то и в этом утруждать себя не стали. Шли по струе в походном порядке, с промежуточными чалками, подстраховывая первым судном - следующее. К-2-2 один раз чалился для подкачки.
После препятствия 26 - шивера средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу.
За 3-4 км перед пос. Тегерменты река успокаивается, в русле появляются острова, протоки.
Чистое ходовое время сплава от 7-го каньона до места ночевки на одном из многочисленных островов перед пос. Тегерменты, составило 1 час 55 мин .

12 сентября

Уклон реки менее 7 - 9 м/км., от 8-го до 9-го каньона около 50 км.
9-й каньон. Нижне-Кеминское ущелье.
Длина около 8 км, уклон 8-10 м/км. В каньоне несложные прижимы, шиверы, отдельно стоящие камни. Заканчивается он при впадении р.Чон-Кемин в р.Чу.
Длина реки Чу от устья р.Чон-Кемин до плотины перед Быстровкой около 35 км, уклон около 6м/км. Расход воды приблизительно в 2 раза больше, чем в устье р. Чон-Кемин. Много резких поворотов реки. Река Чу течет в Боамском ущелье ещё около 4 км. В 1км ниже устья р.Чон-Кемин через Чу перекинут мост ("Семеновский"), а еще через 150 м короткий порог.

Препятствие 27. Порог "Семеновский".
Длина 80 м, перепад 3 м. Расположен на небольшом правом повороте реки. Просмотр вдоль левого берега. В пороге бочки и валы. Проходить лучше вдоль левого берега. Порог можно идти с ходу.

13 сентября

Утром продолжаем сплав. Через 1 час. Чалимся за автомобильным мостом в пос. Шабдан-Ата. Разбираем катамараны, заходим в магазин, покупаем пиво, договариваемся с автобусом доехать до посёлка Чон-Кемин. В 13.00 час. выехали. В посёлке Быстровка (Чон-Кемин) пообедали в придорожном кафе, затем на маршрутном такси уехали в город Бишкек, до Ошского рынка. Через 1 час поисков автотранспорта, мы уже сидели в УАЗике знакомого водителя Жоры.
Участник похода Окишев А. собиравшийся идти вместе с нами на Кекемерен отказался, сославшись на медовый месяц после свадьбы и необходимость быть на работе 21 сентября. Всвязи с этим решили на Кекемерен идти на двух судах К-2 и К-4.
Заехали в турфирму "Горизон травел" к нашему хорошему знакомому Воронину Сергею, оставили у него лишний катамаран и другое снаряжение. В 19.30 выехали в посёлок Кожамкул (8-е Марта).

6.2 Река Кекемерен
Реку Кекемерен, образующуюся от слияния рек Западный Каракол и Суусамыр можно условно разбить на несколько участков.
1. Начальный участок - от слияния р. р. Западный Каракол и Суусамыр до "Верхнего ущелья". Простой участок, длина около 6 км.
2. "Верхнее ущелье" -- начинается от порога "Прорыв" (5С), затем пороги "Слив" (5С), "Мост" (5В), "Ихтиозавр" (5А), "Лестница" 6(В), длина около 5 км., уклон 18 м/км.
3. Простой участок реки длиной 6-7 км.
4. "Первый каньон" -- препятствия 8 и 9-"Моби-Дик" (5С). Длина около 1 км.
5. Участок реки длиной 16 км., с уклоном 4,7 м/км. На нем находятся три препятствия 10, 11, 12 и посёлок Кызыл-Ой.
6. "Второй каньон" -- длина около 5 км., уклон до 16 м/км. Основные препятствия - порог "Кашкасу" (5С) и непрерывный участок порогов 15-19 (5С).
7. Несложный участок реки длиной 2 км.
8. "Третий каньон" -- длина около 4 км., уклон до 19 м/км. Начинается с правого притока Тура-Гоин, здесь находятся пороги "Тура-Гоин"-1 (5В) и "Тура-Гоин"-2 (6В).
9. Простой участок реки длиной 45 км., уклон 4.7 м/км. Имеются два не очень сложных препятствия, здесь же находятся посёлки Арал и Орнок.
10. "Нижнее ущелье" (Четвёртый каньон) - общей длиной 35-37 км. из них каскад порогов около 25 км. Самые сложные - два безымянных препятствия (5В) и (5С).
По дороге поужинали в придорожном кафе, без проблем проехали через тоннель перевала Тюзашу. Около 12 часов ночи Жора выгрузил нас на маленькой полянке ниже посёлка Кожамкул (8-е Марта).
С утра занялись строительством судов, к обеду всё было готово. После обеда пошли в музей посёлка, где послушали интересную легенду о силаче Кожамкуле в честь которого теперь назван посёлок (фото №20, №21). В 17.30 отчалили от берега. Экипажи судов претерпели некоторые изменения, на К-2: Илистанов - Пестов, на К-4: Игнатьев, Слюнько, Глазачев, Искандаров, Шилин. Походный порядок следования установили К-2 - К-4.
Через 1 км после поселка "8 Марта" река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300 м правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на левом берегу на высоте 6-10 м.

Препятствие 1.
Довольно бурный, но несложный порог. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10-15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается перед преп.2.
Порог прошли, просмотрев небольшую входную часть по правому берегу. После порога зачалились на левом берегу. Катамараны спрятали под береговыми деревьями около дороги, с рюкзаками пошли ниже порога "Прорыв", где река делает небольшой подковообразный изгиб, там и установили лагерь.

Препятствие 2. Порог "Прорыв" (5С).
Порог "Прорыв" - одно из наиболее серьезных препятствий Кекемерена. Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12-15 м. Вода скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Напротив на дороге стоит километровый столб. Ниже на левом берегу выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня. После этого кульминационного места следует километровый участок "шиверы-порога", представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями. "Шивера-порог" переходит без перерыва в преп.3.

14 сентября

Утром выставили страховку в районе лагеря. Первым пошёл К-4, на заходе в порог придерживались струи у правого берега, затем после первой гряды камней смещались в центр. На правом повороте смещались чуть ближе к правому берегу, а в конце порога опять в центр. Чалка к левому берегу. Экипаж К-2 на заходе шёл вдоль левого берега, а после первой гряды камней в центр и далее по струе до конца порога. Чалка на левом берегу.
Загрузив вещи продолжили сплав.
После просмотра ''шиверы-порога" между преп.2 и преп.3 шли всей группой одновременно ближе к правому берегу. Чалка к правому берегу.

Препятствие 3. Порог "Слив" (5С).
Один из наиболее серьезных порогов Кекемерена. На протяжении 200 м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2-х м. В последнем сливе вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощнейший пенный котел. Прыжок через центр слива представляется весьма опасным по большой воде, а для небольших судов и в малую воду. Имеется струя в левой части слива, которая обходит этот котел, однако попасть в нее очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру
мешают полуобливные камни. В нашу воду более простой вариант вдоль правого берега.
Проходили наиболее безопасным правым вариантом. Сначала К-4, затем К-2, страховка, фото, видеосъёмка также с правого берега (фото №22, №23).

Препятствие 4. Порог (5В).
Представляет собой участок реки длиной около 800 м от конца преп.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо засоренной камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу. Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу правого берега. За прижимом через 50-70 м река проходит 1,5 м слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валуны. После преп. 4 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога "Мост".
Проходили в основном по струе, избегая навалов на скалы и камни. Чалка к левому берегу в 30 м. выше моста.
Длина участка от моста до порога "Моби-Дик" 11 км, уклон 15 м/км.

Препятствие 5. Порог "Мост" (5В).
Порог начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.
Катамараны разгрузили, вещи отнесли в конец порога. Проходили первую половину порога под мостом по центру, затем вдоль правого берега, вторую половину через сливы в правой части русла (фото №24). Страховка ниже порога с правого берега.

Препятствие 6. Порог "Ихтиозавр" (5А).
Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300 м шиверы после порога "Мост". Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходима только левая протока. Правая дробится скалами и валунами, в левой сливы и навалы на камни.
После обеда отнесли рюкзаки за порог "Лестница". Проходили порог левой протокой без страховки ниже порога. Он довольно несложный.
Далее сразу прошли участок реки до порога "Лестница"- с мощными валами,
сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог "Ихтиозавр". Река проходит через левый, а затем правый повороты.
Перед следующим левым поворотом мы зачалились к правому берегу.
Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

Препятствие 7. Порог "Лестница" (6В).
Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200 м расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами.
После порога "Лестница" река течет прямо еще 500-600 м. На этом участке
расположен каскад сливов с большими бочками.
К-4 проходил первые два слива по центру, затем смещались к самому левому берегу, а 5-6 сливы также по центру, потом влево и чалка направо (фото №25, №26). Страховка первого катамарана с правого берега сразу за порогом и ниже выходной шиверы. К-2 прошёл порог аналогично (фото №27), страховка с К-4. Загрузив суда идём дальше.
После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов "Верхнего ущелья" Кекемерена.
Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога "Моби-Дик" существенно проще, он идется 20-30 мин. Через 2-3 км после порога "Лестница" река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог.
Перед этим порогом на левом берегу организовали стоянку.

15 сентября

С утра проходили порог ближе к левому берегу.
Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в "Первый каньон" (т.е. преп.8 и преп.9-порог "Моби-Дик").

Препятствие 8.
Ниже троса в русле лежат отдельные камни - это преп.8. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога "Моби-Дик". Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.
Через 15 мин. сплава от места ночёвки чалимся перед порогом "Моби-Дик".

Препятствие 9. Порог "Моби-Дик" (5С).
Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих сливы / последний ок.1.5 м /. Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12м. Сразу после нее мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается левый поворот. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70м, разорванная на две части обливным камнем. Основная, левая струя проходит через мощнейший слив, бьющий в зуб, при этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. Предпочтительнее относительно безопасный правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе.
Оба наши судна довольно четко реализовали правый вариант прохождения порога (фото №28, №29). Единственная неприятность случившаяся в конце порога, где один из кормовых с К-4 порвал коленку и упав в маленькую бочку искупался в ней. Страховка ниже порога с берега не понадобилась.
Продолжаем сплав.
После преп.9 по берегам несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500 м низкая терраса.
Характер реки не меняется еще несколько километров.
Участок от конца "Первого каньона" до начала "Второго каньона" имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой
террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера
сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызыл-Ой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка.
Пороги 10, 11, 12 прошли без разведки в походном порядке. В посёлке Кызыл-Ой остановились на обед, заодно сходили договорились насчёт машины на завтра, чтобы уехать в г.Бишкек.
В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - "Второй каньон".
Участок " Второй и третий каньоны"- длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кекемерена. После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в несложный порог.

Препятствие 13.
Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало преп. 14.
Проходили по правой части реки и зачаливались вправо в большом улове напротив "Головы ящера". Рюкзаки разгрузили и оставили на берегу.

Препятствие 14. Порог "Кашкасу" (5С).
Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень "Голова ящера", отколовшийся от скалы левого берега. В проходе слева от камня образуется довольно сложные завихрения. Через 20-30 м струя налетает на россыпь валунов среднего размера. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.
Так как мы зачалились к правому берегу, то проходили справа от "Головы ящера", заходя впритирку к ней, затем смещались немного в центр реки, затем ближе к правому берегу уходя от огромной бочки с зубом, а заключительную часть порога ближе к левому берегу. Из-за большой воды в притоке Кашкасу страховку с берега организовать не удалось, порог шли тандемом.

Препятствие 15. Порог (5С).
Длина 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.
Перед порогом чалка на правый берег, разведка, страховка ниже порога. Первым проходил экипаж К-4 по центру, по струе, попав во все сливы и бочки. К-2 в средней части ушёл в левый "унитаз" и там спокойно слился.

Препятствие 16 - 19. Пороги (5В).
Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельно преп.16, 17, 18, 19. Препятствия проще изучать с прибрежных камней правого берега.
Этот участок несколько проще, чем преп.13 - 15, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями. На этом отрезке река
совершает по одному слабому правому и левому повороту.
Этот участок до 17-го препятствия шли с просмотрами по правому берегу. Двигались тандемом на взаимостраховке, сначала К-2, потом К-4. Чалка ниже 17-го препятствия на правый берег. Сходили за вещами, лагерь на высокой террасе. Ночью шёл дождь.

16 сентября

Утром обнесли вещи в конец террасы, перед крутым левым поворотом. Закончили прохождение остальных порогов.
После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротоками. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон.
Отсюда до преп.20 в 3-м каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин . После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3-й каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до преп.21. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.
После недолгого сплава к 12 часам подошли к 3-му каньону. Чалка на правом берегу перед порогом "Тура-Гоин"-1.

Препятствие 20. Порог "Тура-Гоин-1" (5В).
Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.
Мы пользовались правой струей для прохождения. Заходная горка пройдена около правого берега, в слив проходили правым вариантом. Слив длинный и мощный, однако, за ним нет большой пенной ямы.Ниже скальных ворот у входа в 3-й каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый- крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороги к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий 3-го каньона. Через 200 м после слива
преп.20 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка преп.21, сложнейшего порога Кекемерена.
Вещи разгрузили в симпатичной роще спрятав под камнями. Разведали сразу два порога "Тура-Гоин"-1 и "Тура-Гоин"-2. Сначала проходили "Тура-Гоин"-1. Страховку организовали сразу за скальным обломком на выходе из правых ворот. Первым шел экипаж К-4, заходя по центру, затем сместился правее и свалился в правые ворота. Чалка под скалой.
К этому моменту собралась небольшая толпа местных зрителей, в итоге когда они рассосались после прохождения К-4, мы обнаружили пропажу фотоаппарата "Зенит" в котором была полностью отснятая плёнка. Имея прошлогодний опыт, когда на Чон-Кемине у нас украли два спасжилета, зная что Восток дело тонкое, через два часа фотоаппарат нам вернули, но время мы уже потеряли.
К-2 прошёл порог также без проблем.

Препятствие 21. Порог "Тура-Гоин-2" (6В).
Длина около 1 км. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом около 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м, форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 м. после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. На 400-500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.
Всвязи со всеми этими передрягами пришлось работать без обеда, в 15.30 экипаж К-4 в составе: Игнатьев, Глазачев, Пестов, Искандаров, пошли на прохождение "Тура-Гоина"-2. Порог решили проходить поэтапно с перечалкой.
Страховка с берега была организована после 1-го ключевого слива, после 2-го и за 3-им ключевым сливом на участке быстротока, для оперативной связи использовали две рации. К-4 до первого ключевого слива шли ближе к правому берегу, сам слив прошли по центру недалеко от большого скального обломка справа, (фото №30, №31), второй ключевой слив ближе к правому берегу. Промежуточная чалка к правому берегу за большим камнем на левом повороте реки чуть выше электрической опоры стоящей около дороги. Страховка и съёмка переместились в конец порога. Финальную часть проходили правее центра, заключительный слив ближе к левому берегу (фото №32).
Закончили прохождение в 17 часов. Катамаран оставили на финише, вернулись к мосту через ручей Тура-Гоин, где к 18 часам нас должна была забрать машина. Сготовили обед-ужин. УАЗик вопреки нашему беспокойству всё же приехал около 8 часов вечера. Катамараны пришлось разбирать в полной темноте, потом долго удивлялись, как это мы ничего не потеряли.
Возвращались в Бишкек долго, только около 4-х часов утра приехали к Сергею Воронину.

17 сентября

Днёвка в г.Бишкек. Закуп продуктов на вторую половину маршрута. Поиск автомашины для заброски на Майдантал. Вечером посещение замечательной сауны и встреча с земляками из группы Верхотурова.

6.3 Река Майдантал

6.3.1 Пешая часть.

18 сентября.
Итак с утра поднявшись с тяжелой головой распрощались с группой Верхотурова и с гостеприимным хозяином дома Сергеем Ворониным, загрузили вещи в подъехавший УАЗ (буханка) водитель Карим, с которым вчера договорились на Ошском рынке. В 10 часов выехали по маршруту: перевал Тюзашу - перевал на Талас - г.Талас - с.Кировское - с.Аманбаево - киш. Кок-Сай - пер.Майдантал. Позавтракали в Александровке, обедали в 16 часов 30 минут в г.Таласе. Около 9 часов вечера были в кишлаке Кок-Сай, минут 45-50 пытались выяснить дорогу, долго беседовали с местным населением, затем пытались уговорить наших водителей заночевать и продолжить путь с утра пораньше, но они уперлись: "Ничего ребята все будет нормально, найдем перевал, доедем". Но, как и предупреждал уважаемый Валерий Васильевич Говор - главное заехать под нужный перевал.
Ночное родео по горам с многочисленными остановками выспрашиванием дороги закончилось около 1 часа ночи, недалеко от перевала.

19 сентября

Зная что ночные поездки ничем хорошим не заканчиваются, с утра долго ориентировались по карте и компасу, носились с GPSом туда - сюда, занимались поиском лошадей, общались с местным населением. Как оказалось в Таласской области лошадь есть не у каждого пастуха, многие бегают пешком за овцами. Глядя на карту, было очень похоже, что мы находимся под перевалом Майдантал. В 13 часов 40 минут начали челноком носить вещи ближе к перевалу. В 17 часов подошли к перевалу, перебродили через ручей и в 17часов 30минут начали подъем с каркасами на перевал. В 19 часов поднялись на перевал оставили вещи и за 30 минут спустились вниз. Перевал оказался высотой 2900 м. Ночевка внизу на полке правого берега ручья.

20 сентября

Утром в 10 часов 45 минут перебродили на левый берег ручья, начали подъем на перевал, поднимались 1 час 50 минут. Забрали каркасы и пошли вниз, спускались до реки Ара-Бийик 2 часа. Перешли реку в брод на левый берег, вышли на дорогу, по которой должны были ехать. Как оказалось эта дорога недалеко за кишлаком Кок-Сай уходит вправо после старой кошары, всем будущим группам, собирающимся, на Майдантал настоятельно рекомендуем это запомнить. От Кок-Сая до реки Ара-Бийик около 30 км. По грунтовой дороге. Когда дорога входит в долину реки оказывается, что она идет по узкому ущелью, справа и слева достаточно высокие горы, река течет прямо рядом с дорогой.
Готовим обед, ориентируемся с GPS. В 17 часов выходим дальше вверх по дороге. В 19часов 45минут остановились на ночевку на хорошей сухой поляне рядом с дорогой. За день прошли около 10 км. С учетом того, что некоторые участники группы носят каркасы и рюкзаки челноком, пройденное расстояние минимум в 1,5 раза больше.

21 сентября

В 10 часов утра продолжаем пеший переход к перевалу. Идем по дороге, видно, что когда-то тут проезжал трактор, но через 1,5-2 км после выхода в коротком красном глиняном каньоне на дороге лежат две огромные глыбы, расстояние между ними 1,5 метра, дальше следы от колес кончаются. Но нам кажется, что многие машины остановятся, гораздо раньше этого места, примерно за 4-5 км на мосту, через маленький ручей- приток. После завала дорога поднимается на плато, долина расширяется, дорога в отличном состоянии до самого перевала. В 16часов 20 мин подошли к перевалу Майдантал, Вокруг снежные вершины (фото №33). Дорога серпантином уходит на перевал. Частично забрав с собой некоторые вещи из рюкзаков и каркасы, поднимаемся на перевал. В 18часов 45минут поднялись под перевальную перемычку, оставили, вещи в 19часов 35минун спустились в лагерь. Дров мало, с трудом набрали на ужин, холодно, снег совсем рядом.

22 сентября

В 10 часов 05 минут выходим на перевал. К 12 часам дошли до оставленных вчера каркасов. Перевальная перемычка вся в снегу, целый час обследуем, снежную кромку, ищем пути обхода. По правому склону нашли конную тропу через вершину, с выходом на другую сторону перевала. Высота подъема на правый склон 3700м шквальный ветер сбивает с ног, сдувает с тропы, идти приходится перебежками между порывами ветра. Челноком заносили вещи на перевал. В одну из ходок Глазачевbr /br /а Е.В. сдуло с тропы на 2,5 метра. Игнатьев Н.М. сбегал, покорил самую высшую точку, взобравшись на небольшой скальничек торчащий на вершине.
Собравшись на перевале (высота 3560 м) замечаем железный знак-табличку, на которой написано АГТ 1992 год. В 16 часов начинаем спуск вниз. Долина Ашутора предстаёт в желто-серо-зеленых тонах, склоны лысые, гладкие, вокруг и впереди снежные горы. Дорога, спустившись с перевала, заканчивается и переходит в тропу. В 19часов 10минут закончили сегодняшний день, лагерь поставили на берегу озера. Дров вокруг совсем нет, решаем пустить две деревянные поперечины на ужин и на завтрак. Ближе к ночи пошел снег, ужинаем в палатках.

23 сентября

Сегодня пешку начали в 10часов 30минут. Идём по долине вниз, через 1час 10 минут дошли до правого притока, перешли по камням, чуть ниже устья притока на Ашуторе лежит снежный мост. Снежные вершины с левой стороны не перестают поражать своей красотой (фото №34), погода постепенно налаживается. Далее идя по правому берегу с тропы сбиться невозможно. Встретили еще две снежные перемычки через Ашутор. В 13 часов 45 минут вышли на стрелку Ашутора и Шынгыза. Немного ниже стрелки переходим на левый берег Майдантала. Река представляет собой мелководную шиверу с перекатами. В конце участка в пойму со склонов выкатились отдельные камни, появляются выходы скальных пород и река втягивается в ущелье. Тропа по левому берегу поднимается на холмы образованные выносом левого притока, доходим до притока спускаемся по нему к устью на разведку. Удобного места для стоянки нет, появились дрова, переходим приток по камням, идем дальше. В 16 часов 50 минут уходим ниже завала "Карабулак" примерно 3 км от стрелки, по крутому холму спускаемся вниз к реке, на небольшой поляне ставим лагерь, вокруг "море" дров, начинаем сборку судов.

6.3.2 Водная часть
Верхний Майдантал

Расход воды в Майдантале после слияния Ашутора и Шынгыза около 4,5-5 м3 / сек, ширина реки до 10 метров, при глубине 0,2-0,5 м. Левый приток Шынгыз чуть больше чем Ашутор. В районе стрелки долина Майдантала широкая (до 250 м), борта пологие, задернованные, террасы низкие, безлесые, уклон небольшой, равномерный.
Основные препятствия расположенные на этом участке: порог-завал №1 "Карабулак" (6С), порог-прорыв №3 "Когуркентор" (6В), порог №5 (6В), порог №6 (5С), порог-прорыв №7 "Корумтор" (6В),
Через 700-800 м от стрелки несколько несложных порожков (1.1-1.5) и шивер постепенно переходят в каньон.
Здесь и далее по реке Майдантал, мы, глубоко извиняясь перед составителями описания, по которому мы шли. Хотим предложить свою нумерацию препятствий, т.к. нам было очень тяжело ориентироваться (не всегда понятно, в каком месте реки ты находишься, где начало одного порога - конец предыдущего). Но ссылку на старую нумерацию порогов будем делать, категорию сложности порогов давали самостоятельно, на каждый выделенный (определенный) нами участок. В связи с тем, что тетрадь с точными записями показаний GPS была конфискована, остались только некоторые данные, перепад реки и средний уклон в порогах восстанавливались приблизительно по памяти.

Препятствие 1. Прорыв "Карабулак" (6С).
По описанию 1995 года препятствия 1.6 - 1.12.
Слева широкая терраса выноса левого притока Карабулак находящаяся на высоте 35-40 м от воды, справа узкая терраса с глыбами на высоте 8м. Ширина русла 10-14м. На выходе справа устье ручья №1, за ним сложный порог, образованный глыбами - это начало каньона.
На входе в каньон предыдущая группа определила 4 порога (1.6-1.9) общей протяженностью около 600м. Мы считаем, что первую входную часть прорыва можно пройти, и оценили ее как (5С). Общая длина прорыва от устья правого притока №1 до конца завала чуть больше 2-х км.
В каньоне завал, при большом уклоне вода мечется меж глыб. Завал даже теоретически непроходим, по глыбам можно перейти через реку.
В конце завала огромная плита- мост перегородила русло, вся река уходит в полуметровую щель под мост.

24 сентября

Наш лагерь в 150 м ниже плиты-моста. Целый день посвятили сборке судов. Тяжелее и дольше всех собирали кат-одиночку. Погода теплая, но с холодным ветром с гор. Вокруг и наверху много коряг причудливых форм и размеров.
25 сентября.
Стартовали в 10 часов 15 минут, выстроившись в походный порядок первым К-2 (фото №35), вторым К-4 (фото № 36), замыкающим К-1 (фото № 37), с небольшими остановками через 2 часа подошли к следующему прорыву "Когуркентор".
Прошли несколько несложных порогов (1.13 - 1.18). Среди них можно выделить только один порог.

Препятствие 2. Порог "Акбулаккулькун" (4 к.с.)
Расположен сразу же за устьем левого притока Акбулаккулькун, на выходе река сжимается глыбами стоящими по обоим берегам, ниже галечный остров, затем резкий поворот налево с прижимом к правой скале.

Препятствие 3. Прорыв "Когуркентор" (6В).
По описанию препятствия 1.19 - 1.29.
Общая длина порога 1,5 км, условно можно разделить на три части. Входная часть (6В) - начинается в 400м выше левого притока Когуркентор. После резкого правого поворота русло завалено камнями чистых проходов меж ними не видно, чалка на левый берег для разведки и обноса вещей. Вынос левого притока Когуркентор перекрыл всю долину и прижал реку к скалистому правому борту, образуя подковообразный изгиб. Тропа круто взбирается на вынос и переваливая, через него серпантином спускается вниз. Основное русло притока в первой половине прорыва, ниже еще несколько родников. Место для лагеря в начале прорыва, далее до конца прорыва более удобных мест нет.
После начального порога (30 м) следует спокойная шивера 100-120 м, затем на крутом левом повороте река постепенно втягивается в ущелье, где правый берег скальная стена, а левый берег каменно-глыбовая осыпь. Сначала в русле появляются отдельные камни, затем уклон возрастает, камней становится, больше река оттесняется к правому берегу, после впадения основного русла притока Когуркентор еще около 150 м до конца входной части. Входная часть общей длинной около 500 м, заканчивается - отрезком 50-метрового быстротока, где левый берег галечная отмель, в большую воду наверняка здесь улов - плес, а правый берег скальная стена.
Средняя часть (6В), занимает основную часть подковы длиной 600-700 м. Нагромождение камней хаотическое, линию движения, запомнить тяжело, много крупных водосбросов с каменными ловушками, рабочий берег левый, т.к. правый берег на всем протяжении скалистая гора. Средняя часть заканчивается 50-метровым быстротоком перед левым поворотом реки, гора с правой стороны заканчивается и начинается низкая терраса поросшая кустарником и березой.
Выходная часть (5С) расположена на прямом участке реки длиной 300-350 м, она как бы заканчивает подкову и тянется до крутого правого поворота реки, где левый берег крутая песчано-булыжная осыпь высотой 10-15 м. Вдоль осыпи довольно шустрая шивера, еще около 500 м до более удобного спуска к воде.
Зачалившись перед начальным порогом на левый берег отвязали вещи, и по тропе обнесли за порог, в конец подковы. По крутой террасе шли ещё около 500м. до русла ручья, по которому спустились к реке.
К-2 получив, три пробоины на перекатах занимался починкой ката.
Потратив более 3-х часов на обнос вещей и на ориентировку (в каком месте находимся по описанию). В 16 часов начали сплав (фото №38), дойдя, до устья Когуркентора далее К-2 и К-4 проводили вдоль левого берега, иногда сплавляясь небольшими отрезками. Выходную часть прорыва проходили и проводили по правому берегу. К-1 прошел весь прорыв, страховка на входной и средней ступени.
В 18 час 30 минут вся группа собралась около вещей, не найдя удобного места для лагеря, славились еще около 2-х км, по несложным шиверам (1.30-1.31). Остановились на ровной, травянистой, сухой полянке левого берега. Вечером холодно, капитально заклеиваем К-2.

26 сентября

Отплываем под снегом в 10 часов 20 минут, через 20 минут сплава дошли до следующего порога.

Препятствие 4. Порог (5А).
По описанию порог 1.32
Короткий порог 40м на прямом участке реки струйный порог с пологими проходами по струе, заканчивается водопадом через плиту высотой 1м. Затем шивера 70-80м до следующего препятствия.
Прошли сходу без разведки. Зачалились на левом берегу перед препятствием 5.

Препятствие 5. Порог (6В).
По описанию порог 1.33
Река по дуге огибает гребень левого оползня. Порог находится в месте прорыва, русло завалено глыбами, крутое большое падение с горки. В конце горки левобережная глыба перекрывает треть реки, основная струя упирается водопадным сливом в глыбу, затем еще несколько струйных сливов. Длина основной части порога 100-120м, затем он постепенно упрощается, переходя в шиверу.
К-2 и К-4 обнесли по левому берегу, обнос 60м по кустам и большим булыжникам, К-4 на 30м ниже. К-1 прошел порог, лавируя меж камнями (фото №39), застряв на выходном водопаде и перед глыбой. Страховка ниже глыбы спасконцом и в нижней части порога с К-2.
Привязав вещи, прошли конец порога, затем еще 4 шиверы, до следующего препятствия шли 20 минут.

Препятствие 6. Порог (5С).
По описанию порог 1.34
Начинается в устье левого безымянного ручья. Чалка и разведка по левому берегу, осторожно на скальнике. На выходе масса камней, проход слева далее струя уходит вправо, на левом повороте меж двух глыб с давлением на правую скалу-парус, за скалой улово.
После разведки по левому берегу прошли по очереди сначала К-2, затем К-4, потом К-1. Чалка на правом берегу за скалой - парусом.
Разгрузив каты, с вещами пошли на разведку следующего препятствия.

Препятствие 7. Прорыв "Корумтор" (6В).
По описанию пороги 1.35 -1.38
Разделение этого участка на несколько порогов совершенно нелогично, скорее это ступени одного порога. Общая длина участка 1 - 1,2 км.
Обнос вещей и разведка по правому берегу затруднительна (курум поросший высокой травой и колючим кустарником), тропы нет.
Порог начинается сразу за предыдущим порогом, первая ступень характеризуется ярко выраженными водопадными сливами и продолжается до крутого правого поворота. На повороте II ступень порога - горка, сильно засоренная камнями со сложным заходом. Далее прямой участок реки струйного характера с двумя неприятными зубьями и поваленным деревом с правого берега. III ступень начинается за левым поворотом и островом на прямом участке река в 2-х местах перекрыта плотинами, наиболее коварна правая.
Возвратившись, к катам К-2 и К-4 переправили на левый берег, причем К-4 с подстраховкой на морковке. Сделали проводку I ступени, II-ю ступень обнесли по берегу. Организовали страховку морковкой, живцом, и К-2 сразу за II-й ступенью. К-1 с большим трудом, прикладывая огромные усилия, прошел прорыв (фото № 40), при этом треснула одна из гребей. Чалка на правом берегу рядом с вещами.
Затем К-2 и К-4 прошли III-ю ступень и зачалились рядом с К-1 забрать вещи.
. Далее следует шиверистый участок на протяжении 200м до следующего порога.

Препятствие 8. Порог (5а).
По описанию порог 1.40.
Порог 50 м. Крутой поворот налево, за ним половину русла перекрывает глыба с сильным прижимом. На выходе ворота, ниже навал на надводный камень.
Прошли в походном порядке без разведки.

Препятствие 9. Порог 4 к.сл.
По описанию 1.41.
Двухступенчатый порог, на прямом участке. Водопад через плиту, ниже горка и шивера.
Проши сходу.
Далее следует шиверистый участок.(1.42)

Препятствие 10. Порог 4 к.сл.
По описанию 1.43.
За правым поворотом, слева густая роща, камни в русле создают ворота на выходе из них бой струи в камень у правого берега, левее камня слив.
Прошли с ходу.
За 0,5 км до устья Аютора долина реки резко расширяется до 500м, пойма плоская, ровная, поросшая живописным березовым лесом. Справа видны снежные вершины мелкие протоки, появляется много островов. По берегам много удобных мест для стоянок, но удобней правый берег.
В 19 часов встаем на ночевку, удобная поляна под деревьями на правом берегу, перед устьем Аютора. Дует сильный ветер.
Здесь заканчивается Верхний Майдантал, от первой стоянки ниже прорыва "Карабулак", до устья Аютора общий перепад по GPS = 500м.
Средний Майдантал.
Это наиболее сложный участок реки.
После слияния с Аютором водность реки удвоилась и изменился цвет воды. Аютор имеет ярко выраженное ледниковое питание и суточные колебания уровня.
На этом участке расположены следующие основные препятствия: порог №11 "Лестница" (6А), порог-завал №12 (6С), порог №13 (5С), порог №15 (6С), порог №16 "Трёхводопадный" (5С), порог-завал №23 "Атжайляу"-1 ступень (6С), порог-завал №24 "Атжайляу"-2 ступень (6С), порог №25 (5С), порог-прорыв №27 (6В), порог №28 (6А), порог-завал №29 (6С), порог №31 "Вальс" (5С), порог №32 "Зубастый" (6А), порог №33 (6А), порог-прорыв "Турпакбель" (6В), порог №41 "Четырёхводопадный" (6А), порог №43 "Коррида" (5С), порог-прорыв №44 "Карман" (6В), порог-завал №47 (6С).
Непосредственно перед устьем и на протяжении 1 км ниже Аютора в реке много лесных сплошных заломов и завалов, особенно в левых протоках.

27 сентября. Международный день туризма.
Утром Н.М. Игнатьев идущий на К-1 занимался ремонтом греби, поэтому вышли поздно в 11часов 05минут. Сразу же наткнулись на завал, затем обнесли еще несколько завалов. Обносы несложные. В 12 часов 10 минут подошли к следующему порогу.

Препятствие 11. Порог "Лестница" (6А).
По описанию пороги 1.44 - 1.46
После левого поворота у правого берега глыба с хорошим уловом и песчаным пляжем, удобное место для чалки, обноса вещей и разведки порога.
Долина реки начинает резко сужаться, втягиваясь в узкое скалистое ущелье, слева и справа подходят высокие стенки хребта, ущелье завалено камнями и обломками скал, обрушившимися с обоих бортов. Торная тропа петляет среди обломков по правому берегу.
Порог начинается после крутого правого поворота, река прорывается сквозь каменный хаос и обломки скал. Начало порога характеризуется узкими сливами с сильным навалом на прибрежные камни, ключевое место более чем 3-х метровый ступенчатый слив - горка на небольшом левом повороте образованный правобережными глыбами. Далее на правом берегу лежит огромная глыба - троллейбус, только в 3 раза больше, в 30м ниже удобные места для чалки на правом или левом берегу.
Вещи по правому берегу обнесли за троллейбус. К-2 и К-4 перечалились пройдя начальную часть порога до непрохода, затем по правому берегу сделали проводку катов за ключевое место. Страховка сразу за ключевым местом, спасконцом и К-2.
К-1 прошел порог, борясь с непроходами путем деферентов, то на один, то на другой баллон.
К-2 и К-4 прошли нижнюю часть порога.
Чалка ниже глыбы - троллейбуса.
Далее на прямом участке реки находится остров, поросший лесом, за островом сразу начинается следующий порог-завал.

Препятствие 12. Порог - завал (6С).
По описанию 1.47.1 - 1.47.2
За островом плотина, перекрывающая вход в порог. Слева узкий слив, закрытый глыбой, а справа плита. За плотиной крутая горка из камней, в конце горки сильный навал на камень в центре.
Далее короткий 10 м быстроток, который завершается невероятно крутой короткой горкой. На выходе водопад с бочкой, выбрасывающей под левобережную глыбу, от нее следует косой слив с бочкой и короткий быстроток на пологом участке завершающий порог. Справа под крутым семиметровым обрывом берега расположено улово. Общая протяженность порога 50-60 метров.
Так как мы зачалились на правом берегу после прохождения предыдущего порога, то пришлось обходить остров по правой более мелкой протоке. Чалка сразу в конце острова на правый берег. Вещи обнесли сразу на 100м ниже препятствия №12. Хорошая поляна в прибрежной полосе леса, рядом с огромным камнем и ручьем.
К-2 и К-4 обнесли, за порог №12 спустив на чалках с крутого обрыва. Встали на страховку.
К-1 пошел на прохождение, пытаясь пролезть в левый узкий слив катамаран был поставлен на ребро, в результате оказавшаяся внизу гребь, спрыгнула с подгребицы и уплыла. Катамаран был вытащен на скальный обломок в середине реки высотой более 1,5м. Затем при помощи береговой страховки, морковкой судно и гребец были благополучно переправлены на правый берег. Последующие поиски греби, результатов не дали. К-1 по берегу был доставлен в лагерь. Игнатьев занялся изготовлением новой греби.

Препятствие 13. Порог (5С).
По описанию 1.47.3 - 1.47.4
Начинается после короткого быстротока за препятствием №12. река огибает правобережную скалу на этом участке сложный слив с торчащим бревном с одной стороны и зубом с другой. Далее на прямом участке стиральная доска с серией сливов и бочек, завершающаяся на левом повороте унитазным сливом-быстротоком с выносом на торчащий метровый каменный палец у правого берега, за ним небольшой скальный обломок, за которым удобная бухта на одно судно.
После разборок с К-1 экипажи К-2 и К-4 продолжили сплав тандемом. К-2 удачно зайдя в начале порога, хорошо прошел по стиральной доске, но на финише правая гондола вылетела на палец, катамаран встал на ребро, обвернулся вокруг, затем экипаж спокойно сполз с пальца и зачалился в бухточке. Экипаж К-4 зацепив рамой один из камней на стиральной доске, долго корячился изогнув в спираль одну из поперечин, зато легко ушел от пальца на выходе.

Препятствие 14. Порог (5В).
По описанию 1.47.5 - 1.47.6
Достаточно длинный порог, состоящий из нескольких каменных ступеней-плотин, с мощными сливами и бочками. Начинается сразу после предыдущего препятствия. Общая длина 12, 13 и 14 препятствий около 1 км.
Экипажи К-2 и К-4 после просмотра половины порога начали сплав. В итоге К-2 идя первым с трудом зачалился на левом берегу перед следующим опасным препятствием.

Препятствие 15. Порог (6С).
По описанию 1.48 - 1.48.1
За 200 метров находясь ещё в предыдущем пороге видно, что на крутом правом повороте река, как бы, уходит, в пещеру - тоннель, пропадая меж огромных обломков скал. Струя мечется меж скальных обломков, затем вырываясь, из этого коридора мелкими струйками разбегается с гигантской горы вниз, через более крупные камни у левого берега, и более мелкие у правого берега. При точности GPS 7-8 м. уклон в пороге 45 м. на 120 м.
К-2 проведя короткую разведку по левому берегу и поняв, что отсюда не вырваться, вынуждены были остановить К-4 перед последней грядой, после которой 50-метровый быстроток до препятствия №14. Экипаж К-4 при помощи морковки переправил К-2 на правый берег, с большим трудом, зачалив катамаран на струе. На быстротоке нет уловов на правом берегу, поэтому логично чалиться, перед последней каменной грядой, в пороге. На левом берегу непроходимые кусты и деревья с завалами из курума.
Сделав проводку катамаранов до начала порога, обнос по тропе составил около 100 м за порог. Привязав, их на берегу вернулись в лагерь. Поздравили Н.М.Игнатьева с новой гребью, сделанной из фанеры, обитой жестяным противнем.

28 сентября

Вышли из лагеря в 10 часов 15 минут. Рюкзаки отнесли к порогу №17. К-1 в это время со страховкой и съемкой занимался прохождением порога №14 (фото №41). Затем К-1 обнесли ниже порога №15, и приготовились к прохождению следующего препятствия.

Препятствие 16. Порог "Трехводопадный" (5С).
По описанию 1.49.
Начинается через 50 м спокойного быстротока после порога №15. Первый водопадный слив около 1м. под левым берегом, затем поток основной массой устремляется к правому берегу, здесь основная вторая ступень, сложный водопадный слив с прижимом к левому камню после водопада (фото №42) и выбросом на стену правобережного камня. Третья ступень имеет два прохода, ближе к левому берегу более пологий, но со скальным карманом на выходе и центральный более крутой, но с большей вероятностью ухода от прижима.
Выставив страховку на II и III ступенях и фото-видео съемку, поочередно прошли порог.
Сначала К-2, (фото №42). Затем К-4 (фото №43) и последним К-1 (фото №44). К-2 носом воткнулся в правобережную глыбу во II ступени и потом лагом ушел дальше. К-4 прошел лучше всех без проблем. К-1 в III ступени немного посидел на камне после слива.

Препятствие 17. Порог (5В).
По описанию 1.50-1.51
Начинается после 70 м плесового участка, за порогом №16. Слева глыба с широким проходом справа, затем правый поворот на входе в который каменная гряда с заходом по центру, затем смещение влево, а затем через гребенку под правый берег, где более чистый выход из порога.
Перечалившись, поближе к порогу просмотрели его по левому берегу. Проходили в походном порядке со взаимостраховкой.
На выходе из порога привязали вещи на правом берегу и продолжили сплав.

Препятствие 18. Несложный порог.
По описанию 1.52
Проход по центру.

Препятствие 19. Порог (5А).
По описанию 1.53.
На прямом участке реки, перед крутым левым поворотом водопадный слив с прижимом к береговым камням. На заходе лавировка между камнями.
Прошли сходу в походном порядке.

Препятствие 20. Порог (5А).
По описанию 1.54.
На крутом левом повороте в правой части камни, а на следующем повороте направо горка и глыба, смещающая струю влево. В конце глыбы слив и улово под левым берегом.
Прошли сходу в походном порядке.

Препятствие 21. Порог 4 к.сл.
По описанию 1.55.
Порог на правом повороте с массой камней в русле, тянется до следующего левого поворота. Далее река постепенно упрощается.
До следующего препятствия Завал Атжайляу от препятствия №17 шли около 45 минут. Зачалились после входной ступени препятствия №22, на правом берегу.

Препятствие 22. Порог (5В).
По описанию 1.56.
Порог на входе в завал на прямом участке. Правобережная глыба перекрыла половину русла в 20 м ниже слив через подводные плиты, далее быстроток и еще несколько сливов. Швартовка направо в скальный карман.
Пройдя первый слив, произвели чалку на правом берегу. Берег представляет крутую земляную осыпь высотой около 3-х м, поросшую березой и колючим чапыжником.
Так как выход наверх на тропу был достаточно проблематичен, всвязи с обилием колючей растительности и крутым склоном. Экипаж К-2 сплавился, еще около 30 м пройдя до конца порога №22 и зачалился в скальный карман, хотя выход на берег там оказался не легче, а может и сложнее.

Препятствие 23. Завал Атжайляу 1 ступень (6С).
Начинается сильным боем струи в большой камень под правым берегом, затем следуют несколько сливов и река устремляется в скальный коридор, падая между глыб с огромной высоты.
Протяженность I ступени более 150 м. Непроход в любую воду.
Затем следует несложная шивера около 100 м и начинается II ступень.

Препятствие 24. Завал Атжайляу II ступень (6С).
Вторая ступень завала это аналогичная промоина в плотине из глыб, состоящая из двух частей.
Общей длинной около 70 м.
Первая входная часть непроходима по габаритам наверно в любую воду. А во второй выходной части, после короткого улова на правом берегу следуют подряд через 10 м быстротока, два водопада 3 м и 4,5 м. Трехметровый водопад представляет собой наклонный желоб между двух глыб, шириной около 2 м, левая из которых имеет стенку с отрицательным наклоном, куда норовит затащить катамаран, и грозит разворотом влево после водопада.
Далее на 10 метровом быстротоке основная масса воды уходит вправо, в центре лежит обливной камень навал на который может привести к непредсказуемым последствиям, так как впереди водопад 4,5 м, имеющий сплошное падение по центру, и падение со ступенькой, где вода сваливается под правую стенку, а затем со ступеньки в пенный котел подпертый правобережным камнем. На этот камень выбрасывает после удачного полета.
Данный участок из двух водопадов мы оценили как (6В), GPSом специально замеряли перепад на каждый ступени, но точные данные остались в милиции г.Газелкент. Одно точно перепад каждой ступени в отдельности больше чем перепад на препятствии №15.

Препятствие 25. Порог (5С).
По описанию 3.
Через 25 м после водопада центральная гряда камней, в нашу воду маленький, залитый водой остров, делит реку на две протока. Левая более полноводная с навалом на левобережную глыбу и наклонным сливом -водопадом с зубцом на сливе. Правая с более крутым падением и сложным маневром на заходе и на выходе из порога.

Препятствие 26. Шивера.
Охватывает следующий левый поворот и проходит через гряду камней, заканчивается после большого острова, образованного выносом правого притока.

Препятствие 27. Порог "Прорыв" (6В).
По описанию 5.
Образован обвалом левой горы. В русло докатились огромные глыбы. Основная часть воды уходит под левую глыбу, а оставшаяся выходит через 1,5 метровые ворота справа от нее.

Препятствие 28. Порог (6А).
По описанию 6.
Протяженный порог, начинается сразу же за предыдущим, включает прямой участок и несколько плавных поворотов, заканчивается перед резким левым поворотом. По характеру чем-то похож на препятствие №13, только струя помощнее и некоторые камни побольше.

Препятствие 29. Порог-завал (6С).
После резкого левого поворота в русле появляются огромные гладкие камни, лежащие плотно друг к другу в шахматном порядке на протяжении 100-120м, между камнями имеется несколько габаритных непроходов. Обнос затруднен, как по левому, так и по правому берегу.
Зачалившись перед завалом "Атжайляу" №23. Вынесли рюкзаки на тропу, поднялись наверх. Тропа петляет высоко над рекой, то удаляясь, то приближаясь к ней.
Рюкзаки отнесли к середине порога №29 и расположились лагерем на хорошей полянке под большими деревьями на берегу маленького ручейка.
Пообедав и разведав пороги приняли решение отнести К-1 и К-2 за препятствие 29. К-4 отнесли для прохождения водопадов. При спуске к воде за завалом №29 потерями много времени из-за крутого сыпучего курумного склона, поросшего густыми кустами смородины.

29 сентября

В 10 часов вышли на прохождение водопадов во втором завале "Атжайляу". В экипаж К-4 вместо Слюнько пошел руководитель группы. Почти целый час готовились к прохождению, просчитывали варианты, замеряли габариты на первом водопаде. И все-таки после слов Н.М.Игнатьева (старейшего водника Башкирии), что такой катамаран никогда в жизни здесь, не перевернёт, решили идти.
Молодые ребята Искандаров, Шилин на носу, Глазачев, Илистанов на корме. Первый водопад-желоб требовал ювелирного захода, чтобы не сесть гондолой на правый камень, и не попасть под отрицаловку левой гондолой. Выполнив отлично эту операцию (фото №45), между ступенями боясь, навала на центральный камень ушли немного вправо (фото №46), затем струя резко подхватила катамаран и потащила вправо. Экипаж пытался увести судно влево до последнего момента, но было уже поздно, катамаран наехал на полуобливную плиту на сливе и притормозив на ней лагом плюхнулся с водопада под правую плиту (фото №47). Судно перевернулось моментально. Береговая страховка сработала хорошо, выловив обоих членов экипажа с левой гондолы на морковку и зачалив на берег. Катамаран с одним из членов экипажа застрял на каменистом островке в начале следующего порога. Глазачев самостоятельно зачалился на левом берегу, через некоторое время он был перечален на морковку сначала на островок, а затем на правый берег. Потери составили одно весло, упущенное Шилиным, и карабин, слетевший с морковки.
Полет К-4 понравился всем, но особых эмоций, почему-то даже у молодых мальчишек не было, хотя сейчас они, несомненно, гордятся этим прохождением.
Осмотрев катамаран и не найдя никаких повреждений продолжили сплав. Препятствие 25 прошли по правой протоке. Зачалились в конце острова на шивере №26. Перейдя в брод узкую протоку, вынесли катамаран на поляну. Дождавшись остальных участников группы, обнесли К-4 за препятствие 29.

Препятствие 30. Порог (5В).
По описанию 7.
Порог протяженный с несколькими сливами. Начинается сразу после завала и продолжается до правого поворота.
Спустив, рюкзаки и привязав, их на катамараны продолжили сплав в походном порядке К-2, К-4, К-1 подстраховывая друг друга.

Препятствие 31. Порог "Вальс" (5С).
По описанию "Вальс" №8.
Исполняется на правом повороте. Струя теряется в камнях, более логичный путь слева, где узкий слив с упором в камень и поперечным выходом в левую сторону.
К-2 зачалился перед порогом к левому берегу. К-4 и К-1 к правому берегу, разгрузив рюкзаки они обнесли их за порог №33.

Препятствие 32. Порог "Зубастый" (6А).
По описанию 9-10. "Зубастый".
Начинается через 50м после "Вальса" на выходе ряд сливов и нагромождений камней. Затем основная часть в виде крутой горки, с сильным давлением на правобережный камень.

Препятствие 33. Порог (6А).
По описанию 11.
Начинается через 50м шиверы после порога "Зубастый". Сложный заход между камней в центральные ворота среди глыб, затем две глыбы разбивают реку на два потока. Левый под стеной - это узкий ступенчатый слив, справа более пологий с плиты через камень.
К-2 с вещами прошел порог "Вальс" вдоль левого берега и зачалился в пороге №32 перед основной горкой.
Экипаж К-4 без капитана Глазачева сплавился до узкой части порога "Вальс", слелал проводку вдоль правого берега 20м. И пройдя остальную часть, при помощи экипажа К-2 зачалился рядом. К-1 пройдя "Вальс" был зачален, где и все.
По берегу обнесли все суда ниже препятствия №33. Перекусив и привязав вещи, продолжили сплав.

Препятствие 34. Порог (5В).
По описанию 1.57.
Порог на правом повороте, слева в русле большие камни за ними несколько гряд и горка под невысокой скальной стенкой.
Прошли сходу, без разведки, в походном порядке подстраховывая друг друга.

Препятствие 35. Порог (5А).
По описанию 1.58.
Порог находится на левом повороте перед выходом реки в пойму, завален средней величины камнями.
Прошли сходу.
Перед притоком Турпакбель в русле появляются острова мелкие протоки, с берегов нависают деревья-расчески.
От препятствия №33 до притquot;Когуркенторbr /ока шли около 30 минут.

Препятствие 36. Порог (5А).
По описанию 1.59.
Длинный порог около 200м начинается вскоре после устья притока Турпакбель. За резким правым поворотом несколько узких ворот и сливов, осложненных торчащими бревнами, затем короткий прямой участок и еще один крутой поворот, после него вновь прямой участок, несколько сливов перед крутым левом поворотом с давлениемquot;-1 ступень (6С), порог-завал №24 Препятствие 32. Порог на правую стенку. Чалка сразу за поворотом к левому берегу, здесь начинается следующее препятствие.
Зачалились после устья притока к правому берегу, просмотрели входную часть порога.
Прошли в походном порядке до следующего крутого правого поворота.
Зачалились на галечной отмели правого берега. Сняли рюкзаки, и пошли в обнос следующего препятствия.

Препятствие 37. Прорыв "Турпакбель" (6В).
По описанию 1.59.3 и 1.60.
Представляет подковообразный изгиб реки очень похожий на подкову "Когуркентор" только та была вдоль левого берега, а эта вдоль правого. Длина подковы около 2 км.
Начинается за левым поворотом несколькими водопадными сливами. Затем на протяжении 250 м река мечется, от одного берега к другому попадая в каменные мешки и ловушки. После этого хаоса следует шивера около 70 м и потом начинается вторая ступень, где вода скатывается с горки образованной правобережной каменной плотиной. Далее до конца подковы река имеет более спокойный характер.
Рюкзаки отнесли сразу в конец подковы, среди высокой травы, (выше человеческого роста) и обилия кустарников, на береговой кромке, кое-как нашли ровное, удобное место для лагеря. Поискали первую яблоню - не нашли.

30 сентября

Собрали рюкзаки и оставили в лагере. В 11 часов вышли на разведку и прохождение порогов подковы "Турпакбель".
От места, где вчера оставили катамараны быстренько сплавились до левого поворота, начала 1 ступени, зачалились на левый берег. По левому берегу провели все суда почти до конца ступени. Выходили из-под бочки, около берега, прошли 70 м шиверы, перечалились на правый берег. К-1 вторую ступень прошел. Страховка с К-2 и К-4 ниже горки.
Далее до конца подковы следует несколько несложных порогов 3-4 к.сл. (по описанию 1.61-1.62).
Прошли сходу после утреннего берегового просмотра. После перекуса привязали рюкзаки и продолжили сплав.

Препятствие 38. Порог (5В).
По описанию 1.63
Впереди справа - тело старого задернованного оползня, перед левым поворотом видна белая осыпь и глыбы. Порог находится, под правой стенкой на крутом левом повороте три глыбы наискось перекрывают реку. В 70 м ниже слив из ворот на обливную плиту, проход слева.
Прошли сходу. Страховка первым судном остальных.

Препятствие 39. Порог (5А).
По описанию 1.64
В 100 м ниже перед крутым правым поворотом гряда камней с двумя проходами, правый карман, левый к горке на повороте, здесь явно выраженных сливов нет. За поворотом левую половину русла перекрывает глыба на нее несильный навал.
Прошли сходу. Взаимостраховка.

Препятствие 40. Порог (4С).
По описанию 1.65.
Расположен через 100м быстротока после предыдущего препятствия. При возросшем уклоне в центре плита, проход слева через водопад, за ним быстроток и швартовка на правом повороте для разведки следующего участка.
Прошли сходу.

Препятствие 41. Порог "Четырехводопадный" (6А).
По описанию 1.66.
Начинается за правым поворотом грядой из глыб, заход правее. На левом повороте давление на камень в центре русла, далее слева скала с трековым сливом и бочкой. Ниже правая часть русла завалена камнями, левая более чистая с двумя водопадными сливами и небольшим зубом за последним сливом. Общая длина порога около 200м. В конце порога 100м плес.
Зачалились на правый берег перед порогом. После беглого просмотра, рюкзаки обнесли в конец порога.
Проходили на разгруженных судах, сначала К-2 и К-4 тандемом, на взаимостраховке, затем К-1. Съемка и страховка на правом берегу.

Препятствие 42. Порог (5В).
По описанию 1.67.
Короткий и достаточно локальный порог. Начинается после 100м плеса на левом повороте в русле две наклонные плиты. Проход узкий, слив винтообразный, за ним ворота. Ниже протяженный простой прямой участок.
После беглого просмотра от конца предыдущего препятствия, привязали вещи, прошли порог в походном порядке.

Препятствие 43. Порог "Коррида" (5С).
По описанию 1.68.
Охватывает правый и последующий левый повороты в начале на правом повороте небольшие камни, затем глыбы в русле заставляют реку сделать крутой зигзаг от правого берега к левому с выходом в узкие ворота. Перед зигзагом слив с обливным камнем. Во II ступени на коротком правом повороте русло забито камнями, проход через пару узких ворот.
Разведку порога проводили по левому берегу, долго решали, как лучше зайти в слив перед зигзагом. Первым пошел экипаж К-2, пытаясь зайти правее от камня в сливе, одной гондолой налетели на него, катамаран развернуло и кормой сбросило под правобережную скалу, ударившись об нее отработали левее и удачно вышли в ворота из зигзага. Во второй ступени без проблем попали в узкие ворота меж камней.
К-4 и К-1 учтя, ошибку на выходе прошли левее от камня и далее без проблем по всем воротам. Чалка налево перед следующим препятствием.

Препятствие 44. Порог-прорыв "Карман" (6А).
По описанию 1.69
В широком русле масса камней с узкими проходами и сливами. Порог длиной около 200 метров на прямом участке, заканчивается на левом повороте островом, где левая мелкая протока забита камнями, а в правой несколько опасных береговых завалов-заломов от правого берега.
К-2 и К-4 провели вдоль левого берега, частично обнеся по берегу на левом повороте.
К-1 прошел порог зачалившись за островом на левом берегу.
Уложив, вещи по мелкой левой протоке сплавились ниже острова, через 100-150 метров на правом берегу цивильная стоянка с костровищем, дровами, каркасом и печкой для походной бани.
Здесь и встали на ночлег в 19 час 15мин.

1 октября

Встали на воду в 10 час 30 мин.
Впереди видно протяженную скальную стенку левого берега. Через 10 минут сплава подошли к следующему препятствию.

Препятствие 45. Порог (5А).
По описанию 1.70-1.71.
За левым поворотом входные ворота шириной 5м. Затем струйная горка. Далее через 30м быстротока глыбы и сливы. Чалка в устье правого притока.
Просмотрев, порог по правому берегу прошли в походном порядке. Зачалившись чуть ниже устья правого ручья.

Препятствие 46. Порог (5В).
По описанию 1.72.
Порог на прямом участке в виде сливов то у левого, то у правого берега. Во II ступени на крутом правом повороте струя в основном идет вдоль скалы левого берега, упираясь, ниже поворота в плоский камень-крокодил и узким сливом 1,5 м падает в следующий непроход.
Просмотрев порог, экипаж К-2 прошел I ступень и зачалился на быстротоке за камнем, выбросив катамаран на маленькую песчаную отмель (2-3м) на правом повороте.
К-4 не смог хорошо отработать и попал во II-ю ступень порога, пройдя ее, были вынуждены выбросить судно на крокодила, чтобы не попасть в непроход.
К-1 при помощи экипажа К-2 зачалился рядом с ними.

Препятствие 47. Завал (6С).
По описанию 1.73.
Завал русла глыбами с правого берега во втором устье правого притока. I-я ступень винтообразный узкий 3-4м. водопад среди глыб. II-я ступень сплошной завал черными глыбами, проходов шире 1м нет. 3-я ступень водопад "Внеплановый", за сплошным завалом, высотой около 2-х м, и извилистым выходом после него под левый скальный берег.
Обнос провели по крутому правому берегу с подъемом вверх в обход глыбы образующий сплошной завал. Потратили 1,5 часа на обнос вещей и судов за завал.

Препятствие 48. Порог 3-4 к.сл.
По описанию 1.74.
Простой порог на прямом участке реки, проходы среди камней видны с катамарана.
Прошли сходу без разведки.
За порогом река постепенно выполаживается и выходит на дно завального моря перед последним броском к Ойгаингу. В русле появляются мелкие протоки, острова.

Нижний Майдантал.
Самый короткий участок реки, большая часть которого имеет каньонный характер, с крутыми обрывистыми берегами до 40м. с обоих сторон. Территориально входит в республику Узбекистан и является пограничной, а также заповедной зоной.
Расход воды около 16м3/сек перепад то начала препятствия 49 до ГМС около 80 м. Необходима разведка сразу всего каньонного участка для изучения спуска к воде и возможности сплава.
Через 30 минут сплава от препятствия №47, подошли к следующему завалу.

Препятствие 49. Завал (6С).
Начинается после крутого правого поворота. По левому берегу близко к воде на высоте не более 2-х метров подходит автодорога и арык. Выше по автодороге начинается межгорное плато рек Майдантал и Ойгаинг.
Общая протяженность завала около 0,6 км.
Причем первые 250 м можно сплавиться без особых проблем, но далее река все больше углубляется в отвесные обвальные берега, откуда будет очень сложно вылезти наверх на дорогу идущую пока вдоль реки. На следующих 350 метрах сплошной конгломератный завал. Дорога постепенно уходит от реки.
Перед правым поворотом на правом берегу встретили первого человека за последние 13 дней, даже как-то удивительно для Средний Азии столько дней не видеть людей. Чабан, искавший, пропавших коров угостил нас яблоками, пригласил в гости на кордон. Затем, переехав вброд на лошади на левый берег, по дороге ушел домой. Мы так же перечалились на левый берег. По нашим планам было обнести рюкзаки за основные препятствия, поближе к автомосту, посмотреть возможность сплава между завалами и ниже.
Надев рюкзаки, в 14 часов вышли в сторону кордона. У местных мальчишек узнали тропу, спускающуюся с межгорного плато к Майданталу. Пока переходили через поле к тропе, нас догнал всадник на коне один из инспекторов Бричмуллинского лесхоза и попросил срочно пройти к начальнику с документами. Пришлось подчиниться, оставив рюкзаки, взяв документы, пошли на кордон. Там нас вполне любезно встретили два начальника, оба старшие инспектора один Угам-Чаткальского национального парка, другой Ойгаингского отделения Бричмуллинского лесхоза, одного звали Ниязметов Етмышбай другого Ибрагимов Азимбай. Очень долго переписывали все документы в журнал, поглазеть на нас собралось почти все население кордона, его оказалось достаточно много, вмести с детьми около 20-25 человек. Затем принесли второй журнал и все аккуратно переписали из первого журнала, объяснили, что конторы две - парк и лесхоз. Особенно всем понравилось официальное письмо Верховного муфтия России, все мужчины посчитали за честь поддержать его в руках и прочитать от начало до конца (письмо прилагается). Слово в слово письмо было аккуратно переписано со всеми адресами и реквизитами в оба журнала.
После всех этих процедур нас пригласили на обед к тому пастуху, который встретил нашу группу на реке. Он угостил нас наваристым супом с мясом, чаем с сахаром, с вареньем, с маслом, с лепешками, после нескольких дней диетического питания мы смели все это без остатка. Поблагодарив за угощение, сфотографировавшись на память, получив пару лепешек, ведро картошки, килограмм соли на дорогу, мы отправились к рюкзакам. Здесь познакомились с двумя крестьянами копавшими картошку в поле, они предложили нам купить 5 кг мяса. Мы согласились, заплатив 200 рублей за мясо и еще одно ведро картошки. В это время приехала машина ГАЗ-53 с новой сменой работников-инспекторов национального парка. Подумав, что дело уже к вечеру мы решили отнести катамараны за завал. На пол-дороге к реке нас вновь догнали два всадника и велели, снова вернуться на кордон к новому начальнику. Делать нечего, оставив, рюкзаки и катамараны пошли к начальству. Старший инспектор Бегали Туйчиев был более суров, но выслушав нас о том, что скоро вечер и нам надо где-то ночевать - распорядился загрузить все вещи в ГАЗ-53 и отвезти на ГМС Майдантал. В итоге катамараны на машине уехали на ГМС, а мы с рюкзаками шли туда пешком.
Вечером за кружкой чая (спирт у нас уже давно кончился) Бегали Туйчиев снова да ладом аккуратно переписал все документы, особенно долго вертел письмо муфтия. Затем собрал все паспорта и предложил три варианта развития дальнейших событий:
1). Так как мы государственные преступники, которые незаконно пересекли, границу суверенного Узбекистана, он забирает наши паспорта и отправляет их в милицию в поселок Пскем, куда мы доплываем, и там начальник милиции решает нашу судьбу;
2). Если мы боимся за свои паспорта, то отправляем одного человека в поселок, а остальные плывут туда, где он их ждет в милиции;
3).Разбираем суда, пакуем рюкзаки и вместе с паспортами на автомобиле ГАЗ-53 едем в поселок Пскем.
Чисто по-русски махнув рукой и сказав: "Авось не пропадем!", мы выбрали 1 вариант развития событий, решив идти дальше по Пскему, тем более, что нас ждали орехи, яблоки, сливы.
Вечером варили мясо, смотрели телевизор, на ГМС есть "тарелка" через которую показывает один телеканал "Россия", было приятно увидеть кусочек Родины.
Ночевали в вагончике для гостей.

2 октября

Утром, проводив свои паспорта с одним из инспекторов в поселок и получив строгий наказ быть там через 2 дня, решили не таскаться на Майдантал, а продолжить сплав по Ойгаингу.
Финальный участок Майдантала около 4-4,5 км получилось, что мы обнесли, обидно толком не видели основные препятствия, поэтому описание порогов приводим из имевшегося у нас материала.
Группа начала сплав сразу за сплошным конгломератным завалом в препятствии №49. Суда обнесли сначала по дороге, затем по кромке берегового обрыва до крутого левого поворота, за поворотом крутой спуск со страховкой на веревке 40м до террасы, затем еще 25-30 м спуска до воды. До следующего завала группа прошла 7 порогов.
№1 порог-водопад высотой 2 м через все русло. Наиболее чистая струя слева. Страховка в котле. За котлом серия сливов и обливных камней. В конце порога слева, небольшое улово, подпертое грядой из камней.
№2 порог - крутая горка на левом повороте с давлением струи под правую стенку, в которой есть поднутрения. В конце порога слева стена и улово.
№3 порог на пологом правом повороте гряда камней оттесняет струю под правую стенку в 1,2 м слив на камни. Основной поток уходит под стену. В стене глубокие карманы - поднутрения.
№4 порог на левом повороте хаотичные камни, порог охватывает последующий правый поворот и заканчивается уловом под левым берегом сразу за правым притоком.
№5 порог наиболее простой из этой серии - нагромождение белых камней в русле. Заканчивается центральной грядой в русле.
№6 порог (1.76) начинается двумя потоками в левой и правой частях русла через камни.
№7 порог (1.77) На подходе к завалу серия сливов на прямом участке.
№8 порог-завал! (1.78) На правом повороте в русле масса глыб, упавших с правого берега. На входе справа узкие ворота, подпертые камнем, затем струя уходит в глыбы, где падает с 2-метровой высоты сложным винтовым сливом. Ширина потока до 2м. Обнос 20м по берегу. За водопадом сложный вход в струю с давлением на левобережный камень, далее метровый слив и на левом повороте справа гряда камней.
№9 порог (1.79) - проходимая часть завала представляет собой крутую горку. Правая часть русла перекрыта камнями. В центре карман из камней.
№10 порог (1.80) на левом повороте справа камни с карманом, проход слева с давлением на глыбу. Порог короткий 30м, за ним справа улово.
№11 порог (1.81) - водопад высотой 1,8м с выбросом на обливной камень. На левом повороте ворота из глыб, закрытые полуобливным камнем. За поворотом крутая горка с боем в центральный камень.
№12 порог (1.82) красивая плотина на левом крутом повороте со сложнейшим заходом. Высота сливов 1,5м. Основной косой слив в центре, но есть и под левым берегом. За плотиной протяженный струйный порог с достаточно широкими проходами. Слева с плато круто спускается тропа.
№13 порог (1.83) на левом повороте справа камни, слив. Проход слева.
Далее до автомобильного моста следует постепенно упрощающаяся шивера. От моста до устья Майдантала около 1 км спокойного сплава.
Мы же через 7 минут сплава слились с Майданталом. Ребята искупались в водах Майдантала.
Далее начался наш сплав по реке Пскем.

6.4 Река Пскем
Образуется от слияния двух рек Ойгаинг и Майдантал. После впадения в р.Пскем характер реки изменился: существенно возрос расход воды, берега в основном стали каньонного типа, в русле навалены крупные обломки скал. Основными порогами являются: препятствие №5 "Штольня" (6С), препятствие №6 (5С), препятствие №15 (5С), препятствие №16 (5С), препятствие №18 "Тепарский завал" (6С).
Первые три порога Пскема сложности не представляют. Это одиночные камни или группы камней, лежащие в русле и оставляющие достаточно широкие проходы.

Препятствие 4. Порог (4С).
Порог начинается ниже левого притока в 200 м под каменной осыпью левого берега. Состоит из трех ступеней. Первая ступень - русло перегорожено грядой камней, в центре большой камень, проход справа от него. Через 100 м вторая ступень - сливы через обливняки, проход по центру, далее в ворота между крупными глыбами и затем слева от скального обломка. Третья ступень находится на правом повороте. Левый берег - отвесная стена. В русле обливняки, валы.
От устья Майдантала двигались без разведки, до порога №4 ч.х.в. составило 1 час 40 мин. Перед порогом зачалились на правом берегу, провели разведку. Прошли в походном порядке сначала К-2 вдоль правого берега, затем К-4 и К-1 заходя по центру в третьей ступени прыгали через обливник ближе к скале левого берега.
Далее шли 10 -15 мин и зачалились на правый берег на изгибе реки влево, перед одинокой характерной горой на правом берегу (ориентир порога "Штольня"). Через кустарник вытащили вещи на дорогу для обноса за порог №5 "Штольня".

Препятствие 5. Порог "Штольня" (6С).
Сложнейший порог р. Пскем. Протяженность около 2 км. Начало за левым поворотом. Долина сужается, поворачивает налево. Река сжата крутыми осыпями, слева вплотную к реке подходит горный массив. Дорога проходит по террасе правого берега на высоте 100 м над водой. Порог начинается разгонной шиверой, мощь которой постепенно нарастает. Ключевой участок расположен на изгибе реки вправо сразу за устьем ручья, впадающего справа. Перепад участка 6-7 м. В центре русла каменный остров. Основная часть струи, идущая в левую протоку падает каскадом сливов между скальными обломками, наваливая поочередно на правый и затем на левый. Правая протока забита надводными камнями. Далее мощь реки несколько уменьшается, до места чалки на правый берег в районе отвесной левобережной скалы мощная шивера длиной около 900 метров. У скалы слив около 1.5 м и прижим к ней.
По дороге которая серпантином вьётся вдоль реки обнесли рюкзаки в конец порога, шли пешком чуть больше 1 часа, около 3,5 км. Лагерь поставили в лесочке на песчаной береговой полке. После обеда двинулись на разведку порога. Детальную разведку начали снизу спустившись к реке, в нижней части из-за малой воды образовалось несколько порожистых ступеней со сложными заходами. В основной ключевой части главный слив подпертый камнем, стал достаточно узок и вся масса воды обрушиваясь на камень вздымается бугром высотой около 1 м., для катамарана габаритов маловато. Закончив просмотр на входной ступени и обнаружив там также непроход (фото №48), приняли решение обнести К-2 и К-1.
Обнос закончили в 19 часов.

3 октября

Утром после завтрака экипаж К-4 в составе Илистанов, Пестов, Глазачев, Шилин отправились на покорение порога "Штольня" с обносом ключевого участка. Дойдя до входной ступени ещё около 1 часа совещались, как быть с непроходом, так как обнос по обрывистым берегам представлялся очень затруднительным. В итоге после долгих дебатов решили, что нас ждут наши паспорта и нам не хватает времени на прохождение порога. Обнос по знакомой дороге.
После обеда продолжили сплав. Через 10 мин. остановились на правом берегу собирать орехи и сливы. До притока Анаульгенсай ещё около 10 минут сплава по несложным шиверам. Лагерь расположили на правом берегу в устье притока, вечером небольшой дождь.

4 октября

За устьем сразу начинается следующее препятствие.
Препятствие 6. Порог (5С).
Длина порога 300 м. Река огибает конус древнего выноса правого притока. Перед устьем притока на правом повороте в русле два пятиметровых скальных обломка. Здесь следует пристать на берег для осмотра порога. Порог состоит из мощной шиверы и 50-метрового скального лабиринта.
Утром руководитель группы отправился на пост заповедника расположенный на дороге, на высоте около 100 м. В это время экипажи К-4 и К-1 занимались обносом непрохода в скальном лабиринте.
По возвращении руководителя экипаж К-2 прошёл входную шиверу порога и не сумев зачалится перед лабиринтом, влетел туда. Пройдя до основного габаритного непрохода (1-1,5 м), зачалились на левом берегу. Рюкзаки обнесли по берегу, выставили страховку. Далее осуществили дерзкую перечалку на правый берег прямо перед непроходом, там перетащили катамаран через плиту и спокойно перечалились обратно за рюкзаками.
На участке от пор.6 до пор.7 несколько мощных шивер, которые преодолевали с ходу, затратив на этот участок около 15 минут.

Препятствие 7. Порог (4С).
Длина порога 300 м. После левого изгиба в русле две группы глыб: меньшего размера у правого берега, за ними большего размера в левой части русла, на которые наваливает струя. Между группами глыб река перегорожена грядой обливняков и большим камнем в центре. Разведка возможна с правого берега.
Разведку провели по правому берегу, прошли в походном порядке.

Препятствие 8.
Несложный порог длиной 100 м.
Участок от преп. 6 до преп. 9 шли, затратив на сплав около 50 минут.

Препятствие 9. Порог "Западня" (5В).
Длина 300 м. Расположен после левого поворота. Ключевой участок на правом изгибе. За воротами из двух береговых глыб струя упирается в две глыбы поменьше, вздымается бугром и разбивается на два рукава. Правый перекрыт обливняками, в левом, основном, струя описывая дугу, выносит на стоящий в центре большой продолговатый камень. Четырехметровый проход справа от него. На левом берегу на скале табличка погибшему в августе 1999 года туристу-воднику Аксёнову Александру из города Обнинск.
Разведку провели по левому берегу. Все суда обошли глыбы по левому рукаву, затем ушли направо в ворота между правым берегом и камнем.

Препятствие 10. Порог (4 к.с.).
Длина порога 250 м. Начинается перед плавным левым поворотом. Справа на высоте 20 м идет дорога, пробитая в крутых склонах. Состоит из трех рядов ворот, образованных большими камнями. В первом ряду два камня у левого берега и один в центре. Через 30 м еще пара ворот между глыбами правого и левого берегов.
Проходили по центру без разведки. Участок от порога №9 до автомобильного моста прошли за 15 минут.
В 14 часов зачалились на левом берегу перед мостом, здесь тоже стоит пост, где нас ждали два инспектора национального парка.

7. ИТОГИ ПОХОДА, ЗАМЕЧАНИЯ К ОТЧЁТУ
1. Маршрут охватил достаточно обширную территорию от Киргизского хребта на Северном Тянь-Шане до Таласского Алатау и Пскемского хребта в Западном Тянь-Шане, и пролег по территории трех Среднеазиатских республик Кыргыстана, Казахстана, Узбекистана.
Общий километраж со всеми переездами составил около 1400 км., от г.Бишкека до поселка Пскем.
2. Пройдены четыре абсолютно разные по характеру реки:
- Чон-Кемин с расходом около 40м3 - быстрая, жесткая, русло средней ширины, проходы меж камнями довольно-таки чистые;
- Кекемерен расход около 40м3 - быстрая, легкая вода, русло шире чем на Чон-Кемине, судно слушается с пол-гребка, есть возможность совершить практически любой маневр;
- Майдантал с расходом, около 16м3 в устье, со средним перепадом более 20м/км относится к слаломным рекам, огромные уклоны на отдельных порогах, каменные завалы, сложность маневра из-за обилия камней, эта река несомненная изюминка похода;
- Пскем, расход 40-45м3 - мощная, тяжелая, воздушно-пенная вода, каждый гребок дается с большими усилиями, чувствуется мощь, и ещё большую сложность придают неожиданно начинающиеся пороги.
3. Сложнейший маршрут VI к.сл. закончился успешно, все участники довольны, все живы, здоровы, обошлось без серьезных травм и болезней (конечно, наложило свой отпечаток количество несчастных случаев среди водников в этом году).
4. На реках Чон-Кемин, Кекемерен, Майдантал пройдены все основные пороги, всего один переворот (на реке Майдантал водопад 4,5м), потеряно 1 весло и карабин от морковки.
5. На реках Чон-Кемен и Кекемерен отказались от услуг сопровождения автотранспортом, фирмы "Горизон-Травел" и решили проходить их по туристски, по-честному все свое неся с собой.
6. Пройдена давно забытая туристами-водниками река Майдантал. Инспектора Угам-Чаткальского национального парка не помнят, когда в последний раз видели здесь туристов-водников. По нашим данным это было в 1996-1997г.г. руководитель А.Тараскин из г.Сургута 9 человек на трех катамаранах-2 прошли только Майдантал, отчета нет, информация скудная. Огромное спасибо участнику того похода А.Казакову за предоставленное описание реки (описание прилагается).
7. Пешую часть на р.Майдантал в связи с отсутствием информации пришлось идти в режиме первопрохождения имея на руках карту, компас и GPS.
8. Под перевалом Майдантал (3560м) дров очень мало, а за перевалом практически до устья Ашутора их совсем нет.
9. В связи с увеличением количества дней на пешке пришлось корректировать раскладку, питались: завтрак-перекус-ужин. Надежды встретить чабанов и подкупить продукты не оправдались, с 19.09 почти две недели до устья Майдантала людей не видели. Все кусты смородины и ежевики вдоль реки объедали полностью.
10. В устье Майдантала на кордоне заповедника живут достаточно много людей около 20-25 человек с женами и детьми, все являются работниками Бричмуллинского лесхоза или Угам-Чаткальского национального парка. Есть трактор, регулярно приезжает машина ГАЗ-53 (бортовая). Можно заехать вверх на Ойгаинг или уехать в поселок Пскем.
11. Инспектора национального парка выполняют роль пограничников, выезжая с оружием вверх по Ойгаингу, на Майдантал не ездят. Погранзаставы в этом году на Ойгаинге нет, пограничники бывают редко, наездами - рейдами - дозорами.
12. На ГМС (гидрометеостанция) Майдантал стоит "тарелка", есть телевизор, показывает только одну программу, родной телеканал "Россия".
13. На кордоне и на ГМС народ к нам отнесся очень хорошо: угостили лепешками, супом, чаем, медом, дали соли, картошки 2 ведра, продали мясо 5 кг (за 200 российских рублей), разрешили собирать орехи, только около реки. В дальнейшем везде; в милиции в поселке Пскем, в погранотряде в поселке Чарвак, в милиции в г.Газалкент было уважительное отношение, может помогло письмо Верховного муфтия России (прилагается).
14. На реке Майдантал очень хорошо зарекомендовало себя судно катамаран-одиночка с распашными вёслами, удивив возможностью своего манёвра и способностью лазить через камни. Участник Игнатьев Н.М. на К-1 совершил первопрохождение некоторых кусочков, некоторых порогов.
15. Глубоко извиняемся перед первопроходцами р.Майдантал (В.В.Говор) и авторами описания имевшегося у нас (не знаем кто?) за своевольную разбивку и классификацию порогов.
16. Классификацию сложности порогов проводили по шестибальной шкале с подкатегориями А, В, С, при этом к шестой категории сложности относятся пороги 5С, 6А, 6В, 6С.
17. На реках Чон-Кемин, Кекемерен для некоторых порогов мы дали свою классификацию, согласно нашему уровню воды и проходимости судов.
18. На реке Чон-Кемин на пороге "Ералаш", на реке Кекемерен на пороге "Тура-Гоин"-2 для обеспечения большей безопасности пользовались переносными радиостанциями "Vertex" и "Kenwood" работающими в диапазоне 144,5 МГц.
   19. При составлении отчёта пользовались материалами - отчётами по рекам Чон-Кемин - Чаткал - Ойгаинг - Пскем от 08. 1995 года, рук. Черник С.И., по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Нарын от 08-09. 2000 года рук. Черник С.И., по рекам Кекемерен - Чон-Кемин - М.Нарын - Нарын от 08. 2001 года рук. Верхотуров М.А.
Отчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 гОтчет о водном туристском спортивном походе шестой категории сложности (катамараны) в районе Северного и Западного Тянь-Шаня по рекам Чон-Кемин - Кекемерен - Майдантал - Пскем, совершенном в сентябре 2003 г