Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 470 0

Автор: Максим Ширшов (Санкт-Петербург)

  • Отчет об автономном водном походе IV к.с. из Карелии в Мурманскую область и обратно
  • Плавсредство: КНБ Свирь-Н
  • Капитан Максим Ширшов, матрос Евгения Цинклер
  • Нитка маршрута (круговой): Губа Варлакша - оз. Тикшозеро - р. Винча - оз. Пайозеро - оз. Каменное - оз. Челозеро - р. Кукса - оз. Кукос - Безымянное озеро - Безымянное озеро - оз. Верхнее Тайболярви - Безымянное озеро - оз. Тикшозеро - губа Варлакша.
  • Протяженность маршрута 100 км.

День первый

Поезд Санкт-Петербург - Мурманск, выход на станции Чупа. Заказанный трансфер (УАЗ - "буханка") в губу Степанова на Тикшозеро, но водитель ошибся дорогой (что впоследствии показал GPS) и доставил в губу Варлакшу в 18 часов вечера. Стапель. Но уже вечер и ночевать встали в 200 метрах от места стапеля на левом берегу губы. Рыбалка. Водка. Ужин. Отбой в 12.00.

День второй

Подьем в 6 утра, рыбалка - 2 щуки по 1,5 кг из коряжника на поппер. Выгод из губы и продвижение на север к истоку р. Винча. Живописные острова вокруг, на каменных отмелях клюет окунь и хариус, на глубоких плесах щука и совсем редко кумжа. Останавливаться для дневки или перекуса можно практически на любом острове. Места совершенно пасторальные, практически каждый остров с "бараньим лбом" и стоянкой над ним, людей нет, стоянки чистые и ухоженные. Вода в озере питьевая и очень вкусная. Улов: несколько окуней и щука на 3 кг. Дошли до истока Винчи. Пороги на р. Винче начинаются небольшим порожком после моста, слив под которым непроходим. Проход первого порога - мелкая шивера, "шкуродер". Далее еще одна шивера через 200 метров - заканчивается небольшим сливом между двумя валунами. Перед ней ряжевая стенка, заклейка дырки образовавшейся после "шкуродера". Еще через километр стоянка на острове, который разделяет реки. Река сразу разделяется на два рукава, р. Винча - налево, р. Пудос - направо. Дождь, отбой в 00.00.

День третий

Подьем в 9.00. 200 м. от острова порог - Акапорог, перед ним небольшой (30 метров) обнос слева по берегу. Порог несложный, заканчивается широким сливом между двух валунов. Все остальные т.н. "еловые пороги" тоже несложны. Поэтому отдельного описания не нужно. Осмотр необходим только для контроля отсутствия топляков и торчащих бревен, что на Винче не редкость. На бывают порогах несложные шиверы и встречаются "обливняки". Единственный заслуживающий серьезного осмотра порог, последний, перед Падуном. Просмотровая тропа слева по высокому берегу. Порог заканчивается ряжевой стенкой. В среднюю воду весь порог проходится по центру струи, с уходом в конце ряжевой стенки от "обливняков". На порогах хорошо ловится хариус, изредка форель, на участках между порогами окунь и щука. Улов - несколько окуней и несколько хариусов. Дошли до порога Падун. Падун непроходим. Обносные тропы как слева, по тропе, так и справа по грунтовой дороге. Приняли решение обноситься по тропе слева с частичным сплавом. Всего обноса около 1,5 км. Тропа обноса хорошая. Перед Пайозером встали на воду, и сразу на правом берегу отличная стоянка. Ужин, копчение рыбы, отбой в 2 утра.

День четвертый

Подъем в 10.00. Прошли Пайозеро, между Пайозером и оз. Каменное небольшой порожек, заканчивается шиверой с ряжевой стенкой слева в конце, на пороге ловится ручьевая форель. ПОЖАЛУЙСТА, ЕСЛИ ВЫ ПОЙМАЛИ РУЧЬЕВУЮ ФОРЕЛЬ, ОТПУСТИТЕ ЕЕ ОБРАТНО! В РЕКАХ И ОЗЕРАХ ПОЛНЫМ-ПОЛНО ДРУГОЙ, НЕ МЕНЕЕ ВКУСНОЙ РЫБЫ. Прошли оз.Каменное, которое заканчивается мостом и длинным порогом Каменный. Слив под мостом отмечен мемориальной табличкой про утонувшего водника, что оптимизма не добавляет, обнос моста и слива справа до улова за мостом. Сам порог осматривается по тропе слева по высокому берегу. В среднюю воду по центру струи между "обливняками" проходится нормально, главное, не прижиматься ни к одному из берегов. Порог заканчивается ряжевой стенкой слева. В пороге несколько неприятных "обливняков", удар о которые может повредить каркас. Напротив ряжевой стенки популярная стоянка, оттуда же удобно делать фото и видео съемку прохождения порога. Если нужен обнос, то лучше делать его по короткой тропе справа. Выход в Челозеро, налево до устья реки Кукса. Устье в виде водопада с обносной тропой справа. (вообще, обнос есть раньше, сразу из Челозера в Кукос по нормальной грунтовой дороге, но мы не ищем легких путей :) Наверху водопада удобная стоянка. Ужин. Отбой в 1 ночи.

День пятый

Подъем в 10 утра. Принято решение подниматься по реке Кукса. С этого момента все обносы идут вверх, т.к. на р. Винче на порогах потеряли около Река живописная, порожистая с несколькими водопадами. Водопады непроходимы как снизу, так и сверху - все завалено сплавным лесом. Порожистые участки проводятся, водопады обносятся. Тяжело, т.к. тропа пешеходная и для прохода с 5-метровой байдаркой на плечах не предусмотрена. Обнос около 3-5 км. Точнее не посчитать, т.к. тропа очень петляет. Выход в озеро Кукос. Каменистое дно. Есть форель и хариус. Встали на воду около 5 часов вечера. Переплыли озеро, прямо напротив каменной стоянки, куда приводит обносная тропа. На другом берегу есть небольшая протока, которая по карте соединяет оз. Кукос и безымянное озеро (вообще, обнос есть чуть дальше, по нормальной тропе, но как уже отмечалось мы легких путей не ищем). На этом участке два обноса, до мальнького озерца и после, первый обнос около 800 метров, второй около 300, озерцо торфяное. Присутствия рыбы не замечено, но по болотистым берегам полным-полно морошки. Вышли в следующее большое безымянное озеро (к сожалению, на генштабовской 500-метровке не указано его названия). В центре озера очень хороший, достаточно большой остров с горой. Стоянка, отбой в 2 утра.

День шестой

Подъем в 10 утра. Прошли безымянное озеро и вышли в мелкую торфяную протоку в юго-восточном направлении. Протока то сужается, то расширяется. Прошли протоку до последнего расширения, здесь выход на правый берег. На верху высокого берега в зарослях молодняка бывшая лесная дорога. Полностью заросшая. Эту "дорогу" можно обнаружить по сломанным веткам и деревьям. А также, по нескольким, вывороченным из колеи камням. Т.к. "дорога" не использовалась более 10 лет, продвижение с байдарками и рюкзаками крайне затруднено. Обнос по этой "дороге", мимо высоты 202 метра до очередного безымянного озера около 4,5-6 км. "Дорога" угадывается по еле заметным колеям и по обломанным веткам (уж я постарался, надеюсь "гринпис" меня за это преследовать не будет :). Стоянка между небольших безымянных озер. Отбой в 1 ночи.

День седьмой

Подъем в 9 утра. Утро начинается с очередного обноса в оз. Верхнее Тайболярви, обнос небольшой, около 500 метров по болоту. Далее проход по озеру до протоки, которая по карте соединяется с оз. Тикшозеро. Протока оказалась проходимой только на 10%, остальное обнос около 2 км. по хорошей тропе. Выход в Тикшозеро. Приняли решение выходить не в Северную Тайбол-губу, а продвигаться далее, по узкому ответвлению на северо-восток. До Тикшозера несколько небольших, по 20-30 метров обносов, там, где протока уходит под камни. Вышли на зеркало Тикшозера в 14.00 и взяли направление на губу Варлакшу. В 18.00 перед губой Уналакша застал шторм и ветер. Байдарку заливало водой, приняли решение пересидеть и идти ночью, благо ночью светло. Ужин, подъем через каждый час, но до утра встречный ветер и боковая волна не унялась. В 6 утра встали на воду. Прошли губу Уналакша, но байдарку заливало водой, и угроза оверкиля, когда до берега более километра, встала как никогда более реально. Аварийно причалили на мысу где стояли люди с катером. На просьбу о спасении и довоза до губы Варлакши московско-питерская компания откликнулась без лишних разговоров. Большое им спасибо, т.к. шторм продолжал усиливаться. До губы Варлакша дошли на катере за 30 минут. Маршрут закончен. Антистапель в 10 утра. Трансфер до поселка Лоухи. Обратный поезд до Санкт-Петербурга.

Общее впечатление: водная часть маршрута несложная, 4 к.с. поставлена из-за большого количества обносов без дорог и троп, а также из-за автономности маршрута и невозможности аварийного схода с маршрута. Места ненаселенны. Туристических групп не много. Поэтому рассчитывать можно только на себя.

Рекомендации: иметь при себе GPS т.к. в многих местах только наличие GPS позволяло правильно выбрать маршрут. Обязательно иметь с собой ремнабор, т.к. на мелких шиверах часты пробоины шкуры. Обязательно приобретать заранее билеты на обратную дорогу, т.к. как правило, остаются только купейные вагоны, в которых размещение крупногабаритных грузов (байдарки, рюкзаки и проч.) проблематично.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию