Виды туризма
Грязевой вулкан. Геологическое образование, постоянно или периодически извергающее грязевые массы и газы, часто с водой и нефтью. (Советский Энциклопедический Словарь).
Грязевой вулкан. Грязевая сопка, плосковыпуклые холмы, реже горы до 500 м высотой с воронкообразными кратерами, из которых периодически или нерегулярно извергаются газы, выбрасывающие воду и глинистую массу. (Географический справочник, www.rgo.ru).
Согласно географическому справочнику, грязевые вулканы обычно приурочены либо к нефегазоносным месторождениям, либо к районам "обычных" вулканов. Самые типичные и крупные грязевые вулканы в России сосредоточены в двух регионах: на Таманском полуострове и на Сахалине. За рубежом грязевые вулканы есть в Азербайджане, Испании, Италии, Новой Зеландии, Центральной Америке. В нефтегазоносных районах грязевые вулканы выделяют метан, меньше углекислый газ, иногда окись углерода и азот. В их водах содержатся бром, йод, бор, что позволяет использовать грязь в лечебных целях.
На Сахалине имеется три района действующих грязевых вулканов.
1) Несколько грязевых вулканов вблизи посёлков Пугачёво и Восточный в 140 км к северу от Южно-Сахалинска.
2) Дагинский грязевой вулкан в районе залива Даги на севере Сахалина, в 30 км к северу от города Ноглики.
3) Южно-Сахалинский грязевой вулкан в 18 км к северо-западу от областного центра.
Последний наиболее доступен жителям Южно-Сахалинска и гостям для посещения и осмотра. От Южно-Сахалинска к грязевому вулкану можно добраться пешком по одному из двух имеющихся путей. Первый путь - по грунтовой дороге от посёлка Ключи (9 км). Второй - по бывшей железной дороге Южно-Сахалинск - Холмск от действующей станции Новодеревенская (9 км). Помимо вулкана, интересно осмотреть остатки железной дороги – насыпи, тоннели, рельсы, снегозащитную галерею. В хорошую погоду со склонов сопок открываются виды на окрестные долины и возвышенности, поросшие густым лесом. В лесу и на обочинах дорог растут типичные представители флоры южного Сахалина, которые наверняка привлекут внимание любопытных гостей с материка. Вдоль дороги, ведущей к вулкану от посёлка Ключи, в сентябре появляются съедобные грибы и ягоды, в том числе черника сахалинская и клоповка - она же красника, она же вакциниум замечательный. Ягода костяника (дёрен канадский), хоть и невкусная, радует глаз красными бусинками на полянах.
Здесь маршрут описывается в направлении Новодеревенская - вулкан - Ключи, для бесснежного времени года. Можно пройти в обратном направлении или вернуться той же дорогой. Неутомимый путешественник волен проложить маршрут иначе, например, по железной дороге на запад выйти к бывшей станции Перевал и далее в жилой посёлок Пятиречье. Возможно также совершить путешествие на лыжах или велосипеде.
Строительство железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск (Тоёхара – Маока) продолжалось с 1925 по 1928 год. Трудились тысячи корейских рабочих, фактически рабов, под руководством японских инженеров. Строители жили в жутких условиях тюрем "такобэя". Ещё поныне старые сахалинские корейцы вспоминают: "Сколько шпал на железной дороге от Тоёхары до Маока, столько трупов "тако" (корейских рабочих) лежит под землей". Немногие из тех рабочих, ныне глубокие старики, сумели сохранить жизнь в страшных условиях, затем прошли ад советских тюрем и ссылок, до конца двадцатого века жили на Сахалине или в Корее. С какими чувствами они узнали о грустном конце удивительной дороги?! В 1994 году она была... брошена. Предлогом послужил сильный снежный буран, на некоторое время прервавший движение. Бураны случались и раньше; дорогу восстанавливали. Видимо, возиться с дорогостоящими в обслуживании мостами и тоннелями показалось невыгодным. Возможно, были и другие причины. Стратегическое значение дороги для экономики и социального развития Сахалина очевидно: рельсовый путь соединял крупнейший город острова с его главным портом. Тоннели сохранились. Они спят, слыша во сне тепловозные гудки и стук стальных колёс. Будет ли восстановлена дорога? Позволю себе усомниться в этом... Сейчас грузовые поезда вынуждены преодолевать триста километров по окружной ветке, состояние которой тоже оставляет желать лучшего. Пассажирское железнодорожное сообщение между столицей Сахалина и его морскими воротами прекращено.
Местность вдоль железной дороги труднопроходима. Заросли бамбука, высокотравье, густой подлесок, перепады высоты. Источники воды по пути имеются (насыпь железной дороги пересекает ручьи), однако, в сухую погоду они могут пересохнуть, а в излишне дождливую погоду вода бывает грязной. Спуститься к ручью от насыпи не всегда легко. Поэтому не будет лишним иметь с собой запас воды. Возле вулкана ручьевая вода насыщена продуктами извержений и для питья непригодна. При прохождении тоннелей понадобится фонарик. В тоннелях удобно идти по обочине возле стенки, чтобы не угодить в одну из водосборных ям.
К началу маршрута - станции Новодеревенская – можно доехать от Южно-Сахалинска на пригородном поезде, который летом ходит два раза в сутки (см. приложение). Выйдя из поезда, следует продолжать движение по линии бывшей железной дороги. Она не имеет ответвлений и всюду хорошо заметна.
Дорога сильно петляет. Сохранились светофоры и километровые столбы. От Новодеревенской до первого тоннеля рельсы сняты. По насыпи проходит свежий (2005 г.) след трактора. Искорёженные деревянные шпалы утоплены в насыпь и идти не мешают. На большей части пути до первого тоннеля можно не только пройти пешком, но и проехать на велосипеде. Деревья в окружающем лесу преимущественно лиственные.
Первый тоннель встретится через 6 км после Новодеревенской (по прямой расстояние всего 3 км, дорога петляет, иногда меняя направление на обратное). Длина тоннеля 225 метров, он прямой. От одного конца виден другой - свет в конце тоннеля. Начиная от входа в этот тоннель рельсы сохранились. По выходе из тоннеля вдоль рельсов продолжается слабая тропинка. Приходится раздвигать траву и кусты, которые с 1994 года обильно заселили то, что было отвоёвано человеком у природы за годы упорного труда.
Второй тоннель начинается через 200 метров после выхода из первого, имеет длину 170 метров и делает внутри сопки поворот. Свет в конце тоннеля от входа не виден.
За вторым тоннелем местность становится более всхолмлённой, дорога поднимается к перевалу через Мицульский хребет. С насыпи на юг открываются виды на сопки и долины. Есть точка, с которой частично виден Южно-Сахалинск. В смешанном лесу повышается доля хвойных деревьев (ель Аянская, пихта). Отдельными серебристыми крапинками на склонах выделяется ель Глена.
Насыпь выходит к снегозащитной галерее. В отличие от самой дороги и тоннелей, галерея была построена не в японский период истории Южного Сахалина, а позже - в 1965 году. Об этом сообщает надпись на фронтоне. В качестве столбов, поддерживающих крышу галереи, использованы рельсы. По ним можно изучать историю железных дорог. На многих рельсах можно расшифровать клеймо изготовителя. Среди прочитанных нами - рельсы, произведённые с 1884 по 1940 год, главным образом в США и Великобритании. Несколько японских надписей. Ни одного русского или советского рельса нет. У здешних рельсов интересные судьбы. По ним, возможно, бегали паровозы в Скалистых Горах США, затем морским путём рельсы попали в Японию (в период быстрой индустриализации японцы покупали их в Америке). Может быть, есть рельсы из числа тех, что были доставлены морем из английского Думбартона в Енисейск для строительства транссибирской железной дороги - то был первый грузовой пароход, пришедший в Россию частью северного морского пути.
Вслед за снегозащитной галереей, сделав несколько поворотов, насыпь выходит к очередному тоннелю. Проходить его не следует. Перед тоннелем, с южной стороны насыпи (слева по ходу) расположено каменное здание станции. Полное запустение. Крыша обвалилась. Человеческих следов и тропинок нет. С западной стороны здания, возле входа в тоннель, есть колодец. Он прогнил и захламлен, достать воду невозможно. Справа от железной дороги возле тоннеля ещё одно небольшое здание, тоже в полном запустении. В месте, где раньше располагалась платформа, сохранился покосившийся флагшток, на котором когда-то "гордо реял" красный флаг. Основание флагштока торчит из бетонного постамента, выполненного в форме звезды - разумеется, красного цвета. Краска сохранилась.
Со всех сторон к станции подступают заросли бамбука. Согласно информации, полученной от сахалинских краеведов, где-то здесь начинается тропинка, ведущая на север в сторону вулкана. Мы не смогли её обнаружить. Вместо этого пришлось продраться 200 метров сквозь бамбук на север, вверх по склону, до дорожки, которая проходит параллельно железной к северу от неё. Судя по следам, в 2005 году колея была обновлена трактором. По дорожке следует идти к вулкану направо, на восток. До вулкана 1 километр. Местность вдоль колеи постепенно понижается, и след трактора выводит к грязному ручью, берущему начало в вулкане. Вдоль ручья вверх по течению ведёт тропинка (разумеется, грязная), которая через 200 м обрывается на краю грязевого поля.
Грязевое поле лишено растительности. Чахлая травка пробивается только у самого края. Поле выпукло вверх и слегка приподнято над окружающей местностью. Имеет форму, близкую к кругу диаметром около 200 метров. На поле расположено несколько "дышащих" кратеров. Они сгруппированы кучно, не в центре поля, а смещены к его краю. Ярко выраженного главного кратера нет. Действующих отверстий около 15 штук. Они представляют собой бугорки, приподнятые на 20-40 см, с ямкой на вершине. Некоторые постоянно булькают, другие выпускают пузыри с интервалом в несколько секунд или минут. Серая жижа сползает от кратеров к краям грязевого поля. Это движение не заметно глазу, о масштабах его можно судить по результатам - застывшим языкам потоков, древних и сравнительно недавних. На ощупь температура извергаемой массы не отличается от температуры окружающей почвы. Жидкая грязь имеет резкий солёный вкус и слабый запах. К кратерам можно подойти вплотную и даже осторожно потрогать их. В историческое время зафиксировано два сильных извержения: в 1959 и 2002 годах вулкан извергал столбы полужидкой массы, достигавшие в высоту нескольких десятков метров. Сейчас (лето 2005) возле вулкана работают учёные, измеряющие скорость выбросов, движение потоков, состав жидкого вещества и газов. Геологи расставили вешки вдоль языков "лавы" и возле отверстий. Через определённые промежутки времени производятся наблюдения.
Вернувшись по тропинке к дороге, продолжаем путь в посёлок Ключи. Следует идти по дороге на восток, на нескольких ответвлениях выбирать наиболее наезженную дорогу. От Ключей до вулкана в сухую погоду летом можно проехать на легковом автомобиле. Дорога изобилует подъёмами и спусками, вьётся по склонам сопок, пересекает ручейки. Встречаются посадки сосны европейской - для Сахалина это дерево необычно. Через 7 км от вулкана дорога выводит в дачный посёлок. По нему ещё 2 километра до автобусной остановки, связанной регулярным сообщением с Южно-Сахалинском. Летом автобусы ходят каждый час. При прохождении маршрута в обратном направлении будет непросто из многих грунтовых дорог, проходящих через садовые участки, выбрать нужную. Многие местные жители знают о существовании вулкана, и могут показать к нему дорогу.
Расписание пригородного поезда
Ежедневно.
Южно-Сахалинск, отпр. 8:05.
Новодеревенская, приб. 8:44, отпр. 9:00.
Южно-Сахалинск, приб. 9:29.
По субботам и воскресеньям.
Южно-Сахалинск, 17:45.
Новодеревенская, приб. 18:14, отпр. 18:30.
Южно-Сахалинск, приб. 19:09.
Кроме суббот и воскресений. Южно-Сахалинск, 16:40.
Новодеревенская, приб. 17:09, отпр. 17:28.
Южно-Сахалинск, приб. 18:07.
Координаты точек по GPS
описание | широта ( N ) | долгота ( E ) | высота, м |
станция Новодеревенская | 47є04'13,3'' | 142є37'49,5'' | 160 |
восточный вход в первый тоннель | 47є04'30,4'' | 142є35'37,2'' | 250 |
восточный вход во второй тоннель | 47є04'28,3'' | 142є35'18,8'' | 250 |
восточный край снегозащитной галереи | 47є04'34,4'' | 142є35'02,5'' | 265 |
западный край снегозащитной галереи | 47є04'34,6'' | 142є34'57,0'' | 265 |
бывшая станция | 47є04'25,2'' | 142є34'15,2'' | 300 |
точка на дороге, ведущей от бывшей станции к вулкану | 47є04'30,9'' | 142є34'17,4'' | 310 |
пересечение дороги с ручьём, который вытекает из вулкана. До этой точки можно проехать от Ключей на автомобиле. | 47є04'44,6' | 142є34'47,2'' | 270 |
Южно-Сахалинский грязевой вулкан | 47є04'50,4'' | 142є34'42,7'' | 290 |
дорога от вулкана в пос. Ключи, край дачного посёлка | 47є04'51,9'' | 142є38'40,0'' | 180 |
пос. Ключи, автобусная остановка | 47є04'44,8'' | 142є39'56,8'' | 75 |
Комментарии