( Рига )
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
Год путешествия: 1990
Владивосток, остров Русский, остров Кунашир

Автор - Александр Нестеров (Рига)

Карты острова Кунашир:

Дневник похода
Нас было шестеро: Уланов Дмитрий, Нестеров Александр ( Василич ), Гущин Александр, Кинщак Владимир - руководитель, Ефимов Валерий, Нестеров Миша .
Цель похода - побывать на южных Курильских островах: Кунашире, Итурупе, подняться на вулканы, познакомиться с замечательной природой островов, искупаться в горячих источниках, в Тихом океане и Охотском море, пособирать морепродукты, подержать в своих руках морских звезд, другую морскую живность, посмотреть нерестовый ход рыбы, пофотографировать.
Поход планировали с 6.09 по 1.10 1990 года - 24 дня. С учетом самолетной заброски и выезда времени было достаточно.
6.09 в 18.00 вылетели из Риги и по прибытию в Шереметьево взяли обратные билеты на 1.10 вылетом из Владивостока. Ночь провели на полу аэровокзала в Москве.
7.09 утром на автобусе доехали до Домодедово и на ИЛ-62 вылетели во Владивосток.
8.09 на аэровокзале Владивостока узнали, что в Южно-Курильске дождями размыло взлетно-посадочную полосу, в связи с чем самолеты туда временно не летают. Единственный вид сообщения - теплоход. Подрядили микроавтобус, доехали до рядом расположенных морского и железнодорожного вокзалов, купили билеты на теплоход отправлением 11.09 и решили время до отплытия провести на острове Русском. Остров Русский обжит военными, однако у нас были пропуска. Для тех, у кого не будет пропусков, рекомендую остров Путятин. Туда также ходит паром, и море и все остальное острову Русский не уступает. Докупили продукты и на пароме "Амурский залив" переправились на остров. На КПП посоветовали проехать пару остановок на автобусе до бухты Ринда и пройти на берег Японского моря. Спросили у местных как пройти к ближайшей бухте и по заброшенной дороге, а потом по без тропы пошли к берегу моря. По дороге спугнули змею. Агрессивных к змее пришлось остудить. Змея ушла в траву, а мы спустились к морю. Расположились на берегу моря, разбили лагерь. Долго искали место для палаток. Володя предлагал устроиться под обрывом, там был галечник узкой полосой, но над головой большие камни. Удалось уговорить поставить палатки на траву, а колючки, что были в траве, вырвать. Опасности над головой не стало. Нашли ручеек для питьевой воды, поставили кострище. Устроились удобно. С удовольствием искупались в море. Вода теплая. Валера и Володя ныряли с маской и ластами , насобирали гребешков и других моллюсков, другие ныряли просто так и тоже собирали всякую живность: моллюсков, морских звезд и ежей. Пытались ловить рыбу на удочку, но всегда попадались только морские звезды, затею с удочкой пришлось оставить. Знакомились с растительностью. Нашли белокрыльник, Миша лизнул его на разломе стебля, и у него онемел язык.
9.09 ночью поднялся очень сильный ветер с грозой и дождем, пришлось готовить завтрак в палатке на примусе, к обеду распогодилось. Однако штормовой ветер заставил призадуматься - будет ли в шторм ходить паром. Решили 10.09 возвратиться во Владивосток.
10.09 собрались, поднялись к остановке и на пароме переправились во Владивосток, уговорили администратора военной гостиницы устроить нас на одну ночь в каптерке, так как не было свободных мест. Пошли знакомиться с городом. Отправили домой посылки с вареньем из лимонника, с корнями элеутерококка, с кедровыми орехами. Долго искали кружки для Валеры и Саши, так и не нашли. Вечером помылись в душе, чуть-чуть отметили новоселье, поговорили о целях похода. В разговорах вновь обозначился вечный конфликт в туристских группах: заготовительный и познавательный. Оказывается, что кое-кто имеет подспудный интерес к красной икре, которую можно купить по дешевке у браконьеров, что в конце концов и произошло. У счастливых обладателей икры тотчас же пропал интерес к походу, и возникло здоровое желание быстро, быстро доехать до дома, а то икра испортится. Группа, конечно, распалась, многие цели похода не были достигнуты. Но пока икры не было, всем хотелось попасть на острова.
11 сентября. На теплоходе Мария Савина вышли из Владивостока на Кунашир. После обычных утрусок устроились удобно по каютам. Появились дорожные знакомые. Познакомились с журналисткой Наташей Соколюк из газеты Южнокурильска. Наташа предложила использовать ее квартиру в качестве базы с тем чтобы ознакомиться с островом без обычных походных неудобств. Мы приняли ее приглашение с благодарностью. Наташа рассказала нам о Курилах. Курильские острова - россыпь жемчужин на окраине нашей Родины. Курилы - исконно русские острова, открытые и исследованные русскими мореплавателями, населенные русскими, алеутами и айнами. Когда Россия утратила суверенитет над Курильскими островами, жителей свезли на остров Шикотан и уморили голодом, а острова заселили японцами. Курильские острова богаты минеральными ресурсами, на островах богатая растительность, много горячих источников, на которых можно построить курорты. Шельф островов богат морепродуктами: рыбой, крабами, моллюсками, морскими водорослями - поистине это богатейшая кладовая, на которую зарятся наши японские соседи. Курильские острова относятся к территориям с высокой сейсмической активностью. На острове Кунашир три вулкана: Тятя, вулкан Менделеева, вулкан Головина. В результате извержения на месте вулкана Головина образовалась кальдера. Вулкан Тятя виден издалеко и характерен своей правильной конусной формой.
14 сентября. Теплоход подошел к Кунаширу. На плашкоуте пассажиров доставили в Южнокурильск. Из-за неопределенности судьбы Курильских островов в развитие инфраструктуры островов совершенно не инвестируются какие-либо средства. Курилы дают до двух миллиардов долларов в год прибыли, а жители и поселки влачат нищенское существование. Потому и нет удобного причала. Устроились у Наташи. Познакомились с ее мужем Юрием и двумя домашними собачками. Поселились в свободной комнате.
15 сентября. Первый выход. Решили подняться на вулкан Менделеева, на попутной машине подъехали к подножию вулкана, однако в тумане заблудились и поднялись на довольно высокую сопку рядом с вулканом. Это была гора Мечникова высотой около 800 метров над уровнем моря. Все обратили внимание на курильский бамбук, очень похожий на наш тростник, только более жесткий и твердый. Удивили листья лопухов, большие как зонтики. Обратно шли домой под дождем. Попутки проезжали мимо. Только за 10 км от дома нас подобрал на грузовик добрый человек. Решили на следующий день съездить на кальдеру вулкана Головина.
16 сентября. Дорога на кальдеру вулкана Головина идет по берегу Тихого океана. Автобусного сообщения нет, приходится добираться на попутных машинах. Денег не берут, но и не всегда сажают. На попутной машине по берегу Тихого океана мы поехали на кальдеру Головина. Территория кальдеры - заказник. Для официального посещения нужно получить разрешение. Наш руководитель Володя Кинщак подсуетился и разрешение получил.
Мы высадились у поворота дороги на кальдеру. Дорога очень плохая. ГАЗ-66 каких-то ловких мальчиков, косивших под экспедицию от Литературной газеты застрял основательно. Мы шли пешком, осматривали окрестности. Все свободное пространство зарастает курильским бамбуком.
Дошли до перевала, осмотрели сверху кальдеру, Кипящее и Горячее озера, соединенные ручьем, осмотрели их, искупались в Горячем озере. Вода там обычная, но кислая на вкус. Кипящим озеро назвали за постоянное бульканье пузырьков сернистого газа из кальдеры. После осмотра пошли домой, машин не было, шли пешком. Потом повезло. Нас догнала та же машина, что привезла на кальдеру, на ней и доехали домой. Юрий предложил нам назавтра осмотреть горячие источники и искупаться в них. Так и решили.
17 сентября. На попутной машине съездили на горячий источник, познакомились с санаторием, искупались в бассейне с водой из горячего источника, а затем просто в океане, в императорской ванне. Со дна океана бьют очень горячие ключи, их вода разводится океанской, так что можно выбрать любую температуру. Вуканическое происхождение островов видно повсюду. Скалы у горячего источника сложены из лежачих столбиков. Видимо это результат взаимодействия лавы и океанской воды. Во второй половине дня стали оформлять документы и на нашу беду наткнулись на подпольных торговцев красной икрой. Лососи шли на нерест, и у браконьеров и воров появилась икра на продажу. У части группы взыграл заготовительный инстинкт, закупили несколько трехлитровых банок красной икры, после чего интерес к достопримечательностям Кунашира резко ослаб, зато появилось неукротимое желание довезти икру домой. Сразу же приобрели билеты на теплоход с намерением 18 сентября уйти во Владивосток.
18 сентября. С утра начался тайфун. Весь день безрезультатно проболтались в порту с рюкзаками. Теплоход с Шикотана ушел во Владивосток, не заходя в Южнокурильск. Переоформили билеты на 21 сентября. Решили до отхода теплохода подняться на вулкан Менделеева по ручью, что стекал с горы.
19 сентября. Своим ходом дошли до горячего пляжа, попытались по ручью подняться на вулкан Менделеева, что нам не удалось, промокшие вернулись к санаторию, обогрелись в бассейне, пообедали в столовой санатория и на попутном автобусе вернулись домой.
20 сентября. Четверо из группы решили все-таки подняться на вулкан Менделеева. Двое ( Василич и Миша ) по совету Юрия Соколюка решили сходить на мыс Столбчатый. Мыс Столбчатый получил название от скал, имеющих вид столбиков разных размеров. Столбики - результат давнего извержения вулкана. Натеки лавы образовали подушки.
На попутной машине доехали мы до поворота на мыс, пешком прошли километра три и дошли до Охотского моря и по берегу пришли на мыс. По дороге перешли через ручей, по которому спускалась уже отнерестившаяся горбуша. Миша поймал одну руками. Рыба уже не пригодна в пищу, ее съедят чайки и морская живность. На мысе фотографировали, осмотрели все интересное и пошли домой. Довольно долго под дождем шли пешком, промокли, попутные машины проезжают мимо, только километрах в пяти от Южнокурильска нас подобрала попутная автовышка. У четверки попытка подняться на вулкан Менделеева полным успехом не увенчалась, дошли до фумарол и вернулись.
21 сентября. Собрались, поблагодарили хозяев и во второй половине дня загрузились на теплоход. Устроились удачно. В пути провели четыре дня.
25 сентября. Прибыли во Владивосток. Группа распалась. Володя, Валера и Саша на Кунашире запаслись икрой и им было не до туризма. Они скоренько подались домой, в Ригу. Случилась извечная беда туристских групп со случайным составом - несогласованность интересов. Теперь нас стало трое: Дмитрий, Миша и Василич. Мы переправились на остров Русский, решили еще немного пожить у теплого моря с интересными обитателями, на свежем воздухе - когда это еще случится. Миша наловил трепангов. Незнакомую пищу сложно готовить. Все технологии перепробовали. Решили отварить и пожарить. Кстати, трепангов нужно проварить в кипятке минут пять и употреблять в пищу со специями. Чем дольше их варишь, тем жестче они становятся.
28 сентября. Пришло время прощания с островом. Переправились на пароме и уехали в аэропорт.
29 сентября. Вернулись в Ригу.

Выводы и рекомендации
1. Каждого, кто предлагает отдать Курилы японцам, рассматривать как предателя и изменника. Курилы - наш российский замечательный туристский край. Правда он далеко, на краю света, но не всегда же мы будем нищими, а самолет сжимает любое расстояние.
2. При организации походов целесообразно заранее согласовывать цели похода, несогласованность целей похода может привести к нарушению планов и расколу группы, что в некоторых случаях может стать источником авариной ситуации.
Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова Путешествие на край света. Поездка на Курильские острова