Виды туризма

11 января 2013
Паршаков П.В.
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 591 0

Руководитель: Паршаков П.В.

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:

  1. Справочные сведения о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Состав группы;
    3. Заброска;
    4. Выброска;
    5. График движения;
  2. Техническое описание:
    1. Лоция;
    2. Действия группы;
  3. Заключение и рекомендации
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья (3) усл.
Район путешествия: Южная часть Кольского полуострова.
Нитка маршрута: г.Москва – г. Кандалакша – г.Алакуртти – р. Кутсайоки – р. Тумча – Иовское водохр. – пос.Зареченск – г. Кандалакша – г.Москва.
Протяженность сплава: - 143 км.
Сроки путешествия: с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Состав группы

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности, судно
1. Паршаков Павел Владимирович 1982 Ока 4у, Мста 2р Руководитель, Катамаран-4, капитан
2. Басова Анна Борисовна 1980 Тумча 3у Зав. Пит., Катамаран-2, матрос
3. ДубровДмитрий Ильич 1982 Тумча 3у, Ока 4у Топограф, Катамаран-4, матрос
4. Есенин Михаил Алексеевич 1982 Тумча 3у, Ока 4у Рем. Мастер, Катамаран-4, кормовой
5. Крюков Сергей Владимирович 1978 Тумча 3у, Ока 4у Фото-оператор, Катамаран-2, капитан
6. Холомонов Евгений Владиславович 1978 Тумча 3у, Ока 4у Костровой, Катамаран-4, матрос

Заброска

Любым поездом до станции Кандалакша (мы ехали на поезде №112 Москва-Мурманск). Далее два варианта – сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик. Грузовик стоил 3200 руб. с группы до "Чертова моста" в 2002 году. Звоните (81533)-3-21-82 Рыбалову Валерию и он вас встретит к поезду, на привокзальной площади. У него ЗИЛ-131 с кунгом. Ехать 4-5 часов. Автомобили находятся прямо на привокзальной площади. Или заранее звоните (81533)-3-49-50 Зубареву Евгению и заказываете нужное число машин с верхним багажником. В одну машину помещается 3-4 человека с вещами. Некоторые водители знают кого искать в Алакуртти. При поездке на машине нужно оставить все документы под рукой. Район похода проходит в погранзоне, поэтому желательно иметь маршрутную книжку и напечатанный список группы в двух экземплярах. Если поход официально заявлен в МКК МГЦТК, то хорошо бы поставить на список группы печать. До Алакуртти 120 км. Hезадолго до Алакуртти погранпост, где у нас проверили документы и взяли предварительно отпечатанный список группы.

Выброска

После порога "Шляпа" препятствий на реке нет. На ЛБ после порога якорная стоянка баркаса "порог "Шляпа" - п. Зареченск", который ходит ежедневно. Сколько стоит дорога мы не спрашивали, т.к. мы продолжали путешествие самостоятельно по р.Тумча и Иовскому водохранилищу.

По водохранилищу дошли до каменного выступа на правом берегу в 5км от п.Зареченск. Русло заметно сузилось. Впереди видна пристань и белое здание, на ПБ видна опора ЛЭП. Стояночное место хорошо видно с воды – в 100 м от каменного выступа в сторону п. Зареченск. Разобрали и просушили суда, два члена экипажа ката-4 отправились в п. Зареченск. Грунтовая дорога на Зареченск находится в 700 м от берега. До дороги приходится идти через лес и болото по старой колее.

Заказали машины на 13 августа. Дорога заняла 1 час 45 минут(115км). По дороге заехали на почту, позвонили в Турклуб. 14 августа сели в поезд №15 Мурманск-Москва.

С машинами можно договориться без проблем. Но грузовых машин в поселке нет, только легковые с верхними багажниками. Спрашивать кирпичный дом(он там чуть ли не один), Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через код Кандалакши если межгород). Стоимость двух легковушек на группу из шести человек в 2002 году – 1600 р.

График движения

День Дата Участок маршрута Км Способ передвиж.
1 27.07 г.Москва – г.Петрозаводск - Поезд
2 28.07 г.Кандалакша – – р.Красненькая – 250м. ниже Чертова моста - Поезд, А/трансп.
3 29.07 250м. ниже Чертова моста – п.Островной 4 Сплав
4 30.07 п.Островной – п.Сомнительный 3 Сплав
5 31.07 Дневка - -
6 01.08 п.Сомнительный – п.Тесный 6 Сплав
7 02.08 Дневка - -
8 03.08 п.Тесный – п.Ступенька 21 Сплав
9 04.08 п.Ступенька – п.Водопадный 26 Сплав
10 05.08 Дневка - -
11 06.08 п.Водопадный – п.Котел 10 Сплав
12 07.08 Дневка - -
13 08.08 п.Котел – п.Каньонный 15 Сплав
14 09.08 п.Каньонный –"мыс Маргариты" 30 Сплав
15 10.08 "мыс Маргариты" – стоянка в 15 км от Зареченска 18 Сплав
16 11.08 Дневка - -
17 12.08 стоянка в 15 км от Зареченска – 100м далее каменного выступа (ПБ) в 5км от Зареченска 10 Сплав
18 13.08 100м далее каменного выступа – грунтовая дорога – г.Кандалакша - А/трансп.
19 - 20 14.08 - 15.08 г.Кандалакша – г.Москва - Поезд

Техническое описание
Лоция

Препятствие 1. Порог 2 кс. Длина 15 м. Простой порог. Препятствие 2. Каньон "Короткий", 4 кс. Длина 200 м. Ориентир: Сужение русла, скальные выходы по обоим берегам. Осмотр и обнос по правому берегу (ПБ). Две ступени, между ступенями мелкая длинная шивера с множеством подводных и надводных камней. Первая ступень состоит из трех сливов. Первый – слив с камней через всю ширину реки, второй - узкий слив (2,5 м), образованный скальными выступами обоих берегов, третий – прижим к ПБ, ширина русла 2,5 м. Вторая ступень состоит из трех сливов: первый – мелкие водопадные сливы с камней и небольших плит. Второй и третий – два слива во всю ширину русла с прижимом к ПБ. В сливах в шахматном порядке расположены камни в виде "зуба".

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 3. Короткая шивера с островом. Ориентир: выход из разлива.

Препятствие 4. Порог "Каменистый", 3 кс. Длина 450 м. Ориентир: падение, шум воды. Осмотр по левому берегу (ЛБ). Входная шивера, затем основная ступень – слив с гряды больших камней. Ориентир ступени – 2 бревна на ПБ. После слива множество подводных и надводных камней.

Препятствие 5. Простая шивера.

Препятствие 6. Шивера.

Препятствие 7. Порог "Островной" 3 кс. Длина 25 м. Ориентир: порог расположен сразу после препятствия 6, каменный остров. Осмотр по ЛБ. Остров делит реку на два рукава. В левом рукаве крутой мелкий слив с камней. В правом узком рукаве – чистый проход. Правый рукав уходит под 90? к основной струе, а затем огибает остров.

Препятствие 8. Шивера.

Препятствие 9. Шивера.

Препятствие 10. Порог "Прыжок", 3 кс. Длина 30 м. Ориентир: два бревна на ПБ буквой "Х", падение, скалы по обоим берегам. Осмотр по ПБ. Вода сочится через камни. Порог больше похож на плотину из камней высотой 1.5 м.

Препятствие 11. Порог "Щечки", 3 кс. Длина 200 м. Ориентир: входная шивера видна от предыдущего препятствия, скалы по обоим берегам. Осмотр по ПБ, обнос затруднен: тропа упирается в обрывы и скалы. Длинная мощная входная шивера, русло сужается, затем слив с прижимом к ЛБ и резкий поворот налево в узкий слив (2.2 м).

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 12. Порог "Кавказский", 4 кс. Длина 350 м. Ориентир: виден от предыдущего препятствия, белая пена и падение, скалы по обоим берегам. Осмотр по ПБ. Порог представляет из себя длинную цепочку сливов, валов, прижимов и бочек. В середине последнего, мощного слива, образованного плитами у ЛБ и скалой ПБ, расположен большой камень в виде "зуба".

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 13. Порог "Горка", 4 кс. Длина 250 м. Ориентир: через 50 м после предыдущего препятствия. Осмотр по ПБ. Две ступени идущие друг за другом, затем мощная выходная шивера с множеством подводных и надводных камней, заканчивающаяся крутым сливом с плиты у ЛБ. Первая ступень – мощный каскад из двух сливов с прижимом к ПБ. Перепад около 3 м. Вторая – камни от ЛБ до островка из камней в середине русла. От островка до ПБ мощный слив с бочкой внизу ближек камням.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 14. Шивера.

Препятствие 15. Перекат.

Препятствие 16. Порог "Сомнительный", 4 кс. Длина 100 м. Ориентир: старый дорожный знак на ЛБ, расположен после правого поворота. Осмотр по ЛБ. Порог представляет из себя два последовательных мощных слива, затем поворот вправо, у ЛБ большое улово, и пологий слив с обливными камнями.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 17. Порог "Муравей", 3 кс. Длина 70 м. Ориентир: лесистый островок, резкий поворот влево. Осмотр по ЛБ. Порог расположен в левом повороте русла. Представляет собой слив с камней через всю реку, затем сужение, образованное скалами ЛБ и ПБ и менее сложный выходной участок.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 18. Порог "БСТ", 3 кс. Длина 70 м. Ориентир: гряда камней в русле. Осмотр по ПБ. Первый косой слив с ЛБ к ПБ. Второй слив У ЛБ, заканчивающийся бочкой и поганкой, затем третий слив, уходящий под огромный камень с карманом. Под ПБ на всем протяжении препятствия много камней.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 19. Водопад "Оба-На", 5 кс. Ориентир: дорожный знак кирпич на ЛБ. Обнос вещей удобнее делать по более пологому правому берегу, а осмотр по левому. Препятствие названо водопадом условно, оно представляет собой водоскат в левой части русла и очень маловодный водопад высотой 7 м в правой части. Мелкий водоскат слева образован плитой около 10–15 м длиной и крутизной 30?. Из плиты на заходе и ближе к середине русла торчат полуобливные и надводные камни. У левого берега несколько косых валов и бочек. В конце водоската мощная бочка и серия валов до 2 м (наибольший). У левого и правого берегов в конце препятствия мощные улова. Обнос вещей удобнее делать по более пологому правому берегу, а осмотр по левому.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 20. Водопад "Маманя", непроходим. Ориентир: дорожный знак на левом берегу. Краска на знаке потемнела и облупилась. Осмотр и обнос по ЛБ. Препятствие представляет собой водопад во всю ширину русла высотой 15-18 м. Везде торчат камни разных размеров, вода льется как из душа. Выглядит так как будто туда забыли налить воды. Обнос вещей и катамаранов – по крутому склону левого берега, в непосредственной близости от края водопада, затем сужение до 5–6 м и небольшой подъем по мокрым, но не скользким камням.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 21. Перекат.

Препятствие 22. Порог "Тесный", 4 кс. Длина 80 м. Ориентир: резкое падение, скала ЛБ, Серые каменные выходы на ПБ. Осмотр по ПБ. Порог представляет собой два последовательных узких слива с прижимом. От центра русла к ПБ, образованных большими камнями, затем три камня лежат в виде буквы "П" ножками против течения. Эти камни образуют "мышеловку", ее можно обойти как слева, так и справа. Проход под обоими берегами затрудняют полуобливные и обливные камни. После этого следует выходная шивера.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 23. Шивера, затем через 10 минут слева ручей и мелкая шивера.

Препятствие 24. Длинная мелкая шивера.

Препятствие 25. Серия мелких шивер, заканчивающаяся разрушенным мостом.

Препятствие 26. Остатки смытого выше моста. Проход у ПБ.

Препятствие 27. Порог 2 кс. Длина 700 м. Ориентир: сужение русла, падение.Осмотр по ПБ. Мощные валы и бочки, затем длинная мелкая выходная шивера.

Препятствие 28. Длинный перекат. Острова делят русло на множество проток. Идти левыми.

Препятствие 29. Перекат.

Препятствие 30. Перекат.

Препятствие 31. Порог 2кс. Ориентир: падение, шум воды. Осмотр с воды или по ПБ. Сложная линия движения.

Препятствие 32. Порог "Ступенька", 4 кс. Длина 300 м. Ориентир: каменные плиты на ПБ. Осмотр по ПБ. Сначала идет входная шивера, затем система сливов с нескольких плит через всю реку. Все выходные сливы перегорожены надводными или подводными камнями. После этого идет мощная длинная выходная шивера.

Препятствие 33. Три шиверы идущие друг за другом.

Препятствие 34. Порог "Малый Каньонный", 2 кс. Длина 70 м. Ориентир: левый поворот, сужение русла. Осмотр по ЛБ. Серия валов и камней в каньоне.

Препятствие 35. Шивера.

Препятствие 36. Порог 2кс. Хорошо заметен с воды. Осмотр по ПБ. Две ступени с небольшим плесом между ними, мелко. В начале второй ступени остров. Проходить следует правой протокой, она глубже. В левой – высокий мелкий косой слив.

Отчет водном путешествии 3-й усл. категории сложности в южной части Кольского полуострова по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча, совершенном с 27 июля по 15 августа 2002 г.

Препятствие 37. Порог "Водопадный", 4 кс. Длина 200 м. Ориентир: правый поворот, скала ЛБ. Осмотр по ПБ. Порог состоит из 3 ступеней. Первая – высокая длинная "горка", образованная простой входной частью, мощным сливом высотой более 3 м и мощной бочкой, затем мощная бочка в сужении и после плеса с камнями и разливчика – вторая и третья ступени. Они представляют собой высокие мелкие сливы. В третьей ступени самый глубокий слив идет от центра к ЛБ.

Препятствие 38. Порог "Лесенка", 2 кс. Длина 50 м. Мощный кривой слив, затем косой вал и бочка.

Препятствие 39. Порог "Три протоки", 3 кс. Длина 100 м. Ориентир: остров, шум воды. Острова делят реку на протоки. Проход по основным – центральным протокам. В протоках косые бочки валы, камни

Препятствие 40. Порог "Ночной", 2 кс. Ориентир: сужение русла, хорошо заметен с воды.

Препятствие 41. Порог "Карниз", 4 кс. Длина 150 м. Ориентир: правый поворот, каменные выходы на ЛБ, каменный остров в середине русла. Осмотр возможен по обоим берегам, обнос по ЛБ. Остров делит реку на две протоки. Левая узкая протока в разломе плит. Мощный слив с поворотом, заканчивающийся бочкой. Правая – входная часть, затем падение с плит ближе к ПБ и мощный слив у острова. После этого следует выходная шивера с мощными валами и обливными камнями.

Препятствие 42. Порог "Каньонный", 2 кс. Длина: 400 м. Ориентир: большой остров, поросший лесом, через 200 м скалы по Л и ПБ. Валы, много камней

Препятствие 43. Порог "Змеиный", 3 кс. Длина 250 м. Ориентир: сразу за предыдущим препятствием. Остров делит реку на два рукава. В основном S-образном левом рукаве – валы, камни. Правый - более мелкий.

Препятствие 44. Порог "Шляпа", 3 с элементами 4 кс. Длина 70 м. Ориентир: разлив, правый поворот, камни у острова, который с воды кажется правым берегом. Большой остров, поросший лесом, делит реку на 2 рукава. Левый – основной, это сложный трек с прижимом к острову, струя после серии небольших сливов бьет перпендикулярно в скальную стенку и поворачивает на 90 градусов влево, затем разворот вправо на 180 градусов, огибая остров и короткая выходная шивера. Правая протока представляет собой узкий каньон с несколькими валами и бочкой.

Действия группы

28 июля. Прибыли на станцию Кандалакша. На привокзальной площади группу ожидал Рыбалов Валерий, с которым заранее договорились о доставке к началу сплава по телефону. Кроме нашей группы на р. Кутсайоки забрасывались еще пять групп. Вещи разместили в кунге автомашины ЗИЛ, 44 человека ехали в автобусе ПАЗ.

9:24Выехали из Кандалакши. 12:00 Прибыли на пункт пограничного контроля. Пограничники собрали списки групп, проверили документы. 14:46Несколько групп высадились на "Голубых озерах".

15:15 Приехали на "Чертов мост". Стояночные места выше моста заняты. Переносим вещи к месту стапеля в 250 м ниже моста на левом берегу (ЛБ). Ровная площадка для 2 - 3 палаток. Уровень воды средний.

29 июля. Подъем, заканчиваем сборку катамаранов. 13:00Выход. 13:17Зачалились на ПБ перед Каньоном "Короткий". Провели разведку. Порог представляет собой каскад из двух ступеней, разделенных мелкой шиверой с камнями. В каждой ступени по три слива. Сложная линия движения. Вода средняя, в сливах торчат зубья, сливы шириной с катамаран. Наметили ориентиры начала маневра на берегу и воде. После обсуждения обнесли все вещи. Поставили страховку с двумя морковками на ПБ после первой ступени. Попросили человека из соседней группы сфотографировать наше прохождение. Осуществили прохождение экипажем кат-4. В шивере между ступенями специально сели на полуобливные камни, отдохнули и прошли вторую ступень. Слегка погнули концы поперечин и оцарапали левый носовой наплыв во втором сливе первой ступени, когда кат прижало под отрицательную скалу левого берега. При прохождении осуществили задуманную линию движения. Кат-2 обнесли к концу порога, где начали готовить обед. После порога не имеет смысла ставить страховку, т.к. большой разлив, нет течения.

17:25 Выход. 18:20Порог "Каменистый". Посмотрели входную шиверу по ЛБ, но не до конца – в результате залетели катом-4 на большую "черепаху" посередине реки, повисели на ней и боком свалились вниз. К нашему удивлению мы не повредили ни шкуры, ни рамы. Тренировали тандемную страховку, держали минимальную дистанцию 15 м . Кат-2 специально шел менее сложной линией движения, поэтому прошел чисто. Зачалились после шиверы на ПБ и осмотрели основную часть порога. Прошли катом-4 и встали под правым берегом на нижнюю страховку. Затем прошел кат-2, тоже успешно.

18:39 Порог "Островной". Осмотр провели с обоих берегов. Решили идти правой протокой. Страховку не ставили. Первым прошел кат-2. Перед началом прохождения они встали на чалку значительно выше кат-4 и беспрепятственно ушли от навала на камень-остров посередине порога, затем по струе слились в правую протоку. Экипаж ката-4 не стал проводить лодку выше по течению, т.к. порог казался довольно простым и неопасным. Кат-4 сделал траверс струи, но из-за малого расстояния для маневра, его навалило левым баллоном на камень-остров и стало стягивать в левый мелкий слив, имеющий вид ступеньки, где он и застрял кормой вперед. Носовые вылезли из упоров и перелезли к центру ката, для смещения диферента на корму, после чего кат благополучно съехал кормой вперед, опять не повредив шкуру, несмотря на выходы слоеной, острой породы на берегу и в воде. Встали на ночь на ПБ ниже порога.

30 июля. 10:30Выход. Порог "Прыжок". Чалка на осмотр на ПБ в конце препятствия №9. Порог плохо заметен с воды. Из-за крутого падения и маленькой глубины на кромке слива образуется подпор воды и создается иллюзия спокойной реки. На шум воды не обращаешь внимание, т.к. шумит шивера сверху. Ориентир - высокий скальный ЛБ, два бревна на ПБ буквой "Х". Порог представляет собой 1,5-2 метровый водопадный слив. По большой воде, видимо, проходим по центру ,чуть ближе к ЛБ. По средней воде мы чистого прохода не нашли. Порог больше похож на плотину - сплошное нагромождение камней, глубина сливов 5- 10 см . Обнос вещей и катамаранов по тропе на ПБ. Самый приятный обнос вещей и лодок на реке – 15 метров по скальной тропе.

11:30Выход, видна входная шивера порога "Щечки". 11:34Порог "Щечки". С целью экономии времени, во время обноса Прыжка, капитан ката-4 был послан по ПБ для дальнейшей разведки реки, он наметил место промежуточной чалки, после входной шиверы, непосредственно перед самими "щечками" – самым узким местом порога. При осмотре шиверы, идти очень тяжело, приходиться карабкаться по камням и краю обрывов перепрыгивать щели, кое-где идти по пояс в воде вдоль отвесных скал. Решили пройти входную шиверу и зачалиться после нее перед основным сливом порога на ПБ. Заходная шивера порога очень мощная, но чистая, много валов, бочек, преобладают подводные обливные камни. Достаточно жесткая вода. Линия движения преимущественно по центру. Т.к. места для чалки двух катамаранов довольно мало, то шли с интервалом 6-7 минут, чтобы первый кат(кат-4) наверняка успел бы зачалиться и помог бы, при необходимости, зачалить кат-2. При отсутствии возможности чалки к берегу договорились зачалить кат-2 прямо к борту ката-4. Прошли шиверу катом-4, трое сразу пошли на осмотр Щечек, один остался, на всякий случай, помочь зачалиться кату-2. Осмотр Щечек с элементами скалолазанья в некоторых местах.

11:46 Завершили прохождение шиверы и начали осмотр основного слива порога по ПБ. Долго смотрели и мерили веслом ширину слива. Решили, что пролезем. Ниже порога на ПБ поставили человека с морковкой. Другой человек стоял на ПБ прямо над сливом, и в случае заклинивания ката в сливе должен был в зависимости от ситуации, либо спихнуть кат вниз, либо помочь выбраться экипажу на берег. Фотосъемку, по нашей просьбе, осуществляла группа, подошедшая на осмотр. Оба экипажа прошли чисто, даже не чиркнув (ширина ката4 = 2м10см, ката2 = 1м90см). Вещи не обносили.

12:45 Выход. Через 100 м порог "Кавказский". Осмотр провели по правому берегу. Наметили линию движения. Порог представляет собой непрерывную цепочку сливов, валов, бочек. Течет в каньоне. Линия движения - преимущественно придерживаясь центра, со слаломом между камнями и бочками. Последний слив бьет в большой зуб. Поставили страховку – человек с морковкой на ПБ, непосредственно перед последним сливом с зубом. На нижнюю страховку попросили встать кат-4 из соседней группы. Нижняя страховка обязательна, т.к. после порога небольшой быстроток и порог Горка. Обнос вещей выглядел сильно малопривлекательным, поэтому решили идти не разгружаясь. Это было ошибкой. Слегка недооценили опасность зуба, ширину слива, куда надо попасть (после Щечек) и силу струи. Кат-4 начал прохождение, где-то во второй трети порога катамаран развернуло, но экипаж быстро выровнял судно. Груженым катом-4 труднее управлять на слаломном пороге, нежели разгруженным, результат – слегка не хватило сил и времени, сели на зуб в последнем сливе взяв его между баллонов. Сломалась первая поперечина. Экипаж оперативно соскочил на берег, вытащил вещи и кат, а затем с помощью веревок и подоспевшего экипажа ката-2 поднял все это наверх по отвесной скале на высоту второго этажа.

Далее пошел экипаж кат-2. Кат-2 вещи, несмотря на наш опыт, обносить не стал. Прошел успешно, хотя его тоже слегка навалило на зуб правым баллоном. 13:45 Конец прохождения. Экипаж ката-2 готовит обед, экипаж ката-4 ремонтирует судно.

16:45 Обносим вещи к концу порога "Горка". Осматриваем порог по ПБ. Порог представляет собой мощный 3-3,5 метровый слив – водоскат с небольшим навалом струи на скалу ПБ. На выходе мощная шивера. Поставили страховку с морковкой посередине шиверы. Страховка малоэффективна, т.к. русло в этом месте довольно широкое. При желании из шиверы самосплавом можно выбраться до конца порога. В конце порога страховку не ставили, т.к. большой разлив и слабое течение.

Кат-4, использовав бочку в центре реки, после основного слива, ушел под ЛБ, где успешно маневрируя между камнями, сплюнулся с 1,5 метровой ступеньки в конце. Осуществили задуманную линию движения. Далее сменили страховку и фотосъемку, чтобы прошел кат-2. Кат-2 тоже прошел успешно, но в бочке после 1,5 метровой ступеньки в самом конце порога, его держало около 10 секунд, затем он оттуда благополучно вышел, не без помощи экипажа.

18:23 Выход. Слева впадает Онтонийоки. Вошли в р.Кутсайоки. 18:43 Порог "Сомнительный". Встали на ночь на ЛБ. Стояночное место плохое. Относительно ровные площадки и дрова расположены очень далеко от берега. В разных местах можно втиснуть три или две палатки. Ориентир порога – сужение русла, начинается правый поворот, за ним сразу левый уже в порог. На левом берегу висит автомобильный знак, к нему и нужно чалиться.

31 июля. Дневка. Отдыхаем после технически и физически сложного участка реки. Чувствуется отсутствие акклиматизационной дневки, которую не смогли организовать из-за долгого подъезда к реке на машине. Экипаж ката-4 заклеивает глубокие царапины на шкуре катамарана. С утра страховали группу на самодельном рафте морковкой между 2 и 3 ступенями.

1 августа. Подъем. Завтракаем, обносим вещи к концу порога. 10:30 Начали подготовку к прохождению порога "Сомнительный". Поставили страховку – морковка между 2 и 3 ступенями. Нижняя страховка необязательна, т.к. после порога – разлив, но мы попросили постоять на нижней страховке кат из соседней группы. Поставили цель – зачалиться в улове у ЛБ после второй ступени, отдохнуть и пройти третью ступень. С поставленной задачей оба ката справились: кат-4 зачалился в верхней части улова, а кат-2 в нижней части улова.

11:22 Выход. 11:29 Порог "Муравей". Осмотр по ЛБ. Решили обнести вещи к концу порога, так как на заходе в первом сливе порога мелко, на груженом кате можно сесть. На левом берегу есть два небольших стояночных места. Ориентир – лесистый островок на резком повороте влево. После порога спокойный участок, нижней страховки не ставили. Порог представляет собой горку. Проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении – проход по центру. В центре второго слива – зуб, но по средней воде глубоко, пустым катом не задевается. Т.к. в первом сливе мало воды, но зато много камней, поставили на берегу сигнальщика, который точно заводил кат в слив. Прошли успешно оба ката. Сначала кат-2, затем сменили сигнальщика и прошел кат-4. При прохождении ката-4 в первом сливе у левого кормового заклинило и вырвало из рук весло. Левый кормовой тут же оторвал запаску и кат-4 успешно прошел оставшуюся часть порога, а сразу после порога выловил потерянное весло.

12:40 Выход. 12:47 Порог "БСТ". Проводим осмотр по ПБ. Вещи обносим к концу порога. Нужен легкий кат для маневра. Ориентир – русло перегораживает гряда камней. Нельзя недооценивать сложность этого порога, особенно по большой воде. В конце порога лежит большой камень, в который бьет струя. Под ним, видимо, по большой воде образуется неслабый карман. Сложная линия движения. Заход под ЛБ в трековый слив уходящий вправо, затем опять уход под ЛБ. Далее, используя бочку и поганку рядом, оба ката уходили уловами под ПБ, где сливались, пытаясь словить как можно меньше камней. В конце порога под ЛБ довольно мелко. В любом случае под ЛБ в конце порога уходить не стоит. Большой камень в конце, который, вероятно, можно объехать, по слухам сломал не один кат и убил не одного человека (особенно по большой воде). Оба наших ката прошли очень чисто и хорошо.

14:12 Выход. Виден дорожный знак кирпич на ЛБ. Это ориентир водопада "Оба-На". Проводим осмотр по ЛБ. Препятствие названо водопадом условно, оно представляет собой водоскат в левой части русла и очень маловодный водопад высотой 7 м в правой части. Мелкий водоскат слева образован плитой около 10- 15 м длиной и крутизной 30?. Из плиты на заходе и ближе к середине русла торчат полуобливные и надводные камни. Толщина слоя воды над плитой не позволяет зайти в нужное место водоската и сделать полноценный гребок в процессе движения. У левого берега несколько косых валов и бочек. В конце водоската мощная бочка и серия валов до 2 м (наибольший). У левого и правого берегов в конце препятствия мощные улова. Обнос вещей удобнее делать по более пологому правому берегу, а осмотр – по левому. Осторожно: камни внизу очень скользкие. Обносим катамараны, вещи по правому берегу к концу препятствия и готовим обед.

17:15 Выход. При выходе из улова у ПБ, сразу под водопадом, необходима слаженная работа экипажей. Это улово – яркий пример низкого улова, где уровень воды ниже чем в основной струе. Мы делали траверс улова, подходили к главной бочке после водоската у ЛБ. В бочку подсасывает. Левого носового на кате-4 буквально "засосало" с головой. После этого разворачивались по часовой стрелке и сплавлялись вниз по струе. Струя очень сильная. Сильный навал на скалу у ПБ. Кат-4, используя параллельное смещение, на подтягах с левого баллона ушел от навала. Кат-2 проехал вплотную к скале. При неслаженной работе экипажа кат-4 и кат-2 других групп, на наших глазах, либо загоняло обратно в улово под водопадом, либо наваливало на скалу у ПБ.

Через 200 м водопад "Маманя". Ориентир: дорожный знак на левом берегу. Краска на знаке потемнела и облупилась. Осмотр и обнос по левому берегу. Препятствие представляет собой водопад во всю ширину русла высотой 15–18 м. Везде торчат камни разных размеров, вода льется как из душа. Выглядит так, как будто туда забыли налить воды.

Обнос вещей и катамаранов провели по крутому склону левого берега, в непосредственной близости от края водопада, затем сужение до 5- 6 м и небольшой подъем по мокрым, но не скользким камням. Во время движения использовали страховочные веревки. Внизу на ПБ есть небольшое стояночное место, а вскоре еще одно тоже по ПБ. Далее стоянки расположены только на пороге "Тесный".

19:35 Выход. 20:15 Порог "Тесный". Зачалились на ПБ. Ориентир – река "кончается". Резкое сужение после плеса, слышен шум порога. Все стояночные места заняты. С трудом встали в конце порога. Ровных площадок нет. За дровами приходится лезть на высокую каменную осыпь. Катамараны оставили у начала порога.

2 августа. Дневка. Ловим рыбу. Собираем ягоды.

3 августа. 10:30 Начали осмотр порога. 10:40 Начали прохождение. Порог представляет собой два узких слива с небольшим прижимом, затем требуется уйти от камней прямо после второго слива и "мышеловки" в слив под ЛБ. В последний слив под ПБ попасть трудно из-за большого количества полуобливных камней в русле, предпочтительнее левый слив. Поставили страховку с морковкой после второго слива перед "мышеловкой". После порога страховку не ставили, т.к. спокойное течение и разлив. Наибольшую опасность в пороге, судя по аварийным самосплавам каякеров после киля во втором сливе, представляет заклинивание человека в щели мышеловки. Первым пошел кат-4. Во втором сливе, слабо подходившем нашей лодке по габаритам, ударом об скалу на левом болоне вырвало люверс боковой шнуровки рамы. Далее экипаж слегка перестарался, уходя от мышеловки в левый слив. Левый нос сел на полуобливной камень, струей кат развернуло и заклинило поперек третьего слива у ЛБ. Перелезая из упоров и смещая центр тяжести, экипаж довернул кат кормой вперед и они благополучно сплюнулись с третьего слива. Осмотрели кат - глубокие царапины на внешнем слое тезы. Сменили страховку. Кат-2 прошел успешно.

11:19 Выход. 12:50 Реку преграждают остатки смытого выше моста. Пройти можно под ЛБ или ПБ. Проход справа глубже, но с воды плохо просматривается. Решили проходить слева. На выходе очень мелко. Внимание: возможно, что мост весной перенесет ниже по течению, будьте осторожны.

13:10 Чалка на ПБ перед порогом. Препятствие 27, 2 кс. Осматриваем порог до конца. Длина порога около 700 м . Решили приготовить обед в начале порога и пройти его после.

15:10 Выход. 16:11 Длинный мелкий перекат с множеством камней. Препятствие 30. На ЛБ неплохое стояночное место. Осмотр с воды.

17:25 Локальный порог. Препятствие 31, 2кс. Если чувствуете усталость, или нет уверенности, лучше осмотреть.

17:34 Порог "Ступенька". Осмотр по ПБ. Ориентир – каменные плиты на ПБ. Хорошее стояночное место внизу порога занято. Встали на ночь в районе середины порога. Ровных мест для палаток нет. Катамараны оставили в начале порога.

4 августа. 10:35 Начали обнос вещей к концу препятствия и осмотр. 10:55 Начали прохождение. Линия движения – заход под ЛБ, сплевываемся в слив в самой глубокой его части, затем по команде капитана, в зависимости от ситуации, выбираем проход между полуобливными и обливными камнями за сливом, режем струю для ухода под ПБ, далее слалом по мощной шивере (главное – уйти от большого зуба в центре русла в начале). Попросили группу, стоящую в конце порога подстраховать нас. Страховка – две морковки, одна сразу после первой ступени, другая в шивере. Кат-4 перед сливом, на заходе чуть развернуло небольшой бочкой, но экипаж успел выровнять лодку и сделать 3-4 гребка для разгона. Прошел все чисто, нигде не сел. Кат-2 первую часть порога прошел хорошо, в конце несколько раз капитально садился, так что экипажу приходилось вылезать и сталкивать его.

11:40 Выход. 11:53 Три шиверы. Идем сходу, мелко. 12:19 Порог "Малый Каньонный". Зачалились на ЛБ у тропы для осмотра. Хорошие валы стоят, но ничего сложного. 12:37 Конец прохождения. На ЛБ в конце порога неплохое стояночное место с пляжем для купания.

13:36 Впереди четко видна высота 488 - г. Пязивара. Берега становятся низкими. Преобладает высокая трава, много берез. 13:56 Чалка на ЛБ. Готовим обед. Влево уходит наезженная дорога, скорее всего сюда часто приезжают порыбачить местные жители.

16:34 Перекат. Разрушенный мост, на ПБ дорога и стояночное место. 17:19 Препятствие 36. 2к.с. Осмотр по ПБ. Две ступени с небольшим плесом между ними, мелко. В начале второй ступени остров. Проходить следует правой протокой, она глубже. На ЛБ стояночное место.

17:25 Порог "Водопадный". Чалка на ПБ перед левым поворотом. На ПБ вдоль порога много стояночных мест. Осмотровая тропа заболочена. Можно осматривать и обносить порог по плитам у кромки воды. Встали на ночь в районе второй ступени. Катамараны оставили в начале порога.

5 августа. Дневка. Тренируемся на первой ступени порога. Осуществили прохождение катом-4 и многократное прохождение катом-2 в разном составе. Заходили под ЛБ, затем струя отжимает к ПБ, использовали небольшую бочку над сливом для корректировки ката в потоке(параллельное смещение), чтобы попасть точно в центр чистого слива с горки. Страховка двумя морковками: первая – страховка пловца в бочке после горки, вторая – после мощной бочки в сужении , в конце первой ступени. Отработали еще раз взаимодействие и систему оповещения страховки и проходящего экипажа с помощью сигнальщика (свистки, условные знаки). После прохождений отработали страховку "живцом" в конце первой ступени. После тренировки каты сплавили к концу третьей ступени.

6 августа. 8:00 Подъем, обносим вещи к катамаранам. 10:37 Выход. 10:59 Скальник на ЛБ, перед ним хорошее стояночное место.

11:10 Порог "Лесенка". Осмотр с воды. Идем сходу. Интервал между судами 50 м . За порогом стояночное место на ПБ. 11:47 Порог "Три протоки". Осмотр с воды. Идем сходу. Сложная линия движения по основным сливам центральных проток Интервал между судами 100 м , т.к. воды маловато можно сесть. Через 100 м стояночное место на ПБ.

12:20 Стрелка р. Кутсайоки – р. Тумча. Течение практически отсутствует. Продвигаемся вверх по течению до порога "Котел". (От стрелки влево). 12:33 Порог "Котел". Вода низкая. На ЛБ хорошие стояночные места, песчаный пляж, сруб для бани. Встаем лагерем на ЛБ ниже порога. Решили заночевать. Двое готовят обед, остальная часть группы отправилась на порог "Яма" для тренировки техники самосплава и спасработ морковкой. Порог Яма идеально подходит для тренироки самосплава и спасработ морковкой, особенно по малой воде. Порог представляет из себя мощный, длинный и узкий слив с небольшими валами и бочками, который заканчивается очень мощной глубокой и чистой от камней бочкой. Далее идет выходная шивера с камнями. Морковку лучше ставить сразу после мощной бочки в улове у ЛБ. Вечером заготовили дрова для бани.

7 августа. Дневка. Баня.

8 августа. 10:40 Начали обкатку порога "Котел" на кате-2 разными составами. Порог представляет собой слив в виде ступеньки с неровными краями на всю ширину реки, проходимый по малой воде только у ЛБ, затем выходная шивера. После ступеньки в месте прохождения неплохая бочка. Тренировали чалку в улово у ЛБ, сразу после бочки, используя смещение по бочке влево. Страховка – морковка на ЛБ, после бочки в районе улова.

11:40 Выход. 11:52 Справа впадает р. Кутсайоки. 12:22 Порог "Ночной". Длина 150 м . Ориентир: скальные выходы по обоим берегам. Идем сходу, так как препятствие полностью просматривается с воды и вся команда была на р. Тумча ранее. Интервал увеличили до 50 м .

Через 300 м расположен порог "Карниз". Осмотр возможен с обоих берегов, в зависимости от варианта прохождения. На ЛБ хорошие стояночные места. Осмотр провели по ПБ. Попросили стоящую на пороге группу встать на страховку после основной ступени на кате-4. Проходим порог по правому сливу и чалимся к левому берегу перед выходной шиверой. При прохождении выполняли маневр – заходили полулагом и вставали в сильный улов непосредственно над основным падением с плит. Затем выходили из улова на струю, резали ее и пытались сплюнуться по левому краю бочки, образующейся после падения, используя для этого смещение по косому валу. Делали это на груженых катах. Задуманное осуществили, правда, кат-4 попал только одним баллоном в бочку, а другим проехал по сливу. Экипаж двойки тренируется в правом сливе, осуществляя два похождения по такой же траектории, экипаж четверки готовит обед.

16:00 Выход. 16:27-16:48 Отдых, на ЛБ много красной смородины, малины. 17:13 Хороший песчаный пляж на левом повороте реки. 17:35 Большой лесистый остров. Через 200 м после него начало порога "Каньонный". Встаем на ночь на высокой скале ЛБ перед порогом.

9 августа. 10:30 Выход. Проходим порог по основной струе. Линию движения наметили накануне. Интервал 100 м . Сразу за порогом начинается порог "Змея". Идем сходу. Тренируем тандемную страховку. Через 400 м после порога – левый поворот и большой остров. Это ориентиры порога "Шляпа". Осмотр провели с острова. Стояночные места есть на ЛБ и на острове. На ЛБ после порога якорная стоянка баркаса "порог "Шляпа" - п. Зареченск". Ходит ежедневно.

Прохождение левым рукавом, который представляет из себя сложный трек с прижимом к острову, струя после серии небольших сливов бьет перпендикулярно в скальную стенку и поворачивает на 90 градусов в лево, затем разворот на 180 градусов, огибая остров и короткая выходная шивера. По очень большой воде между начальными сливами порога и островом образуется очень мощная, слабо проносная бочка. Наша линия движения – уход от прижима к острову, используя смещение по косому валу в бочку после серии небольших сливов, далее смещение по уловам к ЛБ, выход на струю и используя улова и небольшие бочки для маневра слалом по обговоренной заранее траектории. Оба ката справились с поставленной задачей. Страховку не ставили.

11:26 Выход. Далее препятствий на реке нет. Ориентир входа в водохранилище: длинный, тонкий остров поросший травой и деревьями. После острова повернули налево и двигались по основным протокам между островами. Линия движения отмечена на карте. На поиски стояночного места у нас уходил 1 час. Во время движения ветер был преимущественно боковой и встречный средней силы. 19:29 Встали на ночь на "мысу Маргариты".

10 августа. Совершили переход до стояночного места на левом берегу в 15 километрах от Зареченска.

11 августа. Оставшийся запасной день использовали для отдыха. Дневка. Хорошая солнечная погода. Купались, загорали.

12 августа. Дошли до каменного выступа на правом берегу. Русло заметно сузилось. Впереди видна пристань и белое здание, на ПБ видна опора ЛЭП. Стояночное место хорошо видно с воды – в 100 м от каменного выступа в сторону п. Зареченск. Разобрали и просушили суда два члена экипажа ката-4 отправились в п. Зареченск. Грунтовая дорога на Зареченск находится в 700 м от берега. До дороги приходится идти через лес и болото по старой колее. Заказали машины на 13 августа.

13 августа. Всю ночь и весь день шел дождь. К обеду собрали лагерь и снаряжение. 14:25 Выход. 14:40 Дошли до дороги. Через 10 минут загрузили вещи в две легковые машины. Дорога заняла 1 час 45 минут. По дороге заехали на почту, позвонили в Турклуб.

14 августа. 1:20 Сели в поезд №15 Мурманск–Москва.

Заключение и рекомендации
  1. При заброске перед Алакуртти расположен пограничный пост, маршрут проходит в погранзоне. Поэтому необходимо иметь паспорт, если паспорт говорит о Вашем Российском гражданстве, то этого будет достаточно. В противном случае Вам нужно хорошо подготовиться к этой встрече (собрать необходимые документы). Перед выездом на маршрут рекомендуется подготовить полный список участников группы с полными паспортными данными, это максимально облегчит Ваше общение с пограничным контролем. Но это не отменяет наличие Ваших паспортов непосредственно на руках, поэтому не убирайте свои паспорта в рюкзаки .
  2. Кольский п-ов, как всегда, поражает своим изобилием грибов и рыб, ни кем не тронутой природой, и девственной красотой. В разгар лета, в период долгожданных отпусков, стремясь вырваться из урбанистической реальности, попадаешь в этот, казалось бы заброшенный людьми, мир первозданной красоты. Но первое впечатление оказывается ошибочным. По реке сплавляется очень много туристов из разных уголков России и не только, достаточно опытных и новичков, так что проблем с подстраховкой на порогах, при маленькой команде, возникнуть не должно.
  3. Попав на реку, складывается впечатление, что Вас привезли совсем не в Карелию. Лишь мягкая, по сравнению с горной, вода отличает Кутсайоки от неплохой саянской или алтайской “тройки”. Ярким примером тому служат пороги Кавказский, Каньонный, Тесный, Водопадный и др. Требуется достаточный опыт. Рекомендуется иметь опыт карельских троек, а так же пройти сначала маршрут по Тумче, как похожий по сложности и характеру. Ошибки обходятся дорого!
  4. Из-за небольшого кол-ва пригодных для стоянок мест, необходимо очень тщательно спланировать график движения группы, предварительно связав его с местами ночевок.
  5. Проходимость и сложность порогов существенно зависят от уровня воды, который сильно меняется в зависимости от погодных условий. Во время затяжных дождей на реках Красненькая, Кутсайоки, Тумча возможен паводок (опыт похода по Тумче 1999г.), пороги делаются сложнее и опаснее. Во время засухи реки мелеют, намного меньше места для маневра, реки Красненькая и Кутсайоки становятся труднопроходимыми для катамаранов-"четверок". На этот маршрут лучше всего идти на катамаранах-"двойках" и каяках.
  6. Относительно спокойный участок маршрута – река Тумча. Попадая в типичную карельскую широкую реку, не стоит терять бдительности. Здесь также необходимы полные осмотры всех препятствий и разгрузка при прохождении наиболее сложных (пороги Котел, Карниз, Шляпа).
  7. При прохождении препятствий, не говоря уже о двух водопадах, часто приходится делать обносы вещей, а иногда и судов. Причем тропы обносов местами весьма протяжённы и в сочетании с горным рельефом, трудны сами по себе и даже опасны. Поэтому рекомендуется подумать о весе своих рюкзаков, как его можно сократить, а также о компактности и удобстве упаковки, чтобы группа не была похожа на "Цыганский табор", да и вообще Вы должны выглядеть легко и изящно. Вместе с тем не следует торопиться и лениться, пренебрегая качественной фиксацией грузов на своём судне, иначе потом их придётся вылавливать, а то и просто с ними попрощаться. Так же не секрет, что гружёные суда менее манёвренны, но это не всегда бывает критично, в данном случае на это стоит обратить особое внимание и хорошо проанализировать каждое препятствие: что будет дешевле, сделать обнос или идти порог с вещами. Ещё раз напомню, что за ошибки экипажа многие препятствия требуют достаточно высокую цену!
  8. Особое внимание следует обратить на комплектацию ремонтного набора. Начиная данный маршрут, будьте готовы к тому, что вы можете порвать шкуру и баллоны катамарана, даже не потому что вы допустили ошибку при прохождении, но и потому что камней объективно много и характер реки непростой. Перед началом сплава сразу собирайте достаточно надёжное судно, потом скажете себе спасибо. Ресурсы вашего ремонтного комплекта должны быть готовы к ремонту и замене рамы. Это не преувеличение, несколько раз были и свидетелями и самими пострадавшими.
  9. Не пренебрегайте правилом, что на каждом судне должна быть "морковка", причем не в рюкзаке, а всегда готовая к применению и доступная любому члену экипажа. Так же не забудьте про запасные вёсла, необходимо иметь на каждом судне хотя бы одно запасное весло, но опять же не намертво примотанное к раме, а так что бы им легко и непринуждённо мог воспользоваться любой член экипажа. При этом оно не должно самопроизвольно покидать судно. Согласитесь, гораздо приятнее видеть грамотную команду, легко и изящно идущую по маршруту, нежели беспомощное сборище разгильдяев, которые загоняют себя в "критические ситуации", а потом героически их преодолевают.
  10. Какие-либо населённые пункты на протяжении всего маршрута полностью отсутствуют. Поэтому поход должен быть рассчитан как абсолютно автономный. Так же в связи с этим обстоятельством следует хорошо изучить аварийные сходы с маршрута, а также обеспечить необходимый уровень подготовки и безопасности.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст