Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1599 0

Дата: 1-11 мая 2009 г.

Руководитель группы: Фёдорова М.В. (Санкт-Петербург)

Оглавление

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая организация
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1. Перечень специального снаряжения
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика средств передвижения
9.4. Особенности погодных условий
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
IV. Отчет подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии к отчету
Приложение 1: Схема ручья Харбас

Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Приложение 2: Трек маршрута

Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Авторы: Мария и Николай Федоровы, Клуб " Мумми - троли"(Санкт-Петербург)

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

(место проведения)

Поход проходил по Северному Кавказу в Приэльбрусье на территории республики Кабардино-Балкарии в Российской Федерации. Географический район – Приэльбрусье

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Видтуризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
пешком сплав всего общая ходовых дней
водный н/к с элементами четвёртой к.с. 12 км 8 км 20 км 11 дней 5 дней 01.05 – 11.05 2009

Группа из двенадцати человек на четырёх двухместных и одном четырёхместном катамаране. Маршрутная книжка № 12/09

4. Подробная нитка маршрута

Санкт-Петербург - г. Кисловодск – ручей Харбас – река Средняя Малка - приток Первый селевой- кулуар Надежда – гора Харбас – г. Кисловодск – Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия маршрута

Уровень воды в ручье Харбас – низкий, непроход, уровень воды в реке Средняя Малка – низкий, падающий

При определении категории сложности (к.с.) водных и пеших препятствий использовался справочник «Русский турист». Пешие препятствия оценивались именно по пешей, а не по горной классификации

Водные препятствия

Вид К.с. Длина Характеристика Способ прохождения
Шиверы и пороги Харбаса Непроход, проводка 4000 м Нагромождение камней, большой уклон, высокая скорость струи, несмотря на непроход, проводка затруднена и опасна Проводка на чальных концах с постоянным проталкиванием, местами спуск на основной верёвке, местами обносы
Шиверы реки Средняя Малка Третья- четвёртая 4000 м Каскад слаломных малорасходных шивер, большое количество камней, прижимов, ворот, острых зубьев, мели, навалы, частично перегораживающие русло деревья Требуется беглый осмотр участка с частыми чалками.
Порог «Первый селевой» непроход 150 м Череда сливов в очень узких воротцах на левом повороте, затем на правом повороте По нашей воде габаритный непроход
Пороги и шиверы до порога Второй селевой непроход 2000 м Негабаритные сливы в узких воротцах, навалы, зубья в струе, частичные завалы По нашей воде весь участок требовал проводки и частичного обноса, порог «Второй селевой» был габаритным непроходом

Пешие препятствия

Вид К.с. Длина Характеристика Способ прохождения
Осыпь крупная в русле ручья Первый селевой 4000 м Нагроможде-ние камней в русле старого селевого потока, угроза обвалов, уклон до 45 градусов, завалы из деревьев Пройдено 3 раза: 1) налегке в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка альпенштоком, места с угрозой обвалов проходились по одному, в момент, когда не сыпались камни
Травянис-тый склон с крутизной 30-35 градусов Высота 400 м Крутой травянистый склон с выходами отдельных скал и мелких живых осыпей, угроза обвала камней Пройдено 3 раза: 1) налегке в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка альпенштоком и метод траверса. Места с сыпухой проходились по одному, многие участники двигались в сплавных касках. Подъём по кулуару осложнялся негабаритным грузом – дюралевыми рамами от катамаранов
Каньон в верховьях ручья Первый селевой радиально 700 м Нагроможде-ние камней в скальных узостях, большой уклон до 45 градусов, водопады с участками 60 градусов Пройден в ходе разведки выхода из ущелья ручья радиально без рюкзаков. При прохождении водопадов применялась страховка перилами из основной верёвки. Во время разведки 1м из участников совершён подъём в травянистый кулуар высотой 150 метров с уклоном до 30 градусов. Разведка сопровождалась фотосъёмкой, совершена 4мя участниками группы
Подъём по плато к горе Харбас н/к 4000 м Травянистый тягун с уклоном 15 градусов траверсом Совершён всеми участниками группы со снаряжением: часть группы преодолела препятствие за одну ходку с водным и основным снаряжением, часть группы возвращалась за водным снаряжением во вторую ходку.
Движение вдоль ЛБ р. Малка траверсом травянистых склонов и осыпей радиально н/к 2000 м Травянистые склоны и отдельные осыпи, завалы из деревьев Совершено 3мя участниками группы. Движение не потребовало страховки альпенштоками

6. Сведения о руководителях и участниках

№ п/п Фамилия, Имя, Отчество Туристическая подготовка Обязанности в группе, средство сплава
1. Фёдорова Мария Владимировна Шавла-Аргут-Катунь(5У), Кучерла н/к с элементами 6 (Р), Худес-Кубань(4Р), Тохмайоки – Уксунйоки(3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3Р), Печа –Конья (3У) руководитель, катамаран двухместный «Светофор»
2. Фёдоров Николай Васильевич Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Печа-Конья (3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У) завхоз, помощник руководителя, катамаран двухместный «Светофор»
3. Балакин Сергей Михайлович Ака-алаха-Аргут (6У), Кекемерен, Обхингоу, Пскем и др. – всё 6У, Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У) Фотограф, капитан К2 «Коцур»
4. Смирнов Дмитрий Евгеньевич Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), Чирко-Кемь (1Р) оператор, матрос К2 «Коцур»
5. Романов Александр Анатольевич Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (2У), а также незарегестрированный алтайский водный опыт (Мажой) и пеший опыт (перевал Кара-тюрек и др.) Капитан К2 «Пчела», навигатор
6. Друговина Дмитрий Витальевич Кутсайоки-Тунтсайоки (3У), Кучерла пешая часть (перевал Кара-тюрек), Винча (2У) Матрос К2 «Пчела», начсвязь
7. Иваненко Иван Вячеславович Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Печа-Конья (3У), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), Кучерла пешая часть (перевал Кара-тюрек) Капитан К4 «Сварог»
8. Савкин Дмитрий Юрьевич Суна (2У) Матрос К4 «Сварог», реммастер
9. Фёдоров Роман Валентинович Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), горный опыт 3У Главный по верёвочной страховке, матрос К4 «Сварог»
10. Яковлева Галина Викторовна Винча (2У), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), Медсестра, матрос К4 «Сварог»
11. Гончаров Станислав Викторович Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт Капитан К2 «Рафтмастер»
12. Смирнова Екатерина Николаевна Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт Матрос К2 «Рафтмастер»

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

К выбираемому маршруту для весеннего водного похода были предъявлены следующие требования:

  • поход должен быть полноценным водным походом 4 категории сложности;
  • маршрут должен быть достаточно сложным, может содержать препятствия до 5 к.с.;
  • заброска должна осуществляться «колёсами в воду»;
  • поход должен быть проведён в сжатые сроки;
  • маршрут не должен пролегать в погранзоне;
  • маршрут должен пролегать по малопосещаемым местам, фактически не описанным в отчётах для детального изучения рек и составления технического описания;
  • река (реки), по которым будет проходить поход, должна иметь средний уровень воды в начале мая.

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по реке Средняя Малка с заброской по ручью Харбас. Но по нашей воде ситуация оказалась совершенно иной, маршрут был серьёзно изменён

2. Варианты подъезда и отъезда

Для путешествий по Приэльбрусью можно доехать на поезде до города Кисловодск или Пятегорск из Санкт-Петербурга и Москвы. Далее на машине путь ведёт через базу «Долина нарзанов» по дороге на Джилысу. Дорога пересекает ручей Харбас, здесь можно начинать активную часть маршрута

Выброска может быть осуществлена в зависимости от времени и количества воды как от турбазы «Долина нарзанов», так и от посёлка Харбаз. В случае выброски от турбазы «Долина нарзанов» придётся около 5 км подниматься вверх по левому притоку Малки ручью Хасаут до турбазы по тропе. Этот же способ является одним из аварийных выходов с маршрута. В любом случае выброска может быть осуществлена только на заранее заказанной машине

Телефоны водителей в г. Кисловодск:

1) Руслан и Владимир, г. Кисловодск (2 УАЗа, 2 ГАЗЕЛи): 8 (928) 346 93 93, 8 (962) 496 35 10, 8 (918) 869 64 86

2) фирма «ТАНЕКС» (автобус на 20 мест), г.Кисловодск, ул.Шаляпина 17, оф.№1, Остановка Железно-Дорожный Вокзал. Тел./факс: (87937) 6 17 53. Тел.: 8 (928) 305 24 07, www.tanex.ru, E-mail: info@tanex.ru, taneks@yandex.ru

3) Мурат, г. Кисловодск (красный Мерседес на 16 мест): 8 (928) 635 00 04, 8 (928) 264 04 43

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход возможен по доступным лоциям либо обратно 4 км по ручью Харбас, либо уже по ручью Хасаут к турбазе «Долина нарзанов»

Однако наша группа разведала и использовала новый аварийный выход – левый приток у порога Первый селевой к горе Харбас. На триангуляционном знаке брал местный «Мегафон». От вершины – 200м до дороги к турбазе «Долина нарзанов». Этот аварийный выход будет описан подробно в пункте «Техническое описание прохождения группой маршрута»

Также существуют непроверенные сведения о том, что в 2007 году группа водников, собиравшаяся спуститься по р. Харбас, не доехала до него на машине из-за снежных мостов на плато и от горы Джугутюрлютюбе спускалась в долину ручья Харбас по нижнему левому притоку напротив пещеры в скале ПБ с координатами N 43*34`715 E 42*36`3. От пещеры до стрелки с Малкой около 500 м по прямой. Для выхода по этому ручью от стрелки с Малкой потребуется совершить брод Харбаса 2 раза, затем для выхода на дорогу набрать высоту около 800 м. Более детальных сведений об этом аварийном выходе нет

4. Изменения маршрута и их причины

Мы предполагали за 1 день спуститься по ручью Харбас 4 км до реки Малка, пройти Среднюю Малку и Нижнюю Малку

Однако неожиданно для всех к майским праздникам уровень воды в реке Малка и в ручье Харбас сильно упал и продолжал падать. Снеговой паводок к майским праздникам в отличие от предыдущих лет успел пройти, а таяние ледников не началось из-за постоянной пасмурной и прохладной погоды. В связи с этим нам пришлось проводить и буквально протаскивать суда по ручью Харбас, что заняло 2 дня. В отдельных случаях проводка достигала сложности 5 к.с. Если бы уровень воды в ручье был ещё ниже, можно было бы спуститься к реке Малка пешком. Наш уровень воды не позволял идти пешком (очень сильная струя с большим уклоном не позволяла постоянно бродить ручей в местах пересечения ручья слабой тропкой), но при этом сплав был тоже невозможен из-за постоянного негабарита. Проводка из-за большого уклона ручья была очень опасной и потребовала применения на отдельных участках основной верёвки. Некоторые участки пришлось обнести. Также проводку осложняли встречавшиеся завалы. Характер ручья Харбас не описан подробно ни в одном из доступных отчётов. Немногочисленные группы, использовавшие этот ручей как способ заброски на Малку, либо сплавлялись по нему, либо шли пешком, в обоих случаях уровень воды отличался от нашего

В Средней Малке вода была низкая и продолжала падать. Из-за этого шиверы потребовали более детального осмотра и постоянных чалок - возможности прохода между торчащими зубьями в большинстве случаев не читались с воды. Порог Первый селевой оказался непроходим. Вниз по реке была выслана разведка, доложившая, что и основные пороги ниже, включая Второй селевой тоже оказались габаритным непроходом по нашей воде

Было принято решение выходить с реки, чтобы не опоздать на поезд, после чего нашей группой был разведан и пройден не описанный нигде аварийный выход на дорогу к турбазе «Долина нарзанов» в районе горы Харбас (8 км, набор высоты 800 м)

5. График движения

Дни пути Участок пути (от – до) Прот. в м Ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия днём (ночью всё время не выше + 5)
1 - 3 Санкт-Петербург – Кисловодск (поезд), автозаброска до р. Харбас, стапель ------ ----- ----------------- ----------
4 Мост через р. Харбас – 150 м выше пор. Жёлоб 2000м 6 ч Негабаритные сливы с завалами, навалы, прижимы к скальным стенкам. Переменная облач-ность t воздуха = +16 - +18 C.
5 150 м выше пор. Жёлоб ручей – стрелка р. Малка 2000м 7 ч Спуск на верёвках пор. Жёлоб, обнос пор. ок. пещеры, прижимы, навалы, непроходы Переменная облачность, град, t = +16 C
6 Стрелка р. Малка – пор. Первый селевой, Радиальная разведка пешком 4000м 2500м + 2000м 5 ч 3 ч Слаломные шиверы 3-4 к.с, воротца, навалы, высокая скорость струи. Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б у 1группы в русле ручья Первый селевой. Н/к движение траверсом ЛБ р. Малка у второй группы Кратковременные осадки, облачность, небольшая гроза, t = +12 - +14 C
7 Пеший выход с водным снаряжением по ручью Первый селевой до выхода на плато и возвращение на стрелку р. Малка. Радиальные разведки выхода из ущелья 4000м 700 м + 1000 м 9 ч Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А. Каньон верховий р. Первый селевой с преодолением водопадов с уклоном до 60 градусов путём навешивания перил, 1 Б - 1 группа. Подъём по описанному выше склону кулуара Надежда 1А – 2 группа Ясно, затем переменная облачность и град, t = +14 - +16 C
8 Вторая ходка по ручью Первый селевой с подъёмом по кулуару Надежда, затем траверс гребня для выхода на плато к горе Харбас 8000м 8 ч Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А Траверс травянистого гребня с уклоном 15 градусов н/к, одна часть группы прошла в две ходки из-за веса водного снаряжения Переменная облачность, сильный ветер, t = +15 C
9 - 10 Автотранспорт до города Кисловодск, поезд до г. Москва ---- ------- -------- ------
10 - 11 Поезд Москва – Санкт-Петербург ------ -------- ---------- -------
  • Температура вода на протяжении всего маршрута колебалась от +5 до +7 C
  • Температура воздуха и воды замерялась спортивными часами Casio Marine Gear
  • Расстояния активной части похода измерено по картам 1:50000

6. Техническое описание (только активная часть маршрута)

День 1 - 3 мая 2009 (воскресенье)

Прибытие на вокзал г. Кисловодска 3 мая в 9 утра. Созвонились с водителем Русланом, подтвердили своё прибытие, для чего купили местную Sim-карту Мегафона в павильоне рядом с вокзалом

В 10:30 – прибытие московского поезда с ещё тремя участниками. Погрузка в УАЗ и бортовую ГАЗЕЛЬ Руслана и Владимира

По дороге Фёдоров Н. заехал на УАЗе в Поисково-Спасательный Отряд (ПСО) в здании бывшего санатория «Минутка» для постановки группы на учёт

Адрес: Кисловодск, проспект Победы 24

Тел. отряда: 8 (87937) 207 02

Начальник - Морозов Анатолий Анатольевич: 8 (87937) 277 71

Примерно в 13:30 прибыли на мост через Харбас

Сделали разведку ПБ

Лагерь поставили на ПБ перед мостом. Дров мало! На дороге, ведущей на Джилысу, выше моста через Харбас обнаружили большой снежник

Обед. Стапель. Деревья для рамы можно найти, но они кривые (берёза). К4 «Сварог» вёз поперечины с собой. У всех К2 была дюраль

Выше моста начинается ООПТ – Национальный парк Приэльбрусье. Сплав начинается от границы парка, территорию парка не захватывает

День 2 - 4 мая 2009 (понедельник)

Подъем в 7:00

Уровень воды по сравнению с предыдущим днем заметно упал. Проход под мостом невозможен, поэтому занесли лодки по ЛБ на 50 м ниже притока по ЛБ (по ПБ проход невозможен – там тоже впадает приток, в нашем случае перекрыт глубоким снегом)

Перечалились на ПБ, сплав был невозможен из-за габаритных непроходов. Начали проводку по ПБ до левого поворота в каньон, затем произвели частичный обнос и проводку каньона по ПБ. До устья притока по ЛБ суда вели в проводку то по ЛБ, то по ПБ. В 100 м выше устья 2го притока по ЛБ есть полка на ПБ, пригодная для обеда и стоянки для 2х-3х палаток. Весь этот участок по большей воде возможен для сплава с осмотрами и принудительными чалками перед возможными завалами и отдельными габаритными непроходами

Выше стоянки - сложный участок: отвесная скала по ЛБ, справа – огромный камень. Ломаный слив с поворотом сначала вправо, затем влево. На левом повороте в сливе бревно. Обнос по ПБ с выходом на стоянку. Даже по большей воде, скорее всего, порог будет непроходим

После стоянки предпринята попытка сплава, которая в связи с негабаритом, не увенчалась успехом. По большей воде этот участок до порога Жёлоб будет пригоден для сплава. В нашем случае - дальнейшая проводка по ПБ

Чалка всех судов на ПБ после левого поворота. Ориентиром служит появление заметного уклона. Головным экипажем произведена разведка по ПБ каньона с порогом-водопадом (в некоторых лоциях «Мини-жёлоб», в нашем отчёте просто «Жёлоб»). По ПБ обнос не возможен из-за отвесной скалы. Перечалили все суда на ЛБ. Все перечалки из-за глубокой и быстрой струи с большим уклоном требовали очень большого количества времени, страховки верёвками и слаженной работы 3-х и более человек. Было уже около 18 часов, поэтому принято решение встать на стоянку на полке ЛБ на левом повороте в 150 метрах по прямой от пор. «Жёлоб»

Координаты стоянки: N 43* 34`709 E 42* 36`704 Дрова есть!

Из области анекдота: несмотря на низкий и падающий уровень воды в р. Харбас, вода была достаточно мутная. Отдельные члены группы захотели набрать более чистой, по их мнению воды, из притока по ЛБ в 150 м выше от стоянки, в результате чего каким-то образом ими был утоплен котёл. Котёл снесло в бочку на ручье Харбас, после чего двое участников, страхуя друг друга морковкой, пытались нырять в бочку, чтобы достать котёл. Котёл найден не был, участники получили строгий выговор от руководителя за всю эту затею. На счастье, у группы в распоряжении было 2 котла

Также был произведён мелкий ремонт снаряжения: заклеена вещевая герма и днищевые швы на 2х катамаранах, пострадавшие во время проводки гружёных судов

День 3 - 5 мая 2009 (вторник)

Подъем в 7:00. Уровень воды ещё упал

Занос вещей по узкой тропке скалы ЛБ за каньон порога Жёлоб

Координаты N 43*34`725 E 42*35`859, высота 1690м. Порог представляет собой узкую скальную щель на правом повороте. Может быть пройден по более высокой воде без вещей на К2 опытным экипажем со страховкой и осмотром по ЛБ. В нашу воду порог был негабаритен. Возможны два варианта обноса порога – непосредственно обнос по скале ЛБ и спуск на основной верёвке с гладкой скалы в начале основного слива порога также с ЛБ. Оба эти способа одинаково долгие и трудоёмкие. Обнос требует верёвочной страховки катамарана, чтобы избежать его срыва в ущелье Жёлоба, который мог бы повлечь за собой и падение людей. Страховали морковкой через деревья на скале. Таким образом обнесли два К2 – «Светофор» и «Коцур». Остальные суда перенесли на наклонную плиту ЛБ и стравили на основной веревке по Жёлобу, предварительно переправив 2х человек на ПБ для страховки от прижимов с помощью носовой чалки

После Жёлоба на левом повороте продолжается негабаритное по нашей воде нагромождение камней с высоким уклоном и завалом перед скалой по ЛБ в начале правого поворота. Протяжённость препятствия 100 м. По более высокой воде среди камней возможно откроются узкие габаритные для К2 проходы. Чалка перед завалом будет крайне опасна

После обноса-проводки Жёлоба мы провели пустые суда по ЛБ за завал, погрузили вещи, затем спуск совершался путём проводки и перечалок с ЛБ на ПБ, обусловленными подступающими к воде отвесными скалами с прижимами

Уклон ручья ненадолго уменьшается перед третьим левым притоком, впадающим в конце длинной ровной полки по ЛБ. В нашу воду даже в этой части был непроход из-за многочисленных зубьев, в большую воду сплав здесь вполне возможен. Сразу после ручья по ЛБ скала, потребовалась перечалка на ПБ. Вдоль скалы – правый поворот, в конце которого – скала по ПБ. Высоко на скале замечена пещера - координаты N 43*34`715 E 42*36`337. Около пещеры мы были в 17:00, перекус. Во время перекуса нас накрыло крупным градом ш 4-5 мм

Перед скалой ПБ – галечная отмель по нашей воде. В высокую воду должна быть затоплена. За скалой на правом повороте – разбои, зубья, в нашем случае снова проводка

Далее – ВНИМАНИЕ! В конце правого поворота – серьёзное препятствие с большим уклоном – нагромождение камней и деревьев с узкими проходами, в нашем случае негабаритными для катамарана. По большей воде проход вдоль скалы ПБ возможно будет габаритен. Однако струя будет упираться в винтовом сливе в скалу ПБ. Также возможно откроются для сплава ворота в середине нагромождения камней, они могут быть осложнены завалом. На участке в 70 м река теряет здесь до 30 м высоты. Даже при возможном проходе по большей воде это препятствие будет иметь высшую категорию сложности, либо всё равно останется непроходимо

Обнос и осмотр препятствия возможны по ЛБ с чалкой сразу перед началом препятствия. Обнос происходит по крупной осыпи вдоль границы воды, затем по кустарнику на полке. При обносе нами был частично расчищен поваленный кустарник. На полке возможно размещение лагеря. От полки начинается по ЛБ сносная тропа, ведущая до самой стрелки с Малкой. По прямой до стрелки остаётся 480 м. Обнеся катамараны, мы занесли вещи на стрелку с Малкой. Затем по круто падающей шивере нам пришлось провести пустые суда уже до стоянки на стрелке с Малкой. По большей воде сплав шиверы возможен, в некоторых участках он будет достигать 5 к.с. Фоновая категория сплава будет не ниже 4 к.с

На последних метрах проводки Иваненко сорвал ноготь на большом пальце ноги. Ему была оказана необходимая медицинская помощь. Для предотвращения заражения врач Яковлева назначила Иваненко курс антибиотиков общего действия

Стоянка на стрелке Харбаса и Малки – координаты N 43*34`720 E 42*36`707, высота 1620

Дрова есть. С вечера засекли уровень воды

День 4 - 6 мая 2009 (среда)

Подъем в 7:00

Уровень воды снова заметно упал

Разведку до правого поворота вдоль осыпи ЛБ произвели с вечера

Старт в 9:15, до пор. «Первый Селевой» шли с береговым осмотром всей линии движения то по ПБ, то по ЛБ, чередуя экипажи. Характер препятствий – крутая шивера с навалом на хаотичные камни в русле. Постоянный слалом. Сложность участка сильно зависит от уровня воды. При низкой воде возможны негабариты, при высокой воде сложность препятствий возрастёт. Во время прохождения шивер, сев на очередной зуб, порвался К2 мончегорцев («Рафтмастер»). На ремонт силами экипажа ушло чуть более часа

В шиверах могут встречаться завалы, линия прохождения часто не читается с воды, поэтому нет смысла подробно описывать каждый поворот реки. Беглый осмотр по берегу всего участка необходим в любом случае

Перед порогом Первый селевой (начинается впадением левого притока с заметным навалом крупных розоватых камней – вынос селя) река заметно выполаживается, чалка в конце длинной отмели на ЛБ перед порогом не составляет труда. Перед порогом из воды вертикально торчат сухие стволы берёз

Около 3 часов дня все суда зачалились на отмели ЛБ перед порогом, группа произвела осмотр порога. Первый Селевой представляет собой ряд сливов в узких воротцах сначала на левом, затем на правом поворотах. В конце порога – крутая слаломная шивера. Обнос и осмотр порога по ЛБ трудоёмки, берег является крупной осыпью с завалами из деревьев. По нашей воде порог был не габаритен из-за клыков в струе сразу после первого слива, да и проходы между камнями в сливах на грани негабарита. Шивера после порога была нагромождением камней без видимых возможностей для прохождения

По большой воде порог можно оценить в 5-6 к.с

Время поджимало, прохладная погода, недостаточная для таяния ледников, не менялась, соответственно, и вода расти не собиралась. Становилось ясно, что и другие пороги Средней Малки с большой вероятностью придётся обносить и проводить. Билеты на поезд 9го мая в такой ситуации не позволяли нам сплавиться по Нижней Малке (после впадение р. Хасаут воды должно стать заметно больше), так как проводки и обносы требовали очень большого количества времени. Впереди было около 15 километров предполагаемых сложных обносов и проводок до стрелки с Хасаутом, так как Средняя Малка отличается большим уклоном и слаломным характером порогов. Проводка такого участка бы заняла не менее 2-х дней. В лучшем случае нам бы удалось достичь устья р. Хасаут только к вечеру 8 мая. Не известно, успели бы мы даже при таком благоприятном случае за 9 мая подняться с водным снаряжением по непростой тропе вдоль Хасаута до турбазы «Долина нарзанов», связаться с водителем и успеть к вечернему поезду из Кисловодска. Скорее всего - нет. Требовалось объективно оценить обстановку и принять наименее рискованное решение о дальнейшем маршруте группы

Поэтому было решено отправить 2 разведки. Первая разведка должна была спуститься по ЛБ р. Малка до порога Второй селевой и оценить количество негабаритов и возможности для сплава. Вторая разведка должна была подняться по руслу бывшего селевого потока и оценить возможности для выхода по нему на плато, по которому проходит дорога Джилысу – база «Долина Нарзанов» - Кисловодск. Каждая из групп имела рацию для связи. В лагере тоже осталась рация

Первая группа состояла из трёх участников Гончаров, Смирнов, Друговина. В этом случае была допущена стратегическая ошибка, достаточно было отправить на разведку двоих участников. Группа произвела разведку тропы (хотя это сложно назвать тропой) до пор. Второй Селевой и сплавного участка между порогами (1 и 2 Селевыми). В порогах Крюковщина и Второй Селевой были обнаружены серьёзные негабариты, которые бы потребовали длительного и трудоёмкого обноса либо проводки. В шиверах на прогонах между порогами также было отмечено ещё несколько протяжённых негабаритов. После порога Второй селевой характер реки на видимом участке не менялся. Разведка подтвердила, что прохождение этого участка возможно только путём проводки. Также ребята рассказали, что упоминавшаяся в некоторых отчётах тропа заноса вещей по ЛБ труднопроходима и без вещей. Сплав в таков виде смысла не имел

Вторая разведка состояла из Фёдоровой и Савкина. Только что прошёл дождь, и камни в русле селевого потока были скользкие. Разведчики вынуждены были постоянно следить за стенками ущелья, в некоторых местах сыпались камни. Места таких осыпей видны заранее – это обнажившиеся до земли крутые красные склоны. Такие места были в основном по ПБ Селевого ручья (орографически). Через полчаса после выхода разведки случилось ЧП – Савкин поскользнулся на камне и сильно ушиб коленку. Зная, что такой ушиб может повлечь за собой образование жидкости в коленной чашечке (у участника уже подобные случаи были), Савкин сказал об этом Фёдоровой, и было принято решение, что ему необходимо спуститься в лагерь. Спускаться одному Дмитрию было опасно. Поэтому руководитель Фёдорова связалась по рации с лагерем и потребовала выслать 2-х участников за Дмитрием. Сама же Фёдорова продолжила разведку ручья, так как до темноты оставалось уже немного времени. Характер ручья сильно не менялся, в некоторых местах русло преграждали огромные булдыганы – куски скал, стащенные селем, иногда уклон заметно возрастал, но всё было проходимо без верёвочной страховки. Постепенно по ЛБ (орографически) стали показываться травянистые кулуары, судя по карте, по одному из них был возможен выход на плато. Однако, понимая, что разведка кулуаров займёт много времени, и спускаться придётся в темноте, Фёдорова не стала подниматься по кулуарам, а решила возвращаться в лагерь. Спуск в одиночку в сумерках или в темноте по скользким осыпям с угрозой обвалов был бы непростительной выходкой и сумасбродством. Савкина Фёдорова подобрала на обратном пути в том же месте, где и оставила, вместе они спустились в лагерь за полчаса до наступления сумерек

Понятно, что возникает вопрос, почему никто не пришёл из лагеря за Дмитрием? Тут как раз сыграла роль допущенная ошибка, что в разведку вниз по р. Малка отправилось трое участников. Оставшиеся в лагере участники не все могли идти на помощь другу по объективным причинам: Иваненко из-за сорванного на проводке ногтя, Романов и Балакин из-за общего физического состояния, заместитель руководителя Николай Фёдоров, стёрший на постоянных проводках неопреном пах, должен был оставаться в лагере за старшего и на связи, так как рации разведок в лагерь доставали, а между друг другом у разведчиков связи не было. Фёдоров Роман не хотел идти один, чтобы не увеличить количество ЧП. Конечно, в данной ситуации Смирнов или Друговина, ушедшие в разведку Малки, как раз бы и решили весь вопрос. Ошибкой ребят было то, что в помощь Фёдорову Роману не была привлечена Яковлева, ведь ушиб Савкина не означал, что его нужно нести на руках, и информация об этом была передана в лагерь Фёдоровой. К сожалению, в данной ситуации сказалась нерешительность и недостаточно высокая дисциплина участников

После возвращения обоих разведок, несмотря на возражения отдельных участников, жаждавших сплава и, видимо, в тайне надеявшихся, что вода поднимется, хотя признаков изменения погоды не было, было принято решение на следующий день начать выход на плато к дороге. Для этого в первую ходку решили совершить занос катамаранов, оставив лагерь с Балакиным на полке ЛБ перед порогом Первый Селевой

Перед ужином произвели антистапель судов

Стоянка в данном месте находится на узкой полке под отвесной скалой. Вечером после дождя со скалы начали сыпаться отдельные камни. Камни не достигали полки, но на всякий случай две палатки, стоявшие ближе всего к возможной зоне досягаемости случайного камня, отнесли на другой конец полки ближе к реке

День 5 - 7 мая 2009 (четверг)

Подъем в 7:00

В лагере оставлен Сергей Балакин, как самый старший и со старой травмой ноги. Оставлена рация и назначено время связи

Состояние колена Савкина и ногтя Иваненко позволили участникам присоединиться к подъёму сплавного снаряжения на плато

Группа вышла с катамаранами и дюралевыми рамами в 9:30, за два часа был преодолен разведанный с вечера участок. Тропы нет, приходилось двигаться по руслу селевого потока, постоянно пересекая его. Ручей мелкий, по нашей воде была возможность обойти по краям, не замочив вибрамы. В русле завалы деревьев, стволы лежат посреди ручья. Завалы и отдельные очень большие глыбы камней сильно тормозили группу

Участки с угрозой обвалов проходили по одному, старались сильно не шуметь

Набор высоты неравномерный, характер осыпи разнообразный, участки основного набора высоты состоят из нагромождения огромных валунов

Через 1 км 200 м (данные GPS по прямой) подошли к кулуару, который был наиболее удобен на первый взгляд для выхода из ущелья ручья. Русло же ручья как раз упиралось в водопад. Эта часть уже не была разведана накануне Фёдоровой. Поэтому решили послать 2 разведки налегке:

Четвёрка в составе Фёдоров Николай, Фёдоров Роман, Друговина и Романов с основной веревкой поднялись слева от водопада и увидели 2й и 3й водопад, через 500 метров решили, пройдя по кулуару, попробовать выйти на плато. Для этого Фёдоров Роман поднялся по травянистому склону крутизной до 30 градусов около 150 м и увидел, что это был лишь гребень, с которого внизу был виден еще один приток, отделявший гребень от основного плато. После этого разведчики получили сигнал от второй группы, что выход на плато по кулуару, который они разведывали, возможен, и стали возвращаться

В это время вторая группа разведчиков поднималась по травянистому кулуару, названному нами кулуар Надежда, крутизной 30 – 35 градусов с отдельными осыпями. Наверху открылось несколько кажущихся проходов между скальными выходами, только второй слева действительно выводил на плато. На плато из-за облачности видимость была плохой, но разведчики обнаружили колею от машины, которая вела в нужную сторону. Это окончательно подтвердило целесообразность именно этого выхода

Во время подъема по ручью Первый селевой было найдено 2 гильзы, на плато и в кулуаре явно заметны следы копытных животных

Обе группы разведки вернулись к водопаду, после чего вся группа с вещами поднялась по кулуару на плато. Катамараны оставили на выходе на плато и спустились в лагерь в 17:30, итого 9 часов, общий набор высоты до края плато 650 метров

Изучив карты, нашли источник на плато неподалёку от выхода на дорогу, куда на следующий день было необходимо перенести лагерь

День 6 - 8 мая 2009 (пятница)

Подъем в 6:30

Сбор лагеря, выход в 9:15, были у кулуара в 10:30. Первые вышли на плато в 11:45. Часть группы перепаковала вещи, чтоб перенести все в одну ходку (Фёдорова, Фёдоровы Роман и Николай, Яковлева, Смирнова, Гончаров, Балакин, Смирнов, Друговина). Вторая часть группы в составе Савкина, Романова, Иваненко решила нести снаряжение в две ходки. От кулуара Надежда до дороги 2,5 км по прямой, в сторону дороги ведет явная автомобильная колея, которая выводит на высотку 2140м, с неё виден первый ориентир – летник, с которого начинается подъем на г. Харбас 2398 м (сверху тригопункт), справа г. Джугутюрлютюбе 2394,9 м. Ниже летника в распадке есть родник (слева от дороги, если идти от кулуара). Схема указана на фото выше

Первая часть группы, нёсшая вещи в одну ходку, окончательно прибыла на место лагеря в 15:00, последние участники были в лагере в 18:30. Лагерь было решено расположить прямо у дороги напротив горы Харбас, так как количество снежных мостов и вытекающих из них достаточно чистых ручейков позволяло не привязываться к роднику

Около тригопункта на г. Харбас ловит местный Мегафон, никакие другие операторы сотовой связи там не работают. Качество связи было хорошим, но поймать эту связь долго не удавалось. Из мобильных телефонов всей группы связь поймал только один!

Удалось созвониться с водителем Русланом, объяснить, где мы находимся, и договориться о выброске на утро 9го мая в Кисловодск

Вечер 8го мая подарил нашей группе незабываемые впечатления – облака рассеялись, и стал виден Эльбрус во всей его красе. Мы полюбовались на Эльбрус при дневном освещении, на закате и на рассвете. Также с плато открылась великолепная панорама гор с выступающим плато Кинжал. А ночью вышла луна и осветила горы из облаков под нашими ногами. Это было настоящей наградой за все предыдущие выходки природы с водой!

День 7 - 9 мая 2009 (суббота)

Собрали лагерь, любуясь на Эльбрус. Готовили 8го и утром 9го на газовой горелке Kovea, тип BaseCampI. Горелка позволяла за 1 раз приготовить полноценную еду на 12 человек

До Кисловодска добрались на машине за 3 часа. В Кисловодске часть группы посетила баню, также навестили базар. Осмотрели обе нарзанные галереи. 9го Мая город выглядел празднично, были гуляния, много милиции, но это не помешало провезти двоих в открытом кузове УАЗа «буханки» под видом рюкзаков. Позвонили в ПСО, сняли учётную запись группы. Сообщили, что группа водников, шедшая впереди нас на 1 день по тому же маршруту, которая должна была 9го мая тоже сниматься, не вышла на связь с водителем (их тоже должен был забирать Руслан). Объяснили дежурному в ПСО, что на реке мало воды, и ребята, пошедшие в проводку Среднюю Малку (на стоянке ниже Первого селевого разведка нашла их записку), скорее всего застряли на проводке. Так потом и оказалось, ребята опоздали на 2 дня. Вечером благополучно вся группа отбыла поездом в Москву, откуда все уже разъезжались по своим городам

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Пешая часть маршрута

  • Опасны обвалы на склонах Первого селевого ручья, особенно после дождя. Обвалы возможны и на скалах в ущелье р. Малка
  • На майские праздники пешая часть может быть осложнена снежниками
  • Опасна мокрая трава после дождя или града в кулуаре перед выходом на плато. Также в траве не видны «живые» осыпи. Движение по кулуару необходимо производить в касках, с альпенштоками, места с осыпями проходить по одному

Водная часть маршрута

  • Ручей Харбас и даже пороги Средней Малки могут оказаться негабаритом по майской воде. В более высокую ледниковую воду сплав по этим участкам будет достигать высшей категории сложности. Высокая вода не исключает отдельные габаритные непроходы и завалы. Уклон обоих участков чрезвычайно высок, эти реки носят алтайский характер
  • Чалки по высокой воде будут очень трудоёмки и опасны. Потребуется система принудительных чалок
  • Нужно понимать, что фактически все препятствия, даже прогоны, потребуют осмотра, многие препятствия потребуют страховки и заноса вещей. Таким образом продвижение группы будет очень медленным. Фактически придётся продублировать весь Харбас и Среднюю Малку пешком, при этом тропы осмотра и обноса как таковой не существует
  • Аварийные выходы с маршрута достаточно сложны, они представляют собой категорийную пешку, которая может растянуться на 2 дня даже при имеющихся описаниях
  • Существующие лоции не дают реального представления о порогах Средней Малки. В нашем отчёте впервые описан подробно со схемами ручей Харбас. В других лоциях описаны Селевые пороги, но затем почти 10 километровый участок реки до стрелки с Хасаутом, на котором расположено несколько порогов 5 к.с. в доступных лоциях не описан
  • На Харбасе и Малке опасен высокий паводок, также здесь в 2002 году был случай схода селя, сформировавшего современный вид Селевых порогов
  • В низкую воду проводки крайне тяжелы и опасны, так как струя всё равно глубокая и имеет очень большой уклон
  • Уровень воды в ручье Харбас не позволяет определить уровень воды в реке Малка

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Природа ущелья реки Малка очень красива и сурова. При выходе к стрелке Малки и Харбаса нами были замечены на другом берегу убегающие дикие копытные животные. Встречается большое количество змей и орлов. Растительность верхнего плато характерна для альпийского луга. С плато открывается при хорошей погоде потрясающая панорама Эльбруса и плато Кинжал

Красные выветренные скалы Малкинского ущелья, поросшие лесом, создают райские условия для фотолюбителей. Ниже по ущелью р. Малка есть выходы диких нарзанов и красивейшие водопады. В культурном плане интересно посетить г. Кисловодск – один из старейших русских курортов, славящийся своими нарзанными галереями

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое Личное
Наименование Количество Наименование Количество
Катамаран двухместный в комплекте с дюралевой рамой 4 Каска сплавная 1
Катамаран четырёхместный 1 Спасательный жилет надувной 1
пасательный конец ("морковка) 5 идрокостюм неопреновый "мокрого типа 1
Радиостанция «Kenwood TH-K4AT» + Радиостанция Midland GTX500 2 + 2 ("защита) 1
Весло катамаранное с пластмассовой лопастью запасное 5 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 1
Основная верёвка 47 м 1 Стропорез 1
Термос 5 Гермоупаковка 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации прохождения и страховки препятствий использовался комплект из 2-х раций «Kenwood TH-K4AT» и комплект из 2-х раций Midland GTX500, рабочая частота - 433.100 МГц

Для распилки дров использовались 2 цепные пилы весом 0,26 кг каждая

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, а также 2 видеокамеры. Перечислять их, с вашего позволения, мы не будем

Для уточнения координат отдельных точек маршрута использовался GPS Garmin, карты для него самолично отрисовал Александр Романов, что у него получилось просто замечательно, и вся наша группа приносит ему отдельную благодарность за этот нелёгкий, требующий высокого профессионализма труд! Трек маршрута с GPS Александра Романова смотрите в Приложении 2

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава:

1) К2 «Светофор», «Рафтмастер», «Коцур», «Пчела». Все катамараны являются туристско-спортивными двухместными судами для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов. «Светофор» производён фирмой "QR-shop", доработан и улучшен хозяевами Фёдоровой и Федоровым Н. «Рафтмастер» произведён фирмой «Рафтмастер», модель «Гоша». Катамараны «Коцур» и «Пчела» произведены в Казани фирмой «Корвет». В каталоге моделей они проходят под названием «Сварожич». Ширина всех К2 – 2 метра. Длина от 3,8 до 4 м

2) К4 «Сварог» также произведён казанской фирмой «Корвет» и является, соответственно, четырёхместным туристско-спортивным судном для горных рек с разборной рамой и коленной посадкой гребцов. Для данного похода использовалась деревянная рама, позволившая уменьшить стандартную двухметровую ширину до 1,8 м. Длина судна 5 м

9.4. Особенности погодных условий

Поход проходил в условиях низкой температуры ночью (от – 3 до +5) и прохладной, часто облачной погоды днём (от +12 до +18). Три раза был град, два раза краем проходила гроза. На плато был сильный шквальный ветер

9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

№ п/п Вид затрат На одного человека, руб.
  Транспортные  
1. Билеты на поезд Санкт-Петербург - Кисловодск и обратно Около 4000 р.
2. Заброска – выброска (автотранспорт) 1400 р.
  На питание  
1 Питание по раскладке* 1000 р.
2 Питание в поезде туда и обратно с учётом пива, еда в Кисловодске 1000 р.
3 Страховка 170 р.

* В раскладку вместо тушёнки входило сублимированное мясо, изготовленное домашним способом по рецепту, с которым можно ознакомиться на сайте stuurman.narod.ru в разделе "Питание" ("Туристическое питание"), подразделе "Рецепт самодельного приготовления "сублимированного" мяса"

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Вывод: Харбас и Средняя Малка могут оказаться непроходимыми для катамаранов по майской воде. По июньской ледниковой воде обе эти реки представляют большой интерес для сплава. Удобна заброска – колёсами в воду, сложные до 6 категории пороги. Большая автономность путешествия на коротком участке до стрелки с р. Хасаут, тем не менее, есть аварийные выходы, пусть требующие напряжённой пешки. Маршрут может быть рекомендован для сплава сильным командам по высокой июньской ледниковой воде

Желающим пройти этот маршрут по майской воде следует учесть 2 вещи:

  1. уровень воды в ручье Харбас не является показателем уровня воды в реке Малка
  2. можно воспользоваться найденным нашей группой аварийным выходом для разведки уровня воды на реке Малка. До высотки 2140 может довезти УАЗ. Если кулуар, по которому можно попасть в ущелье р. Первый селевой, закрыт снегом, это означает, что весна поздняя и воды мало, так как не пошёл ещё снеговой паводок. Тогда на Среднюю Малку идти бесполезно. Если кулуар свободен от снега, то разведка налегке может добраться до Малки и вернуться обратно за 4-5 часов в худшем случае. Если водитель подождёт это время, то группа сможет получить объективные данные об уровне воды в реке и решить, стоит ли совершать сплав или лучше сразу уехать на другую реку

Наша группа в итоге совершила технически сложное пеше-водное путешествие, в ходе которого были преодолены препятствия до 5 к.с. (проводка). К сожалению, из-за крайне низкого уровня воды в р. Харбас и Малка, маршрут был сильно сокращён, из-за чего стал некатегорийным

Однако все участники и руководитель получили бесценный опыт сложнейших проводок, перечалок, бродов с применением верёвочной страховки, организации разведок, прохождения осыпей и своевременного принятия психологически сложных решений в критических ситуациях

Нашей группой составлен подробный отчёт о пройденном участке, особенно подробно мы постарались описать препятствия р. Харбас, как неописанные раннее, и аварийный выход по ручью Первый селевой. В Приложении 1 смотрите подробную схему ручья Харбас

Мы надеемся, что наш опыт поможет другим сплавщикам выбрать оптимальные сроки для прохождения этого маршрута и подробно описать пороги Средней Малки от Третьего селевого до стрелки с р. Хасаут

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М. В., черновик технического описания составил Фёдоров Р.В. В коррекции отчёта принял участие Фёдоров Н. В.Хронометраж похода проводили Фёдорова М. В. и Федоров Р. В. Метеонаблюдения проводил Фёдоров Н. В. Данные GPS подготовил для отчёта Романов А. А. В отчёте использованы фотографии Балакина С. М., Друговины Д.В., Смирнова Д.Е. и Яковлевой Г. В. Видеосъёмку во время похода производили Фёдоровы М.В. и Н.В. и Смирнов Д.Е. Схему р. Харбас нарисовали Фёдоровы М. и Н

V. ЛИТЕРАТУРА

Технические описания, хранятся на старой версии сайта whitewater.ru:

  1. Малка, сентябрь 2002. Дневник Александра Ершова
  2. Малка 1998, отчет Перовского турклуба. Фотографии. Майские праздники. Сплав от устья Хасаута, катамараны
  3. Малка 1991, отчет Сергея Крюкова. Сплав втроем на К-4, лето. При чтении отчета необходимо учесть, что стрелку Харбаса и Малки группа приняла за стрелку Малки и Шаукола, соответственно надо пересчитывать километраж лоции

VI.Фотографии к отчету

Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и МалкаОтчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию