15 января 2013
Год путешествия: 2004

Санкт-Петербург, 2004 г.

Автор - Андрей Артюшин (Санкт-Петербург)

Продолжительность маршрута не замерялась точно, около 85 км.

Дата похода: 11 июля - 25 июля 2004 г.

12 ходовых дней, из них 4 дневки и 4 полудневки.

Состав группы: Виноградов Владимир, Каплан Евгений, Артюшин Андрей, Парамонов Игорь.

Сплавсредства: байдарки "Тритон" и "Свирь-Н".

Данный отчет рожден как информационный, для туристов, которые предпочитают неспортивный вариант похода. Основное описания маршрута - с точки зрения любительской ловли рыбы, поиска хороших стоянок, красивых природных мест.

Начало маршрута: от Станции Поросозеро ж/д ветки СПб - Костамукша.

Заброска
Поезд СПб - Костамукша приходит на станцию в 4.30 утра. Нужно контролировать проводника, а то они сами не знают, где какой полустанок. На станции поезд встречает пограничник, и если ваши документы не вызовут подозрений, он сам предложит вас довезти до места сборки. По местному это звучит "к кривому мосту". У погранца четверка, и он может взять сразу четверых с вещами, если уговорить, что мы и сделали. Время в пути около часа. Подвозит, зная место, где собрать лодки, уже не первый раз. За доставку просит 500 руб. Лучше не спорить и соглашаться. Поселок в 2 км от станции, и где там найти машину ночью - непонятно. Других приезжающих-встречающих мало. Спецом турье никто не встречает. Видимо, погранцы всех разогнали.
На станции нет магазина. Затарку на заброску и сборку делайте заранее.

Сборка
Место для сборки на старой дороге, у старого моста через реку. Ровное, хорошее, удобное место. До озера Алинен - 200 м (по реке Койву вниз).

Маршрут

Начинается маршрут с озера Алинен и Илинен, соединенных короткой неглубокой протокой с течением. У местных эти озера называются как то по-другому.
  Озера красивые, много нетронутых пляжей шириной от 3 до 150 метров.

Отчет о самодеятельном водном походе

Отличные места для дневок. Особенно интересно место между озерами, где на узком 15-30м. выдающемся справа мысу есть хорошее место для стоянки. На озерах неплохо ловится рыба на спиннинг и удочку.

Река Койву/Мянтюйоки после озера Илинен до оз. Мянтюярви течет река без названия, я ей дал комбинированное название. Данный участок трудно назвать только рекой, это очень интересное место для рыбалки. То расширяясь до 300 - 500 м, то сужаясь до 30 - 50 м, река проходит через пороги и шиверы (в совокупности около 5 - 8), на карте обозначен только один. Видимо, самый сложный. Все пороги и шиверы проходятся без просмотра (!!). Просмотр осложнен остатками деревянных и каменных ряжевых стен, отбойников вдоль берегов. И отсутствием троп. Раньше по реке был сплав леса.

Озеро Мянтюярви. Обычное озеро с низменными болотистыми берегами.
Озеро "без названия". Следует за оз. Мянтюярви, такое же - в болоте.

Река Мянтюйоки. До оз. Сури-Контиоярви река протекает через сужения и расширения до 300 - 500 м с сильно извилистым болотистым низменным берегом. Хорошие места для рыбалки. Много кувшинок и тростника.

Озеро Сури-Контиоярви. Большое красивое озеро с двумя островами, пляжами. Заканчивается сужением и автомобильным мостом через реку Контийоки. По дороге интенсивное движение (лесовозы).
Река Контийоки. В начале под мостом узко, проход по обливным камням с небольшим падением, просмотр осложнен. При высокой воде проходится. Далее река расширяется и следует череда порогов и шивер, проходимых без просмотра. Пороги интересны для блеснения и красивы. На данном участке нет полян даже для перекуса, бурелом.

Озеро Чудоярви
. Река перед озером красиво расходится на несколько рукавов, где шикарно поблеснить. Само озеро с низменными берегами, левый берег в конце озера условно пригоден для стоянки. В правом углу озера виден небольшой открытый участок берега, где подходит дорога. Вряд ли туда есть смысл плыть даже для поиска стоянки. Отчет о самодеятельном водном походеЕдинственное путевое место для стоянки - справа по ходу, в конце озера на пляже, на маленькую группу. Если остановиться здесь, то стоит подняться вечерком обратно к последнему порогу и поблеснить. Там есть удобный островок. Сужаясь до 100 - 400 м, озеро тянется еще несколько км. Через 500 - 800 м после сужения - на левом берегу стоянка рыбаков с домиком и настоящей баней. Где можно запросто попариться, и, в крайнем случае, встать на ночь. Чуть дальше слышен шум порога с правого притока реки Анниноя, стоит съездить посмотреть. Круто падающий порог с поворотом и "древними" остатками моста. Еще странная достопримечательность: по левому берегу, на высохшей сосне, на верхней ветке, на высоте около 20 - 25 м, висит металлический обод колеса грузовика. Как он туда попал?? Непонятно.

Река Тарасйоки. Далее река течет около 5 - 8 км до оз. Ала при ширине 30 - 100 м, проходя небольшие шиверки. Слева по берегу будет рыбацкий домик, пригодный для жилья. С топорами, одеялами, одеждой, мережами, удочками и т.п. Вокруг - поваленные деревья и бурелом. Какое-то странное место.

Озеро Ала. Длинное озеро с сужениями, как бы разделенное на три; высокие, круто поднимающиеся берега. В начале озера на левом высоком берегу - домик рыбака, почти все время живущего на озере. Встретили его, проверяющего жерлицы. Жаловался на исключительно плохую рыбалку в этом году из-за высокой воды. Стоянка есть почти в конце озера, слева за мысом, на маленьком пляже. В конце озера - старая дорога у бывшей плотины, где начало реки. От плотины порог с хорошим падением и валами. Проходится без просмотра (!!).

Отчет о самодеятельном водном походеРека Тарасйоки. После порога река, сужаясь и расширяясь, течет до б/н озера, перед началом которого - хорошая стоянка на правом берегу.
Далее по реке - необозначенный порог, требующий просмотра. Заканчивается под автомобильным мостом - наметить проход! Осмотр - правый берег. Дорога с левой стороны реки и мост - на карте не обозначены.

Озеро Леукуньярви. На озеро после порога с моста открывается красивейший вид, с сопками и горой Вирунвара за озером. Красивое озеро с пляжами.

Река Тарасйоки. Небольшой участок с шиверами до озера Муртсхаккименьярви (во название-то! Трезвым не выговорить!). И далее, так же с шиверами и разливами, тростником и кувшинками - до озера Сариярви. По пути будет пара небольших порожков, очень красивых, со скальными выходами. К сожалению, для стоянки нет места. Но погулять и половить рыбу - замечательно.

Отчет о самодеятельном водном походеОзера Сариярви: Тут мы остановимся поподробней. После шиверы при впадении в озеро есть отличная стоянка на левом мыску.
Здесь обязательно нужно сделать дневку, с радиалкой на Гору Вирунвара. Вид на гору с поляны прекрасный, гора подходит к берегу озера, и идти недолго (переплыв озеро). На сопке есть залысина, и если туда забраться, видна поляна.
Отчет о самодеятельном водном походеИ можно друг друга заснять (с поляны сопку и обратно), если есть техника с увеличением. Внизу сопки есть старая дорога, по которой тоже неплохо попутешествовать. Кроме того, хорошее место для рыбалки на удочку и спиннинг. Много заливчиков с тростником. В конце озера слева - домик, и подходит дорога (не подплывали).
Река Тарасйоки. Далее течет с шиверами и порожками, разливами. Постепенно повышается левый берег, местами песчано-галечными, крутыми откосами.
Достопримечательность: по рассказам местных жителей Тойволы, на данном участке реки, не доходя первого озера Ала -Тарасъярви, справа, в лесу, есть красивейшее озеро с очень прозрачной водой, находящееся как бы в котловане. На карте оно обозначено. Мы не стали возвращаться, поскольку прошли уже эти озера, когда семья местных рыбаков нам рассказала про лесное озеро.

Отчет о самодеятельном водном походеОзеро Ала -Тарасъярви. По сути, два больших озера, соединенные узкой протокой с шиверой. Первое озеро, как из сказки, все усеяно обалденными пляжами (дневку обязательно!). Тут бы пансионаты ставить.
Девственный пляж.
Перед поселком Тойвола стоять лучше здесь. Второе озеро неинтересное, болотистое, да и рыбаки с поселка уже есть.

Озеро Кайтаярви, поселок Тойвола. Перед озером - небольшой порог. Далее все просто. От причала 250 м до магазина - пиво есть, хлеб кончился! От поселка появляется связь - Мегафон - и далее будет по всему маршруту.

Река Тарасйоки. Начиная от автомобильного моста, идут пороги, какие-то с приличным падением, как первый под мостом. А некоторые - классические, с камнями в струе, небольшим падением и широким разливом. Все проходятся без просмотра (!!). После одного из порогов будет стоянка (за мостами) и слева, и справа. Если вставать, то слева: с другой стороны местные приходят купаться.

Найстеньярви. По Тарасйоки доплываем до окраин Найстеньярви, где появляется небольшое количество причаленных лодок, рыбаков, купающихся и отдыхающих вдоль берега аборигенов. Река расширяется и переходит в озеро "без названия".

Озеро "без названия". На окраине Найстеньярви уходим налево в озеро "без названия". Двигаемся к реке Ирста.

Отчет о самодеятельном водном походеРека Ирста. В низовье (есть маленькая поляна на перекус/перетоп) полноводна и похожа на Тарасйоки, немного уже. Встретили местных, причаливших на лодке собирать морошку. Ну а теперь начинается "тяжелый подъем вверх".
Несколько шивер, проходимых на веслах, кроме первой, которую можно назвать порожком, и которую частично придется провести. Красивые и пригодные для блеснения шиверы. Далее оз. Круглое.

Озеро Круглое. Красивое озеро с тростником, кувшинками. Весьма пригодное для рыбалки.
На озере причалены лодки рыбаков. Стоянка есть в правом дальнем углу, возможен пляж (видели издалека). При выходе из озера в реку слева на берегу есть маленькая удобная стояночка под перекус/перетоп со столиком и видом на озеро.
Далее опять несколько красивых и пригодных для блеснения шивер, некоторые из которых проходимы на веслах, а 1 или 2 - проводка.

Озеро "без названия 2". Весьма странное озеро, где остров чуть ли не больше самого озера. Когда двигаешься по правой стороне острова, кажется, что плывешь по разливу реки. Стоянок, даже маленьких, не видно, хоть пара лодок местных причалена. Подходя к порогу, который хорошо слышно с озера, видно как повышаются берега. И справа появляются открытые скалистые шишки. Можно ли там сделать стоянку? Больно круты.

Отчет о самодеятельном водном походеВпереди - длинный и глубокий порог длиной около 300-400 м, требующий подготовки к проводке. Здесь уже нужны длинные чалки. Проводка осложнена каменными отбойниками, сужающими реку в одну быструю струю. Тропа (звериная) лучше по правому берегу.
Перед порогом глубокий разлив с затонами, где здорово половить рыбу. Мы с ходу взяли щуку на 6 кг. А вечером сошла чуть поменьше. Мелочевка не в счет.

Отчет о самодеятельном водном походеРазработали стоянку (мелкий ельник) на левом высоком берегу перед порогом. Если поработать еще топором полчаса, можно сделать стоянку на большую группу. Далее на озеро Курналампи.

Озеро Курналампи. Большое красивое озеро, переходящее в Унусозеро.
Есть места для стоянок. Мы выбрали красивый мысок с пляжем на правом берегу, не доходя острова. Стоянок туристов не видели. В начале озера слева на мысках есть 2 домика рыбаков и лодки. Но за 3 дня видели только двух рыбаков на разных озерах. Они нас как будто не видели. Озера годятся для продолжительного отдыха и рыбалки.

Отчет о самодеятельном водном походе

Возвращение. Наш поход заканчивается, и мы спускаемся назад в Найстеньярви. Удобно то, что вы сразу, с почти глухого озера выйдя утром, после обеда уже на станции. Есть одна тонкость: на карте два Найстеньярви, и какая из них станция? Вторая по ходу движения. Вернувшись к месту поворота к Ирсте, двигаемся вниз по течению. Проходим озеро б/н и оз. Саариярви (справа поселок и техногенка). В конце оз. Саариярви бывшая плотина, разделенная островом. Слева есть проход среди погорелой плотины, есть риск словить бревно. Справа от острова - насыпь и ручей. Там просочиться безопасней. Далее небольшой участок реки и оз. Женское. Повернув налево, по озеру нужно пройти вдоль берега до видимых справа кранов. За 200 - 300 м до них будет маленькое место среди кустов для причаливания. Тут и вставать для сборов. За кустами большая поляна в лесу и кострище, есть дрова.

Отчет о самодеятельном водном походеС поляны (из-за леса) видна крыша станционного здания. До него 100 м. До магазина 300 м.

Поезд. Ходит через день! Прибытие в 23.20, отправление в 23.25. Садиться в 4 вагон к начальнику поезда. Билеты на станции не продают. На обратном пути поезд до вокзала останавливается в Девяткино (северная окраина города и первая станция метро). Это удобно для тех, кто из Питера, или тех, кто хочет доехать до Московского вокзала без пересадки в метро. С 2004 года поезд на Костамукшу ходит с Ладожского вокзала.

Дополнительная информация
Все указания - право/лево - исходя из направления движения. И не зависят от направления течения рек.
На всем маршруте довольно темная коричневая вода. Может, из-за избытка дождей. Из рыбы ловится на спиннинг окунь и щука. На удочку окунь, уклейка, плотва.
Местные рыбаки не донимают, лодки все - деревяшки, моторов нет вообще.
Описание рек и озер по высокой воде. Возможно, в другие сезоны на многих шиверах будет шкуродер, а пороги превратятся в шиверы. Троп вдоль порогов и шивер или нет, или звериные. Есть только близко к населенке или дороге.
Туристских стоянок на большую группу, "разработанных" - 1 - 2 на весь маршрут. Места для разработки встречаются редко, в основном пляжи на озерах, их огромное количество, но лес, как правило, за пляжами, не пригоден для установки палаток. Много камней по берегам, пригодных для турбани.
Рекомендуем туристам, не имеющим опыта прохождения порогов обязательно делать просмотр порогов! Каски, фартуки, юбки, жилеты - обязательны! Если, конечно, у вас не подводная лодка.
Совет. Палатки на 3 - 5 человек с тамбуром не берите, если есть такая возможность.
Предупреждение пограничника. Местное население может себя вести агрессивно, якобы в Поросозере были случаи драк с туристами. И предупреждение о возможном воровстве имущества на маршруте, якобы были случаи. Насколько это вероятно?? Никто, наверное, не застрахован на любом маршруте. Но принять во внимание нужно. Мы на всем маршруте встречали дружелюбных аборигенов.
Заброска (другие варианты).
Если у вас нет пропусков в погранзону (или маршрутной книжки и списка турья), заброску можно сделать из Петрозаводска, наняв автотранспорт. В Поросозере пограничнику уже не нужны пропуска и т.п. Только паспорта.

P.S. Инфо на февраль 2005. Пропуска в погранзону отменили. Но это уже второй раз с 2004 года. То отменяют, то снова вводят. Проверьте перед поездкой. Например, в справочной по вокзалам (тел.055), или в заказе билетов (по тел. 067). Или можно узнать в справке по городу Костамукша.

Резюме
Маршрут не обхоженный и не загаженный, описаний в интернете нет. Турья мало. Все стоянки чистые, пляжи почти без следов пребывания людей. Много мест на проходных озерах, где можно найти закутки для стоянки, чтобы никто не попадался на глаза. Туристы! Кто любит семейные походы, кто не гонит километраж и любит побалдеть на пляжах, половить рыбку - это для вас!