Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Как не надо ходить по Полярному Уралу

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2007
Категория сложности: III
Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Автор: Никон Сенин

Автор отчета: Никон Сенин

 

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Меня зовут Никон Сенин, мне 29 лет. Образование - высшее педагогическое. Занимаюсь восточными единоборствами и посещаю бассейн. Два сезона работал вожатым в детском лагере в США. Там ходил в пешие, водные, конные и вело походы. Опыт походов по России незначительный. К походу в Полярный Урал начал готовиться с зимы. Перечитал много докладов на www.skitalets.ru, особенно понравились и поразили доклады Китаевых "Вдвоем по весенней тундре", спасибо им большое.

Предполагаемая нитка маршрута-ст "Полярный Урал" - идти на юг вдоль реки Собь - идти дальше на юг вдоль реки Макар - Рузь - в районе ручья Кушвож, где кончается горный массив, повернуть на восток - идти вдоль реки Енгаю до пос Харп. Длина маршрута около 60 км, надеялся пройти за 7 дней.

Реальная нитка маршрута - ст "Полярный Урал" - вдоль реки Собь на юг - когда зашел в горную гряду, то повернул на восток (справа горы за ними ж/д) - перевал в долину реки Енгаю - 4 км вдоль Енгаю - обратный путь в том же порядке. Длина маршрута без учета рельефа 38 км.

День первый (08.07.2007)

Москва, Ярославский вокзал, поезд Москва-Лабытнанги. Вхожу в вагон, ожидал увидеть суровые лица золото и нефтедобытчиков, но ничего подобного. В основном поезд был забит отдыхающими, возвращающимися на родной Север из южных частей нашей родины. Первый совет: берите с собой еду. По пути в Лабытнанги покупать решительно нечего, вагона ресторана нет, в крупных городах, где есть еда, поезд останавливается ночью. Первый день прошел незаметно за штудированием карт. Интересно то, что под картой 1982 г. было написано "Район магнитной аномалии", а GPS навигатор я не приобрел...

День второй (09.07.2007)

Проснулся в Сейде в 4 часа ночи, на улице свело как днем... вот он какой полярный день. Мобильная связь работает только до Инты, потом только спутниковая.

День третий (10.07.2007)

Крупная станция Елецкий. Там есть еда и питье. Северный быт и необустроенность поражают: вдоль ж/д все дороги раскурочены вездеходами, строения завалившиеся, мусор. Многие станции это одиноко стоящий домик или два, а вокруг тундра.

Вот и долгожданный "Полярный Урал". Выхожу и осматриваюсь, домиков здесь много около 7, как потом узнал, здесь работает бригада по прокладке труб, они и живут в этих домах.

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Я не стал ни у кого ничего спрашивать и гордо зашагал вдоль одноколейки по направлению к монументу "Европа-Азия". До монумента где-то 1 км ходьбы. Монумент вопреки ожиданиям оказался нешироким и невысоким (фото 1).

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Ну да ладно, надо было форсировать Собь (фото 2А). По карте я знал, что где-то есть переход по суше между оз. Перевальным и поворотом р. Собь, но на "километровке" не обозначено точное расположение ж/д станции "Полярный Урал". Куда идти вперед или назад? Как потом оказалось-назад, этот переход как раз напротив станции. (Есть выбор: намокнуть и посмотреть монумент, либо не намокнуть и монумент не посмотреть). Я прошел вперед еще около 1км и увидел железный трос, перетянутый через реку. На тросу был прикреплен металлическое сиденье для перевозки одного человека на тот берег. К сожалению, веревка с моей стороны реки была оборвана и ничего не оставалось, как идти в брод. Я был удивлен размерами реки, обозначенной на карте жирной синей линией - речушка маленькая, глубина чуть выше колена, течение не сильное (фото 2). (Как я ошибался).

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Предусмотрительно сняв штаны и носки, и надев резиновые сапоги, я двинулся через реку. Когда сапоги заполнились водой, то ноги перестали нормально двигаться, в результате я потерял равновесие и погрузился в воду по грудь. (Я в первый раз пожалел, что не взял с собой палку-посох и обрадовался, что завернул документы в нагрудном кармане в клеенку, рюкзак Bask был относительно водонепроницаемым). Я выскочил на берег и тут началось. . . Комары, вившиеся на до мной скромной стайкой, удесятерились в количестве и облепили мои мокрые части тела. Я начал переживать. (фото 4)В суматохе начал переодеваться в сухое, а вокруг топь, кусты и жалящие комары. (фото 5) Х/Б намокло, все кинул в рюкзак и попытался его поднять, но не смог. Пришлось становиться на коленки, забрасывать рюкзак на спину и подниматься, используя руки. Получилось. . . В быстром темпе постарался выйти из зарослей кустарника и, прыгая через ручейки, пошел прямо к горам (фото 3). Но силы стали меня оставлять. (Во-первых, как я понял нельзя суетиться - сжигает много энергии, во-вторых реки лучше форсировать в синтетической одежде или вообще без оной-мокрое ХБ очень много весит.

Как не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному Уралу

Еле волоча ноги, я пересек таки долину и вошел в горную гряду (фото 6).

Как не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному Уралу

В 23:00 я поставил палатку, развесил мокрые вещи под сияющим солнцем (зачем я взял фонарик?) (фото 7)и поужинал тушенкой и чаем. В голову начали забредать трезвые мысли-"по выбранному маршруту мне не дойти" и в случае возникновения проблем будет тяжело добраться до людей. Я решил, что утром проложу новый маршрут. Очень сложно спать полярным днем, кое как уснул около двух часов, а в семь уже был на ногах.

День четвертый (11.07.2007)

Как не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному Уралу

Светило солнце, ковер тундры приятно щекотал пятки, вдали бурлил шор. В первый раз Север улыбнулся мне (фото 8). Я позавтракал йогуртами и кашей быстрого приготовления (фото 9). Собрал палатку и решил двигаться вдоль шора, который впадает в Собь, строго на запад (паралельно ж/д) (фото 10). Таким образом от ж/д меня отделяла бы гряда гор и в районе Нырдвомен Шор я намеревался перевалить через горную гряду и выйти к ж/д недалеко от станции Пост 106 км (Полярный). Если останутся силы, то пойду до Харпа вдоль гор. Если устану, то сяду на поезд и поеду домой.

Я шел в медленном темпе, останавливался каждые 30-40 мин. Если не уходить глубоко в горы, то можно увидеть ягель и много красивых цветов, кое-где полярную березку, чуть выше голени и толщиной меньше мизинца (зачем я взял топор?).

Солнце пекло нещадно, пригодилась белая бандана, прыгать по крупному курымнику и перебираться через снежники гораздо удобней с палками (я второй раз пожалел об их отсутствии). Воду пил из шора, шор или по-русски ручей образуется в результате таяния снегов, при этом вода проходит через горную породу и приобретает специфический полуминеральный вкус (фото 11). В хорошем расположении духа я подошел к перевалу, за которым надеялся увидеть ответвление ручья Нырдвомен Шор (фото 12), который вывел бы меня к ж/д. Внизу у перевала красивые горные озера (фото 13). И о чудо, я нашел связку довольно крепких и длинных палок, заботливо оставленных туристами. С помощью этих палок (а я не расставался с ними до самого конца) я взобрался на перевал за 3. 5 часа. Красивый вид назад (фото 14) и холодное, усеянное снежниками, и горными озерами ущелье впереди (фото 16). На перевале я нашел записку клуба из Ростова на Дону, в ней значилось что группа двигалась из долины реки Енгаю к ст. "Полярный Урал", походу была присвоена 4-ая категория сложности. Причем здесь Енгаю?

Как не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному УралуКак не надо ходить по Полярному Уралу

Я снял записку и положил свою, спуск в долину был очень крутым и опасным из-за возможности свалиться в горное озеро, расположенное на дне долины (фото 15).

Как не надо ходить по Полярному Уралу

Все это время я пользовался картой и редко компасом. Долина оказалась очень труднопроходимым. Повсюду текли ручьи, снежники приходилось пересекать ближе к вершине из-за опасности провалиться, но существовала опасность подскользнуться и скатится по крутому склону в озеро или в реку. Очень помогли палки. Пройдя 2 км, я все ждал, когда же покажется изгиб в долину к ст. Пост 106 км (Полярный), но его все не было. Я достал компас. Оказывается, я шел в противоположном направлении. Я и до этого сверялся по компасу, но стрелка через каждые 100 м показывала по разному.

Около 2 часов ночи, я не найдя более подходящего места разбил палатку на более менее плоских камнях, между ними струилась холодная вода. Солнце ушло за горы, и всю долину накрыла тень. Ночью под себя я положил рюкзак, чехол для ружья, всю одежду, но все равно приходилось ворочаться, чтобы не замерзнуть (фото 17).

Как не надо ходить по Полярному Уралу

День пятый (12.07.2007)

Не помню, когда заснул, но проснулся в 6 часов. Решил пойти по долине Енгаю на юг и перевалить через другой перевал и попасть таки на Нырдвомен Шор.

Пройдя несколько сот метров я почувствовал неладное. Грудь дышала сама собой, голова кружилась, сильная усталость и отдышка. По всем признакам горня болезнь. Я мог идти по 10-15 минут, потом долгий отдых. Попробовал позавтракать, но каша не лезла и вода показалась противной. Вскипятил себе воды и сделал зеленый чай и съел шоколадку. Очень медленно и тяжело добрался до перевала. Попробовал пообедать, но тушенка лезла обратно. Пришлось отказаться от плана дойти до Нырдвомен Шор, и я решил идти обратно на ст. Полярный Урал и поэтому закопал 2 банки тушенки под камнями для облегчения подъема. Осмотрев подъем через бинокль (очень помог) пришел к единственному правильному решению, по длинной дуге взобраться на вершину. Я помолился и начал карабкаться, склон очень крутой, камень осыпается, внизу озеро, купаться в нем не хотелось.

С Божьей помощью я довольно быстро взобрался наверх (3-4 часа) Наверху я почувствовал, что родился второй раз, поблагодарив Бога, начал спуск. Внизу, у озер, я решил поесть, потому что переутомление сдавливало голову, в животе урчало, плюс жара. Я разогрел тушенку и сварил суп, но есть не смог. Странное чувство ты очень хочешь, но не можешь есть. Организм не принимает сублимированные продукты и в тушенке, наверное, консерванты. Но я лег, запрокинул голову и влил в себя бульон от супа. Воду из шора организм тоже перестал воспринимать. Я ей смачивал горло и выплевывал, пытался есть снег, но он не утолял жажду. Во время ходьбы на голову под бандану положил снег, очень помогло. Тушенку пришлось опять прикопать, я против загрязнения природы, поэтому все зарыл поглубже, чтобы не портить вид. На обратном пути я не узнал шор, он стал в 2 раза больше, вода клокотала, из-за жары началось активное таяние снегов, и пересечь этот ручей уже не было возможности. Идти обратно стало тяжелее, пришлось прыгать по крупному курымнику, потому что мелкий у берега затопило. Где-то к 22 часам я вышел в долину, там я обрадовался, когда увидел в бинокль ж/д станцию "Полярный Урал" (рано радовался). В долине нашел полозья от нарт (фото 18). Поужинав водой и шоколадом, я лег спать около 23:30 часов. Заснуть не мог до 3 часов, но чувство, что все нормально, что я уже почти дошел, подпитывало силы. Я заснул…

Как не надо ходить по Полярному Уралу

День шестой (13.07.2007)

Около 6 часов начался сильный дождь, со шквалистым ветром, дождь бил горизонтально, я такого никогда не видел. Я выскочил из палатки и обложил ее по кругу валунами и заскочил внутрь, собрал все вещи, чтобы если что бежать. Ветер дул с такой силой, что каркас палатки прижало к земле, а я лежал внутри и держал руками алюминиевые дуги, чтобы оставалось хоть какое-то жизненное пространство. Если бы не обложил палатку валунами, то летел бы по тундре как перекати поле. Буря бушевала около двух часов, потом все стихло. Я собрал вещи и мелкой рысью побежал к станции, я молился, чтобы не начался дождь, темно-синяя туча висела за мной над горами, а ветер дул как раз в мою сторону. Я прошел около двух часов и понял, что сил нет, голова в тисках, если не поем будет плохо.Подогрел тушенку с сухарями. Во рту все пересохло, споласкивания водой не помогали, а пить ее я не мог. Тушенки удалось проглотить только один кусочек, больше не стал, чтобы не вырвало. Опять шоколад и теплая вода.

Все это время хотелось увидеть человека, но никого. Кое-как дошел до берега Соби, еще в бинокль увидел, что она тоже увеличилась в два раза, а вода бурлила и потоком двигала камни. О том, чтобы перейти в брод не могло быть и речи. Я оказался в ловушке с запада и на севере река, пришлось идти вдоль берега на восток. Станцию вижу, а дойти не могу. Смотрю, около берега, в 1 км от меня, виднеется человек, но не движется. Посмотрел в бинокль, оказалось это пугало, когда я поравнялся с пугалом, то увидел трос с железным стулом, которым я не воспользовался в первый раз. Такой подарок судьбы придал мне дополнительную силу. Я залез на железку, рюкзак положил рядом, застраховав его веревкой. Переправился довольно быстро. У меня было с собой 20 м крепкой веревки, и я привязал ее к стулу, чтобы была возможность перебраться через реку со стороны ж/д. Отдельное спасибо людям, установившим пугало и вешки вдоль вездеходных дорог.

Наконец-то на 4-ый день пути я вышел на ж/д. Как ни странно меня не беспокоил вес рюкзака и мозоли, но мучили жажда и голод. Я шел по шпалам в надежде найти недопитую бутылку все равно чего и все равно кем. Очень хотелось, есть что-то цитрусовое, красную икру и какое-нибудь натуральное мясо.

Я дошел до станции, спасибо ребятам (работавшим там), что дали попить и посадили на поезд Лабытнанги-Воркута. Надо было выйти на станции Сейда и поймать поезд Воркута-Москва. Одно из ребят звали Игорь, ему было со мной по пути. Он рассказал мне много интересного. Но об этом позже. Поезд Лабытнанги-Воркута состоит из 4-х вагонов. Он едет в пятницу вечером и собирает весь работный люд с промежуточных станций. Пассажиры в основном мужчины крепкого телосложения с зататуированными торсами (было очень жарко). Многие заваривали чай в стеклянных литровых банках и играли в карты. В первом вагоне ехали французы (вероятно экскурсия по ГУЛАГу), видно поэтому по вагонам каждые 15 мин ходил милицейский патруль.

Мой попутчик Игорь рассказал мне, что зарплаты сейчас маленькие-18 000-20 000 руб., а цены высокие. Подряды по строительству и добыче нефти и газа берут частные компании, которые часто задерживают зарплату. Продовольственных магазинов на ж/д очень мало, поэтому раз в день ездит поезд со съестной лавкой. На вопрос о том, есть ли в Сейде душ, Игорь засмеялся. Я не мылся 6 дней... На станции Сейда у нас было 2 часа до поезда на Москву, я выпил два литра цитрусового сока, съел палку "Краковской" колбасы, два пирожка с олениной и почувствовал себя гораздо лучше. Осталось только помыться. Рабочий со станции сказал, что недалеко есть река... Мы с Игорем спустились вниз по холму около 700 м и увидели широкую сибирскую реку Уса. Она была такая теплая и освежающая - наслаждения не передать. Горная болезнь прошла. Обратный путь до Москвы я описывать не буду, но подведу итоги:

  1. Идти минимум втроем, если один заболел, то двое его могут дотащить.
  2. За день по тундре и курымнику, проводя в пути 10-12 часов, я преодолевал 10-12 км.
  3. Нужен навигатор и опыт ориентирования по карте и компасу.
  4. Благодаря сайту www.skitalets.ru и отчетам семьи Китаевых все взятое со мной оборудование и одежда пригодились. Лишними оказались только фонарик и топор, хотя они тоже могли понадобиться.
  5. Нужна хорошая физическая форма и хотя бы минимальный опыт многодневных походов.
  6. Еда должна быть как можно более натуральной (сушеное мясо, рис, орехи, фрукты и пр.), поменьше сублимированных продуктов и прочей химии.
  7. Меня спас Бог, выносливость и то, что я не разу не поддался панике.

PS Я больше никогда не пойду в поход один, а только с опытными людьми. Север безалаберность не прощает. Хочу пойти туда же следующим летом.

Снаряжение

Наименование Кол–во Вес Примечания
Палатка BASK Monsoon 2 1 4.4 кг Очень удобная,только алюминиевые дуги погнуло ветром.
Спальный мешок BASK 1 1.6 кг Рассчитан на –5, но при +5 было довольно холодно.
Аптечка 1 0.3 кг Взял все необходимое на случай перелома, сильной раны и пр.
Рюкзак BASK Pyton 120 L 1 2 кг Хорошо распределяет нагрузки и не промок.
Топор 1 1 кг Не пригодилось.
Вещи 9 4 кг Ветровка, свитер, майка, носки шерсть и обычные, сапоги резиновые, сланцы, штаны нейлон, перчатки х/б.
Еда   3 кг Тушенка, кашки в пакетиках, супы в пакетиках, чай, йогурт, сухари, рис быстрого приготовления, шоколад,орехи, сухофрукты.
Ружье(патроны) 1 4.5 кг Не пригодилось.
Примус 1 0.3 кг Брать надо обязательно.
Газ баллоны 2 0.46 кг  
Котелок, ложка,нож.   0.5 кг  
Фонарик 1 0.2 кг Не пригодилось.
Спички, зажигалка и пр.   0.2 кг  
  Итого 22.46 кг Но по ощущениям было больше.

По экипировке: шел в основном в х/б пехоты США, берцы Россия, свитером и теплыми вещами пользовался только ночью (было жарко). Рюкзак, спальник, палатка фирмы BASK - дороговато, но надежно. Примус корейской фирмы Kovea. Ружье не пригодилось, но когда идешь один, то расчитывать больше не на кого. За все время я не встретил ни одного человека, не видел следов зверей. В следующий раз возьму с собой лыжные палки и навигатор.