Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2017
Категория сложности: III
Регион путешествия: Монголия
Автор: Максим Лучко
Место жительства автора: Новосибирск
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 22/06/2018. 16k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/06/2018
  • Маршрут: гора Чёрная

Паспорт восхождения: г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2А)
   Район
   Хребет, массив
   Название
   Высота
   Категория трудности
   протяжённость
  
   Монгольский Алтай,
   хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу
   Цэнгел-Хайархан-Нуруу
   Чёрная
   3567 м.
   2А
   4
   1. Местонахождение. Вершина находится в центральной части хребта Цэнгел-Хайархан-Уул (который на карте даже носит отдельное название "Нортын-Нуруу") Монгольского Алтая. Ориентация подъёма: с юго-востока на северо-запад.
   2. Что соединяет, что связывает.
   3. Кем назван, когда, что обозначает. Все названия - с монгольской карты. Мы назвали г 3567 м. для удобства "Чёрной" из-за характерного цвета.
   4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. При подготовке к маршруту информации было очень мало: собрано несколько фотографий с Google Earth, на которых в отдалении виден пройденный нами хребет, но гору 3567 не видно. На вершине нашли туры, по всей видимости, сложенные совсем недавно.
   5. Количественные характеристики.
   Общее время прохождения вершины от плато и обратно
   Время подъёма
  
   Время спуска
   Время движения со страховкой
   Кол-во пунктов страховки
   Частота прохождения
   Преимущественное направление прохождения
  
  
  
   Попеременной - 1,5 ч.
   Одновременной - 2 часа
   Перильная - 0,5 мин.
  
  
  
   ЧХВ - 4
   ЧХВ - 2,5 часа
   ЧХВ - 1,5 час
  
  
   3
   Неизвестно
   1-2 раза в год
   6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности восхождения может усложниться в зимнее время до 2Б в связи с возможным обледенением и заснеживанием склонов.
   7. Рельеф по участкам пути.
   На подъёме.
   S0 - S1. От лагеря под горой выход на юго-восточный гребень по некрутому осыпному склону.
   S1 - S2. Первый жандарм. Высота - 60 м. По основной линии хребта, с юго-востока - наклонные плиты крутизной 45-50 градусов, с южной стороны жандарма плиты обходятся по кулуару. Вершина жандарма - скально-осыпная, шириной полтора-два метра, затем резкое понижение 10 м крутизной до 90 градусов и далее узкий гребешок до следующего жандарма.
   S2 - S3. Второй жандарм. Плавный подъём по наклонным плитам и разрушенным скалам, за которым следует сброс 5 м. (до 80 градусов), за ним -гребень, плавно выводящий на следующий жандарм
   S3 - S4. Третий жандарм. Скально-осыпной, посередине - небольшое понижение. После жандарма - резкое понижение, высотой 15 м. и крутизной 50-70 градусов.
   S4 - S5. Подъём по наклонным плитам, выводящий к туру. После него - небольшое понижение, за которым видна возвышенность, которая выше, чем та, на которой находится тур.
  
   8. Описание прохождения
   С 12.06. на 13.06. мы ночевали на широком плато с юго-востока от г. 3567 м. Мы назвали её для удобства "Чёрной" из-за характерного цвета, выделяющего вершину среди окружающих гор. На подходе мы разглядывали гору и уяснили, что среди окружающих вершин она выделяется не только цветом, но и относительной технической сложностью. Карта подтверждала, что широкий гребень на северо-востоке от Чёрной, на котором мы находились, резко сужается в районе горы. Однако достоверной информации о вершине не было, потому что мы видели её преимущественно в профиль. Вечером 12.06. мы поднялись под первый жандарм, чтобы увидеть дальнейший путь и убедились, что широкий гребень сузился до полутора метров, но цельной информации о характере всего пути не получили.
   13.06. вышли в 7 часов. Поднялись по осыпному гребню под первый жандарм, где образовали связку. Решили не подниматься в лоб на жандарм, вместо этого обошли препятствие с юга по скально-осыпным полкам, затем поднялись на жандарм по кулуару крутизной 40-45 градусов, заваленному крупным глыбами. Оказались на гребне шириной 1 - 1,5 метра. По нему пришли к резкому сбросу высотой 10 м., на котором повесили перила. Далее по широкому гребню, состоящему из наклонных плит и разрушенных скал, вышли на второй жандарм, который заканчивался резким сбросом высотой 5 м. Проходили его с попеременной страховкой. Гребень из разрушенных скал вывел на протяжённый третий жандарм. За ним вновь оказался сброс высотой 15 м. и крутизной 50-70 градусов. После этого жандарма был подъём на четвёртый жандарм, на котором стоял высокий тур. Однако дальше за небольшим понижением находилось ещё одно возвышение, по виду несколько выше, чем жандарм с турами. Мы добрались до него и там, на самом краю горы, сложили тур в 9 ч.30 мин. Там отметили точку на ГПС. Возвращались по пути подъёма. Обратный путь по этому гребню отличался от подъёма (смотрите далее). В основном шли в связке с одновременной страховкой. Крутые участки проходили с попеременной страховкой, страхуясь через скальные выступы. Обратный путь прошли за 1,5 часов.
   Обратный путь. Участок S3-S2. Жандарм обошли не напрямую по гребню, но обошли с севера с одновременной страховкой по снежной полке на стыке со скалами, затем выбрались на гребень по скальному кулуару примерно 10 м с попеременной страховкой.
   Участок S2-S1. Спускались с жандарма не по кулуару, как поднимались, а напрямую по гребневой линии в связках с одновременной страховкой. Скалы были сухие, сцепление было очень хорошим.
   9. Требования к организации движения и страховки.
   S0 - S1. Движение в связке серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
   S1 - S2. Первый жандарм. Мы решили обойти наклонные плиты с юга. Шли вначале по скально-осыпным полкам в связке с одновременной страховкой через скальные выступы. По кулуару поднимались также в связках серпантинами. Далее по гребню шли в связке. На спуске с жандарма повесили перила.
   S2 - S3. Второй жандарм. Подъём по наклонным плитам в связке, закладывая верёвку за выступы. С жандарма спускались с попеременной страховкой через выступ.
   S3 - S4. Третий жандарм. Весь путь проходили в связках, закладывая верёвку за выступы. С жандарма спускались с попеременной страховкой через крупные камни.
   S4 - S5. Двигались в связках с одновременной страховкой. Подъём по наклонным плитам, выводящий к туру. После него - небольшое понижение, за которым подъём и следующий тур. За этим - вторым - туром следует протяжённый спуск.
   Обратный путь по этому гребню отличался от подъёма. В основном шли в связке с одновременной страховкой. Крутые участки проходили с попеременной страховкой, страхуясь через скальные выступы.
   Участок S3-S2. Жандарм обошли не напрямую по гребню, но обошли с севера с одновременной страховкой по снежной полке на стыке со скалами, затем выбрались на гребень по скальному кулуару примерно 10 м с попеременной страховкой.
   Участок S2-S1. Спускались с жандарма не по кулуару, как поднимались, а напрямую по гребневой линии в связках с одновременной страховкой. Скалы были сухие, сцепление было очень хорошим.
   10. Возможные опасности и меры безопасности.
   S0 - S1. Опасность срыва. Движение в связках.
   S1 - S2. Первый жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - перила.
   S2 - S3. Второй жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - движение с попеременной страховкой через крупную глыбу.
   S3 - S4. Третий жандарм. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы. На спуске с жандарма - движение с попеременной страховкой через крупную глыбу.
   S4 - S5. Опасность срыва на крутых участках - движение с закладыванием верёвки через выступы, крупные глыбы.
   11Рекомендуемое специальное снаряжение. Ледоруб, расходная верёвка, кошки.
   12. Места ночлегов. Возможно выровнять площадки под одну-две небольшие палатки. Основная проблема - найти безветренное место.
   13. Информации о ЧП. Нет.
   14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Номер маршрутной книжки: 0-72-17
   15Фотоматериалы
   
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 1. Гора Чёрная. Обозначен обход жандарма при пути туда и сквозное прохождение жандарма при возвращении
Ф. 2. Гора Чёрная. Обозначен обход жандарма при пути туда и сквозное прохождение жандарма при возвращении с точки S1
Ф. 3. С точки Sвид на наш лагерь
     
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 4. Вид с точки Sна юго-восток
Ф. 5. Вид с первого жандарма (точка S2) на подъём группы
Ф. 6Спуск с первого жандарма

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 7. Движение к третьему жандарму
Ф. 8. Прохождение второго жандарма
Ф. 9. Прохождение второго жандарма

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 10. Вид на пройденные первый и второй жандармы с подъёма на третий
Ф. 11. Переход по гребню
Ф. 12. Вид на пройденные первый, второй и третий жандармы

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 13. Спуск с третьего жандарма при подъёме на четвёртый
Ф. 14. У первого тура
Ф. 15. Северо-западный гребень г Чёрная
   
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 16Группа у первого тура
Ф. 17. У второго тура
Ф. 18. Обратный путь

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 19. Сквозное прохождение первого жандарма на обратном пути
Ф. 20. Сквозное прохождение первого жандарма на обратном пути

   16Картографические материалы. В одном делении 1 км.
   
Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. Техотчет: 003. Г. Чёрная (3567 м.) по юго-восточному гребню (2а)
Ф. 21. Полная карта всего маршрута, пройденного в этом походе.

    К данному паспорту относится путь, отмеченный красной линией подъём на г Чёрная
Оценить публикацию
(0)