25 сентября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Камчатский
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: VI

ОТЧЁТ

совершенного группой Камчатского клуба туристов имени Глеба Травина в период с 28 марта по 26 апреля 2016 года.

Маршрутная книжка № Р16/2-602
Руководитель группы Лангбурд Константин АбрамовичОтчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,
Петропавловск-Камчатский
Тел. +7 (4152) 227512
e-mail: traverstour@yandex.ru

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Потенциально опасные участки маршрута.
  9. Перечень наиболее интересных природных объектов и явлений на маршруте.
  10. Дополнительные сведения о походе.
  11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Камчатская краевая общественная организация «Камчатский клуб туристов имени Глеба Травина»,
683031, г. Петропавловск - Камчатский, ул. Бохняка, д. 10, оф. 1а
тел./факс 8 (4152) 22-75-12,
e-mail: travers@mail.iks.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, Камчатский край, Корякский округ, Тигильский район, Срединный хребет.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

26 дней

28 марта -
26 апреля 2016г.

1.4. Подробная нитка маршрута.

г. Петропавловск-Камчатский - с. Анавгай - с.Тигиль - р.Анчиваям - ледн.Слюнина - пер.Кевенэйтунуп (2000, 1А) - ледн. Лелякина - ледн.Хувхойтун - влк.Хувхойтун (всх.2618, 2А) - ледн. Снежный - пер.Крутой (1500, 2А) - ледн.Гречишкина - ледн.Кевенэй - пер.Кевенэй (1400, 1Б) - ледн. Нижн. Каньон - пер. Каньон (1300, 1А) - ледн.Верхн.каньон - пер.Спокойный (1900, 1А) -ледн.Начикинский - г.Острая (всх.2552, 2А) - траверс восточных склонов г.Острая (1А) - пер.Хайлюлинский (1600, 1А) - р.Хайлюля - пер.Сложный (1000, 1Б) - р.Лев.Хайлюля - пер.Скрытый (1300, 1А) - р. Ср.Иэтваям - р. Иэтваям - р.Сановаям - Русаковские г.и. - р.Сановаям - пер.Ближний (только подъем, 1300, 1А) - хр. Каюритан - пер. Каюританский (1650, 2А) - р. Тотоланваям - р.Марьяваям - пер.Корковаямский (650, 1А) - р.Корковаям - р.Палана - Паланские г.и. - р.Палана - оз.Паланское - р.Иотчеген - пер Пупуваямский (400, н/к) - р. Пупуваям - р.Палана - пос.Палана .

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных), м

Характеристика препятствия (наименование, характер, высота, новизна, и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

вулкан Хувхойтун

подъем – 2500 м

Высота 2618 м.
Подъем с высоты 1700 м на леднике Хувхойтун.
Западный гребень каменистый, местами фирн, лед.

Подъем с западной стороны по гребню, снег плотный, фирн, скалы, 2 участка ледовых на высоте 2545. Крутизна до 60°. На вершине узкий гребень, снежно-ледовый

перевал Крутой

длина взлета 150 м

Первопрохождение.
На водоразделе между ледником Снежный и ледником Гречишкина. Высота - 1500 м.
Со стороны ледника Снежный крутые скальные, ледовые сбросы. Крутизна 60º.

Подъем 1 го участка по скалам с нижней страховкой, затем он по льду, фирну выходит в кошках на перевал. Нижняя ступень 40º, верхняя 60°. Груз втягивали верев кой в 2 этажа. Всего на подъем на перевал затратили 4,5 часа. Перепад высот 100м. Длина взлета 150 м.

перевал Кевенэй

длина подъема - 200 м

Первопрохождение.
На водоразделе между ледником Кэвэней и ледником Н.Каньон. Высота 1400 м. Плотный снег, наст, фирн.

Первопрохождение перевала без лыж в кошках. Крутизна взлета 150 м до 40º.

гора Острая

длина подъема - 3000 м

Высота 2552 м.
Подъем с высоты 2119 на восточном склоне.

Подъем по восточному гребню до высоты 2300 м на лыжах. Затем без лыж, на кошках подъем по льду, фирну на верхнюю часть гребня. Проход по гребню вправо на север и снова вверх, в лоб до очень крутых выступов до 60-70°. Страховка верев кой, навешивание перил.

траверс восточных склонов г.Острой

длина траверса
5 км

Первопрохождение.
Высота средняя 1850 м. Пересечение снежников с ветро выми застругами, восточнее греб ней г.Острой, крутой спуск на ледник в верховьях р.Малая Жиловая.

Траверс проходит на лыжах по плотному снегу, в конце траверс крутой до 40° спуск 200 м на кошках по фирну, местами под снегом - лед.

перевал Сложный

длина подъема – 200 м      спуска - 300  м

Первопрохождение.
На водоразделе между левым притоком р.Хайлюля и р.Хайлюля. Высота 1000 м.

Путь к подъему на перевал преграждает бурный с крутым берегами ручей. Обошли слева, нашли пологий переход одного левого истока, а затем и другого правого. Подъем вверх без лыж 1час, спуск по каньону в кошках
1,5 часа по плотному снегу.

Перевал Ближний

длина подъема – 300 м      траверс - 500 м,
взлет -
200 м

Первопрохождение.
На Каюританском хребте, высота 1300 м.
Спуск в р.Хухлотваям не производился.

Вверх по ущелью лев.притока р. Сановаям 1 час. Без лыж 850 ступеней вверх, затем траверс в цирк 30 мин. Снег свежий 20 см на твердом основании. Из цирка подъем в кошках 1 час. Крутизна до 50° под снегом скользкий ветровой наст.    Спуск в р.Хухловаям просматривался,крутизна склона 40

Перевал Каюританский

длина подход 5 км, подъм 200 м, спуска 8,5 км

Первопрохождение.
На Срединном хребте. Слева от перевала вершина 1851.м. Высота 1650 м.

Подход к взлету 1 час на лыжах траверсом. В кошках подъем на перевал - 100 м - 1 час. Далее спуск на лыжах 3,5 часа до обеда. Далее спуск по крутому склону в кошках 250 м 1 час и далее на лыжах в долину р. Тотоланваям 3,5 часа. Снег не глубокий.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф.И.О.

1958

ремонтник

г. Петропавловск-Камчатский,

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Камчатский клуб туристов имени Глеба Травина
по адресу: 683031, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 10-1а
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"

1.9. Поход рассмотрен ЦМКК ФСТР. (шифр МКК 100-00-666666654).

Смысловая идея похода - продолжение изучения Срединного хребта, его возможностей для лыжного туризма, а также поиски новых непокоренных ранее перевалов, вершин, прокладка новых маршрутов.
Немаловажным фактором в этом походе стало и международное сотрудничество, а конкретно участие молодых альпинистов из Японии, из альпклуба «Хоккайдо» в лыжном походе по Срединному хребту с огромным желанием покорить самые значимые вершины Срединного хребта на этом участке: гора Хувхойтун (2618 м), гора Острая (2552 м).
Походы по Срединному хребту Камчатки всегда очень интересны, очень спортивны и завоевали немало наград и медалей Чемпионатов СССР и России по спортивному туризму. Мы надеемся, что это традиция сохранится и в будущем.
Построение маршрутной нитки.
Стержнем маршрута было, конечно желание взойти на вершины Хувхойтун, Острая, Паук. А уже далее мы соединили эти вершины маршрутной ниткой стараясь пройти новыми перевалами, но, не забывая о прекрасных горячих источниках: Русаковские, Хухлотваямские, Корковямские, Паланские. На Русаковские горячие источники мы сделали заброску продуктов и бензина на участок Русаковскик г.и. - п.Палана.
Маршрут стоился по испытанной и надежной схеме с юга на север. По соображениям лавинной безопасности подъемы на перевалы мы старались проходить с Южной стороны, а спуски на север. Не всегда это удавалось сделать. Но подъемы делали по гребням и в ранее утреннее время. На спусках оценивали количество и состояние снега.

Особое внимание уделяли первопрохождению участков пути, перевалов, например, в районе от вулкана Хувхойтун до р.Иэтваям, от Русаковских горячих ключей до р.Тотоланваям.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Для начального пункта похода был выбран пос.Тигиль. Решающим фактором для этого были:
1 - зимник; Анавгай - п.Тигиль, т.е. возможность добраться до Тигиля на вахтовом автобусе.
2. Договор с местными снегоходчиками о заброске нашей группы в составе 5 чел. и японской группы в составе 5 чел. в район горы Анчиваям - место старта А затем переброска японцев на снегогоходах на р.Кутина в район сопки Лайка. Финиш похода планировался в пос.Палана, откуда можно вылететь самолетом 2 раза в неделю в г.Петропавловск-Камчатский.
Маршрут проходил в автономном режиме. Ближний ПСО в Петропавловске-Камчатском, ул. Халактырское шоссе, д.5, тел + 7 (4152) 41-03-95. Ближайшие медучреждения в п. Тиличики, с.Ивашка, с. Палана.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Все аварийные ситуации, возникшие до 10.04. т.е. до горы Острая (включительно восхождение) предполагают отход в Тигиль, в дни с 11.04 по 15.04. (Русаковские г.и.) - в с.Ивашка, все остальные дни после перевала через Срединный хребет - отход в п.Палана.

Запасные варианты маршрута.
После посещения Русаковских горячих источников закончить поход выходом в Ивашка для вылета в Петропавловск-Камчатский.

Запасные варианты участков маршрута.

дни

маршрут

I участок: в.Хувхойтун - г.Острая

ледн. Гречишкина - ледн.Кевенэй - ледн. Нижн. Каньон - ледн. Верх. Каньон - ледн. Ничикинский

19,4

ледн.Начикинский - р.Лев. Начики - ледн. Хайлюлинский

17,0

II участок на Русаковские г.и.

р. Р.Иэтваям - р.Сановаям - Русаковские г.и.

25,0

III участок на Паланские г.и.

р. Тотоланваям - р. Марьяваям - р. Корковаям - Паланские г.и.

59,5

5. Изменения маршрута и их причины.

Все изменения маршрута происходили только из-за погоды.
01.04. первый удар мы получили, когда приехали на вахтовке в п.Тигиль. Наши друзья снегоходчики отказались нас везти на стартовую точку, объясняя это резким таянием снега, вскрытием рек и подъемом воды в реках, т.е. к предгорьям проехать невозможно.
Быстро нашли вариант заброски попутным вертолетом до р.Анчиваям (в истоках).
09.04. Утром после 8:00 погода испортилась. Сильный ветер, холодный. Пасмурно. Идем по GPS. Прошли ледник Гречишкина, далее ледник Кевенэй и по плану на ледник Сергеева. Но там видимость 0, а вот на восточной стороне хребта хорошая видимость и мы принимаем решение идти запасным маршрутом.
13.04. Вечером в 18:00 лагерь на р. Лев. Хайляля. Пасмурно. Идет снег, t -13°С. Строим планы на завтра. Решаем идти наверх ближайшим кулуаром. Наутро убеждаемся в своей правоте. Хорошая видимость только в пределах ближайшего ущелья. В него и пошли.
15.04. Погода ухудшается днем с 13:00. Верха нужного запланированного хребта затянуты. Решаем уходить на Русаковские ключи по реке Иэтваям и р.Сановаям.
17.04. Погода пасмурная, снег, t -12°С. Срединный хребет затянут облачностью плотно, видимость плохая.
18.04. Погода пасмурная, ночью шел снег. Уходим на хребет Каюритан более широким ущельем.
20.04. Погода пасмурная, идет снег. Срединный хребет в сторону г.Паук плотно закрыт. Принимаем решение брать плановый перевал и уходить вниз в долину р.Тотоланваям. Траверс хребта отменяется.

6. График движения.

Запланированный график движения.

День

Дата

Участок пути

28.03.

г. Петропавловск - Камчатский - с. Анавгай (авто, вахтовка)

29.03.

с. Анавгай - зимник (авто, вахтовка)

зимник - п.Тигиль (авто)

п. Тигиль - р. Мутная (снегоход)

р. Мутная - г. Анчиваям (снегоход)

г. Анчиваям - ледн. Слюнина

ледн. Слюнина - пер. 2000, 1А - ледн. Лелякина

г. Хувхойтун, 2613 м, всх. 2А

7,5

ледн. Лелякина - пер. 1500, 1А - ледн. Гречишкина - пер. 1580, 1А - ледн. Кевенэй

ледн. Кевенэй - пер. 1600, 1А - ледн. Сергеева, г. Лайка

г. Острая - р.Хайлюля

р. Хайлюля - пер. 960, 1А - р. Лев. Хайлюля

р. Лев. Хайлюля - пер. 1000, 1Б - р. Иэтваям

р. Иэтваям - пер. 1400, 2А - Русаковские г.и.

р. Сановаям - пер. 1700, 2А - р. Тотоланаваям

р. Тотоланваям - пер. 1600, 1Б - г.1211

г. 1211 - пер. 1600, 1Б - р. Лев. Марьяваям

г. Паук, 1887, восх., 2А

р. Лев. Марьяваям - р. Марьяваям - пер. 950, 1А - р. Л. Корковаям

р. Марьяваям - пер. 1250, 1А - р. Пр. Корковаям - пер. 1200, 1А - Паланские г.и.

16,5

авиа

ИТОГО на лыжах:

Запасные дни: 5 дней
Контрольный срок: 08 мая.

Действительный график движения.

День

Дата

Участок пути

Ходовое время,
час. мин.

Температура воздуха,
утром / вечером, ºС

Характеристика определяющих препятствий на маршруте

28.03.

г. Петропавловск - Камчатский -
с. Анавгай (авто, вахтовка)

29.03.

с. Анавгай - зимник (авто, вахтовка)

п.Тигиль

зимник - п.Тигиль (авто, вахтовка)

п. Тигиль - р. Анчиваям (вертолет) - ледник Слюнина - на лыжах

ледн. Хувхойтун - г. Хувхойтун (всх.), 2618 м, всх. 2А

5 ч 45 мин

- 25 / - 20

плотный снег, трещины, лед, фирн

ледн. Хувхойтун

ледн.Снежный - пер. Крутой, 1500, 2А - ледн. Гречишкина

- 22 / - 12

свежий снег до 50 см, фирн, скалы, лед.склон до 60°

ледн.Гречишкина - ледн.Кевенэй - пер.Кевенэй 1400, 1Б - ледн.Нижн.Каньон (Пр.)

8,8

- 23 / - 12

фирн, камни, лед, крутизна до 40°

ледн.Нижний Каньон (Пр.) - пер.Малый 1100 м, н/к - ледн.Н.Каньон - пер.Каньон 1300, 1А - ледн. В.Каньон - пер.Спокойный, 1900 м, 1А - ледн.Начикинский

- 30 / - 28

плотный ветровой снег, фирн, камни, скалы, крутизна до 40°

ледн. Начикинский - юго-восточный склон 5,6 км- г.Острая 2552 м, 2А восх - 6,0 км

11,6

- 20 / - 25

ветровой снег местами надувы, наст, фирн, лед, скалы, крутизна до 60°

траверс восточных склонов - г.Острая, 1 - пер.Хайлюлинский 1600 м, 1А - р. Хайлюля

18,7

8 ч 30 мин

- 20 / - 2

плотный снег на прижимах, крутизна до 50°

р. Иэтваям - Русаковские г.и.

21,0

27,0

- 10 / - 8

мягкий снег до 20 см

р. Марьяваям - пер. Корковаямский 650 м, 1А -  р. Корковаям - Паланские г.и.

32,5

370 км

178 ч

Высотный график

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

1 день (1 апреля 2016)
п. Тигиль - р. Анчиваям (вертолет) - ледник Слюнина (на лыжах)

В 15:20 высадились под г. Анчиваям, совершили переход до начала ледника. Снега очень мало. Склон каменистый. Погода ясная слегка облачная, тихо. Состояние снега – ветровой наст, заструги. Встали на ночлег в 18:00,         t -22°C.
Ходовое время - 2 часа 40 мин. Пройдено 5,0 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 1.1.Погрузка в вертолет

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.1.2. В полете

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.1.3. В поиске места посадки

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.1.4. Высадились

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.1.5. Готовы к выходу

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.1.6. Движение к леднику Слюнина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 1.7. Лагерь № 1 на леднике Слюнина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 1.8. Вечерний закат на леднике Слюнина

2 день (2 апреля 2016)
ледник Слюнина

Подъем в 06:00. Погода ясная, t - 26°C. Завтрак в 08:00. Выход в 08:30. Состояние снега – ветровой наст, многочисленные надувы, обнажены гольцы. В верхней части ледника встречаются трещины забитые снегом. Ухудшение погоды к 10 часам. Встали на обед в 12:00. Вскоре началась пурга, t -15°C. Видимость 10-15 метров. Вынуждены встать на ночлег. Приняли решение не выходить на верхнее плато. День был трудный, так как приходилось постоянно искать проход между нагромождений обледеневших камней. Частые переходы через камни со снятыми лыжами. Ветер юго-западный. t -25°C.
Ходовое время - 3 часа 30 мин. Пройдено 6,5 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 2.1. Начало перехода по леднику Слюнина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 2.2. По леднику вверх

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 2.3. На леднике Слюнина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 2.4. Движение по морене

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 2.5. Лагерь № 2 на леднике Слюнина

3 день (3апреля 2016)
верхнее горное плато - пер. Кевенэйтунуп , 2000, 1А - ледн. Лелякина - ледн.Хувхойтун

К 05:00 ветер утих. Идет снег. Видимости нет. t -20°C. 09:00 погода ясная, выход. Ветер. Снег ветровой наст. По леднику дошли до скальных выходов, пошли вверх. Крутой взлет на гребень взяли без лыж, пробивая ступени. Вышли на верхнее горное плато. Обед с 13:00 до 15:00. Продолжали движение на лыжах по плато на север к г. Кевенэйтунуп. В 18:00 встали на ночлег.             t -20°C.
Ходовое время - 7 часов. Пройдено 5,0 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.1. Движение по леднику

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.3.2. Перед подъемом на горное плато

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.3. На леднике

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.4. На подъеме на горное плато

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.5. Подъем на плато. На заднем плане гора 2183 м.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.6. Выход на плато.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.7. Вид с горного плато на восток

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.8. Вид с горного плато на юг

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.9. На горном плато. Впереди на севере г.Кевенэйтунуп

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.10. Выбор места для лагеря.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 3.11. Лагерь № 3

4 день (4 апреля 2016)
Верхнее плато - пер. Кевенэйтунуп - ледник Хувхойтун

Встали в 06:00. Погода ясная, t -25°C. Выход в 08:10. Подошли к спуску под горой Кевенэйтунуп 08:45. Довольно крутой кулуар около 40°. Для спуска используем кошки. Лед, фирн. На кошках спустились примерно 100 м, затем траверсом еще 100 м. Вышли на плотный снег и снова вниз, на дно кулуара (11:40). Идем вверх, склон крутой, снег плотный, фирновый. Лыжи на рюкзаке, подъем по каменистому плато. Гора Кевенэйтунуп слева. Идем вверх по леднику, проходим гребень, небольшой спуск. Затем подъем на леденистый увал со снегом и выходим на ледник Лелякина в 13:00. Обед. 14:30 выход,          t -16°С. Погода ухудшается. Вершины затянулись. На лыжах сложно идти из-за ветровых застругов. Пересекаем хребет и выходим на ледник Хувхойтун. Пошел снег. Огибаем западную сторону г. Хувхойтун. Часто встречаются на пути трещины различной ширины, глубины. В 18:00 на северо-западной стороне г. Хувхойтун поставили лагерь на высоте 1700 м. Координаты лагеря N 57°.56´.01, E 160°.40´.04. t -12°C
Ходовое время -  8 час 20 мин. Пройдено: 10,6 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.1. Подход под г.Кевенэйтунуп

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.2. Спуск на ледник

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.3. На спуске

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.4. На спуске

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.5. Траверс склона

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.6. Подъем на пер.Кевенэйтунуп

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.7. На перевале Кевенэйтунуп

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.8. Движение по леднику Лелякина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.9. Трещины на ледн.Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.10. На леднике Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 4.11. Лагерь № 4.

5 день (5 апреля 2016)
Восхождение на Хувхойтун, 2618 м

Подъем в 06:00. Завтрак в 08:00. Погода переменная облачность, t -25°C. Выход в 08:30. Поднимались по плотному снегу в кошках. Через 15 мин пересекли снежный язык и пошли по каменистому гребню. В 11:00 наш путь преградила обледеневшая глыба, обошли ее слева и затем продолжали путь по гребню в кошках. Крутизна 35 - 40°. Под свежим снегом местами лед, что очень усложняло подъем. Затем глубина снега увеличилась по колено. В 12:00 встретили еще одно существенное препятствие – обледеневший каменистый крутой подъем. Здесь на высоте – 2545 м приняли решение использовать веревку для перил. Затем наш путь также продолжился по гребню. Снег местами глубокий, местами лед, припорошенный снегом. На вершину поднялись в 12:30. В 12:45 начали спуск. Вершина из себя представляет узкий гребень, на котором может поместиться группа, вытянувшись в колонну по 1 чел. Гребень полностью закрыт снегом. Тур сложить было не из чего. На спуске с каменного утеса так же применили веревку, как и при подъеме. Далее спуск все время по гребню до того места, где вышли на него со снежного языка. В 13:30 сошли с гребня на снежник и далее по снежнику дошли до лагеря в 14:30. Спуск все время шел в кошках. Погода облачная. В обед много пили чая из кипрея. Обед был в 16:00. Весь день идет мелкий снег, t -20°C.
Ходовое время: подъем - 4 часа, спуск - 1 час 45 мин. Пройдено 5,0 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.1. Лагерь № 5 под вулканом Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.2. Начало подъема на вершину

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.3. Начало подъема на вершину

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.4. На склоне перед выходом на гребень

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.5. По гребню

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.5. Движение по гребню к вершине

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 5.8. Спуск по гребню.

6 день (6 апреля 2016)
ледник Хувхойтун

Подъем в 06:00. Погода пасмурная. Идет мелкий снег, t -20°C. Вышли в 08:30. Прошли примерно 5 км. Видимость очень плохая. Снег и ветер усилились. Встали лагерем в 12:00, t -18°C. Координаты 57°.57´ 43 / 160°.42´.33. Вечером t -22°C. Туман, мелкий снег.
Ходовое время - 3 часа 30 мин. Пройдено 5,7 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 6.1. Движение по ледн.Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 6.2. Вынужденная остановка

7 день (07 апреля 2016)
ледник Хувхойтун – ледник Снежный

Подъем в 06:00. Туманность уменьшилась. Появилась неясная видимость. Тихо. Ветра нет, t -28°C. Вышли в 08:30. Двинулись вправо на северо-восток, прижались к хребту 2,0 км. Снег глубокий до 40 см. Тропили по очереди. Шли вдоль хребта. В 10:30 спуск в долину и поворот налево на северо-запад. Слева был склон, мы шли, траверсируя его 2,0 км. Местность холмистая, прошли 1,5 км. В 11:30 вышли к глубокому оврагу, по которому течет ручей. Спустились и зашли на противоположный борт и продолжили путь на север. Снег глубокий. Погода сумрачная. Обед в 12:00. Идет мелкий снег. Координаты 58°.00´.17 / 160°.43´, высота – 1028. Затем прижались к левому гребню и вдоль гребня весь подъем. Глубина снега примерно 40 см. Тропили по переменке. Прошли 2 тягуна примерно по 30 мин каждый. Крутизна до 25°. Взошли на ледник под г.Снежной и встали на ночлег. Погода пасмурная. Снег усилился, t -17°C. Координаты лагеря 58°.01´.43 / 168°.44´.50.
Ходовое время - 7 часов. Пройдено 10,3 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 7.1. Движение по леднику Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 7.2. На леднике Снежный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 7.3. Привал

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 7.4. Движение по ледн.Снежный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 7.5. Лагерь № 7 на леднике Снежный

8 день (8 апреля 2016)
ледн.Снежный - пер. Крутой, 1500, 2А - ледн. Гречишкина
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА «Крутой»

Подъем в 06:00. Погода пасмурная. Снег небольшой. Глубина снежного покрова до 50 см, t -22°C. Вышли в 08:30. Погода стала улучшаться, к 10:00 часам появилось солнце. Стал виден Хувхойтун. Стали подниматься к хребту и пошли вдоль хребта вверх. Подошли к плановой точке, но склоны оказались крутыми бесснежными каменистыми со льдом. Издали смотрелись очень крутыми, местами блестел лед. Решили пройти выше вдоль хребта, здесь были более снежные склоны, но также крутые. Выпустили одного в кошках и на страховке веревкой. Но как оказалось, что здесь сложно и небезопасно подняться и лавиноопасно. Вернулись снова к прежней точке. Здесь пообедали 12:00-13:30, изучили склон и решили здесь работать. Разобрали возможные варианты. Первый со страховкой поднялся возле скальных выходов и по льду вышел на перевал. Затем еще один поднялся по веревке, и мы начали поднимать груз. Поднялись в 2 этапа. Под скалами сделали стопцепь и здесь работали 2 чел. на крутизне 45°. Выше нижней ступени крутизна до 60°, то по льду, то по фирну груз подтягивали на перевал. Остальные участники по веревке подходили под скалы и затем их веревкой вытягивали на перевал. Длина взлета 100 м. Категория 2А.
Здесь встали на ночевку в 18:00. При неясном солнце, дует ветер со снегом, t -12°C.
Ходовое время - 8 часов. Пройдено 1,5 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.1. Движение под перевал Крутой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.2. Вид на в.Хувхойтун

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.3. Привал. Перевал Крутой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.4. Альтернативный вариант II

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.5. Проверка варианта II

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.6. Подход к перевалу Крутой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.7. Вид на перевал Крутой со стороны подъема

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.8. Маршрут подъема участников с нижней страховкой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.9. На линии подъема снаряжение

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.10. Подъем рюкзаков

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.11. Подъем участников с верхней страховкой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 8.12. Подъем на веревке последних участников

9 день (9 апреля 2016)
ледн.Гречишкина - ледн.Кевенэй - пер.Кевенэй 1400, 1Б - ледн.Нижн.Каньон
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА «Кевенэй»

Подъем в 06:00. Погода ясная, t -23°C. Вышли на маршрут в 08:30. Начали спуск с перевала на ледник пешком. Снег мелкий до 30 см. Крутизна 30 - 30°. Погода испортилась. Сильный холодный ветер. Пасмурно. Плотный ветровой снег. Прошли час по леднику Гречишкина и в 09:30 начали спуск по леднику Кевенэй. Видимость 0. Идем по карте GPS. Тропили по очереди, глубина снега 30 см. Спустились по леднику, слева гребень и под скалами встали на обед в 13:00. Слегка улучшилась погода, и мы увидели свой перевал. В 14:30 мы спустились с обеденной стоянки на ледник и подошли к подъему на перевал. Погода ухудшилась. Шли траверсами 1 час на лыжах. На крутом участке лыжи на рюкзак и в лоб на перевал 1 час. Плотный туман. Крутизна склона в верхней части подъема 50°. Длина склона примерно 200 м. Плотный снег, фирн. Спустились с гребня на площадку и в 18:00 встали на ночлег, высота – 1400 м. Координаты 58°.04´.52´´ / 160°.47´.28´´, t -12°C.
Ходовое время - 8 часов. Пройдено 8,7 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.1. Вид на «остряки» с западной стороны

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.2. Спуск с перевала Крутой

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.3. На леднике Гречишкина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.4. Путь по леднику Гречишкина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.5. На леднике Гречишкина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.6. На леднике Гречишкина

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.7. На леднике Кевенэй (спуск)

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.8. Обед на леднике Кевенэй

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.9. Вид на пер.Кевенэй

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.10. Вид на склоны цирка левее перевала

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 9.11.Подъем на пер. Кевенэй

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.9.12. Подъем на перевал Кевенэй

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.9.13. На перевале Кевенэй

10 день (10 апреля 2016)

Подъем в 06:00. Погода ясная, t -30°C. Выход в 08:30. Спустились на ледник р. Нижний каньон. Ветровой, плотный снег. В 11:00 преодолеваем низкий, 150 м перевал н/к через гребень, выходим через ледник на каменистое плато и не доходя до вскрытого каньона встаем на обед в 13:00. Поднялся сильный холодный ветер. После обеда в 15:00 спускаемся с гребня, идем влево вниз к каньону, затем увидев его крутые, обрывистые берега, уходим вверх, влево и выйдя на закрытый снегом участок скатываемся на дно каньона и уходим траверсом вверх. На крутом взлете сняли лыжи и 150 м шли пешком на перевал через гребень под горой 1405 (на юго-восток от нее).
Спускаемся пешком 300 м и далее на лыжах на ледник Верхний каньон. Траверсом пересекаем верховья истоков р.верх. Каньон, которые берут начало со склонов влк.Спокойный.  На лыжах в 17:30 выходим на перевал Спокойный (1710 м, 1 А). Сильный холодный ветер. Быстро уходим от ветра вниз на ледник Начикинский влево к отдельному скалистому гребню. Под скалами встаем лагерем в 18:00. Ветер сильный, холодный, t -30°C.
Ходовое время - 7,5 часов. Пройдено: 10,6 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.1. Лагерь № 9 на перевале Кевенэй на заднем плане вулк.Подснежный, 1651 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.2. Вид на предстоящий путь по восточным склонам Срединного хребта. На заднем плане вулк.Спокойный.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.3. Группа перед спуском ледник Нижн. Каньон

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.4. Вид на спуск с перевала Кевенэй

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.5. Привал на пер.Малый 1100м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.10.6. Подъем на пер.Каньон 1300 м. Вверху слева г. 1405 м.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.10.7. На подъеме на пер.Каньон

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.8. Отдых на спуске с пер.Каньон

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.9. На переходе к пер.Спокойный 1900 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.10. Вулкан  Спокойный 1900 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.10.11. Путь к пер.Спокойный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.10.12. Выход к пер.Спокойный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.13. Подъем на пер.Спокойный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 10.14. На спуске с перевала Спокойный. На леднике Начикинский

11 день (11 апреля 2016)
ледн. Начикинский - юго-восточный склон- г.Острая 2552 м, 2А восх.

Подъем в 06:00. Погода ясная, ветер утих, t -20°C. Выход в 08:30. Поднялись по леднику Начикинский в северо-западном направлении на расстояние 4 км и повернули на северо-восток, прошли 1,6 км и стали лагерем в 12:00. В 13:00 выходим на г.Острую. Группа японцев пообедала всухомятку и вышли на восхождение на 30 мин раньше нас. Сначала делаем подход на лыжах 30 мин. Затем одеваем кошки и продолжаем набирать высоту. Склоны очень неприятные, скользкие. Фирн сменяет снег. Местами голый лед. В кошках идем нормально, придерживаясь каменистого гребня. До гребня добрались за 1 час, пересекаем крутой ледяной участок 150 м и выходим в 15:20 на следующий гребень. Продвигаемся вправо, вверх по гребню, который идет по краю кратера и достигаем высоты 2500 м. Впереди видим фигуры японцев, которые атакуют предвершинные снежно-ледовые башни. Внезапно налетел сильный холодный ветер. Идти с каждым шагом всё трудней и трудней. Мы находимся на самом продуваемом участке горы, т.к. ветер буквально сшибает с ног, принимаем решение остановиться. Время 15:40. Но постояв 10 мин под ураганными порывами мы стали замерзать. Решаем спуститься ниже. Уходим с гребня на скалы ниже на 100 м. Здесь тише, но ненамного. Наблюдаем за японцами. Они уже скрылись за вершинным гребнем. Через 15 минут японцы начинают спуск по перильной веревке и один за другим выходят на гребень. Когда последний японский участник спустился на гребень, мы начали спускаться к лыжам, а затем и дальше в лагерь. В 18:00 мы в лагере. Японцы спустились на 1 час позже. Так как один из участников Куликов Игорь не ходил на гору, то он встретил на с горячим чаем. В свою очередь позже мы поздравили японцев с победой и напоили их горячим чаем. Ребята были счастливы, так как пришли очень замерзшие. t -25°C.
Ходовое время: подход к г.Острая - 3,5 часа, пройдено - 5,6 км восхождение - 6,0 часов, пройдено - 6 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.11.1. Лагерь 10 на леднике Начикинский. На заднем плане г.Острая.
Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.2. Путь по ледн.Начикинский к г.Острая

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.11.3. Вулкан Спокойный 2170 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.4. Вид на восток с ледника Начикинский

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.5. Вулкан Спокойный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.6. Траверс склонов г.Острая

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.7. Путь к лагерю № 11

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.11.8.Лагерь № 11. Подготовка к восхождению на г.Острая

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.9. Подъем на г.Острая

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.11.10. Вид на юго-восток со склонов г.Острая

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.11. Далее путь на кошках

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.12. Подъем на гребень

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.13. Вид сверху

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.14. На подъеме.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.15. На гребне четкие следы японцев

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.16. Центральная часть Срединного хребта затянута сплошной облачностью.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.17. Путь по гребню

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.18. Высота 2500 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.19. На вершину идут японцы

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.20. Предвершинные башни

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.21. С упорством к цели

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,

Рис. 11.22. Путь на вершину

Рис. 11.23. На вершине.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.24. Победа!!!

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.25. На спуске

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 11.26. Переход на гребень

12 день (12 апреля 2016)

Подъем в 06:00. Погода ясная, t -36°C. Выход в 08:30. Траверс вокруг г.Острой с юго-восточной стороны на северо-восточную сторону. В 11:00 подошли к северо-восточному гребню г.Острая. На финишном участке спуска надели кошки, круто и скользко (около 100 м). Крутизна до 40°. Начали спускаться в сторону перевала из р. Хайлюля в р. М. Жиловую. На северо-западной стороне склона г. 1790 встали на обед в 12:30. После обеда траверсом обошли северо-западный – западный склон г. 1790, а потом пересекли ледник, с которого берут начало левые истоки р. Хайлюли. В 18:30 встали на ночлег. Местами ветровой наст и участки, где свежевыпавший снег до 30 см. t -30°C.
Ходовое время - 8 часов. Пройдено: 18,7 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.1. Выход на траверс восточных склонов

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.2. Привал на траверсе

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.3. Вид на Срединный хребет в северном направлении. Впереди крутой спуск на Хайлюлинский перевал.
Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.4. Спуск со склонов г.Острая на ледник

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.5. Обед на Хайлюлинском перевале

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.6. Обсуждение деталей маршрута

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 12.8. Лагерь № 12 на водоразделе .Хайлюля и её левого притока

13 день (13 апреля 2016)
р. Хайлюля - пер. Сложный, 1000, 1Б - р. Лев.Хайлюля
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА «Сложный»

Подъем в 06:00. Погода ясная, t -30°C. Завтрак в 07:30. Выход в 8:30. Спустились по истоку р. Хайлюли до левого притока около 1 часа. Появилась растительность – ольхач. Начали подъем по левому притоку вверх, справа по ходу ручей с крутыми берегами. Сначала нам пришлось идти влево, по правому ручью поднялись к каменистому склону. Затем спустились без лыж, пешком в левый исток. На это ушло еще около 2 часов. Обед в 12:00-13:30. Затем крутой подъем пешком вверх. Вышли на перевал в р. Л. Хайлюля примерно в 15 часов 30 мин. Затем около 1 часа спускались по каньону в кошках. Спуск очень опасный. Внизу скальная подложка, сверху свежий снег от 5 до 10 см. При подъеме по этому каньону необходимо надевать кошки по всей длине каньона. Длина каньона примерно 300 м. Крутизна склона на крутом участке была до 50°. Пасмурно. Идет снег, t -13°C. Лагерь на р.Л. Хайлюля в 18:00.
Ходовое время - 6 часов. Пройдено: 13,7 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.1. Лагерь № 12. Вид на север, г.1327 м, левый исток р.Хайлюля
Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.13.2. Лагерь № 12. Вид на юго-восток, р. Хайлюля

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.3. Спуск на лыжах в левый приток р.Хайлюля

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.4. Спускаемся по долине левого притока р.Хайлюля

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.5. На подходе к повороту налево

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.6. Начало поворота влево

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.7. Подъем к ущелью

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.8. Подъем к ущелью

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.9. Подъем по левому борту ущелья

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.10. Вид на перевал Сложный 1000 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.11. Вид на верховья ущелья

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.12. Подъем на перевал Сложный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.13. Выход на перевал Сложный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.14. На перевале Сложный

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.15. Зажим реки, водопад.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.13.16. После спуска с водопада

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.17. Спуск после водопада

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.18. Первая вода

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 13.19. Лагерь № 13 на р.Лев. Хайлюля.

14 день (14 апреля 2016)
р. Лев. Хайлюля - пер.Скрытый 1300А - р.Ср.Иэтваям

Подъем в 06:00. Погода пасмурная, ветер, t - 18°C. Дальние склоны, куда идти по плану, затянуты. Решили уходить на р. Иэтваям ближайшим к нам ущельем. Вышли в 08:00. Пересекли долину р. Хайлюля, и через 1 час были у подножия хребта, начали подъем, затем траверсом вышли к ущелью и в 10:00 опустились на дно. Начали подъем вверх. Видимость плохая, снег плотный ветровой, но сверху свежий до 20 см. Крутизна склона 25°. Уходим вверх вправо, постепенно набирая высоту. Крутизна увеличивается до 30°. Выходим на гребень и в 12:00 начинаем обход горы 1028 по горизонтали для выбора направления к выходу в долину р. Иэтваям. В 14:00 встали на обед на верхнем плато. Ветрено. Для приготовления чая поставили палатки. В 15:00 продолжили движение к увалу, отделяющему ущелье р. Ламутская от горного плато. Подошли к увалу в 16:00 опустились на дно ущелья р. Ламутская и начали спуск вниз, придерживаясь левого борта реки. Через 1 час начали срезать свой путь влево к перевалу и в 18:00 вышли траверсом на перевал в р.Ср. Иэтваям. Перевал 1А, спуск вверху пологий. На ночлег встали в верховьях, на озерце. t -20°C.  Ходовое время - 9 часов. Пройдено; 12,0 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.14.1. Пересечение долины реки Лев.Хайлюля

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.2. Начало подъема на склон

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.3. Вид на противоположную сторону на р.Лев. Хайлюля с нижней части ущелья левого притока.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.4. Подъем из верхнего цирка

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.14.5. Перед началом обхода вокруг г.1028 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.6. Панорама на восточной стороне

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.7. Обход г.1028

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.8. Вид на долину р.Ламутская издали

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.9. Вид на истоки р.Ламутская

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.10. Вид на перевал Скрытый 1300 м в р.Ср.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.14.11. Подход траверсом к пер.Скрытый

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 14.12. Выход траверсом на пер.Скрытый

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.14.13. Спуск с перевала к лагерю № 14.

15 день (15 апреля 2016)
р. Ср. Иэтваям - р. Иэтваям

Подъем в 06:00. Погода ясная. Тихо, t -20°C. Вышли в 08:00. Начали спуск по каньону. В верхней части каньон сильно сужается. При спуске с перевала через 500 м попадаешь на обрывистый склон крутизной 60°, плотный фирн, спускаться надо в кошках, как вариант спуск по правому борту по кулуару. Несколько зажимов встречаются ниже средней части и последний зажим оказался совсем непроходной. Пришлось подниматься по крутому снежному склону в обход зажима. На берегу р. Иэтваям в 13:00 обед. Погода портится. Видимость по верхам – плохая. Решаем уходить по долине р.Иэтваям на Русаковские г.и. После обеда пошли по долине р. Иэтваям. Снег по долине в среднем 10-15 см. Река открыта, имеет множество рукавов и приток. Поэтому пришлось 2 раза преодолевать брод. В 18:00 встали на ночлег, t -2°C.
Ходовое время - 8 час 30 мин. Пройдено: 10 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.1. Верховья долины р.Ср. Иэтваям

Рис. 15.2. Каньон в средней
части р.Ср.Иэтваям
Рис. 15.3 В каньоне

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.4. В каньоне

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.5. Выход из каньона

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.6. Склоны каньона

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.7. Долина р.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.8. На р.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.15.9. На р.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.10. На реке Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 15.11. Брод через протоку р.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.15.12. Лагерь № 15 на р.Иэтваям

16 день (16 апреля 2016)
р. Иэтваям - Русаковские г.и.

В 06:00 подъем. В 08:30 выход. Погода пасмурная, . t -6°C, идет снег. Держимся левой стороны долины р.Иэтваям. Местами густые заросли ольхи. На уровне сопки Мысовая начинаем уходить траверсом влево. Отходя от реки, находим чистые поляны. С 12:30 до 13:30 обед. Продолжаем движение уже по долине р.Сановаям (Русакова). В 15:00 выходим на снегоходную шахму. И тут же навстречу нам с Русаковских ключей вылетают 5 снегоходов. Местные люди с Ивашки отыхали на ключах и уезжают домой. Пообщавшись с народом, продолжаем движение. В 18:00 пришли на Русаковские горячие источники.
Ходовое время 7 час. Пройдено: 21 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.1. По кущам на р.Иэтваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.2. Выход с реки на левый борт

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.3. Встреча с местными жителями из Ивашки

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 16.4. Вперед к горячим ключам

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.5. Русаковские горячие источники

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.6. Оборудованные 4 вагончика на 24 чел.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.7. Баня и бассейн

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 16.8. Отдых и расслабуха в бассейне

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.16.9. Ремонт снаряжения

17 день (17 апреля 2016)
Русаковские г.и. - р.Сановаям

Погода пасмурная, снег, t -10°C. Отдых, распределение продуктов из заброски, ремонт снаряжения до обеда 12:00. Местами идет снег. Вышли в 14:00. Погода без изменений. В 18:00 подошли к ущелью – развилке, t -12°C.
Ходовое время - 4 часа. Пройдено 10 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 17.1. На р.Сановаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.17.2. Путь в верховья р.Сановаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.17.3. Погода портится, верха затягивает

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 17.4. Лагерь 17 на р.Сановаям

18 день (18 апреля 2016)
р.Сановаям - лев.приток р.Сановаям

Подъем в 06:00, выход 08:30. Погода пасмурная, t -16°C. В связи с выпавшим свежим снегом и лавинной опасностью, уходим на нужную седловину хребта ближним более широким кулуаром наверх. В верхней части кулуара из-за очень низкой видимости вынуждены встать лагерем до более благоприятных условий. В 13:00 обед, 14:00 лагерь. t -14°C.
Ходовое время - 4 час 30 мин. Пройдено: 3 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 18.1. Подъем по первому левому притоку к перевалу Ближний 1300 м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.18.2. Левый приток. Вид на долину р.Сановаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.18.3. Видимость резко ухудшилась. Ставим лагерь № 18.

19 день (19 апреля 2016)
лев.приток р.Сановаям - пер.Ближний, 1300 м, 1Б - хребет Каюритан
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА «Ближний»

Подъем в 04:00. Погода пасмурная, t -22°C. Вышли в 06:20. прошли вверх по правой стороне ущелья примерно 60 мин. Затем без лыж 850 ступеней 2 часа 30 мин. Переместились по полке влево опять на лыжах ближе к цирку, примерно 30 мин. Спустились без лыж на дно цирка 1 час в 12:00. Из цирка без лыж преодолели этот взлет за 1 час. Крутизна слона 40°. Подъем осуществлялся в кошках. После подъема на перевал организовали обед в 13:00. Трудность подъема – под свежим снегом скользкий твердый ветровой наст. Погода резко ухудшилась – плохая видимость, сильный холодный ветер.
После обеда стали подниматься по хребту на северо-запад на лыжах. Прошли до плато и далее до площадки, где слева каменный утес от г. 1854 м. Здесь в 18:00 встали на ночлег. Погода стабильно плохая, ветер, t -22°C.
Ходовое время - 10 час 40 мин. Пройдено: 3 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.1. Подъем к хребту Каюритан

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.2. Считаем ступени

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.3.Траверс в цирк. Вид на перевал Ближний

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.4. На подъеме на пер.Ближний

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.5. На подъеме на пер.Ближний

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.6. Подъем на перевал

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 19.7. Предвершинный камень

Рис. 19.8. Обход камня Рис. 19.9. Перед выходом на перевал

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.19.10. На перевале Ближний

20 день (20 апреля 2016)
хр.Каюритан - пер.Каюританский 1650 м, 2А - р.Тотоланваям
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА «Каюританский»

Подъем в 05:30. Погода пасмурная, t -14°C. Идет снег. Выход в 07:30. Относительно тихо. Подошли траверсом на лыжах к взлёту на перевал. Надели кошки и поднялись примерно 100 м. Поднимались вдоль камней в целях безопасности левее схода лавины. Наверху в 9:30. Затем спуск. Погода ухудшилась. Сильный ветер, видимость 0. Снег, шли на лыжах. Спустились по плато вниз. Справа от нас был гребень, отделяющий нас от цирка р. Тотоланваям. В 12:00 встали на обед. После обеда в 13:30 продолжили спуск по леднику вдоль хребта. А затем взяли еще один перевал без подъема. Спускались примерно 1 час в долину р. Тотоланваям. Спускались в кошках. Длина спуска примерно 250 м. Далее на лыжах спустились до р. Тотоланваям и встали лагерем в 18:00. Сегодняшняя плохая погода, по верхам видимость нулевая вынудила нас спуститься с плато и пойти запасным вариантом, т. е. уход в долину р. Тотоланваям и далее к р.Марьяваям. t -12°C.
Ходовое время - 8 час 30 мин. Пройдено: 23,5 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.1. По хребту Каюритан

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.2. Срединный хребет затянут облачностью

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.3.Подъем на перевал Каюританский

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.4.На взлете перевала Каюританский

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.5. На перевале

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.6. На перевале

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.7. Видимость только по низам

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.8.Спуск вниз на плато

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 20.9. Спуск с гребня в долину р.Тотоланваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.10. Вид снизу на склон гребня в месте спуска

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.11.Спуск в долину р.Тотоланваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.20.12. На подходе к лагерю № 20.

21 день (21 апреля 2016)
р. Тотоланваям - р.Марьяваям.

06:00 - подъем. 08:30 - выход. t -10°. Утром обнаружили вокруг своего лагеря множество медвежьих следов. А чуть позже и самого «хозяина» на другом берегу ущелья. Погода улучшилась, но верха закрыты. Скатываемся вниз по р.Тотоланваям. Снег мягкий, свежий до 30 см. В лесной зоне обедаем на костре с 13:00 до 14:00. В верховьях ущелье Тотоланваям широкое, разлапистое, а внизу - каньон. В 15:30 выходим на р.Марьяваям. Долина очень широкая, лесная. Пересекаем большую тундру. Через 1 час дошли до характерного мыса с лесом. А в 17:30 мы уже в верховьях р.Марьяваям. В 18:00 ставили лагерь. t -8°С.
Ходовое время - 8 час 30 мин. Пройдено: 27,0 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 21.1.Лагерь  № 20 на р.Тотоланваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 21.2. Путь вниз по р.Тотоланваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.21.3.Долина р.Тотоланваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.21.4. Долина р.Тотоланваям. Вдали долина Марьяваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.21.5. Привал перед слиянием

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.21.6. Обед на дровах

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.21.7. На реке Марьяваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.21.8. На реке Марьяваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 21.9. Лагерь № 21 на р.Марьяваям

22 день (22 апреля 2016)
р. Марьяваям - пер. Корковаямский 650 м, 1А - р. Корковаям - Паланские г.и.

06:00 - подъем, 08:30 - выход, t -4°С. В 09:30 прошли прижимы и вышли на слияние р.Марьяваям и ручья, ведущего на перевал в р.Корковаям. В 10:45 выходим на перевал. Сам перевал низкий, широкий. Спускаемся на лыжах в левый приток р.Лев. Корковаям. Состояние снега стабильное - лыжня до 30 см глубиной. В 12:00 вышли ко 2-му правому притоку. А затем выходим на слияние левого истока с р.Корковаям. Здесь расположены Корковаямские горячие источники. Зимой они совершенно не пользуются спросом у населения Паланы. Никаких следов пребывания людей. Источники спрятаны под снегом.
В 14:00 вышли на слияние р.Корковаям и р. Паланы - обед. После обеда идем по долине р.Палана по следу снегохода и в 19:00 мы на Паланских горячих источниках. t -2°С.
Ходовое время - 8 час 30 мин. Пройдено: 32,5 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.1.Прижимы в средней части в.Марьяваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.2.Выход на пер.Корковаямский

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.3. Ход по р.Лев.Корковаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.4. Прижимы на р.Лев.Корковаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.5. Цистерна на слиянии Лев. и Пр.Корковаям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.6.Ход по р.Корковаям. Впереди долина р.Палана

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.7. Долина р.Палана

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.8. Паланские горячие источники

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.9. «Отель «Горячий ключ»»

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.10. Старый дом

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.22.11. Домики для купания

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.22.12. Купальня снаружи

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.22.14. Купальня внутри

23 день (23 апреля 2016)
Паланские г.и. - оз. Паланское

Подъем в 07:00. Завтрак в 09:00. Выход на маршрут в 10:00. t -2°С. Катим вниз по следу снегохода. Обед в 13:30 на р.Палана. В 15:00 продолжаем путь по шахме и в 18:00 встаем лагерем на оз.Паланское. t -1°С.
Ходовое время - 7 час 30 мин. Пройдено: 34 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 23.1.Снова на просторах р.Палана

24 день (24 апреля 2016)
оз.Паланское - домик (балок) на р.Истчеген

Подъем в 06:00. Завтрак в 08:00. Выход в 09:00. t -1°С. Продолжаем катить на лыжах по снегоходной шахме. В 10:00 пересекли р.Уйвэем Паланский. В 12:00 вышли на р.Иотчеген. Идем вниз по р. Иотчеген и в 13:00 встаем на обед. В 15:00 продолжаем путь по шахме вдоль р. Иотчеген, и через 2 часа, поднявшись с долины влево на плато, пришли к балку-домику. В балке можно переночевать 2-3 человекам. Есть печь и нары. t 0°С.
Ходовое время - 6 час. Пройдено: 27 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 24.1. Долина реки Палана

25 день (25 апреля 2016)
домик (балок) на р. Истчеген - пер.400 м, н/к - р.Пупуваям

Подъем в 06:00. Завтрак в 08:00. Выход в 09:00. t 0°С. Движемся по снегоходной шахме на С-З по верховьям р.Пятибратской. По тундре, местами совершенно бесснежной переваливаемся в долину р. Тыгилнваям в 11:00. Через два часа спуска по р. Тыгилнваям встали на обед на левом притоке. В 15:00 продолжили спуск вдоль р.Тыгилнваям. Через 1 час шахма резко повернула влево и мы пошли на перевал в р. Пупуваям. В 17:00 мы на перевале. 1 час спуска и ставим лагерь на р.Пупуваям в 18:00. t -1°С.
Ходовое время - 7 час. Пройдено: 36 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.1. Балок на р.Иотчеген

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.2. На шахме по верховьям р.Пятибратской

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.3. Иногда так

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 25.4. След в след

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.5. Мишке тоже хорошо на шахме.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.6. Долина реки Гитгилваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.7. Подъем на перевал Кэнгынэй 400м

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис. 25.8. Верховья р.Пупуваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.25.9.Лагерь 25 на р.Пупуваям

26 день (26 апреля 2016)
р. Пупуваям – г. Палана.

Подъем в 06:00. Завтрак в 08:00. Выход в 09:00. t 0°С. Спускаемся по р.Пупуваям вниз. Через 1,5 часа узкое ущелье заканчивается и мы выходим на равнину, слева по ходу к р.Палана тянется полотно зимника Тигиль-Палана.
По дороге пешком в 14:00 выходим в с.Палана. t 2°С.
Ходовое время - 4 час. Пройдено: 18 км.

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.26.1. выход из ущелья р.Пупуваям

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту,Рис.26.2.Привал возле автодороги Тигиль-Палана

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.26.3.На мосту через реку Палана

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.26.4 Эх, дороги

Отчёт  о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Срединному хребту, Рис.26.5. Палана.

8. Потенциально опасные участки маршрута.

1. Вулкан Хувхойтун 2618 м, 2А.
Подъем по юго-западному ребру. Снег, фирн, на высоте скально-ледовые нагромождения, крутизна до 60°, страховка веревкой, кошки.
2. Перевал Крутой 1500 м, 2А
С ледника Снежной на ледник Гречишкина. На подъеме скалы, фирн, лед. Крутизна до 60°. Взлет 100 м - страховка веревкой. Груз по веревке. Время подъема на перевал 4,5 часа.
3. Перевал Кевенэй 1400 м, 1Б
Фирн на взлете 200 м, крутизна до 50°. Обязательны кошки.
4. Вулкан г.Острая 2552 м, 2А
Лагерь на высоте 2119 м. На лыжах подъем траверсом до высоты 2300 м. Далее в кошках по фирну, льду до гребня 2450 м, траверс вправо с подъемом до высоты 2500 м. Участок предвершинный 50 м, крутизна 60°, фирн, лед. Страховка веревкой всех участников.
5. Перевал Сложный 1000 м, 1Б
Подъем на перевал пешком, в кошках 1,5 часа. Крутизна склона 45°. Спуск опасный: на дно каньона. Скальное основание и сверху свежий снег 5-10 см. Крутизна до 50°. Длина каньона 300 м.
6. Каньон на р.Ср. Иэтваям
Зажим перед самым выходом на широкую долину р.Иэтваям заставляет карабкаться по крутым берегам (крутизна 50°) вправо по ходу и далее по пологим склонам уходить на р.Иэтваям. Спуск по ручью (каньону) занял 5 часов.
7. Перевал Ближний и перевал  Каюританский.
Большая  лавиноопасность. Идти  по гребням.

9. Перечень наиболее интересных природных объектов и явлений на маршруте.

Вулкан Острый (гора ОстраяOstry Volcano) располагается в верховье рек КутиныЛевой Начики и Хайлюли. Абсолютная высота - 2549,6 м (2552 м на современных картах), относительная - около 1800 м. В плане форма вулкана несколько неправильная, южные склоны перекрываются лавами вулкана Кутины. Площадь ее около 100 км². Объем изверженного материала 60 км³. Вулкан Острый является наиболее крупным в районе. Форма постройки - пологий конус. Склоны вулкана эродированы слабо. Краевые части склонов, по-видимому, эродированы троговыми долинами последней стадии верхнеплейстоценового оледенения. Вулкан представлен чередованием лавовых потоков с прослоями пирокластического материала и по типу постройки относится к стратовулканам. Привершинная часть относительно крута и по форме аналогична вершинным частям таких вулканов, как Вилючинский или Кроноцкий. На вершине располагается кратер диаметром 300 м, который открыт в южном направлении. Выраженность кратерной воронки совершенная и по степени сохранности аналогична многим кратерам современных действующих вулканов Камчатки. На юго-западном склоне располагается эффузивный купол. Большая часть вулканической постройки, несомненно, сформировалась в современное (голоценовое) время.

Вулкан Хувхойтун (гора ХувхойтунKhuvkhoitun Volcano)располагается в истоках реки Правая Начики. Абсолютная высота - 2618,9 м (2613 м на современных картах), относительная - около 2000 м. В плане вулканическая постройка по форме близка к окружности диаметром 15-16 км. Западная часть вулкана в значительной степени перекрыта лавовыми потоками вулканов Новограбленова и Атласова, имеющими более молодой возраст. Площадь (видимая) - около 80 км². Объем изверженного материала - 60 км³. Вулкан Хувхойтун является наиболее крупным и самым высоким вулканическим сооружением района. Форма вулканической постройки - типичный, несколько эродированный конус. Углы наклона склонов достигают 25-30°. Глубокая эродированность склонов наблюдается не только в районе подножия вулкана, но и в его привершинной части, отмечаются, как правило, небольшие троговые долины, ледниковые кары, крутые распадки. Вершинная часть постройки также сильно эродирована и представляет собой узкий скалистый гребень. Вулканическая постройка сложена напластованием лавовых потоков с прослоями пирокластического материала. Количество пирокластического материала резко возрастает к вершинной части. Сочетание большого количества рыхлого пирокластического материала в постройке с мощным современным оледенением и обусловило большую расчлененность привершинной части. Лавовые потоки имеют различную мощность - от 1-2 м до первых десятков метров и представлены андезитами, андезито-базальтами и в редких случаях базальтами. Более кислые разности лав, как правило, приурочены к вершинной части вулкана. В некоторых местах на склоне вулкана наблюдаются дайки базальтового состава. Возраст вулкана Хувхойтун верхнечетвертичный.

Русаковские горячие источники. Источники расположены в глубокой, обрамленной высокими, крутыми склонами отрогов Срединного хребта живописной долине Левой Русаковой (Сановаям). Выше долина упирается в одну из красивейших вершин этой части хребта - сопку Тылеле высотой 2253 м.
Основные выходы источников расположены на плоской площадке у подножия левого борта. Здесь, среди вязких глинистых участков, горячих и теплых лужиц и озеринок, действует несколько сильных газирующих грифонов, изливающих воду с температурой до 75°. В полусотне метров выше по долине, на склоне, на высоте 25 м выбивается еще одна сильная струя с температурой 43°. Общий дебит - 135 л/с, минерализация - 0,91 г/л, кремнекислота - 0,044 г/л,
Вся вода протекает через небольшой купальный бассейн. В советское время рядом с ним на площадке с теплым грунтом был построен одноэтажный дом отдыха местных рыболовецких предприятий, сейчас этого дома нет.
В 4 км ниже по течению, на противоположном берегу реки расположен самостоятельный источник «Горячий лог» с дебитом 8 л/с и температурой 54°. От села Ивашки до источников -80 км. Три четверти пути можно проехать на автомашине.
Жители села Ивашки активно посещают источники. Для размещения сюда завезли три 40-тонныйх контейнера, оборудованных под жилье. В каждом контейнере могут разместиться 6 человек. Для этого есть 6 спальных мест, столик, печка. Построен уличный туалет.

Паланские горячие источники находятся в верховьях Верхней Паланы, на одном из ее правых притоков, в полукилометре от его устья, являются памятником природы. Это единственные источники в северо-западной части полуострова, и поэтому, несмотря на их удаленность от Паланы - 100 км, они очень популярны у местных жителей. Одна группа мелких выходов расположена в неглубоком ущелье этого притока. Горячая вода выбивается из трещин в скалистом обрыве многочисленными струйками. Интересен вид этих обрывов, окрашенных разноцветными отложениями и колониями термофилов.
Вторая - главная группа расположена над ущельем, на правобережном покатом склоне, где около десятка грифонов разной мощности изливают воду с температурой до 95°. Над грифонами устроено несколько ванн, закрытых поликарбонатом. На склоне холодной воды нет, разбавлять воду нечем, поэтому даже мыться тяжело. У источников построен небольшой дом, всегда полный людей.
Напротив основных источников, у берега Верхней Паланы, тоже имеются выходы термальной воды, но более слабые.
Общий дебит источников - 16,5 л/с, минерализация - 0,76 г/л, содержание кремнекислоты - 0,065 г/л.
В конце 90-х годов на нижней террасе, ближе к реке был построен новый дом, рассчитанный на размещение туристов до 20 чел. Это был проект молодежного туристского маршрута. Но в настоящее время всё заглохло. В результате аварии вышла из строя система отопления и огромный красивый дом постепенно разрушается. Администрация Корякского округа никаких мер не принимают из-за отсутствия финансов.

Хухлотваямские горячие источники находятся они в долине левого притока реки Левая Русакова -Хухлотваяма (не смешивать со следующим ниже по течению притоком Хухотваямом). Хухлотваям- крупная река, впадающая в Левую Русакову в 4 км ниже Русаковских источников и отделенная от основной реки отрогом Срединного хребта - Каюританом. Выходы горячих вод протянулись на несколько километров и состоят из трех групп, из которых две расположены на правой стороне и одна - на левой. Первая, нижняя группа состоит из многочисленных разрозненных выходов, растянувшихся вдоль долины, как у подножия, так и на крутых склонах Каюритана. Обращает внимание один из выходов в виде небольшого теплого бассейна, находящегося у самого подножия скалы, названной туристами Парус, высотой около 10 м, выдвинувшейся и даже немного нависшей над рекой! Температура выходов воды различная, достигает 76 °С.
Средняя группа расположена на плоском дне долины. Здесь лежит небольшое озерко с теплой водой а выше по долине протекает горячий ручей, начинающийся от группы грифонов с температурой около 75 °С. Дно его покрыто плотным ковром разноцветных термофилов.
Верхняя группа всего в километре выше на левом берегу, где выбиваются струи с температурой около 50 °С.
Общий дебит всех групп - около 100 л/с.

10. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Географическое положение, рельеф района похода

Срединный хребет – главное горное сооружение Камчатки, состоящее из серии горных кряжей, горных групп и изолированных вершин. Хребет протянулся в северо-восточном направлении почти на 900 км и представляет собой сложно построенную сильно расчлененную горную систему, ширина которой достигает 100 км. Его восточный склон крутой и обрывистый, западный, же напротив, пологий, отличающийся сглаженными формами. Максимальные высоты хребта в южной части достигают 2000 м. Северные цепи Срединного хребта имеют меньшие абсолютные высоты: они образуются резко расчлененными горными кряжами, вытянутыми вдоль главной оси, их высоты колеблются в пределах 1200-1900 м. Граница между двумя морфологически различными частями Срединного хребта служит действующий вулкан Ичинский, расположенный к западу от водораздельной линии с абсолютной отметкой 3621м. Вообще же, по данным вулканологов, в Срединном хребте насчитывается 155 вулканов. Севернее горы Алней (2581 м) размещается ряд вулканов, образующих вулканическую цепь с абсолютными отметками более 2000 м: Шишель (2531 м), Хувхойтун (2618 м), Острый (2549 м) и другие. К основанию вулканов примыкают лавовые плато, которые расчленяются водотоками, берущими начало с главной линии хребта. Высоты на этих плато достигают абсолютных отметок 1100 м.
По сравнению с другими вулканическими районами Срединного хребта в северной части отмечаются наибольшие абсолютные высоты вулканов (от 1700 м до 2500 м), а относительные — от 1200 м до 2000 м. Вулканы располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, поэтому основания их взаимно перекрываются. В некоторых случаях наблюдаются только вершинные части построек, а основная часть конуса перекрыта лавовыми потоками более молодых вулканов. Наибольшее количество вулканов сосредоточено в центре массива. На отрезке примерно в тридцать километров располагается около половины всех вулканических образований этого района. Преобладающими типами являются щитовые вулканы и стратовулканы с преимущественным развитием лавовых комплексов, реже наблюдаются переходные типы вулканов - сочетание щитового со стратовулканом.
Срединный хребет, где сосредоточено несколько ледниковых увалов, является одним из основных центров современного оледенения Камчатки. В Срединном хребте существуют долинный, каровые и котловинные ледники, которые образовались на имеющихся здесь разрушенных вулканах. Крупнейшие из ледников, имеющихся на Камчатке, занимающие площадь более 10 км2, относятся к долинным ледникам, и большинство из них расположено на Срединном хребте.
На его вершинах раскинулся 241 ледник. В сумме эти ледники занимают площадь 470,6 км2, что составляет более половины площади современных ледников, имеющихся на Камчатке. Ледники приурочены к высоким горным узлам хребта. Наиболее южный ледниковый узел в Срединном хребте расположен на Ичинском вулкане, который представляет собой изолированный очаг оледенения. Здесь насчитывается 16 ледников общей площадью 29,3 км2. Несмотря на наличие фумарол в ледниковом панцире вулкана, ледники имеют чистый лед без примеси пирокластического материала. Распространенные севернее ледниковые массивы (Алней - Чашаконджа – 27 ледников площадью 62,1 км2, Шишель - Айнелькан - 53 ледника площадью 82,7 км2, Острая -Хувхойтун - 66 ледников площадью 232,4 км2 и Паук - Тылеле - 798 ледников площадью 64,1 км2) также характеризуются чистотой льда, хотя свежий облик лавовых потоков свидетельствует о сравнительно недавней вулканической деятельности в этом районе.
Для наиболее высоких участков Срединного хребта характерен альпийский рельеф, сформировавшийся под воздействием древнего оледенения. На относительно пониженных участках часто встречаются треги, цирки, кары и другие ледниковые формы рельефа. Наряду с этим сохранились фрагменты древней поверхности выравнивания: вершины многих гор плоские имеют низкие плато, расчлененные реками, конусами потухших вулканов, отдельные островершинные гребни, глубокие каньоны.
Абсолютные отметки высот района колеблются от 600 м до 1700 м. Относительные превышения обычно составляют 400 - 800 метров.
Склоны гор крутые, до 30-45 градусов, рассечены многочисленными каньонообразными распадками. Густота эрозионной сети от 0,5 - 0,8 до 2,0 км2.

Климат.

Климат Срединного хребта в разных его частях неодинаков. Особенно велики различия в климатических условиях восточного и западного склонов. На восточном склоне, простирающемся перпендикулярно к господствующим ветрам, осадков выпадает почти в три раза больше, чем на западном. Средняя толщина снежного покрова достигает 1,5 - 2,5 м, а в узких ущельях и долинах доходит нередко до нескольких десятков метров. Снег лежит довольно долго, особенно на вершинах хребта. На западном склоне климат более континентальный. Средняя мощность снежного покрова сравнительно невелика, и снег сходит гораздо раньше, чем на восточном склоне.
Вследствие большой абсолютной высоты района Срединного хребта климат здесь суровее, чем на окружающих низменностях. В январе среднесуточные температуры ниже - 20 °С, ветровой режим зимой бурный, в совокупности всё это создает большую жёсткость погоды в привершинных частях Срединного хребта (выше границы леса). Лето короткое, среднесуточная температура в июле не превышает +10 °С. За счет глубоко расчлененного рельефа, многоснежности, бурных метелей и т.п., Срединный хребет имеет высокую лавинную опасность. Во многих случаях лавины вырываются обвалом снежных козырьков, карнизов. Поэтому именно подветренные склоны и их подножия наиболее лавиноопасны.
Лавинная активность носит стихийно-эпизодический характер с непродолжительным временным отрезком после обильных снегопадов, метелей, вызванных проходящими циклонами, или в период интенсивного снеготаяния. Сходы лавин наблюдаются обычно во второй половине дня в момент максимального насыщения верхнего слоя снежного покрова водой.

Растительный мир и животный мир

Растительный покров Восточного и западного склонов Срединного хребта различен, что объясняется в первую очередь различиями в климатических условиях. На восточном склоне хорошо выражена высотная поясность. В его нижней части по холмам и предгорьям до высоты 250-300 м растут хвойные леса. Выше распространены каменные березняки, образующие верхний пояс лесной растительности. На высоте 900-1000 м они переходят в заросли субальпийских кустарников, которые затем сменяются высокогорной растительностью – кустарнички рододендрона, высокогорные мхи, лишайники.
Плоские поверхности вулканических плато и горных массивов Срединного хребта покрыты сухими горными тундрами и шишковниками, а их склоны – зарослями кустарников, переходящих ниже в пояс каменных березняков.
Растительный мир типичен для горных районов Камчатки. Распределение растительности имеет хорошо выраженную зональность. По долинам крупных ручьев произрастает тополь, ива, ветла, тальник, ольха, чозения; нижние части пологих склонов до высот 700 - 750м покрыты каменноберезовым (участками парковым) лесом с подлеском из рябины, шиповника, жимолости и ольхового стланика. В интервале 700 - 1000 м склоны покрыты густыми, трудно проходимыми зарослями кедрового и ольхового стланика. Залесенность до высоты 1000 м составляет практически 100 %. Выше 1100 м располагаются зоны горных тундр и каменных россыпей. Район практически лишен прямоствольной древесной растительности, пригодной для использования в строительстве.

Животный мир довольно скудный и представлен бурым медведем, зайцем, соболем, горностаем и редко белкой. На высокогорье в районе гор Балхач и Снежная встречаются единичные небольшие стада снежных баранов. Выпас северных оленей на площади не производится, хотя часть территории (около 5%) относится к категории оленьих пастбищ. Из птиц распространены мелкие виды, очень редко встречаются глухарь куропатка, утка.

Туристское освоение района

Первый большой поход на Срединный хребет был организован камчатскими туристами в августе 1974 года. Маршрут выглядел таким образом: Эссо - влк.Ичинский - влк.Хангар - Мильково (5 к.с. пешеходный), рук.Меньшиков В.И.

Затем лыжный поход по этому району делает группа под руководством москвича Маклецова А. в 1976г.  Семенов В.И. проходит летом из Ивашки в Палану через Русаковские г.и. Комбинированный маршрут Палана - р.Твейвэем – Русаковские г.и. - р. Лев. Хайлюля – г. Снеговая (восх.) - сплав по р. Хайлюле до пос.Хайлюля совершила в 1977г. группа из Загорска под руководством Балюк Н.В.

В августе 1978г. камчатские туристы под руководством Шевченко Т.Г. прошли маршрут из Ивашки в Палану через Дранкинские г.и.

Затем Камчатская областная МКК разрабатывает план на несколько лет по освоению Срединного хребта от Эссо и до Тымлата. В апреле 1979г. проходится маршрут- с.Тигиль - оз.Двухюрточное - Киреунские г.и. - влк.Алней (восх.) - р.Тигиль – Эссо, рук. Кан Р.Т.

В следующем, 1980г., экспедицией Клуба туристов был охвачен район от г.Острой до г.Тылеле. Группа вышла из Ивашки. На Русаковских г.и. была сделана база. Отсюда было сделано кольцо в район г.Острой с восхождением на нее. А затем был выполнен линейный маршрут на Палану через Окессваямские, Ивашкинские и Паланские горячие ключи. Рук. Лангбурд К.А.

1981 г. - лыжный маршрут - Ключи - г.Шишель - г.Хувхойтун - г.Острая - Палана, 5 к.с., рук. Лангбурд К.А.

1983 г. - лыжный маршрут - Палана - Срединный хребет - Оссора, 5 к.с., рук. Кан Р.Т.

1987 г. - лыжный маршрут - Ивашка - г.Снеговая - пер.Сановаямский (2А) - Палана, 5 к.с., рук. Лангбурд К.А.

1990г. - лыжный маршрут Эссо - г.Алней - г.Хувхойтун - Русаковские г.и. - Паланские г.и. - Тымлатские г.и. - Оссора, 6 к.с., рук. Лангбурд К.А.
После долгого перерыва наступила очередь южной части Срединного хребта.

2002 г. - лыжный маршрут - Срединный хр.- с.Малки - р.Степанова - р.Немтик –с. Ганалы, 3 к.с., рук. Лангбурд К.А.

2003 г. - лыжный маршрут - Срединный хр.- с. Ганалы - р.Немтик - г.Кагнисин - р.Озерная Камчатка - Пущино, 5 к.с., рук. Лангбурд К.А.

2006 г. - лыжный маршрут - Срединный хребет - Ганалы - г.Кагнисин - р.Левая - р. Озерная Камчатка - р.Широкая - р.Лев.Андриановка - Мильково, 5 к.с., рук. Лангбурд К.А.

В 2007 г. Камчатским клубом туристов был заявлен лыжный поход 6 к.с. по Срединному хребту, но в начале похода выпало очень много снега, в горах возникла большая лавинная опасность и группе пришлось сойти с маршрута на 13 день, так как в пурге просидели 6 дней.

В 2008 г. Группа Камчатского клуба туристов имени Глеба Травина прошла лыжный маршрут 6 к.с. по Срединному хребту: Мильково - в.Хангар- г.Костина - г.Баранья - г.Центральная - г. Отвесная - г. Козыревка - Эссо, рук. Лангбурд К.А.

Материальное обеспечение похода

Материальное обеспечение похода производилось из расчета полностью автономного существования группы на участке р.Анчиваям - Русаковские г.и. плюс заброска продуктов на Русаковские г.и. на участок пути до п.Палана.

Питание

Вопросы питания отработаны в течение многих зимних походов. Меню не очень разнообразно, но достаточно калорийно.
Завтрак – каша в пакетах (не пригорает) + колбаса п/копченая, 50 (варится), чай, масло, галеты 5 шт., сахар.
Обед – чашка бульона + сыр (50 г) + колбаса (50 г) или чашка бульона + сало (50 г) + колбаса (50 г), чай, галеты, сахар.
Ужин – смесь сублимированного супа с картофельным пюре и яичным порошком, чай, галеты, сахар.
К этому ежедневному рациону добавляется шоколад на каждом перевале, орешки, сухофрукты, чай из термоса.
Список продуктов см. таблицу.

Список продуктов

0,800

4,0

120,0

На участок р.Анчиваям - Русаковские г.и. группа взяла 70 кг продуктов.
На участок Русаковские г.и. - п.Палана была сделана заброска продуктов - 50 кг.

Впервые в ложный лыжный поход, исходя из количественного состава – 5 чел, мы взяли палатку с металлическими дугами, а не шатровую. Итак, палатка Red Fox Arctic Fox V2, 4-5--местная, п/сферическая с 5-ю дугами, с большим тамбуром с одной стороны и малым с другой стороны. Палатка изготовлена из материалов очень высокого качества, за исключением алюминиевых дуг. За поход 2 поломки звеньев дуг.
Все участники имели хорошие лыжи, трое участников шли на лыжах марки «MADSHUS». Все согласились, что это самый лучший вариант. Все лыжи пластик с металлическим кантом и насечкой. Ширина лыж вверху 90 мм, в средней части 78 мм, крепления тросиковые, типа «Азимут».
Спальники у всех участников на температуру min - 28°.
Санки пластиковые финские заказывали в Москве.
Особое внимание мы уделили снаряжению для страховки и движения по лавиноопасным участкам. В нашем арсенале были жумары, карабины, лавинные датчики ARVA Evo-3, лавинные зонды ARVA, лавинные лопаты ARVA.
Впервые для приготовления пищи мы применяли бензиновые горелки SOTO Muka-stove. Результат отличный, горелки безотказные. Но здесь надо отметить, что бензин мы применяли очень качественный, чистый, марки «калоша».
Для связи использовали спутниковый телефон TELIT системы Globalstar c батареей-аккумулятором очень высокой емкости 7500 mAh. Её хватило на весь поход. Остальную аппаратуру мы заряжали от солнечной батареи.

Личное снаряжение

Коврик 3-х слойный

Штормовая куртка (гортекс)

Куртка теплая пуховая

Брюки (гортекс, нейлон и т.п.)

Свитер (флиска)

1 бут.

Газовая горелка

18.

Газовый баллон (на -20°С)

0,25

24,0

254,0

50,6

С учетом заброски продуктов и бензина на Русаковские г.и. вес на 1 чел. на старте похода был 39 кг.

Состав походной аптечки

• Адельфан
  • Диабазол

13.

При температуре и головной боли

• Парацетомол

Нашатырный спирт

Вата

Спирт 96%

11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Авто: г. Петропавловск-Камчатский - с.Тигиль

326000 руб.

Доля расходов для 1 чел.:

65200  руб.

Транспортную доставку группы камчатской группы 5 чел. к месту начала похода и авиаперелет с.Палана - Петропавловск-Камчатский обеспечивало Министерство спорта и молодежной политики  Камчатского края. Агентство по туризму и внешним связям Камчатского края внесло свой весомый вклад в организации экспедиции, обеспечив группу снаряжением и продуктами питания.

12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группа Камчатского клуба туристов им. Глеба Травина успешно прошла лыжный маршрут 6 к.с. по Срединному хребту: п.Тигиль - р.Анчиваям - г.Хувхойтун (восх.) - г.Острая (восх.) - Русаковские г.и. - Паланские г.и. - п. Палана с 01.04. по 26.04.2016.
Главные цели похода:
- изучение туристского потенциала Срединного хребта Камчатки, конкретно туристских объектов: ледников, вершин Хувхойтун, Острая, Паук, горячих источников Русаковские, Паланские.
- международное сотрудничество в спортивном туризме
- борьба за призовое место на Чемпионате России по лыжному туризму
Итоги похода: 370 км на лыжах за 26 дней, 13 перевалов, 2 вершины.
Перевалы: н/к - 2, 1А - 7, 1Б - 3, 2А - 2. Первопрохождение 6 перевалов: Крутой 1500 м, 2А, Каюританский 1650 м, 2А, Кевенэй 1400 м, 1Б, Сложный 1000 м, 1Б, Ближний 1300 м (подъем), 1Б, траверс восточных склонов г.Острая,  - 5 км, 1850 м, 1А.
Вершины: г.Хувхойтун, 2620 м, 2А, г.Острая, 2552 м, 2А.
Перепад высот - 17 км.
Особенностью в этом походе на Срединный хребет было, конечно же, заранее оговоренное и спланированное взаимодействие на маршруте с группой японских альпинистов из клуба «Хоккайдо». Это: Ryo Hazuki - руководитель, Shungo Fukumoto, Shusuke Yamazaki, Ken Kondo, Hiroki Nakaoka .
Пятеро молодых, но технически и физически очень хорошо подготовленных ребят должны были по предварительному плану идти параллельно с нами на вершины г.Хувхойтун, г.Острая, г.Паук и выйти на Паланские горячие ключи, где их ожидал снегоход для доставки в Палану.
Но возникла сложная ситуация со снегоходами в Тигиле, которые должны были работать с нами и японцами. В результате резкого и быстрого таяния снегов и поднятия уровня воды в реках и ручьях выполнить подъезд к Срединному стало невозможно.
Чрезвычайная ситуация заставила объединить наши усилия и финансы с японской группой и добраться до хребта на вертолете.
Таким образом, судьба, а вернее природные катаклизмы свели нас с японской группой с самого начала маршрута по Срединному хребту. И так, две совершенно автономные группы по 5 чел. во всем: в снаряжении, в питании, в тактике и технике стали работать параллельно и вместе на маршруте Тигиль - р.Анчиваям - г.Хувхойтун 2620 (восх.) - г. Острая 2552 (восх.) - Русаковские горячие ключи - г. Паук 1880 (восх.) - Паланские горячие источники.
На Русаковских г.и. обе группы пополнили запасы продуктов, бензина из заброски.
От Паланских ключей японцы планировали уехать на снегоходе, а мы идти в Палану на лыжах. Но по иронии судьбы сломался снегоход и японцы вместе с нами проделали 100 км переход в Палану на лыжах.
Ситуация по снежным покровам в этом году сложилась непростая. В первый день высадка с вертолета произвелась в малоснежный район. Наличие большого количества камней усложняло движение на лыжах с санями.
Свободней вздохнули только на леднике Слюнина. На леднике Лелякина снега тоже было мало, а на леднике Хувхойтун встретили открытые трещины.
Погода на хребте особо не баловала. На вершину г.Хувхойтун, 2620 м поднялись без проблем. А вот переход от г.Хувхойтун к г.Острая проходил сложно. Плохая видимость временами до нуля. Уходили на запасные варианты на восточные склоны хребта. Но с другой стороны, не проиграли в сложности перевалов и сделали первопрохождение участка г.Хувхойтун - вулк.Спокойный - вост.склоны г.Острая - р.Л. Хайлюля - р.Хайлюля - р.Иэтваям.
Погода внесла коррективы и после Русаковских гор. ист. На хребет поднялись и ушли с хребта без траверса к горе Паук. И г. Паук оставили до лучших времен.
Перевалы 1Б, 2А проходили в кошках. На восхождениях на вулканы Хувхойтун и Острая кошки надели после 1/3 подъема.
На некоторых перевалах применили страховку веревкой. Особенно сложным оказался подъем по оледенелым склонам верхушки г.Острая. сильный ветер не дал возможности нашей группе подняться на самый пик.
Японская группа (5 чел.) вышла на восхождение раньше на 1,5 часа. Очень быстро прошли участок на лыжах, затем в кошках по гребню поднялись до ледяной башни. Там пришлось применить страховку веревкой и они все успешно поднялись на вершину. Когда они были на вершине,мы поднимались по гребню. И тут поднялся сильный холодный ветер, сбивающий с ног. Мы не стали рисковать и не поднялись на ледяную башню. Японцы благополучно спустились и мы все вернулись в лагерь.
Тактика преодоления сложных перевалов остались без изменений. Подходили под взлет, ночевали и рано утром шли на перевал. Технику лавинной безопасности соблюдали на всех сложных участках.
Снаряжение, применяемое на маршруте, показало себя со всех сторон. Лыжи «MADSHUS» оправдали наши надежды и мы ими довольны. Палатка была взята «RED FOX ARCTIKA» из расчета на 5 чел. Но было тесновато. Рюкзаки оставляли снаружи. Качество палатки было несколько разным по элементам. Очень хорош материал тента и внутренней палатки, но неприятно сразило качество дуг. Две дуги из 5-ти сломались на 2-й день похода на соединениях трубок. Обувь у нас была как обычно надежная. Это утепленные (до - 40°С) сапоги фирмы BUFFIN (США). На бродах работают отлично. В креплениях «Азимут» работают нормально т.к. у них подошва «VIBRAM».
Впервые работали с горелкой «SOTO» японского производства. Претензий никаких, но правда, бензин мы применяли на этот раз только чистейший «КАЛОША».
Не смотря на холодные ночи (- 20°С, - 36°С), никто не жаловался на то, чтоб замерзал. Режим дня выполнялся неукоснительно. Подъем в 6:00, завтрак в 8:00 или 8:30. Обед в 13:00, и остановка на ночлег в 18:00. И только тактика на отдельных участках заставляла делать подъем раньше, и в 5:00, и в 4:00.
Актуально это было на участке с перевалом «Ближний» после Русаковских горячих ключей. До этого шел снег и создалась лавинная опасность. Когда снег прекратился, мы выдвинулись к ущелью, ведущему на перевал. Подняться на хребет было 2 запланированных варианта. Но видимость была только на том, которым мы воспользовались. Встали в 04:00 взяли первую ступень, заночевали. А затем также рано утром взяли вторую ступень с крутым взлетом.  Видимость по хребту была нулевая, траверс не состоялся и мы ушли с хребта вниз на р.Тоталанваям. Это был запасной вариант. А далее пришлось низами уходить на Паланские горячие ключи.
На Русаковских горячих источниках увидели много перемен. Нет старого колхозного дома. Вместо него 4 контейнера, переоборудованные под жилье. Каждый контейнер приспособлен к проживанию 6 чел., оборудован печью, 2-х ярусными кроватями. Туалет на улице. Бассейн в прежних размерах 50х6 м и том же состоянии, что в 1980 г
Преобразовались и Паланские горячие источники. Старый дом отремонтирован и там селятся местные жители, приезжающие отдыхать на источники. А внизу, возле реки построен новый дом, большой, но уже начинающий разваливаться, без должного внимания и ухода. Ванночки с горячей водой разной температуры выглядят красиво и ухожено. Всего их 5 (от 33°С до 45°С).
И Русаковские и Паланские г.и. очень посещаемые местными жителями. Техники снегоходной сейчас в районах очень много. И люди ездят зимой по выходным, по праздникам отдыхать на источники. Но после  20 апреля этот поток иссякает, реки, ручьи вскрываются и преграждают путь к источникам. Но с наступлением летних месяцев жизнь на источниках бьет ключом.

Общественно-полезная работа
По традиции Клуба перед походом мы провели пресс-конференцию для местного телевидения и газет. Рассказали о маршруте, о сотрудничестве с японскими альпинистами из альпклуба «Хоккайдо», о том, что мы посвящаем свой поход 90 летию Корякского округа. И, конечно, везде в Корякии нас принимали очень тепло, радужно. В Тигиле нас должны были местные на снегоходах подкинуть на р.Анчиваям, но, к сожалению, речки вскрылись, было очень тепло и снегоходы не смогли идти к хребту. Выручили вертолетчики, они на попутном рейсе выбросили нас на р.Анчиваям.
В п.Палана в газете «Народовластие» и «Палана» № 7 от 29.04.2016 были опубликованы статьи о лыжном походе 6 к.с. в апреле 2016 года.
На сайте Правительства Камчатского края была размещена информация о походе.
По окончании похода в п.Палана руководитель Лангбурд Константин и Рыжков Виктор посетили среднюю школу и прочитали там лекцию про туризм на Камчатке и непосредственно подробно про поход по Срединному хребту.
По возвращении в город Петропавловск было проведено общее собрание Клуба туристов им.Глеба Травина и группа сделала отчет о походе. На собрание были приглашены участники похода по Срединному хребту из Японии. Они поделились впечатлениями о походе.
Планируя лыжные походы по Срединному хребту необходимо иметь в виду, что:
1. Сложный рельеф Срединного хребта требует опыта участников, умения работать с картой, GPS, компасом.
2.В этом районе часто меняется погода, в феврале, марте, апреле очень возможны пурги, циклоны, облачность, штормовые ветра. Поэтому надо иметь запасные дни.
3.Удаленность от населенных пунктов требует от участников хорошей физической подготовки для длительных переходов.
4.Восхождения на вершины хребта: Алней, Шишель, Хувхойтун, Острая, Пик и др. и преодоление перевалов требуют от участников хорошей тактической и технической подготовки участников.
5.Высокая лавиноопасность в это время заставляет строго соблюдать правила лавинной безопасности, иметь специальное снаряжение (датчики, лопаты, зонды).
6.Советуем маршруты строить с юга на север. Перевалы проходить в ранние утренние часы. На подъемах и спусках использовать гребни.
7.Для забросок зимой можно договариваться с владельцами снегоходов в Тигиле, Палане, Ивашке.

Оценка категории сложности маршрута

Величина эквивалентной протяженности
ЭП = П + 5 (В + Т)
П - протяженность - 370 км
В - перепад высот - 17 км
Т - совершенная работа (перевалы  1А - 7 шт., 1Б -2 шт., 2А - 2 шт., вершины 2А - 2 шт.)
Т = 7 х 2 + 2 х 4 + 4 х 8 = 14 +8 + 32 = 54
Увеличение ЭПmin за счет лишних дней.
Количество лишних дней равно 26 - 24= 2 х 14 = 28
ЭПmin  = 580 + 28 = 608
Итак, ЭП= 370 + 5 (17 + 54) = 725 > 608.
Маршрут соответствует 6 к.с.

Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/kam4_lan/kam4_lan.htm" rel="nofollow"