Виды туризма
АПАДНЫЙ KZ -2
ОТЧЁТ
о прохождении автомобильного туристского спортивного маршрута первой категории сложности
по Западно-Казахстанской области республики Казахстан,
совершённом группой туристов г.Саратова в период с 5.09.14 по 9.09.14
Маршрутная книжка №
Руководитель группы Машников А.Н.
Саратов
тел. +7 903 383 1000,
Оглавление
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1. Проводящая организация:
Самостоятельно.
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Российская Федерация. Саратовская область.
Республика Казахстан. Западно-Казахстанская область.
3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма | КС похода | Протяжённость похода (км) | Продолжительность | Сроки проведения | |
всего | ходовые | ||||
авто | первая | 2050 км. | 5 дней | 5 дней | 5.09.14 – 9.09.14 |
4. Подробная нитка маршрута.
Саратов – Эльтон – Сайхин – т.к. 49N-47E – Бисен – т.к. 49N-48E – т.к. 49N-49E – Искра – т.к. 49N-50E – Джангала – т.к. 50N-51E – Чапаев – Уральск – Таскала – Озинки – Ершов – Саратов.
5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
6. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия | Кп | Длина ПП | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.) |
Асфальт | 0,8 | 1092 | Качество различное. |
Асфальт разбитый | 1-1,5 | 377 | Убитый. Объезды по обочинам. |
Полевые дороги и бездорожье (степь) | 1,5 | 336 | Качество различное, сухие. |
Грейдер и полевые дороги | 1,5 | 233 | Разбитые или не укатанные. |
Песчаная колея | 2,2 | 12 | Песок или пашня. |
7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
N | Ф.И.О. | Г.Р. | Тур.опыт | Обязанности | Адрес | Фото |
1 | Машников Александр Николаевич | 1963 | Авто – 2Р; | Руководитель | Саратов | |
2 | Лобойко | 1972 | Опыт пеших и лыжных походов | Завхоз, врач | Энгельс | |
3 | Слаутенко | 1954 | Авто – 1У; | ЗИП | Энгельс | |
4 | Слаутенко | 2001 | Авто – 1У; | Видео | Энгельс | |
5 | Аббакумов | 1992 | Авто – 1У; | Фото | Энгельс |
8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Библиотека ФСТ РФ.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"
9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).
1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
В 2013 году мы уже посещали Казахстан. В ходе похода мы посетили 5 новых слияний. В этот раз наметили 7емь новых точек конфлюенции.
Пару дней затратили на комплектацию группы и подготовку к походу.
Целей было четыре, как и в прошлом году.
Первая. Собственно, передвижение в пространстве. Многое предусмотрели заранее, учли опыт прошлогоднего похода.
Вторая. Точки конфлюенции. Это точки, в которых параллели с меридианами пересекаются в целых числах градусов, без минут и секунд. Рядом с домом куча точек, которые ещё никто не посетил. Надо помогать казахским друзьям в этом не лёгком деле J. С проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Третья. Купание в озере (Эльтон) Шалкар. Это уникальное озеро и интересное место в северо-западном Казахстане.
Четвёртая. Поесть казахский шашлык. Опять пустили это дело на самотёк и опять – не удалось…
Погранзона РФ. Знаки, предупреждающие о въезде в погранзону, появились после Озинок. Собственно, дальше нет населённых пунктов. Въезд для легковых автомобилей не ограничен, так как кроме пункта перехода здесь ехать некуда.
Дорога здесь проходит вдоль линии границы, на расстоянии 10-2,5км, а соответственно и зона тянется до посёлка Эльтон и дальше. Заставы находятся в посёлках Кайсацкое, Вишнёвка, Эльтон, постов на дороге нет. Первый пост встретили только за 25км от посёлка Эльтон. Связано это, скорее всего, не с охраной государственной границы, а с возрастающей популярностью солёного озеро Эльтон, как места отдыха. Для проезда и пребывания в погранзоне россиянам требуется получить разрешение. Процедура не сложная, но не понятно где это делать и делается это не быстро. На посту под Эльтоном пропускают местных с пропиской, имеющих курсовку в санаторий (без погранпропусков) и тех, кто едет в Казахстан.
Пункты переходов. В Саратовской области всего один пункт для автотранспорта – Озинки. Пункт в Александров Гае закрыт, но идут разговоры о его реанимации.
Для пересечения границы для граждан РФ не требуется виза. Необходим паспорт, права, техпаспорт на автомобиль. Для поездок по Казахстану нужна автостраховка. Её можно оформить дома – «зелёная карта», от 480 рублей на 2 недели. Можно приобрести уже после перехода границы в Казахстане. Ларьки, торгующие страховками расположены сразу после казахского пропускного пункта. Местные водители советовали покупать «зелёную карту» в Таскале (Каменке), там дешевле получается. Мы купили по 250 рублей на 5 дней.
Процесс перехода не сложен. Сдаём документы пограничнику, далее следует досмотр машины (10-15 мин). Выезжаем в «нейтральную» зону. В Озинках 10 минут по плохому асфальту, если это можно назвать асфальтом. В Казахстане – досмотр, проверка документов, заполнение миграционных карт. Всё. Обратный процесс примерно такой же.
Бензин. На некоторых заправках в период нашей поездки были перебои с бензином А92-98. Заправляли по 20 литров на машину. В канистры не заправляли вообще. Пополняли топливо на всех встречающихся АЗС.
Валюта. Казахстанский тенге. У границы достаточно свободно можно расплачиваться российскими рублями, дальше лучше иметь запас тенге. Оплата банковской картой развита очень слабо и только в больших городах. Банкоматы или обменные пункты можно найти в городах, районных центрах или крупных поселениях.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные варианты нами не планировались. Все аварийные варианты – это выезд (выход) к большим трассам и посёлкам.
Запасные варианты планировались непосредственно перед началом и по ходу маршрута. В поход брали ноутбук со всем картографическим материалом и большим количеством заранее закачанных спутниковых снимков. Была возможность уточнять прохождение локальных участков непосредственно на маршруте.
4. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден без использования запасных вариантов.
день /дата | Участок пути | км | покрытие | км | примечание |
1 5.09 | Саратов – Озинки – Таскала – 51N–50E – ночёвка. | 573 | Асфальт | 508 | Граница, |
Асфальт разбитый | 47 | ||||
Грейдер разбитый | 6 | ||||
Полевые дороги и бездорожье | 12 | ||||
2 6.09 | Ночёвка – Уральск – Фёдоровка – 51N–52E – 51N–53E – ночёвка. | 255 | Асфальт | 63 | 51N–52E, 51N–53E |
Асфальт разбитый | 60 | ||||
Грейдер | 21 | ||||
Грейдер разбитый | 41 | ||||
Полевые дороги и бездорожье | 68 | ||||
3 7.09 | Ночёвка – Аксай – Чингирлау – 51N–54E – Лубенка – трасса М32 – пески Аккум – ночёвка. | 230 | Асфальт разбитый | 78 | 51N–54E, пески Аккум |
Грейдер разбитый | 101 | ||||
Полевые дороги и бездорожье | 39 | ||||
Песчаная колея | 12 | ||||
4 8.09 | Ночёвка – 50N–54E – Косколь – 50N–53E – Жимпиты – 50N–52E – Шагатай – оз.Шалкар. | 415 | Асфальт | 136 | 50N–54E, 50N–53E, 50N–52E, оз.Шалкар |
Грейдер разбитый | 64 | ||||
Полевые дороги и бездорожье | 217 | ||||
5 9.09 | оз.Шалкар – Уральск – граница – Саратов. | 577 | Асфальт разбитый | 192 | граница |
| Асфальт | 385 | |||
| ИТОГО | 2050 | 2050 |
6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Дорога Уральск – Озинки – Саратов. До Озинок дорога отвратительная, после – плохая. Загружена умеренно.
Уральск – Фёдоровка, не плохая асфальтированная дорога.
Фёдоровка – Богдановка – Кентубек. Разбитый пыльный грейдер, опасен в дождливую погоду. Машин мало.
Трасса Аксай – Чингирлау вполне проходима, асфальт. Загружена умеренно.
Чингирлау – трасса Актау – Уральск. Очень плохой, пыльный грейдер. Параллельно большей частью идут полевые дороги.
Участок Лебедевка – Егиндыколь песчаный. Есть несколько оврагов, выехать из которых довольно трудно. Машин не встретили.
Трасса Актау – Уральск – очень хорошее шоссе. Загружена умеренно.
Жимпиты – Кособа – 50N–52E – Конеккеткен. Смесь глинисто-щебневых грейдеров и полевых дорог. Участок опасен в сырую погоду. Авто редки.
Грейдер Конеккеткен – Шагатай (– Уральск) в меру разбит, но ехать можно.
От озера Шалкар до Уральска сносный, а по трассе М32 хороший асфальт.
От этих дорог для посещения слияний мы удалялись в степь до 20-25км. Даже при серьёзной поломке можно было использовать вторую машину в качестве «гонца» за помощью или «тягача».
На больших отрезках пути в Казахстане можно не встретить бензоколонок, но горючее можно купить у местных жителей по несколько большим ценам, чем государственные. Лучше иметь запас тенге.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Точки конфлюенции.
Координаты любой точки на земном шаре можно выразить в градусах, минутах, секундах широты и долготы.
Есть точки, где минуты и секунды координат застывают на цифре ноль. Подобные пересечения называются точками конфлюенции, или слияния. Пересечение «целых» широт и долгот чаще встречается у полюсов и разряжается по мере приближения к экватору. Существует сайт "http://www.confluence.org/" rel="nofollow" на котором собраны отчеты обо всех посещениях точек слияний. Охота включает достижение места слияния, фотографирование окружающего пространства (обычно 4 фотографии по сторонам света) и координат на экране навигатора, свидетельствующих о достижении цели. Фотографии вместе с отчетом на английском (и, при желании, на родном) языке, размещаются на сайте. Посещение считается удачным, если «хантеру» удалось побывать в 100-метровом радиусе точки.
Нет никакой закономерности, по которой можно было бы выделить места слияния. Точки конфлюенции – всего лишь призрак – точка карты, спроектированная на местность. Нет ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего мира.
По официальной версии сайта посещение точек преследует двоякую цель.
Во-первых: В путеводители по странам и континентам попадают только лучшие картинки природы и достопримечательностей. Таким образом, страна, словно конфета – прячется за фантиком – цветастым, но не отражающим суть. И только подобное, беспристрастное фотографирование позволяет показать Мир таким, какой он есть.
Во-вторых: «все течет, все меняется». Сравнивая фотографии разных лет, сделанные на одной точке, можно проследить, как изменяется окружающий мир.
И что взамен? Потерянное время и азарт охотника. Охотника за новым, неоткрытым, за тем, что невозможно ни увидеть, ни почувствовать – охотника за призраками.
Озеро Шалкар.
Озеро Шалкар, расположенное в Теректинском районе, в 75-ти километрах юго-восточнее казахстанского города Уральск, считается остатком отступившего тысячи лет назад в Каспийское море Хвалынского моря. Озеро вытянуто с севера на юг. Общая площадь – 24 тысячи гектаров. Длина Шалкара с севера на юг составляет около 18-ти километров, с запада на восток – 14 километров. Глубина озера не превышает 18 метров.
Свое питание озеро получает от двух рек: Большая Анкаты и Малая Анкаты, а впадает оно в реку Солянка. Состав воды озера Шалкар аналогичен морской воде, в ней находятся соляные кислоты, магний и другие жизненно важные микроэлементы, благодаря чему оно очень популярно среди туристов, приезжающие на его берега для оздоровления.
Уральск.
Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана – река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом – посёлком Деркул. Самая высокая возвышенность – Свистун-гора, расположенная между пригородными посёлками Зачаганск и Круглоозёрное.
Храм Христа Спасителя и Михайло-Архангельский собор стали главными историческими достопримечательностями города. Кстати, в народе храм Христа Спасителя называют «золотой церковью». Рядом с храмом находится музей Пугачева. Многие старые архитектурные шедевры города и сейчас служат по своему назначению – это аптека Штрауса, педагогический колледж, кинотеатр имени Гагарина и многое другое. Парк отдыха на берегу Чагана считается старейшим во всем Казахстане.
С историей Уральска связан ряд имён выдающихся исторических личностей. Будущие императоры Александр II, Николай II, Емельян Пугачёв, генералиссимус А.В.Суворов, академики А.Гумбольдт, П.С.Паллас, И.А.Крылов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин, А.Д.Столыпин и многие другие побывали в городе.
9. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
9.1. Западно-Казахстанская область.
Область расположена в центральной части Евразии, на северо-западе Казахстана. Граничит с двумя областями Казахстана и пятью областями России. Территория – 151 339 км², что составляет 5,6 % площади Казахстана. Численность населения – 614 280 чел. Административный центр: город Уральск.
Рельеф территории равнинный. Причем высота над уровнем моря снижается с северо-востока на юго-запад области. В регионе выделяют несколько районов по особенностям рельефа, в том числе – Общий сырт, Эмбенское плато, Прикаспийская низменность.
На севере и северо-востоке области находятся отроги Общего Сырта и Предуральского плато. На юге в пределах Прикаспийской низменности расположены песчаные массивы Нарынкума: Кокузенкум, Аккум, Карагандыкум и другие.
Наивысшая точка области, гора Ичка, её высота над уровнем моря 259 метров.
Почвы темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые глинистые и солонцы. Преобладает злаково-разнотравная, злаково-полынная, полынно-житняковая растительность. В южных районах встречаются бурые почвы, солонцы и солонцовые почвы, есть массивы песков.
Недра. На территории области находится нефтяное месторождение Болганмола.
Растительность. На севере – типчаково-ковыльные степи, на севере, вдоль реки Урал и дорог созданы лесозащитные полосы – тополь, ива, дуб, береза, вяз и др., на юго-западе и севере также выращивают сосны.
Животный мир. В регионе водятся лоси, косули, кабаны, сайгаки, лисы, хорьки, волки, зайцы, бобры, выхухоль, ондатры, суслики и др. На территории области имеются гнездовья лебедей, серых гусей, пеликанов, журавлей, куликов, куропаток, орланов, коршунов, ястребов, ласточек, скворцов и др. Из пресмыкающихся – змеи, ящерицы. Озера и реки богаты рыбой: вобла, лещ, сазан, судак, линь, жерех, щука, окунь и др. На Урале – севрюга, белуга, осетр.
В мае 2010 года было найдено 12 тысяч мёртвых сайгаков, что составляет около половины всей численности сайгаков региона.
Гидрография. В области насчитывается около 200 рек и речушек общей протяженностью 4600 км, из них крупные реки Урал, Чаган, Деркул, Кушум, Б.и М.Узень, в области насчитывается 144 озера, из них – 94 солёных. Наиболее значительные – Шалкар, Рыбный Сакрыл и система Камыш-Самарских озёр.
Озеро Чалкар – самый крупный и глубокий водоём Западно-Казахстанской области. В озере накапливается около 1,4 млрд куб. м. воды, наибольшая площадь озера составляет 24000 га. В озеро впадают с восточной стороны две реки: Исень Анкаты (Большая Анкаты) и Шолак Анкаты (Малая Анкаты), а вытекает одна река Солянка, впадающая в реку Урал. На севере Западно-Казахстанской области течёт река Урал, 250 км её «степной зоны» находится на территории Западно-Казахстанской области. К малым рекам бассейна р. Урал на территории Западно-Казахстанской области относятся Чаган, Деркул, Илек, Утва, Рубёжка, Быковка, Ембулатовка, Барбастау и др. Урал является одной из основных водных артерий особого государственного значения не только маловодного Казахстана, но и России.
Охрана природы. В регионе существуют Кирсановский (площадь – 61,0 тыс. га), Бударинский (площадь – 80,0 тыс. га) и Жалтыркульский (площадь – 19,0 тыс.га) государственные зоологические заказники. Кроме того здесь находятся – Ботанический памятник природы «Дубрава», Памятник природы гора «Большая Ичка», Памятник природы «Селекционный», Памятник природы озеро «Садовское», Ландшафтный заказник «Ак-Кумы», Ботанико-зоологический памятник природы «Миргородский», Урдинский геоботанический заказник.
Климат резко континентальный. В течение всего года дуют сильные ветры, летом часты суховеи.
Средняя температура января до −14 C°, июля до +25 C°.
Годовое количество осадков на юге региона от 250 мм, а на севере до 400 мм.
9.2. Технические характеристики автомобилей.
Ford Fusion | ВАЗ 21111 | |
Кузов | Хэтчбек | Универсал |
Количество дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина/ширина/высота, мм | 4013/1724/1543 | 4285/1680/1480 |
Максимальная мощность, л.с. | 80 | 71 |
Максимальная скорость, км/ч | 164 | 162 |
Время разгона с места до 100 км/ч, с | 15,3 | 14 |
Расход топлива, л/100 км город/трасса | 8,0/5,2 | 9,1/5,6 |
Крутящий момент/ на оборотах: | 124/3500 | 104/5600 |
Вид топлива: | АИ-92 | АИ-92 |
Рабочий объем, см3 | 1388 | 1499 |
Тип трансмиссии | роботизированная МКПП | МКПП |
Привод | передний | передний |
Объем топливного бака: | 45 литров | 43 литра |
Снаряженная масса: | 1105 кг | 1540 кг |
Размер шин: | 195/60 R15 | 175/70 R13 |
10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Статьи расходов | На 1 человека | На группу |
Питание на маршруте | 1 500,0 | 7 500,0 |
Бензин | 1 700,0 | 8 500,0 |
Организационные расходы | 300,0 | 1 500,0 |
Итого | 3 500 руб. | 17 500 руб. |
11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
За 5 ходовых дней пройдено 2050км, из них 1160км по территории Республики Казахстан. Почти половиа маршрута составили дороги без покрытия или разбитые. Качество асфальтированных дорог на всём протяжении похода оставляет желать лучшего, за исключением трассы М32. Особенно плохое покрытие на участках, прилегающих к границе. Казахстан – перспективный район для проведения спортивных автомобильных походов.
Из четырёх поставленных задач удалось исполнить три. Мы отлично поперемещались в пространстве и вернулись домой. Мы «открыли» семь новых точек конфлюенции. На сегодняшний день в Казахстане из 331 точки «открыто» только 82. Мы искупались в озере Шалкар. Второй год нам не удалось поесть шашлык.
Источник : "http://www.manturs.narod.ru/kzzap_2/kzzap_2.htm" rel="nofollow"
Комментарии