21 октября 2021

о лыжном туристском походе

I-ой категории сложности по Колвицким Тундрам

совершенному группой туристов ТК МАИ

в период с 25 января по 7февраля 2019 года.

Руководитель группы Саутенков Олег

1.1.           Проводящая организация

Турклуб МАИ; адрес: Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, 8; сайт: tkmai.ru

1.2.           Место проведения

Россия, Кольский полуостров, Колвицкие тундры.

1.3.       Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность, дней

13 (Мск-Мск)

25.01.2019 – 7.02.2019

1.4.       Нитка маршрута

п. Лувеньга – Колвицкая губа – мыс Дмитриев – мыс Тонкий наволок – мыс Вонючий – руч. Тесовик – руч. Максимов – оз. Круглое – ручей белый – г. Каменная(рад) – оз. ЧернаяЛамбина – оз. Макры – оз. Долгое – оз. Тикша – р. Тикша – подножье г. Баранья Иолга(рад) – оз. Сред. Лувеньгское – р. Лувеньга – оз. Ниж. Лувеньгское – р. Ниж. Лувеньга – пос. Лувеньга – Кандалакша

1.5.       Определяющие препятствия маршрута

Расстояние, равнина. ТС=0, В=0.

Карта района, маршрут

Реммастер

1.8 Фото группы:

Отчёт о лыжном туристском походе  I-ой категории сложности по Колвицким Тундрам

Слева направо: Рустам Басыров, Антон Кичук, Марина Марчевская, Владимир Сотсков, Саутенков Олег, Алексей Крепак, Мария Дон, Анастасия Найданова – фотографирует.

1.6.       Адрес нахождения отчёта

Отчёт использовать в библиотеке ТК МАИ.

2.    Описание пройденного маршрута

2.1.      Запасные и аварийные варианты схода

Руч. Максимов – гора Каменная

Колвицкая губа – г. Кандалакша

г. Каменная – а/д

Г. Каменная – п. Колвицы

2.2.       Изменения маршрута и их причины

Запланированная нитка маршрута:

Кандалакша – пос. Лувеньга – Колвицкая губа – мыс Дмитриев – мыс Тонкий наволок – мыс Вонючий – руч. Тесовик – руч. Максимов – оз. Круглое – ручей белый – г. Каменная(рад) – оз. ЧернаяЛамбина – оз. Макры – оз. Долгое – оз. Тикша – р. Тикша – подножье г. Баранья Иолга(рад) – оз. Сред. Лувеньгское – р. Лувеньга – оз. Ниж. Лувеньгское – р. Ниж. Лувеньга – пос. Лувеньга - Кандалакша

пос. Фактически пройдено:

Кандалакша – Колвицкая губа – мыс Дмитриев – мыс Тонкий наволок – мыс Вонючий – руч. Тесовик – руч. Максимов – оз. Круглое – руч. Максимов – г. Тесовисна – р. Тесовик – м. Ровный – м . Вонючий – м. Тонкий наволок – м. Дмитриев – Колвицкая губа – м. Колвица – п. Лувеньга ––  Кандалакша

Не был пройден заявленный участок ручей белый – г. Каменная(рад) – оз. ЧернаяЛамбина – оз. Макры – оз. Долгое – оз. Тикша – р. Тикша – подножье г. Баранья Иолга(рад) – оз. Сред. Лувеньгское – р. Лувеньга – оз. Ниж. Лувеньгское

по причине отсутствия накатанных зимников и по причине незамерзших ручьев.

2.3.           График движения

4,9

руч. Максимов – Тесовисна(рад)-р. Тесовик

8,26

р. Тесовик - м. Ровный – Кандалакшский залив - м . Вонючий – м. Тонкий наволок – м. Дмитриев – Колвицкая губа

Колвицкая губа – м. Колвица – п. Лувеньга ––  Кандалакшский заповедник

Кандалакшский заповедник –г. Кандалакша

14,5

Запасной

Итого:

91,6

С учётом коэф. Рельефа 1.1:

101 км

Эквивалетная протяженность за счет светового дня

2.4.           Прохождение препятствий

День первый 27.01.2019

Колвицкая Губа

(7:00) – Трансфер до Лувеньги

Высадившисьв поселке Лувеньга рано утром члены командынадели лыжи, привязали санки, подогнали крепления и выдвинулись на пересечение колвицкой губы. По берегам залива наблюдались ледовые торосы высотой около метра. Было принято решение двигаться вдоль берега до точки начала пересечения губы. Иногда наблюдался небольшой подлип на лыжах.

(10:00)Дойдя до точки старта пересечения, был сделан привал, после чего замрук, следуя за руководителем с дистанцией в 10 м, страховал его на репчике, чтобы упредить возможность проваливания его под лед.

Группа на льду не останавливалась, губу пересекали одним переходом.

Погода: сильныйветер со стороны моря, пурга, леденящий холод.

(11:00) Дойдя до противоположной стороны губы, члены группы утеплились.

Группа сделала еще несколько переходов до ночевки и остановилась на ночлег(16:00).

1. Пересечение Колвицкой Губы

День второй

2 Вид на хребет г. Каменная

(6:30 – Подъем, завтрак)Пока группа собиралась, двое человек по очереди пошли тропить в сторону зимней дороги.

Снега достаточно, тропежка сквозь завалы и кустарники дается  тяжело. Поочередная тропежка.

Наблюдается отставание от графика.

(10:00 – Выход общей группы)

(13:00 – Обед)

После долгой и томительной тропежки до вечера,жизненно-необходимый зимник так и не был достигнут. Руководитель принимает решение продолжать движение группы по лесу.

(16:00 – Постановка бивуака)

День третий

3. Снежные елки по пути движения

(7:00 – подъем, 10:00 – выход)

Группа следует навстречу ручью Максимов. Следа ни от каких дорог, и ни от каких просек нет и в помине.

Растительность: густые заросли березняка на склонах.

(13:00 - Обед)

Тропя попеременно, группа неожиданно натыкается на незамерзший ручей, который перейти совсем нетривиальная задача.

Ширина ручья 3-4 метра, очевидного решения не наблюдалось, снежных мостов не было.

Пройдя вдоль ручья была найдена сушина, которую было решено спилить и свалить на ручей, сделав мост.

Соорудив мост, группа легко перешла на другую сторону.

Ручей Максимов в феврале незамерзший, течение сильное, глубина ~0.5 метра.

(17-00) – Установка лагеря

День четвертый.

4. Количество снега при подходе к озеру Круглому

(6:30 – Подъем)

Группа продолжает двигаться в сторону озера Круглого. Выйдя на высоту около 300 метров, количество снега резко увеличилось. Увеличилась крутизна склона. Те, кто шли в группе на деревянных лыжах, навязали репчики. Движение галсами.

(13:00 - Обед)

При наборе высоты поднялся сильный ветер. Ночевка в 1,5 км от озера Круглого.

(17:00 – Постановка бивуака)

Сушину найти в таком снегу совсем непросто, однако члены группы сумели ее отыскать.

В связи с резко ухудшившейся снежной и погодной обстановкой, группой вечером в палатке было принято решение развернуться и выходить по своей лыжне обратно к морю.

Чтобы выполнить категорированный поход и добрать километры, мы решили идти до города Кандалакша.

5. Ночевка у озера Круглого

День пятый

Движение назад по своей лыжне дается легко, погода солнечная. Вечером в палатке была поймана сотовая связь, и удалось свзязаться с параллельной группой из нашего Турклуба, которая совершала маршрут в этом же районе. Выяснилось, что нам удастся встретиться на колвицкой губе, если мы действительно будем двигаться на Кандалакшу.

Проанализировав километраж, мы решили радиально зайти на простую гору Тесовисна(328,н/к), чтобы насладиться видом, нагнать километраж и эмоционально отдохнуть.

6. Погожий денек

День шестой

7. Движение на гору Тесовисна (рад.)

Выйдя на небольшое плато, мы скинули рюкзаки и отправились на гору Тесовисна.

8. Спуск с горы Тесовисна

Постоянный угол наклона с постепенно редеющим лесом. На вершине лес не наблюдается, ледовая корка. На вершине стоит ретранслятор.

9. На вершине г. Тесовисна

В тот же день мы выскочили на берег моря и направились прямиком навстречу группе Кирпичева. Обратно Колвицкую губу пересекали точно так же, выдвинулись навстречу к деревне, чтобы быстрее встретить группу.

Долгое и томительное ожидание встречи наконец-то разрешилось радостной встречей двух групп. Всю ночь мы играли песню под гитару и рассказывали случаи с маршрутов. На следующее утро мы выдвинулись по морю в Кандалакшу, а ребята пошли по нашим следам.

10. Встреча руководителей двух групп

День седьмой

Утром выдвинулись из Колвицкой губы в Кандалакшу. Идя по морю, встречали серьезный подлип, который приходилось периодически счищать. Дошли до базы Кандалакшинского заповедника и немного углубились в лес.

11. Алексей Крепак на берегу Кандалакшского залива

День восьмой

Решающий, совершили маршбросок до Кандалакши. Выбрались на а/д и дошли пешком до базы, где и завершили поход.

3.        Итоги, выводы, рекомендации

Хоть первоначальный план похода осуществлен не был в виду отсутствия зимников и ухудшенной снежной обстановки, но километраж на категорированный поход выполнить удалось. Вероятность того, что ручьи не замерзнут в этом районе достаточна велика.

Рекомендации – не углубляться в лес, планировать свой маршрут по безлесной зоне и проверенным дорогам.

3.1.       Состав аптечки

Пила Двуручная

Аптечка

Ремнабор

Источник: "http://tkmai.ru/heading/papers/2113/Otchet_1ks_Kolovitskie_Tundri_Sautenkov_2019.htm" rel="nofollow"