13 января 2013

4. Итоги похода, замечания к отчету
Справочные сведения о путешествии
Нитка маршрута, сроки

Район путешествия: Северный Тянь-Шань.

Нитка маршрута: г. Москва - г. Алма-Ата (самолет или поезд) - верховья р. Чилик (вертолет) - сплав до Бартогайского вдхр. - с. Кокпек - пос. Кеген (машина) - сплав по р. Чарын от устья р. Каркара до моста автотрассы Алма-Ата - Чунджа - г. Алма-Ата - г. Москва (самолет).

Сроки путешествия: 28 июля - 15 августа 1996 года.

Основу группы составили хорошо знакомые друг другу люди, некоторые совместно ходят в походы более 10 лет. Основная задача, которую мы перед собой ставили при организации похода (помимо отдыха, разумеется) - попытаться пройти порог "Лошадиная ступень" на р.Чилик и пройти одно из наиболее сложных препятствий на территории бывшего СССР - "Майнакское ущелье" на р.Чарын. 3 члена группы в 1984 году уже были на р.Чилик, которая идеально подходит для связки с Чарыном. Кроме того, в связи с невозможностью по разным причинам посещать сейчас многие популярные и сложные районы, мы  считаем для себя возможным включать внутримаршрутные переезды, немного закрывая глаза на нелогичность (в традиционно-туристском понимании этого слова) составленного таким образом маршрута.

№ п/п Ф. И. О. Туристский опыт Спорт.разряд Обязанности в группе
1 Черник  Сергей Иванович Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Чаткал, Ойгаинг-Пскем, Тентек, Чарын, Карагем, Кара-Алаха, Ак-Алаха-Аргут, Башкаус, Чулышман, Язгулем 6Р МС СССР руководитель
2 Новак Сергей Вячеславович Чаткал, Чон-Кемин,  Язгулем, Карагем,Кара-Алаха-Аргут, Чулышман,Башкаус, -6У, Ойгаинг-Пскем(2 раза) - 6Р, МС СССР заместитель руководителя
3 Торговкин Михаил Юрьевич Чилик,Чаткал(3раза),Чон-Кемин(2 раза),Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чулышман,Башкаус-6У, Ойгаинг-Пскем (2 раза)-6Р МС СССР капитан кат-2
4 Батурин Николай Азарьевич Кара-Алаха-Аргут,Чулышман, Башкаус-6У, Обихингоу,Ойгаинг-Пскем,Анд.Койсу-Шаро-Аргун-6Р КМС фотосъемка
5 Науменко Глеб Львович Карагем,Кара-Алаха-Аргут,Чон-Кемин,Чаткал,Ойгаинг-Пскем-6У 1 разряд видеосъёмка
6 Таубинский Илья Михайлович Кара-Алаха-Аргут,Чон-Кемин, Чаткал,Ойгаинг-Пскем-6У 1 разряд медаптечка
7 Герасимов Алексей Дмитриевич Чилик,Чон-Кемин,Башкаус, Аварское Койсу-6У 1 разряд снаряжение
8 Голубцов Петр Викторович Чаткал (2 раза),Чон-Кемин, Ойгаинг-Пскем, Кекемерен, Башкаус,Чилик-6У 1 разряд завхоз

Особенности организации похода, подъезды и отъезды

При организации путешествия следует помнить, что Казахстан - самостоятельное государство со своей валютой, однако большой проблемой это не является. Доллары охотно меняют на местные тенге не только в городах, но и в любой чайхане на трассе.

Для заброски на Чилик мы использовали вертолет, предварительно из Москвы созвонившись с управлением Бурундайского аэропорта. После приезда в Алма-Ату и подтверждения желания арендовать вертолет, он был готов через 2 часа. 1 час аренды вертолета МИ-8 стоит 452 доллара. Оплату берут за оба конца.

Следует обратить внимание, что начало сплавного участка Чарына находится в Казахской погранзоне. Данная проблема была решена нами полулегально - пункт пограничного контроля мы проехали, лежа в кузове "Камаза".

При переезде на Чарын мы пользовались попутными грузовиками, а при выезде в Алма-Ату - автобусом, везущим туристов из Китая.

Улететь в Москву из Алма-Аты достаточно просто. Помимо "Аэрофлота" в Алма-Ату летают самолеты "Трансаэро". Билеты на рейс "Трансаэро" можно взять прямо перед вылетом самолета, хотя если это сделать заранее, будет несколько дешевле.

Следует отметить, что в месте стапеля на Чарыне полностью отсутствует лес, пригодный для постройки судов. Так что любые, даже мелкие детали, нужно иметь с собой.

График движения

Дни Дата Участок маршрута Способ передвиж. Км
1 28 июля Москва - Алма-Ата самолет -
2 29 июля Алма-Ата - аэропорт Бурундай - ПБ р.Чилик в 150 метрах ниже устья р.Корумдык. Стапель автобус, вертолет -
3 30 июля Тренировочный сплав выше порога "Изюминка" - прохождение порогов "Изюминка", "Елочка", Ленинградский", "Чиликский каскад" - стоянка на ПБ пред порогом "Медный всадник" катамараны 21
4 31 июля прохождение порога "Медный всадник" - сплав до начала "Лошадиной" ступени в 3-ем каньоне - обнос вещей за порог - стоянка на ЛБ ниже ступени "Лошадиная" катамараны 34
5 1 августа дневка, детальная разведка "Лошадиной" ступени - -
6 2 августа прохождение "Лошадиной" ступени - сплав до конца 3-его ущелья - стоянка на ПБ перед 4-м каньоном катамараны 13
7 3 августа прохождение 4, 5 и 6 каньонов - стоянка на ЛБ перед 7-м каньоном катамараны 56
8 4 августа прохождение 7-го каньона (пор."Сто тысяч долларов") - сплав до Бартогайского водохранилища - антистапель - переезд до пос. Кокпек катамараны, машина 24
9 5 августа переезд на р.Чарын - стапель в районе устья р.Каркара машина -
10 6 августа сплав до каньона "Змеиный" - прохождение порога "Обводной тоннель"("Дорога в ад") - сплав до устья р.Кенсу - стоянка на ЛБ перед устьем р.Кенсу катамараны 29
11 7 августа начало прохождения Майнакского ущелья - сплав до устья р. Орто-Мерке, прохождение порогов 1-9 (наиболее сложные - №6 "Близнецы", №8 "Ангар", №9 "Цитадель") - перенос базового лагеря в устье р.Орто-Мерке (БЛ-1) катамараны 1,5
12 8 августа БЛ-1 - разведка участка порогов 10-12 - -
13 9 августа прохождение участка от пор.10 до пор.20.(наиболее сложные - №10 "Уголок", №11"Монстр", №12 "Туши свет", №17"Классика") - возвращение в БЛ-1 катамараны 3,5
14 10 августа снятие БЛ-1 - перенос вещей в долину Шет-Мерке - прохождение участка от пор.21 до пор.27 - обнос каскада "Подкова" до устья Шет-Мерке - перенос вещей до конца Майнакского ущелья - установка БЛ-2 на ЛБ в районе остатков пешеходного моста через Чарын катамараны 1,5
15 11 августа прохождение участка от пор.31 до пор.39 "Песочные часы" (выделяются пор.31,32,33) - возвращение в БЛ-2 катамараны 2,5
16 12 августа обнос-проводка  катамаранов за пор.39 "Песочные часы" - прохождение участка от пор. 39 до конца Майнакского ущелья (пор. 45) - ночевка в БЛ-2 катамараны 2
17 13 августа прохождение Жаланашской долины, каньона "Альбатрос", пор.10-1 - обнос вещей за пор.10-3 "Зубная щетка" - стоянка на ЛБ ниже пор.10-3  катамараны 35
18 14 августа прохождение пор.10-2 - 10-3, пор.12"Тау-Теке", пор.16, 17 "Броненосец-1,2" - сплав до моста автодороги Алма-Ата-Чунджа - стоянка на ПБ в 100 метрах выше моста катамараны 45
19 15 августа выезд в Алма-Ату автобус -

Техническое описание маршрута

р.Чилик.

Сплав по Чилику можно начинать от устья правого притока Чилика - реки Корумдык.

К месту начала сплава добраться можно несколькими путями. Наиболее часто встречающийся вариант заброски - с юга от озера Иссык-Куль. Заехав по возможности далеко под перевал из поселка Ананьево на машине, идут пешком и спускаются к Чилику по одному из его левых притоков. При этом необходимо преодолеть один перевал сложности н/к-1Б (в зависимости от выбора перевала).

Возможен вариант заброски и со стороны Алма-Аты. Поднявшись до Чимбулака, далее идут вверх на перевал Верхний Талгарский (н/к), далее вдоль Левого Талгара поднимаются к Солнечной Поляне и переваливают через Талгарский хребет (наиболее простой перевал МЮД, 1Б) на ледник Богатырь, из под которого берет начало р.Юго-Восточный Талгар, левый исток Чилика. Данный путь в 1984 году был проделан тремя из восьми участников нашей группы.

В этом году мы выбрали вариант вертолетной заброски из Алма-Аты. Прилетев 28 июля вечером в Алма-Ату из Москвы, переночевали на железнодорожном вокзале станции Алма-Ата-2 в комнате отдыха. Рано утром на следующий день встретили поезд из Москвы с двумя участниками нашей группы и всем снаряжением. Оставив лишнее снаряжение (после окончания водной части мы собирались совершить горное путешествие по Заилийскому Алатау) и продукты на Чарын и горную часть, мы отправились в аэропорт Бурундай (пригород Алма-Аты), откуда летают самолеты и вертолеты по местным линиям. В 12 часов наш вертолет взлетел, и через 50 минут полета мы были на Чилике у места начала сплава.

На участке от устья р. Корумдык до правого притока р. Карасай средний уклон составляет около 20 м/км (длина 26 км,  падение 520 м). Первое препятствие - Порог "Изюминка" (5А). Начинается сразу метров через 150 после устья Корумдыка. Порог короткий и достаточно простой, но на него следует обратить особое  внимание, так как это самые первые метры сплава по реке. В середине русла ближе к  левому берегу огромный камень, значительная часть потока бьет прямо в него, чуть ниже два камня поменьше. Проход в пороге ближе к правому берегу. После порога шивера длиной около 1 км, после которой

Порог "Бегемоты" (4С). В русле большие камни, но проходы просматриваются легко и издалека. Через 800 м можно зачалиться для просмотра следующего препятствия.

Порог "Елочка" (5А). В русле много камней, линия движения несколько сложней, чем в предыдущих порогах.  Вскоре после "Елочки" долина реки сужается, скорость течения увеличивается, река делает левый поворот. Впереди - порог "Ленинградский", первый из сложных на реке Чилик.  После второй ступени порога километрах в 1,5 - 2 ниже по реке видны домики урочища Чилик.

Стапель занял у нас остаток дня 29 июля и половину следующего дня. Перед  стартом в порог "Изюминка" занесли суда метров на 400 вверх по реке для небольшой тренировки на воде. После получасовой тренировки загрузили на катамараны вещи и отплыли. Порог оба судна прошли примерно по одной траектории. Через 1 км быстрой шиверы прошли без просмотра порог "Бегемоты", затем также тандемом с ходу порог "Елочка". Перед порогом "Ленинградский" зачалились на левый берег.

Порог "Ленинградский" (5С). Длина порога 2 км. Уклон 25-30 м/км. В русле много камней надводных и подводных, мощные сливы и бочки. Линия движения сложная. Каскад можно разделить на 4 ступени. 1 ступень -  от начала порога до 1 гряды камней, перегораживающей все русло. На этом участке линия движения относительно проста за исключением прохода  в самой гряде камней. Проход ближе к левому берегу. Собственно проход в этой гряде представляет собой прыжок с гряды, на которой есть достаточная водяная подушка. Перепад около 1,5 м. 2 ступень проще, хотя линия движения (ближе к левому берегу) и проходит между камней и больших бочек. Кончается участок сразу за левым поворотом реки. 3 ступень - самая сложная. Русло сильно засорено камнями. В самом начале в центре, ворота из двух больших надводных камней, проход между ними. Ориентир - 1-я каменная осыпь на правом берегу. Почти сразу за воротами два больших камня. Идти тоже между ними. Разница лишь в том, что первые ворота проходятся, оставляя начальный камень справа, а вторые - наоборот слева. Места для этих довольно резких поворотов мало. Затем две гряды камней через всю реку с проходами ближе к правому берегу - 2-я  каменная осыпь, и далее на левом повороте реки значительная гряда камней - 3-я каменная осыпь. На этом участке можно идти по обливным камням. Затем правый поворот реки - 4 ступень - заключительная мощная шивера, в которой очень много подводных и надводных камней, сливов, бочек, линия движения сложная. В конце порога через реку натянут висячий мост - здесь на левом берегу находится урочище Чилик.

Порог проходили сразу двумя катамаранами после просмотра 1-3 ступеней по левому берегу. Намеченную линию движения в пороге в основном выдержали, однако бочки оказались мощнее, чем виделось с берега. Так в начале 3 ступени второй катамаран удерживало в одной из бочек около двух минут, несмотря на то, что экипаж работал очень активно.

Вскоре после порога "Ленинградский" от правого притока р.Сютбулак начинается серия сложных шивер - Препятствие "Чиликский каскад" (5В). Шиверы мощные, линия движения довольно сложная.   Общая длина препятствия 4-5 км. Много надводных и подводных  камней, сильные сливы, бочки. Сложность каскада нарастает постепенно. Тропа для просмотра имеется по обоим берегам. Уклон 25-30 м/км.  После препятствия по следующего порога около 1 км несложной шиверы.

Шли "Чиликский каскад" без просмотра тандемом, прошли без происшествий. Встали на ночевку на правом берегу после несложной шиверы.

Порог "Медный всадник" (2 каньон) (5С).  Местами берега представляют собой скалы высотой 20 - 30 м.  Длина  каньона 400 м, а всего порога - 2 км. Уклон - 30 м/км. Разведку удобнее проводить по левому берегу. Порог "Медный всадник" - один из 4 сложных препятствий на реке Чилик.  1 часть порога представляет из себя слаломную трассу между камней. Река делает правый поворот.  Можно выделить два мощных слива. После сливов большие бочки. Затем проход в ворота из двух подводных камней. Далее 2 часть порога  - две мощные гряды камней через всю реку. Сливы высотой около 1,5 м. В первой гряде проход ближе к правому берегу, а во 2 гряде - ближе к левому. Затем река делает левый поворот и начинается 3 часть порога - самая сложная. Длина  этой ступени 100 метров. Камни разного калибра перегораживают всю реку. По большой воде есть проход слева и по центру по обливным камням. Затем река делает резкий левый поворот и начинается 4 часть порога -  сложная и мощная шивера. Сразу за левым поворотом в середине русла торчит крупный обломок скалы. Далее хаос сливов, мощных бочек и камней. Чистых проходов нет.   Линия движения ближе к левому берегу, но движение в основном по обливным камням.

Катамаран-1 прошел 1-2 части порога по основной струе, заходя в необходимые ворота, в 3 части порога прошел, смещаясь справа в центр. После этого тот же участок прошел катамаран-2. 4 ступень шли без просмотра тандемом.

Далее Чилик  делает сначала крутой левый, затем правый поворот, шиверы. Река разбивается на протоки. Затем собирается в одно русло и почти сразу

Порог "Тулькисайский" (5А). В пороге, названном по правому притоку р. Тулькисай, на входе навал на камень слева, справа бочка.  Затем гряда камней обливных и надводных. Проход у левого берега. В устье реки Тулькисай снесенный мост.

Мы прошли порог без просмотра, оценив его примерно на уровне отдельных участков "Чиликского каскада ".

Далее следует Порог "Черный"  Его легко узнать по высоким 20-метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порога  "Тельдекпень-1"  или "Тельдекпень-2" на реке  Катунь. Порог несложный. Небольшой прижим к скале правого берега. В реке камень. Идти лучше ближе к правому берегу.

Порог шли без просмотра. Далее после 25-30 мин сплава по довольно спокойной воде, зачалились перед мостом для просмотра следующего порога.

Порог  "Зигзаг удачи" (5А). Длина 500 м. Начинается шиверой,  затем на левом повороте собственно порог. В нем необходимо лавировать между большими надводными камнями, между которыми довольно большие проходы.

После просмотра порога с высокой горки левого берега прошли порог тандемом.

Через 3-4 км после порога два притока: справа - р.Карасай, слева - Аманжол. На участке до 5 ступени 3 каньона сложных препятствий нет. Перед каньоном горы вплотную подходят к реке.  Разведка по левому берегу. Первые ступени каньона несложные, но проходить их нужно осторожно, так как 5 ступень ("Лошадиная") считалась непроходимой и требовала обноса. Обнос - 500 м по тяжелой тропе сначала по осыпи, затем между деревьями. Тропа спускается к воде сразу за водопадом.

Зачалились на отмели левого берега перед "Лошадиной" ступенью. Обнесли все вещи за порог, где и остановились на ночевку.

Ступень "Лошадиная" (6С). Порог образован крупными глыбами, скатившимися по осыпи с левого берега. Длина основной части порога 150 м, перепад около 15 м (соответственно, уклон около 100 м/км). Перед порогом ровным быстроток, подпор чувствуется издалека. В начале порога русло перегорожено грядой камней наискосок от правого берега к левому. Причем у правого берега находятся крупные надводные глыбы, а в левой части русла гряда затоплена. В правой части идет максимум четверть всей воды, прорываясь через гребенку, в левой части вода идет сплошным потоком, падая двухступенчатым сливом через обливные камни. Причем второй косой слив, имеющий высоту 2,5-3 м, упирается в скалу левого берега. Поток, отражаясь от скалы, образует мощный 2,5-метровый косой вал. После вала левый и правый потоки соединяются, вода несется единым потоком метров 50, проходя через каскад хаотически расположенных 1,5-метровых сливов и бочек. Далее некоторое сужение потока, причем основная часть воды идет в левой половине русла. После крутой горки вдоль левого берега поток вспарывается огромным каменным зубом, справа и слева от которого водопадные сливы, причем правый, менее водный, упирается частично в скалу правого берега, а левый, более высокий, но и более пологий, упирается левым краем в самом конце в зуб. После этого выходного кульминационного места находится  мощная шивера, которая в нашу воду представляла мощный поток с сильными навалами на виражах на скалы или камни внешнего берега. После левого локального поворота русла метров через 100 чалка на быстротоке к левому берегу.

Целый день посвятили разведке, обсуждению страховки и тактике прохождения порога. Предстояло совершить первопрохождение порога на давно освоенной реке, причем, по нашим сведениям, о попытках штурма этого порога информации нигде нет. Обнос этого препятствия воспринимался туристами-водниками как вполне естественный и закономерный этап прохождения маршрута. Хотя просмотр порога достаточно несложен, мы посвятили изучению структуры препятствия, особенно входной и выходной его части, часа 3-4, причем делали это и утром, и вечером, так как уровень воды поднимался к вечеру сантиметров на 10-15. Был сделан вывод о возможности прохождения порога. Однако, во входной части порога мы решили плыть наименее опасным правым вариантом, пробираясь каскадом сливов через сложный каменный лабиринт. Этот путь был выбран из соображений безопасности прохождения, а не из-за невозможности пройти по более мощному левому варианту. Прохождение отложили на первую половину следующего дня.

Утром еще раз все просмотрели с левого берега, подготовили снаряжение, страховку, фото-видеосъемку, связь (рации). Затем экипаж первого катамарана перечалился непосредственно перед порогом на правый берег и просмотрел еще раз все препятствие. Стартовали, сидя в упорах, спихнувшись с гладкого берегового камня. Первую треть порога прошли, маневрируя между большими надводными камнями, при этом все время удерживались в правой половине русла. Затем последовал мощный и резкий  траверс под левый берег прямо через каскад сливов-бочек в средней трети порога. Причем завершить траверс пришлось незапланированным перед прохождением телемарком под левым берегом, так как корма катамарана после того, как судно оказалось под левым берегом, осталась в более быстрой правой части струи. После этого в последней трети порога мы разогнались на горке и направили носы немного левее подводного выходного зуба. Мощная водяная подушка на зубе позволила нам красиво уйти в левую часть водопадного слива. Оставшаяся часть порога до места зачаливания и непосредственно чалка не составили труда, особенно в состоянии легкой эйфории от совершенного первопрохождения.

Прохождения осуществлялось под небольшим моросящим дождем. Но он не помешал никому ни на берегу, ни на катамаране. Воодушевленный удачным прохождением катамарана-1, экипаж катамарана-2 быстро собрался и повторил успех товарищей, причем траектория движения была идентичной первому прохождению, а телемарка удалось избежать, учтя опыт катамарана-1. После сбора лагеря и обеда, эмоционально обсудив детали прохождений, поплыли дальше.

На участке от 5 ступени 3 каньона до устья р. Кутурги средний уклон 13 м/км, протяженность около 21 км, падение 270 м. Следующая почти сразу после ступени "Лошадиной"

6 ступень 3 каньона. Ступень достаточно мощная. Есть прижим к скале правого берега. Перед крутым левым поворотом реки нужно остановиться у правого берега для просмотра

Порога "Игольное ушко" (5В). В пороге в центре русла камни  и мощные сливы водопадного типа с бочками. Ощутимый бой в скалу левого берега.  По малой воде проход либо между камней в центре  ("ушко"), либо вдоль скалы левого берега. В большую воду можно пройти весь порог вдоль правого берега.

После беглого просмотра порога, прошли его, везде придерживаясь правого берега, прыгая через находящиеся там обливные камни.

После этого порога в 3 каньоне сложных препятствий нет, однако по высокой воде  7 - 12 ступени слились в единую мощную шиверу с высокими валами, бочками, прижимами. Пейзаж уже существенно изменился: лес смешанный, а не полностью хвойный.

Каскад  "Слаломный" (4С). Представляет собой мощные шиверы, много камней, бочек, сложная линия движения.

Шли без просмотра тандемом.  Заночевали на правом берегу на спокойном участке.

За "Слаломным" деревянный мост. До 4 каньона препятствий нет. Вход в каньон хорошо просматривается.

4 каньон. - довольно красив: отвесные скальные берега, узости, крутые повороты. Серьезных препятствий в нем нет, только несколько прижимов и узостей, требующих точного захода и много работы. После 4 каньона довольно длинный участок разбоев до пос.Саты, расположенного на правом берегу.  По правому берегу вдоль реки идет дорога.

В 5 каньоне - сложных препятствий нет. Однако, шивера, усложняющаяся к концу, требует определенного внимания. За  5 каньоном  минут через 20 сплава следует короткий

6 каньон "Ворота" (5А). Длина около 400 м. В  начале каньона шивера, ближе к концу мощный пологий высотой более 1м слив через реку. За каньоном мост и впереди 2 поселка: Алгабас на левом берегу, Жана-Талай  на правом. Долина реки в этом месте очень широкая. Впереди виден 7 каньон ("Алгабасский").

Участок от порога "Слаломный" до начала 7 каньона шли без просмотра тандемом. Заночевали перед началом каньона на левом берегу реки. Место довольно неудобное, так как берег сильно заболочен и много колючего кустарника. Лес на берегу давно уже целиком лиственный, встречается береза.

7 каньон. В его середине сложный Порог "100 тысяч долларов" (6А). Перед порогом две шиверы. Четких ориентиров кроме того, что порог расположен за резким левым поворотом реки, нет. Просмотр, достаточно трудный, нужно проводить с левого берега. Дойти можно только до середины порога. Но просмотреть его возможно весь. В пороге нет надводных камней в середине русла, поэтому маневр несколько облегчен. Линия движения в связи с этим не очень сложная, но порог необычайно красивый и довольно мощный.

После просмотра прошли порог тандемом. Катамараны аккуратно выписали в пороге фигуру " доллара "  и зачалились метрах в 200 ниже  к левому берегу для небольшого отдыха.

7 каньон после порога "100 тысяч долларов" -  не сложен, но очень красив и приятен для сплава: отвесные скальные стенки, сужения, не очень сильные прижимы.

Каньон шли без просмотра, но очень внимательно. Прошли мост после каньона. Вскоре после моста впали в водохранилище, которое образовалось в результате постройки плотины в начале 8 каньона. Это место называется Бартогай, соответственно, водохранилище - Бартогайским. Место довольно унылое. Берега низкие, топкие. У берега ноги проваливаются в  ил  по колено. Недалеко от берега проходит дорога.

По дороге до трассы Алма-Ата - Кокпек 12 км. Два человека сразу уехали в Алма-Ату за оставленной там заброской на Чарын, еще два человека отправились на плотину искать машину, чтобы добраться до трассы. Остальные занялись разборкой катамаранов.

С машиной нам повезло, и к вечеру мы добрались до трассы. Ночевали возле чайханы в 1 км от поселка Кокпек. К обеду следующего дня, дождавшись "гонцов" из Алма-Аты с заброской, поймали попутный "Камаз", идущий в сторону Кегена.

р.Чарын.

Сплав по Чарыну обычно начинают от поселка Кеген, расположенного на левом берегу реки в большой межгорной котловине.

пос. Кеген - первый каньон.

Протяженность 46 км. На данном участке река носит равниный характер: невысокие берега, низкая скорость течения (3-4 км/ч), препятствия отсутствуют. Сбор дров для костра требует значительных усилий. Первая кустарниковая растительность появляется в устье р. Каркары. После впадения Каркары скорость течения несколько увеличивается. Постепенно до этого широкая долина начинает сужаться. Впереди ясно начинает просматриваться скальный разлом первого каньона Чарына.

Поменяв два грузовика, к 17 часам добрались до Кегена. Несмотря на все наши уговоры ехать дальше (по левому борту долины Чарына идет дорога) водитель нас везти отказался, сославшись на отсутствие бензина. Начинаем спешно собирать катамараны, поскольку перспектива ночевки в поселке при полном отсутствии дров нас не радует. С тоской взираем на широкую заболоченную долину, по которой, сильно петляя, течет река до начала 1-го каньона. Однако вскоре один из наших попутчиков приехал со своим братом на автомобиле. Без долгих раздумий погрузились в машину и уже через час оказались ниже устья р. Каркара.

Чарын в этом месте течет несколькими рукавами. От дороги до ближайшей маловодной протоки около 100 метров. Для сбора дров приходится бродить по островам, выискивая плавник. Сборку катамаранов закончили к 12 часам на следующий день. Пообедав, начинаем сплав по Чарыну. Движение до первого каньона занимает у нас около 40 минут.

1 каньон - 2 каньон ("Голубиный")

Протяженность  16 км, препятствия: 2 порога, 1 шивера. Протяженность каньона порядка 700 метров, высота береговых стен 50-80 м. Во второй половине каньона расположен первый порог Чарына.

Препятствие №1. Порог "Первенец". Порог образован  рядом невысоких камней, первый из которых расположен в центре русла. Правая струя, отходя от камня, образует прижим у правобережной скалы. Левая, сливаясь через обливной камень, частично упирается в небольшую левобережную гряду камней. Маневр несложный, скорости невысоки.

Порог прошли без предварительной разведки.

Сразу за порогом на левом берегу расположены  домики гидропоста № 43, а через реку перекинут низковисящий пешеходный мост и трос. Горы вновь расступаются, следует протяженная несложная шивера. До начала второго каньона Чарына около часа сплава. В каньоне расположен единственный порог.

Препятствие №2. Порог "Голубиный ". Простой порог. Валы. редкие камни.

2 каньон  - р. Кенсу.

quot; доллара /p

Протяженнpость - 9 км, препятствия: 5 порогов.

Препятствие №3, 4. Пороги "Бараньи лбы" и "Два ворона". Оба порога очень простые и по современным меркам их трудно отнести в разряд порогов. Но, как дань уважения к первопроходцам, названия остаются жить. Характер препятствий одинаков: сужение русла, увеличение скорости потока, незначительные валы. Разведки пороги не требуют.

Препятствие №5. Порог "Белая грива". Расположен в 3-х км  от 2 каньона, имеет хороший ориентир: скотопрогонный мост в начале порога. Во входной части порога высокоскоростной поток в невысоком скальном сужении образует несильные прижимы к левому, затем к правому берегу. Далее, высота береговых стен  повышается до 80-90 м. Следует ряд ступеней, представляющих собой небольшие сливы с последующими валами до 1 м. Отдельные камни. В конце порога скальным обломком русло делится пополам. Осмотр порога возможен по левому берегу.

Порог прошли без предварительной разведки.

Непосредственно за порогом на берегах видны отметки уровней водохранилища, образованного плотиной недостроенной ГЭС в "Змеином" каньоне - третьем каньоне Чарына.

В нашу воду как такового водохранилища не было, до самого входа в обводной тоннель сохранялось течение. Зачалились в 50 метрах от входа в тоннель на правом берегу. Отвязали вещи и обнесли их за подвесной мост, расположенный ниже выхода тоннеля.

Препятствие №6. Порог "Обводной тоннель" ("Дорога в ад"). (6В) Вся река уходит в обводной тоннель - длинную наклонную шахту под левобережной горой. Длина шахты около 800 метров. Идеально прямая - от входа виден узкий сегмент света на выходе. Диаметр на входе и выходе - около 5 метров. Заполнена водой примерно на 1/3. Внутри стенки неровные, то плавно расширяющиеся до 7-8 метров, то вновь также плавно сужающиеся до 5 метров. Течение внутри неоднородное, есть небольшие сливы, валы. Средняя скорость движения катамарана в трубе очень велика - около 20 км/час (800 метров тоннеля катамаран проходит за 150 секунд). За 50 метров до выхода струя ровно ускоряется, а непосредственно перед выходом (в 3-4 метрах от выхода) образуется мощный вал высотой около 1,5 метров. Сразу за выходом труба расширяется до 8-10 метров и двухметровым сливом вода возвращается в естественное русло. Слив ровный и практически однородный по ширине.

Идея проплыть под землей вместо утомительного обноса всем очень понравилась. Желающие составить сборный экипаж нашлись быстро. Две с половиной минуты, которые длится сплав в подземной трубе, оставляют неизгладимое впечатление: огромная скорость, жуткий шум и грохот, кромешная тьма, чуть подсвеченная из призрачного "окошка" на выходе из тоннеля.

Второе судно было переправлено через трубу таким же образом. Ниже трубы чалились на левый берег в 100 метрах выше автомобильного моста - ориентира начала порога №7 "Тулпар".

Препятствие №7. Порог "Тулпар" (5А). На протяжении всего порога берега представлены крутыми, зачастую отвесными, скальными обнажениями, высотой до 80 м. Спуск к воде возможен лишь  в конце порога с левого берега.  Это протяженный порог (порядка 500 м), в котором можно выделить пять ступеней:

- 1 ступень представлена сливом под левым берегом на правом повороте русла. Ширина слива 5 метров, высота около 1,5 м. Слив формируется выступающей левобережной скалой и правобережной россыпью камней.

- 2 ступень расположена через 40 метров относительно чистого быстротока. Начинается ступень увеличением уклона реки, сливами  через обливные камни и заканчивается 6-ти метровыми воротами под левым берегом, которые формирует россыпь камней, отходящих от правого берега.

- 3 ступень характеризуется значительным количеством камней, расставленных в шахматном порядке.

- 4 ступень  начинается в непосредственной близости от 3 ступени (10 м). Левобережной грядой камней основная масса оттесняется под правый берег, где образуется два прижима.

- 5 ступень находится на левом повороте русла. В ступени значительное количество камней, надводных и обливных, расположенных в виде трех гряд, требующих выполнения  резкого маневра.  Заканчивается порог большим скальным обломком в центре русла.

Скорости в пороге невысоки, для принятия решения и выполнения задуманного маневра времени достаточно. После беглого просмотра по левому берегу приняли решение продолжить сплав на разгруженных катамаранах для тренировки перед Майнакским ущельем. Оба катамарана четко выдержали задуманную линию движения. Чалка на левый берег перед устьем Кенсу несложная. Вернувшись за вещами, перенесли их к устью Кенсу, где и встали на ночевку.

Майнакское ущелье.

Майнакское ущелье р. Чарын относится к разряду наиболее сложных из известных туристам-водникам страны обособленных каскадов препятствий. Узкой каньонообразной щелью прорезает Чарын ровное межгорное плато, заглубляясь к концу каньона более чем на 300 метров. На протяжении 11 км река образует почти непрерывную цепь технически сложных препятствий. Значительная концентрация сложных препятствий в сочетании с крайне сложной береговой обстановкой являются основными составляющими технической сложности ущелья. По месту впадения трех достаточно крупных левых притоков ущелье условно можно разделить на три участка:

1 участок: р. Кенсу - р. Орто-Мерке. Протяженность - 1,4 км, количество препятствий - 9 порогов, средний уклон - 39 м/км. Береговая ситуация исключительно сложна: на значительном протяжении оба берега имеют ярко выраженную каньонообразную форму с высотой стен до 100 м. Береговые  проходы (за редким исключением) невозможны. Количество мест, приемлемых для организации страховочных и чалочных работ, минимально (но достаточно). На всем протяжении участка по левому берегу поверху проходит тропа. Наиболее сложными препятствиями являются пороги: № 6  (п."Близнецы"), № 8  (п."Ангар"), № 9 (п."Цитадель"). Данные препятствия носят водопадный характер, опасны в прохождении и требуют детального предварительного осмотра и анализа.

2 участок: р. Орто-Мерке - р. Шет-Мерке. Протяженость  - 5,5 км, количество препятствий - 19 порогов, 2 шиверы, средний уклон - 27 м/км (без учета падения уровня на протяжении каскада порогов "Подкова"). По левому берегу имеется ряд троп, основная из которых выходит на береговую террасу, удаляясь от реки, затем, вновь приблизившись, опускается через понижение в боковом гребне к р. Шет- Мерке. Внутри данного отрезка по характеру препятствий и береговой обстановке можно выделить три участка:

- р.Орто-Мерке - порог 19. Проход берегом возможен на очень коротких участках, зачастую просмотреть препятствие от начала до конца по одному берегу невозможно, высота скальных стен каньона около 150 метров. Один за другим расположены очень сложные или непроходимые пороги 10 "Уголок", 11 "Монстр", 12 "Туши свет", 16 "Барьер", 17 "Классика". Локальный обнос порогов 10, 11, 12, 16 при малой воде возможен по скальным береговым полкам. Данный участок по сложности и насыщенности препятствий - кульминация Майнакского ущелья.

- шивера 20 - порог 26. Препятствия значительно проще, долина несколько расширяется. Почти всюду возможен проход по берегу.

- порог 27 - устье р.Шет-Мерке - участок, на котором расположен каскад порогов "Подкова". Каскад представляет из себя серию высоких крутых водопадных сливов-сбросов сквозь нагромождение скальных обломков. Даже теоретически наметить вариант прохождения не представляется возможным. Обнос данного участка возможен по левому берегу, переваливая   от начала п.27 через понижение в боковом гребне в долину р.Шет-Мерке.

3 участок: р. Шет-Мерке - пешеходный мост. Протяженность - 4,4 км. количество препятствий: 13 порогов, 2 протяженные шиверы, средний уклон - 25 м/км. На всем протяжении заключительной части ущелья сложная береговая ситуация, характеризующаяся сильным расчленением береговых склонов, наличием бомов, каньонообразных сужений русла, осыпей, густой кустарниковой  ( колючей) растительности. По левому берегу можно пройти либо по тропе в среднем, сильно изрезанном сухими саями ярусе каньона, либо по дороге по плато. Для спуска с плато к  реке в районе остатков пешеходного моста в конце ущелья по высоте приходится сбрасывать порядка 300 метров. В середине данного участка имеется габаритный непроход - порог 39 "Песочные часы".  Локальный обнос и частичная проводка возможны с применением альпинистской техники и необходимого специального снаряжения. К числу наиболее сложных препятствий участка относятся пороги: №31-33,  № 39 (п."Песочные часы"), № 41 (п. "Грация"), № 44 (п. "Победа").

В целом о Майнакском ущелье. Из-за большой концентрации сложных препятствий, крайне сложной береговой обстановки, значительного уклона техническая сложность прохождения остается при любом уровне воды. Более того, при высоком уровне воды прохождение скорее всего невозможно, река в ущелье представляет высокоскоростной, крайне опасный, цельный мощный водоток. Количество мест, где возможно зачаливание, крайне ограничено. При среднем уровне воды  (35-50 куб.м./с.) прохождение ущелья является наиболее перспективным и техничным. При понижении уровня воды мощность препятствий  понижается, в русле открывается значительное количество камней, проходы между которыми на грани размеров судов, образуется ряд дополнительных габаритных непроходов (в порогах № 6, 9, 16, 43).

Следует отметить, что ввиду узости русла в каньонообразных составляющих ущелья, относительно небольшое изменение уровня воды может приводить к существенным  изменениям характера препятствий. Высокая техническая сложность прохождения ущелья, значительная вероятность аварии при прохождении проблемных мест обуславливают целесообразность применения тактики базовых лагерей. В  качестве " рабочего " берега на всем протяжении ущелья используется левый берег. Наиболее подходящими местами для установки базовых лагерей являются следующие районы:

- 1. устье р. Кенсу (на правом берегу реки Кенсу);

- 2. устье р. Орто-Мерке (на левобережной полке р. Орто-Мерке в 50 метрах выше устья под слегка нависающей скалой) ;

- 3. долина Шет-Мерке в 1 км выше устья

- 4. левый берег Чарына в районе спуска тропы к остаткам пешеходного моста.

Для успешного прохождения ущелья необходимо тщательное изучение его препятствий, береговой обстановки и детальная проработка системы страховки.

Внутри Майнакского ущелья нумерация препятствий вновь начинается с единицы. Старая нумерация будет продолжена ниже Майнака.

1 участок: р. Кенсу - р. Орто-Мерке.

Препятствие № 1 . Порог "Добро пожаловать" (5А). Оба берега в районе порога представлены высокими, крутыми,  зачастую отвесными стенами. По левому склону, поросшему елью, возможен спуск к началу порога для проведения осмотра. От устья р. Кенсу до порога 150 метров ровного быстротока. Порог короткий, одноступенчатый. Два массивных камня в центре русла образуют трое ворот. Левые - узкие, центральные и правые ворота по размеру и расходу воды приблизительно одинаковы. Заход в правые ворота несколько осложнен правобережным скальным выступом. За воротами две скальные ниши, в первой из которых образуется улово, во второй - довольно сильный прижим. Далее водоскат через обливной камень. Центральные ворота более перспективны при среднем (и выше) уровне воды. За воротами следует слив через обливные камни с навалом на последующий камень-плиту. Возможен обход плиты,  как справа, так и слева. После первого порога следует 100-метровый плесовый участок каньона.

Препятствие № 2. Порог (5А). Каньонообразный характер русла. С тропы левого берега возможен несложный, но крутой спуск к концу порога по распадку, заросшему елью. Здесь же возможно зачаливание судов. Порог состоит из двух ступеней. Первая расположена в правом повороте русла,  вторая - в левом. Между ступенями 30 метров чистого быстротока. В первой ступени у правого берега россыпь камней. Слева чистый водоскат с прижимом к отвесной стене. На последующем левом повороте ситуация меняется: слева ряд камней, справа - прижим. В обеих ступенях на входе невысокие, но мощные сливы с последующими жесткими, непротяженными валами.

Препятствия № 3, 4, 5. Пороги (5А). Каньонообразный характер русла. Местами возможны сложные (с использованием веревки) спуски к воде. Высота стен до 100 м. Просмотр препятствий возможен с обоих берегов. Регулярно встречаются улова, пригодные для чалки. В прохождении пороги несложны, так как оптимальная линия движения четко прослеживается с воды. Характерны пороги наличием большого количества надводных и обливных камней. Более сложен  порог № 5 , в конце которого имеется правобережный прижим. Перед порогом 6 следует зачалиться для просмотра первой ступени порога в улово левого берега.

Свернув лагерь и спрятав рюкзаки в кустах, начинаем прохождение Майнака. После беглой разведки начального участка каньона принимаем решение о возможности движения тандемом до порога 6. Препятствия 1-5 больших проблем при прохождении не вызывают, проходы везде угадываются с ходу, однако при нашем низком уровне воды обилие камней заставляет экипажи прилагать значительные усилия для выполнения задуманного маневра. Хотя препятствия на этом участке не очень сложные, каньон производит большое впечатление своей красотой и величием, заставляет с уважением к себе относится. Мы вынуждены фактически  "красться" от одного улова до другого, при необходимости бегло просматривая, насколько возможно, линию движения до места очередной чалки. Значительно сократить время, избежав трудоемких просмотров поверху, позволила нам отличная подробная схема (масштаб 1см=10м), переснятая нами из отчета омичей (рук.Асмаковец А.В.). Здесь и в дальнейшем в Майнаке проблем с ориентировкой у нас не возникало.

Перед препятствием 6 зачаливаемся перед крупноглыбовой осыпью левого берега. Для двух катамаранов места маловато, так что приходится одно судно практически полностью вытаскивать на камни.

Препятствие № 6. Порог "Близнецы" (5С). Левый берег - отвесная скальная стена высотой 50-80 метров, к концу порога понижающаяся до 10 метров. В этом месте к реке опускается сухое русло, густо заросшее еловым лесом. Отсюда возможен осмотр первой ступени порога. Правый берег - крутой, порой отвесный склон высотой 50-70 метров в начале порога. После первой ступени возможна чалка на правый берег для просмотра выходной части порога. До конца порога возможен проход по береговым камням.

Порог состоит из двух сложных, по построению ступеней, отстоящих друг от друга на расстоянии 40 м (первый и второй " Близнец "). Две выступающие от правого берега каменные гряды, оттесняя поток к левому отвесному, изрезанному вертикальными неровностями берегу, обуславливают образование мощных левобережных прижимов. Начинается порог незначительным сливом высотой около полуметра. Затем, через 7 метров, начинается затяжной полуводопадного характера мощный слив с формированием протяженного первого прижима, осложненного двумя надводными (при нашем уровне воды) камнями в русле. Ширина прохода между камнями и левой скалой около 1,5 метра, между камнями и правобережными скалами - около 2,5 метра.

Последующий участок до второго "Близнеца" представляет собой быстроток с небольшими валами. Здесь возможна чалка на правый берег. Вторая ступень сложнее первой.  В начале второй ступени от правого берега отходит гряда крупных камней. Разогнавшаяся струя упирается в заключительный камень гряды, образуя на нем " подушку ". Между камнем и левобережной стеной формируется выположенный водопадный слив, левой своей частью упирающийся в скальный выступ. Ширина слива на грани габарита для наших судов - 2,4-2,5 м. На последующих десяти метрах вся река собирается под левым берегом и метровым водопадным сбросом уходит в последнюю узость порога. При нашем уровне воды в этом месте ширина прохода также на грани - около 2,5 метров.

После просмотра первой части порога намечаем следующий маневр: заходим слева под берегом, на сливе, развернувшись носом чуть вправо, делаем прострел, уходя от камней в русле. Первый катамаран успешно выполнил маневр, сделал телемарк и зачалился для просмотра второй части порога. Убедившись в достаточной ширине проходов, с трудом протискиваемся в обе узости и зачаливаемся к правому берегу.

Второй катамаран принимает решение проходить порог без промежуточной чалки между ступенями. Удачно выполнив маневр в первой ступени, при заходе в первую узость второй ступени экипаж немного не дорабатывает, и катамаран задней половиной правого баллона наваливает на скальный обломок, ограничивающий слив. Разгрузив попавший под струю левый баллон, экипажу удается протиснуться в узость  и успешно завершить прохождение порога.

Препятствие № 7.  Порог (5С). Правый берег - крутой склон, поросший кустарником, местами возможен спуск к воде и проход вдоль всего склона. Левый берег - в начале порога труднодоступный склон, затем более пологий, поросший елью. Возможен береговой проход от средней части порога до препятствия № 8. Перед порогом возможна чалка на правый берег для просмотра. Порог представляет собой серию коротких сливов среди  хаотичного нагромождения камней (в нашу воду - большинство надводных). В начальной части порога имеется ряд ворот, образованных поперечно расположенной грядой камней. Предпочтительными являются левые ворота, поскольку в правых есть ощутимый навал на правый камень.  Организовать страховку можно в конце порога с левого берега перед препятствием № 8.

Для просмотра зачалились на правый берег перед порогом. Первый катамаран в начальной части порога выбрал правый вариант, однако навала на правый камень в воротах избежать не удалось. Результат - сбитые упоры у правого кормового гребца. Выход из порога и чалку к левому берегу перед порогом 8 дорабатывали втроем. На ремонт упоров ушло около 30 минут.  Второй катамаран, выбрав на заходе левый вариант, проблем при прохождении не испытал.

Препятствие № 8. Порог "Ангар" (6В). Правый берег - крутой каменистый склон, местами поросший кустарником. У воды крутые, часто отвесные, невысокие скальные обнажения. За порогом обширная осыпь, по которой возможен спуск к воде. Левый берег - крутой поросший елями склон. По берегу пройти можно до начала левого бома в заключительной части порога. Порог начинается на правом повороте русла вокруг скалы правого берега. Крупные глыбы оттесняют поток воды под правый берег. Здесь в средней части порога расположен концентрированный 3-3,5 метровый водопад. Слив в малую воду очень коварный: правая его часть идет по треку прямо по скале правого берега, левая же часть падает более круто в озеро под сливом. В озере имеется подсос обратно под водопад и чуть глубже течение поперек русла от левого берега к правому. В большую воду такой статической картины нет, стоячей воды почти нет. После слива структура потока попроще, место становится "проносным". С правого берега после водопада нависает скальный козырек, на который в большую воду есть ощутимый навал.

Через 10-15 метров река упирается в каменную решетку, наличие проходов в которой зависит от уровня воды. Еще через 20 метров несильный прижим к скальному бому левого берега, далее быстроток. В конце порога правая треть струи входит в тоннель, выход из которого завален осыпью. Этот вход в грот-тоннель определил название порога. На последующих 30 метрах до следующего порога нужно зачалиться к скальным выходам правого берега.

Катамаран-1 перед заходом в водопад посидел немного на камне посреди русла. Пришлось одному гребцу вылезать на камень и спихивать катамаран. В водопад судно попало чуть правее запланированного. Правый баллон проехал почти по скале. Катамаран упал в пенную яму сначала левым носом, левый балон полностью погрузился в воду. При этом правый баллон был все время на уровне воды, а левый под водой струя вытолкнула к правому берегу. В итоге - оверкиль вокруг оси, проходящей через правый баллон. После переворота двое сразу вылезли на перевернутый катамаран и зачалили его с помощью береговой страховки в 10-15 метрах ниже водопада, третий человек проплыл выходную часть порога и самостоятельно выбрался на правый берег, четвертый, посидев в бочке за сливом 2-3 минуты, выбрался к перевернутому судну на левый берег. Участника, оказавшегося на правом берегу, переправили на двух спасконцах на левый берег по озеру ниже водопада.

Катамаран-2 исполнил в водопаде примерно то же самое, однако после оверкиля все четверо сразу выбрались на судно и с помощью страховщиков зачалили  судно на левый  берег. Упущено в процессе переворота одно весло. Ликвидация последствий аварии и перекус заняли около часа. Выходную часть порога 8 оба катамарана прошли успешно, маневрируя между камнями в правой части русла. Зачалились сразу после порога к правому берегу.

Препятствие № 9. Порог "Цитадель" (6С). Оба берега на протяжении всего порога - вертикальные стены высотой 50-80 м. На правом берегу перед порогом  небольшая каменная полка, удобная для зачаливания после прохождения препятствия № 8. На полку возможен спуск по крутому склону и последующей осыпи. Просмотр порога сверху возможен с левобережного склона, но он достаточно сложен и не дает полного представления  о характере препятствия. Порог  характерен значительным уклоном на всем протяжении, наличием крутых, водопадного характера сливов высотой до 2,5 метров. Входная часть порога представлена двумя воротами. Левые образуются между левобережной стеной и центральным камнем, правые - между центральным камнем и камнем-валуном у правого берега.

В нашу воду проход возможен только через левые ворота, ширина ворот - около 2,5 метров. На выходе из ворот формируется первая, полутораметровой высоты ступенька-сброс с опасным навалом на правый камень. Сразу после слива основная часть потока, отразившись от  камней в левой части русла, образует несильный навал на обломок скалы у правого берега, затем следует высокий (около 2 метров) слив через обливной камень в русле.  Дальше основная струя огибает каменную гряду, выходящую от правого берега до середины. За грядой обе струи фокусируются под левым берегом, образуя несильный прижим и последующий косой 2-метровой высоты выходной водопад. После порога река успокаивается и через 100-метровый скальный коридор с отвесными высокими стенами выходит к устью Орто-Мерке. Скорость течения в коридоре небольшая.

Первый катамаран, удачно вписавшись во входные ворота у левой скалы и избежав навала на камень в первом сливе, с большим трудом избежал разворота в районе навала на правую скалу. Экипажу удалось вывести судно ровно носом в крутой слив через обливной камень, отработать вправо от несильного прижима к левой скале на выходе из порога и четко слиться в последний водопад. Ожидая второе судно, встали на страховку в начале скального коридора у левого берега. Второй катамаран так же удачно справился с задуманным маневром. В устье Орто-Мерке - большая галечная отмель - очень удобное место для купания. Температура воды в Чарыне около 20 градусов, в притоке ниже на 3-5 градусов.

В этот же день мы успели перенести базовый лагерь в устье Орто-Мерке. Наиболее удобный путь к устью Кенсу - подняться вверх по Шет-Мерке около 1 км до стойбища пастухов, далее по хорошей тропе подняться на плато. Дорога до Кенсу в один конец заняла у нас около 50 минут.

2-ой участок.  р. Орто-Мерке - р. Шет-Мерке.

На следующий день, захватив горное снаряжение и веревки, вышли на разведку. Стоящий перед нами вопрос - проходимость по нашей воде порогов 10 "Уголок" и 12 "Туши свет" и возможность обноса понизу в случае отказа от прохождения. Повесив 50 метров веревки и спустившись до половины склона в районе основной части порога "Туши свет", убедились в возможности обноса негабаритной узости  порога "Уголок" по береговым камням правого берега и основной части порога "Туши свет" по заросшей лесом полке левого берега. Окончательное решение о попытке прохождения решили отложить до детального просмотра понизу. Вернувшись после разведки в лагерь в 14 часов и пообедав, решили оставшиеся полдня посвятить профилактическому ремонту судов и отдыху.

На следующий день в 9.30 начали сплав. Перед "Уголком" зачалились сначала на левый берег, а затем перечалились на правый.

Препятствие № 10. Порог "Уголок" (6В). Оба берега представлены крутыми скальными стенами высотой 30 - 50 метров. Между препятствием № 10 и препятствием № 11 возможен спуск с тропы к воде по крутому саю, поросшему елью. Возможен береговой проход по крупноглыбовой левобережной полке от начала препятствия № 10 до конца препятствия № 11. С данной полки осуществляется детальный просмотр препятствий. Общая ситуация просматривается со скал левого берега.

От р. Орто- Мерке до п."Уголок" 200 метров спокойного водотока в каньоне с почти отвесными стенами. В пороге можно выделить две ступени. Первая ступень  представлена мощным узким трекообразным водопадом с перепадом около 3 м, формируемым большими скальными обломками, расположенными на обоих берегах. Перед водопадом у левобережного обломка образуется несильный прижим. Ширина слива в нашу воду около 1,5 метров.

Во второй ступени сначала несколько ворот между надводными камнями с небольшими сливами, далее - довольно мощный слив высотой 1,5-2 метра слева от большого камня в центре русла. Далее через 15-20 метров в русле у левого берега гряда плоских камней, удобных для заклинивания судна при чалке.

Зачалившись на правом берегу, по надводным камням добрались непосредственно к первому сливу порога. Ширина слива порядка 1,5 метра не оставляет никаких надежд. После проводки перетащили суда ниже первого слива. Длина обноса около 10-15 метров. После тщательного просмотра второй ступени, оба судна поочередно выполнили задуманный маневр между надводными камнями, прыгнули в слив и зачалились перед грядой у левого берега.

Препятствие № 11. Порог "Монстр". Габаритный непроход для любой воды (6С). Правый берег - крутая базальтовая стена высотой 150 метров, нижняя часть которой - 40-метровый отвес. Левый берег в верхней своей части представлен скальной стеной, ниже -  осыпной склон с образованием крупнокаменистой полки. За препятствием № 10 уклон реки, и без того значительный,  увеличивается. Цельным мощным потоком устремляется река на каменную гряду, состоящую из огромного темного цвета валуна и ряда, левее расположенных, камней меньшего размера. Основная масса воды протискивается в метровую щель между валуном и скалой правого берега. Часть воды просачивается под камнями, сливаясь за ними водопадными сливами. Над порогом висит облако водяной пыли. Перепад в пороге колоссальный. Думать о последствиях попадания человека или судна в эту жуткую мельницу не хочется.

Обносить порог приходится по крупноглыбовой полке левого берега. Длина обноса около 150 метров. Каждое судно обносим экипажами двух катамаранов, так как путь очень тяжелый и нагрузка распределяется крайне неравномерно. Базальтовые обломки очень острые, так что крайне  внимательно и бережно следует относиться к оболочкам судов. При всем нашем внимании оба судна получили небольшие порезы оболочек. Ремонт ниже порога занял около 30  минут. Обогнув отвесную левобережную скалу, через  50 м зачалились к началу порога 12.

Препятствие № 12. Порог "Туши свет" (6С). Правый берег от начала до средней части порога - отвесная стена высотой более 100м.  Далее - лесистая полка, спуск на которую возможен только по веревке. Левый берег - крутой, заросший лесом и кустарником склон, внизу - крутая полка, по которой от места чалки можно дойти до конца кульминационной части порога. Спуск на полку с плато без использования веревки невозможен.

Длина порога 250 м. Первые 50 м ускоряющийся быстроток, оканчивающийся косыми воротами среди острых зубьев. Следующие 50 м от ворот до кульминационной части порога - разгонный извилистый лоток в скальных стенках, левая невысокая (3-4 метра), правая- 50-70 метровый отвес. Ширина лотка 4-5 метров, в кульминационной части сужается до 3-4 метров. Единым потоком, сильно разогнавшись, река подходит к кульминационному месту порога. Здесь сначала пологий 2-х метровый слив с очень сильным навалом на левую стену лотка. За сливом образуется протяженный отбойник от левой скалы, через 10-12 метров - крутой поворот лотка направо и еще один сильнейший навал на левую скалу. Основная масса воды, идущая у левого берега, упирается в полуметровый перпендикулярный скальный выступ и, закрученная винтом, падает 2-х метровым сливом. Ниже слива - большая чаша  с более медленным течением, упирающаяся в огромный береговой камень правого берега. Из чаши часть воды просачивается между камнями направо, а основная масса, сделав крутой левый поворот, попадает в выходной лоток. Через 10 метров в этом лотке два двухметровых слива с интервалом 4-5 метров. Второй слив вспарывается острым подводным зубом и сильно бьет в левую стенку.

Дальше уклон заметно уменьшается, от основного лотка появляются ответвления вправо. Еще через 40-50 метров русло расширяется, через сито разбросанных камней с 1-1,5 метровыми сливами между ними река делает сначала правый, а затем левый поворот. В начале правого поворота левобережная полка заканчивается, левый берег дальше - скальный бом.

Обсудив возможность прохождения порога, решаем обнести оба судна до начала правого поворота в выходной части порога. Отказ от попытки прохождения обусловлен следующими причинами: вероятность переворота судна в кульминационной части в одном из двух сильнейших прижимов к левой стене лотка крайне велика. Ниже много мест, где возможна  задержка отдельно плывущего человека - скальные карманы, каменные ловушки, из которых вода просачивается узкими струями. Приемлемых уловов для страховки внутри порога нет.  Посчитав порог чрезвычайно опасным для одиночного плавания человека, приняли решение об обносе.

Путь обноса достаточно неприятен. Много больших глыб, поднимать и спускать с которых катамаран приходилось на чалках.  Длина обноса около 200 метров. Выходную часть порога оба экипажа преодолели без проблем  и зачалились к левому берегу в начале длинного прямого участка реки - начала порога 13 "Длинный".

Препятствие № 13.  Порог "Длинный" (5С). Береговая ситуация существенно упрощается, оба берега выполаживаются. Почти на всем протяжении возможен проход понизу по левому берегу. Просмотр порога несложен. Протяженность порога  350 м. Начинается порог на длинном прямом участке, имеет слаломный характер с большим количеством обливных и надводных камней. В начале порога одна из перегораживающих реку гряда камней образовала негабарит. Несложная проводка вдоль левого берега (около 5 метров).

После просмотра порога по левому берегу, проходили тандемом, придерживаясь в первой половине порога левой части русла, на левом повороте уходили в центр.

Препятствие № 14. Порог (5В). Крутые, местами поросшие кустарником склоны. По обоим берегам возможен спуск на прибрежные полки для просмотра. В целом просматривается с верхней тропы. Порог расположен на пологом правом повороте реки. Представляет собой последовательность невысоких сливов и ворот из крупных камней в легко читаемой с воды линии движения, проходящей в средней части струи. Длина порога 150 м. В конце порога  - красноватый ка Протяженность - 1,4 км, количество препятствий - 9 порогов, средний уклон - 39 м/км. Береговая ситуация исключительно сложна: на значительном протяжении оба берега имеют ярко выраженную каньонообразную форму с высотой стен до 100 м. Береговые  проходы (за редким исключением) невозможны. Количество мест, приемлемых для организации страховочных и чалочных работ, минимально (но достаточно). На всем протяжении участка по левому берегу поверху проходит тропа. Наиболее сложными препятствиями являю тся порогquot; и 12 и: № 6  (п.мень в русле, за которым слева короткий участок быстротока, удобный для чалки.

После разведки по левому берегу прошли порог тандемом.

Препятствие № 15. Порог (5А). Оба берега крутые, но доступные склоны, поросшие возле воды деревьями. Имеются полки по обоим берегам. Порог представляет собой три крупных камня, стоящих поперек русла и оставляющих для прохода двое ворот. По нашей воде предпочтительней оказался левый вариант. Сразу за препятствием - подпор воды на крутом левом повороте перед порогом - водопадом  "Барьер". Чалка возможна на оба берега, однако детальный просмотр или обнос (при малой воде - негабарит) удобнее делать по правому берегу.

Порог прошли тандемом без предварительной разведки, зачалились на левый берег перед порогом 16. Убедившись, что по нашей воде порог 16 непроходим, перечалились на правый берег для обноса "Барьера".

Препятствие № 16. Порог-водопад "Барьер" (6В). Левый берег - крутой, заросший лесом и кустарником, труднопроходимый склон, внизу крутая полка, на которую возможен спуск. Правый берег - крутой склон с последующей осыпью. Выше по течению полка, поросшая тополем. К полке удобная чалка для детального просмотра препятствия. В случае необходимости по осыпи правого берега можно осуществить несложный обнос судна (30-40 м).

Порог образован грядой крупных камней, расположенных поперек реки. При среднем уровне воды формируются три изолированных слива. Наиболее пологий из них правый, но он попадает в чашу, на выходе перекрытую плитообразным камнем. Средний слив узок и при высоте более 3-х метров его крутизна делает центральный вариант проблематичным. Левый слив широкий, самый мощный, при значительной крутизне имеет перепад не менее 4-х метров. Характер сливов, видимо, в сильной степени зависит от уровня воды и предпочтительным, возможно, может оказаться любой из вариантов. При уровне воды ниже среднего образуется непроход: каменная гряда перегородила все русло, вода сочится между камней.

Обнос катамаранов за "Барьер" занял у нас около 15 минут.

Препятствие № 17. Порог "Классика"(6В). Правый берег - крутые скальные обнажения, опускающиеся в воду, лишь в начале порога две береговые полки. По правому берегу можно просмотреть только первую половину порога. Левый берег - крутой, поросший кустарником склон, местами возможен спуск к воде и сложный береговой проход.

Порог расположен сразу за препятствием № 16. Их разделяет 50 - метровый участок мощного быстротока. Порог протяженный (250 м), мощный. Начинается порог мощным, через всю реку, водоскатом. Через 10 метров он делится пополам большим камнем -"броненосцем" в центре русла, на который ощутимо валит. Проходы имеются с обеих сторон от камня, предпочтительнее и безопаснее выглядит правый вариант, однако попасть в него можно только проведя заход в порог вдоль правого берега. Левый вариант осложнен опасностью навала на "броненосец" и возможностью посадки на гряду полуобливных камней.

Ниже река собирается одним руслом, наваливает на береговой камень правого берега и упирается в перегораживающую реку гряду, узкий проход в которой возможен только справа. Далее требуется мощно отработать налево, чтобы избежать попадания в каменную ловушку у правого берега. Затем два мощных пологих слива через всю реку и последнее ключевое место порога. На местном левом повороте в центре - большой обломок скалы. Слева - крутой 2,5-3 метровый не очень мощный слив, наваливающий под центральный камень, отрицательный в этом месте. Правая часть более многоводная и пологая, плавно огибает центральную скалу, однако на заходе почти вся эта правая протока перегорожена грядой надводных и полуобливных камней без чистого прохода. После порога - 50-60 метров быстротока до начала порога 18, перед которым возможна чалка на левый берег в начало крупноглыбовой осыпи.

Первый катамаран на заходе выбрал левый вариант. Навала на "броненосец" избежать удалось, однако посадка на полуобливную гряду потребовала значительных усилий для снятия судна с камней. Удачно выполнив маневр в центральной части порога и затем уйдя влево, последнее ключевое место катамаран прошел левым вариантом. Чалка - на левый берег перед порогом 18.

Второй катамаран провел заход в порог до начала правой протоки в обход "броненосца", после успешно выполненного маневра в центральной части порога зачалился на левый берег для дополнительного просмотра выходной части порога. Экипажу больше понравился правый вариант. Ценой больших усилий преодолели гряду на заходе, дальше экипаж трудностей не испытал.

Препятствие № 18. Порог (5С). Оба берега -  крутые скальные отвесы высотой 50 - 80 м. Осмотр порога с полки в районе чалки. Предварительный осмотр возможен со скалы левого берега. Порог расположен в непосредственной близости от выхода из порога № 17  и начинается после крутого правого поворота русла. Состоит из двух коротких ступеней. В первой ступени - узкий слив-лоток вдоль скалы правого берега, заход осложнен надводными камнями. Через 30 м быстротока вторая ступень. На местном правом повороте несильный навал на скалы левого берега и сброс через гряду камней, отходящую от правого берега. Дальше в русле насколько больших надводных камней, проходы между которыми легко угадываются.

Просмотрев первую ступень с левого берега, тандемом прошли весь порог. Чалка перед порогом 19 на левый берег.

Препятствие № 19. Порог (5В). Скальные склоны слегка отступают от реки, образуя береговые полки. На левобережную полку хороший проход снизу. Это короткий несложный порог, состоящий из двух последовательных гряд камней. Проходы хорошо видны с воды.

После беглой разведки по левому берегу, тандемом прошли порог.  Первый катамаран в выходной гряде не избежал навала на камни, но экипаж, быстро сориентировавшись, ликвидировал последствия без потерь. Второй катамаран, учтя ошибку первого экипажа, четко выдержал намеченную линию движения.

Препятствие № 20. Шивера (4С). Сильное расширение долины. Скалы сменяются травянистыми склонами. Хорошие проходы по склонам (местами тропы) и вдоль берега, поросшего ивняком и тополем. Несложная шивера протяженностью 350м. Отдельно стоящие камни, слабые сливы. Заканчивается шивера перед правым поворотом русла. Здесь удобное место для чалки. Отсюда по саю несложный выход на скотопрогонную тропу, спускающуюся к р. Шет- Мерке.

Здесь мы заканчиваем сплав в этот насыщенный день (третий день нашей борьбы с Майнаком) и по тропе возвращаемся в лагерь на Орто-Мерке. На следующее утро сворачиваем лагерь и относим рюкзаки к стойбищу на Шет-Мерке. Переодевшись в сплавное, возвращаемся к катамаранам.

Препятствия №№ 21, 22, 23, 24, 25. Несложные пороги (4С). Берега на этом участке достаточно пологие. По левому берегу почти на всем протяжении береговая полка, поросшая кустарником и тополем. Пороги несложные, короткие, уклон небольшой. Проходы широкие, легко угадываются с воды.

Препятствие № 26. Несложная шивера (4С). Протяженность около 300 метров. Оба берега пологие. В заключительной трети под левым берегом имеется остров, поросший тополем. За островом перед крутым правым поворотом обязательна чалка к левому берегу. Это - последнее безопасное и удобное место для начала обноса каскада "Подкова", непроходимого из-за повышенной сложности и опасности. Строго говоря, перед " Подковой " есть еще несложный порожек с возможной чалкой после него, но его прохождение сильно усложняет последующий обнос " Подковы ".

Прохождение участка пор.21-26 затруднений не вызывало. Прошли тандемом без предварительной разведки. После шиверы 26 зачалились к левому берегу.

Препятствие 28-30. Каскад порогов "Подкова" (6С). Каскад порогов " Подкова " расположен на  характерном подковообразном изгибе русла реки и состоит из 2-х порогов и одной шиверы-порога. Средний уклон в каскаде превышает 50 м/км, а в районе среднего порога близок к 100 м/км.

Первые 100 метров до начала плавного левого поворота - спокойная вода. Затем следует габаритный непроход  (порог № 28), образованный несколькими массивными камнями. За порогом скорость течения резко возрастает, русло сужается до 6-12 метров, следует ряд сливов и начинается непроходимый, чрезвычайно опасный 28-й порог. Начинается порог косым водопадным сливом, который на середине своей высоты образует бой в правую стену с разворотом струи почти на 90 градусов, высота слива около 7 - 8 м. Последующие 100 метров - каскад из последовательных водопадного характера сливов, высотой от 2-х до 5-ти метров, расположенных в шахматном порядке.

Все русло забито массой сухих и полузатопленных камней, на которых водный поток создает бугры, высотой до 3-х метров. За порогом уклон уменьшается и заключительные 100 метров каскада представлены проходимой и мощной шиверой - порогом №30.

Береговая ситуация крайне сложна в районе 29-ого порога: оба берега - отвесные стены, отстоящие друг от друга на расстоянии 20-30м. При просмотре, с целью ознакомления, следует быть очень осторожным: просмотр сложный, а склоны из легко разрушающейся породы.

Препятствие "Подкова" для обноса удобно, так как русло реки в этом месте  делает крутую петлю, а направление выглядит почти прямой от начала петли к ее концу. " Прямая " пролегла через максимальное понижение в боковом гребне ( пропиливая данный гребень, река образует " Подкову ". Катамараны были перенесены через гребень в долину р. Шет-Мерке (500 м ниже стойбища). Длина обноса составила около 800 м,  набор высоты 100 м, спуск 150 м. Время обноса - около 1-го  часа. Следующий этап - спуск к устью Шет-Мерке занял по времени более 2-х часов и оказался достаточно трудоемким. Первые 400-500 метров спокойное течение речки позволяет сплавлять катамраны по воде, изредка обтаскивая завалы по травянистому берегу. Однако последние 300 метров перед устьем дались очень тяжело. Обнеся первый большой водопад по правому берегу, предварительно разобрав на нем многолетний завал и вырубив кусты, дальше удалось сплавить катамараны еще около 100 метров. Обнако на последнем 200 метровом участке перед устьем пришлось прорубать просеку по левому берегу, порой очень крутому.

Оставив катамараны в Устье Шет-Мерке, вернулись к рюкзакам, оставленным у пастухов. Время оставалось, и мы решили в этот день отнести вещи в конец каньона и разбить последний базовый лагерь в районе пешеходного моста на левом берегу. В месте спуска с плато приходится сбрасывать около 300 метров высоты!

3 участок: р. Шет-Мерке  - пешеходный мост.

Внутри данного отрезка можно выделить три участка:

- препятствия 31-33 - очень мощные и крутопадающие шиверо-пороги, фактически это непрерывная "лестница" сливов высотой от метра до двух, валов, бочек. По нашей воде много надводных камней. Долина широкая, стены каньона отступают от воды. Правый берег почти на всем протяжении - травянистый склон крутизною около 40 градусов. Возле воды - местами поросшие тополем и облепихой полки. Левый берег - крутой (около 60 градусов) склон, проход по которому крайне сложен. На заключительной части отрезка имеется несколько саев, по которым можно осуществить спуск к воде. Хотя пороги очень мощные, линия движения угадывается с воды, и опытная группа может позволить себе движение без предварительной разведки, бегло просматривая при необходимости трудночитаемые с воды места.

- препятствия 34-38 - более простые пороги. По сравнению с предыдущим участком существенно уменьшается уклон. Проходы легко читаются с воды. Правый берег - склон, поросший травой, крутизной 40-50 градусов. Местами выходы скальных пород. У воды заросшие кустарником полки. Левый берег - крутой, изрезанный саями, склон. Встречающиеся бомы затрудняют сплошной проход вдоль берега. Между бомами проход по берегу нетруден. Возможно движение с ходу на всем участке. Повышенное внимание следует уделить ориентировке в конце участка - впереди опасный негабарит в пороге 39.

- препятствия 39-45. Река вновь входит в глубокий каньон. В начале участка - габаритный непроход  в пор. 39 "Песочные часы". Обнос понизу чрезвычайно сложный, требуются веревки и другое горное снаряжение. Обнос "поверху" возможен, но при этом придется набирать около 100-150 метров высоты, обходя скалу левого берега по среднему ярусу каньона.  Из оставшихся порогов можно выделить пор. 41 "Грация" и 44 "Победа". Ниже порога 39 по левому берегу возможен проход низом.

На следующее утро подъем на плато от лагеря налегке занял 45 минут, через еще 50 минут добрались до катамаранов в устье Шет-Мерке. Участок порогов 31-33 решаем идти без предварительной разведки. Характер реки позволяет зачалиться при необходимости практически в любом месте.

Препятствие  № 31. Порог (6А). Представляет собой крутопадающую лестницу из сливов 1,5 - 2 метровой высоты, расположенных со смещением друг относительно друга. Протяженность порога - 200 м.

Препятствие  № 32. Порог (6А). Расположен порог через 70 м относительно чистого быстротока после порога 31. В начале порога отдельно стоящие камни, валы. В конце порога поперек реки расположена гряда камней, формирующая ряд узких ворот. В средних воротах, наиболее широких, на выходе острый опасный камень. Предпочтительнее выглядит вариант прохождения под левым берегом.

Препятствие  № 33. Порог (6А). В непосредственной близости от порога № 32 на левом повороте начинается 300-метровый участок, который по характеру напоминает ситуацию в 31 пороге. В конце участка на правом повороте реки река разбивается на две протоки. Основная вода идет справа сквозь нагромождение камней, частично сухих, создающих ворота, частично формирующих 2-х метровые сливы, усложненные то и дело торчащими полуобливными камнями. Маневр на участке осложнен крутизной поворота русла (90 градусов). Левая протока забита камнями и непроходима по нашей воде.

Пороги очень мощные, уклон значителен, кажется, что движешься по огромной водяной лестнице. Прохождение требует предельной концентрации сил и внимания всех членов экипажа. При прохождении порога 31 второй катамаран сел на надводные камни около левого берега, а попытка стащить судно с камней чуть не закончилась оверкилем катамарана.   У первого катамарана на выходе из порога 32 в одном из сливов полуобливным зубом сломало первую поперечину. Зачалились на левый берег ниже порога 32. Найти дерево, пригодное для поперечины, не удалось - по берегам растут тополиные кусты, стволы которых имеют очень причудливую форму. Решили усилить сломанную поперечину двумя шинами. На ремонт и перекус ушло около часа.  Порог 33 оба катамарана преодолели успешно. Уклон реки и мощность препятствий дальше заметно уменьшаются. Сплав до шиверы-порога 38 продолжили тандемом.

Препятствие  № 34. Порог (5А). Несложный слалом среди полузатопленных камней в русле. Линия движения - центром с небольшими маневрами вправо и влево по уходу от камней.

Препятствие № 35. Порог (4С). Расположен на прямом участке после правого поворота. Крупные валуны в русле вынуждают выполнять сложный зигзагообразный проход: центр - под левый берег - центр.

Препятствие  № 36. Порог (5А). Короткий участок " классического " слалома среди расположенных в шахматном порядке невысоких валунов. Проход в средней части русла.

Препятствие  № 37. Порог (5А). Расположен на крутом левом повороте реки. Правая сторона русла сильно забита камнями. Проход из центра в четырехметровые ворота к левому берегу. Второй вариант  - в обход ворот, на повороте все время прижимаясь к левому берегу. За порогом у левого берега на прямом участке реки несколько мест, приемлемых для чалки.

Препятствие № 38.  Шивера-порог (5А). Река постепенно втягивается в каньон. Правый берег более крутой. Левый берег - обширный склон, густо заросший кустарником, значительное количество крутых осыпей, бомов, у воды, как правило, невысокие скальные стенки. Береговой проход очень сложен и опасен. Протяженная шивера - порог (порядка 400 м) начинается разгонным участком с метровыми сливами, дорожками валов. В русле отдельные камни, затем серия прижимов то к левому, то к правому берегу. Заканчивается препятствие слабым прижимом к правому берегу, чуть ниже у левого берега - россыпь камней. Здесь необходимо зачалиться для разведки и выбора стратегии прохождения (обноса) порога 39. Данное место должно быть определено безошибочно, так как впереди опасный габаритный непроход, по структуре очень схожий с "Монстром".

Участок препятствий 34-38 трудностей при прохождении у нас не вызвал. Скорости невелики, проходы легко читаются. С повышенным вниманием отнеслись к чалке перед "Песочными часами". При прохождении шиверы-порога 38 несколько раз чалились после очередной ступени, намечали место следующей чалки.

Препятствие № 39. Порог "Песочные  часы" (6С). Габаритный непроход в средней части порога. На правом берегу высокая крутая скала, резко отличная от окружающего ландшафта. Левый берег - отвесные стены высотой от 30 до 70 метров. К средней части порога, с левого берега, круто опускается узкий каменный желоб, по дну которого течет очень слабый ручеек (из родничка).

Условно в пороге можно выделить три составные части: входную, центральную и заключительную. Во входной части, начинающейся в районе левобережной полки, река цельным мощным потоком идет до первого камня в центре русла. Образуемая камнем левая струя формирует слабый прижим к скале левого берега и затем по дугообразной линии начинает падать к правому берегу сквозь частокол нижерасположенных камней. Правая струя через серию метровых водоскатов уходит под скалу правого берега. В центральной части порога ситуация аналогична ситуации в "Монстре". Грядой скальных обломков перегорожено почти все русло. Под правым берегом щель метровой ширины, в которую проходит основная масса воды. Часть воды просачивается в левой части русла между валунами. Выйдя из щели, струя раздваивается. Основная масса воды косым крутым водоскатом падает на подводную плиту у правого берега, образуя красивый веерообразный фонтан и, отражаясь от плиты, под крутым углом уходит к левому берегу, формируя мощнейший прижим под нависающий скальный козырек (выходная ступень порога).

Левая струя скатывается в прижим крутым узким водопадом. Сам прижим имеет две ступени, образованные двумя скальными нишами. На выходе из  порога резкое сужение русла до 7-9 метров при отвесном характере береговых стен.

Решение вопроса о варианте прохождения данного порога является последним сложным вопросом стратегического плана. Исходной точкой для всех размышлений является упомянутая левобережная полка перед порогом. Над полкой имеется узкая, крутая каменная щель, выводящая на более пологий береговой склон. После небольшого совещания приняли решение перечалиться к началу центральной части порога. Чалка достаточно сложная, так как чалиться приходится на несильной струе. Немного облегчает задачу находящийся в метре от берега плоский надводный камень, на который можно "выбросить" судно.

После просмотра прижима в выходной части, в котором вся струя бьет под нависающий примерно на полметра достаточно широкий козырек, решили отказаться от попытки прохождения выходной ступени. С решением проблемы, как переместить суда за прижим, решили повременить до следующего утра. По скальному кулуару, выходя местами на склон  левее кулуара, поросший колючими кустами, выбрались из каньона. Дальше по сухому руслу ручья поднялись до тропы, идущей в среднем ярусе каньона, по ней за 25 минут дошли до лагеря.

На следующее утро на обратном пути при спуске по скальному кулуару повесили 30 метров веревки. Путь обноса мы выбрали следующий. На большой камень-затычку "на попа" поставили катамаран и прислонили его к скалам правого берега. Два человека, поднявшись на правый берег, повесили спусковую веревку, по которой переправились на полку правого берега сразу за прижимом. Высота полки над водой - около 5 метров. С этой полки на левый берег перетянули основную веревку и поочереди переправили оба катамарана (пустых) на правый берег за прижим. Оставшиеся члены группы повторили путь первых двоих, спустились на полку. Длина дюльфера около 30 метров. При спуске необходимо иметь полную систему и спусковое устройство.

Препятствия №40. Порог  "Каахемский" (5С). На участке порогов 40-41 правый берег - каменные осыпи, кое-где поросшие деревьями, выше осыпей - крутые склоны, непригодные для спуска. Левый берег - крутой (60 градусов) склон, поросший травой.  Возле воды длинная, поросшая деревьями и колючим кустарником полка,  позволяющая пройти вдоль берега до препятствия № 42. Началом порога № 40 является скальный обломок у левого берега. Между правым берегом и камнем 6-ти метровой ширины проход. Основная струя, разгоняясь по свободной от камней, правой части русла, бьет в камень, обтекая его справа и слева узкими и крутоповорачивающими  водоскатами. Высота  камня 2 метра, перед ним образуется мощный отбойник. Предпочтительнее для прохождения выглядит левый вариант, но видимо, все зависит от уровня воды.

Порог прошли тандемом, оставляя центральный камень справа.

Препятствия №41. Порог  "Грация" (6А). Длина порога около 70 метров. Порог находится в 50-ти метрах за препятствием № 40 и представляет собой серию водопадных сливов по всей ширине русла. Правая и левая части русла сильно забиты камнями. Основная струя накатывает на плиту в центре русла и далее следует очень  красивый, крутой сброс 2,5-метровой высоты с края плиты. За сливом не очень мощная бочка. Ниже в 10 метрах расположена вторая ступенька - сброс 1,5-метровой высоты, в центральной части которой находится полуобливной камень, на который несильно наваливает. Единственный проход - справа от камня. За порогом следует 100-метровый плесовый участок.

Перед порогом зачалились на левый берег для просмотра. Оба катамарана успешно выполнили задуманный маневр, ныряя в слив и отрабатывая вправо от навала на камень во второй ступени.

Препятствие № 42. Порог (5В). По обоим берегам имеются береговые полки. По полке правого берега  возможен проход до следующего препятствия. На левом берегу в конце порога бом делает невозможным береговой проход за порог. Порог расположен на левом повороте реки и имеет протяженность около 100 м. Начинается порог сливом в центре русла с последующими 1,5-метровыми валами. В начале левого поворота в центре реки - ворота. Мощная струя, сформировавшаяся в воротах, устремляется на последующий плоский камень в центре русла. С левого берега в сторону камня низко свисает зеленый тополь, делая обход камня слева проблематичным. Правый вариант представлен чистым сливом. Через 25 метров в русле - скальный обломок, который (в случае правого варианта обхода плоского камня) также должен обходиться справа через 4-метровой ширины ворота.  Дальнейший  маневр труда не составляет. Чалка возможна в нескольких местах к левому берегу.

Порог прошли тандемом без предварительной разведки левым вариантом, уклоняясь от низко нависающего дерева с левого берега.

Препятствие № 43. Порог "Альтернатива" (5С). Правый берег - невысокая крутая скала. Вдоль  левого берега протяженная береговая полка (от конца преп. № 42 до входа в преп. № 44) с вышерасположенным крутым склоном. Порог расположен в 250 метрах от предыдущего. В начале правого поворота возможно зачаливание к левому берегу для осмотра порога. В нашу воду чистых проходов в пороге не было. Основная струя в пороге, просачиваясь через левобережную отмель, собирается под правым берегом, образуя серию прижимов, местами под отрицательные скалы и нависающие козырьки. В заключительной части порога в русле лежит большая плита. Ширина единственного прохода между плитой и скалами правого берега в нашу воду  менее 2-х метров.

Обнос-проводка катамаранов через левую, забитую камнями часть русла, достаточно просты.

Препятствие № 44. Порог "Победа". По правому берегу возможен береговой проход от конца входной ступени порога до заключительной части. Склоны довольно крутые, а в начале порога - отвесы, опускающиеся к воде. На левом берегу обширная береговая полка, заросшая лесом со значительным количеством бурелома. Вверх по течению  за полкой расположен береговой бом, делающий невозможным береговой проход со стороны препятствия 43. Протяженность порога - 150 метров. Характерен порог значительным расширением русла , несвойственным препятствиям Майнакского ущелья. В начале порога огромный камень - "дом" делит поток на две приблизительно равные части. Левая струя  устремляется в частокол ниже расположенных камней, делая проход при уровне воды  ниже среднего проблематичным. Правая струя, уходя под отвесную стену, образует прижим с узкими выходными воротами (4 м). В 10-ти метрах ниже  через всю реку проходит водопадный слив 1,5-метровой высоты. Три камня (один из них береговой), расположенные на кромке слива, образуют трое ворот. Основная вода проходит центральными воротами. Достаточно мощный поток, проходящий правыми воротами, упирается в ряд обливных и надводных камней. В левые ворота (частично в центральные)  уходит вода, обогнувшая слева камень - "дом". За водопадным сливом русло наклонено к левому берегу. Формируемая мощная струя наваливает на перпендикулярно отходящую от левого берега гряду камней, частично разворачивается и уходит в центр русла. На последующих 40 метрах русло сильно забито камнями. Более чистый вариант прохода по центру.

Препятствие № 45. Шивера "Прощальная". Оба берега представлены невысокими береговыми террасами. По левому берегу почти  на всем протяжении до моста возможен проход по береговой кромке. Протяженная (около 700 м) несложная шивера (сливы, валы, слабые прижимы).

Препятствия 44-45 прошли тандемом, предварительно бегло просмотрев начальную часть пор. 44.     Майнакское ущелье позади !!!

Жаланашская долина.

Участок от конца Майнакского ущелья до начала каньона "Альбатрос" носит название  Жаланашской долины. Протяженность 21 км.  Орографически местность представляет собой широкую долину между крутых, изрезанных частыми саями стен 300-400 метровой высоты. Ширина долины около километра. По ровному, густо заросшему дну долины, извиваясь, течет Чарын. Русло располагается, в основном, в левой трети долины, иногда подходя к левому ее краю.

Первые 5 км Чарын течет одним руслом, затем появляются протоки среди густо заросших тальником и облепихой островов. Протоки узки и извилисты. Часто встречаются коряги и подмытые, загораживающие проход, деревья. За 1,5 км до входа в каньон "Альбатрос"  протоки соединяются в одно русло. Становится ясно виден каньонообразный вход в ущелье "Альбатрос".

Сплав по Жаланашской долине занял у нас около 3 часов.

Каньон "Альбатрос".

Протяженность каньона 12 км. Берега представляют собой крутые (80 градусов) стены, высотой 150-200 метров. Кое-где встречаются береговые полки, пригодные для стоянки. Просмотр препятствий до середины каньона возможен вдоль левого берега по плохой тропе, идущей по галечным осыпям и крупным береговым камням. Начальный участок каньона, не представляющий сложности, первопроходцами выделен в отдельный участок с наименованием  "Три брата". Одноименное название имеет простенький порог в начале каньона.

Препятствие 8. "Три брата". Простой порог.

Прохождение сложности не вызывает. За порогом зачалились на правый берег, поддули катамараны и продолжили сплав.

Основные пороги каньона начинаются в 6-ти километрах от его входа. Река круто поворачивает вправо после поляны на левом берегу. Через 100 метров в центре русла огромный камень, за которым уклон реки несколько увеличивается, в русле появляются камни, формируя ряд порогов.

Препятствия 9-1 - 9-8. Простые пороги и шиверы.

Продолжаем движение тандемом. Маневры в ступенях крайне простые.

Препятствия 9-9. Порог "Альбатрос" (4С). Основное препятствие каньона - одноименный порог-водопад  "Альбатрос" (ступень №9) - расположен в 2,5 км от указанной ранее левобережной полки. Порог расположен на левом повороте русла. Крупная плита делит поток на две неравные струи. Левая - крутой и маломощный слив, в нашу воду проход здесь вряд ли возможен.

Правый слив шире, имеет трековый характер из-за длинной вертикальной плиты, расположенной под углом к основной струе. Заход в слив осложняет россыпь камней, вдающихся в русло с правого берега. Небольшое расстояние между концом россыпи и плитой (12 м) несколько затрудняет заход в правый слив.

Береговая ситуация перед порогом довольно сложная. Береговой проход крайне сложен. Для осмотра порога лучше пройти террасой за порог, спуститься вниз на большую левобережную полку и вернуться береговой тропой к порогу.

Порог прошли по правому варианту без предварительной разведки. Порог хотя и выделяется на общем фоне данного каньона, он достаточно прост.

За водопадом река постепенно успокаивается, следует 400-метровый участок спокойной воды. На левом берегу обширная удобная полка ( Райская поляна). Река огибает данную полку, образуя крутой поворот русла. Далее следует выходной участок каньона.

Препятствия 9-10 - 9-11. Простые пороги. Уклон невелик, маневр между камней несложен. За порогами река некоторе время носит шиверистый характер, затем скорость течения падает и оставшиеся 3 км этого участка река спокойно течет в высоких берегах.

От порога "Альбатрос" до автомобильного моста около часа спокойного сплава. В районе автомобильного моста (мостов два, старый и новый) следует быть крайне внимательными, так как в русле встречаются острые скальные обломки (следы взрывных работ при строительстве нового моста) и арматура.

Ущелье "Зубная щетка".

Общая протяженность каньона около  2 км. Начинается каньон в 1,5 км ниже автомобильного моста. Перед входом в ущелье река дробится на протоки и собирается вновь в единое русло в 200 метрах от начала ущелья. Правый берег - крутые, порою отвесные стены высотой более 100 м. Левый берег - более пологие скальные склоны, в нижней части осыпного характера. По берегу слабая тропа, часто теряющаяся на осыпях. В каньоне можно выделить 3 препятствия.

Препятствие 10-1. Порог (5В). Длина порога 70 м, основная сложность на входе. Вход в порог - три большие валуна, перегородивших реку, оставляющие для прохождения двое ворот. Левые - 2-х метровый слив через обливной камень, с необходимостью выполнения резкого ухода вправо от торчащего в 10 метрах ниже камня. Проход логичен и напрашивается сам при подходе по центру. Правые ворота - чуть шире, слив чище и спокойней, но требует маневра на подходе, так как заранее перестроиться вправо мешают камни и поворот русла. У нас правые ворота почти полностью были перегорожены застрявшим бревном.

Для просмотра зачалились на левобережную полку перед входом в каньон. После непродолжительного просмотра на груженых судах тандемом прошли порог через левые ворота. Перед препятствием 10-2 чалились на левый берег. Отсюда, отвязав вещи, по слабой левобережной тропе прошли в конец ущелья, где встали на ночлег, примерно в 150 метрах ниже основной части порога 10-3. Пороги 10-2 и 10-3 на следующее утро проходили на разгруженных катамаранах.

Препятствие 10-2. Порог (6А). Расположен через 700 м быстротока с валами и незначительным количеством камней под бомом правого б Габаритный непроход в средней части порога. На правом берегу высокая крутая скала, резко отличная от окружающего ландшафта. Левый берег - отвесные стены высотой от 30 до 70 метров. К средней части порога, с левого берега, круто опускается узкий каменный желоб, по дну которого течет очень слабый bручеек (из родничка).ерега. Длина порога 100 м. На левом берегу с интервалом 30-40 метров лежат три больших береговых камня, и струя поочередно наваливает на них. Уход от этих прижимов осложнен грядами надводных камней, отходящих от правого берега к середине реки.  В районе среднего каменного "дома" между ним и надводной плиquot;лестницаiтой в русле образуются ворота шириной около 3,5 метров. Порог заканчивается левым поворотом русла. На повороте русло несколько расширяется, много полуобливных камней.

Препятствие 10-3. Порог  "Зубная щетка" (6В). Являясь самым сложным препятствием ущелья, дает ему свое название. Длина порога 400 м. Вход в порог - после левого поворота русла. Весь подход к ключевой заключительной части - слалом по крутопадающим ступеням между солидными валунами. В заключительной ключевой части порога реquot;лестницаiка огибает большой обломок скалы, лежащий у правого берега. Справа от него - крутой узкий трек с косым двухметровым сливом. После слива  имеется " озерко " относительно спокойной воды, которая скатывается  из него крутопадающими сливами различной ширины, через поперечно расположенную гряду массивных камней (собственно "зубная щетка"). Наиболее широкий выход (около 4 метров) - самый левый, однако "габаритен" и правый слив (ширина около 2,5 метра).  В левом сливе в нашу воду выступали полуобливные камни, мешающие чистому проходу. Для того, чтобы попасть в правый слив приходится делать резкий поворот направо и уходить со струи, текущей вдоль гряды. Отсюда до конца порога остается около 50-70 метров слалома между небольших камней. Ниже порога чалка на левый берег. В 1 км ниже на левом берегу памятник (с воды не виден) погибшим при попытке прохождения порога туристам-свердловчанам.

Пороги 10-2 и 10-3 проходили без чалки между ними. В пороге 10-2  - напряженный слалом между камней в русле с основной задачей - избежать навала на большие береговые камни левого берега. На левом повороте - движение средней частью русле, далее на прямом участке (входная часть порога 10-3) придерживаемся левого берега. Сливы оказались несколько мощнее, чем смотрелись с берега. Перед кульминационной ступенью смещаемся вправо, по треку попадаем в косой слив и резко закидываем нос вправо, чтобы попасть в правые ворота "зубной щетки". Ниже еще один резкий маневр по уходу от надводного камня в струе и чалка на левый берег. Оба катамарана поочереди успешно справились с задуманным маневром.

Актогайское ущелье.

В Актогайском ущелье расположены следующие три препятствия Чарына пор.11, 12 и 13. Ширина ущелья поверху - 300-1000 метров. Длина участка около 8 км.

Препятствие 11. Длинная несложная шивера. Начинается вскоре за каньоном "Зубная щетка". Протяженность около 2-х километров. Состоит из нескольких ступеней, разделенных участками спокойного течения.

До порога "Тау-Теке" двигались тандемом. Перед порогом чалка на левый берег.

Препятствие № 12. Порог "Тау-Теке" (6А). Мощный, длинный и сложный порог. Особенных примет порог не имеет. Ориентиром может послужить появление огромных глыб на левом берегу. Левый берег - поросшая деревьями и кустарником осыпная полка. К данной полке должно быть осуществлено зачаливание для просмотра порога. Длина порога около 1 км. Начинается он на плавном левом повороте реки за полкой.  Разгонный участок - мощная шивера-порог, непрерывный слалом между каменных островков с большими камнями. Вариантов прохода много, поэтому следует внимательно отслеживать основную струю с тем, чтобы не оказаться в каменной ловушке.

Кульминация порога 15-ти метровой длины  узкая водяная горка с перепадом около 3-х метров вдоль бома правого берега, которая упирается в каменную гряду, пересекающую русло слева направо под острым углом. На подходе к горке несколько ворот из больших камней, осложняющих четкий заход. Все это оканчивается поворотом реки на 90 градусов вправо вокруг 100-метрового бома правого берега.

После просмотра порог прошли тандемом на груженых судах. В заходной части придерживались левого берега, затем  перед "горкой" смещались вправо.

Препятствие  № 13. Несложный порог (4С). Расположен порог непосредствено за "Тау-Теке". Левый берег удобен для прохода и в случае непроходимости  - для организации лагеря. В пороге значительная скорость течения, много полуобливных камней.

Прохождение порога особенных трудностей не вызывает. Порог проходили без предварительной разведки.

За порогом № 13 на левом берегу вершины гор увенчаны удивительно красивыми останцами. Место это носит название Поляны Замков и является одним из красивейших мест нашей страны. Удобным местом для лагеря является левобережная полка в 2-х км за препятствием № 13.

После часовой экскурсии по каньону, украшенному причудливыми останцами и перекуса продолжили сплав.

"Поляна Замков" - автомобильный мост дороги Алма-Ата - Чунджа.

Протяженность участка около 35 км. От "Поляны замков" река течет в узкой  долине, по берегам заросли кустарника и тополя. Зачастую на склонах обширные осыпи. До "Броненосцев" можно выделить два несложных локальных препятствия № 14 "Сайгак" и 17 "Тарантул".

Препятствие 14. Порог "Сайгак". Простой порог. Расположен через 8 км от "Поляны Замков".

Препятствия 15. и 16. крайне просты.

Препятствие 17. Порог "Тарантул". Расположен через 1,5 км после впадения правого притока. В пороге несложный слалом среди камней средних размеров.

Дальше до "Броненосцев" препятствий на реке нет. От пор. "Тарантул" до "Броненосца-1" - 40-50 минут сплава. Достаточно надежным ориентиром является появление первой крупнокаменистой (протяженной) осыпи темного цвета на правом берегу (до этого все осыпи мелкокаменистые). Для просмотра порога следует зачалиться на правый берег в района осыпи. Для просмотра необходимо через эту осыпь выйти на правобережную полку в центре порога.

Береговая полка тянется вдоль реки 800 метров. В конце этого участка начинается высокий непроходимый бом. Левый берег на всем этом протяжении  - отвесная стена, практически не позволяющая пройти по левому берегу. Проход по левому берегу возможен только ниже порога "Броненосец-1".

От Поляны Замков до "Броненосцев" около 2-х часов сплава. На левом берегу в районе  пор. 17 видели несколько семей сайгаков. Заметив нас, животные с необычайной легкостью поднялись от реки вверх по крутым скалам.

Препятствие 18. Порог "Броненосец-1" (5В). В заходной части порога расположено несколько крупных каменных обломков, подпруживающих течение реки и формирующих достаточно широкие водопадные сливы с последующим слаломом между меньшими камнями в русле. Кульминация порога - центральный валун  "Броненосец", делящий русло пополам и оставляющий два загнутых к центру реки косых прохода, каждый из которых имеет 1,5-метровый водопадный слив.

Препятствие 19. Порог "Броненосец - 2" (5В). Расположен через 1 км от "Броненосца-1". Просмотр возможен по левому берегу. Длина порога около 200 метров. В пороге русло реки завалено большими камнями,  проход между которыми угадывается вдоль левого берега. В пороге несколько сливов по 1,5-2 метра.

Пороги "Броненосец-1" и "Броненосец-2" проходили тандемом без предварительной разведки. Линия движения достаточно легко читается с наплыва.

Участок реки от пор. "Броненосец - 2" до автомобильного моста дороги Алма-Ата - Чунджа представляет собой несложный спокойный быстроток среди высоких берегов. Перед самым мостом у гидропоста (на правом берегу) берега раздвигаются, выпуская реку на равнину. Появляются достаточно широкие протоки, продолжающиеся до самого моста - конечной точки нашего маршрута.

От "Броненосцев" до моста чуть более часа сплава. В самом конце участка в разбоях следует быть очень внимательным, так как в протоках возможны завалы. Нам 2 раза приходилось экстренно чалиться, проводить и частично обтаскивать катамараны по береговым отмелям.

Лагерь разбили в 100 метрах выше моста на правом берегу. На следующее утро начавшийся мелкий дождь лишил нас возможности тщательно высушить вещи. Собравшись, подошли к пограничному пикету у моста. Возле пикета - две круглосуточно работающих чайханы. Через 1,5 часа на попутном автобусе уехали в Алма-Ату.

Итоги похода, замечания к отчету

Основная цель похода: прохождение маршрута по рекам Чилик и Чарын,  включая первопрохождение порога "Лошадиная ступень" на р.Чилик и максимально возможное прохождение "Майнакского ущелья" р.Чарын.

Основные средства достижения цели:

- 1. формирование сильной группы, состоящей из опытных, тактически и технически грамотных туристов, имеющих хорошую спортивную форму;

- 2.  тщательная организационная подготовка похода, в том числе адекватный выбор средств сплава,

- 3. серьезная психологическая подготовка команды для совершения первопрохождений.

Основные выводы:

- 1. После успешного участия в 1995г. в Чемпионате России группа занялась поиском препятствий, которые были бы непройдены или очень сложны для прохождения технически, физически или психологически. Это оказалось достаточно непростой задачей, особенно в связи с сужением географии туристских походов на территории бывшего СССР. Мы остановились на идее покорить известный всей стране "непроход" - порог "Лошадиная ступень" на реке Чилик и пройти очень сложное препятствие - "Майнакское ущелье" реки Чарын. Сейчас, после окончания похода, можно сказать, что мы сделали хороший выбор и прошли великолепный во многих отношениях маршрут.

- 2. Группа проявила свои лучшие качества: единство, сплоченность, целеустремленность в достижении цели, способность тактически и технически грамотно преодолевать сложнейшие препятствия.

- 3. Группа достигла основной цели похода - совершила первопрохождение сложнейшего порога "Лошадиная ступень" на р.Чилик и максимально полно для нашего уровня воды прошла р.Чарын, включая "Майнакское ущелье", а также совершила первопрохождение препятствия искусственного происхождения на месте каньона "Змеиный"  длиной 800 метров - препятствия "Обводной тоннель" (или "Дорога в ад"). Отметим также, что впервые пройдено "Майнакское ущелье" насквозь (кроме обноса поверху "Подковы") всей группой (омичи в 1987г. проходили одним плотом со сменным экипажем и огромной береговой командой, рязанцы, сплавлявшиеся на катамаранах в 1987г., обносили большие участки ущелья поверху, не найдя возможностей для сквозного прохождения). Кроме того, мы впервые прошли на катамаранах в "Майнакском ущелье" пор.6 "Близнецы", пор.8 "Ангар" (с оверкилем), входную часть пор.9 "Цитадель", выходную часть пор.12 "Туши свет", а также нашли оригинальный, на наш взгляд, способ "обноса" пор.39 "Песочные часы".

Учитывая немалую сложность препятствий "Майнакского ущелья", его большую длину, очень сложную береговую обстановку, огромную насыщенность препятствиями, очень значительный уклон реки внутри ущелья и связанную со всем этим огромную психологическую напряженность при сквозном прохождении ущелья, считаем его одним из наиболее достойных объектов для покорения туристами-водниками. Однако, при этом следует отметить, что маршрут по р.Чарын без прохождения "Майнакского ущелья" будет слабо насыщен препятствиями, характерными для 5-6 к.с.

- 4. После завершения сплава по р.Чарын был пройден горный поход 5 категории сложности (маршрутная книжка 1/3-506) группой из 6 человек по горам Заилийского Алатау. Поход существенно расширил спектр эмоций, полученных нами в августе 1996г. Поэтому мы решили дополнить наш отчет о водном походе видовыми фотографиями Заилийского Алатау, по которому мы довольно удачно побродили оставшиеся 12 дней нашего пребывания в Средней Азии.