Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Даты похода: 17.07 - 18.08.2010 г.

Маршрут похода: г. Калининград - г. Москва - ст. Слюдянка - пос.Орлик - р. Билин-Бажен - р. Билин - р. Кызыл-Хем - р. Ка-Хем - п. Сарыг-Сеп - г. Кызыл - г. Ачинск - г. Москва - г. Калининград

Руководитель группы: Голубев А.А. (Калининград)

Маршрут утверждён маршрутно-квалификационной комиссией Туристско-спортивного Союза России 7 июля 2010 г.

Маршрутная книжка №Р10/44-01

Автор: Роман Лебедев (Калининград)

Работы Романа Лебедева:

• Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. на Байкале (Хамар-Дабан), 2008

Содержание

8.1. Характеристика использованных источников информации
8.2. Краткая характеристика района путешествия
8.3. Дневник похода
8.4. Потенциально опасные участки препятствия (явления на маршруте)
8.5. Картографические материалы
9. Итоги похода и выводы
10. Дополнительные сведения о походе
10.1. Снаряжение в лагерь и на воду (общее на ВСЕХ)
10.2. Снаряжение в лагерь (личное на ОДНОГО)
10.3. Снаряжение катамаранное (общее на ВСЕХ)
10.4. Снаряжение катамаранное (личное на ОДНОГО)
10.5. Состав группового ремнабора

1.1. Проводящая организация

Россия. Туристско-спортивный Союз России

1.2. Место проведения похода

Россия, республики Бурятия и Тыва (Восточные Саяны).

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризмаК.с.Протяженность активной части похода, кмПродолжительность, днейСроки проведения
ОбщаяХодовых (пеш. + вод.)
Пеше-ВодныйV388,5315+1717.07.2010 – 18.08.2010

1.4. Подробная нитка маршрута

г. Калининград - г. Москва - ст. Слюдянка - пос. Орлик - о. Шутхулай (р.Тисса) - пер. Билин-Хутел - р. Билин-Бажен - р. Билин - р. Кызыл-Хем - р. Ка-Хем - пос. Эржей - пос. Сырыг-Сеп - г. Ачинск - г. Москва - г. Калининград.

1.5. Определяющие препятствия и факторы маршрута, опасные участки

Данный район характеризуется, как и многие другие, обилием довольно сильных дождей и, как следствие, резким повышением уровня воды, как, впрочем, и ее относительно быстрым спадом. Этот фактор очень резко влияет на скорость передвижение на пешей части: сильное замедление на заболоченных участках и вплоть до полной остановки на переправах из-за невозможности брода. Резко и кардинально меняет водную обстановку паводки и на реке, естественно. Многие пороги или скрываются под водой, превращаясь просто в мощные шиверы с высокими валами или становятся мощнее, если имею место сливы через всю реку. На пешей части нужно быть очень осторожным на тропе, идущей по "полкам" крутых склонов. Иногда встречаются небольшие бомы и трудно преодолеваемые броды ручьёв даже в невысокую воду, что иногда требует навыков перехода командой разными способами, а иногда и при помощи наведения переправы. Можно, если быстро идти с лошадьми (нам это не удавалось), переправляться на них. Кони гораздо устойчивей чувствуют себя в быстрой воде и переходят там, где человеку не перебраться в-принципе. Где-то начиная с высоты 1800м исчезает лес и, следовательно, дрова, по-этому нужно учитывать этот фактор в планировании своих стоянок, если не брать с собой бензиновые или газовые горелки. Тропа сильно разбита лошадьми, по-этому наличие "правильной" обуви, одежды и снаряжения является основным залогом успеха пешки. При "дешёвой" заброски (тяжёлый груз на конях, а люди идут сзади с остальными вещами) кони берут до 60кг и габаритный груз. Вёсла, спиннинги и лёгкие объёмные вещи приходится нести на себе. В первый день тропа идёт высоко над рекой и по пути не часто встречаются ручьи и настоятельно рекомендуется запасаться с собой водой, особенно в жаркий день. После р. Шутхулай (правый приток р. Тисса, вдоль которой идёт тропа) ручьев по пути встречается довольно много. Если кто боится кровососущих, то можно взять с собой репеллент, но местные комары не такие злобные, как, например, на Кольском полуострове, и можно обойтись просто накомарником и перчатками.

На водной части на р. Билин-Бажен часто встречаются "глухие" завалы и несильные, но не менее от этого неприятные, прижимы под кусты и скопления упавших деревьев. Но всё хорошо "читается" с воды и есть везде возможность провести или обнести суда. Очень опасен порог "Морёный" 6к.с. и необходимо заранее разведать тропу его обноса. Этот порог слышен и виден с воды, заход в него на катамаранах практически невозможен из-за негабаритных проходов в начале. Также труден порог "Омега" 5к.с., но больше не сложностью прохождения, а выматывающим дальним обносом вещей и очень сложной его разведкой. На р. Билин очень опасных порогов нет, в основном это несложные шиверы с прижимами и частые большие завалы, местами сплошные, где река просто уходит в лес, разбиваясь на рукава. Течение не очень сильное, особенно слабое в так называемых "Билинских тишах", где скорость течения очень невелика и придётся полопатить на протяжение 35-40 км по реке, которая выделывает немыслимые петли среди заболоченных берегов. Там особо свирепствуют комары, но есть возможность поймать тайменя, если задаться целью. Но стационарных стоянок там нет, кроме одной после "Карельского" порога и песчаных кос, где, в-принципе, можно разделить поляну с комарами и мошками. В среднюю воду р. Кызыл-Хем является стопудовой "пятёркой", но в высокую воду (как было у нас) по нашему мнению она с трудом дотягивает до пятёрки. Все сложные пороги покрываются водой, превращаюсь в сильные шиверы с валами до 3-3,5м и появляется хорошая возможность в выборе линии движения между локальными бочками и пенными котлами, особенно на двухместных катамаранах. Довольно часты приличные прижимы. Это касается и р. Ка-Хем. Но не стоит расслабляться ни на секунду, ибо, как пишется всегда и везде, вода не прощает ошибок.

В наш уровень воды, расцениваемый как выше среднего, было трудно, идя по лоциям, идентифицировать пороги. Почти все они походили друг на друга и своё положение в пространстве в основном узнавали по GPS. Из-за трудности осмотра особо сложных участков (места с отвесными скалами и т.п.), приходилось флагманскому экипажу идти без просмотра и, в-принципе, в наш уровень воды так поступать можно было. Было бы воды меньше, то пришлось бы заглядывать за каждый поворот, чтобы просматривать воду в поисках безопасной лини движения, что сильно бы затормозило нас и так постоянно отстающих от запланированного графика движения. По итогам похода, приводим таблицу с определяющими препятствиями.

Вид препятствияК.с.Краткое описание препятствий, путь прохождения
р. Билин-Бажен, п.«Морёный»VIПорог расположен в конце последнего озера в правой дальней части. Тропа обноса начинается в левой широкой, заросшей травой, неглубокой заводи. Из-за негабаритного захода, единственный выход — обнос по ломаной тропе ПБ (примерно 600м). Общий перепад высот в пороге 20м на 600м его длины. Вещи обносили за порог. Каты перенесли за вторую ступень и перегнали по реке к стоянке за порогом. Обалденная рыбалка на муху за порогом, из-за чего «пришлось» дневаться.
р. Билин-Бажен, п.«Омега»VПорог очень длинный, начинается на крутом правом повороте (2,6 км от «Морёного»). Ориентиры: довольно мощная заходная шивера-порог с большой суводиной слева в конце. На ЛБ видна, очень круто уходящая вверх, тропа просмотра-обноса. Река после суводины резко поворачивает направо и разбивается на протоки островом. Правая протока мелкая, левая изобилует большими камнями. Чистый проход только под ЛБ с резким уходом на центр. Далее «по месту», по основной струе, минуя многочисленные бочки по высоким валам. Осмотреть весь порог очень трудно и пришлось идти почти всё «в слепую». Перед левым поворотом (русло описывает букву Омега, и-за чего получил своё название) необходимо держаться струи под ЛБ, иначе налетишь на частокол обливных камней под прижимом ПБ (в высокую воду прошкрябаться можно и там). За этим левым поворотом около многолетнего снежника, нависающего с ПБ, пологий слив почти через всю реку и улово под ЛБ, где можно отдышаться перед следующей очень активной частью порога, состоящей из многочисленных бочек, «сухих» и «мокрых» каменей. Общий перепад высот в пороге 40м на 1100м его длины. Обнос вещей очень утомителен. Тропа обноса неплохая, но неоднократно то круто поднимается по склону, то резко спускается с него. Длина обноса немного меньше километра, но времени на это мероприятие и на осмотр у нас ушло около 4-х часов. Прохождение всеми катамаранами порога заняло 50 минут с учётом фото-видео-съемки и отдыхом на середине порога. На выходе из порога река разбивается на три протоки, после большого паводка этого года средняя протока стала чистой и сплошных завалов до устья реки нет.
р. Билин, «Бельдыкский прорыв»IIIОриентиры: левый поворот реки, серый курумник на ПБ. Перед порогом на ПБ очень хорошая стоянка с баней. В глубине берега находится красивый «цирк», клюквенное болото с кустарниками саган-дайля. Очень интересный и динамичным сплав на протяжении нескольких километров.
р. Билин, п.«Кривун»IVОриентиры: Большой остров с завалом из деревьев. Порог находится в правой протоке на левом повороте реки. Справа впадает небольшой ручей. В пороге ощущается довольно сильный прижим к скале ПБ. На струе много высоких косых стоячих волн, усложняющих манёвры, связанные с уходом от прижима. Выходная шивера несложна и в конце её на ЛБ есть отличная стоянка со столиком. Общий перепад высот в пороге 5м на 400м его длины. Шли по основной струе с уходом от прижима.
р. Кызыл-Хем Все препятствияVИмели на руках подробную лоцию этой реки, но ни один из порогов не просматривался и шли с ходу. Уровень воды скрыл все «угрозы» и упростил нам задачу. Все препятствия имели одинаковый вид (с общей точки зрения) - высокие валы до 3,5м, локальные бочки и прижимы. Всё было пройдено чётко и без происшествий по классическому принципу: по основной струе с уходом от локальных препятствий, во всяком случае, у нас особых проблем ни один порог не составил (при нашем уровне воды).
р. Ка-Хем п.«Васильевский»VПорог расположен после левого некрутого поворота реки в сильном сужении. Левый берег невысокий, но скалистый и обрывистый, а правый пологий и состоит из хаотично разбросанных, низких гладких камней. Просмотр желателен. Посередине порога бочара через всю реку. В заходе не очень высокие валы. Шли по центру, на скорости стреляя бочку, которая оказалась не очень жёсткой. На выходе шивера с относительно невысокими валами. Для съемки, если не смотреть порог, есть возможность первому экипажу зачалиться на ПБ, если сразу начать работать за основной бочкой, подставив корму под небольшим углом к течению или сильно зацепиться, но высокие косые валы будут мешать резкому манёвру.
р. Ка-Хем п.«Байбальский»VПорог довольно длинный, в широком русле очень большое количество локальных бочек, уход от которых, в-принципе, не сложен, особенно на двухместном катамаране. Валы не жёсткие, до 3-3,5м. Шли под левым берегом с дальнейшим уходом мимо бочек на центр и далее вправо от скалы, торчащей в центре русла. Потом траверс через всю реку на левый берег и чалка (подбор вещей после обноса). Далее «по месту», вариантов масса. Общий перепад высот в пороге 6м на 1000м его длины (от старта до места нашей чалки). Выходная шивера очень длинная и не очень сложная.
р. Ка-Хем каскад порогов от «Ульхемского» до «Эржея»IVОчень красивый и динамичный участок с обилием мощных шивер (валы до 4м), с прижимами и сильными бочками. По нашему мнению одно из интереснейших мест на маршруте с точки зрения спортивного сплава. Всё идётся с ходу по основной струе. Этот отрезок пролетается за 25-30 минут.

1.6. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя группы

Голубев Андрей Алексеевич, Россия, г. Калининград.

1.7. Адрес хранения отчета

Отчет в печатном виде хранится у руководителя группы, а в электронном виде выложен в интернет по адресу www.skitalets.ru. Фото-видео материалы и смонтированный фильм присутствуют у всех участников похода. Почта для контакта:ntikom@westrussia.ru.

1.8. Поход рассмотрен

Туристско-спортвный Союз России, шифр 100-00-666666653.

1.9. Состав группы

(фото 7)

Фамилия Имя ОтчествоГ.р.ОпытОбязанности в группе
1Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Голубев Андрей Алексеевич
1957р. Китой-р. Онот, V-Р, 2007 р. Снежная, IV-Р, 2008Катамаран №1, капитан, руководитель
2Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Кропачев Андрей Аркадьевич
1966р. Снежная, IV-У, 2008, р. Урик, IV-У, 2009Катамаран №1, матрос, ремонтник
3Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Лапян Борис Болеславович
1963р. Снежная, IV-У, 2008, р. Полисарка-р. Пана-р. Варзуга-р. Колвица, III-Р, 2009Катамаран №2, капитан, рыбак, оператор
4Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Буланенков Сергей Сергеевич
1967р. Умба-р. Колвица, III-У, 2007, р. Полисарка-р. Пана-р. Варзуга-р. Колвица, III-У, 2009Катамаран №2, матрос, ремонтник, оператор
5Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Лебедев Роман Валерьевич
1975р. Снежная, IV-У, 2008, р. Полисарка-р. Пана-р. Варзуга-р. Колвица, III-У, 2009.Катамаран №3, капитан, завхоз, оператор
6Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)
Паякина Марина Борисовна
1966р. Умба, II-У, 2008, р. Урик, IV-У, 2009Катамаран №3, матрос, медик, оператор

2. Цели и задачи похода, выбор основного и запасных вариантов

Этот район (а именно, р. Бий-Хем) прорабатывался уже два года как место для проведения похода пятой категории сложности. Была подобрана команда из восьми человек, закуплено всё необходимое снаряжение, включая новые катамараны, защитные костюмы и т. п. Подвела случайность: Роман подскользнулся в бане (и смех и грех) и сломал ребро за 3,5 месяца до похода и о "сложной пятёрке" можно было забыть. До последнего было не ясно состоится ли поход вообще, но билеты всё равно взяли. За месяц до поезда, неоднократно собираясь и перезваниваясь, было решено, учитывая стабильное состояние здоровья "неосторожного", внести окончательные изменение в наш план - идём на Билин. По этому маршруту ходили трое из нашей команды (ровно 20 лет назад) и в течении времени, оставшегося до поезда, произвели полную подготовку по утверждённому плану. Данный район расценивается как более более доступный, более простой и немного знакомый. К сожалению из-за проблем на месте работы распался экипаж четвёртого катамарана и мы остались вшестером. Это увеличило наши затраты на заброску-выброску, но как говорится "ну ни-че-го!". Забегая вперёд, маршрут "стоит" потраченных средств и сил. Этот поход назвали "тренировочный", как подготовка перед более сложной пятёркой, прорабатываемой уже 2 года. Отправляясь по этому маршруту, трудно выбрать какую-нибудь запасной вариант, в уме, конечно, держали варианты, связанные с р. Ока-Саянская, если-бы случились какие-нибудь катаклизмы природы, но надеялись, что нас сверху не зальёт и мы доберёмся благополучно хотя бы до начала пешки. А там только вперёд, точнее сначала вверх, а потом только вниз и никаких вариантов.

3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезды

Заброска на маршрут состоит из 3-х этапов:

1. Микроавтобус от ст. Слюдянка до пос.Орлик. Дорога вполне сносная, во всяком случае до пос.Монды. Далее по "свежей" грунтовке, относительно недавно "пробитой" до Орлика через 2000!!! метровый перевал. По дороге часто встречаются святые бурятские датсаны. В 22 км от поворота на Орлик после пос.Монды есть закусочная, стоящая на краю обрыва с видом на р. Иркут, где можно недорого и вкусно пообедать. Время в пути около 9 часов.

2. От пос.Орлик на "Урале" до оз.Шутхулай. Суперэксремальная часть заброски, описана ниже в п. 8.3. (1-й день). Время заброски сильно зависит от погоды и от того не сломается ли "Урал".

3. Заброска на лошадях от оз.Шутхулай до начала сплава. Расценки примерно такие: 1000р лошадь в сутки и 500р каюр. Наш тяжёлый груз везли 4 коня, ребята-каюры (двое) ехали на своих и Большое им Спасибо, они помогали нам как могли, даже к себе брали наши рюкзаки, когда мы потихоньку "умирали" в болотной чаче и на крутых подъёмах. Если брать такое количество коней, чтобы идти без вещей, то можно дойти за 3 дня. Мы справились (с большим трудом) за 4 плюс 1 день стояли из-за дождя перед р. Шутхулай (брод не могли преодолеть даже кони).

Всю заброску нам помог организовать Анатолий Урбаев, (на фотке самый правый) с которым мы связались заранее из Калининграда. 1-й этап нам обошёлся в 10000р, 2-й - 14000р, 3-й - 18000р.

Координаты: urbaev@rambler.ru, д.т.8-30150-51593 (пос.Орлик), м.т.8-924-655-4799, м.т.8-924-655-4768.

На учёт в МЧС можно встать или в Слюдянке или в пос.Кырен по пути заброски. Мы отмечались в Кырене, а снимались по телефону, номер который нам дали в Кыренском МЧС.

Отъезды

Первое место, от куда можно выброситься, это пос.Ужеп на р. Ка-Хем, но там очень плохая дорога и лучше дойти до пос.Эржей, захватив интереснейшие пороги Ка-Хема, и разобраться, просушиться и упаковаться в этом посёлке. На берегу вас однозначно встретят и предложат свои услуги (место в огороде для последней стоянки, баньку и машину куда угодно за разумные деньги). От этого места до посёлка Сырыг-Сеп ещё 50 км спокойного сплава без порогов. Если есть пару лишних дней, то можно сплавиться вниз и сэкономить 4500р (1000 за постой и 3500 выброска до Сырыг-Сепа), как не сделали мы, опаздывая на эти 50км. И скажу правду, мы остались очень довольны нашим антистапелем (подробности в п. 8.3 - 21и 22-й день). Выброска на УАЗ-ке вдоль Малого Енисея занимает 3 часа по, местами, не-очень хорошей дороге.

На всякий случай вот координаты староверов, которые нам помогли в Эржее: хозяин двора - Вена, водитель - Феодорий (т.м. 8-923-384-0199).

В пос.Сырыг-Сеп много желающих куда-угодно вас отвезти, стоит только причалить к берегу, но нас ждал ещё один Анатолий (м.т.8-909-528-6687), с которым тоже заранее было всё договорено. В новой "Газеле" выброска до г. Ачинск к фирменному поезду "Енисей" (но можно и до г. Абакан), занимает около 14 часов. Нам обошлось это в 20000р.

Итог: 65500р на 6-х (почти 11000р на одного) - заброска-выброска без учёта билетов на поезда и такси между вокзалами. Не дёшево, но денег не жалко за полученные впечатления на всю жизнь.

4. Аварийные выходы с маршрута

В случае непредвиденной ситуации на пешей части самый лучший вариант вернуться назад вместе с каюрами до последних стойбищ бурят на р. Тисса и дождаться "такси", "Уралы" там единственный грузовой способ передвижения, кроме коней. Выброска вертолётом возможна только в случае несчастного случая и только если будет с собой спутниковый телефон, чтобы сообщить в об этом МЧС (не дай бог такого случиться). Вдоль реки почти везде есть тропы, правда передвигаться по ним иногда почти не возможно, но самый лучший способ эвакуации на воде - только сплав вниз. На р. Билин после "Тишей" начинают часто встречаться большие 10-ти метровые самодельные моторные лодки (для хождения по мощным порогам). С этого участка и ниже возможна эвакуация на них. В нескольких километрах от устья реки Шишигт-Гол находится санаторий Уш-Бельдир, в котором постоянно находятся люди (медперсонал и посетители). Рядом с ним есть аэродром. Санаторий связан с г. Кызыл авиасообщением (вертолёт и самолёт), но они летают не по расписанию, а по надобности. Тропа к санаторию ведёт от хорошей стоянки на ЛБ около высокой скалы на правом повороте реки, не доходя примерно 5км до стрелки Билина и Шишигт-Гола. На р. Ка-Хем довольно часто встречаются турбазы, поселения староверов и в случае каких-либо проблем можно попросить помощи у них. До Ка-Хема никаких следов цивилизации, за исключение заброшенных и не-очень избушек, нет.

5. Изменения маршрута и их причины

Заброска прошла с запасом в сутки (на озере оказались ночью того же дня, когда слезли с поезда), не смотря на поломку и починку "Урала", что нас порадовало. После первого дня пешки нас залило дождём и пришлось сутки ждать спада воды (пригодился сэкономленный день). Уже после первого дня на воде начали отставать от нашего графика, виной тому рыболовный азарт и хорошая погода. Также нас тормознули два серьёзных порога на Билине. Санаторий Уш-Бельдир "съел" ещё один день. В итоге отставание в 50 км, поэтому выброска произошла не по-плану. Но мы об этом не сожалеем, а наоборот, рекомендуем заканчивать сплав именно в пос.Эржеей, как сделали мы. В остальном всё прошло согласно нашим задумкам и без происшествий.

6. Организация похода, обеспечение безопасности

Подготовка к походу велась на протяжении всего года, а основные мероприятия были осуществлены за 3 недели до поезда. Билеты покупались туда и обратно сразу за 45 суток. Было закуплено новое снаряжение (новые катамараны, защитные костюмы "Тритон", новые вёсла, спасконцы, котлы, лёгкие 4-х местные палатки, новый тент и т. д.). Мы очень тщательно подошли к выбору этого снаряжения и к формированию продуктовой раскладки, так как этот поход был тренировочным плацдармом перед следующей более сложной пятёркой и нам было необходимо было узнать как поведут себя новые катамараны и снаряжение, достаточно ли вкусна и не тяжела пища, взятая с собой. Снаряжение и основной набор продуктов были равномерно распределены по участникам. Все продукты были закуплены в Калининграде и почти ничего по-пути не докупалось.

В интернете были найдены подробные топографические карты района проведения похода, а также очень хорошие карты для навигаторов GARMIN, на которых довольно точно были указаны положение ручьёв и речушек, впадающих в реки маршрута. Используя старые кроки участков рек, отчёты и карты, в приборе были примерно проставлены самые опасные пороги на маршруте (навигаторов с собой было два, второй запасной). Информация о точности местоположения в пространстве очень сильно помогала в планировании своих действий на протяжении всего похода. В навигатор были "забиты" все точки запланированных стоянок, что позволило очень точно отслеживать план продвижения. Также навигатор очень помог в будущем составить реальную подробную нитку маршрута.

В качестве средств сплава использовались три 2-х местных катамарана (два "Белрафт 2Т" и один "Кулик-Мажой"). Технические характеристики приведены в таблице ниже.

Катамаран "Белрафт 2Т"

• Число штатных членов экипажа - 2
  • Тип обводов баллонов катамарана - Веретенообразная форма, тип - "верблюд"
  • Габаритная длина баллона, м - 3,9
  • Наибольший диаметр баллона, м - 0,56
  • Материал внутренних баллонов - прорезиненная ткань
  • Материал внешних баллонов - ПВХ
  • Полное водоизмещение одного баллона, л - 575
  • Тип рамы, соединения элементов рамы - плоская (деревянные прямые стержни), на закрутках (алюминиевые трубки) с фиксаторами-манжетами
  • Длина, ширина рамы, м - 1,5x1,9 (3 поперечины без диагонали)
  • Тип посадки гребцов - Коленная в специально оборудованных местах
  • Расположение багажа на судне - Рюкзаки сзади за гребцами на гондолах, привязанные за штатные петли. Дополнительный груз в герметиках спереди гребцов на раме
  • Вес баллонов и всех веревок для сборки, кг - 26
  • Вес переносимых деталей для одного весла, кг - 1 (неразборчивое весло типа "Тритон")

Катамаран "Мажой"

• Число штатных членов экипажа - 2
  • Тип обводов баллонов катамарана - Веретенообразная форма, тип - "верблюд"
  • Габаритная длина баллона, м - 4,05
  • Наибольший диаметр баллона, м - 0,64
  • Материал внутренних баллонов - Полиэфирная ткань с двухсторонним ПВХ покрытием
  • Материал внешних баллонов - ПВХ
  • Полное водоизмещение одного баллона, л - 600
  • Тип рамы, соединения элементов рамы - штатные разборные алюминиевые продолины, остальное "дерево". Крепёж при помощи закруток (алюминиевые трубки) с фиксаторами-манжетами.
  • Длина, ширина рамы, м - 2,5x1,9 (3 поперечины без диагонали + 2 выжимные палубные продолины)
  • Тип посадки гребцов - Коленная в специально оборудованных местах
  • Расположение багажа на судне - Посередине рамы в рюкзаках и в носовых "багажниках"
  • Вес баллонов и всех веревок для сборки, кг - 28
  • Вес переносимых деталей для одного весла, кг - 1 (не разборное весло типа "Тритон")

Все катамараны были оснащены спасконцами и по одному запасному веслу. На маршруте друг от друга находились почти всегда в прямой видимости. Аптечка была скомплектована при консультации профессионального врача и имела почти все медикаменты, материалы и инструменты, которые могут пригодиться в пути. У каждого в гермомешке был комплект из нескольких зажигалок или коробков спичек и кусочков оргстекла для розжига костра при неблагоприятных погодных условиях. Снаряжение и продукты в суточных мешках (завтрак, обед, ужин) были распределены равномерно по всем участникам. Все были снабжены спасжилетами, защитными костюмами и касками. На маршруте часто пользовались рациями (по одной на экипаж) дальней связи (5вт), в основном для коррекции прохождения порогов. Флагманский опытнейший экипаж шёл почти всё время в режиме перво прохождения без разведки и в наиболее сложных местах всегда стоял на страховке с воды. Организовывать страховку с берега почти на всём протяжении маршрута было неэффективно в связи со специфическими условиями (довольно широкая река и скалистые берега).

7. Графики движения

7.1. Запланированный график движения

ДатаУчасток путиКмСпособ передвиженияОпределяющие препятствия
17-18 июляг.Калининград - г. Санкт-Петербург-поезд-
18-22 июляг.Санкт-Петербург - ст. Слюдянка-поезд-
22 июляст.Слюдянка — пос.Орлик400машина-
22 июляп.Орлик — р. Шутхулай (лев.пр. р. Тисса)70машина-
23 июляр.Шутхулай (лев.пр. р. Тисса) — последнее озеро на р. Тисса9пешком-
24 июляпоследнее озеро на р. Тисса — устье р. Сарикта (прав.пр. р. Тисса)10пешком-
25 июляустье р. Сарикта (прав.пр. р. Тисса) — под перевал Билин-Хутел6пешком-
26 июляПеревал Билин-Хутел — первый прав.пр. р. Билин-Бажен10пешком-
27 июляДнёвка-Стапель-
28 июляпервый прав.пр. р. Билин-Бажен — за пор. «Морёный» (р.Билин-Бажен)11средства сплаваПрижимы, завалы, Обнос порога «Морёный»
29 июляпор. «Морёный» (р.Билин-Бажен) — 3-й крупный прав.пр. после стрелки с р. Билин9средства сплаваПорог «Омега», обнос вещей, прохождение.
30 июля3-й крупный прав.пр. после стрелки с р. Билин — р. Тонмас (прав.пр. р. Билин)25средства сплаваПроводка и обнос завалов
31 июляр.Тонмас (прав.пр. р. Билин) — оз.Билин-нур14средства сплаваНесложные пороги и шиверы,
1 августаДнёвка--
2 августаоз.Билин-нур — р. Кыштаг (прав.пр. р. Билин)23средства сплава«Бельдыкский» провыв
3 августар.Кыштаг (прав.пр. р. Билин) — пор. «Змейка» (р.Билин)26средства сплаваПорог «Кривун»
4 августапор. «Змейка» (р.Билин) — р. Кадыр-ос (прав.пр. р. Кызыл-Хем)22средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
5 августар.Кадыр-ос (прав.пр. р. Кызыл-Хем) — р. Ниж.Терегтиг (прав.пр. р. Кызыл-Хем)28средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
6 августар.Ниж.Терегтиг (прав.пр. р. Кызыл-Хем) — р. Тужема (прав.пр. р. Кызыл-Хем)24средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
7 августар.Тужема (прав.пр. р. Кызыл-Хем) — р. Хургат (прав.пр. р. Ка-Хем)38средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
8 августар.Хургат (прав.пр. р. Ка-Хем) — р. Мос (лев.пр. р. Ка-Хем)38средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
9 августаДнёвка--
10 августар.Мос (лев.пр. р. Ка-Хем) — р. Астафьев (лев.пр. р. Ка-Хем)36средства сплавапороги и шиверы до 5к.с.
11 августар.Астафьев (лев.пр. р. Ка-Хем) — пос.Сырыг-Сеп56средства сплавапороги и шиверы до 4к.с.
12 августаДнёвка - антистапель--
13 августапос.Сарыг-Сеп — г. Кызыл130машина
14 августаг.Кызыл — г. Ачинск780машина
14-17 августаг.Ачинск — г. Москва-поезд
17-18 августаг.Москва — г. Калининград-поезд

7.2. Фактический график движения, координаты характерных точек

ДатаУчасток путиКмСпособ передвиженияПогодные условияКраткое описание дня. Препятствия, прохождение.
17-18 июляг.Калининград — г. Москва-поезд--
18-22 июляг.Москва - ст. Слюдянка-поезд--
22 июляст.Слюдянка — пос.Орлик400машина--
22 июляп.Орлик — Стоянка №0170машина--
23 июляСтоянка №01 (Стапель) — Стоянка №0210,5пешкомУтром прохладно. Днём солнечно и очень жарко. К вечеру пошёл дождь и жара спала.Сначала очень крутой взлёт (+300м), тропа сухая, мало ручьёв, пересекающих тропу, сильно мучила жажда. После перевала (1830м) крутой спуск почти на уровень реки (-300м). Тропа неплохая, под мелким дождиком идти легко.
24 июляДнёвка--Ночью был ливень. С утра распогодилось. Днём было тепло, без осадков.Сильно поднялся уровень воды в р. Тисса и ее притоке р. Шутхулай, брод стал опасен из-за глухого завала ниже по течению от него (в случае самосплава при неудачной попытке перейти).
25 июляСтоянка №02 - Стоянка №0315,5пешкомПогода хорошая, опять стало жарко.Вода спала. Переправа через р. Шутхулай (сначала по дереву, потом вброд). Многочисленные несложные броды, тропа довольно приличная, местами заболочена.
26 июляСтоянка №03 - Стоянка №048,5пешкомДо обеда солнечно, после обеда пошёл несильный дождь, но было всё равно тепло.Брод через р. Хэлгин (на конях) и многочисленные простые и сложные броды через Тиссу и ее притоки. Тропа очень заболочена, сильно разбита конями и часто теряется. После устья р. Сарикта и трудного брода через Тиссу резкий взлёт по сухой тропе к источнику «Сарикта» (+120м).
27 июляСтоянка №04 - Стоянка №0515пешкомПогода хорошая, мало облачно, без осадков. Тепло.Снова и снова ЧАВ-ЧАВ. Сухие участи тропы очень редки. Сплошная чача. Кончается лес, тропа плавно набирает высоту вдоль р. Сарикта и, не доходя брода, разветвляется на юг к перевалу Билин-Хутел (1960м) и на запад к перевалу Тувин-Дабан. В верховьях р. Билин-Бажен встречаются очень топкие места, где лошади иногда проваливаются по брюхо. С зоны леса тропа становится очень хорошей и сухой до самого конца.
28 июляДнёвка - стапель--Утром было холодно, Не периодически шёл мелкий дождь. Днем потеплело. К вечеру был сильный ливень с ветром и крупным градом.Строились целый день, долго искали лиственницу на другой стороне реки на склонах далеко от лагеря. Хорошо клевал хариус на муху, но на блесну отказывался брать. Ягод не было вообще. Грибы встречались редко.
29 июляСтоянка №05 - Стоянка №0614средства сплаваУтром прохладно. Днём тепло и без осадков.Много завалов на реке. Первый сложный порог «Морёный» 6к.с. с негабаритным заходом. Трудный обнос вещей за порог на хорошую стоянку. Каты оставили в начале порога.
30 июляДнёвка--Ночью был заморозок, с утра всё было в инее. Вода в котлах замёрзла. В палатке было +1. Встало солнце и стало очень тепло.Обнос катамаранов за основную часть порога, перегон судов к стоянке по реке. Отличная рыбалка на муху в конце порога. Не смогли уйти от такого клёва.
31 июляСтоянка №06 - Стоянка №079+5средства сплава + пешкомС утра чуть теплее, без заморозка. Днем жарко и без осадков.Порог «Омега». Осмотр, выматывающий обнос вещей, прохождение с фото-видео съёмкой. К вечеру встали на многолетнем завале на Билине.
1 августаСтоянка №07 - Стоянка №0831,5средства сплаваПогода хорошая, без осадковОбнос многочисленных завалов, прохождение «Карельских» порогов, монотонный сплав в «Тишах», где сильно доставали комары. Из под берегов ловится приличный хариус. В реке есть крупный таймень (видели), но на его лов нужно отводить специально время, которого у нас не было. Остановились на ночлег на большом острове после устья р. Тонмас.
2 августаСтоянка №08 - Стоянка №0927,5средства сплаваНебо хмурое, время от времени шёл дождь, местами проливной. Дул сильный встречный ветер.Скорость течения усилилась, хариус стал клевать ещё жаднее, иногда попадается ленок, до 2,5кг. После впадения крупных притоков начинают встречаться простенькие шиверы, встали на стоянку до «Бельдыкского» каскада.
3 августаДнёвка--Весь день изумительная погода, очень тепло. К вечеру резко похолодало. Ночью было всего несколько градусов выше нуля.Весь день занимались баней (строительством и растопкой). Сделали много блюд из рыбы, выловленной вчера - котлеты, чебуреки, пельмени (рубленый ленок+сало+дикий лук). Много рыбы поджарили. Делали салат-закуску из рыжиков.
4 августаСтоянка №09 - Стоянка №1024,5средства сплаваПогода хорошая, без дождя, довольно теплоОчень динамичный и интересный сплава по Билину. Пороги идут один за одним разной сложности. Всё шли без разведки. Валы в шиверах до 2,5м, частые прижимы и навалы на скалы. Остановились на отличной стоянке сразу за «Кривуном».
5 августаСтоянка №10 - Стоянка №1123средства сплаваВесь день тепло и без осадков. Вечером был ливень с сильными порывами ветра.Сложные пороги на Билине почти закончились. Рыбалка стала заметно хуже. Остановились на ЛБ около высокой скалы. От стоянки уходит тропа к санаторию Уш-Бельдыр.
6 августаДнёвка12пешкомПасмурно, но без осадков.Бегали на источники и в местную лавку за продуктами, сигаретами и принять лечебные процедуры. Вечером обожрались картошки с грибами и майонезом.
7 августаСтоянка №11 - Стоянка №1251средства сплаваТепло и солнечно.Очень динамичный и напряжённый сплава по сильным порогам Кызыл-Хема, изобилующим мощными бочками, крутыми валами и неприятными прижимами. Все шли без разведки, почти копируя линию прохождения головного экипажа.
8 августаДнёвка--Очень тепло и почти безоблачноСтроительство бани на песчаной поляне около скалы. Вокруг безумное количество грибов.
9 августаСтоянка №12 - Стоянка №1334+2средства сплава + пешкомОтличная погода весь деньИнтересный, но не сложный сплав, похожий на предыдущий день. Радиальный выход к Хадынским водопадам, подъем по куруму на обзорную полку. На реке снова к вечеру сильно слепило солнце.
10 августаСтоянка №13 - Стоянка №1442,5средства сплаваК погоде претензий нет, тепло и солнечно.Не напряжный сплав до устья Кызыл-Хема. Экскурсия к музею на стрелке с Балыктыг-Хемом. Расслабуха и загорание на катах между простыми шиверами.
11 августаСтоянка №14 - Стоянка №1536средства сплаваС утра тепло, после обеда пошёл дождь и не переставал до вечера. Сильно похолодало.Спокойный сплав между несложными порогами. Прохождение и съёемка на «Васильевском». Стоянка перед «Байбальским».
12 августаСтоянка №15 - Стоянка№16 (Антистапель)24средства сплаваС утра хмуро, но не холодно. После обеда потеплело.Обнос вещей за порог «Байбальский», прохождение со съемкой. Очень интересные покатушки от п. Ульхемский» до пос.Эржей. Разбор судов.
13 августаПос.Эржей — пос.Сырыг-Сеп50машина--
14 августаПос.Сырыг-Сеп — г. Ачинск850машина--
14-17 августаг.Ачинск — г. Москва-поезд--
17-18 августаг.Москва — г. Калининград-поезд--

Подробное описание мест реальных стоянок и интересных точек описано в таблице координат по GPS ниже

Название точки и её имя в GPS-трекекраткое описаниекоординаты по GPS
Urbaevпос.Орлик. Начало заброски на «Урале», дом Анатолия УрбаеваN52 30 48.7 E99 49 42.5
KaurКрайнее стойбище в верховьях р. ТиссаN52 19 06.1 E99 15 43.2
ShuthulajКонец автозаброски, летник около о.Шутхулай.N52 19 16.3 E99 12 32.8
S2Очень хорошая стоянка на берегу р. Тисса недалеко от устья р. Шутхулай. Есть столик, много мест под палатки. Немного ловится рыба (ленок, хариус).N52 19 54.1 E99 04 47.0
S3Просторная поляна около стрелки р. Хэлгин с р. Тисса. Близко дров нет, нужно бегать далеко в лес. Очень хорошо ловится хариус. На стоянке много муравьёв.N52 20 26.4 E98 54 03.6
S4_SariktaОчень посещаемая стоянка, куда приходят отдыхать туристы. Рядом минеральный источник «Сарикта». Поляна большая и просторная, есть несколько столиков со скамейками. В лесу полно дров, недалеко течёт р. Сарикта.N52 19 30.5 E98 47 56.8
p.Bilin-HutelПеревал Билин-Хутел.N52 17 27.2 E98 43 07.7
S5_StapelСтоянка в конце конной тропы. Дальше дороги нет. Поляна на 2-3 палатки + тент. Удобный подход к воде. Большой галечный пляж, где удобно строиться. Отличная рыбалка, но только на «муху».N52 14 03.9 E98 41 53.4
por.MorenyjНачало порога «Морёный» на р. Билин-Бажен. Трудный обнос.N52 08 29.8 E98 40 57.4
ST6Отличная стоянка на ЛБ с безумной рыбалкой за порогом «Морёный».N52 08 12.9 E98 41 02.2
p.OmegaНачало порога «Омега» на р. Билин-Бажен. Утомительный обнос.N52 07 15.6 E98 41 57.8
S7Многолетний глухой завал на р. Билин, очень красивое место с хорошей рыбалкой. Лагерем стать мест полно. Вокруг гуляют медведи. Обнос завала около 350-400м.N52 05 12.7 E98 38 43.0
p.KarelskijНачало «Карельских» порогов.N52 02 44.2 E98 36 05.3
S8Остров после стрелки устья р. Тонмас. Дров полно, места под палатки найти можно. Стоянка с кострищем в глубине острова (около 70м от его начала).N51 57 14.6 E98 27 22.5
ST_OzХорошая высокая стоянка в устье протоки, соединяющей озеро Билин-Нур и р. Билин.N51 55 00.4 E98 20 36.2
S9Отличная стоянка на ПБ за 200м до порога «Бельдыкский». На левом повороте видна крупная серая базальтовая осыпь. На поляне много мест под палатки. В глубине берега красивый цирк с клюквенным болотом. Неплохо ловится рыба. На берегу построена (нами) большая каменка.N51 51 44.6 E98 12 33.1
p.BeldykskljНачало «Бельдыкского» каскадаN51 51 15.1 E98 12 34.3
p.KrivunНачало порога «Кривун»N51 40 48.3 E98 09 51.7
S10Удобная стоянка на ЛБ сразу за выходной шиверой порога «Кривун». Есть столик, очень много дров, чуть выше по течению построена кем-то очень давно неплохая каменка.N51 40 26.7 E98 10 17.6
p.ZmejkaНачало порога «Змейка»N51 36 12.0 E98 07 56.5
S11Поляна на ЛБ перед протокой, уходящей в лес, и высокой серой скалой. От стоянки уходят много троп в сторону санатория Уш-Бельдыр. Вокруг много дров, в омуте перед стоянкой очень хорошо ловится мелкий хариус (до 200г) на муху. Есть шанс зацепить из ямы что-нибудь посерьёзней, но вокруг стоят рыбацкие сети.N51 30 47.9 E98 03 58.9
Ush-BeldyrСанаторий Уш-БельдырN51 28 15.5 E98 03 10.4
S12Очень классная поляна в конце порога «Жёлоб» на р. Кызыл-Хем на ПБ пред скалой, гладкими «языками» выступающей в реку. Вокруг несметное количество грибов. Трудная чалка к берегу, по-этому, наверное, не посещаемое место. На верху на песочке построили большую каменку. На берегу в галечнике много гладкого чёрного камня шунгит.N51 24 03.0 E97 32 37.7
S13Стоянка на галечно-песчаном берегу после устья р. Агой. За скалой на берегу удобная бухточка для чалки.N51 20 37.4 E97 08 08.8
MuzejНачало тропы к музею на стрелке Кызыл-Хема и Балыктыг-Хема.N51 19 24.2 E96 58 33.2
S14Относительно неплохое место для ночлега на ПБ на полке, поросшей высокой травой и кустарником. Мест под палатки очень мало и они не очень удобные. Дров вокруг очень много.N51 20 52.0 E96 36 20.3
p.VasiljevskijНачало порога «Васильевский» (р.Ка-Хем)N51 20 42.3 E96 28 43.7
JajcaДеревня Чодураалыг. В последних домах за очень недорого можно купить хлеб, яйца, огурцы и молоко.N67 04.859 E33 10.779
S15Стоянка на ЛБ перед порогом «Байбальский». Поляна ровная и довольно большая. Вокруг мало дров. В реке огромное количество мелкого хариуса.N51 22 28.0 E96 11 45.3
p.BajbalskijНачало порога «Байбальский»N51 22 33.5 E96 11 48.9
p.ShujskijНачало порога «Шуйский», за которым поймали тайменя на 9,5кг.N51 22 42.2 E96 04 14.7
p.UlhemskijНачало очень интересного каскада порогов-шивер от п. «Ульхемский» до п. «Эржей»N51 20 07.3 E96 01 22.6
AntistapelКонец водной части маршрута, пос.Эржей. Антистапель.N51 20 03.8 E95 56 02.2

Полный трек маршрута для навигатора Garmin можно взять здесь.

8. Техническое описание

8.1. Характеристика использованных источников информации

В интернете имеется достаточное количество подробных отчётов, касающихся данного маршрута. Он довольно известен и как несложная пятёрка подойдёт практически любой группе, желающей повысить свой опыт по прохождению порогов высокой категории сложности, и для проверки снаряжения. При подготовке также использовали старый отчёт и воспоминания руководителя нашей группы, который был в тех местах 20 лет назад. Свежие отчёты и фотографии, новые топографические карты в совокупности с картами для GPS, позволили чётко представить себе всю виртуальную нитку маршрута и занести её в навигатор, который в походе, особенно имея на руках обратные билеты, просто незаменим.

8.2. Краткая характеристика района путешествия

Р. Тисса

Долина реки очень живописна. Река сильно подвержена влиянию дождей и быстро подымается в своих берегах, как, впрочем, и быстро отдаёт всё лишнюю воду. Вдоль всего берега постоянно встречаются бурятские стойбища, которые почти все электрифицированы. Дорога, по которой могут проехать только трёхосные машины типа "Урал", идёт вдоль Тисы до оз.Шутхулай мимо всех стойбищ, часто пересекая реку или идя прямо по руслу. Связи между ними нет и "Урал" являются местным такси и почтово-связной машиной. Геологи также используют именно их. Вдоль Тисы и всех крупных притоков есть конные тропы. Чем выше к истоку, тем более заболоченной становится пойма. В реке и притоках очень много хариуса и ленка. По берегам встречаются грибы и ягоды, но немного. В лесах водится медведь, волк, лось, олень, кабан и другие животные. Над реками летает много уток. В лесу довольно мало комаров. В верховьях есть красивый мощный водопад, но его легко пропустить, так-как его с тропы не слышно и не видно, но ответвление тропы к нему влево есть. Водопад находится недалеко от широкого конного брода через Тиссу (ниже брода), где река течёт очень медленно именно из-за подпора под водопад. Можно быстро сбегать к нему в случае промаха мимо развилки троп.

Р. Сарикта

Приток р. Тисса, очень порожистый, но узкий. В 1,5 км от устья расположен "Сариктанский" аршан, очень часто посещаемый туристами. Верховья Сарикты сильно заболочены, но виды на зелёные сопки Саян, покрытые снежниками, просто поразительны.

Р. Билин-Бажен

Речка короткая, очень порожистая и интересная. Изобилует мощными порогами, сильными шиверами, неприятными прижимами и завалами, часто сплошными. Каждый год в весенний паводок конфигурация завалов меняется, что требует внимательности при сплаве, чтоб не угодить под скопления деревьев. Но всё читается с воды и всегда есть место для манёвра. Стоянок очень мало. Лес смешанный, по берегам много смородины. Очень сильные перепады температур между ночью и днём, до 25 градусов, часты заморозки.

Р. Билин

В начале река течёт спокойно, встречаются много завалов, сложных препятствий нет. После "Карельских" порогов на всём протяжении до устья р. Тонмас почти не течёт и очень сильно петляет среди болот (Билинские Тиши). Горы далеко отстают от русла реки, оборудованных стоянок крайне мало, огромное количество комаров и мошки. Очень хорошая рыбалка, хариус клюёт на всё и очень крупный, есть вероятность зацепить тайменя или ленка. После Тонмаса Билин ускоряется, горы всё ближе и ближе подступают, начинаются пороги и шиверы. Стоянки есть почти на каждом крупном притоке, причём весьма неплохие. Очень стоит внимания санаторий Уш-Бельдыр и его горячие источники, находящийся в 5км от крайней большой стоянки на Билине. Ночи довольно тёплые, в воде даже можно купаться. В лесу водятся медведи, часто встречаются их следы на берегу.

Р. Кызыл-Хем

Течение реки мощное, завалы отсутствуют, от устья Билина первые 10км препятствий нет, затем русло сильно сдвигают горы и довольно часто начинают встречаться пороги разной сложности, до пятой категории включительно. Достаточное количество довольно сильных прижимов к скалам на крутых поворотах. По берегам, где можно выбраться на берег (довольно часто и продолжительно река втекает в каньоны) очень много грибов и ягод (красная и чёрная смородина, брусника). Рыба пока ещё ловится, но уже не очень. Мест для организации лагеря много, как стационарных, так и стихийных. По берегам много плавника, поэтому проблемы дров не существует. Заканчивать ходовой день желательно не позднее 18 часов, иначе при сплаве будет сильно слепить солнце, которое в это время как раз светит в лицо и вода сильно бликует, затрудняя прохождение.

Р. Ка-Хем

Очень мощная река с невысокими гладкими берегами. На всем протяжении реки по обеим берегам много туристических баз и поселений Староверов. Постоянно курсируют туда-сюда большие моторные лодки и аэрокатера. На локальных сужениях Ка-Хем показывает всю свою силу и требует внимательности и собранности при прохождении. Осмотр желателен, но не всегда возможен, как и на Кызыл-Хеме. В летний сезон часто бывают дожди, но кардинально они не влияют на водную обстановку, но во время их резко падает температура воздуха и вместе с сильным ветром, который часто дует вдоль незащищённого с берегов русла, причём почему-то в лицо, сильно выстужает тело. Рыба почти не клюёт, но на удачу иногда зацепить что-нибудь можно, особенно после порогов. Препятствия заканчиваются в пос.Эржей, где следует заканчивать сплав. Дальше только 50км спокойного течения до Сырыг-Сепа.

8.3. Дневник похода

1-й день, 22 июля

Прямо у перрона нас уже ждал водитель и мы быстренько погрузились в автомобиль "Астана" и поехали в сторону Орлика. В наши планы входило купание в озере Байкал, пока наш руководитель ходил бы в Слюдянское МЧС, но им не суждено было сбыться. Нам сказали, что времени не много и на учёт сможем встать в пос.Кырен по пути. Жаль конечно, но пришлось ехать. В поселке Култук купили кое-какие "продукты" в дорогу. Качество дороги в начале вполне сносное, водитель ехал быстро. По пути часто останавливались около местных святых местах, датсанах (фото 1), будуханили, фотографировались (фото 2) и ехали дальше. В Кырене встали на учёт, были предупреждены о том, что там, куда мы едем, недавно в реке перевернулся "Урал" и погибли геологи. Конечно, настроение нам это не подняло. До посёлка Монды добрались хорошо, за ним нужная нам дорога уходит направо в сторону Орлика по относительно неплохого качества грунтовке (фото 3). Эта дорога пробита в скалах не так давно, ещё видны следы взрывных работ. Дорога набирает приличную высоту, до 2000 метров. По пути остановились в местной харчевне (фото 4) с видом на долину верховий р. Иркут (фото 5). Вкусно и недорого пообедали под "продукт", купленный в Култуке. В Орлик добрались часам к 3-м дня по местному времени. Подкупили пива и хлеба в дорожку, погрузились на "Урал" (фото 6), который нас уже ждал (кстати, как выяснилось, это была та же машина, на которой забрасывался наш руководитель в 2007 году на р. Китой) и, как говорится, отчалили. Уже с первых минут было ясно, что будет очень весело. На борт водитель с помощником взяли кое-какой груз и пассажиров. "Урал" в тех местах - это местное такси и другого транспорта, кроме коней там нет, потому что только на нём, как выяснилось там можно проехать. Через 10 минут этот "танк" подъехал к широченной и быстрой реке (Ока-Саянская) и, добавив оборотов, поехал на ту сторону (фото 7). Смотреть человеку не привыкшему было страшно, течением сносило машину, но она, цепляясь колёсами за дно, упрямо двигалась к концу этого брода, если, конечно его так можно назвать. Во время этого мероприятия колёс "Урала" видно не было, а водитель давил одной ногой на газ, а вторую поджимал под себя, чтоб лишний раз не мочить. Вода время от времени так и хотела захлестнуться нам в кузов, но всё прошло отлично, только местами страшновато. Но мы быстро освоились и начали получать удовольствие от таких моментов. По пути вдоль Тиссы, часто встречаются стойбища (фото 8). В Бурятии сильно развито животноводство, везде на всех лугах пасутся коровы, яки и кони (фото 9). Очень часто коровы встречаются и на всём протяжении от Слюдянки до Орлика. Электрические столбы идут вдоль Тиссы до самых ее верховий, до куда могут доехать эти чудо-машины производства Минобороны. Водитель по пути раздавал посылки и высаживал наших попутчиков. Долина Тиссы очень красива (фото 10), но очень заболочена, по-этому наш транспорт часто ехал просто по руслу реки против течения как большой катер, выбираюсь на берег, где проехать по реке было невозможно. Дорога по суше часто была похожа на танковый полигон после дождя и было совершенно непонятно, каким образом эта техника способна преодолевать такие спецучастки и иногда просто не хотелось на это смотреть, а сидеть внутри кузова и держаться за всё обеими руками. Боря постоянно кричал: "дайте водки, я не могу на это смотреть". Да, было действительно очень весело, всё шло слишком хорошо, пока в один прекрасный момент водитель сделал крутой правый манёвр, чтобы не завязнуть в очередном болоте, и сзади из-за чудовищных перегрузок выскочил блок рессор из своего места, где он крепится, точнее где он болтается туда-сюда, в П-образной нише центрального моста. Но в его глазах мы не увидели страшного расстройства. Через несколько минут, выяснив причину неясного поведения машины и обдумав план починки (похоже это уже было не впервой), из машины достали бензопилу, три домкрата, кувалду и лом. Рядом спилили небольшую листвягу, чтобы сделать большой рычаг (фото 11), и в течении 2-х часов при помощи какой-то матери и этих инструментов блок рессор поставили на место (фото 12). Далее, как ни в чём не бывало, с такой же уверенностью водитель "брал" броды, мегачачу и с точностью аптекаря протискивался по убитой колее между многолетними деревьями, на которых видны следы неудачных манёвров. Из-за времени, потраченного на ремонт "Урала", к озеру, точнее к избушке, стоящей в нескольких сот метрах от него, мы доехали в полной темноте. По пути около последнего стойбища мы встретились с ребятами, которые будут помогать конями нам на этапе "ПЕШКА". Договорились с ними о месте и времени. Под свет фонариков и фар машины мы разгрузились, развели костёр, вскипятили чай и сделали что-то типа быстрого ужина. У костра душевно посидели, попили чайку, перекусили, поговорили с водителем и его помощником на разные темы и уже после полуночи они поехали обратно. Спали в домике внутри. Там есть 4 широких лежака, где можно спокойно разместиться восьмерым. Вещи затащили внутрь. Спалось отлично, только доставали немного ночью своим писком мыши.

2-й день, 23 июля

После экстремальной заброски на "Урале" в летнике на топчанах (фото 13) спалось удивительно хорошо. С каюрами было договорено о том, что они приедут к нам в 10 часов. Встали в 7, по-быстрому приготовили завтрак (за водой ходили к ручью по тропе метров за 150), позавтракали и начали собираться. Мы не знали сколько и что способен взять конь "на борт" и фасовали вещи на своё усмотрение, как будет удобно нам (фото 14). Ребята подъехали к нам, немного опоздав, на шести конях к нашему удивлению, мы то заказывали три. Но сказать честно, забегая вперёд, это оказалось очень хорошо. Сразу выяснилось, что негабаритный груз придётся нести самим в связи с тем, что конь выбирает дорогу себе сам и часто протискивается мимо деревьев и торчащий груз будет сильно мешать, особенно вёсла. Также грузоподъёмность наших "помощников" оказалась меньше, чем мы планировали (60кг вместо 80кг) и пришлось все перепаковывать (фото 15). Удивило как ловко и знаючи вяжут груз каюры. Катамараны Белрафт в штатной упаковке оказались очень хорошо приспособлены для перевозки на лошадях (фото 16) , а "Мажой" пришлось перепаковывать на части из-за большой длины в сумке. Тяжёлые вещи и продукты разместили в крепких 70-ти литровых герметиках, а остальной груз в специальных вьючных сумках (фото 17). В итоге пришлось воспользоваться по полной четырьмя конями. На оставшихся ехали верхом ребята-буряты (фото 18), но в письме, когда заранее заказывали заброску, почему-то акцентировали внимание на то, что каюры идут рядом. Но эти кони в счёт наших затрат не шли и это только в помощь бурятам. В итоге получилось, что один рюкзак разместился на коне вместе с тяжёлыми вещами, а остальное (вёсла, спиннинги, всю лёгкую снарягу и продукты на пешку) пришлось взять на себя (фото 19)(фото 20). В-общем, получилось не много, вроде, не более 12-15 кг на брата, но это только казалось. В 11.45 каюры сказали идти готовым по тропе в сторону высокой горы, а они нас догонят. По-началу первые 15 минут шлось вроде ничего. По пути наполнили всю свободную тару чистой и холодной водой из ручья, который пересекает тропа, услышав от каюров, что воды в начале не будет. Вскоре нас нагнали кони и мы почти вместе начали штурм высоты. Нам ещё вчера водители сказали: "завтра вам взбираться вон на ту гору" (фото 21) и мы особо не придали этому значение. Сегодня уже с первых шагов было ясно, что прогулкой эта пешка не будет (фото 22), не смотря на небольшой вес наших рюкзаков. Известно, что организм к нагрузкам привыкает только на третий день, а у нас в планах всего три дня на эту часть похода. И тут все сразу почувствовали как выходят все шлаки, накопленные за год и в поезде. Было очень жарко, вода быстро заканчивалась, мучила жуткая жажда, ноги отказывались бодро идти в такую кручу и приходилось часто отдыхать. Видя наши мучения, ребята приняли к себе на борт пару наших рюкзаков, за что им отдельное Спасибо, что значительно увеличило нашу среднюю скорость передвижения. За два часа мы сделали невозможное, во всяком случае нам так показалось, мы взяли эту высоту, набрав при этом 300 метров. Сделали долгий отдых, дождавшись всех отстающих, и затем двинулись дальше. Довольно скоро тропа круто серпантином уходит вниз, и иногда хотелось бежать . Очень быстро и довольно легко скинули те же 300 метров и дальше тропа идёт вдоль красивого озера Шутхулай и далее вдоль долины реки Тисса по полочке (фото 23), ныряя в лес и выходя обратно "на свободу". Очень редко по пути встречаются ручьи и весь день хотелось пить, так как из-за жары вода кончалась очень быстро. На запах пота над головой собиралось огромное количество мух, которые надоедали местами даже сильнее комаров, которых было совсем мало. Сильно напрягала связка вёсел и спиннингов, которая хоть и была разделена по несунам, но идти с ними было не удобно. Ближе к вечеру начал накрапывать дождик и идти стало значительно легче. Тропа иногда идёт по болотистым участкам, а, не доходя около километра или чуть больше до р. Шутхулай, ныряет в густые заросли ерника. По пути, уже почти перед этими зарослями, встретили двоих рыбаков на конях и группу бурят, возвращавшихся с забраски группы туристов. Мелкий дождик перерос в просто дождик и, собирая воду по кустам, к концу первого дня одежда оказалась мокрой насквозь. Передовая группа во главе с нашими проводниками остановилась на первую нашу "боевую" стоянку на берегу Тиссы недалеко от устья р. Шутхулай, брод через который был намечен на следующий день. Через сорок минут подтянулись Алексеич и Роман и под усилившийся дождь быстро поставили лагерь. Каюры встали поодаль и сами что-то там себе кошеварили. Мы приготовили ужин, позвали на чай ребят (от чая буряты не отказываются никогда), потрапезничали и пошли отдыхать.

3-й день, 24 июля

Почти всю ночь нас поливал ливень. Новые палатки не прошли первое испытание и дали течь сверху, подмочив спальники. Решение проблемы нашли чуть позже, применив две запасные скатерти как дополнительную накидку сверху. Но это была не самая большая проблема. Мы с утра сходили к броду оценить обстановку, увидя на сколько поднялся уровень воды в Тиссе (чуть меньше метра) и он продолжал повышаться с каждым часом. Вернулись с плохими вестями, придётся ждать спада воды и сегодня никуда не пойдём. Брод стал опасным, так как речка Шутхулай очень шустрая и широкая. Она тоже поднялась в своих берегах, сделав брод опасным. Чуть ниже его река полностью завалена поперёк деревьями и в случае неудачного брода очень велика вероятность несчастного случая. Учитывая этот факт, было решено стоять на месте до следующего дня и ждать улучшения погоды и спада воды. Еще вчера вечером у костра побудуханили на хорошую погоду и, как тут не поверить в чудеса и в Будухана, часам к 12 распогодилось и выглянуло солнышко. Вода продолжала прибывать. От нечего делать решили помочить наши блесны в помутневшей воде Тиссы. Буряты сказали, что немного ниже стоянки есть хорошие места для рыбалки. Сказано, сделано. Боря с Серёгой взяли свои боевые спиннинги и пошли посмотреть на эти места. Через 40 минут под возгласы оставшихся в лагере, Боря притащил ленка на 3кг (фото 24). Каюры сами сильно удивились, что в их реке водится и тем более ловится такая рыба. Ленок долго был объектом всеобщего внимания. Мы пофотографировались с ним, а ребята долго измеряли его толщину, нет не длину, а именно толщину, проводя от головы до хвоста рыбу между большим и указательным пальцами со звуками О-О-О-О-О!!!! Видно было, что такой экземпляр видят впервые. Пока Боря и Серёга ловили этого ленка, Роман изловил прям около берега неплохого первого в походе хариуса (фото 25), которого сразу же слопали. В азарте буряты попросили снарядить им снасти и пошли попытать свое счастье, но, к сожалению, ничего не споймали. Из ленка сделали отменную уху, точнее из его "потрохов", а филейку засолили, уж очень он был вкусен. В этот день открыли для себя в новом качестве баню, точнее тент для бани (2,5м x 2,5м x 2м), как убежище от ветра, дождя и как безопасный склад для вещей (фото 26). Под тентом, хоть и не маленьким (4,5м x 6м) было не очень удобно всё размещать, а в бане, которая очень быстро ставилась на 4 весла с центральным колом или его заменой из двух свободных вёсел, связанных между собой, было очень удобно и мы ставили ее каждый раз, когда становились на стоянку. Погода наладилась, настроение у нас повысилось и получилось всё просушить (фото 27). Уровень воды перестал повышаться и мы с нетерпением ждали его спада. Солнышко светило ярко и до конца дня было тепло. Начиная с этой стоянки мы стали приглашать каюров к нашему столу и кушали, во всяком случае ужинали, все вместе. Завтраков у нас лишних не было, но от утреннего чая с баранками или сухариками они не отказывались. Вечером на прибрежной сосне закрепили нашу первую метку, сделанную из спила дерева с надписью "КАЛИНИНГРАД 2010" (фото 28), это наша традиция, если мы дневаемся на месте. Еще не начало темнеть, как на нашем сигнализаторе уровня воды (палочка в воде) мы увидели тенденцию к спаду и к моменту нашего отчаливания по палаткам вода спала сантиметров на десять от максимального уровня, что нас очень порадовало. Стоянка была очень удобной и просторной, много мест для палаток (фото 29), большой столик, близкий, но скользкий подход к воде. Как первая стоянка на этой пешке очень хороший вариант. Опять таки, забегая вперёд, следующая мало мальски пригодное место для ночлега находится километрах в 7 от этой поляны и не такое удобное, но с более интересной рыбалкой. Спать легли в темноте, чуть-чуть побудуханив под бутерброды с малосолкой на погоду.

4-й день, 25 июля

Дождя ночью не было. Утро было солнечным и тёплым (фото 30). Удивила своей температурой ночь. Ожидали сильных перепадов до почти заморозков, ведь мы были на высоте 1520м, но было довольно комфортно и сухо. Первым делом все побежали смотреть водяную метку, вода упала, довольно прилично, но не до того уровня, что был, когда мы пришли на эту стоянку. Но делать было нечего, тенденция к снижению есть, погода хорошая, верёвок и топоров хватает, пора в путь. После завтрака и сборов вышли в 10. Каюры остались вьючить коней, а мы пошли вперёд. Вскоре подошли к броду и поняли, что нам здесь всё-равно не перейти. Решено было искать альтернативный путь. В 100 метрах выше речка дробится островом на два рукава. Левый шустрый, но неширокий, а правый широкий, но преодолимый вброд. Было решено наводить переправу. Достали пилу, спилили толстое дерево и уронили его под углом против течения. Оно упало очень хорошо и расклинилось под тем берегом. Боря переполз с верёвкой на ту сторону, затем перешёл Алексеич (фото 31) и стоял в качестве натяжителя перил, пока все мы по одному не перебрались по дереву с вещами. Последним прополз Роман. Когда мы все оказались на острове, подошли буряты на конях с нашими вещами, относительно спокойно перебродили и из дали наблюдали за всем происходящим. Вторую протоку прошли стенкой по 3-4 человека в несколько приемов. Речка казалась в том месте не быстрой, но ноги подбивала очень сильно. На этой переправе встретили двух пешеходников, которые "убегали" от плохой погоды с пика Топографов. Они с удовольствием воспользовались нашей переправой. Дальше тропа уходит довольно круто, но не долго, вверх. Тропа довольно сухая и идти хорошо (фото 33). Погода стояла опять жаркая, но на пути часто встречались ручьи разных размеров, из которых можно попить. Все они бродятся без труда. Шлось очень хорошо, вокруг неописуемая красота (фото 34) и хотелось всё снимать не переставая. Дошли до полуразрушенной избушки (фото 35) и далее вышли к стоянке, к которой планировали нас довести в первый день ребята-буряты. Шутхулайцы (так мы в шутку между собой называли каюров) ушли от нас вперёд ещё от брода через Шутхулай и перебродили Тиссу на правый берег, а мы пошли левым и вскоре выяснилось почему. По пути стали встречаться небольшие бомы (фото 36), где лошади не пройдут точно. Мы шли иногда через верх, иногда вброд, кому как было удобно. Левый глаз постоянно косился в чистые воды Тиссы, высматривая там приличные экземпляры вольготно плавающих хариусов. Хотелось схватить спиннинг и выловить их всех за пять минут, но нужно было идти и давить в себе азарт рыболова. После бомов тропа стала очень плохой и часто терялась, местами очень долго шли просто по болоту. Периодически выходили на связь по рации с "кавалеристом-радистом" и справлялись о ихних и наших делах, иногда корректируя наше продвижение, когда теряли нужное направление. День выдался для некоторых очень тяжелым. Выяснились просчёты в выборе одежды и обуви, особенно у Романа (опустим подробности про одежду, а именно штаны и проблемные места на теле), но передвигаться стало крайне болезненно. Через не могу, при взаимопомощи, мы всё же вышли из леса и с счастьем в глазах, увидев развьчюченых коней, пасущихся на берегу реки, поняли, что вот стоянка и можно будет привести себя в порядок. Пусть за сегодня прошли не много, но зато все живы, пусть и не совсем здоровы. Стоянка оказалась очень просторной, но была большая проблема - дрова. Если бы не оставшиеся запасы предыдущей группы, которыми мы воспользовались (за это им отдельное Спасибо, не знаем кто это был), то пришлось бы бегать за ними очень далеко. Буряты хотели и в этот день довести нас значительно дальше, чем получилось. Но видя наше состояние, решили остановиться там, а именно это было около речки Хэлгин. Здесь мы поняли, что нам не суждено добежать, как нам говорили, до Билин-Бажена за три дня, да и с трудом верится как это возможно, идя хотя бы с небольшим количеством груза. Нам доползти хотя бы за четыре, пусть это станет дороже, но не погибать же на тропе. Таков стал наш план. Разбив лагерь и поставив воду на костёр, со звуками "пш-ш-ш-ш-ш-ш" искупались в холодной воде Тиссы. Стало значительно лучше, но прилечь и отдохнуть не давали крупные муравьи, которые облюбовали эту стоянку. Приготовили, ставшим традицией, супоужин (смесь всего, что на обед со всем, что на ужин), и славненько перекусили вместе с Шутхулайцами. Было ещё рано и оставшееся время уделили рыбалке, у кого остались силы. Рыбы в Тиссе очень много и на закуску наловили немного хариуса. Отличились уловом также и ребята, в качестве снасти использовав палочку в качестве поплавка и искусственную муху как приманку. Кровососущие почти отсутствовали, было тепло. Спать легли в полной темноте (фото 37).

5-й день, 26 июля

Нам снова везёт с погодой. Ночью было относительно тепло, а с утра нас встречало солнышко. Как всегда на утро каша с орехами и изюмом. К чаю баранки, сухарики, конфеты и всякие сладости, каждый день разные. С утра подъели вечернюю малосоленку. Не спеша, собрали лагерь. Роман, дабы не повторить свой "подвиг", облачился в колготки (как выяснилось в будущем, хорошее решение), взятые товарищем для заготовки "золотого корня" (здоровье важней, чем шутки друзей) и все вместе пошли в сторону брода через Хэлгин. Подойдя к реке, поняли, что единственный вариант - брод на конях. Поочерёдно Шутхулайцы перевезли нас по одному через реку (фото 38), предварительно развьючив двух коней. Смотреть на то, как кони переходят реку почти по брюхо, а местами и выше, было боязно. Но они это делали с завидной устойчивостью. Перебродить человеку в этом месте было просто нереально и наладить переправу было не из чего. Всё прошло удачно, мы по-тихоньку почапали вперёд, а каюры остались сзади привязывать вещи. После брода тропа немного набирает высоту и уходит в лес через красивый "цирк" (фото 39), в котором нас нагнали и перегнали буряты. Если не пропустить по пути ответвление тропы влево, то можно выйти к красивому водопаду на Тиссе (фото 40). У нас только трое, и то случайно, вышли к нему, очень завораживающее зрелище. Тропа в зоне леса с трудом похожа на тропу. Она больше напоминает очень кривую колею, заполненную грязью. Многочисленные ручейки, стекающие со склонов, сильно способствуют разжижению почвы и идти по этому "чав-чав", основательно разбитому лошадьми, очень не удобно, а местами и тяжело. Тисса после водопада сильно успокаивается и тропа часто пересекает реку, соответственно, и мы часто переходим её. Броды простые, но тропа находится в ужасном состоянии, сухих мест до стрелки с притоком Тиссы речки Сарикты почти нет. Жара спала, небо полностью заволокло тучами и вот вот должен был пойти дождь, но его не было. По рации Шутхулайцы сказали, что мы должны перебродить Тиссу сразу за стрелкой с Сариктой. Наша группа разбилась на две части, одна дошла до устья Сарикты, а другая ненадолго впала в "золотую лихорадку". За это "недолго" первая группа с трудом перешла стенкой на правый берег Тиссы, а Боря и Серёга, потом нашли более простой брод на 150 метров выше стрелки и мы соединились. Начал накрапывать дождь. Тропа после стрелки круто уходит вверх метров на 100 к минеральному источнику Сарикта, о чём свидетельствует табличка на верху подъёма (фото 41). Идти было почему-то не тяжело, организм видимо начал привыкать к нагрузкам. Вскоре увидели большую поляну со столиками и привязанных коней. Поодаль под деревьями лежали каюры. Оказывается они нас уже ждут часа четыре. Да, на конях гораздо проще и быстрее передвигаться. До намеченного плана конца пешки было около 15км и, поразмыслив ещё трезво, решили остановиться там и сделать последний маршбросок на завтра, учитывая ещё тот факт, что через пару километров лес кончится и не будет дров. А стоять в поле и без возможности приготовит ужин не хотелось. Дождик начал усиливаться и мы быстренько поставили палатки, натянули тент и установили баню, куда спрятали все наши вещи (фото 42). Дров вокруг полно, развели костёр (очередной раз сильно пригождаются кусочки оргстекла), поставили воду и пошли на источники (фото 43). Очень неожиданным оказался вкус воды, легкий серо-водородистый привкус и конкретное ощущение газированности: такое чувство, что пьешь газировку. Рядом с источником на деревья прибито и повешено очень много табличек (фото 44) из самых разных уголков страны, которые оставили люди, отдыхавшие там. Мы оставили янтарную картинку, такую же, как оставили в домике на озере Шутхулай. В тот день Сергей справлял день рождения своей жены, пусть и без неё, и в честь этого решил побаловать нас солянкой по сариктанскому рецепту. С поезда была оставлена палочка копчёной колбасы и лимончик. Остальные ингредиенты, включая дикий лук, который растёт вдоль Сарикты, у нас были. Скажу честно, это было что-то с чем-то , лучшее блюдо на маршруте. Как только приготовили суп, пошёл сильный ливень с ветром, но через минут 15 прекратился. Покушали все с удовольствием, включая и Шутхулайцев, которые почти всё время до вечера просидели у себя в палатке и смеялись, после того, как попили чаю с добавлением золотого корня. На поляне стоят два столика и на одном из них нашли надпись "Калининград 2002" (фото 45), мы знали, кто это был и было приятно идти по их стопам. К вечеру разбодяжили немного спирта и побудуханили снова на хорошую погоду, уж как-то часто это "работает", а дождя на завтра не хотелось. Как начало темнеть, пошли спать.

6-й день, 27 июля

Встали рано, так как в планах идти до конца, до начала сплава. Небо было затянуто облаками, но дождя не было. Дежурные приготовили завтрак, покушали и быстренько собрали лагерь. Сделали несколько фото с Шутхулайцами (фото 46)(фото 47) на память и отправили Борю верхом (фото 48) на коне вместе с ребятами-бурятами и нашими пожитками, чтобы пораньше можно было их отпустить домой. Им предстоял долгий путь обратно. А мы потихоньку потопали по тропе (фото 49), идущей вдоль Сарикты. Очень странно, но чем выше мы забирались, тем более заболоченной становилась тропа. Сухие места на пути встречались всё реже и реже. Со склонов везде текут ручейки разных размеров и способствуют заболачиванию долины Сарикты. В добавок, тропа сильно разбита лошадьми и иногда проваливаешся почти до колена. Ещё день назад такое ЧАВ-ЧАВ сильно утомляло, но сейчас как-то попривыкли и особо перестали напрягаться с такой грязюки и просто шли напрямки, иногда переставая искать менее топкие места, кочки или торчащие камни. Небо прояснилось, выглянуло солнце, стало совсем тепло, даже жарко. Зона леса осталась за спинами (фото 50), кони убежали далеко вперёд, а мы продолжали упорно продвигаться по сплошной болотной чаче. Где-то не доходя чуть больше километра до развилки тропы (налево на перевал Билин-Хутел, прямо на перевал Тувин-Дабан), перешли довольно крупный ручей и вышли к хорошей стоянке около невысокого холма. Решили сделать небольшой привал, отдохнуть и поснимать окрестности, вид которых просто поражал (фото 51). Стоянка классная, но с дровами полный дефицит и деревьев вокруг близко не видать. В-принципе, можно приготовить пищу и на сухих веточках ерника, которого вокруг довольно много, но большого костра сделать не получится. Отдохнув, пошли дальше. На развилке посидели минут пять (фото 52), спустились к Сарикте, перебродили её, правда не без труда, шустрая речушка, и по набитой тропе, уже не такой гадкой, а даже очень сухой, двинулись в сторону перевала. Подъём к нему очень пологий и набор высоты всего 100 метров за 3км от брода. Шлось не тяжело и до перевала болотистых участков стало гораздо меньше, чаще шли по сухой, хорошо читаемой, тропе. В половину третьего по бурятскому, или половину второго по тувинскому (перевал Билин-Хутел - это граница Бурятии и Тувы), мы вышла на высшую точку нашего маршрута (фото 53), к туру (фото 54), который стоит около невысокой, но пушистой елки. Отдохнув минут 15, с мыслью, что теперь только вниз, побежали вперёд. Довольно скоро тропа перестала быть хорошей и снова превратилась в болото, особенно в том месте, где мы наконец-то вышли к цели нашего путешествия: почти к истоку реки Билин-Бажен (фото 55), где этот один из основных притоков Енисея-Батюшки имеет ширину всего пару метров. На протяжении двух километров тропа несколько раз пересекает Билин-Бажен (фото 56) и, местами, двигаться вдоль речки было очень тяжело. Было одно место (болото с очень высокими кочками), где даже лошади проваливаются выше брюха, и мы не раз, соскальзывая с этих кочек, ощущали холодную грязь, как это говорится, "вам ниже пояса будет". Вдоль речки растёт много золотого корня, дикого лука и всяких других растений (другие нам были не интересны в кулинарном качестве). По пути нарвали лука, пересекли последний раз Билин-Бажен на правый берег и через час встретились с бурятами, которые возвращались домой. Мы с ними радушно попрощались, поблагодарили за помощь (расплатились мы с ними ещё на источнике) и побежали вниз. Как только вошли в зону леса, тропа стала очень хорошей, сухой и ровной. Мы периодически (еще с перевала) выходили на связь с Борей и справлялись о делах. Судя по качеству связи, мы были совсем близко, во всяком случае нам так казалось, или рации хорошо работали (7 км в горах без проблем). За два часа от начала зоны леса (фото 57) мы добежали до нашей первой стоянки на воде (фото 58), где нас ждал душистый смородиновый чай и весёлый Боря. Тропа в лесу очень хорошая, но местами очень круто идёт по склону вниз. Иногда, конечно, встречаются заболоченные участки, но их мало. Конная тропа заканчивается как раз на этой стоянке и дальше дороги нет. Билин-Бажен в этом месте уже прилично набрал мощь и сплав по нему возможен без проблем на любых катамаранах. Погода была хорошая, но к вечеру, когда мы уже поставили лагерь и поужинали, на нас обрушился ливень с крупным градом и сильными порывами ветра. Но нас вроде не побило и не затопило. Лес вокруг в основном смешанный, но нужного нам материала для постройки рам (лиственницы) видать не было. На берегу были видны "следы" постройки предыдущей группы. Они делали рамы из ивы, которая растёт по берегам. Беглая разведка не выявила наличия листвяги на нашем берегу и было решено завтра сделать вылазку на левый берег и поискать нужные "дрова" там. Во всяком случае из дали лиственницу на склонах противоположного берега, хоть и редкую, но видно было. На ужин Боря словил несколько хариусов и мы их поджарили на сковородке, было очень вкусно. Все сильно устали за этот день и спать легли не поздно.

7-й день, 28 июля

Не периодически ночью нас поливал несильный дождик, как и с утра. Да, было мокровато, но довольно тепло. Дежурные приготовили покушать и после завтрака, оставив в лагере Алексеича и Марину, мы побежали искать стройматериал. Оказалось, что защитный костюм от "Тритона" очень универсален и в нём удобно не только сплавляться, но и бегать по кустам в лесу, плюс, он не промокаем. На нашем берегу нашли только несколько относительно ровных палок из ивы, которые пошли на палубу. Основной "лес" решили искать на противоположном берегу. Нашли несложное место для брода выше по течению от нашего лагеря, перешли и разбрелись по лесу. Лиственница на склонах есть, но мало. За несколько часов мы смогли добыть нужное количество стволов и доставить их на галечную отмель около лагеря, где начали их обработку (фото 59). "Дров" как раз хватило на рамы и к вечеру все катамараны были собраны. Мощь и толщина поперечин рам внушала уверенность. Рамы собирали по строгим чертежам (фото 60) составленных по образцам штатных рамы из труб, которые с собой не брали. "Белрафты" (фото 61) собирали полностью на дереве, а в "Мажое" (фото 62) деревянными были только поперечины, так как из-за конструктивных особенностей этого катамарана продолины из дерева сделать невозможно. Но всё собралось отлично. В качестве крепежа использовали закрутки из прочной стропы (кольца), а фиксацию трубок (брали с собой) осуществляли при помощи изготовленных заранее широких эластичных манжет, которые были предварительно натянуты на поперечины (фото 63). Такая конструкция выдержала весь поход и ни разу не подвела. К вечеру, когда ещё было светло, всё было готово. Боря с Серёгой подловили ещё несколько десятков хариусов разного калибра и на ужин было решено из тоже поджарить. Ещё было светло, мы приготовили стандартный супоужин и покушали. Когда жарили рыбу к нам в лагерь подошла группа туристов с проводниками-бурятами. Это оказались швейцарцы, которых вели в путешествие двое русских, эмигрировавших из России в Швейцарию. Их было 8 или 9, одна молодёжь. Они планировали сплав на двух четырёх-местных катамаранах, но каюры (во всяком случае из разговоров с ними нам так показалось) их привезли не на ту речку. Они планировали попасть на Левый Билин, а пришли на Правый. На Левом один из них уже был и представлял где, что и как. Тропа заканчивается на нашей стоянке, а места для ещё одной группы не было и, побегав вокруг, нашли приемлемое место для лагеря немного ниже. Они поставили тент, палатки и развели костёр. Чуть позже к нам пришли буряты. Мы поговорили с ними и попили чайку с сушками. Швейцарцы, кроме русских конечно, почти никто не говорил по-русски и больше половины группы вообще не имели никакого опыта походов. Было странно их вдеть на такой реке и всё время на маршруте мы переживали за них. К вечеру мы поделились с ними нашим уловом (они были очень рады), так как им споймать ничего не удалось (хариус почему-то клевал там только на муху и блесну почти игнорировал). Буряты помогли им сварить уху, а мы всю рыбу с удовольствием съели в жареном виде. В гости к нам приходил их молодой руководитель и мы обменялись информацией о районе путешествия. С вечера заготовили колотых дров на утро, чтоб стуком дежурные не будили раньше времени лагерь, и разошлись по палаткам.

8-й день, 29 июля

Встали и позавтракали по плану, около 8. Погода была хорошая и тёплая. В течении нескольких часов собрали лагерь и перепаковались "по-боевому". Мы все облачились в почти одинаковые защитные костюмы (только разного цвета), в мощней спасжилеты, одели каски и под взгляды швейцарцев, стоящих на берегу и наблюдавших за всем происходящим, расселись по катамаранам. Попрощавшись со всеми, отчалили. Наш порядок движения был таков: впереди экипаж Андрюх (Голубев и Кропачев), по-середине Боря с Серёгой и замыкающие Роман с Маринкой. Уже за первым поворотом нас ждала неприятная неожиданность: речка делает левый поворот и через галечную отмель наваливает по густые кусты, свисающие над водой. В этот капкан угодил первый катамаран и если бы не небольшая глубина (чуть более метра), оверкиля бы не избежать. Левую гондолу почти полностью притопило и выбраться удалось только при помощи второго экипажа, который не смог увернуться от столкновения с сидящим в кустах первым и навалился на него. С виду, течение было не сильным, но и третий катамаран, пытаясь уйти левый берегом, был снесён струёй в этот прижим, где до сих пор бултыхались два первых. Развязка такова: со второго ката взяли ножовку и спилили куст, мешавший продвижению, но третий экипаж вытаскивали при помощи верёвки. Вот так, речка дала урок в первые минуты сплава, который все очень хорошо усвоили и закрепили. Подобного рода прижимов на Билин-Бажене много, как и сплошных завалов (фото 65), которые часто приходилось проводить по мелким протокам (фото 66) или обносить по берегу. Но все неприятности видны с воды и есть время принять решение. Вода в реке очень чистая и сильно изобилует крупным хариусом. Пытались немного ловить, когда выходили поразмяться, но он почему-то отказывался клевать и это нас немного задевало, как заядлых рыбаков. Что бы дойти до озера Билин-Холь, нам понадобилось 3 часа грязного времени, с учётом обносов, проводок и передыхов. В начале озера слева на берегу до сих пор навечно стоит старый вездеход и видны избушки, от которых 20 лет назад начинал свой поход Голубев Андрей, куда они забрасывались на вертолёте. По-середине озера на перетечке очень бойко на блесну клюет не крупный хариус. Останавливались, ловили, но только с точки зрения спортивного интереса, всё отпустили. После Билин-Холь (фото 67) есть ещё несколько небольших озёр, между которыми можно получить удовольствие от динамичного сплава, а в конце последнего, и его нельзя пропустить, справа находится опасный порог шестой категории сложности "Морёный" (фото 68). В том озере перед порогом мы встретили мужичка на резиновой лодке, который представился как отец Василий. Не далеко от озера в лесу стоит скит, в котором живут несколько человек, которые уже несколько лет делают ход от Саратова до верховий Енисея. Они живут дарами природы и от помощи геологов и туристов. Мы тоже позже поделились чем смогли, кое-какими продуктами, медикаментами и клеем для лодки. Тропа обноса "Морёного" начинается из глубины мелкой заводи (фото 69), сплошь поросшей травой, слева в конце озера. Сам порог начинается справа, там же начинается и тропа осмотра, которая через 200 метров соединяется с тропой обноса. До ручья, который впадает в Билин-Бажен слева (там же и заканчивается основные сложности порога) тропа очень плохая для обноса, приходится постоянно прыгать по скалам с катамаранами в руках (фото 70)(фото 71). После ручья тропа очень хорошая и заканчивается изумительной стоянкой с очень хорошей рыбалкой (фото 72), как выяснилось позже. Порог не проходим для катамаранов из-за негабаритного захода. В начале русле лежит много больших и малых камней и обломков скал. Перепад высот в пороге около 40 метров и он очень сильно заметен. Вещи в несколько ходок обнесли на стоянку, а катамараны оставили в начале тропы, в кустах, чтоб перенести их завтра к ручью и перегнать потом к стоянке по простой выходной шивере. На стоянке много мест для палаток, удобно расположено кострище и хороший подход к воде, прямо с которого изумительно ловится на муху хариус. На блесну отзывался намного хуже, можно сказать, что почти не клевал, а муху хватал очень жадно, почти на каждом забросе. К вечеру на ужин было наловлено достаточное количество (фото 73) и на засолку (фото 74) и на пожарить. Грибы по пути встречались очень редко, а ягоды пока не было совсем. Но даже лист чёрной смородины придавал удивительный аромат и вкус чаю. После сытного ужина долго, до самой темноты сидели у костра и бурно обсуждали первый ходовой день на воде. На небе было ни облачка, было довольно тепло. Обсудили план на следующий день и пошли спать.

9-й день, 30 июля

Ещё ночью почувствовали, что как-то зябковато. В палатках пытались кучковаться, чтоб не замёрзнуть, термометр на часах Алексеича, лежащий рядом на коврике, показывал +1.4, и это то в палатке. Встали рано, особенно Кропачёв. К удивлению, заметили, что вода в котлах замёрзла, палатки, катамараны и всё вокруг покрылись толстым слоем инея (фото 75). Солнышко потихоньку стало прогревать и с бело-серебристых склонов начал подниматься пар (фото 76). Зрелище было очень красивым. Уже к 9 стало очень тепло и все бегали в майках. Кропачев заметил, что его лицо и уши сильно распухли и он стал на себя не похожим. Так отреагировал организм на мошку, которой около порога было неприлично много. Пока были свежи силы, обнесли каты к ручью и на камеру (фото 78) перегнали суда к стоянке по простой выходной шивере (фото 79). Боря с утра бегал по берегу и никак не мог остановиться клювать рыбу. Когда он понял, что почти удовлетворил свой азарт, то пришёл в лагерь с вязанкой крупных хариусов. Из рыбы отделили филе (фото 77) и поджарили в муке на сковородке. В этот день клевало у всех, кто брал в руки спиннинг, оснащённый снастью типа "торпеда" или "балда" и незаметно наступило время обеда. Погода была изумительная и никуда не хотелось идти. Сварили супчик и к нам на обед пришёл отец Василий, наверное, увидав дым от костра. Мы его покормили и он, переписав все наши имена, обещал целый месяц за нас молиться. Впереди был сложный порог пятой категории "Омега", а день перевалил за обед. Посидели, поразмыслили и решили никуда не идти, чтоб не застрять на пороге ночью, зная, что обнос его дело не пятиминутное и прохождение требует тщательной подготовки. Приняв этот план, продолжили отдыхать, загорать и рыбачить. Рыбалка около лагеря, повторюсь, просто чумовая. Не понятно от куда в реке столько рыбы в одном и том же месте. Можно было стоять на одной точке и вылавливать хариусов с завидным постоянством. В общем, отрыбачились по полной, кто сколько хотел, и на ужин было что покушать. В этот день мы выпали из нашего графика продвижения, который мы так в дальнейшем и не нагнали. Учитывая самочувствие прошлой ночью, решили оборудовать палатки "обогревателями": поджарили несколько крупных камней в костре и, завернув их в хэбэшные тряпочки, положили в ноги по углам палаток. Спать легли не поздно, чтоб набраться сил перед прохождением "Омеги".

10-й день, 31 июля

Нагретых камней хватило на полночи и было даже жарко, особенно в первые пару часов. К утру камни, конечно, остыли, но все же было не так холодно. Дежурные встали около 8. Быстро приготовили завтрак, поели, попили чайку со смородиновым листом и начали собираться. Погода вновь была очень хорошая, светило солнце и было очень тепло. Довольно долго собирались и вышли в 11.30, вместо запланированных 10. До "Омеги" от "Морёного" около 15 минут очень динамичного сплава. Особенно интересна была заходная шивера в порог (фото 80), за которой нужно успеть зачалиться на левый берег в большую суводину, от которой круто вверх начинается тропа осмотра-обноса. Если этого сделать не успеть, то велика вероятность свала в порог без просмотра, что чревато аварией. В нашу воду был только один чистый проход шириной несколько метров, а в остальных местах были завалы из камней и деревьев. По-этому осмотр обязателен!!!! Порог получил своё название из-за своей конфигурации, русло описывает букву омега (фото 81)(фото 82). Обнос вещей за порог очень утомительный (фото 83), хоть и не очень протяжённый, около километра. Тропа несколько раз огибает крутые склоны через верх, что сильно выматывает, особенно в первые дни похода, когда рюкзаки ещё тяжелы от еды. Ходка дуда-обратно занимает около 40-50 минут. Мы все вещи перетащили за три раза. Могли бы и за два, если бы Боря с Кропачевым не ушлёпали до стрелки с Билином (почти 3 км), думая, что очень шустрая речка, вдоль которой они шли, это всё еще порог. Мы их долго ждали, пока они вернутся. У Бори была рация, но он ее не взял с собой и прогулялся до Билина, пока мы загорали на верху склона с видом на горы (фото 84) и порог, после обноса вещей и частичной его разведки. После первого подъёма на тропе обноса есть небольшая и не очень удобная стоянка, точнее обеденная, ночевать там будет не комфортно. В конце порога стоянки нет. Прохождение порога начали после пятнадцати часов по тувинскому времени. Первым пошёл флагманский экипаж Андреев. Просмотреть весь порог очень трудно и решили идти почти в-слепую, разведав тщательно только заход и отрезок до поворота. Порог очень интересен и динамичен. В русле много локальных бочек и косых стоячих волн. Кажется, что, как и обычно, при левом повороте должен иметь место прижим к правому берегу, но в этом пороге основная струя проходит под левым берегом. Прижим есть, конечно, но он слабый, хотя и ощутимый. Если его не преодолеть, то обязательно вылетаешь на гряду обливных камней под скалой правого берега и придётся продираться через них, рискуя порваться. За этой грядой около многолетнего снежника (фото 85), нависающего почти над рекой, есть слив практически через всё русло с мягкой бочкой, который не представляет сложности, хоть и выглядит внушительно (фото 86). За сливом есть улово, где можно отдохнуть перед второй частью порога (фото 87). При прохождении порогов всегда пользовались рациями и основной наш экипаж постоянно "рулил" нами, рассказывая о трудностях в порогах и о путях их преодоления. Первую часть "Омеги" до снежника первый и второй катамараны прошли чисто, а третий налетел на камни в том самом повороте, но высокий уровень воды позволил продраться через них и удачно зачалиться после слива на левый берег, где на страховке стоял катамаран Андрюх (фото 88). Вторая часть порога, как и первая - это 800 метров абсолютного драйва, ни секунды слабины, вода держит в напряжении до самого конца. Чалка в конце порога тоже не проста, суводина есть (фото 89), но не большая, а струя очень сильная. Сразу за порогом река дробится на три рукава. Левый очень мелкий, правый просмотреть было тяжело, а центральный у нас оказался "чистым", хотя по отчёту 2009 года в нём лежало огромное дерево поперёк русла. Видимо аномально высокий паводок 2010 года смыл старые завалы и наделал новых. До стрелки с Билином можно получить огромное удовольствие от очень интересного и супер-динамичного сплава по речке, зажатой с двух сторон непроходимой тайгой. До самого устья, где мы подобрали рюкзаки Бори и Андрея, завалов не было. На стрелке есть несколько неплохих стоянок, но мы отставали от графика и пошли дальше. Течение в Билине не быстрое и порогов в начале нет. Единственные препятствия на пути - это завалы (фото 90) и прижимы под них. Идти необходимо очень осторожно, чтоб не влететь под эти кучи деревьев. Где-то в 3-х километрах от стрелки Левого и Правого Билина есть многолетний завал (фото 91), в котором река дробится на множество рукавов и уходит просто в лес под упавшие деревья. Было уже 8 вечера и, осмотрев галечный пляж с песчаными островками и удачно лежащими там толстыми деревьями, решили встать на ночлег. Каты вытащили на берег, вещи отнесли на поляну, поставили тент, палатки и около деревьев развели костёр (фото 92). Дров было полно вокруг и под рукой. "Плавник" валяется повсюду и он очень хорошо горит. В протоках около лагеря также хорошо ловился хариус, но тоже в основном на муху. Выловленных к ужину харюсишек приготовили на рожне (фото 93) (распластанную рыбу насаживают на рогатину и готовят около огня, воткнув ее в землю). На ужин приготовили супомегаборщ (фото 94): зажарку сделали из сала, лука и томатной пасты, а основой был борщ быстрого приготовления и всё, что должно пойти на обед и ужин: макароны и мясо. Получилось неплохо. К ароматному чаю со смородиной как всегда немного сладостей (конфеты, халва, шоколад, ирис, сухарики и баранки - когда как). Впереди нас ждали основные воды Билина, пусть и почти без порогов, но в них водится то, за чем мы туда приехали - Хозяин-Таймень. Как всегда сидели у костра до ночи. В темноте очертание верхушек кривых и поломанных (фото 95) ёлок на фоне глубокого тёмно-синего заката было очень похоже на ночной лес из русских народных сказок и казалось, что вот вот из него вылетит Баба-Яга или выйдет ещё кто. Спать пошли поздно, очень долго смакуя прошедший день.

11-й день, 1 августа

Встали по плану, около 8. На открытой местности, где стоял наш лагерь, солнышко быстро прогрело палатки и стало очень тепло. С утра начали посещать мысли о бане, которые, впрочем нас посещали еще со стапеля, но никак не могли найти подходящего места. Вот и там - место обалденное, и дров вагон и лагуна есть в протоке, но нет камней, один некрупный галечник. Вода в реке холодная, но Алексеич и Роман периодически принимали утренние и вечерние очень освежающие ванны. После завтрака сделали разведку местности с целью найти путь обноса. Выяснилось, что ближайшая чистая протока находится в 400 метрах от нашего лагеря. Во время прогулки обнаружили следы медведя, который по-видимому ночью гулял вокруг нас. Собирались очень медленно, не хотелось покидать это чудное место. Но делать было нечего, обнесли вещи (фото 96) , катамараны (фото 97) и почти в 14 часов вышли на воду. Вода в Билини очень чистая и на солнце отливает бирюзой (фото 98), в омутах полно крупного хариуса (фото 99), но не ловили, во всяком случае там, где его видели. Мочили блёсны в основном на остановках поразмяться, но в тех местах он почти не клевал. После нашей стоянки водных препятствий нет, только одни завалы (фото 100), иногда сплошные, но чаще есть проход протиснуться между деревьями или по отмели. К половине четвёртого, миновав последние на маршруте обносы, подошли к "Карельским порогам". Да, понятно почему их назвали именно так - в русле разбросаны гладкие глыбы разных размеров, некоторые покрыты водой полностью, некоторые торчат над водой, но особо не мешают манёврам. Эти препятствия (их 2) локальные и находятся на сужении реки и очень похожи на пороги в Карелии. На выходе из второго слева есть неплохая стоянка с очень старой каменкой, которую 8 лет назад строил Кропачёв Андрей со своей группой. Видно было, что ей с тех пор никто больше не пользовался. Да и стоянка не особо посещаемая, судя по зарослям травы и кустов. Но место красивое, пытались ловить рыбу, но она почти не клевала. Дальше начинаются "Билинские Тиши" . Было уже 16 часов, а этот участок желательно проскочить за один день, чтоб не ночевать в болоте, но и пропустить тайменные места тоже не хотелось. Билин на протяжение километров двадцати почти не течёт (фото 101) и очень сильно петляет среди низких болотистых берегов. При каждом выходе на берег были сильно атакованы комарами, это было единственное место, где кровососущие нас доставали и без накомарника было грустно. Дно реки сплошь песчаное, на дне по берегам много топляков (фото 102), среди которых наверняка стояли особи, которые мы желали словить. Монотонная гребля начала немного утомлять, а не грести - к ночи не выгребешь, течение очень слабое. На остановках даже на блесну начал попадаться крупный хариус, а желанный трофей не клевал. В планах было дойти до устья реки Тонмас, встать на ночёвку и попытаться вокруг половить тайменя. Не дойдя пару километров до устья Тонмаса за огромным чёрным омутом, на левом повороте реки, где наверху справа стоит избушка, на отмели увидели то, что мечтали споймать. Но размер этого был таким, что мысли о его поимки даже не было. Какой смысл бороться с чудовищем, даже если его и зацепить, размером почти с весло. Таймень стоял в ямке на песчаном дне и пропускал наши катамараны, делая пару движений своими огромными плавниками и смещаясь то вправо, то влево на пару метров. Он явно чувствовал себя Хозяином здешних вод и никого не боялся. Шёл девятый час, мы дошли но устья Тонмаса, но место для стоянки забраковали, как и все остальные в "Тишах", которых по болотистым берегам почти нет, если не считать такими песчаные неширокие косы с сидящими в кустах армиями комаров. Но останавливаться где-то надо было. После принятия в Билин вод Танмаса течение значительно усилилось. Через 1,5 километра зачалились на большой остров (фото 103) и решили там заночевать. Мест для палаток было не много, но было полно дров и почти не мучили комары. Приготовили супоужин, подсолили пойманных в "Тишах" хариусов, разрезав их вдоль хребта, чтоб утром их сделать на рожне. За день сильно устали и долго у костра не сидели, как совсем стемнело, пошли спасть.

12-й день, 2 августа

Утром встали рано, ночи стали тёплыми и мы перестали замерзать. Погода немного испортилась, но дождя не было. Небо почти полностью заволокло тучами (фото 104) и только местами видны были голубые кусочки. Собрались относительно быстро и в 10.40 были уже на воде. Наконец то пруха и не нужно сильно лопатить вёслами. Начали иногда попадаться небольшие перекатики. Сразу от стоянки постоянно полоскали прибрежные омута в надежде всё-таки поймать что-нибудь посерьёзней хариуса, но клевал именно он и довольно исправно. Начал попадаться некрупный ленок (до килограмма). Поднялся ветер, который как назло весь поход дул только в лицо, постоянно "съедая" драгоценны часы, которых и так не хватало. Погода начала портиться (фото 105) ещё хуже, близлежащие горы затянул туман (фото 106), точнее не туман, а стена дождя, похожая на туман, которая к счастью нас только слегка зацепила и дождь в основном шёл не большой, иногда прекращаясь совсем. Билин со всех сторон принимает ручьи разных размеров и постепенно набирает мощь. Начали по берегам попадаться заброшенные домики и целые хутора. Очень хорошо стал клевать крупный мерный хариус, минимум по 400-500 грамм. Видели на левом берегу медведицу с медвежонком, которые, увидев нас, быстро убежали в лес. По берегам стала часто попадаться спелая красная смородина (по местному красная кислица) и голубика. В месте слияния Билина и протоки, которая соединяет реку с озером Билин-Нуур, на левом берегу есть часто посещаемая хорошая стоянка. Скорость течения сильно возросла, и Билин начал превращаться постепенно в горную речку с шустрыми шиверками. Около 17.30 на правом берегу увидели стоянку, вышли, осмотрелись и решили делать там днёвку. На берегу стояла разрушенная каменка, вокруг было полно камней, а вдоль воды растёт дикий лук. Быстренько развернули лагерь и, пока закипала вода, Боря умудрился с первого заброса на удачу прямо около катамаранов вытащить ленка на 2.5 килограмма (фото 107), чем сильно всех удивил. У нас уже было поймано десяток крупных хариусов и пяток киловых ленков, так что рыбная днёвка была обеспечена (фото 108). Всю рыбу почистили (фото 109) и, слегка присолив, после ужина, оставили в котлах до утра. Место оказалось очень красивым, в глубине берега есть обалденный цирк (фото 110), окружённый высокими скалами. По середине есть болото, на котором растёт много брусники и полно кустов саган-дайля. Стоянка расположена за несколько сот метров до "Бельдыкского" каскада (фото 111). Мимо нас впервые за поход прошла большая лодка с двумя моторами. Как выяснилось позже (на антистапеле мы встретились с водителем этого судна), за пару дней до нас в одном из порогов утонул инструктор из Абакана и его искали местное МЧС на вертолёте, на аэрокатерах и на обычных лодках. Но мы пока этого не знали и готовились к отдыху и помывке, которую ждали с нетерпением ещё с поезда.

13-й день, 3 августа

Очень надеялись на хорошую погоду, чтобы днёвка не прошла даром. И нам повезло, с утра выглянуло солнышко и грело нас целый день. После завтрака Роман занялся строить новую каменку ( Фото 112), а остальные пошли за дровами, в качестве чего использовали толстую сухую лиственницу, которую спилили в конце клюквенного болотца и расчикотилили её на не толстые чурбаки, чтобы можно было ее поколоть (фото 113). Крупные камни для бани добывали из берега и носили по тропе, которая идёт вдоль реки. Топить её начали почти в обед. Лиственница очень хорошо горит и даёт отличный жар. Пока топилась баня (фото 114), из рыбы решили сделать несколько блюд. Почти весь ленок пошёл на фарш, который Марина сделала (фото 115) из мелко порезанного сала и, собственно, также мелко порезанной рыбы. В него обязательно добавили дикий лук, которого по берегам растет большое количество. На обед из фарша поджарили вкуснейших котлет (фото 116), а из оставшегося мяса налепили пельменей (фото 117) и чебуреков (фото 118). Пельмени планировали сварить после бани, а чебуреки поджарить прямо сразу после их изготовления, что и сделали. Боря и Серёга посайгачили вокруг (фото 119) по лесам и принесли с собой рыжиков, из которых сделали мировой закусон (рецепт прост: сырые очищенные НЕ МЫТЫЕ рыжики, соль и сахар по вкусу). Очень насыщенный вкус имеет это блюдо и в дальнейшем на поиски рыжиков отводилось специальное время и старались делать остановки на отдых именно в потенциально рыжиковых местах. Погода стояла отличная (фото 120) и была возможность постираться и просушиться. Где-то в районе обеда к нам на огонёк заглянула группа туристов из Москвы под руководством Сергей Климина, который нас "выпускал" как член ЦМКК. Мы поздоровались, лично познакомились и вся его группа, состоящая из трёх четырех-местных и трёх двух-местных катамаранов, не выходя на берег, ушли дальше. А мы продолжали загорать и с этого момента наш поход официально стал именоваться не пятой категории, а пятизвездочным. Почищенного с вечера хариуса, от которого было отделено филе, просто пожарили и очень быстро съели. После 6 часов кочегаривания каменки баня удалась на славу (фото 121) и все наконец таки отмыли с себя всю накопленную грязь от начала похода. Крайний заход в парилку был уже почти по темноте, на улице похолодало и купание в реке было очень бодрящим. На поздний ужин, как планировалось, сварили обалденные пельмени и на сытый желудок пошли спать по нашим номерам.

14-й день, 4 августа

Спалось после бани и шикарного кулинарного дня просто обалденно. Приготовили стандартный завтрак и начали собираться. Выяснилось, что вокруг лагеря очень много растёт лекарственного растения Саган-дайля (фото 122), на сбор которого потратили около часа. После фото на память (фото 123), готовыми отчалить были опять только к часу. Но, начиная от этого места, Билин стал совсем быстрым и порожистым. "Бельдыкский" каскад пролетели на одном дыхании и не заметили, как прошли 7 км. Зачалились на правый берег около устья реки Кыштаг, чтоб поразмяться и порыбалить. Хариус клевал, но вяло. На берегу есть неплохое место для лагеря, сложена хорошая каменка, которой кто-то пользовался несколько лет назад. На реке мало сложных препятствий, за исключением порога "Кривун", который в навигаторе приблизительно был помечен и мы его ждали. До и после этого порога достаточное количество несложных порогов и шивер, которые идутся сходу без особых проблем, во всяком случае у нас они не вызывали трудностей. Ещё начиная с "Бельдыкского" прорыва река сильно зажимается высокими скалами с обеих сторон и течёт в очень красивом каньоне, иногда расширяясь и отодвигая горы (фото 124), а иногда снова пробиваясь через отвесные скалы (фото 125). На одном из поворотов мы увидели "яркие" приметы порога "Кривун", описанные в отчёте, по которому мы иногда сверялись с нашим местоположением. Да, порог очень интересен, расположен на крутом левом повороте реки в правой протоке, на которые делится русло большим островом, в начале которого виден огромный многолетний завал из деревьев. Порог опасен своим довольно сильным прижимом в карман под правым берегом, уход от которого затруднён из-за высоких косых валов в начале. Головной экипаж без труда ушёл от прижима, проинформировав нас по рации о своих ощущениях, остальные каты прошли порог по основной струе с активным уходом от навала на скалу. В конце порога есть выходная шивера, в конце которой мы зачалились на левый берег к очень хорошей стоянке (фото 126) с большим столом и скамейками, где и заночевали. Чуть ниже стоянки около впадения безымянного ручья тоже есть неплохая каменка (фото 127) для бани. Пытались ловить рыбу, но опять клевало очень плохо. Но за ходовой день немного наклювали и к вечеру жарёха была. Спать легли рано, что бы всё таки попытаться выйти пораньше. Уж сильно напрягал тот факт, что довольно прилично отставали от нашего графика, о чём свидетельствовали показания навигатора и наше положение в пространстве относительно плановых точек.

15-й день, 5 августа

Встали как обычно, позавтракали и попытались собраться по-быстрее. Удалось, но всё равно только в 10.50 встали на воду. В 100 метрах от стоянки ниже по течению есть прохудившаяся изба. Вообще на всём протяжении довольно часто встречаются всякие строения, но почти все (во всяком случае до устья Билина) заброшены и посещаются крайне редко. После "Кривуна" речка почти не имеет на своём пути сложных категорийных препятствий (ну разве что "Змейка"), кроме небольших прижимов под завалы деревьев (фото 128), но ширина русла уже довольно большая и позволяет все обходить без проблем. Вода в Билине очень чистая (фото 129) и просматривается в омутах до самого дна, где (особенно в поляризационных очках) хорошо видны скопления топляков и коряжника, в которых плавают крупные хариусы. Но с рыбалкой было всё грустнее и грустнее, чем ниже мы сплавлялись, тем труднее было наловить хотя бы на жарёху. Не покидали мысли и о таймене, но шансы его споймать таяли с каждым километром. По берегам стала часто попадаться красная смородина, выходили, ели. Чёрной было мало и не спелой, но зато начали отрываться по грибам. Красоту природы Саян описывать трудно, затворы фотоаппаратов щёлкали на право и налево почти не останавливаясь, но всё это нужно видеть своими глазами. Не спеша глотая километры по мелким быстринам Билина, по дороге собирая грибы и пытаясь с катов рыбачить, через 5 часов грязного времени от нашей стоянки за "Кривуном" подошли к поляне около высокой скалы (фото 130) на левом берегу, от которой (после разведки выяснили) уходит тропа в сторону санатория Уш-Бельдыр. Посещение этого лечебного заведения входило в наши планы, но не только с целью посмотреть и может быть испытать чудодейственный эффект от горячих процедур, но и пополнить наш провиант. Это мероприятие запланировали на следующий день, а на сегодня решили поподробней разведать тропу в нужном нам направлении, отдохнуть перед дальней дорогой (10-11 км туда и обратно), и приготовить вкусный ужин. Около стоянки есть глубокий омут, около которого с обоих сторон стояли сети, но не мешавшие нам на балду наловить (фото 131) мелкого (по сравнению с клевавшими вверху) хариуса. На вечер сварили сытный борщ с зажаркой и на закуску засолили небольших харюсят. Как только приготовили еду, пошёл очень сильный ливень с мощными порывами ветра, который несколько раз вырывал центральный кол нашего тента. Но наше укрытие всё-таки выдержало, вскоре небо прояснилось и чай мы пили уже около костра, который чуть не залило дождём. За день горы прилично прогреваются и после дождя со склонов очень красиво клубами сползал пар. В углу поляны около берега на сосне есть ещё один "след" наших в виде указателя с надписью "Калининград 4935км 17.08.09" (фото 132) - совсем свежачок. На стоянке везде стоят напиленные толстые чурбаки-табуретки (фото 133). Между поляной и скалой вглубь леса уходит неглубокая протока, где недалеко, есть ещё одна стоянка, где можно встать на ночлег в случае занятости нашей. На утро за ранее заготовили дров, которых вокруг полно (плавник), и после неплохого ужина, обговорив впечатления от несложного ходового дня, с закатом, пошли отдыхать.

16-й день, 6 августа

Утро было хмурым, но тёплым и "сухим". Позавтракали и желающие погулять начали собираться и готовиться. В лагере остались Роман с Серёгой, а остальные со словами "мы по-быстрому туда и обратно" ушли по тропе в сторону Уш-Бельдыра. Из продуктов - у нас заканчивался сахар, хотелось свежего хлеба и картошки. Также почти закончились сигареты у курящих. Постоянно держали связь "с группой захвата" и качество её было вполне удовлетворительной. С берега до санатория 5-ти ватные станции через лес брали весьма уверенно. Оставшиеся в лагере Роман и Серега убивали время рыбалкой, купанием и прогулками по лесу. Периодически по рации слышали слова, типа "мы тут немножко задерживаемся, вы приготовьте чего-нибудь себе поесть". Четвёрка в составе Голубева, Кропачева, Бори и Марины не смогли устоять соблазну принять комплекс лечебных процедур (фото 134)(фото 135) (1000р с носу), пообедать в местной столовой и погулять вокруг (фото 136), когда ещё представится такой шанс. Выяснили, что наших туристов главврач Мира Оюмовна с 2009 года хорошо помнит и нам тоже были рады. Сухопутного сообщения с санаторием нет, и есть только 2 способа добраться туда: первый - это на больших лодках, которые ходят против течения из Кызыла по мощнейшим порогам Ка-Хема и Кызыл-Хема; второй - по воздуху на самолёте (недалеко от базы есть старая взлётная полоса (фото 137)) или вертолёте. Все продукты привозные и стоят не дёшево, но ведро картошки, пару кило сахару, ведёрко майонеза, большой ломоть вкусного свежего хлеба, пару банок сгущёнки и 40 пачек сигарет "Прима" и "Беломор-Канал" (других не продают) купить (фото 138) за дорого удалось. Где-то после обеда мимо нашего лагеря проскочила многочисленная группа москвичей, которую встречали на прошлой днёвке. Их руководитель, Климин Сергей, побегал вокруг в поисках поляны для стоянки, так как основное место было занято нами и, не найдя ничего, они удалились вглубь протоки после наших слов о наличии там места для лагеря. Набравшись сил после сеанса процедур и нагрузив рюкзаки новым провиантом (фото 139), по рассказам "помолодевших", им шлось очень хорошо. По пути насобирали кучку грибов (фото 140) и к 6 вечера (через 7 часов) все вернулись в лагерь. Сахар пересыпали в бутылки, а всю картошку почистили и сварили в большом котле (фото 141). Кучу грибов поджарили на сковородке, а выловленных за день харюсят почистили, подсолили и положили в сторонку, чтоб после ужина их тоже зажарить. Думали, что целого котла картошки нам будет много, и останется, но не тут то было. Под майонезик и свежий хлебушек с жареными грибочками котёл очень быстро опустел, было обалденно вкусно. На ура пошли и молоденькие харюсишки, зажаренные в муке. Всё запили вкусным чаем, который тоже, кстати, купили в санаторной лавке, с добавлением смородинового листа. По плану поход в санаторий должен был занять гораздо меньше времени и мы должны были выйти сегодня на воду и пройти ещё хотя бы километров 20, но задержка ещё больше отодвинула нас от нашего запланированного графика. С набитыми животами с чувством сытости, которое не часто посещало нас, и даже, правильнее сказать, очень редко, расползлись по палаткам когда совсем стемнело.

17-й день, 7 августа

Как ни пытались быстро собираться, но опять вышли только в 11.30 (фото 142). Билин сильно петляет до стрелки с Кызыл-Хемом, но через 30 минут, пройдя 5 км от стоянки, мы выскочили в мощное течение одного из основных притоков Великого Енисея. Река стала заметно шире, несло хорошо, но, как всегда, сильно дул в морду ветер. Вскоре нагнали группу из Челябинска, которая шла на двух двойках и двух четвёрках. После устья Билина на Кызыл-Хеме первые 10 км препятствий нет, река течёт ровно, но мощно. Берега пологие, а горы отстают от русла довольно далеко (фото 143). Не доходя чуть меньше километра до точки, отмеченной у нас на навигаторе как Препятствие №1, Кызыл-Хем начал набирать мощь, скалы начали поджимать (фото 144) и стали попадаться серьезные пороги и мощные шиверы (фото 145). Уровень воды в реке был расценен нами как выше среднего. Идти мы пытались, сверяясь по ориентирам, описанным в отчёте 2009 года ребят из г. Черкассы. Но то ли описание было не совсем точным, то ли высокий уровень воды "закрыл" пороги (это более вероятно), но мы почти ничего не просматривали и шли всё с ходу, а о сложных порогах, которые рекомендовалось просматривать, точнее об их расположении, узнавали, когда сверялись с GPS и оказывалось, что мы их уже давно прошли и не заметили. Особенно удивил порог "Сюрприз" 5 категории, который для нас стал сюрпризом, так как мы его где-то "съели" и тоже не идентифицировали. Наши новые катамараны очень уверенно вели себя на воде и все локальные препятствия (бочки и пенные котлы) удавалось, порой и не без труда, обходить стороной, чему способствовал, наверное, высокий уровень воды, закрыв прибрежные мели и расширив место для манёвров. В общем, хочется рассказать о том, как и что проходили, но "узнавать" именные и категорийные препятствия было очень трудно и по-этому не получится. Всё шли по основной струе с уходом от локальных бочек, местами выглядевших очень зловеще. На крутых поворотах довольно ощутимы сильные прижимы, но река довольно широкая и уйти от прижимов не сложно. Небольшие трудности доставляли иногда огромные косые валы (до 3,5м), так и пытающиеся вдарить в борт и перевернуть судно. Жаль, что почти ничего не удалось заснять на камеру, так как видеокамера была только в экипаже Романа (фото 146) и Марины (фото 147), а он постоянно шёл сзади и снимать ничего, кроме красивейшей природы (фото 148), ничего не удавалось. Мы сильно отставали от графика и летели сколько могли, время от времени выходя на берег поразмяться (фото 149). Пытались ловить рыбу, но клевало очень и очень плохо, видимо из-за большой воды. Пороги "глотали" один за одним. По пути встретили группу из Нижнего Тагила и Поляков, которые отдыхали на берегу около свежепостроенного домика. Они шли на двух плотах от санатория, куда прилетели самолётом. С ними первый раз контактировали ещё там, переходя между процедурными "кабинетами". Незаметно оставляли километры сзади, солнце клонилось к закату и стало светить прямо в глаза и слепить. Стало очень плохо всё видно и начали активно искать стоянку. Мест для ночлега по берегам реки довольно много, но хорошие нужно поискать, чтоб на солнечной стороне, чтоб было много дров, удобный спуск к воде и отсутствие комаров и мошки. Головной экипаж, пройдя, точнее пролетев мимо, порог "Жёлоб" (надеюсь мы правильно его узнали), траверсировав струю, зачалились на правый берег на отличный галечный берег (фото 150) перед гладкими скалами, выпирающими "языками" в русло. Остальные экипажи, немного недооценив скорость струи, не смогли повторить манёвр опытнейших Андрюх, проскочили мимо чалки и вышли на берег только в суводине после этих скал. Катамараны оставили там, так как провести их вдоль отвесных стен было проблематично, а вещи перенесли вверх по хорошей тропе. Там и сделали лагерь. В том месте явно никто и никогда не стоял, по видимому из-за сложности чалки, но поляна чудесная. Дров куча, песочек, удобный подход к воде, вокруг уйма грибов и Саган-дайля (эта травка "преследовала" нас на всём протяжении после первой встречи с ней). У подножья скалы валяется много крупных камней, которые навивали мысли о днёвке и бане. За день прошли больше 30 км, немножко подустали, но впечатлений набрались под завязку. Река очень интересная, природа шикарная (фото 151), погода нас баловала и было очень тепло. Как всегда, сварили супоужин с грибами и мясом. Очень долго сидели у костра и обсуждали все сюрпризы, которые приготовил нам Кызыл-Хем.

18-й день, 8 августа

Солнышко ласково согрело нашу поляну с утра и было лениво вылезать из палаток. Место стоянки мы выбрали просто изумительное и очень скоро было решено там делать днёвку с баней. После завтрака, Серёга с Бориской, взяв с собой спиннинги и фототехнику, ушли за поворот порыбачить и поснимать окрестности. Роман занялся строительством каменки для бани (фото 152) на песчаной поляне недалеко от воды. Кропачев снарядил снасть с "мухами" и пошел на утёс (фото 153) в суводине "душить" мелочёвку, которая исправно клевала. Марина принялась за кулинарное дело, а наш командир наблюдал за всем происходящим и любовался, как, впрочем и все мы, окружающими красотами. Вокруг на склонах росло безумное количество подосиновиков и белых и было трудно остановиться и не набрать слишком много. Наш "стоунхендж" (фото 154)(фото 155) получился довольно приличным, плавника и упавших деревьев вокруг было предостаточно и не вызывало сомнения то, что баня удастся на славу. Марина замесила тесто для пирожков и сделала маринад для грибов. Нам очень везло с погодой, и тогда, небо было чистое, почти без облаков и весь день было жарко. Каменку топили часов 6 почти до бела и сожги огромную кучу дров. Из не толстой осины сделали лавку (фото 156) для парилки. Боря, как всегда, изготовил веничков из берёзы, смородины, кедра и саган-дайля. Жара каменки хватило до самой темноты, попарились как следует, помылись. Правда, к вечеру, когда почти стемнело, стало холодать и температура резко упала. В крайний раз из бани нырять уже не бегали, а по-быстрому оделись и к костру, чтоб не замёрзнуть. Небо было чистое и были видны мириады звёзд. К чаю Марина нажарила вкусненьких пирожков (фото 157) и замариновала большую дозу подосиновиков, которые сама и собирала в обед (фото 158) . Ужин получился грибной. Часть грибов поджарили, а пойманных хариусов и небольших ленков, которых принесли из-за поворота Боря с Серёгой, подсолили и отложили на завтра, чтобы запечь на решётке с утра на завтрак. За ужином доели колбасу (фото 159), которую долго возили с собой, и не поздно разошлись по палаткам. До Сырыг-Сепа, где мы планировали сняться, оставалось 140 км по прямой (данные из GPS), по воде все 160 или больше, а у нас в запасе было всего 4 дня. Нужно было нагонять график, и никаких вариантов. На руках были билеты назад и литовские визы.

19-й день, 9 августа

Ночью было холодно, но все же не так, как на "Морёном". Все встали довольно поздно и начали неспешно собираться. После днёвки сборы почему то идут медленнее, чем обычно. Долго завтракали, пытаясь поджарить вчерашних хариусов на отдельном костре, которые постоянно прилипали к решётке (плохой вариант готовки, лучше жарить или на рожне). Собрались и на фоне большой каменки, которую очень хорошо видно с воды, сделали групповое фото (фото 160). Около 12, перенеся все вещи за скалу и привязав их к катамаранам (собирались выйти гораздо раньше) отчалили. Название следующего порога "Жёлоб с котлом" пугало, но его, как и многие другие так и не смогли распознать и проскочили как "рядовую" шиверу, хоть и довольно мощную. На пути периодически встречаются очень интересные пороги-шиверы с высокими валами, которые для нас также остались безымянными и шлись с ходу, на которых получили огромное удовольствие от катания. Кызыл-Хем течёт почти на всём своём протяжении, зажатым между невысокими скалами (фото 161). Скорость течения довольно высока и часто между порогами мы просто сидели или лежали на катах (фото 162), сложив вёсла по-середине, любовались красотами или мочили блёсны на право и налево. По берегам часто встречаются ручьи, высокими водопадами (фото 163) стекая в реку. В половину второго подошли к притоку Хадын и зачалились в лагуне (фото 164) около старенькой избушки (фото 165), где 20 лет назад стояли днёвкой Голубев Андрей со своей командой. Сбегали в радиалку вверх по ручью (фото 166) с целью порыбачить и посмотреть на водопады Хадынки (фото 167). Пейзажи просто шикарные (фото 168), на верху растёт много дикого некрупного, но очень сладкого крыжовника. Встречается черная кислица (чёрная красная смородина), но редко. Совсем высоко на скалах растёт дикий лук, очень толстый и абсолютно безвкусный. По склонам встречается много всяких красивых трав и цветов. Мы довольно высоко вскарабкались по крупному курумнику наверх (фото 169), ощущая некий дискомфорт из-за неопрена, и, поснимав безумные виды на горы (фото 170) и текущую где-то внизу Хадынку (фото 171), вернулись к катамаранам, по пути поев немного крыжовника, смородины и малины. В Хадыне малость половили хариуса, но не большого. Голубев говорил, что в этой речке они в отвес на палец таскали чушек по кило и выше, но мы не смогли дойти до уловистых мест и довольствовались лишь мелочёвкой. А может весь крупняк повыловили местные рыбаки и туристы. Около избы сделали небольшой перекус с чаем (фото 172), доели порожки, испечённые с утра из оставшегося вечернего теста, жареную рыбу и двинули дальше. Пока отчаливали, нас обогнала группа из Нижнего Тагила, а москвичи уже третий раз ушли вперёд еще на нашей прошлой (вчерашней) днёвке. По реке постоянно курсировали большие катера и летал вертолёт. Ещё в санатории мы узнали, что перед нами за 2 дня погиб инструктор из Абакана и его долго не могли найти. Хоть он был и в спасжилете, но с перевернувшегося небольшого рафта все выплыли, а его зажало где-то в кармане под скалой и долгое время не отпускало, где он и захлебнулся. Новость была неприятной, но мы шли осторожно и по максимуму пытались получать удовольствие от сплава по саянской реке. День неумолимо клонил к закату и снова солнце не давало комфортно выбирать линию движения, сильно слепя. За речкой Агой, на 600м ниже её устья, за невысокой скалой пристали на правый берег в лагуну (фото 173) на галечный пляжик, окружённый стенками небольших скал. На краю леса валялось много плавника и были сносные места для палаток, правда, сносными их пришлось сделать при помощи вёсел, отгребая песок, камни и палки в сторону. Приготовили ужин, поели и провели ревизию оставшихся продуктов. Всего вроде хватало. Хариус почти перестал попадаться, не говоря уж о ленке. О поимке тайменя тоже практически перестали мечтать. За ходовой день не сильно приблизились к нашему плану и начали подумывать об досрочной выброске. А пока, после штатного ужина, без рыбы, но с грибами, которые быстро пролетали через организм, пошли отдыхать.

20-й день, 10 августа

На сей раз завтрак и сборы прошли быстро. Немножко выход задержал Роман, который изготавливал очередной памятный знак из сухого корня, чтобы оставить его в музее на стрелке Кызыл-Хема и Балыктыг-Хема, к которому мы должны скоро подойти. Мы очень сильно стремились на Кызыл-Хем и его пороги, но почему-то он особенно ярко ничем не запомнился. Да, пороги местами мощны, шиверы с валами до 3.5м, а может и больше, доставляли массу удовольствия, но сказать конкретно что, где и как было очень трудно. Все препятствия однообразны и в нашу воду почти ничем не отличались друг от друга. И сейчас, пытаясь подробно описать каждый день, с большим трудом всё вспоминается, а конкретные пороги очень редко. Вышли в 10.30, для нас это было рано. Покатались очередной раз на последних порогах Кызыл-Хема и через 1,5 часа, немного проскочив начало подъема к музею и прошкрябовшись вдоль скалы против сильного течения, зачалилились в небольшую суводь (фото 174), от которой наверх идёт хорошо протоптанная тропа. Естественно, затворы фотоаппаратов щёлкали не переставая. В кадр неоднократно попал и знаменитый "телевизор" (фото 175) с передачей "Клуб путешественников" с видом на Ка-Хем. На поляне, дальше телика, около толстой ёлки, и на ней, висит, прибито, приставлено и положено огромное количество памятны табличек (фото 176) и знаков от групп, которые проходили мимо. Мы свою корягу со стандартной надписью "КАЛИНИНГРАД 2010" повесили над знакомой нам табличкой "УФАКА 08" (фото 177) - это наши, а именно междугородний коллектив УФА-КАлининград. В центре музея, на ёлке, также есть "скворешник" (фото 178), в котором лежат ручки и тетради, в которых желающие оставляют записи (фото 179) о себе и о своих "подвигах". Мы тоже сделали свою запись (фото 180) для истории. Вокруг музея в лесу много грибов. Сделав на память несколько общих фоток (фото 181)(фото 182) с видом на Малый Енисей, вернулись к катам и через пару минут выскочили в мощные воды Ка-Хема. Малый Енисей в начале течёт ровно (фото 183), но очень сильно. Балыктыг-Хем (фото 184) по полноводности сравним с Кызыл-Хемом и после их слияния пруха в Ка-Хеме ощущается довольно сильно. Ландшафт русла и окрестностей почему-то резко поменялся. До стрелки береговые скалы слоистые, корявые и острые, а после их все как-будто кто-то "облизал". Берега стали гладкие, в русле часто стали встречаться такие-же "облизанные", но очень замысловатой формы, острова. Голубев Андрей ещё с начала похода нас в шутку пугал огромными валами в Ка-Хеме и мы сосредоточенно их ждали. Но первые километры мы в основном лежали на катах, лениво макая вёсла в воду, которая мощно несла нас по течению. По берегам, в основном на правом, начали встречаться хутора Староверов (фото 185). По реке часто курсируют туда-обратно большие лодки с рыбаками, туристами и местными жителями. Поражают видами просторы Ка-Хема (фото 186), но опять конкретно ничем не запомнился этот ходовой день. Кроме монотонной грябалки ничего не было. Да, местами встречались небольшие шеверки, но "убийственных" валов пока не видели. Пройдя почти 30км от музея, выбрали подходящее место для стоянки, которых, в-принципе по берегам много, я имею в виду мест, а не оборудованных стоянок. По всем условиям оно нас устроило: дров полно, как и на всём протяжении реки, солнечная сторона, вода рядом, только ровных мест для наших больших платок было не много (фото 187). Но устроились вроде уютно (фото 188). На ужин приготовили макаронный суп и довольно сытно поели. Опять удивляет тот факт, что 8-литрового котла с трудом хватает на 6 человек. Да аппетит на природе просто зверский, особенно если идти без обеденного перекуса, как у нас и получалось всегда, почему то. Мы ели только 2 раза - утром и вечером. Спать легли не поздно. Мы сильно опаздывали и нужны были силы для длительных переходов.

21-й день, 11 августа

С утра оценили наши силы и реально посмотрели на состояние дел. До Сырыг-Сепа было вроде не много, чуть больше 100км. Если упереться, то за 2 дня дойти можно, НО впереди несколько пятёрочных порогов и не известно сколько времени нам понадобится на их осмотр, прохождение и хоть какую-нибудь съёмку. На камеру запечатлены только виды природы и ни одного прохождения, в уме летали мысли "из какого материала делать фильм". По отснятому поход походил не на спортивную пятёрку, а на поход пять звёзд с рыбалкой, отдыхом, загоранием и жрачкой. Да, в нашем случае так оно и получилось, мы сами сделали себе такой выбор и отрывались по полной, но нужно было всё-таки попытаться что-нибудь отснять серьёзного. С одной камерой это сделать просто не возможно в отведённые сроки похода (а интересных мест на маршруте предостаточно), по-этому решили хотя-бы в конце что-нибудь отснять. Этими кандидатами должны били стать пороги "Васильевский" и "Байбальский". После быстрого завтрака и такого же быстрого сбора в 10.30 были уже на воде. По пути пролетели интересный, но простой порог "Панфиловский" и вскоре подошли к "Васильевскому", который был узнан Голубевым Андреем, да и по описанию из отчёта уж очень было похоже, что это он. Мы зачалились на правый берег в просторную суводину за несколько сот метров до порога. Разведывать не ходили, не хотели терять много времени. Полагаясь на свой опыт и на опыт прохождения порогов, которые остались сзади, наш головной экипаж пошёл первым, приказав остальным ждать сигнала по рации. "Васильевкий" - это почти единственный порог, который хорошо запомнился. Он расположен после левого некрутого поворота реки в сильном сужении. Левый берег невысокий, но скалистый и обрывистый, а правый пологий и состоит из хаотично разбросанных огромных гладких, плоских и не очень глыб. Кат Андрюх справился со своей задачей и зачалился в конце первой, самой сложной ступени, сообщив нам по рации об огромной бочаре через всю реку. Это сообщение добавило нам адреналина в кровь и следующим пошёл экипаж Романа и Марины. "Мажой" с видимой лёгкостью прострелил бочку прямо по-середине и зачалился на правый берег около первого катамарана. Третьими пошли Боря с Серёгой (фото 189), которые всё сделали красиво на камеру и получились хорошие кадры. Вторая ступень простая (фото 190), по сравнению с первой, но всё же немножко нас подмочила. Через 7км после "Васильевского" остановились в конце деревни Чодураалыг на правом берегу (фото 191). Деревушка жилая, и даже очень. Электроснабжения в ней пока нет, и все живут натуральным хозяйством. На берег, когда мы причалили, высыпалось большое количество детей (фото 192). Боря сходил на разведку и удалось за смешные деньги прикупить в ближайшем доме яиц, свежего хлеба, огурцов и молока. Пару десятков яиц выпили прямо на берегу, а остальное упаковали в каты до следующей стоянки. Очень интересно пообщались с одним молодым человеком и перед уходом подарили ему несколько блёсен. Погода начала портиться и периодически стал идти дождь. Спирт закончился уже давно, и Будухану стало нечем жертвовать. Вместе с дождём дул довольно сильный ветер, который выстужал тепло из тела, и стало очень холодно. Дошли до деревни Ужеп, появились следы цивилизации - электричество и машины. Пытались найти магазин, но его там не оказалось. Дождь перерос в ливень и пришлось зачалиться почти в конце деревни около большого дерева, чтоб переждать дождь. Стало совсем холодно и трудно было сдерживать дрожь. В таком состоянии идти "Байбальский" было нельзя, до которого оставалось совсем чуть-чуть, и начали искать стоянку. От деревни мест для ночлега до самого порога найти не смогли и нам помогли со стоянкой двое ребят, которые сидели в большой лодке и кого-то ждали, может туристов. Место для ночлега есть после большого острова на левом берегу почти в самом начале порога. Потом они спросили "вы сегодня не пойдёте? Мы хотим посмотреть, там в конце часто переворачиваются". Мысли о сегодняшнем прохождении сразу ушли и единственным желанием было развести пионерский костёр и как следует согреться и просушиться. Быстро поставили тент и разгрузились. Раздобыли дров, которых в округе оказалось не так много, вдобавок всё было сырым. Опять выручили кусочки оргстекла, без которых было бы трудно развести костер под дождём. Минут через 40 дождь почти прекратился и около большого костра все стали потихоньку приходить в норму. Под тентом с краю развели ещё один небольшой очаг, чтоб приготовить ужин. Дождь почти стих и позволил нам поставить палатки. Было рано и осталось время на сбор грибов, которых вокруг оказалось огромное количество, и на беглый просмотр "ужасного", со слов ребят, порога. Стало ясно, что до Сырыг-Сепа (70км) мы за один день не дойдём и решили идти до Эржея и там искать машину, чтоб доехать до Анатолия, который нас должен был ждать в Сырыг-Сепе 13 августа. Спасть легли с закатом.

22-й день, 12 августа

С утра небо было хмурым, но было относительно тепло. Сходили на разведку порога (фото 193) и решили сначала обнести вещи за основную его часть, а потом пройти самую сложную половину "Байбальского" (фото 194), погрузиться и выходную шиверу пройти по походному. С утра позавтракали яичницой (фото 195) с остатками сала в добавок к стандартному завтраку из раскладки. Отнесли вещи за поворот к подходящему месту чалки, расставили операторов (фото 196) и первым как всегда пошли Андрюхи (фото 197). Описать порог трудно, его надо видеть и просматривать. Он довольно длинный, в широком русле очень большое количество локальных бочек (фото 198), уход от которых, в-принципе, не сложен, особенно на двухместном катамаране. На четвёрке можно стрелять все в упор. По ощущению прохождения - валы не жёсткие, бочки стрелять не пробовали, да и не было у нас такой цели, мало ли что. Течение очень сильное и в случае аварии зачалиться при самосплаве без травм будет очень трудно и опасно. Порог шли под левым берегом с дальнейшим уходом мимо бочек на центр и далее вправо от скалы, торчащей в центре русла. Потом траверс через всю реку на левый берег и чалка. Этот манёвр был совершён всеми экипажами почти под копирку, кроме Андрюх, которые заходили чуть ближе к центру и немножко были "подкусаны" бочкой, в которую их затянула мощная струя. Но в остальном всё прошло удачно. В-принципе, можно было и не разгружаться, но нас "напугали" местные ребята и мы на всякий случай перестраховались. Выходная шивера тоже оказалась весьма интересной, но мы уже такого насмотрелись раньше и были готовы ко всему. До Эржея было пару часов чистого времени не напряжного сплава и мы часто останавливались, чтобы пособирать грибы и порыбачить. После порога "Шуйский" зачалились на правый берег через очень глубокую лагуну. Все разбежались в лес "помарадёрничать", а Серёга решил побросать небольшую вертушечку на границу струй в конце порога. Не прошло и пяти минут, как с берега все услышали пронзительный крик Серёги: "Бо-о-о-р-р-я-я-я-я-я-я". Все выскочили на берег и увидели согнутый дугой спиннинг. Это был последний день похода и была поставлена жирная точка - таймень на 9,5кг (фото 199)(фото 200). В течении 2-х минут он был вытащен на берег и только на галечнике он понял, что с ним случилось и начал сильно брыкаться. "Сбылась мечта" - сказал Серёга и позднее блесна с разогнутыми тройниками будет повешена дома в рамку на стенку. А мы, осчастливленные тем фактом, что всё таки попробуем таймешатины, после, естественно, фото-сессии (фото 201), попрыгали по катам и продолжили сплав. Через пять километров Ка-Хем начал сильно ускоряться и с обеих сторон круто зажиматься скалами причудливых форм, жаль не смогли запечатлеть. Это начало "Ульхемского" каскада. Наконец-то мы увидели огромные валы под 4 метра и на протяжении, наверное, не менее 2-х километров получили огромное удовольствие от скоростного сплава по этим валам. Вообще Ка-Хем очень сильно показывает свой бурный характер до самого посёлка Эржей, после которого порогов больше нет вообще. Перед паромной переправой находится одноимённый порог "Эржей" (фото 202), который и является последним препятствием на реке. За ним мы завернули к песчаному берегу (фото 203), где лежало несколько больших лодок (фото 204). К нам сразу подбежал мужичок и предложил свои услуги. В 150 метрах от берега у него есть дом, огород и банька. Его зовут Вена, у него свое хозяйство, жена, несколько детей, и он строит новый деревянный дом (фото 205). Раньше у него была лесопилка, но сейчас на её месте ничего нет, кроме кучи дров (фото 206) и аккуратно сложенных брёвен и досок. Около этик куч много места для того, чтобы можно было устроить крайнюю стоянку и просушиться. Мы приняли его предложение, отнесли вещи на поляну за огород (фото 207), катамараны разобрали около ручья, который протекает около его дома, на зелёной лужайке. Также с ним договорились об выброске до Сырыг-Сепа. Погода была отличная, мы потихоньку разобрались и всё развесили сушиться. Вена затопил нам баньку, которой мы с удовольствием воспользовались. Из тайменя сделали шикарную уху, а филейную часть засолили в нашим дозах, в которых хранили выжареное мясо (по нашему куурму). Водителем, который нас повезёт, оказался Венин сват Феодорий. Из Эржея мы созвонились с Анатолием и договорились о дате и месте нашей встречи. Сходили в местный магазин и прикупили кое-какие блага цивилизации на ужин, попить и закусить. После трапезы и помывки пошли спать.

23-й день, 13 августа

Встали рано и стразу начали собираться. С Феодорием договорились на 12 часов и времени на сборы у нас было мало. Очень повезло с погодой, на небе с самого утра не было ни облачка (фото 208) и солнце светило очень ярко. Удалось почти все просушить и к 12 мы почти были готовы. Но случилась задержка: ночью у Феди (по простому) украли коней и ему пришлось больше часа потратить на местную милицию. Это уже был не первый случай воровства коней, чем промышляют некоторые монголы и тувинцы. После решения всех формальных вопросов, около 13.20 выехали на берег к парому (фото 209). Вода за ночь поднялась и стало проблематично заехать по доскам на паром (фото 210), но в течение 20 минут проблему решили и к 14 часам мы были на левом берегу, где собралась довольно большая группа, желающих переправиться на правый берег. Паром (фото 211) работает по принципу "кораблика" и использует силу течения для траверсирования струи. Дорога до Сырыг-Сепа (фото 212) иногда хорошая, а, местами, очень плохая и занимает около 2-х часов на "Уазике", ещё раз пересекая Малый Енисей через паромную переправу. По пути встречаются вперемешку тувинские и русские деревни. Закончить в Эржее считаем правильным решением, так ка интересных мест со спортивной точки зрения на этом отрезке реки нет, слоняющиеся в тувинских деревнях местные жители не внушают доверие, а организовывать дежурство на стоянках не удобно. Феодорий хорошо знает Анатолия, и это не удивительно. Он довёз нас до его дома, мы расплатились и быстренько перегрузились в новенькую "Газель". Дорога до Ачинска заняла около 12 часов. На вокзал приехали с рассветом и до вечернего поезда у нас в распоряжении был целый день, который потратили на изучение достопримечательностей города.

8.4. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Заброска

Участок пути от п. Орлик до оз.Шутхулай по началу может показаться ужасной. Водитель бросает "Урал" в такое, что смотреть на это не хочется и хватаешся всеми руками и ногами за всё, за что можно держаться, чтоб не кататься по кузову или вообще не улететь. Но потом начинаешь получать удовольствие от супер-экстремальной езды по кабину в воде или по мосты в болотинах.

На пешей части нужно быть осторожным при передвижении по узким полкам склонов гор. Необходимо уделять особое внимание технике и правил безопасности при совершении бродов, особенно рядом с завалами (например брод через р. Шутхулай). Особо тщательно необходимо подойти к выбору "правильного" снаряжения, особенно обуви и одежды, чтоб не натереть ступни и интимные места. Сильные дожди, которые не редки в этом районе, способствуют резким подъемам воды в Тиссе и её притоках, что значительно затрудняет их брод, поэтому необходимо в запасе иметь резервные дни на случае пережидания паводков.

На сплаве

Соблюдая все правила поведения на воде, на этом маршруте даже самые сложные участки не составят проблем в прохождении. Но, как известно, вода ошибок не прощает, поэтому всё время необходимо быть собранным и внимательным, особенно в прижимах и около завалов, которыми изобилуют эти реки. Почти везде, кроме некоторых мест в верховьях, в случаи аварии, есть возможность безопасно выбраться на берег. Реки очень широкие и изобилуют плёсами и суводинами.

8.5. Картографические материалы

Подробные карты полу километровки можно бесплатно скачать с сайтаen.poehali.org, поэтому их не включаем в отчёт. Карты республик Бурятии и Тывы для навигатора Garmin можно купить или найти в интернете, это не проблема. Конкретно мы пользовались Дороги Росси. ТОПО 6.0 и картой, скаченной с navi.baikalexpedition.ru. Версию 2008 года можно было скачать бесплатно, сейчас просят за ссылку 140-200р, но карта очень хорошая, с высотами, тропами, перевалами и т.д.

9. Итоги похода и выводы

Наша группа получила огромное удовольствие от этого путешествия и получила бесценный опыт по прохождению сложных порогов и в "боевых" условиях обкатала новое снаряжение, которое показало себя с наилучшей стороны. Было потрачено много средств и сил, чтобы попасть в этот район и мы ни на секунду не сомневаемся, что вернёмся туда ещё раз. Саяны хоть и относительно не дешёвый район в плане заброски и выброски, но потраченные средства и время стоят тех впечатлений, которые мы увезли с собой. План минимум был выполнен и на реках Саян мы ещё не раз побываем. Единственная проблема в походе, это нехватка времени, чтоб в полной мере насладится природой, шикарной рыбалкой, особенно вверху, и заснять всё, что хотелось, но, к сожалению, не смогли.

10. Дополнительные сведения о походе

10.1.Снаряжение в лагерь и на воду (общее на ВСЕХ)

НаименованиеКол.Кг
Аптечка12,0
Запасное весло33,0
Алюминиевая лопасть10,4
Видеокамера Panasonic NV-GS330EE-S, фотокамера Panasonic FZ-18, фотокамера Canon G-5, фотокамера Olympus, фотокамера Genius, навигаторы Garmin MAP60CSX и eTrex, запасные аккумуляторы и батарейки, штатив Rekam, самодельный аквабокс и гермобокс Peli 130018,0
Общий вес снаряжения в лагерь на ВСЕХ-39
Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно-6,5

10.2. Снаряжение в лагерь (личное на ОДНОГО)

НаименованиеКол.Кг
Шапка тёплая + противомоскитная сетка10,3
РЮКЗАК + накидка от дождя для рюкзака13,8
Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно-11

В зависимости от типа применяемого снаряжения, вес этого комплекта может меняться

10.3. Снаряжение катамаранное (общее на ВСЕХ)

Наименованиевес, кг
Катамаран «Мажой» в упаковке с штатными алюминиевыми продолинами28,0
Катамаран Белрафт 2Т, без рамы (2 шт.)52,0
Верёвки разные7,0
Спасконец с карабином (длина шнура 25 м), 3 шт.3,0
Общий вес катамаранного снаряжения90,0
Пересчёт веса на ОДНОГО участника15,0

10.4. Снаряжение катамаранное (личное на ОДНОГО)

Наименованиевес, кг
Герметик 80-140л или гермопакеты (гермовкладыш в рюкзак) + гермокошелёк под документы и т.п.1,0
Весло типа "Тритон"1,0
Каска защитная (водная или хоккейная)0,5
Спасжилет + стропорез + карабин1,2
Штормовка лёгкая (от дождя)0,8
Неопреновые штаны для похудания + обувь на воду (кеды, ботинки или неопреновые боты)2,0
Защитный костюм «Тритон»1,1
Кепка солнцезащитная + очки0,2
Спиннинг + катушка (2 шт.)1,2
Снасти (блёсны, лески)1,0
Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно10,0

10.5. Состав группового ремнабора

Инструменты

1. Игла цыганская - 4 шт.
  2. Игла сапожная, кривая - 2 шт.
  3. Иглы швейные, разные - 1 компл.
  4. Шило сапожное, с крючком - 2 шт.
  5. Полотно по металлу - 1 шт.
  6. Нож сапожный - 1 шт.
  7. Ножницы малые - 1 шт.
  8. Наждачная бумага влагостойкая - 2 листа
  9. Напильник 3-х гранный - 1 шт.
  10. Надфили квадратный и треугольный - 2 шт.
  11. Отвёртка универсальная - 1 шт.
  12. Пассатижи универсальные, малые - 1 шт.
  13. Ножовка по дереву - 1 шт.
  14. Сумка для ремнабора - 1 шт.

Материалы

8. Шурупы и гвозди разные - -
  9. Спирт - 0,2 л

10.6. Состав аптечки

1. Бинт стерильный (10 м х 10 см) - 2 шт.
  2. Бинт эластичный, ленточный - 2 шт.
  3. Бинт эластичный, трубчатый - 3 шт.
  4. Лейкопластырь бактерицидный - 30 упак.
  5. Йод - 10 мл
  12. Валидол - 12 табл.
  13. Баралгин - 12 табл.
  14. Анальгин - 10 табл.
  15. Активированный уголь - 20 табл.
  16. Полимиксин - 3 упак.
  17. Ланцет - 1 шт.
  18. Пинцет малый - 1 шт.
  19. Зажим хирургический малый - 1 шт.
  20. Ватные палочки - 30 шт.
  21. Глазные капли - 10 мл.
  22. Супрастин - 1 упак.
  23. Мазь "Финалгон" - 1 тюбик
  24. Мазь "Спасатель" - 2 тюбика
  25. Спирт медицинский - 250 мл

10.7. Организация питания на маршруте

Данный поход планировался как плацдарм для испытания продуктовой раскладки, поэтому порции были сильно уменьшены по сравнению со штатной (по нашему мнению). Было интересно, достаточно ли будет сытно и разнообразно меню и каких продуктов можно убавить/внести/увеличить. Следующий плановый поход будет состоять из двух пеших переходов, поэтому вес порций будет сильно влиять на выходной вес рюкзака. Питание на маршруте планировалось трёхразовое (по возможности). С утра каша + разные "прибамбасы" (орехи, изюм, шоколад и т.п.). На обед "супчик дня" с мясом и на ужин гарнир тоже с мясом. Чай с ягодами и травами, само собой. Зная, что скорее всего будет много рыбы, были выкинуты из раскладки четыре обеда и четыре ужина. Что касается самого меню, то завтрак повторялся каждые 7 дней, а ужин каждые 4. Таблица меню и раскладки продуктов получилась большой, поэтому вот ссылка на неё в формате XLS.

По таблице раскладка "жёсткая", но она разбавлялась в процессе похода блюдами, приготовленными из подножного корма: рыба в разных вариациях (хариус, ленок, таймень - отрывались только в верховьях), грибы (было безумное количество) и ягоды (было мало, к сожалению). "Выкинутые" из раскладки ужины и обеды очень здорово были замещены вкуснейшими блюдами из рыбы и грибов. После каждого ходового дня оставались лишние продукты (сладкое, крупы и мясо), которые подъедались в следующие дни. В конце похода осталось некоторое количество продуктов (крупы, мясо, сухари, специи), часть из которых отдали на антистапеле хозяину двора, а часть доели в поезде на обратной дороге. В Уш-Бельдыре есть возможность пополнить запас провианта (хлеб, картошка, сахар, чай и т.п. ), но за немалые деньги. На Ка-Хеме почти везде у Староверов тоже можно кое-что из продуктов (хлеб, огурцы, яйца, молоко, иногда картошку) для разнообразия прикупить, причём довольно дёшево. Все каши (кроме тех, что на ужин) брались фасованные (разовые порции). Баранки - маленькие, с маком или сахарной глазурью. Конфеты - карамельные, разные, которые вместе с недоеденными (кто не доел на завтрак) орехами, использовались как катамаранная "подкормка". Шоколад - горький с максимальным содержанием какао в фольгированной упаковке. Иногда, вместо чая, варили кисель. Пшеничная мука (для жарки рыбы), блинная мука, растительное масло, соль, чай, сухари, чеснок, лук и немного спирта были равномерно распределены по участникам еще в Калининграде. Сами продукты были расфасованы по суточным мешкам (завтрак, обед, ужин) и не нужно было ломать голову над тем, что сегодня будем есть и у кого что лежит. Вскрыв мешок, всё было ясно. Дежурили по парам с утра и до вечера. Среднесуточная доза продуктов на одного получилась, примерно, 640г и, соответственно, примерно 14 кг на весь поход (84кг на всех). Всё получилось удачно, ели хорошо и 8-литрового котла с вполне хватало на шестерых. Очень часто, можно сказать всегда, почему-то не получалось делать обеденный перекус. Наверное поэтому вечерний "супоужин", состоящий из всего, что на обед плюс всё, что на ужин, плюс грибы, если были, съедался очень быстро. Средняя потеря веса на маршруте с человека составила 6-8 кг (кто-то больше, кто-то меньше), но физически самочувствие было очень хорошим.

10.8. Раскладка рюкзака

Саккумулировав все части снаряжения и продукты, получим следующую ситуацию по весам (кг) рюкзака на одного:

• Снаряжение в лагерь (общее на всех) - 6,5
  • Снаряжение в лагерь (личное) - 11
  • Снаряжение катамаранное (общее на всех) - 15,0
  • Снаряжение катамаранное (личное) - 10,0
  • Продукты - 14,0

Вес рюкзака, примерно - 56,5

Вес всего снаряжения на всех, примерно - 339

Полученный вес рюкзака - это почти максимальный вес по нашей раскладке, если бы всё несли на себе. На этапе "пешка" нам помогали каюры с лошадьми. Катамараны были упакованы в штатные сумки.

10.9. Фото-видео материалы

За поход было отснято много фотоматериала, но передать все прелести маршрута через картинки очень трудно. Смотрите фильм о походе на www.youtube.com...

Добавлено: 30.12.2010 г

Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)Отчёт о пеше-водном (катамараны) туристском путешествии V к.с. в районе республик Бурятия и Тыва (Восточный Саян)