Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1602 0
Автор - Георгий Пушкин (Санкт-Петербург)
"http://home.comset.net/gpu" rel="nofollow"

Участники мероприятия:
Татьяна - капитанская дочка, 6 класс, начинающая сплавщица, опытная туристка, неутомимый чертенок; 
Сергей (Максимка) - капитанский потомок, 10 класс, старый сплавщик, турист, рыбак, охотник и террорист;
Лена (Елена Игоревна, Мать Тереза) - застарелый любитель воды и пешки, в т.ч. повышенной категории сложности - т.е. в нашей компании;
Саня - Ленин сын, молодой каякер, старый турист, 11 класс;
Саша - студентка, очаровательная старая байдарочница;
Макс, Костя и Сергей (Сергей-старший) - банда студентов-медиков, старые байдарочники, молодые катамаранщики;
Васильич (Александр Васильевич Нестеров) - ветеран движения по родной стране, пенсионер, учитель, фанат рыбалки, интернета и хорошей компании;
Я (Георгий, он же - Петрович, он же - дядя Юра-пассатижи) - азартный вдохновитель мероприятия, капитан катамарана, застарелый любитель пешки, сплава, пива, фото- и видеосъемки.

Экипажи:
Кат-4 - Татьяна (за мартышку), два Сергея на правом баллоне, Саша и я на левом;
Т-3 - кэп Лена, матросы Васильич и Саня
Т-2 - кэп Макс и матрос Костя 

Планы очередного маршрута обычно начинают складываться в поезде, везущем домой с предыдущего… Так было и в этот раз: в минувшем году по дороге из Кандалакши в Питер появилось желание пройти самую большую реку Карелии - Чирко-Кемь и Кемь.
В предвкушении нового сезона долго тянулись осень, зима и весна. Неожиданно быстро прошла в суете почти половина лета. Билеты на поезд, продукты, снаряга - все уже лежало на своем месте (толстым слоем по всей комнате). На коварный ход Доктора, не сумевшего вписаться в этом сезоне в сплав по Чирке с халявным катамараном был найден адекватный ответ - мы шли одним катом (моей 4-кой) и двумя Тайменями - 3-кой Макса и моей 2-кой. Команда получилась из 9 человек, капитанская дочка Татьяна шла на кате мартышкой - т.е. на гермах. 
В нашу питерскую компанию буквально в последний момент влился Васильич из Риги - человек, облазавший с конца 70-х годов почти всю страну от Курил и Байкала до Путорана и Кольского. Несмотря на свои 69 лет, он активно живет не только в реальной, но и в виртуальной действительности - множество его отчетов и сайт нетрудно обнаружить в интернете. Последним его доводом в пользу включения в нашу команду, убившим меня наповал, было его письмо о покупке им горного велосипеда, на котором он ежедневно накручивает по 30 км… Так в нашей компании из виртуального пространства материализовался десятый участник.

11/07/03
Итак, в сопровождении небольшого числа провожающих мы собрались на новом Ладожском вокзале Питера. С какой стороны, к которой платформе и куда головой подадут поезд - никто не знал, но все это очень живо нас интересовало, т.к. за одну ходку переместить все наше барахло было проблематично. Я без восторга вспоминал прошлогодний отъезд на Кольский и свою пробежку вдоль всего поезда с тритоновским "Аргутом-4" на спине… Но вот подали состав, мы довольно шустро впихали скарб в вагон, утерли пот погрузки и слезы прощания - и двинулись на север.
У нашей ближайшей цели - станции Надвоицы, где (теоретически) нас ждала а/м заброски, мы должны были оказаться в 8 утра. Стало быть, на ближайшее время у нас было всего три задачи: выпить все взятое пиво; купить в Лодейном Поле рыбу и тут же ее съесть; и не проспать выгрузку в Надвоицах. С первыми двумя задачами мы справились легко и изящно, что спровоцировало ранний подъем наутро и решение третьей.

12/07/03
Команда стремительно десантировалась на платформу Надвоиц и попала в руки нехуденького и обаятельного человека по имени Олег, который нас погрузил в УАЗ-буханку и Жигули и повез на Чирку. По дороге пришлось закупить 20 л бензина для мотора, пива для некоторых и хлеба для всех. С мурманской трассы мы успели позвонить по мобильнику в Питер, дальше связи не предполагалось. Заброска на 120 км до пос. Тикша заняла у нас 2,5 часа и отняла 4300р. (цена нам показалась явно завышенной для асфальтовой и хорошей грейдерной дороги - но предварительная договоренность по мэйлу уже была - пришлось платить). 
По совету Олега мы встали на стапель не на месте старой деревни Андронова Гора, а на новом шоссейном мосту - выше Андроновой горы по реке метров на 300.
Мост этот нам сразу пригодился, поскольку традиционно в момент выгрузки из а/м начался хороший летний ливень и пришлось все барахло прятать под мост. Около 10-30 начался стапель. Начался он, конечно, с перекуса под мостом. Количество продуктов начало меня тревожить с первого дня похода своим количеством… И предчувствия меня не обманули - съесть все до конца похода так и не удалось…
Стапель шел своим чередом, дождь прекратился, даже выглянуло солнышко. При такой чудной погоде народ начал раздеваться… Тут и обнаружился вызывающе коричневый цвет кожи моего Сереги (последствия посещения Турции), резко контрастирующий с бледными организмами остальной группы. Сразу же народом ему было присвоено имя Максимка - в лучших российских морских традициях…
Не прошло и четырех часов, а флот уже стоял собранный, вдутый и загруженный. По ходу сборки байд мне было дано звание "дядя Юра-пассатижи" за мануальную сборку без применения инструментов…
На лопастях байд сияло солнце, кат напоминал плавучую пирамиду барахла, пузырь пива томился в реке под камушком. Для истории мы сфотографировались у таблички "р. Чирко-Кемь" на мосту и тронулись в путь. 
Мотор я планировал использовать лишь на второй половине пути, на плесах Кеми ниже Юшкозера, поэтому он лежал упакованный под гермами и со слитым из картера маслом. Первые же плесы Чирки подтвердили, что гусь свинье не товарищ… Байды резво пропадали за ближайшим поворотом стоячей воды, а кат с несгрябанной пока командой выписывал закорюки и лишь слегка продвигался вперед. На подходе к Челгозеру мое терпение лопнуло, я извлек из-под барахла движок, навесил на транец, залил маслом и бензином - и кат начал стремительно догонять зарвавшихся байдарочников. Теперь гусем в этой компании стали мы.
Первую ночевку я планировал на пороге Хауда. С точки старта до Хауды на реке есть несколько перекатов: в Андроновой Горе, под новым ж/д мостом и под старым автомобильным мостом, но до порогов они не дотягивают даже в байдарочном понятии.
Хауда нас порадовала хорошим течением, бочками по центру на входе и стоячими волнами ближе к выходу. Кат прошел танком по самому вкусному и даже Танюшке, сидевшей на вещах, досталось немного воды. На Т-2 Макс и Костя чисто прошли под п.б. и встали в улово под п.б. На Т-3 шли Лена и старший Сергей, они слишком прижались под берег, и у Сереги заклинило в камнях и погнуло лопасть. Похоже, что этой же лопастью и пробило брезент деки на правом борту у кормового очка. Для первого порога потери были невелики. 
На большой поляне ниже порога стояли москвичи на надувнушках от "Рафтмастера", поэтому мы встали на 50 м ниже, на второй поляне. Москвичи нескольно раз катались по Хауде на свих легких рафтах, нашего же энтузиазма хватило лишь на один обнос по довольно тесной для ката дорожке. Зато прокатились все, кроме Васильича и Лены. Слегка простуженная перед отъездом Танюха была упакована в непромокаемых костюм и с визгом ловила плюхи от пробиваемых бочек. План по катаниям был выполнен, народ начал группироваться вокруг еды…
Первые дни нас сильно доставали комары и мошка, но потом появился иммунитет - и полегчало. Это ж не Алтай, а Карелия. Питаясь сам - питай других. 
Поляна наша была хороша всем, кроме привычки местных граждан приезжать сюда на машинах и мотоциклах… Первые визиты начались к ночи. Мотоциклисты погремели движками, но надолго не задержались. 
Наша же команда неспешно набила пузо штатным продуктом и рижскими гостинцами Васильича и раcползлась по берегу.на рыбалку. На вечерний чай на столе маячил литр рижского бальзама… Первый день неплохо начался и обещал хорошо закончиться. 
Накануне в поезде часть народа сумела выспаться, поэтому посиделки за столом затянулись до раннего утра, а бальзам незаметно для себя иссяк, растворяясь в чае в возрастающих пропорциях.

13/07/03
Пока в Карелии стоят белые ночи, нет никакого резона в раннем подъеме. Светло так же, как вечером или ночью, а спать утром тянет значительно сильнее. Но нам помешали аборигены на нескольких машинах, поутру въехавшие на нашу поляну. На крик "местные приехали!" пришлось бодро вылезать из палатки и изображать "дипломата ленинской школы". Народ приехал семейный и добродушный, я убедил их в том, что питерцы - тоже в Карелии местные, в отличие от москвичей и иных приезжих, и аборигены отъехали с нашей поляны в сторону… 
Утро ознаменовалось вкусной кашей и шитьем деки Т-3. В 800 м ниже лагеря начинался порог Кривой, а сразу за ним - Тахко-падун. Слово "тахко", как я помню, по-карельски значит "мельница". 
Между Хаудой и Кривым - небольшая шиверка с каменистой косой от п.б., затем на левом повороте стоит чалиться на л.б. для просмотра. 
Порог очень красив: на левом повороте с хорошим уклоном воды над рекой возвышается скала на п.б., а над уловом за порогом на правом повороте стоит скальная стенка на л.б. Порог идется по центру, по хорошей струе с несколькими бочками и стоячими валами на выходе. На входе в порог по центру имеется хороший зуб, который надо обойти.
Кат прошел первым и встал на страховку и видеосъемку в улове за поворотом п.б. Макс и Костя на Т-2 прошли чисто по всем бочкам, но с попыткой киля на заходе в порог (на левом повороте). Это отчетливо мы увидали уже дома, на видео. Лена, Васильич и Санька прошли на Т-3 уверенно, чуть левее центра по краю бочек и аккуратно зачалились к нам на п.б. Все расслабились после первого серьезного порога, Серега-старший отправился было в выходную часть порога самосплавом - и тут Макс с Костей решили усилить впечатление от Кривого.
Они под углом около 45 град выскочили из правого улова на струю, Костя левой лопастью зацепился за текуху (под себя) и байда моментально залегла через левый борт. Макс на корме слегка опешил от такого несогласованного с ним маневра, но спорить было уже поздно. Байда и экипаж плыли в улово на правом повороте уже по-отдельности. Экипаж ката и самосплавщик Серега радостно бросились на спасработы, выловив попутно пакет сухариков и грузовую заглушку. Под л.б. беглецов поймали, перевернули и отлили. Пострадала лишь "непромокаемая" рация icom-4008, которая неплохо переживала дождь, волны и снег, но к заплыву на пузе Костяна готова не была… После изъятия батарей, слива воды и промывки спиртом (для удаления влаги) она потребовала просушки в течение суток, после чего ожила вновь.
Довольные собой спасатели и киляторы перебрались на п.б., сплыли вниз метров на 200 до знака "STOP" на п.б. и встали на просмотр Тахко-падуна. 
Смотреть было на что… Слив с перепадом около 2 м падал с подковообразного уступа внутрь подковы, справа и слева слив дробился по большим обливнякам, по центру падал парой уступов в пенный котел. В общем - слив унитазного типа с постоянно нажатой педалью…Чуть левее захода по центральной струе торчал острый зуб, дававший петуха - веер брызг. Надо отметить, что в районе Кривого и Тахко скалы очень насыщены кварцем, все сколы камней имеют очень острые края и даже мелкий щебень на берегу может повредить шкуры лодок и баллонов.
По п.б. правее скального островка имелась кривая канализация для байдарок, которой мы и воспользовались. Мысль идти Тахко на байдах ни у кого не возникла. После проводки байд и частичной разгрузки ката (сняли мотор и пластиковые ведра-гермы под фото и видео) я, Серега-Максимка, Костя и Сергей-старший пошли в падун по центру. Предварительно я долго просматривал порог с тревогой в душе - поймать баллоном зуб совершенно не хотелось, а команда на кате получилась сборная и несыгранная. 
Тем не менее, в струю по центру мы зашли хорошо и в 20 см от зуба съехали с горки. К моему удивлению кат даже не тормознуло в котле. Очевидно, полукруглый слив не формирует внизу жесткую бочку. Мы равнодушно проплющили котел и вышли в улово под п.б. Реальные впечатления от Тахко оказались заметно меньше ожидаемых… 
Впереди нас ждал плес длиной 14 - 15 км. Навалилась жара, слепни и лень. Кат шел под мотором на малых оборотах со скоростью 6-7 км/ч, команда за исключением рулевого-моториста залегла пузом кверху. Байды некоторое время шли своим ходом, но потом как-то вроде по делу подошли к кату, прицепились к леерам и перестали грести. Нам стало от этого чуть комфортнее - слепни стали отвлекаться на свежий корм, можно было побрызгать на соседей с весла, да и просто пообщаться. Макс с Костяном обсуждали подробности киля на Кривом, остальные тренировались в спанье, сидя в байде и лежа на баллонах. 
Плес ниже Тахко лежит меж высоких поросших сосновым бором берегов. На л.б. в средней части плеса есть хорошие места стоянок, на п.б. их меньше. Вода очень чистая и прозрачная, не хуже, чем на Кольском, но значительно теплее. 
Мне хотелось успеть к вечеру дойти до впадения Растаса и там заночевать, но из-за позднего подъема, шитья деки и осмотра порогов мы сошли с графика. К тому же все размякли на солнцепеке и ослабли от лени… Поэтому около 20-00 было решено встать на последней на этом плесе стоянке на л.б. - это уютная полоска пляжа и сосновый лесок, отделяющий берег от болота. Перед этим пляжем в л.б. вдается заросший травой залив, переходяший в моховое болото. До впадения Няугу - около 4 км. Дальше по ходу мест для стоянок нет до впадения Хяме и Растаса. 
Парни ожили, достали спиннинги и после перекуса разбежались по берегу. К ним примкнул и Васильич. Я честно попытался записать первые впечатления, но желание упасть в воду пересилило - дно было песчаным, вода - теплой, и в ней никто не кусался…
Танюха отобрала у Макса водяной пистолетик и терроризировала население лагеря.
Неспешный северный закат и ужин вызвали общее умиротворение, нарушенное неожиданно большим уловом рыбы у ребят. К полпервого ночи образовалась уха, первая за этот поход. Пропустить это дело было невозможно, и почти все приняли ухи и под уху. 
Васильич начал приучать наших рыбаков к правилу: кто что поймал, тот то и чистит. Вообще, надо заметить, Васильич очень естественно вписался в нашу молодую и, местами, не очень молодую компанию. 
Расползлись по палаткам во втором часу.

14/07/03
Подъем около 8-30. Первой ласточкой (или тефтелькой) упала в Чирку Лена - она и на Кольском всегда падала поутру в любую находящуюся рядом воду, несмотря на ее (воды, а не Лены) температуру и погоду… На завтрак сбацали рисовую кашу с изюмом и заспанные личики повылупились из палаток… Особенно дружно подваливала на раздачу команда голубых мисок: Костя, Макс и Серега-старший. Первыми они были и на добавке. 
Вышли около 11-30 и пошли в связке под мотором по плесам. Вокруг - низкие болотистые берега, осока, обилие белых водяных лилий. Впадение Няугу слева почти не угадывается. 
Порог Ледма - шивера на правом повороте, слева ограниченная ряжевой стенкой. За ряжем слева - мелкое улово, куда через размытый участок ряжа уходит часть струи. Просмотр удобен слева по берегу и далее по ряжу. В начале порога с л.б. выдается каменистая коса.
Катом шли под правым берегом по глубокой струе и валам (точнее - валикам). Съемку вели с ряжа. Байды аккуратно заходили с центра, затем отжимались влево, в ряжу. Носовые матросы традиционно умылись, капитаны - чуть подмокли. На Т-3, правда, капитанила (и умывалась больше всех) носовая Лена, Васильич посередине обеспечивал увеличение тяги, а кормовой Санька заносил хвост в маневре.
За Ледмой течение пропало, пошли широченные плесы с каймой желтых кувшинок и белых лилий. На л.б. стали попадаться места для стоянок, в районе впадения Растаса весь л.б. высок и порос сосновым бором. Попадаются песчаные откосы. Правый берег пониже, на нем ниже Растаса есть изба на заброшенных покосах.
Личный состав перестал шевелить веслами и устроил из нашего флота сонно-моторную плавбазу. Старший Сергей сменил меня на моторе и я влился в команду лентяев и бездельников… Так в расслабухе дошли мы до переката Кильбо, встрепенулись, одели спасы и пошли без просмотра. 
В проходе без просмотра кат шел первым, стараясь собрать все "вкусненькое", и по рации комментировал трек Косте на байду. Т-2 и Т-3 при этом держались рядом и делились услышанным. Затем шла Лена на Т-3 и замыкали колонну Макс с Костей. Кат в это время зависал в улове за порогом на страховке. Без просмотра шли или слабые пороги или длинные - типа Оленьего и Белого. Кильбо был простым перекатом, прошли его чисто и с удовольствием от быстрой текухи. Байды снова зацепились за кат и стали лениться… Народ повылезал из спасов и касок и в таком состоянии прибыл к перекату Омос.
Омос шли тем же порядком, с тою разницей, что я не напомнил экипажу Т-3 одеть спасы. Кат проскочил по этой простой шивере и подсел под л.б. на камушек на выходе - что бы не сносило дальше в плес - дожидаться байдарочников. Ребята на Т-3 аккуратно миновали почти все фирменные Чирко-Кемские обливняки с плоским верхом - "чемоданы", плохо читаемые с наплыва, и сходу встали правой скулой на последний "чемодан"… Байда медленно завалилась на левый борт и кильнулась. Лена и Саня быстро вынырнули из-под нее, Васильич же в своих болотных сапогах замешкался, но тоже появился над водой. Все трое героев были без спасов… 
Катамараном проблематично было подойти к кильнутой байде из-за широкого мелкого быстротока между нами. Я сообщил по рации Косте и Максу про спасработы - они уже проходили Омос вслед за Т-3. Кат я оставил на камне у берега с Сашей, Танюхой и Серегой и вдвоем со старшим Серегой живцами рванули вплавь-вброд к Т-3. Тем временем хозяйственная Лена поплыла в плес за упущенным веслом, а Саня и Васильич гордо стояли по горло в воде около байды. Опасения у меня вызывал лишь Васильич в болотниках и барахло байды, т.к. и Лена и Санька отлично плавали. Прибыв вдвоем с Сергеем к потерпевшим, мы убедились в том, что барахло увязано неплохо и самосплавом дальше не пошло, что висевшие на киляторах фотоаппараты намокли насмерть, а байду вместе с висящими на ней Санькой и Васильичем смыло с переката и все мы дружно плывем по широкому плесу… Тем временем Макс с Костей догнали оторвавшуюся от нас девушку с веслом (Лену) и пытались вернуть ее в коллектив на хвосте своей байды...
Младший Серега и Саша подогнали кат на плес к нашей дружной компании, я влез на кат и загрузил сперва утомленного заплывом в сапогах Васильича, за которым на веревочке волочился аккуратно привязанный спасик, а затем и Лену. Макс с Костей буксировали к правому берегу перевернутую Т-3, на которой висели Саня и Сергей, кат под мотором двинулся туда же…
На берегу были подсчитаны потери: несмертельно промокшая "Смена" Васильича, его же подмокший паспорт и в хлам промокшие его личные вещи (при укладке вещей во множество п/э мешков ни один из них не был завязан). У Лены захлебнулся дождеупорный фотоаппарат "Олимпус" (как выяснилось позднее - насмерть…). Из барахла не утонуло и не уплыло ничего, и это радовало. 
Итог - законное наказание за разгильдяйское хождение без спасов и утрату уважения к реке.
Изрядно намокшие, но не замерзшие (в этом смысле Карелия лучше Алтая и Кольского!), потеряв около часа на водные процедуры, мы продолжили путь, планируя встать лагерем на Нуккуте. Пройдя около 1,5 км по плесу и в 17-30 встав перед Нуккутом на п.б. для просмотра, мы обрадовались Настоящему Порогу, а не шкуродеру. На п.б. над порогом есть просторное место для стоянки, чуть ниже - рыбацкая изба с печкой, нарами и столом. 
Нуккут - мощный порог длиною метров 150, с хорошими бочками на входе, сильной прямой струей со стоячими волнами. Все бочки - проносные. К выходу порог мельчает, есть небольшое количество обливных чемоданов. Слева поток ограничен ряжевой стенкой, за которой есть мелкий заливчик. Чалка для просмотра удобнее на п.б. на плесе прямо перед порогом. Для обноса тропа неудобна, поскольку от места чалки сильно завалена лесом. Явно короче и, возможно, удобнее обноситься по крупным камням ряжевой стенки слева и ставить лодки в мелкий залив за ряжем…
Экипажи байд встали на съемку, а кат лагом пролетел по порогу, стараясь собрать побольше бочек, и встал напротив избушки. Мы со старшим Сергеем разгермили барахло и переодели Васильича в наше сухое. Байды решили проводить под л.б., не разгружая, поскольку начало тропы вдоль порога на п.б. захламлено лесом и обносить можно лишь по крупным камням вдоль воды. 
Проводка заняла не менее двух часов, по воде вели я и Сергей, а с берега веревками страховали Костя и Макс. Проводку затрудняло обилие крупных "чемоданов" в струе под берегом - идти по ним невозможно, а между ними - и того хуже…
Тем временем свободный от проводки народ обустраивал лагерь и снимал на видео проводку. Васильич, ходивший по берегу в моих шлепанцах 45-го размера, успел тем временем до полусмерти напугать Лену: глянув на только что идущего рядом по берегу Васильича, она увидела его неподвижно лежащим на крупных камнях лицом вниз и без движения. Всякое может случиться с 70-летним человеком после киляния, заплыва в сапогах и связанного с этим стресса! Бедную Лену чуть кондратий не хватил от такой картины, а оказалось, что Васильич уронил глубоко меж камней мой шлепанец , лег на пузо и пытался его нащупать в расщелине…
Часам к восьми байды были проведены и разгружены, промокшее барахло развешано и лагерь стал напоминать выездную лавку second-hand. Мы со старшим Сергеем хорошо поколотились коленями, задами и ребрами о камни и подзастыли. Потом поспел ужин и положенные граммы за киляние, спасработы, проводку байд и просто просушечные. Назавтра решили устроить дневку, покататься, половить рыбу и выспаться. Уже с вечера парни натаскали рыбы и подсолили на утро. 
Я слегка расклеился после водных работ и поспал с 23 до часу ночи. Потом приготовил и употребил добрую дозу адмиральского чая, после чего снова уполз в палатку. Народ к тому времени уже дрых без задних ног. Адмиральская бессонница породила к утру кошмары в виде Дня Бабы с новыми поганками для наших замечательных девченок…

15/07/03 Дневка
Барышни еще спали, а по лагерю уже бродили сонные мужики, готовясь к празднику. День Бабы начался с песен. Пели, конечно, потерпевшие, т.е. барышни. Песню Саша и Танюшка выбрали сами, а вот исполнять ее пришлось, поедая на скорость липкую и большую сливочную колбаску. Дикция и мимика дуэта всем понравилась, вот только тетя Лена не согласилась дополнить дуэт до трио и слопала свою порцию молча и не торопясь. 
После такого количества сладкого певицам было предложено прямо тут же почистить зубы. Сгущенкой. Сначала они слегка оторопели, но быстро освоились и начали радостно и быстро вычерпывать сгуху зубными щетками. Пришлось спасать остатки… 
Потом им было поручено перенести каску по пересеченной местности, держа ее с двух сторон попами. И это было сделано изящно и грациозно ко всеобщему восторгу.
Ну, а в завершение утренней разминки девушки пили чай, сидя с ногами на подвешенном над землей бревне, которое все время норовило перевернуться. Не всякая мартышка может то, что легко удается нашим девчатам!
Потом народ ловил рыбу, клеил байды, общался с проходящими группами и пытался собирать грибы и прошлогоднюю бруснику. Максимка вытащил двухкилограммовую щуку всем на зависть, да и у других набралось рыбы. Крупняк решили закоптить, хариусов - засолить, а остальное пошло в уху. Копчением рыбы на костре никто из нас ранее не занимался, и этим процессом дирижировал Васильич - большой дока не только по ловле, но по готовке рыбы. Вскоре все глотали слюни при виде неторопливо выкладываемых на импровизированный стол из нескольких толстых чурок кусков свежекопченой и малосольной рыбы. А в котле доходила уха… Вот только пива уже не осталось.
По Нуккуту за день прошли две группы - позавчерашние соседи москвичи на рафтах и чебоксарцы на байдах. У москвичей на солнце лопнула шкура на одном рафте, что не помешало им прокатиться по самому какао. Для карельских рек такие надувастики, пожалуй, оптимальны. А чебоксарцы рассказали нам печальную историю об утопленной ими байде со всем барахлом. Они шли с озера Нюк по Растасу, на пороге которого и кильнулись. Все байды у них были у них без фартуков и надувнутостей, кильнутая байда ушла с порога в плес и там затонула. 
Нуккут они обносили, разгружая лодки.
Я уговорил Васильича и Лену прокатиться на кате по порогу, для чего мы с ними и с двумя Серегами зашли на пустом кате в залив на л.б., перетащились через ряж и прошли порог за исключением входных бочек. До них волочить кат против течения метров 50 было просто лень. Васильичу внепланово подмочили в валах штаны, которые от тщательно сушил со вчерашнего переворота, но он не обиделся… На второе катание азарта уже не хватило. 
Усиленное безделье порождает повышенный аппетит. К штатному ужину опять добавилась уха в непреодолимом количестве - и не смогла закончиться. Вечером девушкам были розданы вкусные подарки в честь Дня Бабы, появился на свет пузырек "Белого аиста" и была исполнена праздничная карельская народная песня на монгольском языке методом чревовещания. Праздник перешел в гастрономическую фазу. 
А на ночь глядя народ поиграл в крокодила на продуваемом от мошки берегу. Крокодильское мастерство у нас заметно выросло и словосочетания типа "абстрактный килятор" угадывались за пять минут.

16/07/03
Встали около 8 утра, вышли в 11-20. День обещал быть насыщенным порогами. 
За день прошли Железные Ворота, Вигитус (он больше похож на ворота), Грядовый, Ручей и дошли до Рокконена. Вот он нам понравился! Настолько, что байды разгрузили и обнесли по п.б. 
Но сначала, глядя на вход в порог, он нам серьезным не показался и кат прошел его сходу и без проблем, комментируя по рации обстановку и трек прохода байдарок. Но на выходе обнаружилось множество нечитаемых с наплыва обливных чемоданов и несколько ступенек поперек почти всего потока. Поэтому комментарий трека прохода закончился словами "Стоять, бояться, в порог не ходить!" и все мы собрались на п.б. для просмотра с берега. 
Рокконен расположен на выходе из плеса с небольшим правым поворотом русла. Сначала - разгонный участок с отдельными обливняками, проходиться чище всего под л.б., затем слева появляются плоские чемоданы, а по центру и справа - ступеньки с бочками под ними. Проходить надо левее середины потока, но не под берегом и опасаться (для байдарок) мелкосидящих незаметных с воды чемоданов. Справа в русле камней больше и уложены они чаще. Порог к выходу расширяется, справа и слева - уловы, далее - плес. На п.б. в начале порога - стоянка.
Тропа обноса по п.б. вполне приличная, мы быстро закончили это скучное дело и пошли к острову Ст.Сосно. Перед самым островом на п.б. отличная стоянка - "поляна сказок", украшенная резными деревянными фигурами. Дальше мы решили пойти не в левую длинную, но полноводную протоку, а в правую - короткую. Там мы нашли узкий и мелкий сливчик (ровно в габарите ката), шкуродер, который байды проводили под п.б. и ухитрились продрать шкуру Т-2 (над этим шкуродером на п.б. - стоянка) и узкий порожек с косой бочечкой на входе и чемоданами на выходе. 
Пока Костян демонстрировал навыки хирурга, штопая медицинской кривой иглой шкуру неразобранной байды, я с Серегой С по-тихому прогнали Т-3 по выходному порожку (хоть в байде посидеть удалось!) к удивлению Лены и Сани. Затем прошли его же на кате и с догнавшими нас Максом и Костей двинулись дальше. 
Порог Елисей - просто шивера, а вот начало Оленьего нам понравилось. Поскольку порог длинный - шли его сходу. Кат шел впереди, комментируя обстановку по рации и указуя путь истинный. При этом одновременно грести, обозревать окрестности и болтать по рации в какой-то момент у меня получаться перестало и мы гордо зависли на чемодане. Идущая прямо за нами Лена с компанией на Т-3 быстро к нам присоединилась, а Костя с Максом просвистели мимо. От Т-3 удалось быстро избавиться без ее киляния, потом медленно и солидно сполз и кат. Поскольку байды ушли вперед, комментировать было нечего и некому. Мы аккуратно и с удовольствием проехались по Оленьему. 
Порог Горшок остался после Оленьего незамеченным. 
Лоухи же - совсем другое дело! По центру - остатки размытого ряжа, слева струя прямая, но чем ближе к выходу - тем больше обливных чемоданов и торчащих над водой троллейбусов. Пройти байдой непросто из-за мощной струи, петляющей меж больших валунов. Правый рукав уходит вправо от остатка ряжа в центре под п.б., вдоль которого расположен второй длинный ряж. Затем поток поворачивает влево вдоль правого ряжа и с небольшим навалом на него уходит в плес. Справа за ряжем - улово, за остатками ряжа в центре - большая тень. Просмотр удобен по п.б. и далее - правому ряжу.
Кат опять пошел на разведку, при этом мне показалось проще для байдарок идти левой протокой. Опять комментарии по рации и крутеж головой по сторонам вместо работы веслом меня подвел и мы сходу влезли правым баллоном на большой обливняк. Слезать с ката было некуда - глубоко, да и течение сильное, поэтому все переместились на левый борт, а я нашел в воде опору и спихнулся с камня. Пока разобрались по местам - поймали стоящий чуть ниже по ходу здоровый островерхий бульник. На него мы влезли с разбегу и со всей дури по самую раму и зависли… Уж непруха - так сплошная! Тут пришлось мне изрядно покряхтеть, т.к. опора для ног нашлась лишь в глубине на текухе, а обулись на эту пирамиду мы добротно. Сползли медленно и реверсом, но тут же успели подсесть кормой на следующий чемодан… Просто сад камней какой-то! Три дурных камня за один порог мы решили приравнять к одному килю и с этим более не повторяться (дело в том, что экипажи байд постоянно намекали нам, что, поскольку они по разу кильнулись - то теперь наша очередь). Мы сползли с третьего камня и встали за окончанием ряжа под п.б.
Просмотрев с ряжа правый рукав, я по рации описал байдам обстановку и мы договорились о сигналах - я с Сергеем встали на ряж и сдавали отмашки проходящему экипажу, подсказывая точки поворота. Трек для лодок из-за обилия чемоданов там получался S-образный: за окончанием каменной косы справа на входе в порог надо сразу уходить с основной струи вправо, не доходя до ряжа поворачивать влево вдоль него, но не прижимаясь, т.к. из бревен торчит много железной дряни, а струя местами наваливает на ряж. 
На самом входе, до первого поворота Т-3 поймал чемодан, их развернуло носом к течению и ребята добротно зависли. Что-то я начал за них тревожиться, т.к. при киле байду протащит по самому какао с камнями, да и Васильичу, Лене и Саньке мало не будет. При этом добраться до них у меня нет никакой возможности, рация - у Кости на Т-2 и проку от нее нет, а экипаж Т-2 на такой быстрой струе просто ничего не сможет сделать. Лена (молодчина!) не дергается, а осторожно вылезает с носового места на край чемодана и понемногу сталкивает байду. Теперь успели бы развернуться и пройти по треку! Саня отлично заносит хвост и Т-3 под мои и Серегины отмашки чисто вписывается в оптимальную линию прохода. Молодцы! 
Т-2, наслушавшись от меня ужастиков про Ленинский маневр в пороге, чисто и быстро проходят Лоухи под взмахи двух дирижеров на ряже. 
Впереди - вялотекущая гладкая вода до Борового. У личного состава флота обострилась жажда пива и хлеба, а так же тоска по земле под ногами. Решено встать на ближайшем пригодном месте и сходить на разгруженном кате в Боровой на разведку. 
Ближайшее место - поляна размером с футбольное поле на п.б. Берег песчаный, но высокий и крутой - метра два. Стремительно проходит чалка, разгрузка и установка лагеря. Я, старший Сергей и Костя идем в Боровой. Вставшие неподалеку от нас четверо немолодых каякеров из Тулы сначала крайне удивлены - "На кате 5 км и обратно вверх по течению?? Ах, на моторе! Тогда и нам пузырек пива привезите!" 
Пустой кат встает на винт и уносится с дикой скоростью 11 км/ч к Боровому. Проходит 15, 25 минут - а признаков поселка все нет… Все плесы да повороты… Минуем лагерь чебоксарцев на л.б., а Борового все нет. Наконец, четверо пьяных аборигенов на л.б. указывают нам на дорогу, уходящую в лес - "дык, туда прямо, потом левее, и сразу рядом - магазин…"
Ща! Прям рядом… Я прошлепал по дороге с километр, когда показался поселок и закрытые магазинчики. Правильные магазины в Боровом открыты до часу ночи, но до них - еще с километр. Взяв комплект продуктов для выживания (всем - хлеба, детям - йогурт и пряники, народу - пиво), я халявно вписался в аборигенскую "Ниву", что бы ускорить выход к реке. Спросив меня "До реки?" и получив утвердительный ответ, молодой парень рванул с места в совершенно противоположном направлении. Спустя какое-то время я сумел его убедить, что знаю, куда мне нужно чуть лучше его - и мы приехали на берег к катамарану. 
Вот и начался праздник - ведь пива было чуть больше, чем надо было привезти в лагерь… На обратном пути в местах быстротока мотор едва тащил кат против течения, но все же пересиливал реку и мы шли к лагерю. По дороге заскочили в чебоксарцам угостить их пивом - но у них на берегу уже лежал штабель полных баллонов. Ну, не угостили - так поменялись и поговорили.. Ребята выбрасывались с Борового на Охту. Напоследок один бородатый здоровяк строго спросил Сергея, сколько ему лет. Ожидая какого-нибудь подвоха, Серега честно признался - 17. "Ну, тогда тебе еще можно!" радостно сообщил бородач и вручил Сереге большую горсть конфет.
Так нескучно дошли мы до лагеря. И вовремя, т.к. ужин уже был готов, не хватало только нас и наших продуктов. После ужина и приборки барахла по палаткам (все-таки рядом поселок и дорога) мы отправились в гости с тульским каякерам. Те уже приняли пиво, поужинали и у костра звучала гитара. Мы славно посидели с ними до 4 утра, перепели массу старых песен, прикончили наш коньяк и их настойку, наговорились и нафотографировались. 
День был длинный и насыщенный, а вечер получился еще длиннее…

17/07/03
"Чем лучше вечер - тем тяжелее утро…" - изрек, глядя на нас поутру, Васильич. Спорить с ним было бесполезно - так оно и было. 
Только каякер Санька встал рано и успел покататься на каяке туляков до их отплытия.
Вышли мы в 12 дня, дошли до а/м моста в Боровом и зачалились на л.б. у развалин каких-то сараев. 
Делегация отправилась на ознакомление с местными магазинами и почтой. Процесс затянулся часа на полтора, поскольку почта была закрыта на перерыв с 14-00 до 16-00, а позвонить по межгороду или дать телеграмму можно было лишь после 17-00 (как выяснилось уже после открытия почты в 16-00). К тому же надвигалась хорошая гроза, а в грозу в Боровом связь вырубается… Мы затарились отличным местным круглым хлебом, кефиром и прочими пьющимися радостями жизни и уже на берегу попали в сильнейший ливень. После перекуса двинулись вперед с наивным намерением встать на ночевку уже на озере Куроярви. 
Сразу за а/м мостом в Боровом на п.б. есть удобная для антистапеля поляна с подъездом от шоссе. Там разбирались наши знакомые москвичи. 
Течение ниже Борового около 4-5 км/ч, порог Ниласкоски - простой прямой слив. Мы шли его по правой протоке. Дальше - плесы, затем на крутом левом повороте на 90град. - быстроток без препятствий. 
Ходившая кругами гроза наконец-то нас заметила и собралась накрыть, но мы успели под порывами шквального ветра встать на п.б. у охотничьей избушки, вытащить на поляну вещи и укрыть их тентом. Сразу после этого с неба упала стена воды… Порывы ветра иногда делали ливень горизонтальным, но большинство народа набилось в маленькую избушку и радовалось жизни. После ливня поляна на полчаса стала озером, мы решили из-за тесноты бивака ставить на одну палатку меньше - и пошел азартный дележ "хозяйских" и "гостевых" спальных мест.
Быстро установив лагерь и зарядив котлы на ужин все обладатели спиннингов бросились на рыбалку. После дождя рыба брала исключительно! Макс тут же вытащил щуку на кило, А Танюшка, отобрав у кого-то спиннинг и впервые забросив блесну, взяла окушка на 200г. Глядя на это азартное безобразие, Васильич проворчал: "Все, пропала девченка! Не уберегли… Теперь только рыбалкой и будет заниматься." И оказался прав. До конца похода Танюха непрерывно выпрашивала у кого-нибудь из парней спиннинг и постоянно таскала окуней для ухи.
После ужина все слегка обленились, да и дождь накатывался периодически, поэтому для общего веселья заперли в избушке Серегу-Максимку, а он с огарочком свечи таращился в маленькое окошечко и вопил, что уже много лет живет один в лесу и мечтает только о еде…
После такой "Спокойной ночи, малыши!" сил уже ни на что не осталось, да и дождь пошел к часу ночи. Все расползлись по палаткам, занимая свободные места. Танюха и Серега сговорились и сдали мое место Саньке. Пришлось мне побомжевать.
Всю ночь поливал дождь и в лесу росли грибы…

18/07/03
Вышли около 12-00, шли ленивой связкой под мотором левыми протоками до деревни Юшкозеро. Деревня большая, в деревне высокий деревянный мост с пролетами немногим шире габарита ката. В самом Юшкозере каменными турами справа и слева отмечен фарватер к протоке к озеру Куроярви. Протока широкая, примерно посередине пути к Куроярви есть узкость между двумя плесами, в которой хороший гладкий язык заканчивается воронками и небольшими грибами, хаотически расходящимися от языка по плесу. Идущий впереди кат слегка покрутило, а байды просто получили море удовольствия от неожиданных сбросов с грибов и подкруток.
Под а/м мостом - небольшая шивера и быстроток, а за небольшим плесом - выход в Куроярви. Тут мы устроили кефирный привал и уничтожили этот подозрительно вздувшийся на жаре продукт. 
Выход из Куроярви в Кемь отчетливо виден, а на первых же 300 м Кеми слышен шум порога Куарокоски. Перед порогом, расположенном на правом повороте - левый поворот на 90 град, течение ускоряется и видно падение уровня воды на входе в порог. Мы встали на просмотр на п.б. метров за 150 до правого поворота. По берегу идет тропа, в кустах много заброшенных половодьем бревен. 
Порог представляет собой полноводную шиверу с большим количеством подводных чемоданов, бочек и приличной скоростью потока (около 15-17 км/ч). Вход в порог на правом повороте, основная струя идет по левой половине русла. Под п.б. - узкая канализация, по-видимому искусственного происхождения. Байдарки по ней прошли без проблем. Лишь на выходе из канализации справа торчит лишний камень и к нему прижимает лишняя струя слева. Там мы встали на страховку и слегка отталкивали корму проходящих байд от этого камушка. На выходе из порога река плавно поворачивает вправо, а по л.б. стоит мощный ряж. Далее по п.б. видны строения деревни Новое Юшкозеро. В нем население преимущественно русское, в отличие от основного Юшкозера, где преобладают карелы (по словам местных). До пос. Новое Юшкозеро доходит ж.д. от Борового, но регулярного сообщения уже нет.
Катамаран шел по главной струе и мы получили удовольствие от мощной воды, а не от шныряния меж камней по шкуродеру, как на многих порогах Чирки. Потому она и Чирка, что постоянно обо что-то чиркаешь дном…
Ниже Куарокоски начинаются бесконечные плесы без течения и низкие берега, к которым вплотную подходят моховые болота с редким сухим сосняком. Хороших мест для стоянок нет. Я планировал встать на ночевку около избы сплавщиков на впадении с п.б. протоки от оз. Роппомо, но изба оказалась непотребном состоянии, как и все место вокруг нее… Да и берег усыпан бревнами и железом.
Если бы знать заранее, что в полукилометре по протоке в сторону озера есть хорошая избушка и большая поляна - мы там бы и встали, а так пришлось осматривать острова в пороге Роппомо. Порог - это просто мели и быстроток между несколькими островами в русле. Кое-где торчат большие камни, но даже перекатом это место назвать язык не повернется. Мы нашли оборудованную столом стоянку на правом берегу нижнего по течению узкого острова, там и встали в 20-00. Берега Кеми здесь низкие и сырые, на редких буграх растет хвойный лес с густым подлеском и без признаков горизонтальных площадок. 
День был длинный, все порядком устали. На ужин устроили праздник брюха - макары с тушкой, и из останков печенья и сгухи слепили торт по имени пряник-дряник. Поужинав, парни взялись было за спиннинги - но тут к нам подошли на моторке местные подвыпившие граждане, желавшие встать на ночевку. От них удалось быстро избавиться, но вскоре подошла еще одна лодка и двое рыбаков из Нов. Юшкозера предложили нам безвозмездно взять у них мешочек рыбы. Рыбу мы с удовольствием взяли, мужикам налили по стопарику, а сына одного из них, лет восьми, накормили тортом из сгухи и печенья с чаем. С мужиками под стопарики, как водится, разговорились о местах, охоте и рыбалке. Старший из них по имени Игорь раньше работал егерем, потом ушел на вольные заработки. Со своим приятелем Сергеем знает вокруг все углы, охотится и рыбачит круглый год. Он и рассказал нам о второй избе на протоке в оз. Роппомо. Сами они живут в Нов. Юшкозере и всегда рады хорошим людям (вроде нас). Звали по весне в гости на глухариные тока, которых тут полно, и на зимнюю охоту… Рассказали про притоки Кеми и пороги на них, про хорошие стоянки дальше по реке и еще много интересного. 
За разговорами незаметно прошла полночь, рыбаки уехали в деревню, а мы около 2 часов ночи угомонились и залегли. Двое трезвых и толковых мужиков, по-хозяйски бережно относящихся к окружающей природе, произвели на ребят очень хорошее впечатление.

19/07/03
Васильич, как всегда, встал раньше всех. Потом - Лена. Я выполз в 9 утра. Зажжен костер, заряжена каша на завтрак, теперь - пиво для тех, кто рано встает… К 10 утра начали выползать из палаток люди…
Неожиданно к нашей стоянке подошли пять лодок с толпой пассажиров в ярких спасиках. Граждане лопотали по-басурмански и смотрели на нас, как на местную экзотику. На моторах сидели карелы и русские, они везли эту группу немолодых финнов по маршруту "ностальгического туризма", т.е. по их довоенным родным местам. Их возят от Юшкозера до дер. Панозеро, а там группу забирает автобус. Я поговорил с чухонцами и объяснил, что мы не местное вымирающее племя, а типичные российские туристы. Финнам вообще близка тема отдыха на воде, в лесах и бережного отношения к родной природе, так что разговор получился душевный, дружеский. А возрастной диапазон нашей компании (от Танюхи до Васильича) умилил их до крайности…
Нашей целью на сегодня был остров Мологсари, по местному - Бояры. В левой протоке там находится порог Мальвикия, а сам остров в верхней своей части высок и порос сосновым бором. Вчера Игорь очень рекомендовал постоять на Боярах пару дней. 
Путь к острову лежал по плесам со слабым течением меж низких мокрых берегов. Перед самым островом по обоим берегам Кеми тянется моховое болото, утыканное редкими сухими сосенками. Открывающийся вид высокого (около 4 метров) песчаного берега и светлого соснового бора на нем неожиданно радует глаз. Кемь упирается в остров и расходится перед ним на две протоки под прямыми углами налево и направо.
Правая протока узка и длиннее левой, справа есть еще небольшой заросший чернолесьем островок, а основное русло поворачивает налево и с нарастающей скоростью катит к порогу Мальвикия. Порог этот всего лишь быстроток на правом повороте русла, обливняки видны лишь у берегов, а по струе проход чистый. Местные ходят тут под моторами без проблем. 
По совету Игоря из Нов. Юшкозера, мы встали на том месте, где на песчаном откосе из кольев и поперечин сделано подобие лестницы. Место и вправду просто замечательное. Внизу под стоянкой - широкая излучина реки, ветерок сдувает часть гнуса, отличный пляж и полно дров. Я решил стоять здесь две дневки, поскольку, по словам того же Игоря, ниже дер. Шомба Кемь подтоплена новой ГЭС и идти дальше нет смысла. Таким образом, наш маршрут сократился на 30 км и лишился мощных и полноводных нижних порогов. Их теперь уже не пройти никому…
Первым делом мы построили из бревен стол и лавки, устроили бивак и накупались. Потом провели ревизию продуктов и устроили праздник живота. На соль, геркулес, рис, лук и морковь был объявлен коммунизм, но этого добра оставалось несъедаемо много…
На пустом кате под мотором я подвез парней со спиннингами метров на 800 вниз к перекату и вернулся в лагерь. Макс с Таней и Сашей ушел на байде на плес за щуками и сразу вытащил одну штуку на килограмм. Я приготовился было покайфовать на вечернем берегу, но был встречен Васильичем с плохими новостями: после киляния несколько дней назад он крепко замерз (и по-гусарски скрыл это, а зря!) и у него сегодня с утра обострилась старая болячка - аденома. Да так, что ситуация критическая, надо срочно добираться до больницы… В-общем, картина Репина "Приплыли"…
По рации я вызвал с рыбалки Костю, докричался на плес до Макса и созвал консилиум. Моих житейских познаний в урологии хватало, что бы понять серьезность ситуации с учетом уже прошедших последних суток резкого обострения болезни. Макс и Костя, как медики-третьекурсники , прокомментировали ситуацию с профессиональной точки зрения. Оставалось надеяться, что диагноз верен и нет осложняющих факторов.
До ближайшего жилья - дер. Панозеро - было около 30 км по воде, от Панозера до гор. Кемь - еще 140 км грейдера и асфальта. На часах - 20-30, добраться до больницы надо максимально быстро. Расписание движения группы резко поменялось…
Если свернуть лагерь и стартовать незамедлительно, то в Панозере мы будем около часу ночи. Найти в спящей деревне в ночь с субботы на воскресенье трезвого водителя с машиной - задача почти нереальная. Даже если и найдем, то добраться до Кеми ночью можно только часам к 5 - 6 утра в воскресенье. А кто там ждет нас в такую рань в больнице не ясно…
Решили рано залечь спать и рано утром максимально быстро гнать в Панозеро. В Кемь с Васильичем поедут Макс и Костя, как грамотные в медицине и сумеющие найти общий язык с коллегами. Отбой в 23-30. Ребята грустные и озабоченные , но не от облома с дневкой, а из-за тревоги за Васильича. Сам он держиться внешне бодро, но видно, что ему весьма хреново.

20/07/03
Ранний подъем, около 9-00 выход. Идем под мотором в связке с байдами, расцепляясь лишь на перекатах. Мальвикию пролетели по струе, на острове за перекатом - изба, вторая изба - на нижней оконечности острова. Дальше - вялотекущие плесы. 
У о-ва Куннутшуари правая протока хоть и короче, но для ката непроходима из-за каменной перемычки вблизи от ее начала. Левая протока - основное русло более 100 м шириной. 
Перекаты 1 и 2 Шурипая проходимы на моторках, по центру струи - глубокий быстроток, обливных чемоданов не видно. На верхней стрелке последнего в перекатах острова - небольшое место для стоянки. От выхода со второго переката видна деревня Панозеро на правом берегу. Грейдер в Кемь подходит к л.б., через реку - паром с приводом от дизеля на п.б. Некоторые машины оставлены на л.б. у вагончика с вечно пьяным сторожем. Переправа на пароме стоит 60 р., паромщик живет в деревне на п.б. Ширина Кеми здесь - около 300м, а течение - около 5 км/ч.
Мы зачалились на л.б. у начала дороги около 12-00, высадили народ и с Сергеем пошли на кате в деревню, прихватив с собой пьяного сторожа в качестве консультанта по аренде автотранспорта. 
Тариф до Кеми - 600 р, В поселке есть телефонная связь. Утром в пос. Кривой Порог на новую ГЭС ходит вахтовка в 6-30 утра. Один из местных извозчиков, узнав про неотложность поездки, зарядил нас на 800р, я был вынужден согласиться. 
Местный пьяный в хлам мужик на причале, узнав про такую цену, сформулировал свое однозначное и категорическое порицание хапуг и привел мужика лет 60 по имени Феликс. Феликс оказался очень правильным, душевным человеком. Он согласился ехать в Кемь за 600р и привезти наших сопровождающий ребят обратно. Осталось дождаться его на берегу, пока он возьмет машину и документы. Мы вернулись на л.б. к нашей команде, обнадежили Васильича, устроили перекус и стали ждать машину. Вскоре на п.б. появился жадный извозчик (за 800р) и пришлось вновь идти на п.б., что бы его послать подальше. 
Заодно я попробовал найти Феликса, который явно куда-то пропал. Найдя его дом при помощи все того же пьяного, но совестливого мужика на причале, я обнаружил нашего водителя под домашним арестом его жены. Ни на какие переговоры она не шла, Феликс сидел морально убитый, без прав и ключей от машины… Но все-таки мне удалось ее уговорить помочь пожилому мужику в беде, через минут 20 она отдала ключи и документы, проворчала "И не надо денег, лишь бы довезли до больницы и он поправился…". Сердечно поблагодарив женщину, я с Феликсом рванули к берегу. Быстро нашли паромщика - и процесс пошел. Мы с Сергеем перегнали кат на л.б. к группе, выдали денег в дорогу и на больницу и собрали пакет с крупой и прочими лишними для нас продуктами - для Феликса, сверх оплаты. Остальная часть группы должна была пройти до вечера оз. Панозеро, пару порогов и встать лагерем в единственно пригодном для этого месте на п.б. (по описанию) - над порогом Белый. Макс и Костя должны были на обратном пути выйти примерно напротив этого места на л.б. (там грейдер подходит к берегу) и вызвать нас по рации. Васильич был снабжен пайком и вещами в расчете до пятницы, когда мы должны были с ним встретиться в Кеми.
На пароме подъехал Феликс, мы посадили измученного болячкой Васильича и парней - и они умчались на старенькой шестерке. Как потом рассказывали ребята, Феликс шел по грейдеру не ниже 120 км/ч, бешено сигналя встречным и поперечным. Парни всерьез опасались угробиться вчетвером, не доехав до больницы. Но все окончилось благополучно, если не считать пробитого на обратном пути колеса и оторванного напрочь глушителя… Феликс оказался замечательным мужиком, нашел дорогу к больнице, дождался ребят и провез их к магазинам. 
Эти подробности мы узнали вечером, а пока с тревогой в душе за нашего аксакала поделились на экипажи и вышли в озеро. Теперь на Т-3 шла Лена с Саней, два Сереги шли на Т-2, а я на кате шел в девичьей команде с Татьянкой и Сашей. 
В начале озера, на длинном острове под л.б. расположена небольшая часть деревни Панозеро. Основная же деревня стоит на п.б. По дороге от причала парома можно дойти до магазинов - расстояние там не более 500 м.
Выйдя в озеро по руслу Кеми надо брать курс "на 11 часов", пересечь полосу островков и мелей между ними и идти к выходу из озера, оставляя справа небольшой островок с песчаным берегом. На этом острове есть стоянка, но сам он достаточно мал. Нам не был неинтересен еще и потому, что встать лагерем мы должны были значительно ниже.
Сразу на выходе из Панозера Кемь поворачивает влево, течение ускоряется и через пол-километра на правом повороте начинается порог "Пьяный". На атласе Карелии он называется "Ламбилева". Схема прохождения у нас осталась прежней - кат шел первым, отмашками показывая путь байдам (одна рация уехала с ребятами и от второй толку не было). Пьяный порог достаточно глубок, чтобы не опасаться обливняков. По струе кат шел быстро и легко, носовые матросы Таня и Саша грамотно гребли (для первого раза настоящей гребли у Танюшки получалось неплохо!). 
На выходе их Пьяного река разливается влево большим заливом и мельчает, поперек русла лежит каменная гряда, чуть прикрытая водой. далее - плавный левый поворот и перекат длиной около полукилометра. Его кат шел под мотором, поскольку по руслу мелкосидящих камней не наблюдалось… Байды тоже прошли перекаты без проблем, получив удовольствие от хорошего течения и небольших бочек.
Перед правым поворотом на п.б. видны выходы гранитной плиты - там мы и встали на стоянку. Это единственное пригодное для стоянки место на участке от Панозера до порога Белый, который начинается сразу на правом повороте и тянется около 3 км.
На выходе из Белого невозможно не заметить заброшенную стройку очередной ГЭС на Кеми - Белопорожской. С левого берега в реку вдается метров на 70 огромная недостроенная дамба, а сам берег изуродован огромным карьером.
Итак, мы в уменьшенном составе встали лагерем над порогом Белый. Поставили на наклонной плите три палатки из пяти, устроили сидушки из бревен и стали ждать наших парней… Около 18-00 я включил рацию и почти сразу услышал вызов Кости. Сигнал был слабый, значит ребята были довольно далеко. Мы с Костей попытались выяснить: видим ли мы одни и те же ориентиры на берегах реки с наших точек, но на Белом пороге река делает несколько плавных поворотов - и общих ориентиров мы не видели. Значит, они вышли на берег километра на 3 - 4 ниже нашего лагеря. Берега Кеми в этих местах плохо приспособлены для прогулок, поскольку к реке выходят моховые болота, стекают ручьи и местами берег порос густым заболоченным лиственным подлеском.
Я попросил Костю внимательно слушать и выстрелил из ружья. Костя едва услышал выстрел сквозь шум порога… Да, парням предстояла некороткая прогулка. Спустя короткое время слышимость улучшилась, и из разговора с Костей я с изумлением понял, что парни идут втроем с Васильичем - ему оказали необходимую помощь и в больницу не положили… 
Около 20-00 Костя вызвал по рации катамаран - наши пешеходы уже стояли напротив лагеря. На пустом кате со старшим Серегой мы быстро пересекли быстрину над порогом, забрали пешеходов (Васильичу Костя сделал двухметровый посох, с которым тот смотрелся очень солидно), а на обратном пути я забыл открыть подачу топлива в карбюратор - и движок заглох на быстрине прямо над входом в порог… Груженый кат собрался было уйти в Белый, но движок все же ожил и мы благополучно переправились на наш берег, где и устроили пир со свежим хлебом и пивом. Лишь Васильич был ограничен в питье - с целью лучшей выживаемости вдали от больницы… Ребята долго рассказывали о своих приключениях по дороге в Кемь и обратно, Васильича было не узнать - к нему вернулся оптимизм и возможность улыбаться.
Традиционно вечером половили рыбу и сварили уху. Под уху развели и приняли, тоже традиционно. Все были рады оказаться снова вместе.
Заканчивалось воскресенье, до пятницы у нас оставалось 4 дня и один короткий переход до пос. Шомба. Намечалась сверхдлинная дневка… 
По причине тесноты и кривизны поляны, Макс с Костей не ставили свою палатку, а улеглись в моей, Танюшка при этом перебралась в палатку к Саше и Сергею. Среди ночи бедный Костян не выдержал храпа соседей (якобы моего) и пинков Макса и уполз к Саше, Сереге и Тане. Там он свернулся с краюшка и начал дико храпеть - видимо, в отместку за бессонные пол-ночи. Так что наутро были долгие разборки с пинающимися и храпящими соседями…

21/07/03
Утро было поздним и жарким. Народу было лень вставать - и все упрели в закрытых палатках до состояния паровых котлеток. Я снял тент, открыл свою палатку - и мне открылись две дрыхнушие полуголые тушки - совершенно коричневый Серега-Максимка и бледно-розовый Макс. Душераздирающее зрелище!
После общего подъема народ еще долго бубнил по поводу храпящих и пинающихся соседей, но самого виноватого так и не нашли. Я с Леной пошел просматривать начало порога и купаться, народ спросонья медленно собирался и упаковывался. 
Наши студенты-доктора Макс, Костя и Сергей ("голубые миски") все время отличались отменным аппетитом и Лена заботливо подкладывала им порции побольше, а добавки погуще, за что была произведена в звание "Мать Тереза". 
Вышли мы не рано. Васильич шел на кате, сидя на гермах подальше от воды, Танюшка - левым носовым матросом, Саша и Сергей - на правом баллоне. Серега-Максимка перебрался в Т-3 к Лене и Саньке. Макс и Костя - как обычно, на Т-2.
Порог Белый - веселая глубокая текуха с редкими торчащими обливняками. Кат шел без мотора и в-основном лагом. Ловили валы, купали то один, то другой баллон в бочках и фотографировались. Валы и бочки небольшие, максимальные не превышают метра. Зато их полно по всей длине порога. Напротив недостроенной дамбы порог заканчивается и далее Кемь течет со скоростью около 4 км/ч до пос. Шомба. Ниже начинается стоячий подтопленный участок до Кривопорожской ГЭС. 
Километрах в двух ниже дамбы Кемь делает плавный правый, а затем - левый повороты и на л.б. двумя километрами ниже видны строения Шомбы. В этом поселке раньше жило до 3000 человек сплавщиков, а теперь - разруха и запустение. Народ в количестве не более 30 человек живет лишь летом ради огородов, убогие дома полуразрушены, электричества и связи нет. Рядом проходит шоссе Калевала - Кемь, по которому автобусное движение почти прекратилось. Есть в поселке магазинчик в частном доме, но за четыре дня хлеба мы там не видели. Есть пиво, консервы, крупы и пряники-печенье. Посетив Шомбу и узнав все это, мы вернулись на пару километров вверх по течению и встали на поляне л.б. Правый берег порос лесом, а береговая линия изрыта старыми окопами, огневыми точками и блиндажами. Блиндажи устроены очень капитально: перекрытия в 4 - 5 накатов, а сверху навален слой крупных камней. На реку из под кустарника через каждые 100 метров недобро смотрят полузаросшие амбразуры.
Поскольку встали мы на четыре дня, то построили из плавника капитальный стол и лавки, поставили на заброшенном покосе палатки и подняли над лагерем флаг России. 
Так началась изнурительная затяжная дневка.
Купание, еда, рыбалка, уха, и игра в крокодила сменяли друг друга, нещадно палило солнце и кусались слепни… Спать днем уже не было сил. Обжорный вечер - тушка с макарами - добил нашу жизненную активность. Все опять перемешались по палаткам, лишь Васильич жил, как приличный человек - на своей жилплощади. Наутро мы с ним собрались в фельдшерский пункт пос. Кривой Порог - ему снова стало хуже…

22/07/03
С утра я с Васильичем отправились в Кривой Порог. До Шомбы нас подбросили на кате Костя с Сережкой, мы взяли рацию для вызова ката за нами на обратном пути и пошли на шоссе ловить транспорт.
Автобусы на Калевалу из Кеми ходят по четным дням, обратно - по нечетным. Значит, нам попасть на автобус сегодня не судьба… Рано утром ходят вахтовки с рабочими на ГЭС из Панозера, но они уже прошли. Полтора часа мы просидели на обочине, пока не тормознули маршрутку Калевала - Петрозаводск, которая ходит через день. 
За 20 руб. с человека проехали 30 км до Кривого Порога и отправились искать медпункт. Он, конечно, был закрыт и пришлось нанести визит местной фельдшерице на дом. Васильич - на пределе…После моих долгих уговоров фельдшер с соседкой-медсестрой отправились в медпункт и больной попал в умелые женские руки. Эти добрые женщины дали нам с собой комплект инструмента и медикаменты, что бы наши медики Костян с Максом могли проделать то же самое в полевых условиях.. Васильич был спасен до окончания похода. 
Мы с ним на радостях прикупили местного круглого хлеба, сыра, лимонада и жидкого хлеба (пива). Тут же у магазинчиков я подписал на выброску группы фургончик Форд с водителем Николаем. Обратно мы добрались на попутном МАЗе довольно быстро, водитель деньги не брал - пришлось настаивать. Из лагеря вызвали по рации кат " - Дятел, дятел, я дупло, прием!", дятлы отзываются, и часам к трем дня мы на базе. Народ недавно проснулся, но на призыв строить баню живо реагирует. 
Баня удалась! Даже хватило пива, что бы поплескать на каменку. Сколько заходов сделали в баню - вспомнить трудно, но все это было аккуратно зафиксировано на две видеокамеры сразу Танюшкой и Сашей. Каменка даже после снятия тента долго шипела…
Рыбалка шла непрерывно весь день, а вечерами пятеро парней со спиннингами и я на моторе бороздили прибрежные пространства, доставая из реки окуней и щук. 
В ночь с 22 - го на 23 -е Сашей и Таней был устроен День Мужика. Свежевымытые в бане мужики азартно пачкали друг другу физиономии углем, валялись на траве, ртами надували и попами давили наперегонки воздушные шарики, пели песни с теннисным мячиком за щекой… И все это с подачи и под контролем наших очаровательных девушек и под объективом видеокамеры.
Страсти улеглись часам к двум ночи.

23 и 24/07/03
Напряженная многодневная дневка включала в себя полный коммунизм на продукты, регулярную вечернюю и утреннюю уху, рыбалку, купалку и загоралку, пешую экскурсию в магазин Шомбы, отвальную вечером 23-го (потому, что накануне отъезда надо было отбиться пораньше), и, наконец, разборку и укладку байд. Наши доктора успешно врачевали Васильича, чему он был несказанно рад. 
Особым трудовым подвигом надо бы назвать замес 2 кг блинной муки и изготовление в последний день Матерью Терезой и мною неимоверного количества оладий на небольшой сковороде. Процесс длился с раннего утра (10 часов) до позднего полудня (16 часов). Готовые оладьи не залеживались, а когда они шли с трудом - прохождение улучшали сгущенкой. 
Все продукты ухомячить нам все же не удалось, и часть их вручили проплывавшим мимо местным мужикам. 
Нас просто поразил их вопрос о флаге над лагерем: "Чо за флаг, мужики?? Чо, правда наш, российский?!!" Мы молча офонарели от такого искреннего их изумления…
На последней игре в крокодила Танюха довела всех до колик, пытаясь показать слово "Шмырзик" (так звался катамаран доктора Щербака в прошлогоднем походе). Она показала слова "доктор", "очки" и "помидоры" - после этого все хором закричали "Щербак!!". Дальше догадаться было несложно. А все потому, что Доктор носит очки, а его неудержимая любовь к помидорам (в гастрономическом плане) давно и прочно вошла в народный эпос. 
Отбой в 23-00 по случаю завтрашней ранней выброски в Шомбу.

25/07/03
Подъем в 5-30, чай, печенье. На реке - фантастические клубы тумана под утренним солнцем, трава вся в росе. Грузим на кат байды, гору рюкзаков, садимся с Васильичем, Максом и Серегой и отбываем по направлению к Шомбе. Остальной народ с остатками рюкзаков топает пешком. 
До Шомбы долетели быстро, разгрузились к 6-30, и я решил забрать пеших ребят на пустом кате. Тропа по берегу идет по высокой росистой траве, а местами - просто по заболоченной низине. Ребята бы намокли по пояс и измазались в грязи. Опять пригодилась радиосвязь - на мой вызов Костя с народом вышел на берег и я забрал всех на катамаран.
В 7-00 я уже шел на шоссе встречать машину, а ребята заканчивали разбирать катамаран. Раскидали и сдули кат за рекордный срок - 30 минут. Со стороны это напоминало нападение толпы муравьев на толстую гусеницу. При этом ничего не потеряли в траве и не забыли на берегу! 
Пока я караулил микроавтобус на шоссе, он прокрался на берег другой дорогой и встал под погрузку. Если бы не рация - долго стоять бы мне на трассе…
Прощальное фото на берегу всей командой - и мы едем. По дороге сделали остановку в Кривом Пороге - пошли посмотреть на новую ГЭС и море. Подпор воды метров 40, ширина моря - около 3 км. На 30 км вверх по реке - затопленный по берегам мертвый лес, местами - скальные выходы. Идти по этому морю точно не имело смысла…
Пауза на ГЭС затянулась на полтора часа - водитель решал свои проблемы в поселке. Потом ребята в фургоне всю дорогу вповалку спали, а я и Васильич в кабине вели светскую беседу с водителем Николаем. До Кеми доехади к полудню.
Перекинули барахло в здание вокзала, сходили с Васильичем и Костей в расположенную неподалеку поликлинику (там человечный и грамотный хирург быстро оказал помощь, несмотря на отсутствие медицинского полиса у Васильича), просушили кат и палатки на футбольном поле местной школы. Культурная программа типа "молоко, плюшки, пиво, и мясо" продолжалась до прибытия поезда в 19-30. Особенно порадовала нас реклама пива на привокзальной площади: "Наконец-то Васильич в Кеми!" - это сорт пива у них "Васильич". 
Поезд, как всегда, опаздывал, вагон у нас был первый, но находился в конце состава. Удивительно - но факт: мы перенесли все наше барахло вдоль поезда за одну ходку. В памяти осталось лишь то, что на мне ехал катамаран, чей-то рюкзак и что-то еще… Запихнулись в вагон мгновенно. Опыт и выучка личного состава выросла неимоверно!
Макс со старшим Серегой успели купить кучу банок холодного пива. Это здорово скрашивает жару и духоту плацкартного вагона после погрузочных мероприятий!
Потом - общие разговоры допоздна, а у меня - ощущение пустоты финиша… Еще один маршрут превратился из ожидаемого в пройденный. Пора думать о следующем. А впереди - 50 недель без дальних походов.
А в разговорах команды о следующем сезоне все чаще звучит слово Алтай. И мне это нравится!

Пороги, стоянки, транспорт

Заброска - от ст. Надвоицы, около 120 км до нового моста. Большая часть пути - асфальт.
Заказ по тел. или эл. почте - Александр Зотин. Нам на 10 чел. + кат и две байды обошлось в 4300 р.
Стапель - у нового моста на 300м выше Андроновой горы, став для катов - на л.б. в 100м от моста.

Пороги, заслуживающие названия порогов и внимания (IMHO) на Чирко-Кеми: Хауда, Кривой, Тахко-Падун, Нуккут, Рокконен, Олений (на входе), Лоухи. На Кеми: Куарокоски, Белый. На катамаране все они могут проходиться сходу, но просмотр доставляет эстетическое удовольствие :). Для байдарок неприятны характерные для Чирки мелкосидящие обливные "чемоданы" с плоским верхом, плохо читаемые с наплыва.

Стоянки, оцененные нами
На Чирке:
- сразу за Хаудой - 2 поляны на п.б. (популярны среди местных) - 4 балла; 
- на плесе ниже Кривого и Тахко - на л.б. в средней части плеса (пляж) - 5+, на п.б. на 3/4 плеса и пляжик на л.б. в окончании плеса (за 4 км до впадения Няугу) - 5+; 
- в районе впадения Растаса - на высоком сосновом л.б. - 4; 
- в нижней части пор. Нуккут - на п.б. изба и в глубине от берега - поляна - 5; 
- перед о. Старое Сосно - на п.б. - "поляна сказок" с идолами - 5+ ; 
- в правой протоке от Ст. Сосно - каменный пупырь и поляна на п.б.- 4; 
- у входа в Рокконен на п.б. небольшая поляна - 4;
- за Лоухипорогом на п.б. песчаный откос и "футбольное поле" - 5+; 
- далее до Борового - полно мест на обоих берегах; 
- ниже Борового - изба и полянка на п.б. за пор. - 4-.
На Кеми: 
- на п.б. второго острове в пор. Роппомо - 4; 
- в протоке на оз. Роппомо (300 м от Кеми) - изба и поляна - ?; 
- на о. Мологосари ("Бояры") - на 100 м влево от места, куда упрешься, идя прямо по реке (лестница на высокий песчаный откос) - 5+++; 
- на о.Мологосари - изба на п.б. левой (основной) протоки, сразу за перекатом Мальвикия - ?; 
- на нижней оконечности о. Мологосари со стороны левой протоки - изба - ?; 
- за 1 км до о-ва Куннутшуари на п.б. - хилая стояночка - 3; 
- на первом острове в пор. Шурипая - тесная стоянка на верхней стрелке - 3; 
- на выходе из Панозера слева от курса в русло Кеми - "о-в туристов", но места мало и непонятно, что с дровами - 4; 
- перед пор. Белый - на п.б. скальный выход перед правым поворотом, поляна - 4; 
- ниже Белого - за 2 км до Шомбы на левом повороте на л.б. старые покосы, стоит наш стол и лавки - 5.

Антистапель и отъезд 
- на п.б. за а/м мостом в Боровом; 
- в дер. Юшкозеро у а/м моста; 
- в дер. Новое Юшкозеро на п.б. ниже пор. Куарокоски; 
- в дер. Панозеро на л.б. у паромной переправы; 
- в пос. Шомба на л.б.

Выброска до Кеми: на трассе Калевала - Кемь автобусы ходят через день (четные - из Кеми, нечет. - в Кемь), попуток крайне мало, от Панозера до Кривого порога ходят вахтовки, на частнике от Панозера - 600 р за 140 км, от Шомбы можно съездить в пос. Кривой порог и там найти машину на группу. В Кривом пороге - Николай с Фордом-фургончиком, тел 8-921-7268860 (лучше кинуть SMS-ку, т.к. прием ненадежный) или домашний Кемский (258)-33793. Нам выброска стоила 1000 р. 
Связь - в Боровом телеграф и телефон (от 16-00), в Панозере - телефон.

Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана Чирка-Кемь и Кемь - взгляд с ленивого катамарана


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию