Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Путешествие по Швеции

Путешествие по Швеции

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2006
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Швеция
Автор: Татьяна Грацианова

Дата: 2006 г.

Автор: Татьяна Грацианова

Маршрут: Stockholm - Nykopping - Kolmarden - Norrkopping - Gota kanal- Katrineholm - Eskilstuna - Enkopping - Stockholm

Источник: veloclub.ru

Имея некоторый опыт поездок по Финляндии, немного познакомившись в прошломгоду со Стокгольмом и окрестностями, в этом году мы решили забраться подальшев Швецию. Путешествие по ней, как оказалось, имеет некоторые особенности, знаякоторые, мы бы лучше смогли спланировать маршрут и избежали ненужных волнений.Целью путешествия мы избрали Кальморден - самый северный в мире сафари-парк, адалее - по обстоятельствам. Хотелось побывать и на родине Астрид Линдгрен (этона юге Швеции), и в Гетеборге (это на западе), увидеть Гота-канал, но планироватьчто-либо точнее, не зная страны, мы не могли. Никаких рассказов о велопоходахпо этой части Швеции я не нашла, лишь обнаружила, что Гота-канал - место весьмапривлекательное для велосипедистов всего мира. А насчет Кальмордена удалось узнатьтолько, что ездят туда организованные автобусные экскурсии, причем расстояниеот Стокгольма варьировалось на сайтах разных турфирм от 80 до 150 км (мы ехалиболее 200, правда, с отклонениями от кратчайшего маршрута).

В Стокгольм мы приехали ранним утром. Естественно, шел дождь (в этом городедня без дождя не бывает - по крайней мере, в августе). У нас не было никаких "экскурсионных"планов в Стокгольме, мы многое посмотрели в прошлом году, хотелось сразу рванутьв нужном направлении. Однако, у нас не было ни денег (шведских крон - приехали-тоиз Финляндии), ни карты Швеции, а места, где это можно добыть, открывались толькочерез несколько часов. Тусоваться в утреннем, но, несмотря на это, переполненноммашинами и людьми городе (к вечеру, кстати, гораздо спокойнее!), да еще под дождем,совершенно не хотелось, пришлось ехать в кемпинг и задерживаться в Стокгольмена день.

В Стокгольмском информационном центре нам ничем помочь не смогли. Мы от нихничего и не ожидали, еще с прошлого года - у них в основном по городу справки,но адрес, где купить карту, они нам сказали. Однако мы обнаружили, что все столыв помещении имеют выдвижные ящики и, если в них хорошо порыться, можно найти многоценных карт и буклетов (бесплатно!). Таким образом мы обзавелись ценнейшей книгой"Кемпинги Швеции" на английском языке. В ней есть хоть и мелкая, нодостаточно подробная карта Швеции, на которой обозначены кемпинги, а про многиеиз них еще и написано. В "Карта Бутик" глаза у нас разбежались. Хотелосьскупить все, в том числе и карты Подмосковья. Приобрели большую карту восточногопобережья - огромная, на маршруте ею пользоваться невозможно, только где-нибудьна столе раскладывать - и специальную карту веломаршрутов по выбранному нами кусочкустраны (у них есть карты веломаршрутов по всей Швеции - она поделена на несколькочастей). Эта карта издана "книжечкой", продается в специальном прозрачномпланшете, имеет масштаб 1.5 км, на ней обозначены достопримечательности, кемпинги,показаны мелкие, даже грунтовые дороги. Еще в ней масса информации об интересныхобъектах, но, увы, есть такая карта только на шведском. Правда, разобрать слова"музей", "церковь", "парк" можно на любом языке.На карте также отмечены предлагаемые велосипедные маршруты, мы попробовали потомпо части из них проехать - не очень удачно. Маркировка маршрутов на местностипроставлена плохо, значки можно заметить не везде, но надо сказать, что проложеныони удачно - по практически пустым, но достаточно комфортабельным дорогам. Замечусразу, что карты очень дорогие (за приобретенные нами 2 штуки мы выложили больше1000 руб.), но правильные и подробные. Можно рискнуть и обойтись без таких покупок:в любом достаточно крупном городке есть турбюро, где можно бесплатно взять картугорода и прилегающей области (еще можно попробовать в автозаправках на въезде).Правда, может оказаться, что из одной области вы выехали, а карты соседней у васпока нет и куда двигаться (особенно если вы едете по проселку) непонятно совершенно.Надо сказать, что по дороге нам случалось помогать встречным и попутным байкерам,которые не запаслись картой вовремя и нашей завидовали. В небольших городках найтикарту не только всей Швеции, но даже соседнего района (там они называются коммуны)практически невозможно.

На следующий день мы выехали из Стокгольма на юг. Выезд и въезд в большом городе-даже вспоминать не хочется - отдельная песня, особенно в Стокгольме, карты ближайшихпригородов которого у нас нет (и, кстати, такая карта стоит очень дорого - этотолстая книга ценой ок. 100 евро). При выезде мы только немного поплутали по пригороднойпромзоне, а вот через две недели при возвращении "попали" капитально.Очень удачно въехали в город: вот уже дома многоэтажные и указатели "IKEA",через каждые 100 метров. Едем по компасу в направлении кемпинга… и обнаруживаем,что кружим на месте. Из этого жилого района нет выезда на велосипеде к центру!С одной стороны автобан, с другой - железная дорога, а прямо по направлению нацентр - скала. Мы отчаялись - не возвращаться же назад, чтобы найти въезд в другойрайон, стали выяснять дорогу у местных велосипедистов. Они объяснили, что выезжатьотсюда надо на пригородной электричке. А велосипеды? Оказывается, велосипеды вШвеции можно возить в электричках! В поездах, автобусах - нельзя, а в электричкахможно, к тому же бесплатно! В следующий раз не будем кружить по городу - сразув электричку и до конечной станции в нужном направлении.

А пока наш путь лежал четко на юг, но по основной дороге (автобану) ехать навелосипеде нельзя, ехали по дублирующей. Оказалось, что здесь мы едем гораздомедленнее, чем, скажем, по Финляндии. Во-первых, дорога довольно сильно загружена,а велодорожек вне городов нет, во вторых, она очень петляет (не только вправо-влево,но и вверх-вниз), идет то справа от основной, то слева, пересекает ее то по мосту,то под землей. В-третьих, дороги такого уровня здесь имеют на асфальте ребристыенасечки по бокам (чтобы водитель понял, что находится на самом краю) - именнов том месте, где надо ехать на велосипеде - а никакой обочины нет вообще, иногдадаже бортик. Если трафик маленький, можно ехать левее этой полосы, а вот еслидостаточно большой - очень неприятно. И еще одна помеха - дождь. Мы привыкли иумеем ездить под дождем, но здесь это было такое природное явление, при которомвсе движение останавливалось - просто ничего не видно. Благо, на пути попадалосьмного мостов и остановок с крышами, где можно было переждать ливень.

И еще немного о дорогах. Конечно, лучше маршрут планировать не просто по второстепеннымдорогам, а совсем по проселочным. Да, километраж увеличивается (процентов на 30),но мы получаем практически пустую дорогу, в любом месте на обочине можно остановитьсяотдохнуть, перекусить (а при нужде - и переночевать, нам пару раз приходилось).Ввиду маленького трафика можно ехать рядом, разговаривать. Единственный минус- сложность ориентирования: такие дороги уже не имеют маркировки, надо внимательноследить за указателями, изучить по карте, какие деревни находятся на пути, чтовозможно только с очень хорошей картой или со знающим сопровождающим.

Хороши небольшие шведские городки: центральная площадь с ратушей, красивый,с множеством цветов, а иногда даже с пальмами местный "Арбат". Городкиследует посещать еще и для закупки продуктов: супермаркеты работают до 8-9 часоввечера. Еще продукты можно купить в магазинчиках при крупных автозаправках, нотам выбор значительно меньше. Очень рекомендую национальную шведскую еду - фрикадельки.Продаются уже готовые в замороженном виде, хранятся в упаковке до 3 дней, можнокласть в суп, а можно есть и так, даже особо не разогревая. И, конечно, брусничноеваренье - в килограммовых пластмассовых ведрах. Можно мазать на хлеб, можно разводитьводой и использовать для питья.

В городах есть информационные центры для туристов - можно взять карты, путеводители,получить информацию о кемпингах, интересных местах. Часто в таком центре естьбесплатный интернет (еще бесплатный интернет бывает в городской библиотеке).

Теперь о кемпингах. Вообще в Швеции разрешается останавливаться на ночь гдеугодно, лишь бы земля была "ничья" - мы видели палатки на набережнойв центре Стокгольма (сначала позавидовали, а потом возник вопрос - а как же онив туалет ходят). Однако следует готовиться к тому, что, если на некотором участкепути нет кемпингов, там и вообще нет приличных мест для стоянки (поле, болото,пастбище, частная территория, промзона, зона отдыха с табличкой "no camping"и т.п.). Стоит кемпинг недорого, особенно если вы путешествуете компанией, а времении сил за счет приготовления пищи (обычно есть не только плита, но также СВЧ-печь,гриль, а иногда и фритюрница) и прочих бытовых мелочей экономится много. По моимнаблюдениям, самые плохие и дорогие кемпинги - в Стокгольме (там нет помещениядля еды, только непосредственно кухня, душ платный), чуть лучше - в особо известныхтуристических местах (слишком много народа), а лучше всего - около небольших городковили просто "на природе". Это "свои" кемпинги, не для приезжих,а для шведов. Там вы найдете роскошную кухню (часто даже с посудой), отапливаемуюстоловую (на обогревателях можно вещи сушить, да и вообще приятно поужинать втеплом сухом месте), комнату отдыха с телевизором, библиотекой, набором путеводителейс описанием окружающей местности, бесплатный душ, иногда сауну, часто хорошийпляж, прокат лодок и т.п. Такие кемпинги расположены в очень красивых местах,их стоит посетить только за это. Например, один кемпинг на нашем пути располагалсяна острове посреди огромного озера (к нему вели 2 моста с разных берегов), а другойоказался в роскошном лесу на берегу узкого извилистого фиорда, да еще рядом сптичьим базаром - никогда не видела столько птиц одновременно.

Теперь о достопримечательностях

Зоопарк Кальморден. Путеводитель советует провести в нем 2 дня. Зоопаркнесколько необычный. В нем невелико разнообразие видов зверей, но зверей одноговида может быть очень много, причем содержатся разные звери все вместе в огромныхвольерах (лишь бы не ели друг друга). В каждом вольере 2-3 раза в день устраиваютсяразличные полуцирковые шоу со зверями: показывается, что они умеют, как едят ит.п. Мы посмотрели выступление дельфинов, тюленей и прочих ластоногих, очень понравилосьшоу птиц (дрессированные охотничьи птицы показывали свои возможности). Говорят,это единственное в мире шоу.

Сафари-парк это, в общем-то, тоже зоопарк, просто клетки очень большие,по ним проложены дорожки, по которым ездят на машине. Те, у кого машины нет, ничегоне теряют, могут посетить этот парк на автобусе с огромными стеклами. Звери ктранспорту привыкли, не обращают на него внимания, поэтому забавно наблюдать,когда страус шипит на автобус, проезжающий слишком близко от него, а жираф пытаетсязаглянуть в окно.

Дорога в Кальморден и из него. Выделяю это как отдельную достопримечательность- стоит того. Дело в том, что зоопарк расположен на берегу фиорда, среди высокихскал (скалы часто являются естественными разделителями мест обитания разных видовживотных). Поэтому вдоль дороги с одной стороны - море, а с другой - отвеснаяскала. Иногда дорога резко поднимается в гору, море тогда сверкает где-то внизу,иногда спускается вниз, и тогда тебя сопровождает шум многочисленных ручьев-водопадов,спускающихся со скал в море. К тому же машин в этих местах практически нет - вдалиот моря, за скалами, проходит автобан, который и забирает основной трафик.

Город Норчепинг. Это чудо - промышленная "Венеция". В позапрошломвеке протекающую через город речку перегородили плотинами, поделили на рукаваи понастроили на ней (не только на берегах, а прямо в воде) всяких промышленныхпредприятий, нуждающихся в воде (как для вращения станков - там водяные колеса,так и для других целей).Сейчас во всех этих зданиях - музеи, выставочные залы,кафе и т.п. Очень интересно попасть по мостикам в дом, расположенный посерединереки, спуститься в подвал и обнаружить себя ниже уровня воды.

А еще в городе есть музей под открытым небом - петроглифы. Это рисунки древнихлюдей на камнях (натуральные, именно в том месте, где их и делали - были случайнообнаружены под слоями мха на огромном камне на берегу реки).

Гота-канал. Это канал, прорытый 175 лет назад поперек через всю Швецию(участки канала соединяют естественные водоемы). Получился путь из Северного моряв Балтийское. Сначала, он нас, честно говоря, не впечатлил совершенно: узенький,с маленькими шлюзами через каждые 100-200 метров. Просто мы привыкли, что такиесооружения делаются для нужд промышленности. Гота-канал же был прорыт для отдыха.По нему удобно плавать на небольших яхтах, вдоль всего канала проложена велодорожка.

Мы побывали только на небольшой части канала - самом его конце, увидели красивейший,с высокими скальными берегами фиорд, где канал "впадает" в море, носмогли оценить грандиозность и красоту этого сооружения. Во-первых, он очень крутоспускается в море, поэтому часто шлюзы следуют один за другим по 3-4 штуки, аво-вторых, очень интересно то, что, так как он проложен по склону горы, левыйего берег - скала, зато вся местность справа - ниже уровня канала!! Из-за этогоехать по велодорожке, которая как раз на правом берегу, было даже несколько боязно:вот пойдет дождь или не закроется какой-нибудь шлюз и вся эта вода начнет проливаться.

И, конечно, нельзя не вспомнить идиллический городок на берегу Гота-канала- Содерчепинг. Аккуратненькие "пряничные" домики с красными черепичнымикрышами, мощеные улицы, ручейки, журчащие под арочными мостиками - словом, совершенносказочное, нереальное место.

Так и веет спокойствием и стариной. Кажется, что сейчас из-за поворота покажетсядама в кринолине и вот на таком велосипеде (фото велосипеда). Кстати, такой велосипедявляется эмблемой велодорожки вдоль Гота-канала.

Вообще вокруг Гота канала места очень красивые, много памятников древнейшейистории, рунных камней и т.п.

Озеро Меларен. Обнаружив, что более ни в какое из запланированных местмы не успеваем (доехать мы бы смогли, но вот посмотреть все, побывать в музеяхуже времени не хватало), мы решили объехать озеро Меларен. Это огромное озеро,на восточном берегу которого (при впадении его в море) стоит Стокгольм. Причеммы объезжали озеро не по кругу, по берегу, а по середине: ехали по островам, соединеннымогромными мостами. Очень красивое место, приятная дорога, несмотря даже на то, что машин на ней немало.

Музей-усадьба, Julita. Музей был обнаружен нами случайно: при просмотрекарты окрестностей города Катринехольм и поиске наиболее спокойного пути. Мы былиочень довольны, что, сделав крюк в 30 км, во-первых, проехали по тихим сельскимгрунтовкам (кстати, шведские грунтовки - в отличном состоянии, так как проложеныв основном по скалам, никакого асфальта просто не надо), а во-вторых, посетилиэтот музей. Музей даже не знаю чего. В этом очаровательном месте в свое времябыл и монастырь, и усадьба, и музей деревянного зодчества (подобие Скансена).Все это тщательно сохранено и процветает: монастырский сад превращен в ботанический,а приусадебное хозяйство - в минизоопарк.

Теперь о неприятностях

Про дожди я уже писала. Это надо принять как данность, иметь в виду, что погодаможет поменяться по несколько раз на дню, не отчаиваться, когда кажется, что дождьзарядил навечно. Они там частые, но недолгие. Конечно, очень "отмокают"велосипеды. Даже если дождей нет, ночью выпадает сильная роса. Надо пользоватьсясмазкой. Кстати, мы в Стокгольме в веломагазине купили накидки от дождя, оченьудобные.

Еще нам доставляли неприятности клещи. Оказывается, в Прибалтике основной периодих активности как раз приходится на конец лета. Надо брать с собой специальныехимические средства защиты и, в любом случае, по вечерам тщательно проверяться.

А про одну из проблем расскажу отдельно. Ситуация: до Стокгольма (и отправленияпарома в Хельсинки) чуть более 200 км и два дня, субботнее утро. Выезжаем, у Игоряпоскрипывают и нехорошо стучат педали. Попала грязь? Нет, приходится снимать шатуныи разбирать весь узел. О, ужас: оттуда выпрыгивают и катятся по асфальту шарики- сгнила оправка подшипника. Игорь пересаживается на мой велосипед и совершаетрейд по всевозможным веломастерским, магазинам запчастей и универмагам ближайшегогородка (далеко мы отъехать не успели). А они все уже закрыты! До понедельника!Что делать? Паром ждать не будет, и виза заканчивается. Бросать велосипед? Ведьни на каком общественном транспорте с велосипедом ехать нельзя. Этим, конечно,Швеция не совсем удобна для велопутешествий - страшно забираться далеко, всегданадо иметь в запасе время на непредвиденные поломки. На ремонт в мастерской рассчитыватьне стоит - они сильно загружены и просят несколько дней, если нужно что-нибудьсерьезнее, чем поменять резину. Так что все нужно делать самим, ну и иметь инструментыи ремнабор, соответственно.

Кстати, магазинов и веломастерских там полно, и, если возникнет желание и необходимость,покупать велозапчасти лучше не в универмагах, а в больших специализированных магазинах.Они обычно расположены на окраине города и совмещают в себе магазин, мастерскую,комиссионку. Мы в одном из таких магазинов обменяли мне велосипед: сдали старый,уже давно свое отъездивший, доплатили за новый. Получилось ли дороже или дешевле,чем в Москве? Не знаю, в Москве таких просто нет: так называемая "планетарная"втулка: велосипед имеет переключатель скоростей, но при этом задний тормоз - ножной.И велосипед все-таки не китайский, а шведской сборки.

Как мы справились со своей поломкой? Подшипник найти не удалось. Собрали шарики,запихали их без оправки, благо была очень густая смазка, в которую их и посадили.Своими силами собрали узел и, помолившись Великому Велосипедному Богу, Игорь смогдоехать на подшипнике без оправки.

Итог: 700 км за 2 недели (10 ходовых дней), куча впечатлений и неуемное желаниепопасть туда снова.

Путешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по ШвецииПутешествие по Швеции