18 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

Вскоре после похода в 2009 году знакомые инструктора СЮТУРа попросили меня сводить их в горную тройку в Осетию, им она нужна для дальнейшего роста..Подготовил маршрут на горную тройку, взяв за основу поход 4 к.с. М.Голубева 2008 года с некоторыми изменениями и упрощениями.

Позднее, уже накануне покупки билетов, вдруг выяснилось, что планы у них изменились, они поведут своих детей, мои услуги как руководителя им не требуются, но я могу присоединиться к ним, если захочу. Меня такая перспектива не обрадовала - не люблю ходить в горы большими толпами, а народу собиралось под 20 человек. Стал собирать свою группу, набралось 4 человека - я, сын и двое москвичей по объявлению. Потом один из москвичей вспомнил, что ему в походе исполнится 20 лет, паспорт станет недействительным и не пошел, остались мы втроем. (Еще вдруг объявились желающие в последний момент, но уже было поздно оформлять пропуска в погранзону - как-то люди не осознают, что с походом в августе сейчас надо определяться уже в июне).

У третьего участника Миши было мало опыта, зато много желания совершить восхождение на Казбек . Тройку, да еще с Казбеком, нам было никак не потянуть, пришлось чем-то жертвовать.

С болью в сердце выкинул проход через Цей с перевалами 2А, решил начать с Нара:

Пос.Нар-пер.Гуркумта(1Б)-переход каким-то образом на Суар-Хилакские источники- р.Бугульта-р.Дзамараш-пер.Мидаграбин(1Б)-ледн. и каньон Мидаграбин - пос.Джимара-р.Геналдон - Кармадонские ванны- г.Казбек(2Б, восх.) - пос.Кармадон.

Первая часть - акклиматизироваться и набраться опыта перед Казбеком..Интересно также было посмотреть, что за перевал Гуркумта, о котором в интернете ничего нет, кроме названия и категории.

1 августа

Приехали во Владикавказ вместе со всей СЮТУРовской командой. Остановились в РЦДЮТ - республиканский центр детского и юношеского туризма.

2 августа

Получили у знакомого инструктора Марата пропуска в погранзону, пожелали друг другу удачи (он тоже шел с сютуровцами нам навстречу, они решили начать от Кармадона) и пошли на автовокзал. Проезд до Нара на цхинвалском автобусе -200 руб., на такси - 400. Перед мостом через Льядон - кафе, где можно нормально пообедать, что мы и сделали. Потом пошли берегом Льядона, шлось очень тяжело - сильная жара, а мы еще до этого измучены питерской и московской июльской жарой. Буквально через 15-20 минут перехода падали в тень. К вечеру стало полегче. Прошли развалины и дзуар, где только что состоялся "банкет". На столе несколько бутылок водки, наполненных на четверть - и группе побольше, чем наша, хватило бы упиться. Дошли до слияния Льядона и Малого Льядона, дальше описания не было. Ребята стали ставить лагерь, а я пошел на разведку. По левому берегу (здесь и далее - орографически) ничего не увидел, зато на правом просматривались пастушьи тропы. Решил утром переправиться и идти по правому. Впоследствии пастух у коша рассказал, что хорошая тропа идет-таки по левому берегу - видимо, выходит не на слияние, а где-то ниже по течению.

3 августа

Перешли вброд Малый Льядон (без труда) и пошли по тропе. Тропа так себе, но идти можно, ничего сложного. С заворотом на север тропа выводит к кошу. Пастух, увидев нас, обрадовался и пригласил зайти поесть свежего мяса. Мы обещали к вечеру заглянуть.

Лагерь думали поставить ближе к перевалу, но там не оказалось воды, пришлось остановиться рядом с местом, где Малый Льядон выходит из-под земли. С местом, где и вода, и более-менее ровно, там большие проблемы. Поставились,, и мы с Васей пошли в гости. Миша как вегетарианец вместо гостей пошел на перевал Зригат. Мы посидели с пастухом, поели мясо ягненка с хлебом и огурчиками, выпили немного вина, с трудом отбились от водки., поговорили за жизнь. Долина тупиковая, людей никого и пастух Асик был рад неожиданным гостям, нам тоже было интересно пообщаться. Поздно вечером вернулся из радиалки Миша. Он не только поднялся на перевал, но и долго ходил по хребту, чего в начале похода делать не следовало. Ночью к нему пришла горняшка.

4 августа

Мы с Васей пошли в радиалку на пресловутый перевал Гуркумта. Миша остался в лагере отходить от горняшки. На перевал заворот по кулуару направо и длинный пологий подход - сначала осыпи, потом попеременно осыпи и снег, потом снежник до самого верха. Идти было на удивление легко, горняшки почти не было, хотя высоты набрали почти километр. Сверху с перевала просматривался осыпной спуск, вроде бы ничего особенного. Тура не нашли.

5 августа

Вышли на перевал Гуркумта уже с рюкзаками. Шли медленно, часто останавливались, но чувствовали себя нормально. С выходом на непрерывный снег одели кошки - в принципе проходимо и так, но в кошках удобнее.

пер.Гуркумта (1Б,3555,42*41.915'с.ш.,44*08.196'в.д.)

С перевала на небольшой скальный барьер спуск по крутому снегу метров 5. Вешали веревку на ледорубе, последний без рюкзака слез так. Дальше немного несложного лазания по скалам, затем спуск по осыпи. В принципе не исключено, что можно пройти с перевала траверсом влево, пытаясь перевалить сразу в нужную нам сторону, но мне траверс не понравился :крутая осыпь над скальными сбросами,что там дальше, тоже не очень понятно, решил спускаться вниз. Спуск, впрочем, тоже не подарок: осыпь крутая, длинная, да еще и на жесткой подложке - ноги не утапливаются, а проскальзывают, клюв ледоруба цепляется с трудом. Спускались медленно и тяжело. Потом стало полегче, но накопилась усталость и к снежнику, под которым течет Зригат, пришли уже никакие. Здесь бы заночевать, но нет ни ровных мест, ни воды. Стали спускаться вниз по снежнику

Дошли до интересного места, где через снежный провал - спуск к подземной реке. Напротив на склоне нашлись более-менее ровные места под палатку. Встали там, воду взяли в ручье напротив, круто уходившем под снег - водоноса пришлось выпускать на страховке через ледоруб. По очереди спустились под снежник к реке, почувствовав себя немного спелеологами.

Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе Северная Осетия - Казбек-лайт: рассказ о горном походе на Кавказе

6 августа

Идти дальше вниз по Зригату нам не было никакого смысла. Стал смотреть на хребет и увидел напротив нашей стоянки вроде бы подходящее понижение. Пошли туда, поднимаясь сначала по крупным камням, потом по осыпи. Осыпь неприятная, идти тяжело, но по сравнению со вчерашней…. Поднялись на безымянный перевал, за ним - травянистая поляна и вершинка. Судя по карте, через вершинку можно пройти к Куртатинскому перевалу. Поднялись, но дальше вместо некрутых склонов пошли скальные сбросы, непроход. Пришлось залезать выше, на высоту, обозначенную как 3374 и искать, где можно прорваться. (Ходили по карте, взятой с сайта caucatalog.narod.ru) Очень жарко, все время хочется пить, воды нигде нет. За вершиной 3374 - крутой склон, но на нем просматривается пастушья тропа. Пошли по ней, она уверенно вела в нужном направлении. На нее, кстати, есть несложный подъем от начала снежника над Зригатом, можно прийти прямо оттуда, вот только где там по дороге переночевать?

Вскоре выскочили на небольшой снежник, с которого уже просматривался простой путь к Куртатинскому перевалу, на радостях натопили снег и попили воды. Был виден и вроде бы несложный спуск к Бугульте, куда нам и надо (правда, просматривался не до конца). Я предложил попробовать спуститься, но участники запротестовали: на карте обозначена дорога с перевала на Суар-Хилакские источники, по ней и надо идти, хватит с нас осыпей.

Дошли до перевала, увидели дорогу вниз в нужном направлении и бодро и весело пошли по ней. Она довела до ЛЭП - вышки над обрывом и… кончилась. Попытки найти от нее путь вниз или другую дорогу успехом не увенчались. Прошлось заночевать на перевале под снежником у небольшого озера.

7 августа

Утром идем вниз влево - туда, где не захотели спускаться накануне. Несложные осыпи и травянистые склоны - все проходимо. Вышли на остатки обозначенной дороги, вид у нее такой, будто давно уже никто не только не ездил, но даже и не ходил. Видимо, дорогу снесло обвалом, восстанавливать не стали. Вышли к минеральному источнику (вокруг камни рыжего цвета), но вода по вкусу почти не отличается от обычной. Решили, что такие уж здесь источники и к Суар-Хилакским выходить не стали (это был бы крюк назад). Потом уже нам сказали, что там-то минерализация очень заметна, мы просто попали не на ту воду, хоть и минеральную. Что ж делать, не попали - так не попали..

Шли вдоль по Бугульте по правому берегу, сначала по тропе, временами обходя прижимы, затем по дороге, которая перешла на правую сторону. Видели остатки Хилакской стены - почти ничего не осталось от когда-то грозных укреплений.

По дороге какой-то дедушка -пастух вдруг отдал нам пакет с едой ("Возьмите, мне не надо") - картошка, помидоры, сыр, хлеб, типичный обед крестьянина. На нас это произвело сильное впечатление - ладно на Льядоне пастух нас позвал, у него был и личный интерес поговорить. А тут просто человек, ни с того ни с сего, отдает приготовленный ему обед трем бездельникам, идущим мимо по дороге с рюкзаками.

Странные люди эти осетины, дай им бог здоровья!

На привале все тут же и съели с искренними пожеланиями дедушке здоровья и долголетия.

С Бугульты повернули вверх по Дзамарашу, стараясь дойти до места переправы через два его рукава. Погода плохая и идется тяжело - все-таки за день изрядно махнули. Но к вечеру дошли. По отчету Голубева правый рукав переходится сложнее, чем левый. Я смотрю на левый (тропа по левому берегу) и становится не по себе: не видно ни одного места, где можно перейти безопасно, мощный мутный поток. Конечно, я в курсе, что по утрам в горных реках вода спадает, но все равно: сказано, что сложнее правый, а я не вижу, как перейти через левый. Одна надежда : утро вечера мудренее.

8 августа

Утром действительно все по-другому. Вода заметно спала, наметились варианты перехода. Выбрали место, где поток разделяется на несколько струй по 1-1.5 метра шириной, и перешли их поочередно широкими шагами, ступая в воду не больше, чем по колено. А правый рукав перешли вообще по середину голени, там, где он тоже раздваивается. Дальше вверх по тропе вдоль Дзамараша. Идем по безлюдной местности, кругом никого и ничего. Вдруг откуда ни возьмись сверху по осыпи - 3 человека в камуфляже с автоматами:"Пограничная служба, ваши пропуска." Четко работают, надо отдать должное. Документы проверяют тщательно, но доброжелательно, без придирок. Затем - разговор "за жизнь." Шутят, смеются, но при этом по всему видно - если что, за ними не заржавеет. Почти все - контрактники из местных, получают хорошо, местом дорожат.

Дальше по плану - пер.Мидаграбин, но уж больно тоскливо смотрится подъем: мелкая осыпь до самого верха, три шага вверх, на два вниз. Решили переиграть на Дзамараш, там на подъеме осыпь покрупнее и поположе. Наползает туман, все скрывается, потом просвет, снова туман. Решили все-таки идти - тем более, на Мидаграбине рассчитываем увидеть своих знакомых, идущих нам навстречу.. Пока подходили под перевал, туман сгустился окончательно. Идем по логике, в одном месте непонятно - то ли идти прямо вверх, то ли забрать влево. Но тут вдруг увидели неплохо набитую тропу и пошли по ней, она вывела на перевал. По-прежнему ничего не видно, вниз так идти рискованно. На крайний случай можно заночевать и на перевале - есть места под палатки. Подождали и тут туман немного отступил. Спустились по снежнику и вышли на ледовые сбросы - ни фига себе перевал 1А! Впрочем, они обходятся справа по осыпи (а при отсутствии видимости можно хорошо влететь). Дальше немного по некрутому льду, затем по снегу, дальше по моренам. Впереди видно небольшое озерцо, но по описанию дальше травянистые поляны у еще одного озера - хорошие стоянки, идем туда. Встаем, место действительно отличное.

9 августа

Дневка, отдыхаем после перегрузок. Моемся, стираемся, отсыпаемся.

(А в это время по другую сторону хицана(скального гребня), под которым наше озеро, на Мидаграбин поднялись наши друзья. Но мы, увы, не в курсе.)

10 августа

Мы с Мишей идем в радиалку вверх по Мидаграбину. Васе нездоровится и он остается в лагере. Оттуда он днем видит людей, идущих через Дзамараш. Это наши друзья, остановившись на верхнем озере, мы бы встретились - но кто ж знал! Мы думали, что наше озеро - самая популярная стоянка и они тоже туда выйдут. Они сверху тоже видели нашу палатку, как уже потом выяснилось.

А мы с Мишей их даже издалека не увидели - мы вниз справа налево, они вверх слева направо. По леднику мы подошли вплотную под Джимарай. Потом пошли под Шаухох, но скоро надоело петлять между бесконечных трещин, да и погода испортилась, пошел дождь с градом, повернули обратно. На леднике очень впечатлила ледовая река - хорошая трасса для ice-kayaking, водники бы оценили. Река долго течет по леднику, потом вдруг резко уходит под него. Впечатляющее место, ни фото, ни даже видео эффект, увы, не передают в полной мере.

11 августа

Утром встаем, снова переходим хицан, спускаемся к леднику, переходим через него на морену и идем по ней вниз. При переходе перешагивали очень ненадежный снежный мост, на всякий случай повесили веревку на ледобуре для подстраховки. Дошли до первой ступени каньона. По описанию там дюльфер. но мы чуть левее нашли уступ метра 4. Я налегке слез, принял рюкзаки, затем налегке слезли остальные. Дальше пешком, местами несложное лазание, не снимая рюкзака. При внимательности и аккуратности все проходится без веревок. Видим поляны, на которых по отчетам хорошие стоянки: площадки, ручьи. На радостях пьем, не экономя, воду и спускаемся. Увы, ни одного живого ручья, только сухие русла (август, да еще и лето засушливое). Приходится обедать почти всухомятку. Выходим, через несколько минут у тропы действующий ручей, но откуда ж нам было знать! Дальше очень неплохая тропа до конца ступени, затем осыпь, крутая и камнеопасная (да еще и мокрая - пошел дождь). Осторожно переходим, почти сразу попадаем на старую дорогу. Она крутит серпантины по склону долго и занудно, зато спокойно и безопасно. Иногда, впрочем, не выдерживаем и срезаем. по травянистым склонам. Внизу немного малины и неплохая ровная стоянка с видом на водопады, в т.ч. и знаменитый Зайгеланский: 700 м высоты, высочайший в Европе. Любуемся и фотографируем.

12 августа

Выходим вниз, к Джимаре. По дороге пасутся кони. Два небольших озера, в одном из них я с удовольствием искупался. По дороге - пограничный пост. После проверки документов:

- А дальше куда?

- На кармадонские ванны.

- Вам надо зарегистрироваться на заставе в Кармадоне.

- Нам это неудобно, мы идем через Тменикау. В Кармадон -это крюк.

- А у нас сейчас машина на заставу. Вам выгоднее доехать на ней, чем пешком до Тменикау.

- Да нам еще в Даргавсе надо продукты купить.

- Не вопрос, сделаем остановку у магазина, купите все, что вам надо.

Как говорится, "мы делаем вам предложение, от которого невозможно отказаться.".

В результате мы доехали на машине до Кармадона, закупив по дороге продукты, и уже вечером были на ваннах, сэкономив полдня на пилежке по проезжей дороге.

Кстати, о продуктах. Маршрут у нас был на 17 дней, но часть продуктов (крупу, печенье,сахар, вост. сладости…) взяли только на 10, рассчитывая на дозакупку в Даргавсе. Печенье, сахар, халва без проблем, а вот крупы не оказалось - только макароны. Пришлось сесть на макаронную диету. Обидно получилось и с хлебом - при магазине своя пекарня, продавщица сказала , что очередная порция будет готова через 15 минут, но пограничники ждать не могли. Пришлось отказаться - не тащиться же из-за пары буханок пешком. Зато выпили соку и поели мороженого.

На заставе нам подробно объяснили, как лучше идти, откуда и когда ходит маршрутка во Владикавказ, где на обратном пути лучше переночевать и т.п.

Пошли вверх по дороге, опять сильная жара и идти тяжело. До ванн дойти и не рассчитываем, думаем встать где-то по дороге. На одном из привалов нас догнал соло-турист Эдик. Вскоре выяснилось, что это Эдуард Манукянц - известный знаток и пропагандист гор Северной Осетии, материалы которого я не раз просматривал, готовясь к походу. Было очень интересно и приятно познакомиться лично.

Эдик сказал, что он однозначно вечером будет на ваннах и нам тоже советует дойти, это вполне реально. Мы приободрились и прибавили шаг. Он сначала отстал, но потом вырвался вперед и уже мы еле поспевали за ним. Вечером действительно дошли до ванн, хотя и сильно уставшие, и с удовольствием окунулись.

13 августа

Идти дальше с утра мы были не готовы - надо немного отдохнуть. Встали поздно, на стандартный вариант - до ночевки 3500 - времени уже не было. Стали обсуждать с Эдиком возможные варианты. Он сказал, что есть еще ночевка на 3100, но он не знает, будет ли там сейчас вода. Перспектива встать без воды нас не увлекла, к тому же пятница, 13-е…

Решили сделать дневку, а назавтра уже идти на 3500. Как выяснилось позднее, так мы упустили последний шанс подняться на Казбек - вода около 3100 была, дойдя до 3100, а на следующий день до 4200, мы бы захватили там последнее на нашем маршруте погожее утро. Но кто ж знал, что ясная солнечная погода с самого первого дня (все дожди и туманы строго после обеда!) закончится именно так!

День прошел отлично: сидели в ваннах с Эдиком, нашлось множество интересных тем для разговора. Были там и другие приятные собеседники. Ребята из Владикавказа, приехавшие просто отдохнуть, спросили, какие мы берем в поход продукты. В ответ на::"Вообще-то крупу, но сейчас у нас только макароны" тут же последовало:"Да у нас всего полно, есть рис, греча, берите, не стесняйтесь. Если еще чего надо, скажите, мы продуктов много набрали, всего все равно не съесть." От других продуктов мы отказались, но крупу взяли - все-таки лучше, чем одни макароны. Мир не без добрых людей!

Видели двух японок, только что поднявшихся на Казбек, старшей - 79 лет!!!

Поднялись они в сопровождении двух питерских мастеров спорта по альпинизму, которые за всем следили и все обеспечивали, но все равно - внушает!

14 августа

Пошли с утра наверх, помахав по дороге питерцам с японками. Подъем на ледник - несколько метров по штатной веревке. Висит она не очень удобно - прямо в ручейке, да еще наверху камушки, которые этой веревкой сам же на себя и сбрасываешь. Но лучшего места нет. Вылезаем вверх и идем по леднику к заходному контрфорсу. Путь довольно щедро промаркирован турами. Подходим к контрфорсу и встречаем там компанию молодежи налегке. Оказалось - наша питерская группа, тоже идет на Казбек, но завтра, а сейчас у них акклиматизационная радиалка. Они пошли вниз, а мы полезли вверх.

Сначала идем по скалам, вскоре начинается тропа, отмеченная турами. Время от времени она теряется, но вскоре находится. Сначала довольно жарко, после обеда начинается дождь, переходящий в град. Чуть пережидаем и идем дальше. В четвертом часу приходим на стоянку 3500 - оборудованные площадки со стенками, есть стол и сидения из камней. Вечером вдруг видим огни Владикавказа, хотя днем в дымке за хребтом не видно никаких признаков большого города - красивое зрелище!

15 августа

Утром идем дальше , выходим к стоянке 3700 - красивое место, площадка , укрытая за скалой. Неясно, правда, где именно вода, но нам и не надо. Дальше по описанию пересечение потенциально опасного снежника (под снегом может быть лед). Встречаем группу, накануне взошедшую на Казбек. Они говорят, что снежник действительно непрост, но его незачем и пересекать, можно подняться по этой же стороне по их следам. Они советуют нам также завтра встать пораньше, т.к. хорошая погода кончится к обеду, надо успеть проскочить. Идем дальше по их следам и по утомительной, но безопасной осыпи выходим к ночевкам 4200, под пиком ОЖД - отсюда стартуют на Казбек.

Ночевки тоже хорошо оборудованы, на одной из них оставлен изрядный запас галет и еще кое-какие продукты - используем с благодарностью.

16 августа

Встаем рано, но видимости в сторону Казбека все равно нет. Некоторое время ждем, вроде растягивает, потом затягивает снова. Решаем сходить наудачу в сторону Казбека. Идем часа полтора, ничего толком не видно, сильный ветер. Поворачиваем и возвращаемся, ложимся поспать еще. Вскоре подходит уже знакомая питерская группа, встает рядом.

Вечером вдруг устанавливается погода, Казбек открывается во всем великолепии. Несмотря на то, что за последние дни несколько раз шел снег, под западной вершиной отчетливо просматривается тропа до самой седловины. Мы вместе с соседями фотографируем и любуемся, попутно обсуждая, как мы завтра будем подниматься. По ходу общения выяснилось, что группа не просто питерская. а наполовину состоит из выпускников ФТШ - школы, которую недавно окончил Вася, что сразу добавляет положительных эмоций. Ложимся спать, пожелав друг другу хорошей погоды.

17 августа

Увы, уже ночью поднимается сильный ветер и валит снег. Меня одолевают плохие предчувствия. Так и есть - с утра опять ничего не видно, все затянуло. Соседи тем не менее связываются и выходят, надеясь на улучшение. Желаем им удачи и ложимся на час-другой отдохнуть перед спуском. Потом собираем палатку и вещи, последний взгляд в сторону непокорившегося Казбека - и из тумана проявляются две связки. Прощаемся еще раз и желаем им дождаться хорошей погоды.

Спускаться сначала тоже тяжело, туман и сильный ветер, но вниз не вверх. Скоро ветер уменьшается, теплеет, и на ночевке 3500 уже вполне комфортно. Там отдыхаем и идем дальше, уже знакомым путем. В конце крутые скалы, но если внимательно выбирать путь, можно пройти без веревок. Дальше по леднику в сильном тумане, но куда идти понятно, туры тоже встречаются. Выходим к уже знакомой веревке и спускаемся дюльфером. С ледника время от времени вылетают камни, надо быть осторожным и быстрее отходить подальше. Затем по тропе до ванн. На правах старожилов консультируем вновь подошедшую группу восходителей - и в ванну.

18 августа

Не спеша встаем, завтракаем и идем вниз, к Кармадону. К вечеру не торопясь приходим и встаем рядом с погранзаставой. Миша идет узнать насчет воды и маршрутки и вдруг приносит сок, хлеб, шоколад - оказывается, есть магазин, хотя нам говорили, что Кармадон после схода ледника практически нежилой и магазина нет. Рядом пара из Иркутска - тоже уезжают.

19 августа

В 8 утра садимся на маршрутку и едем во Владикавказ. Из окна виден Казбек - опять открылся. Мы говорим между собой, что если ребята дождались, то должны подняться. (Потом выяснилось - они еще сутки просидели в непогоду, но в последний день все-таки поднялись - молодцы!) Едем через долину Фиагдона, где мы с Васей в прошлом году были на экскурсии, узнаем знакомые места.

Во Владикавказе выясняется, что маршрутка идет не на автовокзал, а куда-то совсем в другое место. Выходим и ловим такси. С нашими рюкзаками троих брать сначала отказываются, но все-таки находится смельчак, запихивает все три рюкзака в багажник и везет нас снова в РЦДЮТ.. Там встречаемся с Маратом, обмениваемся впечатлениями о походах и уходим гулять по городу. Опять проспект Мира, традиционное мороженое. Звоним Эдику, говорим , где мы, он подъезжает и дарит нам свои видеофильмы о горах Северной Осетии. (Потом дома смотрели их всей семьей - очень понравились)..

Затем отправляемся в ресторан "Бавария" - Эдик еще на ваннах нам расписывал , что там готовят самые лучшие в городе осетинские пироги и дегустировать их нужно именно там. Ресторан выглядит внушительно - объявление "Вход только по удостоверениям личности" и два плечистых молодца на фэйс-контроле, который с моей небритой физиономией и помятой в походе одеждой пройти нелегко. К счастью, есть еще пивной зал, куда пускают без ограничений. Садимся и заказываем вожделенные пироги, готовят их там действительно отменно.

Кстати, если идти в ресторан не выпить - погулять, а именно отведать блюдо национальной кухни, получается совсем недорого. Классический набор пирогов (сыр, картошка, зелень) плюс чайник с чаем обошлись в 540 рублей. Реально это порция на 6 человек, мы с Васей, наевшись до отвала, не смогли съесть даже половину. Оставшиеся куски пирога нам запаковали с собой и мы весь следующий день доедали их в поезде. Заказ такси из ресторана в пределах города - 50 рублей!

20 августа

Прощаемся с Мишей, такси на вокзал (100 руб., т.к. с рюкзаками) и едем домой.

Некоторые итоги

В целом поход понравился, было много интересного, красивые места, встречи с интересными людьми. То, что не все прошли - хороший повод приехать еще раз. Удалось немного расширить информацию о районе, пройдя нигде не описанный участок маршрута. Все живы и здоровы - тоже немаловажно.

Из снаряжения брали две веревки, обвязки, ледорубы, кошки, каски, 4 карабина, 2 ледобура (у каждого), молоток и несколько крючьев. Получилось несколько избыточно - крючья не использовали вообще, ледобуры -пару раз на локальных препятствиях, которые можно было бы и обойти. Но лучше так, чем наоборот, тем более, по части маршрута информации не было никакой.

Раскладка 500 с чем-то грамм, набор продуктов обычный (крупа., сухофрукты, сладости, сыр, колбаса…). Заброску не делали, но часть продуктов брали на 10 дней, докупая в Даргавсе.

Газа брали 8 450-граммовых баллонов (два начатых), осталось два. Днем готовили редко, костром для готовки не пользовались.

Часто находились далеко от воды, бутылки с водой - необходимый элемент личного снаряжения.

Пропуска в погранзону оформляли заранее через знакомого. Можно прямо на погранзаставе, но есть нюансы: там дают только в зоне своей ответственности, за перевалом пропуск может быть уже недействительным. Кроме того, начальника может не быть на заставе, придется ждать. Так что лучше побеспокоится заранее. При наличии пропусков с пограничниками проблем нет.