Виды туризма

21 декабря 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: II
0 1186 0

«Важно не то, куда ты попадешь в конце, но какие приключения встретят тебя на этом пути» Пенелопа Райли.

Путешествуй только с теми, кого любишь.
Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Карта маршрута

Когда за окном поздняя осень, а на дворе промозгло, сыро, дождь со снегом или снег с дождем - самое время вспоминать лето и летние походы!

Итак, спустя два года я решила повторить маршрут 2018г., но немного усложнив и увеличив его длительность. Тогда путешествие показалось довольно сложным, но и опыта на тот момент было с «гулькин нос»! Теперь прибавилось уверенности в собственных силах, и было большое желание начать поход также, как в 2018 году в Таштаголе, но логически завершить в Чемале, перемахнув ещё два перевала – Чике-Таман и Ороктойский, которые для меня были «землей неизведанной – terra incognita».

Т.к. поход планировался, как спортивный, с последующим участием в соревнованиях, я составила все необходимые для этого документы и собрала группу из тех, кто имел достаточный опыт подобных велопоходов. Обсудили на берегу все детали заброски, питания, ночевок и прочего, - всех всё устраивало. Здорово! Осталось определиться с датой выезда, но тут ковидный режим попутал мне карты, а потом ещё один из участников вовсе отказался ехать по причине болезни. Но, не смотря на всё, день икс таки наступил, и мы собрались в путь.

День 1. с.Турочак – с.Артыбаш

Расстояние – 71,8 км. Набор высот - 772 м. Сброс высот – 659 м. Высота ночевки-436 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Ранняя электричка на 5.11 до Таштагола везёт нашу полусонную команду навстречу приключениям. После продолжительной веселой болтовни, мужики разбрелись немного отдохнуть. Мне же вздремнуть не особо удалось, так как волнение не покидало, и одни и те же мысли вновь и вновь наполняли утомленную голову, и как потом выяснилось, не зря…

В 9.39 электропоезд прибыл на конечную станцию. Погода шепчет! Сейчас бы уже тронутся в путь, но обстоятельства требовали сэкономить день. И потому у нас в планах нарисовалась заброска от Таштагола до Турочака микроавтобусом. Ожидание машины несколько затянулось, т.к. водитель прибыл с опозданием. Погрузились довольно шустро. Велики даже разбирать не пришлось – так все вошли вместе с вело рюкзаками. По пути до Турочака, пришли к мысли, что решение было верное. Уж слишком пыльной была дорога, т.к. автомобили сновали один за другим.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

В первом часу дня, наконец, мы прибыли к месту старта в поселке Турочак! (переводится с алтайского как «маленькая избушка, стоянка, домик», «тура» — изба, дом; «чак») Навьючили своих железных коней, закупились вкусняшками, пополнили запас воды и тронулись в путь! Дорога вплоть до Артыбаша асфальтирована, хорошего качества и до развязки на Верх-Бийск совершенно несложная. А потом начинаются периодически небольшие подъемы и спуски, которые мы называем «качелями».

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Постепенно долина реки Бии сужается, и дорога прижимается к скальным выступам вдоль правого берега. Виды открываются великолепные! Я начинаю притормаживать то там, то тут, чтобы запечатлеть всю эту красоту! А мужики ворчат на меня, что я так «потрачу всё плёнку»! Шутники))

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Вскоре на горизонте вырисовываются вершины гор, которые обрамляют Телецкое озеро. До него остались считанные километры. А пока мы проезжаем живописный посёлок Кебезень, расположившийся по обоим берегам Бии. Здесь дорога описывает полукруг, повторяя крутой поворот русла реки. Красотища!!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Ближе к вечеру, порядком уставшие после долгого переезда, мы добрались до Артыбаша (с алтайского означает – "верхний порог") и в первую очередь отправились на поиски кафе, учитывая пожелания большинства отужинать в комфорте. Пока дожидались своих заказов, я созвонилась с водителем катера, с которым до этого переписывалась из дома, уточняя варианты заброски по озеру до мыса Кырсай. Оттуда нам надо было стартовать по маршруту на следующее утро. Вроде, всё чётко обсудили, я упрочилась в мысли, что завтра нас заберет от турбазы паром, который прибудет к 6.00 часам утра. Можно было расслабиться и наслаждаться видом с террасы кафе на Телецкое озеро (а на алтайском - Алтын-Кёль, «золотое озеро»).

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Последняя задача на сегодня – найти стоянку в живописном местечке, где можно было разместить все наши три палатки. Немного покружив в окрестностях Артыбаша вдоль берега, выехали на большую поляну рядом с турбазой «Алтын-Кёль». И тут к своей радости встретили вело-коллегу, который также приехал прокатиться на велосипеде, но лишь на три дня. Посидели, поболтали о своих дневных приключениях, и отправились пораньше спать, так как подъем ожидался очень ранним.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Ночевка в п.Артыбаш на Телецком озере

День 2. с.Артыбаш – мыс Кырсай – турбаза «Чульча»

Расстояние - 48 км. Набор высот - 308 м. Сброс высот – 254 м. Высота ночевки-483 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Прошедшая ночь была не очень спокойной. Сезон в самом разгаре. Автотуристов пруд пруди, и на поляне, где мы расположились тоже полно машин и палаток. Люди приезжают в тихие спокойные места не для того, чтобы наслаждаться этой тишиной и спокойствием, а наоборот – чтобы врубить музыку погромче, напиться покрепче и поорать отбористым матом… Пришлось нам смириться с таким соседством. Утихомирились соседи только после полуночи, а вставать нам надо было уже часа в 4 утра, т.к. надо было успеть на паром, о котором я договорилась накануне вечером. Пока закипала вода в котелке, сбегала пофотографировать рассвет над озером. Небо было чистое и ясное, туман стелился по водной глади ровным покрывалом – всё предвещало теплую, комфортную погоду.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Пристань у турбазы «Горное Озеро»

Мы завтракаем на скорую руку и едем к месту погрузки на паром рядом с турбазой «Горное озеро». У воды довольно прохладно, и стоять на месте совсем некомфортно – замерзают руки и ноги, но пришлось погрузиться в ожидание, т.к. утром с паромом не оказалось связи… Я долго выясняла, что да как, и в итоге заказанный паром прошел мимо. Паромщик чего-то недопонял в предыдущий день и ждал нас этим утром в другом месте, а, не дождавшись, уплыл…

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

В общем, стало понятно, что с алтайцами невозможно быть уверенным на 100% в успехе предприятия. Теперь нужно было искать что-то другое, чтобы заброситься по воде на южный берег озера. Первым делом мы вернулись к причалу в Артыбаше, а потом к причалу в Иогаче, чтобы выяснить наличие свободных катеров и цены за перевозку. Хозяева судов просили ни много ни мало – от 5 т.р. и выше. Настроение сильно упало и к тому же дико хотелось спать. Ладно, решили отпустить ситуацию и поехать поесть хорошо в кафе. По пути Михаил сфотографировал пару рекламных щитов с телефонами катеров. Сидя в кафешке, ожидая заказ, я набрала один из номеров – и о, чудо! Как раз неподалеку готовился к отплытию катер, который мог забрать нас вчетвером с великами и просили недорого – 3,5 т.р.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Погрузка на катер

О, как же я не хотела опоздать и упустить эту, внезапно появившуюся возможность, что чувство голода пропало само собой и исчезла вякая сонливость! Говорю мужикам, что надо поторапливаться и прошу их поскорее лопать свой «второй завтрак» - на что, они меня всячески пытались успокоить. Пока грузили наших коней и поклажу, подтягивались другие туристы - 6 человек, которые собирались просто посетит южный берег Телецкого и посмотреть водопады.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Мыс Кырсай (с алтайского – «русло на хребте»)

Время в пути по воде составило 2 часа и в полдень мы уже были на мысе. Пока Николай и Михаил наслаждались купанием, я предложила Пете, а он здесь был впервые, прогуляться до противоположного края мыса Кырсай. Вся коса густо завалена топляком – деревьями, поваленными и вынесенными во время паводка. Виды вокруг на все 360 градусов невероятно красивые! Ради них хочется сюда возвращаться снова и снова!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Нам очень повезло с погодой! Мы выехали, когда солнце было в самом зените, но было не жарко, обдувал легкий ветерок и ехалось легко. Дорога от самого мыса грунтовая и очень комфортная. Далее меняется на ухабистую гравийку и всё бы ничего, НО! Наш вело-коллега Михаил, который едет на гравийном велосипеде испытывает трудности. Он периодически отстает, и нам приходится останавливаться и ждать его.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Примерно на полпути у меня случился первый прокол. Решено было подкачать колесо и ехать дальше, так как сильно камера не спускала. Ещё пару остановок совершали для перекуса и купания (а как же летом без этого!) Начало июля – самый сезон, поэтому авто-туристов очень много, а благодаря сухой погоде, дорога чрезвычайно пыльная. Если есть возможность съехать на грунтовые дорожки, мы так и делали.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Дорога по долине Чулышман

На полпути мы снова остановились подождать Михаила, и тут, вглядываясь вдаль, видим приближающийся грузовик, а в его кузове человека в красной куртке. Коля с сомнением в голосе говорит: «Михаил, что ли??» И действительно, это был наш вело коллега, который надо сказать ехал в кузове не один, а в компании премилой кобылки красивой рыжей масти!! Таким образом, он решил избавить нас от дальнейшего ожидания и добрался до планируемого места стоянки вперёд нас.

Примерно в половине шестого вечера, периодически подкачивая моё колесо, добрались таки до турбазы «Чульча», где мы планировали остаться на две ночевки. После короткого спора, выбрали место под палатки - подальше от автолюбителей.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Прежде чем ужинать, искупались в реке Чулышман. Водица очень бодрая! Я в этот вечер долго не ложилась спать, фотографировала ночное небо.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Турбаза "Чульча"

День 3. Пешая прогулка к водоскату Учар.

Расстояние – 16 км. Набор высоты – 1129 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Сегодня у нас запланирован радиальный выход к водоскату Учар, который находится на реке Чульча примерно в 8 км от турбазы на другой стороне Чулышман. Тропа туда ведет непростая и потому на это мероприятие я в планах отвела целый день. Большой Чульчинский водопад (по названию реки), известный также как Учар (южноалтайский топоним), является крупнейшим водопадом в Республике Алтай. Высота падения его каскадов составляет 160 метров. Уступ на реке крутой, но не отвесный, поэтому по формальной классификации Учар называют и водоскатом.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Днём ранее все мы порядком утомились, и потому сегодня позволили себе поваляться подольше. Но и задерживаться не стоило. Ожидался достаточно жаркий день и хорошо бы выйти в радиалку до того, как солнце поднимется высоко.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Примерно в 10 часу переправились на лодке на другой берег, откуда до кордона около полутора км. А далее начинается крутой подъем вверх по левому берегу Чульчи. Тропа не самая простая, местами идет по скальным прижимам и осыпям, то круто набирая высоту, то спускаясь к ручьям.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Тропа до водоската Учар

Николай (самый старший из нас и самый матерый турист) убежал вперёд. Тропа была ему хорошо знакома, так как он уже ходил по ней ранее. Для Пети и Миши это была достаточно сложная прогулка из-за отсутствия опыта пеших походов. Я парней сопровождала, ждала их, подзадоривала и слегка «подпинывала», чтобы сильно не засиживались.

Ближе к полудню солнце начало нещадно палить, так что шли с остановками от тенька в тенёк. А спускаясь к ручьям, не хотелось от них уходить. На полпути тропа огибает скальный прижим, где я 2 года назад натерпелась страху, а теперь препятствие казалось элементарным, а на подъеме от него взору открывается вид на сам водоскат. Зрелище потрясающее!! Русло реки будто переваливает гору и скатывается по огромным валунам, клокоча и пенясь, создавая фонтаны брызг во все стороны!!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Водоскат Учар

Добравшись наконец до цели, встретили на тропе Николая. Он давно уже тут находился, заскучал и пошел встречать нас. Вместе мы ещё провели около получаса, делясь впечатлениями, фотографируясь и купаясь в бодрящей водичке.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Дорога туда и обратно заняла примерно 5 часов. На обратном пути я оставила парней и пошла вперед. Надо было вернуться пораньше, чтобы приготовить ужин и до темноты успеть заменить камеру на заднем колесе и заклеить прокол. Я так мечтала снова увидеть Учар, пройти эту тропу! Стопы гудели, руки и лицо слегка обгорели, но это всё компенсировалось удовольствием и огромным удовлетворением от совершенной прогулки!

День 4. Турбаза «Чульча» - турбаза «Эдем»

Расстояние - 28 км. Набор высот - 519 м. Сброс высот – 325 м. Высота ночевки-671 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

И снова ясный солнечный день! Собираемся дальше в путь. Петя с Мишей после вчерашнего путешествия к Учару, выглядят несколько замученными, но, не смотря на это, улыбаются и шутят за завтраком. А на завтрак у нас вкусная кашка с сушеными овощами. На весь поход у нас запас таких блюд: каши и супы с дегидрированными овощами. Специально для похода сделали заказ у Ксении Князевой. Ей эта тема очень нравится и она с энтузиазмом и фантазией подошла к приготовлению таких походных блюд. А это очень удобно и вкусно. Вес пакетов незначительный, а рацион получается очень насыщенный. Достаточно высыпать содержимое пакета в котелок и залить водой, а потом закипятить и дать настояться. В общем, сытно позавтракав, двигаемся далее по маршруту.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Долина Чулышман всё более сжимается горами с обеих сторон, а набор высоты увеличивается. День сегодня такой же жаркий, ехать тяжело. Постоянно хочется пить. По пути останавливаемся перекусить, набрать воды и искупаться в реке, чтобы охладиться. До подножия перевала совсем недалеко и мужики полны решимости штурмовать его сегодня. Но мне эта идея не нравится, так как маршрут знаю и представляю, как тяжело будет подниматься на перевал в полдень, когда солнце в самом зените, а там на 4.5 км ни единого затененного кусочка дороги. Предлагаю добраться до турбазы, пообедать и решить на месте – ехать дальше или остаться ночевать под перевалом.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Дорога вдоль р.Чулышман

На турбазе отличное кафе! Выбор блюд большой и всё очень вкусно! После такого обеда было ясно, что ехать уже дальше никто не желает. Особенно лезть по жаре в гору. К тому же, место на берегу реки чрезвычайно живописное, и не остановиться здесь на ночевку было бы просто неправильно. Мужики облюбовали беседку, где надолго засели в карточные игры. За ужином, во время обсуждения пройденной части маршрута, возникли первые споры и разногласия. Выслушала в свой адрес не самое приятное и даже промелькнуло – «место женщины – на кухне»… Ну, ладно думаю, это у них накипело, и ушла к реке уединиться, чтобы не вступать больше ни в какие дебаты. Вода так успокаивает и расслабляет… Купалась в Чулышман дольше обычного и ловила тепло солнца, уходящего за гору.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

День 5. Турбаза «Эдем» - пер.Кату-Ярык – с.Улаган

Расстояние - 60 км. Набор высот - 1619 м. Сброс высот – 938 м. Высота ночевки-1392 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Подъем сегодня ранний, т.к. впереди довольно крутой перевал Кату-Ярык и лучше бы его пройти в прохладе раннего утра. Позавтракали скоро, собрали снаряжение и в путь. Сразу через 700 метров от турбазы начинается набор высоты по дороге, петляющей серпантином на протяжении 4,5 км. Несколько первых метров приходится пешком вести велосипед, т.к. ехать чрезвычайно сложно – крутой уклон и каменистый грунт намного усложняют задачу. Проложен перевал в склоне горы, крутизна которого ~70% (35°). Петя делает попытку заехать в седле, но через метров 10 сдается и тоже начинает толкать велик в гору. Отрезок серпантина до первого поворота постепенно выполаживается и дальше уже можно ехать в седле. С каждым новым витком виды вокруг становятся более захватывающие!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

На весь подъем ушло в среднем полтора часа с короткими передышками. С вершины открываются виды на долину Чулышман, которую по преданию создал Богатырь Сартакпай, прочертив по земле указательным пальцем линию с юга на север, по которой устремила свои воды река Чулышман. Наверху, естественно, фотографируемся как только возможно! Виды потрясающие! Всех чрезвычайно переполняют эмоции, охота задержаться здесь подольше, чтобы надышаться вволю окружающей красотой!!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Кату-Яры́к (южно-алт. Кату Јарык. Кату - твёрдый, јарык - расщелина; буквально - теснина, ущелье)

Но набор высоты продолжается и до вершины перевала ещё около 10км. Коля и Петя укатили вперед, а я также периодически торможу, чтобы подождать Михаила. На повороте с перевала припарковано много автомобилей. Здесь туристы останавливаются, чтобы полюбоваться видом на озёра Учкёль, и мы в том числе. Фотографируемся и едем дальше, так как погода начала портится, поднялся ветер. Надо было начать спускаться вниз ближе к лесу, где менее ветрено, поэтому встретившись наверху всей группой, спуск продолжили вместе.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

До Пазырыкских курганов идет плавный сброс высоты, чередуясь с небольшими подъемами, как качели – вверх, вниз. Вспоминаю, что 2 года назад на этом отрезке нас застала непогода – моросящий дождь и холод. На курганы смотреть совсем не хотелось, пейзажи не радовали, и совершенно не хотелось ничего фотографировать. В этот раз надо было исправить ситуацию! Своё название курганы получили по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктыюль (Улаганский район), где экспедицией академика С.И.Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Мы перевалили последнюю горку перед поселком Балыктыюль и заехали в магазинчик, где добрали водные запасы и конечно слопали по мороженке. Основательно поесть решаем в Улагане в одном из кафе, докуда нам осталось не более 14 км. Этот отрезок дороги оказался гораздо хуже всего предыдущего пути. Гравийка, буквально, как стиральная доска плюс местами вперемешку с песком – ехать довольно сложно и потому плетёмся еле-еле. Более того – автомобилей становится ещё больше и пыли соответственно тоже. На асфальт перед самым Улаганом выехали с радостными возгласами «ура-а!» А впереди на горизонте совершенно превосходный пейзаж – «буря мглою небо кроет!»

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

И снова Петя с Колей топят вперед. Меня впечатляют окружающие пейзажи и охота запечатлеть всё это, поэтому постоянно торможу и фотографирую, а потом кручу педали с большей интенсивностью, чтобы их нагнать.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Как это нередко бывает в длительных походах, и у нас не обошлось без конфликта в коллективе. Доехав до центра, у магазина возник спор, где остановится на ночевку. Михаил устал, чувствовал себя заболевшим и настаивал на гостинице. Но по плану мы должны были проехать ещё 10км до турбазы «Алтын Казык», где можно было расположится в домиках и заказать баню. Я настояла на своем, но это повлияло на микроклимат в группе – атмосфера стала напряженной. Весь остаток дня и последующий день общение не ладилось.

После того, как отдохнули в кафе и добрали продуктовые запасы, продолжили путь по маршруту до реки Кубадру. К слову, место очень живописное и стоит того, чтобы там остаться на ночевку. Коля и Петя оценили место – им стоянка понравилась. Коля особенно впечатлился и постоянно повторял, как же тут здорово!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Натура моя впечатлительная и крайне восприимчивая, что исправит только могила, не могла выкинуть из головы произошедший конфликт, и в какой-то момент нервы мои сдали, я ушла вниз по реке отсидеться и прорыдаться в волю. Помогло, знаете ли! А вечером ещё и банька – в топку все переживания, надо сегодня расслабиться и выспаться как следует. Ведь, на следующий день нам снова вкручивать в перевал.

День 6. Турбаза «Алтын Казык» - пер.Улаганский – с.Акташ - с.Чибит

Расстояние - 54 км. Набор высот - 922 м. Сброс высот – 1168 м. Высота ночевки-1135 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Утро выдалось пасмурное. Температура воздуха сильно понизилась. Было ясно, что днем следует ожидать дождь, а может даже и снег, т.к. нам предстояло подняться на вершину Улаганского плато до высоты 2080м, где всегда достаточно прохладно. Сегодня позволили себе немного повалятся утром, т.к. заезд предыдущего дня был достаточно сложным. Эта ночь выдалась довольно прохладная, так что Петя даже немного подмерз. Вода в реке значительно остыла по сравнению со вчерашним днем и утреннее купание пришлось отменить. Выехали с турбазы около 10.30 утра довольно бодро, и ехали вместе пока не начался дождь. Пришлось укрывать вело-рюкзак, сумку с фотоаппаратом и одевать мембранную куртку и мембранные перчатки. Так как помимо того, что дождь хлестал неимоверно, так ещё и ветер задувал неслабо. Но, надо сказать вещи качественные, хорошо себя показали – не замерзла, не промокла и дискомфорта не испытывала.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

От реки Кубадру начинается плавный набор высоты, а выше дорога идёт вверх по ручью Сары-Ачек, по берегам которого даже в июле лежит снег. Можете себе представить насколько здесь прохладнее. Пока я фотографировала, меня догнал Михаил. На подъеме ему тяжело крутить педали, не хватает передач, и он идет пешком. Решаю ехать дальше и дождаться его уже на вершине перевала.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Впереди - ни души и позади ни души, и автомобили проезжают нечасто. А вокруг лиственничный лес на фоне Курайского хребта. Я еду и представляю как должно быть здесь красиво осенью, когда пожелтеют лиственницы. В какой-нибудь ясный солнечный день лес будет сиять золотом на фоне ярко-голубого неба в обрамлении темно-синих гор, вершины которых покроются снегом!!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Подъем на Улаганский перевал

Постепенно набор высоты становится больше, и сам перевальный взлет выглядит как лестница с крутыми ступеньками. Часть дороги отремонтирована и имеет асфальтированное покрытие, поэтому ехать достаточно легко и взбираться по этим ступеням проще, если сравнить с тем же Кату-Ярыком. Ближе к вершине перевала дождь прекращается совсем, и погода начинает налаживаться. Дожидаемся четвертого участника группы и решаем пообедать в кафе около озера Киделю. Пока ожидали Михаила, познакомились тут же в беседке на перевале с велосипедистом с Урала. Я его заприметила ещё на турбазе «Чульча». Он, как оказалось, ехал в том же направлении, что и мы. Также ходил на водоскат Учар, но лишь с разницей в день. Ночевал он также, как и мы на Кубадру, но чуть ниже по реке, поэтому там мы не пересеклись. В общем, решили совместно посетить кафе и доехать до Акташа.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Озеро Киделю

Спуск с перевала довольно продолжительный и очень живописный! Дорога преимущественно гравийная идет вдоль озер, а затем вдоль реки Чибитка. И не смотря на то, что я уже видела всё это два года назад, дыхание перехватывает, глаза радуются тем картинкам, которые открываются перед нами!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Спуск с Улаганского плато

Перед поселком Акташ дорога резко сужается, сжимаемая с двух сторон высокими скалами красноватого оттенка, именуемые как «Красные ворота». Здесь я догоняю нашего нового знакомого и мы останавливаемся, чтобы пофотографировать достопримечательность.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Наша группа сильно рассредоточилась. В посёлке Акташ Коля с Петей долго ждать не стали. Зашли в магазин и поехали дальше до поселка Чибит, чтобы найти хорошее место для ночевки. Договорились созвониться. В итоге, чуть дальше Чибита нашли прекрасное место у ручья Бельгибаш – маленькая турбаза с парой домиков и банькой. У хозяина этих домов недалеко ферма с разнокалиберным скотом и, видимо, он решил подзаработать ещё и в туристической сфере – начал отстраивать летние домики. К слову, количество турбаз за прошедшее время увеличилось намного. В принципе, можно было ехать без палатки и спальника, и ночевать исключительно в домиках. Мужики все втроем подписались на дом, а я пожелала ночевать в палатке. В эту ночь была гроза. Небо долго полыхало и поливало дождем, но к утру светопредставление окончательно завершилось.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

ручей Бельгибаш

День 7. с.Чибит – с.Иня - с.Купчегень

Расстояние - 103 км. Набор высот - 1333 м. Сброс высот – 1690 м. Высота ночевки-746 м

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Утром долину ручья Бельгибаш невозможно было узнать! После продолжительного ночного дождя всё вокруг заволокли низкие облака, которые выплывали откуда-то из распадков гор, похожие на огромные куски ваты. Было немного прохладно и ветрено, но пока собирались, немного распогодилось и стало значительно теплее.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Атмосфера отношений в нашей вело группе несколько устаканилась, но не в том ключе, как хотелось бы. Николай и Пётр решили двигаться в своем темпе, укатив вперёд, и договорились, что встретимся с ними только на следующей стоянке. Весь путь по Чуйскому тракту двигались с Михаилом вдвоем. То я его ждала на подъемах в горки, то он меня, когда я тормозила, чтобы пофотографировать. Вместе обедали, потом латали вновь проколотое колесо. Дорога, надо отметить, просто замечательная! Велосипед буквально катиться сам! Останавливаемся лишь для осмотра некоторых достопримечательностей: отрезок старой дороги Чуйского тракта и место слияние Чуи и Катуни, а также в кафе «Белый Бом» и «Чуй Оозы».

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Чуйский тракт

Чуйский тракт отлично подходит для вело гонок и марафонов. Полотно асфальта идеальное! Перепады высот небольшие. Ехать ооочень комфортно. И к этому ещё добавить изумительные пейзажи, которые охота фотографировать чуть ли не каждые пару километров! А ещё, мы наблюдали пару черных аистов!! Когда один из них неожиданно взлетел вверх справа от дороги, как бы отделившись от скалы, я встала, как вкопанная потеряв дар речи. Забыла, что на поясе под рукой у меня фотоаппарат с дальнобойным объективом. Просто следила за спокойным планированием аиста, пока он не скрылся в лесу на берегу Чуи. До чего же красивая птица! Иссиня-черное оперение с ярко красным клювом и такими же ногами – выглядит очень нарядно!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Добравшись до посёлка Иня, связались с ребятами. Они уже прибыли в посёлок Купчегень и подыскивали место для ночевки. Как потом оказалось, Николай пожелал ночевать совсем один, и поехал искать ночлег на турбазе, ближайшей к посёлку. А мы с Петей и Мишей остались на берегу реки Большой Ильгумень.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

слияние рек Чуи и Катуни

P.S. Уже на самой стоянке произошел забавный случай! До этого примерно в пяти километрах до места, я поделилась с Мишей, что после такого длительного заезда охота расслабиться и выпить бутылочку пива, предпочтительно Амстел. Когда мы добрались и установили палатки, Михаил пошел уединиться подальше в лесочек, а вернулся широко улыбаясь, держа в руке… чтобы вы думали? Именно! Бутылку пива Амстел!! И да, магазинов по пути не было. Он ее просто нашел под деревом. Это похоже на магию мысли!

День 8. с.Купчегень – пер.Чике-Таман – с.Онгудай – с.Нижняя Талда

Расстояние - 60 км. Набор высот - 963 м. Сброс высот – 811 м. Высота ночевки-948 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Как же хорошо и спокойно сегодня спалось! Никто и ничто не мешало как следует отдохнуть. Я собиралась с большим нетерпением, так как сегодня надо было проехать перевал Чике-Таман, о котором я много читала, смотрела фотографии и видео. Теперь хотелось поскорее увидеть всё своими глазами!!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

река Большой Ильгумень

Николай сообщил нам, что будет ожидать нас у магазина в посёлке, чтобы выдвинутся вместе, но, видимо, решил не ждать, так как не терпелось ему ехать дальше. Петя помчался его догонять, а я ехала с остановками, также дожидаясь Михаила и по пути фотографируя.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Через несколько км от посёлка Купчегень начался основной перевальный взлет на перевал Чике-Таман. Очень давно я желала тут проехать на велосипеде и, наконец, мечта сбылась! Необыкновенно красивая дорога, петляющая среди скал, меня просто покорила!! Когда-нибудь надо будет обязательно повторить!

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Подъем на перевал Чике-Таман

На вершине перевала полно авто-туристов. Все с большим удивлением смотрят на нас, как на некую достопримечательность. Петя и Коля уже успели перекусить, пока нас ждали. Предлагаю ребятам сделать совместное фото и двигаться дальше.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

А впереди затяжной спуск до посёлка Хабаровка и снова плавный набор высоты. Дорога на всём протяжении очень хорошая. Одно удовольствие крутить педали! В посёлке Онгудай останавливаемся пообедать, но опять разделившись. Петю с Колей не получается догнать.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Остался небольшой отрезок пути до Нижней Талды, который проехали довольно быстро. Движение автомобилей на этом участке маршрута очень интенсивное, поэтому, когда свернули с трассы, выдохнули с облегчением. Теперь оставалось подыскать место для ночевки где-нибудь вблизи посёлка, что оказалось не так-то просто. Скот пасется везде, где только можно. Даже забравшись поглубже в лес к реке, и там рогатая скотинка нас нашла!!

Погода тем временем окончательно испортилась, и пока мы готовили ужин, начался дождь. По этой причине долго не засиживались сегодня, а разошлись ко сну по палаткам.

День 9. с. с.Нижняя Талда – пер.Ороктойский – с.Ороктой – с.Чемал

Расстояние - 79 км. Набор высот - 1167 м. Сброс высот – 1689 м.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Дождь, барабанивший всю ночь по тенту палатки, навевал не очень приятные мысли. Сегодня предстояло проехать последний перевал, который бы в сухую погоду не представлял особой сложности, но теперь было ясно, что приключения только начинаются…

Хоть дождь к утру и прекратился, но выходить из палатки совсем не хотелось. Всё вокруг мокрое, сырое. Нужно было заставить себя готовить завтрак и собираться. Выехали со стоянки вместе всей группой, но через некоторое время снова разделились. У Михаила возникли сложности в дальнейшем движении на велосипеде. Грязь настолько забивала зазор между колесами и вилкой, а также рамой велосипеда, что ехать ему было невозможно. Я проезжала небольшое отрезок и дожидалась Михаила. Стало ясно, что прохождение перевала затянется на весь день.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Подъем на Ороктойский перевал

Все 28 км перевала – это грунтовая дорога, которая на полпути до вершины выходит на пастбища и превращается в труднопроходимую кашу, т.к. скот вымешивает грунт, словно тесто. Приходится часто спешиваться и некоторые участки обходить пешком.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Вдруг, ближе к вершине перед перевальным взлётом, Миша подбирает на дороге пустую бутыль, на которой название горячительного напитка – «Чуток»!! Смеёмся в голос!! Это, вроде как ободряющее послание свыше – «вам осталось до вершины ещё чуток!»

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Ещё чуток!!!

Примерно за 5 км до вершины перевала тучи плотно затянули небосвод, и снова пошел дождь. Но сначала совсем незначительный мелкий и терпимый. А вот когда мы наконец доползли до высшей отметки, вода с неба хлынула, как из ведра… Я спряталась под крышу беседки и ждала Михаила. Вроде и радостно, что забралась, но сидеть холодно, надо бы скорее двигаться дальше.

Мы привыкли, что спуск – это отдых! Но не в этот раз. Как оказалось, подъем в гору – всего лишь цветочки, ягодки впереди! Спуск очень крутой, местами дорогу размыло до такой степени, что ехать в седле не представлялось возможным. На одном из отрезков этой чачи, у моего велосипеда разболтался задний эксцентрик и колесо попросту выскочило. Ну, да ладно. Михаил помог установить его на место. Пробую ехать дальше. Не получается. Протекторы покрышек забились грязью, и колесо идёт юзом на скользкой жиже. Дождь понемногу стихает, но потоки воды и грязи бегут с вершины ручьем и потому приходится двигаться крайне осторожно и аккуратно.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Облака висят очень низко, туман непроглядный. На очередном повороте вдруг резко из тумана появляются лошадиные морды! Это было так неожиданно! Я рассмеялась и сразу вспомнила известный мультфильм про ёжика в тумане. Вот, мы были такими же ёжиками в тот момент. Ещё чуть ниже повстречали авто туристов, которые решили штурмовать Ороктойский перевал на внедорожниках с противоположной стороны. Но у них этот номер не вышел. Один из джипов глубоко увяз в грязи и мужики всей толпой пытались его вытащить назад. Ехать дальше они уже не намеревались.

Постепенно грунтовая дорога сменилась на голимый скальник. На своем велосипеде я бы съехала вниз всего за несколько минут. Но Михаилу и тут было сложно. Он пару раз довольно серьезно упал и больше рисковать не стал – снова пошел пешком. Я по-прежнему проезжала немного и ждала его, но стоять неподвижно уже было очень холодно, поэтому решила тоже идти пешком с ним в одном темпе, раз другого варианта нет. Чувствую, как накатывает состояние близкое к панике. Но, я подобное уже проходила, беру себя в руки.

И вот, наконец, долгожданный посёлок Ороктой виден внизу, но до него ещё надо пересечь поле, а это снова грязища непролазная… Я проехала вперед какие-то несчастные пять метров и намертво залипла в размокшей глиняной дороге. Кричу Мишу, чтобы не ехал за мной следом, а двигался чуть выше по полю. После очередной чистки зазоров, Миша пробует ехать в седле. Вроде получается, если ехать прямо по траве.

От посёлка Ороктой до Чемала оставалось доехать по гравийной дороге, что было гораздо проще. Но надо отметить, что сил оставалось совсем немного, небо хмурилось, собирая тучи, чтобы снова пролиться дождем, и времени до заката оставалось совсем немного, а ехать ещё 50 км по темноте было рискованно. Поэтому приняли решение добраться попуткой до посёлка.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Ороктойский мост через р.Катунь

В Чемал мы прибыли уже в густых сумерках. На пол-пути наблюдали из автомобиля очередной ливень, который шёл стеной. Хорошо, что едем на машине, а так бы промокли насквозь, учитывая, что мы и так побывали сегодня под дождем и порядком намерзлись.

Чуть позже созвонились с Колей и Петей, которые уже давно приехали в посёлок своим ходом, заселились, выстирались и попивали чаёк. Выяснили, что у Николая сломался багажник на спуске с перевала как раз, где начался скальник, а у Пети разболталось крепление багажника от тряски. В целом, никто не простыл, не повредился и это радовало!

Заключение.

Итак, поход завершился удачно. Итого пройдено 455 км мной и Михаилом. Петя и Коля проехали 504 км. Общий набор высоты составил – 7603 метра.

Впереди дорога домой автобусами по маршруту Чемал-Бийск-Новокузнецк. Утром до отправления автобуса мы ещё успели прокатиться, посмотреть на остров Патмос и посетить этнический музей.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

остров Патмос

Уезжали из Чемала в битком набитом автобусе. Если бы не заранее купленные билеты, то уехать бы просто не смогли. Велики разобрали и кое-как запихнули в багажное отделение автобуса, которое оказалось крайне небольшим, в отличие от автобуса до Новокузнецка. Там проблемы с погрузкой багажа не возникли совсем.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

Этнический музей

Между рейсами в Бийске было достаточно времени, чтобы погулять по городу. Я давно хотела посмотреть и пофотографировать старые улочки Бийска 19 столетия. Архитектура домов интересная и заслуживает внимания, но многие здания требуют капитального ремонта и выглядят удручающе.

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю

И в заключении… всё же остался осадок от того, что маршрут я лично не завершила в Чемале, как планировала. Но и бросить участника на Ороктойском перевале я не имела права, как руководитель. Да и совесть мне не позволяла этого сделать. Часто мы учимся на собственных ошибках, даже не смотря на то, что изучаем чужой опыт, всё равно попадаем в похожие ситуации. А именно – для прохождения подобного участка участник похода не имел соответствующего снаряжения – горного велосипеда. Гравийный велосипед подходит для асфальтовых, грейдерных, либо сухих грунтовых дорог. А в нашем случае перевал для такого велосипеда оказался непроезжабельным, поэтому Михаилу пришлось всю дорогу идти пешком.

В ситуации с паромом причиной был обычный человеческий фактор. Нужно было мне иметь больше информации и не рассчитывать на одну лишь словесную договоренность.

В ситуации с Михаилом, когда он просил о ночевке в гостинице, можно было рассмотреть вариант о его индивидуальной заброске дальше по маршруту до какой-нибудь турбазы, чтобы он мог отдохнуть и восстановиться, но я именно в тот момент не догадалась предложить этот вариант. Таким образом, можно было избежать конфликта. Но, как говорится: век живи – век учись.

В целом, поход был отличный! Я ехала по местам, до боли знакомым, как если бы вернулась домой, а это так греет душу!

Пусть мечты всегда сбываются!

 

Источник: "https://zen.yandex.ru/media/id/5e4bda93f2bc6232422339cf/rasskaz-o-velopohode-ii-kategorii-slojnosti-po-gornomu-altaiu-chast-1-6190a2b240bd79714f6477f5" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст