Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Автор: А. Олешкевич (Ульяновск)

"В ущельеОрха-Бомана галечной косе лежал искореженный остов байдарки, оттуда на нас смотрел пустыми глазницами человеческий череп"

из воспоминаний Сурова о Саянской Оке

Май 1979

Эту жуткую историю я услышал от своего руководителя, когда мы собирались в байдарочный поход в Северную Осетию на р. Урух. Тот поход для меня был самым коротким, после 15 минут сплава в Краснопресненском пороге нашу байдарку обернуло вокруг камня, мои ноги были зажаты сломанными стрингерами, я из последних сил держался руками за фальшборт, Юрик Домрачев резал ножом шкуру байды, спасая мне жизнь. До сих пор помню свои ощущения в те минуты, как будто все происходило не наяву и не со мной, мысленно только констатировал... вот уплывают вниз по реке наши рюкзаки...

С тех пор утекло много воды, много я слышал от туристов разных историй о Саянской Оке. Эта река для меня стала легендой, своими глазами хотелось посмотреть ущелье Орха-Бом. В моем воображении рисовалась картина, как мощная река подходит к горам и исчезает в узкой щели. Наше судно втягивается в эту щель как в воронку, выход из неё только один через 60 км сквозь пороги и скальные прижимы.

Август 2002

Ну вот, еще одна заплатка поставлена на рюкзак. Где-то в его недрах среди походных вещей находится старенькая хоккейная каска, чужой фотоаппарат "Зенит" (мой из-за неоднократного намокания давно вышел из строя), мешок сухарей, блесна с большим кованым тройником - "Улыбка тайменя". Мама все допытывалась, куда уезжаю на сей раз? Сказал - на Оку. А где это находится? Понимаешь, мама есть Ока, которая протекает рядом с Москвой и затем впадает в Волгу, а мы идем на другую Оку, только ехать надо в сторону Урала. Может хорошо, что наши родители досконально не разбираются в географии, мы наивно полагаем, они будут меньше волноваться, если будут знать не всю правду о наших путешествиях.

На перрон вокзала с работы прибежала Наталья (она-то все знает), в последний момент появился Серега Долженков (он мог бы разделить нашу участь), все, прощальный поцелуй, вагон качнулся, и мы поехали.

Перед отъездом была договоренность, что каждый из нас напишет свои впечатления о пройденном походе, у меня получился

Краткий отчет о походе
с некоторыми лирическими отступлениями

Протяженность: около 270 км.

Сроки похода: 02-22.08, без учета подъездов и отъездов маршрут был пройден за 11,5 дней, включая одну полудневку.

Состав участников:

катамаран ульяновцев

Гаврилов Андрей С. - препод. УГПУ
Ковардакова Валерия И. - препод. УГПУ4-х мест.
Логинов Владимир В. - инженер АО УАЗ
Олешкевич Александр В.-препод. УлГТУ - рук.
катамаран самарцев
Каштымова Иннеса В. - ст-ка 5 курса мед. ин-та
Петров Андрей Ю. - препод. СГАУ 4-х мест.
Строгонов Сергей И. - препод. СГАУ
Кудрявцев Илья А. - препод. СГАУ - рук.

Подъезд:

Ульяновск - Самара ж/д № 691 отпр. 2.08 в 15-05 приб. 2.08 в 21-35
цена плацкартного билета - 125, 2 руб.

Самара - Слюдянка ж/д № 104 отпр. 3.08 в 00-34 приб. 6.08 в 01-46 - 1402, 6 р.
разница между местным и московским временем 5 часов.

Слюдянка - Монды - р. Ока, не доезжая до п. Сорок ? 20 км. заказной автобус, (точно не помню) проехали около 300 км за 10 часов - 500 р. за 1 чел. Частникиза заброску на Оку просят с человека 700 р. и более.

Отъезд:

Пос. Верхе-Окинский -ж/д ст. Зима рейсовый автобус 70 км. в пути 2 час.

Автобус ходит два раза в день, последний рейс в 19 с чем-то, стоимость билета - 50 р. + багаж - 10 р. С учетом выбитого стекла заплатили с чел. по 80 руб.

Частники отвозят на ст. Зима за 250 р.

Зима - Новосибирск ж/д № 249 отпр. 18.08 в 17-49 приб. 19.08 в 21-35 - 453, 6 р

Новосибирск - Сызрань гор. ж/д № 59 отпр. 20.08 в 04-50 приб. 21.08 в 23-50

цена плацкарта - 809 р.

Сызрань гор - в ночное время пешком перебрались на центральный ж/д вокзал (30 мин). Оттуда с частником доехали до Ульяновска за 100 р. с чел.

Расходы на 1 чел.:

Дорога - 2790,4 р. (ж/д) + 700 р. (авто) = 3490,4 р.

Питание 337 р. (закупленные для похода продукты) + 75 р. (в дороге, включая 0, 5л выпитого спирта)= 412 р.В расходах не учитывалось то, что брали все (сахар, конфеты, сухари и пр.). Возможно, не учтены некоторые расходы в дороге (например, за пиво - можно скорректировать).

Итого: 3490,4 + 412 р. = 3902,4 р. (планировалось минимум 5000 р., но нам крупно повезло с заброской по автодороге). С учетом взаимозачетов по продуктам уложились в 4 тыс. руб. на 1 чел.

Характеристика реки: уровень воды - малый.

Пройденный маршрут можно разделить на 3 участка:

До ущелья Орха-Бом- от начала сплава ? 130 км. На этом участке перекаты чередуются с несложными шиверами. В 5 км ниже п. Орлик за левым притоком Тиссы 3-х ступенчатый порог 3 к.с., он считается экзаменационным. После левого притока Жом-Балок(во втором его рукаве рядом с устьем 20-и метровый водопад) левый берег Оки представляет собой "лавовое поле", река течет в живописном коридоре. Перед ущельем долина реки расширяется, в русле много островов, шли правым рукавом, в устье правого притока Илей хорошая стоянка. До ущелья река полностью обжита бурятами, вдоль правого берега идет грунтовая дорога, часто встречаются домики, везде пасутся коровы, яки. Буряты, если не пьяные доброжелательный народ, при встрече ограничиваются фразой: "откуда?".

Ущелье Орха-Бом: 60 км - самый интересный, красивый и "дикий" (заселен только туристами) участок реки, содержит основное количество препятствий, в техническом описании их насчитывается свыше 100. Я не люблю, когда в некоторых лоциях пороги просто пронумерованы, иногда рядом с цифрами стоят восклицательные знаки, их количество выражает степень опасности. Другое дело, если пороги имеют свои название, в них заключена чья-то история, какой-то событие или ассоциация с чем-то. Это дает определенный эмоциональный настрой. Так, например, на р.Уде самый мощный порог ниже пос. Алыгжера называется "Миллионный", как будто все пороги Саян объединили в один. В ночь перед его прохождением в нашей группе мало кто спал спокойно.В лоции, которую Илья скачал по Интернету первый порог Орха-Бома именуется - "Три геолога", наверное геологи были первопроходцами. Следом обозначен опасный прижим к скале Каландарашвили, названной в честь грузинского революционера, устанавлившего Советскую власть в этих дремучих краях. Непонятно, кому это было нужно здесь, и как сюда грузина занесло. Порог "Пронеси Господи", представлялся, таким образом, надо как можно сильней веслом оттолкнуться от берега, зажмуриться, и ждать будет, что будет. Порог "Центрифуга"напомнил нашу старенькую центрифугу, когда мы в ней на кухне отжимали постиранное белье, она бешено вращалась и прыгала как лягушка. В пороге "Мельница", кажется, будет крутить меньше, но размах крыльев у неё больше. Первые 8 порогов ущелья наиболее серьезные их можно оценить4 к.с. Малый уровень воды с одной стороны локализовал пороги, обводные рукава пересохли, с другой стороны не было 3-х (2-х) метровых валов, сильных прижимов. При прохождении порогов не требовалась слаломная техника, траектория движения была достаточно простая, заход ближе к центру, смещаясь к выпуклому берегу, или можно было идти в прижиме вдоль скалы по отбойному валу, при желании все бочки обходятся. Наиболее интересный Окинский и Бурятский порог, после них остальные препятствия можно проходить "сходу". В ущелье мы видели отметины - обелиски погибшим туристам тех суровых лет (72... 74 года), когда преимущественно сплавлялись на байдарках и деревянных плотах. Сейчас на смену этим судам пришли более безопасные, маневренные катамараны, река представляется уже не такой сложной, да и воды в ней стало меньше. Каких мы только групп не встретили на маршруте: вечно пьяных свердловчан, с иголочки экипированных питерцев (пижонов), многочисленную флотилию на каяках и двойках катамаранах -совсем молоденькие ребята из Электростали, они эффектно смотрелись при сплаве, словно бабочки порхали над рекой. На фоне остальных деревянный плот с гребями (из Нижнего Тагила) выглядел музейным экспонатом - динозавром, хотелось потрогать его руками, походить по настилу.

После ущелья Орха-Бом (оно заканчивается после левого притока Хойто-Ока, напротив правого притока Урда-Ока) до п. Верхне-Окинский - 80 км. До выхода из гор на реке встречаются препятствия требующие внимание, но они проще, чем в ущелье. После паводка по берегам много завалов, частоколов трудно найти стоянку на ночлег. На реке кроме Сарам поселков нет, но много моторных лодок с рыбаками. Поселок Верхне-Окинский расположен на левом берегу в 1 км от реки напротив горы на правом берегу с названием "Толстый мыс".

О нашей группе

Саянская ОкаЭтот поход был организован совместно с самарскими туристами, связь поддерживалась по электронной почте, подготовка велась автономно. Компания подобралась интересная, на одну студентку и молодого специалиста, приходилось шесть преподавателей. Продвигались по реке мы объединенной командой, осуществляли взаимостраховку в порогах, делали общий бивак, костер, питались по договоренности завхозов вместе или раздельно (у самарцев только был мясной рацион, у нас по утрам - молочные каши). Особенно надо отметить приготовление Андреем Петрова плова - "Пальчики оближешь". Ребята о себе оставили хорошие впечатления, явных конфликтов не было. С Ильей у нас было полное понимание в прохождении препятствий с т.з. безопасности, каждый день составлялся примерный график движения. Самарцы более мобильно собирались и отчаливали раньше, но на плесах они в основном дрейфуют, а мы за счет регулярной гребли их быстро догоняли и уходили вперед. В начале пути мне Илья сказал, что мы с ним расходимся только в выборе стоянок (до ущелья трудно было найти место, не заминированное коровами, из-за позднего времени и спущенного баллона катамарана приходилось вставать, где придется), но как еще оказалось и в организации дневок.

Маршрутный график

7, 8, 9.08 -строительство катамаранов - 2, 5 дня. Больше капались самарцы, хотя у них более простая конструкция рамы под сидячую посадку.

Обычно мы строимся 1, 5 дня.

9 - 12.08 -прохождение 1-го участка до ущелья - 3, 5 дня.

13 - 16.08 - прохождение Орха-Бома - 3, 5 дня, вклячая полудневку 15.08 - после обеда(баня).

16 - 18.08 - прохождение 3-го участка - 2 дня (без учета отъезда на ст. Зима)

С погодой повезло, в основном стояла солнечная жаркая погода, в низовье реки одолевала мошка. Ягод, грибов не было, ловили хариуса (преимущественно самарцы).

Начало - заветное слово Большого

"Володя"

2.08.02. Утро. Меня объял ужас, когда собирал рюкзак!!! Столько вещей. И всё это надо было взять с собой? Перекладывал рюкзак несколько раз. Конечно, много всего взял лишнего. Андрей ругается.

В конце концов, рюкзак все-таки как-то напихал.

День. Хорошо хоть отец приехал за нами и отвез на вокзал. Подошли Лера с Андреем. На вокзале встретили еще одну группу. Это группа горников идущая на Алтай. В поезде была небольшая проблема из-загабаритов нашей поклажи, но она благополучно разрешилась. Нас провожали родственники и друзья. Мама плакала. До Самары доехали хорошо, но настроение пока не походное.

Самара. Какой у них красивый и большой вокзал. Всё блестит, много света и пространства. Такое впечатление создается, наверное, из-за куполообразного, точнее из-за ангарообразного здания. Все углы, уступы имеют округлую форму, везде алюминий и нержавейка. Пока ждали поезд, пообщались с Самарой и походили по ночному городу. Наконец-то сели в поезд. Душно. Замучила аллергия. У нас в купе оказался аварийный выход, поэтому окно не открывалось, а у Самары было аварийное окно, т.е. окно не закрывалось.

"Андрей"

За эту неделю (9-ый день) первый раз взял ручку в ручку. Итак, АВГУСТ.

2.08.02. Мы выехали на поезде Ульяновск - Самара второго августа в 15.05. Нас провожали на вокзале: мой папа, Наталья Олешкевич, мама Володи. Практически к отъезду примчался жизнерадостный Долженок. Проводница страшненькая, но ничего. Как только сели в поезд Саша решил есть. Ели мы до самой Самары. Продуктов было много, поэтому ели всё, что быстро портится. Приехали в Самару около 21 часа. Поднялись в зал ожидания. Там уже ждали (приехали пораньше) Илья&К?: Андрей, Инна (Инессе Викторовне оказалось лишь 22) и Сергей. У Саши О. был перепутан номер паспорта в билете. Утрясли эту проблему. А потом Илья и Сергей увели Сашу О. в город за вином (2 бутылки). А Инна, Андрей, Лера, Я и Володя трепались на рюкзаках. Сели в поезд около 00.15-00.35 ночи.

"Володя"

3.08.02. Спал плохо. Некуда деть ноги. Вытаскивать наружу как-то неудобно. Спят напротив люди, а я им свои ноги в нос сую.

Смотрел в окно. Деревни, села, поселки - всё так же разбито как у нас. Фермы разорены. Но люди живут. И это по всей стране.

Почувствовал, что уехал от дома, когда подъезжали к Уфе.

Уфа. Агидель. Горы. И конечно же DDT. Конечно вспомнил Юрия Шевчука. Родившись в таких местах, обязательно будешь писать такие песни как Агидель, Ветер.

Горы. Скалы. Сопки. Горная речка, бегущая под нами. Да, я хотел бы здесь родиться.

Поезд медленно, но уверенно пробирается сквозь скалы. Вот какой-то городок показался за горой. Что это? Он был виден лишь мгновение и тут же исчез. А был ли город? Но поезд потихоньку обходит гору и внизу, в долине сквозь туман стал просматриваться город-призрак (как он назывался, не знаю).

Поезд движется то вправо, то влево, то набирает скорость спускаясь в долину, то с трудом поднимается переваливая через очередную горку.

День.

Сибирь. Западная Сибирь - край озёр и болот. Бескрайние болота простирались до горизонта. Поезд мчался мимо них, а как хотелось остановиться, побродить с собакой и ружьишком по этим заливным лугам, поднять стайку другую уток. Отцу понравились бы эти места. Сколько здесь живности, сколько здесь уток. На каждой маломальской лужице сидят. Это в основном кряквы, но есть и другие более мелкие. Что за вид трудно разобрать из-за быстрого хода поезда.

"Андрей"

3.08.02. Весь день практически был посвящен своей группе. С Самарой общались редко. Володя набрал очень много (мягко говоря - В.Л.) лишних вещей. Я от этого бешусь, но поезд ушел..., вернее, уже идет. Рюкзаки очень тяжелые. В основном из-за "дурного" веса.

"Володя"

4.08.02. Петропавловск. Стало прохладно. Пасмурно. Погода хмурится. Болота сменились лесами и полями, но злаковых культур не видно, в основном здесь многолетние травы и бесконечные луга. Много пасущихся коров. Скорее всего, в этих местах основной вид с/х. деятельности это - скотоводство.

Хороший город Новосибирск - красивый. Правда пиво у них не очень. Ходили к Самарцам с дружеским визитом. Играли в карты и пели песни. Думаю, ребята не плохие, но петь не любят.

После Новосибирска стало всё похожим на наш край, что-то вроде ж/д. Майны, может быть воды побольше. Те же березы, тополя, клены и полынь.

Разница во времени уже 3 часа. По Москве 7 вечера, по-местному уже 10. Попривычке ужинаем ночью, да и встаем поздно.

5.08.02. Красноярск.

К сожалению проспал, проезжали рано утром, а я дрыхнул на верхней полке. Днем проводился товарищеский матч между командами Самара и Ульяновск. Победила, как всегда, дружба. Было хоть какое-то объединение.

Андрей складывал мой рюкзак по уму. Было очень обидно за себя, что не умею укладывать рюкзак, да и набрал борохла на целую роту. Хотелось убежать куда-нибудь. Я потрясен.

Большой фурор произвели мы на весь вагон, когда стали шить мышей. Мы даже подарили часть материала Самарцам, другим водникам, которые ехали дальше на Темник.

"Андрей"

6.08.02. Приехали. По-нашему, по Российски-Московски в 1 час ночи. По-местному около 6 утра. Пришли с Самарой на вокзал. Решили поесть. Вышли с перрона, а за ним стоит автобус: Слюдянка - Кырен - Орлик. К водиле сразу: отвезешь? Он ждал послеобеденную московскую группу из 13 человек с поезда Москва - Чита. Мы с ним договорились и ушли к Байкалу.

Вода холодная! Неудержался - залез в воду. Рядом еще какие-то пришли, фотографировали, купались.

После решили идти на почту-телеграф и в минералогический музей. Дали телеграммы и в музей, все 6 человек: ульяновцы + Инна и Андрей. Музей частный, платный - 30 руб. Цена божеская, если учесть какая красота! Агаты, изумруды, сердолиты, топазы, аквалариты, раухтопазы. Чудо! Мы только охали да ахали. Есть минералогический магазин. Много чего можно купить. Но дорого! Очень! Если не желание памяти, сувенира, то Уральские дешевле раза в 2-3. Но не будем скатываться до цены. Купил Лерке аметист, себе - лицо Слюдянки - апатит. И Олеське несколько камушков.

Задержались не долго. Позже поели, купив кофе, чай в буфете + свои куски.

Сели в автобус. С нас 8-ми человек взяли 4 тыс. руб. 4000 руб./8=500 руб. с человека. Цена божеская, т. к. 2-3 года назад была такая же, но водила говорил сначала 300-500, а потом дал: 500!

Включил бурятские песни, какая озвучка для кино. С Володей оббежали ларьки в поисках кассет и аж рванули бегом на рынок. В место бурятских песен предложили "ЛЕНИНГРАД" (чем не бурят), КИНГА (бедный афроамериканец), даже украинские. Хорош был бы фильм, где на фоне Байкала звучит песня "Ты ж мене пидманула". В итоге с Володей и Лерой кинули в озеро Байкал по 1 копейке - возвернуться, взяли по камушку и сели в автобус.

Приехали москвичи: 13 рыл + 13 рюкзаков + 1 каяк. Достаточно прикольные ребята. Каякер со мной купили карты Прибайкалье + Х-Дабан = =185 руб.

Ехали долго, а т. к. до этого спали всего 2 часа, а я сам вообще не спал, то все клевали носами, спали, смеялись, шутили, немного ели, опять спали.

Водитель на одной горке (около 22.30) заглох. Что такое? Потерял шишку. Какую шишку?Саянская Ока После долгих копаний достали фонари и в ночь поперлись искать металлическую шишку. Он (бурят) объяснил на ломаномрусском, что это такая железяка 2-3 мм или см то ли в диаметре, то ли в длину, но все смело метались по дороге и искали то, не знаю что. В итоге через 10 мин поняли, что эта шишка является штифтом. Прикольно, но через 30 мин водила сказал, что без него (в сцеплении) ехать можно, но только на 2-ой скорости.

Завел. Машина стала дергаться как на родео. Долго все прикалывались, а когда она завелась то весь автобус (13+8) зааплодировали водителю.

Доехали до места (не доезжая Сорок 15 км) около 00.15 ночи - полпервого ночи. Пока нашли место под лагерь, сухой перекус с разведенным самарцами картофельным пюре.> 3 ночи.

Утром Саша сказал: "Подъем, но ограниченный" (Как бы не так). Все устали, как черти за эти 2 дня. Дни насыщены. Упали, уснули мертвым сном. Самарцы нам, а мы им потихоньку помогаем.Вообще-то они компанейские ребята, и не снобы, что сейчас важно в туризме.

"Володя"

6.08.02. Иркутск. Проехали его ночью, вру, т.е. рано утром (забыл про местное время). Настроение чемоданное. Чуть-чуть стал пробивать рассвет. Судя по очертаниям рельефа, возможно, едем в горах. Где-то должны проходить тоннель, постараюсь его не пропустить.

В поезде произошел небольшой казус. Сработала мина замедленного действия, т.е. у Леры в рюкзаке лопнул паштет в полиэтиленовой упаковке. Этим бродившим паштетом пропахло всё и вся в вагоне, ощущения как при химической атаке немцев в первую мировую.

Все уже начали вставать и собираться. Скоро в путь.

Ура! Появился Байкал. Мы в Прибайкалье.

Проходили тоннель о котором говорил брат. Когда заходили в тоннель, озеро было слева от нас, а когда выходили из него уже справа.

Появилась Слюдянка - наш пункт прибытия. Вдали виднеется белая гора - это мрамор.

Только когда стоишь на берегу можно по-настоящему ощутить мощь и величие озера, а, по сути, моря под названием Байкал.

Вода очень прозрачная, виден каждый камешек. Температура воды за бортом по ощущению около 15 0С. Рано утром искупаться в бодрящей и чистой воде после долгого пути (тем более в Байкале) просто замечательно.

Слюдянка - небольшой курортный городок. Небольшие улочки, тянущиеся от побережья к горам. Маленькие домики. На наш взгляд, спокойные добрые люди. Горы кругом, высокие, покрытые лесом со скальными выходами пород.

В этом городке есть свой частный минералогический музей. В нем собрана большая коллекция минералов и изделий из них.

Хозяин музея - Жигалов, такой интересный старичок. Экскурсию ведет он своеобразно - он не просто твердит заученный текст, а рассказывает своими словами просто и с душой. Если кто-нибудь будет проездом в Слюдянке, обязательно надо его посетить.

С транспортом нам повезло. Стоял автобус ПАЗ, который ждал московскую группу. Мы вошли в долю. Москвичей оказалось 13 человек + нас 8. Но у москвичей почти по два рюкзака, пластиковые неразборные вёсла и один каяк.

И вот мы тронулись в долгий и опасный путь в составе 24 водника, одного бурята, водителя и неисчислимого количества рюкзаков и вёсел.

Сидели кто как, и кто на чем.

Какие же здесь красивейшие места. Горы, скалы, сосны, речки, убегающие куда-то в даль. И большое количество коров. Эти рогатые везде, и вдоль дороги, и на самой дороге. Они даже машин не боятся, как будто в Индии.

Широкая долина простирается по обе стороны дороги, время от времени проезжаем сквозь лес, потом снова спускаемся в долину. Появился Иркут. На этот раз на нем малая вода, но проезжая мосты и броды видна его настоящая мощь в большую воду.

Особенности тех мест - это то, что все поля и луга огорожены забором. Почти на протяжении всей дороги эта нескончаемая изгородь.

Проезжаем границу заповедника. Местная милиция пытается взять мзду за проезд. Отделываемся 10 литрами бензина.

Начинаем подниматься в горы. У ПАЗика большой перегруз, поэтому нас всё время кидает на любой кочке. Но водитель, как ни в чем, ни бывало, втапливает педаль газа в пол и мчится во весь опор.

Время от времени останавливаемся на стоянках. Одна такая остановка была возле какого-то кафе. Водители ушли в кафе, а мы на улице со своими харчами. Сработала вторая бомба (паштет) - запах убойный. Ушел отмывать сумку на речку, потом быстро перекусил и снова в автобус. Добрались до перевала, перед нами открылось удивительное зрелище. Стада яков пасущихся на плато со скудной растительностью, большое прозрачное озеро, из которого вытекает Ока. Мы оказались в самом сердце Восточных Саян. Начинаем спуск в долину, уже темнеет, поэтому рассчитываем на то, что палатки придется ставить в темноте.

Уже стемнело. Неожиданно наш водитель затормозил и остановил автобус. В чем дело? Почему встали? Никто ничего толком не мог понять. Спустя некоторое время, после продолжительных расспросов стала проясняться такая картина. Потеряна шишка!? Какая шишка!? Железная шишка, наверно, что-то вроде болта или штифта! Так говорили все вокруг. Тем временем водитель залез под автобус и ковырялся в сцеплении. Затем водила сказал нам, что надо искать ШИШКУ, иначе не поедем. Ребята достали фонари и мы, выстроившись цепью, стали прочесывать дорогу, по которой ехали. Шансов, что мы бы нашли эту злополучную ШИШКУ, не было никаких. Толпа людей с фонариками бегала в темноте и подбирала всё маленькое, кругленькое и железное. Так мы ШИШКУ и не нашли. Неожиданно водитель сказал, что поедем так. Сели. Водитель включил первую скорость и стал заводить. Мотор долго не заводился и автобус стал так дергаться и прыгать, как на родео, что все невольно стали смеяться. Через некоторое время, после таких интересных скачек, автобус завелся, и мы поехали дальше. Высадили нас где-то в ночи. Мы пустили двух людей в разведку искать место для ночлега. Ставили палатки где-то в болоте и под дождем.

Когда мы легли спать, я не помню, но перед этим успели поужинать самарской картошкой с ульяновской тушенкой. Когда ставили палатку с Сашей, у меня стали перегорать лампочки для фонаря, одна за другой. Укладывались спать уже со свечкой.

"Андрей"

7.08.02. Утром Саша ограничил подъем. Шел дождь и Саше стукнула м-м-мысль ставить тент. Я жутко злой, но поставил. Дождь к обеду прекратился. Около 12 у нас был завтрак. После еды пошли искать другую стоянку, так как эта была в 40-50 м от дороги. Нашли. Илья её запорол, сказал, что местные задолбают, пошли на другую. Все решили идти на ту сторону. До 4-5 вечера бродили. Я 2-3 раза чуть не ушел в воду. Шли по парам. Я - Саша, Саша - Володя, Я - Лера. Такая же фигня и у Самары. Иннин рюкзак нёс Андрей, т.е. ходил ещё 2 раза. Наш Володя на том берегу оставил 2-3 пакета. Ходил за ними ещё раз. Поставили лагерь.

"Володя"

7.08.02. Утром встали поздно, все устали за эти предыдущие дни. Я ушел за дровами в лесок, другие готовили завтрак, а кто-то ушел на разведку. В лесу я нашел ягоды, возможно голубика. На общем сборе решили идти в брод через реку, ставить там лагерь и собирать каты. У меня было много вещей-баулов, поэтому пришлось делать две ходки через реку и две с места брода до стоянки лагеря.

После обустройства стоянки я ушел первый раз рыбачить на реку. Опыта в ловле хариуса до этого момента не было, так что рыбу я не поймал, но две потычки (поклёвки) было.

"Лера"

7.08.02. Таки да, я добралась до ручки.Сегодня заканчивается постройка катамаранов, глядишь, завтра поплывем.
Вехи прошедших дней:
-продули самарцам в "длинного дурака" (54 карты);
-"Черный принц" еще вкуснее чем в прошлом году;
-Володя взял все или почти все на 4 чел.;
-паштет потек по рюкзаку.
Черемхово и Иркутск не видела, проспала, да и много ли увидишь с поезда! Слюдянка.Городок - дыра конкретная, но БАЙКАЛ!

Вот где величие, мощь, красота... Купаться не рискнула, холодно, а вот монетку бросила: даст Бог, вернусь.

Сходили в частный минералогический музей. Главное его сокровище, на мой взгляд, это его хозяин. Очень самобытный, оригинальный человек, жаль что не всю экскурсию вел он - отдал жене.

Впечатления от автобуса до Орлика:
1. есть в москвичах что-то чуждое;
2. потеря и поиски "шишки";
3. передвижение без нее - скачками.

Лагерь ставили в кромешной тьме, с 12 до 3 часов ночи.

Вчера переправлялись на другой берег реки. Самарцы - ребята мобильные, хоп-хоп и собрались, а мы копались довольно долго. Брод не простой - течение сильное и глубина примерно мне до паха. Саша (герой!) ходил туда-сюда три раза, Андреи, Володя и Илья - по два.

Сегодня жаркий день, все кинулись купаться-мыться, а то на нас еще домашняя грязь. Ну что ж, рама построена, пойду вязать кат. Забыла сказать: судно наши ребята построили быстрее, чем Самара.

"Володя"

8.08.02. Утром начали строительство рамы катамарана, напилили и обтесали жерди для продолин и поперечин. Стали вязать раму.

После обеда ушел рыбачить, на этот раз удачно. Разобрался куда лучше бросать снасть, когда надо отпустить её, а когда наоборот подтянуть.

Как всегда за этим занятием я потерял много времени, дыбу ставили без меня (за что я получил выговор), но первого солёного хариуса ели из моего и Сашиного улова.

Наконец-то сборка катамаранов закончена, и мы в предвкушении будущих приключений с нетерпением ожидаем следующего дня.

9.08.02. Настало утро. Самара быстро собралась, Ульяновск копался (в основном Я). Отчалили от берега. Волна чувств нахлынула на меня, неужели я смогу почувствовать и испытать всё то, о чём я так часто слышал от Александра Вениаминовича - Большого (как называют его друзья).

Небольшие перекаты и шиверы помогали почувствовать воду и слаженность команды. Первые перекаты были настолько мелки, что приходилось слазить с ката и проводить его волоком. На плесах отрабатывалась техника гребли: прямой ход, вертушки, умение табанить.

На первых километрах маршрута проявилась разность стилей, посадки и движения катамаранов Ульяновска и Самары.

У Самары на плесах движение ката приближалось к дрейфу, а в порогах кат просто удерживался в нужном направлении без явного ускорения. А так же их посадка не позволяла просматривать препятствие без вставания в полный рост, что нам каждый раз показывал Илья.

Ульяновск же напротив старался предать кату положительную скорость на плесах и ускоряться на пороге. А коленная посадка позволяла читать опасные участки с воды, не теряя скорости.

Саянская ОкаПосле сборки катамарана и до входа в ущелье было много интересных встреч и приключений. Это и встреча с детьми-бурятами, и форсирование реки Ока коровами из селения Орлик, и встреча с яком. Были также и аварии: порвался один из баллонов ульяновского ката, поэтому пришлось делать экстренную остановку, расшнуровывать кат. Вечером пришлось всей команде клеить баллон и конструировать спец. ключ для затягивания клапана. А потом я и Саша ставили заплатку на внешнюю оболочку до часа ночи.

Первый раз увидел вулканическую лаву, когда причалили к лавовому плато. Я начал сразу же набивать все имеющиеся карманы образцами лавы. Потом оказалось, что это плато тянулось еще очень долго, и лава встречалась повсюду.

Дошли до притока Жом-Балок. Фотографировались у водопада. Очень красиво. Как и обещали, он оказался около 20-ти метров.

"Лера"

11.08.02. Воскресение.

3-й день сплава. Река в верховьях не так шустра как Контегир, но воды побольше. Сегодня в Тисских порогах прямо веселые валы были.

Вчера сделали больше 40 км, 7, 5 часов на веслах. А потом в палатку забралась мышь и пробежала по моей голове. Непередаваемые ощущения!

Саша обещает, что сегодня дойдем до ущелья. Очень жарко, обгорели носы и уши.

Сегодня впервые увидела живой эдельвейс. Довольно невзрачное опушенное серенькое растеньице, но какие красивые легенды с ним связаны, гораздо красивее самого цветка.

Сейчас стоим у притока Сенца, ловим рыбу.

Самара идет по реке гораздо медленнее нас. У Ильи принцип: не грести без лишней надобности, так что, даже выходя раньше нас (а собираемся мы долго), они отстают далеко по реке.

"Володя"

11.08.02. На одном притоке решили порыбачить. Пока я копался с удочкой, Самара заняла более выгодное место, но в тот день я отличился. Я встал чуть ниже от Самарцев и стал далеко кидать снасть, стараясь попасть на основную струю. И в какой-то момент я почувствовал тяжесть на конце лески, а потом резкий удар. Я сразу всё понял, это хариус - крупный хариус, с какой радостью и гордостью вываживал я его!

Вечером мы причалились на такую классную стоянку (в стиле альпийской горки). Короткая ярко-зеленая травка, высокие величественные пихты, река делающая свой очередной поворот, здоровые и гладкие куски лавы.

Этим вечером все рыбачили, услаждали свою душу увлекательным занятием. А вечером мы ели уху и соленого хариуса.

"Андрей"

13.08.02. Саша и Вова разбудили нас рано - в 8.00. Сунули в руки по миске манной каши и сказали, что сейчас полезем на гору. Щас! Чо я там не видал? Но в процессе завтрака они уболтали нас (меня) ползти на эту единицу планетарной морфоскультуры. Взял c-VHS и вчетвером пошли. Андрей и Инна уже оттуда вернулись. Сказали, что прекрасно. Поверил. Лезли минут 20. С горы и впрямь вид хороший. Посмотрел на ущелье Орха-Бом и начал спуск к Лерке (она чуть-чуть не добралась до верха). После спуска вниз начали собираться и около 11.15 вышли. Хороший показатель, если учесть, что на гору потрачен час времени.

"Володя"

13.08.02. Утро. Мы с Сашей снова дежурные. Готовим кашу. Андрей и Инна тоже встали рано, звали нас сходить на гору. Мы отказались, ведь мы дежурные, да и собирались сходить со всей командой. Долго будили Леру с Андреем. Андрей, как всегда, ворчал и не хотел лесть на гору, но мы его уломали. Быстрый завтрак, не долгий сбор и мы начали своё восхождение на вершину горы.

Вид с неё - обалдеть!!! С одной стороны мы могли рассмотреть всю долину реки, по которой шли эти три дня, вспомнить прекрасные моменты и встречи, происходившие с нами, почувствовать себя чем-то общим и единым с такой красотой, хотелось петь и радоваться. Под нами простиралась Ока, которая вдалеке тянулась и извивалась, как синяя лента, окаймленная ярко-зеленным орнаментом прибрежных кустов и деревьев. И чем ближе подходила к нам река, тем больше она была похожа на прядь волос, небрежно сплетённых в косу. Река то делилась на рукава и протоки, то снова объединялась в один мощный поток, то опять терялась в многочисленных островах и завалах. Такой мы увидели Оку с высоты птичьего полета.

Саянская ОкаНо нас больше интересовало другое, то, что находится с другой стороны вершины. Там, сквозь кусты и деревья, просматривалось то, из-за чего две команды Самары и Ульяновска потратили столько сил и средств, бросили свои семьи, работу и учебу. Там мы увидели многолетнюю мечту Большого - это ущелье Орха-Бом. Каждый видел в нём что-то своё, и каждый ждал от него нечто своё. Кто 3-х метровые валы и бочки, кто 100 килограммового тайменя, кто просто хотел проверить свои силы и покорить очередной маршрут. Чего ждал Я? Не знаю? Это первый поход в моей молодой жизни, и я мог только предполагать, что меня там ждёт, основываясь на рассказах бывалых. Мне интересно всё: рыбалка, охота, пороги, ягоды, баня, да просто полазить в тех местах было бы великолепно. Не знаю, страх ли перед неизвестностью или что-то другое, но что-то сковало у меня всё в груди.

Что нас там ждет? Никто не знает.

Но мы здесь. И мы будем двигаться дальше!!!

"Андрей"

13.08.02. При входе в Орха-Бом несложная шивера и бурят на катамаране из пластиковых бутылок. Тут же в улове я заметил тайменя длиной около 1 м. Самарцы его тоже видели. Все маломальские препятствия Саша просматривал. Иной раз я этому рад, но больше не очень. Иногда я с ним хожу, иногда - нет.

Через час-полтора подошли к порогу "Три геолога". Его проходили нижнетагильцы на плоту. Прикольные ребята.

"Три геолога" - мощный слив с бочкой и косыми валами на выходе. Нижнетагильцы прошли и решили посмотреть на нас. Володя его не шел. Вместо него шел Илья. И у Самары замена. Вместо Инны - Саша. Володя на c-VHS нас не снял (В.В.- потому что не умел). Перед обедом проскочили порог и встали на обед (борщ/чай).

После просмотра порога до меня дошло, что группа Екатеринбурга, возможно, знакомая. Точно. Встречался с руководителем на р. Охте-`97. Он меня тоже узнал. Передал привет Е. М. Литвину. Проскочили порог.

Порог "Пронеси Господи-1" - хороший слив, но слив-шивера. Валы, бочки, зацепы, но элемента киля нет.

К вечеру был порог "Каландаришвили" - местный борец гражданской войны в здешних краях (Убит в районе Якутии). Хороший навал на левую стену-скалу (как Толпаровские на Зилиме), но нависают скала + отбойник. Я с Лерой менялся местами, т.к. если затянет под скалу, то Саша за меня меньше боялся. Прошли, чуть из стремян не выпал! Володя тоже шел. Потом Самара шла. После сразу же встали на стоянку. Прошла группа Электросталь, 4+4 + 3 каяка. Один кильнулся. Решили покататься на нашем катамаране: Андрей + Я + Инна + Саша. Протащили его вверх по воде (по дороге я ногу разбил, сорвался с камня). При катании я сел на корму. Скучно так. Вечером быстро разбрелись. У Леры плохое настроение, атас, держись от неё подальше. На ужин была жар-рыба.

14.08.02. Вчера легли рано, около 23, поэтому подъем в 7.30 был почти без проблем.

Поставил воду на огонь. К 8.00 из палатки вылезли Лера и Илья (он из своей). Достаточно быстро сварили и собрались. Подвел Володя - копался долго. Поэтому поводу, естественно, наехали на него.

Вышли в 11.07, через 15-20 мин после Самары. Через 200-300 м порог "Окинский" - 4 к.с. для катамаранов. Илья говорит, что в малую воду Ока интересней и сложней. Сложней не в объёме воды по мощности, а в слаломности. Окинский - очень мощный порог. В центре хо-оо-рошая бочка, в центре 3 косых вала (закрученных) + тут же приток справа, а на выходе 2-3 бочки. Самара шла первой. Съёмки не велись. Мы после, чуть больше захватив валы и бочки. Саша вроде уже больше нам и катамарану доверяет и сам иногда предлагает мокнуть разок-другой в бочку. После "Окинского" сразу же порог "Бурятский" - 4 к.с.

Наверху могила 24 летнего парня. Несложная шивера, но в конце - стена высотой 1-1, 5 м от подошвы. Впечатления: schon, grosschon! После шли несложные пороги, шиверы и сразу же музей туристов. Чего только нет: ерунда всякая. Даже бюстик родного вождя картавого нашли. Родина!

Около 120 дня встали на перекус у порога... (Илья сам его не знает). Решили снять его на видео, вернее валы с катамарана. Я расклинился на катамаране, на моё место - Андрея. Ничего не видел, только пытался удержать камеру и отплёвывался от воды.

Потом был порог "Пронеси Господи-2". Не в масштабе в малую воду. Навал на левую скалу. В большую воду, говорят, очень хороший, сложный. Шли па воде (навстречу хороший, крепкий ветер) до 17 с копейками.

Встали на сносную (более-менее) стоянку. Поставились. Пошёл дождь с градом. Грохотало везде и рядом. Я залез в палатку, а ребята и Лера готовили гречку с мясом.

Поели под дождём и тентом. Когда закончился дождь, то на соседней скале увидели горящую лиственницу или ещё что-то. Молния. Саша угостил каким-то блюдом ХЕ (так ли пишется?). Что-то похожее на маринованное филе хариуса с луком (В.В. - а это и было маринованное филе хариуса с луком!). А ребята готовят нам блинчики и чай.

15.08.02. Встали около 8 утра. Дежурили Саша и Володя. Приготовили горох на завтрак и рыбу (малосолёный хариус). Вышли в 10.50. Особо серьёзных порогов не было. Решили идти до "Мельницы", а в 16.20 днёвка. Шли до обеда, в 13.10 - стоянка ничего, обжитая. Обед - сухой перекус: сало, рыба, сухари, шок паста Самары, конфеты. Саша и Илья переиграли до 2-х полудневок: сегодня 0, 5 + завтра 0, 5. в процессе обсуждения решили только сегодня 0, 5, а еще 0, 5 - в другой день. После обеда нашли хорошую стоянку + вышло солнце + стали делать баню, каменку, дрова (делали до 6 вечера). Нас 4: Андрей, Саша, Володя и Я. Приходила Лера, кое-что поснимала на видео. В 18.00 запалили костер-каменку и стали вязать раму. К 20.00 всё было готово, сходили в лагерь за рыльно-мыльными принадлежностями. За время нашего отсутствия Илья надергал хариуса, а Лера и Серега пожарили по 2-3 хариуса. Мылись и парились часа 1, 5. хороший пар. Пытались бить вениками березовым и кедровым. Кедровый - жуть, как молот по хребту. Ни кайфа, ни удовольствия, ни здоровья - так, увечья! К 9.30-10.00 пришли в лагерь, а Илья иСергей ушли мыться. Саша разлил C2H5OH и быстренько. Вообще-то у меня сложилось (может ошибочно) впечатление что пьянка - дело коллективное, ана троих пить… Я предложил на вечер перенести, Саша отказался. Мы с Володей отлили Лере из своих кружек. Самара отказалась. Да, пили как-то не по-человечески. На ужин: рыба, макароны с мясом ( Самара) и тушенка (Ульяновск), чай с замазкой. У костра не кто не сидел. Сразу же почти разбрелись. Я потренировался с гитарой у костра и тоже рано ушел спать.

16.08.02. Около 7.30-8.00 чей-то топор стал стучать. Леравскочила и умчалась готовить еду. Я хотел встать, но уснул по дороге к выходу. Проснулся от зова на завтрак. Собирался долго, нехотя. Но с учетом того, что вязался позже всех вышли все равно в 10.45.

И опять солнце, нет, ветер. Валы бьют в гондолу и мочат нос катамаран, ноги и все что попадется. До первого серьёзного порога мокнуть неохота. Потом был мощный прижим, нас крутнуло вертушкой. Саша решил что это "Мельница", но догнав Самару на следующем пороге поняли, что это был безымянный порог, а "Мельница" перед нами. Хотелось снять воду с катамарана, но негде чалиться, сбросить лишнего пятого человека. Пришлось отдать камеру Андрею, он снял с воды. После "Мельницы" еще одна две шиверы и на правом берегу могилы двух водников: 24 года (Муром) и 27 - (Москва). Погибли в 72 году. Мы решили что это байдарочники. Около "бурятского" тоже могила 24-х летнего парня с 72-го года. Судя по всему в 72-м была очень большая вода. После "Мельницы" через полчаса с левого поворота порог "Центрифуга".

"Центрифуга" - 4 к.с. , мощные валы, бочки, а так технической сложности не представляет. Хотел снять воду- опять сапа не разрешил, вернее, не дал время. Жаль, но кадры были бы хорошие. Я на него на это надулся за это поэтому в молчании доплыли до Хайто-Ока (предполагаемая полудневка). Саша отказался от полудневки и теперь решили идти до с. Нижнеокинска без перерывов и дневок. По предположению Саши через 2-2.5 дня закончим маршрут. Сейчас стоим на обеде. Пообедаем: суп, сыр, шоколадные конфеты, урюк, чай и сухари. Продуктов остается много, так как маршрут заканчиваем на 5 дней раньше. Завхозы (скарифанились друг с другом) уже обсуждают ингредиенты прощального торта.

Обед закончен в 3.06. Скоро выходим. Вышли в 3.30 и пошли против ветра. Поднялся сильный ветер. Шли против ветра. Упирались. Через час проскочили Хойто-Ока на левом берегу. Саша сказал что идем без дневок. Настроение у него испортилось, давал какие-то мутные приказы: при входе с права вдруг крикнул - "влево!"Чего ради ? Увидел меня без каски опять накинулся. Плыть, оказывается, по плесом против ветра без каски нельзя.Вечером Саша схватил удочки и ушел рыбачить в ночь. В ночь - это потому что встали в 18.45. сразу же начался дождь. Поставили палатки, тент. Лера и Сергей начали делать торт. Я тоже пытался им помочь, но больше, по-моему, пробовал ингредиенты, чем помогал. После гречки с майонезом и томатной пастой, решили пить чай с тортом. Сходили за Сашей и Володей. Стали пить чай с C2H5OH. Дождь кончился. Он шел всего 1-1, 5 часа. После спирта все разбрелись по палаткам. Вовка коптил в фольге хариуса.

На утро оказалось, что у Ильи болит голова или проспал из-за обилия выпитого (мало пили-то), а Вовка по-пьяни выложил большими буквами "Ульяновск". Вот что творит "ЗЕЛЁНЫЙ ГАРПИЙ" с умом.

17.08.02. Утром встали около 8.00 под призыв Саши на завтрак. Поели раньше Самары, но вышли опять на 15 мин позже них в 11.00. Через час их догнали и обошли на повороте. Плыли долго, до 14.30 - обед. До обеда ничего интересного. На обед пристали на правом берегу, на гальке. Пока готовили еду нас обогнали "Электросталь" на 3-х каяках и двойках - 17 человек. Поздоровались.

Стали готовить еду. Когда почти свари суп и заварили чай, приплыла Самара. Поели. Отплыли в 16.00, на обед - 1, 5 часа. Отплытие было огорчено тем, что был утоплен мой гидромешок от камеры. Ветром сдуло в воду, скорее всего. Налегли на весла и договорились идти до упора или до вечера. В 19.00 начали искать стоянку. Нет стоянок. Так и плыли 2 часа галсом с левого на правый берег. Посмотрели около 8-9 мест для стоянки. Саша кое-как в 21.00 вечера нашел горизонтальную плоскость. Поставил свою палатку на пересеченной местности - ямы да бугры. Переоделся - всю ходовую одежду засунул в ямы, выровнив, таким образом, рельеф.

Вечером поднялся жуткий ветер с порывами. Всё небо заволокло тучами, молнии по всему небу, всполохи. Красиво. Ветер срывал полиэтилен с палаток. Саша и Вова его держали руками, чтобы не сорвало.

Спали ногами к выходу в палатке "Зорька" - ни разу так не спал. Но оказалось, что задняя часть палатки выше чем вход. Ночью почувствовав, что дышать нечем, придвинулся к окну - чуть вдохнул, чуть-чуть не задохнулся. Оказалось, упал центральный кол и похоронил нас в палатке. Пришлось выходить и ставить её заново.

18.08.02. От усталости проспали до 8.00. В 8 утра Саша пригласил нас к завтраку. Если учесть, что мы - дежурные! Спасибо тебе, Саша, за мужественно приготовленный, вместо нас, завтрак. Хмуро поели, собрались и вышли через 15 мин после Самары, но в 9.50 - рекорд. И опять - плесы, ветер в лицо, гребля и т.д.

Решили идти без обеда до упора. Около 12.00 встретили 3-х рыбаков. До Верхнеокинского 22 км. Много. Очень много. Но уже в 12.35 увидели на левом берегу с. Сарам. По описанию, что после Сарам до Верхнеокинского оставалось 2 часа сплава. После Сарам поднялся ветер, и стала догонять нас туча с дождем. Всполохи молний и чернота тучи говорили о водном потенциале тучи. Через 1-1, 5 часа нас эта туча всё же догнала. Ветер встречный, косой дождь в лицо - все прелести нижнеокинской погоды. Решили плыть под дождем. Так шли около 40-50 мин. Позже в тучах образовалась голубая прореха, резко увеличивающаяся. Перед Верхнеокинским догнали Екатеринбург, а у них первый вопрос: "Спирт будите?"

В итоге 15 часам приплыли к Верхнеокинскому. Там уже собрались Екатеринбург и Электросталь.

"Саша"

О дневках. Их не было.

Изначально по общей договоренности поход было намечено закончить 27(26).08, включая одну (две) дневки. Я рассчитывал наиболее интересный участок реки - Орха-Бом пройти занеделю, при этом планировал, по крайней мере, две дневки. Хотелось первую дневку посвятить радиалке в горы, посмотреть ущелье сверху, отснять его панораму, параллельно поискать золотой корень, в завершение организовать для желающих баню. Вторую дневку отводил радиалке по притоку Хойто-Ока, думал подняться по нему ? на 10 км, порыбачить (мне еще в поезде говорили ребята, которые ехали на Темник, что там можно поймать тайменя, ленков), заодно хотелось посмотреть нижние пороги Хойто-Оки.

Вообще я считаю, что дневка это обязательная часть похода (если он проходит без каких-либо катаклизмов). Она необходима, чтобы снять внутреннее напряжение, усталость, просто отдохнуть, для каждого участника похода это его личное время, по крайней мере, можно просто отоспаться. Для меня это "слияние с природой" - радиалки по окрестным местам.При сплаве видишь природу только с одной нижней точки - с "дыбы" катамарана, она мелькает фоном, чтобы увидеть всю её красоту надо ходить пешком.

Когда прошли основные препятствия Орха-Бома, состоялось обсуждение в нашей группе насчет дневок. Илья внес предложение ограничиться одной полудневкой и для желающих посвятить ее бани, мое предложение описано выше по тексту. Мнения разошлись, принимали решение коллективно. Самарцы были солидарны с Ильей, к ним примкнули Лера с Андреем. Для Володи это был первый поход, он еще не ориентировался в ситуации и не имел принципиальной позиции. А это решение означало выход с маршрута (оставалось идти всего 2, 5 дня). Я не мог понять, почему так, ведь была договоренность о сроке окончания, еще был большой запас времени (мы вернулись в Ульяновск на 5 дней раньше), стояла хорошая погода -и даже не согласились на одну дневку.

Для меня поход проходил достаточно напряженно, хотя вставали лагерем иногда и в 17ч. (может и раньше, но чаще намного позже), почти практически свободного времени не было. Помимо бивачных работ приходилось что-то постоянно ремонтировать, через день принимали с Володей дежурство по кухне. За все время один раз до завтрака, на стоянке перед ущельем поднимался на гору, несколько раз перед ужином урывкой рыбачил, если весь мой пойманный улов разделить на количество дней, проведенных на реке получиться, что ловил 1, 1 рыбу в день. Когда была баня, я это не считаю полудневкой, парились мы минут сорок, а все остальное время её готовили, складывали из булыжников печку, заготавливали дрова, ставили каркас, т.е. опять arbeiten.

Самый грустный день - 16 августа.

После 2-х часов сплава показался левый приток Хойто-Ока, красивое место, на высоком левом берегу для бани сложена каменка, за ним кончается ущелье. Прощай Орха-Бом. Позади осталась, не увиденная и не отснятая с верхней точки на фото и кино твоя потрясающая панорама, где-то в омуте Хойто-Оки шевелит плавниками не пойманный мною таймень. Поймал бы я его или нет, не в этом дело, здесь был важен процесс.Настроение ниже ватерлинии. Елки-палки, в такую даль приехали, такая кругом красота и все это проскакиваем галопом. Эх, что же вы ребята такие бескомпромиссные, взяли и скомкали поход.

Самый лучший день - последний.

Этот день можно представить в двух действиях.

1-ое действие "Родео со шляпой".

Все перекаты, да перекаты... За кормой все дальше и дальше отступали горы, погода хмурилась, наползали свинцовые тучи. Порывом ветра с Володи слетает панама, она падает в нескольких метрах от катамарана и постепенно погружается в воду. Не сговариваясь, мы начинаем погоню за ней, без всяких команд делаем вертушки, зацепы, развороты, наезды, периодически кто-то из нас ныряет рукой в воду, но шляпа ускользает и начинается погоня снова. Вот оказывается, как надо отрабатывать технику слаломной гребли, в наших действиях было полное взаимопонимание и слаженность. Река играла с нами как кошка с мышкой, наконец, это ей надоело, панама мелькнула в последний раз и навсегда скрылась из виду. Река, получив дань, успокоилась на плесе.

В антракте природа готовилась ко второму действию. На грозовых облаках располагается небесный оркестр, музыканты настраивают инструменты, с движением смычка скрипки падает первая капля, затем звучит вторая, третья скрипка, между горным хребтом и самым темном месте небосвода натягиваются струны арф. Шквалом ветра погашен свет, с третьим раскатом грома самарцы заняли места в партере на берегу, а мы не прекращаем движение, сидим на катамаране как в галерке.

2-ое действие "Под музыку Вивальди".

На сцену вышел дирижер, открыл партитуру "Великого потопа", взмахнул палочкой, сверкнула молния, с ударом барабана извоном тарелок музыка полилась прямо с небес. Проникновенная прелесть симфонии ощущалась уже в первых ее звуках. Капли дождя выбивали по каске стаккато. На трепетном фоне грустной флейты и фагота пьяниссимо тонкими струйками водастекала за шиворот. Тончайшая выразительность этой мелодии, обращенная внутрь вызывала у слушателей интонацию "тихой жалобы". В связующей партии, сопровождаемой подголосками виолончелей и контрабасов, разработка темы достигает драматизма. "...И стало нам так ясно, что на дворе ненастно, как на сердце у нас...". Горизонтальные и вертикальные потоки Н2О сливаются воедино, запрокинув голову, можно было утонуть "сверху". Здесь мое душевное состояние уравновесилось. В финальной части симфонии звучит умиротворенная музыка"..Под музыку Вивальди печалиться давайте об этом и о том... ". Приходит ощущение просветления, звуки рассеиваются, занавес облаков поднимается, трелью солнечных лучей завершается наш путь. Последний поворот, последний перекат, последний взмах весла.

Слово руководителя

В прежние время, после защиты отчета о походе в МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) участникам выдавались справки о совершенном путешествии, на обратной стороне руководитель мог указать характеристику участника, дать ему рекомендации. Чтобы я в этом случае написал.

Впередсмотрящим Лере и Андрею

Отличаются целеустремленностью, обязательностью, настроем на преодоление.

Андрей мы с тобой прошли не мало походов, этот с точки зрения взаимоотношений получился не самым удачным. Видимо время на нас по-разному действует. Ты мужаешь, рвешься в бой, тебе рожденному для двойки, мне показалось, было скучно на четырехместном катамаране.А я старею, начинаю тормозить и для меня не самое главное преодолевать пороги. А может просто, нам с тобой не хватало оверкиля?

Лера второй раз я тебя пугал трехметровыми валами. Как и в первый раз на Кантегире, мы также проверили почти все бочки Оки, а трехметровых валов снова не оказалось, может быть, они сами боятся нас.

Кормчему Володе

Свойственна абсолютная бесконфликтность, к любому делу подходит обстоятельно.

Володя, ты получил опыт дальнего водного путешествия, это был крутой взлет по ступеням водного туризма. Первый поход самый запоминающиеся, самые яркие впечатления. Надеюсь, у тебя будет продолжение.

Рекомендации, идущим после нас

При хорошей технической подготовке (плавсредства: 4-х, 2-х местные катамараны, капитаны судов должны быть с достаточным опытом) можно идти в поход по данному маршруту с новичками.

С целью экономии времени заброску лучше сделать за поселок Орлик перед Тисскими порогами.

Для опытной группы более интересным является маршрут с прохождением притока Жом-Балок 5 к.сл. (к началу сплава по Жом-Балоку забрасываются из п.Орлик). Ребята из Электростали прошли связку Жом-Балок - Оку за 8 ходовых дней, плюс к этому организовали 3 дневки для посещения долины вулканов.

Постскриптум

Из лета в осень

Ранним утром 31 августа мы с Натальей переехали мост через Волгу, на дамбе у грузового порта разложили кости байдарки. Часа полтора чинили её ветхую шкуру. Наконец байдарка собрана и спущена на воду. Наш путь лежал на дальний мыс в сторону Крестово-Городище. Мышцы рук, еще не отвыкшие от гребли, приятно(заныли)запели, в голове крутились строчки из песни Арика Круппа "Раз..., два..., три..., зеленое и голубое, а в каждой шлюпке трое...", а нас было двое, но зеленого кругом - предостаточно. Вода сильно цвела, походила на студенистый кисель. После 4-х часового перехода мы увидели, стоящего по грудь в воде человека, набиравшего ядовито-зеленую жидкость в бутылки, подплыли, хотели ему набрать воду почище, но он отказался, сказал, что давно такую воду пьет, только подольше её надо кипятить. Так мы познакомились с Андреем, фамилия которого несла отпечаток духа нашего времени -Безденежный. Андрей работает редактором молодежной газеты, там ведет рубрику о экологически чистой природе. Когда он узнал, что мы недавно вернулись с Саянского похода, предложил об этом написать в газете, я согласился. Расположились недалеко от их лагеря. Последний день лета подарил нам тепло, купание, тихий вечер с ласковым закатом. Утро уже было осеннее, прохладное, дул встречный ветер, по Волге гуляли барашки. Когда тронулись в обратный путь, с берега махали нам руками Андрей с девушкой. В кармане его куртки лежала записка с моим телефоном.

Русский Экстрим - название статьи о нашем походе в молодежной газете от 13.09.02.

Спустя некоторое время, мне позвонила другая девушка от Андрея. Ей поручено было написать статью, которая должна была выйти уже через три дня. Из опыта предыдущего общения с журналистами я вынес, что для них важней всего чем-то заинтересовать читателей, поэтому они порой сгущают краски, обостряют ситуацию и напечатанный материал скорей всего будет с искажениями. Так оно и получилось.

В день моего рождения вышла газета, из которойвпервые узнал, что я оказывается уже 24 года как "крепко" подселна экстремальные походы и этим августом ходил на катамаранах по реке Обь вдоль монгольской границы. Наверное, это должно было заинтересовать все слои молодежи, в том числе и наркоманов.В принципе статья получилась неплохая, главное она была о туризме, а это позитив в нашей жизни. В коридоре университета столкнулся с одним преподавателем, который прочитал статью, больше всего его, поразил не "экстрим", а то, что можно было пить воду прямо из реки, для него это фантастика.

Товарищи! До какой жизни мы дожили, если в это уже не верится. Поставили на реках тромбы - плотины, сбрасываем в них нечистоты без всякой очистки, тралом по дну сгребаем все живое, а потом боремся за экологию по остаточному принципу.

Нет, уважаемый коллега, это не фантастика, есть еще чистые реки, правда там, где нас нет.

Берегите природу мать вашу.