Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 572 0

29 апреля – 8 мая 2006 года

Руководитель: Мария Федорова (Санкт-Петербург)

Авторы: Мария и Николай Федоровы, клуб «Мумми-тролли» (Санкт-Петербург)

  • Нас стало больше - мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки
  • Отчет о водном маршруте III к.с. в Карелии (Колас, Лоймола, Уксун), 1-11 мая 2008
  • Отчет о водном походе II к.с. в Северной Карелии по озеру Тикшеозеро, реке Винча, озерам Пудос и Нотозеро, 26 июля - 5 августа 2007
  • Отчет о водном туристском путешествии III к.с. в районе Кольского полуострова по рекам Пусйоки, Конья, Печа
  • Отчет о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка, 1-11 мая 2009
  • Экспериментальный сплав на надувных рыбацких лодках по реке Уксунйоки, или Самоходные бассейны в действии

Состав группы:

Руководитель и медсестра – Мумми-мама }катамаран 2
Завхоз и боцман – Мумми-папа
Капитан катамарана 6 – Берк 
Оператор – Ёж
Матросы катамарана 6: Тюленька, Наташа, Алёна
Главный пассажир – кот Микеш (в маршрутной книжке заявлен не был)
Экипаж второго катамарана 2: Маша и Максим

Раскладка и аптечка

Мы в этот раз сушили мясо и сухари, чтобы не нести тушёнку и хлеб. Жиры восполняли салом. Как обычно по утрам подкреплялись сублимированной картошечкой, а в обед пили чай из термосов с бутербродами. Ужин был плотным. В итоге, от голода никто не страдал, но все заметно похудели, особенно Микеш, который от волнения очень плохо ел.

Что касается состава нашей аптечки, читайте его на сайте www.moomin.nm.ru в разделе Экипировка.

Снаряжение общественное и личное

Катамаран "Светофор" и катамаран "Крокодил" - двушки производства qrshop. Баллоны полиамидные. Если покупаете у них каты, очень внимательно проверяйте баллоны – мы не первые, у кого были проблемы. В остальном лодки очень удачные по геометрии.

Катамаран "Пингвин" - 6 мест + 2 пассажира. На озёрах и морях ставятся паруса. Произведён по спецзаказу в фирме "Корвет" в Казани. Баллоны из прорезиненного капрона с продольной внутренней перегородкой. Рама сборная, самодельная. Шёл 2 препятствия 5 к. с. без проблем.

Вёсла 2-х видов (на вёсла приматывали скотчем пластиковые бутылки):

1 - лопасти пластиковые из г. Бийска увеличенные, дюралевая труба и пластиковая ручка – тяжеловаты. 2 - лопасти текстолитовые из г. Жуковский (были даны на обкатку), дюралевая труба и пластиковая ручка – очень удобные и лёгкие, фактически не оббиваются.

У 4 членов группы – гидрашки, у остальных неопреновые носки и шорты.

В основном: каски хоккейные, гермы - прорезиненные мешки 140 л, жилеты не надувные. Защитки - наколенники/налокотники у некоторых членов группы. Обувь – кеды либо сёрферские тапочки.

3 термоса и 2 морковки, 1 основная верёвка (она же дополнительная морковка, т. к. не тонет).

Переноска для кота (вещь лишняя, т. к. он предпочитал обходиться без неё).

В остальном всё как у всех.

29 апреля - Заброска

Поезд №350 на Костомукшу с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга в 16:11. Прибытие на ст. Маткаселькя в 23:18.

Коту Микешу тоже купили билет (по его паспорту и справке из ветстанции). Билет был в 2 раза больше хозяйского, и в нём было написано "живность".

В поезде проблем с пограничниками у нас не было, так как Мумми-мама предъявила маршрутную книжку с круглой печатью на обложке, которую мы получили у председателя питерского турклуба Муравьёва и подарила им список группы на стандартном бланке всё с той же печатью. Молодой лейтенант чуть не прослезился и долго благодарил за столь ответственный подход. Мы, наверное, ненароком устроили немалую подставу остальным туристам.

В Маткаселькя Мумми-мама держала папку с документами наготове, но пограничников мы не встретили.

Дальше мы двигались по ж/д до развилки вперёд по ходу поезда, а затем по ветке, уходящей вправо, до пересечения с дорогой. По дороге снова направо до моста. По лоции 2004 года это целых 4 км. И хотя рюкзаки у нас были очень тяжёлыми, так как мужчины в нашей группе были в меньшинстве, любой из нас скажет, что от станции до моста не больше 2,5 км.

Существует два варианта ночёвки:

1 – не доходя до моста, свернуть направо в лес по остаткам лесовозной дороги и сломать там ноги в буреломе в темноте – поляна, впрочем, там неплохая.

2 – перейти через мост и свернуть вправо на первое же место повыше – стапелиться в 300 метрах дальше по дороге у здания ГЭС.

Описание маршрута

Мы прошли Тохмайоки за 3 дня, включая стапель, то есть непосредственно сплав занял 2,5 дня. Это достаточно напряжённый график движения, не позволяющий устраивать длительные покатушки на отдельных препятствиях. Советую закладывать на Тохму 3 полных дня + время на стапель и антистапель, если вы не маньяки.

Мы пользовались лоцией Трускова 2004 года, который внёс исправления в лоцию Бекетова и картой-пятьсотметровкой с уже отмеченными препятствиями. Лоция неплохая, но содержит некоторые ошибки в определении расстояний между препятствиями и требует некоторых дополнений и уточнений в связи с изменениями, произошедшими на реке.

На карте препятствия отмечены грамотно, но нужно обязательно добавить препятствие №33 в 100 м перед плотиной №34, так как этот водопад в 2-х протоках высотой около 4 метров. Чалка прямо на остров, разделяющий протоки, обнос или выставление страховки тоже с этого островка.

В остальном всем рекомендую пользоваться этой удобнейшей картой.

30 апреля

Пп. №1-2 – шиверы, одна под авто, другая под ж/д мостом не представляют интереса и мало кем ходятся, так как стапелиться удобно уже за ними у здания ГЭС.

П. №3 – плотина – проход возможен по среднему сливу, если предварительно подойти к островку ниже плотины и забраться по нему к сливу. Там же удобно поставить страховку. Мы спустили катамараны у здания ГЭС и пожертвовали плотиной в пользу мраморных карьеров (времени было уже немало, так как стапель затянулся – попробуйте-ка соберите 6 местный самодельный кат).

До заливчика, уходящего влево, из которого и начинается путь на карьер по грунтовке (10 минут ходу и наверх через холм направо) – 3,5 км. Где-то за 1 км перед заливчиком ещё один ж/д мост (через него идёт ветка на карьер). На протяжении этих 3,5 км несколько мало заметных шивер (пп. №4-7).

В карьере больше всего поражает мраморное озерцо.

От заливчика до автомоста в Рускеале не больше 3 км (пп. №8-10, про них тоже нечего сказать).

Под мостом в Рускеале п. №11 – небольшой порожек, после которого расширение вправо и затем поворот влево, сразу после него реку перегораживают трубы. Трубы одним концом (слева) уже касаются воды, а справа даже по не очень высокой воде до них остаётся расстояние чуть больше метра, резко сокращающееся к середине реки. При этом течение после порожка под мостом не замедляется. Мумми-тролли с трудом протиснули свою двушку, проехавшись по кустам, свисающим с отвесной стены правого берега. Шедшие за ними Маша с Максимом не вписались в воротца, и Максу пришлось выпрыгнуть на трубу. Маша вместе с катом тут же полетела в воду. Впрочем, ребята сами добрались до левого берега, где гружёный кат был перевёрнут в нормальное положение усилиями Макса и Мумми-мамы. Шестёрку успели вовремя предупредить (она у нас 2,5 м в ширину, так как предназначается для постановки под парус) – и ребята совершили очень неудобный, но короткий обнос по кустам левого берега.

Буквально через 300 метров – п.№12 – на него стоит обратить внимание. Чалка по правому берегу прямо перед препятствием, в глубине круглого улова. Осмотр тоже по правому берегу – довольно удобный. Проходить следует по центральному сливу (всего три протоки). Сразу после препятствия спокойная вода. На левом берегу маленький домик.

Мы прошли это препятствие всеми тремя экипажами с вещами, выставив оператора и ссадив на всякий пожарный кота и гитару. Сложным оно нам не показалось.

До п. №16, печально известного гибелью матроса катамарана 4 пару лет назад, около 4,5 км по плёсам, слегка разбавленным тремя перекатами (пп. 13 – 15). Ориентиром препятствия служит дом на очень высоком левом берегу. Зачалиться можно по левому берегу и там же осмотреть препятствие, начинающееся за поворотом вправо. Перед порогом стоит памятник погибшему. В лоции предлагают чалиться по правому берегу – мы там мест для чалки не обнаружили (правда, сказать честно, не очень-то и искали). В нашем случае на левом берегу стапелилась огромная группа из катов и байд, и мы решили идти порог с ходу. Порог состоит из хорошего слива на повороте вправо и прижима к острову, от которого стоит очень активно выгребаться влево, стараясь не наткнуться на какой-то мелкий островочек, торчащий слева. На заходе нужно держаться по центру.

В итоге у нас с порогом проблем не возникло, его пережил даже кот, но проходить его без осмотра и страховки я не советую, так как линия движения с воды не просматривается, да и общее падение воды в пороге не меньше 3 м.

Пп. №17 – 19 особенно замечены нами не были.

До препятствия №20 от п. №16 – не больше 3 км. Тут река делится на две очевидных протоки (а затем делится ещё раз – всего получается 3). В правой протоке есть неплохая стоянка, также есть стоянка на острове, разделяющем правую и левую протоки. В правой протоке мы и заночевали, предварительно поздоровавшись с группой Миши Виноградова (член водной комиссии города Питера). Вечером мы сходили полюбоваться на так называемое "Очарование" - водопад в 3-х протоках высотой 4 метра. На обратном пути встретили Сергея Григорьевича Тихомирова (председатель водной комиссии города Питера), который на следующее утро не поленился добраться до нас, дать нам пару полезных советов и угостить "Наполеоном" в честь 1 мая. В общем, можно сказать, перед водной комиссией отчитывались прямо по ходу движения.

1 мая

Проходить пп. №20 и 21 нужно по левой протоке. Препятствие №20 – это очень бодрый порог со сливом и резким поворотом влево. Слив идётся слева, следовательно вписаться в поворот становиться ещё сложнее. Порог мы проходили всеми тремя судами сходу без осмотра. Больше всех пострадал кот Микеш – его окатило немаленьким валом, хотя он и сидел высоко на гермах.

За п.№20 – круглое озерцо метров в 100 и за поворотом влево – ходимая часть "Очарования". Слив делится на две части огромным камнем, который уменьшает количество воды в левой протоке и задаёт сливу чёткое направление. Сложен заход, так как у самого камня нужно резко уйти влево, чтобы не изобразить из себя Медного всадника верхом на скале, что и было сделано бойцами из Мишиной группы. Кат, изобразивший всадника, шёл с пассажиром – им был каякер Паша. Как потом рассказывала Тюленька, каякер, поняв, что дело плохо, с удовольствием прыгнул в озерцо под водопадом, а бойцы за раму стащили кат вниз, прогулявшись по камню. Мумми-мама с Мумми-папой в это время плавали туда-обратно в озерце за поворотом и никак не могли понять, почему же им так усердно машут руками, давая знак подождать. Наконец-то, отмашка была дана, Мумми-тролли довольно лихо зарулили на слив и благополучно скатились в озерцо, где их страховал Миша и его группа, за что им большое спасибо. Следующими прошли водопад Маша с Максимом. Они зашли не очень ровно, и их сильно прижало к камням слева, но кат удержался на ровном киле. Последними шли на мумми-тролльской двушке Берк с Тюленькой. Они заходили с островка справа и слились довольно удачно.

Основным приключением стал обнос шестёрки через скалу левого берега. Её пришлось спускать оттуда на верёвке.

Водопад этот с вещами ходить глупо – обнос через скалу по левому берегу.

Сразу за водопадом автомост, от которого до 7метровой плотины (п. №24) всего около 1 км. Пп. №22 – 23 мы не заметили. Перед 7метровой плотиной нужно чалиться активно – лучше по правому берегу, так как по левому в 10 метрах от плотины можно не успеть. Обнос по левому берегу. Через плотину ведёт удобный бетонный мостик.

Сразу за плотиной небольшое расширение, заканчивающееся узостью в скалах с быстрым течением.

Пп. № 25 – 28 – шиверы, нами толком незамеченные, кроме последней, но и она несложная (на карте она отмечена угрожающим количеством палочек и надписью "пороги") в 2,5 км от п. №29 (в районе этого препятствия проходит ЛЭП). До этой шиверы от плотины грёбать долго – 7 км.

Кроме завалов, по дороге встречаются переправы. Это не провода, можете спокойно под ними протискиваться (они очень низко над водой).

На п. №29 стоит обратить внимание – это разгонная шивера с тремя ступенями слива, затем маленький плёсик и правый поворот, за ним почти отвесный слив в 2,5 м с прижимом к бетонной стене слева, из которой торчит двутавровая балка. Слив стоит идти справа, но у нас 2 из трёх экипажей не вписались и слились слева, при чём шестёрка проехалась левым бортом по стене, порезав герму. За сливом расширение и спокойная вода, в конце расширения ещё одна переправа.

Можно осматривать это препятствие по правому берегу, пройдя заходную шиверу.

На ночёвку мы встали на правом берегу около переправы, всю ночь бесчинствовали бобры – они нагло плюхались в воду, создавая страшный грохот.

2 мая

С утра разминка в виде плёса длиной в 7 км до автомоста перед Рюттю, а затем ещё чуть больше 2 км до п. №30 – разрушенная плотина в Рюттю. Прохода под автомостом уже нет – там огромный завал, который можно обнести по левому берегу, причалив к правому и пройдя по мосту.

П. №30 – разгонная шивера с прижимом вправо к остаткам моста, поворот и прижим влево, но слив (2 м.) за поворотом лучше пройти справа, так как слева бочка неплохо держит. Мумми-тролльскую двушку она слегка жеванула, вторая двушка прошла правее без проблем, а гружёная шестёрка колбасилась в бочке правым бортом минут 5, при чём правый борт, состоявший на тот момент из неопытных Ёжа и Алёнки, сидел без вёсел. Вёсла были выловлены двушкой Макса и Маши. Макс уже бежал с верёвкой по левому берегу, Мумми-тролли, отфотав это безобразие, пробирались поперёк струи между какими-то кустами на помощь, но тут бочка сжалилась и выплюнула кат с перепуганным мокрым котом Микешом и страшно ругающейся Тюленькой, прошедшей через всё это пассажиром (она до этого уступила Ёжу весло, чтобы та тоже погребла).

В общем, порог этот неплохо осмотреть и подстраховать.

За порогом через 200 м ж/д мост, затем через 1 км автомост в Рюттю, после него 2,5 км до п. №31 – длинная шивера с поворотами и прижимами, в конце маленький, очень гладкий сливчик (меньше 1 метра).

Через 400 м справа приток Хейноя, после которого остаётся 1,5 км до п. №32. Непосредственно перед ним ещё одна переправа. Сразу за сливом (после поворота влево) видны провода ЛЭП. За сливом выходная шивера 200 м. Слив достаточно отвесен, метра 2 в высоту, бочка при неудачном заходе может создать проблемы. Идти нужно в левую протоку прижимаясь вправо.

Здесь мы выставили оператора на камень левого берега и страховку на выступающем мысе в конце шиверы. Все три экипажа прошли порог успешно, Микеш любовался на хозяев с берега.

"Несложного порога", означенного в лоции под №33, мы не обнаружили. Хорошо не промахнулись и не пошли сходу следующее препятствие, на карте ОНО тоже не обозначено. Мы его решили считать п. №33. Это тот самый 4хметровый водопад в двух протоках. Чалка и обнос по острову. Проход по основной левой протоке. До водопада от п. №32 7 км, примерно посередине автомост, через 1,5 км провода ЛЭП, от которых до п. №33 чуть больше 2х км.

На водопаде снова встретили Мишину группу, они нас снова подстраховали. Водопад состоит из двух ступеней: первая - 2,5 м, вторая после площадки с бочкой, заставляющей кат развернуться – 1,5 м. Заходить нужно чётко по гладкому языку, а потом крепко держаться в упорах. Мумми-папа, не удержавшись в них, обнялся с баллоном, кат влетел в скалу левого берега, Мумми-маме удалось развернуть кат кормой к сливу второй ступени и тем самым избегнуть оверкиля. Затем Мумми-мама повторила прохождение, теперь уже с Максимом на его двушке. Ошибки были учтены, и прохождение обошлось без балета.

Шестёрку обнесли по скалистому острову и пошли смотреть 4хметровую плотину, п. №34 – через 100 м плёса. Чалка перед ней по правому берегу, обнос по глине. На прохождение этого мощнейшего препятствия с неимоверной бочкой сил уже не было. Зашли за плотину 500 м и встали на ночь на мыске, чтобы утром выбраться по крутой тропе через скалы правого берега в Мюллюкюлю, откуда нас забирал наш замечательный карельский помощник Саша, чтобы везти на Уксунйоки.

3 мая

Антистапель, переезд на Уксунйоки к мосту перед пор. Мостовой 2, стапель. Мумми-троллям пришлось клеить травившие баллоны – брак производителя ( qrshop ), однако, как мы их не клеили, открылись новые дырки, пришлось идти Уксун, подкачиваясь каждые 2 часа.

4 мая

Лоцию по Уксуну Мумми-мама благополучно забыла дома, поэтому Мостовой ( п. №21 ) для приличия даже осмотрели, ну и пошли с вещами, облив в очередной раз Микеша, так как шестёрка умудрилась развернуться в бочке. Мумми-тролли тоже отличились: старательно уходя от левого прижима, мы где-то разыскали правый прижим и проехались по кустам – вот что значит бессонная ночь (бобры спать не давали – бултыхались в воду каждые 2 минуты).

Пп. 22 – 25 ничего интересного собой не являют, только слегка скрашивают 15 км пути до Блюдца ( п. №26 ) – шиверы и порожки 1 – 2 к. с., но течение не слишком медленное. Ориентир Блюдца – разрушенный мост и остатки дороги. Блюдце мы шли сходу без проблем, даже Микеша не облили. Это невысокий пологий слив и приятная бочка, крутанувшая Мумми-троллей из-за спустивших баллонов.

В 5 км за Блюдцем – сужение в скалах и за ним круглый разлив. К нему выходят 4 озера – по 2 с каждой стороны. Там мы встали на ночь и открыли купальный сезон уже без неопрена в одном из озёр.

5 мая

Плёс до Лососёвой шиверы (длинная и очень мощная - п. № 27) 6 км. Перед ней мы поменялись гребцами: на Мумми-тролльской двушке шли Мумми-мама и Наташа, на шестёрке за капитана сел Мумми-папа, Берк отдыхал на палубе. Этим составом все три ката легко и непринуждённо проскочили шиверу, все получили массу удовольствия, кроме Микеша, разумеется.

До первого падуна (п. № 28, он же Розовый слон) 2,5 км гребли, его слышно за 2 поворота. Чалка по правому берегу, осмотр, выставление страховки и обнос там же. Падун в двух рукавах, интереснее идти левый, хотя и сложнее. Правый слив бывает забит деревьями и другими подобными неприятностями. В левом сливе важен заход, так как бочка и киляет и держит. Первый раз экипаж Мумми-троллей шёл правее в левом сливе на кате Маши и Макса, так как наши баллоны были уже просто неприличны. Когда кат уткнулся в бочку, у Мумми-папы порвало упоры, и он, описав красивейшую дугу, нырнул в воду далеко за бочкой. Кат тут же встал на 1 борт, прижимая Мумми-маму к скале острова справа. Поставить его на ровный киль Мумми-маме уже не удалось.

Ребята (Макс с Машей) учли ошибки и прошли Слона чуть левее вполне ровно. Мумми-тролли ещё раз попытали счастья, на этот раз удачно. Всё это время нас страховали владимирцы на кате 4, за что им большое спасибо. Потом в слив отправилась наша шестёрка, в бочке с неё смыло первый номер левого борта Наташу, которую капитан Берк тут же забрал обратно на борт.

Через 100 м озерца – второй падун (п. № 29, он же Мельница). Чалка по правому берегу. Проход по языку в центре слива. Бочка даже при ровном заходе ощущается. У нас в ней поджевало не очень ровно зашедшую шестёрку, и снова смыло Наташу. Но самое интересное было, когда Алёнке разрешили пройти на двушке с Максимом: Алёнку смыло и протащило под водой метров 15, а Макс с трудом удержал кат на ровном киле, оставшись на нём с одним веслом. Страховка в виде Тюленьки и Берка сработала незамедлительно.

На Мельнице мы встретили и страховали 4 отважных петрозаводчан на ПСН-10, которые проходили в этом бассейне падуны.

До третьего падуна (п. № 30, он же Каньон или Труба) – 3 км плёса. Чалка и осмотр по правому берегу. Падун в двух протоках с заходной шиверой. В правой протоке она перегорожена деревьями. Ходится левая протока с прямым сливом, не требующим манёвра. Бочка на вид устрашающая, но не держит, хотя обливает с головой. Перед Каньоном встали на ночёвку.

6 мая

С утреца прыгнули Каньон всеми тремя катами легко и непринуждённо, хотя шестёрка шла с Ёжом вместо основного первого номера правого борта Тюленьки. Микешом и вещами Каньон обнесли.

До последнего четвёртого падуна (п. № 31, он же Храмина) всего 2,5 км гребли, при том разбавленной выходной шиверкой Каньона. Обнос Храмины долог – 800 м по правому берегу. Чалка перед заходной шиверой по правому берегу. Проход слева. Сразу за Храминой длинная выходная шивера (2 км, п. № 32). Попасть в неё нежелательно, зачалиться или выловить самосплавщиков крайне трудно. У нас травили баллоны на одном кате, а от шестёрки толку при страховке нет, она мало маневренна. Пришлось Храмину обнести. Обнос был компенсирован шиверой – она очень приятная, широкая, без прижимов, но с приличными валами. Можно плыть, болтать и радоваться жизни.

До следующей мало заметной шиверки (п. №33) – 1,5 км плёса, прямо над ней очень удобная стоянка, где можно переночевать

7 мая - Выброска

На утро мы вышли на дорогу и дотопали 3 км до шоссе.

Есть другой вариант – ночевать в районе Храмины. С утра доходить последние 5-6 км и выбрасываться на полянке правого берега (оттуда 100 м до автобусной остановки на шоссе) после последней шиверы (п. №34), но до моста, под которым пятый падун (п. №35) с кучей арматуры в нём. Его не ходят.

Поезд из Питкяранты №953 АД в 17:30. Билеты нужно покупать заранее. Ходит всего один вагон. Поезд идёт через Лодейное поле, откуда можно уехать в Петрозаводск или в Москву. В Питер поезд прибывает в 7:20 утра на Ладожский вокзал.

В Лодейном поле поезд стоит 4 часа, можно пойти на р. Свирь, прогуляться по местной аллее славы – очень ухоженное и приятное место.

Итого:

Покатались мы неслабо – прошли как минимум 4 препятствия 5 к. с. и столько же 4 к. с. Препятствий 3 к. с. на Уксунйоки мы нашли всего 4 штуки, а на Тохмайоки – 3 (ну максимум тоже 4). Так что это довольно сомнительная и уж абсолютно не байдарочная тройка. Не даром за связку Тохма – Уксун - Коллас (там есть грандиозный каньон) можно и 4 к. с. при умении заработать.

Большое спасибо

Саше за автоподдержку
Сергею Григорьевичу Тихомирову за моральную поддержку и вкусный торт
Мише Виноградову и его группе за страховку
Ребятам из Владимира за компанию и страховку на Розовом Слоне
Отдельная благодарность нашему коту Микешу за его хорошее поведение!
Мы обещаем, что в походы выше 3 к. с. мы не потащим бедное животное.
До новых встреч на новых реках!

До новых встреч на новых реках!

Отчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – УксунйокиОтчёт о походе 3 к. с. по связке Тохмайоки – Уксунйоки   

 Мумми-мама, 11. 05. 2006

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию