13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Руководитель: Лифанов А. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5505

5. Выводы и рекомендации
Справочные сведения

Вид туризма: водный.

Категория сложности похода: шестая (пятая).

Протяженность активной части похода: сплав - 351 км; пешком: - 150 км.

Продолжительность похода: 29 дней; сплав - 15 дней; пешая часть - 4 дня.

Сроки проведения: с 5 июля по 2 августа 1997 года.

Средства сплава: 4-х и 2-х (р.Казан-р.Коксу) местные катамараны.

Район проведения похода: Тянь-Шань, Джунгарский Алатау.

Нитка маршрута: Алма-Ата - а/п Бурундай - перелет через перевал Богатырь - сплав по реке Чилик от начала Ленинградского каскада до поселка Саты - переезд до реки Чарын - сплав по реке Чарын от конца Майнакского ущелья до автомоста Алма-Ата - Чунжа - переезд до города Панфилов - переход в верховья реки Казан - сплав по рекам Казан и Коксу от автомоста через реку Казан до плотины на реке Коксу - переезд до города Алма-Ата.

Уровень воды: р.Чилик - высокий; р.Чарын - низкий; р.Казан - р. Коксу - ниже среднего.

Список группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристскийопыт Чилик-Чарын Казан-Коксу
1 Романенко Андрей Николаевич 1960 Чарын -Чон-Кемин - 6 у, Шавла-Аргут-Чуя-Катунь - 5р, р.Китой - 5р, Тамшуш -Туполанг - 5 р, Казан - Коксу - 5 у К1 К1
2 Леонов Сергей Николаевич 1961 Шавла - Аргут - Чуя - Катунь - 5у, р.Китой - 5у, Казан - Коксу - 5 у К1 К1
3 Сапрыкин Игорь Вячеславович 1966 Казан - Коксу - 5 у, Шавла - Аргут - Чуя - Катунь - 5у, р.Китой - 5у, р.Чарын - р.Чон-Кемин - 6у К1 К1
4 Игуменцев Александр Юрьевич 1969 Китой - 5у, Тамшуш-Туполанг - 5у. К1 К2
5 Лифанов Александр Валентинович 1957 Обихингоу; Матча; Чилик; Чарын; Чон-Кемин; Шахдара - 6р, Казан-Коксу; Китой-Онот; Тамшуш-Туполанг - 5р К2 К4
6 Гавва Сергей Николаевич 1958 Чилик-Чон-Кемин - 6у, р.Туполанг - 6у, Китой-Онот-5р, Хара-Мурин - Снежная - 5у, Нижн. Кураган - Катунь - 5 у. К2 К2
7 Соловьев Илья Анатольевич 1974 Утулик - Снежная - 5 у, Тамшуш-Туполанг -5у К2 К2
8 Бохин Александр Анатольевич 1971 Китой-Онот - 5у, Матча - 6у, Кекемерен - 6у. К2 -
9 Великанов Юрий Аркадьевич 1948 Ойгаинг-Пскем - 6у, Андийское Коксу - 6р, Сандалаш-Чаткал - 6р, Шавла-Чуя-Катунь - 5у, Китой - 5у. - К3
10 Удалов Владимир Иванович 1952 Шавла - Катунь - 5р, Китой -5у, Кекемерен - 6у, Тамшуш-Туполанг - 5 у, Матча - 6у - К3
11 Спирин Александр Эдуардович 1962 Чаткал - 5у, Шавла-Чуя-Катунь - 5у, Китой - 5у, Кекемерен - 6у, Матча - 6у, р.Туполанг - 5у. - К3
12 Корябкин Борис Викторович 1961 Чаткал - 5у, Китой - 5у - К3
13 Палагута Константин Алексеевич 1949 Ойгаинг-Пскем -6р, Чарын; Чон-Кемин; Чилик; Хара-Мурин-Снежная - 6у, Туполанг; Бий-Хем ;Шавла-Катунь - 5у - К2
14 Башкирова Ирина Михайловна 1965 Сандалаш-Чаткал - 6 у, Туполанг - 5 у, Ойгаинг - Пскем - 6 у, Сумульта - 5у - К4
15 Лифанова Наиля Камилевна 1960 Туполанг - 5у, Китой - Онот - 5 у, Шавла - Аргут - Чуя - Катунь - 5у, Казан - Коксу - 5 у - К1

Содержание отчета
Общая смысловая идея похода

Район проведения похода достаточно хорошо изучен туристами водниками и пользуется большой популярностью, вследствие относительной простоты подъездов (подходов) к началу сплава. В последнее время к достоинствам района добавилась еще и стабильность политической ситуации.

С другой стороны финансовые затраты на проведения похода существенно увеличились по сравнению с доперестроечными временами.Таким образом, уже достаточно накладно за одну поездку проходить только один маршрут, даже если это маршрут высшей категории сложности. Поэтому многие группы (и особенно группы, в состав которых входят опытные спортсмены) стараются за один поход проходить не менее двух "стандартных" маршрутов. В качестве примера можно привести поход, совершенный группой под руководством С.Черника, ставшего чемпионом России в 1996 году.

Идея переезда с Чилика на Чарын используется уже довольно давно, но дальше этого сплав не продолжала ни одна группа. Туристы либо заканчивали маршрут, либо дополняли его горной частью в окрестных горах.  Наша группа, как и группа С.Черника планировала пройти большую часть препятствий на реках Чилик и Чарын, включая препятствия Майнакского ущелья, однако это не было самоцелью. Нам хотелось найти пеший выход в верховья реки Казан и полностью пройти реки Казан и Коксу. Оценка сложности пешего перехода в истоки реки Казан представляет самостоятельную ценность, поскольку этот путь не только полностью избавляет группу от проблем с заказом транспорта на подходе к началу сплава, но и делает поход по Коксу полноценным, поскольку четырех - пятидневный сплав по стандартному маршруту ближе скорее к весенним тренировкам, чем к серьезному летнему путешествию.

Река Коксу в своем среднем и нижнем течении проходилась группами туристов многократно. Исключение составляет только участок водопадов, сложность которого превышает пятую категорию сложности. Верхний же участок реки Коксу и левый ее исток - реку Казан прошла только одна группа МГС "Динамо" под руководством А.Лифанова в 1991 году в "пятерочном" варианте относительно слабой группой. В результате похода выяснилось, что ряд препятствий маршрута превышает заявленную сложность (они были обнесены), а правый исток Коксу река Караарык интереса для спортивного сплава не представляет. Информация о первопрохождении была дана, но за прошедшее время ни одна из групп не закончила его прохождением оставшейся (шестерочной) части препятствий. Поэтому в 1997 году мы решили закончить то, что начали в 1991.

Маршрут по Казану и Коксу дает полную гамму ощущений, поскольку отдельные участки сплава разительно отличаются друг от друга: Казан - сплав близок к сплаву по Сумульте, Шавле (включая порог Неустроева) или алтайской Белой, да и природа - сродни Алтаю; верхнее ущелье Коксу - сплав и природа больше всего похожа на каньон "Зеленый" в нижнем течении Чон-Кемина; средняя часть Коксу напоминает Чую ниже Мажойского каскада (без "Бегемота" и "Турбинного"), а участок ниже поселка Рудничный (за исключением водопадов) - типичные участки на реке Кызылсу с типично среднеазиатским выжженным пейзажем.

В результате полный маршрут, который планировала и прошла наша группа, представляет из себя кольцо по южному и юго-восточному Казахстану, что подчеркивает логику построения маршрута.

В качестве дополнительной группа ставила перед собой задачу изучения подходов и оценку возможности справа по реке Узун и ее истокам - Большому, Среднему и Малому Узунам. Эту реку пыталась пройти в мае группа из Нижневартовска, но она была остановлена снежными заносами. Больше информации об этой реке не было.

При выборе сроков проведения похода мы старались начать маршрут так, чтобы идти по большой воде, поскольку это является определяющим при прохождении порога "Лошадиное копыто" на Чилике и большинства порогов на Чарыне. Классически считалось, что лето - это период максимального уровня воды на реках Тянь-Шаня. Поэтому свой маршрут мы начали в начале июля. Это также явилось новинкой, поскольку не было информации о прохождении туристами этих рек в начале июля.

Новинкой организации проведения похода для нас явилось разбиение группы на две части. Обычно такой прием использовался на туриадах, например, при прохождении Нарына и его притоков турклубом "Сибирь" под общим руководством В. Говора. У нас же это было обусловлено в основном ограничением времени отпуска для половины группы двумя неделями.В результате новинка оказалась удачной - каждый участник похода провел в походе столько времени, сколько позволяли ему его временные и финансовые ограничения, а так же прошел маршрут желаемой категории сложности, поскольку участники 8 - 15 формально заявленные в поход шестой категории сложности, фактически отказались от прохождения определяющих высшую категорию сложности препятствий на реках Казан и Коксу.

Варианты подъезда и отъезда

Варианты подъезда к началу сплава на реку Чилик хорошо известны и описаны в туристской литературе. Не останавливаясь подробно на каждом, просто перечислим варианты. Наиболее часто используется заброска со стороны озера Иссык-Куль из поселка Ананьево с переходом через перевал по хорошей тропе (2-3 дня) или самолетом до урочища Чилик. Последнее в настоящее время отпадает, так как взлетно-посадочная полоса в урочище Чилик больше не существует, люди из урочища ушли. Более сложен пеший подход из Алма-Аты (4 - 5 дней). Им может воспользоваться группа с хорошей горной подготовкой, способная пройти с водным снаряжением через высокогорные ледники. И, наконец, наиболее простой, быстрый и дорогой вариант - спецрейс вертолета из аэропорта Бурундай в ту точку, которую вы укажите на карте. Перелет до урочища Чилик через ледник "Богатырь" составляет 45 минут (оплата в оба конца 1, 5 часа полетного времени).

Наиболее простой заезд в верховья Коксу может идти снизу, через поселок Рудничный. При этом мы убедились, что лучше всего прямо на вокзале в Алма-Атепоймать автомобиль и доехать до Рудничного. Переезд на автобусах или поездах через Талды-Курган и Текели стоит немного дешевле, но Вы потеряете массу времени. Далее в Рудничном проще всего договориться о дальнейшем заезде на автобазе. Любая машина и в любое время может довезти группу до урочища Омар. С большой вероятностью Вас смогут довезти до стрелки Казан-Караарык. Если Вы договоритесь с лесовозами, которые ходят в верховья Караарыка раз в два дня, Вас фиксировано довезут до подъема на перевал Тюемойнак.Но, в принципе, машина может пройти по дороге вплоть до Китайской границы. Этой дорогой раньше пользовались пограничники.

Второй вариант подходов к началу сплава - через город Панфилов с пешим переходом. До Панфилова в этом случае проще всего добраться на одном из многочисленных коммерческих автобусов, отправляющихся из Алма-Аты рано утром и вечером. Желательно не ехать с вечера пятницы по утро воскресенья, когда автобусы переполнены челноками, едущими за китайским товаром. В Панфилове можно либо сразу договориться с автомобилем, либо почти бесплатно доехать на автобусе до поселка Енбикши или поселка Сарыбель и искать автомобиль там.От Енбекши можно доехать до стрелки Усека и Малого Усека, откуда начнется пеший переход. От поселка Сарыбель машина сможет дойти до слияния рек Средний Усек и Большой Усек, а, возможно, и через перевал Жиланды до начала реки Малый Усек, что существенно сократит пеший переход и на километр уменьшит набор высоты.

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход с Чилика до 3 каньона сложен и возможен только через те же перевалы, через которые идет заброска. Ниже 3 каньона проще всего сплавиться до поселка Саты, откуда относительно несложно выехать в Алма-Ату. Отъезд от Бартогайского водохранилища более сложен - необходимо пройти более 10 километров до Алма-Атинской трассы, где можно рассчитывать поймать попутку.

Аварийный выезд с Чарына сложностей не представляет - вдоль Майнакского ущелья изредка по дороге проходят автомобили, а по мостам через Чарын достаточно интенсивное автомобильное движение.

Аварийный выход с реки Казан возможен по тропе левого берега, идущей высоко над водой или, там где есть выход наверх, по тропе правого берега, проходящей по водоразделу рек Казан и Караарык. Далее, за исключением верхнего ("Чертова") ущелья Коксу, вдоль реки идет дорога, по которой ходят лесовозы и машины пограничников из Рудничного. Аварийная выброска из "Чертова" ущелья проблематична. До места впадения Тентексая можно вернуться вверх по правому берегу и, либо переправиться на левый берег выше спуска с урочища Омар, либо подняться по реке Арасан до дороги, ведущей в Текели (машины по этой дороге практически не ходят). В километре ниже Тентексая до конца ущелья можно пробраться по левому берегу.

Изменения маршрута и их причины

Группе не удалось пройти Майнакское ущелье и ряд порогов Чарына из-за маловодности. Вместо перевалов Багышки (2967) и, возможно, перевала Уйтас (3350) мы прошли перевалы Жиланды (ок. 2700) и Таласасу (3597). Причиной послужила информация чабанов о том, что тропа по левому берегу реки Уйтас размыта и перевал Уйтас идти придется обязательно. Кроме этого, мы искали наиболее простой способ пешего подхода в верховья реки Казан через перевал Карабулак, а им безусловно является тропа, идущая через перевал Таласасу, по которой местные чабаны не часто, но все-таки ходят. Остальные тропы используются только охотниками и, зачастую, существуют только на карте.

Техническое описание прохождения группой маршрута
Техническое описание сплава по реке Чилик

Вертолет летит к Чилику из аэропорта БурундайподАлма-Атой через ледник "Богатырь". Внизу проплывают мощные снежники и ледовые языки. За перевалом вертолет спускается вниз и летит невысоко над Чиликом, что позволяет оценить уровень воды прямо из иллюминатора. Погода теплая, но даже с вертолета видно, что воды в реке маловато. Решаем долететь до моста через Чилик и начать маршрут с прохождения каскада "Ленинградский", установив базовый лагерь в обычном для туристов месте - в 300 метрах выше моста на правом берегу реки. Аэродром, который здесь был раньше, не существует. Дома в урочище Чилик разрушены. Людей нет вплоть до самого поселка Саты.

После посадки у моста вертолет немедленно улетает, а мы начинаем собирать катамараны, что занимает у нас несколько часов. Собранные катамараны оставляем на месте. Шесть человек переходят на правый берег, а двое уходят на просмотр "Чиликского" каскада. Наблюдения с вертолета подтвердились, воды в реке меньше, чем в середине сентября. Долго размышляем на тему, не поставить ли зауженные рамы, но потом решаем оставить все как есть. Ближе к вечеру обносим катамараны к началу "Ленинградского каскада" и просматриваем его по левому берегу. Вечером начинается дождь, который к ночи переходит в ливень. Вода в реке начинает быстро прибывать.

Ночью дождь стихает и с утра мы начинаем сплав по Чилику. Уровень воды в реке примерно на 0.8 - 1 метр выше среднего для сентября. Несмотря на то, что первый участок рекиот конца каньона "Непроходимый"(1 каньон)до "Ленинградского" каскада в такую воду безусловно стал проходимым, решаем катамараны выше не поднимать, поскольку сильные группы туристов отмечают невысокую техническую сложность препятствий.

Не будем отступать от стандартного разбиения Чилика на участки, а для более точной оценки препятствий воспользуемся классификацией порогов, применявшейся, в частности, в отчете группы под руководством С.Черника, где пороги основных категорий сложности 4(С), 5(Т) и 6(ТТ и ТТТ)делятся на три подкатегорииA, B и C соответственно. Поскольку в разную воду сложность препятствий различна, в описании может указываться двойная оценка.

Участок 2. Каскад порогов"Ленинградский" - конец "Чиликского каскада". Протяженность - 8 км. Участок начинается одним из наиболее сложных на реке препятствий - каскадом порогов "Ленинградский" (6A) (в малую воду 5B). Длина каскада - 2 км, уклон 25-30 м/км. Перед каскадом порогов "Ленинградский" низкий правый берег представляет собой галечную отмель длиной 300 метров. Ориентиры начала каскада - крутой правый и левый берега, лес на правом берегу вплотную подходит к реке, скальные обломки в русле, хорошо заметные с воды, в начале порога - крупный скальный обломок у правого берега (виден от начала отмели). Порог начинается сужением русла до 15 метров.

Проходили каскад на разгруженных катамаранах по высокой воде. В каскаде выделяют 4 ступени.

Первая: наиболее простая в каскаде. Длина ступени 100 м - от начала порога до 1 гряды камней, перегораживающей все русло. В ступени два выраженных не очень крутых слива между крупными скальными обломками. В конце ступени - улов у правого берега. Заметим, что мелкие улова, достаточные для самостоятельной зачалки одного катамарана в каскаде встречаются достаточно часто. За первой ступенью уклон реки заметно возрастает, скорость потока увеличивается.

Вторая: длина 80 м. В потоке два крупных скальных обломка, перегораживающих значительную часть русла. Ширина прохода не более 4 метров. Сильный навал на камни, образующие "ворота". Между камнями слив высотой 1 м. Возросшая по сравнению с сентябрем скорость потока делает навал на камень у левого берега практически неизбежным, но между этим камнем и левым берегом открывается мелкий и извилистый проход. За второй ступенью на прямом участке - порог - шивера длиной 200 м. В русле много камней, узкие проходы, крутые сливы высотой до 1 м. Далее крутой левый поворот, на повороте - третья ступень каскада.

Первые две ступени просматриваем по левому берегу и решаем проходить за один прием с возможной промежуточной чалкой в уловах левого берега до и после небольшого ручья. Береговая страховка выставлялась в двух точках с левого берега на прямом участке второй ступени. Первую ступень проходили по центру и уходили под левый берег, после чего, не используя промежуточные зачалки, вдоль левого берега проходили вторую ступень, резко маневрируя, пытаясь уйти от обливных камней. Оба катамарана зачалились сначала в середине прямого участка, после чего тандемом траверсировали реку и остановились на песчаной отмели у правого берега.

Третья: самая сложная, ориентир - каменная осыпь на правом берегу. В русле частокол крупных камней, перегораживающих значительную часть реки. В центре русла две ступени водопадных сливов. Первый слив высотой до 0.7 м с сильным противотоком за ним, второй высотой более 1.5 м и за ним обширная бочка. В конце ступени сильный прижим к выступу скалы правого берега. За выступом небольшой улов, удобный для зачаливания. За ступенью - плавный правый поворот. На повороте река немного успокаивается. После поворота - начало четвертой ступени.

Перед прохождением просмотрели третью ступень по правому берегу. В улове за выступом скалы правого берега поставили береговую страховку. Ступень проходили через оба слива - это единственная линия движения, затем в левой трети струи, уходя от прижима, после чего чалились к правому берегу. К1 прошел без особых проблем. К2 после первого слива был остановлен водой и слегка развернут влево. В таком состоянии он вошел в бочку за вторым сливом, где его держало около 10 секунд. Героические усилия экипажа не позволили катамарану окончательно встать лагом и выдернули катамаран из пены. Оставшуюся часть порога К2 прошел без приключений, после чего тандемом с К1 траверсировал струю для просмотра четвертой ступени.

Четвертая: длина ступени 1 км. Ступень заканчивается за 200 м до подвесного моста в урочище Чилик. На этом участке каскада линия движения хорошо просматривается с воды. В русле крупные скальные обломки ближе к обоим берегам, но их значительно меньше, чем в первой половине каскада. Наиболее чистая линия движения проходит по центру реки, но здесь расположены мощные сливы с большими бочками. Наиболее опасное место после крутого правого поворота, где река падает тремя ступеньками подряд.

Ступень разведали по левому берегу. Линия движения - по основной струе, удерживая катамараны носом по струе. Ступень прошли тандемом и зачалились у лагеря. После обеда загрузили катамараны и продолжили сплав.

Под подвесным мостом проходили под самым левым берегом. Дальше бурная шивера длиной 500 метров, которая заканчивается перед устьем правого притока - р. Сюту-Булак. Шиверу прошли с ходу, страховка тандемом. В середине шиверы над рекой натянут трос. Проход у левого берега. За притоком плавный правый поворот и сразу - крутой левый, после которого через 200 метров начало "Чиликского" каскада порогов.

"Чиликский каскад" порогов (5В) (в малую воду 4C) - участок реки длиной 4- 5 км с большим уклоном - до 25 м/км, резкими поворотами, беспорядочным расположением в русле камней. Русло местами сужено до 12 м и не превышает 20 метров. Весь каскад был просмотрен нами накануне. При просмотре не было обнаружено ни одного места, требующего заранее запланированного маневра, а также организации береговой страховки, а такженамечены ориентиры следующего препятствия - заметный серый камень - пирамида на правом берегу и через 200 метров поляна с высокими елями у воды на левом берегу. У елей необходимо зачалиться на галечную отмель. Здесь женеплохое место для ночлега.

В течение всего дня уровень воды снижался, поэтому при прохождении каскада воды уже было не намного больше вчерашнего. Препятствия каскада сильно напоминали четвертую ступень "Ленинградского", поэтому решено было идти препятствие сходу тандемом, опираясь на вчерашний просмотр с переменой лидера после каждого сильного слива.

Каскад проходили в соответствии с намеченным планом, поскольку линия движения по центру реки четко просматривалась. Катамараны проходили сливы без особых проблем. Ближе к концу каскада мы все-таки зачалились на отмель левого берега для отдыха. Заодно повторно просмотрели наиболее неприятное место каскада (особого маневра здесь не требуется, но сливы и валы покруче и повыше, чем в начале каскада). После просмотра сплав тандемом был продолжен до намеченного накануне места перед "Медным всадником".

Поскольку заранее было очевидно, что "Медный всадник" лучше проходить разгруженными, катамараны были разгружены а вещи обнесены за препятствие. На этом был закончен первый день сплава по Чилику.

Третий участок: каньон "Медный всадник" - устье р. Кара-Кия.  Длина участка 19 км. Ориентиры начала второго каньона - "Медный всадник" (6B) (в малую воду 6А) - резкое сужение долины реки, отроги правобережных гор подходят близко к воде, на входе в каскад порогов на левом берегу красноватая осыпь. Длина каньона - около 300 метров, а длина каскада - 2 км. Просмотр удобен по левому берегу, но можно смотреть и по правому. Левый берег каньона - обрыв высотой около 15- 20 м. Леса фактически нет, в основном заросли кустарника. Правый берег представляет собой террасу, близко к воде подходит лес. Уклон реки в каньоне достигает 35 м/км. В пороге можно выделить три ступени.

Первая ступень: от начала порога до левого поворота (конца каньона). Левый берег отвесный, но вдоль него можно пролезть по крутому склону. Ступень начинается двумя относительно пологими сливами с валами до 1.5 м за ними. После этого 50 м быстротока. Ниже у обоих берегов большие камни, отжимающие струю в центр. Между ними, ближе к правому берегу косой вал, а еще в 20 метрах ниже мощный слив с бушующим валом высотой 2 - 2.5 метра. В очень большую воду часть камней слева заливается и можно пройти вдоль самого левого берега, но в этом случае придется прыгать через острые камни слабо закрытые водой с высоты более 1.5 метров. Ниже до левого поворота серия крутых валов высотой до 2 метров. В малую воду на этом участке обнажаются камни, количество сливов - ступенек увеличивается, но их высота, а, главное, высота бочек существенно уменьшается. Можно найти относительно спокойный проход в левой трети русла, тогда как в большую воду необходимо идти по центру по всем валам. На левом повороте в малую воду либо отмель, либо большое количество полуобливных камней с относительно невысокой скоростью течения здесь можно организовать береговую страховку и зачалиться. В высокую воду струя идет ближе к правому берегу, а камни слева полностью заливаются. Ни зачалку, ни надежную страховку организовать нельзя.

Вторая ступень: - наиболее короткая, длиной до 100 метров, начинается за левым поворотом и заканчивается на крутом правом повороте. В малую водурека слева перекрыта едва прикрытыми водой камням, с которых вода сливается ступеньками по 0.5 до 1 м. Ниже два скальных зуба, на которые сильно наваливает вода. В центре реки, ближе к правому берегу, два крупных скальных обломка. В большую воду над водой остается только малая часть одного обломка, на месте второго образуется водопадный слив с пенным котлом. Слева в струе лежат крупные надводные камни с узкими крутопадающими проходами между ними, которые выводят под самый левый берег. В большую воду все камни заливаются водой и на их месте образуются мощные пенные котлы, следующие один за другим.

Третья ступень - начинается сразу за второй и тянется до конца каскада. Наиболее сложное место - первые 100 - 150 метров. В русле реки крупные камни, в проходах между ними сливы с валами. Чем дальше, тем высота сливов и валов меньше. В большую воду большинство камней залито водой. В центре реки высокая бочка, а у левого берега два пенных котла. Дальше мощные косые валы и бочки до конца порога.

Порог мы просмотрели утром, по пути к катамаранам, оставленным на поляне выше порога. Вода за ночь спала до сентябрьского уровня. Первая ступень относительно просто проходилась сначала по центру, а затем в левой трети реки. Ниже левого поворота на отмели наметили места береговой страховки и зачалки, с тем, чтобы вторую ступень идти вдоль левого берега.С тем и ушли к катамаранам.

Через полчаса ветер пригнал тяжелую тучу и начался сильный дождь. Вода начала подниматься на глазах. Дождь поливал три часа и когда он практически прекратился экипаж К2, взяв рацию, ушел на страховку. Мы не обнаружили, ни отмели, ни нормального прохода вдоль левого берега, после чего по рации сообщили экипажуК1 о необходимости повторного просмотра порога. Вода продолжала подниматься. За время просмотра наиболее приемлемым стал правый вариант прохождения второй ступени. Место страховки пришлось перенести на траверз большой бочки в начале третьей ступени и ниже. Страховка в других местах была неэффективна, так как в случаеухода маятником к берегу выше этого места экипаж или отдельный гребец неминуемо попал бы в один из пенных котлов у левого берега.

По команде К1 стартовал. В первой ступени экипаж мог только разгонять катамаран и держать его носом по струе. В середине ступени в самой большой бочке носовые гребцы катамарана полностью ушли под воду, у одного из них водой вырвало переднюю подушку спасжилета. Через несколько секунд катамаран подвсплыл и экипаж с огромным трудом вытащил его из бочки. Во вторую ступень экипаж зашел идеально, но тем не менее снова потребовались большие усилия, когда в конце второй ступени с трудом удалось уйти от навала на скальный зуб, и потом в начале третей ступени пробивать бочку, разогнать катамаран перед которой не удалось. Дальше экипаж увел катамаран к правому берегу изачалился на уровне второй точки страховки для отдыха. После отдыха экипажа и перехода страховщиков ниже К1 дошел до лагеря. После недолгого раздумья экипаж К2, водоизмещение которого существенно меньше, чем у К1, от прохождения этого участка отказался - слишком мощны бочки в первой ступени и слишком велик риск не выйти из одной из них и потом проходить без катамарана вторую ступень.

После обноса К2, обеда, просмотра каскада до конца и загрузки обоих катамаранов сплав был продолжен. До окончания каскада катамараны шли тандемом, придерживаясь центра струи и обходя наиболее выдающиеся бочки. Камней в русле совсем немного: все залито. За левым притоком в конце третьей ступени начинается мощная шивера, протяженностью 800 м. Еще через 100 м каньон заканчивается.

Участок реки от конца каньона "Медный всадник" до устья реки Тюльки-Сай характеризуется большим уклоном, высокой скоростью течения, постоянными жесткими бочками, непрерывными грядами камней. Линия движения хорошо просматривается с воды, сплав по основной струе. За 3 км до р. Тюльки-Сай река дробиться на протоки, заканчивающиеся за 500 м до порога "Тюльки-Сай"(5B, в малую воду 4С) , расположенного перед устьем одноименной реки. В устье реки Тюльки-Сай остатки разрушенного моста.Длина порога 400 м. Проходится по центрам сливов через ступеньки и бочки высотой не более 1, 5 м. В конце порога очень сильный навал на крупный скальный обломок, проход слева. Порог переходит в шиверу, характерную упорядоченными сливами, грядами камней с чистыми и широкими проходами.  Шивера завершается несложным порогом с черными скалами на правом берегу - порог "Черный".Длина порога 150 м. Его легко узнать по высоким 20 - метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порогов "Тельдекпень". За порогом шивера, далее - протоки между галечными островами. Через полчаса сплава река собирается в одно русло, через нее переброшен мост. Под мостом крутой вал, который обходится справа, далее стометровый каньончик. В каньоне отдельные валы (в малую воду в русле лежат камни). За каньоном скалы справа кончаются, и река поворачивает налево. Здесь необходимо зачалиться к правому берегу - впереди порог"Зигзаг удачи" (5А). Можно зачалиться и перед мостом, но тогда прохождение порога займет много времени. Просмотр порога осуществляется по тропе правого берега.

"Зигзаг удачи" - начало порога на левом повороте реки. Длина порога 200 м. Правый берег пологий, левый - скальный бом. На входе в порог ворота, образованные крупными скальными обломками. Заход в ворота осложняет обломок скалы, на месте которого в большую воду образуется мощная бочка. Ниже "ворот" от правого берега к левому идет гряда крупных надводных камней, между ними беспорядочно разбросаны камни поменьше. Проходы между камнями достаточно широки, но на большие камни идет сильный навал. В зависимости от уровня воды линия движения может быть различной. В малую воду целесообразнее заходить в ворота из-под левого берега или просто проходить левее ворот. Мы шли, обходя бочку перед воротами справа, а затем по основной струе ближе к правому берегу.

Далее 1 км до устья р. Кара-Сай (справа) и р. Аманжол (слева). До устья р. Кара-Кия существенных препятствий на реке нет.

Четвертый участок: устье р. Кара-Кия - третий каньон - устье р.Орто-Урюкты. Длина участка 17 км. Сразу за устьем правого притока р. Кара-Кия река входит в ущелье, горы вплотную подходят к реке, начинается каскад порогов. Как правило, в нем выделяют 12 ступеней, из которых наиболее сложны пятая, шестая и седьмая ступени. От начала ущелья без предварительной разведки можно сплавляться не более одного километра. Оставшийся участок реки до пятой ступени необходимо просмотреть. Порог - водопад расположен за резким изломом русла реки, с воды плохо просматривается. Первые четыре препятствия каскада представляют собой пороги с сильным течением, в русле большие камни, в большую воду мощные валы. Проходили по основной струе, страховка тандемом, не доходя 100 м до конца четвертой ступени зачалились для просмотра к левому берегу.

Пятая ступень - порог - водопад "Лошадиное копыто" - представляет собой прорыв в скальном сужении. Ширина русла 4- 8 метров. Длина ступени 250 метров, основной части около 150 метров. Русло завалено огромными камнями - результат обвала правого берега. Перепад высоты в первой половине ступени около 20 м. Высота сливов достигает 3 метров. Мощные пенные котлы и бочки. На правом берегу огромные скалы и осыпь из крупных камней, далее 100 - метровая скальная стенка. Левый берег - крутая мелкокаменистая осыпь. В малую воду ступень непроходима, так как в конце порога вся вода наваливает на большой обломок камня, оставляя проходы не шире 1.5 метров. При подъеме воды в пороге на два метра этот обломок накрывается водой и с него падает водопадный слив, но в этом случае заход в порог превращается в комбинацию водопадных сливов и пенных котлов, после чего вся вода бьет в левый берег. Известно лишь одно прохождение ступени с обносом захода в порог по крупным камням у правого берега группой С.Черника. Обнос ступени возможен по тропе левого берега, идущей по каменистой осыпи на высоте 30 - 40 метров над рекой. Между пятой и шестой ступенями короткий участок шиверы (в большую воду - быстроток с пологими валами).

Мы подошли к порогу в хорошую погоду, уровень воды был немного выше среднего и зачалились на каменную отмель левого берега. Скала в нижней части порога была открыта, следовательно пройти порог было невозможно. Тропа, по которой необходимо обнести суда, была смыта дождями. Траверс осыпи был настолько опасен, что пришлось посылать на верхней страховке человека, который по остаткам тропы перешел через опасный участок и закрепил веревку за дерево на другой стороне осыпи. Обнос начался только после натягивания перил общей длиной 70 метров. Мы установили лагерь перед ступенью и успели обнести около трех четвертей снаряжения, включая разобранные пополам катамараны, поскольку светило солнышко и паводка мы никак не могли предугадать. Тем не менее ближе к вечеру начался дождь. Вода стала подниматься на глазах и уже к 20.00 прохождение нижней части ступени стало возможным.

Утром дождь не закончился вода поднялась еще выше. Зачалка на камни у правого берега перед ступенью стала чрезвычайно проблематична, а затягивание катамарана в основную струю вероятнее всего привело бы к тяжелой аварии. Для установки чальщика на правом берегу пришлось бы потратить не менее 3 - 4 часов (занос катамарана вверх, траверс реки, траверс чальщиками бома со страховкой). Полное прохождение ступени в нашу воду невозможно, а прохождение по пути группы С.Черника возможно, но прохождение одним катамараном с организацией страховки на зачалке к правому берегу и страховки и фотосъемки ниже ступени вторым экипажем должно занять не менее дня.

Исходя из изложенного, мы обнесли остальные вещи в конец пятой ступени, сняли перила и, пока собирались и поддувались катамараны, капитаны судов просмотрели шестую ступень.

Шестая ступень - порог (6А, в малую воду 5А) на прямом участке реки длиной около 500 метров. В русле в малую воду камни средней величины, сильно тормозящие бочки. В большую воду над водой остаются только большие обломки скал, лежащие у берегов, в русле мощные высокие сливы с большими бочками. Наиболее сложное место в середине ступени где расположена сначала мощная бочка от правого берега, перекрывающая две трети потока, а в 10 метрах ниже - мощнейшая бочка от левого берега, перекрывающая три четверти струи.Ниже у левого берега обломок скалы. Правее него широкий пологий слив с общим перепадом около четырех метров и мощный вал за ним, между скалой и левым берегом узкий водопадный слив шириной около трех метров и высотой около двух метров. За сливами небольшой участок быстротока и еще один слив с довольно мощным прижимом к правому берегу. Дальше мощные стоячие валы. В конце ступени сначала пологий правый, а затем крутой левый поворот, на левом берегу - скальный бом. За поворотом седьмая ступень. Просмотр возможен по осыпи левого берега. Прохождение только по основной струе, страховка тандемом, или с левого берега.

В нашу воду ступень напоминала "Акемский" прорыв на реке Катуни с, как бы спрессованными, препятствиями. После просмотра порога решили проходить его тандемом. К1 шел по основной струе. Пробив первую бочку в центре ступени, катамаран попал во вторую без скорости, был там остановлен и с трудом выбрался, развернувшись кормой вперед, после чего прыгнул кормой вперед в следующий узкий и крутой слив между скалой и левым берегом. Экипаж К2, который вряд ли пробил бы вторую бочку, задумал обогнуть ее справа, пройдя между первой и второй бочками. Для этого катамаран зашел полулагом, правым баллоном в первую бочку, а левым - по струе. Задумка оправдалась - катамаран обошел вторую бочку, но его рама не выдержала динамического удара о воду в первой бочке. Втулки на всех поперечинах сломались, причем две из них - в двух местах. Катамаран, тем не менее, вышел из бочки и пошел по чистой струе. Левые гребцы оказались в воде, левую гондолу подмыло под правую, а правые гребцы остались в упорах. Перед следующим сливом один из гребцов оторвался от катамарана и вылез на правый берег. Экипаж К1 успел бросить спасконец и, с его помощью, сорвать К2 со струи, но удержать К2 было невозможно - его затягивало уже в следующий слив, крупных камней, за которые можно было бы закрепить спасконец у берега не было. К2 ушел вниз и смог самостоятельно зачалиться к правому берегу перед седьмой ступенью. Ширина реки не позволила перебросить спасконец через реку, чтобы снять оттуда последнего гребца К2, поэтому К1 был занесен под слив и по валу траверсировал реку, после чего сплав до седьмой ступени был продолжен уже впятером.

За исключением разбитых поперечин, поломок на К2 не было. Правому носовому гребцу катамарана острым осколком рамы располосовало ладонь, поэтому пришлось оказывать ему медицинскую помощь. Мы слегка подспустили баллоны и поставили деревянные поперечины из срубленных здесь же березок. Ремонт, проходящий одновременно с обедом под дождем, занял более двух часов.

Седьмая ступень - порог "Игольное ушко" (6A, в малую воду 5B) самая короткая в каскаде - около 50 метров.На заходе вода валит к правому берегу. В малую воду левые две трети русла перегорожены камнем, а еще через 30 метров - каменистой грядой. Прохождение под левым берегом по узкому и извилистомупути, уходя в конце порога от прижима к левой скале. В большую воду камни в русле полностью залиты водой, а навал на левый берег слишком силен и уйти от него вряд ли возможно. Проход возможен по центру или справа. Страховка возможна ниже порога с правого берега.

Пока мы ремонтировались, был возможен проход вдоль правого берега, но уже к концу ремонта поднявшаяся вода образовала в конце порога опасный пенный котел, и оставила наиболее доступным только проход по центру русла. В центре русла стоят две мощные бочки за первым затопленным камнем с интервалом в 8 - 10 метров, дальше 20 метров быстротока и крутой двухметровый слив с валом за ним. К1 попытался пройти чуть левее центра реки, где бочки были чуть ниже, но катамаран был затянут в струю и прошел порог по центру. Во второй бочке катамаран практически полностью остановился, но экипаж смог вытащить его и успеть разогнать перед завершающим прыжком со слива. Вероятность оверкиля К2 во второй бочке или в пенном котле справа была достаточно велика, а купаться два раза подряд (с учетом полупереворота в шестой ступени) под дождем не хотелось. Кроме этого следовало еще и поберечь только что травмированную руку носового гребца. В результате кратких дебатов катамаран был проведен вдоль правого берега и стартовал ниже пенного котла. В полукилометре ниже на первой же поляне на левом берегу мы встали на ночлег.

На следующий день дождь продолжал моросить, изредка усиливаясь. Вода не поднималась, но и не падала. По малой воде участок до реки Орто-Урюкты сложности не представляет. Обычно его проходят сходу тандемом. В нашу воду все камни на реке были залиты, а на месте многочисленных каменных гряд образовались мощнейшие бочки, вместо пологих сливов появились крутые валы до 3 метров высотой. Линия движения с воды просматривается не везде. Участок можно оценить категорией сложности 5С - 6А. Участок проходили тандемом с зачалками к левому берегу перед всеми поворотами и просмотрами. Несколько раз катамараны останавливало в бочках.

Пятый участок: р.Орто-Урюкты - р.Кутурга. Длина участка 10 км. За устьем р.Орто-Урюкты река течет в разбоях, в протоках возможны завалы. Перед впадением левого притока начинается каскад порогов "Слаломный" (5А, в малую воду 4С). Длина 8 километров, каскад заканчивается перед устьем правого притока р.Кутурга. Русло реки сжимается до 20 м, уклон заметно возрастает, в малую воду сливы до 1, 5 м высотой (в большую воду мощные валы), прижимы, мощные бочки. в малую воду во многих местах каскада гряды камней почти полностью перегораживают устье реки, с воды проходов в ступени не видно из-за большого перепада высоты. Наиболее сложные препятствия в середине каскада. Указать четкие ориентиры начала сложного участка невозможно, поэтому лучше при необходимости прибегнуть к просмотру всего верхнего участка. В большую воду в каскаде улучшается возможность маневра, линия движения определяется с воды, но увеличивается мощность порогов. Мы прошли каскад сходу тандемом без особых проблем.

Шестой участок: р.Кутурга - пос.Саты. Длина участка 50 км. За рекой Кутурга несложная шивера. Река разбивается галечными островами на протоки с частыми навалами на берег в местах поворотов. На этом участке возможны завалы. Берега покрыты кустами ивы и облепихи. Хвойных пород деревьев по берегам практически не стало. Через 1, 5 км от устья р.Кутурга шивера из громадных песчаниковых камней - результат землетрясения. В малую воду проблем с прохождением нет, в большую воду этот участок можно просмотреть перед прохождением (категория 5А). От устья реки Кутурга до начала четвертого каньона группа сплавлялась без разведки, страховка тандемом. Шиверу К1 прошел по центру реки, через основные сливы, К2 - ближе к правому берегу, где линия движения довольно извилиста, но больших бочек нет.

Вход в четвертый каньон расположен в 2 км ниже устья небольшого левого притока ихорошо просматривается с воды, течение перед каньоном не сильное. Длина каньона 2 км. Каньон начинается скальным сужением длиной 200 метров и шириной 5 - 10 метров, затем русло несколько расширяется, река поворачивает сначала налево, а потом направо и каньон снова сужается. В малую воду в первом скальном сужении выраженный пологий слив с косой бочкой и навалом на скальную стенку правого берега, за сужением 100 - метровый участок спокойной воды, далее несильный прижим к скалам правого берега на повороте. В большую воду на заходе после мощнейшей бочки вода сильно наваливает на правый берег, образуя водяную подушку, в 50 метрах ниже, в самом узком месте каньона река так же сильно наваливает на левый берег. Маневрирование на этом участке осложнено вертикальными возмущениями струи (поганками). Прижим к правому берегу на повороте довольно мощный, но река здесь достаточно широкая и позволяет легко от него уйти. Ниже прижима препятствий нет. В большую воду сложность препятствия 5С. Страховка возможна с правого берега перед прижимом.

Для просмотра входной части каньона зачалились к галечной отмели правого берега, расположенной в 300 м выше скального сужения. Порог просмотрели с правого берега и, поскольку дождь не прекращался, а время было уже к вечеру, оставили прохождение до утра. С утра еще раз просмотрели порог, он практически не изменился. Проходили порог тандемом. Оба катамарана без проблем прошли первый слив, выехав на подушку - отбой от правого берега. Дальше оба катамарана развернуло на поганках, но от прижима к левому берегу все же удалось уйти.

После каньона долина реки расширяется до 1, 5 км, начинаются разбои. От конца четвертого каньона до поселка Саты два часа сплава по спокойной воде. В поселке два магазина, почта, больница. Мы зачалились в начале поселка, вынесли катамараны на дорогу и приступили к поискам автомобиля.

Переезд на реку Чарын

Поселок Саты представляет собой гораздо более жалкое зрелище, чем несколько лет назад. Рейсовые автобусы не ходят. Раз в сутки можно уехать а Алма-Ату на частном автобусе. Телефонной междугородней связи нет. По дворам стоит масса автомобилей, но 95 процентов из них не ездит. После нескольких часов поисков удалось найти грузовик, водитель которого согласился довезти нас до поселка Жаланаш без разбора судов. В пяти километрах от намеченной цели в автомобиле кончился бензин. Попытки позаимствовать горючее у изредка проезжающих автомобилей успеха не имели, поэтому водитель побежал в Жаланаш с канистрой. В результате мы прождали до самого вечера и только в потемках добрались до поселка. Здесь мы заночевали.

С утра поиски автомобиля повторились. Несмотря на малое расстояние, водители отказываются ехать или заламывают астрономические суммы. Опять потребовалось несколько часов на поиски. Ближе к обеду автомобиль удалось таки найти. Он довез нас до поселка Кенсу. Здесь мы довели суда до походного состояния и сплавились два километра по реке Кенсу. Дальше река уходит в глухой каньон, который тянется практически до устья. В каньоне река падает каскадами крутых мелких сливов, прохождение которых возможно только в самую большую воду. Протащить суда понизу в принципе возможно, но проще и безопаснее для судов обнести каньон по плато левого берега. Обнос проходит по хорошей тропе, сначала круто поднимаясь на плато на высоту до ста метров, а потом так же круто спускаясь к слиянию Кенсу и Чарына. У слияния рек хорошая поляна для стоянки.

Весь следующий день ушел на просмотр Майнакского ущелья. Местные жители сказали, что уже семь недель не шел дождь, воды в реке было мало. В нижних каньонах Чарына, где мы уже бывали, у нас была возможность сравнить наш уровень воды с сентябрьским. В сентябре вода выше на 40 - 50 сантиметров. На основанииописания похода группы С.Черника можно утверждать, что у них вода была выше нашей на 0.8 - 1.2 метра. В частности уже в порогах 2 и 3 были непроходы, в пороге 6- три габаритных непрохода. На заходе в порог "Ангар" непроход, нижеэтого порога не озеро, а крутопадающая каменистая шивера. Практически все пороги шестой категории сложности в нашу воду были непроходимы из-за обнажившихся камней, поэтому было принято решение отказаться от прохождения этого участка.

Переночевав, мы снова подняли катамараны на плато и вынесли их к дороге. Туда же перенесли и вещи. Нанять автомобиль в Кенсу нам не удалось. Оставив двоих с вещами на дороге, остальные поволокли суда вдоль Майнака. До реки Шет-Мерке гребцы, несущие (около шести километров) катамараны пришли на 15 минут раньше автомобиля, который довез туда наши вещи. Практически одновременно нам удалось поймать автомобиль, который подбросил нас до спуска к реке ниже последнего препятствия Майнака. Остаток этого и утро следующего дня занял у нас спуск сначала вещей, а затем и судов с плато примерно на 300 метров вниз к Чарыну. На берегу Чарына хорошее место для лагеря. После подготовки судов мы начали сплав по Чарыну.

Техническое описание сплава по реке Чарын

Участок от конца Майнакского ущелья до начала каньона"Альбатрос" носит названиеЖаланашской долины. Протяженность 21 километр. Орографически местность представляет собой широкую долину между крутых, изрезанных частыми саями стен 300-400 - метровой высоты. Ширина долины около километра. По ровному, густо заросшему дну долины, извиваясь, течет Чарын. Русло располагается, в основном, в левой трети долины, иногда подходя к левому ее краю. Первые 5 километров Чарын течет одним руслом, затем появляются протоки среди густо заросших тальником и облепихой островов. Протоки узки и извилисты. Часто встречаются коряги и подмытые, загораживающие проход, деревья. За 1, 5 км до входа в каньон "Альбатрос"протоки соединяются в одно русло. Становится ясно виден каньонообразный вход в ущелье "Альбатрос".

Сплав по Жаланашской долине занял у нас около 4 часов.

Каньон "Альбатрос".  Протяженность каньона 12 км. Берега представляют собой крутые (80 градусов) стены, высотой 150- 200 метров. Кое-где встречаются береговые полки, пригодные для стоянки. Просмотр препятствий до середины каньона возможен вдоль левого берега по плохой тропе, идущей по галечным осыпям и крупным береговым камням. Начальный участок каньона, не представляющий сложности, первопроходцами выделен в отдельный участок с наименованием"Три брата". Одноименное название имеет несложный порог (4B) в начале каньона. Прохождение сложности не вызывает.

Основные пороги каньона начинаются в шести километрах от его входа. Река круто поворачивает вправо после поляны на левом берегу. Через 100 метров в центре русла огромный камень, за которым уклон реки несколько увеличивается, в русле появляются камни, формируя ряд порогов. Далее сложность порогов будет сравниваться с сентябрьским уровнем воды, который можно считать средним.

Препятствия 9-1 - 9-8. Пороги и шиверы (5А, в среднюю воду 4В). В нашу воду обнажилось большое количество камней. Для того, чтобы не порвать суда необходимо очень интенсивно маневрировать в достаточно узких воротах, валы и бочки относительно слабые. В среднюю воду все это заливается и препятствия становится проще. Прошли сходу тандемом.

Препятствие 9-9. Порог "Альбатрос" (6А в среднюю воду 5С). Основное препятствие каньона - одноименный порог - водопад"Альбатрос" - расположен в 2, 5 км от указанной ранее левобережной полки. Порог расположен на левом повороте русла. Крупная плита делит поток на две неравные струи. Левая - крутой и маломощный слив, в нашу воду проход здесь вряд ли возможен, в среднюю воду один из наших катамаранов прошел именно здесь. Правый слив в среднюю воду шире, имеет трековый характер из-за длинной вертикальной плиты, расположенной под углом к основной струе. Заход в слив осложняет россыпь камней, вдающихся в русло с правого берега. Небольшое расстояние между концом россыпи и плитой (12 м) затрудняет заход в правый слив.В малую воду плита практически полностью перекрывает поток, который падает с нее неглубоким водопадным сливом до 1.5 метров. Сходу оценить возможность прохождения справа невозможно. В большую воду порог должен упроститься - единственной проблемой будет уход от навала на камни правого берега ниже слива в пороге. Береговая ситуация перед порогом довольно сложная. Береговой проход крайне сложен. Для осмотра порога лучше пройти террасой за порог, спуститься вниз на большую левобережную полку и вернуться береговой тропой к порогу.

Порог прошли сходу тандемом. Если в среднюю воду катамараны удалось зачалить к правому берегу, то в эту воду возможности для зачалки не было. К1 зашел по центру. Экипаж сначала увидел проход слева, но вовремя сумел перестроиться и развернуть катамаран вправо. Со слива катамаран падал лагом, но устоял. К2 зашел левее и сделал телемарк у левого берега. После этого катамаран проскочил перпендикулярно течениюмежду сливом и скалой в центре реки по небольшой пенной яме и, в результате, прошел препятствие чисто.

За водопадом река постепенно успокаивается, следует 400 - метровый участок спокойной воды. На левом берегу обширная удобная полка (Райская поляна). Река огибает указанную полку, образуя крутой поворот русла. Далее следует выходной участок каньона.

Препятствия 9-10 - 9-11. Пороги (5А в среднюю воду 4В). Уклон невелик, но, как и на участке выше, все камни вылезли на поверхность. К2, как более узкому, в основном удавалось уходить от навалов на обломки скал, более широкий К1 несколько раз садился на них.

За порогами река некоторое время носит шиверистый характер, затем скорость течения падает и оставшиеся 3 км этого участка река спокойно течет в высоких берегах. Через полтора часа сплава реку пересекают два моста. Под мостами русло реки делится на две протоки, которые лучше просмотреть, поскольку можно напороться на арматуру или на остатки металлоконструкций. Сплавляться можно по любой протоке, но более глубокая - правая. От моста до следующего каньона 1.5 километра спокойной воды.

Каньон "Зубная щетка".  Протяженность каньона около 2 км. Перед входом в каньон река дробится на протоки и собирается вновь в единое русло в 200 метрах от начала каньона. Правый берег - крутые, порою отвесные стены высотой более 100 метров Левый берег - более пологие скальные склоны, в нижней части осыпного характера. По берегу слабая тропа, часто теряющаяся на осыпях. В каньоне можно выделить 3 препятствия. Мы зачалились перед каньоном, просмотрели заход в него, разгрузились и начали прохождение.

Препятствие 10-1. Порог (6А). Длина порога 70 м, основная сложность на входе. Вход в порог - три большие валуна, перегородивших реку, оставляющие для прохождения двое ворот. Левые - 2-х метровый слив через обливной камень, с необходимостью выполнения резкого ухода вправо от торчащего в 10 метрах ниже камня. Проход логичен и напрашивается сам при подходе по центру. В малую воду проход через эти ворота невозможен, ввиду того, что камень в центре лишь слегка прикрыт водой. Правые ворота - чуть шире, слив чище и спокойней, но вода в нем образует трек, сильно наваливая на скалу справа. Ниже слива глубокая пенная яма. Заход в этот слив довольно сложен. Сначала требуется попасть в узкий проход под правым берегом, а затем резко уйти влево в слив, избегая навала на правую скалу, а затем снова вправо, выстраиваясь по струе для прохождения бочек и валов ниже по течению.

При предыдущем прохождении по средней воде у нас был выбор между левым и правым проходами. Мы выбрали правый и один из катамаранов перевернулся, будучи наваленным на правую скалу в сливе. В этот раз прохода слева не было. Шли на разгруженных судах правым вариантом с береговой страховкой с левого берега. К1 на заходе не вошел в проход по ширине и экипаж перетащил его через камень, после чего выставился и четко прошел слив. К2 прошел заход не останавливаясь и на коротком участке не успел уйти влево. Корму катамарана выбросило на скалу в треке. Экипаж осторожно сдернул катамаранвниз в яму, удержал от переворота и дальше спокойно прошел оставшуюся часть порога.

Дальше 700 метров сплава по быстротоку с небольшими валами. Зачалка возможна в 30 метрах выше начала второй ступени или непосредственно перед ней. В первом случае проще выход на тропу. Зачалка между второй и третьей ступенями каньона проблематична и довольно сложно подняться на тропу или спуститься к воде. Поэтому при оценке возможности сплава целесообразно сразу рассматривать вариант сквозного прохождения участка. Мы зачалились выше второй ступени и начали обнос вещей ниже каньона, где решили стоять лагерем, одновременно просматривая препятствие.

Препятствие 10-2. Порог (6B). Длина порога 100 м. На левом берегу с интервалом 30- 40 метров лежат три больших береговых камня, и струя поочередно наваливает на них. Уход от этих прижимов осложнен грядами надводных камней, отходящих от правого берега к середине реки. В районе среднего каменного "дома" между ним и надводной плитой в русле образуются ворота шириной около 3, 5 метров. Порог заканчивается левым поворотом русла. На повороте русло несколько расширяется, много полуобливных камней. В среднюю и ниже воду ступень непроходима, так как в "воротах", описанных выше вылезает камень и полностью перекрывает проход, а на левом повороте катамаран будет ползти через сухие камни.

Препятствие 10-3.Порог "Зубная щетка" (6С). Являясь самым сложным препятствием каньона, дает ему свое название. Длина порога 400 м. Вход в порог - после левого поворота русла. Весь подход к ключевой заключительной части - слалом по круто падающим ступеням между солидными валунами. В малую воду перед ключевой частью порога габаритный непроход. Камень под правым берегом, через который должна пролегать линия движения, открыт на 20 - 30 см. В заключительной ключевой части порога река огибает большой обломок скалы, лежащий у правого берега. Справа от него - крутой узкий трек с косым двухметровым сливом. После сливаимеется "озерцо" относительно спокойной воды, которая скатываетсяиз него круто падающими сливами различной ширины, через поперечно расположенную гряду массивных камней (собственно "зубная щетка"). Наиболее широкий выход (около 4 метров) - самый левый, однако в большую воду "габаритен" и правый слив (ширина около 2, 5 метра). В первом сливе даже в большую воду выступают полуобливные камни, мешающие чистому проходу, а в малую воду они полностью перекрывают этот проход. Отсюда до конца порога остается около 50- 70 метров слалома между небольших камней. Ниже порога чалка на левый берег.

Поскольку во второй и третьей ступенях порога были откровенные габаритные непроходы, решение об обносе было несложным. К вечеру оба катамарана были в лагере.

В километре ниже на левом берегу памятник (с воды плохо виден) погибшим при попытке прохождения порога туристам - свердловчанам.

Актогайское ущелье. Длина участка около 8 км. В Актогайском ущелье расположены следующие три препятствия Чарына. Ширина ущелья поверху - 300- 1000 метров.

Препятствие 11. Длинная несложная шивера. Начинается вскоре за каньоном "Зубная щетка". Протяженность около 2-х километров. Состоит из нескольких ступеней, разделенных участками спокойного течения. Участок до порога "Тау-Теке" двигались тандемом. Перед порогом чалка на левый берег.

Препятствие 12. Порог "Тау-Теке" (6А). Мощный, длинный и сложный порог. Особенных примет порог не имеет. Ориентиром может послужить появление огромных глыб на левом берегу. Левый берег - поросшая деревьями и кустарником осыпная полка. К этой полке должно быть осуществлено зачаливание для просмотра порога. Длина порога около 1 км. Начинается он на плавном левом повороте реки за полкой.Разгонный участок - мощная шивера - порог, непрерывный слалом между каменных островков с большими камнями. Вариантов прохода много, поэтому следует внимательно следить за основной струей с тем, чтобы не оказаться в каменной ловушке. Кульминация порога - пятнадцатиметровой длиныузкая водяная горка с перепадом около 3-х метров вдоль бома правого берега, которая упирается в каменную гряду, пересекающую русло слева направо под острым углом. На подходе к горке несколько ворот из больших камней, осложняющих четкий заход. Все это оканчивается поворотом реки на 90 градусов вправо вокруг 100 - метрового бома правого берега. В нашу воду горка распалась на отдельные узкие сливы через полуобливные камни, снова габаритный непроход. Ниже горки на правом повороте река больше напоминает брусчатку Красной площади, слегка прикрытую водой.

Мы сплавились тандемом, придерживаясь левого берега, примерно до середины порога, после чего вытащили катамараны и груз по крутой осыпи на тропу. Дальше К1 обнесли за препятствие 13, а К2 вновь загрузили перед последней грядой "Тау-Теке".

Препятствие 13. Порог. (5А в среднюю воду 4С). Расположен порог через 50 метров после "Тау-Теке". Левый берег удобен для прохода и, в случае непроходимости, для организации лагеря. В пороге значительная скорость течения, много полуобливных камней и надводных камней. Порог начинается прижимом к правому берегу. Стартовать от начала порога сложно - слишком мелко, лучше стартовать чуть выше и пройти через один из узких проходов в гряде камней, либо ниже прижима.

К2 стартовалвыше последней гряды "Тау-Теке", смещаясь вправо по узким крутым сливам шириной не более 2 метров. Прижим прошли легко, а на участке ниже пришлось много поработать, уводя катамаран от навалов в узких и извилистых проходах между обломками скал.

За порогом 13 на левом берегу вершины гор увенчаны удивительно красивыми останцами. Место это носит название Поляны Замков и является одним из красивейших мест нашей страны. Удобным местом для лагеря является левобережная полка в 2-х км за препятствием 13. Однако, эта полка достаточно сильно загажена местными пляжниками, приезжающими сюда на шашлыки.

"Поляна Замков" - автомобильный мост дороги Алма-Ата - Чунджа. Протяженность участка около 35 км.От "Поляны замков" река течет в узкойдолине, по берегам заросли кустарника и тополя. Зачастую на склонах обширные осыпи. До "Броненосцев" можно выделить два несложных локальных препятствия № 14 "Сайгак" и 17 "Тарантул".

Препятствие 14. Порог " Сайгак". Простой порог. Расположен через 8 км от "Поляны Замков".

Препятствия 15. и 16. Крайне просты.

Ниже препятствия 16 в Чарын впадает правый приток. В 50 метрах выше по течению притока очень удобная для стоянки поляна в лесу. Здесь мы заночевали.

Препятствие 17. Порог "Тарантул". Расположен через 1, 5 км после впадения правого притока. В пороге несложный слалом среди камней средних размеров.

Дальше до "Броненосцев" препятствий на реке нет. От порога "Тарантул" до "Броненосца-1" около часа сплава. Достаточно надежным ориентиром является появление первой (протяженной) осыпи темного цвета из крупных камней на правом берегу (до этого все осыпи мелкокаменистые). Для просмотра порога следует зачалиться на правый берег в района осыпи. Для просмотра необходимо через эту осыпь выйти на правобережную полку в центре порога. Впереди над рекой видна линия ЛЭП. Береговая полка тянется вдоль реки 800 метров. В конце этого участка начинается высокий непроходимый бом. Левый берег на всем протяжении порога - отвесная стена, практически не позволяющая пройти по левому берегу. Проход по левому берегу возможен только ниже порога "Броненосец- 1".

Препятствие 18. Порог "Броненосец-1" (5В). В заходной части порога расположено несколько крупных каменных обломков, подпруживающих течение реки и формирующих достаточно широкие водопадные сливы с последующим слаломом между меньшими камнями в русле. Кульминация порога - центральный валун"Броненосец", делящий русло пополам. Справа от него проход перекрыт камнями, слева - чистый 1, 5 - метровый водопадный слив перпендикулярно рекеи затем пологий слив с большой бочкой под левым берегом вдоль струи. Дальше еще 300 метров слалома между камнями. В большую и среднюю воду сложность определяется мощностью бочек и валов, в малую воду - крутизной сливов и узкими проходами.

Проходили препятствие с береговой страховкой ниже двух основных сливов, придерживаясь центра реки. Оба катамарана прошли без проблем.

Препятствие 19. Порог "Броненосец- 2" (5A, в среднюю воду 5В). Расположен через 1 км от "Броненосца- 1". Просмотр возможен по левому берегу. Длина порога около 200 метров. В пороге русло реки завалено большими камнями, проход между которыми угадывается с воды вдоль левого берега. В пороге несколько сливов по 1, 5- 2 метра, в большую воду довольно мощные. После сливов навалы на камни в центре реки и под левым берегом. В малую воду порог упрощается.Препятствие прошли чисто тандемом сходу.

Участок реки от порога "Броненосец- 2" до автомобильного моста дороги Алма-Ата - Чунджа представляет собой несложный спокойный быстроток среди высоких берегов. Перед самым мостом у гидропоста (на правом берегу) берега раздвигаются, выпуская реку на равнину. Появляются достаточно широкие протоки, продолжающиеся до самого моста - конечной точки спортивного сплава по Чарыну.

Участок мы прошли за два часа. При прохождении проток нельзя расслабляться. В протоках возможны завалы и струя сильно наваливает на затонувшие деревья. В частности К2 посидел на одном из таких деревьев, к счастью обошлось без потерь. Мы зачалились в 50 метрах за автомостом на правом берегу. Остаток дня был занят сушкой баллонов и ремонтом рамы К2, которую после аварии на Чилике разобрали только здесь. Пришлось заменить все втулки поперечного набора, после чего катамаран вновь можно стало собирать на металле.

Переезд до г. Панфилов, переход до р. Казан

День 1. Перед тем, как переехать в г. Панфилов, мы как следует высушили и уложили свои суда, а также отремонтировали сломанную раму катамарана. Все это заняло у нас половину дня. Впрочем, особо никто и не спешил, так как от пограничников мы получили информацию, что вечером поток автобусов в сторону Панфилова увеличивается. Около четырех часов вечера мы разместились в одном из частных автобусов, доставляющих челноков в сторону Китайской границы по маршруту Алма-Ата - Панфилов. Переезд обошелся нам по 30.000 рублей с человека.

На перегоне Чунджа - Панфилов мы вновь подверглись проверке документов. Несмотря на отсутствие пропусков в пограничную зону, пограничник полностью удовлетворился документами руководителя группы и маршрутной книжкой. Вид большой треугольной печати и нескольких официальных подписей до сих пор действует завораживающе на младший комсостав в южных пределах СНГ.

Устроиться на ночлег в Панфилове не сложно. Несколько гостиниц и помещений, преобразованных в гостиницы, выживает за счет еженедельного заезда челноков. С субботы до понедельника эти гостиницы плотно заняты, а в остальные дни пустуют. Мы остановились недалеко от автостанции в гостинице, переделанной из клуба ДОСААФ и были там единственными постояльцами.Ночлег обходится до 5.000 рублей с человека.

Базар в Панфилове работает допоздна. На нем можно купить в основном привозные (Китай) продукты, местные и привозные (Узбекистан) овощи и фрукты, хлеб, а также поменять деньги. Рубли спросом не пользуются, но доллары берут по цене выше чем в Алма-Ате (курс доллар - рубль существенно выше московского).

На автостанции как обычно присутствует расписание пригородных автобусов, которое, однако, никак не соответствует реальному положению вещей. Реальное расписание можно узнать либо от кассира, либо от местных жителей. При нас автобусы ходили в поселок Сарыбель (5.000 за билет) и до поселка Енбекши (1.500 рублей за билет). Первые автобусы отправляются туда соответственно в 8.30 и 6.15 утра. Дальше на нашем пути регулярного движения транспорта нет. Исходя из времени отправления автобуса, а также в связи с тем, что мы хотели как можно более полно оценить возможности сплава по реке Усек, нами был выбран вариант заброски через поселок Енбекши.

День 2. Прийдя в 6.00 на автостанцию мы не обнаружили ни автобуса, ни кассира и вообще, ни одной живой души из официальных лиц. В 6.25 автобус, наконец подъехал, а еще минут через 15 он отправился в Енбекши. Пассажиров в автобусе немного, проблем с посадкой не было. С утра ясная солнечная жаркая погода.

До Енбекши автобус идет около получаса. В поселке есть частные грузовики, но договориться об их использовании нам не удалось. Все (бензин, запчасти и так далее) находится в руках бывшего председателя совхоза, так что лучше сразу обращаться в правление к нему. Председатель - человек с восточной хитрецой, но человек слова. По восточной привычке он заломил с нас несуразную плату, но после непродолжительного торга она была уменьшена до 120.000 рублей. Эта сумма нас устроила, и через некоторое время грузовик был заправлен и подан под погрузку.

Нормальная автомобильная дорога идет в основном по открытой местности, изредка пересекая садыдо слияния рек Усек и Малый Усек. Это место местные жители называют Арасан (источник) и оно является у них излюбленным местом отдыха. От Енбекши до Арасана 18 километров.Раньше дорога шла еще около шести километров, но найти поворот, где дорога уходит верх на плато, нам не удалось. Возможно, подъем на плато просто размыт водой и не восстановлен. Кстати, выше Арасана дорога в нескольких местах пересекается глубокими промоинами, так что проезд по ней до конца достаточно проблематичен.

Немного выше слияния рек Усек и Малый Усек через реку Усек переброшен пешеходный мост. От этого места идут две тропы. Одна - через реку Усек и далее вверх по Малому Усеку. Возможно, что последующие группы могут выбрать этот вариант подхода к перевалам. Однако, нас предупредили, что тропа кое-где обвалилась и приходится проходить через несколько совсем не простых бродов. Кроме того, путь через перевал Багышки казался нам проще, чем через перевал Таласасу и нам хотелось оценить возможность сплава по реке Усек.В связи с изложенным, мы в 10.00 двинулись вверх по реке Усек.

Непосредственно перед мостом, Усек проходит через скальные щеки. Тропа поднимается примерно на 100 - 120 метров над водой и проходит через невысокий перевал. С тропы видно, что препятствий в щеках нет. На перевале тропа выходит на дорогу и дальше идет по ней, постепенно спускаясь к воде. После спуска дорога выходит в лес. До этого места мы шли около полутора часов и, дойдя до небольшого левого притока остановились на обед.

Усек здесь проходит через лес с большим количеством завалов. Падение и скорость воды в реке достаточно высоки. Прохождение этого участка на судах типа катамарана или плота представляется проблематичным и, во всяком случае, опасным.

После обеда и отдыха путь наш был продолжен. Дорога местами настолько заросла, что приходится временами подниматься на плато.По пути встречаются несколько площадок с остатками от юрт и на невысоком берегу справа - землянка с проваленной крышей. В этом месте надо уходить перпендикулярно дороге вверх по распадку на перевал. Нас смутило то, что никакой заметной тропы вверх не отходит. Мы пошли дальше и дошли до конца автодороги. Путь сюда от места обеда занял у нас один час.

Автодорога упирается в бом левого берега. Судя по остаткам металлоконструкций, здесь пытались построить мост, но, видимо из-за отсутствия средств, стройка была заброшена. Пройти вверх по реке вдоль бома или форсировать реку нам не удалось - глубина реки здесь более метра. Пришлось отказаться от идеи прохождения понизу, вернуться к разрушенной землянке и пойти вверх по распадку.

Не очень крутой подъем идет по кустарнику без тропы. Затем, за 10 минут до перевала появляется четкая тропа. Общий набор высоты составляет около 250 метров. Мы шли до перевала 30 минут. Спуск с перевала прост и проходит по хорошей тропе. Однако, после спуска на невысокое плато над рекой, тропа пропадает, и приходится продираться по колючим кустам, постоянно переходя неглубокие оврагии промоины. Целесообразнее идти по кромке плато и там, где вдоль реки идет заливной берег спуститься вниз, проходя по лесу, тянущемуся вдоль воды полосой 20 - 80 метров. Река здесь течет единым руслом, не считая мелких проток на заливном берегу. Препятствий на реке нет. Через некоторое время путь пересекает мощный селевой вынос, правый берег которого плотно порос кустарником. Продираемся через него и выходим на хорошую тропу, которая выводит нас к автомобильному мостув месте слияния Большого и Среднего Усеков. Около моста хороший дом, в котором живетрусский чабан. Сюда ведет дорога от поселка Сарыбель. Дорога идет дальше через перевал Жиланды в истоки Малого Усека. Машины по этой дороге проходят 1 - 2 раза за год, дорога практически не ремонтируется и местами покрыта глубокими промоинами. Представляется проблематичным проехать по этой дороге на обычном грузовике. Впрочем, о качестве дороги на участке Сарыбель - мост мы можем говорить лишь из общих соображений, в то время как остальной участок дороги мы видели своими глазами. Путь от перевала до моста занял у нас около двух с половиной часов.

Выше слияния и Средний Усек, и Большой Усек протекают в крутых недоступных каньонах. Каждая из этих рекпредставляет собой крутопадающий ручей с расходом 4 - 8 кубометра в секунду и хорошо разработанным руслом. Сплав по любому из истоков Усека неминуемо превратится в непрерывное переползание через камни. На правом берегу Усека за мостом большая поляна - прекрасное место для ночлега, чем мы воспользовались. На поляне мы встретили юношу и девушку - пеших туристов из Митино, которые пришли сюда встречным маршрутом. Они рассказали, что тропа через перевал Багышки, по мнению местных чабанов, оставляет желать лучшего и наиболее простой путь к перевалу Карабулак проходит через перевалы Жиланды и Таласасу. Прохождение этим путем несколько увеличивало километраж нашего перехода, но снижало его сложность. Поскольку мы искали наиболее простой и надежный способ перехода от Панфилова до перевала Карабулак, то было решено идти этим путем ("... нормальные герои всегда идут в обход !").

День 3. С утра на небе появились облака, что несколько облегчило нам путь по автодороге на перевал Жиланды. Дорога серпантином поднимается вверх и выходит на высокое плато правого берега Усека. В стороне от дороги несколько стойбищ пастухов, пасущих лошадей и овец. Дорога проходит почти под самымивзлетами горных склонов, пересекая ручьи, текущие в неглубоких распадках. Последний из распадков наиболее глубокий, на левом берегу ручья остатки дома. Отсюда начинается подъем около 300 метров серпантином на перевал Жиланды. До этого перевалы мы дошли практически без остановок за четыре часа. Несмотря на облака, погода жаркая и это дает себя знать, снижая скорость движения группы.

На перевале широкая луговина и остатки от стойбищ. Дальше тропа уходит вниз по ручью, а дорога, практически не теряя высоту, уходит вправо по склону. Продолжаем идти по дороге, которая, огибая хребет, круто спускается вниз к воде, пересекается с тропой, идущей снизу, и заканчивается на броде ручья. Переход до этого места продолжался около одного часа. Перебродив ручей, мы пообедали и отдохнули.

Далее тропа круто поднимается вверх, оставляя слева пастуший балаган, и выходит на наклонную луговину, пересеченную неглубокими оврагами. Впереди виден высокий моренный вал. Погода начала портиться. Подул сильный ветер с гор. Выбрав наиболее ровное место, мы остановились на ночлег. Путь сюда занял у нас один час. В пользу ночлега на этом месте говорило еще и то, что здесь росли редкие кусты можжевельника, то есть с дровами для костра особых проблем не было.

В 21.00 погода испортилась окончательно. Пошел дождь, затем град, резко похолодало, а ветер стал дуть с ураганной силой. Тент не выдержал напора ветра, его разорвало. Палатку пришлось завалить и около получаса поддерживать её своими спинами. Когда шквал закончился мы, как смогли частью подвязали, а частью зашили конек тента и перенесли палатку в один из неглубоких оврагов, чтобы хотя бы немного защититься от порывов ветра.

День 4. Всю ночь и утро ненастье. Дождь и мелкий град. Ветер ослабел, но иногда дует сильными порывами. К полудню немного распогодилось. Час ушел на починку тента и приготовление обеда. С неба сыплется морось и ни одного просвета. Решаем идти дальше. Хорошо заметная тропа круто поднимается на морену и идет вдоль правого берега ручья. Через час пути выходим на луговину с небольшим озерцом. Ночевать можно и здесь, но с дровами будут проблемы. Еще один час поднимаемся по невысоким моренным грядам и выходим в цирк под перевал. С окружающих цирк гор то и дело сходят камнепады. Путь на перевал виден по остаткам тропы, косо поднимающейся по крутой осыпи. Перепад высот на взлете около трехсот метров, крутизна склона местами более 45 градусов. Смоченная дождем осыпь скользит под ногами вниз, затрудняя движение. Подъем занимает 45 минут. С другой стороны перевала крутизна такая же, но тропа пересекает еще и снежник. На перевале очень холодно, моросящий дождь и сильный ветер. Спуск так же крут, как и подъем, но моренный вал делит его на две части - ступеньки, каждая с перепадом 150 - 200 метров. Осыпь, которая затрудняла нам подъем, теперь помогает быстро спускаться. После каждого шага нога вместе с осыпью съезжает еще на полметра. Спускаемся с перевала за 15 минут и идем по левому берегу ручья. Тропа местами пропадает на каменистых участках и снова появляется на травянистых. Впереди виден большой скальный массив, похожий на хребет динозавра. Ручей уходит вправо от массива, а тропа, проходя по левому борту долины практически доходит до скал, после чего круто спускается на 400 метров к одному из истоков Среднего Усека - реке Майлисай. Сюда мы шли еще около двух часов.

После спуска тропа пересекает небольшой притоки выходит на плато правого берега Майлисая. В этом месте находится стойбище чабанов. Нас здесь встретили и напоили горячим чаем с молоком. Поскольку погода стояла отвратительная, нам предложили разместиться в балагане на другом берегу Майлисая. Однако, из-за дождя река взбухла и мы не решились в сумерках форсировать ее. Поэтому мы просто пошли вверх, надеясь найти место, закрытое от ветра, поскольку наш тент даже после починки не выдерживал никакой критики. Менее чем через полчаса мы увидели полянкуу самой воды с трех сторон прикрытую обрывистым берегом, а с четвертой - высокой скалой- останцем, у основания которой мы поставили палатку.С дровами никаких проблем - вокруг довольно много кустов.

День 5. "Ночь прошла, ночь прошла, снова хмурое утро. Снова дождь, снова дождь, непогода, туман...". И ни одного просвета. Ветер, правда, практически стих и даже морось иногда прекращает сыпать с неба, но тучи прочно зацепились за хребет.

Тропа идет невысоко над водой по правому берегу реки. Впрочем, можно идти и по левому берегу. Через час хода долина раздваивается. Справа впадает крупный приток (орографически - левый). Здесь можно форсировать Майлисай, его глубина - по колено. Мы прошли еще метров триста. Здесь, падая каскадом с морены, впадает еще один притоки выше его впадения Майлисай можно перейти по камням. От брода и практически до самого перевала путь идет по камням и курумнику. Тропа практически отсутствует. Ориентиром для выбора направления движения служит обрывистое ребро горы, к которому и надо идти. По пути встречаются мелкие озерки и участки курумника с живыми камнями. Постепенно набирая высоту, горное ребро оставляем справа и, поднявшись на невысокий моренный вал, выходим к озеру Майликоль. От брода мы шли сюда около двух часов.

На дальнем берегу озера заметны остатки тропы. Озеро тропа обходит слева (орографически - справа).От озера до перевала полчаса пологого подъема сначала по мелкой осыпи, а потом по снежнику. На перевале Карабулак сложен тур, в котором мы обнаружили несвежие записки местных жителей. На перевале, как и положено, ветрено и холодно. Вместо мороси в воздухе кружатся веселые снежинки, а внизу впереди видно, как светит солнышко. Отдыхать на перевале в таких климатических условиях желающих не было, поэтому мы передохнули и выпили принесенную контрабандой от руководителя банку пива "одну на всех, мы за ценой не постоим", после чего очень быстрым шагом двинулись вниз.

Тропа сначала идет по снежнику, а затем по средней живой осыпи. Спуск крутой и довольно неприятный выводит сначала на борт ледника, а затем, после серпантина с морены, к реке Карабулак. Потеря высоты составляет более 500 метров. Спуститься нам удалось за 40 минут.

С дождем было покончено, сквозь облака показалось солнышко. У реки Карабулак мы перекусили и отдохнули. Здесь лучше перейти на левый берег реки, там тропа лучше. Мы же решили не мочить ноги и спускаться по правому берегу. Тропа здесь тоже вполне приемлемая. Не доходя до реки Казан метров 500, через реку Карабулак переброшен пешеходный мост, которым мы воспользовались. До моста от места перекуса мы шли около двух часов. Дальше наш путь лежал по автодороге вниз по реке Казан. Лагерь можно разбить в любом месте, но лучше всего это сделать немного ниже впадения реки Карабулак - там непосредственно к реке подходит лес. От этого места вполне можно начинать сплав. Расход воды в Казане здесь по нашей быстрой оценке немногим более 10 кубометров в секунду, но река идет одной концентрированной струей. Мы решили просмотреть реку с дороги и, если встретим достойное препятствие, поставить лагерь перед ним, чтобы в дальнейшем поднять туда вторую часть группы, которая подъезжала к нам снизу. Крайняя точка остановки - автомобильный мост через Казан перед перевалом Тюемойнак.

В результате просмотра оказалось, что на участке устье реки Карабулак - автомост через Казан на реке два препятствия в сужениях долины. Первое препятствие длиной около 200 метров мы оценили не выше 3 категории сложности; второе - длиной более полукилометра 3 - 4 категорией сложности. Для разминки перед началом серьезных порогов это неплохо, но мы уже прошли к этому времени ряд существенно более сложных препятствий, поэтому мы спустились до автомоста и, пройдя несколько ниже, остановились на левом берегу перед первым препятствием в начинающемся ниже ущелье. Проход по правому берегу вдоль воды здесь невозможен. Путь сюда от устья Карабулака быстрым шагом занял у нас два часа.

День 6. Место встречи со второй частью группы было определено не точно, поскольку неизвестно, до какого места машина сможет довезти людей и груз. Наилучшим вариантом был бы заезд до устья Карабулака, но этот вариант был и наименее вероятным - по дороге вдоль Казана за год проходит одна - две машины, дорога не ремонтируется, автомост через Казан практически развалился и машины должны идти вброд. Лесовозы ходят один раз в два - три дня по долине Караарыка. В этом случае можно доехать под перевал Тюемойнак. Машина в этом случае должна пройти брод через Казан непосредственно перед слиянием с Караарыком. Еще более вероятным вариантом является заброска до этого брода. Однако, если идут сильные дожди, то дорога в районе спуска с урочища Омар (там, где дорога обходит верхнее "чертово" ущелье Коксу) становится непроходимой. До урочища Омар можно доехать в любую погоду и на любом грузовике.Исходя из изложенного, была договоренность со второй частью группы о том, что если не удастся добраться на автомобиле под перевал Тюемойнак, то вторая часть группы вышлет гонца к месту слияния Казана и Караарыка.

Утром мы увидели представителей второй части группы, спускающихся по автодороге с перевала Тюемойнак. Они сообщили нам о том, что дорога была не простой. На спуске с урочища Омар из автомобиля вышли все люди. В результате грузовик довез вторую часть группы до слияния Казана и Караарыка, но вброд переезжать Казан водитель наотрез отказался. Поэтому мы, взяв пустые рюкзаки, вышли к слиянию рек, чтобы помочь товарищам.

Погода солнечная, по небу проплывают отдельные облака, однако, над хребтом, откуда мы вчера спустились, зависли грозовые тучи. На перевал Тюемойнак мы поднялись через час после выхода из лагеря, и еще полтора часа потребовалось нам, чтобы дойти до стрелки Казана и Караарыка. Здесь мы отдохнули, загрузились и отправились в обратный путь, который занял у нас немногим более трех часов.На этом третий этап похода был закончен.

Техническое описание сплава по рекам Казан и Коксу

Первый день, как обычно, был потрачен на стапель. На К1 и К2 были установлены зауженные рамы. Мы также оценили уровень воды в реке, который оказался несколько ниже, чем при первопрохождении, в первом сужении примерно на 20 - 30 см. Таким образом, количество надводных камней на реке возросло, в частности сухим оказался обливник, о который мы раньше разодрали судно. Суточные колебания воды невелики, но заметны, поэтому наиболее забитые камнями участки реки следует проходить после обеда.

На следующий день сплав был начат. Лагерь оставили на месте. Для начала все суда перечалились на правый берег перед первым препятствием для просмотра.Ориентир порога - начало леса на отвесном левом берегу. Просмотр и страховка по правому берегу.

Препятствие 1. Порог "Динамо" . Длина порога около километра. Порог состоит из трех ступеней. Первая и последняя- наиболее сложные.

Первая ступень(5B) , длина ступени - 350 м, падение - 8- 10 м. Ступень начинается после левого поворота реки. На прямом участке -серия узких пологих сливов в центре струи с навалами на надводные камни у берегов. После правого поворота -навал на огромную скалу в центре русла. Проход слева негабаритен. Ниже скалы справа русло перекрыто камнями, оставляющими узкий (до 1.8 м) крутой слив высотой около метра под самым правым берегом. Перед сливом справа два небольших улова, достаточных для зачалки одного катамарана. Ниже слива справа улов, от левого до правого берега идет каменная гряда с негабаритными проходами. Проход шириной 1.7 метра между скалой у правого берега, на которую идет несильный навал воды. Дальше правый поворот и мелкая шивера на прямом участке. Более чистый проход в центре реки. За шиверой начинается вторая ступень.

Вторая ступень (4В) , длина ступени - 200 м. На прямом участке реки слалом между обливными и надводными камнями. Невысокие сливы и бочки. В конце ступени на правом повороте в русле лежит огромный камень - "изба", на него сильный навал воды. Передкамнем каменная гряда перегораживает правую часть струи. Ниже камня слева мелкий перекат, справа - чистая струя, в 30 метрах ниже камня гряда перегораживает всю реку. Слева камни полуобливные, справа - крупные надводные. Проход возможен по струе у левого берега с переползанием через обливной камень или у правого берега по узкому (до 2 м.) и извилистому проходу практически без течения. За ступенью стометровый быстроток, правый поворот и начало третьей ступени.

Третья ступень(5B) , длина ступени 150м, падение 8 - 10 метров. Ступень начинается крутопадающей шиверой - горкой с узкими проходами и крутыми метровыми сливами в них. На надводные камни сильно наваливает струя. Проход возможен по центру струи с уходом от навалов. В конце горки каменный мешок. Река в центре перекрыта камнем - постаментом, левее которого каменная гряда. Между грядой и постаментом есть габаритный проход, но заход в него проблематичен из-за сильного навала на постамент. Справа от постамента водопадный слив с камня высотой до 1.5 метров. Ниже водопада слева еще один надводный камень и небольшой остров, делящий реку на две протоки. Между этим камнем и постаментом двухметровый проход, но вся струя идет вдоль правого берега по мелкому перекату в правой протоке. Чуть выше слияния двух проток, левая наваливает на скалу у левого берега. Ниже слияния проток -быстроток с метровыми валами и два улова перед отвесной стенкой у правого берега.

Препятствие проходили поэтапно с организацией береговой страховки. Страховку выставляли до и после слива в первой ступени, а также до и после слива в третьей ступени. Поскольку зачалка после первой ступени неминуемо приведет к переползанию через обливные камни во второй ступени, зачалку обозначили правее камня - "избы" во второй ступени. К1 прошел первую ступень, зачалился к правому берегу перед узким водопадным сливом. Экипаж еще раз оценил ширину прохода и прошел слив, пытаясь уйти от навала на скалу ниже. От навала катамаран не ушел, его пришлось пропихивать вдоль скалы. Оставшуюся часть ступени и начало второй ступени катамаран прошел без проблем, а перед "избой" прижался к правому берегу и переполз через каменную гряду. К2 повторил маневр К1 в верхней части ступени. После прохождения слива катамаран ушел в улов у правого берега, развернулся и прострелил вдоль навала на скалу. Катамаран коснулся скалы, но от навала, в основном, ушел. Ниже К2 шел по основным сливам и ушел левее "избы" во второй ступени по едва прикрытым водой камням. К3 на зачалке к правому берегу взял чуть правее. Катамаран ткнулся в береговой камень, развернулся и был навален на обломок скалы перед камнем. Результатом навала стал оверкиль, после которого экипаж самостоятельнозачалил судно. Негабаритный для К3 слив экипаж провели стартовал ниже навала на правую скалу. Ниже К3 шел по линии движения К2. К4 верхний участок прошел без проблем, негабаритные участки К4 провел, далее сплавляясь по центру реки. Перед "избой" К4 зачалился к левому берегу, после чего траверсировал на носовом траверсе струю перед "избой" и ушел к правому берегу к месту чалки. Окончание второй ступени К1 прошел после траверса через камень у левого берега, а остальные катамараны - к правого берега.

В третьей ступени К1 прошел по основным сливам в центре, но перед постаментом экипажу почудился проход слева. В результате экипажу все же удалось увести катамаран вправо, но на доворот времени уже не хватило. Катамаран выехал на плиту полулагом и перевернулся в водопадном сливе через носового левого гребца. Перевернутое судно вынесло в правую протоку, где оно силами экипажа и страховщиков было поставлено на ровный киль и убрано с линии вероятного прохождения следующих экипажей. К4, идущий следом, получил запрещающий сигнал в начале горки и выбросился на камень у правого берега. После того, как последствия оверкиля К1 были ликвидированы, К4 продолжил прохождение и прошел препятствие без особых проблем, пройдя нижнюю часть препятствия по правой протоке. К2 и К3 прошли препятствие без проблем, причем К2 зашел слегка правее, и чуть довернул влево на водопаде. В результате К2 с небольшим навалом ушел в более чистую левую протоку.

Препятствие 2. Шивера. Длина - 200 м, падение - 2 м. Четкие ориентиры отсутствуют, в реке появляются отдельные острые камни, требуется интенсивный маневр на основной струе. Проходили тандемом, придерживаясь центра реки, ближе к берегам проход невозможен, слишком мелко. Это препятствие само по себе служит ориентиром следующего препятствия, следующего через 5 мин сплава.

Препятствие 3. (4С) Длина порога - 200 м, падение - 4 м, ориентир - правый берег из осыпного становится отвесным. Просмотр по правому берегу вдоль реки сложен. Река поворачивает налево. Просмотр возможен по луговине левого берега, но для этого требуется переправа. Порог представляет собой россыпь крупных надводных и полуобливных камней, между камнями узкие (2, 5- 3 м) проходы со сливами высотой до 1, 5 м, в центре препятствия река перегорожена крупным камнем, оставляющим узкий проход под левым берегом. В остальных местах изломанная линия движения пролегает по центру потока. Страховка возможна с любого берега, но проще с левого.

Препятствие проходили сходу по основной струе.

Препятствие 4.(4С) Порог. Длина порога - 200 м, падение - 5- 6 м, ориентир - приток слева и скальный бом справа. Просмотр по левому берегу. Ближе к левому берегу в струе сухой камень высотой 5- 6 м, через 15 м полуобливник ближе к правому берегу и сухой камень под левым берегом. Через 10 м левая часть реки перегорожена большими камнями, ближе к правому берегу подводный камень. Первый камень можно обходить как справа, так и слева. Далее проход ближе к правому берегу.

Порог проходили сходу по основной струе. Далее около 150 м быстротока с валами до 1, 5 м высотой.

Препятствие 5. Простая шивера.

После пологого левого поворота ниже шиверы на левом берегу обширная поляна. Через 200 метров начинается поляна и на правом берегу. По обоим берегам видны пологие подъемы вверх, на левом берегу - на тропу вдоль левого берега, на правом берегу - на плато. В этом месте необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра следующего порога.

Препятствие 6. Порог длиной около километра. Порог можно разбить на две ступени.

Первая ступень.(5B) Длина ступени - 300 м, падение - 7- 9 м, просмотр по правому берегу. Ближе к правому берегу обливные камни, основная струя идет по центру реки, образуя валы 0, 5 м. Ниже лежат два камня ближе к левому берегу и полуобливник ближе к правому берегу. Между ними чистый метровый слив. Еще через 10 м камень по центру, двумя метрами правее еще один камень, проход между ними заперт следующим камнем (все камни сухие). Проход возможен только под левым берегом по водоскату длиной 5- 10 м. В конце водоската метровый слив через подводный камень. Идти лучше, прижимаясь правым баллоном к камням, так как дальше нужно уходить вправо. Ниже река поворачивает вправо, и центр реки перекрыт обливниками. Узкий проход со сливом через камень расположен ближе к правому берегу. Ниже слива довольно солидная пенная яма. Дальше река падает ступеньками, образуя метровые валы, и резко поворачивает направо. Русло перегорожено упавшей скалой, на которую наваливает вся струя. Скала и камни под правым берегом сужают реку до 4 - 5 метров и оставляют единственный проход вдоль скалы. Ниже скалы улов у правого берега и начинается вторая ступень.

Вторая ступень. (4C) Ступень тянется около 500 метров до конца поляны. Наиболее сложное место - первые сто метров. После первой ступени скорость струи падает. Примерно через 30 м после первой ступени большой камень у правого берега перегораживает практически всю реку, оставляя 4-5 метровый проход ближе к левому берегу. Бой струи в камень незначителен. В проходе крутой слив около 1, 5 м, затем 10- 15 м быстротока, два крупных камня в центре реки со спокойным проходом между ними и, еще через 20- 25 м, камень в центре с мощным навалом на него. Здесь, однако, и слева, и справа достаточно широкие проходы. Далее до конца ступени -непрерывная шивера с метровыми валами и отдельными крупными камнями в русле, несложно зачалиться в многочисленных уловах у правого берега.

Первую и начало второй ступени проходили с береговой страховкой. Страховку выставили ниже пенной ямы и ниже прижима к скале. Все катамараны прошли препятствие по намеченному пути.

Следующее препятствие находится в 150 метрах ниже по реке.

Препятствие 7.(4С) Порог. Длина порога - около 200 м, падение - 4- 5 м, просмотр по любому берегу, ориентир - конец поляны на правом берегу и впадение ручья слева. Левая часть реки перекрыта каменистой отмелью с крупными камнями, проход ближе к правому берегу. Поворот реки влево, на повороте крупные камни, сливы между камнями до 1, 5 м высотой и шириной 3- 4 м. После этого несколько обливных камней в русле с бочками, чалка возможна к левому берегу ниже порога.

Прошли сходу по основной струе через все бочки, мощность которых заметно возросла. К4 в середине порога ушел ближе к левому берегу, где мощь бочек была поменьше. Отсюда около километра до следующего препятствия.

Препятствие 8. Простой порог длиной 300 метров. Ориентир - небольшой ручей, впадающий слева. Порог начинается через километр после предыдущего препятствия, чуть ниже впадения маленького ручья с левого берега. В пороге отдельные полуобливные и обливные камни в русле с явно выраженными широкими проходами и крутые метровые валы. Прохождение осуществлялось сходу.

Затем после крутого левого, а затем сразу правого поворота реки катамараны зачалились на правый берег. Дополнительные ориентиры - начало большого, приподнятого на 5- 10 м над рекой плато на правом берегу. На осыпи левого берега в 20- 30 м над водой остатки сметенного лавиной леса. Это последний четкий ориентир следующего участка, просмотр которого обязателен. Место чалки необходимо выбирать заранее, поскольку уловов, в которых можно было бы одновременно зачалить несколько катамаранов, ниже нет.

Здесь мы зачалились, бегло просмотрели участок ниже и решили закончить дневной сплав. Обратно в лагерь возвращались по плато правого берега, где идет набитая тропа. Поднимались на плато по осыпи в лоб, что было ошибкой. Подъем довольно крут и сложен и занял у нас более полутора часов. Проще было бы пройти вдоль берега метров 700 вперед или назад, где подняться на плато существенно проще.

Утром, собрав лагерь, мы по мосту перешли реку, поднялись на перевал и вышли на плато правого берега. По плато мы прошли до 10 - го препятствия и по широкому распадку спустились вниз. Спуск сначала относительно пологий постепенно становится все круче. Последние 40 - 50 метров приходится идти по руслу сухого ручья, спадающего вниз уступами. Ниже 10 - го препятствия на правом берегу отличная поляна. Здесь мы поставили лагерь. От предыдущего лагеря сюда около двух часов ходу. После детального просмотра 9-го и 10 - го препятствий сюда решили обнести все суда, кроме К1, на котором порог решено было проходить сборным экипажем. Причиной этому послужило то, что при прохождении 9-го препятствия суда непременно надо было выбрасывать на острые камни у правого берега, а капитанам не хотелось их разодрать. Спускать же катамараны ниже 9-го препятствия перед 10 по крупновалунной осыпи с поваленными деревьями, переплетенными малиной, достаточно трудоемко.Остаток дня посвятили обносу катамаранов, переустановке рам К1 и К2 на широкую и просмотру (беглому) препятствий ниже по течению.

Препятствие 9. Порог длиной около 400 метров можно разбить на две ступени.

Первая ступень. "Эскалатор"(5С). Ступень начинается на прямом участке и тянется 300 метров. Общее падение в ступени около 15 метров. В русле крупные камни, между ними достаточно широкие проходы со сливами и бочками. Перед правым поворотом реки падение и количество крупных обломков скалы в русле резко возрастает. На обломки скал сильно наваливает струя. Линия движения проходит по центру реки. После поворотав центре русла стоит большой камень. Проход слева от него перегорожен обливником, с которого струя сваливает на следующий камень. Проход слева более чист, но туда трудно попасть из-за камней перегораживающих правую треть русла выше по течению. Ниже камня левая треть реки полностью захламлена камнями. Проход в пороге единственный по центру реки. Струя здесь падает метровыми ступенями и наваливает на камни справа и слева. Внизу струя попадает в каменный мешок, растекаясь струйками по острым камням. Выше мешка стоит крупный надводный камень. В большую воду левее него можно попытаться пройти. В нашу воду с полуприкрытой водой плиты там падал полутораметровый водопад, ниже которого на 20 см над водой выпирал еще один зуб.Ниже река поворачивает налево и начинается вторая ступень.

Вторая ступень. "Турникет"(6B) Ступень начинается на левом повороте и тянется около 100 метров. На первых 30 метрах ступени струя мечется из стороны в сторону между обливными и надводными камнями и, в конце наваливает на длинный камень у правого берега и, отражаясь, уходит под левый берег. Это ключевое место препятствия.Здесь на правом берегу и в центре реки лежат два огромных камня. Между ними проход шириной около трех метров с полутораметровым водопадным сливом. Сразу за этим сливом струя наваливает еще на один полуобливной камень и падает с него еще одним полутораметровым водопадным сливом в большой пенный котел. Непосредственно в первом сливе лежит большая ель, корнями наваленная на камень в центре, ствол в водопадном сливе, ветки и сучья на камне ниже слива. Проход между огромным камнем в центре и левым берегом представлялся нам непроходимым. Несмотря на то, что сюда, как выяснилось, идет основная часть воды, проход очень узок. Струя шириной около трех метров наваливает на береговые камни у левого берега и отражается от них под углом около 170 градусов и уходит водопадом в полутораметровую щель под камень, падая с высоты около трех метров. Вода отсюда, не попадает в пенный котел в центре, а, видимо отражаясь от подводного камня, снова наваливает на скалы левого берега. Ниже по струе две бочки средней мощности и обширный улов под левым берегом.

Прохождение начали с утра сборным экипажем. Страховку поставили по правому берегу в 20 метрах выше каменного мешка и собственно в мешке. Катамаран верхнюю часть ступени прошел достаточно тяжело, бочки оказались очень мощными, на повороте у гребца сломалось весло. В проход под правый берег катамарану удалось уйти, но его все-таки вынесло кормой на камень. Ниже навалов больше не было, экипажу удалось удержать судно на основной струе, после чего К1 попытался было зачалиться в улов правого берега перед мешком, но сделал это чуть раньше, чем надо. Нос катамарана ударился о прибрежный камень, катамаран развернуло, и он заклинился на камнях в мешке, откуда был снят экипажем и страховщиками. В результате прохождения один из гребцов растянул мышцы на руке и был заменен. Прохождение дальше было более чем проблематичным из-за дерева, лежащего во второй ступени. Но, во-первых, дерево лежало все-таки не на поверхности, а на глубине 10 - 15 см, а во-вторых - мы сделали первопрохождение этой реки, пришли сюда второй раз, и сильно не хотелось оставлять непройденный участок. В результате, после еще одного просмотра ступени и установки страховки на уровне и ниже пенного котла, экипаж пошел на прохождение второй ступени. Катамаран стартовал с правого берега. Струя не дала судну уйти влево и навалила катамаран на камень перед водопадом. К1 снова сбросили в струю и экипаж попытался попастьносом судна в центральный водопадный слив. Это почти удалось, но струя оказалась сильнее нас. Она навалила судно на торчащие корни ели и развернула его. Отсюда был только один путь - в левый проход, куда мы меньше всего хотели попасть, причем кормой вперед. Делать нечего, туда мы и пошли. Слившись с небольшого сливчика, корма вылезла на левый берег, а нос ушел в водопадный слив под камень. В результате правый баллон прошел по воде по водопаду, а левый по практически сухой и гладкой скале. Ниже водопада катамаран вновь навалило на камень под левым берегом, но отсюда экипаж без труда сдернул его, минуя пенный котел, после чего зачалился в улове у левого берега.

Препятствие 10. Порог "Трек"(5А). Длина порога около300 метров. Порог начинается через 50 метров после предыдущего препятствия. Наиболее сложное место - первые 30 метров препятствия. У левого берега лежит обломок скалы, который перегораживает русло, оставляя проход под правым берегом шириной 4 - 5 метров. Струя наваливает на скалу в центре, а потом на правый берег, образуя там трек с водяной подушкой. Общее падение на треке более 1, 5 метров. Ниже трека в центре русла метровая бочка. За ней река постепенно выполаживается, в русле обломки скал, между которыми метровые сливы и бочки. Порог заканчивается мелкой шиверой после правого поворота, за шиверой бом на правом берегу.

Порог страховали с правого берега ниже трека. В центре шиверы за препятствием напротив лагеря поставили сигнал, так как с воды место зачалки определить сложно, а это место единственное, где к воде можно подойти, не прорубаясь сквозь ельник и густой кустарник.К1 зашел в порог после траверса под правый берег из улова. Препятствие прошли без проблем по основной струе.

После зачалки лагерь был собран, суда загружены и группа продолжила сплав по реке в полном составе.

Препятствие 11.(4B) Шестиступенчатая шивера. Препятствие начинается за бомом правого берега, тянется около километра и представляет собой шестиступенчатую шиверу. Первые две ступени мощнее, чем последующие. В шивере большое количество надводных и подводных камней, требующих интенсивного маневра в основной струе в центре реки в метровых валах и бочках. Препятствие проходили сходу по центру реки.

Далее русло выполаживается, река делает плавный правый поворот и упирается в отвесный правый берег. Левый берег - высокий лесистый холм. С воды это кажется каменным мешком. Суда в срочном порядке зачалились к левому берегу. При просмотре выяснилось, что река в этом месте поворачивает влево практически на 180 градусов. Ширина реки в этом месте 5 - 6 метров, на правый берег идет сильный навал воды, причем в прижиме лежит обломок скалы, сужающий чистый проход до 3 метров. С обломка скалы вода падает полутораметровым сливом. Перед поворотом каменная отмель отжимает воду к правому берегу.

Поскольку скорость течения здесь относительно невелика, мы позволили себе осуществить заход под правым берегом, а потом простреливали влево, в чистый язык. Маневр осуществили тандемом.

Ниже этого места 4-6 перекатов, не представляющих труда для прохождения, затем река поворачивает направо, в русле каменистый остров. Ниже острова река плавно поворачивает направо. Скалы зажимают реку с обеих сторон, образуя как бы выход из ущелья. Это ориентир следующего порога.

Препятствие 12. Порог"Ворота Казана"(4А) Длина порога - 70 м. Просмотр с правого берега. Порог расположен в 40-метровых отвесных берегах и скорее красив, чем сложен. Кульминация порога - метровый слив, который проходится по центру.

От порога до моста через Казан около 300 метров. Слегка передохнув у моста, мы продолжили сплав, поставив целью дойти до реки Арасан, что и было сделано. Перед устьем Арасана хорошее место для стоянки на правом берегу. Сплав до этого места от последнего лагеря занял у нас около четырех часов.

После установки лагеря часть группы решила сходить к источнику Арасан, а остальные остались в лагере. Им было чем заняться - в реке хорошо ловилась крупная маринка, а на полянках среди кустарника масса земляники. Путь к сернистому источнику Арасан проходит по хорошей тропе левого берега одноименной реки, текущей в живописном ущелье. Тропа то поднимается на 50 - 60 метров над водой, то снова спускается к реке. Десятикилометровая прогулка и купание в источнике доставили нам большое удовольствие. Само же урочище Арасан выглядит гораздо хуже, чем несколько лет назад. Дорога и мосты в запущенном состоянии, количество юрт сократилось в несколько раз, магазин разрушен.

От лагеря до начала верхнего ("Чертова") ущелья сорок минут сплава по спокойной воде. Вход в ущелье хорошо заметен. От входа в ущелье можно подняться на высокий правый берег. Едва заметная тропа уходит вверх по курумнику и идет на высоте около ста метров над водой до правого притока Тентексай. При желании по этой тропе можно обнести 13 и 14 препятствия. Река перед ущельем поворачивает вправо, ее падение резко возрастает, в русле появляются крупные обломки скал. Это начало следующего препятствия.

Препятствие 13.(5В) Порог. Длина порога 600 - 700 метров. В пороге в нашу воду можно выделить три ступени. В первых двух ступенях правый берег отвесный, на левом крупный курумник, в третьей ступени по правому берегу можно пройти вдоль воды. Между ступенями 30 - 50 метровые участки быстротока. Просмотр первых двух ступеней возможен с левого берега, третьей ступени - с правого берега. Все ступени порога проходятся по центру струи по большим крутым валам и пенным бочкам. Наиболее мощная двойная бочка в конце второй ступени. После второй ступени необходимо зачалиться к крутой осыпи правого берега для последующего просмотра препятствий ниже.

Препятствие проходили сходу по хорошо заметной линии движения. К3 и К4 в последней бочке второй ступени заметно тормознуло. После второй ступени без труда зачалились к правому берегу и пошли на просмотр участка ниже. Заметим, что окончание осыпи правого берега единственное место, где суда можно поднять сначала на полку в 20 метрах над водой, а затем по крутой острой осыпи на тропу, набрав еще метров 80 по высоте для последующего обноса.

В результате просмотра выяснили, что третья ступень проходится без особых проблем, а за ней, после 50 метрового плеса начинается следующее очень сложное препятствие.

Препятствие 14. Каскад "Тентек" ("Бесноватый") тянется до одноименного правого притока около двух километров. Порог делится на четыре ступени.

Первая ступень "Ребристая" (6B) наиболее сложное место каскада. Ступень тянется около 400 метров. Просмотр и страховка с правого берега, куда необходимо пройти вдоль берега от предыдущего препятствия. Проход довольно сложен. Левая половина реки на заходе в ступень загромождена надводными камнями. В правой половине реки струя прорывается через две каменные гряды, сливаясь сливами высотой 1, 5 - 2 метра. Первый слив более пологий в центре реки, за ним мощная бочка, ниже второго слива мощнейшая бочка. Дальше на стометровом участке требуется пройти сначала правее, для того чтобы обогнуть серию мощных бочек в центре реки, а затем левее, уходя от надводной скалы. Маневр осуществляется в высоких крутых валах. В конце участка река поворачивает направо после навала на скалу у правого берега. Перед навалом в центре реки стоит надводный камень. Проход правее него через водопадный двухметровый слив с прикрытой водой скалы. В нижнем бьефе слива мощнейшая бочка. Дальше обломки скал оставляют проход шириной около 6 метров с горкой, которая кончается косым полутораметровым сливом. Ниже слива двухметровым петухом вспухает пульсирующий вал.Дальше еще около ста метров сплава по полутораметровым бочкам и валам.Заканчивается ступень полным аналогом начала порога "Трек", только ширина прохода здесь около пяти метров, а падение более двух. Во внутренней части трека пенный котел. Ниже трека 30 метров быстротока, у левого берега два небольших улова. Всю ступень необходимо проходить сразу. Промежуточная зачалка проблематична.

Ступень проходили сборным экипажем на К1. Остальные суда решили обнести, поскольку прохождение на них входного участка ступени гляделось довольно проблематичным. Страховку выставили ниже второй бочки в начале ступени, и перед горкой в серединеступени. Первую бочку в начале ступени К1 пробил без проблем, но потерял скорость. Из второй бочки судно пришлось вытягивать. Дальше экипаж выдерживал намеченную линию движения, пытаясь разогнать судно перед следующим водопадным сливом. Валы в пороге оказались мощнее, чем казалось с берега, а перед сливом расположена небольшая, но очень жесткая бочка, которая снова притормозила судно. После водопадного слива катамаран остановился полностью. Экипаж не дал емуразвернуться и катамаран сбросило вправо. Дальше К1 прошел по горке и пробил вал внизу.В треке нос судна сразу сбросили под камень в пенный котел, а корма веером прошла по отбойнику. Это позволило нам выйти из препятствия полулагом и быстро зачалиться к левому берегу в первом уловке.

Часть страхующих вернулась назад для того, чтобы обойдя порог спуститься ниже третьей ступени и определить место окончательной зачалки в четвертой ступени. Двое попытались пройти по правому берегу, и это им удалось. В это время экипаж К1 отдыхал и просматривал вторую и третью ступени порога.

Вторая ступень. "Набережная" (5С). На протяжении всей ступени (100 м) по правому берегу тянется "набережная" из гладкой скалы, уходящей в воду под углом около 30 градусов. Левый берег отвесный, но вдоль воды можно пройти по крупным камням, продираясь сквозь нависающие с крутого склона кусты. От левого берега отходит надводная каменная гряда, постепенно сужающая реку до 10 метров.Габаритных проходов в гряде нет. Вдоль "набережной" участок быстротока с обливными камнями в русле, которые заставляют держаться чистого прохода у правого берега. Быстроток заканчивается боем в скалу правого берега, река поворачивает налево и падает косым водопадом. Высота водопада от 1, 5 м в центре реки до более чем 2 м под правым берегом. За ступенью 40 метров быстротока, слева и справа небольшие улова. Страховку и чальщика поставили в улове справа.

Порог решили проходить по центру реки, чтобы потом проскочить между обливниками левее и уйти от навала на скалу и, одновременно, прыгнуть с водопада пониже. После этого планировалось зачалиться у левого берега с последующим носовым траверсом к правому берегу. Однако, при выходе в струю катамаран сразу был утянут к правому берегу, а малое расстояние между камнями заставило нас идти по основной струе. Несмотря на то, что уходить от навала начали заранее, струя настолько сильна, что убежать от него удалось лишь в последний момент. С водопада упали в наиболее высоком месте, успев довернуть нос судна по струе. После слива сразу отработали вправо, зачалившись в улове.

Третья ступень. "Решето".(6А) Ступень тянется около 200 метров. Вдоль правого берега простой проход вдоль воды. Ниже ступени по крутому распадку можно подняться на плато правого берега в 50 метрах над водой. Русло реки по всей ширине загромождено подводными, обливными и надводными камнями. Падение в ступени 6 - 8 метров. Наиболее чистый проход у левого берега ведет в каменный мешок с узким проходом, сродни "Зубной щетке". В правой части реки и в центре можно наметить несколько приемлемых линий движения по узким, крутым, но невысоким сливам. Основная опасность - сильные навалы на камни после сливов. Особенно сильный навал в конце ступени на большой камень в центре. Ниже этого камня все струйки собираются вместе, и река идет одним потоком. Вдоль берегов улова. Просмотр и страховка с правого берега.

В нашу воду в каменном мешке прохода не было, а в центре и справа габаритные непроходы на заходе в ступень. Порог проходили справа, перетащив катамаран через два камня у правого берега. Судно дважды наваливало на прибрежные камни во время прохождения. Камень в центре обошли справа.

Четвертая ступень.(5А) Ступень тянется до реки Тентексай. В русле обливные камни, отдельные мощные бочки. Проходы достаточно широки, линия движения читается с воды. Перед окончанием ступени река делится на две протоки каменистым островом. Для того, чтобы зачалиться перед Тентексаем к правому берегу, идти необходимо по правой протоке.

Ступень проходили сходу по основной струе. После зачалки на плато можно подняться по тропе, идущей сначала вдоль Тентексая, а потом круто поднимающейся вверх.

После прохождения препятствия мы вышли на место стоянки, расположенное на высоком берегу Коксу в 100 метрах выше впадения притока. Ниже плато на правом берегупоследовательно расположены две поляны - одна большая, другая маленькая. От последней поляны до реки остается не более 15 метров по крутой осыпи, поросшей кустарником. Здесь находится лучшее место для спуска судов в случае обноса. Наметив лагерь и оставив женщин для организации ужина, остальные члены группы ушли на обнос вещей и судов. Суда сначала подняли на веревках на20 метров на лесистую полку. Затем подняли туда же вещи. Подъем по осыпи на тропу достаточно сложен и трудоемок. Живая осыпь сложена из больших и средних острых как бритва камней. К2 и К3 пришлось разобрать пополам и поднимать каждую гондолу отдельно втроем. Несмотря на предосторожности, на гондолах появились небольшие порезы. Тропа по правому берегу едва заметна, поэтому целесообразно сначала пройти по ней пустым, и отмаркировать проход. Поздним вечером обнос был закончен. Двое членов группы были травмированы острыми камнями, но не сильно.

Утром катамараны были собраны и сплав продолжен. За устьем Тентексая начинается следующее препятствие. Отметим, что в нашу воду сложность порогов нивелировалась. Простые пороги усложнились за счет камней, вылезших на поверхность, а сложные пороги упростились за счет уменьшения и ослабления валов и бочек.

Препятствие 15.Порог"Мини-камикадзе".(5А, в большую воду 5B) Длина порога - 300 м, падение - 8 - 12 м. На крутом левом повороте реки в месте впадения реки Тентексай в русле лежат три - четыре гряды обливных и полуобливных камней, перегораживающих реку. Возможно, они объясняются селевыми выносами с Тентексая. Проходы в грядах достаточно широки - 4 - 5 метров, но расположены в шахматном порядке с интервалом 20 - 30 метров. В проходах крутые сливы высотой до полутора метров. Между сливами мощные полутораметровые валы и бочки. Основное падение приходится на первые 100 - 150 метров порога. Дальше концентрированная струя идет четко по центру реки с жесткими валами выше полутора метров. Уловов практически нет, течение, отражаясь от берегов, затягивает в центр. Порог заканчивается перед правым поворотом реки длинным плесом. Просмотр порога проблематичен из-за сложности форсирования Тентексая.  Препятствие прошли сходу по центру реки.

Препятствие 16. Порог"Ксюша".(5A в большую воду 4C) Длина порога - 300 м. Порог расположен через 400 - 500 метров после предыдущего. Падение реки уменьшается. В русле большое количество мелких и средних полуобливных камней, прохождение требует четкого маневра. Линию движения с берега определить сложно из-за относительно большой ширины реки, но очевидно, что по центру.

Препятствие прошли сходу по центру реки.

Далее река выполаживается и представляет собой непрерывный ряд слабых и средних шивер, которые идут на протяжении двух - трех километров. Затем, в конце большой поляны левого берега, начинается следующий порог. Зачалиться можно в начале или в середине поляны, так как это упрощает выход через прибрежный кустарник.

Препятствие 17. Порог"Малина".(4C) Длина порога - 400 м. Порог начинается на левом повороте реки. За поворотом каменистая отмель делит реку на две протоки. Левая очень мелкая, правая представляет собой каменистый перекат. За отмелью река поворачивает направо и наваливает на громадный камень в центре русла. Проход возможен и справа и слева от камня, но уйти проще вправо в узкий четырехметровый проход между скалой и берегом (в малую воду слева проход чище). Ниже камня реку пересекает каменистая гряда из обливных камней, с которых идет каскад сливов до 1 метра, более чистых в правой трети реки. Порог проходили сходу левее центра, маневрируя между обливных камней в каменной гряде.

Участок до автомоста, который мы прошли за пятнадцать минут, река течет в крутых берегах. Чуть выше автомоста в Коксу впадает крупный левый приток Ерменесай, горы расходятся. Река течет в широкой долине с ровным дном и пологими бортами. Правый склон безлесный с небольшими кустами низкой арчи, левый покрыт островками смешанного леса (в основном ель и береза). Река имеет широкую пойму, иногда делится на протоки островами. В большую воду здесь можно отметить шесть мощных шивер Катунского типа, то есть надводных камней в них почти нет, но валы стоят от полутора до двух метров в высоту. Линия движения четко читается с воды. В нашу воду препятствий на этом участке практически нет. Не доходя до следующего ущелья реки, остановились на низкой лесистой полке левого берега. Столь ранняя остановка была вызвана двойным праздником в группе. Во-первых - полное прохождение Казана и "Чертова" ущелья Коксу завершено; во вторых - юбилей одного из участников похода. Поэтому решено было сходить вверх по реке, где мы заметили юрты чабанов. У юрты мы обнаружили несколько чабанов, собравшихся на свой праздник. Приняли нас очень тепло. Мы обменяли основную веревку на барана, а потом наблюдали за ходом местных развлечений (скачки, козлодрание). Праздник затянулся далеко за полночь.

На следующий день вышли поздно. Конец Средней котловины определяется однозначно. Река входит в ущелье, заметно увеличивается падение, автодорога, шедшая невысоко над водой, уходит вверх. Это начало Среднего ущелья. Подплыв к месту, удобному для зачалки и выхода на автодорогу мы остановились и отправили разведку вниз. Разведка все время идет по автодороге правого берега, но так как прибрежные кусты часто скрывают реку, то для детального рассмотрения препятствий необходимо спускаться к воде. До первого серьезного препятствия примерно 1, 5 километра. На протяжении этих полутора километров небольшие шиверы и отдельные камни в струе. Дальше в описании будут даваться препятствия со старой нумерацией, характерные для рек пятой категории сложности. Отметим, что в большую воду список достойных для пятерки препятствий остается тем же.

Порог 6.(5А в большую воду 5B) Длина порога - 800 м, ориентир - слева впадает приток, протекающий в достаточно разработанной долине, просмотр по правому берегу. Порог можно условно разбить на три участка. На первом участке практически вся основная струя уходит под левый берег, где в хаотическом беспорядке лежат обливные и полуобливные камни. Линию движения необходимо выбирать с воды, так как с берега запомнить ее практически невозможно. У правого берега камней значительно больше и чистый проход между ними маловероятен. В струе небольшие сливы 0, 5- 1 м и валы. Второй участок начинается на правом повороте сразу за первой ступенью и тянется до левого поворота. Здесь струя смещается под правый берег, пересекая несколько гряд камней. В ключевом месте второй ступени пологий двухметровый слив с высокой бочкой за ним. Вход в слив осложнен тем, что с левого берега подходит гряда камней, а ближе к правому берегу прямо в сливе камень, сажать на который катамаран не рекомендуется. Третья ступень начинается через сто метров быстротока после второй ступени и представляет собой два сильных ровных слива с бочками, после которых хаотично расположенные камни, сливы и бочки. Последующие сливы гораздо менее мощные, чем первых два. Заканчивается порог перед правым поворотом. Здесь возможна зачалка к правому берегу.

В нашу воду порог не вызывал особых опасений, поэтому шли его сходу. К1, К2 и К3 прошли его по основной струе через бочку. Экипажу К4 не хотелось мокнуть, поэтому во вторую ступень катамаран зашел под правым берегом и, пользуясь отличной маневренностью судна, прошел по узким извилистым сливам вдоль правого берега.

Ниже по течению сложных препятствий нет. В русле лежат отдельные камни, встречаются отдельные бочки высотой до метра. Точно привязаться к порогам на этом участке довольно сложно. Через несколько километров от 6 порога мы нашли полку на правом берегу и заночевали на ней. До следующего препятствия 15 минут сплава.

Порог 16.(4С в большую воду 5В) Длина порога 400 метров, ориентир - селевой вынос в устье правого ручья, перед ним подтопленный лес у правого берега. Просмотр по правому берегу. Селевой вынос сужает проход до пятнадцати метров. У правого берега лежат несколько обливных камней. В центре реки, после двадцатиметровой дорожки валов мощный слив с бочкой. В двадцати метрах ниже него еще один крутой полутораметровый косой слив через всю реку. Более пологая часть слива расположена справа. Ниже река разливается до пятидесяти метров, но левые две трети реки завалены крупными сухими и обливными камнями, смытыми водой с селевого выноса. В малую воду по центру реки различим узкий бурный проход. В правой трети реки мелко, но проход шире и менее бурный. Ниже река разделена каменистым островком. Порог заканчивается на левом повороте.

Ниже сужения поставили видеосъемку и, на всякий случай, страховку. К1 прошел по центру порога, уйдя в конце порога к левому берегу.К4 прошел весь порогвдоль правого берега. К2 повторил линию движения К1. К3 прошел первую половину порога по линии К4, а затем траверсировал струю к левому берегу и вышел из порога там же, где и К1.

До следующего препятствия пять минут сплава.

Порог 22.(5А в большую воду 5В) Длина порога - 200 м, ориентир - крутой левый поворот, автодорога прямо над порогом поднимается метров на 30 выше реки, на левом повороте видны огромные камни, просмотр по правому берегу. Перед поворотом почти все русло перегорожено косой бочкой, оставляющий проход под левым берегом. На левый берег слабый навал воды. После поворота река падает несколькими пологими мощными сливами с четкими языками в центре реки, за которыми стоят валы высотой более 2 метров в большую воду (до полутора в нашу воду). Ниже река поворачивает направо и порог заканчивается. Просмотр и страховка по правому берегу.

Страховка с берега здесь неэффективна из-за большой ширины реки. К1 и К4 прошли порог тандемом по языкам сливов, К2 и К3 страховали с воды ниже порога.

Дальше до следующего препятствия скорость реки не уменьшается, в реке отдельные камни и невысокие валы. Мы прошли это расстояние за 15 - 20 минут и остановились, обнаружив мощный подпор воды. У правого берега большой улов. Ниже по реке заметное сужение на селевом выносе.

Пороги 23 и 24.(4С в большую воду 5А) Эти два порога практически сливаются и в большую и в малую воду. Река сужена до 15 метров лавинным выносом камней. В большую воду порог представляет из себя как бы единый пологий слив с мощными валами, здесь самые высокие, более 2, 5 м, валы на реке, оставляющие узкий проход под правым берегом. В малую воду валы до 1, 5 метров не представляют особой угрозы. Ниже порога в центре реки большой надводный камень. Проход слева от него выводит на мелкую отмель, проход справа чист и является заходом в следующий порог. Вода здесь прорывается сквозь гряды крупных камней. В большую воду они залиты, а в малую порог усложняется, поскольку требуется интенсивное маневрирование в узких крутых сливах. Ниже порога достаточно высоко висит тросовая переправа.

Пороги прошли после предварительного просмотра входа в порог по правому берегу со взаимостраховкой с воды. Линия движения в начале порога - под правым берегом, затем в правой трети реки.

Порог 27. (4В в большую воду 5А) Каменистый остров делит реку на две протоки. Правая протока мелкая. Основная струя идет влево, образуя несильный навал на скалу левого берега. Правее прижима каменная гряда, через которую вода падает полутораметровыми сливами. Ширина сливов невелика, но вполне достаточна для прохождения катамарана. После первой гряды в русле лежат крупные обливные камни, оставляющие узкий извилистый проход в центре протоки. Порог кончается на сбое проток.

Порог прошли сходу вдоль прижима. Еще 10 мин сплава и горы по сторонам ущелья раздаются. Становится ясно, что близок выход из ущелья. Примерно за 300- 400 метров до последнего препятствия Среднего ущелья начинает ощущаться достаточно сильный подпор воды. Особенно это ощущается перед видимым впереди сужением реки. Перед самим сужением образуется обширный плес. Здесь необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра порога и организации страховки.

Порог 28. (5А в большую воду 5В) Порог расположен в скальном коридоре и напоминает пороги сибирских рек. Препятствие можно разделить на три ступени.

Первая ступень начинается двухметровым сливом. Река здесь сжата скалами до 10 - 15 метров. Через двадцать метров река поворачивает налево, образуя мощный навал на скальную стенку правого берега, от которой идет отбой с противотоком. Далее следует двадцать метров быстротока с большими уловами по берегам.

Вторая ступень порога следует сразу после первой. Река здесь значительно расширяется и падает ступенькой по всей ширине на 2 - 2.5 метра. В левой трети реки слив делится на два, становясь, таким образом более пологим.

Третья ступень расположена через 30 - 40 метров быстротока после второй. Река здесь снова несколько сужается и в сужении падает еще на 2 - 2.5 метра водопадным сливом. Местами ниже этого слива с берега видны камни, которые с воды будут не видны. Единственное место, где можно не прыгать с водопада, расположено под самым левым берегом. Здесь ступеньки нет, и вода падает длинным узким чистым языком, конец которого упирается в скалу левого берега. За этой ступенью длинный плес до моста через Коксу.Просмотр порога с правого берега.

В нашу воду существенным препятствие была только первая ступень. Вторая и третья ступени слева выродились в небольшие сливы, причем последний достаточно пологий. Тем не менее, мы организовали береговую страховку ниже третьей ступени, где вода идет ближе к правому берегу. Все суда прошли порог без особых проблем, успешно уходя от прижима, а затем сплавляясь ближе к левому берегу.

Река после автомоста течет в широкой просторной долине с пологими бортами. Встречаются отдельные мели, перекаты, шиверки. Через 30 минут сплава слева впадает река Коктал. Коктал в два раза уже и мутнее, чем Коксу. Начиная с впадения Коктала, появляются разбои. Еще примерно через 30 минут сплава реку пересекает ЛЭП, справа к реке подходит автодорога. Через следующие 30 минут сплава, справа на некотором удалении от реки виден поселок. Это совхоз Буденовский. Отсюда до конца долины еще 40 минут сплава по разбоям. Перед концом разбоев на правом берегу тянется невысокая полка с елями - идеальное место для стоянки. Здесь мы заночевали.

Ниже долина явно начинает сужаться, борта подступают ближе к реке, она начинает собираться в одно русло. Постепенно Коксу углубляется в ущелье, горы становятся круче. Справа видны шлейфы осыпей. Падение пока не увеличилось, по правому берегу проходит автомобильная колея. Ниже в русле начинают попадаться отдельные камни, валы. Наконец, слева подряд впадают два крупных притока Булатай и Ерменсай. Это ориентир окончания Нижней котловины и начала Нижнего ущелья.

На этом участке Коксу прорывает высокий скальный хребет и круто меняет направление течения с западного на северное. На всем протяжении ущелья борта крутые, местами скальные бомы. Между ними террасы. Автодорога, идущая по правому берегу, заканчивается перед скальной стенкой. Тропа посредством тросовой переправы переходит с правого на левый берег и поднимается на плато. Ниже на левом берегу появляются следы автомашин и какое-то подобие автодороги, которая пробита снизу. Ущелье то расширяется, то вновь сужается. Коксу проходит скальные коридоры. Береговая растительность по сравнению со Средним ущельем резко изменилась. Если там росли ели, березы, густой кустарник, то здесь типично среднеазиатский пейзаж: низкие чахлые кустики и отдельные деревья у уреза воды.

В реке все чаще встречаются несложные шиверы и порожки. От устья реки Караутал, Коксу круто поворачивает налево, а затем направо, описывая петлю в прорыве хребта. Характер реки резко меняется. Правый берег в основном крутой, неприступный. На левом берегу почти на всем протяжении есть терраса. Эта петля от устья Караутала идется за 10-15 минут. В конце петли с интервалом 50 - 100 метров расположены три порога. Общая протяженность порогов около километра. Просмотр возможен по левому.

Порог 31.(5А) Порог начинается на правом повороте реки шиверой, на левом берегу песчаный пляж. Ниже, на прямом участке отдельные камни, бочки, метровые валы. На повороте слева хаотично разбросанные камни и сливы между ними, справа довольно чистая струя. Справа впадает приток. За поворотом в центре реки струя перепрыгивает через плиту и бьет в большой камень. За следующим левым поворотом русло перегорожено косой плотиной из больших камней. Справа каменная ловушка. Слева проход с сильным смещением струи направо. За плотиной слева крутой слив и бочка. Ниже следует стометровая горка, заканчивающаяся прижимом к выступу правой стены. Напротив нее галечная отмель и короткий противоток.

Порог 32.(5А) Начинается на следующем правом повороте реки перед устьем левого притока. В устье притока бочки, вал. На правом повороте от правого берега отходит скальное ребро, образующее бочку. Ниже еще одна бочка, слабее первой. Левая часть струи уходит под левый берег в плотную гряду камней, где рассыпается в камнях. Правая часть струи за поворотом образует метровый слив и бьет в выступ скалы. Перед ним вал и бочка, в пятидесяти и семидесяти метрах ниже два прижима к стенам левого берега. За последним прижимом возможна зачалка в левом улове.

Порог 33.(5А) Порог начинается через сорок метров после предыдущего. Струя смещается под правый берег, где перепрыгивает через камень, образуя огромную бочку. Ниже крутой слив с боем в левую стенку и крупные надводные камни в русле. Какого-либо ключевого или наиболее опасного места в пороге выделить невозможно, следовательно, необходимо либо идти порог мелкими кусочками с береговой страховкой, либо, если позволяет опыт, сплавляться со взаимной страховкой с воды. Линия движения в пороге хорошо читается с воды, проходы достаточно широкие и есть место для маневра. Мы шли это препятствие сходу кильватерной колонной.

В конце препятствия на невысокой полке левого берега стоит домик. Ниже река входит в короткий высокий каньон. Через каньон переброшены два троса. В реке довольно много обливных камней, но они легко обходятся. За каньоном река несколько расширяется, по обоим берегам тянутся террасы, впереди виден скальник - это ориентир следующего препятствия.

Порог 35 "Свирепый Гарри".(5А, в большую воду 4В). Порог начинается стометровым быстротоком с валами. Слева в реку уходит скальное ребро, оттесняя ее под правый берег, где образуется бочка. За ней у правого берега улово. В случае аварийной ситуации здесь можно зачалиться. Следующая ступень начинается через 40 метров мощным сливом с валом. Правая часть струи идет через подводный камень, стоящий в 3, 5 метрах от стены. За этим камнем в скальном сужении Коксу разгоняется и перед правым поворотом вздымается крутым валом, за которым река идет через затопленный обломок скалы, образуя большой бугор, и сваливается как влево, так и вправо, образуя котел. С левого берега выступает гряда обливных камней, которая еще больше сужает реку. В шестидесяти метрах ниже еще одна крутая горка, упирающаяся в выступ левой скалы. На горке бочки и валы, справа -большое улово. За горкой скальное сужение до 25 м. На выходе из порога на правом повороте струя наваливает на левую скалу. За порогом как слева, так и справа улова.

Порог проходили после просмотра. Малая вода значительно сузила проход на заходе в препятствие. Единственный путь прохождения через крутой слив, пробивая полутораметровую бочку за ним и уходя от навала на правый берег. К1 и К2 прошли препятствие без проблем, держать ближе к правому берегу. К3 основательно подержало в бочке у правого берега. К4 на заходе взял чуть правее, чем следовало и зацепил одну из бочек перед сливом. Катамаран моментально развернуло, и экипаж с трудом успел довернуть судно перед сливом носом по струе. К4, как и К3, пришлось вытягивать экипажу из остановившей его бочки ниже слива в первой ступени. Оставшуюся часть порога К3 и К4прошли по наиболее пологим сливам в центре русла, подрезая последнюю гряду камней перед прижимом к левому берегу.

Следующий порог расположен в двухстах метрах ниже по течению. Он нанесен на топографические карты значком "водопад". Характерным является то, что настоящие водопады ниже по реке на топографические карты не нанесены.

Порог36 "Водопадный".(5А в большую воду 5В) После плеса русло сужается, в сужении водопад, образованный двумя плитами, лежащими под острым углом друг к другу. В правой части высота водопада составляет два метра, причем вода падает под 45 градусов к направлению течения реки. В левой части слив более низкий и прямой, причем под самым левым берегом из водопада переходит в водоскат. Вода, падающая справа, частично переходит на левую плиту и падает второй раз. В нижнем бьефе водопада в центре реки обширный пенный котел. Ниже порога улова по обоим берегам.

Порог проходили с береговой страховкой, так как река здесь не шире двадцати метров.К1 для интереса прошел порог справа, прыгнув с обеих плит в котел, из которого без особых проблем вышел. Остальные суда шли порог под левым берегом. К2 без остановки пробил бочку ниже водоската. Нос К3 ушел под воду, судно остановило и сбросило на метр влево, после чего катамаран вышел из бочки. К4 бочка тоже тормознула, но экипаж удержал судно.

Дальше полтора часа сплава по слабым шиверам. Долина реки на этом участке слегка расширяется, после чего вновь сужается. Это заключительный участок Нижнего ущелья. Тропы по берегам нет, разведка осложнена скалами, высота которых достигает 40 метров. Через полкилометра сплава заметный порог.

Порог 43.(5А в большую воду 4С) Река круто уходит влево и, разогнавшись на горке с мощными бочками, бьет в нависающую правую стену. В левой части русла два последовательных мощных водоската слива с бочками. Проход только через них. Шли сходу по основной струе.

В этом месте долина реки немного расширяется, образуя небольшую котловину, однако вместо обычных для такого места разбоев, примерно в середине котловины расположено следующее препятствие.

Порог 44.(5А) Длина порога - 150 м, четких ориентиров нет, перед началом порога большой камень в правой части русла, просмотр возможен по террасе левого берега. Порог образован размывом валунного завала. На входе слив выше полутора метров через все русло, более крутой слева. Основная струя идет справа и наваливается на глыбу. Левее ее слив с мощной бочкой. Еще через сорок метров струя сваливается с плиты, образуя большую пенную яму. Левее ямы двухметровый проход, но заход сюда осложнен струей, бьющей в камень слева. Далее до правого поворота в русле отдельные камни, бочки, валы.

Катамараны прошли порог сходу сначала по основному сливу ближе к правому берегу, а затем резко ушли влево минуя пенную яму, куда попадать совсем не хотелось.

Дальше до выхода из ущелья цепочка порогов категории 4А - 4В. Все пороги можно идти сходу. Линия движения - по основной струе. Ущелье заканчивается финальным порогом, отследить который довольно сложно.

Порог 50.(5B). Длина порога - 50 м. Порог расположен на крутом левом повороте реки, за которым следует правый поворот. С воды создается впечатление, что вся река бьет в высокую скалу на правом берегу, однако это не так. На входе в центре пологий слив с высоким валом, сбрасывающим влево на обливной обломок скалы, с которого вода падает полутораметровым водопадом. Справа слив более пологий. Навал на правый берег слабый.

К1 и К2 прошли порог по центру реки сходу. Увидев высоту падения, К3 зачалился к правому берегу и экипаж пошел на просмотр. Для К4 линия движения была однозначна - вал на заходе в порог слишком высок и крут, можно только разогнавшись попытаться пробить его гребень. Учитывая, что два экипажа стоят на страховке внизу, К4 пошелбез просмотра, не тратя место, необходимое для разгона на зачалку. Вал остановил судно, но его удалось пробить. После этого катамаран практически без скорости был нанизан рамой на скалу, с который шел водопадный слив. Судно встало на нос почти вертикально, несколько мгновений побалансировало в таком положении, после чего сползло в пенную яму за водопадом. В пеной яме К4 сбросило вправо, после чего экипаж смог вывести судно на струю и встать в улов у правого берега за порогом. К3 зашел в порог под правым берегом и, пробив вал правее центра, прошел порог в наиболее пологом месте.

За порогом ущелье заканчивается, справа открывается широкая котловина, на правом берегу появляется автодорога. Здесь мы заночевали на левом берегу, устанавливая палатки между кустами для защиты от ветра. Еще десять минут сплава и река входит в скальный створ. За створом несложная шивера. На правом берегу в створе стоит белый дом. ВНИМАНИЕ!!! Он служит ориентиром ВОДОПАДОВ!!! Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на водопады, подпор воды не ощущается. Зачалиться к правому берегу следует чуть ниже дома в том месте, где дорога ближе всего подходит к реке.

Порог 51.(6B) Каскад водопадов. Водопады расположены в тектонической трещине под левым бортом долины. Справа терраса. В щели четыре водопадных слива. Первый слив самый высокий - около 5 метров. После слива пенная яма, в левой части слива небольшая проносная струя с пенным валом. Ниже 50 метров быстротока, который постепенно увеличивает уклон, переходя в водоскат и падает3.5 метровым водопадом. Второй водопад падает ровно по всей ширине реки. За водопадом пенная яма и противоток по поверхности реки. Ниже второй ступени можно спуститься к воде. Через 60 метров после второго водопада третий водопадный слив высотой 2.5 метра. Вода падает более полого, чем во второй ступени, но после падения две могучие бочки и сильный бой в скалы правого берега. Дальше еще 60 метров быстротока и четвертый слив около 2 метров высотой. Этот слив самый пологий. За сливом крутой вал и сильнейший бой в нависающие скалы левого берега.

Порог вполне проходим и есть информация о прохождении его на плоту. Для нас самой сложной была вторая ступень. Для более-менее надежной страховки над пенной ямой второй ступени требуется навесить веревку над рекой. В случае прохождения первой ступени страховка должна быть такой же. Идея тратить день на организацию страховки у группы особого энтузиазма не вызвало, так как для прохождения по общему мнению годился только К1. В результате решено было сборным экипажем на К1 пройти третий и четвертый сливы. Вещи, К2, К3 и К4 обнесли за порог по автодороге на правом берегу. Подъем на дорогу в месте, где она ближе всего подходит к воде, крут, но составляет не более пяти - шести метров. Спуск по пологой осыпи за скальным разломом. Протяженность обноса - 600- 700 метров.

К1 зашел в третий слив в левой трети рекии удачно пробил мощные валыи вышел из них по центру реки, избежав навала на левый берег. Оказалось, что уже перед четвертой ступенью струя сильно сваливает влево. Катамаран утащило левее того места, где мы хотели проходить четвертый слив. В результате слив прошли нормально, но катамаран протащило по скале левого берега. Гребцам левого баллона пришлось нагнуться от нависающих скал.

За водопадами заканчивается Нижнее ущелье и начинается Нижняя котловина. Ее протяженность шестнадцать километров. Река сначала идет одним руслом, затем делится на рукава. Примерно в середине котловины по левому берегу в отдалении от реки на 1, 5 - 2 километра виден поселок Талапсы, это примерно час сплава от водопадов. Еще через час сплава река опять собирается в единое русло, прижимаясь к правому борту долины, который образован грядой невысоких холмов. Слева долина достаточно широка, но видно, что через два - три километра гряды холмов слева и справа сходятся. Это ориентир окончания Нижней котловины. Еще тридцать минут сплава, и река входит в Последнее ущелье. Оно совсем короткое, его протяженность 2 км.

В Последнем ущелье река прорезает холмистый хребет. Склоны скалистые. По левому берегу в десяти метрах над водой проходит асфальтированная автодорога. В конце ущелья слева виден скальный останец. Ущелье заперто плотиной, питающей арыки. В ущелье два простых порожка, не требующих разведки. В конце ущелья лесистый островок делит реку пополам. Лучше зачалиться к левому берегу перед островком или в левой протоке. Здесь в саду можно встать лагерем, высушить суда и затем уехать на одном из коммерческих автобусов в Кировское, откуда много автобусов идет в Алма-Ату. Ехать до Алма-Аты на поезде нецелесообразно.

График движения

Даты Дни Участкимаршрута Км Способ передвижения
05.07 1 Вертолет Алма-Ата - р. Чилик - ур.Чилик -стапель - -
06.07 2 р. Чилик - пор. Ленинградский - каскад Чиликский - до пор. "Медный всадник" 11 сплав
07.07 3 п. Медный всадник - до "Лошадиной" ступени 3-го каньона 36 сплав
08.07 4 "Лошадиная" ступень -9 ступень 3-го каньона 11 сплав
09.07 5 9 ступень 3-го каньона - каскад "Слаломный" - 4-й каньон 15 сплав
10.07 6 4-й каньон - пос.Саты, пос.Саты - пос.Жаланаш 13 сплав, машина
11.07 7 пос.Жаланаш - пос.Кенсу, пос.Кенсу - начало Майнакского ущелья 5 машина, пешком
12.07 8 просмотр Майнакского ущелья 14 пешком
13.07 9 Обнос Майнакского ущелья 11 пешком
14.07 10 конец Майнакского ущелья - Жаланашская долина - каньон "Альбатрос" - ущелье "Зубная щетка" 36 сплав
15.07 11 Актогайское ущелье - устье р.Темирлик 40 сплав
16.07 12 устье р.Темирлик - пор.Броненосец - мост автодороги Алма-Ата - Чунжа 7  сплав
17.07 13 переезд до г.Панфилов - автобус
18.07 14 г.Панфилов - пос.Енбекши- ур.Арасан- пер (н/к) - мост у слияния рек Средний и Большой Усек. 16 автобус, машина, пешком
19.07 15 мост - пер.Жиланды (н/к) - р. Асуайрык 18 пешком
20.07 16 р.Асуайрык - пер. Таласасу (1А 3597м) - р. Майлисай 14 пешком
21.07 17 р.Майлисай - пер. Карабулак (1А 3481м) - Казан - мост через р.Казан 26 пешком
22.07 18 мост через р.Казан - пер. Тюемойнак -слияние рек Караарык и Казан и обратно 22 пешком
23.07 19 Стапель - -
24.07 20 Пор.1 - до пор.9 7 сплав
25.07 21 Обнос вещей, обнос пор.9 и пор.10 14 пешком
26.07 22 пор.9-10 - начало р. Коксу- устье р.Арасан; радиальный выход к минеральному источнику 19 + 10 сплав, пешком
27.07 23 устье р.Арасан - пор. 14 - устье р. Тентексай 6 сплав
28.07 24 устье р.Тентексай - перед пор.1 (старая нумерация) на р.Коксу 10 сплав
29.07 25 пор.1 - пор. 16 10 сплав
30.07 26 пор.16 - пос.Рудничный - вход в Нижнее ущелье 60 сплав
31.07 27 Нижнее ущелье - водопады 52 сплав
01.08 28 водопады - плотина ГЭС 18 сплав
02.08 29 плотина ГЭС - пос.Кировский - г.Алма-Ата - автобус

Дополнительные сведения

Большая часть маршрута находится в пограничной зоне. Могут возникнуть проблемы с пограничниками, поскольку для прохождения пограничных постов требуется пропуск. Мы обошлись удостоверением личности офицера и маршрутной книжкой, но в принципе надо запрашивать местные органы. Точное место обращения (Акмола, Алма-Ата, Сары-Озек, Текели) не могут указать даже в консульстве Казахстана. Погранзастава расположена в поселок Рудничный, погранотряд - в г.Текели, но они этот вопрос не решают. Идущей за нами по Коксу группе пропуска выдали в Сары-Озеке при личной явке.

Выводы и рекомендации

1. Сплав по рекам Чилик, Чарын, Коксу в июле не гарантирует высокой воды, уровень воды в основном определяется дождями, причем вероятность дождей в узких долинах рек (Чилик, Казан) намного больше, чем в широких (Чарын), следовательно, при желании можно ждать 2 - 4 дня на Чилике или Казане для прохождения наиболее сложных участков по большой воде.

2. В случае дождя, вода в реках Чилик и Казан поднимается очень быстро, но так же быстро и спадает при хорошей погоде.

3. Людей в районе похода стало заметно меньше. Редко используемые теперь автодороги и тропы часто находятся в плохом состоянии или полностью разрушились.

4. Перед заброской на Чарын выше Майнакского ущелья целесообразно сначала оценить уровень воды в Чарыне.

5. Несмотря на то, что пограничники относятся к туристам из России достаточно терпимо, желательно оформить пропуска в погранзону.

6. До слияния Усека и Малого Усека можно добраться на любом автомобиле, в том числе и легковом. Возможно, что путь отсюда по тропе вдоль р. Малый Усек позволит сократить переход под перевал Таласасу (особенно при низкой воде в Малом Усеке). При значительном везении можно договориться с автомобилем и через пос. Сарыбель заехать на пер. Жиланды или даже к началу Малого Усека.

7. Сплав по реке Усек и ее притокам вряд ли представляет спортивный интерес, а прохождение нижнего участка Усека опасно из-за завалов.

8. Сплав по реке Казан можно начинать непосредственно от слияния с рекой Карабулак или даже выше, реку на участке до ущелья можно оценить 3 категорией сложности.

9. Сплав по Казану и верховьям Коксу существенно дополняет стандартный маршрут по Коксу. При полном прохождении определяющих препятствий маршрута (пороги 9, 14, 51) он может быть оценен шестой категорией сложности. В то же время, поскольку эти препятствия имеют достаточно четкие ориентиры, то можно рекомендовать прохождение маршрута без прохождения этих препятствий группам, совершающим поход пятой категории сложности.

10. При планировании заброски на реку Казан можно смело рассчитывать на автомобиль от Рудничного до урочища Омар в плохую погоду и до слияния Казана с Караарыком в хорошую погоду.