Виды туризма
Дата: 15 июля - 1 августа 2000 г.
Маршрутная книжка № 1/4-325
Руководитель: Апарина Ю.П. (Москва)
Отчет из библиотеки МГЦТК № 5698
Сканирование и обработка: Пётр Сломинский (Москва)
1. Справочные сведения о путешествии
- Вид туризма: водный
- Категория маршрута: III
- Основная нвтка маршрута: г. Москва - пос. Лоухи - пос. Соф порог - оз.Кимасъярви - р. Писта - нос. Калевала - г. Кемь - г. Москва
- Протяженность: активными способами передвижения - 160 км.
- Продолжительность: общая- 16 дней, активной части - 13 дней.
- Средства сплава: катамаран-2 (к2), катамаран-4 (к4), байдарка-3 (63), 2 байдарки-2(б2), каноэ ("Егерь") (кан)
- Количество участников: заявленное - 13 человек, фактическое- 13 человек
- Сроки проведения: с 15 июля по 1. августа 2000 г.
- Уровень воды: р. Писта ~ средний
- По заявочному материалу дано заключение МКК МПДТК. Шифр: 177-00-66665555.
2. Сведения об участниках путешествия
ФИО | Г.р. | Турподготовка | Обязанности в группе | Адрес |
Апарина Юлия Петровна | 1975 | Кутсайоки Зу, Мста2р | руководитель | г. Москва |
Першин Александр Сергеевич | 1960 | Умба Зр, Охта Зр, Поньгома Зр, Уда 4у Лаймолайоки Зр, | казначей | г. Москва |
Крылова Анастасия Павловна | 1984 | Умба 3у | завхоз | г. Москва |
Соловьев Сергей Александрович | 1984 | Мста 2у | Участник | г. Мытищи |
Кремкова Анна Владимировна | 1975 | Лужма 2у | Мед. Сестра | Серпухов |
Раевская Мария Григорьевна | 1974 | Кутсайоки Зу Умба Зу, Мста 2у Мзымта 2у, Сандалаш – Чаткал 5у, Тумча Зу, Большая Лаба 4у, Зеленчук Зу, | Участник | Г. Москва |
Соловьева Ирина Николаевна | 1957 | Охта 3у | врач | г. Мытищи |
Иванников Виктор Игоревич | 1952 | Мста 2у, Охта 3у Прут 2р Сума 2у | Участник | г. Москва |
Романов Федор Викторович | 1971 | Мста 2у, Охта 3у | Участник | Г. Люберцы |
Белоусов Алексей Алексеевич | 1959 | Умба Зу, Она 3у | Участник | г. Москва |
Гридин Алексей Евгеньевич | 1970 | Льняная 2у, Пшехашка3у | Участник | г. Москва |
Денисова Лада Станиславовна | 1967 | Малка 2у, Мста2у, Охта 3у | фотограф | г. Москва |
Позващев Павел Анатольевич | 1947 | Кереть Зр, Волгуша 1р, Мста 2р | Участник | г. Москва |
Цель данного похода заключалась в знакомстве с новым для группы туристическом районе, отработке техники сплава.
4. Заброска и выброска с маршрута, возможные точки схода
4.1. Заброска на маршрут
Заброска на маршрут возможна от поселка Лоухи на грузовике или автобусе до озера Кимасъярви (также можно до озера Шуванда).
4.2. Выброска с маршрута
Выброска может быть осуществлена от- моста, через Писту сразу за оз. Корпиярви на грузовике или автобусе до Кеми (через пос. Калевала) . Также - за оз. Аллаярви до пос. Войницы.
4.3. Точки аварийной выброски
Аварийная выброска может быть произведена после порога "Хирви" от озера Корпиярви (рядом - автодорога Войницы - Калевала).
5. Техническое описание маршрута
Принятые сокращения: Р - разведка, С - страховка, к2 -катамаран-2, к4 - катамаран-4, 63 - байдарка "Таймень-3", С2 -байдарка "Салют-2", КНБ - каркасно-надувная байдарка "Катран","Егерь" - надувное каноэ.
Состав экипажей:
к2:
- Романов Ф.В. - капитан
- Белоусов А.А.
к4:
- Першин А.С. - капитан
- Соловьев С.А.
- Крылова А.П.
- Кремкова А.В.
б3: Похващев П.А.
С2:
- Иванников В.И. - капитан
- Соловьева И.Н.
КНБ:
- Раевская М.Г. - капитан
- Апарина Ю.П.
"Егерь": Гридин А.Е. - капитан Денисова Л.С.
1 день, 15.07.
0.28 - поезд №16 (Москва - Мурманск), Ленинградский вокзал.
2 день, 16.07.
3.30 - прибытие в Лоухи.
Так как было воскресенье, автобус на автобазе заказать не удалось. Сразу же возникли проблемы с заброской - частники (которых можно встретить у самой станции) не соглашались везти такую большую группу (13 человек + 6 сплавсредств). Наконец двое частников нам пообещали заброску на двух машинах за 2000 руб. в 14.00, затем перенесли отъезд на 16.30 (о чем сообщили казначею) и после этого оба исчезли. К сожалению, надеясь на этот вариант заброски, мы отказались от других вариантов, предложенных нам. Пришлось ночевать в Лоухах у озера ( его названия нет на карте, кто-то из местных жителей сказал, что оно называется Автобазовское, с этого озера можно выйти на реку Кереть). Ночевать в Лоухах неудобно - наш лагерь привлекал внимание местных жителей, находящихся в нетрезвом состоянии. Группам, оказавшимся в нашей ситуации с заброской, рекомендуем соглашаться на любые предложения, даже если уже варианты заброски. Пограничников в Лоухах мы не застали, поэтому список группы для пограничников передали через железнодорожников.
3 день, 17.07.
На автобазе договорились о заброске на автобусе за 3870 руб. К сожалению, уехали только во второй половине дня. Из Лоухов позвонили по тел. (81454)-21689 в фирму Welt - Maailma (находится в Калевале) и договорились о выброске. На пограничном посту проверили список группы, паспорта проверять не стали. Забросились на озеро Кимасъярви, на берегу которого осуществили стапель. Романов и Апарина обследовали окрестности озера на к2.
4 день, 18.07.
Закончили стапель и в 12.00 вышли на маршрут. Для этого совершили обнос через низкий деревянный мост. Были совершены прохождения порогов Сакал и Захар. Сакал - порог 2 к.с, не очень длинный, нет камней, много валов и бочка по правому берегу. Заход слева, река как бы делает петлю
слева направо. На заходе справа - остатки не то разрушенного сруба, не то моста. Р, С (с воды).
к4, "Егерь", С2 - прохождения штатными экипажами
к2: Романов - капитан, Апарина
Б3: Похващев - капитан, Белоусов
КНБ: Белоусов - капитан, Раевская
С2 - оверкиль на выходе из порога
Захар - порог 3 к.с, система островов, очень много камней, около 500 м длиной.С (с воды). Все прохождения - штатными экипажами. После порога Захар группа была вынуждена искать стоянку, т.к. все байдарки нуждались в ремонте. По пути мы встретили группу из Орла, которая тоже занималась ремонтом байдарки. В случае нашей группы необходимость ремонтных работ после прохождения порога Захар объясняется не только сложностью порога, но и ошибками экипажей и большим сроком эксплуатации байдарок (от 7 до 22 лет). После порога Захар - шивера (без осмотра).
5 день, 19.08.
Прохождения порогов Змеиный, Соленый и Падун.
Порог Змеиный, 2 к.с- длина около 200 м. Осмотр с левого берега. Островок, две протоки. Заход справа от острова. Выход мелкий. С, Р. Возможен обнос по левому берегу.
К4, к2, "Егерь" - прохождения штатными экипажами.
БЗ: Похващев - капитан, Раевская, Апарина
КНБ - обнос (по просьбе владельца, т.к. в пороге острые камни, хотя, на вгляд автора отчета, порог не представляет опасности для экипажей байдарок).
С2 в начале порога сел на камни, капитан ( Иванников В.И.) вылез, пытался его вытащить, но это не удалось. Матрос ( Соловьева И.Н.) вылезла из С2 с обоими веслами в руках и хотела добраться до берега, но ее снесло в порог. К сожалению, страховка с воды была осуществлена неудачно. Хотя Соловьева прошла порог самосплавом, удержала оба весла и получила только небольшие ушибы, следует уделять большее внимание страховке с воды даже в порогах 2 к.с. С2 был доставлен капитаном к берегу и обнесен. После порога Змеиный - шивера. Без осмотра, но байдарки в ней были порваны.
Соленый - порог 2 к.с, длина около 150 м. Осмотр с левого берега. Прошли по левому сливу штатными экипажами.
Падун - порог 4 к.с, две протоки, шли по левой . По правой проводили С2 ( довольно трудно, т.к. у берега глубоко). Р с левого берега, С. Порог 1,5 - 2 м слив, сильный прижим к правому берегу, на выходе - мощная шивера (см. фото в конце отчета). К4, к2, "Егерь" (на фото), б3 - штатными экипажами. КНБ - обнос по левому берегу.
Прохождение Падуна на байдарке возможно только опытным экипажем, обязательно наличие юбок и фартуков. После прохождения б3 нуждалась в ремонте, хотя у Похващева П.А. самый большой опыт байдарочных походов в нашей группе. Попытка группы аспирантов из МГУ пройти Падун на "Таймене-2" с куском полиэтилена вместо фартука закончилась тем, что байдарку восстановить не удалось, и группа лишилась одного из сплавсредств. Экипаж не пострадал. Для катамаранов порог опасности не представляет. Вещи лучше обнести. После Падуна идут шиверы.
6 день, 20.07.
Межозерный - порог 3 к.с, длина около 250 м. Осмотр по правому берегу, на выходе из озера Мандуярви остров, три протоки. В средней протоке - бочка. Левую протоку смотреть не стали.
Прохождение штатными экипажами, Р, С.
К2, "Егерь" - левой протокой ("Егерь" - оверкиль в бочке).
Остальные - правой протокой.
Далее идут шиверы.
7 день, 21.07.
Дневка на озере Вихельтаярви, ремонт сплавсредств.
8 день, 22.07.
Гроза с 11.00 до 20.00 с тремя перерывами по 50 мин. Ливневый дождь, очень плохая видимость, соответственно, передвижение затруднено и замедлено.
Семиповоротный - порог 3 к.с. длиной 1300м, много поворотов. Перед порогом можно зачалиться к левому берегу. Через 600м после начала порога - улов, там можно ставить страховку.
К2 : Романов - капитан, Апарина
КНБ: Белоусов - капитан, Раевская
К4, С2, "Егерь", б3 - штатными экипажами.
Уже знакомая нам группа аспирантов неизвестным для нас способом утопила вторую байдарку и остатки консервов.
9 день, 23.07.
Прохождения порогов Одинокая сосна, Курки, Петух. Одинокая сосна - порог 2 к.с, мощный слив справа и валы 50 - 60см. Прохождения штатными экипажами.
Шивера.
Курки - порог 3 к.с, валы, бочка, мощная шивера. Прохождения штатными экипажами. Р(с левого берега), С с воды. Возможен обнос по левому берегу. С2 (без матроса) - см.фото. БЗ - оверкиль (см.фото). БЗ после оверкиля повис на поваленной сосне у правого берега, сосну пришлось спилить, чтобы снять байдарку. Был утерян фартук. Оверкиль произошел из-за отсутствия матроса.
Петух - порог 2 к.с, слив посередине, небольшие валы. На выходе, слева - подводные камни ( не мешают даже при самосплаве ). Р с левого берега, С с воды (необходимо только при самосплаве). Самосплав : Апарина, Кремкова (2 раза), Соловьев, Похващев, Белоусов.
" Егерь": Кремкова - капитан, Раевская
КНБ: Соловьев - капитан, Кремкова
10 день, 24.07.
Прохождение порога Петух всеми экипажами.
Грива - порог 2 к.с, длина около 100 м. Перед порогом два острова. Осмотр и заход с левого берега (можно заходить и под правым берегом, но там мелко, и после острова надо уходить под левый берег).
Переход через озеро Вайкульское был очень труден для катамаранов, особенно для к4 ( в составе экипажа было две девушки). Для байдарок и "Егеря" переход трудности не составил, так как по озерам проще двигаться на судах с меньшей парусностью. Стоянка над порогом Фурляляй.
Фурляляй - порог 3 к.с, проносная бочка с камнями на дне, валы на выходе. Бочку можно обойти справа, что рекомендуется для байдарок. Р с левого берега, С с воды. Возможен обнос по левому берегу.
Прохождение на "Егере" штатным экипажем ( см. фото). К4,к2 - также штатными экипажами.
11 день, 25.07.
Прохождения порога Фурляляй.
"Егерь": 1. Соловьев- капитан, Кремкова
Оверкиль (см. фото).
2. Гридин
З. Похващев - капитан, Белоусов 2 раза
К2:
1. Белоусов - капитан, Похващев
2. Раевская - капитан, Апарина (см. фото)
12 день, 26.07.
Прохождения порогов Фурляляй, Имисев, Талии, Хирви. Прохождения Фурляляя: С2 - штатным экипажем, БЗ: Похващев - капитан - Апарина
Имисев - порог 3 к.с, валы, сильное течение, по берегам - камни, длина около 500 м. Приблизительно в середине порога косые валы, сходятся треугольником. Р с правого берега, С с воды. По правому берегу возможен обнос. БЗ: Похващев - капитан
Белоусов (см.фото).
Остальные - штатными экипажами, С2 - оверкиль на выходе из порога (см. фото).
Талии - порог 3 к.с, мощный слив, валы высотой около 1м , основная струя сужается, не очень сложен даже для байдарок (это субъективная точка зрения!). БЗ: Похващев - капитан, Соловьев
Остальные - штатными экипажами. КНБ: см. фото.
Хирви - порог 3 к.с, валы, две бочки (около второй бочки - бревно), на выходе - камни, длина около 300м. Р с левого берега, С с воды. Обнос по левому берегу. К4, к2, "Егерь" -штатными экипажами. БЗ : Похващев - капитан, Белоусов С2, КНБ - обнос.
К2 -оверкиль во второй бочке, БЗ обошел бочку справа (см. фото). Стоянка на озере Корпиярви, у автодороги. Вечером подъехал грузовик, водитель вышел и спустился к воде. Впоследствии мы узнали, что он был из рыбнадзора.
13 день, 27.07.
Шиверы, мост, порог Поалла.
Поалла - порог 3 к.с, 3 ступени, 1 ступень - валы и небольшая бочка ( прохождение "Егеря см. на фото); 2 ступень - слив , рядом с ним маленький улов (см. фото); 3 ступень - бочка, слева от нее слив, дальше - валы. Заход - посередине (слева и справа - камни). Ближе к правому берегу - островок, правее него вообще непроходимо - мелко, узко и камни ( см. фото). 1 ступень - Р справа, С с воды; 2,3 ступени - Р слева, С с воды. Возможен обнос по левому берегу.
14,15 дни, 28.07, 29.07.
Дневки. Прохождения порога Поалла.
Прохождения были совершены участниками похода в разных экипажах и на разных сплавсредствах. 2 и 3 ступени проходили по несколько раз ( например, Похващев прошел 4 раза, Кремкова 3 раза и т.д.).
16 день, 30.07.
Обнесли Поаллу и поднялись против течения к мосту. В 18.15 к мосту подъехал заранее заказанный автобус до Кеми.
17 день, 31.07.
2.51 - поезд №133. Билеты купили в Кеми без проблем. Но сейчас нет уверенности, что этот поезд не отменен.
18 день, 01.08.
4.30. В Москве.
К сожалению, не все отснятые фотопленки получились из-за неисправности фотоаппаратов, и фотографии вошедшие в отчет не отражают всех прохождений.
Мы благодарим Финогенову Анну Геннадиевну за оказанную нам помощь и нашего фотографа Ладу Денисову, сделавшую большинство фотографий.
6. График движения на маршруте
День пути | Участок маршрута | (км) | Время в пути | Характеристика участка |
1 | Москва – ст. Лоухи | 23.5 ч. | поезд | |
2 | Москва – ст. Лоухя | 3.5 ч. | поезд | |
3 | ст. Лоухи –пос.Соф порог –оз.Кимасъярви | 3.5 ч. | автобус | |
4 | оз.Кимасъярви (от низкого деревянного моста)–пор.Сакал – пор..3ахар, стоянка за пор. Захар | 3+ 0.5+ +0.5 | 30'+5'+ 51 | препятствия П–Ш к. с. |
5 | пор. Змеиный – пор. Соленый – пор. Падун | 2+ 0.5+ 0.5 | 20'+5'+ 51 | препятствия П–IV к.с. |
6 | пор.Межозерный –оз.Вихельтаярви | 7.2+ 7 | 1ч.20'+ 1ч.20! | препятствие Ш к.с. |
7 | Дневка | – | 2ч.40! | ремонтные работы |
8 | оз.Вихельтаярви – оз. Пистаярви – пор. Семиповоротный –стоянка за пор. Семиповоротный | 5+ 15 | препятствие Ш к.с. | |
9 | пор.Одинокая Сосна –пор.Курки – пор.Петух | 0.5+ 7+ 2.5 | 5’ +2ч.+ 25' | препятствия П–Ш к.с. |
10 | Пор. Грива – оз. Вайкульское –пор.Фурляляй | 2.5+ 4+8 | 25'+40' +2,5ч. | препятствия П–Ш к.с. |
11 | Дневка | – | – | прохождения пор. Фурляляй |
12 | пор.Имисев – пор.Талии –пор.Хирви – оз. Корпиярви – стоянка у автодорога | 9+2 +1+ 3+3 | 1ч.30'+ 204–10' +30'+1 ч. | препятствия Ш к.с. |
13 | шиверы – мост – пор. Поалла | 5+ 0.5+ 2 | 50'+5М–20' | препятствие Ш к.с. |
14–15 | дневки | – | прохождения пор. Поалла | |
16 | пор. Поалла – мост (вверх по течению) – ст.Кемь | 2 (сплав) | 30’ | Сплав автобус |
17–18 | ст.Кемь – Москва | Поезд |
7. Определяющие препятствия на маршруте
№ | Вид препятствия | КС | Длина | Характер препятствия | Кем пройден |
1 | Пор. Падун | 4 | 200 | б3,б2, к4, к2, кан | |
2 | пор. "'Поалла" | 3 | 70+80 +70 | 3 ступени | к4,к2, кан,бЗ, б2 |
3 | пор. "Хирви" | 3 | 300 | на вых. – слалом между камней | к4 к2 кан, 63 |
4 | пор. "Имисев" | 3 | 300 | к4 к2 кан, б3,б2 | |
5 | пор. "Захар" | 3 | 500 | слалом между камней | к4 к2 кан, .б3,б2 |
6 | пор. "Семиповоротный" | 3 | 1300 | к4 к2 кан, 63,62 |
8. Дополнительные сведения о походе
8.1. Групповое снаряжение
№ | Наименование | Количество | Примечание |
1 | Катамаран–2 | 1 | |
2 | Катамаран–4 | 1 | |
3 | Каноэ | 1 | |
4 | Байдарка | 3 | |
5 | Ремнабор | 6 | По одному на лодку |
6 | Спасконец | 2 | |
7 | Палатка | 6 | По одной на экипаж |
8 | Аптечка | 1 |
8.2. Погодные условия
Во время путешествия преобладала солнечная погода. Ночью температура была на уровне +13 - +17 градусов тепла, днем температура колебалась от + 15 до +25 градусов тепла.
Изменение метеоусловий во время путешествия отражено в таблице.
День пути | Метеоусловия | Примечание | |
16–21.07 | 2–7 | Ясно | |
22–24.07 | 8–10 | Дождь, гроза | Похолодание к вечеру |
25.30.07 | 11–16 | Ясно | Потепление |
8.3. Раскладка продуктов
Раскладка продуктов составлена в предположении полного автонома группы, все продукты закуплены в г. Москва. Во время путешествия раскладка дополнялась грибами, собираемыми на стоянках и рыбой.
Наименование | m | kCal | kCal*m | На группу 1300 | Полная масса 16,9 |
Сухари белые: 25% + черные: 75% | 0,100 | 330 | 330,0 | ||
Печенье | 0,040 | 410 | 164,0 | 0,52 | 6,76 |
Тушенка | 0,070 | 300 | 210,0 | 0,91 | 11,83 |
Концентраты | 0,020 | 335 | 67,0 | 0,26 | 3,38 |
Колбаса, мясо | 0,050 | 370 | 185,0 | 0,65 | 8,45 |
Крупы | 0,200 | 335 | 670,0 | 2,6 | 33,8 |
Макаронные изделия | 0,050 | 337 | 168.5 | 0,65 | 8,45 |
Сахар | 0,060 | 505 | 303,0 | 0,78 | 10,14 |
Конфеты | 0,020 | 505 | 101,0 | 0,26 | 3,38 |
Сухое молоко | 0,025 | 350 | 873 | 0,325 | 4,225 |
Масло растительное | 0,025 | 883 | 220,8 | 0,325 | 4,225 |
Масло животное | 0,010 | 875 | 87,5 | 0,13 | |
Чай/кофе/какао | 0,010 | – | – | 0.13 | 1,69 |
0,050 | 44 | 22,0 | 0,65 | 8,45 | |
Чеснок | 0,005 | 44 | 2,2 | 0,065 | 0,845 |
Специи | 0,003 | – | – | 0,039 | 0,507 |
Сыр | 0,020 | 344 , | 68,8 | 0,26 | |
Соль | 0,025 | – | 0,325 | 4,225 | |
С2Н5ОН40% | 0,050 | – | – | 0,65 | 8,45 |
Всего на человека, кг: | 0,833 | Калорий: | 2687,3 | ||
На человека всего: | 9,8 | ||||
Дней похода: | 13 | Полная масса, кг: | 127,4 |
Примечание 1: Раскладка составлена с 0 дефицитом калорийности.
Примечание 2: Спирт при расчете стоимости не учитывался.
8.4. Смета расходов
№ | Наименование | Стоимость на чел. | Общая стоимость | Примечание |
1 | Проезд Москва – оз. Кимасъярви | 470 | 6110 | поезд Москва Лоухи, автобус Лоухи – оз. Кимасъярви |
2 | Раскладка продуктов | 435 | 5655 | Групповая закупка |
3 | Проезд р.Писта – Москва | 490 | 5070 | поезд Кемь – Москва , автобус |
9. ВЫВОДЫ И РЕОМЕНДАЦИИ
Маршрут является одним из наиболее интересных к Карелии и одинаково хорошо подходит как для хорошо подготовленной группы, так и для начинающих туристов-водников.
Рельеф местности позволяет в случае необходимости совершить обнос большинства сложных водных препятствий.
Сравнительная простота и дешевизна заброски и выброски группы может оказаться весьма актуальной в условиях жесткой экономии средств.
Особенностью маршрута являются заболоченные берега па некоторых участках маршрута, но не в местах самых сложных препятствий.
10. Картографический материал
Атлас Карелии 1:200000,1997 г. (копия карты маршрута прилагается к отчету).
Отчет составлен Апариной Ю.П. 01.11.2000
Комментарии