Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Автор: Проломов А.

Источник: Турклуб "СПЛАВ" (Приморский край, г. Владивосток)

С наступлением лета каждый из нас всегда задает себе один и тот же вопрос: как и где лучше провести отпуск? Конечно, кому не хочется отдохнуть на лоне природы, порыбачить, подышать чистым таежным воздухом, любуясь первозданной красотой природных пейзажей.
Можно обратиться в какую-нибудь солидную туристическую фирму, но для этого нужны порой немалые финансовые средства, да и нет 100-процентной гарантии, что путешествие будет стоить затраченных денег.

Мы, ребята из туристического клуба "Сплав", который существует при Университете Экономики и Сервиса, эту проблему для себя решили. Вот уже более 10-ти лет клубом руководит заслуженный путешественник России Кариков Геннадий Григорьевич, с участием которого были разработаны интересные и сложные маршруты в районах Сибири и Дальнего Востока.

Этим летом наш маршрут проходил по живописным горным районам Бурятии. Сколько сказано восхищенных слов о Саянских горах, сколько замечательных песен о них сложено! На этот раз целью нашего путешествия была река Ока Саянская. Старожилы говорят: "Кто не был на Оке, тот не видел всей красоты Саян".

Лето в этих местах короткое, но жаркое, поэтому июль - самый подходящий месяц для путешествий. Поезд Владивосток - ст. Слюдянка без проблем доставил нас на северо-западное побережье озера Байкал. В Слюдянке сразу пересадка. Наша группа из 9-ти человек, легко разместилась в микроавтобусе, который и доставит нас в верховья Оки, в краевой центр Орлик. Дорога до Орлика, несмотря на сильный паводок в прошлом году, практически восстановлена, поэтому задержек в пути не было. Местное население к частым здесь туристическим группам относится доброжелательно.

Относительно быстро договорились с транспортом до следующей точки нашего маршрута - горного источника Хойто-Гол. И опять дорога! Не просто дорога, а настоящий дорожный экстрим. Трехмостовой Зил-157 порой на пределе сил брал крутые лесные косогоры, подъемы, а порой и болота.

И вот перед нами огромная поляна, на которой находится целый палаточный городок. Это - Хойто-Гол, один из известных на всю Иркутскую область минеральных источников. Выше поляны, по тропе, располагаются деревянные корпуса "Оздоровительного центра Хойто-Гол". Сами источники представляют собой небольшие срубы, где размещается деревянная ванна, через которую проходит проточная вода с характерным легким запахом сероводорода. Таких домиков с ваннами мы насчитали три. Причем источники отличаются активностью минеральных элементов. Чем выше источник, тем активнее его действие на человека.

Следующая веха нашего пути - долина вулканов. Однодневный пешеходный переход не сильно утомил нас. Постепенный набор высоты, открывающийся вид на горный пейзаж хребта Большой Саян, и хорошая солнечная погода, - все это придавало нам силы и оптимизма. Ближе к вечеру вышли к Хи-гольской пади, где и находятся вулканы. Вулкан Кропоткина представляет собой классический усеченный конус высотой приблизительно 150м (2074 метра над уровнем моря), почти полностью лишенный какой-либо растительности. Восхождение на него не требует каких-либо специальных навыков и снаряжения. Лишь находясь на краю давно потухшего вулкана, понимаешь всю его масштабность. Кратер Кропоткина диаметром 100-150 метров и глубиной примерно 40 метров! От него до другого вулкана, Перетолчина, простирается лавовая долина, совершенно голая, как лунный ландшафт. "Перетолчин" выглядит немного по-другому, чем его собрат. Прижатый к правому склону долины, это вулкан, также имеющий форму конуса высотой метров 100 (2044м над уровнем моря), но поросший травой и низким кустарником.

Далее еще один переход, на этот раз по долине реки Хадарус, которая несет свои воды к месту начала нашего сплава, слиянию с рекой Сенца. Это конец нашего пешего пути, но не конец всего путешествия. Впереди нас ждут водные приключения, с захватывающими дух порогами, шиверами и заломами.

Постройка каркасных катамаранов заняла один день. Вот мы наконец на воде! Состав команды довольно крепкий - три двухместных катамарана и один трехместный. За отсутствием члена команды пришлось оборудовать четырехместный катамаран гребью (длинное рулевое весло). Сенца - не слишком бурная река, но красивая байкальская природа удачно дополняет этот водный маршрут.

На 11-й день нашего путешествия дошли до впадения Сенцы в Оку. Контраст водных потоков ошеломляет! Немноговодная, но шустрая Сенца вливается в бурную, широкую и мощную Оку! Ока Саянская - основная цель нашего похода. Четыре катамарана, будто по цепочке, растянулись друг за другом по всей реке. По сравнению с водной стихией наши суденышки выглядят совсем маленькими и ненадежными, но это обманчивое впечатление. На порогах, где река резко забирает в сторону, встречаются высокие валы полтора-два метра высотой, вот тогда катамараны и проверяются на надежность, "зарываясь" двумя гондолами в пену, и окатывая нас, с головы до ног, водой. Но это только цветочки, основные препятствия впереди.

До устья реки Жомболок, самого бурного притока Оки, добрались на следующий день. Шикарную стоянку с песчаным пляжем трудно не заметить. Решено, делаем дневку! А раз делаем дневку, значит делаем и баню. Баня по-походному, это не то, что городская парная. Это процесс особый!

Уже с самого утра делается из крупных окатышей печка и топится до "шипения" (капель воды на камнях). Угли после растопки убираются. На специально собранный деревянный каркас закрепляется плотный тент. Ковшик воды на раскаленные камни … - и вот, прошу попариться по-туристски! Ну а если окунуться потом в холодную воду Оки, удовольствие утроится. Вечером песни у костра, праздничный рукотворный торт, - это ли не прекрасное завершение дня!

Завтра нас ждет самая трудная и интересная часть реки - ущелье Орхо-Бом, место, пожалуй, самое известное среди туристов в этом районе. Несмотря на солнечную погоду, вход в ущелье выглядит довольно мрачновато. Отвесные скалы, как бы сдавливают реку в своих тесных объятьях. Характер Оки резко изменяется, русло становится извилистее, а течение быстрее. В первом же именном пороге "Трех геологов" возникают проблемы. Менее подготовленный экипаж 3-х-местного катамарана не успел вовремя перестроиться на безопасную струю и попал в коварную "бочку", большой обливной камень, с разреженной за ним водой. Достаточно толстая, из прочной древесины гребь сломалась как щепа. Река не прощает ошибок! Необходима остановка для срочного ремонта. Кто-то из ребят помогает строить новую гребь, а кое-кто идет на добычу рыбы. По словам местных бурятов, рыбалка в ущелье отменная. Если повезет, и если не изменит сноровка рыбаку, можно выловить увесистого тайменя. На одной из стоянок Александру, нашему самому удачливому рыболову, попался-таки на спиннинг "речной дьявол", как иногда называют тайменя. Минут 10-15 пытались его подвести к берегу. Увы, большая рыбина показала лишь бурую спину и, обломав удилище, канула в омут. Но, тем не менее, уха была каждый вечер, а полуметровый линок, вчерашний улов, - тоже неплохой трофей!

Гребь отремонтирована, значит можно дальше в путь! Думаю, не стоит останавливаться на описании всех именных порогов, но о некоторых, самых ярких, стоит рассказать отдельно.

После порога, с настораживающим названием "Пронеси Господи-1", который на поверку оказался просто мощным узким сливом с высокими валами, открывается вид на более коварный порог, "Каландарашвили". Сложность в прохождении заключается в том, чтобы своевременно уйти от мощной струи, прижимающей к скале, изрезанной гротами. Конечно, без надежной страховки в такие препятствия не ходят.

Самый заметный, по нашему мнению, порог "Окинский", является еще и самым мощным и красивым на реке. Даже при средней воде двухметровые валы легко подбрасывают наши надувные суда. Чувствуешь себя, как на спине дикого сильного животного. После "Окинского" вода сильно упала, сказывается долгое отсутствие дождей.

За порогом "Бурятский" нас ждала отличная песчаная стоянка, где единогласно решили делать дневку. Пользуясь близостью порога, более опытные ребята провели учебное занятие по спасению экипажа перевернутого катамарана. Пока учились правильно кидать выброски, произошел настоящий, не учебный, овер-киль. Нас догнала группа туристов из Екатеринбурга. И один из катамаранов-четверок, не заметив залитого водой каменного зуба, перевернулся, люди оказались в воде.

Действовать нужно было быстро и слаженно, тут-то и пригодились тренировки по спасению. Словом, хорошо то, что хорошо кончается. Только один свердловчанин немного оцарапал голову, и то только потому, что пренебрег защитным шлемом.

Вообще, на протяжении всего нашего сплава, встречалось много других туристических групп: из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска. Такое же разнообразие и плавсредств: тут и обычные сборные катамараны, каяки, а также многоместные рафты (надувные лодки). Обычно, немного поговорив, обменявшись телефонными и интернетовскими адресами, расставались, чтобы потом снова встретиться на других стоянках.

Дальнейшие пороги сложных препятствий для нас не представляли. Даже известный порог "Центрифуга" проходили без обычного просмотра, стараясь выгребать на самые интересные участки. Уровень воды упал ниже среднего, поэтому характер препятствий несколько сгладился. Но медные таблички на каменных стенах являются ясным предупреждением, что река не всегда бывает смирная, и в одночасье, после проливных дождей, может показать свой строптивый нрав.

"Центрифуга" - последний запоминающийся порог ущелья Орхо-Бом. После притока Хойто-Ока река становится совсем "ручной" и обжитой. Все чаще попадаются небольшие деревеньки и хуторки. Дойдя до поселка Верхнеокинский, встретили своих новых знакомых, ребят из Москвы. С ними на бортовом "Урале" добрались до небольшого сибирского городка Зима. Вот и конец нашего путешествия.

Прощайте, Саянские горы, бурная красавица Ока! Хотя почему "прощайте", - до свидания! Мы обязательно вернемся вновь! До новых встреч, Саяны!

Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока СаянскаяОтчет о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Ока Саянская