Виды туризма

8 сентября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
0 758 0

Федерация спортивного туризма России 

Федерация спортивного туризма Республики Татарстан 

ОТЧЁТ 

о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута 

II категории сложности по Северному Уралу (Кытлымский горный район), совершенном группой туристов т/к КФУ Alter Ego 

в период с 25 апреля по 5 мая 2021 года. 

Маршрутная книжка № ФСТ – 04/21

Руководитель группы: 

Ермолаев Кирилл Алексеевич 

630117, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Российская, д. 15, кв. 19 

Моб. тел.: +79991576372 

E-mail: kiril-ermolaev@yandex.ru 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ РТ рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю категорией сложности. Отчёт использовать в библиотеке ФСТ РТ 

Судья по виду   (подпись) (Фамилия, И.О.) 

Председатель МКК (подпись) (Фамилия, И.О.) 

Штамп МКК 

Казань, 2021 г. 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ 

Проводящая организация 

Туристский клуб Казанского Федерального университета Alter Ego. Адрес: г. 

Казань, ул. Пушкина 32б, "https://vk.com/turclub_kfu" rel="nofollow"

 

Место проведения похода 

Поход проходил по территории Свердловской области РФ по Северному Уралу в Кытлымском горном районе. 

 

Общие сведения о маршруте 

 

 

Вид туризма 

Категория сложности 

Протяжённость активной части, км 

Продолжительность, дней 

Сроки проведения 

общая 

активная 

часть 

пешеходный 

вторая 

120,7 (в зачёт 

120,2) 

11 

25.04- 

05.05.2021 

Подробная нитка маршрута Заявленная 

г. Казань – г. Екатеринбург – пос. Павда – р. Березовка – р. Кушва – р. Березовка – пос. Кытлым – р. Катышёр – р. Конжаковка – пер. Конжаковский (1230, 1А) – Иовское плато – г. Конжаковский Камень (1570, 1А, рад) – траверс г. Иов (1263, 1А) – р. Сев. Иов – траверс г. Буртым (1148, 1А) – лесовозная дорога – р. Оньша – лесовозная дорога – а/д Карпинск-Кытлым – мост ч/з р. Каква – г. Екатеринбург – г. Казань 

Фактическая 

г. Казань – г. Екатеринбург – пос. Павда – р. Березовка – р. Кушва – р. Березовка – р. Лобва (переправа 1А) – пос. Кытлым – р. Катышёр – р. Конжаковка – г. Ю. Иов (восх. до 1290, 1А) – Иовское плато – траверс г. Иов (1263, 1А) – р. Сев. Иов – траверс г. Буртым (1148, 1А) – лесовозная дорога – р. Оньша – лесовозная дорога – а/д Карпинск-Кытлым – мост ч/з р. Каква – г. Екатеринбург – г. Казань 

Определяющие участки маршрута 

 

Вид 

препятствия 

Категория 

трудности 

Характеристика препятствия 

Путь или способ 

прохождения 

 

переправа 

 

1А 

р. Лобва – ширина 10 м, глубина 0,7 м, течение 1,5 м/с, дно 

каменистое 

 

стенкой по трое и двое 

 

переправа 

 

н/к 

второй рукав р. Лобва, р. Сев. Иов, р. Березовка – ширина 5-7 м, глубина 0,3-0,4 м, течение 1- 

1,5 м/с, дно каменистое 

 

по одному с самостраховкой 

 

переправа 

 

н/к 

р. Березовка – ширина 8 м, 

глубина 0,5 м, течение 1,8-2 м/с, дно обледенелое 

По одному с 

самостраховкой и подстраховкой с берега 

 

 

вершина 

 

н/к 

г. Ю. Иов до высоты 1290 м, склоны осыпные, средне- крупный курум, местами 

обледенелый 

с самостраховкой по Ю гребню с марафонки до предвершинных скал 

 

траверс 

 

1А 

г. Иов, 1263 м, склоны травянисто-осыпные, средний 

курум 

с самостраховкой с Ю на С, спуск по СЗ 

гребню 

 

траверс 

 

1А 

г. Буртым, 1148 м, склоны травянисто-осыпные, средний 

курум 

с самостраховкой с Ю на С 

 

Состав группы 

 

ФИО 

Год 

рождения 

Адрес и телефон 

Опыт 

Обязанность 

в группе 

Ермолаев Кирилл Алексеевич 

 

1998 

г.Новосибирск, ул. Российская 15, кв. 

19 +79991576372 

Алтай, ЮЧХ – 4ГУ, 2020 г. 

Кузнецкий Алатау – 1(с эл.2)ПР, 2020 г. 

 

руководитель 

 

Чечубалин Антон Петрович 

 

1999 

г. Казань, ул. Бутлерова 6, кв. 

308б +79274034751 

Марий Эл – 1ПР, 2020 г. Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. Кузнецкий Алатау – 1(с 

эл.2)ПР, 2020 г. 

 

участник 

Ершова Федосья Александровна 

 

1998 

г. Казань, ул. Аделя Кутуя 2/17, кв. 491 

+79136194321 

 

Марий Эл – 1ПУ, 2020 г. 

 

завхоз 

Зепсен Александр Андреевич 

 

1996 

г. Казань, ул. 

Адоратского 13, кв. 

224 +79656235316 

Марий Эл – 1ПУ, 2020 г. Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. 

 

медик 

Набиева Лилия Ялиловна 

 

1997 

г. Казань, ул. Гвардейская 32 

+79127459250 

 

Южный Урал – 1ПУ, 2019 г. 

 

ремонтник 

Касаткина Светлана Алексеевна 

 

2002 

г. Казань, ул. 

Деревня Универсиады 13, кв. 

305 +79046694171 

 

Марий Эл – 1ПУ, 2020 г. 

 

хронометрист 

Халилов Эрнест Арсенович 

 

1998 

г. Казань, ул. Бутлерова 6 

+79600834775 

 

Марий Эл – 1ПУ, 2020 г. 

 

участник 

Борисов Артём Вячеславович 

 

2001 

г. Казань, ул. 

Космонавтов 20, кв. 

30 +79874209795 

 

Марий Эл – 1ПУ, 2020 г. 

 

фотограф 

Место хранения отчёта и всех материалов к нему 

Отчёт хранится в библиотеке ФСТ РТ. Фото и видеоматериалы находятся у руководителя. 

Выпускающая МКК 

Поход рассмотрен МКК федерации спортивного туризма Республики Татарстан, код 116-00-535550000. 

ОПИСАНИЕ ТСМ 

Общая идея и особенности похода 

Главная идея похода – провести двойку на майские праздники, сплотить молодую команду, подготовить её к походам более высоких категорий, поучиться перемещению по курумам и осыпным склонам, потренировать переправы вброд. Хотя обычно в этот район ходят чуть позже (примерно на 4-5 дней), но всей команде было удобно выезжать и возвращаться именно в эти сроки, потому они и были выбраны. 

В этом году была очень снежная зима, однако весна в долины пришла рано, поэтому наст сформировался, большая часть снега уже растаяла. В ходе похода ни разу не было сильно тепло, каждую ночь, кроме последней, стояли отрицательные температуры, так что активного таяния снега и заполнения рек не происходило. 

 

Расположение ООПТ, дислокация ПСО 

ООПТ в районе нет. В МЧС по Свердловской области регистрировались онлайн. 

Телефон ПСО Свердловской области: +7 (343) 371-22-77. 

 

Варианты подъезда и отъезда 

Так как команда собралась студенческая, пытались удешевить проезд. До Екатеринбурга и обратно ходит множество поездов, так что с покупкой билетов проблем не было. В Екатеринбург ехали на поезде 378Й (отъезд в 20:08, прибыл в 12:18), обратно на 377Г (отъезд из Екатеринбурга в 22:24, прибытие в Казань в 11:30). 

От вокзала в Екатеринбурге и до места старта (пос. Павда), а также от точки финиша (мост через р. Какву на дороге Карпинск-Кытлым) ехали на заказной «Газели», которую нашли по телефону +7 (343) 310-10-10, получилось надёжно и дёшево: 18р/км. 

 

Аварийные выходы 

Аварийные выходы возможны в пос. Кытлым, по технологической дороге или 

«марафонке» к а/д Карпинск-Кытлым и т/б «Серебрянский Камень», на завершающем этапе можно остановиться в пос. Каквинские Печи (сейчас расформировывается). 

 

Запасные варианты 

 

Даты 

Дни 

пути 

Участки маршрута 

км 

Способы 

передвижения 

28.04- 

29.04 

3-4 

Проход участка по «марафонке» 

Пешком 

 

30.04 

 

Восхождение на г. Ю. Иов (1311, 

1А) вместо г. Конжаковский Камень 

 

1,5 

 

Пешком 

30.04 

Вместо траверса г. Иов – спуск в 

дол. р. Сев. Иов 

Пешком 

 

01.05 

 

Обход траверса г. Буртым через седловину м/у Буртымом и Ощим 

Камнем 

 

 

Пешком 

Изменения маршрута и их причины 

  1. Вместо основного варианта перемещения к «Поляне художников» через междуречье Катышёра и Конжаковки прошли этот участок по «марафонке», в соответствии с запасным вариантом, так как предполагали большую глубину снега (как и оказалось), а наст на тропе держал лучше, чем в лесу. 

  1. Отказались от восхождения на Конжаковский Камень из-за очень сильного ветра и большого количества снега на горе (предполагался наст и натёчный лёд, а кошек у нас не было), от памятника на «марафонке» пошли вверх на г. Ю. Иов, куда поднялись по южному гребню до предвершинной стеночки. В процессе заметили натёчный лёд и наст, что подтвердило опасения встрять на Конжаковском Камне или попасть в ЧС в данных условиях. 

Считаем замену обоснованной, тем более, она была сделана в соответствии с запасным вариантом, продуманным как раз на такой случай. 

  1. В соответствии с предыдущим изменением, спустились на Иовское Плато через массив Южного Иова, а не через перевал Конжаковский. 

  1. Были сделаны небольшие изменения в местах ночёвок, так как мы немного опережали график первые 3 дня. 

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ 

 

Средняя продолжительность светлого времени суток (апрель-май) – 16 ч. Восход солнца - 5:00, закат - 20:50 (по местному времени, примерно). 

 

 

Дата 

День пути 

 

Участки маршрута 

Протяжен ность, км 

Перепад высот, м 

 

ЧХВ 

Определяющие препятствия, характер 

движения 

26.04 

пос. Павда – д. р. 

Березовка 

+40 

1 ч 55 

мин 

лесная дорога 

 

 

27.04 

 

 

 

д. р. Березовка – р. Кушва 

– д. р. Березовка (приток Лобвы) 

 

 

22,8 

 

+480 / 

-70 

 

7 ч 38 

мин 

лесная дорога, переправы ч/з р. Березовка (2*н/к), тропёжка снега, 

буранка 

 

 

 

28.04 

 

 

 

д. р. Березовка (приток Лобвы) – р. Лобва – пос. 

Кытлым 

 

7,7 

 

-240 

2 ч 9 мин 

лесная дорога, 

переправа ч/з р. Лобва (1А+н/к) 

пос. Кытлым – р. Катышёр – д. р. Конжаковка (на 

«марафонке») 

 

9,1 

 

+80 / 

-110 

 

2 ч 32 

мин 

 

асфальт, лесная дорога 

 

29.04 

 

д. р. Конжаковка (на 

«марафонке») – р. 

Конжаковка – «Поляна художников» 

 

8,8 

 

+480 / 

-90 

 

3 ч 18 

мин 

 

лесная дорога, буранка 

 

 

 

30.04 

 

 

 

«Поляна художников» – г. Ю. Иов (восх. до 1290, н/к) – Иовское плато 

 

4 (в зачёт 

3,7) 

 

+460 / 

-160 

 

2 ч 22 

мин 

г. Ю. Иов (восх. до 1290, н/к), средне- крупный курум, 

местами обледенелый 

Иовское плато – траверс 

г. Иов (1263, 1А) – р. Сев. 

Иов 

 

7,2 

+130 / 

-740 

4 ч 41 

мин 

траверс г. Иов (1268, 1А), средний курум 

 

01.05 

 

р. Сев. Иов – траверс г. Буртым (1148, 1А) – 

лесовозная дорога 

 

13,2 

+660 / 

-740 

6 ч 43 

мин 

траверс г. Буртым (1148, 1А), средний 

курум, снег 

02.05 

лесовозная дорога – р. 

Оньша 

19,9 

+110 / 

-250 

5 ч 10 

мин 

грунтовая дорога 

 

03- 

04.05 

 

8-9 

р. Оньша – лесовозная дорога – а/д Карпинск- Кытлым – мост ч/з р. 

Каква 

20 (в 

зачет 19,8) 

 

+90 / 

-160 

 

5 ч 16 

мин 

 

грунтовая дорога, асфальт 

 

Всего: 

120,7 (в 

зачёт 120,2) км 

+2530 / 

-2569 

41 ч 44 

мин 

 

 

 

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Рис. 1 – Высотный график маршрута. Треугольники с цифрами – ночёвки и их номера. 

 

Общий перепад высот ΔH = 5,09 км (2530 вверх, 2560 вниз). 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА 

 

Примечания: время всюду указано местное (МСК +2); все указания сторон, если это не оговорено отдельно, орографические; интервалы времени – ЧХВ; все координаты по GPS, используются географические координаты WGS 84; азимут приводится истинный (магнитное склонение восточное 17˚). Карты пути на каждый день – вырезки с карт масштаба 1:100 000. 

Красная сплошная линия на фотографиях и жёлтая на картах – пройденный группой путь. 

 

Дата: 26.04.2021 г. 

День пути: 1 

Погода за день 

 

 

пасмурно, мелкий дождь 

Маршрут за день: пос. Павда – д. р. Березовка 

Пройденное расстояние, 

км: 8 

Общий перепад высот, м: 

+40 

ЧХВ: 1 час 55 минут 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Группа вышла с поезда в 12:20. Руководитель заранее приехал из Новосибирска и ждал на вокзале. (Примечание: вокзал Екатеринбурга очень запутан, руководитель имел возможность несколько часов его обходить и только благодаря этому стал хорошо в нём ориентироваться). Водитель нас уже ждал, по звонку заехал на территорию вокзальной парковки – там 15 минут бесплатно, быстро загрузились и в 12:50 поехали. 

Дорога идёт по хорошей трассе, только после поворота у Новой Ляли начинается полуасфальт-полугравийка. Если у водителя машина подороже «Газели», он может начать ругаться. Наш прекрасно довёз, а после того, как мы накинули 500 р за плохую дорогу ещё и пообещал показать хорошее кафе узбекской кухни на обратном пути. (Оно и правда оказалось очень хорошим и недорогим, после похода мы убедились в этом). 

В 18:05 приехали в Павду, выгрузились на остановке (Ф.1). Некоторое время перекидывали вещи по рюкзакам, поэтому вышли на маршрут в 18:33. От Павды идёт 

хорошая лесная дорога, снега вокруг нет (Ф.2). Иногда из-за отсутствия снега и большого количества зелени казалось, что мы идём летом. Но из-за весны и дождей, на дороге много грязи и луж. Для ускорения движения, через некоторое время натягиваем бахилы ОЗК и далее свободно движемся по дороге (Ф.3). Хоть и начало смеркаться, но мы решили, раз все ещё не перестроились на местное время, а дорога понятно и чётко ведёт куда нам надо, пройти на пару километров больше первоначального плана до места получше. Остановились мы ещё по свету в 21:00 (смеркается тут долго), не доходя 300 м до места моста через р. Березовка на её левом берегу в лесочке. ЧХВ от Павды по дороге до этого места 1 час 55 минут. Дров вокруг много, небольшой дождь, накапывающий от Павды, прекратился к ночи, вода была в 300 метрах дальше по дороге в реке, координаты ночёвки N 59.316858˚, E 59.462196˚. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 1. Группа в Павде, на фоне новой дамбы (Артём фотографирует) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 2. Дорога от Павды 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу 

Фото 3. Идём в бахилах 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Дата: 27.04.2021 г. 

День пути: 2 

Погода за день 

сплошная облачность, без 

осадков 

пасмурно, временами 

дождь 

облачность, временами 

дождь 

Маршрут за день: д. р. Березовка – д.р. Кушва – д. р. Березовка (приток р. Лобва) 

Пройденное расстояние, 

км: 22,8 

Общий перепад высот, м: 

+480 -70 

ЧХВ: 7 часов 38 минут 

 

Подъём дежурных в 6:30, общий в 7:00. 

На завтраке без осадков, начало даже немного подсыхать, но погода это быстро исправила, и после 11 часов пошёл дождь. Он с переменным успехом начинался и прекращался в течение всего оставшегося дня. 

Выход в 8:30. Идём в ОЗК (Ф.4). За 10 минут прошли мост через р. Берёзовку, однако, она разлилась и чуть дальше по дороге текло второе русло – брод н/к, глубина 0,4 м, ширина 6 м, течение около 1 м/с (Ф.5). Далее вся дорога ещё метров 500 была в воде. 

За 38 минут от брода доходим до второго моста. Он разрушен, надо переходить вброд. Река Берёзовка здесь меньше, но скорость течения и глубина больше, на дне лёд. Надели каски, расстегнули поясные ремни, проверили, не проще ли разбить лёд, но его оказалось очень много, около 30 см. Чуть ниже моста у упавшего в реку дерева, где ширина ледового дна была минимальна и она было шероховатым, перешли вброд с самостраховкой и подстраховкой другими участниками. Глубина 0,5 м, скорость течения до 2 м/с, ширина около 8 м, переправа на верхней грани н/к (Ф.6). 

Далее дорога становится всё менее наезженной, но уверенно ведёт вперёд. Пересекаем газопровод «Ямбург-Поволжье». В 13:00 подходим к мосту через р. Кушва. Там прям перед мостом на правом берегу есть хорошее место для стоянки, обедаем. Координаты места: N 59.39002° E 59.35307°. 

В 15:06 выходим дальше. Мост через Кушву не разрушен (Ф.7). На обеде немного растянуло облака, но по небу всё ещё ходят тучи, из которых периодически поливает. Далее по дороге через р. Верх. Кушвянка тоже сохранился мост. Начиная с 420 м н.у.м. на дороге лежит снег. Вышли на него в 16:45. Вначале тропёжка, потом, постепенно, зимняя «буранка» (путь снегохода) начинает держать и сложностью становится только держаться её (Ф.8). Буранка узкая, петляет по дороге, ныряет под завалы, следов от неё почти не осталось, всё сглажено, поэтому первый проваливается примерно каждый 5-10 шаг. 

За 2 часа 2 минуты от начала сплошного снежного покрова доходим до седловины перевала между г. Колпак и Буграми. GPS показывает высоту 663 м (Ф.9). В течение 44 минут спускаемся вниз по «буранке» до р. Березовка (притока Лобвы) и в 20:20 на правом берегу её встаём на ночёвку. Дров много, вода чистая в реке, которая течёт здесь вдоль дороги, координаты: N 59.453351° E 59.267075°. Расчищали место под костёр лопатой, хорошо, что взяли её. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 4. – Дорога стала похуже, утро 2 дня 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 5. Переправа н/к через рукав р. Березовка на дороге 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 6. Переправа через р. Березовка 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 7. Мост через р. Кушва 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 8. Снег выше 450 м н.у.м., «буранку» почти не видно 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 9. На седловине маленького перевала (фотографирует Артём) 

Дата: 28.04.2021 г. 

День пути: 3 

Погода за день 

переменная облачность, 

временами дождь 

переменная облачность, 

временами дождь 

пасмурно, дождь 

Маршрут за день: д. р. Березовка (приток р. Лобва) – р. Лобва (переправа 1А) – пос. 

Кытлым – р. Катышёр – д. р. Конжаковка (на «марафонке») 

Пройденное расстояние, 

км: 16,8 

Общий перепад высот, м: 

+80 -350 

ЧХВ: 4 часа 41 минута 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Подъём дежурных в 6:30, общий в 7:00. Выход в 8:15. 

Идём вниз к Кытлыму, по дороге текут ручьи (Ф.10). Надеваем ОЗК. За 1 час 37 минут доходим до места моста через р. Лобва. Ожидаемого моста нет, дорога просто заходит в поток, выходит уже на другом берегу (Ф.11). Как мы узнали у местного велосипедиста уже в конце похода, мост смыло в 2019 году. Река ниже места моста разбивается на 2 протоки, правая – более сильная и глубокая, и левая, через которую видно перекинутое бревно. Оценив обстановку (ещё утро, снега в долинах было не так много, пока вода не поднимается, место подходит для переправы), решаем переходить вброд, быстро совершаем необходимые приготовления: надеваем каски, расстёгиваем ремни, делаем шесты из молоденьких ив, растущих тут же. 

Переправляемся через первую протоку стенками, две по трое и одна по двое. Глубина около 0,7 м, ширина реки 10 м, течение около 1,5 м/с, дно каменистое – переправа 1А (Ф.12). Через второю протоку можно перейти так, можно с шестом по небольшому перекинутому бревну, она сложности не представляет – ширина 5 м, глубина 0,4 м, течение такое же – переправа н/к (Ф.13). На обе протоки потратили 25 минут. 

На отвале за р. Лобва устраиваем сухой обед. Там течёт ещё одна протока, но мост через неё на месте. В 12:00 заходим в пос. Кытлым. Особо тут делать нам нечего, решаем, что надо идти по запасному варианту трассы марафона, чтобы меньше тропить, так как только «буранки» и держат, пробегаем посёлок и уже в 13:58 

оказываемся у начала «марафонки» (Ф.14). Тут начинается дождь, который не закончится быстро, как обычно, а будет идти уже до ночи. За 1 час 10 минут доходим до «4 км» (Ф.15), где поворот, и есть более-менее место под палатку и дрова, хоть и тут всё сыро и течёт под ногами. А так, на всём протяжении мест не было. По пути пересекли пару ручьёв, текущих вкрест тропы. 

Останавливаемся в 15:40 на ночь на этом месте, так как уже неплохо опережаем график, и на завтра остаётся совсем немного пройти. Координаты ночёвки: N 59.565305° E 59.279774°. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 10. Дорога вниз к Кытлыму (на заднем плане массив Конжака) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 11. Место бывшего моста, общий вид переправы 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 12. Переправа через первую протоку Лобвы 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 13. Переправа через вторую протоку 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 14. Подошли к повороту на «марафонку» (фотографирует Эрнест) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 15. Идём по «марафонке» 

Дата: 29.04.2021 г. 

День пути: 4 

Погода за день 

переменная облачность, 

дождь, затем небольшой снег 

переменная облачность, 

временами снежные заряды, сильный ветер 

переменная облачность, 

временами снежные заряды, сильный ветер 

Маршрут за день: д. р. Конжаковка (на «марафонке») – р. Конжаковка – «Поляна 

художников» 

Пройденное расстояние, 

км: 8,8 

Общий перепад высот, м: 

+480 -90 

ЧХВ: 3 часа 18 минут 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Подъём дежурных в 6:00, общий в 6:30. Выход в 8:40 в ОЗК. 

Собирались долго, да и не торопились – идти немного, только до «Поляны художников». После выхода начинает капать. Идём по «марафонке», постепенно начинает идти мокрый снег сверху, и появляется снег снизу, переходим на «буранку» (Ф.16). Через 1 час от выхода подходим к мосту через р. Конжаковка – просто несколько брёвен со скобами (Ф.17), ещё через 26 минут подходим к КП «Родник», где набираем хорошую чистую воду. Дальше такой не будет до р. Сев. Иов. 

От КП «Родник» за 1 час 52 минуты доходим до «Поляны художников» (Ф.18). По пути вышли на следы медведя, который шёл прямо на нас, но развернулся и уходил 

– следы были очень свежие, и через километр свернули вниз к р. Конжаковка. В полдень дождь со снегом кончился, далее в течение дня по чистому небу с запада тянуло тучи, из которых приходили мощные кратковременные (до 30 минут) снежные заряды. 

На ночёвку встали в 13:20 точке N 59.608736˚ E 59.187032˚ в кусах повыше от поляны, чтобы спрятаться от ветра (Ф.19). Обедали тут же. Воды нет, топили снег, дров тоже нет, причём их тут просто нет нигде в большом радиусе. Но у нас было время и силы и метрах в 500-600 вниз по тропе мы наши пару деревьев и два часа таскали их в лагерь. 

Снега в лесу на этой высоте (830 м) было около 1-1,2 м, по нашим наблюдениям. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 16. Идём по «буранке» 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 17. Мост через р. Конжаковка 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 18. Вверх к «Поляне художников» 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

 

Фото 19. Лагерь на «Поляне художников» после снежного заряда 

 

 

Дата: 30.04.2021 г. 

День пути: 5 

Погода за день 

пасмурно, сильный ветер, снег 

переменная облачность, сильный ветер, временами 

пурга 

ветер, переменно солнечно 

Маршрут за день: «Поляна художников» – г. Ю. Иов (восх. до 1290, н/к) – Иовское 

плато – траверс г. Иов (1263, 1А) – р. Сев. Иов 

Пройденное расстояние, 

км: 11,2 (в зачёт 10,9) 

Общий перепад высот, м: 

+590 -900 

ЧХВ: 7 часов 3 минуты 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Подъём дежурных в 5:00, общий в 6:00. Выход в 7:50 в ОЗК. 

Утром ветрено, пасмурно, идёт лёгкий снег. 

Через 30   минут   после   выхода   начался   сильный   ветер,   снег   усилился. 

«Марафонка» теряется в криволесье (Ф.20), наст держит уже без «буранки», просто так. За 1 час 15 минут от выхода дошли до памятника уральской металлургии (Ф.21), сели около него под полиэтиленом, чтобы подумать и оценить обстановку. Видимость слабая, перевал не видно. Ветер был очень сильным дул с СЗ, переносил снег, хотя все были достаточно тепло одеты, было ясно, что лезть на Конжаковский Камень в такую пургу опасно. Наст стал довольно крепкий и около памятника чуть выше на нём лежал натёчный лёд. Следовало ожидать такие участки и на Конжаке по пути подъёма (с ЮВ), а у группы не было кошек, что стало второй причиной изменения маршрута. Решили зайти под прикрытие гребня с юго-запада г. Ю. Иов и постараться взойти на эту вершину под прикрытием скал. 

За 37 минут дошли (Ф.22) до большого камня (координаты: N 59.625346˚ E 59.178889˚) (Ф.23), оставили рюкзаки и пошли на вершину вдоль ЮЗ гребня. По пути встречались ещё участки натёчного льда и тонких хрупких корок льда на куруме, их удавалось обходить, а на камнях ломать ледорубами, крутизна склона около 25-30˚. За 20 минут дошли до высоты 1290 м, далее начинался участок свободного лазания, с сильным ветром и ледяной коркой на камнях даже пытаться проходить его было опасно. Решили сфотографироваться перед ним, и пойти вниз, время 11:00 (Ф.24). Скорее всего, можно было обойти вершину и найти более безопасный путь с севера, но ветер был такой силы, что нормально перемещаться по куруму без угрозы обморожений или потери равновесия можно было только под прикрытием скал с южного склона. 

За 20 минут спустились к рюкзакам (Ф.25). В течение 39 минут прошли перевальчик между вершиной и западным отрогом Ю. Иова (Ф.26) – он прикрывал от ветра – и спустились на технологическую дорогу по склону, крутизной около 25˚ (Ф.27- 28). Тут дуло не так сильно, облака на небе постепенно растягивало. За 35 минут прошли Иовское плато мимо Иовского провала (Ф.29), встали на привал между камнями под началом южного склона г. Иов. 

В 12:54 начинаем подъём на г. Иов по южному склону (Ф.30-31). Он задернован, лежит небольшой снег, подъём идёт двумя ступенями, первая травянистая со снегом, вторая курумная, затем выходим на гребень и по нему в 14:00 выходим на вершину (Ф.32). Ветер стал слабее, солнечно, но долго на вершине все равно не посидишь, поэтому уже через 5 минут начинаем спуск. 

Рассчитывая выйти к верховьям р. Сев. Иов, спуск начали по северо-западному отрогу (Ф.33-35), по среднему куруму, крутизной местами до 30˚. Затем вышли на снежник, который до границы зоны леса (ГЗЛ) хорошо держал (Ф.36). Спуск требует самостраховки, проводился с ледорубами. 

Хорошо было видно, что на Буртыме нет снега, в то время как Ощий Камень был им засыпан. 

За 1 час 15 минут от вершины спустились к ГЗЛ. В лесу на северном склоне снег не держал абсолютно, в течение 1 часа 25 минут пробиваемся по пояс к первой протоке р. Сев. Иов (Ф.37). Тут лежит сплошной снежный покров, около 30 см, но местами он держит. Протока очень мелкая, течёт под снегом. 

Ещё за 15 минут к 17:50 дошли до главной протоки р. Сев. Иов. Хотя мы ожидали сложную переправу вброд, но воды в реке было очень мало, брод н/к, ширина 

7 м, глубина 0,4 м, течение около 1,5 м/с, дно каменистое (Ф.38). Не понятно, прошёл ли уже паводок, или его особо и не было, никаких следов разливов нет. Переправившись за 5 минут, в течение 15 минут шли по левому берегу реки по следам лосиной тропы в поисках хорошего места под палатки. В итоге встали в 18:20 на левом берегу в точке с координатами N 59.677407˚ E 59.188345˚. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 20. Вверх по криволесью 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 21. У памятника металлургии 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 22. Идём к г. Ю. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 23. Вид от камня на южный склон г. Ю. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 24. Группа у последнего взлёта на г. Ю. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 25. Спускаемся к рюкзакам 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 26. На перевале между отрогами г. Ю. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 27. На технологической дороге 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 28. Путь спуска на Иовское плато 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 29. Проходим Плато 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 30. Путь подъёма на г. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 31. Вершина г. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 32. На вершине г. Иов (фотографирует Эрнест) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 33. Начало спуска с г. Иов на север 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 34. Спуск по СЗ отрогу 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 35. Вид на путь спуска на отрог 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 36. Выходим на снежники 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 37. Тропим ниже ГЗЛ 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 38. Переправа через главную протоку р. Сев. Иов 

 

 

Дата: 01.05.2021 г. 

День пути: 6 

Погода за день 

ясно, ветер 

ясно, очень сильный ветер 

ясно 

Маршрут за день: р. Сев. Иов – траверс г. Буртым (1148, 1А) – лесовозная дорога 

Пройденное расстояние, км: 

13,2 

Общий перепад высот, м: 

+660 -740 

ЧХВ: 6 часов 43 

минуты 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Подъём дежурных в 6:00, общий в 6:45. Выход в 8:15. 

Отличная погода, на небе ни облачка. Полчаса идём вдоль левого берега р. Сев. 

Иов (Ф.39). Местами она уходит под снег, есть даже подобие снежных наледей. Отходим от реки, поворачиваем на Аз 17˚ и за полчаса доходим до ручья – левого притока р. Сев. Иов. В лесу снега немного, покров островной, местами он держит, местами нет, глубина до 30 см. 

От ручья начинается заметный набор, отклоняемся влево по ходу, меняем азимут на Аз 2˚, чтобы подойти точно к началу южного ребра г. Буртым и за 45 минут выходим на первый курум на склоне, снимаем ОЗК. Отсюда примерно 490 м набора до вершины. 

На склоне снега нет, средний, иногда живой, курум (Ф.40). Подъём идёт перемежающимися ступенями курума крутизной около 20-25˚ и частично задернованных более плоских поверхностей. Технически он не сложен, идём с самостраховкой ледорубом, поднимаемся на вершину в 13:20 за 1 час 53 минуты от первого выхода на камни. После выхода за ГЗЛ начался ветер, который всё усиливался и усиливался до самой вершины. На плоской вершине Буртыма стоять можно было, наклонившись под углом 60-70 градусов к горизонту в наветренную сторону. Из-за сильного ветра быстро сфотографировались и пошли вниз (Ф.41-42). 

На север от вершины идёт почти плато, на которое надо спуститься по нескольким небольшим ступеням курума (Ф.43). На нём растёт несколько кривых берёзок. За 1 час 10 минут от вершины проходим плато и спускаемся на северо-восток (Ф.44), в сторону дороги до ГЗЛ. Спуск проходит по снежнику с подстраховкой ледорубом, склон достигает 23-27˚ крутизны. Снова в лесу снег перестаёт держать, и за 1 час 10 минут от ГЗЛ доходим до дороги. Снег в лесу лежит, но на дороге растаял. Она грязная, глиняная, довольно широкая, видны следы машин (Ф.45). Проходим вниз по дороге 45 минут, спускаемся в долину р. Ломовая. Дорога разбила её русло и теперь оно проходит про придорожному кювету. Отходим направо по ходу движения в лес и встаём на ночёвку в 17:20 в более-менее сухом месте. Дров много, координаты: N 59.741406˚ E 59.265159˚. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 39. Идём вдоль р. Сев. Иов 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 40. Подъём на г. Буртым с юга 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 41. Вид с южного склона г. Буртым на массив Конжаковского Камня 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 42. Группа на вершине г. Буртым (фотографирует Артём) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 43. Движемся на север по плато от г. Буртым 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 44. Начинаем спускаться на северо-восток 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 45. Лесовозная дорога 

Дата: 02.05.2021 г. 

День пути: 7 

Погода за день 

переменная облачность 

переменная облачность 

ясно 

Маршрут за день: лесовозная дорога – р. Оньша 

Пройденное расстояние, 

км: 19,9 

Общий перепад высот, м: 

+110 -250 

ЧХВ: 5 часов 10 минут 

Подъём дежурных в 6:30, общий в 7:30. Выход в 9:00. 

Дорога и погода хорошая, поэтому ожидаем простой ходовой день, не спешим. За 1 час 20 минут перевалили Рябиновый Увал (Ф.46), за ним снега на дороге почти нет, сухо. Ещё через 1 час 15 минут проходим мост через р. Лягушка, в 12:05 встаём на обед на её правом берегу. Перед мостом дорога стала намного лучше, более наезжена, встречается техника и вагончики лесорубов. Решаем воспользоваться свободным временем и взятыми верёвками, проводим техническую тренировку по организации переправ с перилами между двумя сторонами лесной дороги, чтобы не лезть в холодную и довольно глубокую р. Лягушку с обледенелым дном. На это уходит примерно 1,5 часа. Выходим с обеда в 14:30. 

За 2 часа 44 минуты от места обеда дошли до р. Оньша (Ф.47), завернули выше по течению в лесок, встали там в 17:50 на ночёвку, дров много. Координаты: N 59.698436˚ E 59.537514˚. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 46. Дорога на Рябиновый Увал 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 47. Дорога к р. Оньша 

 

 

Дата: 03-04.05.2021 г. 

День пути: 8-9 

Погода за день 

ясно 

ясно 

ясно, ночью и утром 

сильный дождь 

Маршрут за день: р. Оньша – лесовозная дорога – а/д Карпинск-Кытлым – мост ч/з р. 

Каква 

Пройденное расстояние, 

км: 20 (в зачёт 19,9) 

Общий перепад высот, м: 

+90 -160 

ЧХВ: 5 часов 16 минут 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Подъём дежурных в 7:00, общий в 7:30, выход в 9:12. 

Снова солнечно, почти без ветра. По дороге можно идти очень быстро, за 1 час 26 минут доходим до поворота на пос. Каквинские Печи. Хотя он расформировывается, но машины тут ездят постоянно, раз в час-30 минут уж точно, дорога очень хорошая, хоть и грунтовка. Идём дальше, начинаем искать место для обеда, т.е. воду. Попытка завернуть в лес к малому притоку р. Каква, обозначенному на карте, ничего не дала, 

там только болотце и проточной воды, так таковой, не оказалось. Пришлось идти уже к левому истоку р. Мал. Галка, и вставать рядом с дорогой. ЧХВ от моста до обеда – 2 часа 22 минуты. 

Выходим с обеда в 15:34. Быстро выходим на асфальт (Ф.48) и встречаем местного велосипедиста. Он нам рассказал про смытый мост и про то, что сейчас проезд по технологической дороге закрыт после крупной аварии (см. Дополнительную информацию). За 1 час 10 минут от обеда доходим до моста через р. Каква – финальной точки маршрута. Фотографируемся (Ф.49), спускаемся по правому берегу вниз по течению и в 17:16 встаём на ночёвку в прекрасном лесу. Дров много, координаты: N 59.668159˚ E 59.786294˚. 

Всю ночь и утро следующего дня шёл сильный дождь, мы сильно отсырели, хорошее место превратилось в болото. Дежурные встали в 7:00, общий подъём в 8:00. После завтрака и сборов пошли на дорогу и сели в «Газель» в 10:40. Как назло, дождь закончился как раз в тот момент, когда последний участник закрыл за собой дверь 

«Газели». 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 48. Выходим на асфальт 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

Фото 49. Группа у моста через р. Каква (фотографирует Антон) 

Поход завершён! 

 

ИТОГО 

Пройденное расстояние: 120,7 (в зачёт 120,2 км). Перепад высот: 5,09 км. 

ЧХВ: 41 ч 44 мин 

 

Потенциальные опасности на маршруте 

Потенциально опасные участки: 

Весной очень нестабилен уровень рек. Можно в один день попасть в паводок или, если снег не тает и дождя нет, почти в меженный уровень. Переправы через Сев. Иов и Лобву, поле того, как там смыло мост, могут представлять серьёзную опасность. Нам повезло, воды в них было немного. В это время (межсезонье) следует обращать внимание на дно рек, часто там лежит весенний лёд, причём, он очень толстый, у нас на р. Березовке толщина донного льда доходила до 30 см, при этом по нему тёк сильный поток глубиной ещё 0,5 м. 

Опасны курумные (осыпные) подъёмы на Ю. Иов и северные, более крутые, склоны г. Иов и Буртым. Там требуется самостраховка. 

 

Потенциально опасные живые существа: 

Клещи уже просыпаются, мы даже 26 апреля у Павды заметили первых. Но их не так много, обнаруживались по маршруту редко. Медведи есть и проснулись, много раз видели следы, один уходил прямо от нас на «марафонке», но нос к носу ни с одним не встречались. Для профилактики достаточно сохранять определённый уровень громкости, на всякий случай мы имели один фальшфейер. 

 

Наиболее интересные объекты на маршруте 

Наиболее интересно суровое среднегорье массивов Конжаковского Камня и окружающих гор. На Иовском плато есть высокогорное болото, там сейчас расположен карьер по добыче дунита. В районе есть интересные скальные выходы и останцы. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Надо отметить, что технологическая дорога («дунитка») с сентября 2020 года закрыта для проезда любого туристического транспорта. По проходу людей мы не знаем, но на дороге внизу у трассы стоит КПП, о чём нам рассказал местный велосипедист. Информация об этом есть в интернете "https://ilipin.livejournal.com/181513.html" rel="nofollow"

 

Специальное и групповое снаряжение 

Набор снаряжения стандартный для двойки с ночёвками в зоне леса. Стоит отметить бахилы ОЗК – это абсолютно необходимая вещь на Урале в межсезонье. И ещё брали снежную лопату, она помогала откапывать места под костёр. 

Брали с собой всё для организации переправы, использовали на тренировке. 

 

Питание 

Раскладка стандартная, шли на тушенке, три приёма пищи и один небольшой перекус. В долгие дни были сухие обеды, в простые – супы. 

 

Финансовый отчёт 

Расходы группы даны в рублях. 

Статья расходов 

На группу 

На 1 человека 

(среднее) 

Билеты на поезд 

25 430 

3 186 

«Газель» 

34 000 

4 250 

Продукты 

12 690 

1 586 

Аптечка и ремнабор 

1 487 

186 

Распечатки всего 

676 

84,5 

Итого: 

74 283 

9 285 

 

РАССЧЕТ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ 

Исходя из параметров длины, продолжительности и ЛП выбирается ориентировочно необходимо выбрать II к.с. для категорирования маршрута (пункт 1 

«Методики категорирования пешеходных маршрутов от 30.11.16». 

 

Зачётная протяжённость Lмар = 120,2 км (120 км для походов II к.с) Продолжительность активной части T = 9 дней (8 дней для походов II к.с.) 

 

Расчёт баллов за локальные препятствия: 

Вид препятствия 

 

Название 

Категория трудности 

 

Количество 

Количество баллов (в 

зачёт) 

вершина 

Ю. Иов (до 1290 м с 

Ю) 

н/к 

4(4) 

траверс 

Иов (1263 м) 

1А 

4(4) 

траверс 

Буртым (1148 м) 

1А 

4(4) 

переправа 

Лобва 

1А 

1(1) 

 

 

 

 

переправа 

ручьи Крутой, Высокогорный, Куприяновский, Верх. и Ниж. Длинные (все 

– левые притоки Мал. 

Казыра) прав. исток р. Мал. 

Казыр, р. Мал. Хунухузух и Бол. 

Хунухузух 

 

 

 

 

н/к 

 

 

 

 

 

 

 

 

4(2) 

Итого в зачёт: 

15 

Итого баллов за локальные препятствия ЛПб = 15 (менее 20 для походов II к.с.). 

 

Оценка по протяжённым препятствиям: 

ППб = Кт× ППор×(Lмар/L) 

Коэффициент труднопроходимости Кт = 0,50 для Северного Урала по таблице 3 

«Методики категорирования пешеходных маршрутов от 30.11.16». 

ППор = 24 – по таблице 1 «Методики…» L = 120 км 

Lмар = 120,2 км 

ППб = 0,50*24*(120,2/120) = 12,02 балла (менее 24 для походов II к.с.) 

 

Определения коэффициента перепада высот: 

К = 1 + ΔH/12 

К = 1 + 5,09/12 = 1,42 

 

Определение интегральной оценки категорируемого маршрута: 

Рб = Г×К×А, где К – коэффициент перепада высот, К = 1,42; 

Г – географический показатель, Г = 7 по таблице 3 «Методики…»; А – показатель автономности, А = 1 для маршрутов I и II к.с. 

Рб = 7×1,42×1 = 9,94 балла. 

 

Определение общего количества баллов, набранных маршрутом: 

КСб = ЛПб + ППб + Рб 

КСб = 15 + 12,02 + 9,94 = 36,96 балла. 

 

Для маршрутов II к.с. общее количество баллов 21-59, следовательно, маршрут имеет сложность, соответствующую II к.с. 

 

Вывод: маршруту может быть присвоена II к.с . 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итоги и выводы по прохождению маршрута 

Успешно пройден пешеходный спортивный поход 2 к.с. в межсезонье по Северному Уралу. Удалось пройти всё без крупного изменения планов, с использованием запасных вариантов. С погодой нам повезло, паводка на реках не было, но надеяться на это не стоит. Весной уровень воды может меняться очень быстро. 

С учётом проведённой тренировки по переправам, группа получило большой набор практических навыков – переправы разными способами, опыт перемещения по лесу, по азимуту и по куруму в сложных погодных условиях, опыт походов в среднегорье в межсезонье. 

Северный Урал является прекрасным районом для походов на майские праздники, тем более тут доступны пешеходные походы до 3 к.с., есть возможность проводить комбинированные походы со сплавом по крупным рекам района. 

Маршрут рекомендуется для прохождения групп, готовящихся к более сложным походам. Если закладывать ещё один целый ходовой день, то можно спокойно сходить на Конжаковский Камень, если погода не будет уж совсем плохой. 

 

Рекомендации 

  • Постоянно рекомендуем в межсезонье на Урале брать бахилы ОЗК. Сцепление у них хорошее даже по плотному снегу, по льду, правда, скользят. Без них прохождение маршрута кажется очень трудным, если не невозможным. 

  • Стоит брать с собой кошки, особенно в снежные года ина первые майские, так как на Конжаковском Камне и на Ю и ЮВ склонах соседних гор есть натёчный лёд и довольно плотный выдутый снег на склонах. Однако стоит отметить, что, имея больше времени или более приятные погодные условия, можно попробовать пойти на восхождение с ледорубами и рубить ступени, благо в местном плотном снегу это не очень сложно. 

  • Надо следить за погодой и за уровнем воды в реках в межсезонье. Любой длинный дождь или резкое потепление может в течение суток поднять уровень воды в реках до критичного уровня. Мы планировали переправу через Сев. Иов максимально в верховьях, просто нам повезло с погодой. Иначе даже там, где мы переправлялись, могло быть намного сложнее. 

  • Стоит быть готовым к тому, что некоторые мосты, особенно на старых дорогах просто смывает половодьем и потом их уже не восстанавливают. Это приводит к появлению переправ в неожиданных местах, следует мониторить спутниковые снимки и, возможно, новости в интернете. 

 

ЛИТЕРАТУРА 

В ходе подготовки и планирования маршрута использовалась следующая литература: 

Отчёты на сайте турклуба «Мередиан» ПНИПУ – "http://meridian.perm.ru/03_reports/" rel="nofollow" 

Гумеров И. Отчёт о пешеходном спортивном походе 3 к.с. по Северному Уралу (Ктылымский горный район), совершенном с 1 по 12 мая 2019 года. Турклуб «Ирбис», г. Казань. 

Рогозин А. Отчёт о пешеходном спортивном походе 2 к.с. по Свердловской области, совершенном с 29 апреля по 7 мая 2017 года. Турклуб КАИ, г. Казань. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Обзорная карта маршрута 

Масштаб 1:100 000 

 

 

Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

\Отчёт о прохождении пешеходного спортивного туристского маршрута II категории сложности по Северному Уралу

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст