24 февраля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Крым
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I

Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма

Отчёт

о пешеходном туристском походе 1 категории сложности по Полуострову Крым, район хребта Айпетринская Ялта, совершённом группой туристов из г. Воронежа в период с 26 сентября по 4 октября 2015 года

Маршрутная книжка № Руководитель группы:

Остапенко Сергей Юрьевич

г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв. 48 pplelan@yandex.ru

8-952-105-78-98

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем

участникам и руководителю категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке

г. Воронеж 2015 г.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода:

Полуостров Крым, район хребта Айпетринская Ялта.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжительность

26.09-4.10

2015 г.

Пройдено препятствий:

Ущ. Большой Каньон (н\к), пер. Кучук-Богаз (н\к), хр. Аю-Даг (н\к), хр. Айпетринская Ялта (н\к), г. Сунгурта (н\к), г. Лысая (н\к), г. Ат-Баш (н\к), г. Спирады (н\к), г.

Балчик-Кая (н\к), пер. Байдарские ворота (н\к), г. Челеби-Яурн-Бели (н\к), г. Куш-Кая (н\к), г. Кокия-Кала(н\к), хр. Биллер (н\к), пер. Куршум-Богаз (н\к), г. Спилия (Аскети) (н\к)

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 11600 метров.

Подробная нитка маршрута

Пос. Соколиное – ущ. Большой каньон – пер. Кучук-Богаз – пос. Многоречье – хр. Аю- Даг – хр. Айпетринская Яйла – г. Сунгурта – г. Ай-петри – хр. Айпетринская Яйла – г. Лысая – г. Ат-Баш - ур. Беш-Текне – г. Спирады - г. Балчик-Кая – тур. стоянка «Чёртова лестница» – пер. Байдарские ворота – г. Челеби-Яури-Бели – Ур. Ласпи - мыс Айя – г. Куш-Кая – г. Кокия-Кала – хр. Биллер – пос. Резервное – пер. Куршум-Богаз – Форт

«Южная Балаклава» – г. Балаклава.

1. Состав туристской группы:

1990

ОАО КБХА,

инженер- электроник

3 к.с. ПУ Кольский п-ов, Хибины.

2 к.с. ПР Абхазия, р-он оз. Рица.

3 к.с. ПУ Полярный Урал.

Козьмин Евгений Владимирович

1993

ВГТУ, 4 курс

1 к.с. ПУ Краснодарский край. 2 к.с. ПУ Абхазия, р-он оз. Рица.

г. Воронеж, ул.

Куколкина д.33, кв. 341, тел. 8-952-556-44-63

Пушаев Сергей

1976

«НВАЭС»

техник

1 к.с. ПУ Адыгея, Плато Лаго- Наки

г. Нововоронеж, ул. Аленовская д. 17, кв.

тел. 8-920-419-50-76

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж,     (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Крым — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем.

Географическое положение. Глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада, с востока омывается Азовским морем. Береговая линия Крымского полуострова превышает 2 500 км. Из них почти 50% приходится на Присивашье, 750 км на Чёрное море и около 500 — на Азовское.

На севере соединяется с континентом узким (до 8 км) Перекопским перешейком. Площадь — около 26 860 км², из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озёра и другие водные объекты.

Климат. Крым, несмотря на относительно небольшую территорию, отличается разнообразным климатом. Климат Крыма делится на три подзоны:

1. Степной Крым (большая часть Крыма, север, запад и центр Крыма).
  2. Крымские горы.
  3. Южный берег Крыма

Климат северной части умеренно-континентальный, на южном берегу — с чертами похожими на субтропический. Средняя температура января от −1… −3 °C на севере степной зоны до +1… −1 °C на юге степной зоны, на Южном берегу Крыма от +2…+4

°C. Средняя температура июля ЮБК и восточной части Крыма: Керчи и Феодосии

+23…+25 °C. Осадков от 300—400 мм в год на севере до 1000—2000 мм в горах.

Водные артерии. По территории Крыма протекают 257 рек (крупнейшие — Салгир, Кача, Альма, Бельбек), Индол, Биюк-Карасу, Чёрная, Бурульча. Самая длинная река Крыма — Салгир (220 км), самая полноводная — Бельбек (расход воды — 1500 литров в секунду). В Крыму находится свыше 50 солёных озёр, самое крупное из них

— озеро Сасык-Сиваш — 205 км². Расположен Причерноморский артезианский бассейн. Степная часть изрезана каналами для орошения, крупнейшим является Северо- Крымский канал.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Полуострова Крым, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас можно было в поселках, которые мы приходили на протяжении всего маршрута.

Проблемы с водой были, т.к. осенью в Крыму многие реки и источники пересыхают и воду достать очень сложно. Приходилось брать с собой по 2-3 литра воды и растягивать на целый день. Ночевки планировали около самых стойких родников, но даже они были почти живыми. Встречались родники с тухлой водой, которую мы использовали как техническую.

Что касается мобильной связи, то на всем протяжении нашего маршрута она была.

Со спортивно- туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 2 категории сложности. Наш маршрут проходил в районе хребта Айпетринская Ялта. Мы запланировали и прошли не очень сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность большими перепадами высот, отсутствием воды и жаркой погодой.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• бурелом;

• густой кустарник;

• каменно-осыпные участки, по которым приходилось идти очень осторожно из- за скользких и «живых» камней;

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования встречаешь множество достопримечательностей. Крым очень насыщен ими и двигаясь по хребту Айпетринская Ялта можно посмотреть не малую их часть.

Из природных достопримечательностей на маршруте больше всего поражают открывающиеся виды с вершин хребта на Черное море, красота заповедных лесов и чистота окружающего пространства. Очень красивые и опасные скалы поражали нас на протяжении всего маршрута и давали понять, что высота дело очень опасное.

Из неприятного для туристов соседства осенью не было замечено кусающихся насекомых, пару раз встречали ядовитых змей, которых аккуратно обходили стороной.

Транспортная инфраструктура Крыма очень хорошо развита и добраться в любой уголок не представляется сложным. Вокруг хребта проходят асфальтовые дороги, часто пересекающие хребет и пройдя 20-30 км в любую сторону обязательно выйдешь на дорогу.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь на хребте с него можно спуститься по множеству тропинок к морю. Тропинки идут примерно каждые 10-15 км вниз. Каждые 20-30 км через хребет проходит асфальтовая дорога по которой можно добраться до цивилизации.

1. Расчет категории сложности
  3. протяженности (l) = 110 км
  4. продолжительности (t) = 6 дней (6 ходовых)
  5. локальным препятствиям (ЛП) = 15 * 3 перевал + 15 * 6 вершина + 15 * 4 траверс = 195
  6. протяженным препятствиям (ПП) = 10 плотная осыпь с уклоном ~30…40° + 20 плотный кустарник + 10 бурелом + 4*4 лес с подлеском = 56
  7. району похода = 2 (Полуостров Крым)
  8. автономности =

+ 1200

- 800

+ 400

Общая разница высот: 11600 метров.

Эквивалентная протяженность маршрута ЭП = ПР + ПЕ*5 = 110 + 11*5 = 165 Количество баллов определяется по формуле КС=ЛП* + ПП* + Дн*Г/2 = 195 + 56 + 6*2/2 = 257

Количество набранных баллов соответствует второй категории сложности пешеходного маршрута.

Финансовые расходы группы

Дорога туда:

1. Самолет Воронеж – Симферополь 2500 руб + страховка 200 руб.
  2. Заброска до пос. Соколиное 700 руб.

Дорога обратно:

1. Самолет Симферополь – Москва 4000 руб + страховка 200 руб.
  2. Аэроэкспресс Аэропорт – Вокзал 500 руб.
  3. Поезд №46 Москва – Воронеж сидячий 600 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 2000 рублей.

Дополнительные расходы:

Покупка сувениров.

Общие расходы на одного участника похода составили около 10700 рублей.

Общественное снаряжение группы

Круглый.

Горелка

400 гр.

Мульти топливная с ёмкостью для

горючего.

Комплект для

розжига

200 гр.

Орг. стекло, спички, зажигалка, спец.

спички, огниво.

Ветрозащита

горелки

2 шт

300 гр.

Для экономии топлива и стабильности

горения.

Способ

передвижен ия

Погодные условия

Перелет из Воронежа в Симферополь.

Заброска на старт маршрута.

Пос. Соколиное – ущ. Большой каньон - пер. Кучук-Богаз –

пос. Многоречье.

8,5

пос. Многоречье – хр. Аю-Даг – хр. Айпетринская Яйла –

г. Сунгурта – г. Ай-петри.

9,5

Ясно, + 25 слабый ветер

Г. Ай-петри – хр. Айпетринская Яйла – г. Лысая – г. Ат-Баш – ур. Беш-Текне – г. Спирады – г. Балчик-Кая – тур. стоянка

«Чёртова лестница».

9,5

Ясно, + 25 слабый ветер

Тур. стоянка «Чёртова лестница» – пер. Байдарские ворота – г. Челеби-Яури-Бели –

Ур. Ласпи - мыс Айя.

п\о, +20 умеренный ветер

мыс Айя – г. Куш-Кая –

г. Кокия-Кала – хр. Биллер – пос. Резервное –

пер. Куршум-Богаз

Облачно, дождь, +15 умеренный ветер

пер. Куршум-Богаз – Форт

«Южная Балаклава» – г. Балаклава.

Облачно, дождь, +15 умеренный

ветер

г. Балаклава – г. Севастополь.

Гуляем по г. Севастополю.

Дорога до г. Воронежа.

Всего пройдено 112 км.

Техническое описание маршрута

Нулевой день (26.09.2015)

Перелет из Воронежа в Симферополь. Заброска на старт маршрута. Ночлег (N44°32'34,04" E33°58'04,29") на высоте 305 метров на в лесу около ручья Коккозка.

Пройдено за день 2 км. Подъем – 100 м. Спуск – м. В том числе: по тур. Тропе 2 км.

Грязное ходовое время – 40 минут. Чистое ходовое время – 30 минут.

Прилетев в Симферополь мы нашли машину и забросились на старт маршрута в пос. Соколиное.

Приехали на место в районе 19 часов и пошли по темным улочкам через поселок в лес на искать место для ночевки. В поселке нашли родник и набрали воды. Пройдя около 20 минут полянка была найдена, мы разбили лагерь. Ночью было тепло, около 20 градусов и светила полная луна.

Первый день (27.09.2015)

Пос. Соколиное – ущ. Большой каньон - пер. Кучук-Богаз – пос. Многоречье. Ночлег (N44°33'09,13" E34°04'20,91") на высоте 539 метров на поляне около тур. стоянки Многоречье.

Пройдено за день 17 км. Подъем – 1100 м. Спуск – 900 м.

В том числе: каменно-грунтовой дороге 7 км, по туристической тропе 10 км. Грязное ходовое время – 9,5 часов.

Чистое ходовое время – 8,5 часов.

Встали в 7 утра, собрались и вышли в 8. Двигались по туристической тропе в лесу, часто попадались участки достаточно заросшие и глухие. В одном из таких участков увидели не большого кабана, перебегавшего тропу. Погода была достаточно жаркая, в тени около +25.

Мы шли траверсом параллельно реки Коккозка и Бахчисарайскому шоссе, которые были на несколько сотен метров ниже нас.

Вскоре вышли к «Почтовому Дубу» и почитали записки туристов. От него пошли ниже вы спустились к реке и «Голубому озеру» в котором окунулись, вода прохладная и очень чистая. Далее пошли вдоль реки по протоптанной тропинке к «Ванне молодости», добравшись до неё по карте была тропа, идущая вверх, но она оказалась слишком крутой и нам пришлось вернуться к озеру и оттуда начать подъем край ущелья

«Большой каньон».

Подъем проходил по каменистой тур. тропе в густом лесу вдоль обрыва (крутизна подъема 15°-20°). Периодически мы выходили на смотровые площадки с которых было видно все ущелье и громадная высота отвесных склонов. Несколько раз тропа прижималась к обрыву с одной сторону, а с другой шла около скалы и двигаться

необходимо было очень аккуратно и не спеша.

Пройдя ущелье мы начали не большой спуск и вышли к реке Йохаган-Су в которой пополнили запас воды. Спускались по грунтовой дороге по которой встретили группу мотоциклистов. Сбросив сотню метров начали подъем на перевал Кучук-Богаз. На него идет заросшая грунтовая дорога в тени леса. Подъем на перевал был крутизной 15°-25°. Взобравшись на перевал начали спуск по более крутому склону (20°-

35°) до выхода к поселку Многоречье.

В поселок вышли к 17 часам, нашли место у реки Кучук-Узенбаш и стали на ночевку.

Отчёт о пешеходном туристском походе 1 категории сложности по Полуострову Крым, район хребта Айпетринская Ялта

Фото 1. У почтового Дуба.

Фото 2. Вид на Ущелье «Большой каньон».

Второй день (28.09.2015)

Пос. Многоречье – хр. Аю-Даг – хр. Айпетринская Яйла – г. Сунгурта – г. Ай-петри. Ночлег (N44°27'22,65" E34°02'55,35") на высоте 1167 метров в лесу около г. Ай-петри. Пройдено за день 22 км. Подъем – 1400 м. Спуск – 700 м.

В том числе: каменно-грунтовой дороге 22 км. Грязное ходовое время – 10 часов 30 минут.

Чистое ходовое время – 9 часов 30 минут.

Встали в 7, собрались и вышли около 8 утра. Воды на пути следования не предполагалось поэтому пришлось брать с собой по 2-3 литра на весь день.

Двигались по каменно-грунтовой дороге вверх на хребет Айпетринская Яйла (крутизна подъема 20°-30°). В начале дорога шла напрямую на верх и были усыпана мелким курумником, но потом повернула и пошла траверсом постепенно поднимаясь на хребет (крутизна подъема 10°-15°).

По пути следования был обнаружен живой родник (N44°32'49,26" E34°05'19,50"). Вода вкусная и очень чистая, но её очень мало. Двигаясь дальше мы взобрались на хребет и решили сходить на проверку еще одного родника(колодца) неподалеку (N44°31'53,72" E34°05'46,60") но он пересох.

На вершинах хребта множество деревьев приняли осенний окрас в отличии от их ниже растущих собратьев. Множество оттенков красного, оранжевого и желтых цветов листьев блестели на солнце и создавали прекрасные пейзажи золотой осени.

Мы шли по грунтовой дороге и начинали изнывать от жары. Приходилось делать больше привалов и прятаться в тенек. Двигаясь дальше мы все ближе и ближе подходили к обрывам хребта, но низовые облака не давали понять на сколько же мы высоко забрались. На одной из обзорных площадок образовалось окошко мы видели береговую линию и море, разница в высоте составляла около 1300 метров и это было очень страшно.

Подходя к Бахчисарайскому шоссе около домика лесников был рабочий колодец (N44°28'23,74" E34°04'09,77") с хорошей водичкой.

В районе горы Ай-петри мы поднялись к Зубцам Святого Петра и полазили по ним со страховкой (стоимость 100 + 500 руб). Между зубцами провешены мостики по которым можно прогуляться, под ногами провал в несколько сотен метров и далее склон высотой 1000 метров.

К вечеру наши запасы воды начали кончаться, мы надеясь её раздобыть у местных торговцев чьи ряды раскинулись около горы, но воды нам не кто не дал т.к. она вся привозная и забросить её туда весьма сложно. Мы оказались в затруднительном положении т.к. время было уже к вечеру, а до ближайшего родника идти около 4 км в обратном направлении.

Около горы Ай-петри находятся пещеры и в них должна быть вода(теоретически) и мы решили это проверить залез в одну их них. Цивилизованный вход(платный) был уже закрыт и нам пришлось пролезть через решетку и с пустой канистрой спускать вниз

в поисках влаги.

Оказавшись внутри вода была найдена и мы смогли нормально поужинать и легли спать неподалёку в лесу.

Фото 3. Идем по хребту Айпетринская Яйла.

Фото 4. Вид на зубцы Святого Петра.

Третий день (29.09.2015)

г. Ай-петри – хр. Айпетринская Яйла – г. Лысая – г. Ат-Баш – ур. Беш-Текне – г. Спирады – г. Балчик-Кая – тур. стоянка «Чёртова лестница».

Ночлег (N44°25'42,11" E33°50'59,25") на высоте 613 метров на тур. стоянка

«Чёртова лестница».

Пройдено за день 22 км. Подъем – 800 м. Спуск – 1300 м.

В том числе: по туристической тропе 15 км, по каменно-грунтовой дороге 7 км. Грязное ходовое время – 10 часов 30 минут.

Чистое ходовое время – 9 часов 30 минут.

Встали в 6, вышли в 7. От горы Ай-петри до мыса Айя располагается заповедник в котором запрещается какая либо туристическая деятельность, но как говориться не пойман не вор и есть спец. стоянки на которых можно размещаться.

Вышли рано утром и начали путь по каменно-грунтовой дороге в сторону радиолокационной станции, она является запретной зоной и вокруг неё проходит тропа по которой можно пойти не заметно.

Обойдя станцию вышли на туристическую тропу, идущую вдоль обрыва, периодически выходили на замечательным смотровые площадки и наслаждались видами с хребта на море и раскинувшиеся городки в прибрежной зоне.

По тропе забрались на г. Лысая и г. Ат-Баш (крутизна подъемов и спусков 15°- 25°). Под второй горой располагает военная часть и еле живой родник Тамары Антоновой (N44°26'22,09" E33°58'37,69") с отличной водичкой.

У родника мы немного отдохнули и продолжили путь по туристической тропе среди прекрасных осенних пейзажей. Тропа хоженая, часто встречаются участки с каменистым покрытием и в густых зарослях.

Шли по жаре и часто делали привалы, пили много воды, но старались экономить т.к. не были уверены, что вечером найдем хороший родник.

Это был второй верховой день с прекрасными пейзажами осеннего леса. Столько оттенков осени я еще не когда не видел, а еще на фоне гор и моря мало кто видел вообще.

Туристов мы встречали мало, видимо сказывается проблемы с водой и жара.

К 17 часа вышли к туристической стоянки «Чёртова лестница», нашли там родник и стали на ночевку.

Фото 5..

Фото 6..

Четвертый день (30.09.2015)

Тур. стоянка «Чёртова лестница» – пер. Байдарские ворота – г. Челеби-Яури-Бели – Ур. Ласпи - мыс Айя.

Ночлег (N44°25'10,28" E33°41'42,98") на высоте 20 метров на туристический стоянке.

Пройдено за день 22 км. Подъем – 800 м. Спуск – 1400 м.

В том числе: по туристической тропе 5 км, по асфальту 6 км, по каменно-грунтовой дороге 11 км.

Грязное ходовое время – 9 часов. Чистое ходовое время – 8 часов.

Встали в 7, вышли около 8. Двигались по каменно-грунтовой дороге вдоль обрыва. По дороге решили проверить родник (N44°24'49,99" E33°48'51,00"), но он почти пересох и вода из него была не пригодна для употребления.

Свернули с дороги на туристическую тропу и начали по ней спуск крутизной 20°- 30° к домику лесника кордона «Меккензи». Тропа была сильно каменистой и шли вдоль обрыва, приходилось идти очень аккуратно.

Выйдя к кордону решили зайти в Храм Воскресения Христова расположившийся чуть ниже по дороге. Храм очень красивы внутри и снаружи, в помещении играет духовная музыка, а виды со смотровых площадок завораживают.

Полностью налюбовавшись духовным местом по асфальту поднялись к перевалу Байдарские ворота и начали подъем по туристической тропе на г. Челеби-Яури-Бели.

Подъем туда шел по труднопроходимой тропе крутизной около 30°. Периодически тропа шла вдоль обрыва и в итоге привела нас к крутому каменному подъему крутизной около 40° на хребет. На подъем пришлось карабкаться свободным лазанием.

Взобравшись на верх немного отдохнули, по наслаждались видами и продолжили путь. Немного спустившись в лесную зону решили зайти в «Храм Солнца» - это скопление больших скал, окруженных густым лесом. На некоторых из них можно взобраться свободным лазанием, высота скал 20-30 метров, крутизна 30°-90°.

Полазив по скалам вернулись на тропу и пошли проверять очередной родник (N44°24'59,00" E33°44'03,00") он оказался еле живой – вода была, но капала по капелькам, мы не стали ждать и отправились к следующему (N44°25'34,00" E33°43'58,00"). Последний родник был жив и защищен от посягательств сторонних людей – вокруг был построен каменный домик и вода текла по трубам в дома.

Мы смогли получить водичку у местного жителя и радостные отправились к морю на пляж.

Путь на пляж проходил по асфальту и он нам начал быстро надоедать, начала проявляться накопленная усталость за пройденные дни. Добравшись до пляжа мы обнаружили на склоне множество культурных туристических стоянок на которых можно было бесплатно размещаться (осенью).

Мы наконец окунулись в море и расслабились, но не тут то было – на стоянке

оказалось, что совершенно нету дров и чтобы сделать даже маленький костерок необходимо рыскать в лесу и рвать буквально все.

Фото 7. На обрыве хребта.

Фото 8. Крутой подъем к горе Челеби-Яури-Бели.

Пятый день (01.10.2015)

Мыс Айя – г. Куш-Кая – г. Кокия-Кала – хр. Биллер – пос. Резервное – пер. Куршум-Богаз.

Ночлег (N44°28'17,22" E33°38'57,35") на высоте 420 метров на поляне около перевала Куршум-Богаз.

Пройдено за день 17 км. Подъем – 1200 м. Спуск – 800 м.

В том числе: каменно-грунтовой дороге 9 км, по туристической тропе 5 км, по асфальту 3 км.

Грязное ходовое время – 10 часов. Чистое ходовое время – 9 часов.

Встали в 7, вышли в 8. Погода была пасмурная и моросил мелкий дождик. Мы начали подъем от уровня моря на вершину горы Куш-Кая. В начале поднимались по туристической тропе которая очень круто уходила на верх и местами приходилось лезть свободным лазанием держать за стволы деревьев и камни.

Тропа была достаточно дикая и заросшая и шла напрямик на верх. Перед выходом на боле пологий участок тропы нам пришлось лезть по практически отвесному участку камней без рюкзаков и потом их поднимать отдельно. Крутизна подъема в начале 40°- 90°, далее 30°-40°.

Изрядно покряхтев на крутом подъеме мы вышли на более пологий участок и продолжили путь вдоль крутого обрыва к вершине, попадались откровенно опасные участки около пропасти по которым приходилось идти очень аккуратно и страховаться трекинговыми палками.

Поднялись на вершину под моросящим дождиком который нам облегчал сложный подъем приятной прохладой и свежестью. Быстренько осмотрелись и пошли вдоль обрыва к питомнику диких животных. Вход к него осуществляется через калитки в заборе. На территории питомника земля вся изрыта кабанами в поисках пиши, такое впечатление, что они были под каждым кустом и деревом, но увидеть нам их не довелось.

Прошли по загону для животных до заброшенной военной части и г. Кокия-Кала. Оттуда открывается потрясающий вид на скалы, море и пляж «Затерянный мир» на который можно попасть только по морю. На территории в\ч расположена направленная Wi-Fi, солнечная батарея и видео камеры которые следят и передают видео на рабочую в\ч расположенную неподалеку.

Далее двинулись к выходу из загона для животных и к роднику (N44°26'16,00" E33°40'39,99"), но найти его не получилось. Выход из загона проходит так же через решетку, но теперь через ворота и будку охраны (которой не было на месте). Шли вдоль забора по хребту Биллер и уткнулись в шлагбаум и надпись «Запретная зона» - это оказалась рабочая в\ч и после прохождения шлагбаума нас военные развернули обратно и сказали идти в обход. Пришлось топать вокруг, но тут обнаружилась интересная лесная тропинка, ведущая куда нам надо было изначально и мы решили пойти по ней и вышли опять на в\ч.

На этот раз нас остановили, проверили документы и сопроводили к выходу. Пришлось накручивать пару лишних км и двигаться в обход через поселок Резервное. Прошли поселок и направились в сторону родника (N44°28'13,99" E33°38'39,00").

Добравшись до перевала Куршум-Богаз я решил сходить на разведку родника до

которого оставалось 500 метров и ушел вниз. Эти 500 метров по вертикали превратились в 20 минут крутого спуска по корням и камням. В итоге я добрался до родника набрал воды и пошел к ребятам.

Спускаться к роднику и морю мы не стали и расположились на полянке на перевале.

Фото 9. Подъем на скальный учатсок.

Фото 8. На вершине г. Куш-Кая.

Шестой день (02.10.2015)

Пер. Куршум-Богаз – Форт «Южная Балаклава» – г. Балаклава. Ночлег в г. Севастополь.

Пройдено за день 12 км. Подъем – 400 м. Спуск – 800 м. В том числе: по каменно-грунтовой дороге 12 км.

Грязное ходовое время – 6 часов. Чистое ходовое время – 5 часов.

Последний день мы решили немного поспать и встали после 8, вышли в 9. Двигались по грунтовке верхами, была низкая облачность и ветер нес тучи через перевал и хребет к морю.

Вскоре грунтовка кончилась и мы попали на диковатую туристическую тропу, которая круто шла вниз(20°-30°) и в условиях грязи под ногами мы кое как спустились по ней к нормальной лесной дорожке.

Мы постепенно дошли до форда «Южная Балаклава» и решили его обследовать. Он представляет собой хорошо укрепленный район на вершине горы. По периметру расположены огневые и смотровые точки, а в сердце форда находятся врытые в землю бункера.

Полазив в по форду спустили вниз с горы и попали в г. Балаклава. В городе посетили очень интересный музей подводных лодок и поехали в г. Севастополь искать место ночевки.

Фото 9. В хвойном лесу.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

Хотелось за одну неделю погулять по горам, искупаться в море и вдоволь насладиться осенними пейзажами и это все удалось и в полной мере.

Поход получился весьма напряженным из-за большого перепада высот, дневной жары и пересохших родников.

Стартовый вес рюкзаков был около 22 кг плюс переносимая вода.

Обувь мы использовали легкую летнюю, натерли не много мозолей, но это стандартно для походов.

Проблем со здоровьем не было за исключением не больших расстройств желудка из-за не свежей воды.

На территории заповедника было запрещено становиться на ночевки и разжигать костры в не положенных местах и это немного мешало нашему походу.

Поход получился просто замечательный – красочный, видовой и с достаточными нагрузками. А самое главное – исследовательский т.е. не кто из нас до этого там не был, и мы не знали, что будет за поворотом и это ожидание чего-то нового очень интересно и приятно.

Отчет составили Остапенко С.Ю.