Виды туризма

15 января 2013
Григорий Кронин
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
0 632 0

Дата: 03-08 января 2007 г.

Маршрутная книжка № 01/07

Руководитель: Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Вид туризма - лыжный
Категория трудности - I
Район похода: Челябинская область, Башкирия; Южный Урал, хр. Зигальга, массив г. Иремель
Количество участников: 9
Продолжительность маршрута: 6 дней
Протяжённость маршрута: 131 км (в зачёт 103 км), эквивалентная протяжённость 145 км

Нитка маршрута (фактически пройдено): пос. Верхний Катав - пер. Седло Шелома (1250, 1А) - хр. Зигальга - тропа на Александровский перевал - д. Александровка - село Тюлюк - г. Бол. Иремель (1582, 1А, радиально) - г. Мал. Иремель (1449, радиально) - г. Разворотная (радиально) - село Тюлюк

Заявленный маршрут: пос. Верхний Катав - пер. Седло Шелома (1250, 1А) - хр. Зигальга (траверс гребня, 1А) - тропа на Александровский перевал - д. Александровка - хр. Бакты - р. Тыгын - г. Абараш-Баш (1292, 1А) - пер. Седло Иремеля- г. Бол. Иремель (1582, 1А, радиально) - г. Мал. Иремель (1449, радиально) - село Тюлюк.

Состав группы

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Опыт  
1 Кронин Григорий Вадимович 1974 Лыжный 2У (Хибины, 2005), пеший 1У (Сахалин, 2005) Руководитель, врач
2 Суханов Сергей Николаевич 1974 н/к  
3 Бородзич Андрей Игоревич 1975 Лыжный 3У (Хибины, 1994)  
4 Андрианова Ирина Александровна 1977 Лыжный 3У (Полярный Урал, 2001)  
5 Колесникова Ольга Александровна 1985 Лыжный 1У (Лен. область, 2006), горный 1У (Кавказ, 2005) Завхоз
6 Журавлёв Станислав Владимирович 1974 Лыжный 1Р (Карелия, 2003), лыжный 3У (Хибины, 2006), горный 2У (Кавказ, 2005) Фотограф
7 Полякова Ольга Николаевна 1980 Лыжный 1У (Лен. область, 2004)  
8 Алексеев Василий Валентинович 1956 Лыжный 4У (Якутия) Ремонтник
9 Куликова Ольга Сергеевна 1979 Лыжный 2У (Хибины, 2006), горный 3У (Фанские горы, 2005)  

Характеристика района похода

Уральский хребет протянулся с юга на север по границе Европы и Азии, разделяя Восточно-Европейскую равнину и Западно-Сибирскую низменность. Южный Урал простирается к югу от широтного участка р. Уфа до реки Урал. Расположен на территории Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей. Образован двумя параллельными цепями - восточной и западной. Восточная цепь является водоразделом рек бассейнов Камы и Оби. Наиболее высоки вершины Ямантау (1640), Б.Иремель (1582), Б.Шелом (1427).

Как восточная, так и западная цепь не представляют собой единого целого. Горные вершины перемежаются простыми перевалами и долинами рек, где проходят дороги или тропы. Встречаются отдельно стоящие горные останцы, возвышающиеся на несколько сотен метров над окружающим лесом (г. Мал. Аваляк, г. Бол. Пасынок, г. Разворотная и др.).

Леса преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта). В низинах и на старых вырубках лес смешанный (сосна, береза). Климат умеренно континентальный. Осадков выпадает до 600 мм в год. Лето теплое. Маршрут похода проходил по Белорецкому району Башкирии и Катав-Ивановскому району Челябинской области. Граница леса на высоте 1100 м над уровнем моря.

Возможны лыжные походы до 3 категории сложности. Много относительно доступных очень красивых и интересных мест. Наличие Южно-Уральского заповедника несколько ограничивает туристические возможности. Лыжные походы возможны в период с декабря по март. Наиболее часто встречающиеся препятствия - таежные буреломные участки, густой кустарник, курумники. Реки на плёсовых участках чаще всего замерзают в конце декабря.

Пути подъезда

Ближайшая железнодорожная станция, имеющая сообщение дальнего следования - Вязовая на линии Уфа - Челябинск. Подъехать к району похода можно с севера через населённые пункты Верхний Катав, Тюлюк. Возможен также подъезд с юга через станцию Белорецк и посёлки Тирлянский, Верхнеаршанский, Отнурок. Автобусы в Верхний Катав и Тюлюк зимой ходят 2-3 раза в неделю, поэтому необходимо заранее узнавать расписание или пользоваться заказным транспортом. Наша группа была доставлена к началу маршрута заказным автобусом от станции Вязовая до Верхнего Катава, и этот же автобус вывез группу из Тюлюка по окончании похода.

Карты, отчёты, Интернет

При планировании похода использовались карты:

Республика Башкортостан. Региональный атлас. Издание 1999 г. Масштаб 1:200000.

Топографические "генштабовские" карты масштаба 1:100000, взяты из Интернета.

Использовались отчёты о походах, помещённые на сайтах www.tourism.ru, www.skitalets.ru в разделе "Южный Урал". Несмотря на хорошую изученность и популярность района, зимних отчётов в Интернете мало. Конкретную фактическую информацию удалось извлечь лишь из двух-трёх текстов. Полезная информация и заброске и посёлке Тюлюк была получена с помощью форумов www.ufatourism.ru, www.southural.ru. Там же много информации о природе, истории и туристских маршрутах Южного Урала.

Изменения маршрута и их причины

1. Не пройден траверс гребня хр. Зигальга. Вместо этого группа двигалась в зоне леса параллельно хребту вдоль его восточного склона. Причина - плохая видимость (облачность, метель). Согласно рекомендации МКК, прохождение траверса было разрешено только при хорошей видимости.

2. 5 января, находясь вблизи д. Александровка, группа отказалась от прохождения долины р. Тыгын. Вместо этого решено было следовать в район пос. Тюлюк, откуда радиальными выходами взойти на вершины массива Иремель. Причины - трезвая оценка силы группы и скорости тропёжки; отсутствие запасной лыжи (единственная запасная лыжа уже была использована 3 января).

График похода

    км перепад в зачёт ЧХВ Краткое описание
3.01 В.Катав – поворот лыжни к Бол. Шелому 10   3 Дорога со следом автомобиля, вчерашняя лыжня. Две остановки для ремонта снаряжения (темляки, лямки, кольца).
Подъём на пер. Седло Шелома 5   3 Занесённая лыжня. На открытых участках теряется, ГТЛ до 5 см. Подъём серпантином, крутизна до 25 гр. После выхода в редколесье лыжня почти незаметна. Сложный рельеф. Сильный ветер. Туман. Камни под свежим снегом. Сломали лыжу под колодкой (Суханов) – замена на запасную. ГТЛ 20-25 см, местами плотный наст.
Траверс восточного склона хр. Зигальга на север до следующей седловины 1   2 Сгущающиеся сумерки. Ветер слабый (мы закрыты от ветра хребтом). Острые камни под свежим пухлым снегом. Крутизна склона 30-35 гр. Самостраховка сдвоенными палками. ГТЛ 40-50 см.
  (16) +700    
4.01 Спуск на юго-восток до выполаживания склона 2   1 Спуск серпантином по склону крутизной 20-30 гр. Свежий снег-пухляк. ГТЛ 30-40 см.
По лыжне до дороги на Александровский перевал 11   4 Запорошенная лыжня, на полянах теряется. ГТЛ 5 см. Пересекли 6 незамерзающих ручьёв (снежные мосты).
По дороге на юго-восток 3     Запорошенная лыжня на дороге. ГТЛ до 5 см.
  (16)      
5.01 Лыжня по дороге до Александровки 6   1 Запорошенная лыжня, тропёжки почти нет. Затяжные спуски. Вблизи деревни свежий санный след.
Дорога до Тюлюка 17   6 Вчерашний след автомобиля. Вблизи Тюлюка свежая лыжня.
Тюлюк, окраина 2     Улица посёлка
  (25)      
6.01 Подъём до подножия г. Бол. Иремель 15   6 След снегохода. Затяжные подъёмы. Крутизна подъёмов постепенно увеличивается, местами до 20 гр. На последних 3 км тропа сильно петляет.
Восхождение на Бол. Иремель, подъём 1,5   2 Каменистый склон, присыпанный снегом. Глубина снега в наддувах более 1,5 м, но есть и оголённые камни. Идти неудобно как на лыжах, так и пешком. Всё-таки на лыжах чуть легче. Выбираем траекторию, огибая крупные камни. Сильный ветер. Плохая видимость.
Восхождение на Бол. Иремель, спуск 1,5   1,5 Осторожно съезжаем серпантином севернее пути подъёма, по более пологому пути. Видимость 30 м. Держимся кучно.
Спуск обратно 15   4 По пути подъёма. На затяжных спусках торможение “плугом”. На крутых участках самостраховка сдвоенными палками.
  (18) +1050    
7.01 Подъём на Мал. Иремель 12   5 До перевальной седловины вчерашний след снегохода. Крутизна подъёмов постепенно возрастает до 20-25 гр. Переправа через исток р. Карагайки, поиск снежного моста. От седловины в сторону вершины лыжня вскоре теряется. Крупные камни, присыпанные снегом. Сильный ветер.
Спуск обратно 12   3 По пути подъёма. При спуске по лыжне самостраховка палками. Колесникова врезалась в ёлку, отломился носок лыжи. Заменили на запасной носок.
  (12) +900    
8.01 Тюлюк – утёс 856,7 м 5   2 Слабая одиночная лыжня вдоль р. Тюлюк, затем через лес к утёсу. В лесу возле утёса проплешины вырубок, дороги. Группа забралась на утёс и сделала его “траверс” с запада на восток.
– г. Разворотная 2   1 Тропёжка, ГТЛ 10 см. Дошли до подножия скалы 893,4, наверх не поднимались. Утёс примерно такой же как предыдущий.
– Тюлюк, западная окраина посёлка (баня) 9   2,5 Выбрав одну из мелких заснеженных дорог, вышли на просеку (на карте не отмечена, ведёт к месту добычи смолы). Просека вскоре пересекла след снегохода, ведущий в посёлок. Прибыв к месту лагеря, наскоро собрали вещи и отправились в посёлок.
  (16) +300    

Итого зачётное расстояние 103 (возврат по своей лыжне не включен в это число).

Зачётный перепад 2950.

Препятствия - вершина 1А, перевал 1А.

Эквивалентная протяжённость ЭП = 103 * 1,2 + 5 * (2 + 2,95) = 148,35 км

Подъезд и отъезд

До станции Вязовая доехали поездом с пересадкой в Москве.

Доставка на маршрут была организована Сергеем Елпановым (г. Трёхгорный). Он работает в комитете Челябинской области по охране памятников природы и может, помимо доставки, оказать содействие в посещении интересных природных объектов - пещер, заказников. Телефон 8-908-0945317. Автомобиль УАЗ, Вязовая - Верхний Катав (3.01), Тюлюк - Вязовая (8.01).

Южно-Уральский заповедник

В лесничестве пос. Верхний Катав группа получила пропуск для посещения Южно-Уральского заповедника на два дня. Заповедник действительно охраняется, егеря патрулируют дороги и лыжни, прилегающие к массиву г. Бол. Шелом. Никакой предварительной договорённости с заповедником у нас не было.

Если не планировать посещение заповедника, то можно пройти от пос. Верхний Катав на северо-восток через Александровский перевал. Тропа (лесная дорога) идёт по границе заповедника, проход по ней свободный. Это исключает из маршрута массив г. Бол. Шелом.

Спасательная служба

Группа была зарегистрирована в Приволжском региональном ПСО МЧС РФ. Адрес: г. Уфа, ул. Лесотехникума, д. 31, тел. 8-3472-323375.

Организация движения и ночёвок

Время здесь и далее указано московское. Светлое время суток (включая сумерки) с 6:30 до 16:00. Обычно группа просыпалась в 4:30 (дежурные в 3:30), выходила на маршрут в 6:30-7:00. Передвигались, чередуя 45-минутные переходы и 10-15-минутные привалы. Короткие остановки обычно привязывались к удобным или привлекательным объектам местности. В середине дня (12:00-12:30) устраивался обеденный привал без костра, с использованием горячей воды из термосов. На привершинных безлесных участках, при сильном ветре, двигались по 20-25 минут, отдыхали по 3-5 минут, часто не снимая рюкзаки.

Группа всегда шла кучно, не допуская отставания или забегания участников. На "ремонтоопасных" участках (например, крутых спусках) ремонтник был замыкающим. При тропёжке сменялись через каждые 400-500 шагов; сложной тропёжки не было.

За исключением 5 января, отбой объявлялся в 19:30-20:30. 5 января радиальный выход отнял очень много времени и сил, поэтому отбой был в 23:30, а подъём на следующее утро позже обычного, в 6:00.

Ночёвки в шатре с печкой. Первые две ночи печка топилась без перерыва (сменные дежурства), затем для экономии времени сна было решено топить только утром и вечером. Это оказалось вполне оправдано, так как у всех личное снаряжение было достаточно хорошо для комфортного сна без печки.

Перевал Седло Шелома (1250, 1А)

Перевал находится в южной части хребта Зигальга в 1 км к северу от вершины Большой Шелом (1427). Разделяет долины ручья Тукайский Ключ (правый приток р. Катав) и долину р. Бол. Катав. Пройден в направлении с запада на восток.

Подход к перевалу с запада логично начинать от дороги В. Катав - Двойниши в том месте, где от дороги отходит на восток просека. На местности она, однако, едва различима, и движение не упрощает. 2,5 км от дороги тянутся старые зарастающие вырубки, густой кустарник, ямы, поваленные деревья. Затем начинается высокоствольный елово-пихтовый лес, и склон становится круче. Наша группа поднималась по лыжному следу, который вывел к границе леса примерно в 1 км юго-западнее перевала. Крутизна склона местами достигает 25 градусов. Согласно визуальному осмотру, подъём с северо-запада, по долине ручья Тукайский Ключ был бы более трудным, так как каньон ручья изобилует мелкими препятствиями.

Выше зоны леса, двигаясь почти без набора высоты, группа сместилась на север к перевальной седловине. Основными помехами движению оказались сильный боковой ветер и рыхлый свежий снег, который частично скрывал камни, но не всегда был надёжной опорой для лыж. Редкие участки жёсткого наста чередуются с "пухлым" снегом, едва присыпавшим острые глыбы. Запорошенные ели имеют вид снежных комков. Седловина перевала представляет собой пологое 40-метровое седло между двух склонов, усеянное причудливыми нагромождениями крупных камней, из щелей которых торчат карликовые ёлки. С восточной стороны перевала, примерно в 100 метрах от седловины, есть островок леса и пологая площадка, достаточная для установки шатра. Группа задержалась на седловине на несколько минут для отдыха и осмотра. Тура не нашли.

Восточный склон перевала более крут, чем западный. Наша группа, планируя продолжить путь вдоль хребта Зигальга, не стала спускаться с перевала сразу, а продолжила путь траверсом восточного склона хребта до следующей седловины. С восточной стороны хребта нет ветра, поэтому снег-пухляк здесь ещё более рыхлый, чем на западном склоне. Каждый шаг приходится делать наугад, опасаясь нарваться на острый угол камня, скрытого под снегом. Крутизна склона 25-30 градусов. 1 километр пройден за два часа тесной группой, в темноте с фонариками. В 1 км к северу от перевала находится следующая седловина, на которой есть лесочек и место для шатра. Спуск отсюда в долину р. Бол. Катав трудности не представляет. Если группа имеет целью только прохождение перевала и не хочет оставаться на хр. Зигальга, то имеет смысл спускаться с пер. Седло Шелома сразу на запад от перевальной седловины.

Долина р. Бол. Катав

Река Бол. Катав - правый исток р. Катав, который, сливаясь с р. Мал. Катав возле ур. Двойниши, образует реку Катав. Начинается в болоте вблизи г. Барская Шишка. Направление течения юго-западное, длина реки около 15 км. С северо-запада долина реки ограничена склоном хребта Зигальга.

На карте нарисована дорога вдоль восточного склона хр. Зигальга от ур. Двойниши на северо-восток. Несмотря на разведку при хорошей видимости, мы не смогли найти эту дорогу вблизи пер. Седло Шелома. Зато обнаружили вчерашнюю лыжню, идущую примерно в том же направлении в 500 м к востоку от предполагаемой дороги. В лесу лыжня чёткая, на полянах теряется. Лес преимущественно хвойный. При движении на северо-восток параллельно р. Бол. Катав мы пересекли по крайней мере шесть незамёрзших ручьёв, стекающих со склонов хребта. Охотничьи избы, обозначенные на картах, не заметили.

Лесная дорога, показанная на карте между Александровкой и В. Катавом, действительно существует. Она пересекает хр. Зигальга по границе заповедника через проход, который местные жители называют Александровским перевалом. Зимой дорога не используется, завалена снегом. За несколько километров до Александровки на этой дороге мы встретили лыжный и санный след.

Большой и Малый Иремель

Гора Иремель - вторая во высоте (после Ямантау) вершина Южного Урала. Массив г. Иремель на карте имеет форму бабочки с размахом крыльев около 7 км. Юго-западное крыло - массив Большой Иремель, северо-восточное - массив Малый Иремель. Лесной перевал между ними, иногда называемый Седло Иремеля, имеет высоту 1100 м и разделяет притоки рек Тюлюк и Тыгын. Как правило, маршруты, затрагивающие массив Иремеля, так или иначе проходят через село Тюлюк. Зимой при хорошей погоде от села к Иремелям ведут снегоходные следы, поддерживаемые в хорошем состоянии сотрудниками базы отдыха. Несмотря на такую кажущуюся доступность, массив Иремель - это настоящие горы с непредсказуемой погодой, коварными склонами, и первозданной красотой.

Большой Иремель (1582, 1А)

15-километровая снегоходная дорога от Тюлюка к Большому Иремелю начинается от восточной окраины посёлка и ведёт сначала строго на юг. На картах эта дорога не нарисована. Через 3 км она смыкается с дорогой, обозначенной на карте и ведущей вдоль восточного склона хребта Бакты. Зимой по этой дороге ездят и ходят только от Тюлюка. Примерно в 7 км от села снегоходная тропа сворачивает с дорожной насыпи в лес. На карте здесь показана тропа, направление которой примерно совпадает с современным. Изба, нарисованная на карте возле тропы, давно уже не существует. След выходит к границе зоны леса с западной стороны г. Иремель в 1,5 км от вершины. На последнем километре набор высоты 200 м.

До вершины остаётся 1,5 км по открытому склону крутизной до 30 градусов. При хорошей видимости путь подъёма полностью просматривается. Склон покрыт россыпями камней различной величины. Встречаются крупные глыбы. Удобство движения по склону зависит от уровня снега.

Наша группа поднималась до самой вершины на лыжах. Приходилось часто обходить скальные обломки, торчащие из снега. Подъём от границы леса занял 2,5 часа, спуск - 1,5 часа. На половине подъёма видимость резко ухудшилась, группа шла в тумане, при сильном ветре, руководствуясь показаниями прибора GPS. На вершину вышли безошибочно. Спуск был выполнен не по пути подъёма, а чуть севернее, где крутизна склона меньше.

Обратный путь в темноте по петляющему снегоходному следу небезопасен, особенно на крутых извилистых участках. Снег очень скользкий.

Малый Иремель (1449, н/к)

Проще всего подойти к вершине от Тюлюка по тропе, ведущей на перевал Седло Иремеля. Направление этой тропы совпадает с дорогой, показанной на топографической карте. До перевала 8 км, последния два километра тропа петляет в хвойном лесу. Исток ручья Карагайка не замерзает, при оттепели может быть бурным потоком. На перевальной седловине есть лес, возможна стоянка, хотя лучше стоять чуть ниже, где нет ветра. От перевала к вершине можно пройти напрямик, сначала хвойное редколесье, затем открытое пространство. Подъём проще, чем на Большой Иремель. Возвращение обратно по пути подъёма. Спуск по снегоходному следу, особенно в верхней части, опасен, много неожиданных поворотов, крутых перепадов высоты.

Село Тюлюк

Населённый пункт Тюлюк расположен на обеих берегах реки Тюлюк вблизи её впадения в р. Юрюзань. Село удобно использовать как начальный или конечный пункт маршрута. В посёлке две базы отдыха "Роза Ветров" и "Три Медведя", обе находятся на восточной окраине. Некоторые местные жители охотно дают приют туристам за небольшую плату. Есть магазины, церковь. Нет мобильной связи. Тюлюк связан автобусным сообщением с Трёхгорным и Катав-Ивановском, частота рейсов зимой - 2-3 в неделю. Заказ автотранспорта в Тюлюке труден и недёшев.

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут соответствует лыжному походу 1 категории сложности. Пройден перевал Седло Шелома (1А, 1250), вершина Бол. Иремель (1А, 1582). Пересечён хребет Зигальга. Сделаны радиальные выходы в разных частях массива г. Иремель и прилегающей местности.

Личное и общественное снаряжение оказалось подобрано хорошо. Несмотря на мелкие поломки и две сломанных лыжи, снаряжение вполне обеспечило безаварийное прохождение маршрута.

Маршрут представляет собой логичное знакомство с природой и Южного Урала и может быть рекомендован для прохождения группами туристов, имеющих начальный опыт многодневных зимних походов. Основываясь на нитке маршрута, можно предложить его усложнения, например, посещение хребта Синяк, хребта Аваляк, северной части хребта Зигальга, полный траверс Иремельского массива.

                                     Фотографии

Отчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному УралуОтчёт о лыжном походе I категории сложности по Южному Уралу

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Рассказ
28 декабря 2020
Кандалакша. Лыжный поход 1 к.с.