Виды туризма

23 апреля 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 568 0

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие туристы из Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода и Таллинна. Руководитель – Фёдоров Николай Васильевич.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на территории Республики Бурятия и Иркутской области Российской Федерации в географическом районе Восточный Саян.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
сплав общая ходовых дней
водный пятая 253 км 16 дней 11 дней 2-15.08.2013

Группа из пятнадцати человек на трёх четырёхместных, одном двухместном катамаране и каяке. Маршрутная книжка № 17/13.

4. Подробная нитка маршрута:

г. Иркутск – пос. Орлик – р. Жом-Болок – уровень воды паводковый (дождевой) – П42 – пор. «Бильярд» – пор. «Катапульта» – пор. «Недотрога» – пор. «Вариант» – шивера «Восторг водника» – р. Ока Саянская – уровень воды выше среднего (падающий) – ущелье Орхо-Бом – пор. «Окинский» – пор. «Бурятский» – шиверы без имени – пор. «Мельница» – пор. «Центрифуга» – шиверы без имени – пос. Верхнеокинский – г. Иркутск

5. Определяющие препятствия маршрута

При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий использовалась «Таблица оценки трудности водных препятствий» (Приложение 5 раздела 2 Регламента по спортивному туризму) и «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий», а также общепринятые лоции данного маршрута.

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
р. Жом-Болок
П42 четвёртая 100 м Разгонная шивера с навалом на зуб в русле (по большой воде не виден с воды), пологий слив неоднородной структуры около 2х метров на ЛП, навал на скальную плиту ЛБ. Осмотр по ЛБ, прохождение вдоль ЛБ либо ПБ – центр. Страховка возможна из уловов по ЛБ.
Пор. «Бильярд» пятая 150 м Короткая разгонная шивера, перед сливом на ЛП около 2.5 м по паводковой воде уходит протока вправо с завалами, после слива навал на скальный выступ острова по ЛБ (остров образуется по большой воде), навал образует ещё 1 слив сложной структуры с глубокими бочками, затем навал на скалу ПБ с небольшим сливом на ЛП, далее выход по валам, река расширяется, слева есть большая суводь, прямо по струе вынос в препятствие П44 Требуется осмотр по ЛБ, желателен занос вещей по лавовому коридору. Возможен занос вещей сразу за П46 «Катапульта»
Порог «Катапульта» пятая 300 м Разгонная шивера на левом повороте, в конце которого слив около 1 м с держащей бочкой около ПБ, затем на крутом ПП очень сильный навал на скалу ЛБ и вдоль него отвесный слив 3 м с мощной Vобразной бочкой, развёрнутой внутрь слива, затем после пенной подушки прямая ступень около 1,5 м и после неё на ЛП навал на скалу ПБ. На выходе ещё одна ступень около 1.2 м, после которой выходная шивера разделяется на два рукава, основной – правый. Осмотр по ЛБ, обязателен занос вещей по ЛБ. Страховка спас. концами за основным сливом и ниже него.
Пор. «Недотрога» пятая 200 м Длинная и мощная разгонная шивера, на крутом ЛП – первый слив около 1 м с мощной бочкой, обходится слева, поворот продолжается, следующий слив около 3х м (пологий) с поверхностной бочкой. За сливом слева есть место для страховки, струя уходит по треку вправо, где на ЛП третья ступень около 1,5 м с поверхностной бочкой. Просмотр по ЛБ. Страховка спас. концами по ЛБ после основного слива.
Шивера «Восторг водника» четвёртая 2500 м Мощная шивера в узостях с поворотами, мощными бочками, навалами на камни, видимый глазу уклон Сходу по струе, лучше осмотреть по ЛБ начало около моста и в участке каньона (около 200 м)
Р. Ока-Саянская
Пор. «Пронеси Господи» Четвёртая по большой воде, третья по средней и ниже. 250 м Хаотичная шивера с очень высокими валами (1,5 – 2 м), слева – большая бочка шириной около 4х м и высотой около 2х м. Осмотр порога возможен по крупногалечной и валунной отмели ЛБ. При осмотре обязательны каски и спас. жилеты.
Порог «Окинский» четвёртая 200 м Мощная шивера с огромными валами вдоль ЛБ (2,5 м), проход ближе к ПБ, который осложнён навалами на зубья. Осмотр порога по крупногалечной и валунной отмели ПБ.

 

При осмотре обязательны каски и спас. жилеты.

Порог «Бурятский» четвёртая 150 м Порог-прижим перекатного типа: на заходе на ЛП залитая отмель ЛБ, пологий слив с которой выносит в прижим к ПБ, осложнённый выраженным сливом с отдельного валуна в центре русла с мощной держащей бочкой. Осмотр порога возможен по ПБ вместе с осмотром пор. «Окинский», а также по крупногалечной, частично залитой отмели ЛБ. Проход вдоль ЛБ с возможным использованием улова за выносом переката у ЛБ.
Порог «Центрифуга» четвёртая 150 м Очень похож на порог «Бурятский», но нет слива с валуна. Просто сильный прижим. Осмотр по крупногалечной, частично залитой отмели ЛБ. Проход вдоль ЛБ с возможным использованием улова за выносом переката у ЛБ.

6. Сведения о руководителях и участниках (указан не весь перечень опыта)

№ п/п Фамилия, Имя,

 

Отчество

  Туристическая

 

подготовка

Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдоров Николай Васильевич   Шавла-Аргут-Катунь(5У), Комбинированный пеше-водный 2У (пеший) + 3У (водный) Манарага – Косью, Красненькая – Кутсайоки – Тумча (4Р), Улуг-О – Бий-Хем (5У), Лебежка – З. Лица – Титовка (5У), Лоймола – Уксун (3Р, инструктор), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У – инструктор), Лоймола – Тулема (2У, инструктор) Руководитель группы, капитан К4 «Пингвин»
2. Фёдорова Мария Владимировна   Шавла-Аргут-Катунь (5У), Комбинированный пеше-водный 2У (пеший) + 3Р (водный) Манарага – Косью, Улуг-О – Бий-Хем (5Р), Лебежка – З. Лица – Титовка (5Р), Лоймола – Уксун (3У, инструктор), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4Р – Ст. инструктор), Лоймола – Тулема (2У, ст. инструктор) Помощник руководителя, капитан К4 «Синица»
3. Бардась Анна Александровна   Выпускник школы СУ ШВТ МКТ, Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У – зачётный поход), Пистайоки (3Р), Умба-Колвица (3У) Врач, вторая корма К4 «МКТ»
4. Ламакин Михаил Валерьевич   Пусъйок- Печа-Конья (3У), Худес – Кубань (4У) каяк
5. Дёмченко Леонид Григорьевич   Комбинированный пеше-водный 2Р (пеший) + 3У (водный) Манарага – Косью, Умба – Колвица (3У), С-В. Алтай 5У (лыжный), выпускник семинара ВУ по лыжному туризму Оператор (фото и видео), вторая корма К4 «Пингвин»
6. Лопатин Константин Павлович   Тохмайоки –Янисйоки- Китенйоки (3 с элементами 5У), Улуг-О – Бий-Хем (5У), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У) Капитан К2 «РафтКастер»
7. Баранова Ольга Александровна   Тарасйоки – Ю. Шуя (1У), Уксунйоки (н/к с эл. 3У), Умба – Колвица (3У) Правый носовой К4 «Пингвин»
8. Лобанов Алексей Юрьевич   Тарасйоки – Ю. Шуя (1У), Уксунйоки (н/к с эл. 3У), Умба – Колвица (3У) Левый носовой К4 «Пингвин»
9. Лазарев Владимир Федорович   Выпускник школы СУ ШВТ МКТ, Тунтсайоки – Тумча (3Р) Вторая корма К4 «Синица»
10. Кондратович Владимир Константинович   Шавла – Аргут – Катунь (5У), Умба – Колвица (3У) Капитан К4 «МКТ»
11. Кислова Ольга Владимировна   Красненькая – Кутсайоки – Тумча (2У) Левый носовой К4 «Синица»
12. Костыряченко Максим Юрьевич   Тарасйоки – Ю.Шуя (2У), Вуокса (1У), Кереть (2У), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3У), выпускник школы СУ ШВТ МКТ Левый носовой К4 «МКТ»
13. Костыряченко Анна Максимовна   Тарасйоки –Ю. Шуя (2У), Куреть (2У), Б. Зеленчук – Уллукам – Кубань (3 с эл. 4У), выпускник школы СУ ШВТ МКТ Правый носовой К4 «МКТ»
14. Лысов Андрей Геннадьевич   Ю. Шуя (1У), Уксунйоки (н/к с эл. 3У), Умба-Колвица (3У) Правый носовой К4 «Синица»
15. Григорьев Михаил Сергеевич   Уксунйоки (3У) Матрос К2 «РафтКастер»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

При выборе маршрута для водного похода были предъявлены следующие требования:

маршрут должен быть 5 категории сложности, а для членов команды, не имеющих права идти препятствия пятой категории сложности, должна быть возможность без труда обнести таковые;

заброска и выброска должны осуществляться «колёсами в воду»;

на реке приветствуются отдельные ярко выраженные сложные участки, между которыми возможно обустройство стоянок и есть тропы для осмотра участков препятствий и отдельных препятствий;

на маршруте должны быть представлены реки с разным расходом воды.

маршрут должен быть включённым в «Перечень классифицированных и эталонных туристских маршрутов и препятствий».

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям и рекомендациям участника Владимира Кондратовича, уже два раза проходившего данный маршрут, в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по рекам Жом-Болок и Ока Саянская.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска: Cамолётом или поездом до города Иркутск, либо поездом до пос. Слюдянка. Груз лучше всего отправлять транспортной компанией. Водитель, который нас вывозил с маршрута, рассказал, сколько проблем доставляет отправка груза железной дорогой. Раньше туристы на его имя отправляли груз в Слюдянку, но часто случалось так, что состав прибывал не на основной путь, тогда груз не выгружали – он ехал дальше, а получить его было можно только на обратном пути следования поезда.

До пос. Орлик можно доехать на микроавтобусах – услуги предоставляет местное население. В Орлике нужно пересаживаться на грузовик – микроавтобус до самой реки не пройдёт. В принципе, может пробиться УАЗ «буханка» или подготовленный джип. С грузовиком состыковывают сами водители микроавтобусов.

Грузовик довозит до зимовья Хадарус либо до препятствия П42 – по желанию туристов. В обоих местах есть поляны для стапеля.

Выброска:По Оке Саянской, как правило, сплавляются до пос. Верхнеокинский, откуда налажена выброска туристов на микроавтобусах в Слюдянку и в Иркутск. Поляну антистапеля хорошо видно с воды – на ЛБ висят баннеры, цветные тряпки и другие опознавательные знаки. Полян, по сути говоря, несколько – три-четыре, так что даже в сезон группы не мешают друг другу. Дрова, конечно, стоит привезти с собой.

Некоторые туристы сплавляются по уже медленным плёсам до пос. Зима, в котором есть ж/д станция, чтобы сразу отправить излишки груза. Но в современных условиях это не лучший вариант: багажное отделение работает по очень неудобному графику, закрывается рано. Не успел до 15:00 – жди следующего дня. Гораздо удобнее заехать в Иркутске на круглосуточный терминал транспортной компании (например, у «Деловых линий» терминалы работают круглосуточно) и без проблем отправить груз.

Полезные телефоны

ПСО МЧС Улан-Удэ (именно в нём нужно регистрировать группу, выходя на маршрут по Жом-Болку и Оке Саянской): 8 (3012) 230355

Водители:

Название/имя Машина, цена Контакты Отзывы
1. Манханов Гончик
(на сайтах также можно встретить объявления, которые разместил его сын Лопсон Манханов)
«Истана», Иркутск – пос. Орлик -14000 р.,
ЗИЛ-131, пос. Орлик – зим. Хадарус – 12000 р.
Пос. Орлик,
8 (30150) 51-5-50,
8 (914) 9811553,
8 (924) 6530421

 

manchanovgonchik@mail.ru

Очень надежный водитель: вместе с напарником Баиром сутки ждали нас в Иркутске, когда «Аэрофлот» задержал наш багаж
2. Новиков Леонид Викторович «Газель», пос. Верхнеокинский – г. Иркутск – 13000 р. Пос. Култук,
8 (904) 1389336,
8 (924) 6382450,
8 (914) 9363530

 

leonid-novikov00@rambler.ru

Очень надёжный водитель.
3. Людмила Урбаева «Истана», Иркутск – пос. Орлик – 16000 р.,

 

Грузовик, пос. Орлик – зим. Хадарус – 12000 р.

8 (30150) 51-5-93,

 

8 (914) 6317559,
8 (924) 6554768

urbaeva72@mail.ru

Упоминается во многих отчётах как надёжный забросчик
4. Игорь Валентинович Сеньков «Истана», Иркутск – пос. Орлик – 18000 р, пос. Верхнеокинский – Иркутск – 16000 р,
грузовик для вещей + пассажир, Иркутск – пос. Орлик – 16000 р., пос. Верхнеокинский – Иркутск – 14000 р.

 

«Урал», пос. Орлик – зим. Хадарус – 12000 р.

8 (924) 6048169,
8 (924) 6330020

 

igval@list.ru

Нет отзывов, найдено в других отчётах
5. Алексей Сыренов Нет сведений, заброска из Иркутска и Слюдянки 8 (924) 3906959,
8 (924) 3984043
Нет отзывов, найдено в других отчётах
6. Баир Николаевич Наханцаков Нет сведений, заброска из Иркутска и Слюдянки 8 (924) 6555319,
8 (30150) 51-4-08

 

bairtop1@mail.ru

Нет отзывов, найдено в других отчётах
7. Буханаевы Жаргал и Лариса Заброска до Хойто-Гола из Иркутска и Слюдянки. Микроавтобус, грузовые машины, кони 8 (924) 3937891,
8 (924) 3908325,
8 (30150) 51-5-13
Нет отзывов, найдено в других отчётах
8. отдел по туризму Окинский район,
зав.отделом Наханцакова Ирина Доржиевна
Заброска из Иркутска и Слюдянки 8 (30150) 51-1-26,

 

8 (30150) 51-2-69
nakirina@yandex.ru

Нет отзывов, найдено в других отчётах

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Изолированным от цивилизации можно считать только Ущелье Орхо-Бом и нижележащую часть реки Оки, вплоть до выхода ее на равнину. В случае аварийных ситуаций на этом участке наиболее целесообразно подождать очередную туристическую группу.

Сойти с маршрута на р. Жом-Болок можно, выйдя на дорогу, идущую по ЛБ. В сезон здесь достаточно часто проезжают грузовики, забрасывающие туристов. Также машину можно найти в пос. Шарза, в зимовье Нухолам (во многих отчётах и лоциях ошибочно называется зимовьем Обтой), перед шиверой «Восторг водника».

После устья р. Жом-Болок по ЛБ Оки до ущелья Орхо-Бом встречаются зимовья, пастбища, есть посёлок Хужир.

В ущелье Орхо-Бом аварийных выходов нет, в случае проблем стоит обращаться за помощью к проходящим группам – их на Оке в сезон много.

Ниже притока Хойто-Ока шиверы на реке продолжаются, но по ним уже поднимаются местные рыбаки на водомётах, по берегам начинают встречаться зимовья с крышами из современных кровельных материалов. В такие зимовья привозят рыбачить клиентов.

После выхода реки на равнину встречаются 2 посёлка на ЛБ, за ними уже пос. Верхнеокинский.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден по паводковой воде на реке Жом-Болок и по высокой, падающей воде на р. Ока Саянская без изменений.

Единственное, что по вине компании «Аэрофлот» нам пришлось потратить запасной день, который мог стать днёвкой, на ожидание багажа в Иркутске, в связи с чем несколько перестроить – ускорить график. У двух членов нашей команды – руководителя Фёдорова Николая и оператора Дёмченко Леонида в день прилёта в Иркутск не пришёл багаж, как, впрочем, и у многих других пассажиров.

После долгих поисков представителя компании «Аэрофлот» (он как будто бы усиленно прятался от разъярённых пассажиров), удалось выяснить, что «Аэрофлот» в этой ситуации якобы ни при чём, а во всём виноват аэропорт Шереметьево. Багаж нужно ожидать на следующий день – будет три рейса из Москвы. Нашей группе пришлось срочно решать вопрос с ночлегом и с заказанными микроавтобусами. На наше счастье у Гончика и его напарника Баира заказы позволяли задержаться в Иркутске на сутки. За простой водителям, понятно, пришлось заплатить.

Группа получила груз в «Деловых линиях», после чего водители отвезли нас на полянку на набережной Иркута (на задворках терминала «Деловых линий», где нам и предстояло провести ночь, посменно дежуря по лагерю). В этот же день были закуплены необходимые продукты.

Рано утром Леонид с Николаем, поймав «шабашника» (такси, которое мы вызвали с вечера, нас не нашло), поехали в аэропорт. Рюкзак Николая с групповой аптечкой пришёл самым ранним рейсом, после чего Николай вернулся к группе, которая уже собралась для погрузки в микроавтобусы. Водители, в любом случае, ждать больше в Иркутске не могли, да и наш график был не резиновый.

Одна машина выехала в аэропорт, а вторая сразу в горы, встретиться договорились на границе Иркутской области и республики Бурятия, где есть отличная позная.

В аэропорт мы приехали как раз к последнему рейсу, чтобы выяснить, что рюкзак Леонида в этот день снова не добрался до Иркутска. Леонид написал заявление, согласно которому его рюкзак должен был храниться в аэропорту до нашего возвращения бесплатно.

Уговорили Леонида, что соберём по народу какие-нибудь вещи, а что-то купим ему в каком-нибудь местном туристическом магазине. На счастье, каска, спасжилет и палатка ехали в сборном грузе, у одного из участников группы оказались с собой вторые неопреновые штаны, другой смог одолжить драйтоп. В общем, найдя в Интернете телефоны магазинов, начали обзванивать – в воскресенье найти работающий магазин, в котором бы было всё необходимое, оказалось непросто. После долгих поисков мы поехали в магазин «Дом рыбака», который находится недалеко от автовокзала. Он работал в воскресенье, там был широкий ассортимент одежды, спальников, нашлись даже неопреновые боты и гермомешок.

Таким образом, из Иркутска мы выехали с опозданием на сутки. До посёлка Орлик добрались уже ночью, где пересели на грузовик, и на месте стапеля были в районе 3:00 часов утра, после двух с половиной суток без нормального сна. Так что, следующий день был посвящён сну, стапелю и распаковке продуктов – обкатку препятствия П42 отложили на первый ходовой день.

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке
1-4 02.08 – 05.08. Самолёт, ожидание багажа, заброска, стапель
5 06.08 П42 – за пор. «Катапульта» 3 км 10:20 – 18:15 П42 – 4 к.с., пор. «Бильярд», 5 к.с., пор. «Катапульта», 5 к.с.
6 07.08. За пор. «Катапульта» – за пор. «Вариант» 3 км 10:00 – 14:30 Пор. «Недотрога», 5 к.с.
7 08.08. За пор. «Вариант» – зим. Нухолам,
автотранспорт до начала шиверы «Восторг водника»
17 км 9:45 – 14:00

 

14:30 – 16:30

Завалы после пос. Шарза
8 09.08. Шивера «Восторг водника» – стрелка с р. Ока Саянская – перед пор. «Три геолога» 46 км 10:00 – 10:25 – 16:30 Шивера «Восторг водника», 4 к.с.
9 10.08. Перед пор. «Три геолога» – перед пор. «Центрифуга» 47 км 10:15 – 17:45 Пор. «Пронеси Господи-1», 3-4 к.с., пор. «Окинский», 4 к.с. пор. «Бурятский», 4 к.с., пор. «Пронеси Господи-2», 3 к.с. пор. «Харагольский-1 и 2», 3 к.с., пор. «Мельница», 3 к.с.
10 11.08. Перед пор. «Центрифуга» – не доходя 7 км до пр. Далдарма 70 км 9:50 – 18:00 Пор. «Центрифуга», 4 к.с., шиверы и перекаты без имени, 2-3 к.с.
11 12.08. не доходя 7 км до пр. Далдарма – перед шиверой «Азоминская» 35 км 11:00 – 16:00 Шиверы и перекаты без имени, 2-3 к.с.
12 13.08. Перед шиверой «Азоминская»– пос. Верхнеокинский

 

антистапель

27 км 11:00 – 15:15 Шиверы и перекаты без имени, 1 к.с.
13 – 14 14-15.08. Запаковка вещей, отъезд на машине в Иркутск, отъезд части группы в Листвянку, самолёт в Москву/СПБ у остальной части группы 15:00 отъезд на машине – 01:40 прибытие в аэропорт (с учётом отправки багажа автотранспортной компанией)

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100000.

6. Техническое описание (только ходовые дни)

День 1 – 6 августа (вторник)

Подъём в 7:30. Зарядка. Завтрак. Обсуждение планов и задач на день. Осмотр препятствия П42, 4 к.с., обсуждение линии движения, установка страховки спас. концами, порядка прохождения судов, фотосъёмки.

Порог 42 начинается разгонной шиверой с навалом на зуб в русле (по большой воде не виден с воды), затем после левого поворота следует пологий слив неоднородной структуры около 2х метров, после слива в выходной шивере есть навал на скальную плиту ЛБ.

Оценили уровень воды: трава на берегах сильно залита, стволы деревьев подтоплены на 30-50 см., то есть уровень повышенный, близкий к паводковому. Ночью шёл дождь, поддержав и немного повысив уровень воды.

В 10:20 К4 «Синица» и К4 «Пингвин» в целях тренировки прошли порог без вещей с береговой страховкой, зачалившись к рабочему ЛБ. На протяжении всей реки рабочим остаётся именно ЛБ. По нашему уровню воды порог оценили в 4 к.с. Каяк прошёл порог 2 раза, чтобы привыкнуть к струе. Каяк страховали с воды К4.

К4 «МКТ» прошёл порог с вещами и с включённой рацией пошёл вниз по реке к препятствию П43 «Бильярд» (капитан уже был на этой реке и хорошо знал место чалки, а никаких существенных препятствий на этом участке нет). К2 также прошёл с вещами.

Собравшись после П42, команда отрабатывала движение походной колонной до разведанной чалки с установленным порядком судов и соблюдаемой дистанцией.

От П42 до «Бильярда», 5 к.с. – участок быстротока с валами, длиной около 1,2 км. Начало порога читается с воды: у ЛБ есть большое улово, видно сужение русла и повышение уклона.

Совместили осмотр порога с заносом вещей. Вещи обносятся по тропе, идущей по лавовому коридору в 30 – 50 метрах от берега реки. На обратном пути можно уже по самому берегу осмотреть порог. Для более детального осмотра по брёвнам стоит перебраться на островок, образующий ключевой слив порога. С этого же островка удобно страховать спас. концом.

Порог начинается короткой разгонной шиверой, за которой следует слив на левом повороте высотой около 2,5 м, перед сливом по паводковой воде уходит протока вправо с завалами. После слива – навал на скальный выступ острова по ЛБ (остров образуется по большой воде), навал образует ещё 1 слив сложной структуры с глубокими бочками, затем навал на скалу ПБ с небольшим сливом на левом повороте, далее выход по валам. Река за препятствием расширяется, слева есть большая суводь, прямо по струе вынос в препятствие П44.

Обсудили линию движения, порядок прохождения, установили 2 спас. конца, выставили фото операторов. Первым со страховкой с берега прошёл К4 «Синица». Во втором сливе экипаж совершил телемарк для ухода от навала на скалу.

Успешно пройд препятствие, К4 «Синица» встал в улове ЛБ для страховки с воды К4 «Пингвин». При этом один страховщик со спас. концом всё равно остался на страховке.

К4 «Пингвин» прошёл оба слива вдоль самого ПБ, чтобы избежать телемарка, что экипажу вполне удалось. Затем К4 «Пингвин» сменил экипаж К4 «Синица» на страховке с воды, а члены экипажа К4 «Синица» сменили фото операторов и береговую страховку.

Каяк и К2 при прохождении порога полностью повторили линию движения К4 «Синица».

Последним проходил порог К4 «МКТ», удивив всех неожиданной попыткой телемарка перед первым сливом, который не позволил до конца осуществить незамеченный экипажем камень. В результате экипаж первые два слива прошёл кормой, что, кстати, позволило судну вообще не приблизиться к навалу на скалу ЛБ во втором сливе.

Собравшись после «Бильярда», позволившего окончательно оценить мощь струи по большой воде, решили, что грузить вещи и снова их разгружать перед «Катапультой», нет никакого смысла. От «Бильярда» тропа идёт до самой «Катапульты», вещи по ней можно занести на небольшую полочку перед порогом, пригодную для стоянки небольшой группы, либо уже сразу за порог – в 100 – 150 метрах за ним есть обширная поляна, удобная для установки базового лагеря. Именно на эту поляну наша группа занесла вещи, там же пообедали, постановили лагерь, после чего вернулись к оставленным судам, чтобы перечалить их к «Катапульте».

Сразу после «Бильярда» видно препятствие П44 – это невысокий слив с заметной глубокой бочкой.

За ним виден заход в «Винт» – узкий винтообразный слив, 3 к.с. Прохождение порога «Винт» страховали с берега спас. концами и фотографировали. Прошедшие экипажи уходили на чалку перед порогом «Катапульта». При заносе вещей чалку все видели, улово для чалки большое, так что чалку можно было не страховать.

«Катапульта» – ключевой порог на реке. Он состоит из целого каскада сливов, при чём самый сложный слив находиться в первой части порога. Страховать его с воды крайне неудобно.

Выставили страховку тремя спас. концами, а также расставили операторов.

Первым стартовал К4 «Синица». Экипаж хотел на заходе в порог прижаться как можно ближе к ПБ, чтобы использовать тормозящую силу небольшой бочки, образованной сливом с обливняка у ПБ. Эта задумка удалась, бочка притормозила катамаран, у экипажа появилось больше времени на то, что правильно зайти в основной слив. Однако в центр слива зайти всё равно не получилось, слив был пройден вдоль скалы ЛБ. Как потом оказалось, это был единственный способ по этой воде пройти порог без оверкиля. Глубокая бочка под сливом полностью утопила катамаран, порвался упор у левого кормового, что заставило его периодически хвататься за раму. Вылетев из бочки, катамаран зацепил левым носом скальный выступ ЛБ и ушёл в третий слив кормой, и только к четвёртому сливу завершил телемарк. После четвёртого слива выходная шивера разделяется островом, основная протока – правая. К4 «Синица» встал на страховку за островом, напротив на берегу был выставлен сигнальщик с рацией, который условными знаками показывал экипажу, что происходит с другими судами. Береговую страховку спас. концами, разумеется, оставили.

К4 «Пингвин» сумел зайти в центр основного слива, но именно это оказалось неправильным по столь высокой воде. Катамаран перевернулся, при этом разорвало два упора. После всплытия катамаран выбросило в пенную структуру около ПБ, где экипаж смог своими силами выбраться на берег и поставить судно на ровный киль. Бросать спас. концы не имело смысла – только мешать экипажу. Экипаж занял свои места и без проблем прошёл остальную часть препятствия.

Оценив воду, экипаж К2 решил обнести главный слив и стартовал уже в третью ступень порога. Страховали спас. концами, помогали при отчаливании. К2 оставили для страховки каяка, К4 «Синица» и К4 «Пингвин» зачалили свои суда у стоянки и сменили береговых страхующих и операторов.

Затем в порог пошёл каяк. Каяк перевернулся в маленькой бочке над главным сливом, встал эскимосским переворотом, в главном сливе вновь перевернулся, опять встал перед третьей ступенью, далее на ровном киле дошёл до конца препятствия.

К4 «МКТ», в виду того, что в составе их экипажа были участники с недостаточным для такого препятствия опытом, обнёс главный слив и оставил катамаран у третьей ступени, чтобы пройти её сутра.

Собравшись на стоянке, обсуждали принятые решения, ошибки, возможные варианты.

 

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 1: К4 «Пингвин» в П42

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 2: К4 «Синица» в пороге «Бильярд»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 3: К4 «Пингвин» в пороге «Бильярд»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 4: К2 в пороге «Бильярд»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 5: Каяк в пороге «Бильярд»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 6: К4 «МКТ» проходит первый слив порога «Бильярд» кормой

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 7: К4 «Синица» в пороге «Винт»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 8: К2 в пороге «Винт»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 9: К4 «Пингвин» в пороге «Винт»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 10: К4 «МКТ» в пороге «Винт»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 11: Каяк в пороге «Винт»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 12: К4 «Синица» на заходе в главный слив порога «Катапульта»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 13: К4 «Синица» выходит из бочки главного слива «Катапульты» на ровном киле

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 14: К4 «Пингвин» в главном сливе порога «Катапульта»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 15: К4 «Пингвин» после оверкиля самостоятельно чалит судно к правому берегу

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 16: К2 стартует в порог «Катапульта» ниже главного слива

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 17: Каяк в главном сливе порога «Катапульта»

День 2 – 7 августа (среда)

Подъём дежурных в 7:15, группы в 7:30. Зарядка. Завтрак.

К4 «МКТ» занялся прохождением третьей и четвёртой ступеней порога, на страховке остался К4 «Пингвин».

К4 «Синица» с рацией, за ним К2 и каяк начали прохождение участка с 4мя номерными препятствиями, чтобы зачалиться перед следующим ключевым порогом «Недотрога», 5 к.с. Начало участка – сразу за поворотом, который виден от стоянки под «Катапультой».

По лоции и имеющимся описаниям препятствия П47, П47А, П48 и П49 оценивались в 2-3 к.с.

По высокой воде первое же препятствие, которое суда прошли сходу, при чём К4 «Синица», пройдя первым зачалился к ПБ для страховки К2 и каяка, было оценено в очень честную 3 к.с. Слив на левом повороте около 1,5 м, за ним мощная бочка. После препятствия можно зачалиться в улове ПБ, в принципе, есть небольшое улово и под ЛБ.

По рации предупредили оставшиеся четвёрки и на всякий случай произвели разведку П47А, заход в который видно прямо от конца предыдущего препятствия. П47А – пологий слив и валы на правом повороте, за которым можно зачалиться к ЛБ для осмотра П48. В принципе, П47А и П48 можно идти сходу, представляя конфигурацию препятствий. П48 – тоже пологий слив, но на левом повороте. За ним обязательна чалка перед П49.

К4 «Синица» и за ним К2 прошли П47А, зачалились перед П48 к ЛБ, осмотрели П48, П49 и чалку перед пор. «Недотрога». Места для чалки перед «Недотрогой» мало. Для того, чтобы верочно зачалиться, П49 нужно проходить ближе к ЛБ.

В это время К4 «МКТ» закончил прохождение третьей и четвёртой ступеней «Катапульты», зачалился к стоянке за порогом и начал погрузку вещей. К4 «Пингвин», оставив К4 «МКТ» рацию, смог стартовать. После П47А на чалке К4 «Пингвин» ожидал каяк, так как К4 «Синица» и К2 уже занимались прохождением П48 и П49.

Зачалившись после прохождения П49 – слив около двух метров с мощной бочкой, экипаж К4 «Синица» провёл судно ниже по течению вдоль ЛБ, чтобы освободить место для чалки остальным судам, и выставил чальщиков.

Суда по очереди приходили на чалку, освобождая место для следующего судна.

Зная, что «Недотрога» оценивается в 5 к.с., сразу же сняли вещи и начали их занос по тропе до стоянки на мысу ЛБ под порогом. На обратном пути осмотрели порог, расставили спас. концы, определили места для операторов.

Порог представляет собой длинную заходную шиверу, затем два слива на крутом левом повороте, первый слив невысокий но с мощной бочкой, второй пологий около 3х метров с мощным петухом и навалом на ПБ. Возможно, что по меньшей воде под ним также будет бочка. За сливом – шивера в расширении русла, есть большое улово под ЛБ, затем вновь сужение русла, в котором третий слив 1,5 м с мощной бочкой и большими валами за ним. За порогом – разлив, то есть страховать и ловить удобно.

По уже сложившейся традиции первым пошёл К4 «Синица». Тактика была простой – держаться вдоль ЛБ, то есть идти по внутреннему радиусу, чтобы не попасть в навал на ПБ. Тактика себя полностью оправдала, экипаж легко преодолел основную ступень, прошёл за третий слив и встал на страховку с воды за третьим сливом.

Кроме К4 «МКТ», все суда прошли порог своими экипажами. К4 «МКТ» прошёл сборным экипажем, взяв на корму каякера, который на каяке не стал проходить порог, и двух носовых с К4 «Синица». Из экипажа К4 «МКТ» порог шла только Анна Бардась на правой корме.

За «Недотрогой» начинается плёс, берега понижаются. Препятствие П51, отмеченное в лоции перед порогом «Вариант», мы не нашли. У нас возникло 2 предположения: по высокой воде оно залито, либо составители лоции что-то перепутали.

Второе предположение больше похоже на правду, потому что и про порог «Вариант» в доступных лоциях сведения были сомнительные. В конце текущего плёса – разделение на острова. В лоции говорилось, что основная протока правая, но по нашим наблюдениям в неё уходило меньше воды, она хуже просматривалась с наплыва. К тому же мы искали недостающее препятствие П51. В итоге пошли в левую протоку и не пожалели. Зайдя в протоку, увидели резкое сужение русла и заметное повышение уклона – зачалились к ЛБ. Осмотрев препятствие, поняли, что это порог «Вариант», 3 к.с. За порогом на ЛБ – стоянка, под порогом разлив, видно впадение правой протоки. Правая протока сливается с поворотами, в ней просматриваются хаотичные скачки с обливняков. По меньшей воде она вообще может быть непроходима. В левой же протоке – узкий пологий слив около 2х м с заметной косой бочкой.

К4 «Синица» прошёл порог, подстраховал с воды К2, который задержался для страховки каяка. Далее прошли К4 «Пингвин» и К4 «МКТ».

Собравшись на стоянке после порога «Вариант» в 14:30, пообедали. Также решили послать разведку, чтобы узнать есть ли машина в Шарзе (до неё было около 3х км), чтобы объехать завалы, которыми усиленно пугали все лоции.

На разведку ушли Фёдорова Мария (капитан К4 «Синица») и Владимир Лазарев (левый кормовой К4 «Синица»). По ЛБ реки на некотором расстоянии проходит грунтовая дорога, по которой водники и попадают к началу сплава. От порога «Вариант» можно выйти на эту дорогу. Как выяснилось в ходе разведки, наиболее удобный способ – подняться к началу порога, откуда начинается тропа к дороге. Тропа пересекает несколько довольно глубоких ручьёв, соединяющих целую сеть маленьких озёр, отмеченных на карте между берегом реки и дорогой. Конечно, озёра, а уж тем более ручьи между ними, даже на карте Генштаба отмечены не все. Если идти прямо от стоянки за пор. «Вариант», то упираешься в наиболее полноводные ручьи.

Перебродив методом «стенка» 6 ручьёв и одно озеро, разведка увидела лагерь. Это оказалась группа из Подмосковья, которая проходила Жом-Болок с организацией базового лагеря. По грунтовке они заносили суда к П42, в первый день шли до «Катапульты», во второй день шли до Шарзы, откуда поднимали суда в базовый лагерь.

По дороге в Шарзу разведка встретила участника группы из Подмосковья, который ходил 12 км в зим. Нухолам (в лоциях ошибочно обозначен, как зим. Обтой), чтобы там договориться с машиной, которая придёт за ними в базовый лагерь. Он же сообщил нашей разведке, что в Шарзе тоже есть грузовик, но он не застал дома его хозяина. А завалы до зим. Нухолам их группа категорически проходить не хотела – так как несколько лет назад они пытались пройти этот участок и потратили на его прохождение целый день.

В Шарзе разведка увидела «Ниву», но её хозяевами оказались три очень нетрезвых бурята, от которых с трудом удалось добиться, что машину нужно искать у моста. Это первый дом в Шарзе, если спускаться к посёлку по грунтовке. В него лучше вообще не заходить, если не хотите не то полуобниматься, не то полубороться с пьяными бурятами. Около моста, действительно, несколько домов, во дворе одного из них был трактор. Хозяева объяснили, что грузовик стоит на холме на пастбище на ПБ. Пришлось преодолеть преграду в виде стада коров и молодых бычков, некоторые из которых были настроены не очень-то дружелюбно.

Наверху стоял дом с грузовиком во дворе, но хозяина дома не было, приехать он должен был неизвестно когда. Его сын сам нас везти отказался, а с отцом вроде бы созвонился, но тот передал, что задерживается.

В общем, через 3 часа разведка вернулась в лагерь, так и не найдя машину. Обсудив ситуацию, решили проходить участок до зим. Нухолам, выйдя на воду как можно раньше.

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 18: К4 «Пингвин» в П49

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 19: К4 «Синица» в главном сливе порога «Недотрога»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 20: К2 в главном сливе порога «Недотрога»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 21: К4 «Пингвин» в главном сливе порога «Недотрога»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 22: К4 «МКТ» проходит порог «Недотрога» сборным экипажем

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 23: К4 «МКТ» в левой протоке порога «Вариант»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 24: Каяк в левой протоке порога «Вариант»

День 3 – 8 августа (четверг)

Подъём дежурных в 6:30, группы в 7:00. Зарядка, завтрак.

Выход на воду в 9:45.

За разливом после пор. «Вариант» – П53, пологий слив менее 1 м с невыраженной по нашей воде бочкой, 2 к.с. Фактически сразу за ним – П54, несложная шивера, 2 к.с.

Вскоре за шиверой слева впадает приток, собирающий воду из системы озерец, расположенных между порогом «Вариант» и грунтовкой. По нашей воде приток был скорее похож на небольшую сплавную речку с шиверой на выходе.

Течение постепенно замедляется. На ПБ встречаются два места, пригодные для стоянки: одно ещё в быстротоках с лавками, другое на более открытой высокой полке с лиственницами уже недалеко от деревни. Левый берег низкий. Встречается разделение проток – проход в правую, в левой завал.

Затем понижается и ПБ, отсюда уже совсем близко до моста – чалка к ЛБ под столб ЛЭП. От пор. «Вариант» до моста походной колонной шли 30 минут.

Моста 2, расстояние между ними 10-15 м. Второй мост точно не проходим. Под мостами – ускорение течения. Обнос обоих мостов по ровному пастбищу 50 – 70 м, можно произвести не разгружая судов, объединив силы двух экипажей.

Пока мы обносили мост, опять появились уже знакомые нам пьяные буряты. Начали по новой знакомиться.

Отделавшись от них, мы стартовали походной колонной в участок, на котором были отмечены завалы. По всем описаниям на участке не должно было быть препятствий, превышающих по сложности 2 к.с., поэтому вперёд с рацией выпустили каякера, чтобы он разведывал чалки перед возможными завалами и сообщал о них экипажам катамаранов. Катамараны шли с заметной дистанцией (70 – 100 м), чтобы успевать освобождать чалку, если суводь маленькая.

Тактика себя оправдала, хотя в рацию каякера было слышно довольно плохо. Но из его слов было ясно, что завалов только два и именно тех, которые были отмечены в лоциях.

После посёлка река идёт одним руслом, по ПБ тянется высокий холм, затем начинается огромный остров, который тянется несколько км. Мы шли по левой протоке, так как по карте острова были в ней отмечены только в конце, а также из отчётов и лоций удалось найти координаты 2х завалов, требующих осмотра и являющихся более или менее постоянными.

Координаты: завал №1 (частичный) СШ 52.72540 ВД 099.54944;

завал №2 (с крутым поворотом налево, частичный) СШ 52.72300 ВД 099.55688.

Вскоре после входа в левую протоку начинается шивера 2 к.с., по нашей воде прямо через лес уходили бесчисленные маловодные протоки. Завалы чётко соответствовали координатам.

Первый завал обходится справа, во всяком случае, по высокой воде вполне проходим. Для его осмотра мы чалились перед завалом к ЛБ.

После прохождения первого завала группа собралась в улове ПБ в 70-80 метрах ниже завала. Каякер ушёл вперёд, осматривать второй завал, а отдельные участники совершили беглый береговой осмотр до ближайшего, в ходе которого удостоверились, что на ближайшем участке длиной около 100 м проход чистый.

Каякер по рации сообщил, что в русле появляются острова, нужно выбирать наиболее широкие протоки, в одной из них есть частичный завал, который он преодолел, прижавшись влево. Проход узкий.

Первым стартовал К4 «Пингвин», который немного не вписался в поворот у описанного места, оказавшегося вторым завалом, поэтому экипажу пришлось совершить короткую проводку. К4 «Синица», идущий следом, увидев, что проход занят, зачалился на галечный островок, где выставил чальщиков для помощи остальным судам. К2 и К4 «МКТ» также зачалились на островок. К4 «Пингвин» закончил проводку и ушёл вниз по течению до места, где группу поджидал каякер. Остальные экипажи приняли решение провести суда по полузалитому галечному островку 15 м и таким образом избежать прижима в завал.

По малой воде завал может быть не проходим, так что чалка к островку влево необходима.

После завала собрались в улове ЛБ, далее шли походной колонной. Напряжённый участок продолжается до отметки на карте «бр.» у зим. Ташалур.

Далее течение замедляется, ещё встречаются острова, по малой воде на некоторых участках может потребоваться проводка. Затем протока собирается в одно русло, которое заметно расширяется.

С места впадения правой протоки уже видны домики зим. Нухолам на ЛБ. Это целый хутор, на котором постоянно живёт семья. Старый хозяин на грузовике с удовольствием возит туристов к началу шиверы «Восторг водника».

Чалка к хутору в улово ЛБ за 30-40 м до деревянного моста. Здесь уже местные ловят хариуса, причём успешно.

От моста начинается Обтойская шивера, ниже которой расположено «истинное» зимовье Обтой, которое постоянно путают в лоциях с зимовьем Нухолам.

Завалы решили объехать на машине – запасных дней по вине Аэрофлота у нас уже не было.

В две ходки перевезли сдутые катамараны к началу шиверы «Восторг водника». На хуторе нам продали свежие пирожки.

После переезда в катамаранах обнаружились дырки, пришлось заняться ремонтными работами.
Так как мы стояли на поляне со столами на ЛБ, то и суда, требующие ремонта, занесли с вечера на поляну.

Для тренировки участок от моста до поляны прошёл К2, а четвёрки было решено не заносить.

Осмотрели начало шиверы «Восторг водника», по большой воде шивера уже явно превышает 3 к.с.

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 25: Обнос мостов в дер. Шарза не сложный

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 26: Первый завал (частичный) в шиверах после Шарзы

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 27: Объезд завалов ниже Обтоя

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 28: Заклейка на поляне ЛБ, вдалеке паслись яки

День 4 – 9 августа (пятница)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Зарядка, завтрак. Выход в 10:00.

Стартовать в шиверу «Восторг водника» можно в нескольких местах – перед мостом, к которому привозят на машине. Тогда нужно после старта уходить от прижима к скальной стенке ПБ, сразу после моста с уходом от прижима к стенке ЛБ, или прямо от стоянки широкой поляне со столами и лавками на ЛБ, спустив катамараны по высокому косогору (8-10 м высотой).

Загрузили суда прямо на поляне, затем спустили их в узкое длинное улово под поляной, откуда по очереди стартовали. Первым шёл К4 «Синица», за ним в прямой видимости каяк, так чтобы К4 мог оказать помощь в случае необходимости.

До самого впадения в Оку Саянскую на протяжении 2,5 км шивера сохраняет напряжённый характер, со сливами с отдельных обливняков и заметными бочками. Видимо, по меньшей воде обливняки обнажаются, часть сливов исчезает, но возникают большие сложности с уходом от зубьев.

Чалка перед самым выходом в Оку Саянскую к ПБ требует резкого выхода из струи. На всякий случай на чалке прибывший первым экипаж выставил чальщиков.

Остальные суда прошли в порядке К4 «МКТ», К2 и К4 «Пингвин». Шиверу по нашей высокой воде оценили в 4 к.с.

В 10:25 группа собралась на огромной поляне на стрелке с рекой Ока Саянская. На поляне может встать одновременно несколько лагерей. Есть музей туристов. Здесь также останавливаются коммерческие группы, идущие по Оке.

Сделав групповое фото, стартовали по Оке и через 5 минут сплава зачалились к ЛБ для осмотра знаменитого водопада, которым в Оку впадает мелководная левая протока Жом-Болка. Тропа, ведущая к водопаду, видна с воды. Водопад, действительно, впечатляет.

В 11:00 вышли походной колонной. Встречаются отдельные шиверы 2 к.с., река в них практически не сужается, просто из-за увеличения уклона образуются валы.

В основном до входа в ущелье Орхо-Бом из препятствий только быстротоки и разбои с перекатами. Стоянок много. По ЛБ тянутся пастбища, постоянно встречаются зимовья, есть посёлок.

При прохождении островов в основном придерживались левых проток.

Через 4 часа сплава группа вошла в ущелье Орхо-Бом. Река сузилась, но вначале препятствий нет. Вся группа собралась перед порогом «Три геолога» – на левом берегу на большой стоянке, на которой может встать несколько лагерей. Это первое препятствие в ущелье.

На полке уже стояла небольшая группа, которая приехала в пос. Зима на собственных машинах, а уже оттуда забрасывалась на Оку.

Ориентир поляны – приток по ЛБ. После поляны большой галечный остров, основная протока правая, в ней и расположен пор. «Три геолога». Но по нашей воде можно было пройти и левой протокой.

Закончили сплав в 16:30.

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 29: К2 в начале шиверы «Восторг водника»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 30: К4 «МКТ» стартует в шиверу «Восторг водника» от стоянки

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 31: К2 стартует в шиверу «Восторг водника» от стоянки

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 32: На стрелке рек Жом-Болок и Ока Саянская

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 33: Знаменитый водопад «Малый Жом-Болок»

 

День 5 – 10 августа (суббота)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Зарядка, завтрак.

Выход на воду в 10:15.

Порог «Три геолога» описан в лоциях как короткая прямая шивера с прижимом к бому ПБ и оценён в 3 к.с. На самом деле его структура близка к гигантскому перекату со сливом с отмели и соответствующим прижимом к противоположному берегу. Решили не осматривать препятствие. Первым прошёл препятствие К4 «Пингвин», за ним все остальные суда походной колонной вдоль отмели острова, чтобы уйти от прижима.

Далее таких препятствий на реке будет без счёта, многие из них безымянные. Но на это препятствие стоит обратить внимание, чтобы оценить характер реки, мощь структур при большом расходе, выработать тактику прохождения подобных препятствий. Для желающих осмотр препятствия можно осуществить по галечной отмели острова.

Далее на протяжении 2.5 – 3 км несколько шивер, за которыми следующее именное препятствие – «Пронеси Господи-1», 3 к.с. По высокой воде препятствие сложнее, чем «Три геолога», может доходить до 4 к.с. У ПБ появляется слив с большой бочкой за ним, который не виден с наплыва. Можно осмотреть препятствие по обоим берегам. На ЛБ есть большая стоянка.

Первым шёл К4 «Пингвин», который попал в бочку под ПБ, в результате чего смыло руководителя группы Фёдорова Николая. Пока экипаж самостоятельно выводил катамаран из бочки, капитану удалось схватиться за раму и, пройдя 2 больших вала, вернуться на своё место, снять запаску, после чего экипаж самостоятельно поймал упущенное весло. К4 «Синица», шедший вторым, увидел, что К4 «Пингвин» явно прыгнул с обливняка, поэтому сразу ушёл в правую часть струи, а в конце препятствия сразу зачалился к ПБ, куда уже причаливал К4 «Пингвин». Остальные суда прошли порог по левой или центральной части струи, где основным препятствием являются высокие валы до 2 м. Вся группа собралась на чалке под порогом, обсудили дальнейшую стратегию.

От конца «Пронеси Господи-1» виден заход в порог «Скала Каландарашвили», 3 к.с. Основную сложность в пороге составляет сильный прижим к скале ЛБ, поэтому при прохождении нужно держаться вплотную к галечной отмели ПБ.

«Скалу Каландарашвили» прошли походной колонной, первым К4 «МКТ», так как капитан Владимир Кондратович уже не раз бывал на реке и хорошо знал, где чалиться перед порогом «Окинский», 4 к.с. По рекомендации Владимира после прохождения «Скалы Каландарашвили» группа придерживалась ПБ, зачалились в виду порога «Окинский» к крупногалечной отмели у ПБ. При этом К4 «МКТ» прошёл «Окинский» сходу и зачалился за порогом к ПБ.

По отмели ПБ остальные экипажи осмотрели препятствие. Осмотр нужно осуществлять в спас. жилетах и касках, так как приходится пробираться по большим и средним камням, часто скользким, иногда по колено в воде.

Порог представляет собой, как и большинство препятствий на этой реке, гигантский перекат: справа крупногалечная отмель, слева скала, вдоль которой стоят три огромных пульсирующих вала – 2,5 м.

По нашей воде была возможность проходить частично по полузалитой отмели, лавируя между отдельными зубьями, и таким образом обойти пульсары справа, а за ними уже входить в основную струю.

Первым из осматривавших препятствие проходил порог К4 «Синица». Преодолев порог, экипаж сразу ушёл на чалку к крупногалечной отмели ЛБ перед порогом «Бурятский», 4 к.с. для его осмотра. Туда же подошли К2, каяк и К4 «Пингвин». К4 «МКТ» осмотрел ключевое место порога «Бурятский» по галечной отмели ПБ.

Порог «Бурятский» похож на остальные препятствия, крупногалечная отмель слева и прижим к скале вправо. Но порог осложнён сливом с закрытого по нашей воде скального обломка. Возможно, по более низкой воде проход слева от зуба будет закрыт, тогда опасность прижима сильно возрастает.

К4 «Синица» прошёл порог первым, прижимаясь к отмели ЛБ и встал на страховку с воды. Остальные суда проходили ближе к центру, сразу сплавлялись ниже до пляжа на ЛБ, хорошо видного от конца порога, где и чалились на стоянку под названием «Музей туристов» для отдыха и сбора группы.

Далее на всём протяжении ущелья встречается много стоянок, все их просто не имеет смысла описывать, многие из них хорошо видны с воды.

За стоянкой «Музей туристов» начинается шивера, за ней порог «Пронеси господи-2», 3 к.с. Проходится вдоль ЛБ, справа – сильный прижим к скале. За порогом на каждом повороте реки следуют мощные перекаты 2-3 к.с.с прижимами. Затем начинается длинная шивера «Ары-Бурье», 3 к.с. Отмечена на карте, проходится вдоль ПБ, так как слева – прижим.

На протяжении 3х километров – несколько шивер около 3 к.с., которые проходятся по внутреннему радиусу. Далее на ЛБ – большая стоянка, деревянный крест (здесь мы пообедали). Это ориентир порога «Харагольтский-1», 3 к.с.. Порог начинается сразу за впадением притока по ЛБ, начало порога видно от стоянки. Порог можно осмотреть по ЛБ.

На заходе в порог в середине реки – несколько больших бочек, по нашей воде их можно было обойти под самым левым берегом или справа, по меньшей воде они обходятся только справа. В конце порога прижим к ПБ.

Порог проходили, предварительно осмотрев его по ЛБ. За порогом собрались всей группой. После чего продолжили сплав.

За порогом – мощная шивера, за ней порог «Харагольский-2», 3 к.с. Проходится вдоль ПБ.

За порогом следует целая череда безымянных шивер, многие из которых также можно оценить в 3 к.с. Шиверы постепенно упрощаются, затем опять начинают усложняться. Появляются острова с мощными перекатами. В одной из таких проток расположен порог «Мельница», 3 к.с. Мы шли препятствие сходу, держась чуть правее центра. По более низкой воде в пороге возможно образование бочек.

За «Мельницей» следует ещё несколько шивер, есть стоянки. Встали после одной из шивер на ПБ сразу за выделяющейся по ПБ скалой в 17:45. Песчаный пляж за скалой виден издалека. На стоянке был рыбацкий навес, вокруг лагеря постоянно ходила норка. Координаты стоянки СШ 53.09870 ВД 100.33607. Со скалы может сыпаться, поэтому палатки стоит ставить на некотором расстоянии от скалы, предварительно осмотрев место на предмет валяющихся осколков камней.

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 34: К4 «Синица» в пороге «Окинский»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 35: Каяк в пороге «Окинский»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 36: К2 уходит от пульсаров в пороге «Окинский»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 37: К2 в пороге «Бурятский»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 38: К4 «Пингвин» в пороге «Бурятский»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 39: К4 «МКТ» в пороге «Харагольский-1»

День 6 – 11 августа (воскресенье)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Зарядка, завтрак.

Выход на воду в 9:50.

Через 2,5 км залились к отмели ЛБ для осмотра порога «Центрифуга», 4 к.с. Порог похож на «Бурятский» – прижим к ПБ и бочка под ПБ.

Проходили ближе к ЛБ.

Далее до впадения крупного левого притока Хойто-Ока продолжаются мощные шиверы с высокими валами, в них встречаются большие бочки, в основном на внешнем радиусе.

После порога «Центрифуга» шли походной колонной с рациями, периодически собирая группу после наиболее сложных шивер.

На стрелке с Хойто-Окой (очередной «музей туристов») стояла большая группа.
Чуть ниже справа впадает крупный приток Урда-Ока. На стрелке с ним также есть стоянка, которая тоже была занята.

Продолжаются шиверы около 2 к.с., иногда встречаются более мощные. Есть отдельные бочки.
После притока М. Слюда шиверы становятся реже, в основном из препятствий остаются только ярко выраженные перекаты 1-2 к.с. На карте Генштаб обозначена шивера «Дурная» – шивера 2 к.с.

Берега пока ещё достаточно высокие, стоянки встречаются.

Шли походной колонной, периодически собирая группу.

За день прошли около 70 км, встали на полке ПБ, не доходя около 7 км до пр. Далдарма, в 18:00.

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 40: К2 на выходе из порога «Центрифуга»

Отчёт о водном походе 5 к.с. по Восточному Саяну

Фото 41: К4 «Пингвин» в пороге «Центрифуга»

День 7 – 12 августа (понедельник)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30. Зарядка, завтрак.

Выход на воду в 11:00.

Шли, сцепившись в плот.

Продолжаются перекаты 1-2 к.с. Берега высокие. Скорость течения от 5 до 15 км/ч.
Стоянки продолжают встречаться в немалом количестве. Появляется много рыбаков, которые поднимаются по реке на специально оборудованных катерах с моторами, похожими на огромные вентиляторы, чтобы идти вверх по порогам.

Зачалились на стоянку перед шиверой «Азоминской» на ПБ в 16:00. Хорошая полка над высоким песчаным косогором.

День 8 – 13 августа (вторник)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30.

Выход на воду в 11:00. Дождь.

На карте Генштаб обозначена шивера «Азоминская» – шивера 2 к.с.

Течение в целом заметно замедляется, около 6 км/ч. Встречаются только отдельные перекаты 1 к.с. Многочисленные острова в русле. На карте Генштаб многие протоки имеют имена собственные.

Если придерживаться левых и центральных проток, как делали мы, то на ЛБ в виден посёлок Левый Сарам, а если уйти в правую протоку Антайка, то на ПБ есть посёлки Правый Сарам и Бахвалово. Мы их не видели, так как после урочища Чёрный полуостров сначала держались левой протоки, потом ушли в центральную протоку Жарбайка.

После впадения в Оку левой протоки Тунгуска напротив высотки ПБ с отметкой 705,4, у ЛБ начинается островок. Сразу после островка – чалка к поляне, обозначенной баннерами и цветными тряпками. Это поляна, где все водники, заканчивающие маршрут в посёлке Верхнеокинский, производят антистапель. Сюда подъезжают машины, здесь есть несколько полян.

Мы не имели столь точного описания чалки, поэтому обошли островок вдоль левого берега и зачалились у первого же места, которое было похоже на стоянку, так как с воды видели, что в у поляны с баннерами стоит катамаран. Произвели разведку. Стало ясно, что начиная от этого места (в 50-70 м выше конца островка) и до поляны с баннерами идёт грунтовка, по сторонам от которой есть 3-4 поляны, пригодные для антистапеля и ночлега. На нижней основной поляне стояла большая группа, поэтому мы встали на второй большой поляне – в 50-70 м за островком в 15:15. Дождь кончился.

Пообедали. В районе обеда к нам на поляну заглянул водитель Новиков Леонид Викторович, с которым мы договаривались о выброске в Иркутск на следующий вечер, оставив ему в залог половину стоимости выброски. Леонид вывозил другую группу, а нам подтвердил, что завтра в 15:00 заберёт с напарником нас в Иркутск.

После обеда произвели антистапель судов, оставили суда на просушку.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

На реке Жом-Болок:

1) препятствия П42, «Бильярд», «Винт», «Катапульта», П47, П49, «Недотрога», «Вариант», шивера «Восторг водника»

2) опасны острые лавовые выходы

3) участки завалов от дер. Шарза до зимовья Нухолам / Обтой и от зимовья Нухолам / Обтой до шиверы «Восторг водника»

На реке Ока Саянская:

1) препятствия ущелья Орхо-Бом (валы и прижимы), особенно по высокой воде.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

– При наличии времени перед началом сплава можно организовать пеший радиальный выход в долину вулканов.

– Через 3 км после стрелки р. Жом-Болок и р.Ока Саянская на ЛБ – красивый водопад, которым с высокой скалы в Оку впадает протока Бага Жом-Болок.

– На протяжении всего ущелья Орхо-Бом открываются очень красивые виды.

– По окончании сплава можно поехать отдыхать на Байкал, что и сделала часть нашей группы.

– Рыбалка на р. Жом-Болок на участке ниже пор. «Вариант» и далее по всему маршруту

 

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое Личное
Наименование Количество Наименование Количество
Катамаран четырёхместный с коленной посадкой 3 Каска сплавная 1
Катамаран двухместный с коленной посадкой 1 Спасательный жилет 1
Полиэтиленовый каяк 1 Гидрокостюм неопреновый мокрого типа 1
Спасательный конец (морковка) 4 Костюм защитный 1
Радиостанция «Motorola GTX 1000 » 2 Стропорез 1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное 6 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью / весло каячное 1
GPS навигатор Magellan Triton 1500 1 Гермоупаковка 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Motorola GTX 100» мощностью 5 Вт и литий-ионными аккумуляторами. Рации позволяли использовать 4 батарейки типа АА.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе две зеркальные камеры.

Для уточнения координат и навигации по маршруту использовался навигатор GPS навигатор Magellan Triton 1500, в который были загружены привязанные карты Генштаб 1:100 000 с заранее отмеченными точками основных препятствий.

9.3. Особенности погодных условий

Поход проходил в неустойчивых погодных условиях: каждый день обязательно шёл дождь. Чаще всего дождь начинался в районе 22:30 – 23:00, продолжался до утра. Первая половина дня, как правило, была пасмурной с кратковременными осадками. Днём погода, в основном, была солнечная или переменно-облачная, без осадков.

Температура днём, в основном, колебалась в диапазоне 15 – 22 градусов С, ночью заметно падала, так что два раза за поход наблюдался небольшой заморозок.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Выводы:

1. По паводковой воде даже простые препятствия р. Жом-Болок превращаются в мощные пороги не ниже 3 к.с. с бочками, а ключевые препятствия оставляют сильное впечатление. Узкое лавовое русло не позволяет реке разливаться, а при возрастании воды, соответственно возрастает и мощь струи, но дополнительного места для манёвра не образуется.

2. Все препятствия р. Жом-Болок можно осмотреть по левому берегу и при необходимости обнести вещи или суда. Такой режим позволяет брать на маршрут людей с недостаточным для пятой категории сложности опытом, при условии, что они не будут проходить препятствия пятой категории. Также реку удобно использовать как учебную – можно внимательно обсудить линию движения, обкатать препятствия, отработать тактику «базового лагеря», отработать страховку с берега и с воды.

3. Маршрут интересен тем, что позволяет пройти препятствия с разным расходом воды: от маленького (или среднего по большой воде) на р. Жом-Болок до большого на р. Ока Саянская.

4. На маршруте есть большой выбор стоянок и возможности для рыбалки.

Итоги:

1. Наша группа совершила интересный и технически сложный маршрут пятой категории. Члены команды, которые были выпущены по четвёртой категории, также многому смогли научиться, помогая на берегу при обработке остальной группой препятствий пятой категории.

2. Высокий уровень воды стал причиной незапланированного переворота К4 в пороге «Катапульта» на р. Жом-Болок, а также «заплыва» кормового с К4 в пороге «Пронеси Господи-1» на р. Ока Саянская, что не привело ни к каким последствиям, но заставило проявлять определённое уважение к рекам.

3. В случае паводкового уровня воды препятствия р. Ока Саянская могут стать смертельно опасными. Потребуются запасные дни для ожидания, пока уровень воды не перестанет быть экстремально высоким.

Рекомендации:

1. Маршрут рекомендован для групп, желающих повысить своё мастерство. При наличие опытного руководителя и опытных капитанов судов может быть рекомендован для части группы как первый маршрут пятой категории сложности.

2. На случай паводка стоит иметь запасные дни.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М.В. на основании дневника, который каждый вечер заполнялся во время похода. В отчёте использованы фотографии Дёмченко Л.Г., Федорова Н.В. и фотографии с зеркальной камеры Федоровой М.В., которые выполняли разные фотографы.

V. Материалы, использованные при подготовке к походу:

1. Отчет турклуба «ЗОДИАК», г.Пермь «Жом-Болок – Ока Саянская», 2008

2. Отчет Воробьева Ю.А., Детский парк Усадьба Трубецких в Хамовниках, 2006

3. Отчет РООСРМТ «Туристский клуб» (Т/К Перово) «Жом-Болок – Ока», 2011

4. Устные консультации Владимира Кондратовича из г. Таллинн, проходившего маршрут в 2009 году в составе группы Волгоградской общественной организации «Клуб туристов» по низкой воде.

Приложение I

Скачать карты маршрута

Приложение II

Список GPS-координат

1. Стоянка на Иркуте – СШ 52.29731 ВД 104.26359

2. «Бильярд» – СШ 52.69776 ВД 099.45717

3. Чалка перед «Катапультой» – СШ 52.69930 ВД 099.46442

4. «Катапульта» – СШ 52.69901 ВД 099.46622

5. Отличный базовый лагерь за «Катапультой» – СШ 52.70063 ВД 099.46725

6. Заход в «Недотрогу» – СШ 52.70115 ВД 099.47112

7. «Вариант» (левая протока, чалка для осмотра) – СШ 52.70114 ВД 099.48465

8. Завал №1 (частичный) в шиверах после Шарзы – СШ 52.72540 ВД 099.54944

9. Завал №2 (с крутым поворотом налево, частичный) в шиверах после Шарзы – СШ 52.72300 ВД 099.55688

10. Мост перед шиверой «Восторг Водника» – СШ 52.75748 ВД 099.71210

11. Порог «Трёх геологов» – СШ 52.90493 ВД 100.11857

12. Порог «Пронеси Господи – 1» – СШ 52.92754 ВД 100.12194

13. Порог «Скала Каландарашвили» – СШ 52.93109 ВД 100.13250

15. Чалка на отмель ПБ перед порогом «Окинский»- СШ 52.93010 ВД 100.14790

16. Порог «Бурятский» – СШ 52.93588 ВД 100.14303

17. Порог «Мельница» – СШ 53.07944 ВД 100.35069

18. Рыбацкая стоянка на ПБ между «Мельницей» и «Центрифугой» – СШ 53.09870 ВД 100.33607

19. Чалка перед порогом «Центрифуга» – СШ 53.11535 ВД 100.36140

20. Большая Бочка (в безымянной шивере, обходится справа) – СШ 53.24876 ВД 100.44500

 

Источник : "https://moominclub.ru/blog/splav-v-vostochnom-sayane-reki-zhom-bolok-i-oka-sayanskaya/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию