Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Отчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному Уралу

Отчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному Уралу

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 1997
Категория сложности: IV
Регион путешествия: Русский север
Автор: Парменова В.Г. (Москва)

Дата: 25 июля - 21 августа 1997 г.

Руководитель: Парменова В.Г. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5532
Источник: omac.ru

Содержание

1. Справочные сведения
2. Состав группы
3. Фотография группы
4. Запланированный график движения
5. Реальный график движения
6. Смета расходов
7. Географический очерк
8. Техническое описание маршрута
9. Приложения
- список общественного снаряжения
- список продуктов
- походная аптечка
- список личного снаряжения
- комплектация ремнабора
10. Рекомендации
11. Заключение. Выводы
12. Фотоматериалы

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Район путешествия: Приполярный Урал

Вид туризма: Комбинированный (пеше-водный)

Сложность: 4 категория

Сроки: с 25 июля по 21 августа 1997 года

Состав: 5 человек

Маршрут: г. Москва - ст. Инта - р. Балбан-Ю - прииск Желанный (оз. Бол. Балбанты) - гора Народа (1894 м) 1А - пер. Кар-Кар (1Б) - р. Манарага - гора Манарага (1860 м) 2А - пер. Лимбеко-Ю (1А) - р. Лимбеко-Ю - пер. Труба (н/к) - гора Старик (1365) 1Б - прииск Желанный - база Сана-Вож - р. Кожим - Кожым-рудник - ст. 1952 км - г. Москва

Протяженность: 123+182 (305) км

Продолжительность:
с дорогой: 28 дней
на маршруте: 24 дня
ходовых: 18 дней

Весовые характеристики:
питание на группу на походе: 57 кг
питание на человека в день: 0.475 кг
вес группового снаряжения: 55 кг
вес личного снаряжения: 10 кг
вес рюкзака в ходе:
мужчины: 6 кг
женщины: 18 кг

Затраты:
на человека в походе: 60 000 руб.
из них на дорогу: 25 000 руб.

Подъезды к маршруту

Поездом с Ярославского вокзала г. Москвы до станции Инта.

От станции Инта до города Верхняя Инта ходит автобус в среднем каждые 40 минут. В Инте по адресу ул. Мира д. 41 работает станция Юных туристов и КСС (вход со двора в подвал). Там же необходимо получить разрешение на въезд в закрытый район (вся территория Приполярного Урала от р. Щугор до Кожима включительно является государственным заказником). Разрешение стоит 15 тыс. рублей с человека в сутки. При планировании сроков выезда необходимо учитывать, что эти конторы в субботу и воскресение не работают, а в будние дни работают с 9 до 18 часов.

Машину для подъезда на маршрут необходимо искать в городе, на автобазах, хотя можно договориться и на станции. Можно заказать машину "Урал" в Кожимском лесничестве (телефон в г. Инта: 8 - 82 - 145 - 3 - 04 - 76).

Заброска на вездеходе стоит в среднем 1,5-2 млн. рублей, но мы договорились на 300 тысяч, т. к. мы присоединились к группе, которая уже договорилась, и нас согласились взять попутным грузом.

В 5-6 километрах от станции на тракте находится милицейский (не егерский!) кордон, на котором необходимо предъявить путевые документы и разрешение на въезд на территорию заказника. У нас разрешения не было, т.к. мы приехали в Инту не только очень рано утром, но еще и в воскресенье, когда КСС не работает. Но, предъявив нашу маршрутную книжку, все паспорта и сыграв на личном обаянии, нам удалось получить разрешение на въезд в заказник, о чем у нас в маршрутной книжке была сделана соответствующая отметка.

До стартовой точки нашего маршрута - прииска Желанный мы доехали за 7 часов, сделав одну часовую остановку на обед.

Отъезд с маршрута

От станции 1952 км. поездом до Ярославского вокзала Москвы.

Медицинские пункты: г. Инта, поселок Кожым-рудник.

Магазины:
г. Инта (рядом с платформой оптовый рынок), цены на рынке на 10-20% больше чем в Москве.
В пос. Кожым-рудник 3 продуктовых магазина (один коммерческий).

Связь: г. Инта, пос. Кожым-рудник - почта с телеграфом (Инта - телефон).

Адреса КСС, курирующих Приполярный Урал:
Воркутинский ПСО (8 - 82 - 151 - 4 - 14 - 44), Вакуленко Владимир Николаевич
Интинский ПСО (8 - 82 - 145 - 3 - 43 - 33), Пуник Владимир Иванович
Печорский ПСО (8 - 82 - 142 - 5 - 10 - 29), Куликов Сергей Владимирович

2. СОСТАВ ГРУППЫ

№ п/пФамилия, имя, отчествоГод рожд.Место работыПодготовкаОбязанности
1.Парменова Валентина Геннадьевна1974школа 1523Приполярный Урал IV к. с. РРуководитель
2.Милехин Дмитрий Юрьевич1973школа 496, уч. ОБЖГорный Алтай 1к.с. РМедицина
3.Лавров Алексей Николаевич1974МИФИ, СтудентПриполярный Урал IV к. с. VРеммастер
4.Шебуков Василий Владимирович1978МИФИ. СтудентМста II к. с. VЗавпит
5.Апушкинский Алексей Михайлович1972Фирма РаэльМстаII к. с. VФотовидео оператор

3. ФОТОГРАФИЯ ГРУППЫ

Смотрите в альбоме.

4. ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ

День, № этапаОриентирыКмСпособ передвижения
День 1-4
1. Ст. Инта – оз. Нижнее Балбанты (прииск Желанный)120Пешком
Итого пройдено120 км
День 5Дневка
День 6
1. оз. Нижнее Балбанты – г. Старик –6Пешком
2. левый приток Балбан-Ю –6Пешком
3. оз. Подкова (г. Народа)3Пешком
Итого пройдено15 км
День 7
1. Восхождение на г. Народа (1890 м) 1А /Радиально/6Пешком
Итого пройдено6 км
День 8
1. оз. Подкова (г. Народа) – пер. Кар-Кар (1Б) –1Пешком
2. р. Манарага –3Пешком
3. граница леса15Пешком
Итого пройдено18 км
День 9
1. Граница леса – ручей Олений –6Пешком
2. балок “Олений” –1Пешком
3. гора Манарага10Пешком
Итого пройдено17 км
День 10
1. Восхождение на г. Манарага (1860 м) 1Б /Радиально/6Пешком
Итого пройдено6 км
День 11
1. гора Манарага – балок “Олений” –10Пешком
2. ручей Олений –1Пешком
3. граница леса –6Пешком
4пер. на Лимбеко-Ю3Пешком
Итого пройдено20 км
День 12
1. пер. Лимбеко-Ю (1А) – р. Лимбеко-Ю–5Пешком
2. пер. Труба (н/к) –3Пешком
3. р. Балбан-Ю –2Пешком
4оз. Нижнее Балбанты12Пешком
Итого пройдено22 км
День 13-15Дневка / Сборка катамарана
День 16
1. оз. Нижнее Балбанты – р. Кожим30Катамаран
Итого пройдено30 км
День 17
1. р. Кожим: р. Балбан-Ю – р. Лимбеко-Ю30Катамаран
Итого пройдено30 км
День 19
1. р. Кожим: р. Лимбеко-Ю – р. Дурная50Катамаран
Итого пройдено50 км
День 20Дневка
День 21
1. р. Кожим: р. Дурная – р. Сывью50Катамаран
Итого пройдено50 км
День 22
1. р. Кожим: р. Сывью – ж/д мост через Кожим20Катамаран
Итого пройдено20 км
День 23
1. ж/д мост через Кожим – ст. Кожим3Пешком
Итого пройдено3 км

Итого активными способами передвижения:
пешком: 235 км
катамаран: 180 км

5. РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День, № этапаПогода, ориентирыКмСпособ передвижения
День 1Переменная облачность, без осадков t °=5-7°C
1. Ст. Инта – оз. Нижнее Балбанты (прииск Желанный)–120Вездеход
2. Верхняя граница оз. Нижнее Балбанты2Пешком
Итого пройдено2 км
День 2Ясно, без осадков t °=15°C
1. оз. Нижнее Балбанты – г. Старик / Заброска снаряжения на водную часть /4 РадиальноПешком
2. оз. Нижнее Балбанты – оз. Верхнее Балбанты8Пешком
Итого пройдено16 км
День 3Переменная облачность, без осадков t °=12°C
1. оз. Верхнее Балбанты – переправа через Балбан-Ю –6Пешком
2. оз. Подкова (под пер. Кар-Кар)5Пешком
Итого пройдено11 км
День 4Пасмурно, дождь, снег, гроза t °=5°C
1. Восхождение на г. Народа (1890 м) 1А /Радиально/7Пешком
Итого пройдено7 км
День 5С утра ясно, после обеда пасмурно, дождь, снег t °=10-12°C
1. оз. Подкова – пер. Кар-Кар (1Б) –1Пешком
2. р. Манарага –3Пешком
3. граница леса –8Пешком
4. ручей Олений –6Пешком
5. балок “Олений” –1Пешком
Итого пройдено19 км
День 6Дневка в балке «Олений». Переменная облачность, без осадков, t °=12-14°C
День 7Переменная облачность, без осадков, t °=12-14°C
1. Балок “Олений” – г. Манарага12Пешком
Итого пройдено12 км
День 8Дневка. Пасмурно, временами дождь, t °=12-14°C
День 9С утра ясно, после обеда пасмурно, без осадков, туман, t °=12-14°C
1. Восхождение на г. Манарага (1860 м) 1Б /Радиально/6Пешком
Итого пройдено6 км
День 10Ясно, без осадков, t °=15°C
1. гора Манарага – балок “Олений” –12Пешком
2. ручей Олений –1Пешком
3. граница леса –6Пешком
4Ущелье на пер. на Лимбеко-Ю3Пешком
Итого пройдено22 км
День 11Ясно, без осадков, t °=12-14°C
1. пер. Лимбеко-Ю (1А) – р. Лимбеко-Ю–5Пешком
2. пер. Труба (н/к) –3Пешком
3. р. Балбан-Ю –2Пешком
Итого пройдено10 км
День 12Ясно, без осадков, t °=12-14°C
1. р. Балбан-Ю – г. Старик15Пешком
Итого пройдено15 км
День 13Ясно, без осадков, сильный ветер t °=15-17°C
1. Восхождение на г. Старик (1365) 1Б /Радиально/1Пешком
Итого пройдено1 км
День 14-15Дневка. Сборка катамарана. Ясно, без осадков, сильный ветер t °=15-17°C
День 16Ясно, без осадков, сильный ветер t °=15-17°C
1. р. Балбан-Ю – оз. ниж. Балбанты4,5Катамаран
Итого пройдено4,5 км
День 17Дневка. Пасмурно, дождь t °=8-10°C
День 18Пасмурно, без осадков, сильный ветер t °=8-10°C
1. оз. ниж. Балбанты – прииск Желанный –2Катамаран
2. база Сана-Вож26Вездеход
Итого пройдено2 км
День 19-20Дневка. Сборка катамарана. Ясно, без осадков t °=15-17°C
День 21Переменная облачность, без осадков, t °=12-15°C
1. База Сана-Вож (р. Балбан-Ю) – р. Кожим10Катамаран
2. р. Кожим20Катамаран
Итого пройдено30 км
День 22Дневка. Пасмурно, временами дождь t °=10-12°C
День 23Переменная облачность, без осадков, t °=10-12°C
1. р. Кожим – р. Лимбеко-Ю –30Катамаран
2. р. Дурная ­–55Катамаран
3. р. Сывью40Катамаран
Итого пройдено125 км
День 24Ясно, без осадков, t °=10-12°C
1. р. Кожим: р. Сывью – ж/д мост через Кожим20Катамаран
2. ж/д мост через Кожим – ст. 1952 км2Пешком
Итого пройдено20+2 км

Итого активными способами передвижения:
пешком: 123 км
катамаран: 182 км
всего: 305 км

6. СМЕТА РАСХОДОВ

Участок путиНа 1 человекаНа группу
Москва – Инта182 000 руб.910 000 руб.
Ст. 1952 км. – Москва214 000 руб.1 070 000 руб.
Инта – прииск Желанный60 000 руб.300 000 руб.
Прииск Желанный – база Сана-Вож20 000 руб.100 000 руб.
Итого476 000 руб.2 380 000 руб.

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

НаправлениеОтправлениеПрибытие
До ст. Инта
Москва – Воркута № 17613.50май.35
Москва — Воркута № 22 (скорый)21.50
Москва — Лабытнанги № 120дек.30
От станции 1952 км.
Воркута — Москва № 1750.40
Лабытнанги — Москва № 11917.38апр.20
Воркута — Санкт-Петербург № 187 (неч.)фев.50

7. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Географический очерк

УРАЛ - горная страна, которая протянулась в меридиональном направлении от Карского моря на севере до Прикаспийских степей на юге, почти на 2000 км и является границей двух частей света - Европы и Азии. Ширина хребта неодинакова, и составляет в различных частях от 40 до 300 км.

По своим физико-географическим особенностям Урал делится на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Наиболее высокой частью хребта является Приполярный Урал с высшей точкой г. Народная (1894 м) и средней высотой района около 1400 м, который в ширину занимает полосу около 100 км.

Приполярный Урал - располагается между 64° и 66° северной широты и 58° и 62° восточной долготы. Протяженность на север от г. Телпозиз до истоков р. Хулги почти на 200 км.

Район лежит на границе Республики Коми (на запад) и Ханты-Мансийского АО.

Рельеф

Приполярный Урал - наиболее возвышенная и широкая часть Урала. Отдельные вершины поднимаются более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 200 км (на 65° с. ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное, и Приполярный Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Западно-Сибирской низменности. По внешней стороне дуги простираются сильно расчлененные хребты высокогорной зоны (более 1000 м) - Саблинский, Западные и Восточные Саледы, Малды-Нырд, Исследовательский, Народно-Интинский, между которыми текут реки Печорского бассейна. Водоразделом Приполярного Урала, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Интинский и Исследовательский хребты.

Основные очаги современного оледенения находятся на Приполярном Урале в районе горы Народной, на хребтах Восточные Саледы и Сабля. Большинство ледников Урала лежит в глубоких карах на подветренных склонах хребтов. Высота нижних концов языков колеблется от 400 до 1350 м над уровнем моря. Ледники Урала питаются в основном навеянными снегами (вечных снегов на Урале нет). Значительную роль играют также мощные лавины, сходящие с крутых склонов каров.

Приполярный Урал - лавиноопасный край. Особенно опасные мокрые лавины на Урале сходят обычно с начала апреля, но массовый спад их отмечается в конце апреля - начале мая. Самое позднее падение лавин бывает в конце мая.

Климат

Климат Приполярного Урала резко континентальный, суровый, с длинной морозной зимой и коротким прохладным летом. Осадков в наиболее возвышенных районах западного склона, выпадает от 1000 до 1500 мм в год.

Зима с обильными снегопадами, сильными метелями, продолжительная и морозная. Отрицательные среднесуточные температуры воздуха и снежный покров держится около 7 месяцев на прилегающих к Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье (свыше 1000 м). Самый холодный месяц - январь, со средней температурой -19-23°, но случаются морозы и в -55° (в котловинах).

Июль - самый теплый месяц. Средняя температура на равнинах +12-+17°. На высотах 1000 - 1300 м - до +5-+10°. В наиболее жаркие дни воздух прогревается до +32-+34°. Солнечная погода на западном склоне в наиболее теплые месяцы года - июле и августе - редко длится больше 10-12 дней.

Растительность и животный мир

Растительность Приполярного Урала богата и разнообразна. Только в таежных лесах насчитывается около 200 видов высоких растений, их них 28 видов деревьев и кустарников. В горах на небольшом расстоянии можно встретить глухую хвойную тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга с травами и цветами в рост человека, суровую высокогорную и арктическую тундру.

Лес поднимается в горы в среднем до высоты 500 м.

Среди елово-пихтовых лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, заросшие пушицей, багульником, полярной березкой, голубикой, морошкой и клюквой. С подъемом в горы исчезают болота и топи, реже лесные завалы. Вместо елей и пихт появляются березы и лиственницы. Выше леса начинаются кустарниковые заросли полярной березки, багульника, голубики, альпийские луга с низкой питательной травой и яркими цветами. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов (800-1200 м) на склонах хребтов среди каменных россыпей растут невысокие кустарнички, травы, мхи и лишайники.

На Приполярном Урале обитают типичные представители фауны тайги и тундры: волк, медведь, росомаха, рысь, лисица, заяц, белка, песец, выдра, куница, горностай, соболь, северный олень, лось; из пернатых - полярная сова, кречет, ворон, белая сова, глухарь, тетерев, куропатка, кедровка, гуси, утки, гагара. В прозрачных водах притоков Печоры, Камы, Кары и Оби водятся семга, хариус, нельма, муксун, таймень, сырок, сельдь и сиг.

Реки и озера

Реки Приполярного Урала принадлежат бассейнам Карского моря. Наиболее бурные и порожистые участки с большим падением русла и быстрым течением берут начало на Народно-Интинском, Исследовательском хребтах и Саледах. Нередко берега рек представляют собой скальные отвесы высотой до 30 м.

Водоносность рек края не имеет себе равных на всем Урале (до 40 л/ сек).

Ледоход на реках Приполярного Урала заканчивается до 10 июня. На крупных реках западного склона - Вишере, Косью, Кожиме, Усе, Каре- ледоход проходит бурно, с высоким подъемом воды, мощными заторами льда.

Озера Приполярного Урала многочисленны. Они в основном ледникового происхождения, лежат в глубоких карах и цирках. Каровые отличаются высоким расположением (выше 800 м), большой глубиной (более 20 м), округлой формой, каменистыми, почти лишенными растительности берегами, отсутствием рыбы.

Экономика, население, населенные пункты

Наряду с добычей полезных ископаемых - каменного угля, нефти, горючего газа, торфа, каменной и калийной солей, горного хрусталя, железа меди, сурьмя, золота, алмазов, свинца и многих других - на Приполярном Урале осуществляется заготовка ценной древесины - сосны, лиственницы, кедра, ели. Важное место в экономике края занимает промысел пушнины.

Коренные жители края - коми-пермяки, коми-зыряне.

г. Инта - расположен в республике Коми в 50 км к югу от северного полярного круга на левом берегу реки Б. Инта (бассейн реки Печора). Статус города получил в 1954 году. Численность населения более 60 000 человек. Центр добычи каменного угля и деревообработки. В 15 км от города - железнодорожная станция Инта-1. Есть аэропорт.

Сеть магазинов, почтовые отделения, больница. Музеи отсутствуют.

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

День первый (27.07.97)

Долина р. Балбан-Ю.

В1830 приехали на прииск "Желанный" и, пройдя около 2 км. вверх по ущелью Балбан-Ю, встали на ночевку.

Долина р. Балбан-Ю шириной около 1.5 километров сильно заболоченная, поросшая карликовой березкой. Дров практически нет. Вдоль правого берега идет широкая вездеходная тропа. Примерно в полутора-двух километрах от прииска есть разрушенный балок, откуда можно взять дров для костра, хотя этот источник иссякнет очень быстро. На прииске есть магазин, баня, но мы этими благами цивилизации не пользовались.

Пройдено 2 км. Без происшествий.

День второй (28.07.97)

Оз. Большое Балбанты - оз. Верхнее Балбанты.

Было решено часть снаряжения и продуктов на водную часть оставить недалеко от запланированного места сборки катамарана, и с этой целью в 1145 часть группы в составе: Лавров, Милехин и Шебуков пошли вверх по долине в поисках подходящего места. В четырех километрах от места стоянки у подножия горы Старик оставили заброску и в 1430 вернулись в лагерь.

После обеда в 1720 вышли на маршрут. Примерно в 3,5-4 километрах от Желанного в излучине Балбан-Ю есть великолепное место для стоянки: песчаный островок и небольшой омуток с удобным спуском к воде. Здесь мы устроили купание, после чего продолжили движение.

В 1900 подошли к развилке двух ущелий. Одно из них уходит в долину р. Пеленгичей, по обеим сторонам его как стражи стоят две горы-близнецы - Старик и Старуха, другое - в сторону г. Народа по течению р. Балбан-Ю. От развилки виден чум оленеводов, стоящий у нижней границы оз. Верхнее Балбанты. По берегу озера идет вездеходная тропа, но она сильно заболочена, поэтому удобнее идти несколько выше по скотобойной тропе.

В 1955 прошли озеро. Долина по-прежнему сильно заболочена.

В 2040 встали на ночевку.

Место не очень удобно для ночевки, дров практически нет.

Пройдено 16 км. Без происшествий.

День третий (29.07.97)

Оз. Верхнее Балбанты - плато под пер. Кар-Кар.

Вышли на маршрут в 940.

Движемся в режиме 40-10 (сорок минут идем, десять - сидим).

К 11 часам вышли к месту, где вездеходная тропа пересекает Балбан-Ю, где мы перешли на левый берег реки практически посуху. Метрах в трехстах выше по течению есть балок, но мы в него не заходили. Тропа выводит к месту переправы и продолжается на противоположном берегу реки. После переправы тропа уходит направо в боковое ущелье.

Вообще уровень воды очень разнится по годам, в этот раз воды было очень мало - лето выдалось холодным.

В 1240 переправились через левый приток Балбан-Ю, оставив по правую руку перевал Труба, и свернули с тропы в сторону перевала Кар-Кар. Начало подъема на Кар-Кар - травянистый склон с крупными валунами. Через некоторое время тропа появляется вновь и ведет по-над ручьем через невысокий холм. Справа - хорошо заметный ориентир - цирк с небольшим озером внизу. Спуск с холма идет по морене и выводит на небольшое плато. Временами приходится пересекать небольшие снежники - неделю назад здесь прошел сильный снегопад. Слева вверх уходит ущелье, ведущее на г. Народа, впереди виден перевал Кар-Кар (1200 м, 1Б).

В 15 часов погода начинает быстро портиться. Решаем встать лагерем не доходя метров 600 до перевала Кар-Кар в 50 метрах выше озера Подкова.

Парменова и Милехин пошли в сторону перевала разведать подход, на обратном пути отметили тропу высокими издалека заметными турами.

Пройдено 11 км. Без происшествий.

День четвертый (30.07.97)

Радиальный выход на г. Народа.

В 11.45 начали подъем на г. Народа (1895 м, 1А). Небо затянуто облаками, но дождя пока нет.

Пересекаем долину по крупной морене и входим в ущелье. Плавный подъем по снежно-фирновому склону около 400 по снежнику выводит на плато Руин (Приведений, Отдыха) под Народой. С плато открывается чудесный вид на долину р. Карпинский-Шор.

От плато подъем идет по крупной морене. Начался дождь, скользкие камни замедляли движение. Видимость резко упала, вершина закрылась, шли по следам предыдущей группы. Крупная морена сменялась небольшими снежниками. Последний взлет - снежный с выступающими местами крупными камнями.

На самом деле при подъеме лучше идти не в лоб, а забрать метров сто правее - там камни поменьше подниматься удобнее.

На вершину вышли в 1545. Сняли записку группы туристов из г. Инта от 29.07.97.

Начали спуск в 1615. На обратном пути попали в грозовое облако, видимость упала до 5-10 метров. Спускались в основном по снежникам, т.к. камни очень скользкие.

При спуске на плато взяли левее и, пройдя по плато немного дальше, спустились по крутому снежному склону в ущелье.

Дождь усилился, поднялся сильный ветер. В лагерь вернулись в 1810 насквозь промокшие и продрогшие.

В наше отсутствие в сторону перевала Кар-Кар прошла группа горноспасателей из г. Печора, оставившая свою визитную карточку.

Пройдено 7 км. Происшествия: сильным ветром разорвало тент.

День пятый (31.07.97)

Пер. Кар-Кар - долина р. Манарага - балок Олений

Утро началось с ослепительного солнца и всеобщего морального разложения - долго сушились и грелись. К полудню тучи набежали, и мы рванули на Кар-Кар. На перевал взошли в 1250, снявшись с бивака в 1230. На перевале обнаружили тур геологической экспедиции № 105. Сняли записку 1996 года (!) группы лыжников из Инты. На перевале нас застал сильный дождь, который продолжался, ненадолго прекращаясь, все время до выхода к Манараге. Камни стали скользкими, движение замедлялось необходимостью постоянной самостраховки.

С перевала открывается вид на три озера. Спуск по крупной морене с уклоном 30-35° в самом начале отмечен турами, но метров через 50-70 они совершенно пропадают, и приходится спускаться вслепую. Примерно с середины спуска становится видна тропа, идущая вдоль левого берега правого озера по снежнику. Снежник образовался в результате сильного снегопада, прошедшего за неделю до нашего приезда. Рыхлый, лишь местами слежавшийся снег прикрывает крупные камни на склоне уклоном около 15°.

В 1405 спустились к озеру, где сделали получасовой привал на обед между двумя огромными нависающими валунами, создающими хорошее укрытие от ветра.

Дальше появляется скотобойная тропа, идущая вдоль правого берега ручья, впадающего в р. Манарага.

Последний этап спуска - зеленый склон, становящийся в дождь очень скользким, с уклоном 15-20°.

Спуск с перевала закончили в 1555, подойдя к берегу р. Манарага.

В 20-30 метрах от правого берега идет хорошо набитая каменистая тропа, которая на время теряется у ручья Олений. Долину пересекает много незначительных ручьев.

По всей долине Манараги много мест для стоянки, дров достаточно (много плавника). Через 7-8 км. начинается лесная зона, к которой мы вышли в 1830. По лесу идет хорошо заметная тропа, выходящая к ручью Олений, через который мы переправились в 1925 в районе устья. Уровень воды сильно зависит от погоды, в нашем случае он не превышал 70 см. Переправа не представляет особой трудности, но это зависит от уровня воды.

В 300 метрах от ручья слева от основной тропы в пойме Манараги стоит балок Олений. К балку подошли 1940, где после небольшого косметического ремонта смогли переночевать.

Балок находился в запущенном состоянии, полное отсутствие дров, дырявая крыша, загаженная территория, грязь внутри. Первые полтора часа мы потратили на приведение сего приюта в божеский вид, о чем была сделана запись в журнале.

Место для балка выбрано очень удачно, в обычные годы территория изобилует грибами и ягодами, но в этот год лето выдалось холодным и, как результат, бедным на дары природы.

Пройдено 19 км. Без происшествий.

День шестой (01.08.97)

ДНЕВКА

Весь день стояла хорошая погода: переменная облачность, без осадков, температура 15-17° С.

В течение дня привели в порядок территорию вокруг балка, заготовили дрова для последующих групп, устроили помывку и постирушки. Поиски дров сопряжены с колоссальными трудностями, т.к. близлежащий лес буквально вычищен в плане сухостоя.

Рыбы в Манараге не обнаружили, за исключением одинокой форели, которая нас изводила весь день.

Без происшествий.

День седьмой (02.08.97)

Балок Олений - подножие г. Манарага.

С утра продолжили заготовку дров, и к выходу были готовы лишь к половине третьего дня. Погода теплая, без осадков, солнечно. В 1430 к балку вышла группа туристов из Инты под руководством Татьяны Грода, чью записку мы сняли на г. Народа.

Вышли в 1500. Через 2,5-2 км. подошли к ручью, после которого тропа поворачивает налево к берегу Манараги. Еще через километр лес кончается, и тропа идет по заболоченной долине Манараги, поросшей карликовой березкой.

Т.к. в библиотеке МГЦТК мы не нашли никакого описания подходов к г. Манарага, то все наши дальнейшие шаги были предприняты сократить путь к подножию горы.

С тропы открывается вид на гору Манарага, и мы, устав тащиться по болоту, свернули к по направлению к горе.

Перейдя через заболоченный участок долины шириной около 80 м, начинаем подъем на пологий, поросший лесом холм, через который, по нашему мнению, идет самый короткий путь. Лес практически нехоженый, много бурелома. Через некоторое время встречаем явные следы обитания медведя.

Спустившись с холма, пересекли Средний ручей Манараги и в 1905 встали на ночь в красивейшем месте.

Дождя не было весь день, Манарага затянута плотными облаками.

Пройдено 12 км. Без происшествий

День восьмой (03.08.97)

ВЫНУЖДЕННАЯ ДНЕВКА

Весь день облачно, хотя и без осадков. Манараги не видно. Ждем погоды.

Без происшествий.

День девятый (04.08.97)

Радиальный выход на г. Манарага.

К 10 часам утра Манарага почти открылась, и мы, боясь упустить момент, рванули к горе.

Пошли вверх по ручью, и метров через 300-400 вышли на опушку леса.

Начинаем подъем по юго-восточному травянистому склону, крутизна 10-12°. Выходим к юго-восточному гребню, начинается средняя и крупная морена, крутизна склона до 30°. Поднимаемся по гребню, оставляя снежник по правую руку.

К этому времени Манарага стала снова затягиваться, идем в молоке, поэтому ни туров, ни самой тропы не видим. Видимость не более 15-20 метров.

Из-за тумана забираем слишком много влево по склону, в результате чего выходим на скальные полки, после чего связываемся. Подъем продолжаем не друг под другом, а параллельными путями. Связка Милехин- Лавров (№1) поднимается по склону около 40°, местами встречаются небольшие снежники, камни скользкие, местами обледенелые. Связка Апушкинский - Парменова - Шебуков (№2) движется немного левее по уклону около 50°. Местами встречались скальные выходы крутизной до 80°, требующие навыков свободного лазания и взаимной страховки.

Связки на время потеряли в тумане друг друга из виду, но все время находились в пределах слышимости.

Связка №2 поднималась по самому краю гребня, оставляя слева отвесно уходящую вниз стену Манараги.

Последние 10-15 метров подъема требуют гимнастической страховки.

На вершину вышли в 15.45, подъем занял 4 часа.

Наверху поднялся ветер, в разрывах облаков периодически видна долина Манараги-Косью.

Сняли 3 записки, в том числе уже ранее упоминавшейся группы из Инты.

В 16.15 начали спуск по пути подъема связки №1.

В лагерь вернулись к 20 часам.

Учитывая приведенную выше информацию, мы считаем, что описанный выше маршрут подъема можно оценить 2А категорией трудности.

Пройдено 6 км. Без происшествий.

День десятый (05.08.97)

г. Манарага - долина р. Манарага - подступы к пер. на р. Лимбеко-Ю

С утра - тепло и солнечно. Отоспавшись, вышли в 1400.

Пошли вниз по течению Среднего ручья Манараги. Через час, в 1500, вышли на тропу в долине Манараги, где устроили полуторачасовой привал для фото- и видеосъемки.

В 1630 продолжили движение вверх по течению р. Манарага.

В 1845 переправились через ручей Олений, в балок заходить не стали, желая до темноты подойти под перевал в долину Лимбеко-Ю. Сразу после ручья на тропе появились свежие медвежьи следы.

В 2000 встали на ночевку перед ущельем, ведущем на перевал. Из ущелья вытекает ручей, впадающий в Манарагу, на стрелке есть удобное место для стоянки с оборудованным очагом.

Пройдено 22 км. Без происшествий.

День одиннадцатый (06.08.97)

Пер. на Лимбеко-Ю - долина р. Лимбеко-Ю - пер. Труба - долина Балбан-Ю

С вечера поднялся сильный ветер, который не затих и к утру, но погода была солнечная, хотя и холодно (с утра на почве заморозки)

В 8.55 вышли в сторону перевала на Лимбеко-Ю (1150 м, 1А). Подъем идет по сильно пересеченному ущелью, где травянистые склоны перемежаются со средней мореной. В устье ущелья необходимо переправиться на левый берег ручья.

Тропа практически незаметна.

В верховьях ручья по руслу спускаются снежные языки, по которым мы переходим на правый берег и продолжаем подъем на перевал, уходя вправо. Последний взлет проходит по склону крутизной около 20°.

В 16.05 вышли на травянисто-моренное заболоченное перевальное плато, шириной около 400 м, с которого открывается вид на долину р. Лимбеко-Ю. На плато нашли несколько пустых туров. Долина Лимбеко-Ю сильно заболочена, поэтому решаем часть пути пройти верхом по плато и уходим вправо. Дальше открывается вид на цепочку из трех озер в верховьях реки. Спускаемся по снежно-фирновому склону крутизной 30-35° длиной 50-60 метров. Спуск требует обязательной страховки альпенштоком.

В 17.45, закончив спуск, движемся по правому борту ущелья в сторону перевала Труба. Т.к. долина очень сильно заболочена, и не желая терять высоту, идем траверсом по среднеморенному склону. Траверс занимает чуть больше часа. Много живых камней.

Подъем на перевал Труба (961 м, н/к) по перепаханному оленьими стадами склону крутизной 15°. В 19.45 вышли на перевал, где сняли записку туристов из г. Каунас.

Спускаемся с перевала по той же разбитой оленями дороге и продолжаем путь по вездеходной тропе вдоль левого берега притока р. Балбан-Ю. В 2045 встаем на ночь.

По берегу ручья много дров (карликовая ива).

Пройдено 10 км. Без происшествий.

День двенадцатый (07.08.97)

Долина р. Балбан-Ю - подножие г. Старик.

Отоспавшись после вчерашнего перехода, в 1520 вышли в сторону заброски, закопанной у подножия г. Старик, к которой вышли в 1830.

Встали лагерем у подножия над вездеходной дорогой, идущей в сторону верховий Кожима, но до чистой воды (ручья, впадающего в Балбан-Ю) около 150-200 м.

Стоим, буквально, в "трубе" - сильный ветер не позволяет приготовить еду на газовой горелке, приходится строить ветрозащитную стенку, которая тоже мало помогает. Во время одного особенно сильного порыва ветра горелка со стоящим на ней каном с кипятком падает, и опрокидывается на ногу одному из участников. Результат - ожог плюсны 2-3 степени.

Пострадавшему была оказана немедленная медицинская помощь (обезболивающее, противоожоговое и асептическая повязка). Но несмотря на своевременную помощь, было понятно, что в ближайшее время самостоятельно передвигаться он не сможет.

Пройдено 15 км. Происшествия - сильный ожог одного из участников.

День тринадцатый (08.08.97)

Радиальный выход на г. Старик.

Состояние пострадавшего за ночь немного улучшилось, поэтому решаем один день переждать и делаем активную дневку: радиальное восхождение на гору Старик (1365 м).

Группа Парменова - Апушкинский - Шебуков поднялась на южный зуб вершины. Вышли в 14 часов. Начало подъема - крупноморенный склон около 10-15° с выходами скальных пород. Крутизна склона постоянно увеличивается, и метрах в 30 от вершины достигает 60-65°. Передвижение требует постоянной страховки, как индивидуальной, так и групповой, желательно иметь закладные элементы.

Не доходя 30 метров до вершины, траверсом уходим вправо, т.к. выше идет скальный отвес 75-80°. Выходим на южный зуб с восточной стороны. В 18.00 были на вершине. Минут 40 любуемся красотами, благо позволяет безоблачная погода.

Спуск проводили по восточному склону и уже через час были в лагере.

Чистое ходовое время: подъем 3 часа, спуск 1 час.

Вершина интересна с точки зрения скальной техники: необходимы навыки свободного лазанья, требуется хорошая техническая подготовка.

Считаем возможным прокатегорировать этот маршрут 2А-2Б к.т.

Без происшествий.

День четырнадцатый (09.08.97)

Т.к. пострадавший самостоятельно не может пройти необходимые 5-7 км до прииска Желанный, было решено сделать вылазку с целью узнать точное расстояние до начала лесной зоны, где можно собрать катамаран.

Сходив на прииск, узнали, что:

во-первых, ближайший нормальный лес находится почти в 30 км от прииска;

во-вторых, в это лето очень низкий уровень воды, более-менее нормальные условия для сплава начинаются после впадения р. Сана-Вож (около турбазы "Сана-Вож");

в-третьих, после консультации с врачом, было решено все-таки пройти водную часть и не сбрасываться в Инту.

Из Желанного вернулись с досками для постройки временного каркаса для катамарана. Насчет досок договаривались с начальником прииска.

Без происшествий.

День пятнадцатый (10.08.97)

Сборка катамарана

Весь день потратили на сборку катамарана (катамаран из досок - это нечто!).

Погода отличная, только очень сильный ветер.

Без происшествий

День шестнадцатый (11.08.97)

Подножие г. Старик - р. Балбан-Ю - оз. Большое Балбанты.

Спустили катамаран, пострадавшего и все вещи до Балбан-Ю (около 800 метров по ернику). Вода очень низкая (ее почти нет), пришлось двои нести вещи по берегу, а двоим проводить (читай - протаскивать) катамаран с пострадавшим. Периодически попадаются участки чистой воды глубиной до 70-80 см, но они очень редкие и короткие. К 19 часам, пройдя по воде всего около 4,5 км, встали на ночь на островке между протоками, на которые разбивается Балбан-Ю перед озером Большое Балбанты.

Пройдено 4.5 км. Без происшествий.

День семнадцатый (12.08.97)

ДНЕВКА.

С утра проливной дождь и сильный ветер, которые не прекращаются весь день. Утешает только то, что на островке стоит ивовая роща, которая обеспечивает нас достаточным запасом дров.

Без происшествий.

День восемнадцатый (13.08.97)

Оз. Большое Балбанты - прииск Желанный - устье р. Сана-Вож.

В 1100 вышли на маршрут. Озеро Балбанты пересекали при сильном встречном ветре. К 12 часам подошли к мосту через Балбан-Ю на прииске Желанный. Обнесли и попытались продолжить маршрут. Сразу за мостом есть очень интересный порог с ярко выраженной центральной струей. По большой воде легко проходится по центру, но в нашем случае из-за низкой воды приходилось маневрировать. Сразу за порогом начинается очень мелкий участок, на котором и по большой воде необходима проводка. Этим летом этот участок оказался совсем непроходимым, вода вообще не покрывала камни.

Поэтому пришлось вытащить катамаран и попытаться договориться с вездеходом о заброске до базы "Сана-Вож".

Заброска стоила нам 50 тысяч, хотя водитель запросил 300 (средняя цена заброски на Урале, по словам водителя, 10 тыс. за 1 километр).

Короче, в 1700 нас высадили у брода ниже устья ручья Сана-Вож.

Пройдено 2 км. Без происшествий.

Дни девятнадцатый - двадцатый (14.08.97 - 15.08.97)

Сборка катамарана

Хорошая теплая погода позволяет помыться и постираться, чем собственно мы и занимались полдня.

На левом берегу Балбан-Ю (где мы стояли) лес елово-лиственничный, а необходимые нам для каркаса березы растут только на правом берегу.

Брод через Балбан-Ю шириной около 40 метров, глубиной 120 см., дно каменистое, течение 0.7-0.8 м/с.

Переправили необходимое количество березовых стволов, на следующий день собираем катамаран, готовимся к сплаву, просматриваем видимую часть предстоящего маршрута.

Без происшествий.

День двадцать первый (16.08.97)

Устье р. Сана-Вож - р. Кожим - устье р. Тела-Шор.

На участке Балбан-Ю от устья р. Сана-Вож до впадения в Кожим есть около 10 незначительных порогов, характеризующихся прижимами к коренному берегу (скальные отвесы высотой 6-10 метров), узкой центральной струей, стоячими волнами высотой до 1,2 метра. Вход и выход из порога зачастую затруднен крупными камнями.

Через 1.5 км на правом берегу - лотки, бытовки золотодобытчиков. Здесь крутой правый поворот, затем левый. Правый берег - скальный. Под него сильный прижим. Поворот русла на 90°. В центре русла галечный остров. На входе очень мелко. Местами требуется проводка.

Еще через 1 км на плавном левом повороте - шивера с валами до 0,5 м. На входе гряда обливников слева. Длина 100 м. На левом берегу - одинокая скальная башня (в стороне от реки). На правом берегу - скала красноватого цвета.

Через 200 м - устье р. Балбан-Ю. В месте впадения - правый прижим.

Через 0,6 км после впадения Балбан-Ю в Кожим серьезный порог.

На выходе из порога - сильный прижим к левому берегу (скальному отвесу высотой около 6 метров), осложненный высокими, до 1 м, стоячими волнами. Струя очень мощная, проход возможен только по правому берегу. Прохождение порога требует обязательного просмотра, при необходимости - обноса. Для просмотра удобнее высадиться на галечную косу по правому берегу.

Это самое сложное препятствие по всему течению Кожима от Балбан-Ю.

Сразу после порога - левый поворот, за ним - порог. По центру и у правого берега - крупные камни. Проход возможен как по центру, так и по левому берегу.

На следующем участке, до устья ручья Тела-Шор, около 10 порогов, похожих на пороги нижнего течения Балбан-Ю. В устье р. Тела-Шор - поселок, сохранились остатки подвесного моста. На этом участке много мелких перекатов. Проход удобнее по правому берегу.

Встали на стоянку через 2-3 км после поселка.

Пройдено 30 км. Без происшествий.

День двадцать второй (17.08.97)

ВЫНУЖДЕННАЯ ДНЕВКА.

Возникла необходимость произвести некоторые медицинские операции с пострадавшим, на что было потрачено около 2,5 часов. После операции всей группе требовался отдых, на что и была потрачена оставшаяся часть этого холодного дождливого дня.

Стоянка была устроена на левом берегу, на песчаной отмели много плавника, поэтому в лес за дровами не ходили. На высоком берегу обнаружили огромное количество черники (первые ягоды, встреченные за все время путешествия).

Без происшествий.

День двадцать третий (18.08.97)

Устье р. Тела-Шор - устье р. Лимбеко-Ю - Каюк-Ныр - устье р. Сывью.

Изумительным солнечным ветреным утром в 730 вышли на маршрут. До устья р. Лимбеко-Ю несколько относительно простых порогов с прижимами и стоячими волнами с широкой ярко выраженной струей.

Перед устьем р. Лимбеко-Ю - автомобильный брод, за ним мелкий длинный перекат. В 1000 проходим устье р. Лимбеко-Ю.

Дальнейший маршрут не представляет особой технической сложности и большого интереса. Несколько простых порогов, шиверы, перекаты.

В 3 км ниже устья р. Пальник-Шор (левый приток) правый берег представляет собой скальный отвес высотой около 20 метров. Скала носит название Каюк-Ныр.

Через 10 км слева впадает р. Сывью, ниже Сывью скалы по берегам исчезают, в русле появляется много островов, берега становятся низкими.

Встаем на ночевку около 21 часа ниже устья Сывью на левом берегу.

Пройдено 150 км. Ходовое время 14 часов. Без происшествий.

День двадцать четвертый (19.08.97)

Устье р. Сывью - ж.д. мост - ст. 1952 км.

Вышли в 920. Река сильно петляет, берега низкие, встречаются мелкие перекаты, острова. Ширина реки достигает местами 70 метров.

В 11.40 подошли к железнодорожному мосту. По левому берегу сразу за мостом удобное место для остановки и разборки катамарана.

Через 1,8 км по железнодорожному полотну от левого берега находится станция 1952 км, а в 2 км от нее - поселок Кожым-рудник, где есть почта с коммерческим отделом, работающая до 1500. Также в поселке есть магазин, работающий с 1000 до 1300 и с 1700 до 1900.

От станции к поселку ведет наезженная грунтовая дорога.

Касса на станции работает с 1600 до 1800.

Пройдено: по воде 20 км, пешком 2 км. Без происшествий.

9. ПРИЛОЖЕНИЯ

Общественное снаряжение

№ п/пН а и м е н о в а н и еВес
1. Палатка с тентом2 кг
2. Комплект канов 3+2 л1 кг
3. Гитара2 кг
4. Аптечка походная2 кг
5. Пила двуручная1 кг
6. Горелка газовая с баллонами (3 шт.)1,8 кг
7. Фото- видеотехника3,4 кг
8. Катамаран27 кг
9. Весла2,7 кг
10.Репшнур расходный1,2 кг
11.Карабины 12 шт.1,2 кг
12.Ремнабор2,5 кг
13.Веревка основная 2х30 м5 кг
14.Топор2 кг
Итого55 кг

Список продуктов

№ п/пН а и м е н о в а н и еВес
1. Крупа гречневая3 кг
2. Крупа пшенная2 кг
3. Рис6 кг
4. Картофельное пюре (быстрорастворимое)1,5 кг
5. Крупа манная1,6 кг
6. Вермишель3 кг
7. Сублимированное мясо1,5 кг
8. Тушенка1,6 кг
9. Масло топленое0,5 кг
10.Сало1,5 кг
11.Молоко сгущенное1,2 кг
12.Молоко сухое0.5 кг
13.Блинная мука1,5 кг
14.Супы0,8 кг
15.Курага1 кг
16.Бананы сушеные0,5 кг
17.Финики1 кг
18.Сыр4кг
19.Паштет0,5 кг
20.Сахар10 кг
21.Соль1,5 кг
22.Масло подсолнечное1 кг
23.Сухари1,5 кг
24.Шербет3 кг
25.Халва0,8 кг
26.Кофе растворимый0,2 кг
27.Чай0,8 кг
28.«Zuko» 25 п.0,8 кг
29.Конфеты1,5 кг
30.Шоколад2,5 кг
Итого57 кг

Комплектация походной аптечки

НаименованиеКоличество
Анальгин в ампулах3 шт.х2 мл.
Жгут кровоостанавливающий1 шт.
Бинт эластичный3 шт.
Ножницы1 шт.
Пластырь бактерицидный10 шт.
Перекись водорода0,5 л
Салфетки1 уп.
Бинт стерильный10 шт.
Перманганат калия1 уп.
Анальгин (таблетки)20 шт.
Лейкопластырь1 рулон
Супрастин20 таб.
Аспирин10 таб.
Эуфиллин1 уп.
Стрептоцид20 таб.
Флуцинар1 тюб.
Иммодиум - Рихтер1 уп.
Валидол10 таб.
Корвалол1 уп.
Альбуцид1 уп.
Йод1 уп.
Вата100 г.
Линимент синтомицина1 тюб.
Пипетка2 шт.
Церукал10 шт.
Термометр1 шт.
Фестал10 таб.
Новокаин5 амп. х 2 мл.
Аммиак3 ампул
Шприц5 шт.х2мл 4 шт.х5мл
Сенаде10 таб.
Спирт медицинский250 мл
Трамал в ампулах5 амп. х 2 мл.
Бисептол1 уп.
Оксадол в ампулах5 амп.х2 мл.
«Спасатель» (мазь)2 тюб.
Троксевазин2 тюб
Альбуцид1 тюб
Тавегил5 амп х 2 мл
Церукал1 уп.
Олететрин1 уп
Клофелин1 уп.
Фалиминт1 уп.
Эффералган 5001 уп.

Список личного снаряжения

НаименованиеВесВес "на себе"
1. Спальный мешок1,7
2. Коврик пенополиуритановый0,5
3. Ботинки типа «вибрам»1,5
4. Свитер0,8
5. Футболка (тельняшка)0,1
6. Носки х/б0,20,1
7. Носки шерсть0,10,1
8. Рубашка байковая0,1
9. Нижнее белье0,10,1
10. Штормовой костюм0,5
11. Шапка шерсть0,1
12. Сплавная обувь0,5
13. Система страховочная0,5
14. Туалетные принадлежности0,5
15. КЛМН0,4
16. Рюкзак1,5
17. Компас0,1
18. Фонарь0,1
19. Спасжилет0,3
20. Каска0,5
21. Индивидуальная аптечка0,3
ИТОГО:81,9

Комплектация ремнабора


1. Набор ремонтных игл
2. Нитки (капроновые и х/б)
3. Рыбацкий шнур.
4. Куски ткани - рюкзачки, серебрянки, капрона, х/б и т.д.
5. Наперстки 2 шт.
6. Стропы различной ширины
7. Липучка
8. Пряжки, самосбросы и прочая рюкзачная фурнитура
9. Куски проволоки разной толщины и разной жесткости
10. Пассатижи
11. Клей "Квинтол"
12. Ножницы (маленькие)
13. Зажигалка
14. Зажимы для веревочек (рюкзачные)
15. Бегунки для молний
16. Застежки "Молния"
17. Резинки (ленточные и жгутовые)
18. Многофункциональный нож (с несколькими лезвиями)
19. Скотч
20. Несколько гвоздей, винты и гайки
21. Кусочки шкурки разного номера
22. Напильник
23. Брусок точильный
24. Куски тезы и резина для баллонов
25. Бензин 100 мл.
26. Чехол для ремнабора

10. РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по снаряжению

В данном районе целесообразно использовать каркасные палатки-полусферы типа "Фортамбек" из-за их хороших аэродинамических свойств.

Наша группа использовала газовую горелку марки "Camping Gas" с клапанными баллонами. Горелка рассчитана на приготовление пищи на 4-5 человек. Одного баллона CV-470 хватает на 6 приготовлений пищи на 5 человек (полный обед: горячее и чай). В данном регионе использование горелки просто необходимо, т.к. часть маршрута проходит в безлесной зоне.

Рекомендации по аптечке

Данный комплект аптечки перекрывает практически весь спектр заболеваний. Рекомендуется также иметь в аптечке фурацилин, который идеально подходит для обработки обширных поверхностных ран.

Самой большой популярностью пользовались эластичные бинты и троксевазин, т.к. легкие растяжения и ушибы случались достаточно часто.

Очень рекомендуем к использованию бальзам "Спасатель", который обладает очень хорошим заживляющим эффектом, особенно при ожогах.

Рекомендации по ремнабору

Данный комплект ремнабора полностью удовлетворял требованиям группы.

Рекомендуется иметь с собой небольшой запас маленьких шурупов для ремонта подошв ботинок.

Рекомендации по питанию

Данная раскладка полностью компенсировала потери энергии на маршруте.

Группа впервые попробовала использовать сублимированное мясо вместо обычной тушенки. Экономия в весе оказалась ощутимой. На одно приготовление пищи на одного человека достаточно 30 грамм сублимяса. Вкус, несмотря на подозрительный внешний вид продукта (очень похоже на собачий корм),оказался очень приятным.

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ

1. Территория, по которой проходит маршрут, отличается большим ландшафтным разнообразием. По пути следования группа проходит зону тайги, переходящую в ерную тундру. Выше 1200 м над уровнем моря располагается пояс гольцовых пустошей с участками снежников. В долинах рек часто встречаются заболоченные участки. Водная часть маршрута требует хорошей технической подготовки. На пешей части маршрута важна не столько техника, сколько хорошая физическая подготовка и выносливость.

2. Большая часть маршрута приходится на август месяц. В классической литературе говорится, что оптимальным временем для проведения путешествий по этому району является июль. Однако по нашему мнению, в августе, несмотря на более низкие температуры, есть свои преимущества, как то: отсутствие комаров и мошки, наличие грибов и ягод (этот год - исключение).

3. Наиболее интересные в техническом отношении участки пешей части маршрута - гора Манарага и, практически неизвестная, но, тем не менее, очень техничная гора Старик.

4. Водная часть маршрута технически достаточно интересная, хотя с эстетической точки зрения маршрут по Косью проходит по более красивым местам. Маршрут рекомендуется для прохождения на катамаранах. При недостатке опыта водных походов некоторые участки (например, порог после впадения Балбан-Ю в Кожим) требуют обноса.

Схема маршрута


Отчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному Уралу

Фото членов группы

Отчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному Уралу

Отчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о многодневном пеше-водном туристском походе IV к.с. по Приполярному Уралу