12 января 2013
Год путешествия: 2004
Краткое описание с поправками к лоции Афанасенкова

2 - 14 августа 2004 года

Автор - Андрей Жигарев (Москва)

Краткое описание маршрута:

г. Москва - г. СПб - п. Райконкоски - р. Уксунйоки - п. Уксу - Лодейное поле - г. Москва
Вода большая (даже очень, для этого времени года).

Катамаран Fox-400 (четверка).
Надувная байдарка "Щука-3" (тройка)
Формат координат: Lat/Lon hddd° mm'ss.s"

Жигарев Андрей командир похода, капитан ката Москва
Кондратович Владимир боцман ката Таллин
Жигарева Елена завхоз, матрос ката Москва
Жигарева Татьяна матрос ката Москва
Субботенко Иван юнга ката г. Железнодорожный, Моск. обл.
Филягин Александр капитан байды г. Железнодорожный, Моск. обл.
Филягина Галина матрос байды г. Железнодорожный, Моск. обл.

Водный поход на р. Уксунйоки
Слева направо, Таня, Андрей, Ваня, Галя, Лена, Кондрат.
Саша снимал. Он на фото "Со сломанным веслом" крайний справа.
Фототехника принадлежит Жигареву и Филягину, но кто что снимал - сейчас уже выяснить невозможно.
Вообще-то мы собирались на Сумульту, но ввиду того, что из первоначальных 10 человек осталось только четверо, а с опытом - и того трое, решили пойти на запасной вариант - Уксунйоки (далее Уксу).
Как основную лоцию использовали Афанасенковскую, я ему переслал уточнения, но на всякий случай здесь жирным курсивом буду отмечать уточнения и дополнения. Ну и я не буду наверное повторять его лоцию. По времени мы шли очень похоже, ну с некоторой поправкой на нашу большую воду.
Забрасывались мы нарочито через Питер, поскольку выяснилось, что кроме меня да боцмана никто в нем не был ни разу! Да и точка встречи с нашим таллиннским коллегой удобная.
Там где мы обедали, везде хорошие стоянки - иногда даже лучше, чем те, на которых мы стояли. Поэтому привожу координаты и обедов. Наверное надо было и все пороги пометить, но не сообразил - все-таки первый раз GPS взяли.
Заброску (из Москвы) можно производить, через Питер или через Петрозаводск, необходимо учесть, что поезд на Райконкоски ходит ЧЕРЕЗ ДЕНЬ. Выезжает в 16 с хвостиком из Питера и приходит ночью.
Есть и другой способ. Из Лодейного поля предлагают довести до нового моста на Газели (5 минут до Мостового порога) за 3000 руб. С ними же можно договориться и о выброске.
Водный поход на р. Уксунйоки
Прибыв в Питер на "Красной стреле" в шесть утра, перевезли вещи в камеру хранения Ладожского вокзала, и пошли гулять по городу. Погода была великолепная, солнышко с ветерком. Нагулялись вусмерть, одна проблема в такую рань покушать негде, с трудом на Сенной площади нашли пиццерию, открытую с 9:00.
Ладожский вокзал красив и современен, но мы заметили одно "но". Наш вагон оказался напротив лестниц, а там перрон с трудом позволяет двоим разойтись. Ну, с грехом пополам разместились в вагоне.
В Райконкоски прибыли в 24:00 (или что-то около), я с боцманом пошел прогуляться на реку посмотреть, где можно поставить палатки на ночь. К сожалению, все стапельные места выше порога были залиты водой, местный житель, провожавший нас на реку, сказал, что такой большой воды в это время он не помнит, около месяца перед нашим приездом шли дожди.
К вокзалу подошел погранец и попросил у нас список команды, у нас был с печатями. Просил он как-то неуверенно, может быть, он не стал бы приставать, если бы его не было, но лучше подстраховаться.
Вернувшись, на вокзал, мы обнаружили, что оставшаяся часть команды, обследовав станцию, обнаружила приличное место ночевки - зал ожидания на вокзале. После небольших перестановок затащив все вещи во внутрь, мы расстелили коврики и уснули на полу. Зал ожидания представляет собой небольшую комнату, всемером с трудом влезли.
Рано утром боцман, вышедший покурить, выяснил у местного населения, что в районе 11:00 в поселок возвращаются УАЗы "буханки", развозившие работников по рабочим местам.
И действительно, в 11:00, за 100 р. без торговли (наверное, можно было и меньше) договорились, чтобы нас подкинули до реки, ниже порога.

Стапель (N61 55 14.2 E31 33 37.2)
Там мы на левом берегу нашли место для стапеля, водитель сказал, что обычно народ стапелится на ПБ, но там все было залито.
Замечание: перед самым началом похода мы купили GPS, поэтому я еще буду давать координаты наших стоянок и обедов.
Водный поход на р. Уксунйоки
Стапель прошел удачно, особенно понравился первый походный завтрак! :-)
Планы у нас были такие: мы хотели в первый день отпилить как можно дальше, и где-нибудь на островах устроить дневку с рыбной ловлей и купаниями. Но поскольку рыба не брала (большая вода), то решили дневку не делать. Спокойно дошли до моста, остановились на стоянке перед мостом размять ноги, ну и остальное…
Стоянка ЛБ неплохая, но несколько мусорно от рыбаков, да и мост виден напрямую, ну и слышен конечно.

1-я стоянка (N61 52 52.9 E31 37 34.8)
Водный поход на р. Уксунйоки

Решили идти дальше, сразу после моста - вторая стоянка, очень похожая на первую, с одним отличием, что моста не видно, но, правда, по-прежнему слышно. Щукари упилили вперед, в поисках более спокойной стоянки, а мы в режиме бревна медленно дрейфовали, стояла великолепная погода, на небе было одно маленькое облако, которое медленно приближалось и потихоньку разрасталось, а потом… разверзлись хляби небесные, и мы попали под тропический карельский ливень. Мы были расслаблены и неподготовлены, общественный тент лежал на самом дне сумки, ну и т.д. Короче, погода нам сказала - встаёте здесь! И мы, после часовых раздумий о пользе водяных ванн под проливным дождем, покорились. Тут же дождь прекратился, и выглянуло солнце, еще через час мы все купались и загорали.
Хочу еще раз отметить, что очень сильно слышно грохот проезжающих по деревянному мосту грузовиков.

Далее - действительно очень изрезанные берега, и наша байда, не доверявшая карте, закачанной в GPS, нарезала лишних пару километров. Вообще, ходьба по карельским озерам с GPS - очень простое занятие, в отличие без оного.
Мы прошли все озера и решили встать на последней хорошей стоянке, описанной у Афанасенкова.

2-я стоянка (N61 51 58.8 E31 42 04.6)

Водный поход на р. Уксунйоки

Если мы все правильно поняли, то тут у Афанасенкова ошибка - стоянка на ЛЕВОМ БЕРЕГУ, ориентир - справа начинается небольшой разлив реки.
Стоянка просто отличная - мыс продуваемый ветром и куча сушняка.
10 ч 30 мин - остатки зимника на ЛБ, метрах в 100 от берега, мы его перепутали с избой, которая у Афанасенкова обозначена как "11 ч 00 мин - остатки избы на ЛБ".
У капитального завала (N61 50 09.0 E31 47 06.8) мы пообедали, там дневала группа московских туристов-байдарочников. Обнос короткий, но кат пришлось разгрузить, т.к. он не проходил по габаритам среди деревьев.

Порог "Тюфяк"
В нашу воду каменный матрац полностью залило. Шедшая за нами группа его даже не заметила. На этой горки нас прокатило со скоростью 24.5 км/ч, быстрее было только на Каньоне.

3-я стоянка (N61 47 04.2 E31 49 52.1)
Ничем собой не обозначилась, но фото приведу.
Обед (N61 41 45.5 E31 53 09.5)

Мостовой

Далее мы начали ждать "Мостовой-2".
ВНИМАНИЕ! Построен новый мост (N61 39 32.3 E31 54 17.9) перед старым, примерно в 5 минутах перед старым, на него выходить не обязательно! :-) С другой стороны, именно на этот мост можно заброситься из Лодейного поля. На ПБ сразу за мостом - отличная лужайка для стапеля.
Даже при нашей воде спокойно зачалились на ЛБ перед порогом. Посмотрели порог, наметили точки страховки и съемки.
Мы на 4-ке пошли в бочку, далее нас автоматически повернуло правее и пронесло мимо прижима. По выходной шивере нужно идти под ПБ. "Щука" пошла за нами в бочку и кильнулась.

Водный поход на р. УксунйокиВодный поход на р. Уксунйоки

А вот в шедшей за нами группе один "Таймень" угодил в ЛБ, поскольку все они проходили под ЛБ, обходя бочку. Но вообще-то, при нормальной рулежке, прижим не страшный.

4-я стоянка, дневка (N61 39 26.2 E31 53 50.3)
Сразу за порогом (метров 100 после окончания шиверы) - две стоянки, на правом и левом берегу. Стоянки хорошие, до них есть еще несколько в высокой траве, но это - для тех, кто поленился пройти лишние метры. На ЛБ берегу стоянка лучше, но мы ее заметили, только когда уже выгрузились. На ПБ стоянка на песке с пентагоном и т.п.
С этого места практически все стоянки - с банями.

Водный поход на р. Уксунйоки

Т.к. байда кильнулась, то решили тут же и встать и отметить данное событие. Наш ПБ был песчаный, несколько дальше от берега находился громадный ров - возможно, из него брали песок для нового моста. Утром была замечательная погода, и мы решили сделать здесь дневку, которую не сделали на озерах. Дневка была замечательная, с солнцем, грозой и кучей гадюк поутру недалеко от лагеря. Кроме этого мы познакомились с еще одной группой москвичей на кате и "Егере", да и к тому же посмотрели в партере проход "Мостового-2" группой байдарочников.
Кстати, тут к нам подошел водитель, который привез группу и предложил договориться, где и когда он нас заберет.

Блюдце

В Блюдце центр непроходим (камни, бревна). В малую воду, видимо, могут быть проблемы под ЛБ. Слив под ПБ спокойно прошли все. В общем, на катах и "Егерях" можно идти под ПБ без просмотра.
Обед (N61 35 10.3 E31 52 13.4)

Водный поход на р. Уксунйоки

5-я стоянка (N61 33 51.9 E31 48 27.1)
"16 ч 45 мин - Пр.24 - перекат, за ним небольшое круглое расширение, после которого слева видны ступеньки и стоянки. Хотя к этому месту и дорога подходит, и капитальные сооружения отпугивают - встать здесь очень рекомендую." Пишет Афанасенков.
В нашу воду СТУПЕНЕК НЕ БЫЛО, их залило. Мы здесь делали дневку. На машинах подъезжают автотуристы (не местные) - порыбачить. Познакомились с одной авто группой из Москвы.
Здесь находится ТРИ озера. На маленьком озере чуть ниже по течению ограмедная черника. Лес сухой и очень приятный для прогулок.

На следующий день мы обошли все озера, половили рыбу, на спиннинг - с нулевым результатом, на удочку - немножко на жаркое набрали. На "ракете" из полена (его еще иногда называют "примусом"), пожарили рыбу.
Я занимался во время прогулок проверкой и освоением GPS. Выяснились странные особенности загруженной карты, река там текла левее метров на 300, а вот озера были обозначены точно, видимо, как не имеющие военного значения! ;)

Водный поход на р. УксунйокиВодный поход на р. УксунйокиВодный поход на р. Уксунйоки

Розовый слон
Я присоединюсь к мнению Афанасенкова, что этот порог - самый приличный на реке.
Название порог получил из-за этого камня розового гранита, напоминающего купающегося слона (фото "Спасработы").

Водный поход на р. Уксунйоки

В нашу воду вода сливалась даже у ПБ! Там могли проходить байды. В левом сливе байды шли через пупырь справа. А мы на 4-ке рванули слева, в большую бочку. Было опасение, что нас выкинет на камень сразу после бочки, но нас резко повернуло перед ним вправо, и все ОК. Пассажиров и непривязанный груз необходимо снять - большой угол падения, да и бочка неплохо тормозит.
Тяжелый груженый кат на косую бочку на сливе не среагировал (чего мы больше всего боялись), но когда мы начали кататься на пустом, вот тогда мы ее почувствовали - разворачивала вправо, собака. Правда, катались облегченным экипажем - кэп, матрос и два юнги, а для нормального, конечно ничего сложного.
Участвовали в страховке при прохождении легких судов - килей было! J Там ничего страшного, но одного мужика секунд 20 в надувном жилете в бочке пожевало.
Обращаю внимание, ПОРОГ МЕЛЬНИЦА, СРАЗУ ЗА СЛОНОМ, время у Афанасенкова указано с просмотром. А то мы на это почему-то не обратили внимание.

Мельница

Самый идеальный (простой) проход по винтообразной струе - по центру. Но и слева байдарочники довольно спокойно проходили (не все, конечно). Справа - жесткая бочка, на кате хорошо умывает. Мы на кате покатались везде. По сравнению со Слоном слив более пологий.

Водный поход на р. Уксунйоки

Отступления. Двое наших решили самосплавом пройти правую бочку. Страховка с воды катом и морковкой с камня (там до бочки - в районе метра). 1-го пловца в "каякерском" небольшом спасе, пронесло по донной струе, вынырнул в 15 м ниже сам собой. 2-й пловец в надувном жилете. А вот его немного пожевало под водой (автоматически не всплыл, пришлось ему погрести), а потом еще секунд 30 поварило в бочке; повезло, что он прыгнул дальше от берега, и его выкинуло на край бочки близко к центральной струе, и с небольшими усилиями он сам вышел.
Мы, когда увидели бултыхающегося Сашу, двинули на кате в бочку. Впечатлило! На видео замечательные кадры - левый баллон иногда топило не по-детски. Хорошо, что кат был пустой - мы с боцманом еле выгребли, на юнг надежды не было, тем более, что один сдуру сунул весло в слив, ну и сломал. Впечатление такое, что если бы кат был немного поменьше, то точно бы кильнуло. Кто шел за нами, может увидеть наше сломанное красное "галовское" весло на ПБ, над мельницей.

5-я стоянка, дневка (N61 33 41.9 E31 41 57.9)
Мы встали на ПБ на мельнице, там для большой команды места нет, ну еще может одну палатку можно поставить. А большая и хорошая стоянка на несколько групп на ПБ на Слоне. Также имеется большая хорошая стоянка на ЛБ между Слоном и Мельницей.
На дневке мы катались на кате по обоим порогам, катали байдарочников, которым надоело киляться, страховали параллельных байдарочников на Слоне.
Удивительная поляна обнаружилась в 20 метрах от берега - совершенно прямоугольная! Наверное, там раньше что-то было, но сейчас ничего не осталось - просто абсолютно прямоугольная поляна посреди леса.
На утро после дневки встали в 5 утра, была задача - пройти оба оставшихся падуна, собраться и уехать. Утро было очень красивое… и холодное, градусов 5. Вода вовсю парила, особенно на порогах. После порога вся вода покрыта ровным слоем пены, очень похоже на лед. И мы поняли, что лето кончается.

Каньон
Чистый слив слева, бочка - справа, все проходится спокойно. Так торопились, что забыли снять. Щукари снова искупались. Без оверкиля, как без пряников… И кстати, на нем у нас была максимальная скорость за весь поход - 28.4 км/ч.

Храмина
Основным ориентиром являются многочисленные следы чалок не ЛБ. Интересно было бы пройти под ПБ, но у нас народ уже опаздывал, поэтому прошли левым. При киле самой большой неприятностью будет, видимо, наличие 3 км шиверы, в которую порог переходит без перерыва.

Водный поход на р. УксунйокиВодный поход на р. Уксунйоки

Шиверы после Храмины стали шире и мельче, боюсь даже на средней воде на больших судах можно зацепиться. А так довольно весело и быстро дошли до поселка Уксу.
Каменная плита и баня (N61 30 45.1 E31 35 55.3)
Баня описанная у Афанасенкова сгорела. Поэтому никого, ни мужиков, ни женщин не пугали. :-)

Выброска
ВНИМАНИЕ! Поезд из Питкяранты до Москвы отменили 3 года назад!
Часам к 2 (в пятницу, субботу и воскресенье) подъезжают водилы и предлагают на грузопассажирской Газели за 2500 руб довести до Лодейного поля. НО! Подъезжают не всегда, если нет договоренности с другими группами.

Нам повезло. Нас на грузопассажирской "газели" подвезли к Лодейному полю, по дороге рассказали про историю края и показали достопримечательности.
PS:
У нас возникло стойкое желание вернуться сюда в ближайшую весну на майские.