Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Белин - Кызыл-Хем

Белин - Кызыл-Хем

Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2004
Категория сложности: V
Регион путешествия: Саянский
Автор: Валентин Бимбирис (Москва)

Отчет о пеше-водном путешествии пятой категории сложности по Бурятии и Туве

Автор: Валентин Бимбирис (Москва)

Схема маршрута (2 Мб)

Белин - Кызыл-Хем

1. Паспорт маршрута 

NНаименованиеХарактеристики
1.Район путешествияБурятия, Тува
2.Сроки проведения09.07. – 08.08.2004 г.
3.Протяженность маршрута:
Пешая часть75
Водная часть415
Радиалки и обносы59
Итого549
4.Количество дней на маршруте30
5.Средства сплаваКатамаран 4-ка (2,0 м3) – 1 шт.
6.Категория сложностиПятая
7.Основные препятствия, характеризующие сложность маршрута
 
Участок: Озеро Дозор-Нур – исток реки Саган-Гол - второй водопад на реке Малый Белин 
Пешая часть по пересеченной местности, с резкими подъемами, переправами, перевалы 2250 м.
 
Участок: 
Река Малый Белин - слияние реки Белин-Бажен 
Многочисленные завалы, обносы, 30-и километровый участок с уклоном около 20м/км
 4 к.с.
Участок:
Стрелка Белин-Бажена – Бельдыкский каскад 
Два порога, тиши, спокойный участок
 5 к.с.
Участок: 
Бельдыкский каскад – река Кызыл-Хем
Каскад порогов
 3 к.с.
Участок: 
Река Кызыл-Хем до стрелки реки Каа-Хем 
Шиверы, около 25-и порогов 
пор. Интеграл 
пор. 3 Черепахи 
пор. Желоб 
пор. Узкий 
пор. Бахаревский



5 к.с.
4 к.с.
5 к.с.
4 к.с.
4 к.с.
Участок: 
Река Каа-Хем – поселок Эржей 
Спокойные участки реки с порогами 
- Панфиловский 
- Васильевский
- Байбальский
- Шуйский
- Эржейская бочка




5 к.с.
5 к.с.
5 к.с.
5 к.с.
5 к.с.
Участок: 
Поселок Эржей – поселок Сарыг-Сеп 
Спокойный участок с течением около 8 км/час
1 к.с.
9.КлиматКонтинентальный
10.Материальные затраты на период похода (на 1 человека).
Проезд до Иркутска (самолет) 3690
Проезд до пос. Орлик (микроавтобус)1100
Проезд до оз. Дозор-Нур (Урал)1200
Заброска катамарана и продуктов в верховье Малого Белина (лошади)900
Проезд от Сарыг-Сепа до Абакана  1500
Проезд от Абакана до Москвы (поезд)
Продукты1600
Итого3000
12990

2. Общая часть

2.1. Состав группы 

Фамилия Имя ОтчествоГод рожденияТуристская подготовка, опытОбязанности в группе
1.Бимбирис Валентин Витаутасович1961СТП, СИП,
Руководство 4 к.с., участие 5 к. к.с.
Руководитель, капитан катамарана
2.Разумов Юрий Николаевич1969Участие 5 к.с.Матрос катамарана, ремонтник
3.Меняев Алексей Николаевич1970Руководство 3 к.с., Участие 4 к.с.Матрос катамарана, ремонтник.
4.Репко Анастасия Николаевна1981Участие 3 к.с.Матрос катамарана, завхоз
5.Сомов Константин Вячеславович1987Участие 3 к.с.Матрос катамарана.

2.2. Цель путешествия

Целью путешествия являлось: 
- разведка нового для нас района;
- исследование возможности заброски на реку Тенгэсийн-Гол, текущую через Монголию и впадающую впоследствии в реку Шишигт-Гол, являющийся в свою очередь притоком Малого Енисея с Монгольской стороны.
- повышение спортивно-туристской квалификации участников
- составление отчета для МГЦКТ.

3.3. Общая характеристика района путешествия

Путешествие проходило в районе Южной Бурятии и Тувы. В основном абсолютно незаселенные районы. Реки этого района в большинстве являются притоками Енисея. Местность гористая с множеством рек, озер, ручьев и водопадов при отсутствии тропы, может оказаться труднопроходимой. На высоте более 1500 метров часто встречаются ледники и снежники, не тающие в течение всего лета.

2.3.1. Климат

Климат в Туве и Бурятии континентальный, отличающийся Холодной и продолжительной зимой и сравнительно коротким и жарким до 50 градусов летом.

2.3.2. Растительность

Бурятия и Тува расположена в хвойно-лесной таёжной и лесостепной зоне. В горной части на высоте более 1500 метров тундровая растительность и болота. В тундровой зоне часто встречается черемша, лук, родиола розовая и различные другие лекарственные растения. В таежной много пихты и кедра а на полянах карликовые виды деревьев. В степной зоне – обилие разнотравья, в том числе и конопли, сбором которой, к сожалению и занимается коренное население. 

2.3.3. Животный мир

Среди млекопитающих часто встречаются бурый медведь, марал, кабарга, косуля, соболь, рысь, куница, норка, хорек, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица, енотовидная собака. Птиц насчитывается около 200 видов. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, орел беркут. Водоплавающие: утки , гуси . Из рыб повсеместно встречаются хариус, ленок, таймень, сиг, налим. Леса и болота Тувы и Бурятии населены всеми видами насекомых, присущих таёжной полосе. В летнюю пору появляется огромное количество комаров, мошки, оводов.

3. Подходы и сходы с маршрута

3.1. Подъезд

Для заброски на р. Малый Белин существует несколько вариантов. Первый простой и довольно дорогой – вертолетом из города Кызыла. Цена вертолета около 38 тысяч в час. При заброске на вершину Малого Белина требуется около трех с половиной вертолетных часов. Второй вариант заброски можно осуществить через Иркутск и далее автомобильным транспортом (желательно по предварительной договоренности) до поселка Орлик. А далее или пешком или на лошадях. Наша группа воспользовалась вьючными лошадями для доставки катамарана и продуктов и в облегченном весе продвигалась самостоятельно. Хотя…!!! Вариант оказался сомнительным. Проводники лошадей выбрали тропу по которой было удобно идти лошадям, и для нас это иногда было трудновато даже в облегченном весе.

3.2. Отъезд

Отъезд возможен на попутке, что вполне реально из поселка Эржей. В нем живут староверы и для ХОРОШИХ !!! людей у них режим вполне благоприятный. Доехать можно до города Кызыл, из которого транспорт до Москвы ходит раз в неделю.

Так же можно сплавиться пониже – это еще один ходовой день до Даниловки близ Сарыг-Сепа, из которого ходит рейсовый автобус до Кызыла.

Нашу группу встречала машина, с которой мы договорись заранее еще из Москвы, в Даниловке и доставила в город Абакан, из которого у нас уже были билеты на самолет и поезд, это уже у кого какие возможности и пожелания. Билеты на месте купить сложно.

3.3. Аварийный сход с маршрута

Аварийный сход с маршрута возможен только в поселке Уш-Бельдыр. Находится он в низовье реки Белин. Ориентиром служит пятнадцатиметровая треугольная скала на левом берегу на правом 90 градусов повороте реки. Над скалой есть тропа (идти влево) и километра через два будет вход на взлетную полосу аэропорта, из которого и возможен вылет в город Кызыл.

4. График маршрута

ДатаДни путиУчасток маршрутаКмСпособ передвиженияМесто ночевкиПрепятствияВремя выходаВремя приходаМетеоусловия
09.07.1Г. Москва – г. Иркутск4000Самолет----15.0005.00--
10.07.2Г. Иркутск – поселок Орлик – река Тисса – озеро Дозор-Нур500Мини-венПалатка, озеро Дозор-Нур--06.0014.00Солнце +30
 90Урал по руслу реки15.0021.00 
11.07.3Дневка, рыбалка. Лежа в палаткеОзеро Дозор-Нур.Храп товарищей----30
12.07.40з. Дозор-Нур – река Саган-Гол 25ПешкомНа стрелке правом притокеКрутые подъемы, переправы через реку10.0019.0030
13.07.5Река Саган-Гол – река Зун-Обо-Гол30ПешкомНа впадении правого притокаПеревал 225010.0020.00Солнечно, +30
14.07.6Река Зун-Обо-Гол – река Малый Белин20ПешкомПеред большим сыпучим прижимом справаПеревал 2200 заросли травы и кустарника, крутой затяжной спуск, переправы через реку10.0019.00Солнечно, +35
15.07.7Стапель   Не из чего строить  35
16.07.8Обнос водопда5ПешкомПосле водопадаВодопад10.0019.0040
17.07.9Малый Белин – Стрелка реки Белин30СплавОстров 
Стрелка Белина
Завалы, уклон 600 м на 20 км, сплошной порог с одним негабаритным непроходом09.0018.0040
18.07.10Ремонт катамарана Стрелка Белина – второй порог Белина15СплавЛевый берег после второго порогаЗавалы 
1-й и 2-й пороги Белина
16.0019.00Солнце +30
19.07.11Второй порог – база геологов50СплавНа левом берегу не доходя 1 км до базы геологовНет препядствий10.0023.00Ясно, +25
20.07.12База геологов – порог Змейка25СплавНа пороге Ворота на левом берегуПороги, шиверы11.0018.0025
21.07.13Порог змейка – дорога на Уш-Бельдыр – пос. Уш-Бельдыр20СплавНачало дороги на Уш-Бельдыршиверы10.0014.0030
12Пешком 14.0020.00 
22.07.14Радиалка в Уш-Бельдыр – пятый порог Кызыл-Хема12ПешкомПосле пятого порога на левом берегуШиверы, пороги 1-510.014.0030
25Сплав 14.018.0030
23.07.15Порог №5 – порог 3 черепахи35СплавПорог 3 черепахиШиверы10.0016.00Пасмурно
Пороги №5 -№13  25
24.07.16дневка-РемонтПорог 3 черепахи--  Жарко +40
25.07.17З черепахи – река Каа-Хем правый приток65СплавОстров напротив правого притокаШиверы, пороги №14-№24
Бахаревский
10.0022.00Пасмурно 25
26.07.18До деревни Унжей20СплавДер. Унжейшиверы11.0013.00Солнце +30
27.07.19Дневка, радиалка10ПешкомУнжей   Солнце+25
28.07.20Сенокос, охота20ПешкомУнжей   Солнце +30
29.07.21Дневка, баня  Унжей   Пасмурно +25
30.07.22Унжей – река Шуй55СплавПеред пор.Шуйскийпорог 25 -2710.0021.00Солнце +25
31.07.23Р.Шуй - пос.Эржей20СплавДер. Эржейпорог 28-3210.0014.00Солнце +30
01.08.24Эржей – Усть-Сизим10СплавУсть-Сизим--17.0018.00Солнце +25
04.08 –07.0827-30Г.Абакан –г.Москва Соездпоезд    
02.08.25Усть-Сизим – Даниловка45СплавДаниловка--   
 Антистапель    
03.08.26Даниловка -Абакан550Автомобильавтомобиль 20.0005.00 

5. Техническое описание маршрута

09.07.2004 г.

Первый день нашего путешествия. Аэропорт Шереметьево-1. Московское время 15-00. Ждем посадку на самолет Владивостокских авиалиний, следующий по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток. Опоздание на полтора часа. Но нам спешить некуда, в Иркутск должны были прилететь 2 часа ночи, а теперь получится в четыре. Нестрашно. Регистрация, оформление багажа и оружия прошло для нас успешно. В разрешенные 20кг нам удалось вместить наши 30)).

10.07.2004 г.

В аэропорту города Иркутск нас встретил Алексей Сырэнов – житель поселка Орлик. Он приехал за нами на микроавтобусе, чтобы доставить нас до Орлика, о чем мы договаривались еще из Москвы. Ехали долго, но нескучно. По дороге закупили недостающие продукты. После въезда в Бурятию часто останавливались на Святых Местах. Буряты, которые ехали с нами объясняли, что тут живет бог, и окропляли эти самые места водкой (правда, которую мы купили). Обряд показался нам сомнительным. Когда у нас водка кончилась…, окропления резко сократились, а потом закончились вовсе. В Орлик мы прибыли около двух часов дня. Поселок большой и проживают в нем только буряты, русских мы не видели. Жители селения праздновали какой-то большой праздник, правда, не помню какой и по какому поводу. Мы решили продолжить наше путешествие. Расплатились за нашу доставку по цене (5500), которую обговаривали по телефону еще из Москвы, и как оказалось потом – это в Бурятии большая редкость. Менять условия на ходу это в пределах местных правил и к этому надо быть готовыми. Далее мы договаривались двигаться на лошадях вверх по реке Тиссе, но оказалось, что лошади находятся в 90км вверх по реке и добраться до них можно только на автомобиле Урал. Это оказалось правдой. Мы убедились, что другие монстры внедорожники там не смогли пройти. Для начала разговора предложили цену 12000р. Сговорились на шести. Дорога проходила по руслу Тиссы, уровень воды в которой был в это время существенно выше среднего. В некоторых местах во время движения вода заливала кузов, в котором мы и располагались. Катание по такой дороге было увлекательным. Общее мнение – деньги потрачены не зря.

Очередная остановка на очередном Святом Месте. Просьба, правда тон больше походил на требование, в выделении очередной дозы водки или спирта для «окропления» была уверенно пресечена. И вот долгожданное озеро Дозор-Нур. В реке прыгали хариусы. Пробовали ловить но, к сожалению неудачно. Несколько мелких экземпляров и все. Сделали пятиминутку – свежесоленый хариус быстрого приготовления. 
Костерок. Палатка. Сон. Ничего себе денечек!!!!!!

Белин - Кызыл-Хем

11.07.2004 г.

Рыбалка была хорошей, хариус некрупный, до полкило, за то почти на каждый заброс. Брал на мушку связанную….. ну кто ловит хариуса, знает из чего)))))) Способ древний и простой, лобковый волос и шерстинка из носка. Блесну в основном игнорировал. Несколько раз подходили местные буряты, с предложением обсудить дальнейший план нашей заброски. В результате переговоров цена за лошадь-день увеличилась с 200 до 800 рублей. Кроме того, убедили нас двигаться не на Белин-Бажен , а на Малый Белин , поднимаясь по реке Саган-Гол к монгольской границе. Сошлись на четырех с половиной тысячах за заброску катамарана и основной части продуктов к началу сплава по Малому Белину.

Белин - Кызыл-Хем

12.07.2004 г.

Маршрут начался с переправы нас на левый берег Тиссы на худенькой резиновой лодченке. Далее нас ждал увлекательный километров на пять подъем по заболоченному стланику среди частых жиденьких сосенок, очень напоминающий северную часть Карелии. Устали сильно. Жара была градусов под сорок. К обеду вышли к руслу реки Саган-Гол. Дорога стала ровнее, меньше крутых подъемов. Идти стало легче. В русле реки местами лежали ледники, хотя жара была около сорока градусов. Прошли километров 25-30 и встали на ночевку на правом берегу.

Белин - Кызыл-Хем

13.07.2004 г.

Вышли около десяти. К обеду добрались до перевала и истока реки Саган-Гол.

На перевале небольшое озерцо. Рыбы в нем нет. Искупались (вода нежаркая…) сделали обед. Собрали немного Золотого корня. И стали спускаться с перевала в долину реки Зун-Обо-Гол. Ночевку сделали на правом берегу Зун-Обо-Гола. Пытались рыбачить – ничего у нас не вышло.

Белин - Кызыл-Хем

14.07.2004 г.

Вышли около 10-00. Переправились через реку и пошли на перевал к вершине Малого Белина. На перевале два Озера. Источники с какой-то газированной, с сильным запахом сероводорода, водой и снег. После употребления этой воды Алексей избавился от изжоги! До Монгольской границы два километра. Заманчиво. Никаких признаков присутствия пограничников или кого еще нет. Было предложение идти через Монголию, но решили отложить затею до следующего года. И попытаться по возможности оформить документы на выход. Белин начался с продолжительного водопада. Около трех километров. Потом было размытое русло, видимо после огромного паводка. Река текла по завалам, прямо по лесу разбиваясь на мелкие струйки. Идти было довольно трудно. Стапелиться решили на полянке из черемши.

Заночевали на ней же.

Белин - Кызыл-Хем

15.07.2004 г.

С утра строим катамаран. На правом берегу деревьев мало. Ушло много времени на поиски материала. Подходящий материал для строительства нашли на левом берегу. Закончили строительство во второй половине дня. Жара жуткая. Камни раскаленные, невозможно дотронуться. Пить хочется постоянно. Почти у всех болит горло от постоянного употребления ледяной воды.

Часа в четыре погрузились и решили сплавиться немного. Сплав продолжался минуты три. Сюрприз. Водопадный участок. Как оказалось, общей протяженностью около двух километров. Обнос представлялся почти невозможным. Вытащили катамаран на берег. И отправились на разведку. На правом берегу обнаружился крутой курумник. Левый берег имел снежник и непролазные заросли кустарника. После разведки обоих вариантов, решили идти по курумнику. Среди камней удалось разыскать древний проход. Тропа…, если ее так можно назвать, точнее место, где можно было пройти было отмечено маячками, представлявшими из себя небольшие пирамидки из камней. Мы сняли рюкзаки с катамарана, и пошли по указателям. Часа через полтора, прошли около трех километров, мы вышли к руслу Белина. Я вышел немного раньше других и потом пожалел об этом. На каменном островке я увидел метрах в пяти от себя медвежонка. Мамашу долго ждать не пришлось. Настроение немного ухудшилось. Не люблю когда рычат собаки, а когда медведица рычит и морщит нос… неприятное ощущение.

Поставили палатку, оставили Настю на съедение медведям и пошли за катамараном. Идти решили по руслу реки, чтобы отработать вариант проводки катамарана… ничего не вышло. Водопад есть водопад. Разобрали катамаран. И потащили в лагерь. Пришли уже ночью часов в 12. Устали жутко. Настя не спала! Она готовилась вступить с медведем в неравную, рукопашную схватку, защищая общественное имущество! Завхоз есть завхоз! 

Белин - Кызыл-ХемБелин - Кызыл-Хем

16.07.2004 г.

Спали долго и весь день собирали катамаран заново.

17.07.2004 г.

Начало сплава около 10.00. Бесконечные завалы, обносы, перетаскивания, пропиливания, прорубания и так до обеда. К обеду завалы закончились. Дальнейшие километров около двадцати мы прошли часа за полтора. Уклон на этом участке более двадцати метров на километр. Характер реки – сплошной порог на всем протяжении. Поделить на какие то отдельные участки не представляется возможным, да и необходимости в этом нет. Все отлично читается с воды. Где то в середине порога есть участок с негабаритным непроходом. Обнос или проводка возможны только по правому берегу. Ширина реки маленькая, проблем с чалкой нет. Часам к четырем началась гладкая вода с непонятными направлениями течения с большой скоростью, завалами и разбивками на маленькие ручейки. Создавалось впечатление, что река поменяла русло. На одном из прижимов был порван катамаран. Несколько дырок общей длиной около двух метров. Задели кормой вершину елки упавшей в воду. Строение деревьев в тех местах таково, что сучья растут вниз. В этом и заключался мой просчет. Я думал соскользнуть кормой по веткам, а там оказались сучки загнутые в обратную сторону. Встали на островке из мелкого камня. Поставили палатку, разобрали катамаран. Просушка, подготовка к ремонту.

Рыбачили. Хариус на блесну брал редко. По островку протекала протока шириной около метра. Там мы заметили Хариусов. Брать на блесну он отказывался. А вот от предложения чего угодно живого, мухи, муравья, или жука одетого просто на крючок с куском лески он отказаться не смог. С десяток килограммовых рыбин скрасили наш досуг.

Белин - Кызыл-Хем

18.07.2004 г.

Жара жуткая. Клей сох моментально, не успевали намазывать. Комаров при этом еще больше. Раздеться нельзя по двум причинам. Солнце и комары. С рыбой все в порядке. Часам к двум ремонт закончен. Решили продолжить движение.

К сожалению опять завалы. Несколько обносов и слияние с Белин-Баженом.

К вечеру пороги первый и второй и стоянка на левом берегу. Красиво. Рыба прыгает кругом.

Белин - Кызыл-Хем

19.07.2004 г.

Спокойная река, гладкая вода, капитан шел обезьяной и ловил с катамарана рыбу. Продвигались мы существенно (раза в два) медленнее, чем было описано в лоции Тульской группы. Новенькая избушка напротив озера оказалась много лет назад как развалившейся. Перекусили у несостоявшейся баньки, и пошли дальше. Чуть ниже избушки встретили двух рыбаков на казанке. Они оказались вертолетчиками, потому и смогли вместе со всем барахлом оказаться в тех местах. Сплавлялись до полной темноты, до бывшей базы геологов. Не советую так поступать. Лучше разбить этот участок хотя бы на два раза. Можно остановиться в районе избушки напротив озера.

А нам пришлось встать абы где.

20.07.2004 г.

Встали часов в 8. Место противное. Собрались минут за 30, если не быстрее. База геологов расположена в неудобном месте. Вставать лучше не доходя базы километра три, на правом берегу есть возвышенность. Первая после болот. Бельдыгский каскад шли без просмотра, встали на пороге Змейка с обеда. Полудневка, комаров мало.

21.07.2004 г.

Вышли в 11.00. Часам к двум подошли к треугольной пятнадцатиметровой скале на левом берегу на правом крутом повороте реки. Отсюда по описанию должна быть дорога на Уж-Бельдыр. 
Поиск дороги занял около получаса. Дорога начинается над скалой, и идти следует влево. Идеальная площадка для лагеря на левом берегу перед скалой. Поставили лагерь, и пошли в поселок. Километра через два вышли на взлетную полосу двухкилометровку и по ней дошли до аэропорта. От аэропорта до курорта еще километра два. В Поселке есть горячие радоновые источники. Вода выведена в специальные ванны, в которых нам главврач курорта предложил искупаться, чем мы и заняли остаток дня. Так же в поселке есть магазин и столовая, правда в магазине очень мало чего можно купить.

Белин - Кызыл-ХемБелин - Кызыл-Хем

22.07.2004 г.

Сплавляться начали в 14.00. Дошли до шестого порога Кызыл-Хема. Пороги не просматривали. Валы и бочки в порогах были большими, но с воды легко читались и обходились. Встали после шестого порога. Ни одного комара. Наконец-то отдохнули от них.

Белин - Кызыл-Хем

23.07.2004 г.

Вышли в 11.00. Шли до порога «Три Черепахи». На наш взгляд обычный типичный порог реки Кызыл-Хем. Просто мы настороженно к нему отнеслись после несчастных случаев в 2003г .(пять человек)

Стоянка на пороге слева.

24.07.2004 г.

Дневка. На солнце разорвало заплату на катамаране. Ремонт. Комаров сначала не было, а потом как оказалось самая комариная стоянка за этот поход.

25.07.2004 г.

Начало сплава 10.00. Типичные пороги Кызыл-Хема. Шли без просмотра Стрелка Каа-Хема. Стоянка, на острове не доходя километров пять до Унжея. Шли до 22.00.

26.07.2004 г.

Сплав. На правом берегу через километр после впадения реки Унжей деревня староверов. Живут там 6 человек. Сивковы. У них мы остановились на три дня.

Белин - Кызыл-ХемБелин - Кызыл-Хем

30.07.2004 г.

Сплав. Порог Панфиловский, Васильевский, Байбальский. Байбальский просматривали. Проходили по правой стороне. Стоянка на впадении реки Шуй. На поляне много клубники.

Белин - Кызыл-Хем

31.07.2004 г.

Сплав. Пороги Шуйский, Московский, Эржейская бочка. Шли без просмотра. Ночевка в Эржее.

Белин - Кызыл-Хем

01.07.2004 г.

Рандеву с группой из Кызыла. Радиалка в Сизим. Сплав. Стоянка в Усьть-Сизиме. 02.07.2004 г.

Белин - Кызыл-Хем

02.07.2004 г.

Сплав по ровной воде. Скорость течения около 8 км\час. Антистапель в Даниловке. Общение с местными желательно свести к нулю. Вещи не разбрасывать.

Белин - Кызыл-Хем

03.07.2004 г.

За нами пришла машина, заказанная еще из Москвы. До Абакана ехали всю ночь, цена 7500. Из Даниловки ходит Автобус до Кызыла.

04.07.2004 г.

Поезд Абакан – Москва. 

6. Удобные места для стоянок

NРасположение стоянокРельеф, тип местностиРасстояние от предыдущей стоянки, км
1.Озеро Дозор-НурЛужайки с короткой газонной травой.-----
2.Правый берег на стрелке с правым притокомРовный, лесотурдра25
3.Река Зун-Обо-ГолРовный участок, тундра.30
4.Река Малый Белин после второго водопада на левом берегу.Высокий берег (2 м), тайга, бурелом.20
5.Стрелка Белин-БаженГалечные или песочные острова или полуострова. Тайга, бурелом, кругом вода.25
6.После второго порога Белина.Сухой, песчаный берег.10
7.Разрушеный охотничий домик на правом берегу напротив озера на левом берегуВысокий 10м берег. Лес, поляна у домика.25
8.Высокий берег с правой стороны после окончания заболоченного участка.Болотистая, высокий (10м) песчаный берег на правом берегу25
9.У дороги на Уш-Бельдыр. Ориентир – пятнадцатиметровая треугольная скала на левом берегу на правом повороте реки.Оборудованная стоянка.20
10.Порог три черепахи.Песчаный пляж, Огромные камни с ваннами с водой внутри.35
11.Унжей. Деревня староверов. Тут места хорошие, но нужно договориться с хозяевами. 70

7. Выводы и рекомендации

Маршрут подбирался для путешествия по ненаселенным районам Сибири с хорошей рыбалкой, климатом и нетронутой природой. Изначально планировалась заброска по реке Тиссе в верховье Белин-Бажена. К сожалению информация в центральном клубе и интернете об этой реке сильно устаревшая. В процессе заброски мы изменили маршрут. Решили подниматься вдоль монгольской границы к вершине реки Малый Белин. Информация об этом притоке отсутствует или не была нами найдена в традиционных источниках информации. При заброске использовались лошади нанятые на Озере Дозор-Нур. До озера добирались из Орлика на машине Урал по руслу реки Тисса. Мы пришли к выводу, что следует гораздо тщательнее подходить к процессу переговоров с проводниками по поводу заброски. Это сэкономит и деньги и время. Особенность переговоров состоит в том, что не всегда нужно доверять советам местных жителей.

В 2003 году. На реке Белин был сильнейший паводок, в результате которого изменилось русло реки. В результате лоции из отчетов более раннего периода, практически непригодны.

Река для опытных экипажей не представляет никаких трудностей. Идти можно без просмотров. Все легко читается с воды. Препятствия типичны, и описывать каждое из них бессмысленно. Однако следует заметить, что для неопытной группы с опытом до четвертой категории сложности, прохождение данного маршрута не рекомендуется.