Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Кодори (50 км).

Кодори (50 км).

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1993
Категория сложности: III
Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Автор: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир"
Лата - Ганахлеба (25 км) - море (25 км).
Сентябрь-октябрь, категория сложности III, 8,5 балла.
Схема 113

Это пожалуй, наиболее впечатляющее (в сочетании с Лабой, см. соответствующий маршрут) и наиболее сложное из описываемых в настоящей книге путешествие, которое можно совершить осенью на юге страны; рекомендовать его можно только водникам, имеющим достаточный опыт прохождения порогов. Сплавляться по Кодори можно на байдарках с фартуком или на надувных судах (автор совершил путешествие на одноместной надувной "Ласточке", которая также хорошо проявила себя); необходимы спасжилет и защитный шлем.
Сплав по Кодори начинается от горного села Лата, связанного с Сухуми через Цебельду автобусом (50 км). Автобусы на Лату отправляются от сухумского центрального рынка. Поскольку они туда ходят лишь 1 - 2 раза в день, не следует пренебрегать цебельдинским автобусом в расчете на то, что от Цебельды до Латы удастся подъехать попутной машиной.
Кодори у Латы - стремительная река шириной 25 - 30 м (в межень) с прозрачной горной водой бирюзового оттенка, текущая в галечном русле; в реке водятся форель и лосось. Среднее падение реки до 10 м/км, скорость течения 7 - 10 км/ч, гладкой воды, за исключением низовья, практически нет.
Основные препятствия на этом участке Кодори - довольно крутые перекаты с падением уровня - 1 м на длине 25 - 30 м, жгутованием струи и образованием валов высотой до 1,5 м. Нередко эти перекаты сопровождаются поворотом реки; в таких местах возникают прижимы, отраженные и косые валы, осложняющие выбор наилучшей траектории прохождения. В любом случае нужно стараться избежать прижима и затягивания лодки в валы, держась на периферии основной струи ближе к выпуклому берегу. Есть 2 - 3 порога, представляющие собой перекат описанного выше типа с несколькими крупными валунами в русле; эти пороги требуют предварительного просмотра.
От Латы до Ганахлебы река течет в каньонообразной долине глубиной до 1 км и шириной (по верху) 1 - 1,5 км; склоны долины заросли лиственными лесами и нередко обрываются к воде светлыми скалистыми утесами. В 7 - 8 км ниже Латы река проходит через щель шириной 15 - 20 м с высотой стен 40 - 50 м; поверху через нее переброшен мост. Участок реки до Ганахлебы, перед которой долина Кодори внезапно расширяется, наиболее живописен.
Однако и далее, когда горы понижаются и отходят от реки, Кодори не теряет своей привлекательности; река почти так же стремительна и мечется в галечном русле, образуя шиверы и острова. Здесь нужно внимательно следить за основной струей, не давая вынести лодку на отмель, поскольку выйти из лодки, снять с мели и сесть в нее снова на быстрине - задача непростая.
От автодорожного и железнодорожного мостов, следующих один за другим, до моря остается 5 - 6 км; на этом участке река успокаивается и образует лесистые острова. По берегам Кодори здесь растет лиственный лес, а в русле довольно много коряг.
Спуск по Кодори можно прервать у мостов, откуда легко уехать в Сухуми электричкой (остановка на правом берегу в 2 км) или автотранспортом, но лучше дойти до моря, где, устроив лагерь на одном из кодорских островов вблизи морского берега, можно несколько дней после напряженного сплава провести на черноморском пляже.
Кодори впадает в море двумя рукавами; от устья правого рукава до автобуса, которым можно уехать на ст. Дранда, около 2 км. На случай встреч с береговой погранохраной лучше иметь при себе документы. При наличии запаса времени можно продолжить путешествие сплавом по Лабе (см. описание соответствующего маршрута), уехав из Сухуми вечерним поездом (13 ч езды до ст. Курганная).
Кодори (50 км).
Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествей на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.