13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2009

Автор: Александр Строков (Приморск, Ленинградская обл.)

Первая попытка пройти Ловать у меня состоялась в августе 2008 г., но из-за ежедневных дождей и неподготовленности снаряжения тогда удалось пройти только часть реки от г. Великие Луки до пос. Подберезье. До г. Великие Луки из Питера можно добраться поездом или автобусом. Поезд предпочтительнее т.к. в Великие Луки он приходит рано утром. От железнодорожного вокзала до места стапеля на реке могут подвезти таксисты, они подходят к прибывшему поезду. Вода в реке была естественно низкая.

До Карцево берега в основном безлесные, но по берегам много кустов. Выходы на берег есть (правда не очень удобные), встречаются небольшие песчаные пляжи. В Карцево на правом берегу хороший выход на берег, хорошее место для стоянки, но это место отдыха местного населения и место водопоя скота. Ниже Карцево лес подступает близко к берегу, берега крутые, высокие. Чуть не доходя до д. Кошевицы на правом берегу хорошая оборудованная стоянка (стол, скамейки, дрова). Стоянку с воды видно. Берег крутой, но есть ступеньки, на воде тогда был деревянный плотик. На самой стоянке установлен шест с флагом. До этого места от Великих Лук я шел около 6-ти часов. В районе деревень Хохлово-Губаны на правом берегу есть хорошие места для стоянок. В Черепсе перед автомобильным мостом тоже хорошие места для стоянок, но жилые дома близко, дров нет. От Черепсы до Гришино выходов на берег я не увидел. "Порог" перед Гришино. На этом участке река становится шире, течение почти исчезает. В Гришино (правы берег) хороший выход на берег, хорошая поляна, может смутить близость жилья. В Гришино живет одна семья. С дровами "напряженка". Ниже Гришино на левом берегу с воды была видна оборудованная стоянка, но выход на берег оставляет желать лучшего. Сплав Кошевицы-Гришино занял около 7-ми часов. Ниже Гришино в русле встречалось много камыша. Выйти на берег можно во многих местах, но берега крутые, заросшие высокой травой. Перед Подберезьем был выход на левый берег (утоптанная тропка). Там еще старая байдарка лежала. Стоянка там нормальная. До деревни около километра (дома видны). Я сплавился чуть ниже и выходил на левый берег возле домов. Сплав Гришино-Подберезье занял 5 часов. Место впадения в Ловать реки Локня я не увидел (может Локня совсем обмелела, может ее устье заросло камышом).

О "населенке" тех мест - до Карцево деревень по берегам нет. На этом участке был встречен один рыбак у устья Насвы. В Карцево на пляже был народ. В Кошевицах рыбака встретил (он мережи проверял на реке). После Черепсы встретились два охотника (с подводными ружьями). Перед "порогом" был рыбак. Лодки по берегам начинают встречаться после Черепсы. Создалось такое впечатление, что деревни стоят не жилые. Палаток по берегам не было. О природе тех мест могу сказать, что очень чисто, ну дикая природа. На реке много утки, в лесах есть дикий голубь. Из общения с местным жителем узнал, что в Локненском районе каждый год дают десятками лицензии на косулю, медведя, кабана, лося, рысь. Так, что природа (несмотря на близость населенки) дикая. Места для стоянок все чистые.

Вторая попытка пройти Ловать состоялась в конце мая 2009 г. К этому времени на форуме появились сообщения о проходе Ловати в ее верховьях и от Великих Лук до г. Холм. С собой у меня было описание данной реки "от Плечко", карты двухкилометровки.

Снаряжение: байдарка - Ласточка-2, палатка "Лос-Анжелес", газовый примус, спальник - Мечта-О.

День 1-й (или уже второй) - 23 мая

08-30. Старт от пос. Подъберезье (фото 1). Ниже места старта по обоим берегам встречаются хорошие поляны. Минут через 15 прохожу 2 простых переката.

09-00. На ЛБ д. Сельцо.

09-10. Шивера (просматривается сходу).

09-15. Под ЛЭП перекат. В русле попадаются подводные и надводные камни.

09-55. "Порог" - проходил без просмотра по центру русла (островок ставил слева). Чуть ниже "порога" - перекат (фото 2).

10-35. Перекат.

10-40.Перекат.

10-45. Короткая шивера (проход по центру). После шиверы короткий плес с сильным течением, а после плеса начинается действительно порог (это который в описаниях называют Большой Легодь). Порог находится на правом повороте реки и сходу не виден. Порог проходился по центру русла. Валы высотой до 0.5 м. После порога плес с сильным течением (фото 3)

11-20. Шивера. Просмотр по правому берегу. Ничего сложного, это я после прохождения порога начал немного осторожничать.

12-00. Приток справа. Тут на берегу какие-то развалины.

12-50. На левом берегу дом.

С 13-15 до 13-40 небольшой привал с выходом на берег. По тем местам, которые пройдены, можно сказать, что берега реки в-основном высокие, крутые, но выходов на берег много, встречаются хорошие поляны, лес подходит практически к самому берегу.

14-05. Длинная шивера.

15-05. Короткая шивера между островками (сходу просматривается).

15-30. ЛБ - деревня (по моим расчетам Дунаево). С названием деревни не угадал. Уточнил у рыбаков - Дунаево находится ниже.

16-20. На ПБ деревня. Через реку переброшен навесной мост (фото 4). Сразу за мостом короткая шивера.

17-00. Ниже деревни встал на ЛБ. Выход на берег крутой, сам берег глинистый (фото 5).

18-00. Установлена палатка. Устраиваю легкий перекус.

19-00. Отдых.

Вчера из Приморска выехал на автобусе в 12-10. В Питере на Витебском вокзале был в16-00 и сразу взял билет на Великолукский поезд до ст. Локня. Прибытие в Локню 05-20. В поезде толком подремать не удалось (почему-то в постельном белье мне было отказано), ну и ладно. В Локне в 05-30 есть рейсовый автобус до пос. Подберезье (автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом, билет на автобус надо покупать в кассе). В 06-00 я был в пос. Подберезье. Высадился в центре поселка. Рядом с автобусной остановкой есть продуктовый магазин, но он открывается в 07-00. От автобуса по первой попавшейся улице (мимо недостроенного кирпичного здания) иду в сторону реки - т.е.ухожу вправо по ходу автобуса. Примерно через 100 м. выхожу на улицу расположенную параллельно Ловати. Наобум, иду "вверх по течению" мимо домов. К реке подхожу через какой-то типа окультуренный парк. Подход к воде хороший. Тут и начинаю собирать байдарку, упаковывать вещи.

За ходовой день проплывал мимо деревень Сельцо и Дунаево, чуть выше Дунаево тоже была какая-то деревня. По карте деревень больше, но с воды их не видно. До Дунаево природа типа первозданная, следов людей не видно. За весь день встретил 3 - 4-х рыбаков. Скорее всего, я нахожусь чуть ниже д. Ильинское, тут, судя по карте, река делает большую петлю и снова подходит к деревне. Ориентир деревни - на ЛБ вышка антенны сотовой связи.

Некоторые мысли о пройденном пороге - логичнее было бы остановиться перед шиверой и сделать просмотр. Но дело в том, что шивера с ходу просматривалась, и плес после нее был виден, а вот начала порога видно не было, и из-за шума воды в шивере порога не слышно. Сам порог проходить не по центру "ныряя в валы", а ближе к левому берегу. О том, что порог надо проходить под левым берегом меня предупредил рыбак в Подберезье.

Отбой в 22-00.

День 2-й - 24 мая

Подъем в 06-00. За ночь немного подмерз. Погода идеальная. Завтрак - каша (варил 10 минут, потом дал ей настояться), чай, галеты с маслом. В 08-10 осталось только собрать палатку. По описаниям до пос. Сопки препятствий быть не должно, а до Сопок часа 3. Может к вечеру буду в Холме.

Старт в 08-50.

И все-таки ночевка у меня была в районе пос. Ильинское (уточнил у рыбаков). По всей излучине (которая обходит вокруг поселка, т.е. ЛБ) наблюдаются вполне удобные выходы на берег. А в конце этой излучины деревья подходят близко к берегу - есть дрова.

09-30. Перекат. Тут русло делится островком на две части - проход правым (более мощным).

10-25. Прошел под ЛЭП (на карте ее нет).

10-40. Шивера длиной порядка 200 м.

10-55. Шивера (с ходу не просматривается). Осмотр шиверы по ПБ, длина шиверы порядка 300 м. Заход в шиверу под ЛБ (фото 6)

После выхода из шиверы на ЛБ впереди виден поселок Сопки.

11-40. Сразу за пос. Сопки перекат, а через 200 м. шивера длиной порядка 150-200 м., но сложности все это не представляет.

12-20. Подошел к порогу, зачалился к ПБ для просмотра.(фото 7)

12-50. Порог большой сложности не представляет. На входе в порог невысокие стоячие волны, есть надводные камни. После порога можно чалится к ПБ. Чуть ниже порога начинается шивера, за ней еще одна. По отчету 90-х годов после пос. Сопки на берегах должны быть видны ДОТ-ы, но я их не заметил. Течение стало быстрее.

13-00. Перекат.

13-15. Перекат (проход ближе к ПБ).

У рыбака узнаю, что до г. Холм по реке 6-7 км, порогов нет. После последнего порога течение стало быстрее, берега крутые, высокие, лес подходит близко к берегу. Выходы на берег неудобные.

14-10. На левом повороте реки перекат. После переката на ЛБ вполне приличные выходы на берег, поляны.

14-30. Пересекаю ЛЭП. Течение замедлилось, хороших выходов на берег нет.

14-50. На высоком ЛБ видны дома - это уже г. Холм.

15-00. Приток справа - это река Кунья. Тут же на ПБ пляж.(фото 8). 15 минут перекур и в путь.

После прохода города на ЛБ хороший песчаный пляж и поляны (по высокой воде этого пляжа может не быть), да и ниже есть удобные выходы на берег с полянами. На правом берегу - глиняные обрывы (фото 9). На правом повороте русла на ПБ пляж.

16-45. Короткая шивера, ЛЭП, короткая шивера. А вот ниже шиверы есть хорошие выходы на ЛБ.

17-15. Длинная шивера (проход ближе к ПБ, тут река делится на 2 русла островком), потом еще одна шивера (проход по центру).

17-30. Причалил к ЛБ. Выход на берег у маленького притока. Сам берег крутой, но наверху есть полянка - для палатки место есть (фото 10).

К 19-15 палатка стоит, сделал горячий перекус. Лес рядом красивый - дубы, поют соловьи и никаких признаков присутствия людей. Немного "достают" комары и мошкара. Пока все идет по плану. Смотрю на карту - если считать, что ЛЭП-ка которую я проходил, обозначена на карте, то я нахожусь в районе д. Раково. Медленно балдею - к 21-00 отужинал, чай допиваю в палатке. Осталось расстелить спальник и отрубиться. Пробовал воду в приточке - по цвету она коричневая (намного темнее чем в реке), а на вкус нормальная - так что завтра буду с запасом питьевой воды. Пока получается, что на день (только для питья) надо 1 л. воды.

День 3-й - 25 мая

И так, 08-50, а я уже на воде. Проснулся в 06-30. Позволил себе подать завтрак в постель - с вечера заранее все приготовил и зажег примус у входа в палатку, даже не вылезая из спальника; так и завтракал. Обратил внимание на то, что за ночь вода в реке поднялась на несколько сантиметров (с вечера на берегу сделал заметку на ветке куста), да и на глаз видно, что течение стало быстрее.

09-20. После правого поворота реки между островком и берегами по обоим руслам шивера, потом подряд еще 3 шиверы и все между островками. После шивер на ЛБ есть хорошие выходы на берег, на берегу поляны.

09-55. Перекат. Удобных выходов на берег нет уже минут 30.Течение заметное.

10-00. На ЛБ остатки какого-то большого строения (бетонные столбы). (фото 11).

10-05. Короткая шивера. На ЛБ увидел лису. Ко мне она любопытства не проявила - увидев байдарку, убежала в кусты.

10-30. Река стала шире, течение замедлилось. Берега стали более пологими, но удобных выходов на берег нет. Лес подходит почти к самому берегу.

11-40. По прежнему нет удобных выходов на берег. Напротив глиняного обрыва остатки каких-то строений. Появились признака присутствия людей - через реку установлены сетки. Чуть ниже пересекающей реку ЛЭП на ЛБ стоят лодки, на берегу есть беседка.

12-05. Подряд 3 шиверы - 1-я короткая слабая, 3-я длинная. На ЛБ сосновый лес, с выходами на берег плохо.

12-25. На левом повороте реки ЛБ у ивы стол, скамейки. На этой иве висит тарзанка. Плес после тарзанки заканчивается перекатом.

12-40. Шивера с поворотами русла реки.

13-00. На ЛБ есть удобный выход на берег. Тут на поляне под деревьями есть скамейки. Чуть ниже - короткая шивера.

13-15. Людей увидел - на ЛБ автомобиль.

13-45 - 13-55. Передых, но в лодке (с выходами на берег плохо).

14-00. ЛЭП через реку.

14-20. Шивера на правом повороте. После шиверы догнал группу туристов (у них рыболовный сплав). Почти час перекусываем, общаемся, устраиваем небольшую фотосессию (фото 12).

15-20. Снова в путь.

15-35. Начало Селеево (фото 13).

16-00. Автомобильный мост в Селеево.

16-20. Отошел от моста в Селеево.

16-35. Две ЛЭП-ки через реку. Конец пос. Селеево. На ПБ дома.

17-15. У рыбака уточняю - пос. Перегино совсем рядом. Чуть ниже на ЛБ вижу хороший песчаный пляж (фото 14), на берегу есть беседка и хорошее место для палатки. У "беседки" (обычный навес со скамейками) стоит группа - занимаются подводной охотой. Примерно в 19-40 они уезжают. По реке ходят на моторках (признак того, что поблизости порогов нет, или они слабые).

Вообще, по разговорам с рыбаками, вода в реке пока высокая, летом она будет на метр ниже. Соответственно появятся песчаные пляжи. Место вокруг навеса несколько подзагажено - вокруг бутылки банки, старые кострища.

Сушу шмотки (спальник в ногах отсырел). За разговорами с охотниками немного упустил время, поэтому перекус совмещаю с ужином (бульонный кубик - в суп, сухофрукты и галеты - к чаю).

Примерно к 20-00 к месту подъезжает машина - семейная пара с детьми. Дети купаются в реке - для них вода типа уже теплая. Взрослые привезли с собой дрова и на костре жарят колбасу. Эти разгильдяи уезжая даже костер не затушили. Место конечно живописное, но при более высокой воде пляжа тут не будет. На противоположном берегу высокие крутые обрывы. За 3 дня отснял одну пленку, но в запасе есть еще одна.

Кроме тех шивер, о которых я отмечал днем во время движения, были еще простенькие быстринки, но называть их перекатами или шиверками это было бы слишком громко.

До Кобылкино осталось максимум 2 дня хода.

День 4-й - 26 мая

Проснулся в 06-30. Росы нет, на небе облака, но к 08-00 разъяснивается. Не торопясь собираюсь и в 09-25 я на воде, место было хорошее, но слишком людное. За ночь вода упала сантиметров на 5. По разговорам уровень воды в реке летом будет на метр ниже, пляжей будет много, шиверы могут стать непроходимыми; комаров и мошкары в этих краях будет "ну очень много" (мази не спасают). Через 10 минут хода проплываю мимо стоянки моторных лодок. Деревни с воды не видно. Берега по-прежнему крутые. На ПБ есть удобный выход. ЛЭП через реку - конец деревни. Ниже ЛЭП-ки есть удобный выход на берег. Река становится шире, течения почти нет.

10-20. Впереди на ПБ деревня. Минут через 20 после деревни на ЛБ на высоком холме установлен поклонный крест - с реки выглядит это очень живописно (фото 16), а еще ниже перед левым поворотом пляжик.

11-15. Только подумал, что уже как час гребу и нет никаких признаков присутствия людей - не попал - на ЛБ моторные лодки. Уточнил у рыбаков - чуть ниже будет д. Заречье. Т. е. сейчас я нахожусь в районе д. Теребыни, но самой деревни с воды не видно. Вывод - в районе д. Старокурско порога нет, а меня о нем предупреждали.

11-40. ЛЭП через реку.

11-50. На ЛБ деревня перед правым поворотом русла реки.

13-10. ПБ - деревня с полуразрушенной церковью - скорее всего это Погостище (фото 17)

13-40. ПБ - глиняные обрывы уходят в воду (фото 18), а так все без изменений - т.е. нормальных выходов на берег не наблюдается, кусты, кусты, кусты...

13-45. Сразу после обрывов на ПБ деревня (фото 19).

14-00. Останавливаюсь на 15 минут на небольшом песчаном пляжике для того чтобы немного размяться. Теплый песок приятно греет пятки. Птицы чирикают, соловей где-то рядом поет, в реке рыба играет, ветер шумит, а так тишина. Мир как-будто только что создан, а человек еще нет (на поэзию какую-то потянуло).

14-45. ЛЭП через реку. Берега без изменений - кустарник.

14-50. ЛБ - деревня.

15-30. ЛБ - деревня. Ниже деревни ЛЭП через реку. И где я нахожусь?

15-45. Деревня на ПБ. Зачем задавал вопрос о своем местонахождении? До Кобылкино сегодня не доплыву - это точно, а мимо автомобильного моста там проскочить невозможно. Но кто нанес на карту пороги ниже Селеево? - нет порогов (Плечко был прав).

16-20. По центру русла 2 островка, на одном из них есть хороший пляжик. На этом пляжике можно сделать бивак, но я иду дальше.

17-00. ПБ - на берегу виден дом, у берега стоят моторки. Мест для стоянки не видно. Это была д. Подолжино. После деревни ЛЭП через реку. Перед левым поворотом русла на ПБ (берег обрывистый) установлен поклонный крест и впереди видна деревня (это будет Дроздино). Встречный рыбак предупреждает, что ниже по течению будет порог. Сразу после деревни останавливаюсь на ПБ. Место с кострищем, но комаров много. Поэтому быстро переношу шмотки на берег, быстро ставлю палатку, быстро шмотки кидаю в палатку, немного развлекаюсь тем, что гоняю в "помещении" кровососущих, а после этого делаю горячий перекус. К 19-00 можно пить бульон.

Мысль - если таскать с собой термос, то горячий перекус можно делать и днем (даже не выходя на берег).

Пока заканчиваю перекус, подходят местные рыбаки. С их помощью разобрался с порогами на реке: оказывается, я нахожусь напротив порога - просто сейчас вода высокая и порога как такового нет (затоплен он), вот спадет вода и тут начнет бурлить. Понимаю, что те пороги, которые ниже Селеево обозначены на карте, тоже сейчас скрыты высокой водой - я их просто не заметил, на их месте небольшие быстринки.

К 21-00 готов ужин, через час отбой. По реке до конца маршрута осталось километров 30. Сходил в деревню за водой - вода там в колонках (в деревне есть скважина). Из деревни на противоположном берегу видна другая деревня - Шотово. Кстати (узнал опять же от рыбаков) - в деревне есть магазин, но работает он всего два дня в неделю и завтра будет открыт, "но мне туда не надо". Пока кипятил чай, кончился газ в примусе (так я и не понял нормы расхода газа), в запасе есть 400-граммовый баллончик газа.

22-00. Укладываюсь спать. "Во гадство", а спальник-то сыренький, а с утра вроде был нормальным. Вывод - приходя на бивак спальник надо просушивать. Но ничего страшного - на крайняк завтра еще одна ночевка в палатке. На сегодня все. Тупо смотрю на "улицу" через москитную сетку и засыпаю под пение соловья на фоне комариного гула.

День 5-й - 27 мая

08-05, а я уже на воде. Вот, что значит, комары подгоняют. Но по порядку. Встал в 06-30. На "улице" пасмурно - все небо затянуто низкими облаками. Значит будет дождь. Но выпала роса - значит дождя не будет. Впору ставки принимать. Комаров почти не было. Пока готовлю завтрак, комаров становится больше, они-то и заставляют пошевеливаться. А на середине реки комаров нет и можно спокойно делать пометки в дневнике. Ну что, еще 5 минут и в путь...

В 08-30 подхожу к деревне, возле которой ночевал, но уже с другой стороны.

09-00 ЛБ деревня - будем считать, что это Ходыни.

Странно, но за вчерашний день на реке не встретил ни одного аиста, и уток видно не было. А вообще - река становится все шире и шире, с выходами на берег по-прежнему туговато из-за кустарника.

09-30. ПБ деревня. Ляховичи?

10-00. Небольшой уютный выход на правый берег между кустами - тут стоит несколько лодок, но место красивое.

11-00. ЛБ д.Веряско (с названием угадал - уточнил у рыбака). Или на 5-й день пути научился ориентироваться по 2-хкилометровке? Тут 15 минут разминаюсь на берегу, пытаюсь сфотографировать себя-любимого (фото 20)

11-15. Идем дальше.

11-40. ЛБ деревня. Щелгуново?.

12-00. Впереди на ЛБ маячит деревня. Кулаково?

Но ветер в лицо, и поднялся небольшой накат, пока на ходу не забрызгивает, но все равно неприятно.

12-40. Ветер стих и грести стало просто удовольствием. Где-то впереди слышен шум автомобилей, хотя по реке до моста еще минимум 5 километров.

13-10. А вот такого я еще не видел. Прямо передо мной кабан переплыл реку. И плавает, подлец, быстро. Пока доставал фотоаппарат и пытался его догнать, он выскочил на берег и убежал в кусты. А здоровущий! Издалека я его сначала за лося принял.

13-30. По ЛБ дома (непонятки какие-то - на карте вроде их нет). Но впереди "явственно" слышен шум автомобилей.

13-35. Нет, вот появился впереди автомобильный мост.

14-10. Водная часть путешествия закончилась - финиш на правом берегу (фото 21).

15-30 - я на автобусной остановке - собрав вещи и байдарку, вышел на автомобильную дорогу, по мосту пересек реку. До автобусной остановки шел не более 1 км (это в сторону Старой Руссы). Можно реку не пересекать - там тоже есть остановка автобусов, но автобусов там бывает меньше (еще на воде пообщался с кладоискателями, и это они мне подсказали по поводу автобусов).

17-00. Что такое везет и как это не вспугнуть? В 15-30 я был на автобусной остановке. Пытался стопить попутные машины, но ничего не получилось. Может место не то, может водителей пугал вид моего груза - рюкзак и тележка с байдаркой. В 15-45 подошел рейсовый автобус. Разговорился с водителем - он, по собственной инициативе, отзвонился на автостанцию и сообщил мне, что на Питер будет автобус в 17-30 (это из Старой Руссы), а вот поездов на Питер из Ст. Руссы нет. Но, в-принципе, из Ст. Руссы легко уехать в В. Новгород, а там вообще с транспортом просто. В 16-15 я был на автовокзале. Быстро покупаю билет до Питера и у меня почти час свободного времени. Можно попить пива - магазин, естественно, рядом. Примерно в 23-00 я должен быть в Питере, Билет от Ст.Руссы до Питера стоит 550 р.

Сел в автобус. Водитель говорит, что будут остановки в Шимске и Новгороде. Во - вспомнил - два года назад я из Шимска ехал на этом-же автобусе (везет мне с ними, т.е. с автобусами).

По стоимости проездов получается следующее - поезд Питер-Локня стоит порядка 600 р. Автобус от Локни до Подберезья - 82 р. (проезд и багаж). Пока сидел на вокзале выяснил, что существует и автобус Новгород-Селеево (это к тому, что сплав можно заканчивать и там).

18-15. Шимск. Посмотрел на Шелонь - вода высокая. Два года назад, в августе ниже автомобильного моста был громадный пляж. Сейчас не только его нет, да и деревья (те что выше пляжа) подтоплены.

В Новгороде купил жрачки - все-таки последний раз ел в 8 утра и пиво, пиво, пиво.

У кого-то из поэтов-классиков было: "Скиньте нам с вертолета бочку пива. - Так она разобьется. - Ну хоть полизать когда разольется" (шутка, но почти к месту).

Мистика какая-то... После выезда из Новгорода тупо смотрю в окно на окружающую природу, пытаюсь дремать. Но меня аж передернуло... На въезде в очередной поселок стоит указатель с его названием - хе- хе-... Подберезье. Меня что в Псковскую область, в начало путешествия перекинуло? Придя в себя, успокаиваюсь - Подберезьев в стране много.

Далее все более или менее банально - в районе 23-00 буду в Питере, ночевка у друзей (они уже предупреждены), завтра днем буду в Приморске.

Резюме: красивая река с элементами "бурноводинга", для тех кто пойдет на Ловать следует учитывать, что это паводковая река и разница уровней воды в начале мая и летом может составлять несколько метров. Соответственно, все спортивные препятствия в разное время года будут выглядеть по-разному, ниже Селеево пороги появятся только по низкой воде.

А, вообще, было очень здорово.

Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)Отчет о водном походе по реке Ловать (Псковская, Новгородская области)