18 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
Дата: июль-август 2004 г.

Маршрутная книжка № 1/3-502

Руководитель: Шалов А.А. (Москва)

МКК МГЦТК рассмотрела отчет и считает возможным оценить маршруты III категорией сложности и выдать справки об опыте всем участникам и руководителю

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6089

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
4. График движения группы на маршруте
5. Подъезды и подходы
6. Р. Кызылсай - пер. Контрабандистов (2А, 5025, п/п)
7. Лед. Пограничников- Алайская долина - пер. Ширт (н/к, 3440) - пос. Бардоба
8. Р. Джанайдартака - лед. Назарова - лед. Корженевского - лед. Перевальный
9. Пер. Мира Западный + Золотой Теленок (2А, 4735) - Луковая поляна
10. Пер. Путешественников (1А, 4150) - лед. Ленина - лагерь 4200 - г. Ош
11. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
12. Литература

1. Организация путешествия

Маршрут группы проходил по интереснейшему горному району Киргизской Республики - Северо - Восточному Памиру, по хребтам Зулумарт и Заалайский.

Северо-Восточный Памир в настоящее время считается наиболее доступным для проведения туристских походов районом Памира, как по соображениям безопасности заездов, так и стоимости путешествия (не требующего вертолетных залетов и забросок).

В техническом отношении перевалы Заалайского хребта и его северных отрогов не требуют провески многочисленных перильных веревок или сложной ледовой и скальной работы. Трудности определяются разорванными ледниками, лавиноопасными снежными склонами и большой высотой, требующей правильной акклиматизации.

Целью путешествия было знакомство с новым горным районом, приобретение участниками спортивного опыта, в том числе высотного, подготовка к новым спортивным путешествиям в горах Средней Азии, участие в чемпионатах Москвы и России.

Идея похода состояла в следующем:

1) За 3-4 дня пройти классическое акклиматизационное кольцо из двух перевалов в северных отрогах Заалайского хребта, получив опыт пребывания на 5000м.

2) Затем осуществить основную линейную часть маршрута - пересечь Заалайский хребет на юг, посмотреть наиболее интересные ледники, перевалы и вершины района и вернуться на Луковую поляну. На это планировалось затратить 11 дней;

3) Совершить радиальный выход на пик Ленина по классическому пути через в. Раздельная, что вместе с дневкой на Луковой поляне должно было занять 5-7 дней.

К сожалению из-за плохой погоды и болезни участников этим планам не суждено было сбыться, поэтому в отчете речь идет о реальном пройденном пути.

Заезд в район путешествия проводился самолетами Москва - Бишкек и Бишкек - Ош, далее автомашиной УАЗ из г. Ош на 219-ый км Памирского тракта. Выезд - точно таким же способом, с предварительно закупленными обратными билетами.

Регистрацию на территории Киргизии, пропуска в погранзону, трансферт Ош -Бардоба обеспечила турфирма из г. Бишкек "Горы Азии", координаты:

ITC "Asia Mountains"

1) Вид туризма - горный

2) Категория сложности - третья

3) Район - Северо-Восточный Памир - хр.Зулумарт и Заалайский

4) Время проведения - с 27 июля по 21 августа 2004 г.

5) Пройденное расстояние - 147 км.

6) Нитка маршрута:

пос. Бардоба - р. Кызылсай - пер. Контрабандистов (2А, 5025, первопрохождение) + рад.в.п. Контабандистов(5033, первовосхождение) - л. Пограничников - Алайская долина - пер. Ширт (н/к, 3440) - пос. Бардоба - р. Джанайдартака - лед. Назарова - лед. Корженевского - лед. Перевальный - пер.Мира Западный + Золотой Теленок (2А, 4735) - р. Ачикташ - Луковая поляна - пер. Путешественников (1А, 4150) - лед. Ленина - лагерь 4200 - а/л Ачикташ - г. Ош

ИТОГО: пройдено 4 перевала, в том числе: н\к - 1, 1А - 1 , 2А - 2.

7) Продолжительность активной части - 17 дней

8) Снаряжение:

Специальное групповое

Основные веревки 10 мм - 2 шт. (50 м. и 60м.)

Репшнур 6 мм* - 1 шт. (60 м)

Ледосброс* - 1 шт.

Парашюты снежные * - 2 шт.

Лопата лавинная - 2 шт.

Рации Motorolla -5500 - 2 шт.

GPS - 1 шт.

Спутниковый телефон - 1 шт.

* не применялись.

Личное специальное

Айсбаль (ледоруб) - 1 шт.

Кошки 12-зубые - 1 шт.

Подвесная система - 1 шт.

Карабины личные - 6 шт.

Жумар - 1 шт.

Спусковое устройство - 1 шт.

Ледобуры - 4 шт.

9) Набор продуктов из расчета 600 г/чел в день.

10) Ремнабор - стандартный для сложных и высотных горных походов.

11) Газ из расчета 70 г/чел в день.

12) Аптечка собиралась с учетом отсутствия в группе профессионального медика,

замысел был в том, чтобы все ее компоненты были известны по действию и могли

применяться участниками. Список аптеки прилагается.

3. Список группы

Фамилия Имя Отчество Туристский опыт Обязанности в группе Домашний телефон
1 Шалов Андрей Анатольевич 5У Алтай, 4Р Тянь-Шань, 3Р Северный Тянь-Шань Руководитель 361-42-77
2 Евтушенко Игорь Анатольевич * 4У Тянь-Шань, 3У Северный Тянь-Шань Снаряженец 470-46-23
3 Евтушенко Ольга Викторовна * 4У Тянь-Шань, 3У Северный Тянь-Шань Медик 470-46-23
4 Островский Яков Николаевич ** 4У Тянь-Шань, 3У Северный Тянь-Шань Завхоз 162-30-02
5 Вольфтруб Артем Борисович 2У Кавказ Фотограф 907-78-13

* были отправлены вниз с Луковой поляны на 16-ый день из-за плохого самочувствия. Основную часть похода прошли.

** заболел и был отправлен вниз на 8-ый день с заставы Бардоба.

4. График движения

"Право" - "лево", если не оговорено особо, понимается по ходу движения группы.

Время везде указано местное , с московским - 2 часа разницы.

Километраж указан с учетом горного коэффициента 1, 2.

При радиальных выходах километраж посчитан в один конец.

Дата День пути Участки маршрута Км Характер пути
27.07– 28.07 - Москва – Бишкек – Ош. - Самолет.
28.07– 29.07 - Ош – 219-ый км Памирского тракта. - Машина.
29.07 1 Подъем по левому берегу р. Кызылсай. 03.июл Конгломератный склон с сайчиками; немного травы.
30.июл 2 Подход под лед. Кызылсай. 04.фев Морена.
31.07 3 Подход под пер. Контрабандистов(2А). 03.апр Морена, закрытый ледник.
01.авг 4 Пер Контрабандистов(2А)+пик Контрабандистов. Спуск на ледник Пограничников. 5 Подъем в кошках сначала по снегу 200м, взлет 30°; затем по фирну и льду 100м. Две веревки на ледорубе, взлет 35°. Подъем по скалам на пик Контрабандистов – 1 веревка. Спуск с перевала снежно-ледовый-скальный склон, 2 веревки по скалам, взлет 45°. Затем 2 веревки по льду, взлет 35°. Далее выход на снег – 200м.
02.авг 5 Ледник Пограничников - р.Кичке-Суу. 12.янв Закрытый ледник, морена, травянистый склон.
03.авг 6 Р.Кичке-Суу – Алайская долина. 09.фев Травянистый склон, морена, переправа.
04.авг 7 Алайская долина – пер. Ширт (н/к) – р. Кызыл-Арт. 22.июл Тропа по полю, автомобильная дорога
05.авг 8 Р.Кызыл-Арт – р.Джанайдартака. 16 Переправа, далее пешком вдоль реки
06.авг 9 Р. Джанайдартака – морена ледника Назарова. 02.май Пешком вдоль реки, переправа и выход на морену
07.авг 10 Подход к лед. Назарова. 01.авг Морена, полудневка.
08.авг 11 Лед. Назарова – лед. Корженевского. 08.июл Прохождение трещин на лед. Назарова – движение в связках, морена.
09.авг 12 Лед. Корженевского – лед. Перевальный. 07.фев Обход трещин на лед. Корженевского, морена.
10.авг 13 Лед. Перевальный - пер. Мира З. + Золотой Теленок (2А). 12.авг Прохождение трещин на лед. Перевальный – движение в связках, взлет пер. Мира З. снег 100м. 25°, затем по гребню через в.4969 – 9 веревок и спуск на седловину. Спуск с перевала по снегу 200м, далее выход на правую морену ледника
11.авг 14 Лед. №197 - р. Ачикташ. 09.июл Морена, переправа.
12.авг 15 Р. Ачикташ - а/л Ачикташ – Луковая поляна. 14 Рано утром на лошадях, тропа
13.авг 16 Луковая поляна - пер. Путешественников (1А) -лед. Ленина - лагеря 4200. 13 Тропа по осыпи. По открытому леднику распутали трещины.
14.авг 17 Лагерь 4200 – озера долины р. Ачикташ. 1 Открытый ледник - тропа по осыпи – автомобильная дорога
15.авг - Выезд в г. Ош. - Авто.
16.08 – 19.08 - Отдых в Оше. -
20.08 – 21.08 - Ош – Бишкек - Москва. - Самолет.

Итого за 17 ходовых дней пройдено 147км (с учетом высотного коэффициента 1, 2).

5. Подъезды и подходы

27.07. Вылетели из Москва в 14.00, с опозданием на час. В Бишкеке были в 18.00 по Московскому времени или в 20.00 по местному. Далее в отчете ссылки идут только на местное время. Вещи мы сдали в камеру хранения, хорошо поужинали в местном кафе и легли спать прямо на лавочках в вокзале.

28.07. Утром случайно встретили Дмитрия Петрова из фирмы "Горы Азии", который провожал француза в Ош. С Дмитрием мы переписывались в Москве по поводу предоставления нам машины, газа и оформления документов в Оше. Он заверил нас что все будет нормально. Итак в 8.00 на самолете АН-24 мы вылетели в Ош. Нас встретили в аэропорту и отвезли в офис фирмы "Горы Азии", который располагается рядом со стадионом. К сожалению, представитель фирмы "Горы Азии" в Оше - Игорь сказал, что расценки изменились, и мы должны заплатить в 1, 5 раза больше за машину и газ. Наши переговоры с центральным офисом в Бишкеке ни к чему не привели. Делать было нечего - пришлось согласиться. В Оше на рынке мы купили недостающие продукты, перепаковались, оставили небольшую заброску в офисе фирмы и в 20.00 выехали на УАЗе в сторону Памирского тракта (фото 1).

29.07. В 4.00 утра мы были на заставе в пос. Бардоба. После проверки документов мы поехали дальше и выгрузились через 8км. выше погранпоста, недалеко от р. Кызылсай. Поставили палатки и сразу легли спать. Встали в 9.30, оставили заброску и в 12ч. вышли на маршрут. Погода отличная. Вдалеке в туманной дымке виднеется пик Белецкого (фото 2. Немного вернулись назад к р. Кызылсай и поднялись немного вверх до чистых ручьев на правой стороне реки. Там перекусили, затем перебродили реку, немного замочив ноги и поднялись по конгломератному склону на 80-100м над уровнем реки (фото 3). Здесь можно было идти траверсом, пересекая частые промоины. Тропы практически нет. Река течет в "почти каньоне". И желания спуститься не возникает. На ночевку встали в 17.00 на верхнем джайлоо на левом притоке на высоте 3850м. за 1, 5км до развилки реки. Вечером пошел дождь.

6. Р. Кызылсай - пер. Контрабандистов (2А, 5025, п/п)

30.07. Утром непогода, мокрый снег. Встали, когда развиднелось в 8.00. Вышли на маршрут только в 10.20. За 2.5 ходки дошли до развилки. Слева впадает чистый приток из-под п. Архар (фото 4). Перепрыгнули его по камням. Встали на обед. Высота 4050м. После обеда погода испортилась, то снег, то солнце. Спускаемся к реке и поднимаемся дальше по руслу вдоль ярко-бурой воды. Прошли одну ходку по реке, затем поднялись на морены, оттуда увидели ледник Кызылсай (фото 5). Еще сделали 1.5 ходки и в 16.00 встали на ночлег. Всем нездоровиться.

31.07. Вышли в 7.20. Погода ясная. За три ходки дошли до ледника. Снега очень много. Сел туман. Приходиться тропить, утопая в снегу по пояс. Сделали еще одну ходку и встали на обед в 12.00. Видимости нет. В 14.00 развиднелось, и мы двинулись в цирк перевала с одновременной страховкой. Встали в 16.00 на снегу, недалеко от перевала. Туман, снег валит как из ведра. Высота 4850м.

01.08. Утро 5 часов. Высунув нос из палатки, отмечаем, что на улице туман как молоко. Отваливаемся и с продолжаем спать. К 9 утра вроде развиднелось, поднимаемся и быстро собираем лагерь, в надежде, что погода не ухудшиться. От лагеря до подъема на перевал около 200 метров. Подойдя вплотную под перевал, одеваем кошки. Опять натягивается облачность, однако отступать уже поздно.

Перевал с запада (фото 6) - снежно-ледовый склон крутизной 30-35 градусов и протяженностью 300м. Слева участки скал. Снега много, поэтому лавиноопасно. Идем в связках с одновременной страховкой, прижимаясь к скалам. Первая связка меняется через каждые 50м., т.к. тропить тяжело. Через 2 часа погода ухудшилась, сел туман и видимость упала до 30м. Склон стал круче и появился лед. В просветах тумана видим сверху нависающий снежный козырек и следы схода лавин. Последние 100м. забираем немного правее и идем с попеременной страховкой на ледорубе. В 14.20 были на перевале (фото 7). Видимость 20 м. Слева в 30 м. возвышается неизвестная вершина. Делаем на нее восхождение по несложному гребню от перевала. Замеряем высоту перевала с помощью GPS - 5025м., делаем тур и оставляем записку.

Спуск с перевала на восток (фото 8) - снежно-ледовый-скальный склон крутизной 35-45 градусов и протяженностью 400м. Вначале сверху идет вниз неприятный узкий кулуар 45 градусов, далее он расширяется и выполаживается. При спуске забираем немного левее кулуара на камни. Под камнями лед и они еле держаться на нем, поэтому двигаемся в связках с максимальной осторожностью и попеременной страховкой. Через 2 веревки, камни кончились и начался лед. Идем правее в кулуар и еще через 2 веревки выходим на груды камней в центре кулуара, который значительно расширился. Появились следы лавин и крутизна склона уменьшилась до 35 градусов. Туман усилился так, что видимость стала максимум 10-15 метров. Идем вниз от камней к камням по центру кулуара с одновременной страховкой. Примерно через 150м. камни закончились и склон начал резко выполаживается, и мы попали на след огромной лавины. Быстро пробегаем опасное место, перепрыгивая через валуны снега и вскоре выходим на ледник. Туман сел окончательно, видимость нулевая, поэтому решаем вставать лагерем.

В 16.30 встали на леднике.

7. Лед.Пограничников - Алайская долина - пер. Ширт (н/к, 3440) - пос. Бардоба

02.08. Утром ясно. Вышли в 8.00. Идем в связках по центру ледника. Снега много, ледник закрытый. После впадения первого притока слева, лед. Пограничников полностью уходит под крутопадающую морену. Поэтому идем направо и выходим на моренную гряду. Оглядываемся назад и фотографируем цирк ледника (фото 9). Далее идем вдоль левого склона долины, пересекая три моренные гряды. Спускаемся вниз к реке и идем вдоль нее. Внизу видна Алайская долина (фото 10). Недалеко от слияния двух рек, делаем небольшой траверс направо через холмы и встаем на ночевку около реки стекающей с ледника Правый Кичке-Суу. Время 17.30, идет дождь.

03.08. Вышли в 8.00. Погода ясная. Делаем разведку на ледник Правый Кичке-Суу. Идем вдоль реки по правому берегу, и вскоре река уходит в узкий каньон (фото 11) , а мы забираемся на морену. В некоторых местах морена примыкает к скалам справа, а слева круто уходит вниз. Идем осторожно. За четыре ходки дошли до ледника. Сфотографировали окружающие перевалы и возвратились назад той же дорогой.

Внизу легко перебродили левый рукав реки Кичкесу в месте его разлива на множества мелких рукавов (фото 12) , и проглядывающейся тропы и поднялись на плато Алайской долины. Троп много, выбрали одну и идем на запад. Вскоре начали попадаться красивые небольшие озера (фото 13). Около одного из них и заночевали. Время 19.00. Погода отличная.

04.08. Вышли в 9.30. Погода ясная. Идем по цветущей Алайской долине. Сначала по тропе, а потом тропа теряется, и идем напрямик. Вдалеке видны люди, пасущие скот. За четыре ходки доходим до коша, где нас угостили айраном и сыром. После небольшого брода через р.Капстур появилось много автомобильных дорог. Выбираем одну из них и заходим неспеша на пер.Ширт (фото 14). Затем выходим на основную трассу и вскоре мы опять на заставе Бардоба. Проблем с пограничниками не было, поэтому в 17.00 мы встали около реки Кызыл-Арт.

8. Р. Джанайдартака - лед. Назарова - лед. Корженевского

05.08. Утром проводили нашего заболевшего товарища. А потом занимались перепаковкой продуктов из заброски. Вышли в 10.30. Погода отличная. Двигаемся по течению реки Кызыл-Арт в сторону заставы Бардоба в поисках удобного места для переправы. Примерно в 2, 5 километрах ниже ночевки река разливается на несколько рукавов, образуя удобное место для переправы. Небольшая глубина реки (примерно по колено) (фото 15). позволяет нам перебродить речку без организации переправы. Перейдя реку, двигаемся по долине в направлении ущелья реки Джанайдартака. При движении по ущелью лучше держаться левой стороны, не спускаясь направо к реке, так как выход обратно может быть затруднительным, а передвигаться по камням, со временем, становиться неудобно. Вода в реке грязная, мутно красного цвета и для питья не пригодна. Двигаясь ближе к левому краю ущелья можно заметить родник с чистой водой вытекающий со склона. В этом месте лучше запастись водой, так как ближайший источник чистой воды будет не скоро. Нам пришлось возвращаться к этому источнику на расстояние примерно одного перехода, после того как мы встали на ночлег, так как вода с ручьев сверху в окрестностях нашей стоянки (фото 16) не отличалась чистотой. Встали в 17.00 рядом с палатками гидов из фирмы "Тянь-Шань Трэвэл". Они водили корейскую экспедицию на пик Спартак.

06.08. Вышли около 10.00. Двигаемся по морене в сторону ледника Назарова, Путь просматривается довольно отчетливо, кроме того очень много следов лошадей. Пройдя около 2, 5й переходов, доходим до лагеря корейской экспедиции. К сожалению, количество оставленного мусора и грязи разрушают наши представления о корейской аккуратности, а вообще вся эта картина на фоне величественных гор смотрится довольно грустно (фото 17). Обедаем недалеко от этой помойки, расширив рацион салатом из овощей найденных на стоянке корейцев. После обеда продолжаем движения вверх по реке Джанайдартака, ища подходящее место для переправы.

Доходим до места, где река резко поворачивает на юг и начинаем искать место переправы. Очевидных мет для переправы не просматривается, течение слишком сильное, да и сужение каньона лишь ускоряет его. После продолжительных поисков находим место, чуть ниже поворота по течению, где река разбивается несколькими каменными островками, а противоположный берег низкий и ровный. Переправляемся в этом месте, подстраховавшись веревкой в одном, наиболее сложном участке. Переправлялись без рюкзаков, которые перебрасывали отдельно пристраховав веревкой. После переправы сразу встаем лагерем на пологом берегу реки, образующим удобное для ночлега место (фото 18). Тут нет проблем с чистой водой и достаточно ровного места для палаток. Время 17.00. Ясно.

07.08. Вышли в 8.30. Идем по морене к леднику Назарова. Ледник Назарова начинается у отрогов пиков ВМФ и Корженевского, разрезает долину, преграждая вход на ледник Корженевского. Подойдя практически вплотную к ледопаду, двигаемся по ранклюфту ледника. Периодически натыкаемся на туры сложенные корейской экспедицией. Ледник постоянно тает, нагреваясь на солнце, периодически от него отваливаются глыбы льда весьма значительных размеров. Дойдя до северной оконечности ледника, поворачиваем налево в долину ледника Корженевского. Тропа все сильнее прижимается к леднику, обойти его не представляется возможным, с севера путь преграждают широкие бергшрунды и река в узком каньоне. Пройдя около 300 метров на запад вдоль ледника, доходим до места, где тропа подходит вплотную к ледовой стене (фото 19). Двигаться дальше небезопасно, упавшая метрах в 150 перед нами на тропинку очередная глыба лишний раз убеждает нас в этом. Решаем остановиться на вынужденную полу-дневку и проходить опасный участок на рассвете. Для установки лагеря возвращаемся чуть назад по тропинке на относительно ровную площадку. Время 12.00. Вечером пошел дождь.

08.08. Вышли в 6.30 без завтрака. Дойдя до места остановившего нас вчера, одеваем кошки и связываемся. Двигаемся по ранклюфту ледника с попеременной страховкой. Периодически приходится забираться на ледовые стены, облезая трещины. Длина опасного участка порядка 300 метров (фото 20). Пройдя него, выходим на морену ледника Корженевского (фото 21) , снимаем кошки и устраиваем завтрак. Пока готовили завтрак, на тропу, по которой мы шли с ледника, упало несколько глыб, что лишний раз убедило нас в правильности решения проходить данный участок как можно раньше (фото 22). После завтрака продолжаем движение в западном направлении по морене, а через некоторое время выходим на ледник и встаем. Время 17.00. Вечером пошел мелкий снег.

09.08. Вышли в 8.00. Пройдя две ходки от места ночевки, выходим на начало слияния ледников Корженевского и Перевальный (фото 23). Ледник здесь сильно разорван, полно трещин и сераков. Возвращаемся чуть назад, прижимаясь к реке. Спускаемся к ней по скальным выходам и переходим реку в районе небольшого озерца образованного тем, что река в этом месте немного выполаживается. Поднимаемся на довольно широкую и ровную террасу на противоположном от ледника Корженевского берегу реки. Отсюда открывается прекрасная панорама на пик Спартакиады, ледники Корженевского и Безымянный. На этой же широкой террасе обедаем. После обеда, пройдя некоторое время по морене, спускаемся обратно на лед и оставляя слева ледник Корженевского выходим на ледник Перевальный. Ледник довольно прост в нижней части, он открыт и сильно зафирнован, кошки не требуются. Поднявшись чуть выше, выходим на закрытые снегом участки, где довольно много трещин, а наст совершенно не держит. Решаем остановиться на ночлег и пройти этот участок завтра с утра по твердому насту.

Время 17.00. Вечером пошел мелкий снег.

9. Пер.Мира Западный + Золотой Теленок (2А, 4735) - Луковая поляна

10.08. Вышли в 7.00. Погода отличная. Идем в связках с одновременной страховкой и в кошках. В особо опасных участках (2-3) снежных моста останавливаемся и подстраховываем друг друга попеременно. Выходим в верхнюю часть ледника и начинаем подъем на перевальное плато, оставляя слева небольшую гору, расположенную в центре перевального цирка (фото 25). Поднявшись на плато, мы залезаем на гребень и фотографируем восточную часть пер. Золотой Теленок (фото 26) , затем спускаемся обратно на плато и пересекаем его, прижимаясь к правому гребню. Таким образом, мы вышли на перевал Мира метров на 30 выше и правее седловины. Поднявшись метров на 50 на гребень в.4969 (фото 27) , начинаем его траверс в сторону перевала Золотой теленок. Снега очень много, двигаемся постоянно с попеременной страховкой, выпуская друг друга на длину веревки. Слева висят огромные снежные карнизы. Пройдя, таким образом около 9 веревок, обходим гребень и начинаем спускаться на седловину перевала Золотой теленок (фото 28). В 16.30 были на перевале. Некоторое время не могли найти тур на седловине, поскольку он расположен чуть выше на скалах и с самой седловины практически невидим. Спуск с перевала Золотой теленок довольно простой (фото 29) , вначале спускаемся по снегу вдоль правого борта, а потом выходим на ледник и идем по его центру. На всем его протяжении нам попалась только одна довольно неприятная трещина прохождение которой потребовало страховки. Встали в 18.00 на морене.

11.08. Вышли в 9.30. Погода отличная. Хорошо виден наш перевал (фото 30). Идем по правой морене ледника. Вскоре ледник закончился крутыми сбросами вниз. По морене плавно спустились к реке, и тут нас окружило изобилие цветов. Речку, вытекающую из лед. №197, перепрыгнули по камням. Поднялись на осыпную стрелку, разделяющую пройденную реку и реку с лед. Ленина (р. Ачикташ). Перед нами неприступной (как показалось на первый взгляд) стеной встал осыпной склон с Луковой поляны (фото 31). Спустившись к реке, решили пойти ниже по течению. Там на противоположном берегу были видны промоины, облегчающие подъем. Ввиду высокого уровня воды в р. Ачикташ решили отложить переправу на утро. Встали в 17.00.

12.08. Вышли в 6.30. Пробовали переправиться стенкой по 3 человека через реку в самом широком месте - не получилось. Первого смывает не доходя до середины реки. Вода высокая - по пояс. Пошли ниже по течению и вместе разлива реки на несколько рукавов пробуем еще раз. Самый большой рукав 4м. - течение быстрое и опять первый не удерживается на ногах. Пробуем переправиться еще в нескольких местах, но безрезультатно. Идем вниз по течению и ищем место переправы. На противоположном берегу видим местных киргизов на лошадях, они предлагают свою помощь в переправе и говорят, что переправляться надо еще ниже по реке (фото 32). Договариваемся с ними и идем дальше по берегу реки и вскоре доходим до прижима. Лезем вверх по скально-осыпному склону крутизной местами до 40 градусов. Вылезаем, а там красота. Огромная долина на фоне огромного пика Ленина. Встречаемся с киргизами и переправляемся на лошадях через реку. В месте переправы река разливается широко, но т.к. довольно глубокое дно, то вода захлестывает лошадям по самое брюхо. На противоположном берегу виднеется альплагерь Ачикташ и к нему ведет хорошая автомобильная дорога. Заходим в лагерь перекусываем и идем на Луковую поляну. На поляне нам сразу стали предлагать места ночлега, т.к. там встать с палаткой просто так нельзя, вся земля поделена между фирмами и частными предпринимателями. Ставим свои палатки у фирмы "Тянь-Шань Трэвэл". Время 16.00. Погода отличная.

10. Пер. Путешественников (1А, 4150) - лед. Ленина - лагерь 4200 - г. Ош

13.08. Вышли в 9.00. Один из заболевших наших товарищей и его сопровождающий пошли вниз к озерам долины р. Ачикташ. Там они будут нас ждать и держать связь с нами по рации. А мы вдвоем пошли наверх, на перевал Путешественников. Пер. Путешественников (1А, 4150) расположен в северном отроге Заалайского хребта восточнее п. 4695, ориентирован с севера на юг, соединяет р. Ачикташ на севере и лед. Ленина на юге. Перевал служит для обхода нижней части лед. Ленина. По хорошей тропе совместно с кучей народа за час поднялись на перевал и увидели изумительный вид на ледник Ленина (фото 34). После спуска с перевала (45 минут) вышли на лед. Ленина. Там тропа (якобы промаркированная лошадиным пометом) практически сразу теряется. И приходится распутывать трещины, изредка к большой радости обнаруживая турики. Несколько раз нас обгоняли киргизы на лошадях, которые везли грузы (фото 35). С ледника хорошо виден путь подъема ко второму базовому лагерю 5400м (фото 36) , Через 4 часа пути по леднику вышли к склонам п. Ленина и увидели сзади справа в 1, 5км от нас первый лагерь (4200) (фото 37) , В лагере были в 15.00. Народу много и довольно грязно. Здесь тоже есть фирмы на земле у которых можно поставить палатки. Но места здесь неизмеримо больше чем на Луковой поляне - все купить невозможно, поэтому мы ставим свою палатку на свободной площадке. Вечером связались с нашими товарищами по рации и сказали что все нормально - связь оказалась вполне приличной, хотя расстояние было около 5км.

14.08. К сожалению, мой организм руководителя тоже начал "давать сбои". Вчера меня целый день душил кашель, а сегодня поднялась температура. Я надеялся на чудо, что помогут лекарства, но на такой высоте их действие оказалось безрезультатным. Идти наверх стало бессмысленным - хотя желание было огромным. Но главное в нашем деле - вовремя остановиться. Мы приняли решение спускаться вниз. Спуск по пути подъема, около озер в долине р.Ачикташ мы встретились с нашими ранее ушедшими товарищами (фото 38). Вечером пришли местные киргизы, с которыми мы отметили завершение нашего похода.

15.08. Утром не спеша встали, договорились с местными киргизами насчет машины и в 15.00 уехали в г. Ош. Погода портиться. Горы в тумане. В 23.00 были в Оше.

Несколько дней мы отъедались фруктами в городе, а потом улетели домой.

Вот так и закончился наш поход.

11. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

К сожалению, не удалось выполнить намеченных планов - пройти весь маршрут и в полном составе. Это как свидетельствует о сложности района в плане высотной акклиматизации, так и подтверждает известную мысль - способность человека работать на высоте проверяется только высотой.

Все участники реально оценили перед собой свои силы для будущих путешествий и хорошо познакомились с этим интересным туристским маршрутом.

Район необычайно интересен. Особенно запомнился ледник Назарова. Для получения высотного опыта район доходит идеально - достаточно компактный, позволяет проходить высокие и несложные в техническом отношении перевалы.

Для подъездов в район лучше заранее связываться с представителями туристических фирм и договариваться о транспорте.

12. Список используемой литературы

1. Высокогорные перевалы. Москва, Профиздат, 1990 г.

2. Перевалы Северного Памира (составил и оформил А. Лебедев по схемам В. Ляпина).

3. Отчет об экспедиции по Северо-Восточному Памиру. Новосибирск 2003 г. Руководитель Ветлужских В.Д.

4. Отчет об экспедиции по Восточному и Центральному Залаю. Москва 2003 г. Руководитель Малахов Б.В.

Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский Технический отчет о горном путешествии III к.с. в районе Северо-Восточного Памира по хребтам Зулумарт и Заалайский