4 августа 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма

Отчёт

о пешеходном туристском походе 2 категории сложности по Республике Крым в районе Крымских гор, совершённом группой туристов из г. Воронежа в период с 28 сентября по 6 октября 2018 года

Маршрутная книжка № 17-18 Руководитель группы:

Остапенко Сергей Юрьевич

г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв. 48 pplelan@yandex.ru

8-906-672-29-67

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем

участникам и руководителю категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке

г. Воронеж 2018 г.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода:

Республика Крым, район Крымских гор.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжительность

7 дней

28.09-6.10

2018 г.

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 14650 метров.

Пройденные препятствия:

Перевалы: Курлюк-Баш-Богаз (Кара-Оба) н\к, Демерджинское седло н\к, МАН н\к н\к, Ангарский перевал н\к, Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз) н\к.

Вершины: Анга-Бурун 1А, Эклизи-Бурун 1А, Ай-Йори 1А, Аленга 1А, Стол-гора н\к.

Траверсы: от тур. стоянки Средняя Джурла до тур. стоянки верхняя Джурла 1А, тропа в «Долине приведений» 1Б, от истоков р. Демерджи до родника Юбилейный 1А, от пер. Демерджинское седло до г. Козырёк 1Б, движение по хр. Чатыр-Даг 1А.

Каньоны: вдоль р. КизилКобика, через пещ. Красная и выше до выполаживания склона 1Б

Подробная нитка маршрута

Руч. КизилКобинка – пер. Красная – г. Базар-Оба – г. Юке-Тебе – исток ручья Су-Ат - тур. стоянка Вост. Суат – хр. Таш-Хабах – г. Стол-гора – хр. Тырке-яйла – пер. Курлюк- Баш-Богаз – плато Демерджи-яйла – г. Босна – тур. стоянка Джурла – тур. стоянка Джурла – ск. Козырёк – г. Пахкал-Кая – тур. стоянка Андрюшина поляна – Радиальный выход (г. Южная Демерджи – г. Аленга – ск. Екатерина вторая – «Долина привидений»

– пер. Демерджинское седло) – пер. Ангарский – буковая поляна – Радиальный выход на хр. Чатыр-Дах (г. Ангар-Бурун – г. Чатыр-Дах) - сосновая поляна – лавандовое поле

– пос. Розовый – р. Улу-Езень – ск. Ай-Йори – ск. Серауо – хр. Урага – род. Толма – нижняя Артековская поляна – Радиальный выход на Гурзувский хребет (пер. Гурзувское седло – беседка ветров) – ск. Серый Камень – пос. Краснокаменка.

1. Состав туристской группы:

ИП

1 к.с. ПУ, Абхазия 2 к.с. ГУ, Архыз

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж,     (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Крым — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем.

Географическое положение. Глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада, с востока омывается Азовским морем. Береговая линия Крымского полуострова превышает 2 500 км. Из них почти 50% приходится на Присивашье, 750 км на Чёрное море и около 500 — на Азовское.

На севере соединяется с континентом узким (до 8 км) Перекопским перешейком. Площадь — около 26 860 км², из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озёра и другие водные объекты.

Климат. Крым, несмотря на относительно небольшую территорию, отличается разнообразным климатом. Климат Крыма делится на три подзоны:

1. Степной Крым (большая часть Крыма, север, запад и центр Крыма).
  2. Крымские горы.
  3. Южный берег Крыма

Климат северной части умеренно-континентальный, на южном берегу — с чертами похожими на субтропический. Средняя температура января от −1… −3 °C на севере степной зоны до +1… −1 °C на юге степной зоны, на Южном берегу Крыма от +2…+4

°C. Средняя температура июля ЮБК и восточной части Крыма: Керчи и Феодосии

+23…+25 °C. Осадков от 300—400 мм в год на севере до 1000—2000 мм в горах.

Водные артерии. По территории Крыма протекают 257 рек (крупнейшие — Салгир, Кача, Альма, Бельбек), Индол, Биюк-Карасу, Чёрная, Бурульча. Самая длинная река Крыма — Салгир (220 км), самая полноводная — Бельбек (расход воды — 1500 литров в секунду). В Крыму находится свыше 50 солёных озёр, самое крупное из них

— озеро Сасык-Сиваш — 205 км². Расположен Причерноморский артезианский бассейн. Степная часть изрезана каналами для орошения, крупнейшим является Северо- Крымский канал.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями полуострова Крым, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас можно было в поселках, которые мы приходили на протяжении маршрута.

Проблемы с водой были, т.к. осенью в Крыму многие реки и источники пересыхают и воду достать очень сложно. Приходилось брать с собой по 2-3 литра воды и растягивать на целый день. Ночевки планировали около самых стойких родников, но даже они были почти живыми. Встречались родники с тухлой водой, которую мы использовали как техническую.

Что касается мобильной связи, то на всем протяжении нашего маршрута она была.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 2 категории сложности. Наш маршрут проходил в районе хребтов Долгоруковская яйла, Тырке-яйла, Демерджи-яйла, Чатыр-Даг и Гурзувского. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность большими перепадами высот, отсутствием воды и переменчивой погодой.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• бурелом;

• густой кустарник;

• каменно-осыпные участки, по которым приходилось идти очень осторожно из- за скользких и «живых» камней;

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования встречаешь множество достопримечательностей. Крым очень насыщен ими и двигаясь по хребтам можно посмотреть не малую их часть.

Из природных достопримечательностей на маршруте больше всего поражают открывающиеся виды с вершин хребтов на Черное море, красота заповедных лесов и чистота окружающего пространства. Очень красивые и опасные скалы поражали нас на протяжении всего маршрут.

Из неприятного для туристов соседства осенью не было замечено кусающихся насекомых, пару раз встречали ядовитых змей, которых аккуратно обходили стороной.

Транспортная инфраструктура Крыма очень хорошо развита и добраться в любой уголок не представляется сложным. Вокруг хребта проходят асфальтовые дороги, часто пересекающие хребет и пройдя 20-30 км в любую сторону обязательно выйдешь на дорогу.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь на хребте с него можно спуститься по множеству тропинок к морю. Тропинки идут примерно каждые 10-15 км вниз. Каждые 20-30 км через хребет проходит асфальтовая дорога по которой можно добраться до цивилизации.

Расчет категории сложности

протяженности (l) = 129 км

продолжительности (t) = 7 дней

локальным препятствиям (ЛП) = перевалы 4 + вершины 8 + траверсы 8 + каньоны 8

= 28 (согласно максимальным суммам баллов за препятствия) = 20 (согласно баллам, идущим в зачет)

1. протяженным препятствиям (ПП) = растительный покров 16 + осыпи 10 = 26 (согласно максимальным суммам баллов за препятствия) = 24 (согласно баллам, идущим в зачет)
  2. району похода = 2 (Полуостров Крым)
  3. автономности = 1 (полная автономность)
  4. перепад высот = 14650 метров

Расчет перепада высот:

Дни

Основной маршрут

Радиальный выход

Набор высот

Сброс высоты

Набор высоты

Общая разница высот: 14650 метров.

Оценка категорируемого маршрута по протяженным препятствиям ППб=Кт×ППор × (Lмар/L) = 2 * 24 * (129 / 120) = 51,6

Коэффициент перепада высот К=1+ΔН/В = 1 + 14,5 / 12 = 2,20

Интегральная оценка категорируемого маршрута Рб=Г х К х А = 2 * 2,20 * 1 = 4,4

Количество баллов КСб=ЛПб+ ППб + Рб = 20 + 24 + 4,4 = 48,4

Количество набранных баллов соответствует второй категории сложности пешеходного маршрута.

Финансовые расходы группы

Дорога туда:

1. Самолет г. Воронеж – г. Симферополь 3000 руб.
  2. Заброска до пос. Соколиное 360 руб.

Дорога обратно:

Автобус г. Алушта – г. Воронеж 3000 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 1500 рублей.

Дополнительные расходы:

Посещение пещеры Красная 500 руб. Покупка сувениров.

Общие расходы на одного участника похода составили около 9000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Вид снаряжения

Вес

горелка covea + топливо

0,6

бензиновая с экраном и стеклотканью

палатка однушка

костровой тросик

солнечная батарея

0,3

Вес общественного снаряжения 14 кг.

Фактический график движения

радиальный выход

г. Южная Демерджи – г. Аленга – ск. Екатерина вторая - «Долина

привидений» - пер. Демерджинское седло

тур. стоянка Андрюшина поляна – пер.

Ангарский – буковая поляна

Облачно дождь

+10 +15 +

Радиальный выход на хр. Чатыр–Дах.

г. Ангар–Бурун – г. Чатыр-Дах.

буковая поляна – сосновая поляна – лавандовое поле – пос. Розовый – р. Улу-Езень – ск. Ай-Йори

7,5

Всего 129 км.

Техническое описание маршрута

Нулевой день (28.09.2018)

Перелёт из г. Воронежа в г. Симферополь. Заброска на старт маршрута. Ночлег (N44°51'29,79" E34°19'42,91") на высоте 432 метра на поляне около ручья КизилКобинка.

Стоимость перелёта с багажом 3000 руб., время перелета 2 часа. Мы быстро и комфортно прилетели в Симферополь, загрузились в заказной микроавтобус и за час добрались до пос. Перевальное. Стоимость 8 местного микроавтобуса составила 1800 руб. В поселке доехали до селения Краснопещерного и поставили лагерь у ручья Кизил Кобинка. Вода в ручье достаточно чистая, но прокипятить нужно. Родник Ан-Чапи не обнаружили.

Отчёт о пешеходном туристском походе 2 категории сложности по Республике Крым в районе Крымских гор

Фото 1. Вид из самолета на г. Воронеж.

Первый день (29.09.2018)

Руч. КизилКобинка – пер. Красная – г. Базар-Оба – г. Юке-Тебе – исток ручья Су-Ат. Ночлег (N44°50'18,51" E34°27'24,40") на высоте 887 метров на поляне около истоков ручья Су-Ат.

Пройдено за день 19 км. Подъем – 1000 м. Спуск – 500 м.

В том числе: каменно-грунтовой дороге 15 км, по туристической тропе 4 км. Грязное ходовое время – 9 часов.

Чистое ходовое время – 8 часов.

Встали в 6 утра, вышли в 8. Ясно, температура + 5 + 20 + 15.

С утра было достаточно прохладно – всего около + 5. Из-за холма постепенно выглядывало солнышко, и температура росла. По каменно-грунтовой дороге мы зашли на территорию парка Викинг долины Кизил-Коба. Вход в парк бесплатный. На его территории находится множество каменных фигур, деревянный парк реконструкции быта древнего человека, пруд и загон для животных.

Прогулявшись по парку начали плавный подъем по тропе вдоль ручья КизилКобинка к водопаду Су-Учхан и пещере Красная. Водопад представляет собой каскад из трех струй, под верхней струей в камнях есть лаз в грот. Вокруг водопада много скал и камней, по которым можно интересно полазить. Далее отправились в пещеру Красная – самая большая пещера Крыма, стоимость посещения 500 руб. с человека за обычную экскурсию. В пещере проводим около часа, длина маршрута около 500 м в одну сторону, множество сталактитов и сталагмитов, есть озера и реки.

Посетив пещеру начали подъем по тур. тропе в густом лесу, крутизна 30-40 градусов. Тропа петляет среди камней и периодически теряется в зарослях. Общее её направление на северо-восток.

Выбираемся выше на пологий подъем крутизной 10-20 градусов в каменно- луговую зону, тут тропа отмечена турами. Выходим на грунтовую дорогу и направляемся к колодцу Аверкиева. Воды в гроте колодца не находим.

Далее движемся по луговой зоне к роднику Вейрат-Чокрак, он оказывается высохшим. Проверяем следующий по пути родник Ярма-Чокрак, он почти сухой, вода протухшая.

Заходим в лесную зону около памятника партизанам. Ищем по пути родник Партизанский-1, он хорошо спрятан в лесу, оч. слабый поток воды, пить можно. Набираем все тары и продолжаем путь.

Проходим партизанскую поляну с живым родником. Идем вдоль ручья Партизанка, постепенно набирая высоту. Выходим к ур. Водопой и у истока ручья Су- Ат ставим лагерь на поляне. Были там к 17 часам. В истоках реки Су-Ат вода пригодна для питья только после кипячения.

Фото 2. У водопада Су-Учхан.

Фото 3. Поднимаемся по крутой тропе к Долгоруковской яйле.

Второй день (30.09.2018)

Исток ручья Су-Ат – тур. стоянка Вост. Суат – хр. Таш-Хабах – г. Стол-гора – хр. Тырке-яйла – пер. Курлюк-Баш-Богаз – Плато Демерджи-яйла – г. Босна – тур.

стоянка Джурла.

Ночлег (N44°45'56,99" E34°24'54,98") на высоте 1073 метра на поляне тур. стоянки Джурла.

Пройдено за день 20 км. Подъем – 1000 м. Спуск – 800 м.

В том числе: каменно-грунтовой дороге 10 км., по тур. тропе 10 км. Грязное ходовое время – 9 часов.

Чистое ходовое время – 8 часов.

Встали в 6, вышли в 8 утра. Ясно, температура +5 + 20 + 15.

От места стоянки прошли не большой холм и вышли к еще одному истоку реки Су-Ат. Ручей течет, но оч. слабо. Вдоль ручья выходим на стоянку Восточный Суат, около неё воды не находим.

Далее начинаем плавный подъем в лесу на хребет Таш-Хабах. Проходим родник Сулух-Оба – он течет и чистый. Из лесной зоны выбираемся к хребту Тырке-яйла и вершине Стол-гора. Оттуда открывается прекрасный вид на лесную долину с морем на горизонте.

По хребту идет отличная грунтовая дорога доступная даже для легкового транспорта. Находим около грунтовки яблони, на одной из них остались вкуснейшие яблочки.

Подходим к перевалу Курлюк-Баш-Богаз (Кара-Оба), неподалеку от него в низине находится родник Курлюк-Су. Спускаемся с перевала по тур. тропе и находим немного тухлый родник, набираю воду, она пригодна для употребления, но только после хорошего кипячения.

От перевала по тур. тропе вдоль обрывов выходим к скалам Тарах-Хая. Красивейшие виды скал и отвесные трёхсотметровые сбросы поражают своей красотой.

В лесу проходим красивый родник Чабан-Чокрак, водичка течет слабо, пригодна для питья. Выходим к тур. стоянке Средняя Джурла, с неё открывается прекрасный вид на округлые скалы и море. Речка Джурла слабенько течет по скальным породам. Далее поднимаемся по крутой тур. тропе на холм выше скал и траверсом подходим к тур. стоянке Джурла с озером. На этой стоянке множество площадок для установки палаток, течет слабенький родник Суат-Чешме образующий озеро. Были там в 17 часов.

Фото 4. На обрывах плато Демерджи-яйла

Фото 5. Подходим к тур. стоянке Джурла.

Третий день (1.10.2018)

Тур. стоянка Джурла – ск. Козырёк – г. Пахкал-Кая – тур. стоянка Андрюшина поляна.

Ночлег (N44°45'30,97" E34°21'48,87") на высоте 781 метр в лесу около родника Верса. Пройдено за день 9 км. Подъем – 500 м. Спуск – 700 м.

В том числе: по туристической тропе 5 км, по каменно-грунтовой дороге 4 км. Грязное ходовое время – 2 часа 30 минут.

Чистое ходовое время – 2 часа 30 минут.

Радиальный выход на г. Южная Демерджи – г. Аленга – ск. Екатерина вторая –

«Долина привидений» – пер. Демерджинское седло. Пройдено за день 11 км. Подъем – 900 м. Спуск – 900 м.

В том числе: по туристической тропе 4 км, по каменно-грунтовой дороге 7 км. Грязное ходовое время – 5 часов 30 минут.

Чистое ходовое время – 5 часов.

Встали в 6 утра, вышли в 8.

Переменная облачность, сильный ветер. Температура +10 +20 + 10.

От места стоянки по грунтовой дороге поднялись к перевалу Демерджинское седло, прячем рюкзаки и отправляемся в радиальный выход. В начале идет плавный подъем по грунтовой дороге до вершины Демерджи, далее дорога спускается к скалам Екатерина вторая (г. Аленга). Со скал открывается замечательный вид на море и город Алушта.

Обходим скалы и по тур. тропе спускаемся ниже, вскоре приходится лезть по камням и обходить обрывы. Выходим к «Солнечной поляне» с множеством красивых округлых скал.

Далее тропа спускается в лесную зону «Долины приведений», на пути крутые скальные выступы и множество корней, крутизна спуска 20-40 градусов. Выходим на более пологий участок и добираемся до грунтовой дороги, вскоре доходим до родника Демерджи, он оч. слабо течет.

От родника начинается подъем по лесной зоне крутизной 20-40 градусов. В начале идем по тропе и выходим на грунтовую дорогу и роднику Юбилейный, он слабо течет, вода чистая.

Грунтовка поднимается на пер. Демерджинское седло, периодически по ней гоняют джипы с отдыхающими. Достаем рюкзаки из кустов и готовимся к выходу, погода портится – налетает сильный ветер и периодически идет дождик.

По тур. тропе, круто петляющей вдоль обрывов, движемся к скале Козырек. Идем по мокрым камням и грунту, тропа петляет траверсом по склону.

К скале Козырек решили не выходить т.к. сильно дул ветер, пошли параллельно обрывам по грунтовке в лесу. Вскоре вышли к пер. Ман и начали спуск вниз. Прошли родник Индек-Чокрак, он течет еле-еле, вода чистая.

Спускаемся по грунтовкам крутизной 20-30 градусов к роднику Верса и Андрюшиной поляне. Родник оказывает еле живым, а поляна свободной, решаем ставить лагерь, были там к 16.

Фото 6. На скалах горы Аленга.

Фото 7. Идет по тур. тропе к горе Козырек.

Четвертый день (2.10.2018)

Тур. стоянка Андрюшина поляна – пер. Ангарский – буковая поляна.

Ночлег (N44°44'36,48" E34°19'43,20") на высоте 997 метров на буковой поляне. Пройдено за день 5 км. Подъем – 400 м. Спуск – 150 м.

В том числе: по туристической тропе 5 км. Грязное ходовое время – 3 часа.

Чистое ходовое время – 3 часа.

Радиальный выход на на хр. Чатыр-Дах. Г. Ангар-Бурун – г. Чатыр-Дах.

Пройдено за день 11 км. Подъем –850 м. Спуск – 850 м.

В том числе: по туристической тропе 9 км, по каменно-грунтовой дороге 2 км. Грязное ходовое время – 4 часа 30 минут.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Облачно, периодически идет дождь. Температура +10 +15 + 10.

От Андрюшиной поляны начинаем плавный спуск по грунтовой дороге к Ангарскому перевалу. Через перевал проходит шоссе М-18, движение интенсивное, ездит много рейсовых автобусов.

Проходим автотрассу и через полузаброшенную территорию метеостанции начинаем подниматься к Буковой поляне. Движемся по грунтовой дороге, которая плавно набирает высоту.

К 10 часам добирается до поляны, проверяем родник Алекси-Голь, который оказывается почти тухлым, воду обязательно надо кипятить. Ставим лагерь и собираемся в радиальный выход на хр. Чатыр-Дах.

Тропа, ведущая на хребет, находится чуть южнее поляны, она слабо заметная и теряется в лесу. Крутизна подъема 20-50 градусов по лесной зоне с камнями. Далее выходим на поляну и по каменистой тропе крутизной 20-30 градусов поднимаемся на хребет Чатыр-Дах. Были там к 12 часам.

По хребту решаем в начале двигаться вдоль обрывов к горе Анга-бурун. Периодически идет дождик и налетают облака, уменьшающие видимость до 20-30 метров. Двигаться вдоль обрывов очень интересно и красиво, встречаются множество скальных валунов и отвесные стенки, уходящие на сотни метров вниз.

На подходе к вершине обнаруживаем остатки старой подъемной конструкции, которая что-то затаскивала по тросу на хребет, еще около неё располагается «Пелелац» (укрытие радиолокатора). Вершина представляет из себя каменный холм на плато с установленным шестом.

Далее отправляемся по плато к горе Эклизи-Бурун. Движемся по не большим холмикам высотой 10-20 метров с мелкими зарослями и камнями. По пути выходим к пещере Ангар-коба в которую получается пролезть. Пещера представляет из себя скальную трещину шириной 50-100 см уходящую под углом 30-60 градусов вниз. У нас получается пройти около 10 метров, далее идет опасный сброс, который лучше проходить по веревке. Позднее выходим еще к одной пещере Хар-коба, она оказывается отвесной ямой, дна не видно.

По плато, вдалеке от нас пробегают дикие олени, они быстро скрывают за скалами

на горизонте. Плато оказывается очень красивым, множество скал, обрывов и диких мест придают атмосферы и загадочности этому месту.

На подходе к вершине Эклизи-Бурун появляется тропа, по ней начинаем подъем крутизной 20-30 градусов. Вершина представляет собой скальный обрыв с памятными табличками и монументами. На верху дует сильный ветер и облака не дают увидеть долину.

Спускаемся с вершины по пути подъема и по тропе выходим к началу спуска с хребта Чатыр-Дах. По пути подъема возвращаемся в лагерь под проливным дождем и сильным ветром. В лагере были к 16:30.

Фото 8. Поднимаемся по таинственному лесу к хребту Чатыр-Даг.

Фото 9. На вершине горы Эклизи-Бурун.

Пятый день (3.10.2018)

Буковая поляна – сосновая поляна – лавандовое поле – пос. Розовый – р. Улу-Езень – ск. Ай-Йори.

Ночлег (N44°40'22,53" E34°20'18,28") на высоте 536 метров в лесу около тур. стоянки Ай-Йори.

Пройдено за день 18 км. Подъем – 800 м. Спуск – 1200 м. В том числе: каменно-грунтовой дороге 18 км.

Грязное ходовое время – 8 часов 30 минут. Чистое ходовое время – 7 часов 30 минут.

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Облачно, сильный ветер, ливневый дождь, ПО, сухо. Температура + 5 + 20 + 10. От Буковой поляны решаем спуститься к роднику Кутузовский (Бурчин-

Чокраклар) т.к. на Буковой поляне родник Алекси-Голь после дождей сильно загрязнился. Движемся по тур. тропе крутизной 20-30 градусов и добираемся до поляны с громадными Секвойями, рядом мощным потоком бьет родник с чистой водичкой. Набираем воду и пережидаем сильный ливень под кронами деревьев.

Далее выходим к Сосновой поляне и проходим родник Батхах, который оказывается сухим. По грунтовой дороге идем траверсом по склону и не доходя поляны Каневиз начинается плавный спуск к Изобильненскому водохранилищу.

Спуск оказывается оч. длительным и изнуряющим, спускаемся с 900 до 150 метров, крутизна 10-30 градусов. По пути находим несколько яблонь и груш с вкуснейшими плодами. Забиваем ими все карманы и продолжаем спуск.

Выходим на пляж, купаемся и обедаем. Вода вроде чистая, но пьем её только прокипятив.

Отдохнув и подкрепившись начинаем подъем по лесной зоне крутизной 20-30 градусов. Проходим сразу после асфальта русло реки Софу-Узень в которой набираем чистую воду. Выше обнаруживаем еще одно русло с отличной водой (N44°41'02,07" E34°19'57,42").

Поднимаемся по красивейшему дубовому, буковому и хвойному лесу, открываются замечательные виды на окрестные горы. Выходим на основную грунтовую дорогу (N44°40'26,37" E34°19'25,62") идущую вдоль хребта.

Выходим к тур. стоянке Ай-Йори, на которой есть старая хибара, отличный родник и купель. Ставим лагерь к 16:30 чуть ниже стоянки в лесу. Рядом располагается вершина Ай-Йори с которой открывается отличный вид на море, долину и город Алушта.

Фото 8. Мокнем под дождем на спуске к Изобильненскому водохранилищу.

Фото 9. Поднимаемся с тур. стоянке Ай-Йори.

Шестой день (4.10.2018)

Ск. Ай-Йори – ск. Серауо – хр. Урага – род. Толма – нижняя Артековская поляна. Ночлег (N44°35'38,36" E34°15'00,99") на высоте 1270 метров на нижней Артековской поляне.

Пройдено за день 19 км. Подъем – 1300 м. Спуск – 700 м. В том числе: по каменно-грунтовой дороге 19 км.

Грязное ходовое время – 8 часов. Чистое ходовое время – 7 часов.

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Облачно, сильный ветер, периодический дождь. Температура +10 +15 + 5.

От тур. стоянки Ай-Йори по каменно-грунтовой дороге движемся траверсом вдоль хребта Бабуган-Ярла. Проходим полуразрушенный деревянный мостик (N44°39'47,05" E34°20'19,67").

Чуть дальше начинаем подъем по тур. тропе крутизной 20-40 градусов. По пути проверяем родники Сассахина-Чешме и Верхний Сассахина-Чешме, они оказываются сухими. Далее подъем становиться более пологим 10-20 градусов и выходит опять на траверс хребта. Следующий по пути родник Талма тоже сухой. Далее выходим к сети водозабора родников Ай-Йори, они все оказываются закрыты в трубы и только в одном месте бьет не большой открытый фонтан.

Немного сбросив высоту выходим к искусственному озеру Бирюзовое, оно является водосборником горных родников. Вокруг озера множество тур. стоянок и оч. красивые виды на скалы и лес.

Проходим кордон Миндальный, который практически заброшен. От него начинается плавный подъем крутизной 10-20 градусов в красивейшем дубовом и сосновом лесу.

По верхам деревьев проносятся оч. мощные порывы ледяного ветра, температура опускается до + 5, периодически идет не большой дождик. Погода сильно портится, мы сомневаемся в реальности радиального выхода на Гурзувский хребет на след день.

Поднимаемся до Нижней Артековской поляны и выходим к роднику Осман-Кош- Чокрак, он оказывается маленьким искусственным озерцом – поилкой для животных. Вода пригодна для использования только после кипячения.

Ставим лагерь выше родника укрывшись от ветра в небольшой низине под деревьями. Погода окончательно портится, дует сильнейший ветер, температура падает до нуля, идет дождь вперемешку с небольшими снежинками. Были на месте к 16 часам. С сумерками вокруг лагеря начинает кто-то ходить, дико выть и реветь. Мы решаем сходить на разведку с фонарями, но некого не обнаруживаем. Дикий рев животного продолжается, возникают мысли о кабанах, лосях и даже медведе. Решаем убрать всю еду из лагеря и повесить её на дереве в сотне метров. Далее возникает идея построить баррикады вокруг палаток и жечь костер всю ночь. Из валяющихся веток и стволов сооружаем ограждения и жжём мощный костер. Подбрасываем новые паленья

каждый 2-3 часа. Рёв и вой животных продолжается и не дает расслабится и поспать.

Фото 10. Поднимаемся к Артековской поляне.

Фото 11. Вид на море с Верхней Артековской поляны.

Седьмой день (5.10.2018)

Радиальный выход на Гурзувский хребет. пер. Гурзувское седло – беседка ветров. Пройдено за день 7 км. Подъем – 400 м. Спуск – 400 м.

В том числе: по каменно-грунтовой дороге 7 км. Грязное ходовое время – 4 часа.

Чистое ходовое время – 4 часа.

Нижняя Артековская поляна – ск. Серый Камень – пос. Краснокаменка. Пройдено за день 10 км. Подъем – 100 м. Спуск – 1200 м.

В том числе: по каменно-грунтовой дороге 10 км. Грязное ходовое время – 2 часа.

Чистое ходовое время – 2 часа.

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Ясно, ветрено. Температура 0 + 10 + 15.

Утром на удивление распогодилось – не облачка, но холодно, на деревьях был иней. Вокруг лагеря до сих пор кто-то ревёт. Идем на разведку, но животные убегают и не показываются.

Завтракаем, собираем лагерь и готовимся к радиальному выходу на Гурзувский хребет. Вещи прячем под стволами деревьев и закидываем ветками, чтобы животные не погрызли.

Поднимаемся по грунтовой дороге к перевалу Гурзуфское седло и впереди слышим знакомый рёв. Бежим проверять кто это и оказывается, что вдалеке на противоположном склоне ревут самцы оленей на самок. Мы облегченно вздохнули, хорошо, что это оказались не кабаны или медведь.

От перевала поднимаемся южнее на хребет к беседке ветров. Рядом проходит объездная дорога Крымского природного заповедника. Нахождение, на территории которого запрещено, поэтому мы двигаемся в обход дороги и осматриваемся по сторонам. Гуляем по склонам и любуемся видами гор и моря, вокруг бегают олени и ревут друг на друга. На обратном пути увидели группу туристов, видимо тоже решивших погулять по закрытой территории заповедника вне сезона, в будни и с утра.

Возвращаемся к рюкзакам (были там к 12 часам.), собираемся и начинаем спуск в пос. Краснокаменка. Решаем по пути проверить родник N44°35'15,83" E34°15'04,95", не находим его. Крутизна спуска 20-30 градусов по каменно-грунтовой дороге. Проходим множество громадных сосен шириной более метра.

Выходим к населенному пункту и трассе к 14 часам. На троллейбусе добираемся до г. Алушта и оттуда покупаем билеты на прямой автобус до г. Воронеж за 3000 руб.

Фото 12. Красочный рассвет.

Фото 13. Вид с Гурзуфского хребта на беседку ветров.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

Отлично сходили пеший поход по осеннему Крыму. Погуляли там всего недельку, а впечатлений как от 12-14 дней путешествия - настолько был насыщенный маршрут. Каждый день мы лазили по горам, гуляли по лесам и любовались видами Черного моря с высоты.

Погода была по настоящему осенней, днем около + 15-20, ночью + 5-10, а на высотах более 1000 метров ночью даже были заморозки.

Маршрут проходил по территории двух заповедников Ялтинского и Крымского. Перед выездом я узнавал можно ли посещать их территорию. Оказалось, что Ялтинский разрешен для посещения и покупать билеты не нужно, но при выходе с территории заповедника в пос. Краснокаменка мы обнаружили табличку с категорическим запретом на проход. Крымский заповедник запрещен и посещению и поэтому было решено погулять там только радиально, с утра и в будничный день.

Проблем с личным и групповым снаряжением не было.

Красоты осеннего Крыма потрясающи, при это не жарко и практически не хочется пить. Единственная сложность заключается в пересыхающих родниках, но у нас на маршруте была вода 1-2 раза в день.

Отчет составили Остапенко С.Ю.