29 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III

Руководитель похода: Зеленцов Д.Ю. Телефон: (095)335-78-19.

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5493

Введение

Настоящий отчет содержит техническое описание перевалов, пройденных спортивными группами школы НТП при МГЦТК во время учебно-тренировочного сбора на Центральном Тянь-Шане (Терскей-Алатау) в июле-августе 1997 г: Панорамный, Алакель Ю., Такыртор, Скальный Замок, Средний, Черные Камни, Кургактор, Солнце, Онтор, Гастелло, Призывников, Озерный, Телеты, Рижан Ложный, Джилысу Ю., Джилысу Ц., Инструкторов (радиально), а также радиальный выход на пик Гастелло.

В отчете приводятся справочные сведения об УТП, краткая характеристика района путешествия, состав и графики движения спортивных групп, список инструкторского состава школы, меры по обеспечению безопасности на маршрутах, технические описания пройденных перевалов, итоги, выводы и рекомендации.

Введение
        - Перевал Призывников
        - Перевал Рижан Ложный
        - Перевал Скальный Замок
        - Перевал Солнце (Эдельвейс)
        - Перевал Средний
        - Перевал Такыртор
        - Перевал Телеты
        - Перевал Черные Камни
Итоги, выводы и рекомендации

Справочные данные об учебно-тренировочном походе

Общие сведения

Вид туризма - горный.
Район проведения - Центральный Тянь-Шань (Терскей-Алатау).
Организация, давшая заключение по заявочным материалам и утвердившая маршруты групп - Московская городская МКК.
Организация, утвердившая школу - Кадровая комиссия МГЦТК.

Техническая характеристика маршрутов

Сроки путешествий - с 20 июля по 5 августа 1997 г.
Продолжительность пешеходной части маршрутов - 14 дней.
Протяженность маршрутов - 122-137 км.

Пройдено перевалов - 17, в том числе:
1A - 3 (Панорамный, Алакель Ю., Телеты,)
1Б - 14 (Такыртор, Скальный Замок, Средний, Черные Камни, Кургактор, Солнце, Онтор, Гастелло, Призывников, Озерный, Рижан Ложный, Джилысу Ю., Джилысу Ц., Инструкторов (радиально))
Высоты перевалов - от 3500м до 4100м.

Во время движения и в период акклиматизации на различных формах горного рельефа проводились занятия по горно-туристской технике в соответствии с программой школы НТП.

Состав групп

Отделение N 1
м.к. 1/3-204

1. Инструктор: Зеленцов Д.Ю.
2. Помощник: Часовиков М.А.
3. Бирюков А.М.
14. Широков Ю.А.

Отделение N 2
м.к. 1/3-205

1. Инструктор: Кириллов В.И.
2. Помощник: Паз М.В.
8. Скрипов Д.К.

Отделение N 3
м.к. 1/3-105

1. Инструктор: Егоров А.А.
2. Помощник: Иванов А.В.
14. Хазанов И.Г.

Отделение N 4
м.к. 1/3-104

1. Инструктор: Лебедев К.Д.
2. Помощник: Родин И.К.
14. Щеглов А.В.

Отделение N 6
м.к. 1/3-206

1. Инструктор: Смирнов Л.В.
2. Помощник: Фоминов Я.В.
3. Помощник: Назаров М.М.
4. Булынко Я.А.
16. Трофименко Е.А.

Отделение N 5
м.к. 1/3-106

1. Инструктор: Ефимов А.М.
2. Помощник: Зеленцова Е.В.
3. Ануфриев С.В.
12. Русанов П.Н.
13. Ряпина Т.В.

Адреса инструкторов школы

1. Зеленцов Дмитрий Юрьевич - Москва, ул.Бутлерова, дом 14, кор.1, кв.37, тел.335-7819.
2. Кириллов Виктор Иванович - Москва 117342, ул.Введенского, дом 7, кв.94, тел.333-9076.
3. Егоров Алексей Александрович - Тверь, Калининский р-н, дер. Калошино, дом 9, тел.(082-22)-91-244.
4. Лебедев Константин Дмитриевич - Москва, ул.Молодогвардейская, дом 3, кв.32, тел.443-1069.
5. Смирнов Леонид Викторович - Москва, ул.Саянская, дом 4, кв. 73, тел.307-9665.
6. Ефимов Александр Михайлович - Москва, ул.Маршала Бирюзова, дом 8, кор.3, кв.271, тел.198-7308.

Характеристика района путешествия

Общие замечания

В связи с многократным описанием в отчетах, хранящихся в библиотеке МГЦТК, Терскей-Алатау, физико-географический обзор района путешествия здесь не приводится.

Выбор района сборов был предопределен следующими обстоятельствами:

- район Терскей-Алатау после непродолжительного затишья вновь стал относительно доступным в финансовом отношении по сравнению с другими районами Средней Азии;
- ущелья Алтын-Арашан, Каракол, Джеты-Огуз и Чон-Кызылсу, по которым проходили нитки маршрутов, имеют прекрасные возможности для заезда групп и организации забросок;
- природное разнообразие и неповторимая красота района делают его весьма привлекательным в познавательном плане;
- достаточный набор перевалов от н/к до 1Б, позволяет составить интересные нитки маршрутов;
- возможность получения участниками сборов хорошего высотного опыта - до 4100м;
- возможность проведения занятий по технике горного туризма на реальном горном рельефе.

Транспортные возможности

В район учебно-тренировочных походов (УТП) группы добирались следующим образом:

От Москвы до Бишкека скорым поездом N 18 с Казанского вокзала. Стоимость билетов в купе - около 500 тыс. рублей, для групп более 30 человек скидка 30%.

Для проезда по территории Киргизии от Бишкека до места УПТ (г.Каракол) и обратно, а также для оформления пропусков в альптурзоны бассейнов рек Каракол, Джеты-Огуз и Чон-Кызылсу были использованы услугу туристической фирмы "Достук-Треккинг".

От вокзала на двух заказанных автобусах типа "Икарус" доехали до горнолыжной спортивной базы возле стадионе в г.Каракол . Эта дорога заняла у нас существенно больше времени, чем мы планировали - как оказалось сильная жара и раскаленный асфальт смертельно влияют на покрышки автобусов - у нас на два автобуса было выведено из строя четыре колеса за всю дорогу.

В Караколе мы бесплатно переночевали на территории горнолыжной базы в палатках. Рядом на стадионе расположена самая дешевая гостиница города, в которой в двухместных номерах за приемлимую сумму (20 сомов в день с человека) можно переночевать и даже пообедать в холле за общим столом. Там же есть довольно приличная сауна (50 сомов в час на 4-5 человек). Правда, в городе довольно непривычные москвичам перебои с электричеством и сидеть в парилке с фонариком было скорее забавно, чем приятно. Цены на продукты на базаре в г.Каракол более чем умеренные - за 40-50 сомов можно наесться до отвалу (шашлык - 10 сомов, лагман - 12, манты - 1-1.5 за штуку, овощи - около 3-5 сомов за килограмм).

На следующий день на машинах горнолыжной базы (все было заказано через фирму "Достук-Треккинг" прямо из Москвы) доехали до первого моста через р.Каракол: одна машина завезла все рюкзаки, а вторая, ГАЗ-66 (вахтовка), за два рейса довезла всех людей.

Путь от первого моста до а/л "Каракол" довольно скучен и утомителен, тем более показалось нецелесообразным изнурять себя в первый день похода перетаскиванием всех рюкзаков и забросок в коробках. Поэтому взять лошадей в коше расположенном чуть выше по реке от моста посчитали совсем не зазорным. Цена такого способа перевозки вещей за килограм варьировалась как от способа транспортировоки (от количества рюкзаков нагруженных на бедное животное), так и от погодных условий (во второй половине дня шел довольно сильный дождь).

Заканчивались маршруты отделений школы на травянистой поляне, расположенной примерно в 1-1.5 километрах ниже по течению от горячих источников Джилысу, на правом берегу реки рядом с автомобильной дорогой. По опыту прошлого года мы знали, что путь оттуда до села Покровка (дальше мы собирались отправится на озеро Иссык-Куль), совершенно безидейный и на большем своем протяжении лишен источников питьевой воды, что совершенно не вдохновляет в ясный солнечный день. Было очевидно, что нужно ловить машину, а посколько нас было более 50 человек, потребовались две бортовый машины. Обе машины были заказаны накануне. Как оказалось, сделать это было довольно просто - местные жители часто посещают горячие источники Джилысу (видимо вследсвие того, что они бесплатные), а кроме того, начальник ФГС Алик довольно часто ездит на ФГС из филиала в Покровке. Естественно, разумно было закзазать машины до самого берега озера Иссык-Куль недалеко от туберкулезного санатория, что мы с успехом и сделали (стоимость - 300-350 сомов за машину).

По договоренности с водителями автобусов, зафрахтованными нами фирмой "Достук-Треккинг", они в назначенное время забрали всех с берега озера и без особых приключений привезли в Бишкек. Дальше требовалось пережить ночь в Бишкеке и на следующий день уехать московским поездом. В принципе ночевать можно и на вокзале в зале ожидания, но кто же откажется от предложения провести ночь не на полу грязного и шумного вокзала, а в комнатах общежития в 3-х минутах ходьбы от вокзала (15 сомов за ночь без белья). Сразу отпал и вопрос о необходимости караулить вещи на следующее утро, когда жадные до пищи и экзотики мы прочесывали город Бишкек. Можно остановиться и в гостинице также недалеко от вокзала за 40 сомов с бельем.

Поезд из Бишкека в Москву N 17 отправляется в 10:55 Москвы. В дороге не следует забывать, что очень вероятен досмотр на казахской территории.

Курс сома на лето 1997 года составлял 17.4 сома за 1 доллар и 350-360 рублей за 1 сом.

Политическая ситуация

Стало уже традицией отдельным параграфом описывать отношения с блюстителями порядка (как их называют в газетах), или с ментами (как их иногда называют в Москве). Туристы для них - хороший повод подзаработать: обработают так, что не подкопаешся. Схема проста - найти туриста, только что спустившегося с гор, среди кыргызолицей толпы труда не составляет. Очевидно, деньги у такого человека есть, а опыта общения с милиционерами-жуликами зачастую нет. Осталось воспользоваться этими двумя факторами - человека заводят в отделения милиции под благовидным предлогом проверки документов, для верности могут что-нибудь наплести о грядущем дне города или о месячнике правопорядка, но факт остается фактом - проверки документов у них довольно плодотворные: с человека могут при обыске незаметно взять купюру в 50 или 100 тыс. рублей, при этом будут ощупывать как девицу (настоящих девиц, к чести сказать, не трогают, что уже приятно) и задавать провокационные вопросы на наркотические темы. Любой здоровый человек будет испытывать естественное отвращение к этой процедуре и желание поскорее выйти из кутузки, забыв напоследок пересчитать деньги. Рассказывали, что у французов таким образом одолжили по 100 долларов.

Опять же, следует сказать, что это все цветочки по сравнению с казахской милицией, с которой общаешься по дороге в поезде. В Киргизии, по крайней мере, обращение достаточно вежливое и даже что-то пытаются объяснить и извиниться за "причиненные неудобства", тогда как казахи просто орут матом без всякого повода, демонстрируя свою власть. Представляем что бы было, если бы действительно имелся повод!

Нитки маршрутов

Реальный план-график взаимодействия отделений горной школы I класса при МГУ.

Учебно-тренировочные походы на Центральном Тянь-Шане в июле 1997 года

2 21.07 Подход до а/л Каракол
3 22.07 Занятия по переправе. Подход до оз.Алакель
4 23.07 Открытие УТП. Снежные и ледовые занятия
5 24.07 Черные Камни (1Б) Такыртор (1Б)
6 25.07 л.Бригантина Средний (1Б) л.Чон-Узень
7 26.07 Солнце (1Б)+ Онтор (1Б) а/л "Каракол" Замок (1Б*)
8 27.07 а/л "Каракол" ДНЕВКА а/л "Каракол"
9 28.07 ДНЕВКА Призывников (1Б*) ДНЕВКА
10 29.07 Телеты (1Б) "Поляна Цветов" Озерный (1Б)
11 30.07 "Поляна Цветов" Джилысу Ю. (1Б) "Поляна Цветов"
12 31.07 Джилысу Ю. (1Б) Источники Джилысу Джилысу Ц. (1Б)
13 01.08 Источники Джилысу

2 21.07
Подход до а/л Каракол
3 22.07
Занятия по переправе. Подход до оз.Алакель
4 23.07
- 07.08
Прибытие в Москву

Обеспечение безопасности на маршруте

В процессе предпоходной подготовки на семинарских и практических занятиях обеспечению безопасности уделялось особое внимание.

За время обучения все участники походов получили теоретические знания и практические навыки в выполнении приемов страховки и самостраховки, а также технических приемов, позволяющих преодолевать различные формы горного рельефа.

Подготовленность участников была оценена в ходе проверки на местности (кросс-поход), организованной силами ОКСО г.Москвы под руководством Сазонова В.Е.

По результатам кросс-похода спортивные отделения школы добились следующих результатов:

Отделение 1. Инструктор Зеленцов Д.Ю.

1 команда 5 место
2 команда 13 место

Отделение 2. Инструктор Кириллов В.И.

1 команда 3 место

Отделение 3. Инструктор Егоров А.А.

1 команда 1 место
2 команда 4 место

Отделение 4. Инструктор Лебедев К.Д.

1 команда 14 место
2 команда 15 место

Отделение 5. Инструктор Смирнов Л.В.

1 команда 6 место
2 команда 12 место

Отделение 6. Инструктор Ефимов А.М.

1 команда 2 место
2 команда 7 место

Все участники походов сдали зачет по технике безопасности в горах. Спортивные группы были полностью обеспечены снаряжением, необходимым для безаварийного прохождения маршрутов.

При разработке маршрутов были предусмотрены следующие меры:

- активная акклиматизация (занятия по переправам на реке Каракол в районе альплагеря, снежно-ледовые и скально-осыпные занятия в районе озера Алакель);
- запасные варианты маршрутов и пути эвакуации пострадавших;
- организация контрольных встреч групп (ущелье реки Каракол в районе альплагеря, теплые источники на реке Чон-Кызылсу);
- облегчение веса рюкзаков с помощью организации забросок.

На маршрутах безопасность обеспечивалась следующим образом:

- на технически сложных и потенциально опасных участках маршрута все работали только в касках;
- для прохождения камнеопасных склонов использовалось раннее время суток;
- технически сложные участки проходились с тщательной страховкой и самостраховкой;
- на сложных участках проводилась предварительная разведка и обработка маршрута;
- особое внимание уделялось выбору безопасного и комфортного места для бивуака.

Грамотное построение ниток маршрутов, правильный выбор тактики прохождения ключевых участков и техническая подготовленность участников позволили пройти маршруты безаварийно и в намеченные сроки.

Технический отчет

Долина реки Каракол и озеро Алакель

Маршруты спортивных групп школы начинались в ущелье реки Каракол. От города Каракол (Пржевальск) по ущелью реки Каракол проходит автомобильная дорога, доходящая до альплагеря фирмы "Кок-Джеле", базирующейся в Караколе. (Контактные телефоны фирмы: 2-19-02 (факс), 2-57-30.) Однако она давно не расчищалась и местами сильно завалена или смыта в реку.

Нам удалось доехать только до первого моста (20 минут) через реку Каракол, а дальше добираться пешком, т.к. по словам водителей, мост был непригоден для проезда автотранспорта (хотя некоторые машины все-таки проезжали выше). Перейдя по мосту на левый берег реки, продолжаем подъем по дороге, которая через 30 минут ходового времени приводит к кошу. Здесь можно договориться и за приемлемую плату (40-50 сомов за рюкзак, 2-3 рюкзака на лошадь) нанять лошадей для перевозки груза к альплагерю, что и было сделано некоторыми отделениями школы.

За кошем переходим по мосту через левый приток реки Каракол и движемся дальше по дороге, которая, постепенно набирая высоту, идет по левому склону ущелья довольно высоко над рекой. Через 2 часа ходового времени ущелье расширяется и мы выходим на заболоченную, со множеством ручьев, ступень долины. Еще через 30 минут подходим к началу подъема на вторую ступень долины реки Каракол. Отсюда дорога серпантином по лесу поднимается на довольно крутой и высокий уступ и через 20 минут приводит к месту впадения в каракол левого притока - реки Восточный Аютор. Здесь на большой поляне чуть выше места слияния и расположен альплагерь "Каракол".

Учитывая то, что дальнейший путь отделений школы лежал к озеру Алакель, базовый лагерь (и заброска) был организован на левом берегу В.Аютора (не доходя метров 100 до переправы) прямо на поляне возле моста через реку Каракол. Крупная осыпь на склоне долины удобна для оставления забросок, о которых, правда за определенную плату, можно договориться и в альплагере.

Переправа через Каракол достаточно надежна и представляет из себя две секции из бревен, над которыми в качестве перил на столбиках натянута стальная проволока. Однако после сильного дождя накануне (с учетом общего высокого уровня воды из-за интенсивного таяния в этом сезоне), даже утром вторая секция бревен (ближе к правому берегу Каракола) заливается водой и идти по ним очень скользко.

Учебным планом УТП в этом месте были запланированы занятия по переправам, что и было осуществлено в полном объеме. Первый участник в кошках, переправился со страховкой на другой берег и закрепил там на дереве конец веревки. Затем была организована навесная переправа, по которой были сначала переправлены рюкзаки, а затем и все участники УТП. Для ускорения процесса было провешено еще два коридора для переправы рюкзаков.

От переправы в ущелье Кургактор уходит тропа, которая через 2 часа 10 минут ходового времени приводит к приюту "Сирота". Здесь много хороших мест для организации бивуака. далее тропа идет вдоль правого берега ручья, вытекающего из озера Алакель. Еще через 1 час 10 минут движения по тропе, которая идет по прижимам вдоль ручья, то забираясь выше, то спускаясь к самой воде, подходим к красивому большому водопаду, ниспадающему со скальной перемычки, запрудившей озеро Алакель и здесь на травянистых площадках останавливаемся на ночлег.

Утром за 30 минут поднимаемся на перемычку и выходим к озеру Алакель. Отсюда по его западному берегу идет тропа к перевалу Панорамный, а тропа вдоль восточного берега через 15 минут приводит к началу подъема на перевал Алакель. Примерно через 1 час 20 минут движения вдоль берега выходим на травянистые площадки на берегу озера прямо под перевалом Алакель, где собрались все отделения и состоялась церемония открытия УТП. Отсюда хорошо видны все наши перевалы: Алакель, Панорамный, Такыртор и начало подъема на перевал Черные Камни.

При использовании нашего описания для расчета времени следует обратить внимание на то, что это были первые два дня похода и участники не получили достаточной акклиматизации.

Перевал Алакель

Категория - 1А
Характер - осыпной
Высота - 3600 м
Ориентация - ЮВ-СЗ

Расположен в северном отроге Терскей-Алатау у одноименного озера. Соединяет реку Кургактор (бассейн р. Каракол) и Кельдыке Восточная (бассейн р. Алтын-Арашан). С перевала сняли записку группы туристов из Швейцарии от 23 июля 1997 г. (гид Лобанова Татьяна).

Прохождение: 24 июля 1997 г. со стороны озера Алакель. Описание дается от озера до ручья из-под ледника Кургактор.
Необходимое снаряжение: ледорубы или лыжные палки, каски.

Озеро Алакель подпирается с севера скальной перемычкой. Подъем на нее возможен вдоль правого берега ручья, водопадом срывающегося в ущелье реки Кургактор, по "лбам", изрезанным осыпными и травянистыми галстуками; выход существенно выше уровня воды, куда нет необходимости спускаться, если дальнейший путь лежит восточным берегом озера (к перевалам Алакель, Такыртор, Черные Камни). Тропа некоторое время траверсирует склон и вскоре уходит круто вверх - выше скальных сбросов, спускающихся в озеро. Набрав около 100 м высоты тропа пропадает и тут важно не терять набранную высоту. Нечеткая тропа косым траверсом по осыпям всех возможных калибров поднимается на гребень в дальней левой (ор.) части перевального взлета.

Если подъем начинать непосредственно от озера, потребуется много времени (переход) на преодоление крутой живой осыпи в лоб. До перевала по расчетам три перехода от скальной перемычкки. Высота 3600 м, седловина скально-осыпная, отличный вид на озеро и ледник Такыртор. Имеется тур.

Спуск начинается от места, куда выводит тропа. Широкий скально-осыпной кулуар дает возможность маневра для безопасного (камни из под участников - каски!) спуска. Сброс высоты очень существенный, хотя с перевала кажется, что спуск короткий. В средней части кулуара начинается мелкая осыпь, по которой удобно съезжать. Спуск завершается у ручья, вытекающего из-под шапки ледника Кургактор, лежащего на скалах. От седловины - 1-1.5 перехода.

скальная перемычка - подножие перевала 1 час 20 мин
подъем в лоб по средный осыпи до тропы 1 час 20 мин
подъем по тропе траверсом на седловину 45 мин
спуск прямо вниз до ручья В. Кельдыке 1 час 20 мин
Всего: 4 часа 45 мин

Перевал полностью соответствует своей категории сложности 1А. Проходить его лучше в описанном направлении, при этом следует как можно меньше сбрасывать высоту при обходе озера. Спуск камнеопасен, поэтому необходимо быть очень внимательным и осторожным. В целом перевал технически и физически прост, основная тактическая сложность - не потерять тропу на подъеме.

Перевал Гастелло

Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет реки Телеты Восточная (долина р. Каракол) и Аютор Западная (долина р. Джеты-Огуз). С перевала сняли записку группы туристов Омского городского клуба (II к.с., руководитель Афанасьева) от 25 августа 1991 г.

Прохождение: 28 июля 1997 г. со стороны а/л "Каракол". Описание дается от а/л "Каракол" до "Поляны Цветов".
Необходимое снаряжение: ледорубы, каски.

От а/л "Каракол" поднимаемся по левому берегу р. Каракол до места впадения в нее р. В.Телеты. Через р. В.Телеты есть хороший мост рядом с избушкой, примерно в 200-ах метрах от слияния рек Онтор и Телеты. Перейдя на правый берег реки Телеты необходимо найти хорошо набитую тропу, которая вначале круто поднимается вверх по еловому лесу, а через некоторое время выполаживается и выходит в висячую долину среднего течения реки . Пройдя по долине, переправляемся в наиболее удобном месте на левый берег р. Телеты и по хорошо набитой тропе доходим до ее небольшого левого притока. Переходим его и подходим к крупной осыпи на правом (по ходу) борту долины.

Здесь следует сойти с тропы (она идет к перевалу Телеты), резко повернув вправо, и по границе травы и камней начать подъем к перевалу Гастелло. После выполаживания - зеленых площадок перед валами крупнообломочной морены, где возможна ночевка - обходим каменные завалы справа по границе травы и камней и выходим к конгломератному гребню; здесь на ровной песчанной площадке разбиваем лагерь. Отсюда хорошо виден язык ледника и седловина перевала Гастелло. Поднимаемся на гребень и по нему выходим на конгломератный купол. Также возможно движение и по широкому карману между скалами и гребнем, но там существенна опасность схода камней.

Далее возможны два варианта пути: во-первых, по крупной осыпи справа по ходу, и, во-вторых, по пологому леднику прямо под перевал. Поскольку ледник был открыт, мы выбрали второй вариант. По правой (по ходу) стороне ледника подходим под перевальный взлет, трещин мало и они не широкие. Взлет пологий, крупные камни, местами снег. В гребне есть три седловины, тур находится на самой правой.

Спуск с перевала на ледник идет по осыпному склону под пиком Гастелло. Ледник пологий, но в верхней части есть несколько широких трещин. По правой (по ходу) стороне ледника двигаемся до удобного места для спуска в рантклюфт. Здесь очень важно вовремя сойти с ледника направо, потому что прямо вниз он резко обрывается на "бараньих лбах". Вскоре рантклюфт переходит в морену (камни на льду) - спускаясь по ней выходим на большие зеленые террасы, где возможна ночевка. Далее путь идет по тропе правым берегом реки З. Аютор (в одном месте приходится проходить скально-осыпной сброс). После впадения ее в р. З.Телеты, по правому берегу идет хорошая тропа, но нужно обязательно вовремя перейти на левый берег, т.к. дальше тропы по правому берегу уходят на опасные обрывы. Примерно через час по хорошо набитой тропе выходим к слиянию рек З. Телеты и Джеты-Огуз к "Поляне Цветов".

Слияние рек Каракол и В. Телеты - переправа на левый берег 2 часа 00 мин
Подход к месту ночевки на языке ледника Гастелло 1 час 30 мин
Подъем от места ночевки до седловины перевала 2 часа 00 мин
Спуск с перевала ниже пояса "бараньих лбов" 1 час 30 мин
Спуск до "Поляны Цветов" 3 часа 00 мин
Всего: 8 часов 45 мин

Перевал соотвествует категории сложности 1Б и не слишком интересен для прохождения. Может быть рекомендован в походах II к.с. с методическими целями, как "классический" образец снежно-осыпного перевала категории 1Б.

Перевал Джилысу Центральный

Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау. Соединяет верховья рек Ат-Джайляо (долина р. Джеты-Огуз) и Джилысу (долина р. Чон-Кызылсу). С перевала сняли записку группы туристов горной школы НТП при МГУ (V отделение, 14 человек, II к.с.) от 31 июля 1997 года, руководитель Назаров М.М.

Прохождение: 31 июля - 1 августа 1997 года со стороны реки Джеты-Огуз. Описание дается от места ночевки на берегу р. Джеты-Огуз до общего лагеря на реке Чон-Кызылсу (ниже горячих источников Джилысу).
Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки. Жумары желательны.

От места ночевки на правом берегу р. Джеты-Огуз идем вниз по хорошей широкой дороге. Небольшой мостик через реку спустя 5-10 минут хода не следует переходить: по словам местного жителя - горного проводника - тропа, ведущая от него круто вверх, идет в другое, не "наше" ущелье. Через 25 минут дорога сворачивает к реке - мост через нее разрушен еще 4 года назад, поэтому нужно идти дальше вниз, до следующего моста в районе молочной фермы. В коше, еще через 15 минут хода, можно купить молоко, айран. Через 25 минут хода по хорошей дороге подходим к мосту. Перейдя через него, начинаем движение в обратном направлении - вверх по течению р. Джеты-Огуз, по ее левому берегу.

За очередным кошем (30 минут от моста), дорога разветвляется: одна ведет прямо на мост через р. Ат-Джайляо, другая же поворачивает направо и идет вдоль реки, ее левым (орографически) берегом, сразу круто забирая вверх. Необходимо двигаться по ней. Тропа идет по лесу, растущему вдоль реки, до границы леса 1 час 50 минут, по пути проходим через кош. Недалеко от границы леса тропа переходит на правый берег реки Ат-Джайляо (переправа по камням или вброд). Долина выполаживается, по тропе доходим до самого верхнего коша, далее можно двигаться по зеленым террасам либо по тропе вдоль реки, либо прямо по траве. По левому берегу реки также идет тропа, переправа возможна практически в любом месте по камням или вброд.

Отсюда открывается вид на перевалы Джилысу Южный и Джилысу Центральный. Двигаясь вдоль реки, переправляемся на ее левый берег (по камням) и подходим под начало подъема на перевал. Места для ночевки есть недалеко от устья ручья, ушедшего под камни, рядом с крутым поворотом реки налево по ходу. Недостаток этого места - площадки слегка наклонные. Более ровные места для палаток есть на зеленой террасе недалеко от осыпи с перевала, но здесь нет воды (хотя в принципе вечером можно нацедить кружкой под камнями в русле ручья).

С утра начинаем подъем на перевал: сперва вправо-вверх на зеленую террасу, а затем прямо вверх по крупной и средней некрутой осыпи, переходящей в мелкую, "живую" и более крутую (до 25-30o). Двигаться можно прямо по ее центру, формируя ступени. Возможно движение вдоль края скального острова (выход скал по центру осыпи), придерживаясь руками за скалы, иногда переходя на лазанье. Скалы простые, довольно сильно разрушенные, поэтому двигаться нужно аккуратно, плотной группой. После 1 часа 30 минут движения по осыпи поднимаемся в верхний цирк. Траверсируя правый по ходу склон, оставляем слева небольшое озеро и выходим на ледник (пологий, открытый, без трещин), по которому быстро поднимаемся (100-150 м) под перевальный взлет.

Характерный снежный галстук на перевале растаял, остался лишь участок льда, крутизной до 30гр в верхней части взлета, который можно обойти справа по ходу по осыпи и разрушенным скалам. Осыпь, обнажившаяся в результате таяния снежника, мокрая, мелкая, неслежавшаяся; идти по ней трудно, поэтому обходим справа по ходу "бараний лоб" в центре перевального взлета и выходим на ровную и безопасную полочку над ним. Далее продолжаем движение по "живой" осыпи. Скалы слева по ходу очень сильно разрушены, полочки на них наклонные, заваленные обломками, которые сильно сыпят, поэтому в самой верхней части перевального взлета вешаем 1 веревку (крепление за выступ скалы на перевале). Используя жумары, или хотя бы просто придерживаясь за веревку (спортивным способом), можно легко подняться на перевал по центру осыпи, не вылезая на скалы. Поднимаемся на перевальный взлет за 1 час 15 минут. Перевальная седловина узкая, скально-осыпная. Тур находится в центре седловины.

Спуск с перевала начинаем по мелкой осыпи (100 м), а затем идем по боковой морене (30 минут) до первой травы . Обходя по зеленым террасам "бараньи лбы", спускаемся к реке Джилысу. Небольшой участок конгломератного склона проще обойти по левому берегу, река здесь легко переходится по камням. Вдоль реки идут хорошо набитые тропы как по правому, так и по левому берегу. Начинаем спуск по правому берегу. На травянистых холмах тропа местами теряется, местами идет несколько троп - лучше выбирать нижние, ближние к реке, так как некоторые из верхних троп сперва идут, траверсируя склон, а затем круто забирают вверх и даже поворачивают в обратном направлении (возможно, они ведут на перевал Джилысу Северный).

Долина реки ниже по течению сужается, правый склон покрыт травой, редкими кустарниками (арча, ниже - шиповник), на левом склоне - густой еловый лес. Идущая вдоль реки тропа несколько раз (по крайней мере три) переходит с берега на берег. Переправа по камням элементарна даже во второй половине дня и после дождя. За 2 часа 40 минут ходового времени спускаемся от "бараньих лбов" под перевалом до горячих источников. Чтобы дойти до места общего сбора - это первое удобное для стоянки место после горячих источников (на самих источниках стоять нельзя) - идем по автомобильной дороге вниз по течению реки Чон-Кызылсу и за 15 минут доходим до этого места (небольшая ровная полянка с деревьями между дорогой и рекой, рядом с небольшим ручьем).

стоянка у р. Джеты-Огуз - р. Ат-Джайляо 1 час 35 мин
спуск вдоль р. Джилысу до горячих источников 2 часа 15 мин
источники - лагерь 15 мин
Всего: 12 часов 40 мин

Перевал вполне соответствует категории 1Б и может быть рекомендован для прохождения группам, совершающим походы II-III к.с. В целом перевал не очень интересен, но методически полезен, так как позволяет в полной мере отработать технику хождения по "живым" осыпям. При прохождении перевала следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности: идти плотной группой и в касках.

Перевал Джилысу Южный

Ориентация - З-В

Прохождение: 27-28 июля 1997 г. со стороны реки Ат-Джайляо. Описание дается от места слияния рек Арчатор и Джеты-Огуз до общего лагеря на реке Чон-Кызылсу (ниже горячих источников Джилысу).

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки (минимум 2*40м). Очень желательно также иметь хотя бы несколько жумаров.

Мы не были уверены в наличии мостов через Джеты-Огуз ниже слияния и, поэтому, решили переправиться на левый берег в месте слияния рек Джеты-Огуз и Байтор. Реку Джеты-Огуз перешли по мостам через два рукава, а чтобы перейти Байтор, пришлось пройти вдоль него вверх метров 400 и переправиться по толстому дереву, перекинутому через поток (мы провесили одну веревку перил для равновесия).

Левым берегом р. Джеты-Огуз идет хорошая тропа до коша ( 1 час 30 мин). Чабаны сказали, что от коша тропа раздваивается. Нижняя ведет вдоль реки через мост и далее вниз, до "Поляны Цветов". Верхняя же, постепенно набирая высоту, заворачивает налево и выходит в долину реки Ат-Джайляо. При этом верхний путь намного быстрее и короче. Нам повезло - с нами из коша выехало несколько чабанов на охоту в ущелье Ат-Джайляо, их следы сильно облегчили ориентирование. Вначале тропа траверсирует поросший лесом склон, постоянно разветвляясь на несколько тропок (не терять высоту!), затем пересекает широкую прогалину в лесу и окончательно раздваивается на две основные тропы, нижняя из которых резко уходит вниз к мосту.

Мы идем по верхней тропе, которая продолжает траверсировать склон, плавно набирая высоту, и пересекает еще несколько ручьев и узких прогалин, здесь она постоянно теряется и вновь находится. Склон сначала плавно поворачивает влево (это уже устье Ат-Джайляо), а затем после резкого поворота налево (фактически мы переваливаем через небольшой отрожек) мы оказываемся на широкой, хорошо набитой тропе, почти дороге. Она идет траверсом, пересекает ручей и опять теряется. Здесь необходимо продолжать траверс, одновременно набирая высоту. Постепенно прямо по ходу начинает проглядывать скала, ограничивающая гребень, который разделяет ущелье, ведущее к перевалам Джилысу, и ущелье, ведущее к пику Дружбы Народов. Лес кончается и мы оказываемся на берегу потока, стекающего с пика Дружбы Народов, выше слияния. Переходим этот поток и движемся далее вдоль основного истока реки Ат-Джайляо правым берегом (ор.) по зеленым холмам, постепенно набирая высоту. Река заворачивает налево (по ходу) - здесь трава кончается и начинаются осыпные валы. Поднимаемся немного по осыпи и оказываемся у начала перевально взлета.

Отсюда есть несколько вариантов подъема на перевал - можно начинать слева по скальным кулуарам, либо справа по осыпи. Выбираем правый путь, как наиболее безопасный. Сначала поднимаемся широким серпантином по крутой осыпи, обходя кулуары справа, а затем проходим налево, над кулуарами вдоль скальных склонов отрога справа. Основное движение - по средней осыпи, но в некоторых местах приходится передвгаться свободным лазанием по сильно разрушенным скалам.

Дальше также есть два пути, т.к. перевал имеет две седловины. На левую (по ходу) седловину путь просматривается сразу же: сначала вправо-вверх, почти параллельно основному гребню по осыпи, снегу или пологим бараньим лбам, а затем прямо вверх по снежнику. Путь на северную седловину кажется более опасным (крутой узкий кулуар), но, руководствуясь описанием, мы выбрали его. По разрушенным скалам выходим на небольшую полочку под скалами чуть правее и ниже начала кулуара. Отсюда вешаем одну веревку перил в кулуаре до следующей полочки, укрытой скальным выступом и большим камнем - на ней собирается вся группа. Дальше по кулуару провешиваем еще 1.5 веревки перил (60 м) до седловины .

По описаниям раньше здесь лежал снежник, сейчас же он почти весь растаял (только в верхней, самой крутой части кулуара осталось немного снега), поэтому кулуар стал исключительно камнеопасен, скалы сильно разрушены, отдельные камни (видимо, бывшие раньше под снегом) лишь чуть схвачены песком, крутизна же местами доходит до 30-35o. Прохождение его возможно только в хорошую, сухую погоду и верхние веревки (с укрытой полочки до седловины) - по одному. Также обязательно выставить наверху наблюдателя, т.к. при движении по перилам можно сдернуть на себя камень веревкой. Потом, при осмотре сверху, левая седловина (там кстати находится тур) показалась нам гораздо проще и безопасней. Правда, еще раз повторим, у нас было очень мало снега - в более снежные годы ситуация может сильно измениться.

Спустившись на 20 м, становимся на ночлег, воду берем из снежника. Дальнейший путь сложности не представляет. По осыпи, затем по траве доходим до реки. Тропа идет правым берегом, не уходя далеко от воды. Иногда приходится переходить на левый берег и обратно. Вскоре начинаются заросли арчевника. Здесь тропа многократно разветвляется, траверсирует склон, и с небольшим набором высоты уходит в соседнее ущелье. Нужно вовремя уйти с тропы вниз, к реке. Дальше тропа, переходя с берега на берег, выводит к месту впадения реки Джилысу в реку Чон-Кызылсу. Здесь находятся горячие источники, возле которых есть кош и мост через р. Чон-Кызылсу. Мы же, пройдя по дороге еще около 1.5 км вниз, находим стоянку у реки среди редких сосен.

переправа через Джеты-Огуз и Байтор 1 час 15 мин
подъем на седловину (включая перила) 5 часов 00 мин
спуск до горячих источников 3 часа 30 мин
Всего: 19 часов 35 мин

Перевал полностью соответствует 1Б к.с. и является очень интересным для прохождения как в в техническом так и в тактическом отношениях. Необходимость использования разнообразных технических приемов при его прохождени делает его привлекательным не только в "двойках", но и в маршрутах более высоких категорий сложности. Следует только обращать особое внимание на его повышенную камнеопасность в малоснежные годы.

Перевал Инструкторов

Высота - 3800 м
Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет долины реке Чон-Кызылсу и Киче-Кызылсу. С перевала сняли записку групы туристов г. Пензы (9 человек, V к.с.) от 27 июня ? года, руководитель Кушней С.И.

Прохождение: 31 июля 1997 г. радиально со стороны реки Чон-Кызылсу. Описание дается от горячих источников Джилысу до седловины перевала.
Необходимое снаряжение: ледорубы, каски.

От горячих источников переходим по мосту на другую левый берег реки Чон-Кызылсу. Отсюда круто вверх идет тропа, которая выводит на дорогу, идущую параллельно реке Чон-Кызылсу. Пересекаем пастбище, и свернув направо, углубляемся в лес. Вскоре выходим к каньону реки Аютор. Наша тропа идет по лесу круто вверх вдоль реки, левым (ор.) ее берегом. Затем крутизна становится меньше, лес редеет, а тропа уходит под скалами траверсом влево и пересекает несколько довольно больших полян (на одной из них есть старая летовка). У самого окончания лесной зоны, возле большого камня переходим на правый (ор.) берег и продолжаем идти вдоль реки по травянистым склонам до языка мощной конечной морены, сложенной из крупных камней. Здесь на большой поляне можно организовать бивуак.

Мы же вновь пересекаем реку и уходим в левый (ор.) моренный карман, по которому идем до ручья, сбегающего с левого (ор.) (правого по ходу) склона по каменным плитам. Затем поднимаемся вдоль ручья и, преодолев два осыпных взлета, выходим к озеру, откуда хорошо виден наш перевал. У истока ручья есть неплохие площадки для стоянки.

Озеро обходим справа по ходу. Цирк перевала скально-осыпной, в левой части местами встречается лед. Подходим под перевальный взлет и начинаем подъем серпантином в сторону седловины по очень "живой" крутой средней осыпи, используя по возможности торчащие местами скальные выступы. Большой сложности при движении нет, но очень неприятно из-за сильной камнеопасности. - Каски! Плотная группа! Вероятно, в снежные годы здесь лежит снег и подъем не опасен, но у нас снега не было вовсе, поэтому мы были крайне удивлены, что осыпь оказалась настолько живой. Несколько раз приходилось наблюдать, как камни весом в несколько сотен килограмм уезжали из под ног и, пролетев пару метров, останавливались.

Седловина перевала это узкая осыпная перемычка из крупных камней. Мест для палаток нет. Мы делали радиальное восхождение на перевал, поэтому посмотреть, что там у него с другой стороны, нам не удалось. Обратно решили спускаться не по осыпи, а вдоль скал по большой дуге слева-направо - это проще и безопасней. Если грамотно выбирать путь, то можно вообще практически исключить на спуске неприятный траверс свежей крупноблочной осыпи. Но будет ли этот вариант предпочтительнее при подъеме, сказать сложно.

Дальнейший спуск совпадает с путем подъема.

от горячих источников до начала траверса под скалами 1 час 00 мин
подъем вдоль реки до конечной морены 2 часа 00 мин
движение по карману морены до ручья 30 мин
подъем вдоль ручья до озера 45 мин
подъем до седловины перевала (без рюкзаков) 1 час 30 мин
спуск до базового лагеря на озере 40 мин
Всего: 5 часов 45 мин

Перевал представляет собой достаточно технически интересную 1Б, но в этом году он был откровенно опасен, поэтому вряд ли стоит рекомендовать его прохождение в качестве первого определяющего перевала, или акклиматизационного перевала в походах более высоких категорий сложности.

Перевал Кургактор

Категория - 1Б ледово-осыпной
Ориентация - З-В

Расположен в узле Термитор вблизи пика Пржевальского (объект альпинистской активности). Соединяет реку Кельдыке Восточная (бассейн р. Алтын-Арашан) с ручьем - правым притоком реки Кургактор (бассейн р. Каракол). Непосредственно ведет с безымянного (и не указанного на картах) ледника в северном цирке реки В. Кельдыке на ледник Кургактор под пиком Пржевальского. С перевала снята записка группы подготовки гидов-инструкторов ВПЧ-14.

Прохождение: 25 июля 1997 г. со стороны реки Кельдыке Восточная. Описание дается от языка безымянного ледника до озера в моренах ледника Кургактор.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, веревки. Жумары и кошки желательны.

Верховья реки В. Кельдыке имеют сложную орографию. Правильный заход под перевальный склон идет в обход правобережной морены невидимого отсюда безымянного ледника (седловина в верхней части моренного гребня и ручей с водопадом не имеют смысла). Только полностью обойдя моренный увал и выйдя на узкий ледник можно увидеть перевальный склон. Ледник пологий, открытый. Трещин нет. По пологому льду легко подняться к перевальному скально-осыпному склону. Перепад высот до седловины - около 300 метров.

Подъем до половины склона не представляет труда. Дальше осыпь, лежащая на скальном основании становится живой и существенно возрастает камнеопасность. Верхняя часть подъема представляет собой кулуар крутизной до 45o, в котором все сыпется из под ног. Здесь были заранее провешены две веревки перил (крепление за скальные выступы), которые существенно ускорили подъем группы. На перевальной седловине тура нет. Он левее по гребню за старым карнизом. По гребню несложно пройти в направлении пика Кургактор на верхнее плато одноименного ледника, с которого (предположительно) имеется простой спуск к моренному озеру в нижней части ледника (осыпной широкий склон, возможно на ледовом основании). Этот путь требует дополнительного исследования.

С перевала весь спуск не просматривается (!), перегиб ледника не заметен. Первоначально в правой части седловины приспускаемся к леднику по очень живой средней осыпи (50 метров), далее движемся вдоль кромки льда не приближаясь к леднику. По дороге (общее направление - вправо-вниз) встречаются неприятные пересечения узких участков открытого льда. Страховка все время одновременная . Обход крутого участка льда (35-40o) проходит по особенно подвижным каменным блокам. После выполаживания и перехода узкого бергшрунда, последний сброс преодолевается по осыпи и довольно крутому льду.

На морене мутное озерцо. В 200 метрах дальше имеются альпинистские ночевки, стоит турик и есть наметки тропы. Слева ущелье ограничивает крутая ледовая стена, с которой постоянно рушится лед. Ниже она переходит в острый скальный отрог, подпирающий 1-ый водопад на ручье Зап. Кельдыке. На бесконечных моренных увалах местами встречаются обрывки троп. Общее направление движения - вниз правым бортом. Здесь много пернатой дичи. Конечный сброс моренного конгломерата (видимый от нижнего завального озерца ниже приюта Сирота) также обходится по правому склону. Спуск заканчивается на тропе Сирота - оз. Алакель, ниже первого водопада.

Ходовое время (без учета времени обработки маршрута):
обход моренной гряды до языка безымянного ледника 40 мин
подъем по безымянному леднику до перевального склона 40 мин
скально-осыпной склон 25-30o 40 мин
две веревки перил по 40o-ному скально-осыпному склону 1 час 30 мин
спуск по осыпному кулуару (50 м), средние живые блоки 15 мин
траверс по правому борту лед. Кургактор, живые блоки 1 час 15 мин
спуск по моренным завалам к реке З. Кельдыке, средняя осыпь 1 час 30 мин
Всего: 6 часов 30 мин

Категория сложности перевала соответствует 1Б. Предлагаемый нами путь подъема, по-видимому, является оптимальным, спуск же может быть упрощен, но при этом придется траверсировать 1.5-2 км гребня и выходить на верхнее плато ледника, где имеются трещины (траверс без выхода на лед невозможен). В случае избрания нашего варианта спуска настоятельно рекомендуется иметь кошки у всех участников группы. Перевал технически и тактически интересен и может быть рекомендован для прохождения всем группам, совершающим походы II-III к.с. в данном районе.

Перевал Озерный

Категория - 1Б осыпной
Ориентация - С-Ю

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет реки Телеты Восточная (долина р. Каракол) и Телеты Западная (долина р. Джеты-Огуз). Ведет с ледника Озерный Каракольский на ледник Озерный Джеты-Огузский. С перевала сняли записку группы туристов горной школы НТП при МГУ (III отделение, 13 человек, II к.с.) от 26 июля 1997 года, руководитель Иванов А.В.

Прохождение: 29-30 июля 1997 г. со стороны р. Телеты Восточная. Описание дается от слияния рек Онтор и Культор до реки Джеты-Огуз.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, спусковые устройства, 1-2 веревки, расходная петля.

От места стоянки на левом берегу Онтора у слияния рек за 15 минут доходим по хорошей дороге до реки Телеты и по мосту переходим на ее правый берег. Тропа крутым серпантином набирает высоту сначала по безлесному травянистому склону (довольно далеко от реки), а затем заходит в лес. Крутой подъем заканчивается у верхней границы леса, до которой от моста 50 минут. Выше нее долина реки выполаживается и расширяется. Продолжаем движение по тропе правым (орографически) берегом реки. Тропа идет по альпийским лугам, чередующимся с осыпями с левого по ходу борта долины. Осыпи обходятся у самой воды. По пути пересекаем один ручей с чистой водой. По другому берегу также идет тропа.

Не доходя до ручья, вытекающего из-под перевала Озерный, уходим налево на зеленые террасы над ручьем (2 часа 25 минут от границы леса). Отсюда возможны два пути подхода к леднику. Один вариант - это подъем по некрутому травянистому склону под скалы слева по ходу: под ними идет тропа, выводящая на мощные моренные валы, по которым можно выйти к леднику. Мы же продолжаем движение вдоль правого берега ручья, обходя несколько ступеней "бараньих лбов" по траве слева по ходу, а затем по камням переходим на левый берег и по тропе выходим под "бараньи лбы", перегораживающие долину. Кажущиеся издали сплошной стеной, они, однако, легко проходятся практически по центру, и после 15 минут движения по морене выходим на ледник.

Ледник Озерный пологий (5-10o), открытый, без трещин. Поднимаемся по его центру. Через 40 минут видим впереди озеро, находящееся между довольно круто падающим ледником и моренными валами. Еще через 15 минут по моренным валам подходим под перевальный взлет, оставляя озеро справа по ходу. У озера есть неплохие песчаные ночевки. На перевальном взлете снега нет. За 10 минут поднимаемся на перевал по средней осыпи крутизной до 20o и останавливаемся здесь на ночлег. Перевальная седловина очень широкая, плоская, по ней течет ручей, много хороших мест для палаток. Тур сложен у южного края седловины.

С седловины перевала начинаем спуск по некрутой осыпи и через 10-15 минут оказываемся на леднике Озерный Джеты-Огузский. Ледник пологий, открытый, есть срединная морена. Движение по леднику неудобно из-за широких трещин, промоин и перегибов, поэтому выходим к явно выраженному рантклюфту вдоль правого борта ледника и продолжаем движение по нему. Затем поднимаемся на гребень правобережной морены и по нему спускаемся к языку ледника (1 час 10 минут от перевала). Оставляя слева по ходу небольшой разлив у языка ледника, по средней и крупной осыпи спускаемся к реке, на зеленую террасу. "Бараньи лбы" перегораживают всю долину реки скальной перемычкой. Это - ключевой участок.

Возможны два пути спуска: первый (по описаниям) - по тропе ближе к правому склону, по "бараньим лбам"; мы тропы не нашли и выбрали второй путь - продолжая движение вдоль реки выходим на зеленую полочку рядом со скальным зубом, омываемым с двух сторон водой. Отсюда 10 м дюльфера по "бараньим лбам", а затем, вдоль реки подо "лбами", можно свободно пройти в широкую часть долины. Здесь по правому берегу реки уже идет хорошо набитая тропа. Через 2 часа 10 минут тропа по мостику переходит на левый берег реки Телеты Западная, правый берег реки покрыт сетью бараньих троп. Они уходят наверх, переваливая через зеленый отрог. Вдоль воды тропы нет и на протяжении 500 м тянутся мощные скальные прижимы. На левом же берегу тропа очень хорошая, почти дорога, через 10 минут она выводит к широкому мосту через реку Телеты у ее впадения в р. Джеты-Огуз. В этом месте есть хорошие места для стоянок.

Переходим мост и продолжаем движение по правому берегу р. Джеты-Огуз. Через 40 минут останавливаемся на ночевку у ручья, в лесу.

слияния рек В. Телеты и Онтор - ручей из-под перевала Озерный 2 часа 50 мин
подъем вдоль ручья с перевала Озерный до ледника 1 час 10 мин
язык ледника - перевал Озерный 1 час 05 мин
спуск с перевала до скальной перемычки 2 часа 00 мин
спуск со скальной перемычки 1 час 40 мин
спуск по долине реки З. Телеты до ее впадения в реку Джеты-Огуз 2 часа 25 мин
Всего: 11 часов 10 мин

Перевал достаточно прост, подъем и спуск с него большей частью проходят по тропам, либо по ровным, открытым ледникам. Единственный более-менее сложный участок - скальную перемычку - в принципе можно обойти. Прохождение же этого участка в лоб доставляет большое удовольствие: оно технически интересно, но не очень трудоемко и требует минимум снаряжения - нужны только 1 веревка и личное снаряжение для спуска по ней. Таким образом, сложность перевала соответствует "слабой" 1Б и он может быть рекомендован в походах второй категории сложности, а также в походах первой категории, если у группы есть соответствующее снаряжение.

Перевал Онтор

Категория - 1Б снежно-скальный с востока и осыпной с запада
Ориентация - В-З

Расположен в небольшом северном отроге хребта Терскей-Алатау, отходящем от плеча пика Джигит. Ведет с ледника Западный Культор (Джигит) в верховьях реки Культор на ледник Восточный Онтор (р. Онтор). С перевала сняли записку группы туристов г. Новосибирска (14 детей и 17 взрослых) от 21 июля 1997 г.

Прохождение: 25 июля 1997 г. со стороны ледника З. Культор (Джигит). Описание дается от р. Культор (с места спуска с перевала Панорамный) до альплагеря "Каракол".

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, веревки, ледобуры. Кошки и жумары желательны.

Через р. Культор между впадениями в нее ручья, текущего из цирка пер. Панорамный, и реки Шаркратма имеется мост. Рядом с мостом на правом (ор.) берегу р. Культор расположен кош.

От моста поднимаемся вверх по тропе, идущей левым (ор.) берегом реки. В ее верховьях тропа иногда поднимается на прижимы, иногда на разливах идет вдоль воды (местами прямо по заболоченным участкам - сазам). Река сильно разливается. На травянистом берегу одного из разливов встаем на ночевку. На следующий день продолжаем движение к перевалу. Если позволяет время, можно подойти и встать еще выше - на травянистом берегу р. Культор, чуть выше небольшого красивого водопадика на ней.

От этого места до языка лед. Джигит - один переход (40 минут). Подъем на ледник по морене, идущей по центру языка, некрут и несложен. Выйдя на пологую часть ледника, движемся далее в направлении пика Джигит, немного забирая вправо. Ледник везде открытый. Трещины небольшие и их мало. Для подъема в перевальный цирк прижимаемся к левобережной (ор.) морене лед. Джигит, оставляя зону разломов на довольно крутом перегибе ледника слева. (в то же время и к морене слишком близко подходить нельзя, так как с нее могут сходить камни). На взлете вешаем одну страховочную веревку по льду (30 м, 20o), закрепив ее на ледобурах. В принципе, эту зону разломов можно обойти и слева по ходу, прямо под склонами пика Джигит.

Поднявшись в цирк, движемся к перевалу сначала по открытому леднику, затем на нем появляется снег. Нужно быть внимательным при определении перевальной седловины, т.к. она расположена немного правее общего направления пути. Характерная снежная седловина, запирающая верхний цирк ледника - ложная. Настоящий перевальный взлет это скально-осыпной склон крутизной до 35-40o и длиной около 40 м. Перед скалами собираемся и выходим на перевал двумя плотными группами (сначала взлет проходит одна группа, а затем - вторая). Седловина перевала это узкая скально-осыпная щель. Перевальный тур расположен на ее восточном склоне, правее (по ходу) центра. С перевала на запад видны ледники Восточный и Западный Онтор, очень хорошо просматривается широкая седловина перевала Джеты-Огуз.

Спуск с перевала представляет собой 70-метровый осыпной кулуар, по которому двумя плотными группами по 7 человек довольно быстро спускаемся на ледник В. Онтор (каски и ледорубы обязательны!). Вторая группа начинает движение только после того, как первая прошла весь кулуар и ушла из-под него. Ледник В. Онтор пологий, открытый, почти без трещин. Спускаемся по нему до того места, где он начинает поворачивать направо. Здесь сходим с ледника на правобережную (ор.) морену, немного проходим по ней и встаем на ночевку в удобном кармане, слегка поросшем травой.

На следующий день начинаем спуск сперва по травянистым террасам высоко над ледником, а затем вновь выходим на лед и продолжаем движение, забирая немного влево так, чтобы спустившись с некрутого и практически незачехленного языка, оказаться на левом (ор.) берегу вытекающей из-под ледника реки Онтор. По этому берегу идем вниз и вскоре выходим на тропу. Спуск по ней довольно долгий (3 часа), наконец, после резкого сброса высоты уже в зоне леса, подходим к р.Телеты, которую переходим по мосту. Вскоре р. Онтор сливается с р. Культор, образуя р. Каракол. Здесь тропа переходит в дорогу и через некоторое время приводит к альплагерю "Каракол", расположенному возле места впадения в реку Каракол реки Аютор Восточный. Альплагерь представляет собой огороженную забором территорию, внутри которой стоят палатки. Рядом находится кош. По мосту, расположенному в 300 м выше впадения в реку Каракол реки Аютор Восточный, переходим последнюю и встаем лагерем тут же на отличной поляне.

мост через р. Культор возле коша - язык ледника Джигит 4 часа 00 мин
спуск до моста через р. Телеты 1 час 00 мин
спуск по дороге до альплагеря 1 час 00 мин
Всего: 16 часов 40 мин

Несмотря на относительную техническую простоту (1Б, что соответствует действительности), перевал может украсить поход любой категории сложности. Он расположен в непосредственной близости к главному хребту, что обеспечивает при прохождении перевала великолепные виды во все стороны на пики Альбатрос, Джигит, Слоненок, Каракольский, перевалы Солнце, Эпюра, Металлург, Джеты-Огуз и др. Единственное неприятное место - 70-метровый осыпной кулуар с западной стороны. Однако аккуратное и внимательное прохождение этого участка сводит опасность к минимуму. Перевал логичен для прохождения в обоих направлениях и может быть включен в маршрут как самостоятельно, так и в связке с другими окружающими перевалами.

Перевал Панорамный

Категория - 1А осыпно-скальный
Высота - 3500 м
Ориентация - СВ-ЮЗ

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и ведет с озера Алакель в ущелье р. Культор. С перевала сняли записку группы альпинистов Минских сборов (Республика Беларусь) (4 человека) от 21 июля 1997 г., руководитель Свиридов С.Н.

Прохождение: 24 июля 1997 г. с озера Алакель. Описание дается от оз. Алакель до р. Культор.
Необходимое снаряжение: ледорубы или лыжные палки, каски.

На северо-западном конце оз. Алакель имеется скальная перемычка, прорезанная рекой, вытекающей из озера. Река здесь перепрыгивается без особых проблем. Ниже перемычки река обрывается водопадом. На перемычке - замечательные места для ночевок (можно поставить до 10 палаток на левом (ор.) берегу реки, там, где скалы покрыты небольшим слоем поросшей травой земли, на правом - еще больше).

Весь путь подъема на перевал прекрасно виден с северо-восточного берега оз. Алакель. Седловина перевала определяется однозначно, спутать ее невозможно.

Юго-западный берег оз. Алакель представляет собой среднюю осыпь, уходящую в озеро. По тропе (местами маркированной турами), идущей по этому берегу на небольшой (20-50 м) высоте над озером, подходим к началу подъема на перевал. Подъем в перевальный цирк начинается вдоль границы травы (150 м, 20o), а дальше на перевальный взлет ведет средняя осыпь (100 м, 20-30o). Под самой седловиной чисто символически появляется раскисший снег. Седловина перевала широкая, осыпная. Тур находится в центральной ее части. С перевала открывается вид на главный хребет Терскей-Алатау (пики Джигит, Слоненок и Каракольский - высшие точки района).

Спускаемся с перевала прямо вниз: 350-400 м средней и мелкой осыпи (до 30o), по обеим сторонам - выходы скал. Чтобы исключить возможность сбрасывания камней друг на друга, идем серпантином. Каски обязательны! Через 2 перехода спускаемся на пологую часть поросшей травой и всякими цветами висячей долины, по которой течет ручей, впадающий ниже в р. Культор.

Вниманию групп, проходящих пер. Панорамный в противоположном направлении! При определении перевальной седловины с юго-западной стороны легко ошибиться. Более логичной кажется седловина, расположенная в том же хребте, но немного юго-восточнее (200 м) настоящего перевала Панорамный.

Если вдоль р. Культор группа собирается идти вниз, то следует поступить так: спуститься к р. Культор вдоль упомянутого выше ручья (каким берегом - не имеет значения, ручей всегда можно перейти), а затем свернуть вправо по тропе, не доходя до самой р. Культор - так показывает опыт 3-го отделения нашей школы. Путь по этой тропе - это уже путь вниз вдоль р. Культор.

Если же вдоль р. Культор группа собирается подниматься (как было в нашем случае), то можно спускаться вдоль ручья непосредственно до р. Культор, а потом начинать путь вдоль нее вверх - это вполне нормальный и естественный вариант. Однако, по словам чабанов, этот угол можно срезать, если спускаться не прямо вдоль ручья, а забирать от него влево. Этот путь мы и пытались найти, однако тропы не обнаружили. Тем не менее, спуск по травянистым склонам не составил особой проблемы.

озеро - перевальный цирк 45 мин
подъем на седловину перевала 30 мин
спуск на травянистые террасы к ручью 1 час 10 мин
спуск к мосту через р. Культор 1 час 30 мин
Всего: 3 часа 55 мин

Перевал Панорамный является простым и логичным путем выхода с (или захода на) оз. Алакель. Перевал оправдывает свое название: на северо-восток с него открывается вид на оз. Алакель, а на юго-западе видны крупнейшие вершины хребта Терскей-Алатау. Он вполне соответствует категории 1А и технического интереса не представляет. Самое неприятное место - "живая" осыпь на спуске (впрочем, ее неприятность пропорциональна численности группы) - для успешного прохождения требуется лишь аккуратность и внимательность. Идти перевал разумнее в том же направлении, в котором шли мы, т.к. иначе приходится подниматься по более длинной, более крутой и более "живой" осыпи, или выходить на сильно разрушенные скалы. Тем не менее и такой вариант также вполне приемлем.

Перевал Призывников

Категория - 1Б* скальный с востока и осыпной с запада
Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и ведет из долины р. Каракол в долину р. Джеты-Огуз. С юга перевал ограничен пиком Гастелло, с севера - пиком Аютор. Соединяет долины рек Аютор Восточный и Аютор Западный. С перевала сняли записку группы туристов горной школы НТП при МГУ (II отделение, 9 человек, II к.с.) от 28 июля 1997 г., руководитель Паз М.В.

Прохождение: 28-29 июля 1997 г. со стороны реки Онтор (с восхождением на пик Гастелло). Описание дается от а/л "Каракол" до р. Джеты-Огуз.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, веревки, жумары. Кроме того, для восхождения на пик Гастелло требуются кошки, ледобуры (2 шт.) и спусковые устройства.

Подъем от а/л "Каракол" начинается по левому берегу реки Аютор Восточый. Тропа идет по лесу, круто набирая высоту и выходит на пологое плато, поросшее травой. Здесь есть удобные стоянки. В 100 м выше впадения правого притока сходим с основной тропы и переходим реку по бревну. Тропа к перевалу начинается выше места впадения в нее сухого русла ручья: сначала она теряется в кустах, а далее хорошо видна на осыпном склоне.

Продолжаем движение левым берегом правого притока (ор.) реки Аютор Восточный. Хорошая тропа, идущая по маленькому осыпному гребню (крутизной 20-25o), выводит к скальной стенке ("бараньи лбы" - 50 м, 30-50o), скала сильно обточена водой, для ее прохождения требуется минимум 1 веревка перил. Однако, можно пройти проще. Не доходя до стены примерно 60 м, вправо уходит слабо заметная тропа. Здесь "лбы" разбиваются на две небольшие скальные стенки. Первая из них (3 м, 80o) проходится свободным лазаньем, а вторая (5 м, 70o) - проходится лазаньем с гимнастической страховкой. Слабо подготовленные участницы лезли без рюкзаков.

Выше "лбов" тропа маркирована турами. Далее идет взлет по некрутой осыпи (15o, 300 м). На выполаживании есть площадки под палатки, но нет чистой воды. По осыпи левым краем морены подходим под язык ледника. Крутой выход на ледник обходим также по морене вправо по ходу. Далее продолжаем подъем по леднику, придерживаясь его орографически левого края. Ледник открытый, пологий (в начале 15o, дальше менее 10o). Крупных трещин нет. Седловина перевала видна только из верхнего цирка.

Последние 200 м перед перевальным взлетом ледник закрытый. Перевальный взлет осыпной (150 м, 30-50o). Здесь одеваем обвязки и каски и начинаем подниматься от северной части взлета по мелкой осыпи косым траверсом налево. Далее провешиваем 1 веревку перил вдоль одного из скальных контрфорсов и 1 веревку по скалам до седловины. Подниматься можно и по нескольким соседним кулуарам. Седловина перевала скальная, широкая. Тур расположен в ее северной части, а места для стоянок - у южного края, к ним по гребню ведет тропа. Несколько каменистых площадок находятся на самoм узком гребне. Однако, удобнее заночевать на снежном надуве - здесь ровная площадка размером примерно 15x30 м, есть вода, а с запада она закрыта от ветра скальным гребнем. Здесь же находится мемориальная доска.

Утром группа разведки начала подъем на пик Гастелло, который расположен немного восточнее в гребне и разделяет перевалы Гастелло и Призывников. Подъем от лагеря начинаем по снежнику (50 м, 30o), а затем переходим на западный склон и по широкому осыпному кулуару (30-40o) выходим на гребень. Продолжая придерживаться западного склона по разрушенным скалам (40-50o) поднимаемся на локальную седловину. Дальше идем по пологому снежнику на восточном склоне, который через 100 м переходит в ледовый взлет (50 м, 40o). Пройдя лед в кошках с нижней страховкой и двумя промежуточными точками, опять выходим на гребень. Отсюда провешиваем 1 веревку перил на ледовый взлет, по которой поднимается вся остальная группа. Дальше движемся к вершине по гребню, обходя жандармы то слева, то справа. Лазанье несложное, но с обеих сторон крутые сбросы. Вершина (4300 м) - большой камень с туром и странной конструкцией из дюралевых уголков. Отсюда хорошо видны перевалы Гастелло и Призывников. С вершины сняли записку группы альпинистов г. Челябинска (4 человека, маршрут 2А к.с.) от 24 июля 1997 г., руководитель Яковлева А.П. Спуск - по пути подъема. Остальная часть группы тоже успела подняться на вершину.

Спуск с перевала (возможен в любую погоду) начинается прямо от лагеря вниз по мелкой осыпи (30o, 200 м) обходя каменный остров слева. После 50 м пологой крупной осыпи начинаются "бараньи лбы", которые также обходятся слева по узкому кулуару (50o, 30 м). Затем по средней осыпи (30o, 200 м) спускаемся на пологое плато к реке. По правому берегу проходим до следующего плато, где можно удобно заночевать на травке. Дальнейший спуск идет по правому берегу реки Аютор Западный (З. Телеты), где вскоре начинается тропа. Не доходя примерно 1 км до ущелья Джеты-Огуз тропа по мосту переходит на левый берег, а у впадения Телеты В Джеты-Огуз превращается в дорогу и возвращается на правый берег Джеты-Огуза (если следовать дальше к пер. Джилысу).

подъем от а/л до правого притока Аютора Восточного 2 часа 00 мин
спуск с перевала до стоянки 2 часа 00 мин
спуск до р. Джеты-Огуз 4 часа 00 мин
Всего: 19 часов 00 мин

Перевал представляет собой хорошую 1Б. Однако даже в случае малоснежного года (как это и было у нас) повышение его категории до 2А врядли оправдано, поскольку обнажающийся лед всегда можно обойти по скалам и осыпи, провесив максимум две веревки перил. Тем не менее, прохождение этого перевала в походах II к.с. может быть рекомендовано только для достаточно хорошо технически и физически подготовленных групп. Так же не стоит выбирать этот перевал в качестве первой определяющей 1Б. В целом же перевал очень красив и технически интересен, а возможность совершения с него интересного гребневого восхождения на пик Гастелло делает его еще более привлекательным со спортивной точки зрения. Его можно рекомендовать всем группам III и выше к.с. в качестве хорошего акклиматизационного перевала.

Перевал Рижан Ложный

Высота - 3800 м
Ориентация - С-Ю

Расположен в западном второстепенном отроге северного отрога главного хребта и ведет с ледника Озерный Джеты-Огузский в долину рекм Арчатор. Тура на перевале не обнаружено.

Прохождение: 27 июля 1997 г. со стороны перевала Озерный. Описание дается от верховий ледника Озерный Джеты-Огузский до реки Джеты-Огуз. Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревка, ледобуры. Кошки желательны.

Перевал Рижан Ложный и весь путь подходов к нему хорошо просматриваются с седловины перевала Озерный.

Спуск с перевала Озерный труда не представляет - по средней и крупной осыпи с небольшим забором влево на ледник Озерный Джеты-Огузский. На леднике без кошек сначала несколько крутовато, но вскоре начинается выполаживание. Наибольшую трудность при пересечении ледника представляют мощные ручьи, текущие в ледовых желобах - через один из них пришлось даже провесить веревку перил. Поэтому мы рекомендуем не пытаться идти на перевал Рижан Ложный прямо (хотя этот путь хорошо просматривается с перевала Озерный), а пересечь ледник в верхней его части (сразу после спуска), и уже затем его левым бортом выходить под перевал .

Ледник, стекающий с перевала Рижан Ложный в месте его впадения в ледник Озерный выглядит как довольно крутой (20-25o) язык. Проще всего идти по телу ледника в кошках, но, поскольку кошки были не у всех, мы шли по левобережной морене ледника, иногда выходя на ледник и используя для опоры вмерзшие в лед камни (1 час 20 мин ходового времени от поворота). Затем начинается выполаживание и мы выходим на небольшое верхнее плато ледника под перевальный взлет.

Сам перевальный взлет снежный (20-25o, около 150 м), может быть есть узкий забитый бергшрунд. Снега здесь довольно много и за 40 минут по ступеням поднимаемся на перевал. Седловина узкая, скально-осыпная; можно установить 2-3 палатки на ее северной стороне. Тура не нашли, поэтому сложили свой: на спусковой стороне, слева на большой каменной глыбе.

Спуск с перевала очень неприятный - крутая (до 30o) "живая" осыпь. Идем серпантином плотной группой. Справа тянется небольшой скальный гребешок и последние 30 м спускаемся вдоль него по кулуару несколькими группами. Очень камнеопасно! Затем уходим направо за скальный гребешок, траверсируя крутой осыпной склон и постепенно сбрасывая высоту. Внизу хорошо видно небольшое озеро между ледником и правобережной мореной.

Продолжаем траверс правобережных осыпей и выходим к мощным моренным валам. Далее по травянистому карману морены (в нижней его части есть вода - хорошее место для перекуса) доходим до зоны альпийских лугов, затем по крутым травянистым склонам спускаемся в долину р. Арчатор. Отсюда открывается прекрасный вид на перевалы Новосибирцев (2Б) и Маречека (3Б).

Вдоволь напрыгавшись по осыпям и траве попадаем на хорошую тропу, идущую правм берегом реки Арчатор. Чуть выше слияния с р. Джеты-Огуз в том месте, где долина имеет характерный уступ, тропа раздваивается. Следует выбрать правую (левая ведет к мосту через р. Арчатор, и далее вверх по р. Айланыш), которая резко уходит вниз между деревьев, а затем идет правым берегом реки Джеты-Огуз. Примерно через 500 м имеются хорошие площадки для стоянки. Двигаясь вдоль реки по тропе через 30 минут выходим на большие пастбища в месте слияния рек Джеты-Огуз и Байтор. Здесь же расположен кош.

переход по леднику Озерный (включая переправу) 2 часа 00 мин
подъем на верхнее плато 1 час 20 мин
подъем по перевальному взлету до седловины 40 мин
спуск до зоны альпийских лугов 1 час 30 мин
спуск до слияния рек Арчатор и Джеты-Огуз 2 часа 00 мин
спуск от слияния до коша 30 мин
Всего: 8 часов 00 мин

Перевал не очень интересен для прохождения, его классификация как 1Б несколько завышена. При планировании маршрутов через этот отрог, по-видимому, целесообразнее будет прохождения перевала Рижан, который с ледника Озерный смотрится гораздо красивее и интересней.

Перевал Скальный Замок

Категория - 1Б ледово-осыпной
Высота - 4200 м
Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау. Ведет с ледника Чон-Узень Западный на ледник Кокбар и соединяет верховья рек Чон-Узень (р. Алтын-Арашан) и Культор (р. Каракол). Тур на перевале не обнаружен.

Прохождение: 26 июля 1997 г. со стороны реки Чон-Узень. Описание дается от реки Такыртор до слияния рек Культор и Онтор. Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, кошки, жумары, спусковые устройства, 3 веревки, ледобуры, скальные крючья, молоток.

От зеленых площадок у ручья, текущего из-под перевала Такыртор, начинаем движение к реке Такыртор. Тропа идет в основном правым берегом ручья вдоль русла, обходя "бараньи лбы" и иногда переходя с берега на берег Через 20 минут спускаемся к реке. Выше по течению - водопад. Егеря утверждают, что за водопадом в долине реки есть горячие источники. Переправа через реку по камням или вброд не представляет сложности даже во второй половине дня.

Продолжаем движение вниз уже по правому берегу реки Такыртор. Когда берег становится круче, следует подняться на зеленую террасу над рекой, по ней идет тропа. Через 15-20 минут она начинает крутым серпантином спускаться вниз и еще через 20 минут выводит к довольно ровным площадкам чуть ниже второго водопада. Здесь неплохие места для стоянок, ниже по этому берегу стоянок нет - сплошные прижимы и осыпи. В этом месте тропа переходит на левый берег реки Такыртор. Возможный вариант пути: перейти реку, по хорошей тропе спуститься до слияния рек Такыртор и Чон-Узень и снова переправиться через Такыртор (в отчетах говорится о возможной переправе по кладям или вброд).

Мы же, не желая терять высоту и дважды переправляться через Такыртор, решаем траверсировать конец отрога, разделяющего долины рек. Тропы здесь нет. Вначале пересекаем обширную "живую" осыпь; дальнейший путь возможен как по осыпи, окаймляющей отрог, так и по зарослям арчи чуть выше или, еще выше, по травянистым склонам крутизной до 30o. На наш взгляд, путь по осыпи проще: за 35 минут огибаем гребень и спускаемся к реке Чон-Узень.

Подниматься по долине Чон-Узеня можно по левому (орографически) берегу. Идти следует все время вдоль воды, поскольку тропа нечеткая и на камнях теряется. Через 30 минут хода мощным осыпным валом река прижимается к правому борту долины. Вал состоит из нескольких гряд, обходить которые следует снизу. За валом - широкая поляна (длиной около 1 км), местами заболоченная и покрытая сетью нешироких ручейков-рукавов разливающейся здесь реки. После поляны нужно подняться на старые моренные валы, заросшие кустарником. Подъем несложен, есть несколько параллельных троп, выводящих на травянистые склоны (крутизной около 20o) левого борта долины. Прямо по ходу виден язык ледника Чон-Узень Восточный. Не доходя до слияния потоков следует начать подъем вправо-вверх по травянистым склонам. Здесь ручей образует водопад, выше него - висячая долинка верховьев левого истока, ровные травянистые площадки (2 часа ходового времени от большой зеленой поляны). Дальнейший путь идет по-прежнему левым берегом ручья, который образует еще один водопад. Обходим его по осыпи справа по ходу и выходим к двум небольшим озерам. Здесь есть хорошие места для стоянок. Котловина со всех сторон окружена моренными грядами, со стороны ледника - "бараньи лбы". Ручей, вытекающий из-под ледника, разбивается на дне котловины на множество мелких, легко переходимых рукавов.

Выход на ледник вдоль правого берега ручья не представляет сложности. Ледник Чон-Узень Западный открытый, пологий, в центре практически без трещин. В верховьях он разделен небольшим отрогом на две части: его северная ветвь ведет к перевалу Труд (2А), а южная - к перевалам Замок (1Б) и Советской Татарии (2А). Сперва идем по центру ледника в направлении разделительного отрога, обходя справа зону трещин, образовавшуюся на перегибе ледника. Перед перегибом (лед крутизной до 15o) надеваем кошки и выходим налево-вверх на южную ветвь. Через трещины на перегибе - хорошие мосты, дальше - небольшой (около 50 м) участок закрытого ледника. Повернув направо по ходу, идем по центру южной ветви (крутизна не более 10o). Отсюда уже виден наш перевал. От озера до перевального взлета - 2 часа 10 минут ходового времени.

Перевал Замок расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау, непосредственно под Аксайской стеной. Название перевал получил из-за характерных очертаний скал севернее перевальной седловины. Согласно описанию, перевальный взлет представляет снежно-ледовый склон (перепад высот около 200м) с нарастающей крутизной до 40-45o. Однако, из-за малоснежного года, снега на перевале практически совсем нет (только в самой нижней части, еще на подходе), лед же есть, но в основном недостаточно мощный для организации надежной страховки через ледобур. Таким образом, перевальная седловина представляет из себя 40o-ый склон, покрытый тонким слоем льда, местами зачехленного осыпью. В нижней части - бергшрунд, забитый снегом. При прохождении перевала была сделана предварительная разведка и обработка маршрута (2 часа 15 минут). При этом было навешено 3 веревки перил: верхняя закреплялась за большой камень на перевале и шла по осыпи, средняя - на ледобурах (лед, осыпь) и нижняя - на двух скальных крюках (разрушенные скалы слева по ходу) и ледобурах. Левая часть склона внизу камнеопасна, но выше бергшрунда уже выходим из "зоны обстрела". Вся группа затем поднялась на перевал в кошках по провешенным перилам за 2 часа 20 минут.

Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Мест для ночевки нет. Тур на перевале не обнаружен. Судя по всему его ходят очень редко, предпочитая соседние, более сложные перевалы (имеющееся у нас описание датировалось 1974 годом). Складываем тур на седловине в северной части перевала. С расположенных рядом скал открывается прекрасный вид на перевалы Солнце и Онтор, вершины Джигит, Бригантина, Альбатрос и Слоненок.

Спуск с перевала по осыпи крутизной до 30o до ледника Кокбар занимает 15 минут. Ледник ровный, открытый, без трещин. Движемся влево по ходу в направлении перевала Солнце и через 25 минут подходим к перегибу ледника. Сверху в моренных карманах видны 2 озера. Чтобы спуститься к моренным валам навешиваем две веревки на ледобурах. Спуск (крутизной до 30o) занимает около 1 часа, затем идем по моренным валам направо в сторону озера, где, спустя 40 минут, встаем лагерем.

На следующий день продолжаем спуск в долину реки Культор. Сперва двигаемся на север по моренным валам и через 1 час подходим к заболоченной зеленой полянке. С ее западного края начинаем спуск к реке по травянистому склону. Склон не очень крутой (15-20o), но высокая трава, скрывающая многочисленные норы и камни, затрудняет движение. За 30 минут выходим к реке, по правому берегу которой идут несколько параллельных лошадиных троп. Выбирая наиболее близкие к реке, спускаемся дальше правым берегом Культора. Тропа то теряется на камнях (старый вал конечной морены, перегородивший все ущелье), то идет по колено в воде на сазах - заболоченных участках долины. Через 3 часа 45 минут ходового времени доходим до реки, текущей из-под перевала Средний. Отсюда уже идет хорошо набитая тропа, ниже коша почти что дорога. Она траверсирует склон, а спустя 1 час 30 минут начинает круто спускаться вниз. Еще 20 минут - и мы у слияния рек Культор и Онтор. Всего через Культор три моста. Первый и второй мосты проходятся легко, третий же наполовину скрыт под водой, поэтому решаем переходить его с утра. Подходящие места для стоянок есть немного не доходя до мостов, единственная проблема - на этом берегу поблизости нет ручьев и приходится брать мутную воду из реки.

Наутро все мосты проходятся легко, между Культором и Онтором множество прекрасных мест для стоянок (полянки в лесу). Один рукав Онтора переходим по мосту, другой - по бревну (можно вброд). Дальше до альплагеря "Каракол" идет дорога.

зеленые площадки под перевалом Такыртор - нижний водопад 1 час 00 мин
подъем вдоль реки Чон-Узень до озера под ледником 4 часа 20 мин
подъем по леднику до начала перевального взлета 2 часа 10 мин
подъем на седловину перевала 4 часа 30 мин
спуск по осыпи до ледника 20 мин
спуск по леднику до озера в кармане морены 1 час 20 мин
спуск по долине Культора до его слияния с Онтором 5 часов 20 мин
Всего: 19 часов 00 мин

Перевал, несмотря на неудобные, длинные подходы, очень интересен для прохождения в походах II-III к.с. Во-первых он позволяет подойти к Аксайской стене с ее великолепными видами, с перевальной же седловины открывается панорама мощного горного узла к западу от перевала. Во-вторых, технически перевал достаточно сложен и интересен, чередование снега, льда, осыпей и скал требует применения разнообразной техники передвижения, умения работать с веревками. Из-за значительной крутизны склона перильная страховка объективно необходима для групп, совершающих поход любой категории сложности (от 1 до 3 веревок выше бергшрунда). Прохождение перевала с востока на запад логично, он может быть рекомендован как запасной вариант для "четверок" и "пятерок". В малоснежный год (как это было у нас) категория сложности перевала становится 2А, поэтому "двойки", проходящие его, должны быть хорошо подготовлены.

Перевал Солнце (Эдельвейс)

Категория - 1Б осыпной
Высота - 4000 м Ориентация - З-В

Расположен в коротком северном отроге хр. Терскей-Алатау, отходящем от в. Альбатрос. Соединяет ледники Культор Восточный (Бригантина) и Культор Западный (Джигит) в верховьях реки Культор. Записка на перевале не обнаружена.

Прохождение: 26 июля 1997 г. со стороны ледника Культор В. (Бригантина). Описание дается от р. Культор (с места спуска с перевала Черные Камни) до средней части ледника Культор З. (Джигит). Необходимое снаряжение: ледорубы, системы, каски, карабины, веревки. Кошки желательны.

Вдоль р. Культор по обоим берегам идут хорошие тропы, однако последние хорошие мосты встречаются у коша, что необходимо учитывать. Движение вдоль реки проблем не вызывает, тропа хорошо заметна, однако долина сильно террасирована. Небольшие осыпные участки (50-150 м) заметной крутизны (до 25o), как правило с водопадом на реке, сменяются пологими террасами, где течения у реки практически нет, или даже есть обратное. Река на террасах сильно разливается и образует т.н. сазы - ровные заболоченные участки речной долины, что создает трудности при движении (или по колено в воде, или довольно длинный обход по осыпным склонам). При движении по правому (ор.) берегу пропустить поворот к леднику В. Культор практически невозможно. Подъем начинается по довольно хорошей тропе, сразу за красивым водопадом на р. Культор. Время, затраченное группой на прохождение участка от ночевок до начала подъема к леднику В. Культор - 4 перехода по 50-60 минут.

Подъем к леднику осуществлялся по правому берегу восточного истока р. Культор. Под языком ледника расположена огромная плоская осыпная котловина, по которой во всех направлениях разливаются ручьи и реки, стекающие с окружающих моренных валов. У ее нижнего края есть хорошие оборудованные ночевки на траве - отсюда, по-видимому, начинаются альпинистские маршруты на вершины Бригантина и Альбатрос, а также к перевалам Новокаракольский, Каракол, Замок, Труд, Бригантина, Солнце. От слияния истоков Культора до этого места доходим примерно за 1 час но перейти на противоположный берег в этот же день так и не удалось: во второй половине дня воды очень много и сухой переправы по камням нет. Поэтому решаем заночевать здесь, а с вечера просмотреть путь по леднику к перевалу.

На следующий день встаем очень рано (в 3 часа) и без завтрака (только чай) быстро посуху пересекаем разлив (15-20 минут) и подходим к языку ледника. Он достаточно пологий (возможно движение без кошек), поэтому сразу выходим на ледник и дальше все время движемся по нему. Этот год был крайне малоснежный и ледник везде открыт - небольшие остатки снега встречаются лишь непосредственно под перевальным взлетом. В случае же, большого количества снега, можно идти по левобережной морене до поворота ледника: выход на ледник возможен в любом месте.

Оптимальный путь движения по леднику может меняться год от года. Мы выбрали следующий: вначале прямо вверх по ЛПВ по пологой части ледника (здесь он ровный, без трещин), далее забирая влево (по ходу) обходим довольно крутой участок льда (до 15o - у группы было мало кошек) и, наконец, резко повернув направо, движемся почти по центру ледника (ближе к орографически правому борту) под склонами вершин Бригантина и Альбатрос в направлении перевала, уже хорошо видимого отсюда. Ледник здесь по-прежнему не крутой, но появляются довольно значительные разломы и промоины, которые, правда, всегда можно было обойти или найти хорошие ледяные спайки и перья. К сожалению, недалеко от перевального взлета (метров 400 по горизонтали) появляется тонкий слой снега, закрывающий трещины, из-за чего пришлось связаться и пройти последний участок до перевального взлета в связках. Время движения от ночевок 2 часа 30 минут.

Здесь приготовили завтрак и провели разведку. По имевшимся описаниям перевальный взлет (довольно широкий кулуар правее характерного скального жандарма на гребне) снежный, но в этом году весь снег здесь сошел и открылась подвижная мелкая осыпь на мокром основании. Слева от жандарма остался снежно-ледовый склон (150 м, 20-25o), но разведка показала, что нормального спуска с этой седловины нет (лед 30-35o, 3-4 веревки). Поэтому поднимаемся на "классическую" седловину по осыпи плотной группой, закладывая серпантин и местами выбивая ступени в конгломератной подложке (40 минут).

Седловина перевала - узкая скально-осыпная щель, с которой открывается отличный вид в обе стороны - на верховья ледников Бригантина и Джигит, окружающие вершины и перевалы. Тура на седловине не обнаружено, поэтому сделали свой. Воды и мест для стоянки здесь нет.

Спуск с перевала начинается прямо вниз по кулуару, берущему начало на седловине, по мелкой живой сыпухе крутизной до 30o. Склон довольно камнеопасен и требует специальных мер безопасности: каски, движение плотной группой, наблюдение за склоном в процессе движения (с разрушенных скал левого борта кулуара временами самопроизвольно сходят достаточно крупные камни). Идем вниз вначале по центру кулуара, а затем уходим к его правому борту. Примерно через 150м кулуар слегка поворачивает вправо и выводит на широкий снежно-фирновый склон, подрезанный (в 3-5м ниже последних скал правого борта) узким (сантиметров 50) бергшрундом, перекрытым во многих местах остатками лавинных выносов и прочим мусором, так что пересечение его проблемы не представляло. Еще метров 40 склон идет довольно круто (30o, возможно хорошее глиссирование), а затем выполаживается и переходит в закрытый пологий ледник. Спуск с седловины до пологой части занял 15-20 минут.

По леднику движемся вниз-влево сначала в связках (осторожно - трещины!), а потом, когда ледник открывается - индивидуально, обходя крутой ледовый лоб слева по ходу. Здесь уже имеется достаточно мощный осыпной чехол, поэтому возможен удобный спуск даже без кошек. Примерно за 45 минут проходим этот участок и спускаемся на пологую открытую часть ледника З. Культор.

устьe Шаркратмы - слияния истоков Культора 4 часа 00 мин
подъем от слияния до разлива под языком лед. Культор В. 1 час 30 мин
подъем от ночевок по леднику до перевального взлета 2 часа 35 мин
подъем по перевальному взлету на седловину 40 мин
спуск с седловины до пологой части ледника Джигит 20 мин
спуск на ровную центральную часть ледника Джигит 45 мин
Всего: 9 часов 50 мин

Перевал вполне соответствует категории 1Б из-за ледников на подходах. В этом малоснежном году перевальные взлеты с обеих сторон были осыпными и сложности не представляли, зато существенно увеличилась камнеопасность; ледники также были открытыми и легко проходимыми, но на крутых участках кошки были бы очень кстати. Самостоятельного значения перевал не имеет, но его можно рекомендовать для прохождения совместно с другими перевалами (Замок, Онтор, Бригантина, Труд, Эпюра и т.д.) в походах любой категории сложности, поскольку в случае хорошей погоды он позволяет насладиться отличными видами красивейшей части Главного хребта. Для любителей первопрохождений можно рекомендовать пройти седловину слева от вышеупомянутого жандарма (ближе к Главному хребту) - это будет еще одним вариантом прохождения перевала на уровне примерно 2А к.с.

Перевал Средний

Ориентация - В-З

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и ведет из долины реки Такыртор (левый приток р. Алтын-Арашан) в долину реки Культор (правый исток р. Каракол). С перевала сняли записку группы туристов клуба "VORAS" города Клайпеды от 22 июля 1992 г.

Прохождение: 25 июля 1997 года из долины реки Такыртор. Описание дается от зеленых площадок под перевалом Такыртор до долины реки Культор.

С перевала Такыртор хорошо видно скальное ребро, отделяющее цирк перевала Средний от цирка Перевала Экичат. От зеленых полян после спуска с перевала Такыртор продолжаем движение в направлении этого скального ребра. Через 20 минут ходового времени преодолеваем по камням ручей, вытекающий из цирка перевала Экичат Северный, а еще через 10 минут огибаем ребро и подходим к огромной конечной морене, преграждающей путь к леднику, ведущему к перевалам Средний и 50 лет Октября.

За 10 минут спускаемся в карман морены и останавливаемся на ночлег. Отсюда целесообразно провести разведку и промаркировать путь пересечения морены, чтобы потом не бродить по ней с рюкзаками, постоянно набирая и сбрасывая высоту.

Утром за 1 час ходового времени пересекаем морену и подходим к языку ледника. Подниматься на ледник следует ближе к его правому борту вдоль скального "лба" (крутизна 25-30o), оставляя последний справа по ходу. Подъем занимает около 20 минут ходового времени. При выходе на ледник открывается вид на вторую ступень ледника и цирк перевала Средний. Ледник здесь пологий (10-15o), открытый и без трещин. За 15 минут доходи по нему до второй ступени, которая представляет собой ледовый взлет крутизной 15-25o и протяженностью 60-70 м. Поднявшись на нее, обвязываемся и, лавируя между трещинами и местами проходя по снежным мостам, подходим под перевальный взлет (1 час 10 минут ходового времени).

Сам перевальный взлет, протяженностью около 80 м, скально-осыпной и заканчивается узким скальным кулуаром (10 м). В кулуаре целесообразно организовать перильную страховку и двигаться по одному, поскольку он сильно камнеопасен. Подъем на перевал с организацией перил занял 1 час 20 мин.

Перевальная седловина представляет собой скальный гребень, тур находится возле правой (по ходу) узловой вершинки на разрушенных скалах. С перевала на юго-запад хорошо видны пик Джигит и вершина Слоненок, а также хорошо просматривается путь спуска в долину реки Культор.

Спуск с перевала проходит по осыпному склону, местами с выходами скал, ближе к правому борту ущелья. Протяженность спуска - 150 м, крутизна 30-35o. Спуск с седловины перевала в перевальный цирк занял 25 минут. Дальнейшее движение продолжаем вдоль ручья, бегущего под камнями по зачехленному леднику, в направлении небольшого озерка. Этот участок, особенно во второй половине дня, является камнеопасным как с левого, так и справого борта ущелья, поэтому преодолевать его необходимо как можно быстрее и с постоянным наблюдением за склонами.

Озеро обходим слева по ходу и, поднявшись на вал конечной морены (есть места для бивуака), уходим вправо по ходу и спускаемся на зеленый островок к ручью, текущему из-под перевала Каменистый. Спуск к ручью от перевального взлета занял 1 час 10 минут ходового времени). Дальнейший спуск продолжаем по травянистому склону правого борта ущелья, постепенно сбрасывая высоту и спускаясь в карман морены. Через 40 минут морена заканчивается и мы выходим в широкую, местами заболоченную зеленую долину, со множеством чистых ручейков и останавливаемся на ночлег. Отсюда хорошо виден пик Джигит и верхвовья ледника Культор Западный. От места ночевки до долины реки Культор спуск занял 1 час 20 минут ходового времени.

зеленые площадки под перевалом Такыртор - конечная морена ледника 40 мин
конечная морена - перевальный взлет 2 часа 45 мин
подъем на седловину перевала 1 час 20 мин
спуск к ручью из цирка перевала Каменистый 1 час 35 мин
ручей - долина реки Культор 2 часа 00 мин
Всего: 8 часов 20 мин

Перевал Средний соответствует 1Б категории сложности и является логичным путем между долинами рек Алтын-Арашан и Культор.

Перевал Такыртор

Ориентация - С-Ю

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау и ведет с озера Алакель в долину реки Такыртор (левый приток р. Алтын-Арашан). Записки в туре не обнаружено.

Прохождение: 24 июля 1997 года со стороны озера Алакель. Описание дается от зеленых площадок на восточном берегу озера Алакель до травянистой террасы ручья, текущего из-под перевала Такыртор. Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, основная веревка. Кошки желательны.

Перевал Такыртор хорошо виден с восточного берега озера Алакель. Тропа, идущая сперва по берегу озера, поднимается затем на зеленые террасы над скальными прижимами вдоль восточного берега озера. Идти можно и без тропы, не следует только забираться слишком высоко на каменную осыпь слева по ходу. Через 1 час 15 минут ходьбы от места открытия школы (площадки на берегу озера под перевалом Алакель) выходим на обширную ровную зеленую поляну с множеством ручейков, местами заболоченную. Можно остановится на ночлег здесь, а можно пройдя еще 15 минут вдоль ручья, подняться на вал конечной морены и заночевать там у разлива реки "на камешках".

Начиная движение к леднику, огибаем по морене и осыпям скальный выступ слева по ходу и выходим через 15 минут к небольшому озерку. Здесь также есть места для стоянок. Озеро огибается как справа, так и слева по ходу. Продолжая движение по морене, выходим на ледник выше его крутой части (языка). Выход простой, ледник пологий (5-10o), открытый, с отдельными глубокими и обширными промоинами - котловинами; движение возможно как вдоль правого (орографически) борта ледника, так и прямо по его центру, между котловинами. На наш взгляд второй путь предпочтительнее, так как при этом набор высоты идет более плавно. Через 45 минут движения по леднику подходим под перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой снежный склон крутизной 20-25o, максимум 30o в верхней части. Бергшрунд в его средней части легко обходится слева по ходу. Выше бергшрунда довольно плотный фирн, по которому удобно идти в кошках. Внимание!!! С левых по ходу скал возможно падение отдельных крупных камней, поэтому не следует подходить к ним слишком близко. Поднимаемся по фирну на кошках в направлении вправо-вверх и за 30 минут выходим на седловину перевала. (До бергшрунда - примерно 20 минут подъема по снегу). При отсутствии кошек возможен подъем прямо по центру перевального взлета, где снега больше. В этом случае бергшрунд, забитый снегом, переходится по хорошим мостам с попеременной страховкой или с провешиванием перил.

Перевальная седловина скально-осыпная. В восточной части перевала остатки снежного карниза. Тур расположен в центре седловины. С перевала на юг открывается хороший вид на Аксайскую стену.

Спуск с перевального взлета на юг по средней "живой" осыпи, крутизной до 25-30o и протяженностью около 150-200 м, занимает 20 минут. Дальнейший путь идет по крупной морене, лучше идти по ее центру - там имеется подобие тропы, маркированной турами. Мы же спускались ближе к левым по ходу скалам - путь более длинный и утомительный. За 1 час спускаемся до первой травы у ручья и, продолжая движение по его руслу (ручей уходит под камни), за 30 минут выходим на обширные ровные зеленые поляны у ручья - прекрасное место для перекусов и ночевок.

площадки под перевалом Алакель - конечная морена ледника Такыртор 1 час 30 мин
конечная морена - выход на ледник 20 мин
путь по леднику до перевального взлета 45 мин
подъем на седловину перевала 45 мин
спуск с перевала до зеленых площадок 1 час 50 мин
Всего: 5 часов 15 мин

Перевал Такыртор вполне соответствует категории сложности 1Б и является красивым и логичным путем с озера Алакель в долину реки Алтын-Арашан. Близость ледника к озеру и его относительная простота позволяют безопасно проводить здесь снежные и ледовые занятия. Возможность применения при прохождении перевала разнообразной снежной и ледовой техники делает перевал интересным для групп, совершающих походы II-III к.с.; для групп же, идущих более сложные маршруты, он может служить хорошим акклиматизационным перевалом или возможным путем под Аксайскую стену.

Перевал Телеты

Категория - 1А осыпной
Высота - 3600 м
Ориентация - З-В

Расположен в северном отроге хр. Терскей-Алатау и соединяет реки Телеты Восточная (долина р. Каракол) и Телеты Западная (долина р. Джеты-Огуз). С перевала сняли записку группы туристов из Бельгии (6 человек (sic!), 9 портеров и 2 гида) от 27 июля 1997 г.

Прохождение: 29 июля 1997 г. со стороны а/л "Каракол". Описание перевала дается от устья реки Телеты Восточная до устья реки Телеты Западная.

Необходимое снаряжение: не требуется, желательны лыжные палки или ледорубы.

Перейдя по мосту р. Телеты и найдя на правом (ор.) берегу хорошую тропу продолжаем движение по ней. Тропа идет по еловому лесу, быстро набирая высоту. Через два перехода по 40 минут проходим зону леса и оказываемся в висячей долине в среднем течении реки. Отсюда хорошо просматривается весь путь подъема на перевал Панорамный. Набор высоты около 350 метров. Еще через переход (40 минут) становится видным место слияния ручья из-под перевала Гастелло, ручья с ледника Димитрова и р. Телеты. В дальнейшем тропа переходит на левый берег и идет вдоль русла недалеко от воды. Движение возможно как по тропе, так и прямо по склонам долины.

Еще через час оказываемся около большого камня на левом берегу. Напротив - устье ручья Димитрова. Здесь неплохое место для ночевки. Мы же продолжаем движение по тропе, которая переходит с берега на берег и плавно набирает высоту. Река постепенно уходит в каньон под древний моренный вал, выше которого имеется большая полощадка, выстланная мелкой сланцевой осыпью и со всех сторон защищенная от ветра скалами (два перехода по 45 минут). Это очень хорошее место для ночевки. Однако мы решили пройти перевал в тот же день, поэтому продолжаем движение по каньону вверх. Постепенно он расширяется и переходит в осыпной склон крутизной до 20o, и весь изрезанный подобиями троп, по которым легко поднимаемся на перевал (45 минут) .

Седловина перевала широкая, осыпная, есть места для палаток, но воду можно брать только из снежников, ниже перевала (метров сто от седловины). Тур расположен в центре седловины. Спуск по приятно мягкой мелкой и средней осыпи начинается прямо от тура. Вначале уходим к левому борту долины, а затем движемся вдоль ручья, временами переходя с берега на берег. Через 35 минут на правом берегу ручья есть места для палаток - довольно покатый травянистый склон, вполне пригодный для жилья. Здесь разбиваем лагерь. Дальнейший спуск начинается по правому сухому кулуару. Однако не следует сильно уходить вправо, т.к. примерно через 20 минут от места ночевки надо опять спуститься к ручью и перейти на его левый берег, где начинается хорошая тропа, по которой мы и продолжили спуск. Примерно через 1 час 20 минут спускаемся из висячей долины перевала Телеты в долину реки Телеты З. Дальнейший путь идет вниз по хорошо пробитой тропе. Через 30 минут переходим по бревнам на левый берег реки и оставшийся участок до реки Джеты-Огуз (три перехода по 50-60 минут) идем по тропе этим берегом (последний переход, уже ниже коша, идет вообще хорошая дорога).

от устья р. Телеты В. до границы зоны леса 1 час 20 мин
от границы зоны леса до большого камня 1 час 40 мин
от большого камня до площадок под взлетом 1 час 30 мин
подъем от площадок до седловины 45 мин
спуск с седловины до долины реки Телеты З. 2 часа 15 мин
спуск по р. Телеты З. до слияния с р. Джеты-Огуз 3 часа 00 мин
Всего: 10 часов 30 мин

Перевал представляет собой простейший путь из долины реки Каракол в долину реки Джеты-Огуз и может быть рекомендован для прохождения в походах I к.с., или как запасной либо аварийный варианты в походах более высоких категорий. Технической сложности он не представляет, но подходы достаточно живописны, а скальный каньон на перевальном взлете с востока - очень своеобразен и симпатичен.

Перевал Черные Камни

Категория - 1Б Характер - осыпной
Ориентация - СЗ-ЮВ

Расположен в северном отроге хр. Терскей-Алатау и ведет с озера Алакель на р. Шаркратма (правый приток р. Культор). С перевала сняли записку группы МГСюТур'а (II к.с.) от 06 июля 1996 г. под руководством Кагалова Юрия Юрьевича.

Прохождение: 24 июля 1997 г. с озера Алакель. Описание дается от озера Алакель до реки Культор. Необходимое снаряжение: ледорубы или лыжные палки, каски.

Место ночевки перед перевалом было выбрано вблизи реки, текущей с перевала Такыртор, на правом, слегка заболоченном ее берегу, примерно в получасе ходьбы от озера, где имеются хорошие площадки для палаток. Утром переправа через реку проблемы не представляет. Дальнейшее движение проходит по траве вдоль ручья, стекающего с перевала Черные Камни (10 минут). Дойдя до кармана, образованного черной и рыжей моренами, продолжаем движение вверх в сторону правого края рыжей морены. Характер склона - средняя и крупная осыпь преобладающей крутизной 20o, местами до 35o. Движение по осыпи сложности не представляет, однако известную осторожность соблюдать необходимо: идем зигзагами плотной группой с индивидуальной страховкой (ледоруб, палки), в местах поворота все собираемся. Склон как бы перечеркнут наклонной "полкой" имеющей меньшую крутизну, которая начинается в центральной его части и выводит прямо в верхний цирк. Путь подъема до полки идет практически прямо вверх с небольшим траверсом влево, а далее по полке вправо-вверх. Время подъема в верхний цирк - около 45 минут (200-250 м набора высоты).

Сам цирк с трех сторон закрыт осыпными склонами и имеет небольшое мелкое озеро, из которого вытекает ручей; есть неплохие места для ночевки. Перевальный взлет - средняя осыпь крутизной 20-30o, с остатками снега. Поднимаемся по осыпи прямо в лоб в направлении понижения в гребне и оставляя снежники левее по ходу. Набор высоты метров 50-70. Время движения 10 минут. Седловина перевала узкая, скально-осыпная; мест для палаток нет. Тур находится в центральной ее части и хорошо заметен.

Спуск с перевала начинается сразу от тура и проходит сначала по неявно выраженному кулуару, а затем по осыпному склону (крупная и средняя осыпь 20-30o). Иногда требуется несложное лазание по крупным блокам. На спуске камнеопасность не высокая, однако касками пользоваться необходимо. Для самостраховки следует иметь ледорубы или лыжные палки. Далее идем вдоль ручья до озера, у нижнего края которого устраиваем перекус . Время спуска с перевала до озера 35-40 минут. Озеро, из которого берет начало Шаркратма, фильтруется через завал; здесь есть места для ночевок. Если посмотреть назад, то путь на перевал будет в левой части склона и от озера не виден. Явно выраженная седловина, запирающая верховья цирка - ложный перевал и спуск с нее в сторону озера Алакель весьма проблематичен. Седловина перевала Черные Камни ограничена отвесными скалами, что может служить ориентиром при подъеме с этой стороны. Кулуар идет вдоль этих скал.

От озера местами встречаются остатки тропы, по-видимому "скотской". Мы начали движение по левому берегу ручья и через 5 минут преодолели завал, кончившийся зеленой террасой. Далее постепенно забирая вправо за 10 минут прошли террасу и подошли к спуску со второй ступени. Спуск идет правым берегом по довольно крутой (до 30o) траве.

Через час движения от озера подходим к началу третьей ступени. Здесь река уходит в узкий скальный каньон и круто падает вниз. Возможность прохождения каньона вдоль воды даже в маловодный год весьма сомнительна, поэтому его следует обходить справа по ходу, где примерно метрах в ста от реки есть довольно широкий кулуар. Склон вначале покрыт травой и имеет крутизну до 35-40o. Самостраховка ледорубом. После дождя здесь возможно потребуются кошки и организация перильной страховки. Метров через 200 склон переходит в осыпной, чуть меньшей крутизны. Осыпь средняя, местами живая (камнеопасно! - следует одеть каски). Спустившись по осыпи, метров через 200-250 переходим на левый берег реки (чуть ниже небольшого водопада). Время спуска 1 час. Отсюда по крутому травянистому склону левого берега (осторожно - живые камни!) идет слабо выраженная тропа. Общее направление движения - вниз на скальный выступ, покрытый арчей и кустарником. Время движения до выступа - 45 минут.

Здесь река снова уходит в скальный каньон, поэтому необходимо найти тропу (она ведет влево-вниз через заросли арчевника, обходя скальный прижим) и по ней спуститься до реки Культор (30 минут), чуть выше места впадения в него Шаркратмы (300-400 м).

подъем от оз. Алакель до седловины 1 час 10 мин
спуск с перевала до озера 35 мин
спуск от озера до начала каньона 1 час 00 мин
обход каньона 1 час 00 мин
спуск до р. Культор 1 час 15 мин
Всего: 5 часов 00 мин

Сам перевал имеет простые склоны, его категория 1Б возможна лишь при учете каньона реки Шаркратма. В случае плохой погоды можно рекомендовать перевал Панорамный, как запасной вариант. Для этого надо планировать ночевку перед прохождением перевала в "нашу" сторону выше озера Алакель, а в обратную - в долине Культора. Надо заметить, что прохождение каньона - ключевого участка всего перевала - в сырую погоду занятие весьма неприятное, особенно на спуск.

Итоги, выводы и рекомендации

Спортивным группам горной школы 1 класса (НТП) при Московском Государственном Университете удалось выполнить в полном объеме все поставленные в УТП цели.
Пройдены интересные в спортивном и познавательном плане маршруты в живописном районе Центрального Тянь-Шаня (северные отроги главного хребта).
В полном объеме удалось провести занятия по технике горного туризма (лед, скалы, переправы).

Район Центрального Тянь-Шаня очень удобен для проведения подобных мероприятий любого уровня (от НТП до ВТП), т.к. обладает хорошо разветвленной, удобной для организации забросок сетью автомобильных дорог, разнообразным набором перевалов (от н/к до 3Б), достаточно устойчивой (в период июля-августа) погодой. Политическая и экономическая обстановка в Киргизии сейчас достаточно стабильна, отношение к русским весьма лояльно, что выгодно отличает ее от других т.н. "среднеазиатских республик" типа Казахстана или Узбекистана. Транспортная инфраструктура района также достаточно привлекательна (см. выше).

Как уже говорилось, этот год был очень жарким и малоснежным, в таком случае даже в маршрутах второй к.с. кошки желательно иметь каждому участнику.

Также в этом году всеми группами неоднократно отмечалось неудовлетворительное состояние мостов через горные реки (почти все заливаются водой во второй половине дня), поэтому при разработке маршрутов необходимо учитывать это обстоятельство и планировать для переправ первую половину дня.