Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Отчет о водном походе второй категории сложности

Отчет о водном походе второй категории сложности

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2005
Категория сложности: II
Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Автор: Фрох Э. В. (Москва)
Руководитель: Фрох Э. В. (Москва)

Турклуб "Перово"

Содержание:
  1. Сведения о районе путешествия;
  2. Паспорт похода;
  3. Основные препятствия;
  4. Общая идея похода;
  5. Подъезды и отъезды;
  6. Аварийные сходы с маршрута;
  7. График движения;
  8. Состав группы, экипажи;
  9. Погодные условия;
  10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша;
  11. Хронометраж и действия группы;
  12. Финансовые затраты;
  13. Итоги, выводы, рекомендации
1. Сведения о районе путешествия

Маршрут проходит по восточной части Северной Карелии. Отсюда – природные особенности:

- достаточно непостоянная погода – маршрут заканчивается на берегу Белого моря;

- болотистая местность – обилие кровососущих насекомых в середине июля;

- растительность – ель, сосна, береза;

- ягод в середине июля еще нет, лишь в последние дни появилась черника, чуть позже начинаются грибы, морошка, брусника;

- в реке достаточно много рыбы – сами не ловили, но у других групп видели.

Река, как и район, пользуются популярностью у туристов. Многие путешествуют по системе озер, связанных с Энгозером. Из Энгозера вытекает еще одна река, также впадающая в Белое море – Воньга. Между Воньгой и Калгой находятся еще 2 реки – Кузема и Поньгома. В целом, Калга, пожалуй, самая мощная из всех, для байдарок – ближе к 3-й к. с., для катамарана – хорошая, сильная 2 к.с.

2. Паспорт похода

Район путешествия – Россия, республика Карелия, северо-восток.

Вид туризма – водный.

Маршрут – по реке Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша (Белое море).

Средства сплава - катамаран-двойка – 1 шт., (1000 л), байдарка "Истра" - 1 шт.

Категория сложности – 2 (для катамаранов) и 2 с эл.3 (для байдарок).

Время похода – с 15 по 24 июля 2005 года.

Продолжительность похода: 9 дней, из них

Подъезд/выезд поездом – 3 дня.

Выезд из пос. Калгалакша – 0,5 дня.

Стапель – 0,5 дня.

Ходовых дней – 4,5.

Полудневки – 0,5 дня.

Протяженность маршрута – 74 км.

Уровень воды в реке – выше среднего, но постоянно падал.

Количество участников похода – 4.

3. Основные препятствия

пор. Утюг (3 к.тр.) – мощный порог с падением, заканчивающийся автомобильным мостом

пор. Грива (3+ к. тр.) – Двухступенчатый порог. Представляет собой хаотично набросанные камни, с падением. В конце остров, за ПП – крупный камень жандарм.

пор. Коверкоси (Голяновского) (3 к. тр.) – слаломный порог, первая ступень достаточно короткая и простая, вторая – более сложная и протяженная. Страховка с берега затруднена – почти везде есть камни, за которые может зацепиться спасконец

пор. Офицерский (3+ к. тр.) – двухступенчатый порог. Первая ступень – трек вдоль ЛБ, справа камни, бревна, затем уход к центру реки. Между ступенями удобное улово для страховки с воды. Вторая ступень – хаотично разбросанные камни, падение, достаточно протяженная

Категории указаны для каркасно-надувных байдарок.

4. Общая идея похода

Долго искали речку, достаточно несложную, чтобы можно было взять байдарку, а руководителю – совершить руководство. И чтобы посмотреть северную природу. Первоначально рассматривали уральские реки – однако от идеи пришлось отказаться из-за достаточно большой протяженности – у нас было всего 9 дней Москва – Москва. Рассматривали реки Южной Карелии и Карельского перешейка, однако отказались в пользу Северной Карелии. Наконец, была выбрана Калга – не очень протяженная, в меру сложная, но и не очень сильная река

5. Подъезды и отъезды

На ст. Энгозеро из Московских поездов останавливается только 382-й. Есть информация, что останавливается и поезд Вологда – Мурманск. Подробное расписание можно узнать на сайте http://rzd.ru. До озера можно дойти через поселок – всего минут 15-20, от станции предлагали довезти до озера за 300 р., мы отказались. Идти надо по улицам поселка, придерживаясь юго-западного направления. Лучше стапелиться южнее поселка – там, где начинается лес. Также можно доехать к пор. Утюг – 6 км от Энгозера, однако идти его без раскатки на байдарках не рекомендуется. Также некоторые группы начинают маршрут с Амбарных озер.

Из пос. Калгалакша уехать вполне реально. Хотя официально автобус ходит 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница в 11-00 от сельсовета (синее здание с флагом), можно договориться почти на любое время. Для этого необходимо найти местного зам. председателя – северо-восточная часть поселка, новый дом с красной (под черепицу) крышей. Стоимость на группу с багажом – 1200 р., ехать около полутора часов. Также ряд групп удлиняют маршрут за счет морского участка (до Куземы).

Хотя у нас и были билеты от ст. Энгозеро до Москвы (382-й поезд уходит в 5-26), дабы избежать ночного общения с местным населением мы уехали электричкой Лоухи-Кемь в Кемь (отправление в 15-37, до Кеми). Еще 1 плюс посадки в Кеми – поезд стоит 20 минут, можно спокойно загрузиться, проводник точно не проспит. Да и с билетами проще (тем кто не покупает их заранее) – здесь останавливаются 4 московских поезда. С магазинами (продукты в обратную дорогу), в Кеми тоже лучше, однако за 14 часов мы так и не нашли хлеба.

6. Аварийные сходы с маршрута

К пор. Утюг с севера от Энгозера подходит дорога. Ничего о ее оживленности сказать не можем, однако идти по ней явно проще, чем по лесу.

К югу от ж/д моста через Калгу есть станция, на которой 2 раза в сутки останавливается электричка – утром и около 4 часов дня

В конце Пиртозера на левом (северном) берегу есть дорога из Энгозера в Калгалакшу. В случае необходимости выброски – либо внимательно смотреть – видны столбы с проводами, либо чалиться на ЛБ на выходе из Пиртозера на каменном мысу – 200 м. на север до дороги. Дорога достато оживленная, транспорт ходит иногда даже несколько раз в час.

Над перемычкой верхнего Амбарного озера идет дорога, она используется редко, однако если пойти по ней на север, то она выведет к дороге на Энгозеро.

Незадолго до Калгалакши дорога пересекает реку. Здесь можно сойти в случае неприятностей на пор. Офицерский.

7. График движения

ДатаУчастокСпособ передвиженияКмОсновные препятствия
15/07г. Москва -поезд1466 – за 2 дня-
16/07ст. Энгозеропоезд-
17/07

пос. Энгозеро – оз. Энгозеро

-

оз Песчаное

Пешком

 

сплав

1,5 км

 

6 км

-

 

пор. Шлагбаум

18/07м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в концесплав18 кмПор. Утюг
19/07м.н. – Нижн. Амбарное озеросплав16 кмПор. Грива
20/07м.н. – оз. Калгозеросплав18 кмПор. Коверкоси (Голяновского)
21/07м.н. – пос. КалгалакшаСплав16 кмПор. Офицерский
22/07

Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро

г. Кемь

Автобус

 

Электричка

45 км

 

111 км

-
23/07г. Кемь -ПоездЗа 2 дня – 1355 км-
24/07г. МоскваПоезд-

8. Состав группы, экипажи

№ п/пФамилия, имя, отчествоГод рожденияТуристский опытОбязанности в группеРаспределение по средством сплава
1Фрох Эдуард Викторови1985

3У – р. Малка

3У – р. Аксаут

Руководитель

Медик

Кат-2, капитан
2Ушков Николай Евгеньевич1990

3У – р. Аксаут

3У – р. Умба (без справки)

Снаряженец

Реммастер

Байдарка, капитан
3Алтухова Екатерина Александровна1983

3У – р. Умба (без справки)

ПВД

Завхоз

Фотограф

Байдарка, матрос
4Туров Антон Александрович1985

3У – р. Кутсайоки (без справки)

ПВД

Хронометрист

Метеоролог

Кат-2, матрос

9. Погодные условия

ДатаУчастокПогода
15/07г. Москва -Переменная облачность, дождь
16/07ст. ЭнгозероЯсно, +25
17/07пос. Энгозеро – оз. Энгозеро - оз ПесчаноеЯсно, ночью + 18 Днем +28
18/07м.н. – оз. Пиртозеро, мыс на ЛБ в концеУтром небольшой дождь, Во второй половине дня ясно +23
19/07м.н. – Нижн. Амбарное озероЯсно, +25
20/07м.н. – оз. КалгозероУтром переменная облачность, потом – ясно, +23
21/07м.н. – пос. КалгалакшаПасмурно, +16
22/07Пос. Калгалакша- ст. Энгозеро – г. КемьПасмурно, +14
23/07г. Кемь -Ночью дождь +9, днем переменная облачность, +17
24/07г. МоскваЯсно + 22

10. Лоция реки Калга от пос. Энгозеро до пос. Калгалакша

Вода выше средней.

№ п/п Категория катамаран/ байдаркаРасстояние от предыдущегоОриентирыОписания
-Оз. Энгозеро---К югу от поселка есть мыс, на нем гарь, которая достаточно хорошо видна. Курс на правую ее часть, обогнуть мыс, за мысом влево, затем идти, периодически оглядываясь направо-назад. Речка достаточно широка на выходе из озера (около 30 м) См. сх. №1
1Пор. "Шлагбаум"2/2+2,5 кмПосле длинного плеса река уходит влево, в правых протоках заломы, в самой левой проход, видно падение, слышен шумРазрушенный мост на лесовозной дороге. Крайние пролеты завалены бревнами, проход только по центральной. После входной шиверы небольшое падение, затем надо вписаться в единственный пролет (чуть более 2,5 м) В малую воду заход будет затруднен камнями, в нашу воду – все обливные Осмотр, обнос по ЛБ Стоянка на ПБ за порогом
-Оз. Песчаное-Сразу за №1-После выхода из № 1 на востоке виден песчаный пляж (стоянка). Надо взять чуть правее него
2За озером начинаются разбои и перекаты1--Местами мелко, особенно в низкую воду. Держаться самой полноводной протоки
3Пор. "Утюг"2/3-Остров, поросший деревьями, шум, видно падение, вдали виден автомобильный мост. Осмотр по обоим берегам, страховка - слеваПравая протока загорожена, заход слева, мощная бочка, камни, уход в правый пролет моста Осмотр – обязателен, обнос по ЛБ
4Разбои, перекаты-200 м.-Осторожно, местами деревья перегораживают ? русла реки
5Сваи и ж/д мост150 мВидны с водыЖелательно осмотреть по обоим берегам, зачалившись на ЛБ – сначала идет ряд свай, местами бревна, самый чистый проход – 2-й и 3-й участок слева. Под мостом в центральный пролет, уходя от опоры и свай.
6Разбои-100 м-Придерживаться самой полноводной протоки. Смотреть под воду – есть бревна. Посередине ЛЭП
7Порог2/3-Слышен шум, видны барашки, река из болота переходит в лесРекомендуется просмотр по ЛБ, там же стоянка. Множество камней
8Перекаты-200 м-Особой сложности не представляют, следить за ориентирами №9
9Пор. "Три Сосны"1/2-В центре реки появляется остров, поросший березами и соснами, правая протока завалена бревнамиОсмотр с воды, для осторожных – по ЛБ, проход по левой протоке
-Река переходит из леса в болото, разбои----
10Порог2/2+-Река снова переходит в лесПеред порогом – стоянка на ПБ, если надо – осмотр там же
-Оз. Поригозеро--Идти, оставляя островки справа до залива, заросшего тростником На впереди 2 острова, между ними- большой комель, обойти их слева, впереди – каменный мыс со стоянкой, за ним – продолжение реки, См. сх. №2
112-х ступенчатый перекат----
12Разбои, в конце - перекат-/1---
-Безымянное озеро---По нему вправо и до конца, Озеро сильно заросшее
13Шивера1/2-На выходе из озераНичего сложного, камни
14Перекат-50 м--
-Река сильно петляет по болоту, в конце – оз. Пиртозеро----
-Оз. Пиртозеро---Острова оставлять слева, в конце на ПБ – хорошая стоянка, на ЛБ – видны столбы, дорога Энгозеро – Калгалакша, на мысу есть стоянка похуже – близко к дороге, рядом болото, лучше пройти до № 15 или чуть дальше
15Перекат- На выходе из озераПо краям реки – бревна, на ЛБ – стоянка (рядом дорога!)
-Разбои----
-Маленькое круглое озеро---Выход – чуть левее чем вошли. В конце на ЛБ стоянка
16Перекат----
17Пор. "Грива"2+/3+20 мНа ЛП на ПБ футболка на отдельно стоящей березе, справа- маленькое болотце, впадает ручеек. Футболка видна еще до №162 Ступени: 1-я ступень – много камней, падение, бочки, 2-я ступень – сначала остров с деревом, ПП на 90 градусов, камень-жандарм, камни на выходе Осмотр, обнос по ПБ. Чалка до березы с футболкой в болотце в устье ручейка Стоянка на ПБ на пороге, стоянки по обоим берегам за порогом
-Озеро-700 м-Идти влево – до деревянного моста, потом под мост
18Мост1--Ничего сложного, проход во 2-й пролет справа, на катамаране надо пригнуться
-Верхнее Амбарное озеро---Идти прямо, до ярко выраженного мыса на ЛБ, после него во 2-й залив налево. После выхода во вторую часть озера налево почти до конца, там будет протока направо См. сх. №3
19Перекат-/1--Соединяет Верхнее и Среднее Амбарные озера
-Среднее Амбарное озеро---Держаться вдоль ЛБ, там выход
-Нижнее Амбарное озеро-50 м-После выхода слева мыс, на нем хорошая стоянка, держаться правее мыса
20Шивера "Неприятная"1/ 2+-На выходе из озераПросмотр затруднен- болота по обоим берегам в начале. Очень мелко по любой воде. Держаться ближе к ПБ, иногда уходя в центр. За шиверой – по обоим берегами стоянки
-Остатки съезда на лед----
21Завал у ПБ, камни в русле-200 м-Проход слева
22Порожек-70 м-Кривая струя на ПП
23Порожек-100 м--
24Порог2/2+50 м-На ПБ стоянка, в пороге несколько бочек подряд, в конце река делает небольшой левый зигзаг (влево-вправо), перед ним ближе к ПБ каменистая отмель, сразу за ней № 25
25Порожек1/1+20 мНа зигзаге за №24-
26Порог "Коверкоси" (Голяновско-го)2+/330 мОриентиры нечеткие!!!Небольшое сужение реки со стороны ПБ, с воды неясно, что дальше, на ПБ небольшая лужайка, дальше лес. После первой ступени (40 м) на ПБ виден камень с табличкой, река уходит чуть левееПервая ступень достаточно короткая и несложная, больше напоминает перекат. Небольшое улово, на ПБ видна табличка. Река уходит чуть левее, делает небольшой ПП. Слалом между камней, бочки, под ПБ в воде полощется березка. В конце ПП, проход по центру между камней Осмотр, обнос – ПБ, Чалка на лужайке перед порогом
27Плавучий завал-600 м-Под завал не утягивает, течения нет, Завал появляется за резким ЛП, байдарка медленно вполне может пройти, катамаран лучше обнести, хотя, по информации параллельной группы, можно и пройти (как – непонятно)
-оз. Калгозеро-700 м.-Держаться вдоль ЛБ, Слева – стоянка. В конце озера стоянка на каменном мысу, левее нее еще 2 стоянки похуже. Рядом – залив налево, он делится на 2 части, идти в ту, которая левее
28Перекат-400 м.--
-Левый приток-200 м.-Сильно заболочен
29Порог2/2+400 мДо и под мостомПросмотр проблематичен – заболоченность, линия движения читается с воды, навал на опору моста
30Порог1/2200 м.После неболь-шого ЛПНичего сложного, может быть мелко. Середине островок, слева, вроде, поглубже
31Порог1/2100 м.-По струе слева
32Порог1/2200 м.-Мощная прямая струя, в конце могут быть камни
33Порог "Короткий"2/3150 м.ПП, на ЛБ хорошая стоянка. Сильный шум, видна мощная струяДлина порога – 30 м, Сильная струя, в конце несколько бочек. Осмотр, если нужен, с ЛБ – там хорошая стоянка Порог очень выражен, после него следует начинать внимательно считать препятствия и смотреть ориентиры до №38
34Перекат-70 м.--
35Порожек-120 м.--
36Порог2/3100 м.У ПБ – остров, поросший деревьями, за ЛП – шум, впереди видны камниЧалка до ЛП, просмотр желателен – в русле могут быть бревна. Внизу что-то типа каменистого острова
37Перекат-30 м.--
38Пор. "Офицер-ский"2+/3+80 м.Виден резкий ЛП, на ПБ- береза с футболкой, впереди – камни, на них - бревноСложный порог. 1-я ступень(100 м) – заход под ЛБ, почти под берегом уйти от бревна, слалом между камней. Между ступенями- улово (страховка), затем 2-я ступень ( 400 м).слалом между камней. Просмотр – по ЛБ, чалка до ЛП. На ЛБ – стоянка
39Перекат-100 м--
40Мост дороги Энгозеро- Калгалакша-/170 мВиден с водыБайдарку – в любой пролет, катамаран лучше справа, за мостом на ЛБ стоянка
-Разбои---Выбирать достаточно полноводные, стараться держаться правее, В разбоях попадаются сети
-Река сходится в единое русло, по берегам - болотца---Большая сеть через всю реку, достаточно длинная, чтобы не порвать, прижимаемся к болоту справа
41Шивера "Примор-ская"-/140 мЗа ней- остров, идем справа от негоЗа островом – оз. Домашнее, видна Калгалакша, есть стояки и в Белом Море (за мостом), есть стоянка слева перед заливом

11. Хронометраж и действия группы

15 июля

19:30. Сбор на Ленинградском вокзале.

20:45. Отправление поездом №382.

17 июля

0:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

0:35. Пошли в сторону оз. Энгозеро.

0:55. Пришли на оз. Энгозеро.

2:00. Закончили рубить раму.

2:15. Пришел лесник, проверил маршрутную книжку, наличие спиннингов, увидев срубленную раму, снял с нас 300 рублей (как выяснилось позже, это здесь стандартная ставка с группы), после чего стал давать советы.

5:00. Окончание стапеля.

5:25. Выход.

6:20. Обогнули мыс с гарью.

8:05. Вошли в речку.

9:50. Зачалились перед пор. "Шлагбаум", просмотр, подготовка страховки.

10:05. Выставлен человек у захода в пролет моста, фотосъемка. Катамаран проходит практически чисто – на входе у капитана чуть закусило весло, в результате чего рамой чуть задели правый край моста. Катамаран встает на страховку за порогом, проходит байдарка – на входе сели на обливной камень, слезли с него без последствий, далее прошли чисто.

10:25. Зачалились на ЛБ за порогом, встали на стоянку.

Обедаем, отдыхаем.

13:30. Легли спат.

18:00. Проснулись. Приготовление ужина, небольшой ремонт байдарки и катамарана.

22:00. Отбой.

18 июля

8:00. Подъем, завтрак.

11:25. Вышли.

12:01. Пересекли оз. Песчаное.

Разбои, перекаты.

12:27. Пор. "Утюг".

Осматриваем по ЛБ. Выставляем фотосъемку на мосту. Решено идти следующим образом: катамаран проходит верхнюю часть, чалится у ПБ выше остатков старого моста, страхует байдарку. Однако, когда катамаран прошел верхнюю часть и зачалился у ПБ, экипаж байдарки решил отказаться от прохождения. Катамаран проходит до конца, обносим байдарку.

12:54. Обнесли байдарку, идем дальше.

Начинаются разбои, в которых встречаются перекаты.

13:30. Виден ж/д мост, сваи перед ним.

Осматриваем сначала с ЛБ, потом переходим на ПБ по ж/д мосту, осматриваем с него.

14:00. Проходим.

Разбои.

14:12. Видна ЛЭП.

14:22. Порог №10. Осматриваем с воды, идем.

Несколько перекатов.

15:10. Пор. "Три сосны". Осмотр с воды, проходим.

Река переходит в болото.

15:45. Окончание разбоев. На ПБ – группа с несколькими байдарками. Перекат.

16:00. Встали на обед за перекатом.

16:25. Закончили обед.

16:35. Вышли в Поригозеро. Оставляем всеи острова, кроме последних двух справа.

17:35. Окончание Поригозера. На ЛБ стоянка на мысу. Перекат.

17:45. Разбои.

18:00. Перекат. Река выходит в безымянное озеро. После недолгих дискуссий, куда идти, идем направо.

18:25. Выход из безымянного озера. Шивера, за ней – перекат.

19:00. Река выходит в болото, начинает петлять.

19:35. Вышли в Пиртозеро. Немного отдыхаем, затем идем, все островки оставляем слева.

21:20. Группа на ПБ.

21:40. Зачалились. Встаем на ночевку на ЛБ, в 200 м от дороге. Ужин.

23:00. Пошли посмотреть дорогу.

24:00. Отбой.

19 июля

7:00. Руководитель услышал голоса местных, которые ловили рядом рыбу. Встал.

8:30. Общий подъем, Завтрак, ремонт байдарки.

11:40. Вышли.

11:45. Перекат, по краям реки – бревна.

Следом идут разбои, много уток.

12:00. Небольшое озерцо

12:10. Перекат, на ПБ на березе футболка – ориентир пор. Грива.

Чалимся, осматриваем.

Решено на байдарке 1-ю ступень не идти. Обносим байдарку, ставим страховку спасконцом между ступенями. Матросы поменялись судами.

13:02. Проходит катамаран.

13:28. Прошла байдарка (2-ю ступень). Встаем на ЛБ, клеимся,.

Сделали чай.

14:30. Отчаливаем.

15:10. Вышли в безымянное озеро.

15:55. Чалимся на противоположном берегу. Идем искать мост.

16:45. Все вернулись. Перекус.

17:00. Вышли.

17:15. Мост. Вышли в верхнее Амбарное озеро.

17:45. Мыс на Верхнем Амбарном озере.

18:50. Вышли из Верхнего Амбарного озера. Перекат.

19:30. Вышли из Среднего Амбарного Озера.

20:00. Встали на стоянку рядом с мысом на ЛБ.

Ужинаем. Достали сюрприз – банка вареной сгущенки.

23:30. Отбой.

20 июля

8:00. Подъем. В очередной раз ремонтируем байдарку, на кате полетела одна скрутка.

11:50. Выход.

12:00. На выходе из озера "Неприятная" шивера. Очень мелко, постоянно ловим камни.

12:20. Начинаем ремонт байдарки на ПБ за шиверой.

13:25. Выходим.

13:30. Остатки съезда на лед.

13:35. Завал справа. Обход слева .

Серия порожков и перекатов.

14:03. Зачалились перед порогом №24, на ПБ группа, катамаран прошел вниз, отстраховал байдарку.

14:15. Просмотрели следующий порог – прошли чисто.

14:20. Зачалились перед пор. Коверкоси (Голяновского), Осмотрели. Выставили фотосъемку.

14:50. Прохождение катамарана.

15:00. Катамаран встает на страховку ниже порога, фотосъемку попросили осуществить группу, которая пришла по тропе с пор. №24 посмотреть наше прохождение. Прохождение байдарки.

15:25. Закончили прохождение, забрали фотоаппараты у наблюдавшей группы, двинулись дальше.

15:45 Плавучий завал. Байдарка аккуратно проходит между бревен, затем обносим катамаран по ЛБ.

16:00. Пошли дальше.

16:20. Калгозеро. Радуют хорошая погода и попутный ветер

16:40. На ЛБ – группа с 2 катами.

Не вылезая с судов, перекусили.

17:45. Зачалились на мысу на востоке Калгозера. Встали на стоянку.

Ужин.

22:30. Подошла группа Ярославцев. Подсказали им стоянку рядом с нами.

23:30. Выяснилось, что у Ярославцев участник порезал руку. Венозное кровотечение. Обработали фурацелином, забинтовали, отрезали еще 3 таблетки фурацелина (своего у них не было), настоятельно порекомендовали им сойти в Калгалакше (они собирались идти до Куземы).

1:00. Отбой.

21 июля

8:30. Подъем.

Завтрак. Очередной (последний) ремонт байдарки.

13:00. Выход.

13:35. Перекат.

13:40. Левый приток.

14:00. Автомобильный мост, порог № 29.

14:15. Порог №30.

14:35. Порог №31.

14:50. Порог №32.

15:10 Порог "Короткий" №33.

15:30. Зачалились перед пор. №35

15:35. Прошли пор. №35.

15:45. Зачалились перед пор. № 36.

15:55. Прошли № 36.

16:07. Видим резкий ЛП, на ПБ футболка на березе, впереди камни, на них бревно. Чалимся ЛБ. Впереди – пор. Офицерский, осматриваем по ЛБ, обсуждаем детали прохождения. Решено идти следующим образом – в порог заходит катамаран, за ним через 3 минуты байдарка. Катамаран чалится и страхует байдарку за 1-й ступенью, затем катамаран идет 2-ю ступень, когда он скрывается за поворотом, идет байдарка. Экипаж катамарана периодически оглядывается и смотрит за тем, как проходит байдарка.

16:42. Приступили к прохождению. Полностью выполнили план. В конце 2-й ступени капитан байдарки надломил лопасть весла.

16:58. Закончили прохождение. Идем дальше

17:05. Перекат. Байдарка села на единственный камень. Слезли с помощью катамарана.

17:12. Видны столбы вдоль дороги Энгозеро – Калгалакша.

17:20. Порог под мостом дороги Энгозеро – Калгалакша. Проходим в правый пролет.

Слева стоянка.

17:24. Начинаются разбои.

17:45. Болотистое озерцо. Сеть через всю реку

17:52. Шивера "Приморская"

17: 56. оз. Домашнее. Видна вся Калгалакша.

18:03. Чалимся перед заливом на ЛБ. Водная часть похода закончена.

18:20. Сходили, договорились насчет автобуса на следующий день. 1200 р. с группы. Нам предложили свежесоленую семгу за 150 р./кг. Мы отказались. Посетили местный магазин.

19:00. Антистапель

23:00. Ужин.

Решили дежурить по 2-е, хотя все спокойно (на всякий случай).Одни с 0 часов до 3-30, другие с 3-30 до 7-00.

22 июля

7:00. Общий подъем.

Завтрак.

Сбор вещей, лагеря.

9:10. Выход в поселок.

9:25. Пришли к зданию правления, оплатили проезд, получили документы об оплате. Сделали отметку в маршрутной книжке, погрузились. С нами группа из 6 человек, примерно столько же местных.

11:00. Отбыли в сторону ст. Энгозеро

12:20. Прибыли на ст. Энгозеро.

Хотя у нас билеты на 5:26 от ст. Энгозеро, решено добраться электричкой до Кеми – оттуда ехать спокойнее, проще закупить продукты, нет риска конфликта с местным населением, да и поезд стоит 20 минут.

Купили билеты на электричку, сходили в магазин.

15:37. Отбыли в сторону г. Кемь.

18:10. Прибыли в Кемь.

Погуляли по Кеми, закупились продуктами. Ночь провели на вокзале – туристов достаточно много.

23 июля

7:00. Подъем.

7:40. Подошел поезд. Погрузились.

8:03. Отправились.

Практически всю дорогу отсыпаемся за последние 2 ночи.

24 июля

10:55. Прибыли в Москву. Поход окончен…

12. Финансовые затраты

СтатьяСумма
 На 1 человекаНа 4 человек
Билеты Москва- Энгозеро- Москва1400 руб.5600 руб.
Продукты400 руб.1600 руб.
"Штраф" за рубленную раму75 руб.300 руб.
Ремнабор70 руб.280 руб.
Автобус пос. Калгалакша- ст. Энгозеро300 руб.1200 руб.
Итого2245 руб.8980 руб.

13. Итоги, выводы, рекомендации

Калга- в меру сложная речка, для которой желательно иметь некий опыт. Речка очень живописная – озера, болота, заросли тростника. Завершается выходом в Белое море, за счет чего можно удлинить маршрут на 70 км (до Куземы).

Особую внимательность следует проявить перед порогами Коверкоси (Голяновского) и Офицерский, так как перед первым из них четкие ориентиры отсутствуют, а перед вторым нет линии связи, описанной в многочисленных лоциях и в книге А. Шилова "На байдарках по Карелии". Пороги достаточно сложные, их необходимо просмотреть, равно как и пороги "Грива" и "Утюг"

Обязательно соблюдение техники безопасности – каски, спасжилеты.

В принципе, на озерах можно ориентироваться с помощью схем и хорошего описания, однако лучше иметь карту – двухкилометровки вполне достаточно. В случае неприятностей она упростит сход с маршрута.

Ваш ремнабор должен располагать необходимым количеством средств для починки судов. Камней много, камни острые, есть, где пробиться.

Ваша аптечка должна быть укомплектована должным образом. Нам, например, пришлось помогать соседней группе – у них не было средств, чтобы должным образом помочь человеку с венозным кровотечением.

В пос. Энгозере ходит лесник, который собирает "дань" с туристских групп. Стандартная стоимость прохода в этом году – 300 рублей. Поводы самые разные (спиннинги, рубленые рамы, отсутствие маршрутной книжки, рассказы о несуществующих запретах на сплав и т.д.). Во избежание подобных проблем рекомендуем иметь при себе маршрутную книжку, хотя это, конечно же, не гарантирует решения всех проблем. Также рекомендуется поезда ждать не в Энгозере, а в Кеми – там их останавливается больше, стоят они дольше, не возникнет проблем с местными во время ожидания.

Если вы собираетесь ориентироваться на наш темп движения, то необходимо учесть следующее:

- у нас был катамаран-2 – время под него (байдарка ждала)
- перед основными препятствиями мы двигались медленно и очень осторожно.

Рекомендуем взять несколько описаний и лоций.

И последний момент – рекомендуется ориентироваться по солнцу. С компасом неудобно – магнитное склонение слишком велико, а вот солнце, находящееся в июле круглые сутки над горизонтом, летом в 2-00 находится на севере, в 8-00 – на востоке, в 14-00 – на юге, в 20-00 – на западе.